Стиль рококо в архитектуре: Стиль рококо. Черты стиля рококо в архитектуре, интерьере, в одежде, живописи, фото стиля рококо

Рококо | Архитектура и Проектирование

Рококо — первый безордерный стиль, игривый и изящный, считающийся несерьезным и легкомысленным, ставший, тем не менее очень популярным и оказавший огромное влияние на развитие всех видов искусства, особенно декоративного. Это первый в истории архитектуры и дизайна помещений «уютный и беззаботный стиль».

Рококо часто считают поздней стадией барокко. Но как по используемым внешним формам, так и по своему внутреннему настроению, этот стиль очень отличается от шумного и грандиозного барокко.

Рококо часто упрекают в бездумности и легковесности, но за этими внешними впечатлениями скрываются высшая утонченность, блестящий художественный вкус и совершенство формы.

В отличие от героического пафоса барокко, рококо обращается к интимным, камерным темам. Личные желания, прихоти, удобства стали играть первостепенную роль в сложении типов, форм, в декорации не только мелких бытовых предметов и мебели, но и крупных архитектурных ансамблей.

Стиль Рококо, возникший во Франции в начале XVII век, был своего рода ответной реакцией на Большой Стиль —  монументальный классицизм и парадно-официальный стиль барокко, выразившийся в архитектуре и внутреннем убранстве Версальского дворца Людовика XIV и господствовавший во французской архитектуре на протяжении почти всего периода правления короля-Солнца (1643-1715).

Термин «рококо» происходит от французского «rocaille» ,что означает декоративные раковины и камни, которыми было принято украшать искусственные гроты. Основные черты этого стиля – динамичные ассиметричные формы (раковин таких моллюсков, как гребешки), различные завитки (S-и C-образные), натуралистично выполненные побеги цветов и волнообразный растительный орнамент. Встречаются экзотические китайские мотивы, сюжетные орнаменты: Элементы стихии и Времена года. Палитра – золотой, белый, цвет слоновой кости, кремовый, а также пастельные оттенки голубого, зеленого, розового и желтого.

Французское рококо – своего рода передышка после тяжеловесного барокко, а характерное для него обилие стенных зеркал (прием, использованный в Версале, в конце строительства которого уже проявились элементы рококо) придало интерьерам воздушную легкость. Стиль рококо – это скорее оформление интерьеров, чем архитектурных зданий. В его духе делались мебель, посуда, драпировка, металлическая утварь. Экзотические узоры в «китайском стиле» были важными элементами рококо, зачастую сочетаясь с чисто европейским растительным орнаментом. Китайские мотивы балдахина, мебельной обивки и расписанных по трафарету стен, присутствие повсюду золота, которое использовали, чтобы выделить важные элементы и детали: те же завитки, раковины, рамки филенок. Для фонов интерьеров характерны были пастельные тона: голубые, зеленые, розовые, желтые, кремовые, беловатые и цвет слоновой кости. С ними хорошо гармонировали глянцевые коричневые тона дерева твердых пород. Мотивы в восточном вкусе становятся одной из самых характерных особенностей рококо.

В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д.; в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюде-порты и др.), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). Орнамент, направленность стиля рококо ограничила его влияние на тектонику и наружный облик сооружений. В архитектуре французских отелей (

Жиль-Мари Оппенор, Ж. О. МейсоньеГабриель Жермен Бофран (Germain Boffrand, 1667-1754) и др.) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относительной, строгостью внешнего облика. Распространяясь в зодчестве стран Европы: Германии (Георг Венцеслаус Кнобельсдорф (Knobeisdorff), Иоганн Бальтазар Нёйман (Neumann), отчасти М. Д. Пёппельман), Австрии, Польши, Чехии, стиль рококо часто являлся своеобразным местным вариантом позднего барокко.

Интерьер отеля в стиле рококо. Габриель Жермен Бофран (Germain Boffrand)
Потсдам, Пруссия, Сан-Суси (1745—47)
Королевская резиденция
, которую архитектор Георг Венцеслаус Кнобельсдорф (1699—1753) построил в Потсдаме, пригороде Берлина, для короля Пруссии Фридриха II (1740—86). Название «Сан-Суси» переводится с французского как «без забот». Это вытянутое одноэтажное здание с изящной балюстрадой по карнизу — наиболее удачный пример немецкого рококо. В центре дворца — овальный зал, крытый куполом. Полукруглый парадный двор окружен колоннадой. Огромные окна-двери паркового фасада, делающие стену почти прозрачной, и плавно сбегающие в парк лестницы-террасы создают ощущение единства природы и дворцовых интерьеров. Все элементы: скульптура, декоративная живопись, мебель, зеркала — образуют цельный, тщательно продуманный ансамбль. Своей изысканной простотой резиденция должна была создавать ощущение гармонии, настраивать на особое восприятие мира — радостное и беззаботное.
Берлин, Пруссия. Георг Венцеслаус Кнобельсдорф. Шлютер Андреас. Дворец Шарлоттенбург (Charlottenburg, 1696—1745).Первоначальное здание дворца (носившее имя Линценбург) было построено архитектором и скульптором Андреасом Шлютером в стиле итальянского барокко в 1696 г., при короле Фридрихе I. После смерти супруги Фридриха, королевы Шарлотты, дворец в ее честь был переименован в Шарлоттенбург. В последующие годы здание неоднократно расширялось. Именно здесь, в Шарлоттенбурге, была устроена знаменитая янтарная комната, впоследствии подаренная королем Фридрихом Вильгельмом I Петру Великому. При Фридрихе Вильгельме II архитектор Георг Венцеслаус Кнобельсдорф пристроил к замку с восточной стороны новый флигель.

Для живописи, скульптуры и графики рококо характерны камерные по духу галантные сцены, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, асимметричные композиции. В скульптуре рококо преобладали рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, небольшие статуэтки, группы, бюсты, в т. ч. из терракоты, расписного или неглазурованного фарфора (Ж. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар). Совершенно особенным очарованием обладают интимные, элегантные, грациозные, жеманные портреты эпохи рококо.

Преобладающим типом здания становится не дворец, а особняк-«отель», рассчитанный на одну семью.

Архитекторы разрабатывают такой тип планировки внутренних помещений, который способен обеспечить уют со всеми возможными удобствами. Отель стал архитектурной нормой эпохи. В соответствии с этой нормой часто перестраиваются уже существующие помпезные здания дворцов, сохраняя торжественный внешний облик в духе классицизма. В интерьерах же массивные формы, пышность коринфского ордера, геометрическая правильность и строгость заменяются овалами, дугами, причудливым рокайльным орнаментом, стена становится легкой и хрупкой, либо почти растворяется под обилием изящного декора.

Архитекторы отдают предпочтение волнистым линиям, округленным углам, большое значение придается лепному и резному изящному орнаменту, мелкой пластике, живописи, мебели и, конечно, всевозможным «штучкам» — приятным мелочам, изящным, удобным, не только украшающим быт и создающим уют, но и облегчающим его.

Радикально изменяется внутренняя планировка помещений: здесь нет огромных парадных залов, торжественных лестниц, сквозных анфилад. Все помещения становятся небольшими, камерными, гораздо более замкнутыми и интимными.

Женственность и изящество становятся главными критериями красоты. Даже парадные помещения напоминают будуар — все в них интимно и камерно: светлые, нежные цвета отделки, обилие зеркал, кружевная вуаль орнамента, изящные изгибы стен, архитектурных деталей, мебели, каминов. Здесь нет ни одной цельной плоскости: все дробится лепниной и живописными вставками. Все части интерьера оказываются вовлеченными в эту прихотливую и беспечную игру цвета, линий и форм.

Интерьеры демонстрируют высокий уровень, которого достигает в эпоху рококо синтез искусств, продолжая в этом смысле, лучшие традиции барокко. Скульптура, живопись, лепнина, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства создаются лучшими мастерами своего времени и выдерживаются в одном стиле.

С 1760-х гг. стиль рококо повсеместно вытесняется второй волной классицизма. В России веяния рококо, особенно сильны в середине XVIII века, проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров (в том числе созданных Франческо Бартоломео Растрелли-Младшим (Francesco Bartolomeo Rastrelli), лепном декоре зданий, в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство).

В итоге рококо, сменивший в свое время барокко, уступил место неоклассицизму. Однако присущий ему тонкий орнамент и пастельная, непременно с золотым компонентом, палитра продолжали вдохновлять следующие поколения оформителей, более того он послужил почвой для направления «

ар-нуво», расцвет которого приходится на конец XIX-начало XX века, для которого также характерными были волнистые линии, асимметрия и растительный орнамент.

Стиль рококо в архитектуре

По сути, стиль рококо в архитектуре – это стиль внешней отделки и декорирования зданий, не влиявший на их планировку. Создателями украшенных в новом стиле жилых домов и общественных зданий были Жермен Боффран, Жиль Мари Опенор, Никола Пино, и другие архитекторы. Рококо отличался особым изяществом, использованием панелей с изображениями и росписью и лепниной. Стиль пользовался популярностью в Германии и Северной Европе – ранее именно по причине нежелания копировать традиции других стран, возникло барокко Северной и Центральной Европы.

Лепнина для украшения поверхностей стен и потолков часто бывала использована в стиле рококо. Другой особенностью были характерные углы округлой формы, создававшие плавный переход потолка в стены.

Лепной декор ↑

Стиль рокайль был основным при создании арабесок – они размещались симметрично вокруг других архитектурных деталей. Характерно для рококо использование изображений сосулек и раковин.

↑ Рокайльные мотивы
Раковины создавались с использованием завитков S-образной формы. Они естественным образом вписывались в искусственную кривизну стен помещений.

Раковины ↑

Эта иезуитская церковь строилась в стиле барокко, но на фасаде встречаются элементы рококо с раковинами, арабесками, картушами и большим количеством херувимов.

↑ Церковь Св. Павла и Людовика. Париж
В стиле рококо были декорированы стены и своды церквей. На стенах размещались резные панели с украшениями, фрески и причудливо изогнутые арабески, которые должны были украсить помещение.       
Декор церквей в стиле рококо. Фирценхахлиген ↑

Церковь образована соединенными между собой овалами, центральный из которых в большей степени похож на прямоугольник. Для украшения использован декор в стиле позднего рококо.

 ↑ Церковь Пилигримов в Фирценхахлигене (1772 г.)
В рококо часто применяли лиственные украшения и растительный узор для создания орнамента. Иногда использовались изображения человеческих фигур. Обратите внимание, как выглядят аналогичные арнаментальные панно, выполненные в стеклофибробетоне

Чистые украшения ↑

В отелях Франции классические элементы выделялись на фоне архитектурных дополнений в стиле рококо, в частности балконов. 

 ↑ Балкон отеля

 

Сохранить

Рококо | Определение, искусство, живопись и характеристики

Рококо

Смотреть все медиа

Дата:
в. 1700 — г. 1770
Похожие исполнители:
Антуан Ватто Джованни Баттиста Тьеполо Каналетто Жан-Оноре Фрагонар Томас Чиппендейл

Просмотреть весь связанный контент →

Рококо , стиль в дизайне интерьеров, декоративно-прикладном искусстве, живописи, архитектуре и скульптуре, который зародился в Париже в начале 18 века, но вскоре был принят во Франции, а затем и в других странах, главным образом в Германии и Австрии. Для него характерна легкость, элегантность и обильное использование изогнутых природных форм в орнаменте. Слово рококо происходит от французского слова rocaille , которое обозначало покрытую ракушкой каменную работу, которая использовалась для украшения искусственных гротов.

Стиль рококо изначально представлял собой реакцию на тяжеловесный дизайн Версальского дворца Людовика XIV и официальное искусство барокко его правления. Несколько дизайнеров интерьеров, художников и граверов, в том числе Пьер Ле Потр, Ж. -А. Месонье, Жан Берен и Николя Пино разработали более легкий и интимный стиль оформления новых дворянских резиденций в Париже. В стиле рококо стены, потолки и лепнина были украшены тонкими переплетениями кривых и контркривых, основанных на основных формах «С» и «S», а также формах раковин и других природных формах. Асимметричный дизайн был правилом. Светлые пастельные тона, цвет слоновой кости и золото были преобладающими цветами, а декораторы в стиле рококо часто использовали зеркала, чтобы усилить ощущение открытого пространства.

Викторина «Британника»

Окончательная викторина по искусству

Прекрасными примерами французского рококо являются Салон де месье ле Принца (завершен в 1722 году) в Малом замке в Шантийи, украшенный Жаном Обером, и салоны (начаты в 1732 году) отеля de Soubise в Париже Жерменом Боффраном. Стиль рококо проявился и в декоративно-прикладном искусстве. Его асимметричные формы и орнамент в стиле рокайль были быстро адаптированы к серебру и фарфору, а французская мебель того периода также демонстрировала изогнутые формы, натуралистическую раковину и растительный орнамент, а также более сложное и игривое использование орнамента из позолоченной бронзы и фарфора.

Живопись в стиле рококо во Франции началась с изящных, слегка меланхоличных картин Антуана Ватто, достигла кульминации в игривых и чувственных обнаженных телах Франсуа Буше и завершилась вольно написанными жанровыми сценами Жана-Оноре Фрагонара. У портретной живописи в стиле рококо были лучшие мастера Жан-Марк Натье и Жан-Батист Перроно. Французская живопись рококо в целом характеризовалась непринужденной, беззаботной обработкой мифологических и любовных тем, богатой и тонкой кистью, относительно легким тональным ключом и чувственным колоритом. Скульптура в стиле рококо отличалась интимным масштабом, натурализмом и разнообразными поверхностными эффектами.

Из Франции стиль рококо распространился в 1730-х годах на католические немецкоязычные земли, где он был адаптирован к блестящему стилю религиозной архитектуры, сочетавшему французскую элегантность с южногерманской фантазией, а также сохраняющийся интерес барокко к драматическим пространственным и пластические эффекты. Некоторые из самых красивых зданий в стиле рококо за пределами Франции можно увидеть в Мюнхене, например, изысканный и нежный Амалиенбург (1734–1739 гг.) в парке Нимфенбург и Резиденцтеатр (1750–53 гг.; перестроен после мировой войны). II), оба Франсуа де Кювилье. Среди лучших немецких паломнических церквей в стиле рококо — Vierzehnheiligen (1743–72) недалеко от Лихтенфельса в Баварии, спроектированный Бальтазаром Нейманом, и Wieskirche (начало 1745–1754) недалеко от Мюнхена, построенный Доминикус Циммерманн и украшенный его старшим братом. Иоганн Баптист Циммерманн. Г.В. фон Кнобельсдорф и Иоганн Михаэль Фишер также создали известные здания в этом стиле, в которых использовалось множество лепных украшений и других украшений.

В Италии стиль рококо был сконцентрирован главным образом в Венеции, где он был воплощен в масштабных декоративных картинах Джованни Баттиста Тьеполо. Городские перспективы Франческо Гварди и Каналетто также находились под влиянием рококо. Между тем, во Франции стиль уже начал приходить в упадок к 1750-м годам, когда он подвергся нападкам со стороны критиков за его тривиальность и декоративные излишества, а к 1760-м годам новое, более строгое движение неоклассицизма начало вытеснять рококо во Франции.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Термин рококо иногда используется для обозначения легкой, элегантной и высокоорнаментальной музыки, созданной в конце периода барокко, то есть с 1740-х по 1770-е годы. Таким образом, более раннюю музыку Йозефа Гайдна и молодого Вольфганга Амадея Моцарта можно назвать рококо, хотя творчество этих композиторов более правильно относится к зарождающемуся классическому стилю.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Адамом Августином.

10 Самые известные архитектурные постройки в стиле рококо

Архитектурный стиль рококо возник в Европе в 18 веке и был признан одним из самых ярких направлений со времен итальянского Возрождения.

Стиль рококо определялся сложными театральными представлениями, которые были гораздо более выраженными, чем все, что было в предшествующем ему стиле барокко.

Искусство и архитектура рококо, казалось, прославляли каждую маленькую кривую или цветовой акцент, что полностью соответствовало культурному мышлению тех, кто жил в Париже, Франция, в начале этого движения.

В этой статье мы рассмотрим 10 самых известных архитектурных произведений в стиле рококо и более подробно рассмотрим дизайнеров, ответственных за каждое из них, а также их цель.

1.

Дворец Сан-Суси

Дворец Сан-Суси является одним из самых исторических зданий во всей Европе, поскольку он знаменует собой уникальный момент в истории, когда немецкие архитекторы стремились создать здание, в чем-то равное чуду. и красота Версаля во Франции.

Этот дворец расположен в городе Потсдам недалеко от Берлина, Германия. Изначально он был построен как летняя резиденция прусского короля Фридриха Великого.

Величие и безмятежная красота окружающей сельской местности побудили архитекторов и представителей королевского королевства назвать его дворцом Сан-Суси, что переводится как «Дворец без забот».

Проект дворца был разработан Георгом Венцеслаусом фон Кнобельсдорфом, широко известным художником и архитектором Прусского королевства в середине 18 века.

Фон Кнобельсдорф работал над проектом более десяти лет, но в конечном итоге ему не разрешили довести его до конца из-за разногласий по поводу конкретного места, где будет построен дворец. Ян Боуман был назначен руководить проектом и руководил им, пока он не был завершен в 1745 году. Известные архитектурные произведения в стиле рококо — это Салон де Месье ле Принса, Шантийи.

Этот обширный дворец расположен в городе Шантийи, Уаза, примерно в 30 милях к северу от Парижа.

Салон месье ле Пренса в Шантийи известен как одно из самых исторических зданий во Франции. Первоначально он был построен в 1560 году для Анны де Монморанси и был известен как Малый замок.

Это сооружение было разрушено во время Французской революции и в последующие десятилетия было восстановлено Анри Орлеанским, герцогом Омальским.

Проект реконструкции и перепланировки когда-то великого дворца был реализован Жаном Булланом и Оноре Доме, признанными двумя выдающимися архитекторами конца XIX века.го века во Франции.

Салон Monsieur le Prince, Chantilly был окончательно завершен в 1882 году, и в здании были гораздо более ярко выражены темы и черты рококо, чем раньше.

3.

Амалиенбург, Мюнхен

Одной из поразительных характеристик большинства зданий в стиле рококо является превосходный дизайн интерьера по сравнению с внешним видом. Так обстоит дело с Амалиенбургом в Мюнхене, который считается еще одним шедевром архитектуры рококо.

Это относительно небольшое здание не лишено сложных и театральных деталей, которые использовались во многих других зданиях в стиле рококо в 19 веке.

Амалиенбург в Мюнхене, как говорят, был спроектирован как охотничий домик между 1734 и 1739 годами для курфюрста Карла Альбрехта, который впоследствии стал императором Священной Римской империи Карлом VII и его женой Марией Амалией Австрийской.

Небольшое, но впечатляющее сооружение было спроектировано Иоганном Баптистом Циммерманном и Иоахимом Дитрихом, которые были признаны двумя величайшими архитекторами Священной Римской империи в середине 18 века.

4.

Дворец Линдерхоф, Бавария

Дворец Линдерхоф — это обширное поместье, расположенное на лесистых холмах Баварии недалеко от небольшой деревни Этталь.

Это сооружение является одним из трех дворцов, построенных королем Баварии Людвигом II, и впоследствии станет единственным из трех зданий, построенных королем при жизни.

Его тщательно продуманный дизайн согласован как внутри, так и снаружи, поскольку каменный фасад дворца выходит на безмятежный бассейн, который подчеркивается парой золотых статуй в центре воды.

Людвиг II разрушит дворец, существовавший на территории после смерти его отца, Максимилиана II Баварского. Он построил недавно спроектированный дворец Линдерхоф в Баварии в 1874 году, используя архитекторов, которые хорошо разбирались в архитектурном стиле рококо.

На завершение проекта ушли годы, и до его завершения в дворец Линдерхоф в Баварии было вложено более 8,4 миллиона марок.

5.

Екатерининский дворец, Санкт-Петербург

Движение рококо процветало по всей Европе в 18 веке и в основном стало популярным среди королевских семей и людей с элитным статусом, у которых были финансовые средства для строительства таких сложных зданий.

Читайте также: Известные архитекторы 18 века

Стиль рококо также будет представлен в российском городе Санкт-Петербурге в здании, известном как Екатерининский дворец. Фактическое местоположение Екатерининского дворца находится в Царском Селе, что почти в 30 км к югу от Санкт-Петербурга.

После Великой Северной войны Петр Великий передал имение этой жене, Екатерине. Поместье тогда называлось Saari Mojs, что в переводе с русского означает «высокое место».

Спустя немногим более десяти лет после того, как Екатерина получила это поместье, дворец был спроектирован и построен Иоганном Фридрихом Браунштейном и Иоганном Ферстером.

Большое двухэтажное здание было построено под сильным влиянием архитектурного стиля рококо, и Ферстер и Браунштейн включили в интерьер различные впечатляющие элементы, которые, несомненно, произвели впечатление на королевских гостей Екатерины.

6.

Салоны отеля de Soubise, Париж

Салоны отеля de Soubise, Париж, считаются одним из самых исторических зданий в столице Франции, но в то же время он отличается большое количество архитектурного влияния рококо также.

Здание отеля было построено в 14 веке и простояло много лет, пока в начале 1700-х годов не потребовалась реконструкция. Строение было построено для принца и принцессы де Субиз на уже существующем доме, известном как Гранд-Шантье.

Историки говорят, что раньше отель принадлежал тамплиерам и другим известным группам. Усилия по реконструкции здания в период с 1735 по 1740 год включали значительное количество архитектурных проектов в стиле рококо, которые были включены в конструкцию здания.

Эти внутренние изменения сделали салоны отеля de Soubise в Париже одним из самых известных зданий в стиле рококо в мире.

7.

Дворец Чапских, Варшава

Дворец Чапских в Варшаве – это довольно большой и величественный дворец, расположенный в самом центре Варшавы, столицы Польши.

Большая часть проекта здания была спроектирована и реализована Тильманом Гамерски, который признан одним из самых известных архитекторов в истории Польши.

В экстерьере Дворца Чапских очень мало архитектуры рококо, но интерьер наполнен множеством различных влияний и стилей рококо, которые Гамерски, несомненно, включил в него по указанию королевской семьи.

Эти влияния рококо создавались под руководством семьи Чапских с 1752 по 1765 год.

8.

Дворец Амалиенборг, Дания нации Королевская семья.

Дворец Амалиенборг, расположенный в Копенгагене, Дания, является еще одним примером архитектуры рококо, созданной в течение богатого событиями и часто бурного 18-го века в Европе.

Поместье состоит из четырех разных дворцов, расположенных вдоль побережья и имеющих вид на морские воды недалеко от Копенгагена. В центре четырех зданий находится большая конная статуя основателя Амалиенборга, короля Фредерика V.

Работы над дворцом начались в 1750 году, а все четыре различных здания были завершены десятилетием позже, в 1760 году.

Дворец Амалиенборг часто размещался королевские семьи из Дании и других стран до конца 18 века. Сегодня он используется как историческое место, а также как жилье для выдающихся гостей города.

9.

Дворец Шарлоттенбург, Берлин

Дворец Шарлоттенбург в Берлине часто считается одним из самых впечатляющих дворцов Германии, которые не пострадали от мировых войн и других конфликтов за последние несколько столетий. Дворец Шарлоттенбург расположен в Шарлоттенбург-Вильмерсдорфе и часто известен своим внешним видом в стиле барокко. Тем не менее, интерьер здания наполнен чертами рококо.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*