Стиль ренессанс: особенности, мебель, декор, кухня, спальня, ванная комната
особенности, мебель, декор, кухня, спальня, ванная комната
История происхождения
Ренессанс (итал. «Возрождение») берёт корни в Италии 14 века, а в следующем столетии распространяется по всем странам Европы.
Возрождение культуры – так можно описать стиль в общих чертах. Интерес к человеку, творчеству и гуманизму. Один из главных источников влияния – античная культура, в оформлении декора прослеживаются греко-римские мотивы. Философия стиля: революция культуры и создание новой картины мира.
В интерьере ренессанс отличается монументальностью, изысканной торжественностью, пропорциональными и гармоничными формами, единством комнаты без контрастов.
Особенности стиля
Цвета и ткани
В ренессансе используются любые цвета и тона. Однако в интерьере не должно быть цветового контраста: все полутона переходят друг в друга плавно. Благодаря гармонии цветов выполняется главная идея ренессанса – создание спокойной, умиротворяющей атмосферы.
Парча, бархат, теснённая кожа — преобладающие ткани. Шторы обрамляются декоративными шнурками и ламбрекенами с золотистой окантовкой.
Золотой цвет не выступает в роли главенствующего, но используется в каждом помещении, чтобы сделать акцент на деталях и придать интерьеру дополнительную роскошь.
Линии
Симметричность и чёткие формы. Хаотичность в оформлении не допускается, равно как и рассеянность фокуса: всегда есть главный элемент, симметрично которому выстраивается композиция помещения.
Мебель
Мебель подчеркивает симметричность. Столы прямоугольные или восьмиугольные. В оформлении используются сундуки и секретеры. Стулья мягкие.
Сегодня в ренессансный интерьер впишется любая антикварная мебель XVIII века.
Материалы
Идея торжественности ренессанса прослеживается и в используемых материалах: они всегда дорогие и роскошные. Мрамор, песчаник, натуральный камень и расписное дерево – основа ренессанса.
Натуральный камень за счёт своей дороговизны сегодня заменяют искусственным, а вместо мрамора используют стилизованную керамику.
Освещение
В качестве освещения используются классические люстры, настенные бра и настольные светильники. Архаичность стиля подчеркнут светильники-канделябры, а также подсвечники с настоящими свечами.
Зеркала
Ренессанс не тяготеет к искусственному увеличению пространства, поэтому зеркал мало. Как правило, зеркало ставится только в ванную, по желанию в гостиную, а также как элемент туалета в дамской комнате.
Полы
При оформлении полов используются основные характерные ренессансу материалы: керамика, мрамор и камень. Распространены и деревянные полы, основные породы: дуб, эбеновое дерево, орех.
Потолок
Потолки многоуровневые, с расписной живописью или позолоченной лепниной. В традиционных интерьерах потолок высокий и куполообразный. Сегодня вместо мраморного потолка-купола делают деревянные, с углублениями, резьбой и греко-римскими орнаментами.
Декор
В комнатах умеренное количество элементов декора: предпочтение отдаётся открытому свободному пространству. Декор сливается с общим оформлением, подчёркивая гармонию стиля.
Вместе с ренессансом возобновился интерес к античной культуре. Присутствуют колоны, но без практической функции, сугубо как часть декора.
Распространены ниши в стенах, расписанные живописью. В нишах размещают бронзовые скульптуры, статуэтки. Стены украшаются картинами. Сегодня популярны репродукции ренессансной живописи: работы Рафаэля Санти, Леонардо Да Винчи, Микеланджело Буонарроти.
В двухэтажных коттеджах устанавливаются роскошные мраморные лестницы.
Тарелки, чаши и блюдца классической формы, оформлены в нежно-молочных и кремовых тонах. Часто присутствуют позолоченные орнаменты.
Особенности интерьера в комнатах
Кухня и столовая
При оформлении кухни важно выбрать один главный объект и обустраивать помещение исходя из него. Таким объектом может стать кухонный гарнитур или обеденный стол.
Оформление кухни светлое, нежно-кремового, молочного или бежевого цвета. Элементы лепнины отсутствуют.
Обязательно наличие одной роскошной люстры. По вечерам и во время романтических ужинов выставляются бронзовые канделябры с зажжёнными свечами.
Дизайн мебели делается в тон обивки стен и потолка: цвет кремовый или молочный, с золотистым орнаментом.
Столы декорированы под мрамор, стулья либо мягкие, либо деревянные с элементами резьбы.
Спальня и детская комната
Главным элементом дизайна в спальнях являются кровати, стоящие посередине комнаты.
От кроватей строится остальной декор: комод, туалет с зеркалом, книжный или бельевой шкаф. Лепнину в спальнях делают редко, а обрамление золотом, резьба по дереву и украшение мебели узорчатым орнаментом – типично для ренессансных спален.
Люстра одна, изящная, но не большая. Висит над кроватью.
Потолок глянцевый, комбинированный: натяжное полотно и гипсокартон.
На стенах висят репродукции картин эпохи Возрождения, пол покрыт ковром. Напольное покрытие в современных домах – неброский паркет светло-шоколадных оттенков.
На комодах и в углах размещаются живые растения. Туалетный столик украшают вазами со свежими цветами.
Спальни отличаются простором, поэтому мебели – по минимуму. Искусственное расширение пространства в ренессансе неприемлемо, поэтому количество зеркал ограничивается туалетным столиком.
Ванная
Главное правило ванны в стиле ренессанс – простор и минимум убранства.
Ванная или душевая кабинка, прямоугольное зеркало в узорчатой раме и раковина – самый частый вариант интерьера. Все предметы выполнены в кремовых, молочных или белых цветах. Дополнительный декор в виде настенных бра и панно: пастельно-розовых, зелёных или жёлтых тонов.
Стены и потолок оформлены керамической плиткой. Паласы подбираются под цвет и дизайн ванной.
Гостиная
Гостиная просторная, выполненная в светлых тонах и не заставлена мебелью. В помещении только самое необходимое: столик, стулья, диван и секретер. Если позволяет проектировка, устанавливается камин. К стене можно поставить пианино, если оно вписывается по дизайну.
Разбавляют строгость гостиной живые растения.
На потолке обязательно присутствует искусная лепнина, люстра с подсвечниками или стилизованная под канделябр.
Занавески лёгкие, выполненные в цветовой гамме интерьера.
Стиль Ренессанс в интерьере и архитектуре
Стиль Ренессанс в интерьере — это символ эпохи Возрождения. Он символизирует пробуждение архитектуры от средневековой «спячки» и возрождение позабытой античности. Европейцы возвращаются к пышному убранству, пропорциональности и гармонии форм, которые были незаслуженно позабыты в Средневековье.
Это гармония и красота, которые проявляются во всем. Архитектура Ренессанса — это сводчатые потолки, огромные залы с полусферическими куполами, величественные колонны и пилястры, закругленные арки и окна, инкрустация на стенах. На смену хаосу приходит симметрия, порядок и соблюдение геометрических пропорций.
Характерными чертами стали просторные и светлые помещения, изобилие резного дерева, ценность и независимость каждой детали, которые в единстве образуют согласованность. Интерьер полностью погружается в античность. Ему свойственны величественная ясность, богатство архитектурных элементов и одновременно четкость форм. Ничто не режет глаз — цвета плавно переходят друг в друга, никаких контрастов.
Чем выделяется Ренессанс — стиль в архитектуре
Некоторые направления легко спутать, но есть несколько черт, по которым вы определите стиль Ренессанс в современном интерьере:- Цветовая гамма — пурпурный, желтый, бежевый, коричневый. Изящная позолоченная лепнина и обилие лиственного орнамента.
- Окна — полуциркульные арочные, или же прямоугольные с массивным карнизом.
- Простая, но богато декорированная мебель.
- Античные скульптуры. Если роспись стен, то это картины, античный орнамент в стиле Ренессанс. На стенах храмов изображались купидоны, львиные головы и грифоны.
- Полуциркульные линии и геометрический рисунок (квадрат, круг, прямоугольник).
- Напольное покрытие — натуральный камень или керамика, имитирующая его. Самые богатые итальянские домовладельцы могли себе позволить мраморные полы, но допускалась и массивная паркетная доска (орех, дуб, даже экзотические породы).
- Декорирование стен бархатом, парчой, тисненой кожей.
Огромные окна заливают помещение светом. Они не лишены декора — окна украшают драпировки с ламбрекенами и крученые шнуры. В декоре просматривается резное дерево и греко-римские мотивы. Никто не сможет называть интерьер несовершенным.
Зарождение и примеры Ренессанса в архитектуре
Стиль, как и сама эпоха Возрождения, зародился на родине прославленных эллинов (как называли их римляне). В Италии, а точнее — в Тоскане, в XV веке появляется новое направление в искусстве. Его развитию способствовала сразу дюжина событий. Географические открытия и технический прогресс ослабили позиции церкви, которая перестала быть главным заказчиком предметов искусства. Культура обретает светский характер, роскошный особняк с богатым убранством становится необходимым атрибутом высокопоставленных итальянцев.
Местная знать строила свои дворцы вдали от городских стен. Стиль Ренессанс в интерьере, фото которого подтверждают богатство дизайна, предполагал соответствующие атрибуты. Виллы тогдашний бомонд украшал не вазами с цветами (хоть живые цветы в интерьере и присутствовали), а чудом уцелевшими античными статуями и фрагментами мозаик, снятыми с древних строений. Огромные внутренние дворы, широкие мраморные лестницы и беседки создавали контраст с переполненными городами, где всегда испытывалась нехватка места.
Стиль Ренессанс в интерьере квартиры, фото которого наполнены колоннами и пилястрами, сменил сложные пропорции на упорядоченность. Центр течения перемещался вместе с великими архитекторами того времени. Ранний Renaissance сосредоточился во Флоренции, период расцвета произошел в Риме, а поздние годы связаны с работой Микеланджело Буонаротти.
Один из главных представителей эпохи — Сикстинская капелла.
Не менее известен Собор Святого Петра, который строили исключительно гениальные архитекторы и скульптуры.
Из частных поместий выделяется дворец банкира Луки Питти — Палаццо Питти (расположенный в Флоренции) и Вилла Ротонда, принадлежавшая епископу католической церкви.
Какие особенности имеет стиль оформления интерьера ренессанс?
Настенная живопись составляла конкуренцию гладкому камню, мрамору и песчанику, которые использовались в оформлении стен. Еще один вариант декора стен — резное дерево. Никаких обоев — использовались как темные, так и светлые породы древесины. Под стать интерьеру узоры делались плавными и легкими (в отличие от готики). Ниши в стенах украшались фресками, в них помещались бронзовые статуэтки и другие аксессуары.
При достаточной высоте, домовладельцы оформляли потолок в стиле Ренессанс в виде сводов. Популярны были и многоуровневые потолки, в центре которых размещалась роспись. Иным вариантом являлись кесонные деревянные потолки, которые придавали помещению еще большую респектабельность. Под мраморный или керамический пол подбирался ковер, смягчающий восприятие и добавляющий уют.
Мебель, тяготеющая к стенам, сменяется на легкую и более подвижную. Именно мебель компенсирует роскошь отделки помещений. Она превосходит средневековую не только количеством, но и индивидуальностью. Естественный цвет мебели объясняется стремлением мастеров обыграть природную текстуру древесины. Мебель в стиле Ренессанс отличается внедрением прогрессивных форм. Вносится разнообразие в корпусную мебель для сидения. Из простого стула на четырех ножках развивается кресло, которое впоследствии обтянется мягкой тканью. Формируются ранние модели дивана касса-панка (дивана-лавочки). В это время изобретаются первые предки раскладных столов. Посудные шкафы продолжают модернизироваться, но все еще напоминают сундуки.
Украшенные росписью или резьбой, сундуки-кассоне были ярким показателем роскоши. Они соседствовали с ажурными креслами и диванчиками, обитыми парчой или бархатом. Завершали интерьер буфеты, письменные столы и секретеры. Всего несколько типов столов обычно заключала в себе гостиная в стиле Ренессанс. Корни одного из них восходят к античности — это большой прямоугольный стол с четырьмя ножками. Его массивная столешница напоминает римские мраморные столы. Иной вариант — одноопорный столик круглой или «околокруглой» формы.
Построение композиции начинается с центрального элемента. В гостиной им являлся камин, а в спальне – кровать. Камин находился в центре внимания и выполнялся из натурального камня. Его украшали статуэтки, подсвечники и бронзовые часы. Спальня в стиле Ренессанс немыслима без большой кровати с высоким изголовьем, которую дополняли задергивающиеся занавески или балдахин. По периметру кровати могли находиться четыре резных столбика. Помимо спальни, было еще одно помещение, куда мог входить лишь хозяин — кабинет. Здесь преобладали темные тона и неяркое освещение. На этом фоне выделялось всего два предмета – роскошный письменный стол и кресло.
Ниши или арочные галереи заполняли мраморные скульптуры, статуэтки или картины. Канделябры, полотна итальянских художников в дорогих рамах и изящные атрибуты из слоновой кости – главные аксессуары того времени. В каждом периоде Ренессанс архитектурный стиль вносил новшества в мебельную моду. Так, на заре эпохи (в 14 веке) была популярна роспись и позолота мебели. В 15 роспись сменила мозаика, а в 16 веке обрела славу резьба по дереву.
Как использует натуральный камень дизайн в стиле Ренессанс
Роскошная отделка предполагала самые дорогостоящие материалы. Поэтому дом в стиле Ренессанс немыслим без мрамора, оникса и травертина. Господствующее место занимал именно мрамор – из него делали широкие и массивные маршевые лестницы, а для изготовления перил использовались кованые элементы. Натуральным камнем укладывали пол. Он мог быть однотонным, либо же уложенным по принципу шахматной доски.
Камень использовался в оформлении стен, где эффектно дополнял штукатурку. Но по-настоящему он господствовал в ванной комнате. Темный мрамор устилал пол, им отделывали саму ванную. Часто комбинировали несколько цветов.
Вход в особняк укладывали гранитом или известняком. Проекты коттеджей составляли так, что сад в стиле Ренессанс пронизывали мощеные дорожки. Темный камень создавал прекрасный контраст с зелеными деревьями и придавал кустарникам еще большую выразительность. Использование мрамора для облицовки фасада зданий придавало им богатый вид, свойственный эпохе. Камень укладывался поочередно – черный ряд сменял ряд белых.
Как выглядит современная квартира в стиле Ренессанс?
Войдя в современное жилище в стилистике Возрождения в Беларуси, вы увидите те же благородные оттенки, господствующие в интерьере – бежевый, желтый и светло-коричневый. Комната в стиле Ренессанс отличается пышностью, огромной кроватью и роскошными занавесками. Создается контраст между темными и тяжёлыми шторами и полупрозрачными гардинами.
Дух эпохи просматривается в обилии позолоты, оригинальном потолке и стенах. В спальне стоит минимум предметов – кровать, прикроватная тумбочка и туалетный столик. В гостиной сохраняется камин, ламбрекены, пилястры из гипса и кессонный потолок. Присутствуют бронзовые подсвечники, бра и статуэтки.Большая прямая или угловая кухня в стиле Ренессанс, фото которой впечатляют обилием света и пастельных тонов, отличается множеством изящных ящичков, аккуратными дверцами и золотыми вставками. Обязательно наличие роскошной люстры. Допускается резьба по дереву, использование натурального камня для оформления рабочей зоны (вместо плитки).
Дизайн Renaissance – это роскошь, уют и красота. Это помещение, излучающее достоинство, шик и богатство. Это самые дорогие аксессуары и дорогостоящая отделка. Одновременно королевское достоинство не уступает комфорту и рациональному мышлению дизайнеров. Архитекторы стремились создавать частные и общественные здания, в которых человек мог чувствовать себя комфортно.
Стиль ренессанс
Скачать PDF
Развитие в Флоренция в течение 19-го века, Итальянское Возрождение получено из повторного открытия классической Античности под влиянием ее литературы, а также искусства. Античность, считающаяся золотым веком искусства и литературы, стала почти исключительным источником вдохновения. Самые красивые и самые наглядные примеры этой Античности можно увидеть в памятниках, однако движение Возрождения началось в архитектуре. Филиппо Брунеллески был предшественником. Базилика Сан-Лоренцо во Флоренции , построенная в 1424 году, была первым образцом архитектуры эпохи Возрождения. Следовательно, здания строились в соответствии с принципами баланса, симметрии, ритма и соблюдения пропорций.
Архитектор Браманте (1444-1514) взял эти принципы и развил их дальше, особенно в своем шедевре le Tempietto di San Pietro in Montorio , построенном в Риме в 1502 году. 0015 Влияние Античности в архитектуре можно распознать по нескольким аспектам:
- Фасады имеют вертикальную ось симметрии и часто увенчаны фронтоном. Таким же образом на фасадах чередуются пилястры, колонны и ниши.
- Принципы архитектуры эпохи Возрождения включают в себя пять классических стилей, происходящих из греко-римской архитектуры : дорический, ионический, коринфский, тосканский и композитный.
- арок обычно имеют полукруглую форму и часто размещаются особым образом, образуя настоящие аркады. Вновь появилась бочковая аркада, отошедшая от готического стиля.
- Купол снова занял почетное место, особенно Брунеллески в базилике Санта-Мария-дель-Фьоре и Браманте в базилике Святого Петра в Риме.
Живопись эпохи Возрождения, вероятно, ознаменовала самый большой разрыв с готическим искусством. Италия с ее гениальными художниками, Рафаэль, Леонардо да Винчи или Микеланджело произвели революцию в методах изображения. Самой большой революционной идеей была перспектива, которую Мазаччо использовал одним из первых, особенно в его Распятии в базилике Санта-Мария-Новелла во Флоренции .
Революционный принцип заключается в образном представлении человеческого тела. Таким образом, изучение анатомии позволило художникам соблюдать пропорции и предлагать реалистичные изображения. Витрувианский человек Леонардо де Винчи является образцом этого. В результате классический портрет претерпел значительные изменения, великолепно проиллюстрированные портретами герцога Урбинского Фредерика де Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца, выполненными между 1460 и 1470 годами Пьеро Делла Франческа . Несмотря на это, ренессансный портрет, признанный во всем мире, по-прежнему «Мона Лиза» , выполненный Леонардо да Винчи в 1503 году. между 1508 и 1512 годами Микеланджело .
Ренессанс пришел во Францию в начале правления Карла VIII, в конце 15 века. Художники использовали весь декоративный античный репертуар, такой как рифленые пилястры, колонны, поднимающиеся к капителям, гротескные черты, оружие и доспехи и т. д. Но они также развивали этот источник вдохновения, создавая новые мотивы, такие как картуши, новые формы фризов. , и цветочные венки. Это был также период, когда мифология спорила с религией по поводу затрагиваемых тем. Так в изысканных интерьерах стали появляться фигуры Венеры, Вакха и Марса. Для французского декора этого периода характерно сочетание роскоши и комфорта.
Французский ренессанс можно особенно увидеть в архитектуре замков, особенно в районе долины Луары. Замки Шамбор, Экуан, Блуа, Шенонсо – красивейшие образцы архитектуры французского Возрождения .
Купол базилики Санта-Мария-дель-Фьоре работы Брунеллески.
Темпьетто Браманте в Риме.
Распятие Массачо.
«Виртурианский человек» Леонардо да Винчи.
Портреты герцога Урбино и его жены работы Пьеро Делла Франческа.
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи.
Потолок Сикстинской капеллы работы Микеланджело.
Замок Блуа.
Замок Экуан.
Архитектура эпохи Возрождения в Италии | Эссе | Метрополитен-музей
Итальянские архитекторы эпохи Возрождения основывали свои теории и практики на классических римских примерах. Ренессансное возрождение классического Рима было так же важно в архитектуре, как и в литературе. Паломничество в Рим для изучения древних зданий и руин, особенно Колизея и Пантеона, считалось необходимым для обучения архитектора. Классические ордера и архитектурные элементы, такие как колонны, пилястры, фронтоны, антаблементы, арки и купола, составляют словарь зданий эпохи Возрождения. Сочинения Витрувия также повлияли на ренессансное определение красоты в архитектуре. Как и в классическом мире, архитектура эпохи Возрождения характеризуется гармоничной формой, математическими пропорциями и единицей измерения, основанной на человеческом масштабе.
В эпоху Возрождения архитекторы, получившие образование гуманистов, помогли повысить статус своей профессии от квалифицированного рабочего до художника. Они надеялись создать структуры, которые будут апеллировать как к эмоциям, так и к разуму. Тремя ключевыми фигурами в архитектуре эпохи Возрождения были Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти и Андреа Палладио.
Брунеллески
Филиппо Брунеллески (1377–1446) считается первым архитектором эпохи Возрождения. Получив образование ювелира в своем родном городе Флоренции, Брунеллески вскоре обратил свои интересы к архитектуре, отправившись в Рим для изучения древних зданий. Среди его величайших достижений — проектирование купола Флорентийского собора (Санта-Мария-дель-Фьоре, также известного как Дуомо). Он также был первым со времен античности, кто последовательно и надлежащим образом использовал классические дорический, ионический и коринфский ордера.
Хотя конструкции Брунеллески могут показаться простыми, в их основе лежит система пропорций. Брунеллески часто начинал с единицы измерения, повторение которой по всему зданию создавало ощущение гармонии, как, например, в Оспедале дельи Инноченти (Флоренция, 1419 г.). Это здание основано на модульном кубе, который определяет высоту и расстояние между колоннами, а также глубину каждого отсека.
Альберти
Леон Баттиста Альберти (1404–1472) работал архитектором с 1450-х годов, главным образом во Флоренции, Римини и Мантуе. Будучи образованным гуманистом и истинным человеком эпохи Возрождения, Альберти был таким же опытным архитектором, как и гуманистом, музыкантом и теоретиком искусства. Многие трактаты Альберти по искусству включают Делла Питтура (по живописи), De Sculptura (по скульптуре) и De re Aedificatoria (по архитектуре). Первый трактат, Della Pittura , был фундаментальным справочником для художников, объясняющим принципы линейной перспективы, которые, возможно, были впервые разработаны Брунеллески. Альберти разделял почтение Брунеллески к римской архитектуре и был вдохновлен примером Витрувия, единственного римского теоретика архитектуры, чьи труды сохранились.
Альберти стремился воссоздать славу древних времен через архитектуру. Его фасады Темпио Малатестиано (Римини, 1450 г.) и церкви Санта-Мария-Новелла (Флоренция, 1470 г.) основаны на фасадах римских храмов. Его глубокое понимание принципов классической архитектуры также видно в церкви Сант-Андреа (Мантуя, 1470 г.). Колонны здесь не используются декоративно, но сохраняют свою классическую функцию несущих опор. Для Альберти архитектура была не просто средством строительства зданий; это был способ создать смысл.
Палладио
Андреа Палладио (1508–1580) был главным архитектором Венецианской республики, написавшим влиятельный трактат I quattro libri dell’architettura («Четыре книги по архитектуре», 1570; 41.100.126.19). Из-за нового спроса на виллы в шестнадцатом веке Палладио специализировался на внутренней архитектуре, хотя он также спроектировал две красивые и впечатляющие церкви в Венеции: Сан-Джорджо-Маджоре (1565 г.) и Иль-Реденторе (1576 г.). Виллы Палладио часто планируются централизованно, опираясь на римские модели загородных вилл. Вилла Эмо (Тревизо, 1559 г.)) была рабочим поместьем, а вилла Ротонда (Виченца, 1566–69) — аристократическим убежищем. Оба плана основаны на классических идеалах симметрии, аксиальности и ясности. Простота палладианских рисунков позволила легко воспроизвести их в сельской Англии, а затем и на южных плантациях американских колоний.
Цитата
Отдел европейской живописи. «Архитектура в Италии эпохи Возрождения». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/itar/hd_itar.htm (октябрь 2002 г.)
Дополнительное чтение
Гейденрайх, Людвиг Х. Архитектура в Италии, 1400–1500 гг. . Изд. ред. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1996.
.Хопкинс, Эндрю. Итальянская архитектура: от Микеланджело до Борромини . Лондон: Темза и Гудзон, 2002.
.Лотц, Вольфганг. Архитектура в Италии, 1500–1600 гг. . Изд. ред. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1995.
.Дополнительные очерки Департамента европейской живописи
- Отдел европейской живописи. «Повторное открытие классической античности». (октябрь 2002 г.)
- Отдел европейской живописи.