Стиль минимализм когда появился: Что такое минимализм и откуда он появился?
Минимализм: что такое минимализм?
Название «минимализм» происходит от англ. «minimal art». Стиль возник в США в середине 1960-х годов и отражал пресыщение помпезной роскошью.
- 1 из 1
На фото:
Термин. От англ. «minimal art» – минимальное искусство.
Время и место. Стиль возник в США в середине 1960-х годов и отражал пресыщение помпезной роскошью, характерной для образа жизни представителей высшего и среднего класса.
Характерные черты. В основе философии минимализма лежат принципы объединения элементов традиционной японской культуры и потребностей современной цивилизации, сочетание простоты и функциональности, а также природных и высокотехнологичных материалов. Стиль минимализм в интерьере призван был обеспечить достижение максимального комфорта наиболее доступными способами при наличии минимального пространства.
- 1 из 1
На фото:
Архитектура. В жилой архитектуре принципы стиля минимализм проявились в сокращении выразительных средств, строгости и чистоте линий, широком использовании возможностей света. Отвергалась всякая манерность в оформлении фасадов и интерьеров. Наиболее характерной формой жилья стала квартира-студия на несколько человек, расположенная в малоэтажном доме. Спальня зачастую трансформировалась в многофункциональное помещение. Кухня оборудовалась только самым необходимым.
- 1 из 5
На фото:
Встроенная мебель, отсутствие декора и аксессуаров на кухне – не даром минимализм называют «стерильным» стилем.
Интерьер. Минимализм в интерьере отличала четкая организация пространства, уравновешенность всех его составляющих как альтернатива безумному темпу современной жизни.
Для минимализма в интерьере характерно использование фактурных материалов: кирпича, дерева, бетона, однотонной штукатурки. Цветовая палитра – светлая, основанная на игре полутонов, много белого в сочетании с графичным черным, серым. Приветствовались стеклянные перегородки внутри помещений. Окна большие и лаконично оформленные: занавески прозрачные либо отсутствовали, часто их заменяли жалюзи. Светильники обычно незаметные (вмонтированные в стены или потолок). Широко использовался в интерьере металл: из него выполняли столешницы, ножки стульев, стойки стеллажей.- 1 из 5
На фото:
Особые требования к освещенности предъявляет минимализм в интерьере: фото демонстрируют использование стеклянных перегородок и сплошное стекление фрагментов стен.
Мебель. Одни и те же стеллажи со стеклянными полками могли служить для размещения аппаратуры, предметов декора или домашней библиотеки. Для систем хранения характерно сочетание стекла и металла, минимум распашных дверей, максимум выдвижных элементов.
- 1 из 3
На фото:
Металл — любимый материал минималистов-мебельщиков.
Формы мебели простые: острые углы, отсутствие пластичных линий. Диваны с прямоугольными подушками и жесткими подлокотниками, кресла и стулья также прямоугольной, почти кубической формы. Обивка светлая, преимущественно однотонная.
- 1 из 2
На фото:
Один и тот же стеллаж для книг и для декоративных элементов интерьера: лаконичная мебель в стиле минимализм подходит под разные задачи.
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ:
- художественно-геометрические: решетки, прямые линии и углы;
- природные: плавные, слегка скругленные линии.
- Комментировать в FB
- Комментировать в VK
Стиль минимализм в архитектуре и интерьере
Стиль минимализм – это уникальное явление в истории искусства и одно из самых популярных направлений в архитектуре и дизайне XX—XXI веков. Его по праву называют дизайном будущего, поскольку является не просто результатом работы специалистов в этой области, а закономерностью развития общества, его продуктом.
Сегодня минимализм превратился в философию, своеобразный образ жизни и обрел невероятное количество поклонников по всему миру.
Технический прогресс заставил пересмотреть существующие традиции оформления интерьеров и строительства жилья, в которых доминировали романтические и аристократические стили с роскошью и чрезмерной помпезностью.
Современный человек стремится к простоте, комфорту, ощущению свободы, которые ему дает чистый, простой и функциональный минимализм. Сегодня минимализм превратился в философию, своеобразный образ жизни и обрел невероятное количество поклонников по всему миру.
История стиля минимализм
Возникновение минимализма как стиля в архитектуре относится к 1920-1930 годам. Вопреки бытующему мнению, минимализм не был вдохновлен аскетизмом и бедностью. Напротив, его первыми приверженцами были люди обеспеченные, способные иметь богатые дома и роскошные интерьеры.
Однако они стали делать акцент не на количество, а на качество. Каждая вещь, предмет и форма, по их мнению, должны быть наделены смыслом и играть определенную функциональную роль, иначе они теряли ценность.Главная идея минимализма — отсекать все лишнее
У истоков зарождения европейского минимализма стояли художники общества «Стиль» («Де Стейл»), собравшиеся вокруг одноименного журнала, образованного в 1917 году в нидерландской провинции Лейдене.
Художники «Стиля» провозгласили новую эстетическую программу, главной мыслью которой стала установка на радикальное обновление искусства путём изменения внутреннего мира человека и условий его жизни.
Дом Ритвельда Шредера — единственное здание, построенное в соответствии со всеми принципами «Стиля»
Они призвали всех художников, архитекторов, дизайнеров создать абсолютно другой предметный мир для обновленного человека и выдвинули революционные для того времени принципы — отсекать все лишнее, отвлекающее от главного, оставлять только рациональное, «инженерно чистое» и конкретное.
Они значительно упростили архитектурные композиции и пользовались только несколькими цветами, которые считали основными. Движение просуществовало всего десять лет, однако художники успели заложить основы будущего минимализма.
Обложка журнала «Стиль»
Члены общества «Стиль» презентуют проект дома в новом стиле
Красно-синий стул Геррита Ритвельда, члена общества «Стиль»
Cоздание новой архитектурной программы стало не столько творческой, сколько политической позицией представителей этого стиля.
Под влиянием новаторских идей «Стиля» в США и Европе получает развитие так называемый интернациональный стиль, инициаторами которого стали архитекторы, использовавшие принципы функционализма.
Суть интернационального стиля заключалась в использовании новых конструктивных форм и эстетических принципов. Его представители считали, что новая архитектурная система способна изменить общество, а главное — качественно улучшить жизненные стандарты. Поэтому можно сказать, что создание новой архитектурной программы стало не столько творческой, сколько политической позицией представителей этого стиля.
Одним из основателей интернационального стиля, кто определил облик модернистской архитектуры XX века, являлся немецкий архитектор-модернист Людвига Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe 1886-1969). Архитектор пропагандировал максимальную простоту, ярко выраженные вертикальные и горизонтальные линии, четко выверенные пропорции. Основные его принципы — оставлять только самое необходимое, но лучшее; довольствоваться малым, но уделять внимание качеству материалов, — активно используются и сегодня.
Стеклянный дом за авторством Людвига Мис ван дер Роэ
Ludwig Mies van der Rohe 1886-1969
Другим ярким прародителем минимализма является Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright 1867 -1959), американский архитектор, разработавший дизайн простых и функциональных домов, гармонично сочетающихся с природой. В то время как классическая архитектура основывалась на подчеркнутом выделении строений, Райт утверждал, что архитектурная форма сооружения должна определяться функциями здания и окружающей среды.
Музей Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке — апофеоз творчества Райта
Нельзя не сказать и о влиянии на формирование стиля таких движений, как конструктивизм, главенствующий в Америке и Европе в 20 – 30 годы ХХ века, и русский суперматизм, заявивший о себе в 20-е годы прошлого века. Также как и голландское движение «Стиль», сторонники этих авангардных течений пытались найти новый язык в искусстве и архитектуре, созвучный времени.
Окончательно сформировалось направление после ознакомления Западного мира с японской культурой, чьи тенденции проникли в Европу после Второй мировой войны, в 40-50-е годы прошлого века. Простой, лаконичный и предельно функциональный японский традиционный стиль оказал большое влияние на дальнейшее развитие архитектурного минимализма в целом и, прежде всего, европейского.
«Ничего лишнего» — девиз архитектурного минимализма в 60-е годы XX века
Именно минимализм помог в кратчайшие сроки восстановить разрушенные войной города и построить новые, отвечающие требованиям современного человека.
Расцвет минимализма произошёл в 60-е годы XX века. Для этого периода характерно стремление человека уйти от послевоенного буржуазного комфорта в быту. «Ничего лишнего» — вот девиз архитектурного минимализма того времени.
В последующие годы стиль продолжает развиваться и закрепляться в правах. Дизайнеры и архитекторы активно пропагандируют простоту и лаконичность, комфорт и функциональность. Дома и интерьеры, лишенные декора, пышности и романтической недосказанности, но полезные и простые пришлись по душе многим ценителям всего нового, современного и стали особенно популярны во второй половине ХХ века.
Характерной особенностью стиля считаются его простые, доступные и элементарные формы, созданные с помощью минимальных средств
Сегодня это элегантный и интеллектуальный стиль, набирающий популярность во всем мире.
Frank Lloyd Wright 1867 -1959
Особенные черты стиля минимализм в архитектуре
Благодаря современной понятной эстетике, элегантной простоте и высокой функциональности, минимализм в архитектуре считается одним из самых прогрессивных и красивых стилей. Кроме того, это достаточно универсальный стиль. Его высокая мобильность, способность легко трансформироваться и адаптироваться к настроению и пространству выгодно выделяет его на фоне других стилей. Пронзительная чистота линий и ясность пространства, уравновешенность и гармоничность является прекрасной альтернативой бешеному ритму современной жизни. Жизненное пространство, созданное минимализмом, раскрепощает внутренний мир человека, дарит ощущение гармонии и душевного комфорта.
Характерной особенностью стиля считаются его простые, доступные и элементарные формы, созданные с помощью минимальных средств. Самое главное для него — создать как можно больше просторного места как внутри дома, так и вокруг него. Это достигается путем использования минимального количества дополнительных элементов. Именно ощущение свободы и простора делает условия проживания в таком пространствекомфортным и привлекательным.
Четкость геометрических фигур и ясность композиции делают архитектуру строения строгой и упорядоченной. Нейтральная цветовая гамма, свойственная природным материалам, и фасады, лишенные декора и украшений, позволяют сконцентрировать внимание на красоту структуры объекта, не отвлекаясь на второстепенное.
Традиционно используемые при строительстве натуральные экологичные материалы усиливают привлекательность строений.
Одним из основных характеристик стиля является обилие естественного света. Не случайно для архитектурных объектов минимализма характерно использование панорамных окон, полностью занимающих стену, или плоских крыш со стеклянными фрагментами.
Благодаря своим уникальным характеристикам, минимализм широко применяется в архитектуре общественных зданий, огромных офисных небоскребах, торговых центрах, в музеях, культурных и общественных центрах. Достаточно распространены частные дома и виллы, выполненные в стиле минимализм.
Особенности стиля минимализм в архитектуре
В архитектуре характерны функциональные, логичные и лаконичные конструкции. Ясные простые объемы подчеркивают идеальные геометрические формы и великолепие природных фактур. Предпочтение отдается простым геометрическим формам. Чаще всего это круг, прямоугольник, сочетание горизонтальных и вертикальных прямых, редко используются диагональные линии. Возможны мягкие изгибы, кроме спиралей. Крыша обычно горизонтальная – на ней обустраивают террасы или смотровые площадки. Окна и двери имеют прямоугольную форму. Желательно использование похожих форм внутри одного объекта.
Материалы, используемые в архитектуре, как правило, натуральные, с природными, ярко выраженными фактурами. Самыми распространенными материалами являются бетон и стекло, популярны также камень, мрамор, дерево. Особой любовью пользуется хромированная сталь. В современном строительстве используются газобетонные и пенобетонные блоки, благодаря которым сохраняется жесткость форм и чистота линий. Стильно и необычно выглядит сочетание бетона, композитных панелей и древесины.
Цветовая гамма – нейтральная, свойственная природным материалам, причем оттенок в минимализме важнее цвета. Как правило, используются светлые оттенки природных материалов, используемых при строительстве — белого, бежевого, коричневого, серого. Геометрия подчеркивается черным цветом. В последнее время популярны оттенки зеленого, фасады благородных оттенков серого цвета, а также с отделкой из натуральной древесины. Чем больше здание, тем, как правило, светлее его внешняя отделка.
Архитектура минимализма подчеркивает красоту структуры, избегает декора и всякого рода украшений. Все предельно функционально, если колонны или балки – то обязательно несущие. Мелкие детали декора допускаются лишь в том случае, если они сделаны вручную из природных натуральных материалов. Зачастую это дверные ручки, неброские кованые элементы или витражи, имеющие нейтральный окрас. Все это придает дому оригинальность и исключительность.
Стильно и необычно выглядит сочетание бетона, композитных панелей и древесины.
Особое внимание уделяется эффектам, связанным со светом. Отсюда окна, занимающие всю стену, и плоские крыши со стеклянными фрагментами. Дома имеют максимально большие оконные проемы, чтобы обеспечить помещения достаточным количеством естественного света. По этой же причине количество межкомнатных перегородок сводится к минимуму.
Дом является частью естественного ландшафта. Чем проще его архитектура, тем меньше он выделяется на лоне природы.
Минимализм – стиль, в котором функциональность неразрывно связана с эстетикой. Каждое решение обусловлено практической пользой. Все большую популярность приобретают «пассивные», или энергосберегающие дома.
Особенные черты стиля минимализм в интерьере
Интерьер в стиле минимализма занял прочные позиции к концу XX века, когда окончательно избавился от излишних навязчивых украшений и аксессуаров, характерных для романтических и аристократических стилей. С развитием новых технологий и изменением образа жизни человечества особую ценность стали приобретать практичность, максимальная функциональность и простота.
Минимализм – стиль, в котором функциональность неразрывно связана с эстетикой.
Сегодня минимализм в интерьере можно рассматривать как мировоззрение, образ жизни. Спасаясь от ускоряющегося темпа жизни, современный человек стремится создать светлое уютное пространство, полное спокойствия и гармонии. Интерьер в стиле минимализм справляется с этой задачей отлично.
Современный интерьер в стиле минимализм можно охарактеризовать как уникальное моделирование пространства и света с использованием функциональных предметов. Характерная сдержанность и строгость в оформлении достигается посредством четкой геометрии и сочетанием двух базовых цветов, подчеркивающих линии и формы предметов. Отличительной особенностью стиля является дизайнерское переосмысление передовых технологий и использование только современных материалов.
Сложность применения стиля заключается в том, что он требует безупречного чувства вкуса и меры. Все должно быть сделано не только просто и функционально, но эстетично и современно. Дизайн должен быть построен на тонкой игре всевозможных нюансов, благодаря которым помещения, оформленные в одном стиле, выглядят ярко, и, главное, индивидуально.
Стиль минимализм в интерьере имеет несколько разновидностей. Один из самых ярких — японский. В стране с особой философией восприятия мира были изобретены мобильные жилища, которые было легко переносить и восстанавливать. Но, самое главное, таким конструкциям не угрожали землетрясения. Высокая плотность населения заставила стремиться к открытым свободным пространствам, не загроможденным мебелью и предметами декора. Любовь к природе и солнечным лучам помогла создать особую систему освещения с мягким, рассеянным и очень приятным светом.
Отличительной особенностью стиля является дизайнерское переосмысление передовых технологий и использование только современных материалов.
Другим, тоже очень популярным вариантом стиля является скандинавский минимализм. На его формирование повлияли суровый северный климат и нехватка солнечного света. Северные Европейцы уже в XIX веке начали отдавать предпочтение просторным помещениям в светлой цветовой гамме. Особенностью скандинавского минимализма, отличающего от других вариаций направления, является наличие в интерьере комнатных цветов и растений, мягкого текстиля — пледов и подушек. Про скандинавский стиль у нас есть отдельный большой материал
Еще одно проявление идей минимализма в интерьере — стиль хай-тек, который возник в 1970-х годах в Великобритании, когда оформление производственных помещений с выставляемым напоказ промышленным оборудованием переросло в самостоятельное течение.
Характеризуя стиль, следует помнить, что минимализм – это вовсе не аскетизм. В нем присутствуют комфорт, функциональность и уникальный, тонкий уют. Минимализм в дизайне интерьера – это когда не мало, а когда достаточно, и при этом, эстетично и привлекательно.
Особенности стиля минимализм в интерьере
Для стиля характерна тщательно продуманная планировка – просторные открытые пространства. По возможности в таких интерьерах стоит отказаться от внутренних перегородок, создавая максимально большое внутреннее пространство. Если снести все стены технически невозможно, то их демонтируют частично. Например, на месте дверных проемов организуют широкие арки, стену превращают в несколько опорных колонн. Минималистические интерьеры наполнены воздухом, в них много свободного пространства.
Следует помнить, что минимализм – это вовсе не аскетизм.
При планировании пространства важно соблюдать четкую геометрию линий – прямоугольник или круг, без каких-либо спиралей или размытых очертаний.
Предпочтение отдается натуральным экологичным материалам. Зачастую их не обрабатывают, делая акцент на грубой фактуре. Среди наиболее популярных материалов – стекло, бетон, кирпич, камень и дерево. В современном интерьере часто используется металл, предпочтение отдается хромированной стали. Особенный шарм придают пространству шлифованный камень, редкие породы деревьев, стеклянные поверхности, лакированная доска и мрамор. Используется множество прозрачных конструкций. Для оформления помещений используются и природные, и промышленные материалы, но без эффекта создания дополнительного объема.
При отделке стен соблюдается правило – они не должны привлекать особого внимания. Стены оформляют простыми однотонными материалами, среди которых бетон, стекло, натуральный камень с ярко выраженным рельефом. Можно облицевать их фактурной штукатуркой, широкой глянцевой плиткой или оклеить однотонными обоями без рисунка и узоров. Популярны вставки из натурального дерева – груши, дуба, березы, черешни, а для статусных апартаментов часто используют венге, палисандр или орех. Часто вместо наружной стены используются панорамные окна, открывающие потрясающие городские или природные пейзажи. Простенки или колонны, как правило, делают из искусственного мрамора или камня, шлифованного цемента, кирпича. Может быть использован дорогой натуральный камень.
Потолок в стиле минимализм не предполагает никаких сложных конструкций. Лучше всего окрасить его в светлый цвет, придав ему ровную фактуру или установить натяжной потолок белого, бежевого или песочного цвета. При большой площади комнаты могут пригодиться многоуровневые потолки, подчеркнутые точечной и скрытой подсветкой.
Пол передает лаконичность интерьера. Для него характерны отсутствие рисунков и орнамента, нейтральные оттенки, однотонные материалы. Существует несколько вариантов напольного покрытия: ламинат, полимерное покрытие, паркет, однотонный ковролин, наливной пол и керамогранитная плитка. В разных комнатах допускается разное покрытие. Если используется наливной пол, то его делают без рисунка. Плитку подбирают износостойкую, желательно крупного формата. Деревянные полы укладывают прямым или палубным способом. Для деревянных полов используют одну породу дерева, не чередуя темные и светлые доски и не выкладывая их узором. Линолеум также может быть хорошим вариантом для напольного покрытия.
В идеальном интерьере мебель занимает лишь 20% пространства.
Мебель только необходимая, в строгом лаконичном дизайне и практичная. Ее главные особенности – правильные геометрические формы, простые натуральные материалы и функциональность. Чем проще дизайн и строже линии – тем лучше. Хороши как матовые, так и глянцевые поверхности. Сочетание в одном предмете мебели нескольких функций, например, диван-кровать, стол-трансформер, приветствуется особенно. Корпусная мебель, как правило, выполнена из дерева или пластика. Она может быть как симметричной, так и асимметричной. Мягкая мебель обычно прямоугольного или овального типа с однотонной обивкой. Кровати подбирают простой прямоугольной формы. Отдают предпочтение парящим моделям, подсвеченным снизу, большим кроватям со скрытой системой хранения или круглым экземплярам. Каждый предмет мебели имеет четко выверенные пропорции и цвет. Очень важно правильно мебель расставить, оставляя при этом пространство полупустым, почти воздушным. В идеальном интерьере мебель занимает лишь 20% пространства.
Большое значение в интерьере имеет наличие всевозможных встроенных конструкций, позволяющих спрятать предметы домашнего обихода. С этой целью помещения часто оборудуют встраиваемой техникой. Как правило, такие конструкции скрыты, на виду остаются лишь некоторые, особенно значимые или отражающие пристрастия хозяина.
Главным элементом интерьера является обилие солнца и света. Чтобы обеспечить пространство достаточным количеством естественного света, в современном интерьере используются современные панорамные окна во всю стену. Занавески на таких окнах чаще всего отсутствуют. Если используются шторы, то они образуют только прямые линии.
Минимализм требует хорошего планового освещения. Именно оно помогает зонировать, изменять и преображать пространство. Создание комфортной обстановки достигается при помощи разнопланового освещения. Часто совершенно белые комнаты оборудуют двумя видами подсветки – будничной и праздничной. В будние дни в комнате включают обычные светильники с белым рассеянным светом, а по праздникам с помощью подсветки, расположенной по периметру потолка, мебели или в нишах, — синий или красный цвет. Часто используют скрытое освещение, например, многоуровневые потолки с подсветкой. Комнаты с высокими потолками оборудуют подвесными люстрами с неброским дизайном. Возможно использование лаконичных светильников и торшеров.
Ощущение света и свободы в интерьере достигается с помощью цвета. Минимум оттенков и правильное сочетание красок помогают зрительно увеличить пространство, сделать его легким и воздушным. Как правило, основой интерьера являются два нейтральных цвета, третий цвет – это акцент. Самые востребованные основные цвета – белый, серый, черный. В качестве акцента используют яркие насыщенные цвета – красный, желтый, голубой. Предполагается, что в комнате должен быть один-единственный акцент. Чаще всего в интерьерах преобладает белый цвет, чистоту и выразительность которого подчеркивают глубиной черных поверхностей или ярких акцентов. Игра контрастов – любимая тема многих дизайнеров-минималистов. Самое популярное сочетание – равноценное сочетание белого и черного цвета.
Отказ от лишнего декора – одна из главных черт стиля. Все предметы призваны играть полезную роль, поэтому интерьер не нуждается в украшении мелким романтическим декором — статуэтками, вазами, подушками. Исключение могут составлять два-три лаконичных предмета и картины соответствующего стиля в простых рамках. Чтобы подчеркнуть простоту и свободу стиля, почти не используют текстиль. Исключением остается спальня, в ней можно разложить однотонные покрывала и подушки, а на пол постелить мягкий ковер с длинным ворсом.
Как возникло минималистское движение
Краткая история минимализма
Существует ли стандартное определение минималистской жизни? Должны ли вы определить его самостоятельно или перенять чужое? Чтобы ответить на этот вопрос, мы сначала дадим вам краткую историю термина минимализм.
Формальное (в Оксфордском словаре) определение минимализма раскрывает эстетический принцип, но со временем это слово стало означать множество разных вещей для разных людей. Во многом это связано с эластичностью концепции «меньше значит больше» и возможностью применить ее к образу жизни, искусству, моде, архитектуре, литературе, музыке и домашнему декору. Хотя это типичные приложения в наше время, полезно получить представление о том, как минимализм эволюционировал с течением времени до того, чем он является сегодня.
Вот несколько ярких моментов за последние 200 лет:
18:00-18:50: Знакомство с простой жизнью в Америке
В Америке утвердилась трансценденталистская философия, популяризированная такими людьми, как Ральф Уолдо Эмерсон и Генри Дэвид Торо.
Они придерживались идеалистического взгляда на то, что прозрение и просветление можно обрести через уединение и простоту, как показано в книге Уолден .
Хотя в настоящее время это прямо не заявлено как минимализм, этот новый подход к простоте — это то, что мы продолжим видеть в будущем.
1920-1930: Эпоха продвинутого дизайна
Современный стиль, с которым больше всего ассоциируется слово «минимализм», находился под сильным влиянием идеала школы Баухаус, сочетающего красоту и полезность в дизайне продукта.
В эпоху Баухауза преподаватели и студенты школы предложили альтернативу скучным промышленным продуктам и переосмыслили роль искусства в обществе.
Привнося творческий подход и продуманность в производство дешевых и вездесущих предметов, школа Баухаус вдохновила на создание концепции возвышенного дизайна для повседневной жизни.
1960-1970: Экспансия минимализма
Само слово «минимализм» становится популярным среди определенных групп молодых художников 60-х годов, сопротивлявшихся удушающим условностям изобразительного искусства (например, художница-абстракционист Агнес Мартин, скульптор и художник Дональд Джадд, художник Фрэнк Стелла). и другие).
Минимализм начал использоваться как разговорный термин в письменной форме, живописи, архитектуре и других областях эстетики, дизайна и творчества. Минималисты начали отходить от абстрактного экспрессионизма предыдущих поколений, удаляя повествование или метафоры из своего искусства и сосредотачиваясь на промышленных материалах, белом пространстве и гладких, упрощенных работах.
Кроме того, в 70-х годах Дитер Рамс представил свои принципы хорошего дизайна и с тех пор считается одной из самых влиятельных фигур в тренде упрощенного, удобного для пользователя дизайна продукта, который так часто называют минималистским дизайном.
1980-2000: Адаптация Simple Living
На следующем этапе истории минимализма наблюдался непрерывный рост простого искусства и простых жизненных движений. Движение за слоуфуд возникло после того, как в Риме протестовали против открытия Макдональдса. Затем это вдохновило аналогичные субкультуры в других категориях, таких как устойчивая мода и путешествия.
Сторонники «медлительности» сопротивляются современной идее о том, что быстрое приобретение и накопление большего количества вещей или впечатлений как-то лучше. Они считают, что качество предпочтительнее количества, и приведение вашей жизни к более обдуманному темпу поможет вам извлечь из этого максимальную пользу.
2000 г. – настоящее время: минимализм становится мейнстримом
Ведение блогов стало мейнстримом, и сторонники простой жизни, хорошего дизайна и различных медленных движений начали использовать средства массовой информации как способ поделиться своими идеями. Внезапно минимализм стал де-факто термином, используемым во всех этих сообществах.
Философия простоты устарела, но в этом поколении ведение блогов вызвало повышенный интерес к применению принципа «меньше значит больше» в качестве философии образа жизни.
За последнее десятилетие поток гуру-минималистов превратил философию в причуду с задачами из 100 или меньше предметов, 30-дневными конкурсами без покупок, 10 путеводителями по 10 вещам, которые нужно выбросить, и так далее.
Люди начали писать сценарии для применения минимализма в разных сферах жизни. Эй, мы явно тоже запрыгнули на подножку. Однако, несмотря на то, что эти правила действуют из лучших побуждений, иногда они приводят к неблагоприятным последствиям.
На данный момент, если кто-то говорит вам, что он минималист, вы не можете предположить, что понимаете, что он имеет в виду. И даже если их определение похоже на ваше, их интерпретация все равно может сильно отличаться от вашего мышления. Теперь вездесущий термин привел к путанице и конфликту, которые затмевают его положительный оттенок.
Важные фигуры минималистского движения
Дональд Джадд
Дональд Джадд был американским художником, художником и скульптором, которому приписывают популяризацию многих принципов минималистского дизайна. Хотя ему никогда не нравился термин «минимализм» для описания своего искусства, использование им геометрических форм и упрощенного дизайна, тем не менее, сделало Джадда участником этого художественного движения.
Карл Андре
Еще один член группы, которая положила начало нью-йоркскому движению 1960-х годов, Карл Андре помог привнести сетчатые структуры и линейный подход к скульптуре. Используя простые визуальные элементы в своем подходе к скульптуре, он помог продвинуть новый, более современный жанр искусства, который сегодня известен как минимализм.
Дэн Флавин
Дэн Флавин, также нью-йоркский скульптор, перешедший от абстрактного экспрессионизма к новому художественному стилю, который помог этому современному движению. Его минималистическое искусство, уникальное благодаря использованию флуоресцентных ламп в конструкциях, до сих пор считается одним из лидеров в истории минимализма.
Краткий обзор истории минимализма
Хотя могут быть тысячи интерпретаций того, что именно означает минимализм, понимание истории художественного движения и даже принципов мышления, лежащих в его основе, может помочь вам применять минимализм так, как вам хочется. Мы все воспринимаем искусство, музыку, литературу и дизайн по-разному. Опираясь на эту историю искусства, которая убирает все ненужные объекты, вы можете вдохновиться минималистской жизнью в ряде областей. Вам не обязательно следовать экстремальному минималистскому образу жизни, чтобы получить выгоду или позаимствовать у минималистской культуры.
Пять ключевых фактов о минимализме
Дэн Флавин, Без названия (Анри Матиссу), 1964, Гуггенхайм
Минимализм или минималистское искусство — это художественное движение, появившееся в начале 1960-х годов в Соединенных Штатах и оказавшее огромное влияние на современный дизайн. Являясь реакцией как на абстрактный экспрессионизм, так и на поп-арт, он выступает за простоту и встречается в скульптуре и музыке, а также в живописи.
#1 Искусство «меньше значит больше» Малевич, «Черный квадрат», 1915, Третьяковская галерея (Россия)Это абстрактное течение частично пришло из модернизма, а также было вдохновлено движением Баухаус, ведущими художниками которого является архитектор Мис Ван дер Роэ, прославившийся девизом «менее Больше». Художники-минималисты выбирают урезанные базовые геометрические формы (круги, квадраты, линии) и ограниченную цветовую палитру (работы почти монохромны).
Минимализм пропагандирует крайнюю простоту и очень ограниченное использование ресурсов. Художники любой ценой избегают завитушек и иллюзий. Термин «минималистское искусство» впервые был введен в 19 в.65 английского философа Ричарда Воллхейма в журнале Arts Magazine. Однако многие художники из движения отвергли это название, посчитав его слишком упрощающим.
#2 Простая, но не упрощенная живопись Франк Стелла, Мас о Менос, 1964, Центр ПомпидуЧистота абстрактных картин Малевича и монохромы Ада Рейнхардта могут рассматриваться как главные музы для художников-минималистов, которые решили положить конец к эпохе чрезмерного эго — как в случае с Энди Уорхолом — и измученных душ — как в случае с Джексоном Поллоком. Одними из величайших представителей графического минимализма являются Сол Левитт и Фрэнк Стелла. Абстрактные картины-объекты Стеллы в нестандартных рамах изображают преимущественно прямые, диагональные или зигзагообразные линии.
Мазок художника был почти полностью отброшен, и не было предложено никакого символического значения. В отличие от классической живописи эти произведения изначально казались лишенными эмоций. Как однажды сказала сама Стелла в интервью: «То, что ты видишь, это то, что ты видишь». Любые попытки интерпретации внезапно кажутся тщетными.
#3 Сбивающие с толку скульптуры Дэн Флавен, Без названия (Анри Матиссу), 1964, ГуггенхаймКогда дело доходит до скульптуры, художники-минималисты выбирают рудиментарные формы, чаще всего созданные из таких материалов, как сталь, цемент и войлок. Карл Андре представил металлические квадраты, Ричард Серра разработал сложенные или скрученные металлические листы, через которые могли пройти зрители, Дональд Джадд создал трехмерные объемы, прикрепленные к стенам, а Дэн Флавин собрал коллекции белых и цветных неоновых трубок.
Желание художников освободиться от показной искусственности заставило их сосредоточиться на формах того, чем они были. Значение скульптуры вытекает из нашего восприятия и роли, которую она играет в обстановке. Этот возврат к основам может показаться холодным и нейтральным, но он имеет сходство с сильной и глубокой философской концепцией минималистской мысли.
#4 Гипнотическая музыкаМинималистское движение нашло сильный резонанс в области музыки. Такие художники, как Филип Гласс, даже работали с художниками-минималистами из других дисциплин, такими как Ричард Серра. Появление в США в 1960-х и частично вдохновленная авангардной музыкой (Джон Кейдж, джаз, сериализм), минималистская музыка охватывает репертуар таких исследователей звука, как Стив Райх, Филип Гласс, Майкл Найман, Терри Райли, Ла Монте Янг и Арво Пярт.
Эти музыкальные звуки также назывались «повторяющимися» из-за паттернов и фраз, которые постоянно повторялись по мере развития каждого произведения. Как и художники, композиторы использовали очень сырые «материалы» — такие как «дроны» в случае Ла Монте Янга, американского музыканта, выросшего в бревенчатой хижине в мормонской коммуне.
#5 Сильное влияние минимализма на дизайн Широ Курамата, стол «Гнутое стекло», 1988 г.Движение минимализма оказало большое влияние на дизайн и мебель 20-го века. Фрэнк Стелла и Донал Джадд (дизайнер мебели) оказали влияние на работу таких дизайнеров, как Широ Курамата, Жан-Мари Массо, Джаспер Моррисон, Ронан и Эрван Буруллек. Большая часть современного дизайна (в том числе в Ikea и Habitat) и даже наше желание избавиться от токсинов и «отвлечься от всего этого» вдохновлены этим движением.
Этой ведущей эстетике, которая теперь присутствует во всем, от дизайна интерьера до нашего душевного состояния и направлена на удаление всего лишнего, тем не менее все чаще противостоит тенденция к максимализму.