Стиль эпохи возрождения в архитектуре: Архитектурный стиль: Возрождение

Содержание

Архитектурный стиль: Возрождение

Архитектура Возрождения — период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века в общем течении возрождения и развития основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима. Этот период является переломным моментом в истории архитектуры, в особенности по отношению к предшествующему архитектурному стилю, к готике. Готика в отличие от архитектуры Возрождения искала вдохновение в собственной интерпретации классического искусства.

Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, симметрии архитектурных элементов, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

Развитие Архитектуры Возрождения привело к нововведениям в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики.

Важно отметить, что движение Возрождения характеризуется отходом от анонимности ремесленников и появлением персонального стиля у архитекторов. Известно немного мастеров, построивших произведения в романском стиле, также как и архитекторов, соорудивших великолепные готические соборы. В то время как произведения эпохи Возрождения, даже небольшие здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего появления.

Первым представителем данного направления можно назвать Филиппо Брунеллески, работавшего во Флоренции, городе, наряду с Венецией считающимся памятником Возрождения. Затем оно распространилось в другие итальянские города, и во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны.

Периодизация архитектуры Возрождения

Обычно Итальянское Возрождение подразделяется на три периода. В истории искусств можно говорить о развитии изобразительного искусства и скульптуры в рамках направления раннего ренессанса в XIV веке. В истории архитектуры дело обстоит иначе.

Вследствие экономического кризиса XIV века период Ренессанса в архитектуре начался только с началом XV столетия и продолжался до начала XVII века в Италии и дольше за её пределами.

Можно выделить три основных периода:

  • Раннее Возрождение или кватроченто, примерно совпадает с XV веком.
  • Высокое Возрождение, первая четверть XVI века.
  • Маньеризм или Позднее Возрождение (ок. 1520—1600).

В других европейских странах развивался свой предренессансный стиль, а само Возрождение начиналось не ранее XVI века, стиль прививался к уже существующим традициям, в результате чего строения эпохи Возрождения в разных регионах могут иметь немного сходных черт.

В самой Италии архитектура Возрождения перешла в маньеристскую архитектуру, представленную в довольно различных тенденциях в работах Микеланджело, Джулио Романо и Андреа Палладио, которая затем переродилась в барокко, применявшие подобные архитектурные приёмы в ином общем идейном контексте.

Раннее Возрождение

В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента. Пространство, как архитектурный компонент, организовано в отличном от средневековых представлений образе. В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377—1446). В течение этих лет в искусстве появляется стремление к органичному сочетанию средневековых традиций с классическими элементами. В храмовом строительстве основным типом остаётся базилика с плоским потолком или с крестовыми сводами, но в элементах — расстановке и отделке колонн и столбов, распределении арок и архитравов, внешнем виде окон и порталов, зодчие ориентируются на греко-римские памятники в стремлении образования обширных, свободных пространств внутри зданий.

Впоследствии, постепенно, и в общей концепции, и в деталях основой произведений становятся образцы античного искусства.

Чаще всего в оформлении зданий присутствует коринфский ордер с разнообразными видоизменениями капители. Новый стиль сильнее проникает в нехрамовую архитектуру: дворцы правителей, городских властей и знати, ранее подобные крепостям, не во всём отойдя от средневекового облика, изменяются, очевидно желание архитекторов соблюсти симметричность и гармонию пропорций. Эти постройки имеют гармонично просторные внутренние дворы, обнесённые в нижнем и в верхнем этажах крытыми галереями на арках, которые поддерживаются колоннами или пилястрами античной формы. Архитектурные элементы становятся неотъемлемой частью фасада. Фасаду придаётся размеренность по горизонтали посредством изящных межэтажных карнизов и главного карниза, образующего сильный выступ под крышей.

Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции; среди них — элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса; дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти. В Риме можно отметить малый и большой венецианские дворцы Бернардо ди Лоренцо, Чертоза в Павии Боргоньоне, палаццо Вендрамин-Калерджи П. Ломбардо, Корнер-Спинелли, Тревизан, Кантарини и дворец дожей в Венеции. К северу от Альп, а также в Испании, Раннее Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины XVI века, впрочем, о создании шедевров в этот период в других странах говорить нельзя.

Высокое Возрождение

Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио, Рим, 1502 год, архитектор — Донато Браманте. Храм отмечает место, на котором был казнён святой Пётр.

В продолжение Высокого Возрождения представления, взятые из античной архитектуры, развивались и воплощались на практике с большей уверенностью. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии.

При нём и его ближайших преемниках, в Риме созидается множество монументальных зданий, считающихся произведениями искусства. Изучение античного наследия становится более основательным, оно воспроизводится более последовательно и строго; реликты средневекового исчезают, искусство полностью базируется на классических принципах. Основные памятники итальянской архитектуры этого времени — светские здания, которые отличаются гармоничностью и величием своих пропорций, изяществом деталей, отделкой и орнаментацией карнизов, окон, дверей; дворцы с лёгкими, в основном двухъярусными галереями на колоннах и столбах. В храмовом строительстве наблюдается стремление к колоссальности и величественности; осуществился переход от средневекового крестового свода к римскому коробовому своду, купола опираются на четыре массивных столба. Представителем этого периода был Донато Браманте (1444—1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов.
Также Браманте соорудил палаццо делла Канчеллериа, дворец Жиро, двор Сен-Дамазо в Ватиканском дворце, а также составил план Собора Святого Петра в Риме и начал возводить здание. Но едва ли его можно назвать рабом классических форм; его стиль определял итальянскую архитектуру на протяжении всего XVI века. Его последователями были Бальдассаре Перуцци, лучшие произведения которого — Фарнезинская вилла и палаццо Массими в Риме, великий Рафаэль Санти, построивший дворец Пандольфини во Флоренции, Антонио да Сангалло построивший палаццо Фарнезе в Риме.

Также развивалась и венецианская архитектурная школа, главным представителем которой был Якопо Татти Сансовино, возведший библиотеку святого Марка и палаццо Корнер. С наступлением второй половины XVI века в итальянском зодчестве происходит перемены, выраженные желанием художников всё более точно воспроизводить классические образцы, чему стали посвящаться целые трактаты, однако возводимые сооружения продолжают отличаться изяществом и благородством.

Главными представителями архитектуры этого времени были Виньола, построивший Иль-Джезу в Риме и виллу Фарнезе в Витербо, живописец и биограф художников Вазари, им построен дворец Уффици во Флоренции, Андреа Палладио, создавший несколько дворцов, базилик и олимпийский театр в Виченце, генуэзец Галеаццо Алесси, который возвёл церковь Мадонны да Кариньяно, дворец Спинола и дворец Саули в Генуе. За пределами Италии время расцвета Ренессанса наступила через полвека, итальянский стиль распространяется по Европе, но при этом изменяется, впитывая местные архитектурные традиции. Во Франции к архитектуре высокого Возрождения можно отнести: созданный П. Леско западный фасад Луврского дворца в Париже, королевский замок в Фонтенбло, замок Ане и Тюильри, возведённые Филибер Делорм; Экуэнский замок, дворец в Блуа; в Испании — дворец Эскориал X. де Толедо и X. де Эррера, в Германии — часть Гейдельбергского замка, Альтенбургская ратуша, сени Кёльнской ратуши, Фюрстенгоф в Вильмаре и другие.

Позднее Возрождение

В архитектуре проводился эксперимент с формами, разработкой и комбинированием античных образов, появляется усложнение деталей, изгиб, преломление и прерыв архитектурных линий, затейливая орнаментация, большая плотность колонн, полуколонн и пилястр в пространстве. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Впоследствии из этой тенденции развился стиль барокко, а затем, в XVIII столетии, стиль рококо. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода, и, в общем, нейтрален.

Основоположником направления маньеризма в архитектуре можно назвать Микеланджело (1475—1564), в чьём творчестве проявляется тенденция свободной интерпретации принципов и форм античного искусства. Микеланджело создал усыпальницу Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, купол Собора святого Петра, проект застройки Капитолийского холма в Риме. Ему приписывают создание «гигантского ордера» — пилястра, который тянется от основания к антаблементу фасада.

Другим примером этого стиля в архитектуре является Палаццо Те Джулио Романо в Мантуе, с его огромными лоджиями, рустированными стенами, парковыми гротами и обширными фресками. Лоренцо Бернини создал полукруглые колоннады собора Святого Петра, сень над его главным престолом, дворцы Барберини и Браччьяно.

Характеристика архитектуры Возрождения

Архитекторы эпохи Возрождения заимствовали характерные черты римской классической архитектуры. Тем не менее, форма зданий и их назначение, как и основные принципы градостроительства изменились с античных времён. Римляне никогда не строили зданий, подобных церквям раннего периода развития возрождённого классического стиля или особнякам преуспевающих купцов XV века. В свою очередь в описываемое время не было надобности возводить огромные сооружения для проведения спортивных состязаний или общественные бани, которые строили римляне. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям.

План

План зданий эпохи Возрождения определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией, основанной на модуле. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Проблема целостного единства конструкции и фасада впервые осознал Брунеллески, хотя он и не разрешил проблему ни в одной из своих работ. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти — Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI веке и высшей точки достигло в творчестве Палладио.

Фасад

Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом, увенчаны фронтоном. Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру. Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы (1459—1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известен под именем Росселлино), возможно, что и Альберти имел отношение к созданию храма. Архитектурные элементы фасада симметричны, набор тяготеет к античному — наличники с фронтонами на окнах и дверях, пиястры, декоративные барельефы, и визуально разделяющие фасад карнизы.

Жилые здания часто имеют подкровельныйкарниз, на каждом этаже расположение окон и сопутствующих деталей повторяется, главная дверь отмечена некоторой чертой — балконом с балюстрадой или окружена рустами (рустовыми панелями). Одним из прототипов такой организации фасада был дворец Ручеллаи во Флоренции (1446—1451) с тремя поэтажными рядами пилястр.

Краткая характеристика архитектурного Возрождения

Характерные черты: лиственный орнамент; отделка соборов, церквей и соборов — роспись стен и потолков. Форма мебели — простая, геометрическая, основательная, богато декорированная.

Преобладающие цвета: пурпурный, синий, желтый, коричневый.

Линии: полуциркульные линии, геометрический рисунок (круг, квадрат, крест, восьмиугольник) преимущественно горизонтальное членение интерьера.

Форма: крутая или пологая крыша с башенными надстройками, арочные галереи, колоннады, круглые ребристые купола, высокие и просторные залы, эркеры.

Элементы интерьера: кессонный потолок; античные скульптуры; лиственный орнамент; роспись стен и потолка.

Конструкции: массивные и визуально устойчивые; бриллиантовый руст по фасаду.

Окна: полуциркульные и прямоугольные с тяжелым карнизом и фризом в сочетании с круглыми; иногда полуциркульные арочные, часто спаренные и даже строенные.

Двери: устройство порталов с тяжелым карнизом, фризом и колоннами; прямоугольный и полуциркульный арочный вход.

При написании этой статьи ииспользовались материалы из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907) и материалы сайта wikipedia.org. При формировании подборки фотографий также использовались материалы сайта wikipedia.org, а также авторские фотографии.


Дата публикации: 03.10.2009

© Регент Декор

Архитектура эпохи возрождения (Ренессанс) — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь

Эпоха возрождения или Ренессанс — это время культурного рассвета, период, который сменил средневековье, и уступил место новому времени.

Зародившись у истоков XV века и просуществовав аж до начала XVII столетия, ренессанс подарил миру немало гениальных творений живописи, архитектуры, скульптуры, литературы и музыки.

Художник Джорджо Вазари впервые дал понятие возросшему интересу ко всему античному только в XVI веке, а общее понимание ренессанса пришло к обществу еще позже. Так Энгельс определял это время, как «великий прогрессивный переворот». И действительно, возрождению способствовало время экономического развития, бурного роста городов, и культурного обновления.

На этой почве, в творческих умах зарождались идеи гуманизма, главенствующей роли человека, его творческих способностей, разума, красоты и величия воли.

Искусство живописи претерпевает в эпоху ренессанса множество преобразований. Теперь, художники нацелены не только на запечатление, но еще и на исследование. Перед творцом встала проблема пространства и правильности воспроизведения человека и мира. В связи с этим искусство объединяется с наукой,  порождая художников-ученых, ярчайшим представителем которых стал Леонардо да Винчи.

Как и в период средневековья, основой для творчества художников является античность. 

Архитектуру также не обошла общая увлеченность античностью. И здания теперь стали возводиться по принципу симметрии и равномерного распределения элементов. Окна, колонны и скульптуры распределялись по фасаду гармонично, придерживаясь определенного интервала.

Архитектура ренессанса, в зависимости от стран в которых он существовал, имеет свои особенности и этапы. Итальянское возрождение наиболее интересно, ведь именно там возникли первые веяния стиля. Всё развитие возрождения в Италии можно поделить на три этапа.

Архитектура раннего возрождения

Наибольший рост архитектуры возрождения пришелся на XV век. Тогда, античность стала активно и повсеместно внедряться в возведение зданий и это время принято называть эпохой раннего возрождения (ранний ренессанс).

Принципы строительства изменились, и даже на этапе планирования зданий работа велась иначе. Если в средние века сооружения явно подстраивались под ландшафт и соседствующие постройки, то во время раннего возрождения архитекторы планировали строго прямоугольные здания с точным соблюдением симметрии. Функциональность уже не имела главенствующей роли, а вот античный характер напротив приобрел первостепенное значение. Общественная недвижимость строилась с множеством декоративных элементов, а частные дома возводили, как правило, в два этажа с обязательным внутренним двором.

Архитектура высокого возрождения

В начале XVI века, античность в архитектуре приобрела характер абсолютного доминирования, получив название – высокий ренессанс. Теперь все без исключения заказчики не желали видеть в своих домах и капли средневековья. Улицы Италии стали пестреть не просто роскошными особняками, а дворцами с обширными насаждениями. Надо отметить, что известные в истории сады эпохи Возрождения появились как раз в этот период.

Религиозные и общественные сооружения также перестали отдавать духом прошлого. Храмы новой застройки, как будто восстали из времен Римского язычества. Среди памятников архитектуры этого периода можно встретить монументальные здания с обязательным наличием купола.

Архитектура позднего Возрождения

Завершающий этап царствования эпохи ренессанс приходиться на вторую половину XVI — начало XVII века. На закате своего существования архитектура возрождения стала сложнее и элегантнее. Это видно по фасадам и декору сооружений позднего ренессанса. Общая концепция проектов, так и осталась прежней. Так же, как и в предшествующие периоды, архитекторы придерживались своим неотступным принципам симметрии. Но, такой подход, вероятно, наскучил, и в строительстве пошла мода на изысканность и насыщенность разного рода декорацией.

Функциональность и практичность таких элементов отсутствовала, на здания по поводу и без, пристраивали колонны, полуколонны и главный элемент эпохи позднего возрождения — скульптуры.

 

Архитектура эпохи Возрождения и барокко

Коллегиальная церковь Санти Пьетро-э-Стефано (Сhiesa Collegiata dei SS Pietro e Stefano). Выполнена в стиле Ренессанс с элементами барокко. Проект архитектора Томас Родари. Строительство начато в эпоху Возрождения (1515 – 1543 гг.), завершено в 17-18 вв. Беллициона, Швейцария.

Архитекторы раннего барокко

Новый стиль, пришедший после эпохи Возрождения, – барокко. Этот стиль постепенно вызрел в Италии в недрах архитектуры эпохи Возрождения. И. Грабарь – историк искусства и художник — писал, что высокий Ренессанс мог считаться на «три четверти барокко».

Игорь Эммануилович Грабарь 1871-1960 гг. – художник-живописец, искусствовед, педагог, реставратор.

В статье «Дух барокко» Грабарь говорил, что в архитектуре эпохи Возрождения, в ее поздний период, в работах знаменитых зодчих уже чувствовались изменения, их произведения не были «педантичными и сухими», меньше соответствовали математическим пропорциям. Однако, как подчеркивал Грабарь, только когда Микеланджело начал работать над постройками Капитолия, можно было считать, что «барокко был создан». Именно Микеланджело одним из первых изменил представления о существовавших в 16 веке законах композиции в зодчестве. Написанные им на потолке Сикстинской капеллы огромные фигуры заняли больше пространства, чем было под них отведено классическими пропорциями. Так был создан образец великой «антиклассики». Дж. Вазари, летописец Возрождения, назвал новый стиль мастера «причудливым, из ряда вон выходящим и новым».

Микеланджело — Микела́нджело де Франче́ско де Нери́ де Миниа́то де́ль Се́ра и Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni, 1475 — 1564 гг.)

В архитектурных работах Микеланджело еще ощущаются античные традиции, однако, традиционные элементы классической архитектуры он использовал по-новому: например, в вестибюле библиотеки в Сан-Лоренцо мастер соединил колонны парами, «утопил» их в углубления в стенах, лишив функциональности, стены украсил имитацией окон. У лестницы, которая занимает слишком большое пространство, нет перил, а там, где перила есть, невозможно на них опереться. Углы последних ступеней он украсил завитками. В эскизах проекта собора Святого Петра, созданных архитектором в 1546г., он реализовал идею подчинения архитектурного пространства центральному куполу, создал эффект движения вверх, изменив принятое в эпоху Ренессанса классическое равновесие. О. Шпенглер писал о зарождении барокко в творчестве Микеланжело: «Из глубочайшей неудовлетворенности искусством, на которое он растратил свою жизнь, его вечно неутоленная потребность в выражении разбила архитектонический канон Ренессанса и сотворила римское Барокко». Так из архитектуры эпохи Возрождения рождался барокко.

Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер (Oswald Arnold Gottfried Spengler; 1880—1936 гг,) — немецкий философ-идеалист. Джакомо да Виньола (Jiakomo da Vignola, 1507-1573 гг., настоящее имя -Якопо да Бароцци)- итальянский архитектор.
Вазари (Giorgio Vasari; прозвище: Аретино, 1511 года 1574 гг.) — Автор «Жизнеописаний». Архитектор, живописец, писатель, исследователь истории искусства.
Амманати (Bartolomeo Ammanati; 1511 — 1592 гг.) — итальянский скульптор и архитектор – представитель маньеризма.

 

 

Вилла Джулия (Villa Giulia) 1550-е гг. Архитектор Виньола в соавторстве с Вазари и Амманти.

 

Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta, 1533— 1602 гг.) — ученик Микеланджело и да Виньолы, архитектор, представитель стилевого направления маньеризм.

Маньеристы также внесли свой вклад в развитие барокко своим устремлением к необычным формам, нарушениям пропорций, пластичности. Примером нового стиля стал фасад церкви Иль Джезу в Риме (архитектор Джакомо делла Порта* по проекту Виньолы). В 1568 г. Виньола разработал проект храма ордена иезуитов – Иль-Джезу, ставший образцом для возведения храмовых сооружений по всей Европе. Основная идея этого проекта: создать иллюзию большого внутреннего пространства храма, и для этого архитектор соединяет боковые капеллы с нефом. Церковь Иль Джезу делла Порта достроил в 1575 году.

Церковь Иль Джезу. Проект Виньолы, архитектор Джакомо делла Порта. 1575 г.

Особенности Возрождения и барокко

В архитектуре эпохи Возрождения проекты разрабатывались на основе инженерных связей между частями конструкции. Архитектор детально прорабатывал проект, нередко создавая объемные модели, прорабатывал ход строительных работ, применение подъемных механизмов. Нередко архитектуру эпохи Возрождения называют гуманистичной, так как она имела формы, сопоставимые по масштабам с человеческим телом, а также использовала ордер как упорядоченную систему декорирования, вызывающую ощущение равновесия и стабильности. Превосходство Ренессанса, по словам О. Шуази, заключается в том, что этот стиль был основан на едином искусстве, в котором слиты все элементы прекрасного, что подразумевало гармоничность форм и пропорций.

Шуази Огюст (Choisy, 1841 г.) — французский инженер путей сообщения, адъюнкт-профессор, автор “Всеобщая история архитектуры”.

 

Пришедшее за эпохой Возрождения барокко отражало новые представления общества об изменчивом окружающем мире. Этот стиль отличался динамичностью, контрастом масштабов, света и тени, сбивчивостью ритмов, созданием визуальных иллюзий. Здания в стиле барокко нередко имели сложные планы, фасады с объемными эффектами, изогнутые поверхности стен. Вместо четких античных форм используется сложное формообразование. Архитектура барокко сочетается с живописью, скульптурой. Архитектурные формы барокко многое унаследовали у архитектуры эпохи Возрождения, но они стали намного сложнее и живописнее. Фасады сооружений имели профилированные карнизы, украшались огромными колоннами, полуколоннами и пилястрами, объемным декором. Выпуклости и вогнутости нередко делали сооружение визуально неустойчивым, подвижным. Визуальная иллюзия стала одной из основных черт архитектуры барокко. Если в период Ренессанса все элементы сооружения были самостоятельными, то в эпоху барокко все архитектурные составляющие здания и декор отражают общую идею, которая объединяла внешний вид дома, его интерьеры, окружающий природный или садовый ландшафт, городские пространства. Возникшее после эпохи Возрождения барокко у разных народов приобрело собственное значение. У португальских моряков им называли бракованные жемчужины, в 15 веке в Италии это слово использовали при определении чего-то ненастоящего, грубого. Ювелиры Франции говорили «барокко», подразумевая смягчение контура камня, изменение формы, а во французском толковом словаре 18 века «барокко» трактуется как ругательство. Барокко не считали самостоятельным стилем даже в начале 20 века, например, французский исследователь и археолог С. Рейнак в своих работах вскользь упоминает о нем, как о «суетливом иезуитском стиле» не имеющем достоинств и являющемся «умственным заблуждением».

Саломон Рейнах (Рейнак. Salomon Reinach, 1858 — 1932 гг.) — французский археолог.
Генрих Вёльфлин (Wölfflin, 1864 – 1945 гг.) – немецкий историк и теоретик искусства. Профессор в Базеле (с 1893), Берлине (с 1901), Мюнхене (с 1912), Цюрихе (с 1924).

 

Первым упомянул барокко как стиль Г. Вёльфлин в книге «Ренессанс и Барокко» (1888), где он описал его как высшую ступень развития архитектуры: первой стадией развития по его определению является архаика, вторая ступень развития — классика, третьей, и, наконец, высшей ступенью стало барокко. В своей книге он привел парные понятия, противоположные по смыслу, описывающие стили: это множественность форм и единство идеи, замкнутость и открытость, четкость и размытость, линейность и изгиб, плоскость и объемность, При этом первую часть в этих парах Вёльфлин отнес к стилям, основывающимся на античности, вторую пару он определил как отличительную черту барокко. До Вельфина многие из его мыслей по поводу барокко предвосхитил К. Гурлитт* в книге «История стиля Барокко в Италии» (1887). Э. Маль в 20- х гг. прошлого века писал, что барокко — это «наивысшее воплощение идей христианского искусства». Оппонент Вёльфлина историк, философ М. Дворжак, говорил, что стиль барокко вышел из маньеризма, но при этом являлся более высокой стадией «развития духа» в сравнении с античным искусством.

Э. Маль (1862-1954 гг.), французский ученый-энциклопедист.
Макс Дворжак (Max Dvořák, 1874-1921 гг.) — австрийский историк искусства, чех по происхождению.

Некоторые исследователи предполагали, что барокко является продолжением традиций некоторых национальных культур. К примеру, немецкий историк культуры Г. Вайзе писал, что стиль барокко воплощает германский дух. Смена стилей рассматривалась искусствоведами, как закономерно изменяющиеся стадии развития формообразования. Так после стационарного и устойчивого Ренессанса появилось стремление к динамике, иррациональности, эмоциональности. Не все приняли барокко, например, писатель В. Гюго говорил, что собор Св. Петра в Риме похож на «Пантеон, нагроможденный на Парфенон».

Собор Св. Петра в Риме. Картина Сурикова В.И. 1884 г.

Тем не менее, барокко, пришедшее за эпохой Возрождения, олицетворяло движение вперед, к познанию новых форм и возможностей архитектуры, олицетворял приход новой эры.

 

Автор текста: Марина Калабухова

Эпоха Возрождения — стиль Ренессанс в одежде и архитектуре. — Искусство

Стиль Ренессанс — Эпоха Возрождения. Одна из самых значимых эпох в истории человечества. Эпоха, подарившая миру таких знаменитых художников (да и не только художников, а мастеров на все руки), как Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, всё же больше скульптор Микеланджело Буонарроти.

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи

 Возрождение. XV-XVI века. В это время Европа проснулась от средневековой спячки, ей вновь стала интересна культура забытой античности – Древней Греции, Древнего Рима. Европейцев вновь стала интересовать наука, изучение человеческого тела. Их вновь стали интересовать перспектива и симметрия, гармония.

 

 
Стиль Ренессанс. Свои истоки культура Ренессанса берёт в Италии, и совершенно не случайно, ведь именно на территории Италии когда-то располагалась Римская империя. А настоящей колыбелью культуры Возрождения станет Флоренция.

 Беноццо Гоццолиизобразил поклонение волхвов как торжественную процессию придворных Медичи
 
В архитектуре, в живописи, в скульптуре, во всём творцы той эпохи искали пропорции, симметрию, гармонию. Именно в эпоху Возрождения картины становятся реалистичными, ведь средневековые миниатюры больше напоминали детские рисунки, они были плоскими, а изображения людей времён средневековья отличались достаточно большим объёмом головы по сравнению с телом. В средневековой Европе главной всегда оставалась духовность, но никак не тело. В период Возрождения всё меняется, теперь и телу придаётся определённое значение, тело должно быть также красиво, как и дух. Именно в эпоху Возрождения художники и скульпторы вновь учатся создавать произведения, в которых будут отражены реальные пропорции человеческого тела.


 
Ренессанс диктует и свои каноны, идеалы женской красоты. Идеалом того времени были: высокий рост, широкие плечи, тонкая талия, плюс белые зубы, красные губы, благородные движения и статная фигура. Но при тонкой талии ни в коем случае женщина того периода не должна была быть худой, нет, наоборот, она должна была обладать пышным телом с не менее пышной грудью.

И ещё, именно в эпоху Возрождения, именно в Италии появляется мода на блондинок. Белокурые локоны считаются идеалом женской красоты, и все модницы той поры всячески пытаются достичь подобного цвета волос. Волосы приводили в нужный цвет либо при помощи окраски, либо при помощи париков, сделанных из накладных волос ярко-жёлтого цвета.

Ещё одним критерием красоты в эпоху Ренессанса служил высокий, гладкий, не скрытый волосами, а только обрамлённый ими лоб. Наличие бровей не считалось красивым, и они выщипывались, причём как женщинами, так и мужчинами. На лицо наносилась косметика. Екатерина Сфорца даже создала целое пособие с правилами нанесения грима на лицо. Но при этом косметика была не столь обязательной, в эпоху Возрождения особое значение придавалось естественности, подчёркиванию природной красоты человека.

«… Волосы женщин должны быть нежными, густыми, длинными и волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту или же меду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же, как небольшое и худое. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна; кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения… Плечи должны быть широкими… На груди не должна проступать ни одна кость. Совершенная грудь повышается плавно, незаметно для глаза. Самые красивые ноги — это длинные, стройные, внизу тонкие с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней. Предплечья должны быть белыми, мускулистыми …».
Из трактата Аньоло Фиренцуолы.

 
Кстати, ещё одной особенность моды Ренессанса стало появление многочисленных работ, посвящённых красоте, а также правилам, к примеру, правилам создание причёсок, можно сказать, впервые моду стали описывать.


 

 
Что касается волос, то в женские причёски также вплетались ниточки кораллов и жемчуга, волосы украшались специальными накидками и сеточками, что можно увидеть и на многих картинах художников той поры.


 
 Стиль Ренессанс — Женский костюм 
Женский костюм состоял из нескольких платьев, обязательным было наличие верхнего и нижнего платья с длинными рукавами. Верхнее платье имело широкие рукава и называлось оно гамурра. Флоренция, колыбель итальянского Возрождения, славилась производством суконных тканей, которые ею широко продавались по всей Европе, но при этом сами жители Флоренции отдавали предпочтение совершенно другим тканям – парча, бархат, шёлк.


 
Платье эпохи Возрождения воплощает телесность и объёмность, его фалды – широкие и симметричные, и главное – лиф и юбка платья должны гармонировать между собой, они должны быть пропорциональны, в их сочетание должен соблюдаться идеал «равновесия отдельных частей человеческого тела». Лиф платья – зашнурованный с маленьким овальным вырезом

 

 
Но у платьев были и достаточно глубокие декольте, распространённым становится так называемое «бродячим декольте», которое при движении могло съехать с одного плеча на другое, переместиться на спину или же «случайно» при ходьбе обнажить грудь.
 
Платья обильно декорируются, имеют множество деталей: вышивка, дорогое кружево, отделка из меха и драгоценных камней, которые также свидетельствуют и о высоком положении тех, кто одевает подобные наряды.
 
О богатстве дамы свидетельствовал и …рукав платья, который был узким и имел разрез изначально на локтях, а затем и в пройме, обнажая нижнее бельё. Нижнее белое бельё, ведь в то время белые ткани считались одними из самых дорогих.
 

 
Стиль Ренессанс — Мужской костюм. 
В эпоху Ренессанса молодые люди и франты ходили в коротком костюме, основой которому послужила античная туника, её теперь лишь снабдили рукавами и некоторыми, часто декоративными деталями. Плюс появляются и округлые симметричные фалды. Такой костюм был длиной до колена, а иногда и короче. Под него одевались облегающие штаны-чулки, пошитые из материала разного цвета.

 
 Также именно в эпоху Возрождения появляется и длинный плащ с вшитыми рукавами и широким воротником. Со временем подобный плащ стал эмблемой учёных и пожилых людей. И по сей день его используют как официальную одежду для различных университетских церемоний. Впрочем, это совершенно не случайно, ведь именно в эпоху Возрождения появляется интеллигенция – врачи, юристы, учёные, именно в эпоху Возрождения появляется возможность зарабатывать на жизнь исключительно умственным трудом.



http://ru.wikipedia.org
http://mylitta.ru/534-renaissance. htm
http://www.ms77.ru/articles/fashion…nce/ital/14946/  http://www.liveinternet.ru/users/4723908/post230222564/

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

Презентация к уроку по теме «Архитектура эпохи Возрождения»

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация к уроку по теме «Архитектура эпохи Возрождения»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Цели урока: Формирование представлений об архитектуре эпохи Возрождения, особенностях стиля, архитектурных памятниках. Прививать любовь к искусству, формировать нравственно — эстетическое восприятие мира. Развивать творческую и познавательную активность, образное мышление.

2 слайд Описание слайда:

Особенности культуры эпохи Возрождения. Основные характеристики архитектуры эпохи Возрождения. Знакомство с памятниками архитектуры этого периода (Собор Святого Петра в Риме, собор Санта- Мария- дель- Фьоре (1436), палаццо Питти во Флоренции, дворцы в Венеции).

3 слайд Описание слайда:

Искусство Возрождения или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Родина- Флоренция. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV-XVI века.

4 слайд Описание слайда:

Носила светский характер. Средневековье ставило в центр мировоззрения и духовной жизни Бога (теоцентризм), а Возрождение в центр поставило Человека (антропоцентризм). Эпоху Возрождения поэтому часто называют эпохой Гуманизма (от лат. Humanus – человеческий) В зпоху Возрождения начало развиваться реалистическое искусство, которое сменило иконописное, мистифицированное, условное искусство Средневековья. Архитектура возвращалась к основам античной ордерной системы, когда особое внимание уделялось пропорциям, новым типам зданий (городской дворец, загородная вилла и т.д.).

5 слайд Описание слайда:

Живопись. Сравните: Портрет юноши 1495 Пьетро Перуджино Джотто. Энрико Скровеньи вручает модель своей капеллы Богородице

6 слайд Описание слайда:

Палаццо Вендрамин Калерджи, Пьетро Ломбардо, 1502, Венеция Сравните: Собор Нидарос (Nidaros), Тронхейме, Норвегия.

7 слайд Описание слайда:

Ренессансные постройки вызывают ощущение статичности за счет наслоения друг на друга горизонтальных этажей. Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему. основными элементами которой являются: колонна, пилон, пилястра, архитрав и свод. Используются различные ордера, которые чаще всего выстраиваются в ряд в соответствии с так называемой классической соподчиненностью — от самого тяжелого дорического в нижней части к наиболее субтильному коринфскому наверху. Основные геометрические фигуры и тела в ренессансной архитектуре — квадрат, прямоугольник, куб и шар. Крыша крутая или пологая с башенными надстройками, арочные галереи, колоннады, круглые ребристые купола. Типы сооружений стиля ренессанс: В развитии ренессансной архитектуры первоочередной задачей является строительство дворцов для старой и новой торговой аристократии. Городские дворцы вначале имели вид крепостей, так как выполняли и оборонительные функции. Их общим признаком была простота композиции, мощный руст стен, последовательное разделение этажей карнизами.

8 слайд Описание слайда:

Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.

9 слайд Описание слайда:

Леон Баттиста Альберти 1404-1472 Филиппо Брунеллески 1377-1446

10 слайд Описание слайда:

Характерно, что первым ренессансным произведением была не церковная, а гражданская постройка. Это здание флорентийского Воспитательного дома, спроектированное Ф. Брунеллески в 1421 г. По своей архитектуре оно полностью отличается от предшествующих готических построек. Здание имеет горизонтальную композицию, с легкой аркадой на колоннах, которая с тех пор становится наиболее популярным архитектурным приемом.

11 слайд Описание слайда:

это главный собор государства Ватикан, резиденция Папы, главы католической церкви. Верующие католики называют его «путеводной звездой», «сердцем церкви» и считают самым главным храмом на всей планете.

12 слайд Описание слайда:

В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.

13 слайд Описание слайда:

В 1666 году архитектор Лоренцо Бернини построил перед собором обширную площадь Святого Петра, обрамлённую величественной колоннадой. В центре её возвышается обелиск, символизирующий величие римско- католической церкви.

14 слайд Описание слайда:

ЭЛЕГАНТНЫЙ И ПРОСТОЙ КУПОЛ СОБОРА САНТА МАРИЯ ДЕЛЬ ФЬОРЕ, ПАЛАЦЦО ПИТТИ.

15 слайд Описание слайда:

Палаццо Гримани— дворец в Венеции на канале Rio di San Luca. Был построен в эпоху Ренессанса, современный вид относится к 1556-1575 годам. Изначально был построен для дожа Антонио Гримани. После его смерти, в 1532—1569 годах последовательно перестраивался наследниками дожа, Окончательно дворец был закончен в 1575 году Джованни Рускони. Дворец состоит из трёх частей и небольшого заднего дворика. Фасад дворца украшен разноцветным мрамором.

16 слайд Описание слайда:

— Большой дворец. Эта классическая постройка арх. Якопо Сансовино сделана в 1535-1561 гг. для Якопо Корнера, брата королевы Кипра Катерины. Посередине нижнего, рустованного, этажа — три арки. Верхние два парадных этажа украшают арочные окна. В эпоху Ломбардо-Венецианского королевства он служил штаб-квартирой австрийцев. Сейчас здесь находится префектура и полицейское управление.

17 слайд Описание слайда:

Венеция, на Рио ди Сан Лука. Архитектор Джованни Канди дополнил палаццо витой цилиндрической лестницей, пристроенной к дворовому фасаду, которая извивается вверх. Её форма подчеркнута аркатурой, имитирующей спиральное винтовое движение. 

18 слайд Описание слайда:

Средневековье Высшим  авторитетом  была  церковь, которая  регламентировала  всю  жизнь человека. Устремленность храма ввысь. Два архитектурных стиля  —  романский (церковь напоминает крепость) и готический (ансамбль городского собора, который был центром  общественной и идейной жизни средневекового города). Главной задачей художника было воплощение божественного начала,  а из всех чувств человека отдавалось предпочтение страданию. Арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни. Ренессанс ? ? ? ? ?

19 слайд Описание слайда:

Назовите эти здания:

20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда:

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-428299

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Конспект + презентация «Архитектура эпохи раннего Возрождения» для 8-го класса

Архитектура эпохи раннего Возрождения

Конспект урока по МХК в 8 классе

Составил: Петухов Александр, 222 гр.

Тип урока: получение новых знаний

Форма урока: Лекция-визуализация

Цель: Сформировать у учащихся знания об архитектуре эпохи раннего Возрождения.

Задачи:

Образовательная: сформировать и расширить у учащихся знания об архитекторах эпохи раннего Возрождения.

Развивающие:

  • Развить способность определять архитектуру раннего Возрождения по ее особенностям (развитие навыка анализа архитектуры)

  • Развить у учащихся память и творческое мышление

Воспитательная: воспитать в учащихся внимание.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран для проектора.

План урока

Этап урока

Время (мин.)

1

Организационный момент

2

2

Мотивация учащихся. Работа с эпиграфом

3

3

Лекционный материал «Шедевры архитектуры эпохи раннего Возрождения»

10

4

Творческое задание: проектирование здания (работа в парах)

15

5

Проверка творческого задания. Выбор лучшего здания

10

6

Подведение итогов урока

4

7

Домашнее задание

1

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка наличия учащихся и их готовности к учебному занятию.

2. Мотивация учащихся

Учитель: Перед вами на экране афоризм (слайд 1) Кто знает его автора? Не буду долго вас мучить, на самом деле автор этого афоризма неизвестен. Итак, следующий вопрос. Какой будет тема нашего урока? Отлично. Но ведь мы не сможем изучить всю архитектуру за один урок! Поэтому внимание на экран. Перед вами здание (слайд 2) К какому периоду, по вашему мнению, оно относится? Оно относится к периоду раннего Возрождения. О его авторе и других строениях этого периода мы и узнаем на сегодняшнем уроке.

3. Лекционный материал

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы, и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Записать в тетради (слайд 4): Кватроче́нто (итал. quattrocento, «четыреста»)— общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом Раннего Возрождения.

В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента.

Пространство, как архитектурный компонент, организовано в отличном от средневековых представлений образе. В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции (слайд 5).

Записать в тетради (слайд 6): Бази́лика (базили́ка; греч. βασιλική — «дом базилевса, царский дом») — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.

(слайды 7-8) Неф — вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

В многонефной базилике (слайд 5) нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф — обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса. Базиликами также именуются наиболее значимые римско-католические храмы вне зависимости от их архитектурного решения. Данная базилика построена Филлипо Брунеллески.

Записать в тетради (слайд 9): Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377—1446) — великий итальянский архитектор, скульптор эпохи Возрождения.

В течение раннего Возрождения в искусстве появляется стремление к органичному сочетанию средневековых традиций с классическими элементами. В храмовом строительстве основным типом остаётся базилика с плоским потолком или с крестовыми сводами, но в элементах — расстановке и отделке колонн и столбов, распределении арок и архитравов, внешнем виде окон и порталов, зодчие ориентируются на греко-римские памятники в стремлении образования обширных, свободных пространств внутри зданий.

Записать в тетради (слайды 10-11):

Архитрáв (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Впоследствии, постепенно, и в общей концепции, и в деталях основой произведений становятся образцы античного искусства.

Записать в тетради (слайд 12):

Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определённые элементы и подчиняющийся определённой архитектурно-стилевой обработке. Включает в себя системe пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение. Архитектурный ордер является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных и горизонтальных элементов.

Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.

Чаще всего в оформлении зданий присутствует коринфский ордер с разнообразными видоизменениями капители (слайд 13) Новый стиль сильнее проникает в нехрамовую архитектуру: дворцы правителей, городских властей и знати, ранее подобные крепостям, не во всём отойдя от средневекового облика, изменяются, очевидно желание архитекторов соблюсти симметричность и гармонию пропорций. Эти постройки имеют гармонично просторные внутренние дворы, обнесённые в нижнем и в верхнем этажах крытыми галереями на арках, которые поддерживаются колоннами или пилястрами античной формы.

Записать в тетради (слайд 14): Пиля́стр (также пиля́стра, от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну.

Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.

Фасаду придаётся размеренность по горизонтали посредством изящных межэтажных карнизов и главного карниза, образующего сильный выступ под крышей.

Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции; среди них — элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) (слайд 15) и палаццо Питти (слайд 16), созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса.

Очень интересным зданием является Чертоза, находящаяся в итальянском городе Павия (слайд 17) Дело в том, что на самом деле данное здание хоть и выполнено уже в стиле Возрождения, на самом деле изначально было задумано как готическое здание. Данная церковь была заложена  Джаном Галеаццо Висконти 27 августа 1396 года. Своим окончательным видом Чертоза обязана Джованни Антонио Амадео.

Записать в тетради (слайд 18): Джованни Антонио Амадео(итал. Giovanni Antonio Amadeo, 1477, Павия — 1522, Милан) итальянский скульптор и архитектор.

Храм был освящён 3 мая 1497; отделочные работы продолжались после этого десять лет.

Палаццо Корнер-Спинелли (слайд 19) ( (итал. Palazzo Corner-Spinelli) — дворец в Венеции, на Гранд-канале в районе Сан-Марко.

Эт

Городской дизайн и архитектура | Правила Ренессанса

ГОРОДСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ В ИТАЛИИ RENAISSANCE

Физическая реализация идеалов эпохи Возрождения в обновленных улицах итальянских городов

, Рэнди Д. Бош, B.Arch., M.Arch., Калифорнийский университет, Беркли (c) 1969, 2010 Randy D. Bosch

Изменения в идеях теоретиков и в интерпретации функциональных потребностей города привели к новому взгляду на улицу в 15-17 веках в итальянских городах.Вообще средневековая улица была функционально неполноценной, эстетически непродуманной и лишенной объединяющих качеств. Такое состояние способствовало мультицентричности средневекового города. Его главные фокусы часто плавают в запутанной паутине разрозненных, незапланированных улиц. Таким образом, основные постройки существовали как работоспособные ядра города только на близком расстоянии, а сам город рос разрозненным, редко планируемым образом.

Ренессанс Флоренция (с) 2006 Рэнди Д.Bosch

Идеи планировщиков эпохи Возрождения в сочетании с творческим использованием власти лидерами церкви и государства привели к реконструкции, которая придала форму единства городам с множеством властей и дала гражданину видимое понимание своей положение в иерархии власти города.

Это продуманная операция на структуре города, физическая реализация идей планирования эпохи Возрождения, которой посвящено данное исследование.

Церковь и государство

Взаимодействие церкви и растущей государственной власти в эпоху Возрождения значительно изменило социальную структуру итальянского города.Значимость гражданина заметно снизилась, а вместе с ним и влияние гражданина на объем и масштаб теории и планирования общественных пространств, используемых гражданином.

Концептуальное представление о роли городской ткани в соединении основных достопримечательностей, таким образом, вращалось вокруг узлов церкви и дворца. Улицы, которые были задуманы для соединения таких точек, сделали многое для устранения «социальных» аспектов пространств, в которые они проникли. Это нарушение традиционных функций в рамках ранее существовавших городских общественных пространств, однако, имело пользу, облегчив принятие их функций и перенесение деятельности в надлежащие места в рамках новой модели.

Основным толчком к строительству широкой упорядоченной сети улиц был, конечно, функциональный. Естественное увеличение трафика, сопровождавшее рост городов, в сочетании с длинными церемониальными парадами аристократических функций эпохи Возрождения сильно перегружало средневековую уличную систему. Церкви и дворцы, олицетворяющие реальную мощь города эпохи Возрождения, реальный центр основной деятельности в жизни горожан, были логическими центрами, на которые можно было ориентировать новую уличную систему.

Конечно, точные отношения, которые привели к планам обновления, значительно различались от города к городу, хотя и давали решения, которые были удивительно похожи в интерпретации концепций и ясности, достигнутой за счет использования этих концепций в качестве инструментов для физической реализации планов.

Примеры использования

Города Парма, Феррара, Турино, Флоренция и Рим в Северной и Центральной Италии, а также города Неаполь и Катания на юге Италии и Сицилии служат полезными примерами реальной интерпретации концепций планирования улиц и потребностей эпохи Возрождения.Хотя некоторые из городов разработали схемы обновления в значительно более крупных масштабах, чем другие города, именно использование идей планировки улиц и результатов их существования важно на протяжении всей такой деятельности эпохи Возрождения.

Парма

Герцогство Парма поддерживало тесные связи с важнейшими дворами Европы после 15 века. Первоначально римское поселение, спланированное на прямоугольной сетке, более поздний итальянский город сохранил основные римские улицы по мере своего роста.Главная площадь располагалась на пересечении двух главных осевых римских улиц.

Средневековое расширение Пармы проходило по главной оси восток-запад через реку Парма к западу. Когда район начал развиваться, были построены новые улицы, чтобы соединить главные церкви западного берега. Маршруты сходились к двум наиболее важным церквям, Сантиссима Анунциата и Кьеза дель Куартьере, минуя по пути здания правительства штата.

В Парме последовательно доминировали Фарнезе, а затем Бурбоны в течение 16 и 17 веков, с соответствующими колебаниями в относительных полномочиях церкви и государства контролировать развитие города.

В этот период было построено несколько координационных центров и значительных структур, которые символически отреагировали на уличную систему, в процессе разработки «второго шага» процесса возрождения города, шага, который часто следует за исправлением уличных моделей.

Герцогский дворец был построен на продолжении площади Пьяцца Маркони, рядом с главным проспектом Пармы с севера на юг. Дворец располагался в стороне от улицы, чтобы вести человека на площадь и занимать центральное положение на площади.

Кампанила и Баптистерий Дуомо были построены на противоположных сторонах Страда аль Дуомо, еще одного древнего римского пути. Такое расположение заставило визуально акцентировать внимание на двух структурах, а оттуда на площади, лежащей перед Дуомо, и, следовательно, на самом Дуомо. Таким образом, существующая улица оставалась функциональной для движения, в то время как Дуомо по-прежнему был объявлен соответствующим образом. Такое же расположение служило также со стороны Страды с севера на юг, которая проходила непосредственно перед Дуомо, поскольку две третичные структуры были размещены по диагонали друг напротив друга на пересечении, блестящий ход со стороны планировщика.[1]

Опять же, Campanile di San Paolo была построена в конце существующей улицы, чтобы дать ей цель и направление, и еще раз обозначить местонахождение церкви и ее важность для города для тех, кто путешествовал по улице. .

Гражданские постройки были построены вокруг старой центральной площади, функциональное назначение которой заключалось почти исключительно в рассредоточении движения. Эта площадь очень существенно контрастирует с двумя другими. Пьяцца перед герцогским дворцом полностью удалена от потока движения, приближаясь по своему характеру к статусу почти чисто внутреннего двора.Таким образом, площадь представляла собой тихий получастный двор дворца, обеспечивающий беспрепятственное, легко используемое пространство для любых церемоний, которые могли возникнуть. С другой стороны, площадь Дуомо позволяет при желании перемещаться по сторонам, оставляя центральное пространство открытым для собраний и фестивалей, связанных с церковью.

Неаполь

Неаполь — самый важный город Южной Италии. Быстрый рост вдали от центра города с классической сеткой в ​​сочетании с королевской властью, которая значительно увеличила его физическое владение и временные полномочия, вызвали необходимость дать всему городу общее устройство связей в 16 веке.С этой целью была построена относительно прямая улица, соединяющая «загородный» дворец на холмах за городом с «городским» дворцом, который располагался в непосредственной близости от гавани [2].

У подножия холмов изменение направления улицы было обусловлено топографией и желанием сохранить основные существующие черты города. Перенаправление было облегчено с помощью «сектора развязки», широкого участка проспекта, приближающегося к площади по размеру и характеру. Таким образом, общая концепция улицы может быть сохранена путем движения по пространству, подобному площади, с использованием языка площади для сохранения непрерывности там, где использование обычного языка улицы было бы утеряно.

«Городской» дворец с его площадью был сильно ориентирован на порт, перенаправляя силу улицы. Таким образом, он соединился и встретил силу экономической жизни города, а также силы, контролировавшие эту артерию. Новая мощная улица, натянутая двумя дворцами, которые в равной степени олицетворяли власть в городе, была, таким образом, призвана служить центральной осью, собирая все важные виды деятельности города в одно жизнеспособное ядро.

Феррара

В 1492 году город Феррара успешно отразил нападение Венеции.Была замечена необходимость укрепить город против дальнейших атак, с необходимыми требованиями для выполнения строительства новых стен и обеспечения безопасности города важнейшими отраслями промышленности.

Дополнение к городу, Addizione Erculea, было спланировано Бьяджо Россетти, который считался первым градостроителем современной Европы [3]. Россетти был мотивирован классическим сеточным планом города Гипподима и экономичностью строительства, обеспечиваемой четырехугольной формой.Таким образом, он ввел две осевые перекрестки в качестве главных дорог нового здания с общей сеткой, проложенной между ними. План был выражением только технических потребностей, поскольку он позволял распределить функции города.

Средневековый образец старого города был соединен с новым сектором посредством главной поперечной оси и проспекта вдоль линии старых городских стен, разделяющих две части города. Центрирующей точкой соединения была старая крепость в центре стены, что усиливало ее символическое положение как силы, сделавшей возможным строительство нового города.

Город Феррара тайно купил большую часть сельских земель, которые должны были быть включены в новые стены, прежде чем объявить о своих планах расширения. Таким образом, спекуляции недвижимостью были в значительной степени предотвращены, и более правильное выполнение плана было относительно надежным.

Независимость Феррары закончилась в 1598 году, когда она стала частью Папской области, что предотвратило в целом упорядоченное завершение плана, поскольку он изначально планировался.Это действие выявило относительно ограниченный характер операций по обновлению эпохи Возрождения, поскольку они были сосредоточены в столицах независимых государств и на месте других королевских резиденций. Редко когда завоеванные города или другие второстепенные города испытывали какие-либо реальные попытки физического воплощения идеалов городского планирования эпохи Возрождения.

Турино

Изменения в экономике Северной Италии в 16 веке, когда важность сельского хозяйства снизилась, в сочетании с множеством войн, которые часто делали сельскую местность небезопасной, вызывая массовую миграцию людей в города.В то время Турин был одним из самых экономически жизнеспособных и политически активных городов во всей Италии.

В Турине, как и во многих других городах, учитывалась современная идеалистическая тенденция к централизации города за счет соединения основных достопримечательностей с уличной системой. В Турине большинство этих основных точек — собор, герцогский дворец, театр, архивы, университет, семинария и гражданское правительство — были централизованы в одном небольшом районе в северной части города, «Зоне командования».Главные восточные ворота города были соединены с «Командной зоной» широким прямым проспектом, пересекающим существующую структуру города.

Поскольку основная цель новой улицы должна была быть направлена ​​на то, чтобы подчеркнуть доминирование Турина над сельской местностью, сама улица была сосредоточена на похожем на замок Палаццо Мадама в «Зоне управления». Въезд в город на противоположном конце улицы был спроектирован как очень большая, полностью упорядоченная площадь, через которую весь трафик направляется на улицу.Создание непрерывности с аркадными фасадами, похожими друг на друга по дизайну на основных участках улицы, создавало элегантную, царственную атмосферу. В целом, эффект двух конечных площадей и большой улицы между ними был эффектом абсолютной власти и достоинства, создавая более достойную обстановку для центра централизованной власти, которым стал Турин.

Катания

Город Катания на Сицилии был, наряду с Неаполем, одним из немногих городов южной Италии, в которых проводилось масштабное обновление города.Интерес к Катании в огромной степени был вызван землетрясением 11 января 1693 года, которое почти полностью разрушило город. Катания была реконструирована по плану, утвержденному герцогом Камастры. План имел целью найти правильную транспортную систему для города, но теоретический проект города мог быть действительным только с формальной точки зрения.

Основная улица Via Stesicoro Etnae соединяла все части города с площадью Пьяцца-дель-Дуомо, которая была центром жизни города.Пьяцца была окружена дворцами и зданиями муниципальных органов власти, а также центром движения транспорта в порт и из сельской местности. Осевая направленность улицы Виа Гарибальди на собор служила надлежащим централизующим элементом конструкции, которой раньше не хватало. Расположение муниципального здания между площадью Пьяцца Каттедрале и площадью Пьяцца дельи Студи придавало ему большое значение, не вступая в конкуренцию с собором.

Флоренция

Флоренция, «родина» Возрождения, рано продемонстрировала чувственное использование инструментов возрождения города для обновления и дизайна.Первоначально римский лагерь, разбитый на сетку, позже быстрый рост города проходил вдоль дорог за пределами сетки и был беспорядочным.

В период политического раскола между гвельфами и гибиллинами Флоренция была городом гвельфов. Поскольку церковь была связана с гвельфами, ее влияние во Флоренции было значительным. Пять великих окружных церквей, Санта-Мария-Новелла, Санта-Крочче, Кармен, Сантиссима-Аннунсиата и Санта-Эспирито, стали центрами, вокруг которых была организована жизнь города.

Площадь Синьории представляла собой централизацию города в средневековом масштабе. Возвышение торговых князей и последующее усиление власти Флоренции привели к попыткам повысить жизнеспособность притязаний купцов на позиции внутри аристократии.

Козимо де Медичи поручил Джорджио Вазари соединить площадь Синьории с рекой Арно, чтобы указать на региональное значение Флоренции. Решением Вазари стал дворец Уффици, в основном бюрократическое офисное здание, с улицей, ведущей к реке, соединяющей средневековую башню Палаццо Веккьо с кульминационной аркой на берегу реки.«С превосходным мастерством Вазари оправдал надежды своего клиента. Дворец визуально связывает древние памятники, Палаццо Веккьо, купол собора и скульптуру на Пьяцца делла Синьория, и объединяет перпендикулярное движение площади с движением вдоль реки Арно, тем самым драматизируя существование реки . »[4]

Монахи-сервиты владели землей между Дуомо и Сантиссима Аннунциата. В тринадцатом веке они соединили две церкви прямой улицей.Позднее это мероприятие открыло путь к воплощению теорий Возрождения в архитектуре в изысканном дизайне зданий вокруг площади Аннунциата, начиная с Больницы для подкидышей Брунеллески. Без ступеньки, сосредоточенной в центре улицы на Сантиссима Аннунциата, полное и упорядоченное объединение площади с аркадами и фонтанами, скорее всего, никогда бы не было задумано. Эти действия привели к общегородской перестройке уличной системы для соединения основных церковных зданий с тщательной интеграцией старых и новых зданий в эпоху Возрождения.

Рим

В эпоху Возрождения Рим был исключительным владением церкви. За исключением таких периодов, как 1527 год, когда Рим был захвачен и разграблен из-за политических заминок Пап, восстановление города энергично продвигалось вперед. Папы хотели сделать Рим подходящим местом, чтобы служить символической столицей церкви. Возникновение Реформации стимулировало еще больший шаг к решительному заявлению о единстве в Риме.

Папе Сиксту V, правившему с 1585 по 1590 год, оставалось возглавить разработку единого долгосрочного плана для Рима.Его архитектор Доминико Фонтана планировал создать крупную уличную систему, соединяющую семь паломнических церквей Рима. Такая операция не только решит проблемы с дорожным движением, но и произведет впечатление на посетителей города, превратив весь Рим в единую «святыню».

Использование обелиска или отдельно стоящей колонны для обозначения важных частей города и достопримечательностей открыло путь для создания чувственных дизайнов для всей области каждой точки фокусировки. Символические входы, такие как Piazza del Populo и Piazza Ponti, получили усиление внимания и внимания с трезубцем, идущим от каждого улицы.Самой важной из улиц Сикста V была улица Страда Феличе, которая была построена в течение года после его присоединения к Понтификату. Страда Феличе должна была соединить площадь Пьяцца-дель-Пополо с Санта-Кроче за Санта-Мария-Маджоре, любимой церковью Сикста V. Длинные прямые улицы и их конечные обелиски действительно внесли определенный порядок в хаос средневекового Рима, поскольку они открыл глаза более поздним проектировщикам на возможности полной реализации идеалов Возрождения.Акты воли Сикста V и Доминико Фонтана, такие как Quatre Fontane, объединяющие детали важнейшего перекрестка, построенного еще до зданий, чтобы гарантировать правильное продолжение плана, также пролили свет на путь. Таким образом, такие действия, как создание пары практически идентичных церквей, обрамляющих выходы трезубца с площади Пьяцца дель Пополо в город, были предвещены видениями Сикста V за годы до того, как они были реализованы как физические реальности.

Заключение

Из всех этих городов Флоренция и Рим являются наиболее значительными с точки зрения их измененной городской структуры, поскольку они воплотили принцип полного, полностью взаимодействующего набора узлов для новой уличной системы.Флоренция была более неторопливым, фрагментарным процессом, медленно производящим величие различных пространств из средневековой посредственности. Рим, с другой стороны, был заказан в основном одним большим и быстрым взмахом руки Сикста V во время его краткого правления. Хотя этому предшествовали мероприятия более местного и меньшего масштаба, это был план Доминико Фонтаны, который привел в движение волну внимания к каждому фокусу и пересечению всей городской схемы. Без прочной, полной сети невероятной чувствительности и совершенства эти очаги и пересечения нельзя было бы увидеть в свете, подходящем для превосходного дизайна.

Единственной наиболее важной движущей силой во всех случаях были сила и идеалы одного человека, который смог добиться порядка в своем конкретном городе. Такие люди сделали это как средство обеспечения физической структуры, которая принесет городу еще большее влияние и рост, в их пользу, и как выражение того, что они лично были обязаны городу за свою власть.

Библиография

Бэкон, Эдмунд, Дизайн городов, Viking Press, Нью-Йорк, 1957.

Доди, Луиджи, La Formazione Urbane del Parmense, Azzoni Editore, Парма, 1965.

Гедион, Зигфрид, Пространство, время и архитектура, издательство Гарвардского университета, Кембридж, 1965.

Мамфорд, Льюис, Город в истории, Harcourt, Brace & World, Нью-Йорк, 1961.

Zocca, Марио, Городская история итальянского города, Liguori Editore, Неаполь, 1961.


[1] Доди, Луиджи, La Formazione Urbane del Parmense, Azzoni Editore, Парма, 1965; стр.37.

[2] Зокка, Марио, Городская история итальянского города, Liguori Editore, Неаполь, 1961; стр.261.

[3] Там же; стр.216.

[4] Бэкон, Эдмунд, Дизайн городов, издательство Viking Press, Нью-Йорк, 1957; п. 85.

Нравится:

Нравится Загрузка …

Hartt & Wilkins, История итальянского искусства эпохи Возрождения

  • Тематический каталог
  • Продукты и услуги для обучения
  • Продукты и услуги для учреждений
  • Клиенты

Лучшие образцы архитектуры эпохи Возрождения в Мадриде и где их найти

El Escorial | @ Ввласенко / WikiCommons

Архитектура эпохи Возрождения, отражающая классическую культуру, зародилась во Флоренции в 15 веке и вскоре начала распространяться по Европе, заменив готический стиль архитектуры, который был так популярен до этого.В Мадриде есть несколько необычных образцов архитектуры эпохи Возрождения, на которые сильно повлиял уникальный испанский стиль, которые стоит поискать. Мы рассмотрим некоторые из лучших.

Это здание 16 века, одно из трех, составляющих мадридскую площадь Пласа-де-ла-Вилла, было построено в стиле платереско. архитектурный стиль, который процветал в Испании и на ее территориях между периодами поздней готики и раннего Возрождения и характеризовался декоративными фасадами, цветочными деталями и фантастическими существами.В то время как некоторые эксперты считают Платереск своим собственным уникальным стилем, многие описывают его как принадлежащий к архитектуре эпохи Возрождения. Casa de Cisernos (Дом Сиснероса) был построен в 1537 году Бенито Хименес де Сиснерос, племянником кардинала Сиснероса, основателя мадридского университета Комплутенсе, в честь которого было названо здание.

Casa de Cisneros, Мадрид | © losmininos / WikiCommons

Пуэнте-де-Сеговия (мост Сеговии), который пересекает реку Мансанарес в конце крутой улицы Калле-де-Сеговия, был построен между 1582 и 1584 годами.Он был заказан королем Филиппом II и спроектирован Хуаном де Эррерой, известным своим скудным ренессансным стилем, который лучше всего можно увидеть в монастыре Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал.

Пуэнте-де-Сеговия, Мадрид | © Manuel MV / WikiCommons

Расположенный в самом сердце Мадрида монастырь Дескальсас Реалес был основан Иоанной Австрийской, сестрой Филиппа II Испанского, в 1559 году. В первые годы своего существования монастырь привлекал многих дворян. которые принесли с собой произведения искусства и текстиль.Сегодня посетители могут увидеть эти культурные сокровища во время экскурсий по монастырю.

Монастырь дескальсас-Реалес, Мадрид | © Luis García / WikiCommons

Главная площадь Мадрида, Пласа Майор, была первоначально спроектирована Хуаном де Эррерой в 1560 году, но строительство на площади началось только в 1617 году при Хуане Гомес де Мора. Его бурная история, которая включает в себя несколько разрушительных пожаров, означала, что площадь была перепроектирована Хуаном де Вильянуэва в 1790 году. Несмотря на многочисленные ремонтные работы, некоторые детали площади выполнены в стиле эпохи Возрождения, такие как аркады и изогнутые арки, типичные для итальянцев. Стиль ренессанс.

Plaza Mayor, Мадрид | © Себастьян Дубиль / WikiCommons

Церковь Святого Себастьяна на улице Калле-де-Аточа была построена в середине XVI века, но была полностью перестроена в 1940-х годах после разграбления и бомбардировки во время гражданской войны в Испании. Некоторые детали эпохи Возрождения, такие как купол, действительно сохранились, и церковь заслуживает внимания хотя бы из-за ее печально известной истории. Именно здесь прошли похороны испанского писателя Мигеля де Сервантеса и, как говорят, похоронен испанский драматург Лопе де Вега.

Церковь Святого Себастьяна, Мадрид | © Luis García / WikiCommons

Церковь Сан-Херонимо-эль-Реаль, расположенная на холме за музеем Прадо, была построена в начале 16 века и изначально была одним из самых важных монастырей Мадрида, расположенным рядом с дворцом Буэн-Ретиро.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*