Стиль ампир в архитектуре кратко: Сталинский ампир в архитектуре
Сталинский ампир в архитектуре
Жилой дом на Котельнической набережной. Арх-ры Чечулин, А. К. Ростковский. Курировал строительство Лаврентий Берия. 1937-1952 гг. Высота здания 176 м., 32 этажа.
Сталинский ампир – – лидирующее направление в архитектуре советской России с 1936 по 1955 гг. Этот стиль отражает советскую идеологию, культ личности руководителя государства.
Здания в стиле ампир в Москве помпезны и величественны. Для сталинского ампира в архитектуре характерно использование архитектурных ордеров, барельефы с советской символикой, композиции из скульптурных фигур трудящихся, спортсменов, военных. В оформлении фасадов домов используется мрамор, гранит, бронза.
Ампир в сталинском варианте представлял архитектуру как искусство на основе классики Древнего Рима. Основой стала ордерная архитектура с ее четкими пропорциями и торжественным декором. Добавление советской символики в архитектурный ордер придавало идеологический окрас и подчеркивало оптимистический характер архитектурного подхода, что соответствовало общей направленности социалистического реализма.
Социалистический реализм – идеологический подход к художественному творчеству, внедряемый партийными органами СССР.
Архитектура Москвы, столицы СССР, — по замыслу руководства страны должна была отражать торжество идей социализма. В 1935 году был составлен план реконструкции Москвы, предусматривающий создание архитектурных комплексов, которые были призваны демонстрировать мощи и силу государства рабочих и крестьян.
Так же как социалистический реализм в живописи и литературе новые формы архитектурного проектирования были внедрены в сознание архитекторов и конструкторов. Сталинский ампир в архитектуре возник не в ходе преобразования модных направлений в зодчестве, а путем планомерного и направленного воздействия со стороны государственных структур на деятельность творческой интеллигенции. Власть включила архитекторов, как и других представителей искусства в общегосударственную систему, прославляющую и возвеличивающую Страну Советов.
Элементы ампира особенно ярко проявились в послевоенный период на волне всеобщего ликования. Этот вид ампира отличается от наполеоновского стиля внешним отсутствием единовластного начала. В декоре сооружений московского ампира преобладают символы Советского Союза: серп и молот, пятиконечная звезда, фигуры тружеников села и предприятий.
По предложению Сталина в 1947 г. было принято постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». Предполагалось создать восемь высоток, которые должны были определить образ столицы и отразить общую идеологическую направленность, включив определенный декор в ордерную систему в архитектуре. Выбранное количество сооружений было связано с 800-летием Москвы (восьмое здание так и не было построено – после смерти Сталина его строительство было прекращено).
После 1945 года архитектура стала средством внушения оптимизма, победных идей, уверенности в будущем, и монументальные строения служили наглядной пропагандой. Ярусы и башни высотных зданий на основе классического ордера в архитектуре должны были стать продолжением архитектурных принципов Кремлевского ансамбля.
Крупные скульптурные композиции, высокие шпили, колонны, гранит, мрамор, бронза, позолота, светлая отделочная плитка делают здания в стиле сталинского ампира узнаваемыми и запоминающимися. Они стали доминантой московского ампира. Эти сооружения сталинского ампира рассматривались идеологами советского периода как естественное дополнение к русской природе и характеру народа. Даже то, что сами высотные здания в стиле ампир в Москве очень напоминали аналоги, построенные за несколько десятилетий до этого в США, не смущали архитекторов, которые утверждали, что сходство это только внешнее и поверхностное, и американские строения не несут той идеологической и эмоциональной нагрузки, которые дают московские здания.
Архитектурным образцом высоток в стиле сталинского московского ампира было здание муниципалитета Манхеттена — Манхеттен Мьюнисипэл Билдинг (Manhattan Municipal Building) в Нью Йорке. 1909-1912 гг. Арх. У. Кендалл.
Здание имеет 40 этажей. Высота 177 м. Крышу венчает установленная в 1913г. позолоченная восьмиметровая статуя Гражданской Славы — Сивик Фэйм (Civic Fame) -работы скульптора А. Вейнманом. В левой руке у статуи пятизубцевая корона, олицетворяющая пять округов Нью-Йорка; пять куполов сооружения также представляют округа. В ее правой руке статуи — ветвь лавра и щит — символы победы и величия. На основе этого архитектурного проекта возводились строения в Кливленде — Терминал Тауэр (Terminal Tower), Детройте – Фишер Билдинг (Fisher Building), в Чикаго — Ригли Билдинг (WrigleyBuilding).
Манхеттен Мьюнисипэл Билдинг. Нью Йорк. 1909-1912гг. Арх. У. Кендалл.
Эйхенбаум, Борис Михайлович(1886-1959) — российский литературовед. В 50-х годах, присутствуя в Комарово на строительстве дачи одного из деятелей, получившего Сталинскую премию, Б. М. Эйхенбаум произнес: «Ампир во время чумы…»
Завершение периода сталинского ампира в Москве приходится на 1955 г.
В Постановлении ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» сталинский стиль был назван «украшательством» и запрещен.
Широко известное выражение «ампир во время чумы» Б.М.Эйхенбаума* точно отражает соотношение помпезности и величественности зданий и состояние гражданского общества, трагедии эпохи, унесшей миллионы жизней.
Примеры сооружений и зданий в стиле сталинский ампир
Арка Главного входа ВСХВ в Москве. Построена в 1939 году по проекту архитектора Л. Полякова. До наших дней не сохранились барельефы на пилонах и на внутренней части.
Арка Главного входа ВСХВ, Москва. 1939 г. Арх. Поляков.
Министерство иностранных дел – здание, типичное для ампира в Москве. (1948-1953гг.) Архитекторы В. Г. Гельфрейх и М. А. Минкус, конструкторы С. Д. Гомберг и Г. М. Лимановский.
Министерство иностранных дел.
Здание имеет 27 этажей. Высота здания 172 м. Фасадом здание в стиле ампир выходит на Бородинский мост. Смоленскую улицу.
Устремленность вверх подчеркивается шатровым навершием крыши, которые стали общей чертой для московских высоток. Фасад облицован керамическими блоками, цоколь отделан красным гранитом.
На основном фасаде – герб СССР. Портал сооружения декорирован лепниной (скульптор Г.Мотовилов). По сторонам портала построены обелиски из темного гранита.
Главное здание МГУ. Москва.1949-1953 гг. Архитекторы: Л. Руднев, П. Абросимов, С. Чернышёв, А. Хряков, инженер-конструктор
Главное здание МГУ. Москва. 1949-1953 гг. Архитекторы: Л. Руднев, П. Абросимов, С. Чернышёв, А. Хряков.
За сталинским ампиром стояла твердая позиция руководства страны: сформировать у населения оптимистическое восприятие жизни. Ордерная архитектура являлась необходимым элементом идеологического режима и мифологии. Сталинский ампир, воплощенный в зодчестве, нельзя оценить, не обращая внимания на его утопический характер, который выражался в идеях коммунизма, связывающих идеологию Древнего Рима и советской страны.
Автор: Марина Калабухова
Характерные черты стиля ампир в архитектуре и интерьере
Ампир – популярный стиль, возникший в XIX веке и ориентированный на образцы античного искусства.
Характерными чертами ампира является тяжеловесность, четкость форм, роскошность, величественность, богатство.
Это направление отразилось на всех сферах человеческой жизни, но ярче всего прослеживаются характерные черты ампира в архитектуре и дизайне интерьера помещения.
Характерные черты «королевского» стиля ампир
Ампир называется «королевским» стилем, в XIX веке его использовали для передачи величия правительства Франции и значения подвигов наполеоновской армии. Неотъемлемыми атрибутами того времени были колонны, пилястры и консоли.
Если обратиться в далекое прошлое, чтобы узнать, каковы наиболее характерные черты стиля русского ампира, очевидным становится, что это направление известно своей помпезностью, парадностью и торжественностью.
Основными декоративными элементами при возведении ампирных сооружений служили предметы военной римской атрибутики. На многих зданиях, принадлежащих ампирной эпохе, можно увидеть легионерские знаки с орлами, щитами и ликторскими топорами.
Одним из самых ярких примеров архитектурных сооружений во Франции эпохи Наполеона является церковь Ла Мадлен.
Каковы наиболее характерные черты стиля русский ампир в архитектуре и интерьере
Русский ампир немного отличался от европейского, но эти направления, все же, имели одну характерную черту – они стремились отразить патриотизм, воинскую славу и национальный подъем страны.
Самым ярким архитектурным элементом была триумфальная арка. Этому величественному стилю также свойственным является мифологический характер, поэтому на многих зданиях можно увидеть сфинксов, грифонов, кариатидов и богиню победы.
Прослеживаются характерные черты стиля ампир и в интерьере. В нем призвано показывать великолепие, зрелищность и роскошь.
Для этого используются украшения из металла, богатые драпировки, дорогие ткани, во многих помещениях на стенах можно было увидеть картины в оправах с позолотой.
В помещениях располагались всевозможные вазы и предметы посуды, которые выполняли не только декоративную, но и практическую функцию.
Часто помещения декорировались статуэтками, в основном в этих целях использовались бронзовые изделия. Для украшения интерьеров нередко использовали оружие.
Для ампирного интерьера также свойственным является использование таких декоративных элементов, как шпаги в барельефах, золоченые кисти, львиные лапы.
Несмотря на всю напыщенность, характерную для ампирного интерьера, он выглядел легко и просто. Среди мебели отдавалось предпочтение предметам без округлостей, изготовленным из ценных пород древесины, особенно роскошно смотрелись изделия из темно-красного дерева.
Массивность, разнообразие декора, грандиозность – тоже характерные черты ампира в архитектуре XIX века.
Основой для этого направления стала античная архитектура, которая, все же, имела более плавные очертания. С точки зрения геометрии, все формы при возведении зданий должны иметь правильные формы.
В чем состоит особенность русского ампира и его отличия от классицизма
Его назначение – прославить Наполеона Бонапарта, его подвиги и государство наполеоновской эпохи.
Ампир в архитектуре: классические детали и симметричные формы
История существования этого направления была достаточно короткой – не более 3-х десятилетий, однако, эпоха ампира ярко отразилась на всех сферах человеческой жизни.
Особенности ампира, как стиля, позволяют отличить его от остальных направлений в искусстве. Для него свойственными являются такие характеристики, как четкость форм, некоторая тяжеловесность, замысловатый декор.
Основные черты ампирного стиля заключаются в его торжественности, парадности и одновременной строгости.
Исходя из того, что ампир насаждался искусственным способом, ему свойственной является некая холодность.
Главной особенностью ампира в архитектуре является применение различных классических деталей.
Архитекторы активно использовали такие элементы, как пилястры, лепные карнизы, высокие колонны.
Если обратить внимание на постройки того времени, нельзя не заметить присутствие репродукций монументов античного периода.
Таким образом, еще одной особенностью архитектуры ампира считаются такие детали, как львиные лапы и головы, мифические сфинксы и другие композиции, характерные для античности.
Ампирные конструкции отличались симметричностью и равновесием форм, наличием элементов военной тематики, скульптурными и выразительными композициями.
Самыми известными архитекторами, трудившимися при дворе императора, были Пьер Фонтен и Шарль Персье.
Еще одной особенностью стиля ампир в архитектуре является обращение к историческому прошлому, углубление не только в античность, но и в Древний Египет.
Особенности русского ампира и фото столичного стиля
В чем состоит особенность русского ампира в архитектуре?
Он был разделен на два направления:
Такая классификация проводилась не только по территориальному признаку. Они также отличались степенью отрыва от классицизма – московское к нему было намного ближе, чем столичное.
Если говорить об особенностях русского ампира в архитектуре, то самым ярким примером архитектурных сооружений того времени являются сталинские высотки.
Более детально можно ознакомиться с особенностями столичного ампира на фото ниже:
Стиль ампир в интерьере: особенности и характеристики
В интерьере, оформленном в ампирном стиле, можно было увидеть обилие картин в резных рамах, настенные ковры ручной работы, декоративные элементы из металла.
Особенности стиля ампир в интерьере заключались еще и в широком применении предметов декора с позолотой, что придавало помещению роскоши и богатства.
Использование изображений лап и голов различных животных и птиц – еще одна характеристика ампирного интерьера.
Если обратить внимание на фото помещений, оформленных в имперском стиле, то можно увидеть орлов, львов, мифических грифонов и сфинксов:
Дизайн помещений наполеоновской эпохи невозможно представить без применения бронзовых элементов в мебели, хрустальных люстр и светильников, декора в виде древнеримских снаряжений.
Массивная тяжеловесная мебель – характерная черта ампирного интерьера. Предпочтение отдавалось высококачественным породам древесины, часто это было красное дерево.
Для напольного покрытия тоже чаще использовался массив ценных пород, также можно было увидеть полы из мрамора, но обязательно с рисунками по мотивам греко-римской тематики.
Стены украшались колоннами, применялась отделка из мрамора, нередко они оклеивались дорогими тканями, предпочтение отдавалось натуральному шелку.
Потолки украшались позолоченной лепниной, наносились рисунки с античными мотивами.
В имперском интерьере традиционно использовались двери прямоугольной формы.
Декоративными элементами служили различные вазы, статуэтки, фарфоровая посуда.
Несмотря на строгость и монументальность направления, все же для него свойственной была романтичность.
Стиль ампир: региональные разновидности
Стиль ампир (см. ампир в нашем словаре и библиотеке), сложившийся в архитектуре, живописи, скульптуре и т. д. во многих странах Западной Европы, а также в России, стал завершающей стадией эволюции классицизма. С приходом стиля ампир искусство становится более масштабным, монументальным. Вместо изысканной тонкости стиля Людовика ХVI приходят излишняя помпезность и даже пафос. Избыточность декоративных элементов ампирных зданий возможно сравнить с перенасыщенностью, свойственной барокко.
Формальный язык классицизма с одинаковым успехом служил королевствам, буржуазии и империям. На первом этапе классицизм был «королевским стилем», затем его более строгие и лаконичные формы служили идеям буржуазной революции. На завершающем этапе те же классицистические формы, но уже значительно переработанные в сторону большей парадности, внешней эффектности и величия, используются исключительно для прославления императора и его империи.
Само слово «ампир» произошло от французского слово empire – империя. Эта поздняя (или, по архитектурной терминологии, высокая) форма классицизма. Для истории архитектуры, как и других социальных явлений, свойственно доведение популярной идеи до верхней точки, после которой общество к этой идее охладевает. Так случилось с барокко, выродившееся в рококо, и та же тенденция видна в динамике развития классицизма, трансформировавшегося в ампир.
Основным двигателем создания этой версии классицизма стал Наполеон Бонапарт. Необходимость прославления собственной политической и военной мощи привела к появлению массы излишеств на привычном классическом каркасе зданий. Обилие колонн, пилястр, рустовок, тяжёлых карнизов для членения фасада; большое количество барельефов на эпические военные темы; фронтоны с надписями на латыни (призванные поставить Наполеона в один ряд с римскими императорами), квадриги на декоративных триумфальных арках; воспроизведение греческой и римской фасадной скульптуры (грифоны, атланты, львы…) – это лишь некоторое описание фасада в стиле ампир. Интерьер характеризовали симметричные узоры, золочение и роспись в трёх цветах французского флага (синий, белый, красный). Как для интерьера, так и для фасада свойственна театральность.
В России ампир существенно отличался от европейского. Для Русского ампира характерно сочетание торжественной, праздничной приподнятости образов, геометрической правильности форм, сдержанного великолепия лепного декора.
Русский ампир, отразивший национальный подъем времени Отечественной войны 1812 года, был проникнут идеями патриотизма и воинской славы.
Композиции зданий строго симметричны, торжественны. Большое значение приобретает синтез архитектуры и монументальной скульптуры. Наряду с лаконичностью форм отмечается проявление милитаристской символики Древнего мира: изображения доспехов, лавровых венков, орлов.
Одним из основных образцов русского ампира является кафедральный Исаакиевский собор,заказанный Александром I начинающему французскому архитектору Огюсту Монферану и построенный в 1819-1858 гг.по его проекту. Необходимо отметить, что в России ампир имеет два варианта – так называемые перербургский и московский ампир. Московские архитекторы меньше, чем петербургские столичные, отступали от классических традиций. Для петербургского варианта была характерна большая помпезность, имперская выразительность и сюжеты на военную тематику. Наиболее известным представителем петербургского направления ампира стал архитектор Карл Росси, среди других представителей этого стиля принято называть архитекторов Андреяна Захарова, Андрея Воронихина, Осипа Бове, Доменико Жилярди, Василия Стасова, скульпторов Ивана Мартоса, Феодосия Щедрина. В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840 гг.
К середине ХIХ века необходимость прославления военной мощи стала менее актуальной. Ампир, ставший официальным казенным стилем, уступил место эклектическому подражанию стилям прошлого.
Однако, в Австрии и Германии ампир получил новое развитие именно в середине 19го века. Австрийский и немецкий ампир представляет собой все тот же предыдущий стиль классицизма, но с большим тяготением к античной стилистике.
Стиль Цопф (нем. Zopf Stil – «косичка») — историко-региональный стиль классицизма.
Иногда стиль Цопф рассматривают в качестве предтечи австро-германского Бидермейера. Бидермейер существенно повлия на застройку центра Вены: тогда как в середине 19 века во многих европейских странах уже господствовала эклектика, то Вена, активно перестраивающаяся, лишённая крепостных стен и снабжённая двумя кругами бульваров, выстроена в едином порыве романтического ампира (Бидермейера).Удивительно то, что несмотря на «старомодность» применяемого в застройке Вены ампира, австрийские архитекторы во многом руководствовались принципами удобства архитектуры для человека, что привело к разработке и применению многих архитектурных и декоративных решений, появившихся в остальной части Европы только со стилями модерн (ар нуво) и ар деко. Цели удобства служила и мебель, постепенно с развитием Бидермейера растерявшая все непрактичные декоративные элементы. Такая интересная трансформация ампира объясняется прежде всего тем, что если в изначальном варианте это был официальный, государственный стиль, то в Австрии задача государственной застройки сочеталась с целями бытового удобства буржуазии.
Таким образом, от Наполеоновского ампира через русский ответ Наполеону мы пришли к первым весточкам от стиля модерн: ведь социальная обстановка в обществе ставят задачи, которые решаются, в том числе, и архитектурой.
Последний отголосок стиля ампир – это, конечно же, сталинская архитектура 30х – 50х гг XX века. О ней мы уже писали в одной из недавних статей. Эта удивительная поздняя форма ампира характеризуется воспроизведением имперской мощи зданий при использовании принципиально иных изобразительных сюжетов: на замену древнегреческий и римской сиволике пришли композиции социлистического реализма.
Сегодня все декоративные тонкости и отличия стиля ампир, будь то растительные элементы стиля Цопф, торжественные венки русского ампира, или яркие цвета наполеоновского флага, можно воспроизвести для решения архитектурных задач Вашего фасада, благодаря лепному декору из полиуретана.
При написании этой статьи и формировании подборки фотографий использовались материалы сайтов wikipedia.ru, mini-spb.ru/guide, slovari.yandex.ru, allday.ru, а также авторские фотографии.
Дата публикации: 15.08.2012
© Регент Декор
Стиль Ампир в интерьере и архитектуре — особенности стиля Ампир
1. Идейный вдохновитель
Ампир стал завершающей стадией классицизма, про который мы писали не так давно. После буржуазной революции Наполеон I пришел к власти и стал не только серьезной политической фигурой, но и объектом вдохновения для деятелей искусства. Его отвагу и доблесть они отражали в живописи и дизайне, экстерьере и интерьере, а каждый его поход, будь то итальянская или египетская кампания, нашел свое отражение в дизайне и архитектуре.
Превозносили воинскую славу императора в основном через символы, особые знаки и эмблематику. Например, часто использовались лавровые венки, факелы, орлы и трофеи. А мебель декорировали изображениями львов, кариатид, сфинксов и различных мифических созданий, каждое из которых несло смысловую нагрузку. Так, львы и орлы обозначали силу, отвагу и смелость, а лебедь, напротив, – грацию и утонченность. У самого Наполеона был отличительный знак – пчела – самый старый символ независимости Франции. Именно этот символ вышивали золотыми нитками на предметах текстиля и размещали всюду, куда только падал глаз посетителей.
2. Общее впечатление
Там, где встречаются власть и желание самоутвердиться, рождается масштабность. Поэтому неудивительно, что именно это качество характеризует интерьеры того периода. Дизайну присуща монументальность и пафос. Весь декор помещений продуман до мелочей, он торжественен и строг, будто только и ждет прихода важных гостей.
Пространство организовано соответственно: мебель расположена по периметру комнаты, образуя своего рода театральную площадку. Стены разделены на отдельные панно прямоугольной формы, живописно декорированные античными орнаментами и сюжетами на тему природы.
3. Материалы
Ампир богат на дорогие, натуральные материалы: дерево ценных пород, мрамор, бронза, кожа. Стены и пол, помимо функционального значения, несут и декоративное, как, впрочем и все поверхности стиля ампир. Так, для отделки стен используется дорогой текстиль, парча и шелк.
Натуральные материалы здесь – не рекомендация, а требование. В моде мебель из ценных поров красного дерева, обивка из натуральной кожи и текстиля, расшитого золотыми нитками. Также не теряет популярности золочение отдельных элементов интерьера.
4. Изображения животных и мифических созданий
Ампир часто называют звериным стилем. Это связано с тем, что объекты мебели тут почти всегда декорируются изображениями различных животных, птиц, диковинных существ. Например, ножки кресел и светильников, изображались в виде когтистой лапы льва, а спинка дивана превращалась в лебедя. Часто можно увидеть изображения бараньих голов, фантастических существ, кариатид. Популярны и лебеди, символизирующие грацию императрицы Жозефины.
Поверхности как таковые занимают центральное место в стиле ампир, будь то спинка кресла, стена, потолок или колонна. Каждый элемент подчеркивается контрастно нанесенным орнаментом и рельефами. Особая фактурность достигается за счет декорирования выше упомянутыми изображениями львов, грифонов.
5. Египетские мотивы
В 1797 году Наполеон совершил поход в Египет, и почти сразу в моду вошло все восточное – сфинксы, ибисы, иероглифы.
Особую популярность завоевывают табуреты на скрещивающихся ножках, украшенных бронзой, а также трехногие табуреты, найденные при раскопках Помпей.
6. Орнамент
В арсенале стиля ампир есть два отличительных орнамента: акант и пальметта. Они имеют разное значение, но оба уходят корнями в далекую древность. Пальметта представляет собой веерообразный орнамент в виде пальмового листа. Происхождение у него древнеегипетское. Изначально в орнамент не закладывали глубокий смысл – его применяли в декорировании надгробий и карнизов. Но благодаря своей выразительности он вскоре стал очень популярен.
Акант – декоративная форма в виде стилизованных листьев или стеблей акантуса. Это уже античный мотив. В греко-римском искусстве акант символизировал триумф, преодоление трудностей и стойкость. Недаром у этого растения такие мощные шипы.
Ампир в его французском выражении просуществовал недолго, но, без сомнений, стал важной вехой в искусстве. Каждый предмет интерьера здесь рассказывает историю о дальних походах, смелости и отваге, о красоте и о доблести.
Ампир не стал исключительно императорским стилем, а эволюционировал в новые направления. Например, мы в России хорошо знакомы со “сталинским ампиром”.
Фото: roskosh-jewel.ru, liveinternet.ru, prostocomfort.com, ogodom.ru, lenaborodulina.livejournal, ornament.rode.land
Архитектура 17-19 века.Ампир-Энциклопедия
Ампир, или «Стиль империи» (франц. Empire — империя от лат. imperium — командование, власть) — исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки, они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799; см. Директории стиль) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой — началом реставрации Бурбонов (1814-1815).
Тем не менее, в столь краткий исторический период французский Неоклассицизм, выросший на естественном интересе к античности и усиленный идеями Просвещения, гражданскими идеалами начала революции, успел переродиться в холодный, помпезный, напыщенный, искусственно насаждаемый императорской властью стиль. Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы, в «стиле Директории».
Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Если свободно возникший Классицизм был ориентирован на демократические Афины периода классики Века Перикла, то художникам французской Империи было строго указано брать за образец формы искусства Древнего Рима. Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». Подобное утверждение равносильно тому, как если бы мы сказали, что искусство Древнего Рима – высшая стадия искусства греческих Афин.
Наполеоновский Ампир — стиль жесткий и холодный. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Примечательно и то, что ведущая роль в формировании нового стиля принадлежала не архитектору, как обычно, а живописцу -Ж.-Л. Давиду. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Для работы над этими картинами, Давид заказал известному парижскому мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки по собственным рисункам, сделанным им с этрусских, как их тогда называли, ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи в Италии. Давид участвовал в первой французской революции, затем, пережив тяжелый кризис, стал прославлять императора Наполеона так же, как до этого — идеалы свободы римской республики.
Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом, и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». В 1802 г. похожий портрет мадам Рекамье, как бы соревнуясь с Давидом, написал его ученик Ф. Жерар. Но сам император желал больше пышности и великолепия. Его придворными архитекторами стали Ш. Персье и П. Фонтен, ранее, в 1786-1792 гг., учившиеся в Италии, в Риме. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806-1808). В 1806-1836 гг. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж.-Ф. Шальгрена. Скульптор А.-Д. Шодэ водрузил статую Бонапарта в образе Цезаря в римской тоге на вершину Вандомской колонны, другую статую, также работы Шодэ, император вез в обозе в Москву, чтобы установить ее в покоренном городе. Но примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи.
Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». Но, вероятно, столь резкая оценка Грабаря объясняется не столько скудностью таланта этих мастеров, сколько ограниченностью стиля. Примитивность содержания и жесткость идеологических установлений сделали Ампир не художественным стилем в полном смысле этого слова, а стилем декорации и даже поверхностного камуфляжа. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Авторами были Персье и Фонтен. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Это уже была декларация эклектики. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями, имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур».А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами».
Парадоксально, но Ампир, несмотря на свою нормативность и регламентированность, ограничивающую свободу мышления художника, был романтичен. Сам Наполеон восхищался «эпосом Оссиана» (стилизацией под шотландский эпос) наравне с Гомером. А картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (1801), исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, вызвала шумный успех в Париже (см. оссианизм). После Египетского похода Наполеона (1798-1799), как бы вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на «египетский стиль». В 1802-1813 гг. осуществлялось грандиозное 24-томное издание «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам, исполненным во время похода бароном Д.-В. Деноном. В 1809-1813 гг. вышло столь же грандиозное «Описание Египта» Ф. Жомара, также иллюстрированное рисунками Денона. Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фон-тена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнамента-листов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров. Но основными декоративными мотивами стиля Ампир оставались все же атрибуты римской военной истории: легионерские знаки с орлами (см. аквила), связки копий, щитов и ликторских топоров (см. также арматура; трофеи; фасции). Любопытно, что вся эта мешанина из элементов римского и египетского искусства не переходила в открытую эклектику. Отчасти это объясняется тем, что, еще в период древнеримской империи, произведения искусства Египта вместе с древними культами Исиды и Гора попадали в Рим. Египетская экзотика была модной в среде римских патрициев, она проникала в жизнь Вечного Города.
В начале XIX столетия эта связь стала еще более прочной и идейно обоснованной, поскольку формы искусства египетской империи времени Рамзесов и древнеримских императоров соединились в художественных амбициях французского узурпатора. Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления. Стиль Ампир во Франции начала XIX в. своеобразно продолжает традиции художественного Романтизма, начинавшегося еще в середине предыдущего столетия Неоготикой в Англии. Ампир продолжил обращение к истории, углубление в прошлое — не только в античность, но и в Древний Египет. Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен. Поэтому эволюция художественных стилей в искусстве Франции — от Рококо, через Неоклассицизм, к Ампиру, слишком напоминает, как бы в обратном порядке, развитие, которое происходило в Италии XVI столетия: от Классицизма эпохи Возрождения к Маньеризму и Барокко. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П.-Ф. Томира и его мастерской. С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма.В классицистическом стиле объемная форма и декор связаны пластично, подвижно; они переходят друг в друга, меняя взаимное расположение и функции в общей композиции. В стиле Ампир композиция строится на контрасте чистого поля поверхности стены, мебели, сосуда и узких орнаментальных поясов, в строго отведенных местах, как правило, подчеркивающих конструктивные узлы и членения формы. Это противопоставление дополнительно усиливается необычной плотностью орнамента и контрастами цвета.
Для Классицизма типичны мягкие и сложные красочные гармонии; для Ампира — яркие, режущие глаз красный, синий, белый — цвета наполеоновского флага! Стены затягивались ярким шелком, в орнаментах — круги, овалы, ромбы, пышные бордюры из дубовых ветвей, наполеоновские пчелы и звезды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или зеленом фоне (рис. 211, 216, 217). Таким образом, основными категориями формообразования в искусстве стиля Ампир стали историзм, нормативность, рационализм, декоративность, тектоничность, в поздних формах — открытый эклектизм. В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии, интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера». А в его Турецком будуаре «наполеоновский ориентализм доходит почти до кича… так под влиянием раннеромантических течений возникает эстетика историзма и эклектики». Возможно, именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь скорого перерождения Ампира в «стиль Карла X», открывший период собственно Историзма как эпохи «воссозданий»
Характерна еще одна особенность Ампира: присущая ему регламентированность почти полностью исключила возникновение региональных течений и школ. Именно поэтому Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Являясь выражением имперских притязаний Наполеона Бонапарта на мировое господство, этот стиль насильственно насаждался на чуждую ему почву завоеванных стран. Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран, по существу, не приняла этого стиля. В Германии и Австрии своеобразной художественной оппозицией наполеоновскому нашествию стал стиль Бидермайер, хотя в нем отчасти и использовались ампирные формы. И только одна страна-победительница — Россия добровольно приняла «стиль Империи». На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Русская аристократия подражала нравам парижских Салонов, как бы заранее капитулируя перед узурпатором. Настолько был силен гипноз французской моды. Сам Наполеон присылал Александру описания своего итальянского и египетского походов с гравюрами. Эти отношения были прерваны войной. Но уже в 1814 г. в Париже император Александр встретился с П. Фонтеном и, еще до вторичного вступления союзных армий, получил тринадцать альбомов с рисунками пером и акварелью — проектами оформления интерьеров и мебели. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Во Франции они были опубликованы только в 1892 г. Персье и Фонтен, после поражения французской Империи, и сами стремились на русскую службу, но Александр предпочел им О. Монферрана, тогда никому неизвестного, будущего создателя грандиозного Исаакиевского собора в Петербурге.
Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. следует отличать от более раннего стиля периода александровского классицизма, ориентированного на греческую архаику и французский Неоклассицизм 1760-х гг. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, поэтому правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I, иногда именуют «николаевским ампиром».
В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения. «Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820-1830), наступивший после «английского стиля регентства», или «ридженси». Временем второго «Британского ампира» считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг. Другое, более редкое название Ампира — неоримский стиль. В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852-1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром. Династия Бонапартов сохранила свою эмблему — золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение, и восходили к эпохе Меровингов.
Стиль ампир в архитектуре 19 века и модерна. Примеры построек, фото
В первой четверти ХIХ века в классицизм пришло новое направление в искусстве и архитектуре — ампир. В архитектуре стали появляться характерные для него атрибуты — монументальная массивность с изысканными декоративными элементами. Стиль ампир зародился во времена правления Наполеона. Хотя некоторые считают это направление в искусстве и архитектуре узким и ограниченным, оно, тем не менее, опиралось на художественное наследие греческого архаизма и имперского Рима, черпая оттуда мощь и величие претенциозных, но красивых элементов, тогда как его предшественник — классицизм — ориентировался в основном на на мягких и гармоничных элементах.
Происхождение стиля
Ампир в архитектуре — это триумфальные арки, массивные портики с колоннами, многочисленные военные символы — лавровые венки, доспехи, орлы и т. Д. Все эти элементы повлияли не на чувства, а на гражданское положение. люди. Именно это проявилось в торжественности и великолепии дворцовых интерьеров, созданных Фонтеном и Персье.
После похода Наполеона в Египет в стиле ампир в архитектуре стали применяться нераздельные плоскости стен и пилонов, стилизованные под сфинксов.Для этого времени характерной особенностью было то, что египетские традиции довольно органично сочетались с римскими, не переходя до определенного времени в эклектику. Историзм — еще одна особенность стиля ампир в архитектуре, подчеркивающая связь с величием античных императоров.Идеология стиля
Жесткая идеологическая ориентация ограничила развитие стиля и стала причиной того, что многие государства не приняли его, поскольку «империализм» был насильственно навязан Наполеоном в ходе его завоеваний.Например, в Германии и Австрии в то время развивалось направление «бидермейер», частично используя мотивы империи, но противопоставляя себя им. В Англии зародился «стиль Георга IV», иногда называемый «английским имперским» стилем.
Имперский стиль в России
Единственной страной, в которой развивался стиль ампир в архитектуре и не только в ней, была Россия. Объяснялось это тем, что ей удалось сломить мощь Наполеона, а значит, он нашел свои особенности.Он был мягче и податливее. Основоположником стиля ампир в архитектуре Петербурга был К. Росси — российско-итальянский архитектор, сумевший сгладить его холодность и жесткость. Другой известный архитектор в этом направлении — В. Стасов. По мнению специалистов, «Московский ампир» в стиле загородной усадьбы, который еще называют столичным классицизмом, обладал особой особенностью.
Конец эпохи классицизма
Источниками творческого вдохновения архитекторов стали искусство Древней Греции периода архаизма и Древний Рим позднего периода империи в сочетании с культурой Этрурии, Древнего Египта и др. цивилизации.Пластические идеи древнеегипетской архитектуры, нераздельные большие поверхности стен с массивными колоннами и пилонами, обеспечивающие четкость геометрической правильности твердых объемов и т. Д. — все это выдающийся ампир. Архитектура 19 века стала воплощением лаконичности, монументальности, строгой сбалансированности и симметрии деталей. Это время называют периодом подтверждения воинской славы и имперского величия, воплощенного в многочисленных символах и знаках.
В декоративном убранстве интерьеров и экстерьеров зданий, мебели, а также светильников и посуды использовано огромное количество символов воинской славы и эмблематики, заимствованных из древнеримских декоративных инструментов в виде трофеев и лавровых венков, громкоговорителей гроздей и орлов. , факелы и часто повторяющиеся Н.
Ампир в архитектуре 19 века и модерна. Примеры построек, фото
В первой четверти ХIХ века на смену классицизму пришло новое направление в искусстве и архитектуре — ампир. В архитектуре стали проявляться его характерные атрибуты — монументальная солидность с изысканными декоративными элементами. Стиль ампир зародился во времена правления Наполеона. Хотя некоторые считают это направление в искусстве и архитектуре узким и ограниченным, оно, тем не менее, опиралось на художественное наследие архаичного греческого и императорского Рима, извлекая силу и величие претенциозных, но красивых элементов, в то время как его предшественник — классицизм — был сосредоточен в основном на мягкие и гармоничные элементы.
Происхождение стиля
Ампир в архитектуре — это Триумфальная арка, массивный портик с колоннами, многочисленные военные знаки отличия — лавровый венок, доспехи, орлы и т. Д. Все эти элементы действуют на органы чувств, скорее, гражданская позиция людей. Именно это проявилось в торжественности и великолепии дворцовых интерьеров, разработанных Персье и Фонтеном. После похода Наполеона в Египет в стиле ампир в архитектуре стали появляться недифференцированные плоские стены и опоры, стилизованные под сфинксов.Для этого времени характерной чертой было то, что египетская традиция вполне естественно сочеталась с римской, не уходя далеко в эклектику. Историзм — еще одна характерная черта, отличающая стиль ампир в архитектуре, подчеркнувшая связь с величием античных императоров.
Идеология стиля
Жесткая идеологическая ориентация ограничила развитие стиля и стала причиной того, что многие государства не приняли его, поскольку «империализм» был вынужден распространять наполеон во время его завоеваний.Например, в Германии и Австрии развивалось в те времена направление «бидермейер», частично используя мотивы стиля ампир, однако, противопоставляя себя ему. В Англии существовал «стиль Георга IV», иногда называемый «английским имперским».
Рекомендуем
Песня «Гибралтар-Лабрадор». Смыслы и изображения
Песня «Гибралтар-Лабрадор» Вячеслава Бутусова стала известна широкой публике в 1997 году. Она стала частью фонограммы известного фильма Алексея Балабанова «Брат 2».Сегодня его слушает второе поколение поклонников русского рока. В …
Юэн МакГрегор: фильмография, биография актер
Зрителям нравятся фильмы с участием обычных актеров. Таким в глазах многих был Юэн МакГрегор. Его фильмография насчитывает более шестидесяти работ, причем разнообразных и многогранных. Эван с одинаковым успехом вникает в образы богатых и по …
Гитара Colombo — инструменты от китайского производителя
Когда-то давно в Россию были завезены гитары под известной торговой маркой Skylark.Однако время пришло, и китайские производители начали делить между собой бренд. Стоит сказать, что под этим брендом в Китае производится огромное количество …
Архитектура в России
Единственной страной, в которой развивался стиль ампир в архитектуре, да и не только он, был Россия. Объясняется это тем, что ей удалось сломить мощь Наполеона, а потому он приобрел свои характерные черты. Он был мягче и пластичнее. Основоположник стиля ампир в архитектуре Св.В Петербурге был Карло Росси — русско-итальянский архитектор, сумевший сгладить его холодность и жесткость. Другой известный архитектор в этом направлении — В. Стасов. По мнению экспертов, особую идентичность имел «Московский ампир» в усадьбе в деревенском стиле, которую еще называют столичной средой.
Конец классического периода
Источниками творческого вдохновения архитекторы начали искусство Древней Греции в архаический период Древнего Рима и более поздний период Империи в сочетании с культурой Этрурии, Древнего Египта и других стран. цивилизации.Пластические идеи древнеегипетской архитектуры, большие недифференцированные поверхности стен с массивными колоннами и опорами, обеспечивающие четкость геометрической правильности целых объемов и т. Д. — все это отличало ампир. Архитектура 19 века была воплощением простоты, монументальности, строгой сбалансированности и симметрии деталей. Это время называют периодом утверждения воинской славы и имперского величия, что реализуется через многочисленные символы и знаки.
В отделке интерьеров и экстерьеров зданий, мебели, а также светильников и посуды было использовано огромное количество символов воинской славы и эмблем, заимствованных из древнеримских декоративных средств в виде трофеев и лавровых венков, вестников связки и орлы, факелы и повторяющиеся буквы Н.
Этот экзотический декор только усилил театральность в интерьере. Образцы стиля ампир в архитектуре, по мнению специалистов, ярко характеризуют прямое заимствование тех или иных типов и форм объективного мира античности. Например, были построены и соответствующим образом украшены триумфальные арки и мемориальные обелиски.
Замени изысканность и тонкость
С приходом Империи искусство стало больше и монументальнее.Смена тонких нюансов в стиле Людовика XVI сочетается с чрезмерной рациональностью с помпезностью и даже пафосом. Желание буржуазии победило и отвергло «царское» направление, в подражание жизни или нравам древних римлян, во многом оно было театральным или показным. В некоторых европейских странах аристократия с крупной буржуазией, для которой французский классицизм Людовика XVI недавно был образцом для подражания, начала открыто следовать имперскому стилю. После революции в Париже снова из разных мест собрались многочисленные художники и архитекторы, которые предпочли работать в этом новом стиле.Стиль ампир в архитектуре, образцы построек, не похожий на более «собранный» классицизм, в отличие от предшествующих тенденций, носили довольно космополитический характер, исключительно из-за его регламентации, а именно создания местных школ. Но это не остановило через некоторое время зарождение русской разновидности этого стиля.
Санкт-Петербург
Это направление в 1810–1830 годах стало проявляться в крупных городских ансамблях. Образцами ампира в архитектуре Санкт-Петербурга являются знаменитые Казанский собор и Адмиралтейство, Преображенский и Троицкий соборы, П.Л. Островского и Художественный.Над ними работают такие выдающиеся архитекторы, как К. И. Росси и А. Н. Воронихин, Б. Тома де Томон и А. Д. Захаров, В. П. Стасов и другие.
О стиле русского ампира в архитектуре, примеры построек, которые буквально разбросаны по всей Северной столице, очевидны, прежде всего, по использованию классических порядковых систем, а не только тосканских или дорических. После эпохи александровского классицизма появляется стремление к шикам, пышности и монументальности вкупе с мужественностью. Архитектура в стиле ампир, изображения зданий, свидетельствующие о строгой симметрии и торжественности, наряду с лаконичностью форм, изобилуют милитаристскими символами.
Последний «аккорд» Российской Империи
Стиль ампир в архитектуре, образцы построек которого больше всего в России можно увидеть в Санкт-Петербурге, ярко выражает настроение того времени. Апофеозом этого направления является Исаакиевский собор в России. Он был построен в 1858 году по проекту Монферрана. В нем преобладают самые простые формы: куб с квадратом, треугольником, цилиндром и параболическим куполом, которые, помимо больших размеров, придали церкви дополнительную монументальность и создавали впечатление многовекового имперского постоянства.При строительстве собора были использованы прогрессивные технические решения того времени: массивный плитный плотный фундамент, выполненный из кладки, чугунные ребра купола, колонны из монолитных гранитных монолитов. Яркий и богатый уличный декор с красочными интерьерами.
Закат «Золотой век»
Таким образом, завершилась эпоха ампира в архитектуре Санкт-Петербурга, обрамленная возведением двух самых грандиозных памятников-построек Казанского и Исаакиевского соборов. этап в развитии города, когда было создано множество уникальных произведений архитектуры.Однако если «золотой век» в русской литературе, живописи и музыке только начинался, то в русской архитектуре он приближался к закату.
Второй ампир | архитектура
Стиль Второй Империи , также называемый Наполеон III, Барокко Второй Империи , архитектурный стиль, который доминировал во второй половине XIX века во всем мире. Развиваясь из тенденции архитекторов второй четверти XIX века использовать архитектурные схемы, взятые из периодов итальянского Возрождения, Людовика XIV и Наполеона I, чтобы придать достоинства общественным зданиям, этот стиль превратился в узнаваемый композиционно-декоративный стиль. Схема пристройки, разработанной для Лувра в Париже Луи-Туллием-Иоахимом Висконти и Гектором Лефуэлем в 1850-х годах.Учитывая престиж этой важной обстановки, классический стиль быстро стал «официальным» для многих новых общественных зданий, востребованных растущими городами и их национальными правительствами. Хотя существуют большие вариации, можно выделить общие характеристики: здание большое и по возможности стоит свободно; имеет квадратный или почти квадратный план с аксиально расположенными комнатами; внешне обилие классических деталей; обычно высокая, часто вогнутая или выпуклая мансардная крыша (имеющая два ската со всех сторон, причем нижний уклон круче верхнего) нарушает профиль; павильоны выступают вперед по концам и в центре и обычно имеют более высокие мансарды; обычно имеется наложение ряда колонн, стоящих над дугообразным подвалом или наложенных одна на другую в несколько этажей.
Второй ампир; Здание РейхстагаЗдание Рейхстага, Берлин (строительство было завершено в 1894 году; отреставрировано в конце 20 века).
Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия (цифровой файл № LC-DIG-ppmsca-00332)Примеров этого стиля предостаточно. В Вене он использовался для строительства многих зданий, построенных при строительстве Рингштрассе (после 1858 г.), таких как Оперный театр (спроектированный ван дер Нюллем и Эдуардом Августом Сиккардом фон Сиккардсбург, 1861–69). В Италии многие общественные здания, построенные после объединения этой страны в 1870 году, следовали образцу Второй империи (например,г., Банк Италии, Рим, дизайн Гаэтано Кох, 1885–92). В Германии этот стиль характерен для большинства жилых и общественных зданий того периода, включая здание Рейхстага в Берлине (Пауль Воллот, 1884–94). В Соединенных Штатах к представительным зданиям относятся Старая ратуша в Бостоне (Г.Ф. Дж. Брайант и Артур Д. Гилман, 1862–1865 гг.) И здание Государственного, военного и военно-морского министерства, Вашингтон, округ Колумбия (Альфред Б. Маллетт с Гилманом, консультант , 1871–75), а также многие особняки и резиденции графств, спроектированные американскими архитекторами, такими как Ричард Моррис Хант, который прошел обучение в Школе изящных искусств в Париже.В Англии этот стиль появился в отелях, на вокзалах и на складах и лег в основу дизайна Р. Нормана Шоу для отеля Piccadilly в Лондоне (1905–08).
Важной разновидностью стиля Второй Империи был стиль Наполеона III, который характеризует здания, построенные во время масштабной перестройки Парижа под управлением барона Жоржа-Эжена Османа между 1853 и 1870 годами. По масштабу их концепции эти здания кажутся спроектированными больше. по городскому, чем по индивидуальному архитектурному плану; таким образом, пристройка к Лувру (упоминавшемуся ранее), превосходному Парижскому оперному театру (Шарль Гарнье, 1861–1874 гг.), железнодорожным вокзалам, Торговому суду и другим подобным общественным зданиям, благодаря их изолированности, большему размеру и более богатому убранству , доминируют над многокилометровыми фасадами многоквартирных домов с магазинами на первом этаже, которые выходят на многие улицы, пересекающие город.Фасады общественных зданий имеют общую высоту с мансардными крышами; только в самых важных постройках есть павильоны. Дизайн демонстрирует четкость линий и приглушенное разнообразие и богатство декоративных деталей, что отличает их от стиля Второй Империи в других местах, а также их тенденцию поддерживать общую городскую однородность, особенно в центре Парижа.
Ампир | искусство | Britannica
Стиль ампир , главный этап неоклассического искусства, процветавшего во Франции во времена Первой империи (1804–18014 гг.).
Vêndome ColumnVêndome Column на площади Вендом в Париже.
Benh LIEU SONGСтиль ампир был вдохновлен стремлением Наполеона создать стиль, вдохновленный величием древнего Египта и императорского Рима. В архитектуре это было представлено такими парижскими зданиями и памятниками, как Церковь Мадлен (первоначально Храм Славы) Пьера-Александра Виньона, Триумфальная арка Жана Шальгрена и Триумфальная арка Шарля Персье и Пьера Фонтена. Карусель и Вандомская колонна; в живописи, по произведению Жака-Луи Давида « Sacre de l’empereur Napoléon I er et couronnement de l’impératrice Joséphine dans la cathédrale Notre-Dame de Paris», 2 декабря 1804 г. и батальные сцены барона Антуана Гро; а в скульптуре — героические статуи Наполеона и его семьи Антонио Кановой.
Стиль ампир в одежде также нашел свое вдохновение в классические времена, одновременно сознательно подражая богатой элегантности дореволюционной Франции, одевая женщин, чтобы подчеркнуть женственность и изящество, в струящихся созданиях до пола из легких тканей, часто со шлейфами. которые обычно были с декольте и подпоясывались непосредственно под грудью. Парижские зимы требовали теплой верхней одежды, которой было много и разнообразно, в том числе шарфы, палантины, накидки, куртки и верхние платья.В мужской моде периода Империи были вырез во фраке с жилетом и рубашка с высоким воротником и галстуком, что очень напоминало лондонский пошив одежды.
Французские архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен, разработавшие обстановку парадных залов Наполеона, внесли большой вклад в создание стиля ампир в оформлении интерьеров и дизайне мебели. Их идеи были воплощены и распространены в их Recueil de décorations intérieures (1801 и 1812; «Коллекция внутреннего убранства»).Сильный археологический уклон стиля ампир привел к прямому копированию классических видов мебели и аксессуаров; к этому был добавлен новый репертуар египетского орнамента, вдохновленный кампаниями Наполеона в Египте. Мебель, облицованная шпоном красного дерева, с опорами из ормолу, принимала формы римских, греческих и египетских стульев и столов с опорами в виде крылатых львов и пилястрами, увенчанными сфинксами, бюстами или пальмовыми листьями. Там, где не существовало классических прототипов, современные дизайны оживлялись древними орнаментальными мотивами, часто с символическими значениями в отношении правления Наполеона, т.е.г., крылатая победа и лавровый венок, используемые как декоративные символы триумфа; пчелы, снопы зерна и рога изобилия для процветания; и фасции и сфинксы для завоеваний.
диван-ящикДиван-ящик в стиле ампир, красное дерево, шпон, мрамор и позолоченная бронза с современной обивкой, Нью-Йорк, c. 1830; в Бруклинском музее, Нью-Йорк.