Сталинский стиль архитектуры: Сталинская архитектура Москвы: признаки большого стиля

Сталинская архитектура Москвы: признаки большого стиля

С 1933 по 1955 годы в нашей стране происходило столько трагических событий, что для рассказа о них не хватит и миллиона статей. Гибли не только люди, но и здания: только в столице исчезли большая часть «сорока сороков» церквей и многие другие памятники архитектуры. То, что появилось на их месте, нельзя назвать заменой уничтоженным шедеврам, однако здания, построенные в сталинскую эпоху, стали заметным явлением в архитектуре.

Вплоть до начала 1930-х годов в юном СССР, словно грибы поле дождя, вырастали все новые и новые здания в стиле конструктивизма. Это было свежо, ново, прогрессивно: недаром течению было дано название «авангард». В то время казалось, что сердце европейской архитектуры бьется в Москве. Но в 1932 году произошел резкий поворот от авангардизма к совершенно иному архитектурному направлению.

Все началось с конкурса проектов Дворца Советов в Москве – здания, где планировалось проводить сессии Верховного Совета СССР.

Идею его строительства озвучил еще в 1922 году, на Первом Всесоюзном съезде Советов, Сергей Киров. В 1931 году прошел сначала закрытый, а затем открытый конкурс проектов. В общей сложности комиссия под руководством Глеба Кржижановского рассмотрела 160 работ, представленных такими «звездами» отечественной архитектуры, как Леонид Павлов, Николай Ладовский, Александр Никольский, Алексей Щусев. Среди иностранных участников конкурса были Ле Корбюзье и один из основателей «Баухауса» Вальтер Адольф Георг Гропиус.

Победил проект Бориса Иофана, Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха – будущих корифеев сталинского стиля в архитектуре. По их плану высота дворца вместе с венчающей его стометровой статуей Ленина составляла 415 м. Здание должно было стать самым высоким в мире и символизировать победу социализма. Чтобы освободить площадку для строительства колоссального Дворца Советов, в Москве взорвали храм Христа Спасителя. На расчищенном месте установили фундамент, однако здание так и не построили.

Как известно, позднее на готовом фундаменте создали самый большой в мире открытый бассейн «Москва», а затем – спустя десятилетия — здесь снова воздвигли храм.

Несмотря на то, что проект дворца не был воплощен, именно с него произошел переход к сталинскому монументализму в советской архитектуре. Начиная с лета 1932 года, в СССР перестали строить здания в стиле конструктивизма: такие проекты просто не принимали. В 1934 году появились Академия архитектуры и Союз архитекторов СССР – здесь формировались каноны стиля и были объединены лучшие творческие силы. Архитекторы работали в больших мастерских и проектных институтах, создавая проекты дворцов культуры, промышленных предприятий и жилых зданий. Все это строили, в основном, в Москве, но через несколько лет началась застройка других городов — и больших, и провинциальных. Так, в начале 1950-х «сталинками» были застроены разрушенные во время войны киевский проспект Крещатик и центр Минска.

К раннему московскому «сталинизму» относятся здания, возведенные в период с 1933 по 1935 годы. Строили тогда мало и разрозненно, хотя три здания, сильнее всего повлиявших на дальнейшее развитие стиля, находятся практически на одной столичной площади — гостиница «Москва», возведенная по проекту Алексея Щусева, произведение архитектора Аркадия Лангмана дом Совета труда и обороны, в котором позднее разместился Госплан, а затем – Государственная Дума, и так называемый «Дом на Моховой» Ивана Жолтовского. Каждый из этих проектов определил свой вектор развития архитектуры на следующие двадцать лет.

В целом, сталинский стиль в архитектуре сформировался к концу 1930-х годов. По сути, он представляет собой эклектику с чертами неоклассики, ар-деко и ампира. У стиля даже нет четкого имени, «сталинская архитектура» — это обобщенное название, при этом можно встретить «сталинский монументализм», «сталинский ампир», «сталинский классицизм» и, как мы уже писали, «советский монументальный историзм». Его отличительные черты — ансамблевая застройка улиц и площадей, симметрия и иерархия корпусов, синтез архитектуры, скульптуры и живописи.

В сталинских зданиях встречаются элементы русского классицизма, мотивы итальянского ренессанса и палладианства, часто используются архитектурные ордеры, обильно украшенные советской символикой. Сталинские здания богаты: при их строительстве щедро использовали мрамор, бронзу и ценные породы дерева.

В июле 1935 года был принят Генеральный план развития Москвы, основанный на предложениях верховного главнокомандующего. Именно тогда была узаконена идея об ансамблевой застройке. На главных улицах должны были стоять здания высотой не менее семи этажей, а размеры городского квартала увеличились с 1,5-2 гектаров до 9-15 гектаров. Набережные планировалось одеть в гранит и превратить в помпезные улицы.

С 1938 по 1941 годы в Москве уже шло строительство целыми проспектами. При застройке улицы Горького (Тверской) архитектор Аркадий Мордвинов опробовал так называемый «потоковый метод», когда строительство велось одновременно на нескольких участках. Если на улице Горького дома располагались равномерными плотными рядами, то Дорогомиловскую улицу, включая часть современного Кутузовского проспекта, застроили отдельно стоящими зданиями с широкими пространствами между ними, при этом Ленинский проспект представлял собой череду стандартных зданий шириной с квартал.

Большинство сталинских зданий в Москве сложены из кирпичей и отделаны мокрой штукатуркой. Лишь для строительства особенно грандиозных сооружений – например, высоток – использовали бетон. Срок службы для «сталинок» довоенного периода составляет 125 лет, а для тех, что построены после войны — 150 лет. Трудоемкая и длительная кирпичная кладка совершено не соответствовала требованиям времени: город нуждался в массовой и быстрой застройке: «квартирный вопрос» для москвичей в тот период стоял особенно остро. Так что завершение эпохи сталинской архитектуры и появление новых методов строительства произошло еще при жизни Сталина. Хотя считается, что с монументальным периодом в советской архитектуре покончил Хрущев, объявивший в 1955 году войну архитектурным «излишествам в проектировании и строительстве».

Следите за нами в

ВКонтакте ,

Одноклассники ,

Дзен и

Telegram

Подписаться на рассылку

Сталинский ампир в архитектуре

umi-cms.ru/TR/umi»>

Жилой дом на Котельнической набережной. Арх-ры Чечулин, А. К. Ростковский. Курировал строительство Лаврентий Берия. 1937-1952 гг. Высота здания 176 м., 32 этажа.

Сталинский ампир – – лидирующее направление в архитектуре советской России с 1936 по 1955 гг. Этот стиль отражает советскую идеологию, культ личности руководителя государства.

Здания в стиле ампир в Москве помпезны и величественны. Для сталинского ампира в архитектуре характерно использование архитектурных ордеров, барельефы с советской символикой, композиции из скульптурных фигур трудящихся, спортсменов, военных. В оформлении фасадов домов используется мрамор, гранит, бронза.

Ампир в сталинском варианте представлял архитектуру как искусство на основе классики Древнего Рима. Основой стала ордерная архитектура с ее четкими пропорциями и торжественным декором. Добавление советской символики в архитектурный ордер придавало идеологический окрас и подчеркивало оптимистический характер архитектурного подхода, что соответствовало общей направленности социалистического реализма.

Социалистический реализм – идеологический подход к художественному творчеству, внедряемый партийными органами СССР.

Архитектура Москвы, столицы СССР, — по замыслу руководства страны должна была отражать торжество идей социализма. В 1935 году был составлен план реконструкции Москвы, предусматривающий создание архитектурных комплексов, которые были призваны демонстрировать мощи и силу государства рабочих и крестьян.

Так же как социалистический реализм в живописи и литературе новые формы архитектурного проектирования были внедрены в сознание архитекторов и конструкторов. Сталинский ампир в архитектуре возник не в ходе преобразования модных направлений в зодчестве, а путем планомерного и направленного воздействия со стороны государственных структур на деятельность творческой интеллигенции. Власть включила архитекторов, как и других представителей искусства в общегосударственную систему, прославляющую и возвеличивающую Страну Советов.

Элементы ампира особенно ярко проявились в послевоенный период на волне всеобщего ликования. Этот вид ампира отличается от наполеоновского стиля внешним отсутствием единовластного начала. В декоре сооружений московского ампира преобладают символы Советского Союза: серп и молот, пятиконечная звезда, фигуры тружеников села и предприятий.

По предложению Сталина в 1947 г. было принято постановление «О строительстве в Москве многоэтажных зданий». Предполагалось создать восемь высоток, которые должны были определить образ столицы и отразить общую идеологическую направленность, включив определенный декор в ордерную систему в архитектуре. Выбранное количество сооружений было связано с 800-летием Москвы (восьмое здание так и не было построено – после смерти Сталина его строительство было прекращено).

После 1945 года архитектура стала средством внушения оптимизма, победных идей, уверенности в будущем, и монументальные строения служили наглядной пропагандой. Ярусы и башни высотных зданий на основе классического ордера в архитектуре должны были стать продолжением архитектурных принципов Кремлевского ансамбля.

Крупные скульптурные композиции, высокие шпили, колонны, гранит, мрамор, бронза, позолота, светлая отделочная плитка делают здания в стиле сталинского ампира узнаваемыми и запоминающимися. Они стали доминантой московского ампира. Эти сооружения сталинского ампира рассматривались идеологами советского периода как естественное дополнение к русской природе и характеру народа. Даже то, что сами высотные здания в стиле ампир в Москве очень напоминали аналоги, построенные за несколько десятилетий до этого в США, не смущали архитекторов, которые утверждали, что сходство это только внешнее и поверхностное, и американские строения не несут той идеологической и эмоциональной нагрузки, которые дают московские здания.

Архитектурным образцом высоток в стиле сталинского московского ампира было здание муниципалитета Манхеттена — Манхеттен Мьюнисипэл Билдинг (Manhattan Municipal Building) в Нью Йорке. 1909-1912 гг. Арх. У. Кендалл.

Здание имеет 40 этажей. Высота 177 м. Крышу венчает установленная в 1913г. позолоченная восьмиметровая статуя Гражданской Славы — Сивик Фэйм (Civic Fame) -работы скульптора А. Вейнманом. В левой руке у статуи пятизубцевая корона, олицетворяющая пять округов Нью-Йорка; пять куполов сооружения также представляют округа. В ее правой руке статуи — ветвь лавра и щит — символы победы и величия. На основе этого архитектурного проекта возводились строения в Кливленде — Терминал Тауэр (Terminal Tower), Детройте – Фишер Билдинг (Fisher Building), в Чикаго — Ригли Билдинг (WrigleyBuilding).

Манхеттен Мьюнисипэл Билдинг. Нью Йорк. 1909-1912гг. Арх. У. Кендалл.

 

Эйхенбаум, Борис Михайлович(1886-1959) — российский литературовед. В 50-х годах, присутствуя в Комарово на строительстве дачи одного из деятелей, получившего Сталинскую премию, Б. М. Эйхенбаум произнес: «Ампир во время чумы…»

Завершение периода сталинского ампира в Москве приходится на 1955 г.

В Постановлении ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» сталинский стиль был назван «украшательством» и запрещен.

Широко известное выражение «ампир во время чумы» Б.М.Эйхенбаума* точно отражает соотношение помпезности и величественности зданий и состояние гражданского общества, трагедии эпохи, унесшей миллионы жизней.

 

Арка Главного входа ВСХВ в Москве. Построена в 1939 году по проекту архитектора Л. Полякова. До наших дней не сохранились барельефы на пилонах и на внутренней части.

Арка Главного входа ВСХВ, Москва. 1939 г. Арх. Поляков.

Министерство иностранных дел – здание, типичное для ампира в Москве. (1948-1953гг.) Архитекторы В. Г. Гельфрейх и М. А. Минкус, конструкторы С. Д. Гомберг и Г. М. Лимановский.

Министерство иностранных дел.

Здание имеет 27 этажей. Высота здания 172 м. Фасадом здание в стиле ампир выходит на Бородинский мост. Смоленскую улицу.

Устремленность вверх подчеркивается шатровым навершием крыши, которые стали общей чертой для московских высоток. Фасад облицован керамическими блоками, цоколь отделан красным гранитом.

На основном фасаде – герб СССР. Портал сооружения декорирован лепниной (скульптор Г.Мотовилов). По сторонам портала построены обелиски из темного гранита.

Главное здание МГУ. Москва.1949-1953 гг. Архитекторы: Л. Руднев, П. Абросимов, С. Чернышёв, А. Хряков, инженер-конструктор В. Насонов (архитектор Б. Иофан был смещен с должности главного архитектора). Скульптуры создавались в мастерской В. Мухиной.

Главное здание МГУ. Москва. 1949-1953 гг. Архитекторы: Л. Руднев, П. Абросимов, С. Чернышёв, А. Хряков.

 

За сталинским ампиром стояла твердая позиция руководства страны: сформировать у населения оптимистическое восприятие жизни. Ордерная архитектура являлась необходимым элементом идеологического режима и мифологии. Сталинский ампир, воплощенный в зодчестве, нельзя оценить, не обращая внимания на его утопический характер, который выражался в идеях коммунизма, связывающих идеологию Древнего Рима и советской страны.

Автор: Марина Калабухова

10 вещей, которые вы не знали о сталинской архитектуре

Сталинская архитектура относится к эпохе 1922-1952 годов архитектурных экспериментов и реализации проектов по заказу правительства Сталина в Советском Союзе. Этот стиль получил свое воплощение в пятидесятые годы, когда были построены 7 скребков в Москве.

Этот стиль широко использовался как символ силы и авторитета и предназначался для создания собственной идентичности, которая должна была отличаться от западной. Он дал одни из самых высоких небоскребов своего времени, прежде чем его намеренно остановили, и местная архитектура снова взяла верх.

Сталинская архитектура_© 2021 worldatlas.com

Сталинские постройки выглядели скучнее, чем роскошные постройки минувших веков. Большинство зданий, принадлежащих к этому стилю, были окрашены в серый или коричневый цвет. У них были огромные элементы декора (например, колонны в стиле греческого храма высотой в несколько этажей), чтобы привлечь внимание издалека, но за этими элементами были довольно простые линии простых окон.

В то время как интерьеры квартир были довольно обшарпанными (хотя высокие потолки напоминают о более богатых временах), интерьеры общественных зданий часто были кажущимися роскошными, с колоннами, росписями и барельефами. Неизменно широко использовалась советская символика, такая как символ серпа и молота, изображения колхозников и т. д.

Дворец Советов должен был стать самой большой и массивной высоткой, задуманной Сталиным для Москвы. Его проектная высота по окончательным планам составляла 415 м, со статуей Ленина наверху еще сто метров. Его функции будут административными, проводить съезды и торжества.

Однако его исполнение было остановлено в начале Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.). Храм Христа Спасителя был снесен в 1931 г. и воздвигнут на его месте, а к концу XIX в. 30-х годов, ее основы уже были заложены. Немецкое вторжение 1941 года во время вооруженного конфликта остановило работы.

Дворец Советов_© Wikimedia CommonsВлияние на личное пространство и частную жизнь_© Wikimedia Commons

Самая большая разница между прошлыми веками и сталинской эпохой заключалась в основном назначении зданий. Размеры квартир строго контролировались во время советской оккупации, и в больших зданиях планировалось разместить множество небольших квартир. Исключения делались для советской элиты, которой предоставлялись квартиры большей площади.

4. Местным талантам было запрещено работать

Древняя и местная архитектура не ценилась, целые кварталы зданий и кладбища были разрушены, чтобы заменить их зданиями или площадями в стиле соцреализма, которые считались необходимостью для социалистического города. . Для проектирования и исполнения были привлечены архитекторы из России, поскольку большинство местных архитекторов были либо убиты, либо изгнаны, либо арестованы во время советского геноцида.

площади в сталинской архитектуре_https://fliiby.com/file/7tzvqnb4sa9/ , (35) Pinterest

5. Советская архитектура оказала влияние на религиозные и общественные собрания | Сталинская архитектура

Советская атеистическая политика не позволяла строить новые церкви. Вместо этого были построены здания, которые можно было использовать (помимо прочего) для распространения советской пропаганды. Наиболее значимыми были кинотеатры (в каждом советском городе и районе должен был быть кинотеатр, где широкой публике демонстрировались бы пропагандистские фильмы).

Кроме того, образовательные учреждения, символизирующие советскую культуру, и советские правительственные здания были построены в стиле, доминирующем над окружающей средой. Хотя сталинская архитектура может показаться дорогой, это не так, поскольку для ее строительства можно было использовать дешевую рабочую силу, в том числе военнопленных. Одни и те же проекты использовались во многих городах, например, похожие кинотеатры были построены в Елгаве и Даугавпилсе.

Театр Красной Армии_© Алекс «Флорштейн» Федоров https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=46575920 

6. Бункеры под «Семью сестрами» на случай войны Бункеры под «Семью сестрами» ‘ in Case of War- Ministry of Foreign Affairs_Asbarez

Поскольку воспоминания о Второй мировой войне еще свежи, а холодная война продолжается, небоскребы Иосифа Сталина были спроектированы с учетом определенных мер предосторожности. У каждого Скребка был свой подземный бункер, в котором могли укрыться все жители в случае беспрецедентного нападения. Согласно источникам, под единственным административным зданием среди сестер, Министерством иностранных дел, находится полностью оборудованный командный бункер.

7. Кудринская Плаза Здание: Шпионский небоскреб Кудринская Плаза Здание: Шпионский небоскреб_© Игорь Бутырский

Этот небоскреб в 176 и 22 этажа (17 жилых) предназначен в основном для жилых помещений. Центральная башня увенчана антенной, а возвышение полно скульптур. Квартиры были спроектированы для советской элиты того времени и были завершены в 1954 году. 

В доме более 450 квартир, включая подземный бункер для жильцов. Бункер был доступен для «диггеров» и искателей приключений. В нем есть супермаркет. Он известен как «дом авиаторов», потому что многие его жители были летчиками, космонавтами или авиационными инженерами. Самые верхние этажи предназначались для КГБ, а его подслушивающие устройства предназначались для слежки за посольством США.

8. Один небоскреб был намеренно построен с наклоном в одну сторону | Сталинская архитектура Один небоскреб был намеренно построен с наклоном в одну сторону_© Legion Media

Небоскреб у станции метро «Красные Ворота» оказался самой сложной конструкцией для советских инженеров. Ведущееся одновременно строительство станции высвободило много грунтовых вод. Чтобы продолжить работу, инженеры заморозили воду, но из-за этого уровень земли поднялся.

Таким образом, строители рассчитали степень искусственного наклона, необходимого для нейтрализации наклона, который неизбежно возник бы при оттаивании воды и оседании здания. Когда строительство наконец завершилось, наклоненное здание просто встало в нужное положение — очень рискованное и неординарное инженерное решение.

9. Здание Red Door Square: прямой доступ к станции метро Здание Red Door Square_© Alan Hills, сентябрь 2009 г.

Его строительство было завершено в 1953, со структурой размером 138 метров и насчитывающей 24 этажа. Он был создан для содействия Министерству тяжелой промышленности. В настоящее время главное здание функционирует как штаб-квартира нескольких административных единиц, таких как Министерство транспорта, Фондовая биржа и другие государственные учреждения.

Здание построено на месте Красных ворот, которые до 1927 г. служили триумфальной аркой, возведенной в честь победы русской армии в Полтавской битве. Уникальность этого небоскреба в том, что прямо под ним находится станция метро, ​​попасть на которую можно с первого этажа здания.

10. В конце концов стиль был отменен и запрещен к использованию. | Сталинская архитектура Этот стиль был в конечном итоге отменен и запрещен к использованию_© Сергей Фомин/Global Look Press

Сталинский стиль был внезапно отменен вскоре после смерти Сталина в 1955 году; советские институты решили, что этот стиль был лишь частью сталинского величия. Хотя период сталинской архитектуры был коротким, он оказал длительное влияние на латвийские города (особенно на Ригу) из-за огромных ресурсов, потраченных на строительство новых зданий и разрушение старых в ту эпоху без учета экономических потребностей.

Кроме того, это был период, когда необходимо было ремонтировать разрушения, вызванные Второй мировой войной, а в сталинских идеологиях такой ремонт обычно означал полное разрушение поврежденных зданий, которые должны были быть заменены соцреалистическими.

Что такое сталинская архитектура? — WorldAtlas

Гостиница Украина является примером того, что иногда называют «сталинской архитектурой».

Сталинская архитектура, иногда называемая социалистическим классицизмом или сталинским ампиром, представляла собой архитектурный стиль, использовавшийся при строительстве зданий во время правления Иосифа Сталина в Советском Союзе. Сталинская архитектура была особенно сконцентрирована в Москве и была связана с художественным движением социалистического реализма. Основные проекты были выполнены по заказу правительства, например, главный корпус Московского университета.

Эпоха этой формы архитектуры продолжалась только до правления Иосифа Сталина, с 1933 по 1955 год. Сталин использовал этот период как время для архитектурных экспериментов, поскольку он стремился реализовать некоторые из самых амбициозных проектов своего правления. Он пытался навязать Советам свои вкусы и предпочтения. Он предпочитал высокие внушительные небоскребы, которые укрепляли сильный образ Советского Союза. Период сталинской архитектуры оказался очень успешным, в то время как некоторые проекты завершились неудачей.

Рождение сталинской архитектуры

Иосиф Сталин стал единоличным руководителем Советской России в начале 1930-х годов и сразу же поставил перед собой цель превратить Советский Союз в промышленно развитую коммунистическую страну.

Чтобы достичь этого, ему пришлось заставить людей очень усердно работать, чтобы воплотить в жизнь его провокационную мечту о коммунистической сверхдержаве, особенно после событий 19 октября.17 оборот. Он создал систему, поддерживаемую репрессиями, в которой каждый элемент общества находился под контролем государства. Архитекторы также находились под контролем государства. Сталин придумал программы строительства, которые архитекторы должны были реализовать с использованием заключенных в качестве рабочей силы. Работая на государство, архитекторы жили роскошно и считались частью элиты общества.

Характеристики и стиль сталинской архитектуры

Сталин жаждал показать мощь и мощь Советского Союза посредством быстрой индустриализации. Его главной целью было вещание в зарубежные страны о росте и процветании Советской России. Для достижения этой цели ему нужно было построить новые здания, представляющие его пропагандистский образ. Таким образом, архитектура была важным элементом в возвышении Советского Союза как ведущей мировой сверхдержавы. В начале сталинской эпохи экспериментировали с различными архитектурными стилями, в том числе с классическими отсылками, такими как использование арок, молдингов и колонн с искусно выполненными капителями. В этот период от модерна отказались в пользу готики и русского барокко. Сталинскую архитектуру хорошо демонстрирует фирменный дизайн «Семи сестер» с прочным основанием и коронообразным дизайном наверху здания.

Здания Семи сестер включают центральный шпиль на вершине самого высокого небоскреба. Однако включение шпиля не входило в первоначальный план строительства и было включено только после приказа Сталина. Он хотел выделить их среди небоскребов, которые уже строились в США. Личный вкус и предпочтения Сталина были удовлетворены, спроектировав самое высокое здание со шпилем в центре.

Городское планирование также было важной частью процесса проектирования. Большие улицы и прямые проспекты были построены для военных парадов и торжественных мероприятий. Это не только укрепило идеи сталинского правительства, но и продемонстрировало славу Советского Союза внешнему миру. При строительстве зданий в планировке большинства зданий широко использовались симметрия и большие пропорции. Для всех зданий, построенных в сталинскую эпоху, независимо от архитектора была характерна неизменная характеристика. Правительство имело огромное влияние на все планы строительства.

Жилые постройки находились под сильным влиянием социального класса. Здания для высокопоставленных чиновников в правительстве и элитных членов общества строились с использованием дорогих элементов, таких как балконы, арки, сложные капители и колонны. С другой стороны, здания для граждан рабочего класса строились из простых материалов, чтобы минимизировать затраты на строительство. В этих зданиях не было украшений и других элементов роскоши, они были простыми и предназначались для основных жилищных нужд.

В заключение

Сталинская архитектура отдавала предпочтение форме, а не функции.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*