Советский стиль в архитектуре – описание, история и интересные факты

Содержание

описание, история и интересные факты

Построение нового общества не могло не отразиться на культуре страны в целом и на архитектуре в частности. Советская архитектура прошла несколько этапов развития, она знала взлеты и падения, но в любом случае она стала определенным событием в мировом зодчестве. В СССР было несколько зодчих высочайшего уровня и сегодня на просторах постсоветского пространства можно увидеть несколько шедевров мирового масштаба. Расскажем о том, как складывались стили советской архитектуры, и как она развивалась.

Особенности и задачи советской архитектуры

После Октябрьского переворота 1917 года новое правительство страны активно взялось за изменение всех сфер жизни. Некоторое время всем было не до архитектуры, но очень скоро стало понятно, что она тоже должна выполнять идеологическую функцию, как и все остальное искусство. В 20-х годах перед зодчими не ставились впрямую задачи по формированию нового пространства, но творцы сами остро чувствовали, что пришло время новых форм и начали вести поиски выражения идей перемен. Но позже советская архитектура была призвана на службу идеям социализма. Все искусство в СССР должно было доказывать единственно правильный путь развития – социалистический. Это и обусловило основные особенности советского зодчества, которое всегда должно было быть в первую очередь идейным, а в последнюю – красивым. Если на первых порах творцам еще удавалось сочетать пользу, идею и красоту, то постепенно эстетика уступила место утилитарности, и это привело к упадку в потенциале великой архитектуры.

Исторический очерк

Развитие советской архитектуры прошло несколько этапов. Зарождение этого феномена связывают с периодом 20 – началом 30-х годов, когда идут активные поиски новых форм, переосмысливаются классические приемы зодчества. В это время складывается два основных авангардных направления советской архитектуры: конструктивизм и рационализм. В конце 30-х годов становится понятно, что авангарду не по пути с идеологической советской культурой. Начинает формироваться новая архитектура, цель которой прославлять величие и достижения социалистической идеи. Реализации идей этого периода помешала Вторая мировая война, после которой начинается новый период в архитектуре. Он связан не только с восстановлением разрушенных городов, но и созданием нового пространства, которое бы поддерживало в человеке ощущение гордости за свою страну. Именно на этой идеологической основе формируется сталинский ампир, с его тягой к масштабности. Начало 60-х годов обострило проблему жилой архитектуры. Люди жили в нечеловеческих условиях, и это уже нельзя было списать на послевоенное восстановление. Необходимо решать проблему постройки массового жилья. Эта задача решалась за счет максимального удешевления проектов. Это обернулось трагедией для советской архитектуры. которая выбрала не самый лучший путь развития и пошла вслед за французами в их функциональном типовом строительстве.

Все творческие попытки архитекторов признавались избыточными и вредными. Что заставило творцов заниматься «бумажной архитектурой», т. е. создавать проекты без надежды на воплощение. В 80-х годах советские зодчие остро ощущают надвигающийся кризис. В это время господствует типовой, безликий проект. Архитектура превращается из искусства в простое чертежное мастерство. Из этого кризиса она очень медленно стала выходить только к концу 90-х годов, но это уже постсоветский период.

Советский авангард

По окончании Гражданской войны встал вопрос о восстановлении Москвы. К этому времени в архитектуре страны сложилось два новых направления: конструктивизм и рационализм. Они были созданы выдающимися архитекторами, которые сформировались в рамках российской и европейской традиции, но видели необходимость создания нового зодчества, которое бы отвечало новым реалиям. В то время творцы были очарованы идеей создания нового общества и формирования нового, гармоничного человека.

Конструктивисты во главе с братьями Весниными, Константином Мельниковым, Моисеем Гинзбургом считали, что композиция здания должна отвечать функции. Они отказывались от исторической преемственности, главную роль отдавали простым конструкциям с минимумом декора. Благодаря ним архитектура советского авангарда обогатилась такими сооружениями, как круглый дом К. Мельникова в Москве, зданием газеты «Известия», Дворцом культуры ЗИЛа и многими другими. Направление было очень благосклонно воспринято архитекторами и его ответвления появились в Ленинграде, Харькове, Горьком, Свердловске. Во многих городах бывшего СССР и сегодня можно полюбоваться на конструктивистские сооружения.

Второе авангардное направление, рационализм, возглавляемый Н. Ладовским и В. Кринским, получил меньшую реализацию, чем конструктивизм. Они главным в своей работе видели учет психологии восприятия здания человеком. В начале 30-х годов авангард был признан идеологически чуждым советскому искусству и быстро прекратил свое существование. Позже рационализм был «реабилитирован» и его идеи активно использовались в архитектуре в 60-х годах.

Архитектура 30-40-х годов

В середине 30-х годов советская архитектура вступает в новый период. У новой власти назревает необходимость массовой реконструкции жилых и общественных зданий, построения сооружений нового типа, например, площадки для проведения сельскохозяйственной выставки. На первый план выходят традиционные приемы и методы. Во главе традиционалистов встает прекрасный архитектор старой школы, неоклассицист И. Жолтовский. Ретроспективист по своим взглядам он возвращает в отечественную практику любовь к колоннам, пилястрам, аркам и т.д. В этот период еще сильно влияние конструктивизма, но уклон к классике становится все явственнее. До начала Второй мировой войны в стране, особенно в Москве наблюдается строительный бум. Появляются комплекс ВДНХ, Государственная библиотека им. Ленина, строятся несколько станций московского метрополитена. В Харькове возводится ансамбль площади Дзержинского. В Ереване появляется Дом правительства. На карте СССР появляются новые города, планы которых воплощают идеи новой архитектуры. Таковы Комсомольск-на-Амуре, Магнитогорск, Хабаровск. До войны в стране было построено около 170 млн кв. м жилья. Постепенно складывается новый, имперский стиль СССР.

Сталинский ампир

После Второй мировой войны история советской архитектуры вступает в новый этап. Понадобилось много ресурсов, чтобы восстановить разрушенные поселения. В середине 40-х годов в СССР складывается второй после конструктивизма «большой стиль» в архитектуре – сталинский ампир. Он соединил в себе несколько направлений: классицизм, барокко, ар-деко, ампир. Ему были свойственны размах, помпезность, величественность. Здания в этом стиле были призваны демонстрировать победу и масштабность советских достижений. Символом этого стиля стали знамениты московские «высотки»: МГУ, гостиница «Украина», МИД и другие. Сталинский ампир стал доминирующим стилем на 150 лет, он изменил облик страны. Сталинская архитектура появилась практически во всех городах страны.

Массовая жилая архитектура

В послевоенный период остро встала проблема жилья. Но в 50-х годах ее решать руководство не могло, так как было необходимо восстанавливать производственную инфраструктуру. А вот в 60-х годах откладывать решение этой задачи уже было невозможно. Как раз к этому времени пришел конец сталинской эпохе и Н. Хрущев призвал максимально удешевить жилое строительство. Также он инициировал борьбу с «художественными излишествами», за образец было рекомендовано взять кварталы французского функционализма. Так появились знаменитые Черемушки, как образец новой жилой среды. В квартале должны были быть все объекты социальной инфраструктуры, а здания должны обеспечивать минимальную площадь на каждого проживающего.

Архитектура 60-80-х годов

С конца 60-х годов начинается массовое поточное строительство типового жилья. Во всех городах и поселках СССР появляются дома из укрупненных бетонных деталей. Строительство идет быстро, люди получают квартиры. Но применять слово «архитектура» к этой застройке трудно, так как здания были абсолютно безликими и одинаковыми. Так архитектура советского района по типовому проекту в любом городе была как две капли воды похожа на другие населенные пункты. Именно над этим и смеялся кинорежиссер Э. Рязанов в ленте «Ирония судьбы». Массовое строительство и борьба с архитектурными излишествами привела к тому, что к 80-м годам феномен советской архитектуры превратился в ничто. Безусловно, были отдельные творцы и здания достойные внимания, но в целом зодчество находилось в глубоком кризисе. Интересно, что живое архитектурное творчество в то время перемещается из столиц в провинции и союзные республики.

"Бумажная" архитектура

В 80-х годах, когда официальная архитектура советского периода погружается в кризис, появляется этот необычный феномен. Молодые зодчие в то время не могли рассчитывать не только на реализацию своих идей, но даже на их признание. Поэтому они создавали проекты в бумаге, нередко отправляли их на разные зарубежные конкурсы и выигрывали призы. В этой области складывается целое поколение хороших архитекторов. Основоположниками движения являются А. Бродский, И. Уткин, М. Белов, Ю. Аввакумов, М. Харитонов. Архитекторы выработали собственный стиль подачи идеи. Так как они были уверены, что проекты не будут реализованы, они сосредоточивались на визуальной подаче концепции. В основном эти архитекторы вдохновлялись идеями античности, хотя и создавали часто футуристические проекты.

Лучшие архитекторы СССР

Советская архитектура в первой половине своей истории развивалась благодаря творчеству зодчих, учившихся и формировавшихся еще в имперские времена. После того, как это поколение ушло, наступает небольшой период затишья. Но вскоре вырастает новая плеяда архитекторов, которые несут новые идеи и новые задачи. К числу лучших зодчих СССР специалисты относят К. Мельникова, В. Татлина, А. Щусева. Эти конструктивисты составляют настоящую гордость нашей страны в мировой архитектуре. Также к числу лучших в отечественном зодчестве относятся Н. Ладовский, И. Рерберг, братья Веснины, А. Красовский. Большой вклад в формирование образа многих советских городов внесли И.В. Жолтовский, В.Н. Семенов, Н. Докучаев, Б. Иофан, В. Кринский. В советское время сформировались архитекторы, которым довелось преображать постсоветское пространство после перестройки. Среди них стоит упомянуть И. Уткина, А. Бродского, Ю. Григоряна.

Интересные факты

Архитектура советского времени полна интересными объектами и фактами. Так, круглый дом К. Мельникова является одним из лучших в мире памятников конструктивизма. Выдающийся мировой архитектор Ле Корбюзье трижды приезжал в Москву, чтобы вдохновиться новыми идеями. В 30-х годах был создан самый масштабный проект советской архитектуры – Дворец Советов, высота которого должна была составить около 400 м, 100 этажей. Для его реализации был взорван Храм Христа Спасителя, но реализован замысел не был.

fb.ru

Архитектура СССР (26 фото)

Что выделяет это здание из других высоток? Прежде всего сближение прямоугольной конструктивной основы с живописностью общего формообразования. Мягкий силуэт, скульптурная пластика объёмов – таковы черты этой работы.Структурированность сложных объёмов оказалось ближе вертикализму модульного строя сталинского ампира, чем жёсткой сетке 1960-х. Тем не менее, новое сооружение с его явным стремлением к эмоциональному экспрессионизму лишено даже намёка на ретроспектные формы.Своей венчающей частью здание участвует в центральных панорамах города. Силуэт этой части не спорит с куполами и шпилями, потому что содержит основные координаты их форм.Из журнала «Архитектура СССР»

Смотрите так же Странные советские здания
Министерство автомобильных дорог Грузии Тбилиси, Грузия, 1975


НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «РАДУГА» г. Санкт-Петербург, 1979-1990

КИНОТЕАТР «РОССИЯ»

Новый объём должен был захватить пространство бульвара и вместе с тем сохранить свободное пространство на уровне земли. Для этого мы подняли залы на отметку второго этажа – подиума, тем самым разведя потоки зрителей, входящих и выходящих из залов.Проход между залами мы выполнили в виде вертикального ущелья. Решение было подсказано обращением к истории. Ансамбли армянских монастырей – Агарцин, Кечарис – построены на принципе подобия объемов, тесно стоящих рядом, и в узком пространстве между ними возникает силовое поле, что связывает их с окружением.Из интервью архитекторов журналу «Архитектура СССР»

ДВОРЕЦ КИНО ИМ. АЛИШЕРА НАВОИ г. Ташкент (Узбекистан), 1961-1964

Здание выстроено в форме каннелированной колонны и украшено изнутри росписями.

КАФЕ И РЕСТОРАН «ПОПЛАВОК» г. Днепропетровск (Украина), 1976

На голубой зеркальной дороге Днепра разместилось кафе "Поплавок".

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗДАНИЕ ПОСОЛЬСТВА СССР г. Гавана (Куба), 1975-1981

В основе проекта – идея самодостаточного пространства, монастыря на острове с колокольней в качестве административного здания. Динамичность и жёсткая пластика форм вызвана необходимостью создания теневых зон, для чего применялись экраны и навесы.

ДВОРЕЦ ТОРЖЕСТВЕННЫХ ОБРЯДОВ (ДОМ ТОРЖЕСТВ) г. Тбилиси (Грузия), 1980-1984

Дворец "Аркадия", ранее находившийся в собственности бывшего олигарха и оппонента президента Саакашвили - Бадри Патаркацишвили, - жемчужина среди достопримечательностей Тбилиси. В прошлом - это был Дворец бракосочетаний, возвышающийся на склоне горы, теперь парит над столицей Тбилиси грустным напоминанием былого величия. На фасаде здания висит огромный портрет на вид добродушного олигарха, прах которого лежит внутри этого грустного особняка.Достопримечательности Тбилиси

ЦНИИОКИ РОБОТОТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ КИБЕРНЕТИКИ (ЦНИИ РТК) г. Санкт-Петербург, 1974-1985

Элегантное, устремленное ввысь здание напоминает не то одинокую часовню, не то ракету, затерявшуюся среди берез парка Сосновка. Оно строилось как полигон для испытания космического оборудования для совместного советско-американского пилотируемого полёта в космос "Союз-Апполон".Как и башня в Пизе, ленинградская «ракета» позволяла проводить замеры состояния тел при свободном падении. Сегодня в башне (кстати, абсолютно полой) хранится искусственная рука, использовавшаяся когда-то на космической станции «Мир».

МОРСКОЙ ВОКЗАЛ г. Санкт-Петербург, 1982

Куда плывете вы, тугие алюминиевые паруса? Как пришвартовавшийся парусник, надо льдами Финского залива высится Морской вокзал. В его очертаниях угадывается одновременно и строгость Адмиралтейства (пропорции которого, скорее всего, послужили авторам одним из образцов для «переклички» через века), и грациозность океанского лайнера.Из статьи В. Иванова «За цельностью — к звездам»

ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР г. Москва, 1972-1979

Архитектурная композиция театра основана на контрасте его распластанной прямоугольной нижней части и группы круглых башен, завершающих здание. Ярко выраженная во вне трехзальность сочетается с равномерным распределением входов, балконов и скульптур, отражающих единство комплекса.Из журнала «Архитектура СССР»

МУЗЕЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ЗАВОДА ИМЕНИ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА г. Москва, 1972

о-своему органична символика промышленной архитектуры. Гиганты энергетики – современные символы мощи человечества, равно как и огромные промышленные комплексы, открытые производственные установки, господствующие над объектом. Сама специфика труда на современном производстве получает своеобразное выражение: связь с научными и учебными центрами говорит о взаимопроникновении труда физического и умственного.Из книги «Новые горизонты архитектурного творчества»

Пансионат «Дружба» Ялта, Украина, 1984

Государственная научно-техническая библиотека Украины

Дом-памятник «Бузлуджа»

Тверь. Ул Вагжанова

Гостиница Россия

Здание МИД

ДОМ ГОСПРОМА Харьков, 1926 -1928

ЗДАНИЕ МИНИСТЕРСТВА АВТОДОРОГ Тбилиси, 1975

КЛУБ имени РУСАКОВА

Мельников — единственный ортодоксальный конструктивист, который больше строил, а не рассуждал о том, как следует строить. Его московские клубы по своему близки к церквям, возвышающимся над убогой застройкой заводских окраин. Собственно, церкви они и были призваны заменить. Даже открытые лестницы и террасы напоминают галереи-гульбищаXVII века.

ГИГАНТОМАНИЯ

Ленинский план монументальной пропаганды объявлял скульптуру важнейшим агитационным средством. Памятники революционерам и общественным деятелям с 1920-х годов стали появляться по всей стране, плотно обеспечив художников госзаказом. Эталонным символом соцреализма стал монумент Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» на ВДНХ, венчавший павильон СССР на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Спустя тридцать лет на Мамаевом кургане в Волгограде был возведен другой триумф гигантомании — «Родина-мать зовет!» Евгения Вучетича. На момент создания это была самая высокая скульптура в мире: 85 метров, 33 из которых занимает меч. Для сравнения: американская статуя Свободы — 46 метров без постамента. Но по масштабу и степени воздействия на умы даже они не могли тягаться с Общесоюзной радиотелевизионной передающей станцией имени 50-летия СССР. 540-метровая Останкинская башня в виде перевернутой лилии в 1967 году стала самым высоким сооружением на планете.

МАВЗОЛЕЙ ЛЕНИНА Москва, 1929–1930

Не просто всеми признанный шедевр, но главный храм советской религии не случайно спроектирован зодчим, до революции строившим самые интересные церкви в неорусском стиле. Никакой не конструктивизм, но до предела упрощенный классицизм, причем не без иронии: трибуна для выступлений есть, а странная выемка в углу справа на другой стороне фасада отсутствует. Особенно впечатлительные сравнивают зиккурат с пирамидой Кукулькана в городе майя Чичен-Ице и ищут масонские символы.

Санаторий «Металлург» Сочи

ГЛАВНОЕ ЗДАНИЕ МГУ Москва, 1948–1953

Когда-то в этом месте, на Воробьевых горах, собирались построить храм в память победы над Наполеоном, теперь же о новой победе возвестило нечто совершенно невообразимое — не то собор, не то дворец, не то замок (четыре яшмовые колонны, уцелевшие при сносе храма Христа Спасителя, установили перед кабинетом ректора). Как и в случае с другими сталинскими высотками, сравнения с американскими небоскребами нелепы. Ведь те непременно сбиваются в кучи, сила же университета— в бескрайних просторах вокруг, гарантирующих эффектные виды.

ДВОРЕЦ СОВЕТОВ

Грандиозное здание высотой 420 метров по проекту Бориса Иофана должно было стать апофеозом большого стиля. Многоярусный небоскреб с колоннами, увенчанный стометровой статуей Ленина — в два с лишним раза выше статуи Свободы, — начали строить на месте взорванного в 1931 году храма Христа Спасителя, успев сделать фундамент. В голове вождя предполагали обустроить библиотеку, кабинет Сталина или поставить зенитные установки. В войну проект заморозили, а затем было уже не до дворца, вместо одного гиперздания в Москве выросли «семь сестер» — семь высоток. После смерти кормчего культурный вектор был направлен не ввысь, а вглубь: фундамент Дворца Советов перетек в открытый бассейн «Москва».

Источник: www.sobaka.ru

fishki.net

Тема номера: СССР. Архитектура

АРХИТЕКТУРА СССР

На карте мировой архитектуры наша страна по-настоящему появилась только после 1917 года. Не азиатская пестрота или скучная провинциальность, а дерзкий эксперимент авангарда вывел ее в первые ряды. И сколь бы спорным ни казался сталинский ампир, как и то, что пришло ему на смену, эти стили по крайней мере заслуживают того, чтобы о них спорили.

 

ГРИГОРИЙ ДОБРЫГИН
актер

Советскую эпоху я почти не застал в силу возраста, поэтому мои воспоминания об СССР связаны не с временем, а с местом. Я родился в Вилючинске, это город-порт на Камчатке. Как-нибудь хочу туда съездить, там долго ничего не менялось. Архитектурных шедевров в Вилючинске не было, но я хорошо запомнил Дом офицеров, где моя мама преподавала детям танцы. А еще памятники в виде части подводной лодки и в виде шлюпки. И большие шахматы, которые раньше были во всех курортных городах. Я знаю точно, потому что играл в такие же на отдыхе в Одессе.

опыт

ГРИГОРИЙ РЕВЗИН

Что в вашем понимании большой стиль в советской архитектуре? 

В ней есть только один большой стиль — сталинский. Ведь само это понятие историческое, стандарт, введенный Французской академией в период классицизма. Конструктивисты боролись с самим понятием стиля, заявляли что авангард — это антистиль, отдельный художественный институт. Хрущевская и брежневская архитектура тоже далека от идеалов классицизма. Большой стиль всегда связан с абсолютизмом, поэтому товарищ Сталин его и перенимал. Парадоксальным образом он выполнял программу возрождения классики, подготовленную еще в 1910-е годы Александром Бенуа и его коллегами по «Миру искусства». 

Представим, что революции не было. Архитектура времен царствования императора Алексея Николаевича Романова сильно отличалась бы от сталинской? 

Скорее всего, она была бы очень на нее похожа. Особенно в том, что касалось бы дворцов и общественных зданий. Это была бы русская версия американского и европейского ар-деко, так широко представленного в 1930 1950-е Борисом Иофаном. Но не было бы такой гегемонии одного стиля: между собой конкурировали бы неоклассицизм и органично развивавшийся авангард, как это случилось в США или Франции. 

Чем сталинская архитектура отличалась от американского ар-деко, от архитектуры муссолиниевской Италии и гитлеровской Германии? 

В Америке ар-деко — это прежде всего стиль роскоши. Его посыл — желание понравиться потребителю. Даже материалы в нем очень дорогие, будь то традиционный мрамор или модернистская сталь. У нас же архитектура тех лет была не коммерческой, не предназначенной для продажи: когда вы перестраиваете социум, вам явно не до этого. Перед сталинской архитектурой стояла задача подавлять своим масштабом. Что же касается архитектуры Муссолини, который пришел к власти еще в 1920-е, то в ней наряду с классическими было множество элементов авангарда. У нас подобных зданий крайне мало. Например, Харьковский дом правительства, с одной стороны — совершенно авангардный, а с другой — четко выражающий идеи государственной власти. Или замечательный жилмассив на Тракторной улице в Ленинграде, с домами, соединенными между собой полуарками. Стиль Муссолини был продуктивно переработан послевоенной архитектурой мраморного модернизма. С гитлеровской архитектурой сталинскую роднит социальная функция — принуждения и воспитания. Обе чрезвычайно пафосные, а разница между ними в национальных школах. Немецкие представители вдохновляются созданиями Карла Шинкеля, и вся их нео классика очень сухая, геометрическая и даже метафизическая. Сталинские здания материальны, в них чувствуется вес кирпичей, из которых они сделаны. А если взять гитлеровскую рейхсканцелярию, то это были просто гектары отполированного мрамора, которые выглядели совершенно мистически, абстрактно, — нельзя было сразу понять, что это за поверхность. 

Согласны ли вы с точкой зрения, что советская архитектура 1970–1980-х проявила себя лишь на окраинах империи — в Грузии или Прибалтике? 

Не согласен. Она базируется на мнении одного человека, редактора французского журнала Citizen K Фредерика Шобена, который, объехав бывшие союзные республики, нашел в них неизвестные на Западе интересные здания, сделал фотографии, устроил выставки в Нью-Йорке и Париже и издал книгу, ставшую очень популярной. Действительно, первые секретари ЦК местных компартий в Тбилиси и Таллине поддерживали некоторые архитектурные эксперименты, но на самом деле в Москве, Петербурге и Нижнем Новгороде огромное количество интереснейшей брежневской архитектуры, просто это еще не введенный в оборот материал. 

Чем из построенного в СССР можно гордиться сегодня?

В СССР было три пассионарные волны в архитектуре, выделенные в свое время Селимом Хан-Магомедовым, с кото-рым я в этом согласен: конструктивизм, сталинская и бумажная архитектура 1970–1980-х. Что же касается рейтингов, я их очень не люблю. Есть объективные оценки, и тут совершенно логично упомянуть имена Фомина, Жолтовского, Щусева, Голосова. Вообще, если взять список лауреатов Сталинской премии по архитектуре, выяснится, что награждали тех, кого и следовало, — создатели всех главных зданий эпохи в него попали. Но с субъективной точки зрения мне всегда очень нравился Северный речной вокзал в Москве, вокзал в Детском Селе под Ленинградом, Дом артистов Большого театра. А фото сочинского санатория «Металлург» я много раз показывал итальянским коллегам, и они всегда говорили, что прекрасно помнят это палаццо XVII века на озере Гарда, — такая фантастическая работа получилась у архитектора Кузнецова. Он строил дом отдыха так, как ему самому хотелось, без всякой идеологической нагрузки. 

Ваше личное восприятие сталинской архитектуры менялось с годами? 

Мало. Она с самого начала вызывала у меня восхищение. Здание МГУ, где я учился, — это же шедевр. Я очень хорошо понимаю людей старшего поколения, моих учителей, у которых само сталинское время, а вместе с ним и архитектура тех лет, вызывает чувство физического отвращения. Но у меня то же отношение к брежневской архитектуре: я все про нее знаю и умом понимаю ее достоинства, но не могу избавиться от первого физического ощущения — страха и мерзости. А у людей, не живших в то время, нет таких эмоций.

СССюРеализм

НОВЫЙ АРБАТ

Я люблю под окнами мечтать, я люблю, как книги, их читать
Проспект Калинина в Москве прорубили прямо посреди исторической застройки, как просеку в лесу, — по Генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года. Эффектнее всего улица, сегодня носящая название Новый Арбат, выглядела вечером в праздничные дни, когда окна домов-книжек высвечивали четыре огромные буквы или цифры на выбор: СССР, КПСС, 1 или 9 Мая. Вопреки легенде, жильцы остальных квартир в это время не сидели в темноте: в домах располагались госучреждения, а включение света программировалось из аппаратной.

ГЛАВНОЕ ЗДАНИЕ МГУ
Арх. Лев Руднев

Когда-то в этом месте, на Воробьевых горах, собирались построить храм в память победы над Наполеоном, теперь же о новой победе возвестило нечто совершенно невообразимое — не то собор, не то дворец, не то замок (четыре яшмовые колонны, уцелевшие при сносе храма Христа Спасителя, установили перед кабинетом ректора). Как и в случае с другими сталинскими высотками, сравнения с американскими небоскребами нелепы. Ведь те непременно сбиваются в кучи, сила же университета— в бескрайних просторах вокруг, гарантирующих эффектные виды. Москва, 1948–1953

ДВОРЕЦ СОВЕТОВ
Все выше, и выше, и выше!

Грандиозное здание высотой 420 метров по проекту Бориса Иофана должно было стать апофеозом большого стиля. Многоярусный небоскреб с колоннами, увенчанный стометровой статуей Ленина — в два с лишним раза выше статуи Свободы, — начали строить на месте взорванного в 1931 году храма Христа Спасителя, успев сделать фундамент. В голове вождя предполагали обустроить библиотеку, кабинет Сталина или поставить зенитные установки. В войну проект заморозили, а затем было уже не до дворца, вместо одного гиперздания в Москве выросли «семь сестер» — семь высоток. После смерти кормчего культурный вектор был направлен не ввысь, а вглубь: фундамент Дворца Советов перетек в открытый бассейн «Москва».

www.sobaka.ru

Фантастические сооружения советской архитектуры

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Ностальгическая подборка зданий 1960-1980-х годов.

К советской архитектуре можно относиться по-разному, но тем не менее в ней сохраняется неповторимый дух времени, монументальность и величие Советского Союза. AdMe.ru предлагает вам вспомнить страну, которой уже нет, и представляет ностальгическую подборку самых фантастических зданий советской архитектуры.

Гостиница "Тарелка", Домбай, Россия

Построена в 1969 году на склоне горы Мусса-Ачитара, на высоте 2250 метров над уровнем моря. Гостиница приспособлена для перевозки: ее можно разобрать на части либо целиком перенести с помощью вертолета.

Пансионат «Дружба», Ялта

Совместный проект специалистов из СССР и Чехословацкой ССР. Здание сняли в фильме "Обитель зла: Возмездие" (2012 год) в качестве бывшей советской военной базы на Камчатке.

Выставочный комплекс «Белэкспо», Минск, Республика Беларусь

Выставочный павильон архитектора Леонарда Москалевича, 1988 г.

Инженерный корпус Министерства автомобильных дорог, Тбилиси, Грузия

Здание было построено в 1975 году архитектором Георгием Чахава, по иронии судьбы занимавшим в то время пост министра автомобильных дорог Грузии, то есть фактически автор проекта был одновременно и его заказчиком. Между корпусами наклонный парк с бассейном и водопадом-каскадом. Сейчас бывшее министерство принадлежит Банку Грузии.

Посольство СССР на Кубе, Гавана

Комплекс был построен в 1985 году по проекту В. Пясецкого. В наши дни здесь располагается посольство России.

Центральный НИИ робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург, Россия

Строился по проекту С. Савина и Б. Артюшина на протяжении 14 лет (1973—1987). Здесь проводились эксперименты с 16-метровым манипулятором космического корабля многоразового использования «Буран».

Летний театр в парке, Днепропетровск, Украина

Здание построили в 1978 году по проекту архитектора О. Петрова.

Спортивно-концертный комплекс «Амалир», Ереван, Армения

Открылся в 1983 году на холме Цицернакаберд. Проект группы армянских архитекторов, в которую входили А. Тарханян, С. Хачикян, Г. Погосян и Г. Мушегян. Через полтора года после открытия случился крупный пожар, и комплекс закрыли на реконструкцию до конца 1987 года.

Областной драматический театр в Гродно, Республика Беларусь

www.adme.ru

15 фантастических зданий советской архитектуры

Относиться к советской архитектуре можно по-разному. Брутальные железобетонные массивы сталинской эпохи, нелепые панельные дома в хрущевско-брежневские времена. Восторгаться было нечем… Однако иногда в проектных институтах Союза создавались поистине новаторские образы. И даже сейчас, спустя не один десяток лет, эти здания выглядят как постройки пришельцев из фантастических фильмов. Итак, давайте внимательнее посмотрим на эти чудеса архитектуры.

1. Гостиница «Тарелка», Домбай, Россия

Гостиница была построена в 1979 году на склоне горы Мусса-Ачитара на высоте 2250 метров. И хотя она вмещает в себя не много постоялых номеров, у нее есть очевидные преимущества. Ее можно легко разбирать на части, либо целиком с помощью вертолета перевозить в разные уголки Кавказских гор.

2. Инженерный корпус Министерства автомобильных дорог, Тбилиси, Грузия

Это необычное здание было построено в 1975 году в Тбилисси по проекту архитектора Георгия Чахава. По иронии судьбы, именно он в это же время занимал пост министра автомобильных дорог Грузии. Так что, фактически, он исполнял заказ сам для себя.

3. Гостиница “Аманауз”, Домбай, Россия

Эту гостиницу, по праву, можно назвать главным незаконченным архитектурным проектом СССР. По задумке создателей, гостиница должна была стоять на платформе, которая вращала бы ее со скоростью движения Солнца, то есть один оборот за сутки. К сожалению, при строительстве произошел разлом фундамента и продолжать работу было невозможно. Сейчас здание продают за символические деньги. Потрясающая резиденция в сердце Кавказских гор – не такая уж и фантастика сегодня.

4. Крематорий, Киев, Украина

Футуристический крематорий в духе Захи Хадид даже сегодня выглядит очень новаторски. Он был построен архитектором Абрамом Милецким в 1975 голу на Байковом кладбище.

5. Центральный НИИ робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург, Россия

ЦНИИ РТК – один из крупнейших современных исследовательских центров России. Строили здание на протяжении 14 лет с 1973-1986 год. Именно здесь придумала и впервые иcпытали аппаратура для космических станций “Луна”, “Фобос”, “Марс”.

6. Выставочный комплекс «Белэкспо», Минск, Белоруссия

Оригинальный выставочный павильон был построен в 1988 году по проекту архитектора Леонарда Москалевича.

7. Гостиница «Салют», Киев, Украина

Гостиница была построена в 1984 году по проекту уже знакомого нам архитектора Милецкого, который, по преданиям, вдохновился тогда архитектурой метаболизма, популярной в Японии в 70-е года. Первоначально планировали 18 этажей, но позже здание урезали на несколько этажей, чтобы оно не конкурировало с колокольней Киево-Печерской Лавры.

8. «Дом-кольцо», Москва, Россия

Огромный “дом-кольцо” был построен на рубеже 60-70 годов в Матвеевском районе на Западе Москвы. Всего жилой комплекс насчитывает 912 квартир. Спустя шесть лет совсем недалеко появился брат-близнец круглого дома районе Раменки.

9. Посольство СССР на Кубе, Гавана

Здание было построено в 70-х годах по проекту Александра Рочегова и внешне напоминает меч. Хотя некоторым оно напоминает шприц. Сегодня здесь расположено посольство России.

10. Пансионат «Дружба», Ялта, Россия

Здание стало совместным проектом советских и чехословацких специалистов. По замыслу, в пансионате могли одновременно отдыхать около 400 граждан СССР и ЧССР. Оригинальное здание сняли в фильме Обитель зла: Возмездие (2012), где он выступает в роли советской военной базы на Камчатке.

11. Дворец торжественных обрядов, Тбилиси, Грузия

Настоящий шедевр советского модернизма. Здание было построено в 1985 году по проекту архитекторов Виктора Джорбенадзе и Важи Орбеладзе. Несмотря на отсутствие каких-либо элементов религиозного культа, многим оно напоминает настоящий собор, возможно, из другого, иллюзорного мира. В 2002 году дворец выкупил грузинский олигарх Бадри Патаркацишвили, где он и был похоронен в 2008 году.

12. Историко-этнографический музей, Ош, Киргизия

Музей построен в 1978 на склонах священной для киргизов горы Сулайман-Тоо. За бетонной аркой прячется вход в двухэтажный пещерный комплекс, где нижний этаж расширен вручную, а верхний так и остался в своем первозданном виде. Сейчас в музей хранится около 400 экспонатов киргизской культуры.

13. Спортивно-концертный комплекс «Амалир», Ереван, Армения

Огромный спортивный комплекс, внешне напоминающий не то цветок, не то насекомое, был построен в 1983 году на склонах холма Цицернакаберт. К сожалению, через полтора года в здании случился пожар и комплекс закрыли на реконструкцию.

14. Музей Ильи Чавчавадзе, Кварели, Грузия

Музей посвящен выдающемуся грузинскому писателю и общественному деятелю Илье Чавчавадзе. Само здание было спроектировано одним из самых авангардных архитекторов СССР Виктором Джорвенадзе. И неудивительно, что среди провинциальных домиков маленького городка музей выглядит настоящим пришельцем.

15. Летний театр в парке, Днепропетровск, Украина

Летний театр, с виду напоминающий ракушку, был построен в 1978 году прямо в парковом парку.

twizz.ru

Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 16: "Сталинский ампир" московских высоток

ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ
ТЕРМИН "СТАЛИНСКИЙ АМПИР"?

Часто приходится слышать вопрос: в каком архитектурном стиле построены знаменитые московские высотки?
    И, как правило, ответ на них такой: конечно же, "сталинский ампир"!

    Предлагаю вам попытаться разобраться, имеет ли право на существование этот термин, или само понятие "сталинский ампир" является не только не вполне корректным с точки зрения архитектуры, но и неверным по существу.

    С точки зрения архитектуры, тот стиль, в котором построены московские высотки, называется эклектикой.
    Но что означает эклектика? Смешение различных стилей и не более того.

    К эклектике можно отнести большую часть наиболее интересных сооружений второй половины XIX - начала ХХ века,построенных в стилях, называемых "неоготическим", "неоклассическим", "русско-византийским" и т. д. (часто вместо приставки "нео" употребляется "псевдо", что, как я думаю, правильно). Так что, само по себе понятие "эклектика" мало что говорит о стилистической особенности того или иного здания, относимого к этому стилю.

    Действительно, если мы говорим об эклектике, то сочетание каких именно архитектурных стилей мы при этом подразумеваем? Ведь к эклектике можно отнести и здание парламента в Будапеште (неоготика и ренессансная архитектура с элементами неоклассицизма),



и храм Спаса на крови в Санкт-Петербурге (псевдорусский стиль, с опорой на "русское узорочье"),



хотя они имеют между собой не слишком много общего. Не так ли?

    Но прежде чем ответить на вопрос, вынесенный в заголовок поста, давайте сначала посмотрим на московские высотки, чтобы лучше представлять себе то, о чем речь пойдет ниже.

    Московские высотки, часто называемые "сталинскими", были построены в конце 1940-х - 1950-х годах. Всего их семь, хотя изначально планировалось построить восемь высотных зданий, должных символизировать 800-летие Москвы (восьмое здание в Зарядье, на месте которого в 60-е - 70-е гг. была сооружена гостиница "Россия", теперь уже не существующая, не было построено, поскольку после смерти Сталина было принято решение об упрощении строительства и избавлении от излишней декоративности. См.: Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 4 ноября 1954 г. "Об устранении излишеств в пректировании и строительстве").


1. Высотка на площади Красных ворот (1947 - 1952 гг.):

2. Здание МИДа на Смоленской-Сенной площади (1948 - 1953 гг.):

3. Жилой дом на Кудринской площади (1948 - 1954 гг.):

4. Главное здание МГУ на Воробьевых горах (1949 - 1953 гг.):

5. Гостиница "Ленинградская" на Комсомольской площади (1949 - 1954 гг.):

6. Гостиница "Украина" на Кутузовском проспекте (1953 - 1957 гг.):

7. Жилой дом на Котельнической набережной (1953 - 1957 гг.):

  При внимательном взгляде на московские высотки становится очевидным, что их эклектичный вид определяется сочетанием таких стилей как неоклассицизм и ампир, и в особенности слиля ар-деко, в котором построены не менее эклектичные американские небоскребы первой половины ХХ века, например, знаменитый "Крайслер билдинг" в нью-йоркском Манхеттене, считающийся одним из образцов этого стиля.


    Но есть, конечно же, и особенности, связанные с тем, что на советскую архитектуру второй половины 40-х годов ХХ века оказала огромное влияние Победа СССР в самой страшной в истории человечества войне, из которой Советский Союз вышел не только победителем, но и настоящей империей, под контролем которой находились значительная часть Европы и Азии.
    Здания, подобные московским высоткам, в это время строились не только в столице советской империи - Москве, но и в других городах могучего Советского Союза, а также в столицах стран-сателлитов. Например, построенный советскими строителями в 1952 - 1955 гг. Дворец культуры и науки в Варшаве:

    С помощью архитектуры советский режим, имперский по своей сути (кстати, я не склонен обвинять имперскую идею во всевозможных грехах, поскольку считаю ее правильной; но об этом отдельный разговор) всячески пытался подчеркнуть свое величие.

    Насколько советская эклектика 40-х - 50-х годов ХХ века близка к ампиру?
    Ответ на этот вопрос может дать сравнение двух зданий, одно из которых было построено в первой половине XIX века, а второе, спустя более чем сто лет:

Здание Главного Адмиралтейства, построенное в Санкт-Петербурге
в 1806 - 1823 гг. архитектором А. Д. Захаровым -
одним из лучших представителей стиля ампир в России XIX века:

Главный павильон ВДНХ, построенный по проекту архитектора Г. В. Щуко в 1954 году:


    Я считаю, что советскую эклектику, нашедшую свое лучшее воплощение в москоских высотках, вполне можно называть "сталинским ампиром", хотя, конечно же, было бы правильнее называть ее "советским ар-деко".

    Вопрос остается открытым и спорным.
    А что думаете об этом вы, мои уважаемые друзья и читатели?

    Впрочем, эта тема будет продолжена.

    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

как сталинский ампир вел страну к светлому :: Впечатления :: РБК.Стиль

Архитектура партии: как сталинский ампир вел страну к светлому

© Depositphotos; итар-тасс

Автор Текст: Мария Комарова

21 июля 2015

Роскошно, богато, помпезно — не так жили граждане СССР в 30–50-х. Но так выглядели главные здания эпохи. Что обещало светлое завтра и как утопия воплотилась в архитектуре, разбирался «РБК Стиль».

 

 

 



 

Сталинский ампир был главным архитектурным
стилем с момента создания Союза архитекторов
в 1932 году и до 1954-го, когда Никита Хрущев
объявил всю сталинскую архитектуру
«преступным излишеством».

 


 

Цели искусства

 

Свобода творчества просуществовала в СССР недолго и закончилась в один день: 23 апреля 1932 года было объявлено о создании союзов творческих работников и обозначена их главная цель — борьба за коммунизм. Этим власть положила конец художественным экспериментам 1920-х и получила возможность управлять всем культурным производством в стране, в том числе архитектурным. Официальным стилем тогда стал сталинский ампир, или, как его еще называют, советский монументальный классицизм. Каждое его здание всем своим видом должно было четко говорить об образе нового мира, мобилизовать население на перестройку страны и формировать истинно советское сознание.

 

 

Культурная миссия СССР

 

Искусство должно было служить самопрезентации Советского Союза, который отныне объявлялся наследником и хранителем всей мировой культуры, а значит, мог свободно использовать любые ее элементы. Это был поворот на 180 градусов: авангард, главенствующий в 1920-х, отрицал всю историю, музеи предлагал сжечь, а все, что не горело, скидывал с корабля современности. Но Сталин считал, что конец межклассовой борьбы, а значит, и истории произошел во время победы революции. С мертвой историей бороться было не надо, зато можно было взять из нее все необходимое и использовать для построения нового мира.

 

 

 



 

«Мы, большевики, не отказываемся от
культурного наследства. Наоборот,
мы критически осваиваем культурное
наследство всех народов, всех эпох,
для того чтобы отобрать из него все то,
что может вдохновлять трудящихся советского
общества на великие дела в труде,
науке и культуре».
Член Политбюро ЦК ВКП(б)
Андрей Жданов

 


 

 

Истоки форм

 

Историческое наследие архитектура начала заново осваивать с классической триады Греция — Рим — Ренессанс. Особенно востребован был второй ее элемент, ведь Советский Союз объявлялся преемником самой могущественной в истории империи. Именно из римской архитектуры в сталинский ампир пришли колонны, портики, пилястры и ордеры. Следом было освоено ар-деко, у которого советские архитекторы переняли современные конструктивные решения и стремление использовать дорогие отделочные материалы.

 

 

 

 

 

 

Влияние этого стиля заметно в здании Библиотеки им. Ленина,
на станциях московского метро «Сокол», «Кропоткинская» и «Маяковская» 
и в довоенных постройках на ВСХВ (ВДНХ).
Последним крупным объектом, полностью совпадающим
с основными принципами стиля, стала первая очередь
Ленинградского метрополитена.

 

 

Потом стали использоваться и другие стили: восточная архитектура и свойственные ей богатые орнаменты, готика, барокко, а также традиции традиционного русского строительства. Современная западная архитектура тоже была востребованна. Вдохновением для советских зодчих стали американские небоскребы, особенно построенное в Нью-Йорке Manhattan municipal building.

 

 

 

Силуэт Manhattan municipal building
прослеживается в московских
сестрах-высотках.

 

 

Все это множество архитектурных направлений, однако, нужно было осваивать только вместе — примеры строительства в каком-то одном встречали откровенное непонимание. Так, дом на Моховой, выполненный в стиле неоклассицизма, партийные чиновники осуждали. Они говорили, что его классическая форма противоречит содержанию и вызывает недоумение, ведь представление о классике мало вяжется с новой эпохой, имеющей электричество, автомобили, радио, троллейбусы. 

 

 

 

▂▂ ▃ ▄ ▅ ▆ ▇ █

 

Признаки
сталинской архитектуры
 

➊   синтез архитектуры, скульптуры и живописи

➋  использование элементов классических архитектурных стилей

➌   использование архитектурных ордеров

➍ использование дорогих отделочных материалов — мрамора, бронзы,

       ценных пород дерева

➎  обильный декор зданий

➏ парадная фасадная композиция

 

 

 

 

Детали

 

Советские архитекторы не просто перенимали детали исторических стилей, но и идеологически правильно их трактовали. Так, вместо традиционных декоративных орнаментов использовалась советская символика, а классические скульптуры и рельефы заменили изображения рабочих и трудящихся. Иногда такие подмены выглядели довольно курьезно — так, на крыше Брянского областного театра драмы, который традиционно должна была венчать квадрига Апполона, оказались трое красноармейцев, классический фасад Дворца культуры профсоюзов в Минске вместо античных богов украсили скульптурные группы советских граждан, а на ВСХВ (ВДНХ) характерных для неоклассицизма древнегреческих героев заменили толпы гипсовых колхозников.

 

 

Ансамбли

 

Столичное руководство мыслило глобально и не ограничивалось отдельно стоящими зданиями. В 1935 году был принят Генеральный план реконструкции Москвы. Старая застройка в центре сносилась, а на месте кривых купеческих переулков появлялись  проспекты и площади. Новые улицы составляли единые архитектурные ансамбли: витриной сталинского ампира в Москве стала сильно перестроенная ул. Горького (Тверская), в Ленинграде — Московский проспект, а в Киеве — Крещатик. Они застраивались монументальными зданиями с элементами неоклассицизма, который делал их похожими на римские храмовые постройки. Сходство усиливалось 7 ноября и 1 мая, когда по улицам проходили ритуальные процессии демонстрантов. 

 

|Улица Тверская|

 

 

Утопия

 

Главным проектом стиля стал так никогда и не построенный Дворец Советов. Он планировался как самое высокое в  мире сооружение, увенчанное 100-метровой статуей Ленина. Его перепридумывали и пытались возвести больше десяти лет, постоянно дорабатывая и включая новые стилистические элементы. Согласно Генплану Москвы дворец должен был находиться в окружении восьми высоток, семь из которых все-таки были построены. Вместе с сотнями других зданий своего поколения они до сих пор говорят о большой коммунистической утопии и о пути, который к ней не привел.

 

|Проект Дворца Советов|

  

style.rbc.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о