Романтический стиль в архитектуре средневековья: Особенности романской архитектуры средневековья (кратко)
Особенности романской архитектуры средневековья (кратко)
Романский стиль в культуре Средневековья появился примерно в X веке. Развивался этот стиль примерно 2-2.5 века, и в свое время он не имел определенного названия. Дано оно было намного позже, в XIX веке.
Романский стиль в архитектуре имеет множество особенностей, и в первую очередь это слияние опыта античной архитектуры и полезных для того времени строительных решений.
Характерные черты
Есть множество особенностей романского стиля, но обратить внимание стоит на те характерные черты, благодаря которым можно узнать этот стиль в архитектуре практически с первого взгляда:
1. Строения в романском стиле обязательно будут сделаны из камня. Именно опыт строительства из этого материала был перенят в Средневековье от античной культуры.
2. Для стиля характерно использование арок, в основном они полукруглые.
3. Массивные и толстые стены тоже были обязательной чертой романской архитектуры. В то время это было гарантией защищенности зданий. Такие стены очень сложно пробить даже при использовании таранов. Поскольку во время Средневековья было множество войн, в том числе и междоусобных, приходилось строить крепкие здания.
4. В архитектуре преобладают цилиндрические элементы, а также крестообразные строения и своды.
В романском стиле строили замковые, храмовые и крепостные здания. Для всех этих типов характерны общие черты, но каждый из них все же отличался.
Замковые постройки – это не только сами замки, но и жилые помещения, казармы высотой в несколько этажей, зачастую с округлыми стенами.
Крепости – это особый комплекс всех зданий. В первую очередь крепость отличало наличие массивных высоких стен. Они служили для защиты самого комплекса. Внутри стен было сразу несколько уровней, которые предназначались для различных видов войск. Например, в специальных маленьких окошках размещались наблюдатели, а также лучники. На крыше стен крепости находились войны, отражавшие налеты с высоты и сбрасывающие всех, кто пытались забраться внутрь комплекса по стенам.
Крепости также отличались наличием опускающегося моста. Он служил переправой через искусственный ров. Сами комплексы строились на возвышенности, что служило преимуществом в обозрении.
Храмовые постройки тоже имели толстые стены и нередко окружались дополнительно крепостной стеной. Строили их такими для того, чтобы при нападении врага можно было в них укрываться.
Украшение фасадов скульптурой
Эта черта присуща романскому стилю, и о ней стоит поговорить немного больше, чем обо всех остальных. Почему она так важна? Все дело в том, что именно этот стиль отличается от других использованием скульптурных элементов для украшений самих зданий. В различных архитектурных направлениях до появления романского стиля такой практики не было, а все скульптуры могли украшать лишь территорию.
Скульптура в романской архитектуре стала использоваться только к XII веку, в конце популярности этого стиля. Позже на его смену пришла готика.
Скульптурой украшались стены строений, в основном фасады. Такие элементы могли располагаться совершенно по-разному: над проходами, окнами, на колоннах, вокруг арок и по углам зданий. Чаще всего скульптура встречалась на фасадах храмов и соборов, а композиция вне зависимости от вида строения была посвящена библейским историям и событиям, либо значимым сражениям.
Занимательно то, что нередко на скульптурах изображалась сама Вселенная, ее устройство. При этом редко эти изображения совпадали с реальностью, в основном был представлен божественный мир.
Фрески
Значительной особенностью романской архитектуры Средневековья были и фрески. Они выполнялись на батальную или библейскую тематики, при этом изображались не отдельные герои или события, а целые сцены, своеобразная история. Часто фрески покрывали все стены, иногда они имели продолжение и на потолке здания.
Еще один вариант изображения фресок – витражи. Они появились уже в то время, когда романтический стиль уже заменялся другими, но все же их можно назвать особенностью романской архитектуры. Витражи могли быть на всех окнах в помещении, при этом они изображали апостолов, героев или царей из Библии.
Интересные факты
• Романский стиль долгое время относили просто к готическому, пока историки Европы не стали изучать архитектуру и искусство предков подробнее. Именно тогда этот стиль был выделен.
• Свое название романский стиль получил из-за того, что историки нашли связь его си стилем Римской Империи в период античности.
• Романская архитектура развивалась не только на европейском материке, в частности, в Германии, Франции, Италии и Испании, но и на территории всей современной Великобритании.
• Именно романская архитектура получила наибольшее распространение среди других Средневековых в художественных книгах и фильмах.
Опираясь на эти сведения, можно сказать, что романский стиль в архитектуре Средневековья – это весьма значительное направление, которое является не только продолжением античных архитектурных традиций, но и толчком к развитию многих других стилей, в частности, готического. Романский стиль можно смело назвать одним из основных стилей Средневековья, поскольку он по-своему оригинален. Некоторые основные элементы этого стиля применяют в архитектуре и до сих пор, в основном при строительстве коттеджей и частных построек.
Добавить комментарий
Романская архитектура: стиль Средневековья, примеры, готика как отличить
Романская архитектура — так называются все архитектурные творения романского стиля.
Этот стиль появился в Средневековье в 10 веке и просуществовал как основной два века. Лишь в начале 13 века его полностью заменил готический стиль.
Название романского стиля появилось в 19 веке. Учёные связали его с Римом (Roma, Rome, Rom — название города на разных языках), который играл большую религиозную роль (и продолжает играть). Ведь стиль впервые применили при строительстве церквей, соборов, базилик.
Основные черты стиля — это мощность и прочность конструкций, вместительность, сводчатые потолки и полукруглые арки. Эти сооружения служили также убежищем в случае нападения врага. Поэтому окна и двери были очень узкими, а стены толстыми.
Сооружения этого стиля можно найти в Европе: Германии, Италии, Англии, Франции, Португалии, Испании.
Особенности романской архитектуры
Как понять, что перед вами сооружение романского стиля? Обратите внимание на следующие особенности:
- Церковь стремилась создать мощные и прочные сооружения, которые отображали бы её возрастающую силу и служили укрытием. Таким сооружением становится базилика.
- Формы сооружений — вытянутые прямоугольники: внутри должно быть просторно. Чтобы увеличить высоту сооружений, стали использоваться крестовые своды (те, которые соединяют в себе две арки).
- Простота сооружений. Они должны гармонировать с окружающей средой.
- Толстые массивные стены, узкие окна и двери, большое количество полукруглых (полуциркульных) арок.
- Архитекторы вдохновлялись древнеримским стилем.
- Тесная связь с религией. Основная идея стиля — богословская.
Некоторые примеры романской архитектуры
Франция
Монастырская церковь в Клюни, Бургундия — яркий пример романского стиля. Узкие окна и проходы, толстые, массивные стены.Базилика Сен-Сернен в Тулузе, Франция. Сводчатый потолок и арки по бокам — черты, присущие романскому стилю.Романский стиль фасада Собора Нотр-Дам в Ле-Пюи-ан-Веле, Франция.Италия
Внутренний двор Базилики Святого Амвросия в Милане, Италия.Пизанский собор в Пизе, Италия. Массивность конструкции, узкие окна, наружные полуциркульные арки говорят о романском стиле.Испания
Церковь святой Марии Евнатской на севере Испании. Романский стиль виден и здесь.Германия
Наумбургский собор в Германии. Его строительство началось в начале 11 века, а закончилось только в начале 13. Поэтому он сочетает в себе два стиля — романский и готический.Замок Кверфурт — средневековый замок и весьма важный памятник романской архитектуры.Англия
Даремский собор в Англии, построенный в романском архитектурном стиле, является объектом Всемирного наследия.Португалия
Кафедральный собор Се в Порту был перестроен в период барокко. Но во входе в центральный неф собора можно разглядеть черты романского стиля: узкие окна и вход, полукруглая наружная арка.Как отличить романский стиль от готики?
Готический стиль тоже стиль Средневековья. Он сменил романский стиль в начале 13 века. Но его создание и внедрение происходили постепенно, ещё в 12 веке.
Поэтому многие сооружения содержат в себе проявления обоих стилей. Начало их строительства приходилось на эпоху романского стиля, а достраивались они уже под влиянием готики.
Основное отличие стилей — в их предназначении. В период романского стиля сооружения были невысокими и мощными, а основной их целью было служить как убежище и защищать от врага.
То были церкви-замки, внушительные неприступные соборы, неприметные базилики, которые сливались с пейзажем.
Но в период готики защита была уже не так важна. Поэтому расширялись окна, строились более высокие сооружения, применялись декоративные элементы.
Только раньше, чтобы потолок не обрушился, архитекторам приходилось делать очень толстые стены, которые смогли бы удержать на себе вес потолка. В период готики вес потолка переносится наружу. К сооружению пристраивается дополнительная конструкция, которая служила опорой.
Благодаря этому архитекторам удалось уменьшить толщину стен и увеличить двери и окна.
Основные отличия:
Романский стиль | Готика |
Основные сооружения: базилики, соборы, церкви, замки | Помимо церквей и собор строятся дворцы, частные дома богатых людей |
Достаточно низкие сооружения | Высокие сооружения с остроконечными элементами |
Толстые стены с узкими окнами и дверьми, чтобы было легче обороняться, а врагу — сложнее попасть внутрь | Тонкие стены, большие ажурные окна, большие двери. Свет играл важную роль |
Сводчатые потолки | Сводчатые потолки с тонкими стенами |
Полукруглые арки | Стрельчатые арки |
Почти полное отсутствие декора | Каменная резьбы, ажурные окна. В период поздней готики строения делаются как можно более простыми, а вот декор, наоборот, усложняется |
Идеология — религия | Идеология — религия и мистика |
Примеры готики в архитектуре
Солсберийский собор, Англия, построенный в готическом стиле.Миланский собор в Италии. О готике говорят остроконечные шпили и ажурность деталей.Брюссельская ратуша, Бельгия. Обратите внимание на декоративные элементы башни и ажурность окон.Дата обновления 30/07/2020.
Другие значения и понятия, которые могут вас заинтересовать
- Рококо
- Классицизм
- Барокко
- Пантеон
- Постмодернизм
- Стимпанк
- Минимализм
- Экосистема
- Кремль
- Анархизм
Узнай Что Такое: узнайте значения, понятия и определения.
ПоследниеПопулярныеКонтактыПолитика КонфиденциальностиО нас
2018 — 2023 © 7Graus
4.41: Архитектура и скульптура в эпоху романтизма.
Архитектура. Другие типы романтической архитектуры проиллюстрированы в различных стилях, считающихся «экзотическими» из-за их смещения в «иностранную» обстановку в более причудливом, менее точном формате. Примеры экзотических архитектурных стилей включают дома в египетском стиле, дома в азиатском стиле и даже швейцарские шале. Эти дома содержат такие «экзотические» элементы, как египетские колонны и небольшие скульптуры сфинксов, или линии крыш в японском стиле, или А-образный каркас швейцарского шале в качестве декоративного наложения на традиционный европейский тип здания. Вдохновленная военной кампанией Наполеона в Египет, положившей начало первому современному, продолжительному исследованию древнеегипетской культуры, архитектура с египетским влиянием была очень популярна во Франции и Англии с 179 года.
0-х годов в течение первых десятилетий 19 века.Возрождение Востока в начале 1800-х годов можно объяснить расширением торговли с Индией и Китаем в последние годы 18-го века. Самый известный пример этого причудливого индийского стиля можно увидеть в Королевском павильоне в Брайтоне, Англия, построенном Джоном Нэшем в 1815-1822 годах в качестве приморского дома для короля Георга IV, когда он был принцем-регентом. Здание имеет ряд луковичных куполов вдоль крыши, с минаретами по бокам центрального купола, а линия крыши украшена остроконечными зубцами в экзотическом стиле, увенчанными шарами. Парадное крыльцо частично перекрыто решетчатой ширмой с мавританскими подковообразными арками и псевдоготическими раздвоенными окнами.
Королевский павильон Брайтона
Богато украшенный банкетный зал в Королевском павильоне
Интерьер павильона выполнен в китайском стиле, с богато украшенными комнатами, подходящими для загородного дома. Неоклассицизм также пользовался неизменной популярностью в форме стиля греческого возрождения середины XIX века, который можно считать романтическим стилем. Романтизм также проявляется во введении стиля итальянской загородной виллы в этот период, называемого итальянским стилем. Однако то, что отличает итальянский стиль от почти непрерывного классического возрождения, которое характеризует архитектуру с античности, — это мотивация его использования. В данном случае это конкретно относится к более романтическому понятию ностальгической тоски по этому типу зданий итальянского Ренессанса, а не к более благородным философским, а иногда и политическим вопросам, которые традиционно связывают с различными классическими возрождениями.
В Америке эти идеи можно увидеть в самом богато украшенном доме в итальянском стиле в Соединенных Штатах, который является знаменитым «Домом разрушителей», построенным с видом на океан в Ньюпорте, Род-Айленд.
Gardens at The Breakers
Спроектированный Ричардом Моррисом Хантом в 1890-х годах для Корнелиуса Вандербильта, этот особняк с 70 комнатами имеет трехчастный каменный фасад, где портики открываются как на уровне земли, так и на верхнем этаже, позволяя любоваться окружающей местностью. сельская местность. Центральные портики обрамлены флигелями с обеих сторон. В то время как многие более скромные дома в итальянском стиле сделаны из дерева и украшены модифицированными викторианскими изделиями из дерева, этот каменный дом представляет собой более монументальную форму итальянского стиля. Очевидно, дом для отдыха для богатых, The Breakers берет пример с виллы итальянского Возрождения, чтобы создать визуальную связь между семьей Вандербильтов и признанными аристократическими семьями Европы, которые в то время считались более культурно утонченными, чем их американцы. аналоги.
Швейцарский дом в стиле шале, также считающийся домом для отдыха, стал популярным как в Европе, так и в Соединенных Штатах после того, как он был представлен в книге образцов, опубликованной в 1850 году Эндрю Джексоном Даунингом. Этот тип дома, зародившийся в Альпах, был более экономически подходящим для среднего класса, чем более «экзотический» индийский стиль, и поэтому он пользовался популярностью в течение первых нескольких десятилетий 20-го века, прежде всего в горных районах. Соединенные Штаты.
Наконец, восьмиугольный дом с его восьмигранной формой также был введен в эту эпоху, и несколько сотен таких домов, построенных на Восточном побережье и Среднем Западе в 1850-х и 1860-х годах, сохранились до наших дней. Представлен в сборнике образцов, опубликованном Орсоном С. Фаулером в 1849 г., восьмиугольный дом считался очень экономичным, эффективным в плане этажа и лучше освещенным, чем традиционное квадратное здание. Идеи Фаулера о внутренней сантехнике и центральном отоплении были очень дальновидными для своего времени, и хотя восьмиугольный дом в конечном итоге не стал широко успешным, его экономичный дизайн и практичные характеристики проложили путь для последующих проектов, созданных с учетом притока представителей среднего класса. домовладельцев в 20 веке.
Восьмиугольный дом Уилкокса
Скульптура
Точно так же, как романтическая живопись может быть разделена на фигурные и пейзажные произведения, романтическая скульптура может быть разделена на произведения, относящиеся к человеческому миру и миру природы . Ведущими скульпторами каждого типа были Руд и Барье, соответственно. войны и наполеоновские войны). Эта работа изображает богиню свободы, призывающую силы Французская революция и далее. Шедевр Руда является скульптурным аналогом картины Делакруа «Свобода, ведущая народ» (самой известной фигурной живописи периода романтизма).
Жанна д’Арк слушает свои голоса, грубо
Отъезд добровольцев, грубо
Антуан-Луи Барье, самый известный скульптор-анималист всех времен, изучал анатомию своих подданных, делая зарисовки обитателей парижского зоопарка . Большинство его работ состоит из одиночных животных или дуэтов хищник/жертва . Масштаб работ Барье варьируется от памятников до статуэток.
Турецкая лошадь, № 2, лепка
Охота на тигра, барье
Романтизм | Определение, характеристики, художники, история, искусство, поэзия, литература и музыка
Романтизм , отношение или интеллектуальная ориентация, которые характеризовали многие произведения литературы, живописи, музыки, архитектуры, критики и историографии в западной цивилизации в период от конец 18 — середина 19век. Романтизм можно рассматривать как отказ от заповедей порядка, спокойствия, гармонии, баланса, идеализации и рациональности, характерных для классицизма в целом и неоклассицизма конца 18 века в частности. Это было также в некоторой степени реакцией против Просвещения и против рационализма 18-го века и физического материализма в целом. Романтизм подчеркивал индивидуальное, субъективное, иррациональное, образное, личное, спонтанное, эмоциональное, призрачное и трансцендентное.
Путешествие на рубеж 19-го века, чтобы познакомиться с романтическим музыкальным, литературным и художественным движением. общее возвышение эмоций над разумом и чувств над интеллектом; обращение к себе и усиленное исследование человеческой личности, ее настроений и умственных способностей; озабоченность гением, героем и исключительной фигурой в целом и сосредоточенность на его или ее страстях и внутренней борьбе; новый взгляд на художника как на в высшей степени индивидуального творца, для которого творческий дух важнее строгого соблюдения формальных правил и традиционных процедур; акцент на воображении как на вратах к трансцендентному опыту и духовной истине; навязчивый интерес к народной культуре, национальным и этническим культурным истокам, средневековью; и пристрастие к экзотическому, отдаленному, таинственному, сверхъестественному, оккультному, чудовищному, болезненному и даже сатанинскому.
Собственно романтизму предшествовало несколько связанных с ним событий середины 18 века, которые можно назвать преромантизмом. Среди таких тенденций была новая оценка средневекового романа, от которого романтическое движение получило свое название. Роман представлял собой рассказ или балладу о рыцарских приключениях, в которых акцент на индивидуальном героизме, экзотике и таинственности резко контрастировал с элегантной формальностью и искусственностью преобладающих форм классической литературы, таких как французская неоклассическая трагедия или английское героическое двустишие. в поэзии. Этот новый интерес к относительно простым, но откровенно эмоциональным литературным выражениям прошлого должен был стать доминирующей нотой романтизма.
Романтизм в английской литературе начался в 1790-х годах с публикации Лирических баллад Уильяма Вордсворта и Сэмюэля Тейлора Кольриджа. Манифестом английского романтического течения в поэзии стало «Предисловие» Вордсворта ко второму изданию (1800) « лирических баллад» , в котором он охарактеризовал поэзию как «спонтанный излив сильных чувств». Уильям Блейк был третьим главным поэтом ранней фазы движения в Англии. Первая фаза романтического движения в Германии была отмечена новшествами как в содержании, так и в литературном стиле, а также в увлечении мистическим, подсознательным и сверхъестественным. К этой первой фазе принадлежит множество талантов, в том числе Фридрих Гельдерлин, ранний Иоганн Вольфганг фон Гёте, Жан Поль, Новалис, Людвиг Тик, Август Вильгельм и Фридрих фон Шлегель, Вильгельм Генрих Вакенродер и Фридрих Шеллинг. В революционной Франции Франсуа-Огюст-Рене, виконт де Шатобриан и мадам де Сталь были главными инициаторами романтизма благодаря своим влиятельным историческим и теоретическим трудам.
Вторая фаза романтизма, охватывающая период примерно с 1805 по 1830-е годы, была отмечена ускорением культурного национализма и новым вниманием к национальному происхождению, о чем свидетельствует сбор и имитация местного фольклора, народных баллад и поэзии, народный танец и музыка, и даже ранее игнорировавшиеся средневековые и ренессансные произведения.
Заметным побочным продуктом романтического интереса к эмоциональному были работы, посвященные сверхъестественному, странному и ужасному, как, например, « Франкенштейн » Мэри Шелли и работы Чарльза Роберта Мэтьюрина, маркиза де Сада и Э.Т.А. Хоффманн. Во второй фазе романтизма в Германии доминировали Ахим фон Арним, Клеменс Брентано, Йозеф фон Гёррес и Йозеф фон Эйхендорф.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
К 1820-м годам романтизм распространился на литературу почти всей Европы. На этом более позднем, втором этапе движение было менее универсальным по своему подходу и больше концентрировалось на изучении исторического и культурного наследия каждой нации, а также на изучении страстей и борьбы исключительных личностей. Краткий обзор писателей-романтиков или писателей, находившихся под влиянием романтиков, должен включать Томаса Де Куинси, Уильяма Хэзлитта и Шарлотту, Эмили и Энн Бронте в Англии; Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Альфонс де Ламартин, Альфред де Мюссе, Стендаль, Проспер Мериме, Александр Дюма и Теофиль Готье во Франции; Алессандро Манцони и Джакомо Леопарди в Италии; Александр Пушкин и Михаил Лермонтов в России; Хосе де Эспронседа и Анхель де Сааведра в Испании; Адам Мицкевич в Польше; и почти все важные писатели Америки до Гражданской войны.
Изобразительное искусство
В 1760-х и 1770-х годах ряд британских художников дома и в Риме, в том числе Джеймс Барри, Генри Фузели, Джон Гамильтон Мортимер и Джон Флаксман, начали рисовать предметы, которые противоречили строгим правилам приличия. и классическая историко-мифологическая тематика традиционного изобразительного искусства. Эти художники предпочитали причудливые, патетические или экстравагантно-героические темы и определяли свои образы напряженным линейным рисунком и смелыми контрастами света и тени. Уильям Блейк, другой выдающийся английский художник раннего романтизма, развил свои собственные мощные и уникальные визионерские образы.
В следующем поколении великий жанр английской романтической пейзажной живописи появился в работах Дж.М.В. Тернер и Джон Констебл. Эти художники подчеркивали преходящие и драматические эффекты света, атмосферы и цвета, чтобы изобразить динамичный мир природы, способный вызывать благоговение и величие.
Во Франции главными живописцами раннего романтизма были барон Антуан Гро, написавший драматические картины современных событий наполеоновских войн, и Теодор Жерико, чьи изображения индивидуального героизма и страданий в 900-х гг.0069 «Плот Медузы» и его портреты безумцев по-настоящему положили начало движению около 1820 года. Величайшим французским художником-романтиком был Эжен Делакруа, который известен своей свободной и выразительной манерой письма, богатым и чувственным использованием цвета, его динамичным композиции, а также его экзотические и авантюрные темы, начиная от жизни арабов в Северной Африке и заканчивая революционной политикой дома.