Романский стиль в живописи: Романская живопись —

Романская живопись —

Романское искусство, ставшее первым значительным явлением культуры феодальной эпохи, просуществовало с X по XII в. Оно формировалось в сложное время, когда Западная Европа распалась на мелкие феодальные государства, враждовавшие между собой. На территории бывшего Франкского государства начали формироваться нации: французы, итальянцы, немцы. Слабо развиты были ремесло и торговля — все необходимое для жизни изготовлялось в феодальных усадьбах или в крестьянских домах.

Большую роль в развитии искусства сыграли крестовые походы, которые познакомили народы Западной Европы с культурными традициями арабского Востока.

Самой влиятельной силой в эту эпоху в Западной Европе была христианская церковь. Именно она стала практически единственным заказчиком романских мастеров. Главным видом искусства являлась архитектура. Строилось множество величественных и прекрасных храмов и монастырей, в создании которых участвовали скульпторы и живописцы.

Немногие западноевропейские церкви смогли сохранить фрески того времени, хотя настенная живопись была очень популярна. Росписями украшалось почти все внутреннее пространство храма, даже оконные стекла (витражи).

Витражная живопись сочетала две основные техники: роспись по наборному цветному стеклу и роспись гризайль — по бесцветному стеклу красками темных тонов, в основном серой и черной. Для скрепления отдельных частей использовали свинцовые перегородки.

Росписи, украшавшие стены храмов, теперь кажутся нам наивными и примитивными. В изображениях отсутствуют объемы, светотеневая моделировка. Живопись подчинялась исключительно религиозной тематике и имела свои характерные особенности: она была условна, стилизованна и аллегорична. Неправильные пропорции человеческих фигур, неестественные складки одежды, отсутствие перспективы — все это следствие мироощущения, царившего в ту эпоху.

Сюжеты росписей, изображавших в основном библейские события Ветхого и Нового Завета, носили поучительный характер.

Церковь ставила перед живописью задачу — привлечь городское и сельское население в храм. С целью устрашения грешной паствы художники создавали всевозможных чудовищ и ужасных, не существующих в реальности животных. Нечистая сила в образе чертей, свиней и сирен глядела на прихожан со стен церквей.

Ярким примером романской монументальной живописи являются многочисленные фрески, обнаруженные в храмах Франции под более поздними слоями росписей. Французскую фресковую живопись романской эпохи можно разделить на два основных направления, названные Школой светлых фонов и Школой синих фонов. Первая характерна для центральных и западных районов страны, вторая была распространена на юго-востоке Франции и в Бургундии и отражала влияние искусства Византии.

Представление о живописи Школы светлых фонов дают нам фрески церкви Сен-Савен сюр Гартан в Пуату, дошедшие до нас почти в первозданном виде. Несмотря на отсутствие объемов и перспективы, эти росписи отличаются динамикой и большой выразительностью.

Замечательна «Битва архангела Михаила с драконом». Хотя фигуры выглядят несколько неестественно, стремительность движений всадников и их вдохновенные лица говорят о скорой победе над ужасным чудовищем. Не обладая многими умениями, свойственными художникам более позднего времени, живописец, исполнивший эту фреску, сумел донести до современников и далеких потомков идеалы добра и справедливости, ради которых он и создавал свое произведение.

Битва архангела Михаила с драконом. Фреска церкви Сен-Савен сюр Гартан. Пуату. 1110 г.

Говоря о романской живописи, невозможно обойти вниманием знаменитый ковер из собора в Байё, выполненный по живописным картонам около 1120 г. На льняном полотне длиной почти семьдесят метров изображены сцены похода Вильгельма Завоевателя в Англию. Ковер настолько точно и правдиво рассказывает о событиях, снаряжении, одежде и оружии того времени, что по нему можно изучать историю. В то же время это произведение имеет и чисто декоративные элементы — по краям изображение обрамляет орнамент.

Поражает раскраска фигур воинов и коней: мастер представил их зелеными, синими, розовыми. Как и у большинства фресок романской эпохи, композиция ковра линейно-плоскостная.

Монументальная живопись и миниатюра были развиты также в Германии и в Италии.

В романском искусстве отразились идеалы феодального мира Западной Европы, но уже в эту эпоху начали проявляться черты зарождавшихся национальных культур.

История искусства © 2016 Frontier Theme

42. Художественные особенности Романского стиля. Синтез искусств. Скульптура. Живопись.

Это была эпоха уже не поиска, а нахождения юной Европой некоего синтеза тех течений, заимствований и традиций, которые, не сливаясь друг с другом, воздействовали на мироощущение раннего средневековья.

Синтез был найден и в искусстве.

Прежде чем остановиться на его общем развитии в ту пору, покажем сущность этого синтеза на примере романской скульптуры, возникшей и расцветшей особенно ярко во Франции.

В романском стиле орнаментальное и изобразительное начало согласованы. Сущность найденного синтеза — в сочетании образной выразительности и узорной геометричности, простодушной непосредственности и сугубой условности, изощренной орнаментики и массивной, подчас даже грубоватой монументальности. Так, в создании отдельных образов романская пластика лишь частично прибегает к деформации, но в их сочетаниях она безоговорочно жертвует жизненной правдой во имя как декоративности, так и основного идейного содержания скульптурной композиции.

Зодчество стало во все средневековье ведущим искусством, о чем свидетельствует тогдашнее истинно грандиозное храмовое строительство. Храм был призван объединять “человеческое стадо” в молитвенной покорности богу, как “символ вселенной” олицетворяя собой торжество и универсальность христианской веры.

В раннее средневековье стены храма часто оживлялись узорным орнаментом, по своей сущности геометрическим и абстрактным. Романское искусство — и в этом заключается совершенный им переворот — дополнило, а иногда и заменило такой орнамент изобразительной пластикой, выполняющей в новом качестве его функции. И вот каменная гладь храма оживилась искусно высеченными человеческими изображениями, часто объединенными в многофигурную композицию, наглядно передающую то или иное евангельское сказание.

Первым самостоятельным, специфически европейским художественным стилем средневековой Европы был романский, которым характеризуются искусство и архитектура Западной Европы примерно с 1000 года до возникновения готики, в большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а в некоторых и позднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен.

Бог уличает Адама и Еву.

Монументальная статуя романского периода, изображающая животное, является произведением светского, а не религиозного искусства. Ее можно осмотреть со всех сторон. В настоящее время она существует в единственном экземпляре, хотя, вероятно, когда-то их было изготовлено несколько. Это бронзовый лев в натуральную величину,

жанр книжной иллюстрации

Готический стиль, художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 15—16 вв.

). Термин «готика» введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начала 19 в., когда для искусства 10 — 12 вв. был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы. Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковные основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами. Для готики, характерны символико-аллегоричный тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преим. витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамичное единство внутреннего пространства. В готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековые представления о мире. Осным видом изобразительного искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека, новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека. В готике органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения.

В эпоху готики расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись, достигло высокого подъёма декоративное искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.

Что именно изучает история искусств?

История искусств — это дисциплина социальных наук , изучающая эволюцию искусства во времени. Сосредоточьте эти исследования на анализе художественного самовыражения человека в разные периоды существования человечества и того, как это представляло их особое видение окружающего мира с помощью различных техник и художественных проявлений. История искусства как наука позволяет классифицировать исследования о различных культурах и устанавливает энциклопедические знания о том, как они проявляются в каждый из исторических периодов, определяя характеристики, которые делают их отличительными.

Эта наука также является результатом тесной связи и сотрудничества между различными междисциплинарными науками. Поддержка, которую история искусств получает от различных дисциплин, и все большее число современных изощренных методов приводят к более полному и точному изучению художественных проявлений, которым она посвящена, среди которых: скульптура, архитектура, живопись, керамика, музыка, текстиль, изделия из металла, производство стекла и другие, хотя диапазоны, которые в настоящее время достигаются, выходят за рамки так называемого изобразительного искусства.

Каждая из сотрудничающих наук вносит свой особый вклад в видение событий, формировавших художественное наследие человечества на протяжении веков, среди них: археология, антропология, химия, геология, история, биология, архитектура и многие другие. История наук наиболее достоверна.

 

Постоянное получение обновленной информации о художественном наследии человечества помогает нам сегодня лучше понять красоту и ценность художественных произведений наших предков, а также анализировать уровень сложности, с которым они были созданы, и их связь с их историческими, религиозный, философский и социальный контекст.

Изучение уровней навыков художников или ремесленников в каждой культуре; также помогают понять влияние, которое они получили от других предыдущих или современных культур, и то, как эти навыки, в свою очередь, повлияли на навыки их собственных потомков. Несомненно, эти влияния, прошедшие через века, определили то, как сегодня создаются вещи не только с художественной точки зрения, но и с практическими функциями.

Артефакт вне надлежащего контекста, который включает в себя другие очень важные для человека факторы, ограничивает оценку настоящей ценности, они могут казаться даже красивыми или хорошо законченными, но без истории, которая их окружает, их ценность не может быть оценена с полной честностью . Искусство носило по существу элитарный характер на протяжении большей части истории человечества и долгое время было доступно только богатым классам; совсем недавно эти произведения искусства приобретают то значение, которое они действительно имеют в глазах широких масс.

 

Наслаждайтесь искусством сегодня благодаря обширной сети изучения, распространения и сохранения всего художественного наследия, созданного человечеством на протяжении всей его истории. Предстоит еще многое сделать для повышения эффективности сохранения исторических мест и артефактов и защиты их от вандализма и разграбления.

Начиная с 20-го века появилось множество учреждений, фондов, музеев и галерей, государственных и частных, занимающихся анализом и каталогизацией произведений искусства, а также их надлежащей экспозицией для широкой публики по различным темам, которые не ограничивается только так называемым изобразительным искусством.

Художественная комната в Музее Ринглинга и Мэйбл в Сарасоте, Флорида. Музей открыт каждый понедельник бесплатно для посетителей этой художественной комнаты

. Следует отметить, что рост средств массовой информации и охват ими различных социальных слоев населения был очень важен для распространения сообщений о необходимости обучения. и сохранить искусство и артефакты в наши дни. Этот важный труд способствовал распространению новых художников и эстетических форм, которые, тем не менее, показывают нам свою связь с культурным наследием прошлого. Новые технические и художественные возможности выражения , которые они фактически разрабатывают, будут изучаться и будущими поколениями.

Так или иначе, искусство стало более доступным для масс, и влияние этих художественных произведений можно увидеть в бесчисленных формах выражения или дизайнерских тенденциях современного художника. Любители искусства и истории в целом увеличивают сегодня количество интернет-страниц, посвященных донесению идеи искусства, через огромное количество страниц, тематика которых столь же разнообразна, как и само искусство.

Чтобы знать, как и где человечество должно управлять своим будущим, нам нужно узнать о История искусства и наши прошлые сокровища, черпайте из этого мудрого потока информации необходимое вдохновение для увеличения духовного обогащения настоящего и будущих поколений.

Кампаниформная шнуровая керамика

Пожалуйста, посетите список категорий, чтобы получить доступ к ссылкам на периоды искусства или культуры.

Вы можете связаться со мной по адресу [email protected] или по электронной почте geogle+ Elena Victorero
Я хотел бы узнать ваше мнение, но имейте в виду, что плагин «Askimed» настроен на блокировку спам-комментариев, поэтому, пожалуйста, укажите свое настоящее имя (имя человека). ) и комментарии, которые можно понять, также вносят свой вклад в содержание или дизайн блога.

Ваше мнение очень важно для меня, но я не буду одобрять спам-комментарии.


Романское искусство — Энциклопедия Нового Света


Романское искусство относится к искусству Западной Европы примерно с 1000 н. э. до подъема готического искусства, начиная с тринадцатого века или позже в некоторых регионах. Само название Romanesque было термином, придуманным в девятнадцатом веке для обозначения стиля, который уже не был римским, но еще не был готическим. [1] Этот термин полезен и вводит в заблуждение. Средневековые скульпторы и архитекторы юга Франции и Испании не понаслышке знали о многих римских памятниках в регионе, что придавало легитимность термину «романский». Однако «романское искусство» — это не возврат к классическим идеалам. Скорее, этот стиль отмечен возрождением интереса к римским методам строительства. Капители двенадцатого века из монастыря Сен-Гийем-ле-Дезер, , например, используют мотив листьев аканта и декоративное использование просверленных отверстий, которые обычно встречались на римских памятниках. Точно так же в современной апсиде Фуэнтидуэнья используется цилиндрический свод, широко используемый в римской архитектуре. [2]

Содержание

  • 1 Монашество
  • 2 Синтез влияний
  • 3 Романская скульптура
  • 4 Фигуры на тимпане южного портала Сен-Пьер, Муассак
  • 5 Настенная живопись
    • 5. 1 Civate
    • 5.2 Берзе-Ла-Виль
    • 5.3 Сан-Клементе-де-Тахулл
  • 6 Подсветка рукописи
    • 6.1 Евангелия от Сен-Бертен
    • 6.2 Сито
    • 6.3 Библия Бери-Сент-Эдмундс
    • 6.4 Гобелен из Байё
  • 7 Примечания
  • 8 Каталожные номера
  • 9 Внешние ссылки
  • 10 кредитов

Подчеркивая зависимость от «римского искусства», лейбл игнорирует два других формирующих влияние на романское искусство: островной стиль Северной Европы и византийское искусство.

Монашество

Расширение монашества было основной силой беспрецедентной художественной и культурной активности одиннадцатого и двенадцатого веков. Были основаны новые ордена, такие как цистерцианский, клюнийский и картезианский, и с этими орденами по всей Европе было основано больше монастырей. [3]

Новые монастыри стали хранилищами знаний: кроме Библии, богослужебных текстов и сочинений латинских и греческих отцов церкви их скриптории копировали труды классических философов и теоретиков, а также латинские переводы арабских трактатов по математике и медицине с яркой иллюминацией, часто украшающей страницы этих книг. [4]

Синтез влияний

Важнее его синтез различных влияний, романское искусство сформулировало визуальную идиому, способную изложить догматы христианской веры. [5] Романские архитекторы изобрели тимпан, на котором мог разворачиваться Страшный суд или другие пророческие сцены. «Византийские влияния» через Италию находили отклик в романском искусстве с конца XI века. Табличка X века с изображением Распятия и поражения Аида показывает, что Византия сохранила некоторые черты эллинистического искусства, исчезнувшие на Западе, такие как детальное моделирование человеческого тела под драпировкой и репертуар жестов, выражающих эмоции. [6] Эти элементы присутствуют на табличке из слоновой кости, изображающей Путешествие в Эммаус и Noli Me Tangere, вырезанной в северной Испании в начале двенадцатого века. [7] В отличие от византийской скульптуры, романские скульпторы сосредоточились на движении и драме.

Романская скульптура

Первые определенные отношения архитектуры и скульптуры появляются в романском стиле. Романская скульптура получила свое развитие в середине одиннадцатого века. Одним из важнейших романских достижений является возрождение 9-го века.0050 каменная скульптура. В результате усилилась тенденция к созданию рельефной резьбы. Многие из этих резных фигурок были найдены на церковных порталах, особенно по религиозным причинам. Фигуры Христа в его величественной форме были самой распространенной резьбой. Романская скульптура не только ограничена порталами, но также появляется в восхитительном разнообразии в капителях церквей и в монастырских аллеях. Капитель в самом общем виде имеет замысловатый узор из листьев и лоз с завитками, что свидетельствует о коринфской капители. [8] Романские скульпторы воплотили в жизнь свое воображение, поскольку многие из их скульптур изображали мифологических монстров: василисков, грифонов, ящериц и горгулий.

Фигуры на тимпане южного портала Сен-Пьер, Муассак

Романская скульптура находится под сильным влиянием исламской и испанской скульптуры. Чрезвычайно вытянутые фигуры записывающих ангелов; любопытная танцующая поза Ангела Матфея со скрещенными ногами; и порывистое, шарнирное движение характерны в целом для человеческого изображения в романский период. Слияние каролингского, оттоновского и англо-саксонского стилей дало зигзагообразные линии драпировок и ласточкины хвосты, лентообразные складки туловища, сгибание рук назад к телу и широкие скулы, которые выдавали бы Основные черты романской скульптуры. [9] Романская скульптура находится под сильным влиянием греческой скульптуры. В то время как в греческой скульптуре упор делается на живость тела, романские скульпторы сосредоточились на том, чтобы голова стала человечески выразительной задолго до того, как тело стало телесным. [10]

Настенная живопись

Одиннадцатый век был свидетелем расцвета монументальной настенной живописи. «В отличие от каролингской и оттонской росписи, сохранилась большая часть романской живописи, некоторые в довольно разборчивом состоянии, включая полные циклы высокого качества». [11] Как и в романской скульптуре, драпировка сильно разделена на части. Упрощенные лица с огромными глазами подчеркивают цвет лица. Фигуры с появлением готического искусства становились все более и более живыми или ориентированными на реальность.

Civate

Итальянская романская живопись конца XI века украшает простую романскую церковь Сан-Пьетро-аль-Монте в Чивате, отдаленном уголке у подножия Альп. Сцена библейской картины «плывет к вершине арки в мощном сочетании линейных кривых и колющих копий, образуя одну из самых мощных живописных композиций средневековья». [12]

Berzé-LA-Ville

Символом романского искусства в этом регионе является Христос в величии, произведение огромной силы, а также Мученичество Святого Лаврентия. Святой Лаврентий изображен лежащим на решетке, которая расположена прямо параллельно поверхности ландшафта, а из-под нее поднимается грубое пламя. «Остальное арочное пространство полностью заполнено двумя палачами и гигантским судьей. Диагональный толчок двух длинных стержней, оканчивающихся железными вилками, которые держат жертву на решетке, пересекает разделенную на отсеки массу драпировки, бороздки которой показывают влияние византийских условностей драпировки, но чьи складки движутся с яростной энергией, совершенно чуждой элегантному искусству Константинополя». [13]

Сан-Клементе-де-Тахулл

Несмотря на то, что большая часть романских работ в регионе была заменена другими стилями, горные церкви Каталонии в Испании обладают наиболее хорошо сохранившимися работами. Ярким примером является знакомый Христос в величии, , написанный около 1123 года в церкви Сан-Клементе-де-Тахулл. [14] «Мандорла Христа подписана Альфой и Омегой, в то время как он держит книгу со словами: «Я свет миру»» [15] Драпировка представлена ​​широкими параллельными складками — нежными и заботливыми, но энергичными и сильными.

Иллюминирование рукописей

Иллюминирование рукописей стало печально известным в романский период. Он представил зрителям энергичное искусство, которое процветало в Англии и перекочевало через Ла-Манш во Францию.

Евангелия Сен-Бертен

«Несомненно, английский художник был автором иллюстраций в Евангелии , освещенных в Сен-Бертене, недалеко от Булонь-сюр-Мер на побережье Ла-Манша, в конце десятого века. » [16] Евангелие от Матфея разделено по вертикали на две части большой начальной буквой «L» справа, что напоминает старое хиберно-саксонское переплетение. Что действительно очаровало художника, так это фигуративная сторона страницы. На небольшом участке земли щедрый ангел приносит радостную весть двум пастухам. Прямо внизу на кушетке растянулась Мария, по-видимому, уже одинокая за своим Дитя, вслед за которым она протягивает руки. Когда она утешается, Джозеф яростно увещевает ее со своего места справа. «Внизу страницы Иосиф нежно склоняется над Младенцем Христом, завернутым в пеленки и лежащим в яслях, а вол и осел удивленно смотрят на них. Над первой буквой небесный свод раскрывает пять восторженных ангелов. Человеческое повествование стилю соответствует живой рисунок, нежные и прозрачные цвета, волнистые складки драпировки». [17]

Citeaux

Романский стиль рукописи проявлялся во многих формах, еще одна возможность появляется в весьма образном освещении Моралии в Иове Святого Григория, написанной в начале двенадцатого века в Бургундском монастыре. Сито. Бордюр выполнен растительным орнаментом по бокам и зигзагами вверху и внизу. Рукопись была пропитана нежными тонами оранжевого, лавандового, зеленого и синего цветов. Мы снова видим линейную энергию и сияние дизайна, которые мы видели в бургундской архитектуре, скульптуре и живописи. Отрывок из знаменитого письма святого Бернара доводит до совершенства нечестие романского искусства: «…какая польза в этих нелепых чудовищах, в этой дивной и уродливой красоте, в этом миловидном уродстве? К чему эти нечистые обезьяны, эти свирепые львы, эти чудовищные кентавры, эти полулюди, эти полосатые тигры, эти боевые рыцари, те охотники, сворачивающие свои рога? Там видно много тел под одной головой, или опять же много голов к одному телу…» [18] В результате этих писем и непреклонного осуждения святого Бернара фигуративное искусство было запрещено во всем цистерцианском ордене, хотя, к счастью, не раньше создания этих иллюстрированных рукописей.

Библия Бери-Сент-Эдмундс

Как и в других иллюминированных манускриптах, центральной темой является религия. Повествование вызывает в воображении библейскую сцену, когда Моисей и Аарон раскрывают Закон собравшимся евреям. В нижней половине произведения Моисей указывает на чистых и нечистых животных. «Этот стиль очень элегантный и совершенный, с его эмалевой глубиной и яркостью цвета и высокой степенью технической отделки». [19] Линейный поток поз и драпировок, а также мельчайшие градации ценности продвинули искусство живописи настолько далеко, насколько это было возможно в рамках условностей романского стиля. Марион Робертс Сарджент говорит, ссылаясь на эту иллюстрацию: «Настоящим достижением романского освещения является полное господство над двухмерным пространством. Фигуры, границы, орнамент, архитектура и пейзаж, даже текст обработаны одинаково ярким цветом, в результате чего абсолютный мастер дизайна поверхностей». [20]

Гобелен из Байе

Гобелен из Байе представляет собой вышивку, выполненную на «восьми рулонах льна натурального цвета с двумя разными шерстяными стежками; в гобелене рисунок соткан вместе с тканью». [21] Гобелен простирается на 230 футов в длину, но всего лишь на 20 футов в высоту, когда он обвивает неф собора Байё в Нормандии. Это было особенно интересно из-за редкости романских светских произведений. Вышитые панели повествуют о вторжении Вильгельма Завоевателя в Англию в 1066 году. Этот гигантский проект требовал много места для демонстрации, напоминая древнегреческие и эллинистические фризы и римские исторические колонны. Выставленные сегодня вокруг одной длинной комнаты, типично романские фигуры движутся с такой живостью, что каждый аспект норманнского завоевания, кажется, происходит перед нашими глазами, и мы легко принимаем романскую условность плоскостности и линейности. [22]

Примечания

  1. ↑ Фредерик Хартт. Искусство: история живописи, скульптуры, архитектуры. (Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, Inc., 1989)
  2. ↑ Там же.
  3. ↑ Жюльен Шапюи, «Романское искусство». В Хронологии истории искусств. Нью-Йорк: Метрополитен-музей. История романского искусства (октябрь 2002 г., [1]. Проверено 2 января 2008 г.).
  4. ↑ Там же.
  5. ↑ Там же.
  6. ↑ Хартт
  7. ↑ Шапюи
  8. ↑ Там же.
  9. ↑ Хартт
  10. ↑ Там же.
  11. ↑ Там же.
  12. ↑ Там же.
  13. ↑ Там же.
  14. ↑ Хартт
  15. ↑ Там же.
  16. ↑ Там же.
  17. ↑ Там же.
  18. ↑ Там же.
  19. ↑ Там же.
  20. ↑ Там же.
  21. ↑ Шапюи
  22. ↑ Хартт

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Chapuis, Julien. «Романское искусство». В Хронологии истории искусств. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, история романского искусства (октябрь 2002 г.), дата обращения 7 августа 2007 г., стр. 9.0069
  • Гарднер, Хелен. «Искусство сквозь века, шестое издание. Harcourt Brace Jovanovich, Inc. 1975, ISBN 0155037536
  • Хартт, Фредерик. Искусство: история живописи, скульптуры, архитектуры. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, Inc., 1989. ISBN 0810918846
  • Петцольд, Андреас. Романское искусство. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 1995.

Внешние ссылки

Все ссылки получены 15 декабря 2022 г.

  • «Романское искусство». В Британская энциклопедия Онлайн.
  • Романская скульптура на Британских островах

Кредиты

Энциклопедия Нового Света писатели и редакторы переписали и дополнили статью в Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на Энциклопедия Нового Света участников и самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*