Неоклассический стиль в архитектуре: Неоклассическая архитектура — HiSoUR История культуры

Гид по неоклассицизму: от Бенуа до Бофилла — 18 декабря 2017

Гид по неоклассицизму: от Бенуа до Бофилла

фото: Екатерина Борисова

«Фонтанка» изучила неоклассику нашего города и выбрала самые красивые здания, обнаружив, что дореволюционные архитекторы грешили точечной застройкой.

Фёдор Иванович Лидваль (1870 — 1945)
Родился в Петербурге в семье шведского происхождения.
Закончил архитектурное отделение Академии Художеств
(учился у Леонтия Бенуа). Академик архитектуры.
В Петербурге по его проектам построено 30 зданий.
Начинал с модерна, затем переключился на неоклассицизм.

По наведению появится дополнительная информация

Иван Александрович Фомин (1872 — 1936).
Исключен из Академии художеств по политическим мотивам.
Учился в Москве и Париже. Первые здания построил в Москве.
С 1910-х ведущий мастер петербургской неоклассической школы.
Академик архитектуры. В 1920-е годы разрабатывал
теорию и практику «пролетарской классики».
Стоял у истоков советского монументального классицизма.

Свиньин Василий Федорович (1865 — 1939)
Работал строителем и помощником архитектора.
Закончил Академию художеств.
Проекты:
Академия художеств. Мастерская батальной живописи.
Автор программы реставрации и реконструкции
Михайловского дворца для размещения в нем Русского музея.
Этнографический музей. Жилой дом для служащих Русского музея
(наб. канала Грибоедова, 2).

Владимир Алексеевич Щуко (1878 — 1939)
Окончил архитектурное отделение Академии художеств
(учился у Леонтия Бенуа).
Мастер петербургской неоклассики.
Один из учредителей Музея Старого Петербурга.
Академик архитектуры 1910-х гг.
Один из создателей сталинской архитектуры.

Русское географическое общество.
Архитектор: Барановский Г. В.
Годы постройки: 1907 —1909.
Гривцова пер., 10.

Доходный дом купца Иоффе, архитектурные детали характерные для неоклассицизма.

Здание магазина «Хрусталь» Ю. С. Нечаева-Мальцева (правая часть)
ЗАГС Адмиралтейского района.
Архитектор: Степанов Н. П.
Год постройки: 1915.
1-я Красноармейская ул., 6.

Часовня св. Спиридона Тримифунтского при госпитале лейб-гвардии Финляндского полка.
Архитектор: Кондратьев С. П.
Годы постройки: 1903–1904.
Большой пр. ВО, 67.

Корпус Бенуа.
Архитекторы: Бенуа Л. Н.
Овсянников С. О.
Годы постройки: 1914–1919
Инженерная ул., 2
Грибоедова наб.к., 2-4

Дом эмира Бухарского
Архитектор: Кричинский С. С.
Годы постройки: 1913-1914
Каменноостровский пр., 44Б

Здание магазина «Хрусталь» Ю. С. Нечаева-Мальцева (правая часть)
ЗАГС Адмиралтейского района
Архитектор: Степанов Н. П.
Год постройки: 1915
1-я Красноармейская ул., 6

Стрелковый тир лейб-гвардии Преображенского полка —
Тир РОСТО-ДОСААФ — Концерн «Русское оружие»
Архитектор: Апышков В. П.
Годы постройки: 1900-1905
Парадная ул., 4В

Доходный дом купца Ш. З. Иоффа
Архитектор: Лишневский А. Л.
Годы постройки: 1913-1914
Загородный пр., 11
Рубинштейна ул., 40

Особняк Е. А. Криличевской
Архитектор: Верёвкин Н. Н.
Год постройки: 1914-1915
1-я Берёзовая аллея, 18

Здание Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги — Управление ОЖД
Архитектор: Гречанников А. А.
Годы постройки: 1911-1912
Островского пл., 2В

Политехнический институт императора Петра Великого. Главное здание
Архитектор: Виррих Э. Ф.
Годы постройки: 1900-1905
Политехническая ул., 29

«Взгляните на старинные виды Петербурга. Ведь это не общеевропейский город и вовсе, с другой стороны, не русский, а какой-то совершенно особенный, безусловно прекрасный и грандиозный. Казалось, точно иностранцы-архитекторы, попадая в своеобразные условия петербургского быта, сразу приноравливались к ним и забывали заветы своей родины» А. Бенуа

Начнем хрестоматийно: на рубеже XIX и XX века в Петербурге и в России стал популярен стиль архитектуры, называющийся неоклассицизм.

И вот тут сразу начинается путаница в терминологии, потому что во Франции классицизмом называется то, что строили греки и римляне, а все, что было позже, веке в XVIII, к примеру, идет с приставкой «нео». Но нам греки не указ, мы сами себе греки, поэтому в России в начале XIX века — классицизм, в конце века — неоклассицизм, а на Францию мы не оглядываемся. Кстати, в этом с нами солидарны Германия и немножко США (у тех свои заокеанские сложности, которые называются американским ренессансом).

В любом случае классицизм — это от простоты и величия греческой и римской цивилизации: колонны, портики, простые линии и строгие формы. Он возникает как реакция на приевшуюся роскошь, вычурность и сложность предыдущего архитектурного стиля.

Поэтому как в начале XIX века на смену пышному, витому, полному излишеств барокко пришел ясный, простой и линейный классицизм, так через столетие в противовес романтичному, природному и орнаментальному модерну появился четкий и, как бы мы теперь сказали, «урбанистичный» неоклассицизм.

Наиболее интересные здания этого периода почти равномерно распределены по всему городу:

Наиболее интересные здания этого периода почти равномерно распределены по всему городу.

Исторические корни и новейшие ветви неоклассицизма

Этот стиль ввел в моду, совершенно, может, того и не желая, художник и публицист Александр Бенуа, который опубликовал серию статей, посвященных красоте и величию Петербурга начала XIX века. До этого классическое наследие города не больно-то ценилось — и перестраивали, и сносили, не думая о том, как бы передать все это богатство потомкам. А тут вдруг у многих как будто глаза открылись. В том числе и у архитекторов: вот же оно, наше богатство, вот лицо нашей столицы! Тогда еще, напомню, она была не Северной, а вовсе даже основной, поэтому от имперского духа — в том числе от римского — в Петербурге никуда было не деться.

Александр Бенуа,
использован фрагмент картины
Бориса Кустодиева (1911)
wikipedia. org

Но полностью копировать наследие старых мастеров тогдашним архитекторам было скучно. Поэтому они взяли его за основу, а потом добавили немного от ренессанса, немного от совсем уж древних греков, чуть-чуть от древнерусского стиля — и в этом плавильном котле родился наш, петербургский, неоклассицизм. Столица обрела новую моду, ну и, как водится, ее немедленно переняли в провинции, начиная с Москвы и дальше вглубь. И так оказался удобен и практичен новый стиль, что продержался «в тренде» до двадцатых годов XX века и, ненадолго уступив место конструктивизму, вернулся в середине тридцатых победным шествием сталинского ампира.

Итак, неоклассицизм характеризуется возвратом к классическим пропорциям, колоннам, портикам, прямым линиям и совсем немного эти линии смягчающим украшениям. Из новшеств ввели приоритет натурального камня перед штукатуркой. Я подозреваю, что это из-за того, что трудно было так сразу после модерна с его диким камнем перестроиться.

Дом купца Иоффе, 5 углов, фото: Олег Токарев, wikipedia.org

Дом купца Иоффе, 5 углов, фото: citywalls.ru

Декоративность уступает место функциональности. На смену романтическому туману приходят прямота и ясность. И главное — архитекторы начинают снова мыслить не домами, а ансамблями. Ну а потом уже речь шла не более и не менее как о стилевой целостности столицы и ее гармоничном и историчном развитии на основе самых прогрессивных достижений строительной отрасли.

От зданий к ансамблям, от ансамблей — к планированию города

Особенно пристально архитекторы смотрели на те части города, которые еще были не застроены или нуждались в немедленной перестройке: Васильевский остров, Петроградскую сторону, Пески, Коломну. Однако и уже сложившимися ансамблями (например, на Невском проспекте) не пренебрегали. Кстати, вам это ничего не напоминает? Реновацию и точечную застройку не мы изобрели, поверьте.

«Новый Петербург», рисунок И. А. Фомина, 1912, wikipedia.org

В это время были разработаны такие широкомасштабные проекты как жилой район «Новый Петербург» на острове Голодай (И. А. Фомин, Ф. И. Лидваль), ансамбль общественных зданий на Тучковом буяне (И. А. Фомин, О. Р. Мунц, М. Х. Дубинский, С. С. Серафимов). Архитекторы Ф. Е. Енакиев и Л. Н. Бенуа в своем «Проекте преобразования Санкт-Петербурга» даже замахнулись чуть ли не на генеральный план развития города (и это тоже не советское изобретение): планировалась не только архитектурная, но инфраструктурная перестройка, обещали расширять улицы и прокладывать новые. Но тут началась Первая мировая, и как-то стало не до того. Ну, а потом революция… В общем, к генеральному плану вернулись попозже, во времена сталинского ампира.

Вот кто в Петербурге строил в стиле неоклассицизма:

Фёдор Иванович Лидваль
(1870 – 1945)

Иван Александрович Фомин
(1872 – 1936)

Василий Федорович Свиньин
(1865 – 1939)

Владимир Алексеевич Щуко
(1878 – 1939)

фото: wikipedia. org

Самые красивые здания в стиле неоклассицизм — выбор «Фонтанки»

Здание Этнографического музея — Инженерная ул., 4Е

фото: Mikhail Bakunin wikipedia.org

Мы так привыкли к эффектному ансамблю Михайловской площади (ныне площадь Искусств), что не задумываемся о том, что не все здания на ней построены в начале XIX века. А между тем рядом с наиклассичнейшим Михайловским дворцом (Русский музей) находится музей Этнографический, и вот он-то построен вовсе даже с 1900 по 1911 год архитектором Василием Федоровичем Свиньиным догадайтесь, в каком стиле? Ну, я так не играю, вы сразу угадали!

Василий Свиньин выиграл конкурс на проектирование зданий Этнографического отдела Русского музея — и не в последнюю очередь потому, что именно по его программе в недалеком прошлом Михайловский дворец реставрировали и реконструировали, чтобы сделать из него Русский музей. И в проектировании нового здания зодчий старался достигнуть гармонии с главным корпусом Русского музея.

Доходный дом Р. Г. Веге — угол набережной Крюкова канала и проспекта Римского-Корсакова

фото: Екатерина Борисова wikipedia.org

Мощное серое шестиэтажное здание доходного дома, несмотря на свою массивность, вливается в окружающий ансамбль — видимо, по контрасту с легкостью колокольни Никольского собора, к которому выходит углом. Оно было сооружено в 1912-1914 годах по проекту архитектора Сергея Осиповича Овсянникова при участии военного инженера Ивана Павловича Ставицкого.

Особое внимание привлекают фигуры атлантов, поддерживающие арку парадного въезда во двор, декоративный фриз в римском духе и горельефные женские головки выше фриза. Здание решено в стиле неоклассицизм с явным влиянием итальянского ренессанса. Владельца дома предпринимателя Роберта Веге называли «шоколадным королем» — он сделал себе состояние на торговле сладостями.

Здание Мюзик-холла (бывший Оперный зал Народного дома императора Николая II) — Александровский сад, 4

фото: Марина Михайлова www.citywalls.ru

Народный дом был построен в 1899-1900, а затем достроен в 1910-1911 годах. Главный фасад здания украшен тремя высокими арками, боковой — аркадами с колоннами тосканского ордера. Железобетонный купол на тот момент был крупнейшим из построенных в мире. Залы Народного дома пользовались такой популярностью, что через некоторое время понадобилось пристроить к зданию еще одно. Его автором стал архитектор Григорий Николаевич Люцедарский, построив сооружение в стиле… ну, вы поняли! Однако критики считают, что здесь следование неоклассическому стилю в его петербургском варианте было лишь формальным. Мы с ними не вполне согласны.

Кстати, с открытием Народного дома связана легенда, больше напоминающая анекдот: тираж почтовых карточек, посвященных этому событию, заказали в Стокгольме. И техническое задание писали не по-русски. И в перевод с русского и обратно вкралась досадная ошибка: весь тираж сиял надписью «Публичный дом Николая II». Скандал был великий, тираж уничтожили.

После революции, конечно, было не до строительства в каком бы то ни было стиле. Но страна понемногу оправилась от потрясений — и архитекторы продолжили с того места, на котором остановились.

Пропилеи Смольного института — Смольная аллея, 1 и 2

фото: Антон www.citywalls.ru

Парадный въезд на территорию Смольного был сформирован в 1923-1924 годах. Пропилеи работы архитекторов Владимира Алексеевича Щуко и Владимира Георгиевича Гельфрейха по праву считают чуть ли не лучшим образцом ранней советской архитектуры — еще до эпохи конструктивизма. Эти два пятиколонных портика-павильона обрамляют главную аллею партерного сада и связывают в единый ансамбль площадь Пролетарской Диктатуры и здание Смольного.

Пропилеи Смольного дали начало своеобразной архитектурной моде и послужили образцом для множества подобных конструкций как в Ленинграде (например, в Московском парке Победы), так и на всей территории Советского Союза.

Сталинский ампир как преемник неоклассицизма

В 30-х годах XX века начало становления Советского Союза как великого государства потребовало появления монументального и величественного архитектурного стиля. Далеко ходить не пришлось — смахнули пыль с неоклассицизма, приспособили его к новым технологиям и способам строительства и получили сталинский ампир. Как и в неоклассицизме, архитекторы мыслили ансамблями и стремились к классическим пропорциям, так же тяготели к портикам, колоннам и героическим фризам — только здания делали побольше, чтобы величием подавлять.

И Ленинград не смог остаться в стороне от новых веяний — теперь-то на него Москва влияла, а не он на Москву, как раньше.

Типичным примером зданий в стиле сталинского ампира могут служить два здания, обрамляющие створ Тульской улицы на широком перекрестке перед Большеохтинским мостом. Фасады каждого из них выходят на две улицы, поэтому и нумерация сложная: 5/10 (5 по улице Бонч-Бруевича, 10 — по Тульской) и 11/28 (11 по Тульской, 28 по Новгородской). Построенные в 1950 году архитекторами Игорем Ивановичем Фоминым и Михаилом Константиновичем Бенуа (продолжателем дела семьи художников и архитекторов Бенуа, много сделавших для становления неоклассицизма), они составили часть незавершенного градостроительного комплекса, который должен был включать в себя несколько окрестных кварталов.

Тульская ул., 8-10/Бонч-Бруевича ул., 5 автор Наталия, сайт www.citywalls.ru

Тульская ул., 8-10/Бонч-Бруевича ул., 5 автор Наталия, сайт www.citywalls.ru

Тульская ул., 8-10/Бонч-Бруевича ул., 5 автор Наталия, сайт www.citywalls.ru

Неоклассицизм наносит ответный удар

В последнее время, устав от типовой застройки (ее еще иногда называют стилем минимализм, хотя какая же это вообще архитектура?) или совсем уж новых веяний вроде бионического хай-тека и деконструктивизма, архитекторы вновь обращаются к неоклассицизму как к источнику ансамблевых решений, четкого планирования, небанальной функциональности и — что уж греха таить — петербургского духа.

Одним из примеров творческого осмысления неоклассики стал воплощаемый в квартале, ограниченном Смольным проспектом, Смольной набережной, Тульской улицей и улицей Бонч-Бруевича, проект жилого комплекса «Смольный проспект». Его разработало известное испанское архитектурное бюро Taller de Arquitectura, которое возглавляет Рикардо Бофилл. На счету этой организации свыше 1 000 проектов в 56 городах Европы, США, Канады, Китая — с 1960-х годов и до наших дней.

Основная особенность деятельности Taller de Arquitectura — это интегрированный урбанизм: бережное отношение к архитектурному окружению проектируемых зданий, национальным и местным градостроительным традициям. Учитывается и то, что между, например, Москвой, где бюро выполняло несколько проектов, и Петербургом есть значительная разница в подходе к застройке.

Как деликатно встроить архитектурное решение в исторический центр города? В том месте, где ведется строительство, это было весьма сложной задачей. Окружающие кварталы демонстрируют всю палитру архитектурных стилей города: в прямой видимости нарядное барокко Смольного собора, напротив — современное здание Сбербанка, рядом — сталинский ампир, модерн, эклектика…

Архитектор Рикардо Бофилл выбрал неоклассицизм как стиль, который не только органично подходит архитектуре Петербурга, но и тактично объединяет сразу несколько веков европейского зодчества. Пропорциональность, сдержанность и благородная простота, присущие этому стилю идеально подошли для нашего города.

Интересен тот факт, что архитектурное решение комплекса перекликается с частично осуществленным проектом реконструкции этого района в 1944-1946 годах, согласно которому новая улица должна была быть застроена монументальными зданиями в стиле сталинского неоклассицизма.

ЖК​ ​«Смольный проспект»

ЖК «Смольный проспект»

ЖК «Смольный проспект»

ЖК «Смольный проспект»

ЖК «Смольный проспект»

ЖК «Смольный проспект»

ЖК «Смольный проспект»

Комплекс занимает значительную часть квартала и состоит из трех вновь построенных корпусов и трех восстановленных исторических зданий — домов 11, 13 и 15 по Смольному проспекту.

Дом №11 на Смольном проспекте (по современной нумерации, существующей с 1913 года) — доходный дом петербургских купцов Беляевых, часть исторического «Беляевского квартала». Дом был построен в 1888 году по проекту известного архитектора Михаила Лаговского. Кстати, в этом доме жил и сам его создатель.

Вообще квартал, в котором строится «Смольный проспект», тесно связан с историей купцов Беляевых, которые его плотно застраивали. Беляевы были лесопромышленниками и производителями строительных материалов, а заодно вели строительный бизнес в качестве подрядчиков. А раз в семье и материалы, и подряды — тут просто нет никакой возможности не построить для себя пару-тройку доходных домов. На одном только Смольном проспекте Беляевым принадлежали пять жилых зданий — правда, не в одно время. А внутри квартала размещалось лесопромышленное предприятие — товарищество «Петра Беляева наследники», и не просто контора, а целое производство — лесопильный завод и лесная биржа. Кстати, среди представителей влиятельной купеческой династии Беляевых был и член III Государственной думы, принадлежавший к умеренно-либеральной партии «октябристов» («Союз 17 октября»).

Дом 13 по Смольному проспекту построил в 1901 году архитектор Петр Гилев. Этот дом архитектор спроектировал в стиле эклектика с элементами неоклассицизма.

Дом №15 был построен в 1907 году по проекту гражданского инженера Бориса Фурмана в стиле модерн. Здание состоит из лицевого и дворового флигеля.

ЖК «Смольный проспект»

ЖК «Смольный проспект»

ЖК «Смольный проспект»

ЖК «Смольный проспект»

ЖК «Смольный проспект»

ЖК «Смольный проспект»

ЖК «Смольный проспект»

ЖК «Смольный проспект»

А теперь вспомним, что одной из особенностей неоклассицизма является использование всех новшеств, предоставляемых строительной отраслью. Поэтому капитальный ремонт всех трех домов выполнен с применением передовых строительных технологий и инженерных решений. Удалось сохранить все несущие конструкции домов, «переставив», по сути, здания на новые, современные сваи. А в рамках обращения к истории архитектуры были полностью сохранены не только фасады зданий, но и их объемно-пространственные характеристики: дома не надстраивали, не перекрывали двор атриумом, не увенчивали новомодными мансардами. Приближены к исторической правде интерьеры вестибюлей и лестниц, воссозданы чугунные перила и дубовые двери парадных.

Стремление архитекторов, работающих в стиле неоклассики и создавших проекты трех современных зданий, находят в функциональной эстетике жилых помещений отражение в удобной и практичной планировке квартир, применении в них новейших систем механической вентиляции с естественным притоком воздуха, поддерживающих оптимальный микроклимат, и других современных инженерных решений.

На комфорт и уют жильцов работают также виды из окон — на исторический район и на бесконечно изменчивую Неву: застекленные лоджии и даже видовые террасы на верхних этажах, а также многоступенчатое обеспечение безопасности и приватности каждой квартиры и всего комплекса в целом.

Важно, что инфраструктура комплекса включает вместительный двухуровневый подземный паркинг, так что на каждую квартиру предусмотрено целых два машино-места — редкость для центра города, где каждый сантиметр парковки на счету. В комплексе построят три детских сада, в том числе большой садик со своей оборудованной площадкой на 66 мест. В уютном дворе комплекса, где нет автомобилей, конечно, будут спортивные и детские площадки — с интересным и безопасным оборудованием финской компании Lappset. Причем для разных возрастов — разные площадки: малыши не мешают подросткам, и наоборот. Двор также будет удобен и красив для взрослых — бюро Рикардо Бофилла специально для него разработало проект ландшафтного дизайна: фонари, скамейки, ограждения, прочие мелкие архитектурные формы и клумбы, живые изгороди, группы деревьев — разнообразное и приятное глазу озеленение.

фото:
Доходный дом купца Ш. З. Иоффа,
www.citywalls.ru

Материал публикуется в партнерстве с компанией АО «ЮИТ Санкт-Петербург»
Текст: Елена Виноградова
Редактор: Галина Леонтьева
Корректор: Елена Иванова
Верстка/дизайн: Ксения Горшкова
Координаторы проекта: Елена Таранущенко, Ольга Голубева

Фото предоставлены компанией АО «ЮИТ Санкт-Петербург»

ЖК «Смольный проспект», застройщик АО «ЮИТ Санкт-Петербург», проектная декларация на сайте

Просмотров: 1927


Неоклассицизм (в искусстве).

Большая российская энциклопедия

Неоклассици́зм, стиль в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, опирающийся на образцы искусства и архитектуры Древней Греции и Древнего Рима, а также на наследие Возрождения и классицизма.

В зарубежной историографии термин «неоклассицизм» применяется к классическому направлению в архитектуре и искусстве последней трети 18 – 1-й трети 19 вв. (в отличие от классицизма 17 в.), а также к последующим волнам обращения к классическим идеалам. В отечественной традиции стили этих эпох принято называть последовательно классицизмом 18 в. и александровским классицизмом или ампиром (во Франции и собственно в России), а термин «неоклассицизм» относится лишь к направлению в архитектуре и изобразительном искусстве конца 1900–1910-х гг., а также 1920-х и 1930–1950-х гг. (англоязычный аналог – Neoclassical Revival). В последнее время наблюдается тенденция перехода к международной терминологии.

Неоклассицизм 20 в. возник как реакция на свободное формообразование стиля модерн и «всеядность» эклектизма, в позднейшие годы существовал в качестве альтернативы модернизму. Для архитектуры неоклассицизма характерно использование форм и принципов классических ордеров, чёткой, как правило, симметричной композиции, ясно читаемого силуэта и пространства, использование античных декоративных форм, а также стремление к созданию градостроительных ансамблей. В начале 20 в. неоклассицизм проявился в работах таких архитекторов, как О. Перре и Т. Гарнье во Франции, П. Беренс в Германии, О. Вагнер и А. Лоос в Австрии, Э. Г. Асплунд в Швеции, Э. Лаченс в Англии и др.

В 1930-х гг. модернизированный неоклассицизм стал официальным стилем искусства Третьего рейха в Германии (архитекторы А. Шпеер, П. Л. Трост и др.), фашистского искусства в Италии (архитекторы М. Пьячентини, А. Мадзони, представители Новеченто), благодаря чему начал ассоциироваться с тоталитарными режимами. Однако черты неоклассицизма эпизодически проявлялись и позднее, особенно в архитектуре США; в последней трети 20 в. этот стиль влился в постмодернизм.

Дворец итальянской цивилизации, т. н. Квадратный Колизей, Рим. Завершён в 1950-е гг. Архитекторы: Джованни Гуэррини, Эрнесто Ла Падула, Марио Романо.

Неоклассицизм в изобразительном искусстве отличает выраженная идеализация натуры на основе античных прототипов, повышенное внимание к линии и силуэту, сдержанная трактовка деталей. Неоклассический период пережили в своём творчестве скульпторы А. фон Хильдебранд, А. Брекер (Германия), Э.-А. Бурдель и А. Майоль (Франция). Неоклассицизм в европейской живописи, сложившийся ещё в конце 19 в. в творчестве П. Пюви де Шаванна, А. Бёклина и других мастеров, в 1910–1930-х гг. затронул даже таких новаторов, как П. Пикассо, и повлиял на С. Дали и других сюрреалистов, а в Италии вылился в движение метафизической живописи (Дж. Де Кирико, Ф. Казорати и др.).

Аристид Майоль. Обнажённая со связанными руками. 1905. Галерея Бельведер, Вена.

В силу различных исторических обстоятельств особенно ярко неоклассицизм проявился в архитектуре России и СССР в 1-й половине 20 в. Распространение этого стиля в 1910-х гг. отчасти связано с широким празднованием 100-летия Отечественной войны 1812 г. и с осознанием периода конца 18 – начала 19 вв. как «золотого века» русской культуры. Пропагандой этой идеи и ознакомлением публики с высшими достижениями русского искусства и архитектуры того времени занимался журнал «Аполлон». Русские архитекторы-неоклассицисты Серебряного века вдохновлялись прежде всего творениями русских зодчих «первого» классицизма. Большую роль сыграла преподавательская деятельность Л. Н. Бенуа, привившего любовь к классицизму своим ученикам, среди которых были Ф. И. Лидваль, Г. Б. Бархин и братья А. А. Веснин и В. А. Веснин (приверженцы неоклассицизма до своего обращения к конструктивизму в 1920-х гг.), а также И. А. Фомин, В. А. Щуко, С. Е. Чернышёв, В. Г. Гельфрейх, Л. В. Руднев, Л. М. Поляков и другие архитекторы, работавшие в русле неоклассицизма как в предреволюционные годы, так и в дальнейшем, в особенности в 1930–1950-х гг. Особое место в истории неоклассицизма занимает творчество И. В. Жолтовского, раньше других начавшего работать в традициях палладианства и остававшегося представителем неоклассицизма вплоть до 1950-х гг. Прекрасными образцами неоклассицизма стали ранние произведения Фомина (дом А. А. Половцева на Каменном острове, 1911–1913, и проект застройки Тучкова Буяна, 1913, оба – в Санкт-Петербурге, и др.), работы В. Д. Адамовича и В. М. Маята (особняк Н. А. Второва в Москве, 1913–1915), братьев Весниных (дом Д. Сироткина в Нижнем Новгороде, 1913). Отдал дань неоклассицизму и Ф. О. Шехтель, хотя в его собственном особняке на Большой Садовой улице в Москве (1909) мотивы неоклассицизма сочетаются с композиционными приёмами модерна. В 1910-х гг. неоклассицизм наложил отпечаток на облик крупных сооружений – банков (Азовско-Донской банк в Санкт-Петербурге, архитектор Лидваль, 1907–1913), доходных домов (дом Толстого на набережной реки Фонтанка в Санкт-Петербурге, Лидваль, 1910–1912), музеев [Музей изящных искусств в Москве, 1898–1912 (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), архитектор Р. И. Клейн], вокзалов [Брянский (Киевский) вокзал в Москве, архитекторы И. И. Рерберг, В. К. Олтаржевский, 1914–1918], мостов (Бородинский мост в Москве, Клейн, 1912–1913) – и в целом оставил заметный след в архитектурном облике российских городов.

Роман Клейн. Главное здание музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва. 1898–1912.

В 1920-х гг. неоклассицизм был оттеснён авангардными течениями в архитектуре, однако и в это время появлялись здания, отмеченные классицистическими чертами: пропилеи Смольного дворца в Санкт-Петербурге (архитекторы Щуко, Гельфрейх, 1923–1925), Госбанк СССР (Жолтовский, 1927–1929). Фомин развивал концепцию «пролетарской классики», в которой упрощённые ордерные элементы сочетались с логикой железобетонных конструкций (дом общества «Динамо», совместно с А. Я. Лангманом, 1928).

Новые условия для развития неоклассицизма в СССР создал провозглашённый в 1932 г. поворот к «освоению классического наследия»: неоклассицизм становится на 20 лет магистральным стилем советской архитектуры. В 1930-х гг. к продолжавшим работать дореволюционным мастерам присоединилось новое поколение архитекторов (А. Н. Душкин, К. С. Алабян, Д. Н. Чечулин, М. В. Посохин и др.). Алексей Душкин. Железнодорожный вокзал, Симферополь (Республика Крым). 1946–1951.Аспиранты созданной в 1934 г. Академии архитектуры СССР занимались углублённым изучением классики; в 1935–1936 гг. группа советских архитекторов совершила поездку по Турции, Греции, Италии и Франции для знакомства с архитектурой античности, Возрождения и классицизма. При этом доктрина социалистического реализма требовала значительной переработки исторических прототипов и насыщения их коммунистической символикой. Среди важнейших построек этого периода – станции первых 4 линий Московского метрополитена, сооружения канала Москва – Волга, включая Северный речной вокзал в Москве (1937, архитекторы А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский, скульпторы И. С. Ефимов и др., художники Н. Я. Данько и др.). В архитектуре 1930-х гг. неоклассицизм существовал в сочетании с ар деко (станция метро «Дворец Советов», ныне «Кропоткинская», архитекторы Душкин, Я.  Г. Лихтенберг, 1935), а также с чертами, унаследованными от конструктивизма (комплекс шлюза на реке Яуза, архитектор Г. П. Гольц, 1937–1939).

Более монументальная разновидность неоклассицизма 1930–1950-х гг., опиравшаяся преимущественно на наследие русского ампира, получила впоследствии название «сталинский ампир». До Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. сооружения в подобном стиле строились главным образом в Ленинграде (Дом Советов, архитектор Н. А. Троцкий, 1936–1941), но в послевоенный период он получил распространение по всей стране как наиболее подходящий для выражения пафоса Победы (другое название – «стиль «Триумф»»). Примерами могут служить решённые в виде триумфальных арок наземные павильоны ряда станций Кольцевой линии Московского метрополитена, многие элементы ансамбля Всероссийского выставочного центра (Центральный вход, 1954, архитектор И. Д. Мельчаков; Главный павильон и др.), 7 высотных зданий в Москве, застройка Волгограда, улицы Крещатик в Киеве, центральных улиц и площадей Минска и др.

В 1954 г. развитие неоклассицизма в СССР было прервано реформой Н. С. Хрущёва, осудившего «излишества в архитектуре» и провозгласившего переход к индустриальному домостроению. Впоследствии архитектура советского неоклассицизма подвергалась осуждению за свою эклектичность, а также как выражение тоталитарной эпохи. Ныне происходит переоценка этого явления: его рассматривают как продолжение неоклассицизма 1910-х гг. в специфических социально-исторических условиях.

В изобразительном искусстве России неоклассицизм проявился слабее, чем в архитектуре. Среди живописцев начала 20 в. предтечей неоклассицизма выступил В. Э. Борисов-Мусатов, а наиболее последовательными приверженцами – А. Е. Яковлев, В. И. Шухаев, Б. Д. Григорьев; сближаются с неоклассицизмом также некоторые произведения Вал. А. Серова, Л. С. Бакста, З. Е. Серебряковой, К. С. Петрова-Водкина и др.

В скульптуре предреволюционных лет неоклассическая тенденция выразилась в творчестве А. Т. Матвеева, С. Т. Конёнкова, А. С. Голубкиной, С. Д. Лебедевой. Александр Матвеев. Девушка с полотенцем. 1916.В 1930–1950-х гг. скульптура также следовала курсу на «освоение классического наследия» в рамках доктрины социалистического реализма. Наиболее успешно соединить официальные требования с подлинной художественностью удалось В. И. Мухиной в скульптурной группе «Рабочий и колхозница» (1935–1937): символические образы новых советских людей были созданы с опорой на античные прототипы. В многочисленных памятниках, созданных С. Д. Меркуровым и Н. В. Томским, воспринятый от неоклассицизма монументализм и заимствованные у античных прототипов позы сочетались с реалистической трактовкой деталей.

В живописи и графике советского периода неоклассицизм проявился мало, т. к. в 1930–1950-х гг. официальным образцом служило творчество русских художников-реалистов 19 в., в особенности передвижников, однако черты неоклассицизма можно выделить в графике В. А. Фаворского, живописи А. А. Дейнеки, А. Н. Самохвалова и др.

Броновицкая Анна Юлиановна. Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2013.

Дата публикации:  27 января 2023 г. в 13:45 (GMT+3)

Зеленая архитектура | Британика

Деловой комплекс Лиллис; Университет Орегона

Смотреть все СМИ

Похожие темы:
защита окружающей среды устойчивость Земной корабль белая крыша Стандарты LEED®

Просмотреть весь связанный контент →

Знайте, как покраска крыш в белый цвет помогает охладить здания и как это полезно для окружающей среды

Посмотреть все видео к этой статье

зеленая архитектура , философия архитектуры, отстаивающая устойчивые источники энергии, сохранение энергии, повторное использование и безопасность строительных материалов, а также размещение здания с учетом его воздействия на окружающую среду.

В начале 21-го века строительство жилья (во всех его формах) потребляло более половины мировых ресурсов, что составляло 16 процентов запасов пресной воды Земли, 30–40 процентов всех запасов энергии и 50 процентов по весу.

всего сырья, извлекаемого с поверхности Земли. На архитектуру также приходится 40–50 процентов складирования отходов на свалках и 20–30 процентов выбросов парниковых газов.

Многие архитекторы после строительного бума после Второй мировой войны довольствовались возведением символических гражданских и корпоративных символов, прославляющих расточительное потребление и всеядную глобализацию. Однако на рубеже 21-го века экологическая целостность здания — как видно из того, как оно было спроектировано и как оно функционировало, — стала важным фактором его оценки.

Рост экологической осведомленности

В Соединенных Штатах защита окружающей среды как организованная общественная сила получила свой первый серьезный импульс в рамках молодежного движения 19-го века.60-е годы. В восстании против мнимого зла перегруженности высотных зданий и разрастания пригородов некоторые из первых и наиболее преданных экоактивистов переехали в сельские коммуны, где они жили в шатровых строениях и геодезических куполах.

В определенном смысле эта начальная волна зеленой архитектуры была основана на восхищении ранним образом жизни коренных американцев и его минимальном воздействии на землю. В то же время, изолируя себя от большего сообщества, эти юные защитники окружающей среды игнорировали один из самых важных принципов экологии: взаимозависимые элементы работают в гармонии на благо целого.

Среди влиятельных пионеров, поддержавших более интегративную миссию в 1960-х и начале 70-х годов, были американский архитектурный критик и социальный философ Льюис Мамфорд, американский ландшафтный архитектор шотландского происхождения Ян Макхарг и британский ученый Джеймс Лавлок. Они первыми определили зеленый дизайн и внесли значительный вклад в популяризацию экологических принципов. Например, в 1973 году Мамфорд предложил простую экологическую философию:

Решение энергетического кризиса может показаться простым: трансформировать солнечную энергию с помощью растений и производить достаточно пищи и рабочей силы в формах, которые устранили бы потери и извращения энергии, требуемые нашими высокоэнергетическими технологиями. Одним словом, сажайте, ешьте и работайте!

Макхарг, основавший кафедру ландшафтной архитектуры в Пенсильванском университете, заложил основные правила зеленой архитектуры в своей основополагающей книге Design with Nature (1969). Предвидя роль людей как хранителей окружающей среды, он отстаивал организационную стратегию, называемую «кластерным развитием», которая концентрировала бы живые центры и оставляла бы как можно больше природной среды, чтобы она процветала на своих собственных условиях. В этом отношении МакХарг был провидцем, который воспринимал Землю как самодостаточную и находящуюся под угрозой опасность.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Эта концепция «всей Земли» также стала основой гипотезы Геи Лавлока. Его гипотеза, названная в честь греческой богини Земли, определила всю планету как единый единый организм, постоянно поддерживающий себя для выживания. Он описал этот организм как

сложная сущность, включающая биосферу Земли, атмосферу, океаны и почву; совокупность, составляющая обратную связь или кибернетическую систему, которая ищет оптимальную физическую и химическую среду для жизни на этой планете.

В 1970-х годах норвежский философ-эколог Арне Нэсс предложил теорию «глубинной экологии» (или «экософии»), утверждая, что все живые существа в природе одинаково важны для точно сбалансированной системы Земли. Работая в прямом противоречии с этой философией, политика и экономика того десятилетия ускорили развитие «зеленого» сознания. Отсутствие регулирования бизнеса в Соединенных Штатах означало неограниченное потребление ископаемого топлива. Между тем, 1973 Нефтяной кризис ОПЕК привлек внимание к стоимости энергии и стал болезненным напоминанием о мировой зависимости от очень небольшого числа нефтедобывающих стран. Этот кризис, в свою очередь, выявил потребность в диверсифицированных источниках энергии и стимулировал корпоративные и государственные инвестиции в солнечные, ветровые, водные и геотермальные источники энергии.

Зеленый дизайн укореняется

К середине 1980-х и вплоть до 1990-х число обществ защиты окружающей среды резко увеличилось; такие группы, как Гринпис, Экологическое действие, Сьерра-клуб, Друзья Земли и Охрана природы, все испытали растущее членство.

Для архитекторов и строителей знаменательной вехой стала постановка в 1994 стандартов «Лидерство в энергетическом и экологическом проектировании» (LEED), установленных и находящихся в ведении Совета по экологическому строительству США. Эти стандарты обеспечили измеримые критерии для проектирования и строительства экологически ответственных зданий. Основные квалификации следующие:

  1. Устойчивое развитие территории предполагает, по возможности, повторное использование существующих зданий и сохранение окружающей среды. Приветствуется устройство земляных укрытий, садов на крышах и обширная озеленение зданий и вокруг них.

  2. Экономия воды осуществляется различными способами, включая очистку и повторное использование серых (ранее использованных) сточных вод и установку водосборников для дождевой воды. Использование и подача воды контролируются.

  3. Энергоэффективность можно повысить различными способами, например, за счет ориентации зданий на использование всех преимуществ сезонных изменений положения солнца и за счет использования диверсифицированных и соответствующих региону источников энергии, которые могут — в зависимости от географического местоположение — включают солнечную, ветровую, геотермальную энергию, биомассу, воду или природный газ.

  4. Наиболее желательными являются те материалы, которые перерабатываются или возобновляемы, а также такие, которые требуют наименьшего количества энергии для производства. В идеале они должны быть местного производства и не содержать вредных химических веществ. Они изготовлены из экологически чистого сырья, прочны и пригодны для вторичной переработки.

  5. Качество внутренней среды решает вопросы, влияющие на то, как человек чувствует себя в пространстве, и включает в себя такие характеристики, как чувство контроля над личным пространством, вентиляция, контроль температуры и использование материалов, не выделяющих токсичных газов.

1980-е и начало 90-х годов принесли новый всплеск интереса к экологическому движению и появление группы более социально ответственных и философски ориентированных зеленых архитекторов. Американский архитектор Малкольм Уэллс выступил против наследия архитектурной роскоши и агрессивных посягательств на землю в пользу мягкого воздействия подземных и защищенных землей зданий, примером чего является его дом в Брюстере, штат Массачусетс, построенный в 1980 году. использование и визуальный эффект структуры, окруженной землей, создает почти невидимую архитектуру и зеленый идеал. Как объяснил Уэллс, такое подземное здание «солнечное, сухое и приятное» и «предлагает огромную экономию топлива и тихую, зеленую альтернативу асфальтовому обществу».

Американский физик Эмори Ловинс и его жена Хантер Ловинс в 1982 году основали Институт Роки-Маунтин как исследовательский центр для изучения и продвижения «системного» подхода, которого придерживались МакХарг и Лавлок. За годы до того, как были опубликованы стандарты LEED, институт, располагавшийся в энергоэффективном и эстетически привлекательном здании, сформулировал фундаментальный принцип подлинной зеленой архитектуры: использовать максимально возможную долю региональных ресурсов и материалов. В отличие от традиционной неэффективной практики получения материалов и энергии из удаленных централизованных источников, команда Ловинса пошла по «пути мягкой энергии» для архитектуры, то есть они черпали из альтернативных источников энергии.

Центр строительных систем с максимальным потенциалом (Max Pot; основан в 1975 году в Остине, штат Техас, американским архитектором Плини Фиском III) в конце 1980-х годов объединился с другими для поддержки экспериментального сельскохозяйственного сообщества под названием Blueprint Farm в Ларедо, штат Техас. Его более широкая миссия — с приложениями к любому географическому месту — заключалась в изучении взаимосвязи между условиями жизни, растительной жизнью, выращиванием пищи и экономико-экологическими императивами строительства. Этот объект был построен как интегративный прототип, признающий, что природа процветает благодаря разнообразию. Фиск пришел к выводу, что территории с одним предприятием и одной культурой экологически неблагополучны — это означает, например, что все хищники культуры сходятся, естественная защита подавляется, а химические опрыскивания для уничтожения насекомых и сорняков становятся обязательными. Во всех отношениях Blueprint Farm выступала за диверсифицированное и непредсказуемое развитие сообщества.

Урожаи были разнообразными, а здания были построены из стали, собранной с заброшенных нефтяных вышек, в сочетании с такими улучшениями, как земляные бермы, дерновые крыши и тюки соломы. Фотоэлектрические панели, испарительное охлаждение и энергия ветра были включены в эту утопическую демонстрацию симбиотических отношений между сельским хозяйством и стандартами зеленого сообщества.

Американский архитектор Уильям Макдоноу прославился в области экологического дизайна в 1985 году, построив здание Фонда защиты окружающей среды в Нью-Йорке. Это сооружение было одним из первых гражданских символов энергосбережения, появившихся в результате тщательного изучения архитектором всех его внутренних продуктов, строительных технологий и систем кондиционирования воздуха. С тех пор фирма Макдоно разработала ценные стратегии планирования и построила множество других «зеленых» зданий, в первую очередь фабрику и офисы Herman Miller (Holland, Mich., 19).95), корпоративные офисы Gap, Inc. (Сан-Бруно, Калифорния, 1997 г. ) и Центр экологических исследований Адама Джозефа Льюиса при Оберлинском колледже (Оберлин, Огайо, 2001 г.).

Основным вкладом Макдоноу в эволюцию устойчивого дизайна была его приверженность тому, что он назвал «экологически разумным дизайном», процессу, который включает в себя сотрудничество архитектора, корпоративных лидеров и ученых. Этот принцип проектирования учитывает «биографию» каждого аспекта производства, использования и утилизации: выбор сырья, транспортировка материалов на фабрику, производственный процесс, долговечность произведенных товаров, удобство использования продуктов и возможность вторичной переработки. Последняя версия этого принципа, разработанная Макдонафом, именуемая «схемой «от колыбели к колыбели», смоделирована по образцу собственной безотходной экономики природы и служит веским аргументом в пользу цели переработки, при которой каждый элемент, который используется или получается в результате из производственного процесса имеет свою встроенную стоимость переработки.

Что такое неоклассическая архитектура?

Когда вы думаете о величественных зданиях с колоннами в столице нашей страны или о внушительных каменных сооружениях, в которых размещаются некоторые из наших старейших учреждений, вы думаете о неоклассической архитектуре. Возникнув в середине 18 века, неоклассическое движение представляло собой полномасштабное возрождение классической архитектуры Древней Греции и Рима, призванное пробудить в памяти истоки демократии и раннюю эпоху империй.

Строители и архитекторы Древней Греции разработали наборы правил, известные как Три Ордена, для управления пропорциями и дизайном зданий. Здания, построенные в стиле неоклассицизма, следуют ордерам: дорическому, ионическому и коринфскому. Самый очевидный способ различить эти ордера — это отличительный стиль их колонн, которые состоят из трех отдельных частей: капители (вверху), вала (посередине) и пьедестала (внизу).

Дорический был разработан первым из этих ордеров; его правила в основном применялись к экстерьеру больших построек и общественных зданий. Дорические колонны известны своей простотой и могут не иметь капители или пьедестала; если они это сделают, и капитель, и пьедестал будут простой квадратной каменной плитой без орнамента. Стержень дорической колонны будет шире у основания, с плоской или рифленой поверхностью.

Ионический ордер следовал за дорическим, добавляя к основному рисунку декоративные элементы. Капитель ионической колонны имеет форму свитка с рифленым стержнем, который может быть прямым или расклешенным как вверху, так и внизу. Основание ионной колонны напоминает стопку круглых дисков. Коринфский — самый богато украшенный из классических орденов, широко использовался римлянами. Колокольная капитель коринфских колонн очень декоративна, украшена завитками, листьями и искусной резьбой. Как и ионические колонны, основание коринфской колонны напоминает стопку круглых дисков.

В неоклассических зданиях широко используются колонны, причем участок между вершиной колонн и крышей известен как антаблемент и был спроектирован так, чтобы дополнять различные типы колонн. Двери и окна в неоклассической архитектуре увенчаны треугольным украшением, известным как фронтон. Окна равномерно распределены по всему зданию, большинство из них имеют двустворчатые створки и ставни по бокам. Неоклассические здания часто дополняют основные окна декоративными, такими как арочные, палладианские и нормандские колеса.

Классическими элементами неоклассической архитектуры являются:

В середине 1700-х годов были обнаружены руины древнеримских городов Геркуланума и Помпеи, что вдохновило художников обратить свой взор на древний мир. Эстетические идеалы классической Греции и Рима можно найти в скульптуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве той эпохи, но наиболее значительное влияние этих открытий можно найти в архитектуре.

Архитекторы 18 века тянулись к идеалам классической архитектуры не только по эстетическим соображениям, но и по политическим. После того, как Соединенные Штаты завоевали независимость от британцев, их основатели основали конституцию на основе правительств Древней Греции и Рима и приняли неоклассический стиль для правительственных зданий, чтобы символизировать классические корни демократии.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*