Художественный стиль в архитектуре: Архитектурные и художественные стили и направления | Архитектура и Проектирование
Урок: «Архитектурные стили»
“Архитектура – та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже умолкают и песни и предания…”
Н.В. Гоголь.
Цель: Закрепить понятие стиля в архитектуре и cоздать образное представление об архитектурных стилях, распространившихся в России в XVIII-XX веках.
Задачи:
- Научить видеть конструктивные отличия разных стилей архитектуры и обобщить знания о стилях.
- На примере архитектуры своего города развивать у учащихся способности к эмоционально – художественному восприятию и осмыслению.
- Воспитывать патриотические чувства и нравственно эстетическую отзывчивость.
- Формировать художественный вкус учащихся
Тип урока: беседа с элементами интегрирования.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
Большое влияние на возникновение разных стилей в архитектуре оказывают идеалы исторической эпохи, а также экономическое состояние государства. Архитектурный образ конкретного времени зависит от общественных идеалов исторического периода. В русской культуре с XVIII по XX век можно выделить несколько важных исторических периодов связанных с господством того или иного художественного стиля. Со стилем барокко и классицизм мы знакомились на наших уроках, но сегодня поговорим о самых ярких архитектурных стилях XVIII – XX веков. В XVIII столетии в России сложился тип культуры Нового времени, которая многим отличалась от средневековой и носила светский характер. В Новое время изменилось и место человека в культуре, он стал главным объектом её внимания. Человек и его жизнь нашли своё отображение в живописи, скульптуре, архитектуре.
Культура XVIII века по своему содержанию была дворянской, т.е. выражала интересы и вкусы этого сословия русского общества. В петровское время большие перемены произошли в архитектуре. Появились новые типы зданий: адмиралтейство, театр, музей. Разработались типовые, или как тогда говорили, “образцовые” проекты домов для разных слоёв населения. Известные ранее постройки – храмы, дворцы, крепости приобрели новый облик. Стал широко использоваться архитектурный ордер. Сложившийся в Древней Греции архитектурный ордер передавал не только конструктивный порядок сооружения, но и служил украшением здания. Главной особенностью русского зодчества Нового времени стало использование ордерной системы.Вопрос. Назовите главные архитектурные ордера и дайте характеристику каждому из них. Ученик. (Дорический, ионический, коринфский)
Подробнее вспомнить об архитектурном ордере нам поможет кроссворд.
Вопросы кроссворда
- Капитель ионической колонны. (Волюта)
- Балка, которая покоится на капители колонны. (Архитрав)
- Слово “ордер” в переводе с латинского означает…. (Порядок)
- Несущая часть архитектурного ордера. (Колонна)
- Вертикальные желобки на стволе колонн. (Каннелюры)
- При строительстве храмов греки на колонны и стены укладывали каменные балки, из них образовался…. (Антаблемент)
- Основание, на которое опирался ствол колонны. (База)
В середине XVIII века в царствование Елизаветы Петровны в России получил широкое распространение художественный стиль барокко. Он пришел к нам из Западной Европы. Барокко отражал вкусы монарха и его вельмож, которые окружали себя ослепительной роскошью и красотой. Ярче всего барокко проявил себя в архитектуре. В переводе с итальянского слово “барокко” означает “вычурный”, “причудливый”. Архитектуре барокко присущи необыкновенная пышность и нарядность. Стены барочных дворцов густо покрывает лепнина. Волюта, рокайль, картуш – капризно изогнутая кривая в форме закрученного в спираль завитка – характерные орнаменты барокко. Архитектура барокко очень красочна. Стены зданий окрашивали в голубые или желтые цвета, а колонны, пилястры и наличники окон – в белые. Особой пышностью отличаются интерьеры барочных дворцов. Архитектурный ордер служит здесь большей частью украшением.
Вопрос. Назовите самого известного архитектора елизаветинского времени и его произведения. Ученик. (Франческо Бартоломео Растрелли. Царскосельский дворец, Зимний дворец, Смольный монастырь в Петербурге.)
В царствование Екатерины II (вторая половина XVIII века) в России утвердился художественный стиль классицизм. Облик многих русских городов преобразился под влиянием архитектуры классицизма. Классицизм заимствовал свои формы из искусства античности. “Благородная красота и спокойствие” – суть художественного стиля классицизм. Архитектура классицизма любит простоту и спокойствие, ясность форм, скромность декора, использование архитектурного ордера. Формы её зданий тяготеют к простым геометрическим фигурам: кубу, параллелепипеду. Спереди к центральной части примыкает колонный портик, увенчанный треугольным фронтоном. Во всём господствует симметрия. Основой архитектурного языка классицизма становится архитектурный ордер.
Вопрос. Приведите примеры построек стиля классицизм Москвы и Петербурга. Ученик. (Дом Пашкова в Москве, Академия художеств и Смольный институт, Троицкий собор и Таврический дворец в Петербурге)
Первую половину XIX века называют “золотым веком” русской культуры, который прежде всего связан с именами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя.
Это период расцвета дворянской культуры. В центре внимания оказался человек – дворянин. В первые десятилетия XIX века в архитектуре формируется художественны стиль – ампир. В Европе этот стиль сложился под влиянием наполеоновской Франции. Ампир вырос из классицизма XVIII в. (не случайно его часто именуют поздним классицизмом), однако имеет свои отличительные черты. Образцом для ампира служило искусство императорского Рима, отличавшееся пышностью, помпезностью, приверженностью военной и триумфальной тематике. В архитектуре ампира преобладают монументальные сооружения и крупные градостроительные проекты, а в убранстве зданий встречаются военные мотивы. Зодчий ампира – мастер архитектурного ансамбля, преобразующий обширные городские пространства. Победа в войне 1812г. принесла в русскую архитектуру пафос героизма. Здания стали украшать скульптурой на военные темы: фигурами античных воинов, изображениями шлемов, щитов, мечей, знамён.
На рубеже XIX – XX веков в Европе появился новый художественный стиль, получивший в России название модерн (современный). Возникновение стиля модерн соответствует эпохе империализма, когда возникла потребность строить не только церкви, дворцы, но и заводы, вокзалы, аэродромы, выставочные залы. Поэтому возникает потребность в использовании новых материалов. Архитекторы модерна широко использовали самые современные строительные материалы: железобетон, металл, керамику, стекло. Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу плавных и изогнутых контуров. Фасады домов асимметричны, богато украшены живописью, скульптурой, декоративными панно. Модерн любит капризно изогнутые, текучие линии и плоскости. Характерные орнаменты модерна – орнаменты из растительного мира.
В 20-е годы XX века традиции русского авангарда получили развитие не только в изобразительном искусстве, но и в архитектуре. Одним из ведущих направлений в советском зодчестве этого времени стал конструктивизм. Конструктивисты считали себя новаторами и смело откликались на запросы советского времени. Архитекторы конструктивизма искали новые выразительные формы в архитектуре, опираясь на прогресс в строительной технике старались выявить максимальную полезность сооружения. В советских городах появились новые типы зданий: дома – коммуны, рабочие клубы, дома культуры, фабрики– кухни, детские сады. Их возникновение было связано с новыми формами жизни, сложившимися после Октябрьской революции.
Конструктивизм с его простотой и аскетизмом соответствовал художественным вкусам времени. Задачи строительства решаются на основе планового развития народного хозяйства. (клуб им. И. В. Русакова, здание Наркомзема, клуб им.С. М. Зуева, дом – коммуна Наркомфиана, мавзолей В.И. Ленина в Москве.)В 30-е годы XX возник новый стиль советской архитектуры, для которого были характерны парадность, помпезность, монументальность. Позже он получил название “сталинский ампир”. Он выражал идею прославления советского тоталитарного строя. Здания богато украшались колоннами, скульптурой и лепниной. Большое значение в убранстве придавалось советской символике: пятиконечным звездам, серпу и молоту, снопам хлеба, скульптурным изображениям людей труда.
Известный архитектор А. В. Щусев писал в те годы:
“Общественные и утилитарные сооружения Древнего Рима по своему масштабу и качеству – единственное явление этого рода во всей истории мировой архитектуры. В этой области непосредственными приемниками Рима являемся только мы…”. (гостиница “Москва”, жилой дом ар. И. В. Жолтовский, станции московского метро).
Задание. Из перечисленного ряда слов подберите эпитеты, характеризующие стили модерн, классицизм, барокко, ампир, конструктивизм, “сталинский ампир”.
(Победоносный, современный, вычурный, строгий, причудливый, монументальный, конструктивный, помпезный, парадный, спокойный, универсальный, градостроительный, символичный, сдержанный, аскетичный.)
Слайд – викторина. Определите архитектурные стили. (Приложение1)(сокращена) Примените свои знания о архитектурных стилях относительно нашего времени и места. Наш город совсем небольшой, но имеет свой неповторимый облик. Назовите здания нашего города, которые можно отнести к тому или иному архитектурному стилю.
Задание. На примере зданий, рассоложенных на одной из центральных улиц нашего города, определите элементы архитектурных стилей. (Приложение 2)
Задание. Напишите мини – сочинение о нашем городе, о том каким ты его видишь сегодня. Предварительно обменяйтесь мнениями в парах. (Время работы 10-12 минут)
План:
- Архитектура нашего города.
- Хотел бы ты что – то изменить в стилевом решении нашего города.
Задание на дом. Класс разбивается на группы. Каждой группе дается задание о составлении презентации по художественным стилям, о которых шла речь на уроке. Одна из групп выполнит презентацию о архитектуре нашего города.
К следующему уроку вы будете искать необходимую информацию в Интернете. Давайте вспомним, как мы занимаемся поиском и скачиванием необходимой информации.
- Для того, чтобы получить доступ в Интернет, необходимо…….
- Куда вносится адрес сайта?
- Куда вносится искомый вопрос?
- Как можно наиболее удобным способом скачать необходимую информацию?
Список литературы:
- Рябцев Ю.С. Козленко С.И. История русской культуры XVIII– XX в.М. 2006 г.
- Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры XVIII – XIX в. М 2000 г.
- Аронов А.А. Мировая художественная культура. Россия. Конец XIX – XX вв.М. 1998 г.
- М.М. Алленов. История русского и советского искусства. М. 1989 г. Популярная художественная энциклопедия. М. 1989 г.
Приложение 1
Приложение 2
§5. Архитектура — художественный стиль модерн
Всю вторую половину XIX века европейские художники и зодчие, критики и обыватели ждали появления нового стиля, настойчиво призывали создать его, связывая с ним далеко идущие надежды на обновление жизни. Наскучивший прагматизм стал вызывать желание художественной новизны, отличающейся от буржуазного меркантилизма. Однако когда новые формы наконец появились, их фактически никто не принял. Никакого особого ликования рождение нового стиля не вызвало, более того, критика начала упрекать его в пошлости и сиюминутности. Недоверие к модерну вызывали его очевидный индивидуализм и сам способ изобретения — не в результате длительной эволюции, что было бы закономерным, а в результате индивидуального творческого акта. Однако, несмотря на негативную точку зрения, в России началось творческое осмысление нового стиля. Несмотря на психологическую готовность к революционным переменам в искусстве, модерн в Россию пришел с заметным опозданием, его время в среднем приходится на 1898-1912 годы. В Москве, например, этапы стилистического развития модерна выглядят так: 1898-1902годы — зарождение; 1903-1907годы — наибольшее распространение; 1908-1912 годы — быстрое исчезновение стиля из архитектурной практики. Необходимо отметить, что новый стиль появился в России под названием «декадентства», продержавшимся целых четыре года (до 1903). Однако это не сулило ему благополучной судьбы. Слово «декадентство» в России имело особенно презрительный оттенок. Применение термина «декадентство» к архитектуре является русским изобретением. Художественные критики начала века отмечали, что подобный эпитет приложим лишь к поэзии и к литературе, а не к стилю в архитектуре. Одно из самых первых упоминаний о новом стиле в России относится к 1899 году. «Неделя строителя» благодушно писала: «Декадентство в архитектуре начинает появляться и у нас. Особенно широкие споры о новом стиле развернулись в 1902 году, когда в различных изданиях появилось сразу несколько программных статей. Кстати, с этого времени «новый стиль» «модерн» и начал постепенно вытеснять название «декадентство». Отметим, что 1902 год был началом широкого распространения модерна в архитектуре обеих столиц, тогда же появились его первые интересные произведения. Однако в глазах современников, подражательность западноевропейским образцам была одним из самых характерных свойств нового стиля «модерн» в России. Ситуация смены стилей, конечно, осложнялась тем, что требовалась замена классицизму. Классицизм обладал стройной системой форм, образов, символов, которой трудно было предложить альтернативу, поскольку искусство классицизма имело четко обозначенный идеал — великое классическое искусство древних. Его постоянное присутствие ощущалось и в послеклассический период. Даже стили эклектики восходили к неким идеализированным прообразам. Сознательный отказ от них оказывался на деле чрезвычайно болезненным и лишал поиски нового стиля привычных ориентиров. Попытки западных теоретиков и архитекторов опереться на готическое искусство как определенную идеализированную систему, противоположную классицизму (назовем имена Д. Рескина, У. Морриса, А. Ван де Вельде), хотя и были приняты к сведению в России, все же не могли здесь всерьез повлиять на процесс стилеобразования. Православная культура не могла избрать своим идеалом католические соборы, как бы ни были совершенны и рациональны их формы. Вот почему модерн в России, даже в большей степени, чем в Европе, стал стилем без идеала. Это хорошо чувствовали современники, поскольку изобразительный ряд модерна включил многие непривычные внеисторические элементы и, прежде всего, небывалое доселе многообразие природных форм. Впервые перед широкой публикой предстали тысячи видов животных и растений от одноклеточных организмов до млекопитающих, изумившие всех разнообразием, красотой и изяществом форм и цвета. Зодчие довольно быстро превратили эти формы в изобразительные средства. Следует отметить, как модернистская орнаментика воспринималась публикой: «Вместо домов груды и массы камня, вместо комнат гроты наподобие нор, с украшениями из всякого рода чудовищ, страдающих дурными болезнями мужчин и уродливых женщин. Во внутреннюю обстановку жилищ они внесли мир земной и подземный». Формы нового стиля исходили и из природы человека, его страстей и пороков, что, в свою очередь, нередко делало их грубыми и пошлыми. Вылепленные скульпторами со своих реальных подружек, смазливые полуобнаженные девицы с пышными бюстами, игриво поглядывающие на прохожих со стен и карнизов новостроек, были в определенной степени пощечиной общественному вкусу,
Однако следует отметить, что крупнейшие советские архитекторы И.А. Фомин и И.В. Жолтовский, начинали свой путь именно с модернистских опытов.
Представителем стиля модерн в архитектуре был выдающийся русский архитектор Ф.И. Лидваль.
Лидваль Фёдор Иванович (1870-1945гг.), русский архитектор шведского происхождения, родился 20 мая 1870 года в Петербурге, в семье шведского подданного Иоганна Лидваля, известного в Петербурге портного, мастера высокого класса, увлекающегося литературой и искусством. Мать, Ида Лидваль, была датчанкой по происхождению, дочерью столяра-краснодеревщика. Своё первое образование будущий архитектор получил в начальной школе при церкви святой Екатерины (архитектор Ю. Фельтен), что на Васильевском острове. В 1890-1896 годах Фёдор Иванович Лидваль учился в петербургской Академии художеств. Его учителем был Л. Н. Бенуа. В 1909 стал Академиком архитектуры. В 1917 году уехал в Швецию, но самый плодотворный период его творчества связан с Санкт-Петербургом. Работы Ф.И. Лидваля стали играть значительную роль в архитектуре Санкт-Петербурга в 1900-е годы. В начале своего творчества он был типичным последователем господствовавшего в то время стиля «модерн». Дом архитектора Лидваля, построенный зодчим по заказу матери на Каменноостровском проспекте (1902-1904гг.), одна из ранних его работ, обычно приводится в пример как образец жилого дома в этом стиле: «готические» окна, различная по фактуре и цвету отделка, обилие декоративных элементов. В этом доме жил и сам архитектор до своей вынужденной эмиграции в 1917 году. В здании Азовско-Донского банка (1907-1913гг.) на Большой Морской уже видна свойственная Ф.И. Лидвалю сдержанность, использование элементов классицизма (центр здания решён как портик с колоннами). Ф.И. Лидваль строил здания Азовско-Донского банка также и в других городах (Москва, Астрахань, Киев, Харьков). Начало 1910-х годов было временем наибольшего творческого расцвета архитектора. В эти годы он создаёт дом Нобеля на Лесном проспекте (1910г.) и Толстовский дом на Троицкой улице, другим фасадом выходящий на набережную Фонтанки дом 54 (1910-1912гг.). Здесь видны элементы, присущие только ему: высокие «ренессансные» арки-проезды, лоджии на верхних этажах, сдержанность и изысканность декоративного оформления, удобство и освещённость жилых помещений. Наиболее значительной работой Ф.И. Лидваля является гостиница «Астория» на Исаакиевской площади (1910-1914гг.). Гостиница в стиле «модерн» соседствует с Исаакиевским собором и зданиями первой половины XIX века, но нисколько не противоречит им. В 1913-1914 годах Ф.И. Лидваль реконструировал интерьер здания Биржи на Стрелке Васильевского острова. Следует отметить, что архитектор не только проектирует и строит, но и принимает участие в многочисленных конкурсах, занимается педагогической деятельностью (ведёт архитектурное проектирование на архитектурном факультете Женского политехнического института), издательской деятельностью (принимает участие в выпуске архитектурно-художественного еженедельника), участвует в работе судейских конкурсных комиссий. В 1918 году Ф.И. Лидваль уехал в Стокгольм, где находилась его семья, выехавшая из Петербурга в октябре 1917 года. Лидваль Ф.И. в Россию уже не вернулся. Он скончался в Стокгольме 14 марта 1945 года.
Блистательным представителем модерна является Ф.О. Шехтель.
Шехтель, Франц Адольф (Фёдор Осипович) (1859-1926гг.), русский архитектор, представитель русского модерна. Родился в Саратове 26 июля (7 августа) 1859 в семье инженера. В 1875-1877 годах посещал Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1880-е годы работал помощником у архитекторов А.С.Каминского и К.В.Терского, испытав большое воздействие их романтического историзма. Занимался книжно-журнальной графикой, дизайном театральных афиш, торжественных адресов и меню, вместе со своим другом Н.П.Чеховым (братом А.П.Чехова) писал иконы и эскизы церковных росписей. До начала 1890-х годов работал и собственно в театре, оформляя спектакли под руководством художника К.Ф.Вальца (Большой театр) и антрепренера М. В.Лентовского (народный театр «Скоморох»). Опыт графика и сценографа помог ему развить идею архитектуры как эксцентрически-живописного зрелища. В 1915 года был крещён в православие и принял имя Федора. Жил в Москве. К концу XIX века по его проектам было построено уже немало зданий, преимущественно дач и особняков. Лейтмотивом образных концепций Ф.О. Шехтеля было чаще всего средневековое зодчество, романо-готическое либо древнерусское. Западное Средневековье с налетом романтической фантастики доминирует в особняке Морозовой на Спиридоновке (1893г.), ряд других зданий — таких, как павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901г.), московский Ярославский вокзал (1902г.), — решены в «неорусском» духе. Ф.О. Шехтель весьма свободно трактует старинные прототипы, стилизуя их с учетом современных функций. Зачастую облик здания строится, как в известнейшей его постройке — особняке Рябушинского на Малой Никитской (1900г.) — на причудливом контрасте геометричной тектоники и беспокойного декора, как бы живущего собственной ирреальной жизнью. Среди других значительных работ архитектора — собственный особняк в Ермолаевском переулке (1896г.), особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке (1901г.), дом Московского общества страхования от огня и гостиница «Боярский двор» на Старой площади (1901г.), перестройка Художественного театра (1902г.). Благодаря Ф.О. Шехтелю он обрел свой «фирменный» дизайн; банк Рябушинских на Биржевой площади (1903-1904гг.), типография «Утро России» в Большом Путинковском переулке (1907г.), кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади (1912г.). В последних трех случаях артистический изыск уступил место рациональному модерну — с более скупым декором и строгой пластикой стен. Данью памяти А.П.Чехова стали выстроенные по проекту Ф.О. Шехтеля библиотека и музей писателя в Таганроге (1910г.). После Октябрьской революции 1917 года зодчий был председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений, членом и председателем целого ряда конкурсных жюри. Продолжал работать и как педагог (с 1896 преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище).
Умер Фёдор Осипович Шехтель в Москве 7 июля 1926.
5 Направлений в искусстве, повлиявших на архитектуру
5 Направлений в искусстве, повлиявших на архитектуру
Влияние дадаизма на архитектуру. Изображение © Курт Швиттерс, Мерцбау, Ганновер, 1933 г. | Филипп Рюммеле- Автор: Дима Стоухи
На протяжении всей истории искусство и архитектура всегда были взаимосвязанными дисциплинами. От разработки движения барокко до геометрических рамок модернизма архитекторы черпали вдохновение в стилистических подходах, методах и концепциях исторических художественных движений и переводили их в крупномасштабные жилые сооружения. В этой статье мы исследуем 5 из многих направлений в искусстве, которые проложили путь современной архитектуре, изучая, как архитекторы заимствовали их характеристики и подходы к дизайну для создания своих собственных архитектурных композиций.
+ 8
Югендстиль
Югендстиль Влияние на архитектуру. Изображение с Викисклада | Генри ТаунсендУ историков искусства есть противоречивые сведения о том, кто был основателем движения Югендстиль. Некоторые считают, что в конце 19-начале 20-го века швейцарский художник Герман Обрист запустил художественное движение югендстиль в Мюнхене, черпая вдохновение из немецкого художественного журнала Die Jugend (по-немецки: молодежь). Хотя художник изначально изучал ботанику и историю, именно его поездки в сельскую местность и его сложные наблюдения за органическими формами и движениями природы привели к созданию стиля. Другие историки объясняют, что на самом деле это была группа визуальных художников, а именно Георг Хирт, Петер Беренс и Отто Экманн, чтобы назвать несколько, которые открыли Jugend в 1896 году как средство восстания против неоклассицизма художественных и архитектурных учреждений. Выдающиеся характеристики югендстиля включали цветочные мотивы, органические линии, флору и фауну, пейзажи и, самое главное, гармоничные отношения между человеком и природой. Эти особенности были воплощены в архитектуре и дизайне мебели в качестве ар-нуво, международного движения, которое выдвинуло на первый план органические линии, вдохновленные природой мотивы, движение и использование как искусственных, так и натуральных материалов. Некоторые из первых домов в стиле ар-нуво были построены в Брюсселе Полом Ханкаром и Виктором Орта и отличались сложными мотивами и замысловатым мастерством, стирая границы между архитектурой и природой.
Дадаизм
Влияние дадаизма на архитектуру. Изображение © Альфред Стиглиц | Гарри Шиффер — реалии: UnitedСчитавшееся «мятежным и революционным» художественным движением в начале двадцатого века, искусство Дада, как говорят, впервые было создано в художественном ночном клубе в Цюрихе, Швейцария, под названием «Кабаре Вольтер» после многих войн. оппозиционные креативщики искали убежища в стране. Движение набирало силу с 1916 по 1924 год в основном в Швейцарии, Париже и Нью-Йорке, и в нем были представлены работы известных художников, таких как Хьюго Болл (основатель движения), Марсель Дюшан, Ханс Арп и Софи Тойбер-Арп. немного. Радикальные художники-авангардисты хотели высмеять войну и капиталистическую культуру, поэтому они прибегали к иррациональным концепциям искусства, которые демонстрировали юмор, и подвергали сомнению авторитет и реальность с помощью «анти-искусственного» подхода.
Влияние дадаизма на архитектуру. Изображение © Гили Мерин | Женщины-художницы-дадаистыЭтот эксперимент вдохновил таких архитекторов, как Отто Вагнер, Эрих Мендельсон и Адольф Лоос, переосмыслить орнамент, форму и материалы и создать здания, которые полностью отличались от того, что строилось в то время. Стеклянный павильон Бруно Таута в Кельне, Германия, например, нарушил нормы архитектуры и дизайна и был первым в своем роде, в котором использовался бетон с выдающимся геометрическим стеклянным куполом. Курт Швиттерс, архитектор, ставший графическим дизайнером, прославился своими авангардистскими инсталляциями, которые он создал в собственном доме, изменив концепцию домашнего пространства на нечто совершенно иное и неортодоксальное. Дадаизм проложил путь многим архитекторам к переосмыслению «традиционной архитектуры» и был одним из первых, кто вдохновил архитекторов выйти за рамки архитектуры и рассматривать здания как скульптуры, запустив такие движения, как деконструктивизм, один из самых противоречивых архитектурных стилей 21-го века, в котором проекты Даниэля Либескинда, Фрэнка Гери и Питера Кука, среди многих других громких имен в этой области.
Де Стиль
Де Стиль Влияние на архитектуру. Изображение предоставлено Yun Frank Zhang«Мы говорим о конкретной, а не абстрактной живописи, потому что нет ничего более конкретного, более реального, чем цвет, линия и поверхность» — Тео ван Дусбург. В 1917 году базирующееся в Нидерландах движение De Stijl, возглавляемое художниками Тео ван Дусбург и Питом Мондрианом, хотело подчеркнуть идеальное сочетание формы и функции. Как и дадаизм, это движение также было ответом на хаос Первой мировой войны, поэтому они создали визуальный язык, состоящий из утонченных геометрических форм (часто прямоугольников, квадратов и прямых линий) и основных цветов. Многие считают, что движение и его принципы также противостояли визуальной кричательности ар-деко и нашли косвенное вдохновение в кубизме. Влияние де Стиля на область архитектуры помогло вдохновить на запуск Международного стиля 19-го века.20-х и 1930-х годов, также называемых модернизмом. Использование Де Стейлом основных форм и цветов с простыми горизонтальными и вертикальными элементами, как это видно в таких проектах, как дом Ритвельда Шредера Геррита Ритвельда и Café l’Aubette Тео ван Дусбурга, позволяло гибко и трансформировать пространство, а это означало, что не было иерархическое расположение комнат на планах этажей, просто независимые плоскости, которые составляют пространство в зависимости от функций и потребностей пользователя. Фактически, структурная композиция Дома Шредера была предметом изучения многих архитекторов, художников и историков.
Поп-арт
Влияние поп-арта на архитектуру. Изображение пользователя Flickr Рут Хартнуп | Пользователь Flickr Noel Y. Calingasan (nyclovesnyc)Движение поп-арт представило совершенно новый подход к дизайну, черпая вдохновение из средств массовой информации, массового производства и поп-культуры. Движение впервые появилось в Соединенном Королевстве в 1950-х годах, когда экономические и социальные условия после Второй мировой войны заставили художников прославлять повседневные предметы и превращать их в изобразительное искусство. Достаточно скоро американские художники, такие как Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн, присоединились к этому движению и стали его пионерами, заменив историческое искусство яркой визуальной сферой, ориентированной на массовое производство и медиа. Что касается архитектуры, это движение вдохновило архитекторов на освобождение от линейности и скромности модернизма и выбор структур, которые бросают вызов тому, что тогда считалось «нормальным». Подобно подходу в искусстве, массовое производство и коммерциализация были впереди и в центре архитектуры, продвигая вперед использование технологий, сигнализма и массового потребления. Фасады, внутренние помещения и общественные пространства стали холстами для экспериментов со светом, цветом, неправильными формами и нестандартным масштабом.
Сюрреализм
Влияние сюрреализма на архитектуру. Изображение предоставлено пользователем Flickr Torrenega под лицензией CC BY 2.0Как следует из самого названия, сюрреализм исследовал изобразительное искусство и литературу как средство «революционизировать человеческий опыт» с помощью нетрадиционных образов. Придуманный французским поэтом-авангардистом Гийомом Аполлинером между Первой и Второй мировыми войнами, сюрреалистическое искусство стало движением, которое способствует освобождению разума и творческого самовыражения, создавая то, что они изображают как альтернативные реальности и исследование психики. Сюрреалистическая техника и особенности включали искаженные масштабы и перспективы, нетрадиционные материалы, коллективные композиции и наслоения. С момента своего роста популярности такие художники, как Сальвадор Дали и Фредерик Кислер, глубоко сформировали архитектуру 20-го и 21-го веков. Будь то интерьеры, представляющие буквальные символические образы, использование техник trompe l’oeil для создания иллюзий, культовый «Бесконечный дом» австрийско-американского архитектора Фредерика Кислера или музей дизайна Vitra Фрэнка Гери, движение породило радикальные концепции того, какую архитектуру можно определить. как.
Ссылка: Дима Стоухи. «5 направлений в искусстве, повлиявших на архитектуру», 1 декабря 2021 г. ArchDaily. Доступ .
Стиль изящных искусств 1885–1930
- Дом
- Ресурсы
- Архитектурные стили
- Типы зданий
- Функции
- Пейзажи
История
Стиль изящных искусств, названный в честь ведущей французской архитектурной школы Ecole des Beaux-Arts , был представлен в Соединенных Штатах американскими архитекторами, такими как Ричард Моррис Хант, который учился в престижной школе в конце девятнадцатого века. -в. Хант спроектировал особняк Корнелиуса Вандербильта «Разрушители» в Ньюпорте, Род-Айленд, в этом стиле в 189 году.2. Стиль изящных искусств чаще всего встречался в местах концентрации богатства начала века, крупных городских центрах и курортных поселках. Популярность этого стиля была повышена Всемирной колумбийской выставкой в Чикаго в 1893 году. С его грандиозной обработкой классических архитектурных форм стиль изящных искусств рассматривался как идеальное выражение как корпоративного богатства, так и гражданской гордости. Здания этого стиля одновременно формальные и монументальные, с обильными и богатыми декоративными деталями. Стиль Beaux Arts особенно подходит для общественных зданий, предназначенных для передачи сильного символического сообщения, таких как библиотеки, музеи, здания суда, вокзалы и правительственные учреждения. Частные особняки в стиле изящных искусств также несли в себе послание о личном богатстве. Этот стиль был популярен в эпоху великого американского дворцового строительства, отмеченного эклектичным использованием исторических архитектурных тем и элементов.
Стиль Beaux Arts использует формальную симметрию, формы итальянского Возрождения и классические греческие и римские декоративные элементы, такие как колонны, фронтоны и балюстрады, чтобы создать грандиозное и впечатляющее архитектурное решение. Внешние декоративные детали могут включать в себя треугольники, балконы, террасы, веранды и портики, а также декоративные окна и парадные входы. Этот стиль также отличался роскошными интерьерами, включая пилястры, арочные проемы, сложные люстры, кессонные потолки или мраморные камины. Здание Капитолия штата в Гаррисберге, построенное в 1906, разработанный Джозеффом Хьюстоном, является предпоследним образцом этого стиля. Задуманный как «дворец искусства», здание Капитолия имеет роскошные детали и классический дизайн. Описанный президентом Теодором Рузвельтом во время его открытия в 1906 году как «самый красивый Капитолий штата, который я когда-либо видел», Капитолий штата представляет собой архитектуру в стиле изящных искусств в ее самой экстравагантной форме.