Готический стиль живопись: 9 признаков того, что перед вами готическая живопись • Arzamas

Готическая живопись —

Вторым (после романского) и завершающим стилем в развитии средневекового искусства Западной Европы является готика.

Местом ее рождения была Франция, откуда она распространилась по другим странам. Время господства готики ограничивается XII-XVI вв., но в Италии от этого стиля отказались уже в XV в.

Свое название готика получила позднее, в эпоху Возрождения, от германского племени готов (кстати, не имевшего ничего общего с данным стилем). В этом слове отразилось презрительное отношение последующих поколений к готическому искусству, считавшемуся варварским и диким. Но теперь мы знаем, что искусство готики необыкновенно выразительно, прекрасно и совершенно.

Почему же в Западной Европе появился этот стиль, сменивший романское искусство?

Поль де Лимбург. Месяц март. Из «Роскошного Часослова герцога Беррийского». XV в.

В ходе истории во многом изменилась общественная обстановка в западноевропейских странах. Укрепляли свое могущество монархи, уменьшилось число крупных феодальных владений. В борьбе с монархами утрачивали свою былую власть монастыри. Росли и богатели города; рядом с духовенством, феодалами и крестьянами появилось новое сословие — горожане (бюргеры). В их число входили в основном купцы и ремесленники.

Постепенно бюргерство укрепляло свои позиции. Создавались городские общины с самоуправлением. Большую роль играли ремесленные цехи, число которых постоянно увеличивалось.

Усиливалась эксплуатация крестьянства. Крестьяне не хотели мириться со своим положением: в Германии, Англии и Франции часто вспыхивали восстания. Феодализм постепенно уступал свои позиции буржуазии, утверждавшей свои представления и идеалы в культуре.

Хотя наиболее крупные достижения готики были по-прежнему связаны с христианской церковью, руководство строительством храмов от монастырей перешло к бюргерству. Зодчество, как и в романском искусстве, занимало в эту эпоху важное место.

В отличие от романских церквей в готических храмах с огромными окнами почти не оставалось места для фресковой живописи. Поэтому росписи обычно заменялись витражами. Один из самых знаменитых — в Шартрском соборе — «Богоматерь с младенцем», созданный в конце XII — начале XIII в. во Франции. Он поражает зрителя свежей прелестью и чистыми красками: красными, голубыми, золотистыми. Яркие эффекты создает свет, проникающий сквозь цветное стекло и наполняющий пространство храма разноцветным сиянием.

Витраж, идеально подходившие к архитектуре готического храма, создавали у молящихся особое, волнующее настроение, отвлекали их своей волшебной красотой от обыденного, земного и уносили в сказочные небесные дали.

Замечателен дошедший до нас готический витражный ансамбль в капелле Сен-Шапель в Париже. В него входят 146 окон с 1359 сюжетами.

Со временем в витраж стали привносить элементы, свойственные картине. Но эксперименты в области тональности и светотени уничтожили очарование, присущее сверкающему чистыми красками готическому витражу.

Витражное искусство, неразрывно связанное с готикой и ее храмами, оказало большое влияние на художников последующих эпох (особенно восхищались им художники-импрессионисты). И в наше время витраж вызывают огромный интерес и нередко используются в современных интерьерах.

В отличие от других государств Западной Европы в Италии почти не строили храмов с огромными окнами, поэтому стенные росписи там по-прежнему играли важную роль. Фигуры святых, которые изображались итальянскими живописцами в эпоху готики, кажутся хрупкими, невесомыми и безжизненными.

Большое место в готическом искусстве занимают алтарные росписи. Поражает своей красотой живопись на створках алтарей в храмах Чехии, входившей в те времена в состав Германской империи. Замечательна композиция «Рождество Христово» мастера Вышебродского алтаря (ок. 1350). Восхитительны изящные «Воскресение Христа» и «Моление о чаше», исполненные мастером Тржебоньского алтаря (1370-1380). Нам известно имя талантливого придворного чешского живописца Теодориха, выполнившего 129 картин на дереве с изображениями короля и святых.

Хотя они кажутся современному зрителю несколько наивными и грубоватыми, удивляет умение мастера передавать объемы, контрасты света и тени, а также яркие черты индивидуальности моделей. Так впервые в Западной Европе зародилась станковая живопись.

В эпоху готики продолжала развиваться миниатюра. Если прежде рукописи создавались в монастырях, то теперь ими
стали заниматься светские мастера. Религиозные и бытовые мотивы нередко переплетались в творениях художников. Так, в «Псалтыре королевы Марии», созданном неизвестным английским мастером в первой четверти XIV в., аллегория декабря представлена в виде молодой женщины, надевающей чулок.

Ян де Лимбург. Грехопадение и изгнание из Рая. Из «Роскошного Часослова герцога Беррийского». XV в.

Талантливые иллюстраторы работали во Франции при дворах герцогов Бургундских и Беррийских. По заказу герцога Беррийского художник Поль де Лимбург и два его брата создали чудесные миниатюры к т. н. Часослову. Изяществом и свободной манерой исполнения отличаются эти рисунки, рассказывающие о временах года и о соответствующих им работах и развлечениях. Вероятно, впервые в искусстве готики живописцы очень точно и умело передают перспективу, изображая замки и природные ландшафты на дальних планах.

Эпоха готики приближалась к своему завершению. Новую страницу в западноевропейской культуре открывала Италия, первой вступившая в мир Возрождения.

Готическая живопись и архитектура

Зарождение готической живописи произошло на территории Франции в XII веке. Готика сменила романский стиль средневекового искусства и первоначально развивалась в архитектуре. Характеристика готического стиля – это устрашающие и величественные сооружения. Постепенно готика начинает проникать во все сферы искусства и распространяться по территории средневековой Европы.

История возникновения готического стиля

В середине XVI века знаменитый итальянский художник, архитектор и писатель Джорджо Вазари вводит понятие «готика». Он использует термин в своем труде «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов». Эту книгу можно считать первой историей искусств. Слово готика происходит от итальянского понятия Goten – варвар. Этим термином он отделил искусство Ренессанса от Средневековья.


Специфические особенности и этапы развития георгианского…

Что означает георгианский стиль в архитектуре? К какому периоду он относится и какие особенности…

Главная идея готики – это движение вверх. Примеры готической архитектуры – это соборы, монастыри, церкви. Получив развитие после романского стиля, который отличается своими мощными стенами с круглыми арками и крошечными окошками, готика устремляется в небо своими:

  • высокими тонкими башнями;
  • острыми высокими арками;
  • витражными окнами;
  • множеством резных деталей на фасадах.

Цветное стекло создавало потрясающий эффект. Витражи, созданные из различных по толщине и цвету стекол, придавали атмосфере храмов необыкновенную красоту. Переливы света на полу и стенах углубляли перспективу.


Романский стиль в Средневековье: краткое описание,…

Романский стиль, ставший первым значительным явлением культуры феодальной эпохи, просуществовал с…

Витражи

Готическая живопись появляется на окнах церквей. Сюжеты на религиозную тематику, созданные из цветного и окрашенного стекла, которое было вставлено в узкие свинцовые полоски, представляли собой картины необычной красоты. Каждое окно представляло тематическую композицию, в которой большое внимание уделялось деталям. Сочные, яркие, контрастные цвета были подобны россыпи самоцветов и заменяли собой традиционные фрески.

Книжная миниатюра

Особенности готической живописи можно увидеть на примере книжной миниатюры. В XIV веке появляется новое оформление рукописей. В иллюстрации включаются сюжеты на бытовые темы. Особое внимание уделяется деталям и цветовой гамме. Это яркие и сочные картины, в которых присутствуют самые разные цвета:


Готический интерьер — специфические особенности, правила,…

Готический стиль появился еще в Средневековье в интерьере и архитектуре, но и сегодня он достаточно…

  • синий;
  • зеленый;
  • красный;
  • розовый;
  • черный;
  • белый;
  • охристые оттенки.

Листы с рукописями получают красивые бордюры, созданные из различных завитков и растительных орнаментов.

Художники периода готики

После проявления готического стиля в архитектуре он проникает в живопись. Готическое искусство характеризуется двухмерным, плоским пространством на картинах. Часто на них появляются сюжеты на бытовые темы. Композиции украшены листьями, цветами и изображениями животных. На всех картинах особое внимание уделяется деталям.

Среди представителей готической живописи наиболее известны:

  • Мастер Бертрам.
  • Жакмар де Эсден.
  • Мастер Сан-Мартино.
  • Донато Венециано.
  • Братья Лимбург.

Мастер Бертрам

Самый известный из этих художников — немецкий живописец Мастер Бертрам. Он не только писал картины, но и был мастером деревянной скульптуры, а также делал иллюстрации к книгам. В его распоряжении была мастерская, в которой работали его ученики и подмастерья. Мастер Бертрам жил и работал в Гамбурге. В мастерской выполнялись различные заказы, которые поступали из города и от частных лиц. Наиболее известное произведение – это «Грабовский алтарь», созданный в 1383 году для собора Святого Петра в Гамбурге.

Жакмар де Эсден

Представитель готического стиля в живописи родился в Артуа и был французом по происхождению. Работы Жакмара де Эсдена — книжные миниатюры. Заказчиком художника был родственник короля Франции Карла V – Жан Беррийский. Основное время мастер проводил в Бурже, где занимался заказами герцога. С 1384 по 1414 годы он получал регулярное жалование из казны. Наиболее известные работы художника — это миниатюры:

  • «Малого часослова».
  • «Брюссельского часослова».
  • «Большого часослова».

Основной работой мастера является «Большой часослов».

Мастер Сан-Мартино

Мастер, который был автором изображения «Мадонны с младенцем на троне» для церкви Сан-Мартино. Сейчас эта работа хранится в Италии, в музее Сан-Маттео, в городе Пизе. В центральной части картины находится Мадонна, а по краям расположены сюжеты из жизни святых Иоакима и Анны. Несмотря на то, что художник считается самым ярким представителем пизанской школы живописи готического периода, имя мастера утеряно.

Донато Венециано

О том, когда родился и умер художник, данных не осталось. Существует версия, что во второй половине XIV века в Венеции жили два художника с именем Донато. Один был прихожанином церкви Святого Луки, а второй — прихожанином церкви Святого Видаля. По другой версии, это был один и тот же человек, которой просто поменял приход. Остались документы о его совместной работе с другими живописцами. Одной из таких работ является картина «Коронование Марии», которая была создана в 1372 году совместно с Катарино ди Марко.


Готический интерьер — специфические особенности, правила,…

Готический стиль появился еще в Средневековье в интерьере и архитектуре, но и сегодня он достаточно…

Братья Лимбург

Три брата, Поль, Эрман и Жеаннекен, родились в Нидерладах. Их отец был мастером деревянной скульптуры, а со стороны матери их родственником был живописец Жан Малуэль, который работал при дворе бургундских герцогов. Некоторое время братья обучались ювелирному мастерству, а в 1410 году приступили к работе, которая заключалась в создании картин для Библии. Заказ поступил от Филиппа Смелого, за который он назначил братьям содержание в течение четырех лет. Самой главной работой готической живописи братьев Лимбург является «Великолепный часослов герцога Беррийского». Работа осталась незаконченной, так как и заказчик — Жан Беррийский, и художники умерли в 1416 году.

Уникальные примеры готического стиля

Шедеврами, созданными в готический период искусства, можно любоваться и сегодня:

  • Собор Святого Стефана, Австрия.
  • Мирский замок, Беларусь.
  • Антверпенский собор, Бельгия.
  • Кельнский собор, Германия.
  • Бургосский собор, Испания.
  • Собор Святого Вита, Чехия.
  • Вестминстерское аббатство, Англия.
  • Шартрский собор, Франция.
  • Замок Рейншайн, Германия.
  • Собор Парижской Богоматери, Франция.

Notre Dame de Paris – это один из первых соборов, который выполнен в готическом стиле. Он возводился с 1163 по 1345 год.

Готическое искусство | Национальные галереи Шотландии

Художественный и архитектурный стиль, господствовавший в Западной Европе в средневековый период. Его здания характеризуются остроконечными арками, сильными вертикальными линиями и сложными оконными конструкциями. Стиль был широко возрожден в девятнадцатом веке.

Средневековое художественное движение, существовавшее два века, с середины двенадцатого до конца четырнадцатого века. Возникнув во Франции, этот стиль развился из романского периода начала двенадцатого века и стал охватывать скульптуру, панно, витражи, фрески и иллюминированные рукописи.

Термин «готика» был впервые применен в качестве уничижительного ярлыка учеными эпохи Возрождения в шестнадцатом веке, которые сравнили построманский, неклассический стиль искусства с двенадцатого по четырнадцатый век с племенами готов, которые развалили Римскую империю. и классическое общество в пятом веке. Историк раннего искусства Джорджо Вазари даже ретроспективно назвал этот стиль «чудовищным и варварским», поскольку он отвернулся от идеализированной классической формы. Клеветнический тон ярлыка сохранялся до девятнадцатого века, когда эпоха претерпела период положительной переоценки.

Готическая архитектура была движущей силой, сформировавшей это движение, и положила начало ряду стилистических приемов, включая высокие сводчатые потолки, остроконечные шпили, башни, сложные витражи в форме роз и народные сюжеты, которые проникли в другие формы искусства и дизайна. Ученый аббат Сугерий впервые пришел к убеждению, что готические стили должны подчеркивать земной свет как воплощение божественного света, приближая человеческую душу к Богу. Он возглавил перестройку базилики Сен-Дени недалеко от Парижа в 1135 году, поощряя архитекторов подчеркивать высокие высоты с помощью стрельчатых арок и сводчатых потолков, которые позволяли разместить максимальное количество витражей. Светские сюжеты также были включены в серию знаков зодиака, вырезанных на левом портале, и рассказов о сельскохозяйственных работах справа. Дизайн церкви оказал огромное влияние на всю Европу в период ранней готики, проложив путь для более поздних соборов высокой готики, построенных после 1200 года, включая Шартрский собор, Амьенский собор и Нотр-Дам в Париже. Французский автор упивался изысканной красотой этих соборов, называя их достоянием «поэзии и народа» 9.0003

Готические здания включали элементы скульптуры в свои внутренние и внешние конструкции, первоначально в виде жестких, стилизованных и удлиненных фигур, но по мере того, как стиль смещался от ранней к высокой готике, фигуры становились более натуралистичными, с ниспадающими драпировками вокруг них, даже кажущимися чтобы освободиться от архитектуры вокруг них.

Примерно в 1375 году возник интернациональный готический стиль, когда декоративные узоры проникли в более широкий круг форм искусства, включая иллюминированные рукописи, гобелены, живопись и скульптуру. Считавшиеся «прекрасным стилем», такие художественные формы были созданы для украшения европейских дворов изысканными, тонкими деталями и свободно плавными формами. Ключевыми покровителями в то время были император Священной Римской империи Карл IV в Праге, король Франции Валуа и Висконти из Милана.

Готическая живопись возглавлялась итальянской школой, в частности Джотто ди Бондоне, Бернардо Дадди, Дуччо ди Буонинсенья и Лоренцо Монако, которые сочетали роскошные византийские области, золотое убранство с элементами реализма, такими как тщательно проработанные человеческие тела и выразительные, эмоциональные лица. Дадди, который обучался у Джотто, демонстрирует стиль ранней готики в своем триптихе , , сделанном в 1338 году, с несколько уплощенным позолоченным фоном, окруженным остроконечными арками, которые перекликаются с архитектурными стилями того времени, в то время как фигуры имеют тонкую тональную модуляцию, как если их рассматривать в неглубоком рельефе на их фоне. В Монако поздние, задумчивые и одухотворенные Богородица с Младенцем на троне, 1418 мы видим более высокий уровень эмоций на лицах фигур и более тональную модуляцию в их телах.

Итальянская школа оказала влияние на художников по всей Европе — во Франции были популярны иллюминированные рукописи, в которых отрывки из религиозных текстов сочетались с замысловатыми иллюстрациями, на которые повлияли цвет, глубина и эмоциональность итальянской живописи. В Бурже и Париже небольшие молитвенники, или «Часословы», были популярны среди королевских дворов как предметы поклонения. Многие из художников, создававших эти тонкие, захватывающие предметы, были родом из Нидерландов и привезли свои идеи в Париж, в том числе братья Лимбург, чьи Les Tres Riches Heures du Duc de Berry, 1412-16 стал одним из самых известных произведений готического периода, сочетая яркие цвета и живые иллюстрации с реалистичными образными деталями.

Возрождение эпохи Возрождения затмило более ранние готические стили, поскольку художники приблизились к высокореалистичному изображению природы. Готические стили архитектуры были возрождены в середине-конце восемнадцатого века в период неоготики, также часто называемой готическим возрождением. Когда промышленная революция угрожала затмить британскую культуру, возникло более широкое понимание честной простоты и замысловатой красоты средневековой культуры, что сформировало Братство прерафаэлитов и эпоху искусств и ремесел, охватившую Британию в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого века. На шотландскую художницу Фиби Анну Тракуайр особое влияние оказали французские иллюминированные рукописи, воспроизводящие их язык современными материалами, как видно из ее изысканных Псалмы Давида, 1884-91. Различные художники также оглядывались на готическую архитектуру с ностальгическим, романтическим взглядом, в том числе Дэвид Робертс, Джон Нокс и Уильям Блейк.

Готическая живопись — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*