Готический стиль в архитектуре западной европы: 8.Готический стиль в архитектуре и искусстве Западной Европы средних веков.

8.Готический стиль в архитектуре и искусстве Западной Европы средних веков.

Готика — период средневекового искусства, развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готика зародилась в XII веке на севере Франции.

Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.

Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.

Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Как и вся средневековая художественная культура искусство готики глубоко религиозно, но оно тяготеет к жизни, природе, человеку. Мастеров нового стиля интересует конкретный человек с его чувствами, красота природы.

Высокая одухотворенность образов готики, свойственная им удивительная гармония подготовили приход искусства Возрождения.

В синтезе скульптуры и архитектуры этого времени наблюдается усиление роли скульптуры, поднимается ее самостоятельное значение.

Продолжается начатое романскими мастерами выделение образа человека в общем декоративном убранстве. Статуи, обычно имевшие теснейшую связь со стеной, опорой часто помещаются в нишах на отдельных постаментах. Более динамичный характер фигурам придают легкие повороты торсов, живые позы и жесты.Расцвет готической скульптуры приходится на XII -XIII вв. Высшие достижения скульптуры готики связаны с соборами в Шартре, Амьене, Реймсе (во Франции).

В готической архитектуре впервые применены новые конструкции:

1. новый тип свода — высокий стрельчатый (нервюрный) свод

2. стрельчатая арка — главный декоративный элемент готической архитектуры

3. формы окон — стрельчатые (одинарные, двойные, тройные) окна или окно-«роза», окна с витражами

4. нервюры — «ребра» готического храма, служат каркасом свода

5. Контрфорсы — опоры готического храмы, на которые чере аркбутаны переносится тяжесть свода храма.

7. аркбутаны — полуарки, передающие тяжесть готического свода на опоры (контрфорсы)

8. декоративное оформление:- витражи, фрески, скульптура, иконы.

9. Тип храма:

— в храмовом зодчестве до XIY в. преобладала форма базилики.

Со временем распространяется зальная форма, равновеликие нефы которой сливались в единое пространство.

Остановимся на нескольких примерах.

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) (фр. Notre Dame de Paris) — географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.

В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции. В конструкции собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) отчетливо прослеживаются основные принципы готической архитектуры: нервюрный стрельчатый свод центрального нефа, стрельчатые окна, аркбутаны, над тремя перспективными порталами западного фасада возвышаются так называемая Галерея королей, три больших окна с круглым окном-«розой» посередине, две высокие башни. На фасаде множество скульптур. В Средние века статуи были ярко раскрашены и стояли в позолоченных нишах, представляя собой Библию в камне. Вверху, на галерее, окаймляющей башни, громоздятся каменные химеры, иронично смотрящие на раскинувшийся под ними город. Внутри собора — огромный, сводчатый, сумрачный зал. Лишь наверху в окнах светятся витражи изумительно чистых и ярких цветов. В солнечный день они сияют и переливаются всеми оттенками.

Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов — скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия . Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа. В центре Христос-Судия. — На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане — Христос и два ангела с двух сторон.

Двери украшены коваными рельефами. — Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн. — Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ). — В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор — архитектор Виоле Ле Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов.Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея.
Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.

Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах — по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.

Реймсский собор. «Академией искусства» для мастеров стал собор в Реймсе. Это пример высочайшего мастерства зрелой готики. Собор издавна служил местом коронования французских правителей. Строительство храма длилось почти два столетия: началось после пожара в старой романской церкви в 1211 г. и продолжалось до 1481 г.

Однако единство композиции не нарушалось долгими сроками строительства. Скульптурный декор наполнял Реймсский храм, так же как и собор в Шартре. Но то, что для мастеров Шартра было открытием, в Реймсе получило глубокое развитие и упрочение — был сформирован неповторимый ансамбль объемной скульптуры, полной тонких одухотворенных движений. Создается не просто пластически содержательное целое, но и общее духовное пространство общения.

Глубокие порталы со стрельчатыми арками западного фасада организуют вертикальное движение массы и находятся в сложном динамическом взаимодействии с окружающей средой. Во втором ярусе пинакли с легкими колоннами пронизаны воздухом, стены с многочисленными окнами становятся нематериальными, башни разделяются на множество проемов. Собор сильно пострадал во время пожара в

1914 году (после обстрела немецкой армией). Свинец крыши плавился и лился вниз через gargouilles (водостоки в форме голов или туловищ фантастических животных). Во время восстановления в 1919 году, дубовые балки перекрытия собора были заменены на бетонные.

Таким образом, делая выводы, мы можем сказать, что готическое искусство поражает разнообразием форм, единством и целостностью во всех своих проявлениях. В искусстве готики органически переплелись лиризм и трагизм, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и точные жизненные наблюдения. Выдающимися произведениями готической архитектуры Франции являются — собор Парижской Богоматери, соборы в Реймсе, Амьене, Шартре.

9.Архитектура и мозаика Византии

В архитектуре Византии неразрывно слиты утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности и глубокая религиозность. Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Эти особенности

 византийского искусства ярко проявились в архитектуре. Византия знаменита великолепными сооружениями, призванными укреплять авторитет государства и церкви — храмы, дворцы, ипподром, триумфальные арки и различные инженерные сооружения. Большого расцвета Византия достигает в VI в., когда были заложены основы новойархитектуры. Возникает особый византийский архитектурный стиль, особенно проявившийся в строении храмов.

Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями. Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего». Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства

Характерные черты византийского зодчестваСуществует пять основных типов византийских церквей:

1) Базилика. Базилики представляли собой прямоугольные, вытянутые в длину здания, разделенные на продольные помещения — нефы, из которых средний был выше боковых. Часто они пересекались широким поперечным нефом, образуя в плане вытянутый, так называемый латинский крест. В восточной части базилики находился алтарь. Античные базилики в Византии были приспособлены для христианского культа. Базилика св. Софии в Охриде. Ок. 1037—50, притвор с галереями — 1317.Базилика св. Софии в Македонии  (основан в 9 в., ок. 1037-1050 перестроен) с цилиндрическими сводами и тремя апсидами с восточной стороны.

2) Простой центрический тип. Центрический план в его круговом или многоугольном вариантах широко использовался в византийской архитектуре. Более простая форма (баптистерий собора св. Софии в Константинополе) происходит от римских мавзолеев или круглых в плане помещений в римских термах.

Баптистерий собор св. Софии в Константинополе

 Церковь св. Сергия и Вакха в Константинополе

Церковь Сан Витале в Равенне

3) Тип купольной базилики. Данный тип отличается менее вытянутым главным нефом, перекрытым куполом без трансепта. Боковые нефы той же длины, что и главный, и имеют второй ярус для женщин. Наиболее классическим примером здания данного типа является собор св. Софии в Константинополе. Храм, в котором размеры главного нефа существенно выросли, создавал идеальные условия для богослужения

СОБОР СВ. СОФИИ в Константинополе (Стамбуле). После 1453 собор был преобразован в мечеть, а в 1935 объявлен музеем.

Церковь св. Ирины

4Крестокупольный тип. Будучи признанным византийским типом, крестокупольные церкви тем не менее не получили широкого распространения. Для них характерен четкий крестообразный план, образованный нефом и пересекающим его широким трансептом. Средокрестье и все четыре ветви креста увенчаны куполами, которые опираются на столбы, стоящие группами, между которыми проходят боковые нефы.  Интерьер и внешний облик храмов этого типа отличает особая пластическая красота. Их можно легко расширить в стороны и в глубь без утраты органического единства, так что в этом смысле они представляют собой единственное серьезное отступление от византийской концепции храма, исходящей из замкнутой структуры с установленным объемом.

собор Сан Марко в Венеции

Готический собор в Западной Европе. Часть 1

Легкие, будто бы взмывающие ввысь соборы, украшенные остроконечными башенками и стрельчатыми арками, – пожалуй, самое впечатляющее наследие Средних веков. Мы с удовольствием ими любуемся, однако не всегда задумываемся, так ли похожи друг на друга готические церкви в разных странах Западной Европы, и вообще менялся ли вид этих построек на протяжении эпохи готики?


 

 Рассвет готической архитектуры

В этой статье мы не будем говорить о технической части. Не будем углубляться в планировки готических храмов и в структуру их интерьеров, не будем вспоминать про нефы и трансепты – продольные и поперечные помещения – и только лишь коснемся каркасной системы. Эти темы требуют отдельного разговора. Зато сейчас мы расскажем о чем-то не менее, а для кого-то и более интересном: о том, как в Западной Европе появилась и расцвела готическая храмовая архитектура, а также о том, чем французские соборы отличаются от английских или, скажем, от немецких.

[myline]Первой готической постройкой принято считать базилику аббатства Сен Дени, построенную во Франции в 1144 году. [/myline]Можно смело сказать, что её заказчик, аббат Сугерий, совершил революцию в строительстве храмов того времени. Он решился заменить привычные тяжеловесные стены на более легкие, что стало возможным за счет новой системы распределения нагрузки. Так, свод выстроили на каркасе из выступающих «ребер» – нервюр, а по бокам добавили распоры – полуарки аркбутаны и вертикальные опоры – контрфорсы. Новая система позволила сделать постройку не только воздушнее, но и значительно светлее, благодаря появлению огромных окон, украшенных многоцветными витражами.
Базилика аббатства Сен-Дени, Wikimedia

Французская готика и ее лучшие примеры

Новый стиль всем настолько полюбился, что опыт Сен Дени вскоре применили при строительстве собора Парижской Богоматери – того самого, главного храма Франции. А потом – при возведении Ланского собора. Его, кстати, построили рекордно коротко по меркам готических храмов – всего за 80 лет. [mydoubleline] Также этот стиль узнается при взгляде на Шартрский собор, обладающий самым большим и великолепно сохранившимся ансамблем витражей – более 150 окон общей площадью около 2000 м2.[/mydoubleline] Нельзя не вспомнить и о великолепном, будто бы резном, Буржском соборе, в крипте которого и по сей день находится надгробие Жана Беррийского, одного из главных меценатов готической эпохи.

Чуть позже возвели величественные соборы в Реймсе, который на сегодняшний день лучше других сохранил свои первозданные витражи и скульптуры. А также собор в Амьене, что отличается высотой свода (42,3 м) и самой большой вместимостью – его площадь составляет 8000 м2.

С течением времени соборы, казалось, становились все легче и выше, а витражи, обогащенные разнообразием новых оттенков, многочисленнее и сложнее. [myline]Апофеоз витражного готического искусства можно наблюдать в королевской капелле Сен Шапель, сплошь состоящей из лучистых разноцветных стекол.[/myline]Верхняя капелла базилики Сент-Шапель, Wikimedia

Богаче становилось и скульптурное убранство храмов. На фасадах, алтарных перегородках и в других частях соборов поселились не только традиционные ангелы, апостолы или аллегорические фигуры, но и крестьяне, ремесленники за работой, а также и вовсе фантастические существа: гротескные химеры, горгульи, драконы.

Всё, что мы рассказали, относится к французским соборам, образцам готического стиля в Европе. Итак, подведем итог: французский собор в целом – это высоченные ажурные башни, легкие стрельчатые арки, порталы и окна. Он украшен многочисленными скульптурами – выразительными, динамичными и неизменно изящными, а также «каменным кружевом» архитектурных деталей (фронтоны-вимперги, растительные завитки и шипы).

Другие европейские соборы готики Средневековья

Французским соборам подражали, их копировали, но в каждой стране по-своему, в соответствии со своими региональными особенностями, с техническим и материальным оснащением. Например, в Англии получил распространение не городской, а монастырский собор, более приземистый и протяженный, окруженный огромным количеством пристроек, и имеющий всего одну доминанту – башню. Среди самых известных английских готических храмов – собор в Солсбери, Дареме и, конечно, Кентерберийский собор, резиденция архиепископа.
Кентерберийский собор, Wikimedia

Для Германии типичны соборы романско-готического стиля. Согласитесь, зачем перестраивать старый собор-долгострой, если можно просто завершить постройку в новом стиле. Помимо них, в Германии есть и образцы чистой готики. Например, церковь Богоматери в Трире, церковь св. Елизаветы в Марбурге, Магдебургский собор и наконец, жемчужина готического стиля – Кельнский собор.
Магдебургский собор, Wikimedia
[myline]Немецкая готика строже, чем французская, ей присущи более четкие геометрические формы и относительно малое количество скульптурного декора. [/myline]Лишь Кёльнский собор сильно напоминает французские храмы и так же, как и они, является примером долгого строительства.

Испанской готике (соборы в Севилье, Бургосе и в Толедо) свойственно смешение с мавританской архитектурой, что, конечно же, связано с былым арабским владычеством.

А в Италии готика никогда не обладала чистотой французского «классического» стиля. Дело в том, что она никогда не забывала Античность, и уже в конце Средних веков там вовсю расцвел Проторенессанс, положивший начало эпохе Возрождения. Наверное, самой готической постройкой Италии является выстроенный из белого мрамора Миланский собор. [mydoubleline]Интересно, что это совершеннейшее чудо архитектуры строилось очень долго – 550 лет, и за это время в его создании успели принять участие 180 архитекторов, скульпторов и художников.[/mydoubleline]
Миланский собор, Wikimedia

готическая архитектура | Характеристики, примеры и факты

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Готическая архитектура: стили всей Европы

перейти к содержанию
  • Посмотреть увеличенное изображение

Одно из самых необычных архитектурных движений Готическая архитектура — стиль архитектуры, появившийся в Европе в Позднем Средневековье. На смену архитектуре эпохи Возрождения и романской архитектуре пришла суровая готическая архитектура. Этот стиль архитектуры часто можно встретить в церквях и соборах с 12 по 16 века.

Глядя на церкви готической архитектуры и входя в них, поражаешься деталям работы снаружи и внутри. Витражи часто очень яркие и яркие, пропускающие естественный свет. Этот архитектурный стиль одновременно сложен и утончен, часто известен как стиль римско-католических церквей и соборов на протяжении всего своего времени.

Глядя на церкви готической архитектуры и входя в них, поражаешься деталям работы снаружи и внутри. Витражи часто очень яркие и яркие, пропускающие естественный свет. Этот архитектурный стиль одновременно сложен и утончен, часто известен как стиль римско-католических церквей и соборов на протяжении всего своего времени.

Готическая архитектура — это стиль, который сильно отличается от стилей, которые раньше были простыми. Выросший из романского стиля архитектуры, есть несколько особенностей, характерных для готического стиля. Одна из этих особенностей включает высокие стрельчатые арки внутри и снаружи церквей. Это можно увидеть по всей Западной Европе, особенно во Франции и Англии. Считается, что эти арки были взяты из исламской архитектуры, которая была видна в Испании. Благодаря использованию остроконечной арки структура соборов стала более прочной, при этом в проходах можно было использовать меньшие колонны.

Если вы посмотрите на собор в готическом стиле, вы увидите, что колонны остаются тонкими по всему нефу церкви и доходят до ребристых сводов потолка. Ребристые своды — еще одна особенность готической архитектуры, придающая потолку высоту. Эти ребристые своды добавили детали, а также структуру, чтобы сохранить высокие потолки. С годами архитектура усложнялась сводами потолков.

Стиль архитектуры той эпохи позволял большему количеству света проникать в церкви. Из-за узких колонн и высоких потолков это позволило церквям иметь большие витражи, дающие больше света. Свет был разноцветным из-за ярких цветов, составляющих окна. В более поздних церквях готической архитектуры почти каждый угол церкви украшен или вырезан, чтобы создать плавный поток.

Витражи в этих церквях часто были намного больше, чем в среднем, которые видели раньше. Окна, как правило, были высокими и сводчатыми, разноцветными, создавая эффект калейдоскопа. Размер и цвета витражей позволили привлечь в церковь больше естественного света. Размер этих витражей был огромным, занимая почти всю стену по сравнению со старыми церквями и соборами.

С преувеличенными арками внутри и снаружи церквей, высокими сводчатыми потолками и большими, чем обычно, витражами этот стиль архитектуры трудно не заметить. Готическая архитектура не только имела более крупные и заметные черты, чем романская архитектура, но также имела более тонкие стены, чтобы достигать более высоких точек. Готические церкви и соборы были построены, чтобы иметь возможность достичь небес.

Архитектура всей Европы

Собор Барселоны – Барселона, Испания

Собор Нотр-Дам-де-Реймс – Реймс, Франция

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре – Флоренция, Италия

Вестминстерское аббатство – Лондон, Англия

St

St

Собор Святого Вита – Прага, Чехия

Готическая архитектура сильно отличается от эпох до и после нее.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*