Доклад архитектура средневековья романский стиль: Лекция по теме «Романская и готическая архитектура»

Содержание

Дороманский, романский и готический стили в художественной культуре средних веков

 

Развитие средневекового искусства включает в себя следующие три этапа:

Дороманское искусство (V-X вв.)

Которое делится на три периода: раннехристианское искусство, искусство варварских королевств и искусство Каролингской и Оттоновской империй.

В раннехристианский период официальной религией стало христианство. К этому времени относится появление первых христианских храмов. Отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные). Внутренним украшением этих зданий были мозаика и фрески. Они отражали в себе все основные черты средневековой живописи, хотя и были сильно оторваны от реальности. В изображениях преобладала символика и условность, а мистичность образов достигалась благодаря использованию таких формальных элементов, как увеличение глаз, бестелесность изображений, молитвенные позы, прием масштабности в изображении фигур согласно духовной иерархии.

Искусство варваров

сыграло положительную роль в развитии орнаментально-декоративного направления, которое впоследствии стало основной частью художественного творчества классического Средневековья. И которая уже не имела тесной связи с античными традициями.

Характерной особенностью искусства Каролингской и Оттоновской империй является сочетание античных, раннехристианских, варварских и византийских традиций, которые ярче всего проявились в орнаменте. Архитектура этих королевств создана на основе римских образцов и включает в себя центрические каменные или деревянные храмы, использование мозаики и фрески во внутреннем декоре храмов.

Памятником архитектуры дороманского искусства является капелла Карла Великого в Аахене, созданная около 800г. В этот же период активно идет развитие монастырского строительства. В Каролингской империи было построено 400 новых и расширено 800 существовавших монастырей.

Романское искусство (XI-XII вв.)

Возникло во времена царствования Карла великого. Для данного стиля в искусстве характерна полукруглая сводчатая арка, пришедшая из Рима. Вместо деревянных покрытий начинают преобладать каменные, как правило, имеющие сводчатую форму. Живопись и скульптура были подчинены архитектуре и главным образом использовались в храмах и монастырях. Скульптурные изображения ярко раскрашивались, а монументально-декоративная живопись на оборот, представлялась храмовыми росписями сдержанного колорита. Примером данного стиля является церковь Марии на острове Лаак в Германии. Особое место в романской архитектуре занимает итальянская архитектура, которая благодаря присутствующим в ней прочным античным традициям сразу шагнула в эпоху Возрождения.

Главной функцией романской архитектуры является оборона. В архитектуре романской эпохи не применялся точный математический расчет, однако толстые стены, узкие окна и массивные башни, являясь стилевыми признаками архитектурных сооружений, несли на себе одновременно и оборонительную функцию, позволяя мирному населению укрыться в монастыре во время феодальных распрей и войн. Это объясняется тем, что становление и укрепление романского стиля происходило в эпоху феодальной раздробленности и его девизом является высказывание «Мой дом — моя крепость».

Помимо культовой архитектуры активно развивалась и светская архитектура, примером этого служит феодальный замок — дом — башня прямоугольной или многогранной формы.

Готическое искусство (XII-XV вв.)

Возникло в результате развития городов и формирующейся городской культуры. Символом средневековых городов становится собор, постепенно теряющий свои оборонительные функции. Стилевые изменения в архитектуре этой эпохи объяснялись не только изменением функций зданий, но стремительным развитием строительной техники, которая к тому времени уже основывалась на точном расчете и выверенной конструкции. Обильные выпуклые детали — статуи, барельефы, висячие арки были главными украшениями зданий, как изнутри, так и снаружи. Мировыми шедеврами готической архитектуры являются Собор Парижской Богоматери, Миланский собор в Италии.

Так же готика используется в скульптуре. Появляется трехмерная многообразная по формам пластика, портретная индивидуальность, реальная анатомия фигур.

Монументальная готическая живопись в основном представлена витражом. Значительно увеличиваются оконные проемы, которые теперь служат не только для освещения, а больше для украшения. Благодаря дублированию стекла передаются тончайшие нюансы цвета. Витражи начинают приобретать все больше реалистических элементов. Особенно известны были французские витражи Шартра, Руана.

В книжной миниатюре также начинает преобладать готический стиль, происходит значительное расширение сферы ее применения, происходит взаимовлияние витража и миниатюры. Искусство книжной миниатюры явилось одним из крупнейших достижений готики. Этот вид живописи эволюционировал от «классического» стиля к реализму.

Среди наиболее выдающихся достижений готической книжной миниатюры выделяются псалтырь королевы Ингеборг и псалтырь Людовика Святого. Замечательным памятником немецкой школы начала XIVв. является «Рукопись Манессе», представляющая собою сборник самых известных песен, украшенный портретами певцов, сценами турниров и придворной жизни, гербами.

 

Романское искусство | История искусства

Замок в романском стиле

Эпоха, наступившая после 476 года, времени падения Римской империи, называется эпохой средневековья. Она продолжалась более тысячи лет. Эта эпоха была начата с разрушения варварами античной культуры. И потребовались столетия, прежде чем европейская культура смогла преодолеть упадок, наступивший после краха античного мира. В X веке в Западной Европе сложился большой стиль в искусстве, который был назван романским. В это суровое время , полное междуусобных войн, Западная Европа распалась на множество мелких феодальных государств. На землях бывшего Франкского государства стали складываться три новых нации — французы, немцы и итальянцы. Городов было мало, ремесло и торговля находились на низком уровне. Все необходимое изготовлялось на месте — в феодальном замке или деревенском доме. И все же в западной Европе была одна богатая и влиятельная сила — христианская церковь во главе с папой римским. Поэтому самыми большими и красивыми сооружениями романской эпохи были церкви и монастыри. Почти все романское искусство связано с христианской церковью, потому что других заказчиков, богатых и образованных, в Европе просто не было. Однако, постепенно развивались ремесла, торговля, и в 11 — 12 веках все большую роль начинают играть города. Они обносились мощными крепостными стенами, укреплялись рвом, у мостов и городских ворот стояла стража, улицы на ночь перегораживались цепями на огромных замках. Именно потому, что его нужно было оборонять, дома высились в несколько этажей, причем верхние нависали над нижним. В эту эпоху складывается тип феодального замка.

Замок феодала


Как правило, замок ставили на возвышенном месте, удобном для обороны и наблюдения, он был как бы символом власти феодала над окрестными землями. Основное жилище феодала — главная башня -донжон — нижний этаж ее служил кладовыми, второй — жильем владельца, третий — помещением для слуг и охраны, подземелье — тюрьмой, крыша — для дозора. Церкви жеставили всегда в центре города.

Храм в романском стиле


Наиболее ярко романский стиль выражен именно в архитектуре храмов. Строители того времени создали совершенно самобытный архитектурный стиль. Главным признаком романского стиля является круглая арка, которая встречается повсеместно — над оконными и дверными проемами и во многих других частях постройки. Церкви строили в форме базилики. Базилика — это продолговатое здание, состоящее из трех или более вытянутых помещений — нефов. Причем средний неф выше остальных и имеетотдельную крышу.

Храм из трех нефов


Одним из достижений романской архитектуры было соединение церковного здания с башнями. Башен было несколько, они служили как украшением, так и убежищем от многочисленных врагов. Форма башен была иногда круглой, иногда 4-х — 6-и — угольной с чуть заостренной верхушкой. Нефы были перекрыты тяжелыми сводами, и чтобы удержать такую массу камня, колонны, на которые они опирались, были очень крепкими, толстыми. Иногда из заменяли четырех-или восьмигранные мощные столбы — пилоны. Поэтому романские церкви — массивные, с толстыми каменными стенами, выглядели грозной, тяжеловесной, каменной глыбой. Наружные стены романских церквей украшали галереи из небольших арок и столбиков.

Романский витраж


В окна храмов вставляли разноцветные витражи, украшающие внутренне сумрачное помещение.

Соединение зданий с башнями

Романский замок — крепость, окруженный водой.

Арки и колонны в романском храме

Массивный романский замок

Бегство Святого семейства в Египет. Рельеф


Неотъемлимой частью церковного здания была скульптура. В основном, это были рельефы с изображениями библейских сюжетов из жизни святых. Более всего украшали скульптурами входы в церковь (порталы), а также передние стороны (фасады) и капители колонн. Хотя в основном изображались в скульптуре чудесные, поучительные или устрашающие события из священного писания, среди них попадаются и чисто бытовые сцены, иногда даже немного смешные. Скульптурные изображения были иногда несколько неуклюжи, но всегда очень выразительны. Романские скульпторы не стремились точно подражать природе, их главной задачей было передать переживания верующих.

Романская рельефная скульптура

Немецкая рельефная скульптура

Романский стиль архитектуры

Архитектура западноевропейского Средневековья

 

О времени западноевропейского Средневековья красноречивее и нагляднее всего говорят произведения архитектуры. Когда в огне бесчисленных войн и пожаров безжалостно погибали деревянные постройки, целыми и невредимыми оставались хорошо укрепленные замки феодалов и величественные храмы. Каменный храм в средневековом городе имел особый статус. Чаще всего он был единственным общественным зданием, куда приходили не только для молитвы, но и чтобы узнать последние новости. Со ступеней храмов провозглашались важнейшие городские и королевские указы. Их колокольни служили надежным ориентиром всем идущим издалека путникам. Строительство храмов на городских площадях, добыча и транспортировка камня, возведение строительных лесов становились важным делом в жизни средневекового города.

Обращение к античным архитектурным традициям и появление новых стилей зодчества характерны для архитектурного облика западноевропейского Средневековья. В этот период архитектура занимает исключительное положение и становится главным видом искусства. В ней традиционно выделяют два основных стиля: романский (X—XII вв.) и готический (XIII— XV вв.).

Романский стиль архитектуры

В Средние века одним из самых распространенных общественных сооружений X—XII вв. становится античная римская базилика, положившая начало так называемому романскому стилю архитектуры. Термин романский стиль (лат. romanus) возник гораздо позднее, в начале XIX в., когда исследователи указали на теснейшую связь западноевропейского зодчества с некоторыми конструкциями и формами римской архитектуры. Действительно, в XI—XII вв. европейские мастера начали возрождать цилиндрические и крестовые своды, полуциркульные арки, облицовку стен тесаным камнем. Кроме того, романская архитектура возникла на территории бывшей Римской империи, населенной народами, говорящими на языках романской группы. Значительным было и влияние византийского зодчества. Однако романская архитектура имела и свои собственные завоевания.

Романской архитектуре доступен широкий диапазон чувств. Она могла быть суровой и грозной, давящей на человека своей каменной тяжестью. И в то же время — стройной, полной воздуха и света, нежной и холодной. Ей присуще стремление к завершенной целостности, строгости и простоте. Спокойно и уверенно поднимались толстые, крепкие стены прочно стоящих на земле храмов, созданных простыми объемами и формами. Сложная планировка зданий внешне выглядела четкой и ясной. Мощные стены из тесаных камней прорезаны узкими оконными и дверными проемами.

Начало романской эпохи было ознаменовано бурным развитием церковной архитектуры, которая играла в обществе доминирующую роль.

Господствующий тип храма — вытянутая в плане базилика, символизирующая главную идею католической церкви — идею крестного пути, пути страданий и искупления грехов. Здание церкви мыслилось как центр Вселенной, земное воплощение божественной модели мира. Все, что верующий человек оставлял за стенами храма, воспринималось им как мир суетный и грешный, лишенный порядка и целесообразности. Дом Бога был призван изолировать его от волнений и страстей мира житейского. Ничто не должно было отвлекать от внутреннего самосовершенствования, сокровенного общения с Богом.

Храм подобного типа должен был вмещать большое количество людей, поэтому перед архитекторами встала задача расширения внутреннего пространства, его соотношения с объемами здания. Решение этой задачи было в первую очередь связано с использованием каменных перекрытий. От деревянных конструкций, приводивших к частым пожарам, пришлось отказаться. Купола мало соответствовали продольному плану подобных построек, поэтому в романских храмах стали использовать цилиндрические (над центральным залом) и более сложные крестовые (над боковыми нефами) своды перекрытий. К числу новшеств следует также отнести поперечный неф перед алтарем (трансепт) и увеличение восточной части храма (хора), предназначенной для духовенства. Особенностью романских храмов также являются расположенные под хором небольшие подземные помещения, служившие местом хранения церковных реликвий, а также использовавшиеся для погребений. Для освещения центрального нефа стали строить высокие своды с многочисленными окнами. Внешний облик романских храмов дополняли башни: центральная крупная на средокрестье и боковые — квадратные и восьмигранные.

Характерный элемент романской архитектуры — арочная форма дверных и оконных проемов. В период ее расцвета, в XII в., входы соборов стали оформляться в виде расположенных одна за другой, уменьшающихся полукруглых арок, опирающихся на пристенные колонны, так называемый перспективный портал.

В создании и украшении романских храмов участвовали не только зодчие, но и живописцы, скульпторы, мастера декоративно-прикладного искусства. Так, порталы романских церквей имели скульптурное убранство, которое выполняло очень важную просветительскую функцию. Прежде всего оно говорило о суровом и неотвратимом наказании человека за греховную земную жизнь. Действительно трудно найти более удобное место для назидания верующих… В центре композиции обычно изображали восседающего на троне Христа, а остальное пространство полукруглой части над дверным проемом, ограниченное аркой и украшенное рельефом или мозаикой {тимпана), делилось на регистры. В верхнем изображалась Дева Мария и некоторые апостолы, в нижних, по правую руку от Христа, располагался рай, слева — ужасающие подробности ада с традиционным сюжетом «Взвешивания души». Стоя перед таким порталом, верующий человек всерьез боялся конца света и больше думал о спасении собственной души. Безобразные и наводящие страх демоны, мучающиеся в аду грешники оказывали огромное психологическое воздействие на зрителей, наглядно демонстрируя неотвратимую расплату за неправедный образ жизни.

Фресковые росписи храмов сохранились лишь в редких случаях, так как мастера применяли клеевые краски по мокрой и сухой штукатурке. Со временем краски осыпались вместе со слоями штукатурки.

Крупнейшими центрами романской архитектуры стали Франция, Германия и Италия. Знаменитую «падающую башню» в итальянском городе Пизе сегодня знает каждый. Пизанский собор (XI—XII вв.) представляет собой грандиозную и в то же время простую в плане пятинефную базилику. В средней части трансепта возвышается эллиптический купол. Поверхность стен облицована белым и черным мрамором, фасад здания украшен четырьмя ярусами декоративных аркад на колонках. Шесть ярусов таких же аркад покрывают стоящую рядом беломраморную «падающую башню», получившую такое название из-за сильного наклона (отклонение от вертикальной линии на 4,5 м).

Архитектурный облик Средневековья трудно представить без феодального замка, являвшегося неотъемлемой частью средневекового образа жизни. Здесь шла жизнь, отвечавшая вкусам и потребностям эпохи. Средневековый замок — это не только жилище феодала, оборонительное сооружение, но и важнейший центр духовной и культурной жизни. В замке проходили рыцарские турниры, устраивались состязания певцов и музыкантов, выступали бродячие актеры. Из многочисленных замков Западной Европы до нас дошли лишь единицы. Большинство замков время превратило в руины, но и в них легко можно угадать черты суровых и надежных крепостей Средневековья.

Простейший замок состоял из массивной башни с узкими окнами — донжона. В верхних этажах жил феодал, в нижних — размещались склады провианта, воды, конюшни, содержался скот. Если враги проникали через окружающие замок ров, наполненный водой, каменные валы и укрепленные ворота, то жители запирались в донжоне, из которого за пределы замка вели подземные ходы. Для строительства подобных цитаделей выбирались труднодоступные места: скалистые, обрывистые кручи, излучины рек, небольшие островки. Архитектура замков XII— XIII вв. была простой и незатейливой: в те времена больше заботились о надежности и безопасности, чем о роскошном оформлении. Из-за толщины стен окна больше походили на амбразуры, используемые в военных целях. Да и сам хозяин замка стремился придать его внешнему облику устрашающий характер. Вот почему при строительстве часто использовался нетесаный грубый камень, изредка украшенный простой резьбой.

Архитектура готики

Готический стиль архитектуры возник во Франции, откуда распространился в Западную, Центральную и частично Восточную Европу. Утвердившийся в эпоху Возрождения термин «готика» был связан с названием германского племени готов, варварски разграбившего Рим в 410 г., а потому использовался для уничижительного обозначения «варварского» искусства.

Главными архитектурными сооружениями и украшениями городов позднего Средневековья становятся величественные готические соборы. Именно они являлись центром общественной и духовной жизни средневекового города. Их стены были свидетелями пышных праздничных литургий и будничных богослужений. Здесь проходили торжественные церемонии и процессии, отмечались всенародные празднества, устраивались религиозные театрализованные представления.

Внешний вид готического собора с его острыми шпилями, богато украшенными порталами рождал в душе человека восторг и удивление перед подобным творением рук человеческих. Как величественный корабль на волнах житейского моря, он горделиво возвышался над городом. При взгляде на готический собор создавалось впечатление, что вся его каменная громада легко движется вверх наперекор законам физики, наглядно воплощая идею торжества человеческого духа над плотью.

В основе готического собора — несколько упрощенная в плане романская базилика, преобразованная в новые архитектурные формы и очертания. Для большей вместимости помещения и создания ощущения простора требовалось расширить внутреннее пространство храма. Зодчие сумели сделать перекрытие зала более легким, благодаря чему можно было уменьшить толщину несущих колонн и объединить пространство трех нефов собора. Сущность готической конструкции состояла в каркасном перекрытии здания, составлявшем как бы его скелет. Невидимая изнутри, эта конструкция снимала гигантскую нагрузку со стен, предоставляя возможность покрывать почти всю их плоскость оконными проемами, застекленными цветными витражами. В результате пространство готического собора, в отличие от мрачноватого интерьера романских церквей, стало более светлым.

Единственной массивной частью храмового готического здания являлся главный фасад, на котором располагались две огромные башни, переходящие в тонкий шпиль. Готические соборы очень нарядны и богато декорированы: контрфорсы украшены остроконечными башенками, окна и перспективные порталы венчают остроугольные резные или ажурные фронтоны. Впечатление легкости, невесомости, ажурности обусловлено и своеобразной пластикой архитектурных форм: подчеркнутыми вертикалями опор, имеющих вид не столбов, а пучков тонких колонок, стрельчатыми арками, остроконечными шатрами и фронтонами.

Таким образом, формы готического здания приобрели характерную вертикальность, расчлененность, остроконечность, насыщенность пластикой, легкость и динамичность. По сравнению с романскими храмами, высота готических соборов значительно больше. Подчеркнутая вертикальность всех членений придает зданию устремленность вверх, к небу.

Архитектура позднего Средневековья Западной и Центральной Европы очень разнообразна. Каждая страна создала свой неповторимый облик готического собора. И все же родиной готики по нраву считают провинцию Иль-де-Франс на северо-востоке Франции. Здесь впервые применили новую архитектурную конструкцию с использованием каркасной системы и стрельчатого свода.

К шедеврам ранней французской готики принадлежит собор Нотр-Дам в Париже (собор Парижской Богоматери) — наглядный пример сочетания принципов романского и готического стилей. Крестообразная в плане базилика делится внутри на пять продольных нефов, а на фасаде собора имеются соответственно пять порталов

Новый архитектурный стиль быстро распространился и по землям Германии, но здесь он приобрел несколько иной вид («особая» готика, или «зондерготик»). Немецкие мастера сумели передать в своих произведениях беспокойный, мятущийся дух готики, усилили экспрессию и драматическую одухотворенность внешнего и внутреннего облика. Характерной особенностью немецкой готики является использование элементов романской архитектуры: простой план, небольшое количество украшений на внешних стенах, облицованных глазурованной плиткой, гладкие двускатные крыши. У входа в храм располагалась одна (реже две) высокая башня, увенчанная шатром и остроконечным шпилем. Вместо розы в центре фасада — большое стрельчатое окно.

Собор в Кёльне— характерное для немецкого зодчества произведение готики. Это огромное здание с пятью нефами, трансептом и двумя колоссальными башнями на западном фасаде, увенчанными остроконечными, ажурно проработанными шпилями. В нем особо ощутимы контрасты, достигаемые благодаря нарочитому перепаду высот: средний неф в два с половиной раза выше боковых, на разных уровнях расположены неф и хор. Вертикальный ритм усиливается благодаря повторяющимся от яруса к ярусу стрельчатым аркам.

Значительный вклад в развитие готической архитектуры внесли Италия, Англия, Чехия и Австрия. Это в основном было в период так называемой «пламенеющей готики», которая тяготела к более изысканным и вычурным формам. Термин «пламенеющая готика» появился из-за подобия башен готических соборов извивающимся языкам пламени.

■ Вопросы и задания

1. Назовите характерные черты романского стиля архитектуры. Как вы думаете, что было заимствовано из римского и византийского зодчества? Что представлял собой архитектурный облик романских храмов? Какие мировоззренческие идеи верующего человека призвана была отражать ее архитектура?

2. Охарактеризуйте образ и устройство готического собора, сравнив его с конструкцией романской храмовой архитектуры. Как сложная каркасная конструкция готического храма позволила преодолеть массивность и тяжеловесность романских построек? Благодаря каким конструктивным решениям было увеличено внутреннее пространство готического собора ?

3. Французские соборы в Реймсе и Амьене по праву считаются шедеврами готического искусства. Отметьте характерные черты готики. Какая связь существует между архитектурой Кёльнского собора в Германии и французского собора в Амьене? Имеются ли различия между ними?

4. Каковы устройство и назначение средневековых замков?

■ Творческая мастерская

1. Составьте словарь терминов романской и готической архитектуры.

2. Рассмотрите оформление Дворца дожей в Венеции (XIV в.), Вестминстерского дворца в Англии (XIIIXVIвв.), соборов Святого Вита в Чехии (XIVв.), Святой Анны в Вильнюсе (XV в.) или Святого Стефана в Вене (XIII— XV вв.) (по выбору). Какие элементы готики использованы в оформлении архитектурного облика этих сооружений?

3. Можно ли согласиться с утверждением, что некоторым башням Московского Кремля (Боровицкой, Никольской, Водовзводной и Спасской) приданы черты готики? Аргументируйте свой ответ.

■ Темы проектов, рефератов или сообщений

«Архитектурный облик западноевропейского Средневековья»; «Романский стиль архитектуры и художественные традиции Античности»; «Монастырская базилика как центр культурной и духовной жизни романской эпохи»; «Общность и национальная самобытность романского стиля в различных регионах средневековой Европы»; «Средневековые замки в произведениях зарубежной литературы»; «Замки Луары», «Готический собор— образ мира»; «Шедевры французской готики»; «В лучах «пламенеющей готики»»; «Устройство и символика романских и готических храмов»; «Региональные варианты готического стиля в архитектуре Франции (Германии, Италии, Англии, Испании, Чехии, Литвы — по выбору)»; «Черты готики в русской архитектуре».

■ Книги для дополнительного чтения

Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись / под ред. Р. Томана. М., 2000.

Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: очерки. Вып. 1. М., 1969.

Мартиндейл Э. Готика. М., 2001.

Муратова К. М. Мастера французской готики. М., 1988.

Нессельштраус Ц. Г. Искусство раннего Средневековья. СПб., 2000.

Панорама Средневековья / под ред. Р. Барлета. М., 2002.

Поицоли М. Э. Замки Луары: История и достопримечательности. М., 2003.

Ротенберг Е. И. Искусство готической эпохи. М., 2001.

Тяжелое В. Н. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе: малая история искусств. М., 1981.

Хейзинга И. Осень Средневековья. М., 1986.

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Романское искусство | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Раздел:

Культура Западной Европы в средневековье

Средние века оставили после себя много величественных памятников архитектуры. Гордостью любого европейского города того времени был собор — главная городская церковь. Его высокие башни и сверкающие на солнце кресты были видны издалека приближающемуся путнику, поражая его своей красотой и великолепием.

Романский храм

С X века в Европе начал развиваться архитектурный стиль, создатели которого подражали римским постройкам, за что он получил название романского. Именно в этом стиле строились христианские соборы до XII века. Их отличали толстые, массивные стены, на которых покоился тяжелый полукруглый свод. Это были суровые и мощные здания, напоминавшие крепости. Даже окна в них делались узкими, как бойницы. В таком соборе даже солнечным летним днем было сумрачно и прохладно. Его потолок всегда тонул в полумгле, и лишь верхушки массивных колонн, поддерживавших тяжелый свод, проступали в мерцающем свете горящих свечей. Везде повторялся рисунок полукруглых арок: на стенах, в проемах окон, при входе в собор.

Внутреннее убранство романского храма
Фреска в романском храме

Внутреннее убранство дополнялось скульптурами и рельефными изображениями святых, чьи каменные лица, проступая сквозь полумрак собора, сурово глядели на прихожан. Материал с сайта http://worldofschool.ru

В отличие от античных скульпторов, воспевавших силу и красоту человеческого тела, мастера Средневековья старались больше раскрыть внутренний, духовный мир человека. Они стремились выразить его чувства, настроения, мысли, показать силу духа. Тела же изображали худыми, некрасивыми. Скульпторы следовали заповеди Христа о том, что душа есть главное в человеке, крепость духа превыше крепости тела, а оно — всего лишь бренная оболочка. Поэтому излюбленным сюжетом романских скульпторов были святые с суровыми лицами аскетов и с немощными, едва обозначенными телами, скрытыми длинными одеждами. Их позы выражали кротость и смирение, покорность Божьей воле и готовность к самопожертвованию.

Стены романских храмов украшали фрески.

На этой странице материал по темам:
  • Доклад о раманском искустве

  • Любой памятник архитектуры реферат кратко

  • Искусство средних веков романский стиль

  • Тесты по теме романское искусство

  • Доклад на тему средневековое искусство романский стиль ( краткое)

PPT — Средневековая архитектура PowerPoint Presentation, скачать бесплатно

  • Средневековая архитектура Романский и готический

  • Романский • Первый общеевропейский архитектурный стиль со времен Имперского Рима. • Начинается между 6 и 10 веками и заканчивается в 12 веке.

  • Романский (продолжение) • Характеристики: • Толстые стены • Симметрия • Большие башни • Круглые арки • Полукруглые выступы • Паховые своды

  • Паховые своды

  • • Готический стиль • Готический XII век — XVI век • Создан французами • Гораздо более сложный • Менее симметричный • Более высокие структуры • Большие окна • Более высокие шпили

  • Характеристики • Высокие своды • Несколько небольших башен • Обратите внимание на скелетообразную структуру Flying Butrusses • Остроконечные арки

  • Высокие стены, заполненные окнами, пропускают свет во внутреннюю часть

  • «Летающие контрфорсы» • Разрешено строителям делать более высокие и тонкие стены, сохраняя при этом опору.

  • Горгульи • Отражены от злых духов • Некоторые люди считали, что они ожили ночью

  • Собор Парижской Богоматери — 1345 г. н.э. Париж, Франция • Строительство длилось с 1163 по 1345 г. перед Эйфелевой башней • Высшая точка готической архитектуры

  • Шартрский собор — 1260 Шартр, Франция • Обратите внимание на отсутствие симметрии, архитектурные детали • Доминирует над горизонтом • Соборы служили центром сообщества

  • Возрождение готики в Америке • Троицкая церковь — 1846 г. в Н.Y.C. около Граунд-Зиро • 11.09.2001 церковь была практически разрушена обрушением первой башни. Деревья возрастом более века защищали церковь от серьезных повреждений.

  • Собор Святого Патрика 1878 — Нью-Йорк

  • Средневековые архитекторы

    Средневековые архитекторы

    Факты и интересная информация о средневековом искусстве, особенно о средневековых архитекторах,
    в средние века

    Норманнские средневековые архитекторы
    Нормандские архитекторы, построившие массивные нормандские каменные замки, не считались особенно важными в нормандской и средневековой схеме вещей — нормандские лорды, которые заказали замки были важными людьми! Информация о средневековых архитекторах кто специализируется на романской архитектуре, поэтому несколько ограничен.Самым известным из всех средневековых архитекторов был Мастер Джеймс Георгиевский.

    Gundulf — Романский стиль Средневековый архитектор
    Мастер-строитель и средневековый архитектор Белой башни знаменитый лондонский Тауэр был норманном монах по имени Гундульф (1024-1108). Он также был известен как «плачущий монах Бек. Гундульф пришел из Нормандии после Битва при Гастингсе и норманнское завоевание. В 1077 году Гундульф стал епископом Рочестера.Гундульф был хорошо известен и уважаем как средневековый архитектор и за его строительные навыки. Вильгельм Завоеватель использовал навыки Гундульф при строительстве Белой башни, знаменитой крепости Башни Лондон. Гундульф также отвечал за архитектуру и строительство замка в Рочестере. Замок и замок Колчестер.

    Робер де Беллем — Романский стиль Средневековый архитектор
    Главный архитектор и строитель крепости каменного замка. звали Роберт, лорд Беллем, который также служил Вильгельму Завоевателю.Роберт де Бельм (1052-1130) был выдающийся военный архитектор. Роберт де Беллем был младшим сыном Роджер де Монтгомери, граф Шрусбери. Робер де Беллем унаследовал светлости в Нормандии и Англии, но участвовал в восстании против королем в 1102 году и впоследствии получил свои английские земли и титулы конфисковано.

    Генри Йеверли — средневековый готический архитектор
    Генри Йеверли (1325 — 1399) был главным архитектором, нанятым королем Эдуард III (1327 — 1377) из Англии.Он был мастером каменщика и тоже зарабатывал деньги. как успешный пивовар. Генри Иверли стал одним из величайших готических архитекторов английских замков в Лондоне и его окрестностях. Его мастерство строителя и Средневековый архитектор привлек внимание английского королевского двора, и в 1360 году он создал Мастер-масон из King’s Works по всей Англии ». Он работал над улучшением укрепления в Лондонском Тауэре и пристройки к старой церкви Св. Павла.

    Примеры здания, созданные средневековыми архитекторами
    Примеры зданий, построенных средневековыми архитекторами, можно увидеть по всей длине и широта Англии и Уэльса.Нормандские архитекторы оставили свой неизгладимый след на Английский пейзаж — массивные нормандские замки с их могучими каменными крепостями внушают трепет. Стиль романской архитектуры проявился в массивные замки, построенные средневековыми архитекторами средневековой эпохи:

    • Великие каменные крепости

    • Толстые, тяжелые стены поддерживаемые контрфорсами и сводчатыми потолками в римском стиле арка

    Эти громоздкие замки романская архитектура позже уступила место более тонкой и богато украшенные замки готической архитектуры.

    Средневековое искусство — Средневековые архитекторы
    Веб-сайт «Средневековье» предоставляет интересные факты, историю и информацию о великих художниках и важных исторических событиях, которые разбросаны по книгам по средневековой истории, посвященным средневековым архитекторам. Карта сайта Medieval Times предоставляет полную информацию обо всех фактах и ​​сведениях об увлекательной теме средневековых архитекторов в исторический период средневековья. Содержание этой статьи о средневековом искусстве предоставляет бесплатные образовательные детали, факты и информацию для справок и исследований для школ, колледжей и домашних заданий для курсов истории и курсов по истории.

    Романская архитектура | ClipArt ETC

    Аркатура

    Переплетение дуг, образующих аркатуру.

    Хоровые бухты

    Архитектура католиков в Англии. Две бухты хора, интерьер, собор Питерборо в нормандском стиле.

    Капитал

    Капитель из Линкольнского собора.

    Капитал

    Французская романская столица из Санкт-Петербурга.Мартин де Поля, Париж.

    Романская столица

    Эта романская столица имеет простой дизайн, напоминающий античный стиль.

    Романская столица

    Эта романская столица находится в монастыре церкви. Это более простой дизайн, напоминающий…

    Романская столица

    Эта романская столица находится в монастыре церкви.Это более простой дизайн, напоминающий…

    Романская столица

    Эта романская столица находится в монастыре церкви. Это более простой дизайн, напоминающий…

    Романская Подушка Капитель

    Романская капитель из подушек — это конструкция, найденная в монастыре в Липпольдсберге, Германия. Дизайн…

    Романская Подушка Капитель

    Эта романская столица подушек находится в церкви аббатства в Германии.Это конструкция полусферы…

    Романские Капители

    Иллюстрация романских столиц из монастыря Монреале недалеко от Палермо, Сицилия. Через несколько…

    Шатель-Монтань

    «Романская церковь Шатель-Монтань в департаменте Алье, Франция.» -Грудь, 1914

    Хор

    Хор Петерборо, две бухты

    Дверной проем

    Резной дверной проем из церкви Иффли.

    Дверной проем

    Резной дверной проем с лепкой в ​​виде клюва из церкви Иффли.

    Даремский собор

    «План Даремского собора». — Энциклопедия Чемберса, 1875

    План Даремского собора

    Кафедральный собор Христа, Пресвятой Богородицы и Святого Катберта Даремского, обычно упоминается…

    Гриф

    «Грифф из Пуасси; конец 12 века.ГРИФФ. В средневековой архитектуре с одиннадцатого до…

    Грифон

    «Средневековый грифон. Крыльцо Кафедрального собора, Верона, Италия. ГРИФФИН. В мифологии воображаемое животное предполагало…

    Фасад церкви Иффли

    Осталось очень мало примеров важных нормандских фасадов в их первоначальной форме, почти все…

    Собор Ле-Пюи

    Фасад собора Ле-Пюи (Cathédrale Notre-Dame du Puy) или западный фасад.Это римско-католический собор…

    Кафедральный собор Мана

    Кафедральный собор Мана — римско-католический собор, расположенный в Ле-Мане, Франция. Собор построен…

    Norman Gateway

    Нормандские ворота в Бристоле, Англия, первоначально вход в монастырь.

    Пизанский собор

    Самая замечательная колокольня в мире известна повсюду как «Пизанская башня».«Его конструкция…

    Пизанская башня

    «Самыми замечательными постройками в Пизе являются Кампо Санто и колокольня, или колокольня, цилиндрическая…

    Искусство и архитектура средневековья —

    Искусство и архитектура средневековья

    Искусство и архитектура средневековья охватывают многие направления или эпохи в истории искусства. В этот период входят ранний христианский, византийский, каролингский, романский и готический периоды искусства и архитектуры.Средневековый период сложен, но хороший общий обзор отличительных черт каждой эпохи можно найти в Age of Discovery — Medieval Art — Renaissance — Exploration. Прекрасный обзор этого периода можно найти на сайте «Искусство раннего средневековья», обширном сайте истории искусства, охватывающем все области истории искусства.

    Хорошим началом в изучении средневекового искусства и архитектуры является понимание словарного запаса. Университет Питтсбурга имеет глоссарий средневекового искусства и архитектуры в Глоссарии средневекового искусства и архитектуры.Еще один источник базовой информации — Средневековое искусство и архитектура: Западная Европа, 400-1500.

    Самыми значительными произведениями искусства раннего средневековья являются иллюстрированные рукописи, книги, написанные вручную на пергаментной бумаге, сделанной вручную из шкур животных. Монахи, посвятившие свою жизнь созданию этих бесценных сокровищ, нарисовали прекрасные иллюстрации и начальные буквы. Для получения дополнительной информации, а также фотографий этих книг, см. «Искусство книги в средние века», выпущенный Музеем искусств Метрополитен.Пожалуй, самая известная из иллюстрированных рукописей — это Келлская книга. Фотографии и информацию можно найти в Келлской книге.

    Византийское искусство и архитектуру можно увидеть на разных сайтах. В «Византийском искусстве» есть фотографии некоторых из самых известных средневековых архитектурных сооружений, мозаик и скульптур. В этот период часто изображалась Дева Мария, и многие произведения византийского искусства можно увидеть в музее «Культ Марии в средние века».

    Следующей эрой средневекового искусства и архитектуры был период Каролингов.Раннее средневековье: Меровингов, Каролинги, Оттоновцы демонстрируют несколько примеров этой работы, а «Образы из всемирной истории: синтез Каролингов: миниатюры» содержат отличные фотографии миниатюр, популярных в то время.

    Романская эпоха 11 и 12 веков хорошо известна своими архитектурными элементами, примеры которых можно изучить в отделе романского искусства. Церкви и соборы были украшены фресками с библейскими сценами и сложными архитектурными элементами.Металлургия была на пике развития, и ее мастера изготовили множество декоративных сцен и посуды для этих церквей. Еще один источник информации — Корпус романской скульптуры в Великобритании и Ирландии, организация с информацией о романском периоде.

    Многие французские соборы можно увидеть на сайте Питтсбургского университета «Средневековая архитектура во Франции». Одна страница этого сайта, средневековая домашняя страница Сен-Дени, показывает многие детали собора Сен-Дени. Средневековые картины на юге Франции также являются хорошим источником информации о многих аспектах французского средневековья.

    В Британии образцы архитектуры и витражи готического периода можно найти в English Gothic. Примеры французской готики можно найти в Средневековом искусстве и архитектуре: французская готика.

    На других участках представлены различные замки, построенные в средневековый период. В одном источнике, «Средневековая история, замки», перечислены несколько веб-страниц с источниками.

    Характеристики немецкой романской архитектуры


    />

    Архитектурный персонаж

    Стиль очень похож на северный итальянский. Романский.Районы Рейна обладают наиболее развитой Романская архитектура, и стиль имеет меньше местных разновидностей, чем что из Франции. Планы церквей отличаются тем, что западные и восточные апсиды, и нет большого западного входа, как в Франция. Общий архитектурный облик богат умножение круглых и восьмиугольных револьверных головок в сочетании с многоугольные купола и использование аркадных галерей под карнизами. Наиболее богато орнаментированы дверные проемы и капители. смелые и эффективные в исполнении.Похоже, что впервые вольтизм был принят в Рейнском регионе. церкви примерно через пятьдесят лет после его всеобщего принятия во Франции.

    Основные образцы немецкой романской архитектуры

    • Церковь аббатства Гернроде (958-1050) — базиликанского типа с тройной восточной апсидой
    • S. Godehard, Hildsheim (1133 г.) — базиликанский тип с тройной восточной апсидой
    • Церковь Апостолов, Кельн (1220-50 гг.) — показано ниже
    • Санта-Мария-им-Капитолий (девятый век) — тройной дизайн
    • Вормсский собор (1100–1200) — типичный собор того периода — показано ниже
    • Экс-ла-Шапель (768-814)
    • Церковь аббатства Лаах (1093-1156)
    • Любекский собор (1173 г.) — кирпичная архитектура, типичная для Северной Германии

    Планы

    Вормский собор (таблица 105g; сравните 105c ниже).[Щелкните изображение, чтобы увеличить его.]

    Нефы и нефы сводчатые в квадратные бухты, один сводчатый отсек нефа равен двум проходам, как на плане Вормсского собора (табл. 105г) и церкви Апостолы, Кельн (табл. 105с; см. ниже).

    Хор всегда апсидальный и часто приподнятый, как в Ломбардии, допускать склепы внизу. Западный и восточный трансепты встречаются, контрастируя в этом отношении с итальянскими примерами, и более пересечение башни, иногда восьмиугольной (фото 106), обычно найденный.Часто встречаются западные апсиды (табл. 105g), как в Треве. и церковь аббатства в Лаахе, и апсиды также встречаются в концы трансептов, как в церкви апостолов в Кельне (Таблица 105c).

    Церковь Апостолов в Кельне (таблица 105c; сравните 105g выше). [Щелкните изображение, чтобы увеличить его.]

    Многочисленные башни квадратной, круглой или многоугольной формы, создавали богатый и разнообразный очерк, обычно два на восточном конце, по бокам апсиды, и два на западном конце, соединены галереей (№№106 и 107г). Башни поднимаются в последовательных историй, а характерный финал состоит из четырех фронтоны и крутая крыша, с каждого фронтона поднимаются шатровые стропила (Тарелка 107г).

    Стены

    Глухие стены нарезаны плоскими пилястрами, соединены горизонтально рядом небольших арок, выходящих из кронштейнов (пластины 105d и 107e). Из-за небольшого масштаба эту любимую функцию можно рассматривать как струнный курс или карниз.

    Слева: частичный внешний фасад, Вормский собор.Плита 105д. В центре: Карниз от карниза трансепта, Worms. Пластина 107е. Справа: вид на Апсиду, Церковь Апостолов, Кельн. Плита 104.

    Открытые аркады встречаются под карнизами крыш, особенно круглых. апсиды (№№ 104 и 106). В церквях иногда бывает triforium и всегда фонарь.

    Вид на Вормский собор с северо-востока. Табличка 106. Щелкните изображение, чтобы увеличить его.]

    Открытий

    Склонности к ажурности не обнаружено. В окна обычно одиночные, реже группируются (табл. 106; см. выше).Дверные проемы (№№ 105 и 107н ниже; см. Сразу) размещаются сбоку, редко на западе фронт или трансепт заканчивается.

    Слева: дверной проем Вормсского собора. Тарелка 107н. Справа: Башни Лимбургского собора с характерными крышами башен. Тарелка 107гр.

    Крыши

    В районе Рейна полукруглая бочка хранилище поддерживалось полубочковыми сводами над проходами, система что постепенно привело к завершению готического свода. Деревянные крыши также использовались для больших пролетов.Крыши башен и шпили любопытные формы, являются особенностью стиля. Фронтон на каждом фасад башни с высокими скатными пересекающимися крышами (фото 107g; см. непосредственно выше) общие, последние образуются пересечениями плоскостей между соседними сторонами прилегающих фронтонов, образующих пирамиду, являясь шагом в эволюции роста шпиля.

    Колонны

    Аркады нефов обычно строились из квадратные опоры, с прикрепленными полуколоннами, и оловянное устранение опоры и колонны — любимая немецкая фишка.Столицы (Таблицы 107c, d, f и h — ± см. Непосредственно ниже), хотя и выделены жирным шрифтом, но хорошо спроектированы, превосходя более поздние готические образцы.

    Четыре образца немецких капителей в романском стиле. Пластины (пластины 107c, d, f и h)

    Багет

    (см. Стены). — Это, как правило, равнодушные дизайн, но капители и основания имеют отличительную форму, ведущую от римского через романский до готического.

    Орнамент

    Внутри плоские ровные поверхности были иногда украшается фресками, а традиции и образцы раннехристианские и византийские мозаичные украшения были продолжено в цвете.На севере использовались цветные кирпичи, а были непригодны для богатого убранства, поэтому подходили для отсутствие скульптурной листвы.

    Список литературы

    Флетчер, Банистер и Банистер Ф. Флетчер. История архитектуры на сравнительном методе для ученика, мастера и любителя. 5-е изд. Лондон: Б. Т. Бэтсфорд, 1905.



    Викторианский
    Интернет


    Визуальный
    Искусство


    Архитектура


    Романский
    Возрождение

    Последнее изменение 11 марта 2014 г.

    Каковы характеристики средневековых соборов?

    Историки выделили два основных типа средневековых соборов, обычно классифицируемых как романские и готические.Соборы в романском стиле обычно строились примерно между 800 и 1200 годами нашей эры. Готические соборы, как правило, строились между 1200 и 1500 годами нашей эры. Большинство историков считают, что романский стиль архитектурного строительства во многом заимствован из архитектурных традиций Византии и Римской империи. Средневековые соборы, построенные в готическом стиле, обычно включали больше декоративных украшений и обычно включали архитектурные достижения, которые позволяли использовать большие окна и более высокие потолки.

    Витраж из средневекового собора.

    Основные характеристики романской архитектуры в средние века, как правило, включают очень толстые, прочные каменные стены, маленькие окна и большие столбы, предназначенные для поддержки крыши собора.В то время архитекторы использовали многочисленные каменные своды при строительстве соборов, вероятно, потому, что они считали, что эта архитектурная особенность может ограничить ущерб от пожара в случае пожара. Арки также встречаются во многих средневековых соборах в романском стиле. Обычные арки часто использовались для архитектурной поддержки, но слепые арки, как их называют, часто встраивались в стены этих соборов в качестве декоративного элемента. Кроме того, многие соборы, построенные в романском стиле, были крестообразными по своей конструкции, имели более одной высокой башни и часто имели проходы, идущие по сторонам интерьера вдоль нефа.

    Готические соборы, как правило, больше и лучше освещены, чем средневековые соборы в романском стиле, потому что в этих сооружениях были реализованы архитектурные новшества, которые позволили сделать стены более тонкими и светлыми, а окна побольше.Большинство историков архитектуры приписывают изобретение аркбутана появлением готических архитектурных стилей. Эта особенность позволила архитекторам того времени поддерживать тяжелую каменную крышу собора снаружи, так что стены и внутренние столбы не должны были быть такими толстыми, чтобы предотвратить обрушение собора.

    Большинство средневековых соборов с большими витражами выполнено в готическом стиле.Готические соборы, как правило, также имеют гораздо более высокие потолки, хотя обычно они включают арки, своды и колонны. Соборы в готическом стиле, как правило, гораздо более богато украшены, особенно снаружи. Горгульи, скульптурные религиозные сцены, статуи религиозных деятелей и даже небольшие юмористические скульптуры могут появляться на соборах в готическом стиле. Эти соборы часто строились с внутренними проходами по сторонам нефа, и многие также содержали небольшие частные часовни и святыни, построенные по сторонам нефа.

    Большинство историков считают, что средневековые соборы строились группами неквалифицированных рабочих, которых обычно инструктировали хорошо обученные и знающие ремесленники.Строительство собора обычно заказывалось епископом епархий, который обычно собирал пожертвования от общины, особенно от тех, кто умирает, для финансирования проекта. Историки считают, что большие средневековые соборы, вероятно, считались необходимыми для размещения многих религиозных паломников, которые путешествовали по Европе в то время, проходя через различные общины, чтобы воздать должное важным христианским святыням.

    Добавить комментарий

    *
    *

    Необходимые поля отмечены*