Что такое стиль модерн: «Модéрн» — происхождение и значение слова
8 отличий стиля модерн
Главная
Журнал
Ар нуво, либерти и модерн
Модерн процветал в Европе с 1890-х гг. до начала Первой мировой войны, в период индустриализации, массового производства и урбанизации. Он считался универсальным стилем, призванным объединить изобразительное и прикладное искусства. Органические формы использовались во всем – от книжной иллюстрации до дизайна мебели и интерьера. Стиль модерн был распространен повсеместно: не только в частных домах, но и в интерьерах европейских вокзалов, чайных, универмагов и т.д.
Сегодня мы узнаем модерн по характерным плавным линиям, цветочным орнаментам, геометрическим формам и использованию символических фигур. Но как же он сформировался и как воссоздать его сегодня?
ИСТОКИ
Стиль модерн своими корнями уходит во вторую половину XIX-го века, когда в Англии зародилось «Движение искусств и ремесел».
В обоих направлениях схожие принципы и механизмы дизайна, однако модерн отличался тем, что процветал благодаря технологическим разработкам, которые сделали возможным массовое производство товаров, тогда как «Движение искусств и ремесел» было категорически против массового производства.
Впервые термин «модерн» был упомянут в бельгийском журнале L’Art Moderne в 1884 году применительно к группе скульпторов, дизайнеров и художников-реформаторов Les XX, основателями которой стали Джеймс Энсор (1860-1949) и Тео ван Риссельберг (1862-1926). Дух нового движения быстро распространился по всей Европе, и вскоре его имя было переведено на разные языки: югендстиль в Германии, стиль либерти в Италии, стиль Тиффани в Америке, сецессион в Австрии, ар-нуво во Франции и пр.
Ар-нуво был популяризирован знаменитой парижской художественной галереей Maison de l’Art Nouveau, которой руководил Зигфрид Бинг.
С самого начала мастера, работающие в стиле модерн, выступали за единство всех искусств – живописи, скульптуры и ДПИ. Они стремились объединить искусство с повседневностью, создавая красивые предметы, которые бы улучшили жизнь людей.
Как и сторонники «Движения искусств и ремесел», мастера модерна считали, что эстетические ценности должны сочетаться с высокими стандартами мастерства, а произведения искусства должны быть одновременно красивыми и функциональными.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АР-НУВО
— Волнистые асимметричные линии.
— Флоральные мотивы – цветочные стебли и бутоны, виноградные лозы.
— Крылья насекомых или других природных объектов с тонкими изящными формами и силуэтами.
— Изящные или ритмичные, кнутообразные линии.
— В графике линия подчиняет все другие графические элементы – форму, текстуру, пространство и цвет; в архитектуре и дизайне трехмерная форма поглощается органическим, линейным ритмом, создавая слияние структуры и орнамента.
Ар-нуво был популярен до 1920-х гг., когда на смену ему пришел более строгий, сдержанный, но не менее роскошный стиль ар-деко.
КАК СОЗДАТЬ ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА В СТИЛЕ АР-НУВО?
Чтобы выдержать стилистику ар-нуво в интерьере, важно следовать нескольким простым правилам.
1. Стены.
В стиле модерн обычно используются приглушенные и мягкие цвета. Стоит отдать предпочтение серым, горчичным, коричневым, оливковым или сиреневым оттенкам. Уместны будут и обои с эффектным рисунком. Однако важно соблюдать баланс и, возможно, выделить лишь одну стену.
2. Пол.
Чтобы достоверно воссоздать стиль модерна, пол должен быть выложен паркетом или отделан деревом среднего тона. Также допускается светлый, практически белый, пол.
3. Свет.
Интерьер в стиле модерн можно дополнить выразительной лампой Tiffany. Эффектные витражи на тяжелом бронзовом основании – культовый образец стиля.
4. Декор.
Аксессуары в стиле модерн должны быть как можно более декоративными. Предпочтительнее выбирать предметы с изогнутыми линиями и плавными динамичными формами. Это могут быть не только самостоятельные предметы, а, например, витражи-вставки в дверях, шкафах или зеркалах, или же фурнитура.
Коллекция дверных ручек Nouveau, PullCast, Covet House
Возврат к списку
Модерн (стиль) | это… Что такое Модерн (стиль)?
Моде́рн (от фр. moderne — современный) или Ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») — художественное направление в искусстве, больше популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: « тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siecle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.
Альфонс Муха.
Мод Адамс как Жанна д’Арк. Афиша 1909г.
Содержание
|
Общая характеристика
В 1860—1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей.
В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы. Уильям Моррис (1834—1896) создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмёрдо (англ.) (1851—1942) использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике.
Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича».
Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.
В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России.
Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. После 1910 значение модерна стало угасать.
Архитектура в стиле модерн
Основная статья: Архитектура модерна
Дом Бальо (1906, арх. Антонио Гауди)
Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).
Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.
Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антонио Гауди. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.
Чугунное литьё
- Гимар, Эктор (Hector Guimard) — Франция
Модерн в изобразительном искусстве
Художники
- Густав Климт — Австрия;
- Альфонс Муха — Чехия;
- Выспяньский, Станислав — Польша;
- Тороп, Ян (Jan Johannes Theo Toorop) — Голландия;
- Морис Дени, Эдмон-Франсуа Аман-Жан (Edmond-Francois Aman-Jean) — Франция;
- Ходлер, Фердинанд (Ferdinand Hodler) — Швейцария;
- Джованни Сегантини (Giovanni Segantini) — Италия;
- Жорж Леммен (Georges Lemmen), Фернанд Кнопф (Fernand Khnopff) — Бельгия;
- Жорж де Фер (Georges de Feure) — Голландия;
- Герда Вегенер — Дания;
- Наби, Люсьен Леви-Дюрмэ (Lucien Levy-Dhurmer) — Франция;
- М. А. Врубель;
- А. Н. Бенуа;
- Васнецов, Виктор Михайлович;
- Малютин, Сергей Васильевич;
- Нестеров, Михаил Васильевич;
- Поленов, Василий Дмитриевич;
- Л. С. Бакст, К. А. Сомов, Мир искусства — Россия.
thumb|Густав Климт, Поцелуй. 1907—1908 гг. | Морис Дени. Из серии История Амура и Психеи | Фернан Кнопф. Искусство, или нежность сфинкса. 1896. | Лев Бакст. Ужин. 1902 |
В. Серов. Похищение Европы. 1910 | М. Врубель. Пан. | К. Сомов. Портрет М. Кузмина | Маска на здании (Москва) |
Скульпторы
Огюст Роден (Амур и Психея)
- Франтишек Билек (Frantisec Bilek) — Чехия;
- Роден, Огюст (Auguste Rodin), Камилла Клодель, Аристид Майоль — Франция;
- Ж. Минне — Бельгия;
- Г. Обрист — Германия.
Интерьер в стиле модерн
Дизайн мебели и предметов интерьера
- Мажорель, Луи (Louis Majorelle), Галле, Эмиль (Emile Galle), Эмиль Андре (Emile André), Эжен Валлен (Eugène Vallin), Камил Готье (Camille Gauthier), Жак Грубер (Jacques Gruber) — Франция;
- Рихард Римершмид (Richard Riemerschmid) — Германия;
- Гюстав Бови (Gustave Serrurier-Bovy), Хенри Ван де Вельде (Henry Van de Velde) — Бельгия;
- Тонет (Thonet), Коломан Мозер (Koloman Moser) — Австрия;
- Франтишек Билек (Frantisec Bilek) — Чехия;
- И. А. Фомин — Россия.
Прикладное и станковое искусство
Ваза мастерской братьев Дом, Школа Нанси, ок. 1900 года
Художественное стекло
- Галле, Эмиль (Emile Galle), Daum Freres — Франция;
- Тиффани, Луис Комфорт (Louis Comfort Tiffany) — США;
- Loetz — Чехия;
- Вильгельм Вагенфельд — Германия.
Посуда, керамика
- Тед Сикорский (Tade Sikorski & Zsolnay Vilmos (ZSOLNAY ART POTTERY) — Венгрия;
- Огюст Делаэрш (Auguste Delaherche), Клеман Массье (Clement Massier), Александр Биго (Alexandre Bigot) — Франция;
- VILLEROY & BOCH — Германия.
Витражные конструкции
- Жак Грюбэ (Jacques Gruber), Гимар, Эктор (Hector Guimard) — Франция;
- Орта, Виктор (Victor Horta) — Бельгия;
- Тиффани, Луис Комфорт (Louis Comfort Tiffany) — США;
- Муха, Альфонс Мариа — Чехия.
Ювелирное дело, металл, гравировка
- Gorham — США;
- WMF — Германия;
- Арчибальд Нокс (Archibald Knox) — Великобритания;
- Феликс Бракмонд (Felix Bracquemond), Лалик, Рене (Rene Lalique), Жорж Фуке (Georges Fouquet), Галле, Эмиль — Франция.
Книжное дело
Афиши, литографии, рекламный плакат
- Муха, Альфонс Мариа — Чехия;
- Эжен Грассе (Eugene Grasset) — Швейцария;
- Анри де Тулуз-Лотрек (Henri Toulouse Lautrec) — Франция.
Книжная иллюстрация и графика
- Бердслей, Обри Винсент (Aubrey Beardsley) — Великобритания;
- Генри Ван де Вельде (Van de Velde) — Бельгия;
- Теофил Александр Стейнлан (Theophile Alexandre Steinlen) — Швейцария;
- Йохан Торн Прайккер (Johan Thorn Prikker) — Голландия.
Библиография
- Берсенева А. Архитектура модерна. Екатеринбург, 1992
- Берсенева А. Европейский модерн: венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991
- Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. М., 1990
- Володина Т. Модерн: Проблемы синтеза. «Вопросы искусствознания» 2-3/94, М., 1994
- Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. М., 1992
- Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1т., 1993.
- Кириченко Е. И. Проблемы развития русской архитектуры середины XIX — начала ХХ вв. М., 1989
- Крастиньш Я. А. Стиль модерн в архитектуре Риги. М., 1988.
- Миллер, Джудит. Путеводитель коллекционера. Модерн. АСТ, 2005 ISBN 5-17-028689-9
- Нащокина, М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — М.: Жираф, 1998. — 315 с. — 500 экз. — ISBN 5-89832-006-7
- Нащокина М. В. Московский модерн. М., изд. Жираф, 2005 ISBN 5-89832-042-3
- Нащокина М. В. Московский модерн. Проблема западноевропейских влияний. М., 1999
- Нащокина М. В. Сто архитекторов московского модерна. М., 2000
- Неизвестный Фаберже… Каталог. М., 2003 ISBN 5-901772-08-3
- Николаева С. И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. М., Издательство «Директмедиа Паблишинг», КноРус, 2003.
- Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. Галарт, 2001
- Сарабьянов Д. В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М. , 1980
- Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX-начала XX века. М., 1984
- Фар-Беккер, Г. Искусство модерна. Konemann, 2004 ISBN 3-8331-1250-6
- Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект. «Вопросы философии», № 4, 1992
- Эстетика Морриса и современность. Под ред. В. П. Шестакова. М., 1987
См. также
- Медиафайлы по теме Модерн в изобразительном искусстве с Викисклада.
- Медиафайлы по теме Модерн в архитектуре с Викисклада.
- Модернизм
- Постмодерн
- Танец модерн
- Гуцульская сецессия
Ссылки
- Мебель в стиле модерн: Франция работы мастеров школы Нанси и Парижской «Шестерки»
- Пример стиля Модерн в Риге
- История мебели и интерьера — Стиль Модерн
- 48 эскизов мебели и интерьера в стиле Модерн из каталога «Art nouveau decoration & ameublement», Париж, 1898 год
- Rene Beauclair, эскизы ювелирных изделий в стиле Модерн, Париж, 1901-02 год
- Виртуальная галерея живописи художников стиля модерн
- Шедевры архитектуры и скульптуры стиля модерн
- Статья «Ар нуво, метро и Гимар»
- Архитектура московского модерна
- Brumfield W. C. The Origins of Modernism in Russian Architecture. — Berkley: University of California Press, 1991.
- Модерн. С сайта «История дизайна»
- Художник стиля модерн Фердинанд Ходлер. Картины и биография
- [1]
- Рекламный Плакат Эпохи Модерн
- «Русская архитектура 1830-1910-х годов» — Е.И. Кириченко, Москва ‘Искусство’ 1978
Что такое современный стиль декора?
Форма следует за функцией
По
Тоня Ли
Тоня Ли
Тоня Ли — эксперт по домашнему декору с 20-летним стажем, специализирующаяся на написании статей об декорировании с ограниченным бюджетом. Ее опыт в области домашнего декора начался, когда она устроила витрины для бутика домашнего декора, получив двойную степень бакалавра в области керамики и визуальных коммуникаций. На протяжении многих лет она и ее муж-архитектор реконструировали каждый из принадлежащих им домов.
Узнайте больше о The Spruce’s Редакционный процесс
Обновлено 24. 02.22
Факт проверен
Джессика Врубель
Факт проверен Джессика Врубель
Джессика Врубель имеет опыт работы писателем и редактором, работая в различных изданиях, газетах и публичных библиотеках, помогая со справочной информацией, исследованиями и специальными проектами. В дополнение к своему опыту журналистики, она более 15 лет занимается просветительской деятельностью на темы здоровья и хорошего самочувствия как в классе, так и за его пределами.
Узнайте больше о The Spruce’s Редакционный процесс
Ель / Кристофер Ли Фото
Слово «современный» — одно из самых неправильно используемых словосочетаний в декорировании. Современный стиль, который часто путают с современным стилем, основан на дизайнерском движении, зародившемся на рубеже 20-го века. В мебели и декоре в современном стиле преобладают натуральные материалы, нейтральные или землистые цвета и устранение ненужных деталей. В то время как вы можете увидеть ряд цветов в современном стиле, современные стили будут иметь монохроматические цвета.
История современного стиля декора
Уходящий корнями в немецкую и скандинавскую архитектуру и дизайн, современный стиль прост и неприукрашен. Он связан с эпохой махинаций и часто упоминается как период с 1920-х по 1950-е годы. Движение стиля модерн продолжало набирать популярность в первой половине 20-го века, а более поздние производные этого стиля известны как модерн середины века и постмодерн.
Что включает в себя скандинавская архитектура?
Скандинавская архитектура и дизайн предполагают яркие, нейтральные цвета; открытые пространства; и большие окна, все предназначено для максимального увеличения количества света в пространстве. Акцент делается на четких линиях и натуральных материалах, которые создают ощущение простоты и комфорта.
Одним из ключевых убеждений современного дизайнерского движения является идея о том, что «форма следует за функцией». Другими словами, конструкция всех предметов обстановки и декора должна отражать их прямое назначение, а если какая-либо деталь обстановки, декора или украшения не имеет практического назначения, то ее можно исключить.
Типичные характеристики современного пространства
Эта философия, лежащая в основе современного стиля, делает его идеальным выбором для тех, кто любит простые, лаконичные пространства с четкими линиями и отсутствием вычурных украшений. Он хорошо сочетается с открытыми планами этажей, которые сопровождали развитие этого стиля.
Если вы думаете об оформлении помещения в современном стиле, вот несколько вещей, которые вы должны знать:
- Структурные элементы (такие как бетон или балки), которые часто оставляют открытыми
- Акцент на горизонтальных и вертикальных линиях с меньшим количеством кривых
- Отсутствие суетливости или пушистости
- Низкая горизонтальная мебель с четкими линиями
- Торжество естественного света и некрашеных окон
- Натуральные материалы, такие как неокрашенное дерево, металлы, кожа и натуральные волокна
- Нейтральная или «естественная» цветовая палитра
- Отражающие поверхности, такие как сталь, хром или стекло
- Натуральная древесина и шпон
Современный и современный стиль
Современный стиль не рождается из определенной эпохи. Он меняется с течением времени и может включать в себя современные элементы. Например, еще через несколько десятилетий новый стиль будет называться современным, потому что он в моде. Современная мебель имеет более характерные формы и часто может включать изогнутую мебель.
Начиная с 1990-х годов современный декор следовал минималистской тенденции и может включать в себя резко контрастирующие цвета с черным и белым, в то время как модерн основан на нейтральных тонах, а не на резком и холодном. Современные предметы могут быть просто декоративными, в то время как современные предметы должны иметь функцию.
Битва за определение современного стиля, вероятно, продолжится, поскольку она широко обсуждается. Но в своей основе современный стиль отражает определенную эпоху. Тем не менее, многие люди включают элементы современного стиля в свои дома и офисы из-за его простого и функционального характера. Поскольку многие люди стремятся к простоте в жизни — а упор делается на расхламление — возможно, их привлечет современный стиль, потому что он, кажется, все упрощает. Это согласуется с тенденцией дизайна пространств с открытой концепцией.
Статья Источники
The Spruce использует только высококачественные источники, в том числе рецензируемые исследования, для подтверждения фактов в наших статьях. Прочтите наш редакционный процесс, чтобы узнать больше о том, как мы проверяем факты и делаем наш контент точным, надежным и заслуживающим доверия.
Мигдол, Эрин. Что такое современная архитектура? Центр Гетти . 2020.
Современный и современный стиль дизайна: в чем разница?
Для большинства людей термины дизайна современный и современный звучат так, как будто они означают одно и то же, и словарное определение поддерживает эту интерпретацию, поскольку эти слова считаются синонимами. Но для домашних дизайнеров и специалистов по декорированию интерьеров термины «современный» и «современный» относятся к двум различным стилям дизайна. Несмотря на то, что эти два стиля украшения имеют некоторые общие характеристики, между ними также есть различия.
Что такое современные и современные стили?
Современный стиль прочно укоренился в начале-середине 19 века.00-х годов и включает в себя четкие линии с естественными цветами. Современный дизайн включает в себя тенденции здесь и сейчас.
Что такое современный стиль?
Современный стиль — это дизайн и декор движения модернизма, которое началось в самом конце 1800-х годов. Порожденный немецкой школой дизайна Баухаус и акцентом скандинавского дизайна на простоту и функциональность, современный стиль декора очень стар. В общих чертах современный декор связан с началом и серединой 20 века — 19 веком.00-х по 1950-е годы.
Современный стиль со временем превратился в модерн середины века (1950-е и 60-е годы) и постмодернизм (1970-е и 80-е годы). В то время как модерн середины века очень похож на современный дизайн со стратегически добавленными вкраплениями ярких цветов, постмодернизм – нет. Постмодернизм смел, нарушает все правила традиции, в нем есть определенная прихоть и ирония. Это больше касается формы, чем функции, что является полной противоположностью практичным функциям, присущим классическому современному дизайну.
Что такое современный стиль?
То, что называют современным стилем, стало популярным в 1970-х годах, примерно в то же время, когда популярность постмодернизма возросла. Первоначально это была смесь стилей, прежде чем она стала узнаваемой сама по себе. Современный дизайн позаимствовал элементы из модернизма и постмодернизма. Он также собрал идеи из многих других стилей, таких как ар-деко, деконструктивизм, футуризм и многое другое.
И все же «современный» стиль постоянно меняется. По прошествии каждого десятилетия современные тенденции декора всегда будут считаться современными. Он не обязательно привязан к определенному периоду времени, как современный стиль. Наоборот, это постоянно развивающийся стиль, отражающий то, что происходит сегодня.
Нажмите «Играть», чтобы узнать разницу между современным и современным стилем дизайна
Сходства
В обоих стилях также есть схожие черты. Вероятно, именно из-за этого возникает большая часть путаницы при попытке их различить. Оба стиля склонны отдавать предпочтение простым, незагроможденным пространствам с плавными, чистыми линиями и художественным чутьем. Это придает комфорт и успокаивающее ощущение в комнате, которая очень привлекательна.
Ни один из стилей не предпочитает богато украшенный дизайн или тяжелые элементы. Однако современные пространства могут часто нарушать это правило по мере изменения тенденций. В обоих стилях диваны, стулья и тахты имеют открытые ножки. Каждый из них имеет тенденцию тяготеть к отражающим поверхностям, таким как открытые металлы и стекло. Вы также найдете много открытой древесины в обоих стилях, от структурных балок до торцевых столов из необработанного дерева с металлическими основаниями.
Когда лучше выбрать современный стиль, а не современный
Поскольку современный стиль фокусируется на элементах дизайна, характерных для периода с 1900 по 1950 годы, он лучше всего подходит домовладельцу, который наслаждается эстетикой той эпохи с ее предпочтением высокофункциональным элементам и теплым естественным цветам.