Содержание

КЛАССИЦИЗМ это что такое КЛАССИЦИЗМ: определение — Философия.НЭС

Классицизм

лат. classicus – первоклассный, образцовый) художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII- начала XIX в., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому образцу. Достиг наивысшего расцвета во Франции и других европейских странах в период абсолютизма, а затем в эпоху Просвещения. Архитектуре классицизма присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки и сдержанный декор. Изобразительное искусство отличается логическим развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции, ведущей ролью главного обобщенного рисунка. К середине ХIХ в. классицизм переродился в безжизненный академизм.

Оцените определение:

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

КЛАССИЦИЗМ

лат. classicus— образцовый) — художественный метод и эстетическая теория, характерные для европейского искусства периода расцвета абсолютизма (17—18 вв.). Эстетическая программа К., наиболее полно сформулированная в стихотворном трактате Н. Буало “Поэтическое искусство” (1674), в качестве образцов в искусстве выдвигала художественные произв. античности. Но старые формы наполнялись новым идейным содержанием: воспеванием общенациональных интересов, вниманием к психологии человека. Реалистические тенденции, возникавшие в К. на основе подобной эстетической программы, вступали, однако, в противоречие с ее др. принципами, обусловленными узкосословным характером придворно-аристократической культуры, в частности с полным игнорированием “низменной” жизни низших сословий. Это приводило искусство К. к абстрактному рационализму и схематизму. Наиболее последовательное выражение К. получил во Франции (П. Корнель, Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер, Н. Пуссен и др.). В конце 18 в. в рамках К. развивается революционное искусство молодой буржуазии (т. наз. новый К.).

Оцените определение:

Источник: Философский энциклопедический словарь

КЛАССИЦИЗМ

художественный стиль в европейском искусстве конца XVI - начала XIХ веков, одной из характерных черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеалу. С точки зрения представителей классицизма, важным и ценным является лишь то, что непреходяще, неподвластно времени. Это определило и четкие нормы, требования художественных правил: каждый жанр и вид искусства имеет строгие содержательные границы и формальные признаки.

Архитектуре классицизма присуща правильная и четкая планировка, симметричность всех пространственных форм, мягкость цвета, единение зданий с элементами природы, монументальность, геометризм интерьеров.

Для скульптуры и живописи также характерны четкая разграниченность планов и ясное построение перспективы; четкость линии, светотени и света; четко зафиксированные моменты движения.

Для героев произведений характерны стойкость перед жестокостями судьбы; подчинение личного общественному, страстей - разуму и долгу, жертвенность во имя идеи. Произведениям классицизма свойственны строго организованные, ясные, логичные и гармоничные образы.

Обычно различают два этапа в истории классицизма: 1. Классицизм XVП века, сложившийся в целостную художественную систему лишь во Франции и отразивший подъем абсолютизма. 2. Классицизм XVШ - начала XIX веков, ставший уже общеевропейским стилем. Классицизм в этот период выражал гражданские идеалы, основанные на идеях Просвещения.

Крупнейшими мастерами искусства классицизма были французские художники Н. Пуссен, Ж. Давид; архитекторы Ж. Габриель и Ф. Мансар; немецкие поэты И. Гете и Ф. Шиллер.

Расцвет русского классицизма относится к последней

terme.ru

Конспект - Классицизм (кратко)

Классицизм (от лат. classicus — образцовый)
1) Литературно-художественное направление (а также эпоха и стиль) XVII— XVIII вв., сформировавше­еся во Франции и взявшее за образец античное искусство с присущими ему представлениями о прекрасном и принципами «подражания природе», соблюдения чувства меры, стремления к гармонии. Литература классициз­ма выработала свод четких законов и правил, предполагавший разделение жанров, тем и стилей.

2) Художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII — начала XVIII века. Важнейшей чертой его было обращение к образцам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Писатели ориентировались на сочине­ния греческого философа Аристотеля и римского поэта Гора­ция. Эстетика классицизма устанавливала строгую иерархию жанров и стилей.

Высокие жанры — трагедия, эпопея, ода.

Низкие жанры — комедия, сатира, басня.
Классицизм как культурное явление зародился в XVII веке в Северной Италии, в эпоху позднего Возрождения. Во Фран­ции преимущественное распространение получили низкие жанры, которые достигли такого высокого уровня, что коме­дии Мольера даже получили название «высоких комедий». Классицизм пришёл в упадок после Великой французской ре­волюции 1789-1794 годов.

Русский классицизм характеризуется обращением к нацио­нальным истокам, а не к античности. Он тоже развивался пре­имущественно в рамках «низких жанров».

3) Литературное направление, зародившееся в XVII в. но Франции в условиях становления абсолютистского государства. В качестве образца для подражания писатели-классицисты избрали античное искусство, но истолковали его по-своему. В основу классицизма положен принцип рационализма (racio). Все должно подчиняться разуму и в государстве, и в личной жизни, причем эгоистические чувства, страсти именно разумом долж­ны вводиться в рамки гражданского и нравственного долга. Тео­ретиком классицизма был французский поэт Николя Буало, изложивший программу направления в книге «Поэтическое искусство». В классицизме устанавливались определенные твор­ческие правила (нормы):

Основной конфликт произведений — борьба между эгои­стическим чувством и гражданскими долгом или между стра­стью и разумом. При этом долг и разум всегда побеждают.
В соответствии со своим отношением к общественному долгу действующие лица подразделялись на положительные и отрица­тельные. В персонажах запечатлевалось только одно качество, одна доминирующая черта (трусость или храбрость, коварство или благородство и т.д.), т.е. характеры были однолинейны.

В литературе устанавливалась строгая иерархия жанров. Все они делились на высокие (ода, героическая поэма, трагедия) и низкие (басня, сатира, комедия). В высоких жанрах изобража­лись выдающиеся события, героями были монархи, государст­венные деятели, полководцы. В них прославлялись деяния во благо государства и монархии. Язык в произведениях высоких жанров должен был быть торжественным, величавым.

В низких жанрах изображалась жизнь людей средних сосло­вий, высмеивались бытовые явления и отдельные черты харак­тера человека. Язык басен, комедий был близок к разговорному.
Драматические произведения в эстетике классицизма под­чинялись требованию трех единств: времени, места и действия. Единство времени и места означало, что действие в пьесе долж­но занимать не больше суток и причем происходить в одном месте. Единство действия предписывало линию сюжета, не осложненную побочными эпизодами.

Во Франции ведущими писателями классицизма были дра­матурги П. Корнель и Ж. Расин (в жанре трагедии), Мольер (ко­медия), Ж. Лафонтен (басня).

В России классицизм развивался с XVIII в. Хотя русский клас­сицизм имел много общего с западноевропейским, в частности с французским, но в литературе отчетливо проявлялась нацио­нальная специфика. Если западноевропейский классицизм об­ращался к античным сюжетам, то русские писатели брали мате­риал из национальной истории. В русском классицизме отчетли­во звучала критическая нота, резче было обличение пороков, более выраженным был интерес к народному языку и в целом к народному творчеству.
Представители классицизма в русской литературе — А.Д. Кан­темир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин.

gitun.com

КЛАССИЦИЗМ это что такое КЛАССИЦИЗМ: определение — История.НЭС

КЛАССИЦИЗМ

нем. Klassizismus лат. classicus - первоклассный, образцовый) - худ. стиль и направление в евр. литературе и искусстве XII - нач. XIX вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образцам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому образцу.

Оцените определение:

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история

Классицизм

лат. - образцовый) - направление в литературе и искусстве эпохи Просвещения (XVII - нач. XIX вв.), взявшее за основу образцы античности. В российской литературе - оды М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, драматургия А.П. Сумарокова, в театре - Ф.Г. Волков, в архитектуре - А.И. Баженов, М.Ф. Казаков, А.Н. Воронихин, К.И. Росси, в скульптуре - М.И. Козловский, И.П. Мартос и др.

Оцените определение:

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях

КЛАССИЦИЗМ

(от лат. classicus — образцовый) — стиль европейского искусства, культурно-эстетическое направление в XVII—XVIII вв. Ориентировался на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство. В России расцвет классицизма приходится на вторую половину XVIII — первую треть XIX вв. Архитектуре классицизма присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены с ордером и сдержанным декором.

Оцените определение:

Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие

КЛАССИЦИЗМ

стиль и направление в литературе и искусстве XVII—начала XIX вв., обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Эстетика К. устанавливала иерархию жанров: «высоких» — трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная живопись и т. д., и «низких» — комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д. Ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для драматургии характерны торжественный, статичный строй спектаклей, правило трех единств: времени, места и действия, логичность планировки. Живописцы отличаются уравновешиванием композиции, завершенностью композиции. К середине XIX в. выродился в академизм. Среди представителей К.: П. Корнель, Ж. Расин, А. Сумароков, Ж. Мольер, Г. Державин, В. Баженов, А. Воронихин, К. Росси, Э. Фальконе, Н. Пуссен и др. К числу памятников К. можно отнести дворец Малый Трианон в Версале, памятник Минину и Пожарскому в Москве, арку здания Главного штаба в Петербурге и др.

Оцените определение:

interpretive.ru

Классицизм

Классицизм (фр. «classicisme», от лат. «classicus» - «образцовый») - это художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.

Главная черта архитектуры классицизма - обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, строгости, простоты, логической ясности и монументальности. Классицизму в целом присуща регулярность планировки и четкость объемных форм. Основой архитектурного языка является определенная система, основанная на художественно оформленной стоечно-балочной конструкции, в пропорциях и формах близкая к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

В России широкое распространение классицизма относят к середине 1960-х годов, он был принят как система международной художественной культуры, в рамках которой развивался вариант стиля. Среди причин, ускоривших утверждение классицизма в России, были и практические -  развитие промышленности и рост городов вывели на первый план проблемы градостроительства и множившихся типов зданий, нужных для усложнявшейся городской жизни. А мажорно-праздничное оформление дворца невозможно распространить на весь город. Художественный же язык классицизма был универсален, в отличие от барокко. Его можно было использовать и при сооружении великолепных дворцовых построек и для обыденных жилищ, вплоть до скромных деревянных домиков на окраинах.

Классицизм создал иерархию форм, позволившую подчинить его нормам любые сооружения, выражая при этом место каждого в социальной структуре. Нормы были сведены в строгую систему. Все это вместе позволяло полно и точно осваивать стиль по чертежам и текстам теоретических трактатов, что было почти невозможно для барокко с его капризной индивидуальностью. Общий характер и уровень архитектурных решений поддерживался благодаря использованию образцовых проектов, выполненных крупнейшими мастерами. Их гравировали и рассылали во все города России. Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. К подлинным музеям классицизма под открытым небом можно отнести такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других.

Петербургский строгий классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-е гг. И.Е. Старов (1745-1808) и Джакомо Кваренги (1744-1817) - были его типичными мастерами. Их постройки отличала ясность композиционного приема, лаконичность объемов, совершенная гармония пропорций в пределах канона классицизма, тонкая прорисовка деталей. Образы построенных ими зданий полны мужественной силы и спокойного достоинства.

Примерами архитектурных сооружений эпохи классицизма в Санкт-Петербурге являются:

 

1.     Исаакиевский собор (Антонио Ринальди)

2.     Таврический дворец (И.Е. Старов)

3.     Деревянные Триумфальные Нарвские ворота (Джакомо Кваренги)

4.     Казанский собор (А.Н. Воронихин)

5.     Ансамбль стрелки Васильевского острова (Жан Тома де Томон)

6.     Церковь Святой Екатерины (Ю.М. Фельтен)

7.     Второй дворец Павла I (В.И. Баженов)

8.     Невские ворота Петропавловской крепости (Н.А. Львов)

9.     Здание Адмиралтейства (А.Д. Захаров)

 

Краткая характеристика архитектурного стиля:

Характерные черты: классицизму свойственны сдержанный декор и дорогие качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются лепные украшения и скульптуры.

Преобладающие цвета: светло-зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, светло-желтый, небесно-голубой.

Линии: строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне; плавный обобщенный рисунок; симметрия.

Форма: четкость и геометризм форм; статуи на крыше, ротонда.

Элементы интерьера: сдержанный декор; круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный свод.

Конструкции: массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные.

Окна: прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением.

Двери: прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями.

decor-spb.ru

Классицизм [Французский] — стиль, направление, искусство, черты, особенности, история, представители, вики — WikiWhat

Черты классицизма

Искусство классицизма следовало античным, то есть классическим, образцам, которые счи­тались идеальным эстетическим эталоном. В отличие от мастеров ба­рокко, творцы классицизма старались следовать твёрдо установлен­ным канонам прекрасного. Новая эпоха выработала жёсткие прави­ла, определявшие, как надо писать стихи и пьесы, как создавать картины, как танцевать и т. д. Основные принципы классицизма — строгое следование установленным нормам и величественность.

Становление классицизма

Стараниями Французской академии, основанной в 1634 г., во Франции вместо многочисленных местных диалектов постепенно утверждался единый литературный язык, что становилось важней­шим средством не только развития культуры, но и укрепления национального единства. Академия диктовала языко­вые нормы и художественные вкусы, способствуя ста­новлению общих канонов французской культуры. Становлению классицизма способствовала также дея­тельность Академии живописи и скульптуры, Акаде­мии архитектуры, Академии музыки, которые опре­деляли нормы художественного творчества в соответ­ствующих сферах искусства. Художественные каноны той эпохи формировались под влиянием философ­ского рационализма, основоположником которого являлся выдающийся французский мыслитель пер­вой половины XVII в. Р. Декарт.

Картезианство, как называют философию Декарта, утверждало веру во всесилие человеческого разума и его способность организовать всю человеческую жизнь на рациональных основах.

Ведущим поэтом классицизма и его теоретиком в сфере поэзии был Н. Буало, автор стихотворного трактата «Поэтическое искусство» (1674).

Драматургия

В драматургии, где классицизм достиг наибольшей завершённо­сти, установился принцип «трёх единств», означавший, что весь сюжет разворачивался в одном месте, в одно время и в одном дейст­вии. Высшим жанром театрального искусства признавалась траге­дия. В классической драматургии персонажи чётко различались и противопоставлялись друг другу: положительные герои воплощали только добродетели, отрицательные становились олицетворением порока. При этом добро всегда должно было побеждать зло.

Осно­воположником классической французской трагедии стал П. Кор­нель, который не только писал пьесы, до настоящего времени при­знаваемые шедеврами мировой драматургии, но и стал ведущим теоретиком театрального искусства.

Театральное искусство

Балет

Высокого совершенства в эпоху классицизма достиг балет, к которому питал слабость «король-солнце», нередко сам выходивший на сцену. Балет, пришедший из ренессансной Италии, под покровительством короля Фран­ции превратился в особый вид сценического искусства. К концу XVII в. были разработаны его каноны, превратившие балет в самое классическое из всех видов классических искусств.

Опера

Из Италии во Францию пришла также опера. Национальная оперная традиция, зародившаяся при дворе Людовика XIV, тоже формировалась в русле классицизма.

Классические каноны в живописи сформировал Н. Пуссен. Французская живопись XVII в. заложила основы великой национальной традиции, дальнейшее развитие которой принесло Франции неоспоримое первенство в области изобразительных искусств.

Портрет

см. История портрета#Эпоха классицизма

Людовик XIV отдал в распоряжение служителей муз королев­ский дворец Лувр, который приобрёл при нём свой величественный восточный фасад. Париж и его при­городы в годы правления «короля-солн­ца» украсили замечательные памятники архитектуры. «Стройки Его Величества» превратились в целую индустрию, а всё построенное тогда — это, по выражению биографа Людовика XIV, «постоянно дей­ствующая всемирная выставка шедевров французского классического вкуса».

Со времён Людовика XIV пер­венство Франции во многих сферах культуры стало общепризнан­ным. Французское влияние долгое время определяло основные на­правления развития мирового искусства. Париж превратился в центр художественной жизни Европы, в законодателя мод и вкусов, кото­рые становились образцами для подражания в других странах. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Дворцово-парковый ан­самбль Версаль

Вы­дающимся достижением той эпохи явля­ется грандиозный дворцово-парковый ан­самбль Версаль. В его сооружении участ­вовали лучшие архитекторы, скульпторы и художники того времени. Парки Верса­ля представляют собой классический об­разец французского паркового искусства. В отличие от английского парка, более ес­тественного, пейзажного по своей сути, воплощающего стремление к гармонии с природой, французский парк характери­зуется регулярной планировкой и стрем­лением к симметрии. Аллеи, цветники, пруды — всё устроено в соответствии со строгими законами геометрии. Даже де­ревья и кусты подстрижены в форме правильных геометрических фигур. Достопримечательностями Версаля стали также разнооб­разные фонтаны, богатая скульптура, роскошные интерьеры двор­цов. По мнению французского историка, никакой договор «не дал так много для славы нашей страны, как ансамбль Версаля». «Един­ственный в своём роде по пропорциям, соединяя игру всех ис­кусств, отражая культуру неповторимой эпохи», Версаль до сих пор поражает воображение посетителей.

Картинки (фото, рисунки)

  • Вид на дворец и сады Версаля
  • И. Риго. Портрет Людовика XIV
  • Ф. Хальс. Портрет Рене Декарта
На этой странице материал по темам:
  • Черты классицизма по искусству

  • Французсий классицизм

  • Характеристика стиля классицизм кратко

  • Назови какие персонажи были в классической драматургии

  • Классицизм стиль кратко antiquehistory

Вопросы к этой статье:
  • Сравните классицизм и барокко.

  • В ка­ких направлениях проявился классицизм?

  • Почему классицизм получил столь широкое распространение именно во Франции?

wikiwhat.ru

классицизм - это... Что такое классицизм?

- (от лат. classicus - образцовый) - литературное направление, сложившееся в европейской литературе XVII в., в основе которого:

1) Признание античного искусства высшим образцом, идеалом, а произведений античности - художественной нормой.

2) Принцип рационализма и "подражания природе".

3) Культ разума.

4) Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.

5) Подчеркнутая объективность повествования.

6) Строгая иерархия жанров.

Высокие: трагедия, эпопея, ода (в них изображаются общественная жизнь, история; действуют герои, полководцы, монархи). Средние: письма, дневники. Низкие: комедия, сатира, басня (предмет изображения - повседневная жизнь обычных людей). Смешение высокого и низкого жанров не допускалось. Образцами простого (низкого), среднего и высокого стилей считались в К. три произведения римского поэта Вергилия соответственно: "Буколики" (герой - пастух), "Георгики" (герой - пахарь) и "Энеида" (герой - вождь). Авторы классицистического направления не должны были выходить из круга предписанных стилем образов и сюжетов. Ведущий жанр К. - трагедия.

Художественное произведение К. организуется как искусственное, логически построенное целое, для которого характерны строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; герои строго разделяются на положительных (идеализируются) и отрицательных. Крупнейшими представителями европейского К. были П. Корнель, Ж.-Б. Мольер, Ж. Расин, теоретиком - Н. Буало (автор поэмы-трактата "Поэтическое искусство").

Рождение русского К. относят к 20 - 30-м гг. XVIII в. Наиболее полно черты этого направления проявились в творчестве таких русских писателей, как А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин и др.

Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.

literary_criticism.academic.ru

Стиль классицизм


Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный и архитектурный стиль, направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

Классицизм прошел в своем развитии три этапа:

* Ранний классицизм (1760-е — начало 1780-х)
* Строгий классицизм (середина 1780-х — 1790-е)
* Ампир (от фр. empire — «империя»)
Ампир — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трех первых десятилетий XIX века; сменился эклектическими течениями.

Хотя такое явление в европейской культуре как классицизм, коснулось всех проявлений искусства (живопись, литература, поэзия, скульптура, театр), этой статье мы рассмотрим классицизм в архитектуре и интерьере.

История возникновения классицизма

Классицизм в архитектуре пришел на смену помпезному рококо, стилю который с середины XVIII века уже широко подвергался критике за чрезмерную усложненность, напыщенность, манерность, за усложнение композиции декоративными элементами. В этот период в европейском обществе все большее внимание стали привлекать идеи просвещения, что нашло свое отображение в архитектуре. Таким образом внимание архитекторов того времени привлекли простота, лаконичность, четкость, спокойствие и строгость античной и прежде всего греческой архитектуры. Возрастающему интересу к древности способствовали открытие в 1755 г. Помпеи с богатейшими художественными памятниками, раскопки в Геркулануме, изучение античной архитектуры на юге Италии, на основе которых формировались новые взгляды на римскую и греческую архитектуру. Новый стиль — классицизм стал естественным результатом развития архитектуры Возрождения и ее трансформации.

Знаменитые архитектурные сооружения классицизма:

Основные признаки классицизма

Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки.

Преобладающие и модные цвета

Белый, насыщенные цвета; зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, небесно-голубой

Линии стиля классицизм

Строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне, плавный обобщенный рисунок, симметрия

Форма

Четкость и геометризм форм, статуи на крыше, ротонда, для стиля ампир — выразительные помпезные монументальные формы

Характерные элементы интерьера классицизма

Сдержанный декор, круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи, античный орнамент, кессонный свод, для стиля ампир военный декор (эмблемы), символы власти

Конструкции

Массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные

Окна классицизма

Прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением

Двери стиля классицизм

Прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; возможно украшенные львами, сфинксами и статуями

Архитекторы классицизма

Андреа Палладио (итал. Andrea Palladio; 1508—1580, настоящее имя Андреа ди Пьетро) — великий итальянский архитектор позднего Возрождения. Основоположник палладианства и классицизма. Вероятно, один из самых влиятельный архитекторов в истории.

Иниго Джонс (Inigo Jones; 1573—1652) — английский архитектор, дизайнер и художник, который стоял у истоков британской архитектурной традиции.

Клод-Никола Леду (Claude Nicolas Ledoux; 1736—1806) — мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма. Ученик Блонделя.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских ученых, так и архитектурные фантазии Пиранези. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишенных конструктивной функции.

В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. Многие иностранные архитекторы, работавшие в России, только здесь смогли наиболее полно проявить свой талант. Среди них следует назвать итальянцев Джакомо Кваренги, Антонио Ринальди, француза Валлен-Деламота, шотландца Чарльза Камерона. Все они в основном работали при дворе в Петербурге и его окрестностях.

В Британии ампиру соответствует так называемый «регентский стиль» (крупнейший представитель — Джон Нэш).

Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и другими общественными зданиями в духе Парфенона.

Типы сооружений стиля классицизм

Характер архитектуры в большинстве случаев остался зависимым от тектоники несущей стены и свода, который стал более плоским. Важным пластическим элементом становится портик, в то время как стены снаружи и изнутри членятся мелкими пилястрами и карнизами. В композиции целого и деталей, объемов и планов преобладает симметрия.

Цветовое решение характеризуется светлыми пастельными тонами. Белый цвет, как правило, служит для выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники. Интерьер становится более светлым, сдержанным, мебель простой и легкой, при этом проектировщики использовали египетские, греческие или римские мотивы.

С классицизмом связаны наиболее значительные градостроительные концепции и их реализация в натуре конца XVIII и первой половины XIX в. В этот период закладываются новые города, парки, курорты.

Классицизм в интерьере

Мебель эпохи классицизма — добротная и респектабельная, изготавливалась из ценных пород дерева. Большое значение приобретает фактура дерева, выступая в качестве декоративного элемента в интерьере. Предметы мебели зачастую отделывались резными вставками из ценных пород дерева. Элементы декора более сдержанные, но дорогие. Формы предметов упрощаются, линии выпрямляются. Происходит выпрямление ножек, поверхности становятся проще. Популярная расцветка: красное дерево плюс легкая бронзовая отделка. Стулья и кресла обиваются тканями с цветочным орнаментом.

Люстры и светильники снабжаются хрустальными подвесками и достаточно массивны в исполнении.

В интерьере присутствует также фарфор, зеркала в дорогих рамах, книги, картины.

Цвета этого стиля зачастую имеют четкие, почти первичные желтые, синие, а также лиловые и зеленые тона, причем последние используются с черным и серым цветами, а также с бронзовыми и серебряными украшениями. Популярен белый цвет. Нередко употребляются цветные лаки (белый, зеленый) в сочетании с легкой позолотой отдельных деталей.

В настоящее время стиль классицизм может быть с успехом использован как в просторных залах так и в небольших комнатах, но при этом желательно, чтобы в них были высокие потолки — тогда этот способ декорирования обеспечит наибольший эффект.

Для создания интерьера в классицистическом стиле дизайнеры обычно подбирают соответствующие ткани, как правило, в эту тему хорошо вписываются яркие, богатые сорта текстиля, в том числе гобелены, блестящая тафта и бархат.

  • < Назад
  • Вперёд >

stilys.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о