Живопись романского стиля: Романский стиль в живописи

Романский стиль в живописи

Романское изобразительное искусство подчинено архитектуре, оно разнородно в различных видах. Храм объединял все виды искусства и был средоточием творческой деятельности народа. Значительные памятники романского стиля в живописи 11–12 веков созданы во Франции, которая была центром формирования нового искусства. В убранстве интерьера романского храма, так же как в храмах эпохи Каролингов, большое место принадлежало фреске.

Новым явлением были витражи (вид живописи из цветных кусочков стекла, соединенных свинцовым каркасом и заключенных в бронзовые, мраморные или деревянные рамы), которые заполняли оконные проемы апсиды и капелл и получили особое развитие в эпоху готики. На темной стене собора витражи образовывали яркие цветовые пятна, оживляя пространство рефлексами. В витражах изображались сюжеты из священной истории, житий святых – популярной литературы того времени. Среди них иногда размещались изображения ремесленников, горожан.

Многоцветные фресковые росписи покрывали пестрым ковром поверхности апсиды, стен нефов, притвора и сводов. Плоскостной характер живописи с локальными тонами и контурным рисунком подчеркивал массивность стен. Цикл фресок церкви Сен-Савен сюр Гартан в Пуату (конец 11 – начало 12 века) привлекает увлекательным рассказом, содержащим множество занимательных, наивно переданных жизненных наблюдений в изображении эпизодов библейской истории.

Эпически размеренный тон рассказа, прерывающийся порою выражением эмоций, сложные и прихотливые движения и повороты фигур, свободный и легкий ритм рождают впечатление внутренней напряженности и беспокойства, которые свойственны и романской скульптуре. К лучшим композициям церкви Сен-Савен относится «Постройка Вавилонской башни», где плоскостность изображения не лишает сцену, изображающую моменты строительства башни, живости. С эскизной легкостью исполнена фреска нартекса на сюжет Апокалипсиса. Мчащийся во весь опор на коне архангел Михаил, преследующий дракона, полон экспрессии.

О светской живописи можно судить по так называемому ковру из Байе (11 век, Париж, Байе, собор), в котором прослеживается другая особенность романской живописи – реалистические тенденции. На плотном ковре (70 м в длину и 50 см в ширину) цветной шерстью вышиты эпизоды завоевания Англии норманнами в 1066 году. Повествование отличается мерным эпическим строем. События, происходящие одновременно, передаются как следующие одно за другим, подробно и обстоятельно передаются детали. Остро подмечены энергичные, порою уродливые движения всадников и коней, сумятица рукопашной схватки, плывущие по морю корабли; в бордюр вплетаются мотивы фольклора. Выразительные, резко очерченные силуэты, декоративность яркого цвета усиливают эмоциональное воздействие вышивки и придают ей легендарно-фольклорный оттенок. Шпалеры и вышитые ковры в убранстве интерьеров играли не только утилитарную, но и декоративную роль, они украшали парадные и жилые покои, в праздничные дни – стены храмов.

Заменяя настенные росписи, они сообщали мрачным средневековым интерьерам нарядный вид.

Большим разнообразием отмечена достигшая расцвета во Франции романская миниатюра, иллюстрирующая евангелия, библии, хроники. К замечательным образцам романской миниатюры линеарно-плоскостного стиля относятся написанные плотным, ярким, густым цветом «Апокалипсис» из Сен-Севера (между 1028 и 1072 годами, Париж, Национальная библиотека), «Книга перикоп Генриха II» (начало 11 века, Мюнхен, Баварская государственная библиотека, миниатюры в рукописи относятся к произведениям лиутарской группы, школа Райхенау времен аббата Витиго, 985-997 годы) и Евангелие Амьенской библиотеки (конец 11 века). Торжественно-спокойные или полные экспрессии, они отличаются колористической насыщенностью, соответствующей пронизывающим фигуры страстям.

История зарубежного искусства ►

Романская живопись | Artrue

Краткая характеристика и история стиля с примерами.

Романская живопись (1000–1200 годы)

В истории христианского искусства термин «романский» является довольно расплывчатым и относится к различным дисциплинам искусства, включая архитектуру, скульптуру и живопись. Этот термин, описываемый данную школу живописи, историки считают еще менее точным и содержательным, чем термин «Готика». Трудно установить точную хронологию направления, так как в разных странах оно развивалось в разное время.

Апостол Петр принимает ключ. Книга перикоп Генриха II.

Если романская скульптура характеризуется, по большей части, реалистичными работами, то романскую живопись отличает формальность стиля, лишенного натурализма и гуманизма. Можно сказать, что готической утонченности предшествует романская строгость. В романской живописи преобладают линейные конструкции, создающие величественное спокойствие или, в качестве альтернативы, взволнованную выразительность. Декоративных характер романских витражей, манускриптов, алтарей, картин и других произведений можно рассматривать как своего рода мост между восточным византийским и западным готическим искусством.

Бог взывает к Ною. Сен-Сернен сюр Гартамп.

В целом, романское искусство отражает рост политической и экономической стабильности в Европе. Высокие налоги и обложение церковной десятиной предоставляли средства на строительство новых церквей и их украшение статуями, фресками, картинами, которые, в свою очередь, привлекали в церкви все больше горожан и тем самым увеличивали прибыль церковных учреждений.

Сцены из жизни Давида. Библиотека уинчестерского собора.

Характеристика стиля

Индивидуальный стиль романской живописи начинает формироваться вслед за периодом Каролингов и Оттеновского Возрождения. Для него характерно использование фресок, темперы и восковой живописи. Стоит отметить, что выбор красок и цветовых пигментов средневекового мастера был ограничен.

Три волхва из псалтыря Св. Олбана.

В Италии

Период романского искусства в Италии длился несколько дольше, чем в других странах. Быстрое развитие направления можно связать прямыми контактами с Востоком. Продолжительность обусловлена тем, что романское искусство было заключено в руках старых и известных мастеров, таких как Дуччо ди Буонинсенья, Чимабуэ и Джотто ди Бондоне, продолжавших создавать свои работы с приходом готического периода.

Фреска в капелле Сан-Сильвестро

Во Франции

Французская живопись Средних веков была менее подвержена византийскому влиянию, чем, например, Италия и Испания. Как правило, художники этой страны придерживались традиций Каролингского возрождения.

Фрески в Сен-Савен.

В Испании

Нигде не найти такого обилия романской живописи, предвещающей начало готического периода, как в Испании и одном из ее регионов — Каталонии. Иконографические темы церквей и алтарей главным образом сосредотачивались на представлении Христа и Богородицы.

Фреска в церкви Сан Клементе

В Англии

Трудно дать общее представление о романской живописи Англии, так как о ней известно, по большей части, из иллюстрированных рукописей. Многие фрески, картины и другие объекты искусства до наших дней не дошли, хотя, несомненно, могли помочь в формировании оценки направления.

В Германии и Австрии

Изобразительное искусство Германии и Австрии между девятым и одиннадцатым столетием представляет собой сложную смесь романской и более ранней средневековой живописи, а почти полное исчезновение и потеря произведений искусства также добавляют сложность в анализ.

В Венгрии и Чехии

Исторически сложилось, что эти страны сыграли важную роль в развитии романского искусства. Архитектура и живопись Венгрии и Чехии отражают идеи направления и обладают ярко выраженным восточным влиянием.

Что именно изучает история искусств?

История искусств — это дисциплина социальных наук , изучающая эволюцию искусства во времени. Сосредоточьте эти исследования на анализе художественного самовыражения человека в разные периоды существования человечества и того, как это представляло их особое видение окружающего мира с помощью различных техник и художественных проявлений. История искусств как наука позволяет классифицировать исследования о различных культурах и устанавливает энциклопедические знания о том, как они проявляются в каждый из исторических периодов, определяя характеристики, которые делают их отличительными.

Эта наука также является результатом тесной связи и сотрудничества между различными междисциплинарными науками. Поддержка, которую история искусств получает от различных дисциплин, и все большее число современных изощренных методов приводят к более полному и точному изучению художественных проявлений, которым она посвящена, среди которых: скульптура, архитектура, живопись, керамика, музыка, текстиль, изделия из металла, производство стекла и другие, хотя диапазоны, которые в настоящее время достигаются, выходят за рамки так называемого изобразительного искусства.

Каждая из сотрудничающих наук вносит свой особый вклад в видение событий, формировавших художественное наследие человечества на протяжении веков, среди них: археология, антропология, химия, геология, история, биология, архитектура и многие другие. История наук наиболее достоверна.

 

Постоянное получение обновленной информации о художественном наследии человечества помогает нам сегодня лучше понять красоту и ценность художественных произведений наших предков, а также анализировать уровень сложности, с которым они были созданы, и их связь с их историческими, религиозный, философский и социальный контекст.

Изучение уровней навыков художников или ремесленников в каждой культуре; также помогают понять влияние, которое они получили от других предыдущих или современных культур, и то, как эти навыки, в свою очередь, повлияли на навыки их собственных потомков. Несомненно, эти влияния, прошедшие через века, определили то, как сегодня создаются вещи не только с художественной точки зрения, но и с практическими функциями.

Артефакт вне надлежащего контекста, который включает в себя другие очень важные факторы для человека, ограничивает оценку настоящей ценности, они могут казаться даже красивыми или хорошо законченными, но без истории, которая их окружает, их ценность не может быть оценена с полной честностью . Искусство носило по существу элитарный характер на протяжении большей части истории человечества и долгое время было доступно только богатым классам; совсем недавно эти произведения искусства приобретают то значение, которое они действительно имеют в глазах широких масс.

 

Наслаждайтесь искусством сегодня благодаря обширной сети изучения, распространения и сохранения всего художественного наследия, созданного человечеством на протяжении всей его истории. Предстоит еще многое сделать для повышения эффективности сохранения исторических мест и артефактов и защиты их от вандализма и разграбления.

Начиная с 20-го века появилось множество учреждений, фондов, музеев и галерей, государственных и частных, занимающихся анализом и каталогизацией произведений искусства, а также их надлежащей экспозицией для широкой публики по различным темам, которые не ограничивается только так называемым изобразительным искусством.

Художественная комната в Музее Ринглинга и Мейбла в Сарасоте, Флорида. Музей открыт каждый понедельник бесплатно для посетителей этой художественной комнаты

. Следует отметить, что рост средств массовой информации и охват ими различных социальных слоев населения был очень важен для распространения сообщений о необходимости обучения. и сохранить искусство и артефакты в наши дни. Этот важный труд способствовал распространению новых художников и эстетических форм, которые, тем не менее, показывают нам свою связь с культурным наследием прошлого. Новые технические и художественные возможности выражения , которые они фактически разрабатывают, будут изучаться и будущими поколениями.

Так или иначе, искусство стало более доступным для масс, и влияние этих художественных произведений можно увидеть в бесчисленных формах выражения или дизайнерских тенденциях современного художника. Любители искусства и истории в целом увеличивают сегодня количество интернет-страниц, посвященных донесению идеи искусства, через огромное количество страниц, тематика которых столь же разнообразна, как и само искусство.

Чтобы знать, как и где человечество должно управлять своим будущим, нам нужно узнать о История искусства и наши прошлые сокровища, черпайте из этого мудрого потока информации необходимое вдохновение для увеличения духовного обогащения настоящего и будущих поколений.

Кампаниформная шнуровая керамика

Пожалуйста, посетите список категорий, чтобы получить доступ к ссылкам на периоды искусства или культуры.

Вы можете связаться со мной по адресу [email protected] или по электронной почте geogle+ Elena Victorero
Я хотел бы узнать ваше мнение, но имейте в виду, что плагин «Askimed» настроен на блокировку спам-комментариев, поэтому, пожалуйста, укажите свое настоящее имя (имя человека). ) и комментарии, которые можно понять, также вносят свой вклад в содержание или дизайн блога.

Ваше мнение очень важно для меня, но я не буду одобрять спам-комментарии.


Руководство для начинающих по романскому искусству – Smarthistory

Первый интернациональный стиль со времен античности

Термин «романский», означающий «римский стиль», впервые был придуман в начале девятнадцатого века. Сегодня он используется для обозначения периода европейского искусства со второй половины одиннадцатого века по двенадцатый (за исключением региона вокруг Парижа, где готический стиль возник в середине двенадцатого века). В некоторых регионах, таких как центральная Италия, романский стиль продолжал существовать до тринадцатого века. Романский стиль — это первый интернациональный стиль в Западной Европе со времен античности, который распространился по всему Средиземноморью и на север до Скандинавии. Передачи идей способствовало увеличение количества поездок по маршрутам паломничества к святыням, таким как Сантьяго-де-Компостела в Испании (паломничество — это путешествие к священному месту) или вследствие крестовых походов, проходивших по территории Византийской империи. Однако существуют отличительные региональные варианты — например, тосканское романское искусство (в Италии) сильно отличается от того, что производится в Северной Европе.

Живопись + скульптура + архитектура

Мастер Таулла, роспись апсиды, Сан-Клементе-ин-Таулл, ок. 1123 (Museu Nacional d’Art de Catalunya — MNAC, Барселона)

Отношение искусства к архитектуре, особенно к церковной архитектуре, является основополагающим в этот период. Например, настенные росписи могут повторять кривизну апсиды церкви, как в настенной росписи апсиды церкви Сант-Климент-ин-Таулл (также известной как Святой Климент), и это самый важный вид искусства, появившийся в этот период. была архитектурная скульптура — скульптура использовалась для украшения церквей, построенных из камня.

Многие скульпторы, возможно, начинали свою карьеру как каменщики, и в этот период между архитектурой и скульптурой в церквях наблюдается замечательная согласованность. Двумя наиболее важными скульптурными формами, появившимися в это время, были тимпан (пространство в форме люнета над входом в церковь) и историческая капитель (капитель, включающая повествовательный элемент, обычно эпизод из Библии или жизнь какого-либо христианина). святой). Один из самых известных тимпанов находится на западном входе в Отенский собор (ниже )  что представляет собой, как и подобает этой части церкви, Страшный суд. Надпись ( Gislebertus hoc fecit » «Гислеберт сделал меня») у основания гигантской неподвижной фигуры Христа в центре содержит имя художника или руководителя мастерской, изготовившей ее, хотя предполагалось, что что это может относиться к первоначальному покровителю, который отвечал за доставку реликвий Лазура в Отун в каролингский период.

Страшный суд Тимпан , с. 1130-46, Центральный портал, Западный фасад, Собор св. Лазара, Отен, Франция

Влияние Древнего Рима

Призвание святых Петра и Андрея , c. 1160, Монстери Сант-Пере-де-Родес, Испания

Одним из факторов, влияющих на романский стиль, как следует из названия, является древнеримское искусство, особенно скульптура, которое сохранилось в больших количествах, особенно в южной Европе. Это видно, например, на мраморном рельефе, изображающем призвание св. Петра и св. Андрея, с переднего фриза церкви аббатства Сант-Пере-де-Родес на каталонском побережье. Отпечаток античности просматривается в глубоких подрезах складок драпировки, эффекте, достигаемом римским приемом сверла, индивидуализации ликов.

Классическое влияние также часто передавалось через посредников, в первую очередь через византийское искусство (особенно ткани и живопись), а также через более ранние средневековые стили, вобравшие в себя элементы классической традиции, такие как оттоновское искусство.

The Bury Bible, c.1130-1135, Bury St Edmunds, England, Corpus Christi College, MS 2, fol. 94

Иллюстрации в Погребенной Библии  были, например, убедительно сопоставлены с византийскими настенными росписями в церкви в Асину на Кипре, что позволяет предположить, что их художник — некий Мастер Хьюго (имя художника необычно в течение этого периода) видели их или аналогичный источник. Монастыри, такие как Бери-Сент-Эдмундс в Восточной Англии в Англии (где Похороните Библию ) были важными центрами производства, особенно для написания и оформления рукописей. Погребенная Библия — хороший пример замечательных достижений монашеских скрипториев в романский период.

Монастыри были не единственными центрами производства. Романское искусство также связано с городами, которые были возрождены и расширены в этот период — впервые после падения Римской империи — в результате широкой экономической экспансии (примеры включают Ассизи в Умбрии с его романским собором или недавно основанный город Пуэнте-ла-Рейна на севере Испании на пути паломничества в Сантьяго-де-Компостела).

Шкатулка с трубадурами , гр. 1180, 21 x 15,6 x 11 см, из Аквитанского двора, Лимож, Франция (Британский музей)

Романское искусство по большей части религиозно в своих образах, но отчасти это вопрос того, что сохранилось, и там являются примерами светского искусства того периода. Необычным является ларец в Британском музее, продукт лиможского мастерства, сделанный из дерева с нанесенной на него выемчатой ​​эмалью (полученной путем нагрева порошкового стекла, помещенного в канавки, выдолбленные из бронзовой пластины). Он украшен сценами куртуазной любви, вдохновленными поэтами-трубадурами из Прованса.

Металлоконструкции

Ставело Триптих , ок. 1156-8, золото и эмаль, 48 x 66 см, открытая (Библиотека и музей Моргана)

Различие между изобразительным и декоративным искусством возникает только в эпоху Возрождения и не применяется в этот более ранний период. Во всяком случае, наиболее высоко ценимыми произведениями искусства в романский период были изделия из металла, сделанные из драгоценных металлов, которые часто использовались для хранения реликвий (что характерно для части тела святого или, в случае на небо — предметы, связанные с ним, такие как фрагменты так называемого истинного креста, на котором, как считалось, был распят Христос).

Примером этого является реликварий, известный как Триптих Ставело. . Он состоит из центральной панели, обрамленной боковыми крыльями, которые можно закрыть, формат дизайна, заимствованный из византийского искусства, но созданный в бенедиктинском монастыре Ставело в регионе Мосан в современной Бельгии в середине двенадцатого века. Триптих был заказан аббатом, человеком по имени Вибальд, который, как мы знаем, много путешествовал и который приобрел во время поездки в Константинополь две византийские эмалевые пластины, встроенные в центр триптиха, которые содержат то, что считалось фрагментами настоящий крест.

Настенная роспись из церкви Сан-Клементе в Каталонии

Роспись апсиды церкви Сан-Клементе является хорошим образцом романского стиля. Церковь расположена в отдаленной долине на севере Каталонии (северо-восток современной Испании) и типична для красивых каменных церквей, возникших в этом регионе в романский период. Картина должна была быть написана на свежей штукатурке, нанесенной на стены церкви (она была передана на хранение в Музей каталонского искусства в Барселоне в начале ХХ века). На картине доминирует гигантская фигура Христа в мандорле (ореол вокруг тела священного человека), представленная в том виде, в каком он появится в конце времен, как описано в Книге Откровения.

Мастер Таулла, роспись апсиды, Сант-Клемент-ин-Таулл, ок. 1123 (Национальный музей искусства Каталонии – MNAC, Барселона)

Мария (фрагмент), мастер Таулья, роспись апсиды, Сант-Клемент (Национальный музей искусства Каталонии – MNAC, Барселона)

Христос представлен характерно снаружи масштаба к другим цифрам, чтобы указать его статус. Его голова искажена, вытянута и очень геометрична, и у него пронзительные гипнотические глаза. По обе стороны от него написаны греческие буквы «альфа» и «омега» (начало и конец), и одной рукой он благословляет, а другой держит открытую книгу со словами 9На ней написано 0003 Ego sum lux mundi  (Я свет миру). Под ним находится столь же вытянутая и искаженная фигура Девы Марии, которая держит чашу с кровью Христа, изображение Святого Грааля, которое предшествует самому раннему письменному описанию предмета. Ее присутствие в схеме симптоматично для растущего культа Девы Марии в этот период.

Было бы такой же ошибкой считать отсутствие натурализма в этой картине признаком отсутствия художественной компетентности, как это было бы в работе Пикассо. Скорее это указывает на то, что его художник (настоящее имя которого нам неизвестно) заинтересован не в воспроизведении внешнего вида, а скорее в передаче чувства священного и передаче религиозных учений церкви. Пикассо (выросший в Барселоне) очень восхищался каталонским романским стилем, и знаменательно, что позже в своей жизни он хранил плакат с этой картиной в своей мастерской на юге Франции. Мы живем в мире, насыщенном образами, но в романский период люди редко сталкивались с ними, и такой образ производил огромное впечатление.

 


Дополнительные ресурсы:

Романское искусство в Хронологии истории искусств Метрополитен-музея в Хайльбрунне

Романское искусство в Национальном музее каталонского искусства (видео)

 

4 90

Больше изображений Smarthistory…

Цитируйте эту страницу как: Д-р Андреас Петцольд, «Руководство для начинающих по романскому искусству», в Smarthistory , 8 августа 2015 г.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*