Здания в стиле барокко в россии: Елизаветинское барокко в архитектуре Санкт-Петербурга (СПб)

Содержание

Елизаветинское барокко в архитектуре Санкт-Петербурга (СПб)

Елизаветинское барокко – уникальный стиль в архитектуре, который появился в Российской империи во времена правлении Елизаветы Петровны – дочери Петра Великого. Расцвет данного направления пришелся на XVIII столетие и, пожалуй, одним  из ярчайших творцов, создававших проекты и строящих объект в этом стиле, стал известный итальянский архитектор Растрелли.

Растрелли
Елизавета Петровна

Особенности елизаветинского барокко в архитектуре

Время нахождения у власти Елизаветы известно многими положительными изменениями, произошедшими в жизни молодой Российской империи, которые также отразились на архитектуре столицы, которая постепенно становилась ярким символом могущества государства.

К основным характерным чертам елизаветинского барокко относят:

  • огромное количество декоративных деталей;
  • пластичность;
  • многообразие украшений;
  • использование контрастных цветовых решений;
  • трехчетвертные колонны;
  • пилястры;
  • масштабное декорирование внутреннего пространства;
  • отдельные черты и элементы традиционного русского зодчества.

Постройки елизаветинского барокко крайне многообразны и интересны для любого человека, который увлекается архитектурой и может часами наслаждаться произведениями строительного искусства, дошедшими до наших времен сквозь века.

Елизаветинское или растреллевское барокко?

Главным мастером нового российского стиля в архитектуре стал Растрелли, который до начала работы по указам Елизаветы успел потрудиться для Анны Иоановны. В свое время он посетил Москву, где внимательно изучил традиции отечественного зодчества, элементы которого он использовал в своих новых проектах.

Первым зданием в елизаветинском барокко от Растрелли стал летний дворец, однако до наших дней это величественное сооружение не сохранилось, так как было выстроено из дерева. В дальнейшем мастер поработал над большим числом других, не менее интересных проектов.

Примеры елизаветинского барокко от Растрелли:

Дворец в Петергофе

Собор в Киеве

Екатерининский дворец

Зимний дворец, где в настоящее время располагается Эрмитаж, стал одним из последних и главных творений великого архитектора. С начала строительства было запланировано очень величественное здание, площадь которого составляла более 60 000 м2, на которой планировалось разместить около полутора тысяч отдельных помещений. На тот момент, здание было самым высоким в Санкт-Петербурге, причем, императрица даже издала специальный указ, в соответствии с которым в городе запрещалось строительство более высоких сооружений.

Зимний дворец

В разных городах существует множество построек, которые можно отнести к описываемому стилю, в том числе, храмы в стиле елизаветинского барокко. В Санкт-Петербурге среди религиозных объектов обязательно стоит поговорить о Смольном монастыре, который по мнению многих исследователей является вершиной творчества Растрелли. Собор украшен огромным количеством декоративных деталей и украшений и изначально должен был иметь только один купол, однако Елизавета настояла, чтобы здание сильнее соответствовало православной традиции, потому должно было иметь 5 куполов.

Другие мастера

Елизаветинское барокко в СПб далеко не полностью создано Растрелли, к примеру, над Екатерининским дворцом трудились и другие архитекторы, снискавшие заслуженную славу спустя века: Квасов и Чевакинский.

По мнению искусствоведов, Квасов является автором Спаса на Сенной, заложенной в 1753году. До нас дошли только фотографии данного сооружения. Также квасов построил дворцы для аристократов рядом с Санкт-Петербургом.

А по трудам Чевакинского были возведены некоторые корпуса дворца Екатерины, а также многочисленные дома для чиновников в пределах города.

история и примеры :: SYL.ru

Барокко – один из самых красивых стилей. Обилие золота, причудливые канделябры, неординарные формы и изысканные украшения – вот, что характеризует эту эпоху. Несмотря на то, что этот стиль такой уникальный, многие люди не могут отличить его от рококо или ампира. Сегодня мы заполним этот пробел в знаниях и поговорим о барокко в России.

Немного о стиле

Барокко в переводе с итальянского означает «причудливый». Это слово хорошо описывает стиль, причем в различных его вариациях. Как это всегда и бывает, за простотой и скромностью идет роскошь и богатство.

В XVI в. на смену ренессансу приходит барокко. Стиль зарождается в Италии, где люди остро чувствуют нехватку прекрасного. Они готовы лицезреть любое искусство, даже иллюзорное. Благодаря новой тенденции итальянцы смогли быстро и дешево преобразить свои города. Ведь жителям не нужны были новые строения, им нужно было улучшить внешний вид тех, что существуют уже не один век. Благодаря виртуозной реставрации на зданиях появляются барельефы и росписи. Декора становится много, и он используется повсеместно. Украшаются здания, интерьеры, предметы искусств, одежда. Люди соскучились по красоте, им надоели четкие линии и вездесущая симметрия.

При ком барокко стало популярно в нашей стране?

Барокко в России появилось при Петре I. И оно разительно отличалось от европейского аналога. Россия, вообще, медленно поддавалась каким-либо влияниям. Поэтому, несмотря на то что стиль барокко пришел в нашу страну в XVII в., большого развития он не получил. В России все еще господствовал ренессанс, и все строительство велось под влиянием этого стиля. Барокко в нашей стране первое время проявлялся только в скромном декоре зданий. Лепнину белили и использовали не только для внутреннего убранства дворцов, но и для внешней отделки.

Барокко в архитектуре

С XVIII в. в России идет активное строительство. Барокко только начинает набирать популярность и в открытом виде архитекторы применять его боятся.

Стиль зданий барокко в России имеет уникальную особенность: они отличаются друг от друга стилистически. Это объясняется тем, что все крупные постройки возводились по желанию того или другого знаменитого дворянского рода. Князья Голицыны и Нарышкины имели разное представление о прекрасном, так и получилось, что барокко стало голицынским и нарышкинским. Самые значительные постройки в этих стилях: церковь Покрова в Филях, Новодевичий монастырь, Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. Все это строилось в Москве, а как же дела обстояли в Санкт-Петербурге?

Зимний, Воронцовский, Строгановский дворцы с XVIII в. украшают Северную столицу. Архитектором этих зданий стал Ф. Растрелли. Нельзя не восхищаться талантом человека, который смог не только построить невероятные дворцы, но и распланировать парковый ансамбль. Именно в это время в России появляются регулярные парки, в которых архитектура и природа находятся в гармонии.

Барокко в интерьере

Внутреннее убранство дворца должно было гармонировать с его наружностью. Интерьер считался как бы продолжением архитектуры. Зачастую именно архитектор и занимался оформлением убранства комнат. Интерьерный стиль барокко в России характеризуется богатым убранством стен.

Для их оформления используется лепнина, деревянные балки, тканые обои. Арки и ниши применяются редко. Потолок должен был служить продолжением стены, на стыке акцента не делали. Зачастую лепнина с горизонтальной плоскости переходила на вертикальную. Часто в украшении потолков использовались фрески. Чтобы добиться большего эффекта, пол в комнатах делали под мрамор. Использовали керамическую плитку, но и дерево применяли довольно часто. Паркетные полы из моды не выходят.

Барокко в мебели

Мастера по дереву смогли полностью реализовать все свои творческие идеи в XVIII в. Ведь именно тогда свой рассвет переживало барокко в России. Во дворцы стали завозить как мебель отечественного производства, так и заграничную. Главной особенностью кресел служил резной декор спинки. Волны, цветы, анималистические мотивы — художники давали волю своей фантазии.

Мебель всегда имела тканевую обивку, которая подбиралась под шторы или обои. Диваны того времени очень напоминали кресла, соединенные между собой. Прямоугольные столы уходят в прошлое, и их место занимают круглые массивные столешницы, на ножках, выполненных в виде львов, баранов, женских голов и т. д. Несмотря на свои габариты, визуально мебель казалась легкой и утонченной. Этот эффект достигался за счет лакированных и золоченых деталей, которые часто перекликались со стенами и потолками залов.

Предметы декора в барокко

Вещи, которые украшали дворцы знати в этот период, были разнообразны. Примерами барокко в России могут служить зеркала разных размеров. Их рамы обязательно были украшены лепниной, причем чаще всего позолоченной. Такие предметы искусства вешали не только в дамских будуарах, но и в гостиных. Люди уже в XVIII в. умели визуально расширять помещение за счет зеркал. Живопись в позолоченных рамках занимала почетное место в любом дворце.

Так как барокко было иллюзорным искусством, то ценились даже не столько подлинные живописные полотна, как сюжеты на них изображенные. В гостиных можно было видеть копии с работ Рубенса и Рембрандта, а также в моде были полотна малоизвестных художников, которые писали французские пейзажи и интерьерные картины.

Из мелких декоративных элементов дамами почитались шкатулки всевозможных форм. В них хранилось все подряд, от украшений и безделушек, до семейных реликвий и любовных писем. Мужчины же предпочитали, украшая свой кабинет, отдавать дань науке. Именно поэтому на стенах развешивались карты мира, а на столе устанавливался глобус.

Барокко в скульптуре

Самым талантливым скульптором этой эпохи был Лоренцо Бернини. По его творчеству можно охарактеризовать те черты, которые так хотели видеть люди в искусстве. В первую очередь – это динамика. Скульптурные изваяния людей находятся в движении и при этом испытывают какие-либо эмоции. Ярким примером является работа Бернини «Похищение Прозерпины», реалистичными кажутся не только главные персонажи, но даже цербер, стоящий рядом. Лоренцо любил изображать тела обнаженными, но приличия времени требовали, чтобы скульптура выглядела скромно. В связи с этим скульптор нашел выход, он драпировал фигуры в ткани, которые подчеркивали изгибы тела и красиво ниспадали складками.

Так как барокко было склонно к изяществу и богатству, скульптуры изготавливали из мрамора. Маленькие статуэтки, которые украшали столы и комоды, делали из бронзы. Скульптура того времени не несла никакого функционального назначения. Украшение и единство с интерьером или экстерьером — вот была ее главная задача.

Барокко в мужской моде

В XVIII в. украшательство в любой форме считается необходимым. Национальное своеобразие стиля барокко в России проявляется в архитектуре, но не в костюме. Петр I впервые стал широко распространять европейскую одежду. А так как законодательницей мод считалась Франция, то наши предки активно копировали костюмы зарубежных джентльменов. Все больше стиралась уникальность между странами, и теперь на любом балу все мужчины выглядели идентично. Зарубежная мода не обошла стороной и прически. Как все мы с детства знаем, Петр I, вернувшись из Голландии, первым делом приказал всем боярам подстричь бороды. Гладковыбритое лицо и сильно напудренный парик, вот как должна была выглядеть голова мужчины XVIII в.

Барокко в женской одежде

Убранство гардероба любой придворной дамы завораживало взгляд. Наряд был подобен архитектуре в стиле барокко. В России в XVIII в. стали пользоваться популярностью французские платья. Женщины носили пышные юбки с подъёмником из китового уса. Теперь не приходилось мучиться от жары нижнего наряда, но на смену этому неудобству пришло другое – корсет. Девушки в погоне за тонкой талией часто так сильно затягивали ленты, что порой просто теряли сознание. Нет необходимости говорить, что для украшения платьев использовались золотые нити и обилие кружева. Именно в XVIII в. в женскую моду вошли высокие каблуки. Порой на них ходили даже мужчины низкого роста.

Прически в стиле барокко в России были своеобразны. Чаще всего парикмахеры сооружали сложные конструкции, которые фиксировали большим количеством муки и желатина. Спать с такой прической было практически невозможно, но и разбирать ее девушки не хотели. Услуги парикмахеров стоили больших денег, менять причёску к каждому балу было не всем по карману.

Барокко в украшениях

Каждый стиль вносит в искусство что-то новое. Конечно, если учесть, что мода ходит по кругу, то не стоит выкидывать все свои вещи с приходом новых трендов. Но вот с ювелирными изделиями такого никогда и не происходило, по крайней мере, в России. Искусство барокко внесло в украшения новую жизнь. Изменилась не только форма, но и содержание. Причем как в прямом, так и в переносном смысле слова. Девушки с удовольствием надевали сережки, которые были выполнены в форме причудливого цветка. Их даже не смущал тот факт, что такие украшения очень тяжелые и при постоянной носке они сильно деформируют уши. Красота требовала жертв. В моду входят длинные сережки, но не легкие и ажурные, а массивные. Они должны были быть украшены натуральными камнями и иметь волнообразные края. Та же тема прослеживается и в колье. Тонкие цепочки сложно было увидеть на шее у женщин, а вот массивные украшения демонстрировались на балах часто. Подчас придворные дамы, стараясь выглядеть красиво, надевали на себя все лучшее сразу. Их головы украшали ободки, на шее было колье, руки были обвиты браслетами, а на пальцах красовались огромные кольца.

Барокко в музыке

Рассказывая о культуре, нельзя не упоминать и о музыке. Ведь она всегда шла рука об руку с театральным искусством. Раньше послушать музыку можно было только в церкви, опере и в театре. Но так как стиль барокко в России отличался от европейского, соответственно, и музыкальные предпочтения наших предков были немного иные, чем во всем мире. Слишком долгое господство средневековой музыки сказалось на вкусе публики. Людям хотелось не чего-то проникновенного, а чего-то более легкого, но в то же время мелодичного. В России не были распространены католические церкви, в которых проходили органные концерты, соответственно, к такой музыке наш народ был не приучен. Зато клавесин пользовался популярностью. Из великих композиторов того времени стоит отметить Иоганна Себастьяна Баха и Вивальди.

Барокко сегодня

Сегодня в искусстве наблюдается возврат к прошлому. Архитектура барокко в России пользуется популярностью. Стоит только посмотреть, сколько людей в период отпусков проводит свое время не на море, а в Петербурге. Сегодня в моде роскошь, а где же еще искать вдохновение дизайнерам, как не в искусстве барокко? В России 18 век породил целую плеяду талантливых художников, скульпторов и живописцев. Плодами их труда до сих пор вдохновляются все творческие личности. Так в чем же сегодня проявляется стиль барокко? Конечно, в искусстве интерьера. Люди хотят жить в роскоши: сидеть на мягких стульях с причудливыми спинками, спать на массивных деревянных кроватях с балдахинами и, конечно, видеть в своих квартирах небольшие бронзовые статуэтки. Во внутренней отделке помещения все чаще встречается керамическая плитка, паркетный пол и даже тканевые обои.

Люди украшают свои интерьеры зеркалами в массивных рамах и расставляют на столах живые цветы.

Сегодня в моде одежда в стиле барокко. Это, конечно, современная интерпретация нарядов прошлого. Благодаря бренду D&G модницы стали покупать платье, обильно украшенное вышивкой, куртки и джинсы, расшитые имитацией жемчуга.

А также крупные серьги и колье — обязательный атрибут любой стильной девушки.

Архитектура барокко — Википедия

Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре (и связанной с ним литературе, музыке) и архитектуре.

Истоки архитектуры барокко

Корни барокко уходят в архитектуру эпохи Возрождения. Первый, действительно большой и величественный ансамбль создан в Ватикане Браманте. Это двор Бельведер протяжением 300 метров, который был построен в едином стиле при сохранении различных функций зданий (Бельведер с античными скульптурами, регулярный сад, Ватиканская библиотека и театр под открытым небом). Но все формы архитектуры довольно спокойные, уравновешенные. Это ещё не барокко.

Идею Браманте по созданию ансамбля из нескольких зданий подхватил Виньола (1507—1573). Он не имел таких возможностей как Браманте в использовании многих стройматериалов и площадей. Поэтому его ансамбль виллы Джулия для папы римского Юлия III (понтифик в 1550—1555 годах) был небольших размеров. Вилле присущи уже все черты барокко — единый ансамбль с павильонами, садом, фонтаном, ступеньками различных типов, связывающие террасы разного уровня. Вилла ещё сильно отделена от окружающей среды, замкнута на себя, как большинство зданий Возрождения, а её архитектура тоже уравновешена, как и большинство сооружений эпохи Возрождения.

Напряжённость, гигантские размеры и эмоциональную насыщенность архитектуре привьёт Микеланджело. Именно в произведениях Виньола и позднего Микеланджело исследователи видят истоки архитектуры барокко.

Маньеризм и барокко

Свой вклад в архитектуру барокко сделал и маньеризм. Несмотря на все недостатки и капризы, мастера маньеризма подхватили эстафету интеллектуальных поисков, высокой эрудиции, виртуозного мастерства, научности и передали её архитекторам раннего барокко (Джакомо Делла Порта, Доменико Фонтана, Карло Мадерна).

Именно в это время (по потребностям общества) возникают типы величественного городского дворца, барочного монастыря, загородной виллы с дворцом и барочным садом. Фасад церкви Иль Джезу в Риме (архитектор Джакомо делла Порта) стал образцом для строительства многих церквей как в Италии, так и далеко за её пределами (Париж, Гродно, Львов и др.)

От маньеризма барокко унаследовало также влечение к необычному, удивительному, поразительному. Особенно это отразилось в ландшафтной архитектуре, садах и парках барокко (гигантская скульптура или гигантская же гротескная маска, театр под открытым небом, необычное здание с экзотическими деталями и т. п.) Ещё большим влечением к необычному обозначенные коллекции — гравюр, минералов, иностранных растений (и оранжереи для них), создание кабинетов с первыми музейными коллекциями.

Архитектура барокко в Италии

Следующее поколение архитекторов барокко воспитает великого итальянского архитектора Борромини.

Именно Борромини смело отходил от классических канонов, авторитетных решений, прежних правил, проектировал помещения невиданной сложности. Это Борромини настоящий наследник эмоциональной насыщенной архитектуры Микеланджело Буонарроти, больший, чем Лоренцо Бернини или Пьетро да Кортона.

Интересный путь как архитектор барокко прошёл Ювара. Он начинал как сценограф и помощник в перестройке театральных зданий. Не все его проекты нашли своё воплощение. Но от здания к зданию он набрал опыт. Если Доменико Фонтана (1543—1607) или Франческо Каратти (?—1675) использовали тип удлинённого дворца-блока без игры объёмов, Ювара усиливает выразительность своих дворцов диагональными построениями, ризалитами, игрой различных объёмов. Декор становится всё более сдержанным, не избегает руста, пилястр и колонн, таких привычных для классицизма. Но здания не становятся образцами классицизма, сохраняя величие, разнообразие и красоту именно барокко. Важным отличием архитектурного стиля Ювары стали чрезвычайно выразительные силуэты зданий (замок Ступиниджи, Мадридский королевский дворец, особенно базилика Суперга).

Многие мастера Италии, не находили на родине ни заказов, ни применение своим знаниям. Известно участие мастеров Италии ещё в построении готических соборов Франции.

В XVII веке архитекторы Италии развезли новые архитектурные идеи по всей Западной Европе.

Барокко в Священной Римской империи

Барокко в переводе означает: жемчужина неправильной формы. В XVII веке

Искусство и архитектура барокко | Определение, характеристики, художники, история и факты

Искусство и архитектура барокко , изобразительное искусство, проектирование и строительство зданий, появившиеся в эпоху истории западного искусства, которая примерно совпадает с 17 веком. Самые ранние проявления, которые произошли в Италии, относятся к последним десятилетиям 16-го века, в то время как в некоторых регионах, особенно в Германии и колониальной Южной Америке, некоторые кульминационные достижения барокко не произошли до 18-го века.Произведение, которое отличает период барокко, стилистически сложное, даже противоречивое. В целом, однако, в основе его проявлений лежит желание вызывать эмоциональные состояния, обращаясь к чувствам, часто драматическим образом.

Некоторые из качеств, наиболее часто ассоциируемых с барокко, — это величие, чувственное богатство, драматизм, жизненная сила, движение, напряжение, эмоциональная яркость и тенденция к стиранию различий между различными искусствами.

Артемизия Джентилески: Юдифь со своей служанкой

Юдифь со своей служанкой , картина маслом Артемизии Джентилески, 1613–1614; во дворце Питти, Флоренция.

Scala / Art Resource, Нью-Йорк

Популярные вопросы

Откуда взялся термин Baroque ?

Термин Baroque , вероятно, происходит от итальянского слова barocco , которое философы использовали в средние века для описания препятствия в схематической логике. Впоследствии это слово стало обозначать любую искаженную идею или инволютивный процесс мышления. Другой возможный источник — португальское слово

barroco (исп. barrueco ), используемое для описания жемчужины несовершенной формы. В искусствоведении слово Барокко пришло для обозначения чего-либо необычного, причудливого или иным образом отклоняющегося от правил и пропорций, установленных в эпоху Возрождения. До конца 19-го века этот термин всегда подразумевал странное, преувеличенное и чрезмерно украшенное. Только в новаторском исследовании Генриха Вельфлина, Renaissance und Barock (1888), этот термин использовался как стилистическое обозначение, а не как термин тонко завуалированного злоупотребления, и была достигнута систематическая формулировка характеристик стиля барокко.

Каковы особенности искусства и архитектуры барокко?

Произведение, выделяющее период барокко, стилистически сложное и даже противоречивое. Например, течения натурализма и классицизма сосуществовали и смешивались с типичным стилем барокко. В целом, однако, в основе его проявлений лежит желание вызывать эмоциональные состояния, обращаясь к чувствам, часто драматическим образом. Некоторые из качеств, наиболее часто ассоциируемых с барокко, — это величие, чувственное богатство, драматизм, динамизм, движение, напряжение, эмоциональная яркость и склонность к стиранию различий между различными искусствами.

Как возникли искусство и архитектура барокко?

Три широких течения оказали влияние на искусство барокко, первой из которых была Контрреформация. Борясь с распространением протестантской Реформации, Римско-католическая церковь после Тридентского собора (1545–1563 гг.) Приняла пропагандистскую программу, в которой искусство должно было служить средством стимулирования общественной веры в церковь. Возникший стиль барокко был одновременно чувственным и духовным. В то время как натуралистическая обработка сделала религиозный образ более доступным для среднего прихожанина, драматические и иллюзорные эффекты использовались, чтобы стимулировать преданность и передать великолепие божественного.Вторая тенденция заключалась в консолидации абсолютных монархий: дворцы в стиле барокко были построены в монументальном масштабе, чтобы продемонстрировать мощь централизованного государства, явление, которое лучше всего было продемонстрировано в Версале. Третья тенденция заключалась в расширении интеллектуальных горизонтов человека, вызванном развитием науки и исследованиями земного шара. Это породило новое ощущение человеческого ничтожества (особенно чему способствовало смещение Земли по Копернику из центра вселенной) и бесконечности природного мира.Пейзажи, на которых люди изображены в виде крошечных фигур на обширной территории, свидетельствуют об этом меняющемся осознании условий жизни человека.

Какие художники ассоциируются со стилем барокко?

Аннибале Карраччи и Караваджо были двумя итальянскими художниками, которые помогли открыть барокко и чьи стили представляют, соответственно, классицизм и реалистичность. Художница Артемизия Джентилески была признана в 20 веке за свои технические навыки и амбициозные исторические картины.Джан Лоренцо Бернини, чьи достижения включали проектирование колоннады перед базиликой Святого Петра в Риме, был величайшим из скульпторов-архитекторов эпохи барокко. Упорядоченные картины Николя Пуссена и сдержанная архитектура Жюля Ардуэна-Мансара показывают, что импульс барокко во Франции был более сдержанным и классическим. В Испании художник Диего Веласкес использовал мрачный, но мощный натуралистический подход, который имел лишь некоторое отношение к мейнстриму барочной живописи.Тем временем этот стиль в ограниченных масштабах проник в северную Европу, особенно на территорию нынешней Бельгии. Величайшим мастером этого испанского в основном римско-католического региона был художник Питер Пауль Рубенс, чьи бурные диагональные композиции и полнокровные фигуры являются воплощением живописи в стиле барокко. Однако искусство в Нидерландах более сложное. Обусловленные реалистическими вкусами покровителей из среднего класса, такие выдающиеся мастера, как Рембрандт, Франс Хальс и Иоганнес Вермеер, оставались в значительной степени независимыми от барокко в важных отношениях, но многие художественные тексты, тем не менее, приравнивают их к стилю.Однако барокко оказало заметное влияние на Англию, особенно на архитектуру сэра Кристофера Рена.

Чем стиль рококо отличался от барокко?

Стиль рококо зародился в Париже около 1700 года и вскоре был принят по всей Франции, а затем и в других странах, в основном в Германии и Австрии. Как и стиль барокко, рококо использовалось в декоративном искусстве, дизайне интерьера, живописи, архитектуре и скульптуре. Его часто называют завершающей фазой барокко, но стиль отличается от своего предшественника интимным масштабом, асимметрией, легкостью, элегантностью и обильным использованием изогнутых природных форм в орнаменте.Живопись в стиле рококо во Франции, например, началась с изящных, мягко-меланхоличных картин Антуана Ватто, завершилась игривыми и чувственными обнаженными фигурами Франсуа Буше и закончилась свободно написанными жанровыми сценами Жана-Оноре Фрагонара. Живопись французского рококо в целом характеризовалась беззаботным, беззаботным подходом к мифологическим темам и темам ухаживания, представлением семьи как предмета, богатой и тонкой манерой письма, относительно легкой тональной тональностью и чувственной окраской.

Происхождение термина

Термин «барокко», вероятно, в конечном итоге произошел от итальянского слова barocco , которое философы использовали в средние века для описания препятствия в схематической логике. Впоследствии это слово стало обозначать любую искаженную идею или инволютивный процесс мышления. Другой возможный источник — португальское слово barroco (исп. barrueco ), используемое для описания жемчуга неправильной или несовершенной формы, и это употребление до сих пор сохранилось в названии ювелира жемчужина барокко .

В искусствоведении слово «барокко» стало использоваться для описания чего-либо неправильного, причудливого или иным образом отклоняющегося от установленных правил и пропорций. Этот предвзятый взгляд на стили искусства 17-го века с небольшими изменениями поддерживался критиками от Иоганна Винкельмана до Джона Раскина и Якоба Буркхардта, и до конца 19-го века этот термин всегда подразумевал странный, гротескный, преувеличенный и переоцененный. Только с пионерским исследованием Генриха Вельфлина Renaissance und Barock (1888) термин барокко использовался как стилистическое обозначение, а не как термин тонко завуалированного злоупотребления, и была достигнута систематическая формулировка характеристик стиля барокко.

Три основных тенденции эпохи

Три более широких культурных и интеллектуальных тенденции оказали глубокое влияние на искусство барокко, а также музыку барокко. Первым из них было появление Контрреформации и расширение ее владений как в территориальном, так и в интеллектуальном плане. К последним десятилетиям XVI века изысканный придворный стиль, известный как маньеризм, перестал быть эффективным средством выражения, и его непригодность для религиозного искусства все больше ощущалась в художественных кругах.Чтобы противостоять набегам Реформации, Римско-католическая церковь после Тридентского собора (1545–1563 гг.) Заняла пропагандистскую позицию, в которой искусство должно было служить средством расширения и стимулирования общественной веры в церковь. С этой целью церковь приняла осознанную художественную программу, произведения искусства которой будут вызывать у верующих откровенно эмоциональный и чувственный призыв. Стиль барокко, возникший из этой программы, парадоксальным образом был одновременно чувственным и духовным; в то время как натуралистическая обработка сделала религиозный образ более доступным для среднего прихожанина, драматические и иллюзорные эффекты использовались, чтобы стимулировать благочестие и преданность и передать впечатление великолепия божественного.Таким образом, церковные потолки в стиле барокко растворились в живописных сценах, которые представляли для наблюдателя яркие виды бесконечного и направляли чувства к небесным заботам.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Вторая тенденция заключалась в консолидации абсолютных монархий, сопровождающейся одновременной кристаллизацией выдающегося и могущественного среднего класса, который теперь стал играть роль в покровительстве искусству. Дворцы в стиле барокко были построены в расширенном и монументальном масштабе, чтобы продемонстрировать мощь и величие централизованного государства, явление, которое лучше всего демонстрируется в королевском дворце и садах Версаля.Но в то же время развитие рынка картин для среднего класса и его стремление к реализму можно увидеть в работах братьев Ленена и Жоржа де Ла Тур во Франции и в различных школах голландской живописи 17-го века. (Подробное обсуждение этого явления см. Рембрандт ван Рейн.)

Третья тенденция заключалась в новом интересе к природе и общем расширении интеллектуальных горизонтов человека, чему способствовали достижения в науке и исследования земного шара.Это одновременно породило новое ощущение как человеческой незначительности (особенно чему способствовало коперниковское смещение Земли из центра Вселенной), так и неожиданной сложности и бесконечности природного мира. Развитие пейзажной живописи 17-го века, в которой люди часто изображаются в виде крошечных фигур в огромном естественном окружении, свидетельствует об этом меняющемся осознании условий жизни человека. Видеоролики о русском барокко

и видеоролики о русском барокко видеоролики о русском барокко | Depositphotos® САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОССИЯ — 10 июня 2019 г .: Интерьер собора христианства САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Россия.Вид на фонтаны в Петергофе Золотые статуи как украшение фонтана Вид на Большой каскад и Большой дворец в Петергофе Петербург, Царское Село, Россия, июнь 2018: Интерьер Екатерининского дворца в Екатерининском парке в Царском Селе недалеко от Санкт-Петербурга, Россия. Освещенное внешнее здание Эрмитажа в ночное время. Россия — Санкт-Петербург, Зимний дворец Санкт-Петербург, Царское Село, Россия, июнь 2018: Екатерининский дворец в Екатерининском парке в Царском Селе недалеко от Санкт-Петербурга, Россия. Статуя Большого Каскада, Церковный корпус Большого дворца Петергофа, Санкт-Петербург, Россия — 10 июня 2019 года: Интерьер собора христианства, Фонтан Тритон, Петергоф , Петродворец, Санкт-ПетербургПетербург, Царское Село, Россия, июнь 2018: Интерьер Екатерининского дворца в Екатерининском парке в Царском Селе недалеко от Санкт-Петербурга, Россия. Екатерининский дворец в Пушкине, Санкт-Петербург. Вид золотой фигуры Самсона в Петергофском государственном музее-заповеднике. Осенний день. Не работает фонтан САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОССИЯ. Вид на фонтаны в Петергофе САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОССИЯ. Вид на фонтаны в ПетергофеСтатуи фонтана Большой каскад Фасад Зимнего дворца Эрмитажа. Действие. Стиль елизаветинского барокко отражен в великолепной архитектуре Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Смоленск, РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — 24 августа 2016 г .: Интерьер кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы, доминирующего над городом, с высокого Соборного холма, был главным храмом Смоленского епископства на протяжении 800 лет.РОССИЯ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Вид на фонтаны в Петергофе Екатерининский дворец — Пушкин, Царское Село, Санкт-Петербург, таймлапсСпасо-Преображенский собор в городе Нижний НовгородСтатуи фонтана Большой каскад Екатерининский дворец timelapse hyperlapse — дворец в стиле рококо, расположенный в городе Царскосельский Пушкин. Прогулка возле Эрмитажа. в Санкт-Петербурге, Петергоф, Россия — 4 июня 2019 г .: Знаменитый каскад фонтанов и Королевский дворец в Петергофе. Большой каскад в Петергофе, Санкт-Петербург.крупнейшие фонтанные ансамбли. Летнее голубое небо. Собор Святого Николая в Кронштадте Санкт-Петербург Санкт-Петербург, Царское Село, Россия, июнь 2018: Интерьер Екатерининского дворца в Екатерининском парке в Царском Селе недалеко от Санкт-Петербурга, Россия. Дворец против голубого неба. СИНТ-ПЕТЕРБУРГ, Россия — 11 мая 2019 г .: Золотые скульптуры главного каскада фонтанов в Петергофе , Три золотых купола с православными крестами на пикеВорота Спасо-Преображенского собора в городе Нижний Новгород Екатерининский дворец.Пушкин. Екатерининский парк. Царское Село. Дворцовая площадь сверху воздушным квадрокоптером. Лучшие кадры с дронов Санкт-Петербурга. Фасад Эрмитажа Зимнего дворца. Александровская колонна с ангелом и крестом. Екатерининский дворец в Пушкине, Санкт-Петербург Петродворец и большой каскад фонтанов Никольский морской собор в Санкт-Петербурге Древнее здание в Пушкинском парке, Царское Село, Санкт-Петербург Осенний парк в Царском Селе Екатерининский дворец в Пушкине, Россия сентябрь 2019СМОЛЕНСК , РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ — 24 августа 2016: Интерьер Кафедрального собора Успения, доминирующего города, с высокого Соборного холма, был главной церковью Смоленского епископства в течение 800 лет.Собор Святого Николая в Кронштадте Санкт-Петербург Знаменитый Большой каскад в парке Петергофа, Золотые купола церкви. Российский флаг развевается на ветру Барочный храм Смоленской Богородицы, последний крупный храм, воздвигнутый в Троице-Сергиевой Лавре в Сергиевом Посаде, Российская Федерация. Скульптура у фонтана Солнца. Петергоф Санкт-Петербург, Царское Село, Россия, июнь 2018: Екатерининский дворец в Екатерининском парке в Царском Селе недалеко от Санкт-Петербурга, Россия. Дворец церкви в парке Петергофа, Осенний парк в Царском Селе, Екатерининский дворец в Пушкине, Россия, сентябрь 2019 г., Павильон Эрмитаж в Петергофе, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Россия. .Вид на фонтаны в Петергофе Осенний парк в Царском Селе Екатерининский дворец в Пушкине, Россия Сентябрь 2019Собор Святого Николая в Кронштадте Санкт-ПетербургЗимний дворец — Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Россия, промежуток времени Золотые скульптуры главного каскада фонтанов в Петергофе, пригороде Санкт-Петербурга . PetersburgTimelapse: Богоявленский собор в Смоленске, Россия с высокого Соборного холма. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОССИЯ. Вид на фонтаны в Петергофе, Санкт-Петербург, Россия — 10 июня 2019 года: Интерьер собора христианства.Санкт-Петербург, Крупный план куполов Смольного, Россия, Смоленск, около мая 2019: Успенский собор и крепостная стена Замедленная съемка павильона Эрмитажа в Екатерининском парке в Царском Селе под Санкт-Петербургом, Россия

самых известных зданий (часть 2) :: Визуальное искусство :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр



Подробнее: Стиль русского возрождения в Москве Архитектура: самые известные здания (часть 1)

Исторический музей

Адрес: Красная площадь, 1

Здание Государственного исторического музея (ранее называвшееся Императорским русским историческим музеем) появилось на Красной площади в последней четверти XIX века.Он занял место, которое раньше занимала Главная аптека, а затем первый корпус Московского университета. Строительство музея было начато в 1875 году по проекту архитектора Владимира Шервуда и инженера Анатолия Семенова и завершено спустя шесть лет. Архитектурная стилистика здания была предопределена условиями конкурса — Исторический музей должен был быть построен в стиле древнерусской архитектуры. Не случайно его башни напоминают очертания следующей Никольской башни Московского Кремля.

Моссовета (Музей В. И. Ленина, ныне филиал Государственного Исторического музея)

Адрес: пл. Революции, 2/3

Рядом с Историческим музеем находится огромное ярко-красное здание в форме башни, известное нескольким поколениям как Музей В. И. Ленина. Ныне филиал Государственного исторического музея, он был построен для Моссовета в 1890-1892 годах.Конкурс проектов выиграл архитектор Дмитрий Чичагов. Изначально планировалось сделать здание светло-серым, но по окончании строительства башне оставили свой первоначальный цвет красного кирпича.

Казначейство

Адрес: Настасинский переулок, 3

Назначение этого красивого здания в Настасинском переулке и годы постройки указаны прямо на фронтоне: «Российская ссудная казна 1913–1916 гг.».До революции ссудная казна была учреждением, выдававшим серебро, золото и драгоценности. Здание было построено архитекторами Владимиром Покровским и Богданом Нилусом, ранее проектировавшими здание Госбанка в Нижнем Новгороде. В здании Казначейства представлены мотивы архитектуры русского Возрождения с элементами барокко.

Измайловский Кремль

Адрес: Измайловское шоссе, 73,

Измайловский кремль и ансамбль Вернисаж расположен в одном из красивейших исторических мест Москвы, на берегу Серебряно-Виноградного пруда.Комплекс зданий, имитирующих определенные формы и мотивы русской архитектуры XVII века, был построен в 1998–2007 годах. В Измайловском кремле проходят многочисленные городские праздники, ярмарки и фестивали. На территории усадьбы находится Никольская церковь — самый высокий действующий деревянный храм Москвы. В Измайлово находится всемирно известный Вернисаж — крупнейшая в мире выставка-ярмарка русского декоративно-прикладного искусства, народных промыслов, сувениров и антиквариата. По выходным здесь работает блошиный рынок.

Измайловский кремль — музей-музей, объединяющий Музей истории водки, Музей русской игрушки, Музей Русского флота и Музей хлеба. Посетители могут попробовать свои силы в увлекательных ремесленных мастерских и кузнице. В Измайловском кремле находится Русский праздничный дворец (аналог исторического деревянного дворца царя Алексея Михайловича в Измайлово), представляющий собой массивный стилизованный комплекс банкетных залов. В усадьбе Измайлово работают Брачный дворец № 5 и event-агентство.

Автор: Вера Иванова


Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Самое известное здание Санкт-Петербурга, Зимний дворец, не только физически возвышается над Дворцовой площадью и южной набережной Невы, но также играет центральную политическую, символическую и культурную роль в трехвековой истории города.

Первой императорской резиденцией на месте Зимнего дворца был деревянный дом в голландском стиле, построенный в 1708 году для Петра Великого и его семьи.В 1711 году его сменило каменное здание, остатки которого легли в основу Эрмитажного театра. Части этого оригинального дворца теперь отреставрированы и открыты для посещения.

Императрица Анна Иоанновна первая из потомков Петра реконструировала дворец. В 1731 году она поручила Франческо Бартоломео Растрелли, недавно назначенному придворному архитектору, который впоследствии стал признанным мастером позднего барокко в России, создать на этом месте новый, более крупный дворец.Построенный в 1735 году, третий Зимний дворец прослужил всего 17 лет, прежде чем Растрелли снова попросила, на этот раз императрица Елизавета (Елизавета Петровна), расширить здание. После двух лет предложения различных планов по адаптации существующего здания, Растрелли в конце концов решил полностью перестроить дворец, и его новый проект был утвержден императрицей в 1754 году.

Вид на Зимний дворец с Дворцовой площади

Когда Екатерина Великая взошла на престол в 1762 году, новый дворец был почти готов, и, хотя Екатерина исключила Растрелли из проекта, его дизайн внешнего вида здания остался почти полностью неизменным по сей день.Здание представляет собой квадрат с внутренним двором, выходящим через три арки, выходящим на Дворцовую площадь. Богато украшенные фасады представляют собой два уровня богато украшенных ионных колонн, а парапеты здания украшены статуями и вазами. (Первоначальные каменные украшения были заменены более легкими металлическими заменителями в 1892–1902 годах.) Дворец имеет высоту 22 метра, и с тех пор местные правила планирования не позволяли любому зданию в центре города подниматься выше этого уровня.

Внутри Зимнего дворца на протяжении XVIII и XIX веков постоянно совершенствовались и изменялись интерьеры.В 1780-1790-х годах Джакомо Кваренги и Иван Старов создали новую анфиладу парадных залов с видом на Неву. При императоре Николае I Карло Росси добавил в 1826 году Военную галерею 1812 года.

В декабре 1837 года в Зимнем дворце вспыхнул пожар, уничтоживший почти все дворцовые интерьеры, и он не смог перекинуться на бесценные коллекции произведений искусства в Эрмитаже, предварительно разрушив три прохода, ведущие между двумя зданиями. Николай приказал, чтобы реконструкция дворца была завершена в течение одного года, что является монументальным усилием, учитывая современные строительные технологии.Роскошные интерьеры были воссозданы под руководством Василия Стасова, а его коллега-архитектор Александр Брюллов добавил новые проекты в более современных стилях.

Александр II был последним из царей, который действительно использовал Зимний дворец в качестве своей главной резиденции. После его убийства в 1881 году стало ясно, что дворец слишком велик, чтобы его можно было должным образом защитить (первым покушением на его жизнь годом ранее была бомба, повредившая несколько комнат во дворце и убившая 11 охранников).Александр III и Николай II основали свои семейные резиденции в пригородных дворцах, первый в Гатчине, а второй в Александровском дворце в Царском Селе. Тем не менее Зимний дворец по-прежнему использовался для официальных церемоний и приемов. Зрелищный бал-маскарад, посвященный годовщине правления царя Алексея Михайловича (1646–1676), второго царя Романовых, состоявшийся в 1903 году, стал последним крупным мероприятием, устроенным императорской семьей в Зимнем дворце.

Императорский орел на воротах Зимнего дворца / Эрмитажа

В 1905 году Зимний дворец был немым свидетелем кровавой воскресной резни на Дворцовой площади, когда тысячи бастующих рабочих пришли встретить царя в знак мирного протеста и были встречены усиленным контингентом войск с приказом стрелять по желанию. .Хотя Николай II не был ответственен за эту грандиозную трагедию, она знаменовала начало конца власти Императорской семьи, которая все более изолировалась в своей загородной резиденции. В Зимнем дворце в 1906 году состоялось официальное открытие первой Думы, и Николай II с женой вернулись во дворец, чтобы принять приветствие войск, уходивших на фронт в 1914 году. Однако вскоре Зимний дворец должен был лишиться многого. его богатства и преобразован во временный госпиталь для раненых солдат.

В 1917 году, после отречения Николая II и Февральской революции, Зимний дворец стал резиденцией Временного правительства под руководством Александра Кренского. Именно против этой власти, а не против императорской семьи, революционные силы под руководством большевиков осадили, а затем штурмовали дворец в октябре того же года. В последовавшей за этим анархии была разграблена часть богатства Зимнего дворца, в том числе огромные имперские винные погреба (хотя грабежи не распространялись на Эрмитаж).

Зимний дворец был объявлен частью Государственного Эрмитажа 17 октября 1917 года. Хотя первоначальная политика большевиков заключалась в том, чтобы убрать все императорские символы из дворца и использовать его в качестве музея Революции, проект реставрации 1940-х и 1950-х гг. который последовал за дальнейшим серьезным повреждением здания во время блокады Ленинграда, положило начало продолжающемуся процессу возвращения императорского великолепия многим комнатам дворца. Парадные залы Зимнего дворца сегодня составляют одну из самых популярных частей Эрмитажа и являются незаменимыми осмотрами для всех посетителей Петербурга.Петербург.

ОТЕЛЕЙ: Выбор редакции

КВАРТИРЫ: Выбор редакции

ХОСТЕЛЫ и пансионаты: Выбор редакции

РЕСТОРАНЫ: Выбор редакции

Характеристики архитектуры барокко — WorldAtlas

Кимутай Гилберт, 13 июня 2019 г., Общество

Петергофский дворец в Петергофе — прекрасный образец архитектуры барокко.

Архитектура барокко — это стиль строительства, начавшийся в 16 веке в эпоху барокко. Этот тип строительства принял римский стиль архитектуры, но вместо этого модернизировал его по-новому, чтобы показать мощь Римско-католической церкви. Архитектура барокко использовалась для обозначения богатства и могущества католической церкви.

Выдающиеся черты архитектуры барокко

Широкие нефы : В церквях характерны широкие нефы (центральная часть церкви, где проводятся службы) овальной формы.

Кредит редакции: Stefano_Valeri / Shutterstock.com.

Незавершенные элементы : Известный элемент архитектуры барокко — это преднамеренно незаконченные архитектурные элементы, которые помогают придать дизайну уникальную особенность.

Освещение : Еще одной отличительной чертой этого архитектурного сооружения является использование световых эффектов, так как в нем используется либо интенсивный, либо затемненный свет для создания контраста.

Изысканная отделка : Потолочные фрески в этом типе архитектуры обычно имеют большой размер. Одной из общих черт архитектуры барокко является использование украшений, штукатурки или мраморной отделки, которые придают ей декоративный вид.

Источник: Антон Иванов / Shutterstock.com.

Барокко и его связь с колониализмом

Возникновение архитектуры барокко совпало с европейским колониализмом.В этот период было вложено много денег в развитие. Например, Испания контролировала большое количество колониальных богатств, и это причина того, что стиль барокко получил широкое развитие в Испании.

Во Франции колониальные деньги привели к строительству дворцов и монархий могущественными людьми, что привело к экономической индустриализации. Индустриализация привела к появлению архитектурных построек в стиле барокко.

Рим в Италии известен своей историей как дом церквей. Одним из первых построек в Риме была церковь Санта-Сусанна, выполненная в архитектурном стиле барокко. Дворец Казерта был самым большим зданием, построенным в XVIII веке в Европе, и последним сооружением в стиле барокко в Италии.

На Мальте архитектура барокко появилась в 17 веке.В этот период были построены первые постройки в стиле барокко. Орнаментальные элементы, которые часто использовались для украшения (например, арка Вингнакур), были одними из первых архитектурных произведений в стиле барокко. После проектирования церкви иезуитов на Мальте, архитектура в стиле барокко стала популярной, и в результате многие церкви были построены в этом стиле.

В Португалии церковь Санта-Энграсия была первой церковью, построенной в стиле барокко.Эта церковь была основана в Лиссабоне по проекту архитектора Жоао Антунеса. К 18 веку архитекторы из северной части Португалии переняли концепцию итальянского барокко, чтобы в полной мере использовать пластичность гранита, который использовался при строительстве высоких зданий.

Первым зданием в стиле барокко в Венгерском королевстве была иезуитская церковь Трвана, которая была построена по образцу церкви Джезу в Риме.

В русской суверенности архитектура барокко прошла три этапа. То есть первое московское барокко, которое предполагало использование белого декора на кирпичных стенах, которое было красным, обычным для строительства древних церквей, второе было развитым петровским барокко, которое было принесено из малых стран, и последним этапом было Растрельское барокко.

  1. Главная
  2. Общество
  3. Характеристики архитектуры барокко

Санкт-Петербург Дворцы, острова, соборы, бары и мосты — в северной столице России

Это самое помпезное, королевское и грандиозное место в Санкт-Петербурге.Петербург — магнит для туристов и, возможно, главная открыточная панорама города. В центре площади возвышается 47-метровая гранитная Александровская колонна, увенчанная статуей ангела. С одной стороны площади возвышается Зимний дворец в стиле барокко, с другой — здание Главного штаба, монументальное сооружение с триумфальной аркой и колесницей славы на вершине. Во дворце и в левом крыле Главного штаба, прошедшем капитальную реконструкцию, разместился один из самых известных музеев мира — Эрмитаж.

Первая постройка Петербурга, крепость такая же старая, как и сам город. Крепостные стены с их шестью бастионами охватывают изящный и строгий Петропавловский собор, увенчанный статуей ангела, держащего крест. Крепость — бывшая политическая тюрьма и место захоронения русских императоров. Пляж перед крепостью давно превратился в круглогодичное оживленное общественное место, где местные жители загорают как летом, так и зимой (купаться в Неве нельзя).Еще одна важная местная традиция — каждый полдень стрелять из пушки с одного из бастионов.

Светский собор и музей города стали поводом для ожесточенных споров между горожанами и Русской православной церковью. Хотя позже они надеются взять петербургский собор в свои руки, исход битвы пока неясен. А пока Исаакиевский собор остается одной из главных туристических достопримечательностей — вы можете отправиться на экскурсию по огромной базилике с гранитными колоннами или подняться по лестнице, чтобы исследовать 43-метровую колоннаду, с которой открывается захватывающий вид на город.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*