Яркие представители классицизма: Представители классицизма в русской литературе
Представители классицизма в русской литературе
Классицизм в русской литературе
Что такое классицизм и какого его место в русской литературе? Кто являлся представителем классицизма в России? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Определение 1
Классицизм — это направление в русской литературе и искусстве. Для классицизма характерно строгое соблюдение языковых норм и правил, невозможность от их отступления.
Классицисты ориентировались на образцы древнегреческой или античной литературы. Как явление классицизм появился в Италии в начале семнадцатого века. Затем, данное направление прочно обосновалось во Франции, а после и в остальных странах.
В России классицизм зародился в первой половине восемнадцатого века, а своё должное развитие получил во второй половине восемнадцатого века. Как явление, классицизм в русской литературе прекращает своё существование в первой половине девятнадцатого века. Основоположником классицизма в русской литературе можно считать В.
К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова. В направлении классицизма писали: Державин, Ломоносов, Радищев, Тредиаковский и многие другие писатели восемнадцатого века.
Художественные принципы классицизма
Классицизм как явление имеет свои принципы, на которых базируются его основные идеи. К таковым можно отнести:
- Писатель (художник) должен изображать реальность в идеализированных оттенках, неважно какая она: хорошая или плохая. Это одно из главных правил классицизма: изображение действительности чересчур идеальной и правильной, не имеющей изъянов. Из этого следует четкое разделение добра и зла в классицистических произведениях.
- В произведениях классицизма строго разделяются доброе и злое, высокое и низкое, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое. Это можно считать следствием из предыдущего пункта — разделение на белое и чёрное есть основная черта классицизма.
- Герои классицизма — идеализированные личности, обладающие либо абсолютно положительными, либо абсолютно отрицательными качествами, т.
е. являются либо «злыми», либо «добрыми». - Жанры в классицизме делятся на низкие и высокие. В этом случае, к высоким жанрам можно отнести оду, драму, поэму. К низким, в свою очередь, относятся: трагедия, комедия, сатира, шарж.
Помимо разделения жанров на высокие и низкие, классицизм включал в себя несколько подразделений и направлений: от сатиры до строгого образца того, как писать правильно. В высоких жанрах преимущественно работал М. В. Ломоносов. Такие произведения чаще всего восхваляли государство, имели сильно выраженный патриотизм. Однако, они были пропитаны любовью к родине, восхищением перед ней, что не могло не оставить свой след в русской литературе. Работа же в низких жанрах была скорее направлена на высмеивание и обличение пороков человека: глупости, жадности, злобы и зависти.
Так, классицизм имел очень большое значение для русской литературы. Именно благодаря ему, русская литература начала формироваться как явление, приобретать свои уникальные и неповторимые черты.
Представители классицизма и их вклад в литературу
Безусловно, авторы-классицисты считаются основоположниками русской литературы, ведь именно в то время начинается ее формирование и преобразование.
К представителям классицизма можно отнести:
- М.В. Ломоносова — создателя такого жанра, как ода. Именно его произведения стали культовыми в этом жанре, среди прочих заслуг этого выдающегося человека.
- А.П. Сумароков — создатель русской трагедии. Его пьессы были полны патриотизма и посвящены событиям русской истории. Его переемником в данном жанре стал не менее известный писатель-драматург: Яков Борисович Княжнин.
- А.Д. Кантемир — создатель русской сатиры, а точнее такого жанра как сатирическое стихотворение.
- Д.И. Фонвизин — создатель множества пьес и великий драматург, творивший а направлении классицизма. Его произведения до сих пор актуальны среди людей всех возрастов, потому что именно в них поднимаются весомые и важные темы.
В русской литературе наиболее известными авторами-классицистами являлись: В.
К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков и многие другие.
А. Д. Кантемир является основоположником русского классицизма. Он был приверженцем сатирического направления в нем, т.е. работал в низких жанрах.
Тредиаковский помогал развивать и формировать русский классицизм, чем способствовал формированию русской литературы в целом.
М. В. Ломоносов по праву считается мастером оды.
Ломоносов писал в высоких жанрах классицизма, в его сочинениях имеет место быть панегирическая литература. Большую роль в его произведениях играло государство.
Русский классицизм зародился в середине восемнадцатого века. В трудах Сумарокова классицизм был иным, чем у Ломоносова. Следовательно, появляются различные школы классицизма, находящиеся под основным направлением. Однако, всех их определяло одно — классицизм определялся строгими языковыми нормами и правилами, в нем резко разграничивалось добро и зло, большую роль играло государство.
Также изменилось стихосложение.
М. В. Ломоносов способствовал разработке новых правил стихосложения. Благодаря этому преобразования коснулись всей русской литературы. Можно смело утверждать, что творчество писателей-классицистов оставило след во всей русской литературе, сделало ее самобытной и неповторимой. Русская литература во времена классицизма получила своеобразный «толчок», что способствовало ее улучшению и развитию.
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что вклад в русскую литературу писателей-классицистов просто неоценим. Именно представители классицизма заложили «фундамент» русской литературы, определили ее характер и направление дальнейшего развития. Русская литература перестала «отставать» от западноевропейской, она приобрела свою неповторимость. Таким образом, можно сделать вывод, что писатели-классицисты — это основоположники современной русской литературы.
Представители классицизма — Kratkoe.com
Научные доклады
Автор J.
G. На чтение 3 мин Обновлено
Все о представителях классицизма Вы узнаете, прочтя эту статью.
Содержание
- Представители классицизма
- Что такое классицизм?
- Представители русского классицизма
- Представители классицизма в русской литературе
- Представители классицизма в мировой литературе
- Представители классицизма в музыке
Представители русского классицизмаКлассицизм — это стиль в искусстве, который основан на подражании эталонам Античности. Расцвет направления относится к XVII-XIX векам. Он отражает стремление к целостности, простоте, логичности.
Классицизм в России появился в начале XVIII века с момента преобразований Петра I и выхода в свет теории «Трех штилей» Ломоносова и реформы Тредиаковского.
Самыми яркими представителями этого направления являются:
- Антиох Дмитриевич Кантемир,
- Денис Иванович Фонвизин,
- Михаил Васильевич Ломоносов,
- Гавриил Романович Державин,
- Александр Петрович Сумароков
- Иван Иванович Хемницер.
В российской архитектуре смешались русское барокко и византийская культура. Основные представители классицизма в архитектуре — Еропкин, Казаков, Земцов, Росси, Коробов, Монферран и Стасов.
В живописи подчеркивается сглаженность форм, а светотень и линия являются основными элементами формы. Представители классицизма в живописи: И. Акимов, П. Соколов, К. Лоррен и Н. Пуссен. Лоррен создавал пейзажи, на которых изображал связь природы и человека, их гармония и взаимодействие. А Пуссен рисовал шедевры с изображением героических подвигов в историческом стиле.
Представители классицизма в русской литературеСамые яркие представители классицизма в литературе: Сумароков, Тредиаковский, Кантемир, Ломоносов.
Немного подробнее о каждом из них. Тредиаковский вошел в историю как человек, раскрывший суть классицизма. А вот Ломоносов отлично поработал над художественной формой. Сумароков является основателем драматургической системы классицизма. Его известное произведение «Дмитрий Самозванец» раскрыло противодействие к царскому режиму.
Стоит отметить, что все последующие известные представители классицизма учились у Ломоносова. Ему принадлежит оформление правил стихосложения и переработка грамматики русского языка. Этот писатель внес в отечественную литературу принципы классицизма. Он разделил все слова на три основные группы («три штиля»):
- Первая группа отличается торжественностью и величественностью. В ней преобладает русская старинная лексика. Под нее подходили оды, трагедии, героические эпосы.
- Вторая группа включала в себя элегии, драмы, сатиры.
- Третья группа включала в себя комедии и басни.
Яркие представители классицизма поделили своих героев на положительных (которые всегда побеждают) и отрицательных персонажей.
Сюжет, как правило, основывался на любовном треугольнике, борьбе мужчин за обладание женщиной. Действие произведений ограниченно во времени (не больше 3 дней) и происходит в одном месте.
Практиками классицизма были прежде всего французские писатели: поэт Малерб, драматурги Корнель, Расин, Жан-Батист Мольер, романистка М. де Лафайет, писатели Ларошфуко, Ж. де Лабрюйер, баснописец Жан Лафонтен, позднее — просветители Вольтер, Жан-Жак Руссо и другие.
Представители классицизма в музыкеПонятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали все о самых ярких представителях классицизма.
Самые известные представители французского классицизма в живописи
Содержание
- Самые известные художники французского классицизма
- Николя Пуссен: ярчайший представитель раннего классицизма
- Клод Лоррен Мастер классического пейзажа
- Луи Ленэн основоположник крестьянская тема в живописи
Французский классицизм сформировался в XVII веке, господствовал сто лет и лишь ненадолго уступил место легкомысленному рококо, после чего снова царствовал до первой трети 19век.
Самые известные художники-классицисты во Франции заложили основы этого направления и создали великие произведения искусства, которые сейчас украшают лучшие музеи мира. Им подражали как соотечественники, так и мастера других стран, в том числе русские живописцы. Вспомним самых значительных представителей французского классицизма и их лучшие картины!
Франция Французские художники-классицисты представлены в собраниях лучших музеев мира. Как правило, эти авторы изображали исторические сцены и черпали вдохновение в шедеврах античности или эпохи Возрождения. Некоторые представители направления обращались к жанру быта, пейзажа или натюрморта, но даже эти работы проникнуты основными идеями эпохи. Классицисты верили в стройное устройство мира, правоту закона и торжество человеческого разума.
Пейзаж с похоронами Фокиона, Никола ПуссенНикола Пуссен: ярчайший представитель раннего классицизма
Пуссен был знаком с новаторскими тогда идеями братьев Карраччи (Аннибале и Агостино Карраччи), взявших за образец для обучения молодых художников античные каноны .
Он писал картины на мифологические и религиозные сюжеты, изображая героев, счастливо живущих в гармонии с природой. В его более позднем творчестве преобладают величественные пейзажи.
Клод Лоррен Мастер классического пейзажа
Хотя классицисты причисляли пейзаж к низким жанрам, он стал центральной темой творчества Клода Лоррена. Живописец создавал идиллические картины, в которых главными героями были солнце, небо, морские гавани и скалистые берега.
Часто появляются руины древних построек, напоминающие о бренности человека и вечности природы. В XIX веке эти идеи подхватили немецкие художники-романтики. Как и Пуссен, Лоррен большую часть жизни провел в Италии, но был хорошо известен на родине. В течение следующих двух столетий его работы вдохновляли как французских, так и итальянских художников-пейзажистов.
Луи Ленен – Возвращение с жатвыЛуи Ленен основоположник крестьянской темы в живописи
Художник Луи Ленен происходил из богатой, но простой крестьянской семьи.
Он прекрасно знал быт крестьян и изображал его на своих картинах. Эта тема далека от высоких идеалов Античности, но мастер рисовал людей из народа в рамках традиций классицизма. Это проявилось в следующем:
Автор уделяет большое внимание композиции, четко прописывает формы, светотени и драпировки.
Часто фигуры выстраиваются в линию, как на древнеримских рельефах, а низкий горизонт делает их крупнее и значительнее.
Герои Ленена хоть и скромны, но полны внутреннего достоинства и благородства, что роднит их с персонажами исторического жанра.
Подчеркнуты нравственные основы жизни крестьян, их естественность и близость к природе.
Возвращение с рынка (Перевозчик животных), Жан-Батист Симеон ШардеЖан Батист Шарден: поэтический подход к жанру повседневности
Жан Батист Шарден считал образцами не шедевры эпохи Возрождения, а произведения голландских мастеров. Торжественным моментам из мифов или истории он предпочитал писать натюрморты и бытовые сцены с представителями третьего сословия.
Его подход близок Ленэну и сильно отличается от подхода представителей реализма XIX века, обращавшихся к той же теме. У Шардена крестьянская жизнь предстает спокойной и искренней. Он словно призывает брать пример со своих героев, ценящих простые радости и тепло семейных уз. Помимо прочих заслуг, живописец известен как искуснейший колорист.
Коронация Наполеона и Жозефины в Соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года Жак-Луи ДавиЖак-Луи Давид певец Французской революции
Жак-Луи Давид — видный представитель неоклассицизма, создавший свои лучшие произведения на рубеже 18-19 вв. Мастер тепло приветствовал революцию и ее главных деятелей. Он принимал активное участие в политической жизни страны и стремился увековечить в живописи исторические события, происходившие на его глазах. Одна из самых узнаваемых его картин — «Смерть Марата». Давид восхищался Наполеоном Бонапартом и написал знаменитый портрет императора.
Наполеон на императорском троне, Жан Огюст Доминик ЭнгрЖан Огюст Доминик Энгр лидер академизма XIX века
К 1830-м годам классицизм стал сдавать позиции, уступая натиску романтизма, но выдающийся мастер, Жан Огюст Доминик Энгр примкнул к лагерю классиков.
Он учился у Давида, а когда тот стал известен, возглавил академию художеств в Париже и Риме. Энгр считал, что живопись достигла своего расцвета при Рафаэле (Рафаэлло Санти), а затем развивалась в неправильном направлении. Своей миссией он считал вернуться к вершинам Возрождения и продолжать совершенствоваться в прежних традициях. Художник создал множество эпических произведений на мифологические, литературные и библейские сюжеты.
Уже во времена Энгра классицизм пошел на убыль. Его обвиняли в искусственности и консерватизме; молодые авторы отдавали предпочтение поиску новых методов. Но в свое время это направление было выдвинуто. Лучшие произведения классиков до сих пор поражают зрителя величием сюжетов и техническим мастерством.
Классическая литература – HiSoUR История культуры – Hi So You Are
Монархическая централизация, инициированная Людовиком XIII, утвердилась в 1630 году в политической сфере под властью сначала Ришелье, затем Мазарини и Людовика XIV.
Это имеет последствия в культурной сфере с созданием Французской академии в 1635 году, а затем других академий, целью которых является кодификация языка и регулирование состава произведений. Однако политическая власть и культурная власть не должны слишком быстро ассимилироваться.
Писатели-классики вернулись к идее, что искусство должно основываться на разуме, контролирующем выражение эмоций. По этой причине они искали баланс между чувствами и разумом, тем самым стремясь достичь универсального представления реальности, игнорируя то, что было чисто случайным или частным.
Основоположником поэтики классицизма является француз Франсуа Малерб (1555-1628), осуществивший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии были трагики Корнель и Расин (1639–1699), основным предметом творчества которого был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли и «низкие» жанры — басня (Ж.
Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622—1673).
Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса», величайший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в поэтическом трактате «Поэтическое искусство». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп, сделавшие главной формой английской поэзии Александрину. Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон, Свифт) также характерен латинизированный синтаксис.
С идеологической точки зрения, большой вопрос XVII века религиозный вопрос. Таким образом, писатели-классики обязательно погружены в религиозную культуру. Некоторые произведения, такие как «Провинциалы» Паскаля или работа Босуэ, даже полностью относятся к религии. Многие будут под влиянием янсенизма.
Классицизм 18 века развивается под влиянием идей Просвещения. Творчество Вольтера (1694—1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Цель творчества — изменение мира к лучшему, построение в соответствии с законами классицизма самого общества.
С позиций классицизма англичанин Сэмюэл Джонсон обозревал современную литературу с блестящим кругом единомышленников, включая эссеиста Босуэлла, историка Гиббона и актера Гаррика. Для драматических произведений характерно три единства: единство времени (действие происходит в один день), единство места (в одном месте) и единство действия (одна сюжетная линия).
Именно произведения ученых определяют теории классического вкуса через письма, трактаты, поэтическое искусство. Таким образом, Вогелас, Гез де Бальзак и Доминик Буур издают законы о надлежащем использовании языка. Жан Шапелен и аббат Обиньяк определяют правила классического театра. Они распространяют этот вкус среди мирской публики салонов, которые посещают. Литературные каноны также определяются в нетеоретических произведениях, литературных произведениях или обосновывающих их предисловиях. Так обстоит дело с величайшими драматургами: Мольером, Расином и особенно Корнелем, который был вовлечен в многочисленные ссоры и резюмировал свои взгляды на театральное письмо в «Трех речах о драматическом искусстве».
Обучение ученых действительно основано на правилах, взятых из греческой и латинской моделей. Мы читали и перечитывали в то время «Поэтику Аристотеля», интерпретация которой является источником большинства правил классического театра. В поэзии эталоном служит поэтическое искусство Горация. Наконец, классические авторы опираются на древние модели для создания своих произведений. Однако они не являются чистой имитацией. Великие авторы только повторно используют эти модели, чтобы создавать из них современные произведения. Таким образом, если Лафонтен берет басни Эзопа и Федры, чтобы дать современную версию, социальная и политическая мораль которых может быть понята только в контексте XVII века.
Обзор
Классицизм — особый жанр философии, выражающийся в литературе, архитектуре, искусстве и музыке, имеющий древнегреческие и римские истоки и акцентирующий внимание на обществе.
Классицизм — это повторяющаяся тенденция в период поздней античности, возродившаяся в каролингском и оттоновском искусстве. Было еще одно, более продолжительное возрождение итальянского Возрождения, когда падение Византии и рост торговли с исламскими культурами принесли поток знаний о древности Европы и из нее. До этого времени отождествление с античностью рассматривалось как непрерывная история христианского мира с момента обращения римского императора Константина I. Классицизм эпохи Возрождения привнес в европейскую культуру множество элементов, в том числе применение математики и эмпиризма в искусстве, гуманизме, литературе. и изобразительный реализм, и формализм. Важно отметить, что он также представил политеизм или «язычество» и противопоставление древнего и современного.
Классицизм эпохи Возрождения привел и уступил место другому пониманию того, что было «классическим» в 16-м и 17-м веках. В этот период классицизм приобрел более явно структурные оттенки упорядоченности, предсказуемости, использования геометрии и сетки, важности строгой дисциплины и педагогики, а также формирования школ искусства и музыки.
Двор Людовика XIV рассматривался как центр этой формы классицизма с его ссылками на богов Олимпа как на символическую опору абсолютизма, его приверженностью аксиоматике и дедукции, любовью к порядку и предсказуемости.
Этот период стремился к возрождению классических форм искусства, включая греческую драму и музыку. Опера в ее современной европейской форме возникла из попыток воссоздать сочетание пения и танца с театром, которое считалось греческой нормой. Примеры этого обращения к классицизму включают Данте, Петрарку и Шекспира в поэзии и театре. Тюдоровская драма, в частности, основывалась на классических идеалах и делила произведения на трагедии и комедии. Изучение древнегреческого языка стало считаться необходимым для всестороннего образования в области гуманитарных наук.
Эпоха Возрождения также явным образом вернулась к архитектурным моделям и приемам, связанным с греческой и римской древностью, включая золотой прямоугольник как ключевую пропорцию для зданий, классические порядки колонн, а также множество орнаментов и деталей, связанных с греческой и римской эпохой.
архитектура. Они также начали возрождать пластические искусства, такие как бронзовое литье для скульптуры, и использовали классический натурализм в качестве основы рисунка, живописи и скульптуры.
Эпоха Просвещения отождествлялась с видением древности, которое, хотя и продолжалось с классицизмом предыдущего века, было потрясено физикой сэра Исаака Ньютона, усовершенствованием машин и измерений и чувством освобождения, которое они видели как присутствующий в греческой цивилизации, особенно в ее борьбе против Персидской империи. Богато украшенные, органические и сложно интегрированные формы барокко должны были уступить место ряду движений, которые считали себя явно «классическими» или «неоклассическими» или быстро были бы обозначены как таковые. Например, картина Жака-Луи Давида рассматривалась как попытка вернуться к формальному равновесию, ясности, мужественности и энергичности в искусстве.
В 19 веке классический век стал предшественником академизма, включая такие движения, как униформизм в науках и создание строгих категорий в художественных областях.
Различные движения романтического периода считали себя классическими восстаниями против преобладающей тенденции эмоциональности и нерегулярности, например прерафаэлитов. К этому моменту классицизм был достаточно стар, чтобы возродить предыдущие классические движения; например, Ренессанс рассматривался как средство объединения органического средневековья с упорядоченной классикой. 19XX век продолжил или расширил многие классические программы в науках, в первую очередь ньютоновскую программу, объясняющую движение энергии между телами посредством обмена механической и тепловой энергией.
В 20 веке в искусстве и науке произошел ряд изменений. Классицизм использовался как теми, кто отвергал или считал временными преобразования в политическом, научном и социальном мире, так и теми, кто воспринял изменения как средство ниспровержения воспринимаемого веса 19-го века.век. Таким образом, обе дисциплины до 20-го века были названы «классическими» и современными движениями в искусстве, которые считали себя связанными со светом, пространством, разреженностью текстуры и формальной согласованностью.
В современной философии классицизм используется как термин, в частности, по отношению к аполлоническим и дионисийским импульсам в обществе и искусстве; это предпочтение рациональности или, по крайней мере, рационального катарсиса эмоциональности.
Характеристика классицизма
Классицизм XVII века далеко не ограничивается подражанием древним. Врачи и литераторы на самом деле изобретают эстетику, основанную на довольно ограничительных принципах порядка, которые заставят современную критику ассимилировать классицизм и уважение к правилам.
Классическое письмо утверждает, что оно основано на разуме. Мы иногда видели здесь влияние декартовского рационализма, но это скорее интерес к ясности и анализу. Классические герои и героини, как правило, не рациональны, но их страсти, часто бурные, анализируются в письме, что делает их понятными. Таким образом, на классицизм больше повлияло желание подчинить неразумное порядку разума, чем реальный рационализм, который впоследствии вдохновил философов эпохи Просвещения.
Создавая форму порядка, писатели-классики ищут естественного. Создавать впечатление идеального сочетания формы и содержания благодаря плавному письму — это действительно идеал классического стиля. В этом отношении классицизм фактически вступает в противоречие со стилем барокко. Шарль Сорель пишет: «Их естественный язык, кажущийся обычным людям простым, труднее наблюдать, чем эти раздутые языки, которые в большинстве стран мира так высоко ценятся». Этот поиск формы простоты письма вызовет восхищение у многих авторов XX века, таких как Валери, Жид, Камю или Понж.
Чтобы создать впечатление естественности, прежде всего важно не шокировать читателя. Поэтому правдоподобие правил и приличия играют главную роль в XVII веке.
Вероятность — это то, что может показаться правдой. Цель состоит не в том, чтобы представить правду, а в том, чтобы уважать рамки того, что общественность того времени считала возможным. Буало мог сказать в своем «Поэтическом искусстве», что «истина иногда может быть невероятна».
То, что может соответствовать мнению общественности с точки зрения этики, социальных отношений, уровня используемого языка и т. д. Самая большая критика, которая была сделана Сиду, заключается в том, что он предлагает маловероятный конец, потому что мораль не может принять, что девушка выходит замуж за убийцу своего отца, даже если это исторический факт.
Важность правдоподобия связана с важностью морали в классической литературе. Классические произведения действительно ставили перед собой цель «перевоспитать» публику, заставив ее задуматься о собственных страстях. По словам Шапелена, общественность может тронуть только то, во что она может верить, а литература может помочь людям стать лучше только в том случае, если она их коснется. Ибо художественному идеалу классицизма сопутствует нравственный идеал, воплощенный в теоретической фигуре честного человека. В этом выражении суммированы все качества, которые можно ожидать от придворного: вежливость, культура, смирение, рассудительность, сдержанность, уважение к правилам, умение приспосабливаться к окружающим.
Театр
В первой половине XVII века мы ценим трагикомедии за романтический сюжет и сложные декорации 7. В течение века, особенно под влиянием теоретиков, интриги упрощались, а декорации урезанный, чтобы привести к тому, что сегодня называется классическим театром. Аббат д’Обиньяк играет важную роль, потому что в «Практике театра» 8 1657 года он анализирует античный театр и современный театр и выводит принципы, составляющие основу классического театра. Эти размышления о театре на протяжении всего столетия подпитывались учеными и драматургами. Буало в своем «Поэтическом искусстве» 1674 года лишь возобновит и резюмирует уже примененные эффективные правила стихов.
Правила классического театра
Правило правдоподобия, описанное выше, лежит в основе всех правил классического театра.
«Что в один день, что в одном месте, только один свершившийся факт/ Держи до конца театр заполненный.
Эти две строчки Буало резюмируют знаменитое правило трех единиц: действие должно происходить в сутки (единица времени), в одном месте (единица места) и должно состоять только из одного сюжета ( единица действия).
Эти правила преследуют две основные цели. С одной стороны, речь идет о том, чтобы сделать театральное действие правдоподобным, потому что декорации не нужно менять, и действие происходит во времени, которое могло бы быть временем представления. С другой стороны, за действием легче следить, потому что сложные сюжеты, смешивающие множество персонажей, запрещены в пользу линейных сюжетов, сосредоточенных на нескольких персонажах. Эти правила привели к форме интернализации действий. Действительно, речь развивалась за счет зрелищности, а классические произведения дают большой простор для выражения чувств и психологического анализа.
Правило приличия обязывает изображать на сцене только то, что не будет шокировать публику. Мы исключаем физическое насилие, но также и физическую близость. Поэтому сцены насилия должны быть рассказаны персонажем. Некоторые исключения остались известными, например, смерть Федры и Дома Жуана в одноименных пьесах Расина и Мольера, а также безумие персонажа Ореста в «Андромаке».
Примерами драматургов-классиков являются Пьер Корнель, Жан Расин и Мольер. В период романтизма Шекспир, не подчинявшийся ни одному из классических правил, стал предметом французских споров по поводу них, в которых романтики в конце концов одержали победу; Виктор Гюго был одним из первых французских драматургов, нарушивших эти условности.
Влияние этих французских правил на драматургов других стран спорно. В английском театре драматурги Реставрации, такие как Уильям Уичерли и Уильям Конгрив, были бы знакомы с ними. Уильям Шекспир и его современники не следовали этой классической философии, в частности, потому, что они не были французами, а также потому, что они писали за несколько десятилетий до своего создания. Те пьесы Шекспира, которые, как кажется, демонстрируют единство, такие как «Буря», вероятно, указывают на знакомство с реальными образцами классической древности.
Трагедия
Во времена французского Средневековья трагедии не существовало. Оно возродилось в XVI веке после перечитывания старого трагика.
Он преображает все в XVI и XVIII веках. Сначала он развивается в сторону того, что было названо трагикомедией, питаясь все более романтической интригой. Но ученые и драматурги отстаивают возврат к образцу, более соответствующему древним канонам, и он в конечном итоге становится великим жанром классической эпохи. Вот почему изложенные выше правила относятся прежде всего к трагедии.
Таким образом, трагедия прежде всего определяется своим сюжетом и персонажами. Трагическая пьеса должна иметь мифический или исторический сюжет. Его персонажи — герои, короли или, по крайней мере, персонажи очень высокой знати. Принятый стиль должен соответствовать росту тех, кто произносит текст. Большинство трагедий написано на александрийском языке и всегда соблюдают высокий стиль. Мы часто ассимилировали трагедию и несчастный конец. Хотя верно то, что большинство трагедий заканчиваются плохо, это не определяющий критерий, поскольку некоторые трагедии заканчиваются хорошо.
Как и в античном театре, у трагедии есть моральный конец.
Это должно позволить зрителям подняться на моральном уровне, борясь с некоторыми из своих страстей. Вслед за Аристотелем мы считаем, что трагедия должна внушать «ужас и жалость» перед судьбой героев, раздавленных последствиями своих ошибок. Эти два чувства должны позволить зрителям отмежеваться от страстей, толкавших героев к действию, а потому и не воспроизводить их самим. Кроме того, классические теоретики заимствовали у Аристотеля понятие катарсиса, что примерно означает очищение от страстей. Идея состоит в том, что, увидев персонажей, охваченных бурными страстями, зрители каким-то образом реализуют собственные страсти и освобождаются от них.
Расин — великий классический трагик. Он пишет трагедии, где герои обречены на рок, заперты в судьбе, которая обнаруживает абсурдность их существования и может привести только к гибели.
Корнель на протяжении своей карьеры развивается от барокко к классике. Его трагедии гораздо больше ценят героя, который, хотя и часто обречен на роковой исход, на самом деле становится героем в его пьесах.
Корнель смог предложить отождествление с героем как возможный способ создания зрителя.
Кроме того, в классическую эпоху развивались лирические трагедии. Этот жанр особенно представлен Филиппом Кино, который работает в сотрудничестве с Жаном-Батистом Люлли. Это приведет к созданию французской оперы.
Комедия
В комедии классической эпохи очень сильно доминирует фигура Мольера, хотя авторов комиксов было очень много. Комедия гораздо менее обрамлена четкими правилами, чем трагедия, потому что, будучи второстепенным жанром, она мало интересует теоретиков. У нас нет той части Поэтики, которую Аристотель посвятил бы комическим произведениям.
Однако такой автор, как Мольер, пытается придать комедии форму благородства и вдохновляется правилами классического театра. Если редко соблюдается единство действия, то единство места и времени соблюдается довольно часто. Прежде всего, вслед за Корнелем, он создает комедию-интригу, вдохновленную латинскими комедиями Теренса и Плаута.
Поэтому он вдохновлен древними. Но он также отходит от фарса, чтобы способствовать развитию новых комедий. Они основаны на сложных сюжетах и могут быть разыграны в трех или пяти действиях. Их характеры, конечно, не могут принадлежать великому дворянству, но они часто принадлежат буржуазии или низшему дворянству. Следовательно, если язык общеупотребительный, а иногда даже фамильярный, стиль не обязательно очень низкий. Некоторые комедии даже написаны на александрийском языке. Мольер использует довольно грубые комические эффекты, унаследованные от фарса и комедии дель арте (порка палкой, непонимание и т. п.), но его комедии находятся в поисках баланса, не лишенного хорошего вкуса. классический.
Нравственное измерение трагедии присутствует и в комедии. Комедии высмеивают недостатки мужчин. Таким образом, зрители должны иметь возможность отойти от представленных дефектов, смеясь над нелепостью персонажей. Когда Мольер высмеивал лицемерие лжепочитателей в «Тартюфе», он надеялся бороться с этим лицемерием.
Знаменитая формула «castigat ridedo mores» имеет неясное происхождение, но ее подхватил Мольер. Он выражает идею, развитую Горацием в его поэтическом искусстве, и резюмирует это желание использовать смех как вектор обучения. Театр Мольера одновременно классичен и барокко.
Роман
В настоящее время роман считается очень второстепенным жанром. Большинство из них публикуются анонимно, потому что несколько взвешенная личность вряд ли могла бы признаться в том, что является автором романов. Первая половина века характеризовалась очень длинными и очень сложными романами. В классическую эпоху эти романы превращаются в рассказы. Интрига значительно упрощается. Они опираются на относительно недавний исторический фон, в то время как романы в стиле барокко отдают предпочтение античности.
Сен-Реаль написал в 1672 году «Дон Карлос», первый «рассказ», в котором рассказывается история Дона Карлоса Испанского, сына Филиппа II Испанского. Мадам де Лафайет поместит действие «Принцессы Клевской», шедевра жанра, при дворе французского Генриха II примерно в то же время.
Кроме того, этот роман хорошо представляет двусмысленность классицизма, потому что он отличается от сентиментальных романов своим скромным объемом и трезвостью своего письма, но он снова принимает некоторые черты драгоценности в живописи чувств. Госпожа де Лафайет действительно была очень драгоценна, и ее забота заключалась не в том, чтобы полностью противостоять периоду, который ей предшествовал.
Поэзия в целом
XVII век — это век литературного брожения, и он показывает оживление всех древних жанров. В самом деле, в XVI веке (так называемый период барокко) определенный «культурный шовинизм» привел поэтов к использованию средневековых форм (рондо, триолей, мадригалов, песен, сонетов) в ответ на систематическое обращение к античным жанрам. . В XVII веке, по его словам, появятся оды (такие, которые уже использовались Ронсаром), например, на улов Намюра де Буало или те, что менее известны, на Порт-Рояль-де-Шан Расина. Мы видим перерожденные эпиграммы, как у Марциалора Овидия, послания или сатиры в стиле Горация (в частности, Буало).
е. являются либо «злыми», либо «добрыми».