Выставка в третьяковской галерее в москве сегодня: Михаил Врубель — Третьяковская галерея

Содержание

В Третьяковской галерее открывается масштабная выставка Михаила Врубеля — Культура

МОСКВА, 3 ноября. /ТАСС/. Масштабная выставка Михаила Врубеля, объединившая более 300 работ художника, открывается в среду в Новой Третьяковке на Крымском валу. Это крупнейшая выставка Врубеля за последние 65 лет, сообщила генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

«Для каждого из нас Врубель — это важнейшая фигура, с учетом того, что прошло 65 лет с последней большой выставки Врубеля, объединившей собрание Третьяковской галереи и Русского музея. Этот огромный перерыв позволил нам посмотреть на этого художника так, как, полагаю и надеюсь, никто раньше не пытался в нем разобраться. Это взгляд сегодня из 2021 года, это взгляд на художника, с которого действительно начинается в России XX век», — рассказала Трегулова журналистам накануне открытия выставки.

Третьяковская галерея хранит самое крупное собрание работ Врубеля и для выставки объединила произведения художника из многих российских музейных и частных собраний.

Всего в экспозиции, которая располагается на трех этажах Новой Третьяковки, более 300 экспонатов. Среди них 50 живописных работ, около 200 листов графики, скульптура, майолики, костюм. Кроме того, открытием для публики станет первый масштабный показ значительного корпуса рисунков Врубеля, созданных во время пребывания в лечебницах.

«Это художник, которого не принимали его современники и, проходя по выставке, мы понимаем почему. Слишком большим был тот разрыв, который существовал между предшественниками, передвижниками и даже русскими импрессионистами, и этим художником, который отошел от попыток реального воспроизведения окружающего мира. И был первым художником-визионером в русском искусстве, который создавал свои миры с самых первых шагов до последних лет жизни», — добавила гендиректор галереи.

Дизайн выставочного пространства разработал крупный современный архитектор Сергей Чобан. В экспозиции нет привычного деления на хронологические периоды, виды искусства и техники.

Как отметили в галерее, пространственное решение выставки призвано «организовать восприятие самой формы врубелевских произведений, обозначить сквозные мотивы».

«Архитектор должен в известной степени остаться незаметным за тем пространством, которое наилучшим образом позволяет увидеть произведение художника. Художник должен совершенно в новом свете возникнуть в пространстве экспозиции. Нам кажется, что это получилось. Нам хотелось показать непрагматичность и стереоскопичность произведений Врубеля. Врубель был, наверное, первый в такой степени художник, который создал пространство живописи», — рассказал Чобан журналистам. Выставка будет работать до 8 марта 2022 года.

О художнике

Михаил Врубель (1856-1910) — русский художник, считается специалистами одним из наиболее заметных представителей символизма в русском изобразительном искусстве. Среди наиболее прославивших его работ — картины «Пан», «Царевна-Лебедь», «Демон» и другие.

В Третьяковской галерее открылось сразу семь новых выставок — Российская газета

«Мы находимся в абсолютно полной боевой готовности. У нас к открытию смонтированы все масштабные и немасштабные, камерные выставки, которые мы готовили с момента закрытия музеев, с 15 ноября. Причем это выставки в самых разных зданиях музея», — прокомментировала решение столичных властей открыть музеи директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова в эфире телеканала «Россия 24».

Для посетителей Третьяковка подготовила сразу семь новых выставок, и это не считая экспозиций, открывшихся онлайн во время локдауна. Так, в Новой Третьяковке на Крымском Валу наконец вживую можно увидеть ретроспективу Роберта Фалька, объединившую около 200 живописных и графических работ художника из 43 музейных и частных собраний.

«В такой сложной ситуации, в которой мы монтировали в ноябре — декабре эту выставку, можно было пойти по упрощению задачи, но мы поставили перед собой цель реализовать этот проект так, как мы его задумали. Спасибо министерству культуры, что пошли нам навстречу, оформили все необходимые разрешения для выдачи нам произведений из федеральных музеев, расположенных в регионах, а также из Государственного Русского музея», — приводит слова Трегуловой ТАСС.

Там же, в Новой Третьяковке, представлены работы современного художника, скульптора, автора объектов и инсталляций, фотографических и видеопроектов Аллы Урбан.

Западное крыло Новой Третьяковки превратилось в лабораторию будущего, погружающую в тайны русского кинетического искусства. Первоначальная выставка «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России» была показана в петербургском «Манеже», а теперь и московская публика увидит уникальные движущиеся работы художников шестидесятых и семидесятых годов.

Совместный проект Олега Зотова и Иды Ручиной «Чукотка. Эпическая сага. Вступление» открывает проект «Большая фотопремьера». С помощью художественной фотографии авторы показывают Чукотку, невероятный край, где переплетаются героическое и обыденное, а эпос является неотъемлемой частью современной жизни. В экспозицию вошли около 40 масштабных фотографий, на которых запечатлена жизнь коренных народов Севера и природа Чукотского автономного округа.

В Лаврушинском переулке посетителей ждет выставка «Александр Бенуа и его «Мир искусства»», приуроченная к 150-летию со дня рождения художника. Для русского искусства рубежа XIX-XX веков характерно возрастание роли графики, понимаемой как важнейший вид художественной культуры. Ведущее место в этом процессе принадлежит мастерам объединения «Мир искусства», совершившим «графическую» революцию. На выставке будут представлены около 200 произведений не только Бенуа, но и Л.С. Бакста, М.В. Добужинского, Б.М. Кустодиева, Е.Е. Лансере, К.А. Сомова, С.Ю. Судейкина, С.В. Малютина, М.А. Врубеля, В.Э. Борисова-Мусатова.

Откроется и камерный проект «Александр Иванов. Библейские эскизы. Благовещение». По словам Трегуловой, у Иванова была идея создать некий храм, «храм человечества», и это эскизы для неосуществленных росписей в так и не построенном храме.

В Инженерном корпусе в Лаврушинском переулке продолжает работу выставка Марии Якунчиковой-Вебер. Она была одной из первых женщин в России, получивших профессиональное художественное образование, и вошла в историю как одна из самых талантливых и драматичных фигур Серебряного века.

По соседству откроется еще одна новая экспозиция «Константин Кузнецов. Париж, Бретань, Нормандия». Кузнецова не очень хорошо знают в России. Он довольно рано уехал во Францию, где и прожил всю жизнь.

путеводитель по музею, известные картины, которые нужно увидеть.

Что можно увидеть в одном из главных музеев Москвы, имея в распоряжении всего лишь час? Краткий путеводитель по залам Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

В Третьяковской галерее у картины Александра Иванова «Явление Христа народу». Наталья Волкова / фотобанк «Лори»

Правильная локация

Для начала точно определитесь с адресом: Третьяковская галерея — крупный музей, у которого есть много зданий и филиалов. Главное здание, где находится коллекция русского искусства до начала XX века, располагается по адресу Лаврушинский переулок, 10; в соседнем доме — Инженерном корпусе — проходят временные выставки, читают лекции. Чтобы увидеть искусство ХХ–ХХI веков, придется отправиться в совсем другой район Москвы, на Крымский Вал, 10. Не перепутайте! Множество других филиалов, включая Дом Васнецова и мастерскую Голубкиной, разбросаны по всей столице.

Первый этаж

Второй этаж

Правильное время

Часы работы и выходные дни, конечно, можно уточнить на сайте. Но также не забудьте проверить, не идут ли сейчас школьные каникулы (осенние или весенние, про зимние-то забыть трудно). В дни каникул залы музея могут быть полны шумными школьными экскурсиями. Что хорошо — в главном здании Третьяковки в Лаврушинском переулке крайне редко проходят ажиотажные выставки (для них нет места), поэтому очереди в стиле «на Серова» можно не бояться.

Запастись картой

Виртуальный музей Третьяковской галереи

Поскольку вы ограничены во времени, то вычеркиваем наслаждение от бесцельной прогулки по анфиладам залов. Необходимо четко наметить цель и проложить к ней маршрут. Помимо бумажных путеводителей, можно воспользоваться схемой залов на сайте музея или использовать технологию виртуального музея.

В Третьяковской галерее. Перед картиной Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Наталья Волкова / фотобанк «Лори»

Запастись списком шедевров

Решите, искусство какого именно периода вам интереснее всего: в этом здании Третьяковки собрана практически вся история, от Крещения Руси до Революции. Можно потратить целый час на Серова, или на передвижников, или на Серебряный век.

Если же хочется быстро посмотреть на главные шедевры, то вот примерный список обязательного. Список короткий, потому что шедевры рассеяны по двум этажам и разным залам, на переходы по которым как раз уйдет час, ведь наверняка по пути вы будете отвлекаться на всяческую красоту.

Первый этаж: «Троица» Рублева (зал № 59)

Одна из главных русских икон находится в конце анфилады залов иконописи, в зале Андрея Рублева. Кстати, другая святыня — Владимирская икона Божией Матери — находится тоже в Лаврушинском переулке, но в другом здании, в действующей церкви Святого Николая в Толмачах, которая примыкает к Инженерному корпусу с торца.

Первый этаж: «Девочка с персиками» (зал № 40)

Знаменитый портрет кисти Серова выставлен в залах, посвященных искусству Серебряного века на том же первом этаже, где и иконопись. Еще на этом этаже — залы Левитана, Поленова и Нестерова, так что понять логику расположения экспозиции достаточно трудно. Серову в галерее отведено целых два зала.

Читайте также:

Второй этаж: «Явление Христа народу» (зал № 10)

Шедевр Александра Иванова висит в собственном зале среди посвященных ему многочисленных эскизов. Экскурсоводы предупреждают: осторожно, это одна из тех картин, перед которыми в этом музее особенно часто падают в обморок.

Второй этаж: «Утро в сосновом лесу» (зал № 25)

Пейзаж с медвежатами можно найти в зале, посвященном творчеству Шишкина. Не пропустите — полотно не такое уж и крупное. Кстати, только в музее можно оценить настоящий масштаб произведений, которые мы привыкли видеть на экранах и в книгах.

Второй этаж: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (зал № 31)

Картина Репина находится в зале, посвященном творчеству этого художника. Это еще одна картина, оказывающая сильное влияние на психику. Поэтому, чтобы прийти себя, обязательно загляните в музейный магазин на нулевом этаже, рядом с кассами. В Третьяковской галерее он хорош: репродукции, открытки, блокноты, магниты и, конечно, каталоги.


В Третьяковской галерее открылась масштабная выставка Ивана Кудряшова

Новая Третьяковка в авангарде. На Крымском валу выставка одного из его классиков, Ивана Кудряшова. Ученик Малевича, он основал новое направление живописи — космизм, когда полеты на орбиту были недостижимой мечтой. Вихри Вселенной художник пытался переместить и в практическую плоскость. Однако проект оформления Оренбургского театра так и остался нереализованным и на долгие годы забытым. 

Париж, 1970-й. Главный вестник европейского искусства, «Бюллетень Лувра», публикует сенсационное известие: рисунок советского художника Ивана Кудряшова отдан в дар Центру Жоржа Помпиду. Как умудрились коллекционеры провести его за границу, еще только предстоит узнать. Но уже точно понятно, что работы нашего супрематиста вошли в историю мирового авангарда.

Это первая такая масштабная выставка Ивана Кудряшова. Восемь залов Новой Третьяковки. Более 200 работ ученика Малевича, который не копировал мастера, а продолжал его философию.

«Мы показываем здесь не только работы Ивана Кудряшова, но и работы тех художников, которые были близки ему, с которыми он рядом выставлялся. Творчество художников — основоположников авангарда до сих пор не так полно изучено, как оно того заслуживает. А если мы говорим о второй волне, об учениках великих мэтров, то сейчас наступает тот момент, когда все исследователи обращают внимания именно на их работы», — сказала генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Эта выставка уникальна еще и тем, что многие работы предоставили ведущие мировые музеи: Центр Помпиду, музей Костаки в Салониках и Нукусский музей.

«Нам очень повезло, что такой коллекционер Игорь Савицкий осел в Нукусе Каракалпакии и начал собирать авангардные работы того периода. Специалисты Третьяковской галереи приехали в Неукус, оценили и проанализировали коллекцию и нашли такого художника, как Ивана Кудряшова», — рассказывает исполнительный директор Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Узбекистана Гайане Умерова.

На родине же, начиная с 20-х годов, Кудряшова подвергали жесткой критике. В 1938-м его и вовсе исключили из Союза советских художников «за беспредметность» и лишили возможности выставляться. И только в конце 60-х вторую жизнь этим полотнам подарит коллекционер Георгий Костаки, безошибочно разглядевший великое мастерство в линейных композициях Кудряшова.

«Он сохраняет извечную тему живописи — идею противопоставления света и тени, идею возникновения свечения, пульсирующего цветового сгустка у Тициана через Кандинского и Малевича и далее везде», — поясняет куратор выставки Игорь Смекалов.

Создавая проект художественного оформления Оренбургского театра, Иван Кудряшов, конечно, знал, что он никогда не будет реализован. Но эта его идея вселенной супрематизма претворяется в жизнь сегодня. На выставке в буквальном смысле можно зайти внутрь театра и с позиции зрителя посмотреть на роспись.

Особое место в творчестве Кудряшова занимал космос, вот и направление в живописи назвали «космизм». Удивительно, что все это он придумал еще задолго до успехов советской космической программы. Вот уж точно искусство, опередившее время.

В Третьяковке открылась крупнейшая выставка Врубеля

Большое культурное событие. В новом здании Третьяковской галереи в Москве открылась крупнейшая выставка Михаила Врубеля. Впервые за последние 65 лет на одной площадке собрали более 300 работ, наверное, самого загадочного и неоднозначного русского художника. Это вдохновляющая и трагичная фигура в истории нашего искусства, художник, ослепший в последние годы жизни. Он, словно вспышка в мировой живописи, горящая до сих пор.

Подобно тому, как песчинка превращается в жемчуг, Врубель из одной лишь перламутровой раковины – создает художественный мир. «Жемчужина» – без преувеличения – самая изысканная его работа.

«Ему подарили раковину. Месяцами Врубель облюбовывал эту раковину и создал с нее более 30 рисунков», – сказала Ирина Шуманова, куратор выставки, заведующая отделом графики XVIII – начала XX века Государственной Третьяковской галереи.

Лишь три из них – цветные. Яркое он видел в черном и белом. Вселенную разглядывал в микромире. И эта экспрессия – неожиданная, оригинальная, шокирующая манера – опережала время, пугала современников. Даже главный поклонник и заказчик Савва Иванович Мамонтов, сказал однажды: «Послушайте, что же это такое! Это же черт знает что такое! Я ничего подобного не видел никогда».

«Написал он этот портрет года за два до драматических событий в жизни Мамонтова, когда он абсолютно неправомерно был обвинен в растрате, посажен в тюрьму. Он как бы выламывается из этого кресла, из этой обстановки. Ему тесно, он крупнее, мощнее, сильнее, чем та реальность, в которой он живет», – поясняет гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Врубель и Мамонтов встретились в Москве, куда художник вслед за увлечением – циркачкой – приехал без денег, но в новом пальто.

«У него были контрасты: или получает сумму и может всех угощать и приглашать, или мог жить на три рубля в месяц. Был неординарной натурой», – отметила Елена Митрофанова, замдиректора по науке музея-заповедника «Абрамцево».

Мог вдруг сказать Репину: «А вы, Илья Ефимович, рисовать-то не умеете». «Все может быть», – с улыбкой отвечал Репин. Разговор состоялся за чаем в подмосковном имении Мамонтовых.

«Я опять в Москве или лучше в Абрамцеве», – пишет Врубель в письме сестре. Впервые здесь оказавшись в марте 1890-го, он погружается в атмосферу мамонтовского кружка, руководит «заводом изразцовых и терракотовых декораций».

Керамическая мастерская – его новое страстное увлечение – рукотворный сказочный мир. Он создает майоликовую часовню, для дома придумывает изящные печи. И даже с маленькой лежанкой для детской комнаты. Совершенное сочетание красок и узоров – под стать артистической, затейливой атмосфере усадьбы.

Скульптура, мозаика, майолика, витражи, театральные костюмы – под крылом Мамонтова Врубель оформляет особняки и спектакли. В частной опере знакомится с будущей женой Надеждой Ивановной Забелой, сразу влюбляется в голос и образ. Создает многочисленные портреты: бестелесную скрывает в сирени, а сидящую у камина пишет прямо поверх «пророка».

Ее прелестный голос возвращал Врубелю связь с миром, когда художник потерял разум и зрение потрясенный смертью сына, раздавленный работой над мечтой всей жизни «Демоном поверженным».

«Это произведение действительно обладало магической властью над художником. От перенесения в разные помещения менялся колорит этой картины, менялся блеск этих красок. Врубель не понимал, что они меняются лишь от света, ему казалось, что демон померк мистически, он пытался его дописать. В конце концов Врубель не выдержал этого соперничества и постепенно впал в стихию безумия», – рассказала Ирина Шуманова.

Диагноз современники восприняли даже с некоторым облегчением – так проще было объяснить странности поведения и приверженность к демонической теме. Художнику, впрочем, повезло с психиатрами – московский доктор Усольцев пестовал талант.

«Врубель очень остро реагировал на синий цвет. Помещенный в синюю комнату, он успокаивался. Поэтому ему давали столь необычный материал, как синий карандаш, и вот этим синим карандашом он творил чудо», – пояснила Ирина Шуманова.

Галерея портретов пациентов клиники, череда стереоскопически точных пейзажей из больничного окна. Художник подписывает работы: «Доктору Усольцеву от воскресшего Врубеля». Но улучшение оказывается недолгим, игру с болезнью художник проигрывает.

В лечебнице для душевнобольных в Петербурге самый загадочный художник рубежа веков умирает в 1910-м.

«Этот художник был наделен от Бога невероятным даром, но также и был наделен каким-то особенным, очень русским стремлением к максимальному совершенству выражения того, что виделось ему как конечный результат», – подчеркнула Зельфира Трегулова.

«Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным», – скажет Блок на его могиле. «Демона» назовет – символом времени. «Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет.» Но предчувствие трагических испытаний, что принес России ХХ век.

в Третьяковской галерее откроется выставка Ильи и Эмилии Кабаковых / Новости города / Сайт Москвы

В Третьяковской галерее на Крымском Валу 6 сентября откроется выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех». Центральное место займет инсталляция 2001 года. В ней — поезд, который отбывает от платформы, увозит художественные работы, ставшие частью будущего, а отвергнутые картины остаются лежать на железнодорожных путях.

Всего зрителям покажут более 100 произведений — это живописные и графические работы, а также альбомы, макеты, инсталляции. Среди самых известных инсталляций — «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1985). Она представляет собой комнату в коммунальной квартире, из которой герой вырывается в космос через дыру в потолке. Еще одна всемирно известная инсталляция — «Лабиринт. Альбом моей матери» (1990), изображающая жизнь как бесконечный коридор. Отдельное место займут ранние работы Ильи Кабакова 1960–1970-х годов.

Эта выставка — первая в России полноценная ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых. Недавно ее показали в Эрмитаже. Кроме того, в прошлом году экспозицию смогли увидеть гости лондонской галереи «Тейт Модерн».

Илья Кабаков — крупнейшая фигура московского концептуализма, представитель позднего поколения советских художников. Он создал жанр «тотальная инсталляция» — по его словам, работы в таком жанре переносят зрителя в другой, иллюзорный мир и требуют полной трансформации помещения: пола, стен и освещения. С будущей супругой Эмилией он познакомился в 1988 году. Героями работ их творческого союза стали романтики и забытые художники-мечтатели, живущие в условиях советского быта.

Илья и Эмилия Кабаковы считаются одними из лучших мастеров современного искусства. Их произведения хранятся в музеях и частных коллекциях России, Европы и США.

Выставка в Третьяковской галерее будет работать до 13 января.

В Третьяковской галерее открылась выставка «Живое вещество» | Новости | ОТР

Экосистема глазами современных художников. В Третьяковской галерее открылась выставка «Живое вещество». Это образцы современного искусства, которые продолжают мысль ученого Владимира Вернадского о взаимодействии миров, органического и искусственного. Экспозицию оценила корреспондент ОТР Елена Тимонова.

Инсталляция современного шведского художника Роланда Перссона. И это только на первый взгляд здесь кактусы и бокалы, а по замыслу автора, это связь человека и природы. Художник показывает, как флора проникает сквозь все преграды любой твердости и плотности. Он так и назвал свою работу «близкая дистанция».

Выставка философская, идея едина. В своих работах художники воплотили мысль российского ученого Владимира Вернадского: человек лишь часть большой экосистемы. Вот, к примеру, жизнь в почве на метровом панно из полиэфира и смолы финской художницы.

Полина Котова, сотрудник галереи «Триумф»: «Мы хотим заставить зрителя обратить внимание на то, что мир – это не только люди. Это не только мы. И в данном случае художница изображает разные механизмы почвенных структур, организмов. И как бы говорит зрителю, что многие процессы, которые они задействуют в своей жизни, свойственны и нам тоже».

Здесь 300 инсталляций, скульптур и фотографий художников из разных стран. Здесь можно прогуляться над корнями деревьев, проникнуть в микромир, спуститься в глубокие слои гидросферы.

Виктория Аниканова, жительница Москвы: «Мне кажется, до конца не все понятно. Но тут уже каждый интерпретирует, как он это все видит в виду своих образов и того, что он знает».

Надежда Гончарова, жительница Москвы: «Я сразу вошла, меня очень поразило, что ракушки. Отшельник, называется экспонат. И там портреты. Видео очень интересное, когда там люди превращаются в пыль».

Организаторы посчитали, какой углеродный урон выставка оставит на планете: это создание экспонатов, перевозка, монтаж, электричество. Чтобы компенсировать весь этот ущерб, организаторы посадят во Владимирской области три гектара хвойных деревьев. По подсчетам, они компенсируют углеродный след проекта только через 30 лет.

Третьяковская галерея в Москве представит Врубеля, Венецианова, Фалька в 2021 году — Общество и культура

МОСКВА, 1 января. / ТАСС /. Знаменитая Государственная Третьяковская галерея в Москве планирует амбициозный год и организует выставки известных российских художников Роберта Фалька, Михаила Врубеля и Алексея Венецианова, а также проекты под названием «Мечты о свободе». Романтизм в России и Германии »и« Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России »и многие другие события 2021 года, сообщила ТАСС директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Как и многие другие музеи Москвы, сейчас галерея закрыта для посетителей. Министерство культуры России временно запретило посещение музеев с 16 ноября по 15 января, как и с середины марта до середины июля в начале этого года.

«Первая выставка, которую мы представим после открытия музея, — это выставка Роберта Фалька. Трудно поверить, но это первая масштабная ретроспективная выставка Фалька в Москве и Третьяковской галерее. Последняя выставка Третьяковской галереи. состоялась еще в 1924 году.Говоря о последних десятилетиях, [св. В Санкт-Петербурге] В 1992 году в Русском музее проходила выставка «Фальк», — отметила Трегулова.

23 декабря галерея организовала онлайн-экскурсию для кураторов по ознакомлению с выставкой, она уже доступна на онлайн-ресурсах Третьяковки. Планируется, что посетители смогут лично присутствовать на мероприятии с 16 января по 23 мая. На выставке представлено около 200 произведений живописи и графики из 43 музеев и частных коллекций, в том числе Третьяковской галереи, Пушкинского музея, Русского музея и Национальной галереи. Армении.

Лаборатория будущего

Ценителям искусства будет интересно увидеть «Лабораторию будущего. Проект «Кинетическое искусство в России», который ранее демонстрировался в Центральном выставочном зале Санкт-Петербурга и стал одним из самых посещаемых мероприятий за последние несколько лет.

«Пространство Третьяковской галереи, как мне кажется, дает больше возможностей архитекторам и кураторам. И это получается очень мощный и яркий проект. Он показывает, что идея движения, концепция движущегося произведения искусства и искусства произведение, призванное очертить движение, имманентно русскому искусству, концепция космизма и полета », — подчеркнул режиссер.

Работы художников 1960-1970-х годов дополнят произведения русского авангарда и произведения современных художников. На выставке будет представлено несколько сотен предметов из Третьяковской галереи, Пушкинского музея, музея современного искусства «Гараж» и других.

Юбилеи Бенуа, Колейчука

В январе музей планирует открыть выставку «Александр Бенуа и Ассоциация мира искусства», приуроченная к 150-летию со дня его рождения, отмечаемого в 2020 году.На мероприятии соберутся лучшие работы Бенуа и Ассоциации «Мир искусства».

«Это классические работы с использованием графических приемов. Они демонстрируются не так часто, поэтому это будет уникальная возможность увидеть такую ​​экспозицию», — прокомментировала Трегулова.

Галерея также отметит юбилей художника Вячеслава Количука, которому в декабре 2021 года исполнится 80 лет. «Мне очень жаль, что эту выставку проводят как посмертную», — сказала она. «Его [Колейчука] работы будут размещены рядом с работами других художников, у которых были похожие идеи и концепции.«

Мечты о свободе

Масштабная международная выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии », который воплотился в сотрудничестве с Дрезденской государственной коллекцией произведений искусства, пришлось отложить из-за пандемии COVID-19 и в конечном итоге перенести на 2021 год. Предполагалось, что она откроет свои двери в октябре 2020 года, но будет только доступный весной после нескольких объявлений о переносе сроков.

«Возможно, запускаем до майских праздников или сразу после них.Это проект, сравнивающий русский и немецкий романтизм. Речь идет о поиске общих тем, а их много, вся экспозиция построена вокруг этих общих тем. «Это очень интересный новый подход», — добавил режиссер. На выставке будут представлены шедевры Каспара Давида Фридриха, Филиппа Отто Рунге, Иоганна Фридриха Овербека, Александра Иванова, Алексея Венецианова, Ореста Кипренского, Карла Брюллова и других художников. Мероприятие сопровождает русский и английский языки.

Венецианов, одна из ключевых фигур этого проекта, откроет отдельную выставку на осень 2021 года. «Мы постараемся найти интересные идеи для демонстрации работ самого Венецианова и его учеников», — добавила она.

Новый взгляд на Врубеля

Одна из самых ожидаемых выставок 2021 года — масштабная коллекция Михаила Врубеля. «Мы интенсивно над этим работали во время пандемии. Он хорошо оформляется, тексты и большинство статей для каталога готовы.Теперь настало время для интенсивной работы с Сергеем Чобаном, архитектором выставки, пусть пока и в режиме онлайн », — сообщила она.

В отличие от многих других проектов, эта выставка изначально была запланирована на осень 2021 года, поэтому переносить ее не пришлось. Более того, учитывая, что многие другие выставки должны были изменить даты, директор решил, что выставку Врубеля откладывать нельзя. «Нас очень интересовала точка зрения человека, специализирующегося в первую очередь на западном искусстве», — сказала Трегулова о кураторах выставки.«И точка зрения, которая позволяет увидеть в Врубеле нечто большее, чем просто очень оригинального и интересного художника конца XIX — начала XX века», — пояснила она.

На выставке будет представлено около 40 произведений искусства, а также множество графических работ, многие из которых представлены впервые. Проект направлен на то, чтобы осветить Врубеля как художника, предвестника ХХ века, его творения, казалось, расширяли границы искусства, синтезируя его с другими его формами.

Новая выставка блокбастеров может быть подвергнута вмешательству со стороны России

На недавней выставке современного искусства, которую я посетил в городе Асбест на Урале к востоку от Москвы , жители недоумевали, что означает инсталляция с детской площадкой. Видео, объясняющее значение этого искусства, не сработало, поэтому посетители ухватились за подсказки. Один предположил, что отдельные узлы на некоторых металлических стержнях могут указывать на колючую проволоку.Может ли это быть намеком на некогда закрытые города местного региона, отсылкой к секретным промышленным и научным центрам Советского Союза на Урале, где информация находилась под строгим контролем, или, возможно, даже к растущим ограничениям в современной России?

Асбест, названный так в честь его роли крупнейшего в мире производителя асбеста, представляет собой унылое место с разрушающейся инфраструктурой и определяется крупнейшим в мире открытым асбестовым рудником. Молодые пары в день свадьбы позируют фотографам у вывески города — гигантской плиты асбеста.Здесь ГУЛАГ — это больше, чем просто воспоминание, и остаточный страх витает в воздухе даже сегодня. Отсюда мрачная интерпретация ярко-розовой детской игровой площадки.

Фактическое значение инсталляции было совсем другим. Бехзад Хосрави Нури, иранский шведский художник, построил мультимедийный памятник, чтобы исследовать связь между личной памятью и событиями в бывшей Югославии. Детская площадка была привезена в Асбест в рамках Уральской индустриальной биеннале современного искусства и размещена, что любопытно, в центре классического советского бального зала (в Асбесте нет картинной галереи).

Как оказалось, ни одна из выставок биеннале не была посвящена политическим вопросам современной России — несмотря на то, что мероприятие проводится в стране и ориентировано на современное искусство. Так было не всегда: на выставке биеннале 2019 года конституция России была переведена на азбуку Морзе, и в соответствии с этим «переводом» капала вода на раскаленные утюги. Как ни странно, не упоминая о нынешнем состоянии страны, Уральская биеннале в этом году смогла рассказать о России больше, чем любой другой экспонат.

Прочтите: «Люди земли» выиграли

В советское время цензоры боролись с «буржуазным формализмом» и космополитизмом, требуя от художников работать под полным контролем государства. Сталинские чиновники критиковали, запрещали и арестовывали их. Некоторые были казнены; другие повесились после допроса. С 1937 по 1938 год, в разгар Большого террора, предшественник КГБ казнил более 30 художников в одном городе. Согласно базе данных Immortal Barracks, отслеживающей советские захоронения и убийства, 559 художников стали жертвами репрессий в той или иной форме.

К счастью, любителям искусства, работающим в советских музеях, удалось спрятать и спасти многие шедевры, но поколение советских детей выросло, не видя картин Марка Шагала, Василия Кандинского или Павла Филонова. Одна из любимых Сталиным скульпторов Вера Мухина сказала в то время, что в стране «забыли о праве художника на творчество». В результате художники, поэты и писатели — а также физики, математики и другие — пополнили ряды так называемых кухонных диссидентов, тихо собираясь в частных квартирах, чтобы читать контрабандные копии запрещенных книг или обсуждать скрытый смысл в новых театральных постановках.

Хотя контроль иногда несколько ослаблялся и ужесточался, только в последние годы существования Советского Союза, при политике перестройки Михаила Горбачева и после распада СССР русские смогли бороться с искусством, которое открыто критиковало. люди и институты у власти. Когда они наконец смогли это сделать, русские поглотили как можно больше искусства, независимо от того, было ли оно создано дома или за границей — балет, кино, театр, живопись и т. Д. Люди выстраивались в длинные очереди у Третьяковской галереи, чтобы увидеть авангардное искусство Шагала, Кандинского или Казимира Малевича.Я помню, как меня толкала огромная толпа любителей искусства, которые с нетерпением ждали открытия выставки работ американского художника Питера Макса 1991 года в Санкт-Петербурге.

Издалека может показаться, что вся эта свобода отпала, когда Владимир Путин пришел к власти в 2000 году, но это не так. Какое-то время путинская Россия терпела самых провокационных художников. Десять лет назад министерство культуры само наградило группу стрит-арта Voina призом за партизанскую работу — нарисованный контур пениса на подъемном мосту в Санкт-Петербурге.Петербург, который поднимался и опускался всякий раз, когда мост двигался. Со временем эта открытость исчезла. Несколько участников женской панк-рок-группы Pussy Riot были арестованы несколько раз, сначала в 2012 году за организацию представления в церкви, а совсем недавно во время пандемии коронавируса за поддержку заключенного в тюрьму лидера российской оппозиции Алексея Навального. .

Конечно, путинская Россия — это не Китай Си Цзиньпина. Здесь контроль над информацией слабее, больше возможностей для разногласий.Однако пространство для творческой свободы резко сократилось. Сегодня в России ждут лучших артистов и театральные коллективы мира, если они не оскорбляют правительство. Отголоском истории писатели, режиссеры, художники и скульпторы уезжают в изгнание, а оставшихся проверяет специальный «общественный совет» при Министерстве культуры, который определяет, соответствуют ли они стандартам государственной безопасности. Опять же, все художники должны подвергаться самоцензуре.

Читайте: двойная ностальгия по России

Сдвиг является частью общей тенденции к размыванию свобод.СМИ, правозащитные группы и оппозиционные политики — все оказались под давлением. Десятки журналистов, правозащитников и активистов были объявлены «иностранными агентами». Службы безопасности мало что сделали для расследования серии убийств противников Кремля. Навальный, который пережил покушение в прошлом году, сейчас находится в тюрьме; его политическое движение было объявлено экстремистским и было вынуждено распустить.

Спонсорами Уральской биеннале являются как иностранные, так и российские группы, в том числе госкорпорация Ростех, а это значит, что она вряд ли увидит много открытой критики государства даже в лучшие времена. Кураторам основного проекта биеннале — Ассафу Киммелу, Чагла Илк и Мисал Аднан Йылдыз, все из Германии — было подготовлено более шести месяцев. Когда я спросил, с какими проблемами они столкнулись, Йылдыз конкретно упомянул «контроль над информацией».

Один из способов, которым художники в России пытались обойти ограничения, которые становятся все более обременительными, — это обращение к прошлому страны, чтобы предложить критику. В прошлом месяце в Третьяковской галерее открылась выставка, посвященная искусству, отвергнутому царскими цензорами в XIX веке, «скрытый» смысл которого слишком очевиден.(Выставка была преобразована в постоянную выставку в Москве.) Точно так же экспонаты Уральской биеннале в этом году сосредоточены на новейшей истории, косвенно ссылаясь на современные проблемы, такие как принудительное изгнание и цензура. Среди них работа, посвященная спортсмену Виктору Старухину, который родился на Урале, но бежал от большевистской власти в Японию, где стал звездой бейсбола. Главный проект биеннале под названием «Думающие руки касаются друг друга» был вдохновлен романом « We » российского писателя Евгения Замятина, который обращается к контролю и близости в тоталитарной системе; книга была запрещена советскими цензорами, а писатель умер в ссылке в Париже.

(Даже когда российские современные художники действительно пытаются исследовать споры советской эпохи, многие люди здесь предпочитают не знать правду. Другой двухгодичной выставкой было исследование Павлом Отдельновым Кыштымской катастрофы 1957 года, ядерной катастрофы, в которой подземный резервуар, содержащий высокорадиоактивные вещества жидкость взорвалась на Урале, в результате чего тысячи людей погибли и были отравлены местные водные пути и озера на десятилетия вперед. Когда я спросил одну женщину из Асбеста о произведении искусства, на котором были изображены разрушенные общежития ученых-ядерщиков и записи историй жертв, она сказала мне, что это так. не планирую посещать выставку.«Мы до сих пор не говорим о том, что произошло», — сказала она. )

Министр культуры России Ольга Любимова считает, что государственная цензура искусства «недопустима». Но, как говорит сатирик Виктор Шендерович, страх свободы слова «прибит к нервной системе России».

«Как только художники начинают выступать с прямыми заявлениями, они сразу же включаются в группу политических диссидентов», — сказал он мне. «Как это было в эпоху эзоповских пьес, которые ставили в Театре на Таганке в советское время, культура в России снова вынуждена полагаться на намеки и подмигивания.»

Новая Третьяковская галерея откладывает выставку Энди Уорхола из-за пандемии

В Новой Третьяковской галерее в Москве должна была открыться масштабная выставка под названием «Я Энди Уорхол» 24 апреля, но ее пришлось перенести из-за пандемии коронавируса. Организаторы объявят новую дату открытия в ближайшее время, сообщила в четверг их пресс-служба, сообщает ТАСС.

«Выставка« Я Энди Уорхол »будет перенесена на более поздний срок в связи с введенными в России мерами повышенной готовности, а также соответствующими мерами, введенными для предотвращения распространения коронавируса», — говорится в заявлении.

В пресс-службе уточнили, что принудительная отсрочка не повлияет на экспозицию. Посетители смогут полюбоваться более чем 170 произведениями пионера поп-арта, такими как картины на холсте, рисунки и серии работ. На выставке будут представлены такие знаковые портфолио, как Мэрилин Диптих, Банки с супом Кэмпбелла и Мао, а также Цветы, Камуфляж и многое другое. Кроме того, будут представлены такие признанные критиками работы, как Двойной автопортрет, Череп, Электрический стул, Везувий и портреты Ленина.Организаторы отмечают, что выставка займет около 2500 квадратных метров.

На мероприятии также будет кинотеатр, где посетители смогут посмотреть видеоработы Уорхола, а также документальные фильмы о художнике. Отдельный зал будет посвящен сотрудничеству Уорхола с брендами и музыкальными коллективами (The Rolling Stones, The Velvet Underground и другими). Кроме того, будет представлена ​​воссозданная Фабрика (арт-студия Уорхола в Нью-Йорке, активно работающая с 1962 года).Выставку украсят авторские обои торговой марки.

На выставке будут представлены не только работы Энди Уорхола, но и работы фотографов из его окружения — Фреда МакДарры, Джерарда Маланги и Кристофера Макоса. Посетители также смогут увидеть коллекцию модных нью-йоркских журналов (Vogue, Glamour, Harper’s Bazaar), где художник работал иллюстратором в 1950-х годах, и коллекцию оригинальных журналов Interview, которые Уорхол основал в 1969 году.

Выставка «Романтизм» в Москве и Дрездене — изюминка культурного сотрудничества

Выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии »- результат сотрудничества Государственной Третьяковской галереи в Москве и Государственного художественного собрания Дрездена, двух ведущих художественных музеев Германии и России. Это создает беспрецедентный обмен между художественными движениями двух стран в период романтизма.Таким образом, это позволяет посетителям лучше понять другую страну.

Макет выставки Даниэля Либескинда


Макет выставки: лабиринтная система переходов

Здесь представлены некоторые из наиболее значительных работ периода романтизма, в том числе шедевры Каспара Давида Фридриха и Александра Иванова, а также избранные образцы современного искусства, которые образуют эстетические и содержательные связи с периодом романтизма. Планировка выставки Даниэля Либескинда также представляет собой интересный опыт: лабиринтная система переходов, которая обнаруживает удивительные связи между немецкими и российскими экспонатами.

Федеральное министерство иностранных дел поддерживает выставку с целью облегчения обмена и взаимодействия через национальные границы, тем самым способствуя взаимопониманию в Германии и России в отношении культуры и общества друг друга. Культурное сотрудничество — важная область в формировании германо-российских отношений и важный мост между двумя обществами.Он создает пространства, где можно делиться опытом, и укрепляет связи между обществами.

Выставка использует роль искусства как наведения мостов в отношениях с Россией. Представление контрастов и общих черт в искусстве немецкого и русского романтизма также обеспечивает основу для современных социальных дискурсов.

В Дрезден после успешного пробега в Москве


В период с апреля по август 2021 года выставку в Государственной Третьяковской галерее в Москве посетило много посетителей. Комплексная программа поддержки предоставила дополнительные возможности для изучения романтического периода, а также связей между Германией и Россией. Выставка находится в Альбертинуме в Дрездене со 2 октября 2021 года.

Информация

Выставка «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии »- совместный проект Государственного художественного собрания Дрездена и Государственной Третьяковской галереи в Москве. Выставка и ее более 300 экспонатов впервые демонстрируют искусство эпохи романтизма в Германии и России вместе с общеевропейской точки зрения.Первоначально он находился в Государственной Третьяковской галерее в Москве с 22 апреля по 8 августа 2021 года; со 2 октября 2021 года по 6 февраля 2021 года он будет в Альбертинуме в Дрездене. Федеральное министерство иностранных дел финансирует выставку в рамках Года Германии в России 2020/21.

Металлоинвест выступит генеральным спонсором выставки Юрия Пименова в ГТГ

9 июля 2021 года

Металлоинвест выступит генеральным спонсором первой персональной выставки художника, сценографа и педагога Юрия Пименова, которая пройдет в Государственной Третьяковской галерее с 8 сентября 2021 года по 9 января 2022 года.

На выставке будет представлено более 170 работ, включая картины, графику, репродукции утраченных работ, а также мультимедийную инсталляцию гигантского панно, которое ранее демонстрировалось на международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году.

Юлия Мазанова, заместитель генерального директора по устойчивому развитию и корпоративным коммуникациям, сказала: «Мы гордимся многолетней дружбой с Третьяковской галереей и проектами, которые мы реализовали вместе с Благотворительным фондом« Искусство, наука и спорт »Алишера Усманова в регионах, где Компания работает.Поддержка выставки Юрия Пименова — знаковый проект для Металлоинвеста. Мы убеждены, что поддержка культуры и создание творческой атмосферы жизненно важны для технологического развития, промышленного роста и улучшения качества жизни в целом.

Творчество художника близко и перекликается с философией компании. Юрий Пименов шагал в ногу со временем и во многом опережал тенденции, он был открыт для нового, его интересовал характер личности. Наша отрасль сегодня стремительно меняется, и Металлоинвест стремится быть в авангарде технологического развития, нацеленного на глобальное улучшение экологических параметров производства и удержание людей в центре внимания.

Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи, добавила: «Третьяковская галерея впервые представляет полное собрание произведений уникального художника Юрия Пименова, наиболее точно и остро отразившего 1920-е, 30-е, а затем и 50-е годы. 60-е годы, что само по себе феноменально.В картинах Юрия Пименова мы видим эволюцию духа времени. Для его творчества характерен радикальный переход от одной концепции к другой. Он запечатлел все человеческое, личное и индивидуальное в мировоззрении молодежи того времени.

Хочу выразить благодарность Металлоинвесту, нашему давнему партнеру, за поддержку этого проекта. Выставка проходит при поддержке Курской картинной галереи Александра Дейнеки, где вместе с Металлоинвестом мы провели несколько выставок из собрания Третьяковской галереи.

Назад

Как Фонд Луи Виттон и армия консерваторов убедили Россию дать зеленый свет знаковой выставке современного искусства

Русские братья Михаил и Иван Морозовы собрали одну из самых сильных в мире коллекций импрессионизма и современного искусства. Но их ведущая в мире коллекция была национализирована в 1918 году после большевистской революции и оставалась безвестной на десятилетия.

Теперь, для выставки «Коллекция Морозова: иконы современного искусства», которая будет открыта до 22 февраля, Фонд Louis Vuitton в Париже собрал около 200 произведений искусства из коллекции, которая сейчас в основном разбросана по Государственному Эрмитажу в Париже. Санкт-ПетербургСанкт-Петербург, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве и Государственная Третьяковская галерея в Москве. Произведения Сезанна, Матисса, Пикассо, Моне, Гогена, Ван Гога и Боннара происходят из первых двух музеев, произведения русских художников из последнего.

«Воссоединение всех этих предметов из крупных коллекций было очень сложным и грандиозным дипломатическим делом», — сказала Artnet News куратор выставки Анн Балдассари. Дипломатическая значимость была очевидна на открытии, на котором присутствовали президент Франции Эммануэль Макрон и министр культуры России Ольга Любимова.

Вид инсталляции «La Collection Morozov. Icônes de l’art moderne »в Fondation Louis Vuitton, Париж. © Фонд Луи Виттон / Марк Домаж.

Первый показ коллекции Морозовых за пределами России является «знаковым» событием, сказал президент LVMH и коллекционер Бернар Арно. Отчасти это удалось благодаря тому, что Фонд Louis Vuitton помог российским музеям реставрировать работы некоторых художников и участвовал в организации Морозовской выставки в Эрмитаже в 2019 году.

Это вторая выставка в созданном Фрэнком Гери Fondation Louis Vuitton, которую Балдассари курировал среди крупнейших московских коллекционеров — первая была посвящена Сергею Щукину в 2016 и 2017 годах. «[Если бы их коллекции не были конфискованы во время большевистской революции] Щукин и у Ивана Морозова возникла идея объединить их коллекции, чтобы создать большой музей, который стал бы самым выдающимся музеем французского искусства в мире », — сказал Балдассари.

История коллекции Морозовых — это семейная сага.Михаил и Иван Морозовы, родившиеся в 1870 и 1871 годах соответственно, были правнуками крепостного. На пять рублей из приданого жены их предок открыл ленточную мастерскую, которая превратилась в фабрику, и купил свободу своей семьи. Через несколько поколений семья — старообрядцы (противники реформирования Русской православной церкви) — превратилась в зажиточных промышленников-филантропов. В первом зале выставки представлены картины своего круга ведущих русских художников той эпохи, таких как Михаил Врубель и Валентин Серов.

Огюст Ренуар, Портрет актрисы Жанны Самари, Париж (1877) Колл. Иван Морозов, 26 ноября 1904 года. Музей изящных искусств Пушкин, Москва / Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва.

На рубеже прошлого века в России высший социальный эшелон говорил по-французски, и братья Морозовы сформировали свою огромную коллекцию по совету парижских торговцев, таких как Поль Дюран-Рюэль и Амбруаз Воллар. Михаил, преждевременно скончавшийся в возрасте 33 лет, открыл для себя работы Боннара в Париже и приобрел первые картины Гогена, попавшие в Россию.Позже его брат поручил Боннару украсить парадную лестницу своего особняка. Иван Морозов обожал творчество Сезанна — действительно, попробовав свои силы в пейзажной живописи в юности, братья почувствовали близость к пейзажному жанру — и приобрели 18 его работ.

Черно-белые фотографии, представленные в Fondation Louis Vuitton, передают ощущение великолепия особняка Ивана Морозова и его картинных галерей. Некоторые из них были взяты Морисом Дени, которому Иван Морозов поручил нарисовать большие панно по истории Психеи для его музыкальной комнаты, которая была повторно представлена ​​на выставке.

После национализации коллекции Морозова в 1918 году Иван Морозов бежал в Финляндию и умер в Карлсбаде, Германия, в возрасте 49 лет. Коллекция стала частью Музея современного западного искусства, который Сталин приказал закрыть в 1948 году. распространение его содержимого между Пушкиным и Эрмитажем. Советское государство продало несколько работ по экономическим причинам, в том числе « Café de Nuit » Ван Гога (сейчас находится в коллекции Йельского университета) и портрет Сезанна мадам Сезанн (теперь в нью-йоркском Метрополитен-музее).Но могло быть и хуже. «Сталин ненавидел [западное] искусство и мог бы потребовать его уничтожения», — сказал Балдассари об опасности, которую представляет для коллекции.

Куратор начал исследование Морозовых с поездки в Россию и изучения архивов в 2014 году. Несколько работ, в том числе картина Гогена, «пострадавшая на хранении», были отреставрированы с помощью французских специалистов и высокотехнологичного оборудования. Другие потребуют более сложных методов восстановления, чтобы не повредить их.«Некоторые из чудесных работ Ван Гога не могли появиться — например, единственная картина, которую Ван Гог продал при жизни,« Красный виноградник в Арле, », — сказал Балдассари. «Иван Морозов купил ее у молодого бельгийского художника, который купил ее у Ван Гога».

Винсент Ван Гог, Тюремный двор, Сен-Реми (1890). Coll. Иван Морозов, 23 октября 1909 года. Музей изящных искусств Пушкин, Москва / Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва.

Однако картина Ван Гога The Prison Courtyard (1890), которую он сделал в психиатрической больнице Сен-Реми-де-Прованс, добралась до Парижа.Брат художника Тео прислал ему фотографию внутреннего двора лондонской тюрьмы с рисунка Гюстава Доре, которую Ван Гог интерпретировал в преимущественно зеленовато-голубую картину, где условия содержания заключенных перекликались с его собственным заключением.

Среди других ярких моментов — Марокканский триптих Матисса (1912-1913) в насыщенных голубых тонах, включающий вид из окна, портрет молодой девушки и вход в Касбу; Пышные картины Гогена с изображением Таити; Кубистический портрет Воллара Пикассо, лицо которого растворяется в геометрических формах; Туманное изображение Моне моста Ватерлоо и поразительные портреты братьев Морозовых Серовым.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*