Высокая готика: Высокая готика . История искусств [Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке]
Высокая готика . История искусств [Стили в изобразительных и прикладных искусствах, архитектуре, литературе и музыке]
К 1250 году техническая мысль вполне определилась в отношении готических конструкций. И техника строительства создает окончательный тип классического готического собора. Во Франции строятся соборы в Реймсе, Шартре, Амьене и Страсбурге (Рис. 5.14, Рис. 5.15). В Германии – соборы в Марбурге, Фрайбурге и Кельне (Рис. 5.16, Рис. 5.17.). На чем же остановилась высокая готика при формировании конструктивно-пластических характеристик готического стиля? Если ранняя готика (собор в Нуайоне) еще сохраняла стену при частичном ее разрушении окнами, то высокая готика «проломила» стену совсем.(Рис. 5.18). Теперь вместо стены сплошные окна в двух уровнях. В Реймском соборе стену еще нельзя упразднить там, где примыкает односкатная крыша бокового нефа. Тогда возникает идея замаскировать это место декоративной галереей трифориума. Однако в Страсбургском соборе и в других соборах высокой готики выход найден (Рис. 5.19). Крыши боковых нефов становятся плоскими. И уже ничто не мешает прорезать стену трифориума окнами, а галерею его декорировать в соответствии с характером верхних переплетов.
Отсутствие стены привело к исчезновению фрески как живописного жанра, сопровождавшего убранство интерьеров романских соборов. Нет теперь стены, нет и фрески. Ее роль берет на себя витраж (Рис. 5.20). Простое окно с его переплетами еще слишком напоминало плоскость. Теперь же витраж с живым рисунком, с изображением фигур и сложным членением всей плоскости оконного проема лишает последнюю той первичной функции сплошной поверхности, которая прочитывалась со времен существования стены.
Существенно меняется и роль устоев. На этапе ранней готики в соборе в Нуайоне устои только выступают из стены. В соборе в Реймсе они полностью освобождены и устремились вполне самостоятельно вверх. Однако в соборе сохраняются еще признаки романской базилики с ее горизонтальными карнизами и вновь возникшим трифориумом, которые останавливают вертикальную устремленность ввысь устоев.
Пространство окончательно теряет какие бы то ни было границы. Больше нет замкнутой абсиды главного нефа. Теперь ее прорезали окна и за хорами появился проход.
5.23 Собор Нотр-Дам в Амьене. План и западный фасад. Начало строительных работ – 1220 г.
Снаружи также усиливается устремленность здания ввысь за счет пинаклей, которые дополняют теперь каждый контрфорс (Рис. 5.24. Собор Сент– Этьен в Бурже. Фасад с пинаклями). Через эти остроконечные башенки размывается контур здания, четкие границы его формы. Особенно ярко это можно проследить при сравнении трех фасадов собора Парижской богоматери, Реймского и Кельнского собора (Рис. 5.25). Кельнский собор, начатый в период высокой готики, заканчивался во времена поздней и завершался окончательно в 1880 году.
В готическом соборе главным становится, как уже отмечалось, узкий торцевой фасад здания. На нем концентрируется основное впечатление от постройки. При сравнении трех фасадов ранней, высокой и поздней готики можно отметить, как за одно столетие стиль формировался и каким образом пришел к своему закату. Если в соборе Парижской богоматери еще активно присутствует стена, если вертикальные членения еще останавливаются горизонтальными делением на этажи, а в Реймском соборе все еще присутствует горизонтальное членение, но уже пересеченное вертикальными деталями, то в Кельнском соборе ни о какой стене говорить не приходится. Все подчинено полету ввысь. Если в Париже башни имели усеченную форму, то лишь потому, что для колоколов этого было вполне достаточно, а вовсе не потому, что их не удосужились достроить. Но вот в Кельне никакой целесообразности не наблюдается вовсе. Обе башни служат исключительно разрешению фасада здания в высоту.
5.25 Собор в Кельне. Фасад
Собор воспринимался не как постройка, а как посредник между небом и землей. Поэтому эстетическое впечатление от собора являлось самоцелью, в него вкладывали смысл, который определяли как полет души за пределами всего земного.
Попробуем сравнить романский и готический собор. В чем единство, а в чем различие. Из сказанного выше понятно, что главными различиями является наличие и «разрушение стены», стремление к горизонтальным элементам и вертикальности композиции, но есть и принципиальное различие между этими постройками. Это – противоположность в основной концепции здания, построенного исходя из целесообразности, и здания, построенного исключительно ради впечатления. Только стремление к целесообразности, исходя из конструктивных и пластических возможностей, может создать гармоничное целостное сооружение.
Гармония и ясность тут же исчезают, когда строят, главным образом, в расчете на впечатление. Единство цели определяет внутреннюю структуру и внешний облик романского храма, что и приводит к единству всей композиции. Перед архитектором готической эпохи стояла задача обеспечить яркое впечатление от постройки. И он достигает в этом вершины искусства. Однако желание освободить стену от ее главной функции и «разрушить ее совсем» привело к возникновению несущих конструкций, которые не прочитываются целиком ни внутри сооружения, ни снаружи. Внутри не понятно до конца, на чем собственно держатся своды, а снаружи не видно, что поддерживают конструкции аркбутанов и контрфорсов. Отсюда распределение функций опоры и тяжести нельзя прочитать в целом ни внутри, ни снаружи. Это делает общее решение дисгармоничным в противовес романскому собору, где все очевидно.
Дисгармония наблюдается и в архитектуре фасада. Главный фасад никак не связан с основной массой здания и стоит совершенно самостоятельно. Основной акцент, который в базилике, тем более готической, падает на средний неф, на фасаде не отражен вовсе.
Стена, которая на фасаде должна проявить пространство и местоположение среднего нефа, совершенно затеснена. Главенствуют вертикальные линии башен, которые отражают на фасаде второстепенные боковые нефы.
Размеры порталов выровнены и тем самым снивелировано значение главного портала.
После проведенного анализа становится ясным, что готический стиль склоняется больше к пластической, живописной выразительности, чем использованию чистой конструкции в формообразовании архитектурных произведений.
Этой же тенденции следует и прикладное искусство. Стремление к разрушению плоскости прослеживается и здесь. Серебряных дел мастера прорабатывают пластику своих произведений вглубь фона (Рис. 5.26). Вновь применяется прозрачная эмаль, которая позволяет достигать того же эффекта (Рис. 5.27). Главное достичь пространственной глубины.
Особого развития как самостоятельного вида искусства достигает скульптура. Процесс освобождения от зависимости от архитектуры происходит в пластике постепенно. Однако ей удается вырваться на самостоятельный путь и предстать в полном расцвете пластической красоты. Скульптура достигает такой силы выразительности, что выходит на уровень скульптуры Греции классического периода.
Для того, чтобы убедиться в этом, обратимся к скульптуре собора в Реймсе, фигурам Евы и Пророка (Рис. 5.28). Скульптура настолько наполнена чувственной выразительностью и силой, индивидуальными характеристиками героев, что смысл, вложенный в них автором, прочитывается с полной ясностью. Тонкие черты лица и мягкие линии одежды в фигуре женщины, ее тело, которое прослеживается под складками платья, все это противоположно массивному телосложению мужской фигуры, одетой в грубоватую ткань, чертам его лица. Если женский образ отражает нежную прелесть, то мужской, очевидно, силу и мужественность. Автору невозможно отказать в тонкой наблюдательности и высоком мастерстве исполнения.
5.28 Собор в Реймсе. Скульптурные изображения Евы и Пророка
В развитии книжной миниатюры прослеживаются знакомые тенденции отказа от строгой плоскости листа (Рис. 5.29.). Орнамент удивительно затейлив и не служит целостности композиции. Кроме орнамента, наличествует какой-либо сюжет, который также разрушает плоскость страницы. Так что единство листа как плоскости пропадает окончательно. Эту тенденцию прекрасно иллюстрируют «Малый часослов» герцога Беррийского «Рождество», ок. 1410 г., хранящийся в Париже и «Молитвослов» Джайна Голеаццо Висконти, созданный Джованино де Грасси и хранящийся во Флоренции (Рис. 5.30). Герцог Беррийский и Филипп Смелый создали два самых изысканных двора в Европе, где бывали многие миниатюристы.
В том же ключе развивается и музыка средних веков. От григорианского пения и органумов с двухголосным пением необходимо было перейти к более упорядоченной и последовательной музыкальной форме. Мелодическая линия, совмещенная с ритмом, дали именно то, что требовалось во времена развитой готики. Подобный музыкальный строй отвечал философии своего времени, внешнему облику готического собора, устремленного ввысь, полету души от земного к небесному. Помимо анонимных композиторов появились профессионалы. Слово «композитор» произошло от слова компонировать, т. е. сочетать. Профессиональные композиторы успешно творили в школе при соборе Парижской Богоматери. Из истории музыкального искусства до нас дошло имя композитора Леонина, который считается первым композитором Европы. Послушайте органумы времен Леонина, которые показывают, как музыканты Школы Нотр-Дам применяли в своих произведениях найденные Леонином правила композиции (CD. Пример 7). Эта музыка, несмотря на то, что продолжала исполняться в церкви, предназначалась специально для слушания.
Литература также не осталась уделом монастырской жизни с ее научными, философскими или религиозными целями. Наряду с поэтическим жанром трубадурских песен появляются баллады о подвиге героя. Одной из первых баллад была «Песнь о Роланде». Она появилась еще в романскую эпоху и получила свое продолжение как жанр уже в эпоху готики. Незыблем романский собор. Также тверд герой баллады Роланд:
«Позор тому, в чье сердце страх закрался…
Верх мы возьмем, и поле будет нашим. »
(Перевод Ю. Корнеева)
Роланд – идеал доблестного рыцаря. Он вассал своего короля Карла и даже, когда погибает, не забывает о своей преданности королю:
«К Испании лицо он повернул,
Чтоб было видно Карлу королю,
Что граф погиб, но победил в бою.»
(Перевод Ю. Корнеева)
Эти строки замечательно характеризуют отношение к рыцарскому долгу, героизму и доблести во времена средневековья. А ведь это времена рыцарских крестовых походов, где каждый участник добывал себе славу, титул и богатство. Наряду с балладой в эпоху готики появляется и рыцарский роман.
Как уже отмечалось, в походах во многих орденах и, особенно, в ордене тамплиеров, дама была недоступна для рыцаря. С этим запретным плодом родилось трепетное, поэтическое отношение к даме. От рыцаря требовалась не только доблесть, но и обходительность, и тонкость чувств. Сюжеты рыцарских романов, которые писались в стихах, посвящались любовной теме и рыцарским подвигам в честь дамы сердца. Рыцарские романы писались для дворов феодалов, которым были близки основные мотивы этих произведений. Авторами рыцарских романов часто были сами дворяне. В истории остались их имена: Бенуа де Сент-Мор, Кретьен де Труа и другие. В городской среде появились литературные произведения совсем иного характера. В основном это были басни. Сатирические произведения с героями в облике зверей позволяли высмеивать все пороки общества. Такой была и первая дошедшая до нас басня «Роман о Лисе». Все литературные произведения пишутся в форме стиха, что придает им ритмический характер и роднит с ритмической тенденцией в написании музыки. Ритм присущ всему готическому искусству. Он главенствует в архитектуре соборов, в музыке и. как мы убедились, в литературе.
В готике происходят дальнейшие изменения. И связаны они во многом с мироощущением общества. Время крестовых походов, активная городская жизнь, все говорит о том, что жизнь стала другой по сравнению с размеренной и во многом аскетичной романской эпохой. Даже такой жанр, как мистерия, был простым сценическим действием с библейским текстом в сопровождении духовного пения. Мистерия была частью религиозного обряда, элементом богослужения. Готика вносит во все сильные чувства с их ярким воплощением в художественных произведениях. Если это сцена на библейский сюжет, то женщины должны рыдать над гробом Спасителя. Если сцена радости, то действующие лица ликуют. Примером может служить роспись капеллы в Падуе мастером того времени Антикьеро «Распятие» 1374–1379 г. (Рис. 5.31). Темы, где присутствует действие, становятся основными для живописи и скульптуры. В них все подчинено новому мироощущению через порыв чувств. Если в романскую эпоху Христос парит над окружающим миром, то теперь своим жестом он гневно проклинает (Рис. 5.32). На фреске сегодня утрачена рука в карающем жесте, но по суровому выражению лица Христа можно с уверенностью судить о его намерениях.
Высокая готика собора в Бове
Пикардия, родина готического стиля и самых смелых в 13-ом столетии строительных экспериментов, дала миру шесть грандиозных готических соборов, один из которых, собор святого Петра в Бове, остался непревзойденным по высоте сводов. Для сравнения, высота сводов Ланского собора составляет 24 метра, собор в Бове ровно в два раза выше — 48 метров.
Любопытно, что в Средние века не существовало понятия масштаба, соответственно не было и чертежей. Как в таком случае возможны были подобные сложнейшие и абсолютно новаторские сооружения? Как была устроена голова средневекового архитектурного гения, чтобы создать такую громадину в воображении, удерживать ее в памяти до мельчайшей детали и ухитрится донести свою идею до исполнителей и продолжателей? Для меня это непостижимая загадка.
Мастера французской готики были первопроходцами, что имело свои плюсы и минусы. Несомненным плюсом мне кажется то, что их не ограничивал чужой опыт, они не знали предела собственным возможностям, свободно фантазировали, благодаря чему мы и получили их архитектурные чудеса. Минусом же был замах на заведомо неосуществимое, из-за чего большая часть амбициозных проектов в готике никогда не была реализована, либо не завершена. Собор в Бове является ярким тому свидетельством. По высоте своих сводов он впереди планеты всей (в процессе строительства своды вместе с поддерживавшими их аркбутанами дважды обваливались, но строители были упрямы и не уменьшили их высоту ни на метр), но достроить собор пороху таки не хватило. Возведены только алтарная часть и трансепт, нефы же никогда построены не были. На их месте притулилась маленькая романская церквушка, которую предполагали снести по ходу строительства собора. Выглядит это не так чтобы здорово.
Но главной проблемой стало то, что высоченные хоры с гигантскими витражными окнами, поддерживаемые только контрфорсами (специально сделанными очень тонкими, чтобы пропускать как можно больше света в алтарную часть), без опоры на нефы стали весьма неустойчивой конструкцией, в буквальном смысле колеблемой ветром. Причем раскачивались как раз те самые опоры, на которых, собственно, все и держалось. В результате, по зданию пошли трещины, а трансепт отошел от хоров. Видимо, сразу по завершении алтарной части для спасения собора от очередного обрушения было принято решение скрепить зубцы контрфорсов железными тросами, что существенно испортило вид.
Кстати, ураганную силу ветра в Бове даже в ясные, теплые весенние дни могу удостоверить.
В настоящее время ведется последний этап реставрации, благодаря которому уродующие здание тросы можно будет убрать, а кроме того освободить интерьер собора от деревянных стяжек и диагональных подпорок, установленных в 90-е годы прошлого века, дабы предотвратить обрушение сводов и растрескивание стен. Из-за них не удалось, к сожалению, подобраться поближе к знаменитым древним витражам 13 и 14 веков, поэтому сфотографировала то, до чего смогла дотянуться, в том числе один из современных витражей.
Изумительно отреставрирован южный фасад, хотя его скульптура еще не установлена. По сравнению с северным южный фасад сверкает на солнце сахарной белизной.
Северный фасад с порталом, украшенным барельефом с древом Иесеевым.
Аркбутаны.
Tags: Пикардия, Франция, архитектура, готика, собор в Бове
Высокая готика | Издательство Принстонского университета
Высокая готика
Ханс Янцен
Мягкая обложка ISBN: 9780691003726 45 долларов США
Не для продажи в Содружестве (кроме Канады), Ирландии, Южной Африке, Мьянме, Ираке и Иордании.
Доставка в:
Выберите странуСШАКанадаАфганистанАландские островаАлбанияАлжирАмериканское СамоаАндорраАнголаАнгильяАнтарктидаАргентинаАрменияАрубаАвстрияАзербайджанБахрейнБеларусьБельгияБенинБермудыБутанБоливияБонэйр, Синт-Эстатиус и СабаБосния и ГерцеговинаБу Остров ВетБразилияБританская территория в Индийском океанеБолгарияБуркина-ФасоБурундиКабо-ВердеКамбоджаКаймановы островаЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧилиКитайОстров РождестваКокосовые острова (острова Килинг)КолумбияКоморские островаКонгоДемократическая РеспубликаОстрова КукаКоста-РикаКот-д’ИвуарХорватияКубаКюрасаоЧешская РеспубликаДанияДжибутиДоминиканская РеспубликаЭквадорЕгипетСальвадорE Экваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские (Мальвинские) острова Фарерские островаФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские южные территорииГабонГамбияГрузияГерманияГибралтарГрецияГренландияГваделупаГуамГватемалаГернсиГвинеяГвинея-БиссауГаитиОстров Херд и острова МакдональдСвятой Престол (город-государство Ватикан)ГондурасГонконгВенгрияИсландияИндонезияИран, Исламская РеспубликаОстров МэнI ИзраильИталияЯпонияДжерсиКазахстанКореяКорейская Народная РеспубликаКувейтКыргызстанЛаосская Народно-Демократическая РеспубликаЛатвияЛиберияЛивийская Арабская ДжамахирияЛихтенштейн ЛитваЛюксембургМакаоМакедонияМадагаскарМальдивыМалиМаршалловы ОстроваМартиникаМавританияМайоттаМексикаМикронезия, Федеративные Штаты МолдовыМонакоМонголияМон тенегроМонтсерратМароккоНепалНидерландыНовая КаледонияНикарагуаНигерНиуэНорфолкСеверные Марианские островаНорвегияОманПалауПалестинская территория, оккупированнаяПанамаПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатарРеюньонРумынияРоссийская ФедерацияСанкт-Петербург БартелемиСент-ХеленаСен-МартенСен-Пьер и МикелонСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСенегалСербияСент-Мартен (голландская часть) СловакияСловенияСомалиЮжная Джорджия и Сэндвич-островаЮжный СуданИспанияСуданСуринамШпицберген и Ян-МайенШвецияШвейцарияСирийская Арабская РеспубликаТайванТаджикистанТаиландТимор-ЛештиТогоТокелауТуни зияТурцияТуркменистанОстрова Теркс и КайкосУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыОтдаленные острова СШАУругвайУзбекистанВенесуэлаВьетнамВиргинские острова, Британские Виргинские острова, СШАУоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗимбабве
добавить в корзинуПоддержите свой местный независимый книжный магазин.
- Соединенные Штаты
- Канада
- Великобритания
- Европа
Искусство и архитектура
- Ганс Янцен
- Переведено
- Джеймс Палмес
Мягкая обложка
Купить это- Не для продажи в Содружестве (кроме Канады), Ирландии, Южной Африке, Мьянме, Ираке и Иордании.
- Скачать обложку
Это увлекательное исследование знакомит читателя с одним из величайших достижений западного искусства: кульминационной фазой готической архитектуры в первой половине тринадцатого века. Путем сравнительного анализа соборов Шартра, Реймса и Амьена автор освещает технические, богословские, художественные и социальные факторы, сформировавшие синтез высокой готики. Опираясь на всю свою ученость, он последовательно характеризует различные части готического собора и описывает человеческий контекст трех великих зданий.
«Эта книга, несомненно, является крупным вкладом в наше понимание формальной организации готической архитектуры». — Journal of Aesthetics and Art Criticism
«Метод анализа Янцена представляет собой удачную смесь археологического подхода начала XX века. века французские историки средневековой архитектуры и более теоретически настроенных немецких школ ». — Роберт Браннер, журнал эстетики и художественной критики
«Необычайно читаемый анализ основных черт готической архитектуры в ее зрелой фазе и идеальный введение в предмет.» — Уолтер Кан, Йельский университет
- Современная архитектура и климат
Дэниел А.Барбер
- Корни городского возрождения
Брайан Д. Гольдштейн - Уродство и осуждение
Тимоти Хайд - Лина Бо Барди
Под редакцией Моники Понсе де Леон - Повседневная жизнь памятников
Эндрю М. Шанкен
Оставайтесь на связи, чтобы быть в курсе последних книг, идей и специальных предложений.
Оставайтесь на связи, чтобы быть в курсе последних новостей о книгах.
Более высокая готика
Больше высокой готики Реймсский собор Высокая Готика, 1211-1290 | |
Узнав о событиях в Шартре, архитектор (ы) Реймса спроектировал свод всего на семь футов выше, но на девять футов уже.![]() | |
Как и многие соборы высокой готики, собор в Реймсе посвящен Деве Марии. Ее коронация на небесах изображена на видном месте в узоре над главным входом. Обратите внимание на кружевную, перфорированную архитектуру в этой сцене, а также на окно-розетку за ней. По мере развития готической архитектуры становится заметным такой тонкий узор. | |
Собор Бове Высокая готика, начало 1247 | |
Чтобы не отставать от архитекторов Шартра и Реймса, проектировщики собора в Бове спроектировали свод высотой 157 футов. (Шартре было всего 120!) В 1284 году своды нефа, которые стояли на еще более тонких опорах, чем в Шартре или Реймсе, рухнули.![]() | |
св. Шапель, Париж Высокая готика, 1243-1248 | |
Эта небольшая церковь (небольшая по сравнению с предыдущими готическими соборами), примыкающая к королевскому дворцу, была спроектирована как частная часовня короля Людовика IX (позже канонизированного как Святой Людовик) специально для хранения реликвий, которые он привез после Шестого крестового похода. Сам внешний вид напоминает искусно вылепленный реликварий. | |
Эта королевская часовня по праву славится своими витражами. Здесь стена почти полностью растворена, так что более чем на три четверти «стена» состоит из стекла.![]() Некоторые из витражей изображают прибытие и празднование реликвий Страстей Христовых, которые получил король Людовик IX. | |
Миланский собор Поздняя готика, начало 1386 | |
МАС | Готический стиль распространился по всей Западной Европе, часто с вариациями, уникальными для данной местности. Собор в Милане, Италия, свидетельствует о слиянии французских и классических черт. (В северной Италии на Милан больше повлияло французское искусство, чем на другие итальянские города.) Итальянские готические церкви обычно более широкие, чем высокие. Тем не менее, украшения и детали французские. Заметным исключением являются классические фронтоны над окнами и дверями фасада.![]() |
оба MAS | Высоко над землей причудливо вырезаны контрфорсы. В то время как соборы, подобные этим, были построены во славу Божью — кто бы мог видеть эти контрфорсы — верно и то, что такие церкви демонстрировали гражданскую гордость. Учитывая затраты на строительство этих огромных сооружений, они также указывают на богатство городов, которые их построили, и на экономику позднего средневековья, которая могла поддерживать такое проявление красоты и величия. |
Текст и изображения подготовлены Мэри Энн Салливан. Дизайн Джеральда В. Шлабаха.
Все изображения с пометкой MAS были сфотографированы на месте Мэри Энн Салливан. Все остальные изображения были отсканированы из других источников или загружены из всемирной паутины; они размещены на этом защищенном паролем сайте в образовательных целях только в Bluffton College в соответствии с пунктом о «добросовестном использовании» закона США об авторском праве.