Виды искусства рококо: суть рококо, история рокайльной эпохи в живописи, характерные особенности. Примеры картин ярких представителей рококо — Франсуа Буше, Жан-Марка Натье, Николя Ланкре, Жана-Оноре Фрагонара
РОКОКО
Рококо — самый загадочный, уникальный стиль, господствовавший во времена французской аристократии. Это не просто стиль, а образ жизни и мышления высшего класса, в котором сконцентрировались особенности национальной психологии. Рококо — порождение исключительно светской культуры и, прежде всего, королевского двора. Причудливый и кокетливый, стиль рококо живёт и сейчас в интерьерах современных европейцев, довольствующихся роскошью и богатством. Французское слово rococo произошло от rocaille — т.е. “осколки раковины”. Название стиль получил за свою затейливость, напоминавшую узоры камней и раковин. Зародилось рококо ещё в XVII столетии во времена правлении Людовика XIV — “короля-солнце”, а превратилось в господствующий стиль уже в XVIII столетии, когда на престол взошёл Людовик XV (1720-1774). Именно в это время Франция становится богатой, роскошной страной, законодательницей мод, и занимает ведущее место в художественной и культурной жизни Европы. Вдохновителем стиля рококо считается Жан-Луи-Эрнест Месонье, поскольку именно в его творениях впервые появились ассиметричные формы и необычные контуры причудливо изогнутой морской раковины.
До середины XIX века искусство рококо не выделялось как отдельное стилевое направление. Считалось, что это барокко в своём позднем развитии. Однако, являясь логическим завершением тяжеловесного барочного искусства, рококо трансформировал некоторые его идеи в нечто принципиально новое, непохожее на искусство своего предшественника. Таким образом, рококо, начавшись, как эволюция барочного направления, со временем стал самостоятельным художественным стилем, в какой-то мере даже антиподом искусства барокко. Изначально rocaille — это способ декорирования интерьера садовых гротов, фронтальных чаш, а “рокайльщиком” называли мастера, работающего в этой сфере. Постепенно термин просочился во все виды искусства, однако в большей мере стиль рококо выразился в интерьере. Для живописи и скульптуры характерны в основном эротические, мифологические и пасторальные сюжеты. Первым мастером картин в стиле рококо стал Ватто, в дальнейшем искусство развивается в творчестве Буше и Фрагонар. В рамках стиля развитие получил такой вид живописи, как декоративное панно. Ярчайшим представителем в скульптуре явился Фальконе, его бюстами и статуями украшались интерьеры.
Эстетика рококо сыграла важную роль и в других европейских странах: более всего в Австрии и Германии, чуть меньше — в Италии, Англии (роскошный викторианский стиль), Испании. В России рококо развивалось под влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Фальконе, Рослин). Также под этим влиянием в России работали такие великие мастера, как Растрелли, Ринальди (постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, Рокотов, Левицкий. Именно в эпоху рококо произошёл расцвет графики. Главные черты и особенности стиля рококо: камерная декоративность; изящество и лёгкость; пастельные тона; деталь как основной художественный приём; сюжеты из мифов и пасторалей; лепнина, орнамент, позолота (для интерьера).
Сегодня стилистика рококо проявляется главным образом в дизайне интерьеров. В нынешних условиях завитки и рокайли, присущие рококо, слегка упразднены; сейчас они присутствуют в основном на мебели, зеркалах и аксессуарах. Современную версию этого искусства можно смело называть минималистической, а скудность украшений сегодня — это дань моде, имеющей урбанистическую направленность. Сегодня дизайнеры интерьеров в основном используют стиль рококо не в чистом виде, а в комбинации с другими стилями, главным образом мешая с барокко и классицизмом. Искусство рококо в основном представлено только в деталях. В современной версии уже нет той нежной палитры оттенков, гармонирующих с золотом и серебром. Нынешние интерьерные решения — это более яркие стены, на фоне которых контрастирует светлая мебель. Часто применяется сочетание чёрно-белых цветов в оформлении под современный стиль рококо. Классическая мебель в этой стилистике получает более яркую, необычную обивку. На древесном ламинате интересно смотрятся мягкие шкуры животных, что тоже является комбинацией классики и рококо. Главное для современного рококо — это атрибуты и аксессуары: торшер с подвесками из хрусталя, зеркала, канделябры, которые подчеркнут настроение той эпохи.
Стиль рококо ориентирован на комфорт и уют интерьера. В убранстве комнат лежит печать доведённой до предела утончённости. Характерные черты интерьера помещений: изогнутые линии и ассиметричные формы; большая декоративная нагруженность; грациозная орнаментальность; большое внимание к мифологии; множество миниатюрных предметов прикладного искусства.
Приоритетные цвета — приглушённые, пастельные: жемчужный, серебристый, перламутровый, бледно-охристый, пастельно-розовый, зеленоватый и бледно-голубой. На фоне прозрачных, светлых красок интересно и причудливо смотрятся ажурные формы и сложный орнамент рококо. Всё вместе рождает праздничное, феерическое зрелище.
Для мебели в стиле рококо используется дерево, в основном орех и липа, так как эти породы прекрасно поддаются резьбе. Для отделки и декора — богато расшитые ткани, главным образом шёлк. Фарфор, керамика, золото — эти материалы просто созданы для экстравагантного и роскошного искусства рококо. В период его расцвета богатая знать увлеклась предметами, привезёнными с Востока. В моду входит китайский фарфор (посуда, вазы, статуэтки), шёлк и чай.
Резная деревянная мебель в стиле рококо миниатюрна, удобна, с закруглёнными очертаниями. Волнообразный декор, изогнутые ножки кресел и диванов сочетаются с нежной расцветкой обивки. В изобилии используются различные скамейки, кушетки, маленькие диванчики, секретеры и комоды. Именно в эпоху рококо появляются первые передвижные ширмы, канапе, шезлонги и бержеры (глубокие кресла). В качестве мебельного декора применяются специальные накладки с узорами и резьбой, покрытые бронзовой краской. Богатство украшений на мебели в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд, фигурок птиц только подчёркивает стиль.
Камерность — это главное для стиля рококо. В обстановке должно быть всё, что приятно глазу, что вызывает удовольствие. Легкомысленная эпоха рококо утопала в иллюзии вечного праздника, рассматривая себя в венецианских зеркалах будуаров. Их размещали повсюду: на стенах и потолках, ставнях и створках комодов. Мода рококо оставила самый заметный след в предметах интерьера и аксессуарах. Именно в эту эпоху возникает идея целостного ансамбля в оформлении интерьера: стилевого единства здания, декора стен, потолков и мебели. Рокайль (завиток) и картель (композиция из рокайлей) – основные черты стиля.
Изобилие аксессуаров — неотъемлемая часть рококо. Здесь и различные фарфоровые статуэтки, и гобелены, картины и зеркала, подушечки и пуфы, расшитые шёлком, ширмы. Все эти приятные мелочи придают уют и комфорт помещению.
Стиль рококо впервые в истории культур воздвиг удобство и комфорт в ранг искусства. В современном дизайне его можно использовать подетально, сочетая с другими стилями. Атрибуты рококо легко впишутся даже в небольшую комнату, сделав её уютной, по-домашнему тёплой. Цветочные скатерти, обои, занавески, подобранные в тон обивки мебели, различные вещицы из фарфора и керамики украсят любое помещение, будь то спальня или гостиная, кабинет или столовая. А если в интерьере появятся предметы мебели в этом стиле, да ещё и лепнина на потолке и стенах, — комната будет выглядеть роскошно и изысканно.
Популярность рококо не угасает с годами. И пусть даже сейчас он используется не в чистом виде, а в комбинации с другими стилями. Это даже приумножает его популярность. И говорит о востребованности вне зависимости от современных тенденций.
Рококо стиль в интерьере — Derufa Topcoat Boutique
Главная→Обучение и поддержка→Стили в интерьере→Рококо
НАЗВАНИЕ ПОКРЫТИЯAcryl-buntlackAcryl-fensterlack, эмаль для деревянных поверхностейAcryl-heizkoerperlack, радиаторная эмальAcrylgrundArenariaArt LasurAzzurro CeraAzzurro per TessutoBarcanaBrina MattBrina SilverCalcestruzzoCrem-plastCrepaCrostaDiatomEXTREME LasurEXTREME WoodgrundExtenderFarina DiffusoFassadenFarbe, Фасадная краскаFrescoImpetoLatexmattLucidoMarmurMattlatexMetacrylOpacoPHANTASY PLUS 902PHANTASY PLUS 904PHANTASY PLUS 906PHANTASY PLUS 907Papiro, Рисовая бумагаParetePastello MediterraneoPellePhantasy Plus 901Piksel FlocPolicromo BrilliantePolvereRilevatoRivieraRugoso MuroSetusSilicat-грунтSilicon-грунтStucco MaroccanoStucco SetaStucco VellutoSuperweissSupracrylTarbiniTempestaTessutoTief PROFI grundTiefgrund LFTravertinoWandfarbeYachtlackДуплетматтЗолотая пудраИнтерьер-20Интерьер-3Интерьер-7Лак для камняЛак для саунЛак паркетный акрил-полиуретановый ГЛЯНЦЕВЫЙЛак паркетный акрил-полиуретановый ПОЛУМАТОВЫЙЛессирующая краска по дереву (лазурь)Серебряная пудраФасадная ОптимаФасадная СуперФасадная-СиликатФасадная-СиликонХамелеон пудраЭксклюзивные эффекты
ЗАДАТЬ ФАКТУРУгладкаясред. фактурафактурная
ЗАДАТЬ СТИЛЬВенецианская штукатуркаДекоративный бетонЖатая бумагаЗамшаИмитация кожиИмитация материаловМатовый блескПриродный каменьРадиаторная эмальС эффектом металликСостаренная стенаХудожественные эффектыШёлк
НА ФАСАДЫ: МОЖНО ИЛИ НЕТможно на фасады
СЕРИЯЛаки, эмалисерия EUROсерия PROFI
Рококо
Стиль рококо принадлежит к высшим достижениям искусства XVIII века по изысканности, красоте ассиметричных композиций, по духу интимности, комфорта и личному удобству. Интерьеры рококо изящны, декоративны, легки. Символ – рокайль – раковина. Основные черты стиля рококо – прихотливый и усложненный вид. Утрачивается монументальность, подчеркивается грациозность, интимность. Стиль рококо в интерьере стал завершающей точкой развития барокко. Легкий, изящный, игривый, стиль рококо достиг своего расцвета во время правления французского короля Людовика XV. Этому стилю интерьера свойственна некоторая жеманность, и даже женственность.
В интерьере рококо господствуют резные и лепные узоры, разорванные картуши, маски амуров. Большую роль играют рельефы, живописные панно в изысканном стиле. Многочисленные зеркала, гобелены, эротичные и пасторальные силуэты, ассиметричное построение композиции; в скульптуре – бюсты, небольшие статуэтки из росписи и фарфора. Используется несколько блеклая по колориту рокальная живопись. Изысканная отделка сочетается с экзотичными мотивами китайского искусства – лаковые шкатулки, шелк. Новые виды мебели: шезлонг, канапе. Цветовая гамма: пастельные тона, жемчужная гамма, сочетание салатного и розового, бледно лиловые и мраморные оттенки.
Основной мотив рококо – это уход из реальности в сказочный мир мечтаний и грез. Поэтому в то время очень популярны мифические, аллегорические, пасторальные сюжеты произведений. В целом, рококо в дизайне интерьера отличает высшая степень вычурности и изысканности, стремление к комфорту, а также определенная камерность, интимность. Неважно, что происходит в «большом мире» – стиль рококо – это стиль будуаров и маленьких гостиных для узкого круга близких друзей.
Рококо в интерьере предложил не слишком много нового. Архитектура и внешний вид строящихся зданий того времени остались без изменений. Мастера прикладного искусства лишь усилили определенные черты барокко во внутреннем убранстве, сделав его еще более игривым, приветливым, удобным. Резьба по дереву была заменена бронзовыми позолоченными накладками. Преобладающие цвета интерьера рококо – светлые, пастельные, нежные.
Для форм мебели рококо характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций, симметрии и прямых линий. Главным для стиля интерьера становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. В декоративном убранстве мебели рококо резьба по дереву занимает очень скромное место. Её заменяют бронзовые накладки, преимущество которых ещё и в том, что ими удобно обрабатывать уже готовые, отшлифованные и отполированные поверхности предметов. Иногда вместо фанеровки вся поверхность предметов обрабатывалась цветными лаками, и тоже декорировалась накладками или золочёной резьбой.
Появляются чисто женские предметы мебели. Это и стоящий на высоких ножках секретер с наклонно расположенной откидной доской и множеством потайных отделений; картоньерка (шкафчик для бумаг), туалет с откидным зеркалом и разнообразные тумбочки. Секретер, по сути дела, представлял собой практичную комбинацию комода, письменного стола и кабинета.
Главный же мотив комнаты рококо, безусловно, камин – невысокий, покрытый мраморной плитой и заставленный канделябрами, часами, фарфоровыми «безделушками» и прочими украшениями. Над ним обычно вешалось зеркало в роскошной раме. В мебели для сидения также рождаются новые формы: канапе – диван в форме нескольких соединённых кресел, шезлонг, бертер – глубокое кресло. Мебель теперь старается быть не только репрезентативной, но и комфортной.
В эпоху рококо в моду впервые входят изящные китайские предметы, а также работы талантливых европейских мастеров.
Искусство изготовления фарфоровой и серебряной посуды получило большое развитие в эпоху рококо. Мейсенский и севрский фарфор являются поистине бесценными шедеврами, их непревзойденная красота славится на весь мир и сегодня. Также, именно в ту эпоху получило распространение искусство красивой сервировки стола и приготовления пищи. Благодаря своей красоте и очарованию, стиль рококо в интерьере продолжает оставаться привлекательным и для наших современников.
ДРУГИЕ СТИЛИ >>
Подписаться на новости
© 2002–2017 ООО Деруфа. Все права защищены.
Санкт-Петербург, ул.Кирочная 49,
+7 (812) 400-37-50
Екатеринбург, ул. Малышева 8, бутик 212
+7 (966) 708-44-72
Екатеринбург, пр.Ленина, 99
+7 (343) 228-14-28
Екатеринбург, ул.Куйбышева, 84/1
+7 (343) 385-93-08
Челябинск, пр.Ленина, 24
+7 (922) 706-01-10
Нижний Тагил, ул.Карла Маркса, 63а
+7 (3435) 468-763
История, примеры, художники – Artlex
Что такое стиль рококо?
Рококо — архитектурный и художественный стиль, зародившийся в Париже в начале 18 -го -го века, а затем распространившийся по Франции, Германии, Австрии и другим частям Европы. Это было видно в архитектуре, живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. Название «рококо» происходит от французского слова «рокайль», что означает «ракушка», и относится к оболочке и сложной детализации, используемой в лепных украшениях и каменных работах. Рококо иногда называют «маленьким барокко» из-за высокой декоративности и развития стиля барокко.
Известные произведения в стиле рококо
Балочные удовольствия. 1717. Жан Антуан Ватто. Далвичская картинная галерея, Лондон. Туалет Венеры (1751 г.). Франсуа Буше. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.Качели. 1767. Жан Оноре Фрагонар. Коллекция Уоллеса. Лондон.
Мыльный пузырь (1733-34). Жан Симеон Шарден. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Историческая справка и типичный стиль рококо
В 1715 году, после смерти Людовика XIV, французская знать покинула Версаль и вернулась в Париж. Это было время веселья и резвости, когда аристократы могли свободно жить без ограничений дворцовой жизни, которых требовал король. Именно здесь началось искусство стиля рококо и декоративно-прикладное искусство рококо.
Характеристики живописи рококо
Художники венецианской школы, такие как Джорджоне и Тициан, оказали влияние на художников рококо в их использовании цвета и эротических сюжетов. Живопись в стиле рококо запечатлела игривую повседневную жизнь аристократов, живших в свое удовольствие. Цвета стали светлее до белого и серебристого, с пастельными тонами, особенно розовым, синим и зеленым. Художники рококо использовали легкие и изогнутые мазки с широкими диагоналями.
Сюжеты картин в стиле рококо включали романтику и любовь между смертными или мифическими существами, дополненные амурами, путтисами, ангелами и пышными садами. Пейзажи были особенно красивы в стиле рококо со сказочным качеством.
Отец стиля рококо: Жан Антуан Ватто
Галантные праздники новый жанр в живописи в стиле рококо, или живопись для ухаживания, как показано на картине французского художника Жана Антуана Ватто (1684–1721), запечатлевшей жизни 18 человек. -го -го века, хорошо одетые аристократы, преследующие романтическую любовь.
На картине Ватто в стиле рококо «Удовольствия бала» (1717) богато одетые аристократы наслаждаются обществом друг друга, находясь на открытом дворе, в окружении величественной архитектуры и красоты природы.
Посадка на Синтеру (1717) показывает пары, собирающиеся сесть на судно, направляющееся на греческий остров Кифера или обратно, с взволнованно кружащимися амурами. Говорят, что остров был местом рождения Афродиты, греческой богини любви. Соответственно, Ватто добавляет статую Венеры и Купидона справа.
Другие французские художники в стиле рококо
Франсуа Буше (1703-1770) был известен своими мифологическими картинами в стиле рококо. Туалет Венеры (1717) представляет собой романтизированное видение богини любви в окружении трех купидонов. Картина в стиле рококо находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Возможно, самая известная работа французского рококо 18 го века – это Качели Жана – Оноре Фрагонара (1732-1806). Аристократы играют, как женщина позволяет мужчине заглянуть ей под юбку, пока на качелях, раскачиваемых епископом. Сцена происходит в частном пышном саду, типичном для стиля рококо.
В Мыльный пузырь (1733-34) работы 18 го века Французский художник Жан Симеон Шарден (1699–1779) двое детей играют, в то время как старший пускает большой мыльный пузырь, олицетворяющий невинность детства.
Итальянские картины в стиле рококо
Вход в Гранд-канал (1730) работы итальянского художника в стиле рококо Каналетто (1697-1768) напоминает об идеальном дне 18 9Венеция 0005-го -го века, увиденная глазами британского туриста, который был его клиентом, сейчас находится в Музее изящных искусств в Хьюстоне. Благодаря этому художнику стиль рококо распространился по всей Италии.
Вход в Большой канал. 1730. Каналетто.Вид на вход в Арсенал. 1732. Каналетто.
Английская живопись в стиле рококо
Томас Гейнсборо (1727–1788) был английским художником-портретистом и пейзажистом, который оказал наибольшее влияние, объединив их. Голубой мальчик — популярное изображение художника 18 -го -го века. На этой картине в стиле рококо изображен мальчик, одетый в насыщенно-синий цвет, созданный тонкими мазками художника в нескольких оттенках. Эта работа не только портретная, но и исследование моды периода рококо.
Другие картины свидетельствуют о качестве его живописи. Портреты элегантно одетых аристократов иллюстрируют богатые и дорогие ткани, используемые в моде.
Мэри Литтл, позже леди Карр. 1763. Томас ГейнсбороДостопочтенная миссис Грэм. 1775. Томас Гейнсборо
Стиль рококо: скульптура
Скульптура и архитектура в стиле рококо были взаимосвязаны в период рококо и следовали той же тематике, что и живопись. Французский скульптор в стиле рококо Эдме Бушардон (1698–1762), который в течение своей карьеры работал на короля Людовика XV, создал памятные скульптуры в стиле рококо, такие как Фонтан времен года (1739–1745) в Париже. Возвышаясь на два этажа, скульптура в стиле рококо с ее монументальными статуями времен года, украшение путти — это чистое рококо. Купидон, разрезающий лук из дубины Геркулеса (1739–1750) также представляет этот период, как и скульптура в стиле рококо с простым названием Купидон (1774).
Стиль рококо: декоративно-прикладное искусство
В период рококо фарфоровые статуэтки стали популярными для каминной полки или центральных предметов декоративно-прикладного искусства на обеденном столе. В 1710 году в Мейсене была основана первая в Европе фабрика по производству твердого фарфора, где использовались те же элементы декоративно-прикладного искусства, что и в импортном китайском фарфоре.
Сначала предметы мейсенского фарфора или декоративно-прикладного искусства в посуде включали наборы для чая и шоколада. Позже, в 1735 году, Мейсен начал производить свои первые фарфоровые статуэтки, сюжеты которых рисовали с картин. Эти работы в стиле рококо 18 — годов вскоре были скопированы Севрским фарфоровым заводом во Франции.
Влияние школы Фонтенбло на стиль рококо
Школа Фонтенбло во Франции, основанная итальянским маньеристом Россо Фиорентино (1494-1540) была основой дизайна интерьера в стиле рококо. Флорентино получил заказ на работу во дворце Фонтенбло от короля Франциска I в 1530 году. В декоре представлены фрески с замысловатыми лепными рамами, на которых изображены нимфы, замазки, гирлянды и корзины с фруктами. Изысканная деревянная отделка украшена позолотой. Это сильно повлияло на декоративное искусство рококо и период рококо в целом.
Стиль рококо: дизайн интерьера
Интерьеры в стиле рококо наполнены мягкими пастельными тонами, расписными потолками и иллюзиями. Особое внимание в элементах интерьера уделялось молдингам, декорированным изогнутыми формами с использованием S- и C-образных форм. Преобладали естественные формы природы, особенно ракушки, цветы, птицы и виноградные лозы. Элементы, вдохновленные Фонтенбло, включали амуров, замазки и позолоту.
На основе фарфоровых изделий возникли китайские элементы. Зеркала использовались для привлечения света и ощущения простора. Расцветали все виды декоративно-прикладного искусства. На люстры из венецианского стекла и использование шелка и бархата повлияло итальянское рококо. Гобелены и небольшие картины помогли создать интимное пространство. Открытые частные сады и уединенные парки позволяли флиртовать.
Hôtel de Soubise, в Париже, Франция, построенный в стиле барокко, в начале 1700-х годов был городским особняком принца и принцессы Субиза, отремонтированного французским архитектором Жерменом Боффраном (1667-1754) в 1730-х годах. Салон принцессы выполнен в чистом французском стиле рококо. Комната украшена золоченой резьбой или буазери, херувимами, потолочной росписью и зеркалами в декоративном стиле рококо.
Внутреннее убранство спальни принца в Hôtel de Soubise является образцом архитектуры рококо.
Стиль рококо: Архитектура рококо
Немецкое рококо использовало смелые пастельные тона для экстерьеров и интерьеров. Франсуа Кювилье (1695–1768), архитектор и дизайнер бельгийского происхождения, построил Амалиенбург, окрашенный в розовый цвет, 18 – веков в период с 1734 по 1739 год. Это была небольшая пристройка к дворцовому парку Нимфенбург в Мюнхене, Германия. Архитектура в стиле рококо была заказана курфюрстом Карлом Альбрехтом для его жены Марии Амалии в качестве домика для удовольствия и охоты.
Классические элементы появляются в виде ионических пилястр и сломанного фронтона над дверью, которые носят чисто декоративный характер.
Амалиенбург (1734-1739) архитектора Франсуа Кувилье, построенный в стиле рококо. Лепнина выполнена немецким живописцем и штукатуром Иоганном Баптистом Циммерманном (1680-1758). Его работа в Зеркальном зале, считающаяся ярким примером стиля рококо, великолепна баварскими синими панелями и трехмерной серебряной позолоченной лепниной на стенах и потолках. Окна выходят в сад, а зеркала и двери чередуются, отражая свет.
Внутреннее убранство спальни лимонно-желтого цвета, с серебряной резьбой на стенах и синей лепниной. Синий шкаф использовался для хранения охотничьего снаряжения, с вырезанными нишами для охотничьих собак. Район был богато украшен, чтобы выглядеть как изделия из китайского фарфора, которые пользовались большим спросом в период рококо.
Эскиз картуша в стиле декоративно-прикладного искусства рококо, выполненный Франсуа Кувилье.Известные художники рококо
- Жан Антуан Ватто (1684-1721) Французский
- Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806) Французский
- Жан Симеон Шарден (1699-1779) Француз
- Каналетто (1697-1768) итальянский
- Томас Гейнсборо (1727-1788) Английский
- Эдме Бушардон (1698-1762) Французский
Известные архитекторы в стиле рококо
- Жермен Боффран (1667-1754) Французский
- Франсуа Кувилье (1695-1768) Французский
Термины рококо в искусстве
- Галантные праздники
- Путти
- Круглая скульптура
- Твердый фарфор
Термины архитектуры рококо
- Буазери
- Баварский синий
- Ионическая пилястра
- Сломанный фронтон
- Штукатурка
- Картуш
5 характеристик, определяющих направление в искусстве рококо
Французская сторона художественного движения рококо представляла лишь часть того, что могло предложить рококо в целом. От сатиры и домашнего обихода до религии — в этом движении гораздо больше, чем то, во что вас уверяют пушистые, непристойные и пасторальные произведения Фрагонара или Буше. Рококо было больше, чем просто бессмысленные дела и роскошная жизнь аристократии. Он гораздо более многослойный, чем можно подумать!
Жан-Батист-Симеон Шарден завораживает тем, что он кажется ранним предисловием к движению реалистов. В его картинах есть мягкость, которая все еще придает ощущение тепла, которое аристократия хотела бы видеть в искусстве с людьми из низшего сословия в качестве предмета. Тем не менее, отсутствие орнамента и драматических деталей делает его наименее обсуждаемым произведением в стиле рококо, особенно по французским стандартам рококо.
Французское искусство рококо было наиболее известно легкомыслием и романтизацией повседневной жизни, но к нему редко относились так же приземленно, как к Шардену. На другом конце спектра был Франсуа Буше, который преуспел в романтизации повседневной жизни и сделал ее осязаемой и привлекательной для богатых и состоятельных людей. Его работа Милостивый пастырь является прекрасным примером. Несмотря на то, что Шарден был французом, в своем творчестве он пошел совершенно в другом направлении.
Его Le Bénédicité сосредоточены на домашнем быте буржуазного класса, как и многие его работы, привлекавшие аристократию. Эта довольно приземленная и скромная работа настолько отличалась от того, что было характерно для французского рококо, что не могла не заинтересовать аристократию. На нем изображена мать, призывающая своих детей произносить ежедневную молитву во время обеда, и он демонстрирует удивительную скромность семейной жизни третьего сословия.
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
В то время в искусстве практически не было документов об обедневших, потому что это не было предметом, который считался подходящим для глаз богатых и состоятельных людей; поэтому, когда они впервые увидели эту картину, они предположили, что это семья крестьян, а не прилично обеспеченная семья рабочего класса. В этом отношении большая часть высшего класса жила в невежестве и предположениях.
В этой работе еще более очевидно, что Шарден имеет склонность к реализму и внимание к деталям, когда смотрит на простую деталь пара, добавленного над едой. Это ощущение реализма заставляет зрителя поверить, что Шарден был там и видел своими глазами эту семью. Он смог с осторожностью показать точное представление мирской домашней жизни. В правом нижнем углу также есть горшок, легкий блеск на ободе и потускнение могут помочь вам почувствовать, что вы наблюдаете сцену, а не изображение.
Еще одним удивительным аспектом работ Шардена в стиле рококо было то, что они отражали голландские натюрморты. Его Натюрморт со стеклянной флягой и фруктами — еще одна работа, которая еще больше подчеркивает его огромное внимание к деталям. От гребней фруктов до их отражения в колбе Шарден запечатлел каждую деталь своей кистью. То, что можно было легко упустить, например искаженное отражение апельсина в серебряной чашке, было передано мастерски. В то время как типичное французское искусство рококо ориентировано на детали, оно никогда не предназначалось для таких приземленных предметов, и Шарден открыл еще один способ представления рококо.

Когда вы смотрите на французское искусство рококо, обычно не бывает такого внимания к религиозной иконографии и образам, если только оно не имеет ничего общего с греческими и римскими богами. Однако христианские и католические образы совсем не были распространены. Конечно, люди ходили в церковь и могли оценить хорошую фреску в любой день, но в свободное время благочестие было меньше всего их беспокоило, потому что было слишком много веселья!
Это может показаться ироничным, потому что у вас есть такие произведения, как Непорочное зачатие итальянского художника в стиле рококо Джованни Баттиста Тьеполо. Исходя из предположения, что он был католиком, как и большинство его венецианских соратников, неудивительно, что он серьезно относился к религиозным образам и ценил произведения эпохи классицизма и высокого ренессанса, что сильно проявляется в его творчестве. .
Его Учреждение Розария представляет собой прекрасное сочетание искусства рококо и классики. В нем есть ощущение легкости и воздушности, которое ожидается от рококо, в отличие от его более ранних работ на этапе экспериментов и тенебризма. Это изменение можно объяснить его увлечением работами Паоло Веронезе, увиденными во Дворце Ундин. Эта потолочная фреска ознаменовала появление религиозных практик в католической церкви, от молитвы до медитаций, которым помогали четки. Фреска создает иллюзию взгляда в открытое небо, за пределы раннего царства. Он плавно использует trompe-l’œil на протяжении всей картины.
В этом произведении так много деталей, потому что оно передает фактическое учреждение розария как эпическую сказку. На вершине лестницы Святой Доминик вручает четки тем, кто хочет избежать боли и греха земного царства и быть принятым на небеса через религиозную практику и веру. Внизу, если вы внимательно посмотрите на дно, вы увидите выцветшую, призрачную руку, которая появляется из темноты, как будто тоже собирается вознестись к небесам.
Это видно из-за того, что Дева Мария и младенец Христос парят над ним в небесном царстве с ангелами. Иллюзия дна, вытекающего из фрески, связывает картину со зрителем тем, что она «прикасается» к нашему царству и добавляет интереса. Благодаря его технике само искусство становится визуальной метафорой; она направляет наши глаза, чтобы увидеть перенос души, ведомой религией, с земли на небеса.
Наконец, существует теория, что эта фреска предназначалась для религиозной пропаганды. Это произведение искусства является ответом на Контрреформацию церкви. Использование заманчивых образов и trompe-l’œil было сделано для того, чтобы католическая церковь могла вернуть больше людей из протестантской системы верований, которая была результатом Реформации. В протестантской вере существует убеждение, что в вере нет необходимости в образах, столь же романтизированных, как в католической вере. В этом отношении можно сказать, что Церковь одержала верх, потому что из-за человеческого любопытства было больше утешения в известном, чем в неизвестном. Использование своих работ таким образом приближает Тьеполо к стойким идеалам Уильяма Хогарта, что означало отправку сообщений через искусство, а не просто обращение к прихотям аристократии.
Апофеоз испанской монархии больше того, что вы ожидаете увидеть от религиозной образности художественного движения рококо, но даже в этом случае его эпический характер меняет вес фрески. Случайно увидеть скромную Венеру — это не то же самое, что увидеть, как вашу монархию приравнивают к богам. Фрески Тьеполо способствовали укреплению авторитета католической церкви и силы учения Бога. Мало того, он помогал возвышать аристократов, а не просто развлекать и льстить им.
Подобно Шардену, мы видим проблески повседневности в искусстве Жана-Батиста Грёза. Однако, в отличие от Шардена, Грез драматизирует жизнь обычных людей, а не просто изображает их. От художественного движения рококо ожидают большего от театра. Его картины больше напоминают неоклассицизм, чем работы Шардена, что свидетельствует о том, что богатые люди самым поверхностным образом интересовались жизнью среднего класса.
Знать больше всего хотела развлечься. Точность не имела значения, важна была история и эстетическая привлекательность, именно поэтому работы Уильяма Хогарта многих сбивали с толку и оскорбляли. Сериал Греза « разбитых яйца » рассказывает о возмущении семьи в связи с потерей девственности их дочери. Таким образом, метафора передается через разбросанные вокруг разбитые яйца, которые аристократы сочли развлекающими своим скандалом. Грез по-прежнему апеллировал к любимой богатыми драме о французском рококо.
Проклятие отца — Неблагодарный сын — еще один яркий пример скандальных сцен, на которых процветала аристократия. На этой картине сын хочет оставить свою семью, чтобы пойти в армию, в то время как вся его семья против этого. От этой картины исходит гнев, разочарование и страх. Есть также развлечение, если вы посмотрите далеко вправо, где друг сына смотрит, развлекаясь абсурдностью момента. Драматические движения, которые создает Грез, напоминают произведения неоклассицизма и барокко, которые также развлекают на поверхностном и аллегорическом уровне. Создав этот эффект, Грез смог поднять жизнь низшего класса.
Что отличает работы Розальбы Каррьеры от Де Ла Тур и им подобных, так это ее деликатная тонкость, когда дело доходило до того, как она смешивала цвета и внимание к деталям, не идеализируя полностью свои объекты. Ее аллегории четырех континентов 9Серия 0224 является прекрасным примером этого. Ее работы представляют собой баланс реалистичной и идеальной формы, в отличие от многих работ французского рококо, которые стремятся передать только идеальную форму. Она также старалась использовать мелкие детали в своих пастелях, чтобы заглянуть в суть своего предмета, вместо того, чтобы отдавать все, как это делали многие произведения в стиле рококо. Очевидно, что она использовала ограниченную палитру для достижения такого уровня баланса и единства в отдельных работах.
В отличие от многих живописцев до нее, Каррьера не стеснялась рисовать иностранные сюжеты небрежно. Кажется, что всякий раз, когда изображали иностранца, это было потому, что он умирал, подвергался злодейству, обеднел или сексуализировался, но Карриера дала своим зрителям что-то другое. Однако это не означает, что 90 223 всех 90 224 артистов остались в этих рамках. Портрет Жана-Батиста Белле Анн-Луи Жироде де Русси-Триосон — прекрасный пример уважительной живописи иностранного предмета. Но с другой стороны, у вас есть его Каирское восстание , война, смерть и злодейство над иностранцами. Карьера помогла внести свой вклад в более тонкие аспекты рококо вместо драмы и минимума аксессуаров, вероятно, вдохновив таких, как Шарден, тем, как она изображала свои предметы более простым способом, чем ее коллеги.
Уильям Хогарт, король горечи и сатиры в стиле рококо, является ярким примером того, о чем люди не думают , когда думают об искусстве рококо. Никаких излишеств, никакой слащавой глазури, только грубая правда жизни высшего класса. Когда нам дают изображения женщин Уильяма Хогарта, они либо несчастны, либо показаны в состоянии мании. Он изображает женщин такими, какими они никогда не бывают счастливыми, а если и счастливы, то это, по сути, затишье перед бурей. Это развлечение не имеет ничего общего с произведениями Жана-Оноре Фрагонара. Это не романтика, а просто женский дискомфорт и стремление мужчины удовлетворить свои сексуальные потребности, независимо от того, что чувствует женщина. В Прежде, отсутствие энтузиазма у женщины еще более очевидно из книги о набожности в ее тщеславии.