Тотан кузембаев архитектор: Totan — Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Тотан Кузембаев: квартира архитектора • Интерьер+Дизайн

«Дом должен быть удобен для души и мозгов»

Столешницу в кухне продолжает рабочий стол в гостиной — получилась поверхность длиной во всю квартиру. Вместо занавесок на окнах — матовые стеклянные панели.

Мастер убежден, что архитектор должен ставить опыты на себе и учиться на своих ошибках, а уже потом предлагать что-то заказчику. Настоящей творческой лабораторией, испытательным полигоном стала собственная московская квартира Тотана Кузембаева. 

«Это была сталинская квартира с длинным коридором, черным ходом и паркетом елочкой. Я хотел сохранить аутентичность планировки, но жена сказала «нет». Коридор забирал пространство, поэтому мы его убрали. У меня много друзей, и я сделал побольше места для гостей. Стеллажи в гостиной были придуманы так. Я всегда покупал много книг, но не знал, как их хранить. В вертикальном положении они коробятся. Придумал горизонтальное хранение. Но из стопки книгу вынимать неудобно. Поэтому ячейки сделаны такого размера, чтобы положить три, от силы пять книг или журналов.  Не все пригодилось из того, что я сделал в квартире. Например, раздвижная перегородка между общественной и частной зонами оказалась не нужна. А вот зеркальная между ванной и туалетом очень кстати, когда приходят гости. В остальное время она открыта, можно использовать естественный свет из окна в ванной.

Тотан Кузембаевархитектор

https://vk.com/totanhttps://www.facebook.com/totankuzembaevhttp://totan.ru/

Стеллаж в гостиной придуман для горизонтального хранения книг, поскольку в вертикальном положении книги, по мнению архитектора, коробятся. Вся авторская мебель в квартире выполнена из дуба.

«Стол сначала хотел спроектировать как трансформер.

Но потом отказался от этой идеи. Стол у меня и так многофункциональный, кроме работы, я за ним завтракаю, и друзья за ним сидят, когда в гости приходят».

Столешницу на кухне устроил очень длинную. Ее продолжает дубовый стол в гостиной. Друзья говорят: «Зачем столько?» А мне удобно: всю работу можно на столе оставить. Стол сначала хотел спроектировать как трансформер. Но трансформеры очень часто не используются, стоят в разложенном виде. Отказался от этой идеи. Стол у меня и так многофункциональный, кроме работы, я за ним завтракаю, и друзья за ним сидят, когда в гости приходят».

Почти вся мебель в квартире — авторские объекты Тотана Кузембаева. Узор на круглой перегородке, закрывающей кровать, состоит из нескольких тысяч дырочек. Столяр М. Романов придумал, чтобы ящики закатывались под кровать на колесиках.

«Как врач испытывает на себе лекарство, так и архитектор должен сначала пожить в том, что он придумал, прежде чем предлагать это заказчику».  

Спальню не хотелось показывать — придумал круглую перегородку для кровати, получился этакий цилиндр. Чтобы зрительно облегчить его, нарисовал узор в виде леса. Там несколько тысяч дырочек, и каждую мастер сверлил с двух сторон, чтобы аккуратно было. Полгода ушло на этот цилиндр. В прошлой моей квартире вещи было некуда девать. Человек копит-копит вещи, они вроде не нужны, а выбросить жалко. Мне всегда нравились японские закрытые системы хранения, и в этой квартире я сделал все стены из шкафов. Туда можно убрать вещи, чтобы не мешали думать. Правда, шкафы пока стоят пустые, мусор еще не набился. Есть и неудобство — картину повесить негде. 

Так выглядит спальное место, когда перегородка открыта.

Тотан Кузембаев — ведущий российский архитектор, лауреат международных премий. Родился в Арысском районе Чимкентской области, недалеко от космодрома Байконур, в семье кочевников. Первый дом сложил из кирпича-сырца в 15 лет. Как рассказывает сам Кузембаев,  приехав в Москву в 1976 году, он и не думал становиться архитектором. Вообще о такой профессии толком не знал, хотел быть художником. Но в Суриковку и Строгановку требовали, помимо рисунка и композиции, какой-то «натюрморт», а в МАРХИ — нет. Вот и получилось, что он окончил МАРХИ, отделение «Градостроительство».

Зеркальная перегородка между ванной и туалетом очень кстати, когда приходят гости. В остальное время она открыта, можно использовать естественный свет из окна в ванной.

Раздвижные панели из матового стекла защищают кухню от солнца, выполняют функцию занавесок и создают красивый рассеянный свет.

В стене между ванной и туалетом есть зеркальная перегородка. Она расположена прямо за раковиной. Если ее отодвинуть, раковиной можно пользоваться и со стороны туалета, а естественный свет из окна ванной будет попадать в оба помещения.

Зеркальное полотно раздвигает границы помещения.

В 1980-х прославился «бумажными» проектами, выиграл конкурс в Японии. В 2002-м основал Архитектурную мастерскую Тотана Кузембаева. Совершенной экопостройкой считает юрту (проект выставлял на Венецианской биеннале в 2008 года). В проектах развивает идеи конструктивистов в натуральных материалах. Строит из дерева, камня, кладет травяные и гонтовые кровли. Придумал деревянные кирпичи. Любимыми современными архитекторами называет своего друга, швейцарца Петера Цумтора, и китайца Гари Чанг — мастера маленьких объектов камерного масштаба; вместе с ним он проектировал «Дом-экспресс» в подмосковном курорте «Пирогово», где является главным архитектором.  

Архитектор Тотан Кузембаев.

Тотан Кузембаев: «Мой принцип — не навреди!»

Интервью

Архитектор Тотан Кузембаев.

Фото: Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

№103

Материал из газеты

Одним из хедлайнеров предстоящего фестиваля «Архстояние» стал Тотан Кузембаев.

Он не просто ведущий архитектор своего поколения, не только ключевой создатель современной деревянной архитектуры — он стал архитектором-мыслителем

Людмила Лунина

20.07.2022

Ваш проект «Мавзолей мечты» для арт-парка «Никола-Ленивец» был анонсирован еще в прошлом году. Почему его реализовали только сейчас?

Вообще-то «Мавзолей мечты» я придумал года три назад, и все это время организаторы «Архстояния» искали деньги, чтобы воплотить идею в жизнь. Проект имеет, можно сказать, общечеловеческий подтекст. Люди тысячи лет мечтали о лучшей жизни. Они много работали и наконец построили дороги, возвели города, научились летать на самолетах. Но на пути к своей мечте они почти уничтожили планету. Мы стремимся к счастью и одновременно делаем других живых существ несчастными. После себя мы оставляем лишь горы мусора. Когда природные ресурсы заканчиваются, мы создаем искусственную природу — пластмассовые траву, цветы, деревья.

А какова альтернатива? Уже сейчас начинать жить скромно?

Скромно и разумно. Надо знать свой предел. Мы постоянно совершаем покупки — очередной костюм, очередная пара обуви — и тем самым стимулируем производство, а оно стимулирует добычу полезных ископаемых и загрязнение окружающей среды. Мы придумываем новые энергосберегающие технологии — и строим торговые центры по 10 тыс. кв. м. Бизнес любую новацию способен превратить во зло.

Тотан Кузембаев. Красный гостевой домик. Курорт «Пирогово». 2003.

Фото: Юрий Пальмин

Для меня образцом служат жители Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, умеющие довольствоваться малым. Мой друг архитектор Гарри Чанг из Гонконга говорит, что живет в большой квартире — целых 33 кв. м. И когда я удивляюсь скромным габаритам его жилья, он отвечает, что раньше они жили впятером, родители и дети, и мама еще одну комнату сдавала внаем. Гарри обитал под столом, ему хватало.

Как выглядит «Мавзолей мечты»?

Это почти 30-метровый усеченный конус. Внизу — кости, потому что все новое буквально строится на костях. Семь тонн костей купили на мясокомбинате, специально выварили, чтобы они были стерильны, хотя я бы предпочел кости из земли, с гниющей мякотью и соответствующими запахами. Но такие трудно найти. Над костями — разный другой мусор: кирпичи, доски, бутылки. Выше — искусственные растения. Венчают пирамиду пластмассовые пальмы.

Тотан Кузембаев. «Мавзолей мечты». 2022.

Фото: Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Ваш экологический ракурс — следствие того, что вы выросли в казахских степях, в единении с природой?

Отец был чабаном. В моем свидетельстве о рождении значатся Чимкентская область, Арысский район — ни поселка, ни улицы. Мы кочевали. Первыми игрушками были живые черепахи и засохший овечий помет. Я делал кубики из глины, высушивал их на солнце и строил себе укрытия. Это были мои первые архитектурные опыты.

Когда пошел в школу, переехал в интернат. Жизнь была суровая. С первого класса детей возили на сельхозработы на рисовые поля. Стоя по колено в воде, мы убирали сорняки; над нами летал кукурузник и сыпал на поля дуст. Это был адский труд. Мы вставали в шесть утра и работали до одиннадцати, потом спали до четырех и работали до восьми вечера. Во время сбора урожая ходили за комбайнами и подбирали колоски. Учиться начинали в октябре, а не в сентябре. Это 1960–1970-е годы. Сейчас детей уже не используют, сорняков нет, рис иначе сеют, убирают его канадскими и американскими комбайнами начисто.

ДОСЬЕ

Тотан Кузембаев

Архитектор

Родился в 1953 году в Казахстане. В 1982-м окончил Московский архитектурный институт (МАРХИ) по специальности «градостроительство». Участник «бумажной архитектуры». Разработчик концепции наукограда в Зеленограде (1986–1988). В 2002‑м основал архитектурную мастерскую своего имени (www. totan.ru). Участник XI Архитектурной биеннале в Венеции (2008). Член Союза архитекторов, Союза дизайнеров и Союза графиков России. Обладатель многочисленных международных премий в области архитектуры и градостроительства. Ключевой специалист по частной деревянной архитектуре в России.

Еще…

Зато когда я вырос, окончил школу, отслужил в армии и после этого полгода с другом в черную пил и когда семья поставила мне ультиматум: «Или иди работать, или учись», — я точно знал, что так вот работать не хочу и пойду учиться. Я неплохо рисовал и в надежде на легкую приятную жизнь решил стать художником. Чтобы поступить в Строгановку или Суриковку, надо было подготовить натюрморт. Что такое натюрморт, не знал никто: ни парторг, ни председатель колхоза, дошедший в войну до Берлина. Поэтому я выбрал подготовительное отделение МАРХИ: туда принимали без натюрморта.

Попав в Москву, вы, наверное, испытали культурный шок?

Куда ж без него! В первый день, сдав документы в приемную комиссию, я с такими же демобилизованными солдатами, как и сам, пошел отметить это дело пивом. Стояла пасмурная погода, шел дождь, и меня привели в бар «Жигули» на Новом Арбате, тогда — проспекте Калинина. И вот архитектура этого места меня поразила: высотки-книжки уходили в туман и казались бесконечными, гораздо выше, чем были на самом деле. Было непонятно, как их построили.

Почему вы выбрали кафедру градостроительства?

Там были самые крутые преподаватели: Илья Лежава, Марк Бубнов, Юрий Новоселов и другие. В МАРХИ была присказка: «ЖОС не ГРАДО, ПРОМ не факультет» (ЖОС — кафедра жилищного и общественного строительства, ПРОМ — кафедра промышленного строительства. — TANR). На нас смотрели как на волшебников: мы придумывали зонирование, рисовали на городских планах цветные пятна. Я вначале увлекся, а потом понял, что это не мое: мне нравится ремесло, руками что-то делать.

Собственный дом Тотана Кузембаева в деревне Лиды.

Фото: Илья Иванов

Параллельно учебе мы участвовали в международных архитектурных конкурсах — это то, что позднее назовут «бумажной архитектурой». В 1983-м получили первую премию на конкурсе JA — Shinkenchiku «Бастион сопротивления». Тема тоже была экологической: город наступает на природу — как с этим бороться. В тот год конкурс курировал Тадао Андо, так что победа была особенно приятна. Смешнее всего, что мы чудом в это соревнование попали. Все проекты отсылались централизованно через Союз архитекторов, а мы опоздали. Тогда в общежитии мы нашли нигерийского студента, посулили ему всю славу мира, и он отослал наш проект напрямую через посольство. Мы его включили в свой авторский коллектив, причем первым номером, и Андо в ответном письме, поздравляя нас с премией, обращался к нему.

Что это за история с проектом наукограда в Зеленограде?

Он назывался ЦЭИ — Центр электроники и информатики. В середине 1980-х страны СЭВ решили построить в Подмосковье Кремниевую долину, и мы с моим другом архитектором Игорем Пищукевичем входили в коллектив, который все это проектировал. Два года интенсивной работы, засиживались ночами. Центром научного кластера должна была быть огромная площадь диаметром с километр, под ней располагался электронный коллайдер. По периметру шли небоскребы — НИИ, за ними стояли цеха, где разработки инженеров и ученых обкатывались на производстве и направлялись на массовое изготовление по всей стране. Уже было запущено строительство, мы присутствовали при закладке фундаментов и ездили на авторский надзор. Но СЭВ распался, и идею похоронили. А мы с Игорем еще на некоторое время в Зеленограде задержались: спроектировали МЖК (за который получили премию на архитектурной триеннале в Софии), разрабатывали благоустройство города. Некоторые наши проекты, например многоэтажный городской огород, лет на 20 обогнали время.

Тотан Кузембаев. Дом «Телескоп». Пансионат, Клязьминское водохранилище. 2004.

Фото: Юрий Пальмин

А как вы попали в современное искусство?

Друзья из центра «Дока» (группа зеленоградских компаний, созданных на базе образованного в 1987 году одноименного центра научно-технического творчества молодежи.  — TANR) предложили нам с Игорем Пищукевичем поучаствовать в CeBIT в Ганновере, на тот момент крупнейшей в мире электронно-коммуникационной выставке. Мы придумали инсталляцию «Время пирамид». Песчаная, бумажная, деревянная и металлическая пирамиды образовывали город, пространство между ними было заставлено кварталами из бутылок и порубленных книг, в кюветы мы залили черную тушь — нефть. Получился величественный и мрачный образ. За этот проект нас наградили премией в 10 тыс. марок; выставку позднее показали в Вашингтоне и в Сингапуре, где мы познакомились с Александром Пономаревым, Владимиром Дубосарским и Александром Виноградовым, Валерой Кошляковым и другими востребованными художниками. В США нам даже предлагали пиар-поддержку по превращению в звезд contemporary art, но не сложилось. Вскоре наш с Игорем тандем распался: он пошел проектировать дворцы, а я некоторое время бедствовал, потом занимался художественным гипсом, делал панно в интерьеры и, наконец, начал проектировать частные деревянные дома.

Наверное, пора вас разоблачить. Вы же не только спец по деревянным домам — вы делаете камины, изготавливаете лестницы — арт-объекты. В знаменитой усадьбе «Клаугу Муйжа» в Латвии, которая принадлежит Петру Авену, даже мебель и люстры вашего авторства.

Мы в мастерской проектируем все, вплоть до столовых приборов. Если у вас много денег и вы не знаете, как их потратить, приходите.

Тотан Кузембаев. Ресторан «Кот Дазур». Курорт «Пирогово». 2003.

Фото: Юрий Пальмин

Ваш авторский архитектурный стиль очень узнаваемый и своеобразный. Вы игнорируете законы симметрии. Почему?

Ну, не вся же архитектура строится на симметрии. Я поборник конструктивизма, его честности, когда формой считается сама конструкция и здание растет изнутри наружу, от внутренних потребностей и функций — к внешней оболочке. Мы в процессе работы часто меняем конфигурацию домов. Если заказчику нужна лишняя кладовка или комната для уеди­нения, почему бы их не включить в общий объем дома или не вынести наружу и соединить с домом мостками и коридорами?

Но чаще всего мы отталкиваемся от местности. Например, на участке растут столетние дубы — мы проектируем дом так, чтобы не повредить ни одно дерево, абсолютно игнорируя законы симметрии. Зато потом кажется, что здание тут стоит давно и когда-то посаженные вокруг него деревья уже выросли выше крыши.

Вы любите сильные консольные выносы, когда дом парит над землей, обшиваете интерьеры деревом от пола до потолка и делаете их главным украшением лестницы и камины. Могли бы вы вслед за Ле Корбюзье сформулировать пять принципов современной архитектуры?

Мой принцип один: не навреди! 


«Архстояние»: «Счастье есть?»

Проект «Аквариума с аксессуарами» Сергея Шеховцова.

Фото: Фестиваль «Архстояние»

Знак вопроса добавился к придуманной заранее теме «не для того, чтобы усомниться в существовании некоего счастья, а чтобы придать осознанности дороге к общей мечте». Чтобы объяснить свою позицию, организаторы фестиваля, среди которых художник и основатель арт-парка Николай Полисский, его сын, управляющий партнер парка Иван Полисский, куратор фестиваля Антон Кочуркин и продюсер фестиваля Юлия Бычкова, написали манифест. Художники, перформеры и музыканты представят мистерию-путешествие об обретении опоры и надежды в полной мгле. На территории парка уже появился 29-метровый «Мавзолей мечты» звезды российской деревянной архитектуры Тотана Кузембаева. Там же можно будет отдохнуть в «Санатории сна» художника Романа Сакина, испытать счастье беззаботности в «Аквариуме с аксессуарами» Сергея Шеховцова и увидеть работы авторов — победителей открытого конкурса.

Арт-парк «Никола-Ленивец», Калужская область
Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние»
С 29 июля

Подписаться на новости

Архстояние

Открытое письмо сотрудников Третьяковки Зельфире Трегуловой

Мы получили письмо сотрудников Третьяковской галереи со словами благодарности теперь уже бывшему директору и решили откликнуться на просьбу его опубликовать

15.02.2023

Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина

Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею

22.02.2023

Найдены археологические свидетельства восстания, упомянутого на Розеттском камне

Во время раскопок холма Тель-эль-Тимай на севере Египта обнаружили следы подавленного восстания против династии Птолемеев

07.02.2023

Новым директором Третьяковской галереи назначена Елена Проничева

Зельфира Трегулова, возглавлявшая главный музей национального искусства восемь лет, покидает должность в связи с истечением срока трудового договора

09.02.2023

Две семьи Шаляпина под одной крышей в Москве

К 150-летию певца два его мемориальных музея, московский и петербургский, открыли выставку «Шаляпин. Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву», где в том числе можно видеть картины знаменитых русских художников из коллекции артиста и его скульптуру

15. 02.2023

Объявлен лонг-лист ХI Премии The Art Newspaper Russia

Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2022 год в пяти категориях: музей, выставка, реставрация, книга, личный вклад. Знакомьтесь с ее лонг-листом, а также с лауреатами специального приза

13.02.2023

Главные выставки весны

Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету

03.03.2023

Тотан Кузембаев

Тотан Кузембаев

справочная:

Тотан Кузембаев 1953 Родился в Арысском районе Чекментской области Казахстана. 1982 г. Окончил Московский архитектурный институт по специальности градостроитель. 1982 1986 Архитектор ГАИ «Ресинпроект», Москва 1986 1988 Главный архитектор студии Моспроект 2, Зеленоград 1988 1999 Начальник конструкторского отдела в г.

Зеленограде 1999 — 2002 Руководитель группы дизайнеров 2002 Открытие Архитектурной мастерской Тотана Кузембаева. Член Союза Художников Российской Федерации. Член Союза Архитекторов РФ. Награжден Баженовской медалью «За высокое искусство зодчества». Основные проекты: 1. Ресторан «Лазурный берег»/Московская область, Мытищинский район, Клязьминское озеро Санаторий//2003 (Т.Кузембаев, Д.Минкевич) 2. Красные гостевые дома/Московская область, Мытищинский район, Клязьминское озеро Санаторий//2003 (Т.Кузембаев, Д.Минкевич, П.Буданов) 3. Мостовой дом/Московская область, Мытищинский район, Клязьминское озеро Санаторий//2002-2005 (Т.Кузембаев, Д.Минкевич) 4. Slope House/Московская область, Мытищинский район, Клязьминское озеро Санаторий//2006-2007 (Т.Кузембаев, С.Саванец, М.Салина) 5. Гольф-клуб/Московская область, Мытищинский район, Клязьминское озеро Санаторий //2006-2008 (Т.Кузембаев, Д.Сафиуллин, А.Родионова, О.Косова) 6. Яхтенная контора/Московская обл., Мытищинский р-н, Клязьминское озеро Санаторий //2005-2006 (Т.
Кузембаев, О.Кузембаев, А.Хазгалеева) 7. Дом Телескопа/Московская область, Мытищинский район, Клязьминское озеро Санаторий//2004-2005 (Т.Кузембаев, Д.Кондрашов) 8. Дом К/Московская область, Мытищинский район, Клязьминское озеро Санаторий//2005-2008 (Т.Кузембаев, Д.Кондрашов) 9. Мост Маяк/Московская область, Мытищинский район, Клязьминское озеро Санаторий//2005 (Т.Кузембаев, А.Хазгалеева, М.Мириханов) 10. Дом ڻ/Московская область, Мытищинский район, Клязьминское озеро Санаторий//2008-2011 (Т.Кузембаев, С.Колчин, О.Кузембаев) 11. Дом Макалун/Московская область, Мытищинский район, Клязьминское озеро Санаторий//2008-2012 (Т.Кузембаев, А.Хазгалеева, О.Косова, П.Исаев) 12. Перископ Хаус/Московская область, Мытищинский район, Клязьминское озеро Санаторий//2007-2011 (Т.Кузембаев, Д.Сафиуллин, Н.Алакаева) 13. Дом-головоломка/Московская область, Истринский район, Санаторий Лазурный берег//2010 (Т.Кузембаев, Д.Сафиуллин, Н.Черткова) 14. Контора строительства/Ярославская обл., Переславский р-н, усадьба Скоблевских у д.
Иванисово, курорт Золотое кольцо//2010 (Т.Кузембаев, А.Первенцев, К.Разумова) Персональные выставки: 1987 Галерея Пречистенка. Москва 1989 Вашингтон, округ Колумбия 1990 Сингапур 1990 Персональная выставка. Осло 1991 CeBIT-91, Индустриальный форум дизайна. Ганновер 1991 Industrie-91, Промышленный форум дизайна в Ганновере 1991 Галерея Арт-Маркетинг. Москва 1992 Галерея Арт-Маркетинг-Шнайдер. Бергиш-Гладбах, Кёльн 1992 Персональная выставка. Лейпциг 2008 г. Киев, Украина 2008 Венецианская биеннале. Участник основной программы. Венеция, Италия 2009 Рига, Латвия 2009 г.Москва, Высшие художественно-технические мастерские

26.04.2018

Концептуальный проект Тотана Кузембаева и Сокольского деревообрабатывающего комбината призван продемонстрировать разнообразие конструктивных решений с применением деревянных CLT-панелей и возможности сочетания этих панелей с железобетонными конструкциями, в том числе в области реновации советских пятиэтажек. домов вместо того, чтобы сносить их полностью.

26.01.2016

Современную версию юрты, райский сад, дом-водопад и гигантский акведук все это можно найти в новом технопарке Ишим в Астане в проекте бюро Тотана Кузембаева.

Тотан Кузембаев говорит, что только авторская архитектура имеет шансы на выживание

В 2013 году мне довелось увидеть необычную выставку в МУАР, Государственном музее архитектуры имени Щусева в Москве. Вспоминаю очень странные арт-объекты из панировочных сухарей, зерен, книг, газетных обрывков, щепок, винных пробок, перьев, веревок, гравия, глины, песка, мешковины, ваты, и только представьте себе – вяленая рыба, выложенная в пенополиуретан внутри двойного стеклопакет! Это была обширная персональная выставка работ одного из ведущих российских архитекторов – Тотана Кузембаева (р. 19 г.).53, Казахстан). Все эти поделки и произведения искусства он начал создавать во времена перестройки, в середине 1980-х годов, вскоре после окончания МАРХИ. В то время количество архитектурных комиссий прекратилось, и все усилия были направлены на то, чтобы выжить. Именно тогда архитектор увлекся работой над картинами и сборкой всевозможных коллажей практически из хлама. Кузембаев также участвовал в очень популярных тогда конкурсах архитектурных идей Синкенчику, организованных .Журнал Japan Architect . Его проект « Бастион сопротивления », над которым он работал в соавторстве со своим другом из МАРХИ Андреем Ивановым, получил первую премию в 1983 году. посетил престижные музеи по всей Европе и даже в Вашингтоне, округ Колумбия, и Сингапуре. В середине 1990-х архитектор начал работать с многолетним клиентом своей мечты Александром Ежковым, основателем подмосковного курорта Пирогово.

Выставка в МУАР (2013) Изображение: Владимир Белоголовский

Я разговаривал с Тотаном Кузембаевым по видеозвонку WhatsApp между Нью-Йорком и квартирой архитектора в Москве, когда мы обсуждали его ключевые проекты, принципы дизайна, вдохновение и жизнь кочевника в детстве с его семья в юрте. Ниже приводится сжатая версия нашего разговора.

Владимир Белоголовский (В.Б.): Не могли бы вы рассказать о работе, которую вы проделали для вашего первого клиента Александра Ежкова в санатории Пирогово?

Тотан Кузембаев (ТК): В 1990-е был период, когда не было архитектурных комиссий. Итак, я работал над своими арт-проектами. В какой-то момент меня познакомили с Александром, который поручил мне спроектировать и построить два камина для его дома. Изначально их планировал сделать Александр Бродский. Но в то время он был в Америке. Это была непростая задача – сделать камины такими, как их сделал бы Бродский. Но, судя по тому, что впоследствии Ежков поручил мне построить необычную перспективную лестницу для своего конного клуба, моя работа ему понравилась. Вскоре он попросил меня спроектировать его дом среди очень старых дубов с одним условием — ни одно дерево не должно быть повреждено. А потом он купил участок в 100 га (247 акров) на берегу Клязьминского водохранилища, где он решил построить то, что впоследствии стало курортом Пирогово. Честно говоря, я перестал считать, сколько сооружений я там спроектировал и построил (смеется). Яхт-клуб, Яхт-офис, Гольф-клуб, рестораны «Домино» и «Лазурный берег», конюшни, гостевые дома, дом Александра и еще не менее 10 частных домов для его друзей.

Тотан Кузембаев Изображение: Тотан Кузембаев

В.Б.: Вы умеете работать руками – как построить камин, гнуть гипсокартон, изготовить деталь из дерева. Как вы научились этим навыкам и насколько, по вашему мнению, важно знать все это для архитектора?

ТК: Работать руками и хорошо рисовать умел с детства. Я любил читать русский журнал, Юный техник , где покажут, как сделать письменный стол или книжную полку. Я находил деревянные доски и весело строил что-то полезное. Когда мы строили ресторан «Лазурный Берег», я предложил сделать потолок из гипса. Строители быстро отвергли эту идею, сказав: «Это невозможно!» Они иронично добавили: «На бумаге можно нарисовать что угодно». Тогда я молча взял кусок гипса и показал им, как делать работу. Аргументов не было, так как следовали тому, что я нарисовал и потом продемонстрировал. Через некоторое время работа застопорилась, потому что те же строители не знали, как построить изогнутую стену из дерева. Опять же, я пошел туда, закатал рукава и показал, как это сделать. Они согласились, и работа продолжилась. Это была своего рода команда, которую мне постоянно нужно было тренировать, но со временем они приобрели необходимые навыки и перестали говорить: «Это невозможно!» (смеется).

  • Строительный штаб Золотое кольцо (2011 г.) Фото: Тотан Кузембаев
  • Лазурный берег в Пирогово Фото: Юрий Пальмин

Я постоянно говорю своим коллегам и ученикам, что если вы сможете ясно объяснить своим строителям, чего вы хотите, вы завоюете их доверие. Если нет, они будут смеяться над вами и всегда будут искать способы все упростить. Ни один строитель не заинтересован в поиске чего-то остроумного. Итак, недостаточно просто нарисовать свои идеи. Вы должны придумать способы реализации своих рисунков – подобрать подходящие материалы, продумать структуру, стыки, крепления, швы. Мне все это нравится, и я всегда провожу много времени в своей мастерской, работая над той или иной деталью. Если есть вопрос, я люблю сам найти решение и показать его своим строителям. В своем кабинете я всегда заставляю всех работать руками – и чертежи, и модели. Я не доверяю компьютерам. На скрине все выглядит красиво, но только при построении модели становится понятно, где нужно добавить столбец (смеется). Мне нужно бороться с моими собственными архитекторами по этому поводу, потому что почти никто больше так не работает.

Рисунок Тотана Кузембаева (Город Сфера-Куб) Изображение: Тотан Кузембаев

В. Б.: В детстве вы жили с семьей в юрте кочевниками. Как вы помните такой образ жизни?

ТК: Правильно, мы постоянно кочевали с моими родителями, тремя братьями и пятью сестрами. Мой отец был охотником, и у нас всегда были лошади, верблюды и 11 запряженных ездовых собак. Так что место моего рождения не совсем точно определено – Район искусств Шымкента в Южном Казахстане – без названия села и без точного адреса (смеется). А сама юрта запомнилась мне своей легкостью, простотой, подвижностью, красотой изысканного конструктивного каркаса, неожиданно вместительной. Зимой мы ставили печь в центре, а в жару было прохладно, потому что можно было легко регулировать температуру с помощью отверстия в куполе, которое одновременно служит нам и вентиляционной шахтой, и окном, и даже удобными часами. . А подтянув войлок внизу со всех сторон, можно было создать удобный сквозняк. Все было очень функционально и ничего лишнего. Бьюсь об заклад, нашим современным инженерам будет трудно спроектировать такое сложное жилище. Жить в юрте было таким удовольствием. Представьте — он совершенно пустой, без мебели, и вы можете лежать и наблюдать за миром на уровне глаз собаки или корабля, прямо на земле, покрытой фантастически красочными коврами.

Гольф-клуб, Пирогово Фото: Илья Иванов

В.Б.: Вы сказали: «Вы можете найти много меня в каждом из моих проектов, и я думаю, что это правильно. Сейчас авторство исчезает из архитектуры». Как вы относитесь к авторству в архитектуре?

ТК: Да, я думаю, что архитектура должна быть ориентирована на автора, и мы не должны этого бояться. Самое главное любить то, что ты делаешь. Это любовь, которая передается через предметы другим людям. Все, что сделано с любовью, не может не нравиться. Мы любим народное искусство не за его художественные прорывы, а за ту любовь, с которой оно создается. Люди чувствуют отношение и настроение автора. А все безличное и анонимное людей не трогает. Я чувствую, что архитектура постепенно умирает, потому что слишком много искусственного интеллекта производится массово, все становится стандартизированным, почти идентичным. Я думаю, что только авторская архитектура имеет шанс выжить.

Домовой телескоп, Пирогово Фото: Илья Иванов

В.Б.: Для ваших домов характерны легкость, прозрачность, голая структура. Какие другие слова вы бы использовали, чтобы описать свою работу или тип архитектуры, которую вы пытаетесь создать?

ТК: Я тоже стараюсь добиваться простоты и избегать всяких украшений. Для меня чистая структура — лучшее архитектурное украшение. Иногда я шучу, что украшение придумали бедные дизайнеры и строители, чтобы скрыть свои ошибки (смеется). Потому что построить проект безукоризненно, особенно в минималистичной эстетике, очень тяжело, и любой изъян будет резать глаз. Вот почему мы действительно боремся за хорошее качество и всегда стараемся работать со строителями, которых хорошо знаем.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*