Тоео ито: 10 projects by Toyo Ito

Тойо Ито (Toyo Ito): архитектура оптимизма • Интерьер+Дизайн

Архитектор Тойо Ито, лауреат Притцкеровской премии (2013) и всемирнопризнанный мастер, находится в изменчивом авангарде более 40 лет. «Каждый раз, когда проект завершен, я убеждаюсь в собственной несостоятельности. Это ощущение трансформируется в энергию, заставляющую принять амбициозную задачу в следующем проекте». Родился 1 июня 1941 года в Кэйдзё. Закончил Токийский университет. Свою мастерскую с говорящим названием Urban Robot Ито основал в тридцать лет, в 1971 году. С самого начала японец работал, максимально освободившись от условностей традиций и течений. Он экспериментировал с самыми современными материалами, создавая редкие шедевры: то натянутые оболочки, то прозрачные фасады, то крематорий, то медиатеку, предъявляя новые сценарии и форматы. В апреле 2013 года Тойо Ито продемонстрировал феерическую работу для автомобильного бренда Lexus, ставшую украшением Миланской недели дизайна. Шедевром этого года стало здание Международного музея барочного искусства MIB (Museo Internacional Barroco) в Мексике.

  По мнению мастера, сегодня конструктивные материалы больше не являются преградой. Их место заняли социальные ограничения. Именно их предстоит преодолевать новому поколению архитекторов.  

Инсталляция amazing flow для Lexus, Milan Design Week 2013.

TOYO ITO 

Родился в 1941 году в Сеуле. Глава Toyo Ito & Associates. Лауреат «Золотого льва» Венецианской архитектурной биеннале, обладатель золотой медали RIBA и многочисленных национальных премий Японии. Помимо архитектурных достижений бюро успешно занимается промдизайном.

 Архитектура бывает хорошая, плохая и японская. Сегодня Страну восходящего солнца прославляют три грандиозные команды. Это Taдао Андо, SANAA (Кадзуо Сейдзима и Рю Нишизава) и Тойо Ито. Их постройки вы без труда узнаете из множества других, здания получаются изысканные, концептуальные, медитативные, бесцветные (цвет появляется только у Тойо Ито, и это всегда событие).

А вот определить, чья постройка, — занятие для гурманов. Общий признак японской школы — здание вписано не только в реальный ландшафт, неважно, городской или сельский, оно устроено как ловушка для невидимых энергий. Такова местная традиция, и этим навыком обладают даже рядовые японские проектировщики. Дальше различия определяются не на глаз, а по пространственным ощущениям, на ощупь и на слух. Тадао Андо отличают молчаливые бетонные колодцы. SANAA — невесомые проницаемые миражи. А стиль Тойо Ито британский арх. критик Джонатан Глэнси назвал «таинственным браком между непроницаемым и прозрачным, материальным и эфемерным».

Его темами стали бесконечное сомнение в надежности материального мира и образы воды. «Иногда кажется, что мы теряем понимание своего тела. Дети стали гораздо меньше бегать по улицам. Они часами сидят у компьютеров. Когда архитекторы пытаются выработать адекватный язык для нового поколения, то предлагают очень минималистичные пространства. Я же ищу нечто более примитивное, некую абстракцию, которая передает ощущения тела».

Его слава началась с «Башни Ветров» в Йокогаме (1986). Сенсационный проект, оказавший влияние на молодое поколение архитекторов, — медиатека в Сендае (2001). Ее не раз называли памятником электронной эпохи. Многофункциональный комплекс медиатеки, по сути, является целым городом, где помимо читальных залов существуют разные киберпространства, кинозалы, театры и рестораны. Оболочка из двойного остекления украшена цветными пикселями, в сумерках она стано- вится невидимой. Одни этажи освещаются холодным светом, другие — теплым. Оторвать взгляд невозможно. Еще один шедевр — крематорий Meiso No Mori («Лес для медитации», 2006): криволинейная белая крыша, как легкое покрывало, лежит на 12 тонких колоннах, отражаясь в глади воды. Такой тишины и безмятежности в современной архитектуре не достигал никто. Высказывание выверено до запятой, ритмы совершенны.

Вилла White О. Чили, 2009.

Беспрецедентны достижения Toyo Ito & Associates в гринбилдинге. В 2009 году бюро завершило работу над экологически чистым стадионом в Гаосюне (Тайвань). Постройка в форме дракона покрыта гигантской крышей, cоставленной из 8844 солнечных батарей. В дни, когда вырабатываемая ими энергия не идет на освещение стадиона, она поступает в местную сеть, на 80 % покрывая ее потребности. Стадион ежегодно предотвращает попадание в атмосферу 660 т СО2.

Стадион чемпионата мира по футболу, Гаосюн, Тайвань, 2009.

Tod’s Omotesando. Токио. 2004.

Тойо Ито проявляет талант во многих жанрах, включая предметный дизайн и театральные декорации. В 2010-м архитектор стал обладателем японской Praemium Imperiale (Императорская премия, присуждается деятелям искусства «за их достижения, духовное обогащение всего мирового сообщества»). Мастер тишины, Тойо Ито активно строит, в последнее время много работает в Барселоне. В конце 2010 года введен в эксплуатацию комплекс Porta Fira — девять выставочных павильонов и две башни, где размещены офисы и отель. Конечно, башни — «зеленые», энергосберегающие, имеют систему вторичного использования воды и пр. «Архитектура ХХ века была абстрактной, это архитектура зданий, которые могли быть разработаны и построены в любой точке мира. В XXI веке мы должны осмыслить то, как выразить новый образ жизни. В Барселоне, городе Антонио Гауди, вновь увидев его органические формы, по-прежнему столь живые, я использовал этот путь для достижения новой органической архитектуры».  

Музей Тойо Ито. Имабари, Япония. 2011.

Театр Za-Koenji.Токио. 2009.

Porta Fira Towers. Барселона, 2010. Совместно с b720 Arquitectos.

Апарт-отель Suites Avenue. Барселона, 2009.

чистота линий, чистота пространства .

Современная архитектура Японии. Традиции восприятия пространства

Всемирную известность Ито получил благодаря новаторским взглядам при работе с архитектурной формой и новейшими технологиями строительства. Для этого нужна определенная смелость. Свой подход к архитектуре мастер строит на отказе от традиционного консерватизма, заменяя его работой с различной структурой и текстурой, стремлении создать собственные неповторимые интерпретации. В начале своей карьеры Тойо Ито получал исключительно маленькие частные заказы. Работая над ними, он старался, чтобы в проектах было как можно меньше архитектурных шаблонов. Архитектор нигде не повторялся, ведя свой творческий поиск в различных направлениях. Часто используя в своих проектах элементы минимализма, Тойо Ито прославился именно благодаря своей безграничной креативности.

В 1976 г. Ито спроектировал дом для своей сестры, которая незадолго до этого потеряла мужа. Дом был назван «White U» и сразу получил большой резонанс среди профессионалов, вызвал интерес к творчеству молодого архитектора.

Сестра Ито хотела быть ближе к природе, поэтому дом был спроектирован одноэтажным. Белое здание имело две спальни по концам длинного коридора, завернутого вокруг внутреннего дворика. Коридоры не имели окон, чтобы движение к комнатам воспринималось как движение к свету. Дом был снесен в 1997 г. Как объясняет Ито, в большинстве проектов 1970–1980-х гг. он пытался через минималистичные приемы стереть общепринятое представление об архитектуре, внеся в нее легкость, наполнив ее воздухом и ветром.

Т. Ито. Дом «White U» (1976 г.)

Т. Ито. Дом «White U». Фрагмент интерьера

Т. Ито. Дом «White U». План

Еще одной профессиональной удачей Тойо Ито стал павильон галереи Серпентайн. Легендарная лондонская арт-галерея Серпентайн каждый год приглашает звезд мировой величины для создания нового павильона. Согласно намеченной руководством программе, неподалеку от основного здания галереи каждое лето должен появиться новый выставочный павильон.

Так в разные годы свои павильоны возвели Заха Хадид, Даниэль Либескинд, Оскар Нимейер, Алваро Сиза, Рем Колхас и другие знаменитости. В 2002 году для создания своего произведения был приглашен Тойо Ито. По правилам, на разработку проекта дается всего полгода, павильон открывается в начале лета и по окончании сезона разбирается.

Т. Ито. Павильон галереи Серпентайн (2002 г.)

Т. Ито. Павильон галереи Серпентайн. Фрагмент

Идея летнего павильона галереи Серпентайн (Serpentine Gallery Pavilion) Тойо Ито проста и интересна. Архитектор взял за основу простой белый параллелепипед и «наложил» на него большое количество пересекающихся линий. Так образовались многочисленные треугольные и трапециевидные фигуры, часть которых была превращена мастером в световые проемы в духе оп-арта, придававшие конструкции ощущение легкости и воздушности. Геометрическая перфорация создана как на стенах, так и на крыше павильона. Японские традиции и фантастические идеи Тойо Ито в полной мере воплотились в этом проекте.

Белоснежный павильон притягивал к себе посетителей необычностью внешнего вида и изысканной эстетикой, в то же время напоминая о традиционном японском искусстве оригами. Днем павильон выполнял функции кафе, а ночью был местом для лекций, дискуссий и поэтических встреч.

Т. Ито. Центр исполнительского искусства в г. Мацумото

Т. Ито. Центр исполнительского искусства. Фрагмент

К 2000-м гг. Тойо Ито стал одним из самых известных архитекторов Японии. Проекты, за которые он брался, становились все масштабнее, а стили постоянно менялись. Одним из показательных примеров работы мастера этого периода стал Центр исполнительского искусства в г. Мацумото (преф. Нагано), построенный в 2004 г. Проект, предложенный архитектурным бюро Тойо Ито, выиграл конкурс, в котором участвовали еще 10 студий. Центр исполнительского искусства (Matsumoto Performing Art Center) представляет собой девять уровней, два из которых расположены под землей. Особенность этого здания заключается в его вытянутой форме, заданной участком земли, и в необычной системе освещения.

Изначально фасады центра планировалось сделать стеклянными, но архитектор обратил внимание на непривлекательность окружающего ландшафта, несоответствие его высоким требованиям японской эстетики. Тогда окна во всю стену были заменены на отверстия разных размеров, которые как будто случайным образом разбросаны по фасаду здания. Через необычные окна в дневное время внутрь проникает солнечный свет, а в ночное время они становятся главным элементом декорации фасада.

* * *

Многие величайшие архитекторы были приглашены (в разное время) представлять Японию в той или иной Всемирной выставке. Мастера создавали проекты выставочных архитектурных сооружений, которые были предназначены для того, чтобы сформировать образ Японии перед мировым сообществом. Для каждого из архитекторов такое приглашение становилось не только официальным признанием его таланта, но и возможностью реализовать свои самые смелые идеи. Созданные в результате выставочные сооружения (павильоны Японии для Экспо) также подтверждают найденные каждым из архитекторов смысловые и художественные приемы, которые встраиваются в общую концепцию понимания традиции и отношения к пространству каждого из мастеров.

В творчестве представленных архитекторов наиболее полно и многогранно прочитывается «триада» основополагающих пространственных категорий японской культуры. Возможно, это явилось одной из главных причин, по которой мастера и были приглашены представлять Японию на Всемирных выставках Новейшего времени. Выполненные ими выставочные павильоны позволили посетителям Экспо также приобщиться к «триаде», ощутить ее и, таким образом, буквально физически обрести «связь времен».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Биография: Тойо Ито | Притцкеровская архитектурная премия

Тойо Ито родился 1 июня 1941 года в Кейджо (Сеул), Корея (Япония). Его отец был бизнесменом с особым интересом к ранней керамической посуде династии И в Корее и картинам в японском стиле. Он также был спортивным фанатом бейсбола и гольфа. В 1943 году Ито, его мать и две старшие сестры вернулись в Японию. Два года спустя его отец тоже вернулся в Японию, и все они жили в родном городе его отца Симосува-мати в префектуре Нагано. Его отец умер в 1953 года, когда ему было 12. После этого остальные члены семьи управляли фабрикой по производству мисо (бобовой пасты). В настоящее время все, кроме одной сестры, которая на три года старше Ито, умерли.

В 1971 году Ито основал собственное архитектурное бюро, а в следующем году женился. Его жена умерла в 2010 году. У них была дочь, которой сейчас 40 лет, и она редактирует Vogue Nippon .

В юности Ито признается, что не очень интересовался архитектурой. Однако было несколько ранних влияний. Его дедушка был торговцем лесоматериалами, а отец любил чертить планы домов своих друзей. Когда Ито был первокурсником в средней школе, его мать попросила архитектора раннего модернизма Ёсинобу Ашихара, который только что вернулся в Японию из США, где он работал в офисе Марселя Брейера, спроектировать их дом в Токио.

Он учился в третьем классе средней школы, когда переехал в Токио и поступил в среднюю школу Хибия. В то время он и не мечтал, что станет архитектором — его страстью был бейсбол. Именно во время учебы в Токийском университете архитектура стала его главным интересом. За дизайн своего диплома бакалавра он представил предложение по реконструкции парка Уэно, которое получило главный приз Токийского университета.

Тойо Ито начал работать в фирме Kiyonori Kikutake & Associates после того, как в 19 лет окончил архитектурный факультет Токийского университета.65. К 1971 году он был готов открыть собственную студию в Токио и назвал ее Urban Robot (Урбот). В 1979 году он сменил название на Toyo Ito & Associates, Architects.

Он получил множество международных наград, в том числе в 2010 году 22-й Императорской премии в честь принца Такамацу; в 2006 г. — Королевская золотая медаль Королевского института британских архитекторов; а в 2002 г. — Золотой лев за жизненные достижения на 8-й Международной выставке Венецианской биеннале. Все его награды перечислены в сводке фактов этого комплекта для СМИ. Он был приглашенным профессором в Токийском университете, Колумбийском университете, Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, Киотском университете, Университете искусств Тама, а в весеннем семестре 2012 года он организовал зарубежную студию Гарвардской высшей школы дизайна. первый в Азии.

Его работы были предметом музейных выставок в Англии, Дании, США, Франции, Италии, Чили, Тайване, Бельгии и многих городах Японии. Публикации о нем и о нем появились во всех этих и других странах. Он является почетным членом Американского института архитекторов, Королевского института британских архитекторов, Японского архитектурного института, Токийского общества архитекторов и инженеров-строителей и Американской академии искусств и наук.

Одним из его первых проектов в 1971 году был дом в пригороде Токио. Названный «Алюминиевый дом», конструкция состояла из деревянного каркаса, полностью покрытого алюминием. Большинство его ранних работ были резиденциями. В 1976 году он построил дом для своей сестры, которая недавно потеряла мужа. Дом назывался «Белый U» и вызвал большой интерес к работам Ито. Он был снесен в 1997 году. Что касается большей части его работ 1980-х годов, Ито объясняет, что он стремился стереть общепринятое значение из своих работ с помощью минималистской тактики, развивая легкость в архитектуре, напоминающую воздух и ветер.

Медиатеку Сендай, построенную в 2001 году в городе Сендай, Мияги, Япония, он называет одной из вершин своей карьеры. В книге Phaidon, Toyo Ito , он объясняет: «Медиатека во многом отличается от обычных общественных зданий. В то время как здание в основном функционирует как библиотека и художественная галерея, администрация активно работала над ослаблением разногласий между различными программами, устраняя фиксированные барьеры между различными средствами массовой информации, чтобы постепенно вызывать представление о том, какими культурные учреждения должны быть отныне. Эта открытость является прямым результатом его простой конструкции, состоящей из плоских бетонных плит (которые представляют собой сотовые стальные плиты с бетоном), пронизанных 13 трубами. Стены на каждом этаже сведены к абсолютному минимуму, что позволяет свободно распределять различные функции по открытым пространствам между трубами».

Читая лекцию Кеннета Касслера в Принстонском университете в 2009 году, Ито объяснил свои общие мысли об архитектуре:

«Мир природы чрезвычайно сложен и изменчив, а его системы изменчивы — он построен на изменчивом мире. В отличие от этого, архитектура всегда пыталась создать более стабильную систему. Чтобы быть очень упрощенным, можно сказать, что система сетки была создана в двадцатом веке. Эта система стала популярной во всем мире, так как позволяла строить огромное количество архитектур за короткий промежуток времени.

Тойо Ито | Биография, архитектура, здания и факты

Тойо Ито

Смотреть все медиа

Год рождения:
1 июня 1941 г. (81 год) Сеул Южная Корея
Награды и награды:
Императорский премиум (2010) Венецианская биеннале (2002)

Просмотреть весь связанный контент →

Тойо Ито , японец Ито Тойо-о , (родился 1 июня 1941, Сеул, Корея [сейчас в Южной Корее]), японский архитектор, известный своими новаторскими проектами и свежим подходом к каждому из своих проекты. Ито считал, что архитектура должна учитывать чувства, а также физические потребности, и его философия, несомненно, способствовала значительному критическому и популярному отклику на его работы. В 2013 году он был удостоен Притцкеровской архитектурной премии. В своем цитировании жюри Притцкера заявило, что «его архитектура излучает атмосферу оптимизма, легкости и радости и пронизана чувством уникальности и универсальности».

Ито родился в оккупированной Японией Корее в семье японцев. Он уехал в Японию со своей матерью и сестрами в 1943 году, а его отец вернулся туда через несколько лет. Ито изучал архитектуру в Токийском университете. После окончания университета (1965 г.) он учился у Кикутаке Киёнори, одного из лидеров школы метаболистов, японского архитектурного движения 1960-х годов, выступавшего за радикально футуристический подход к дизайну. Когда движение метаболистов пошло на убыль, Ито покинул фирму Кикутаке, а в 19В 71 году он основал собственную практику Urban Robot (URBOT) в Токио, изначально сосредоточившись на жилых и других небольших проектах. Одним из его самых заметных ранних проектов был дом White U (1976) в Токио. Задуманный как место утешения и уединения для недавно овдовевшей сестры Ито, дом, построенный в форме буквы U вокруг центрального двора, не имел окон, выходящих наружу. Несколько небольших отверстий в потолке давали единственные проблески внешнего мира и создавали драматические световые эффекты в чистом белом интерьере дома.

По мере того, как Ито переходил к более крупным работам, его проекты становились все более экспериментальными. В Йокогаме он превратил старую бетонную водонапорную башню в визуально ошеломляющую Башню ветров (1986 г.), покрыв конструкцию перфорированной алюминиевой пластиной и сотнями огней, которые были настроены так, чтобы реагировать на скорость ветра и звуковые волны. Днем пластина отражала небо, а ночью башня «оживала», так как огни постоянно меняли цвета и узоры.

По мнению большинства, шедевром Ито была Медиатека Сендай (Япония) (завершена в 2001 г.), многоцелевой культурный центр, дизайн которого был вдохновлен плавающими водорослями. Снаружи прозрачная структура площадью примерно 22 000 квадратных метров (237 000 квадратных футов) напоминала гигантский аквариум; семь этажей здания поддерживали наклонные колонны, которые выглядели как пряди морских водорослей, качающихся под водой. Стены не разделяли интерьер здания, но пространство было очень универсальным, в нем размещались самые разные коллекции произведений искусства и медиа для общественного пользования.

Медиатека Сендай, как и другие проекты Ито, характерно вызывала образы из мира природы, отражая его веру в то, что «вся архитектура является продолжением природы». Точно так же национальный стадион Гао-сюн (Тайвань) (2009 г.) имел монументальную спиралевидную крышу, напоминающую свернувшуюся змею. Один из самых амбициозных проектов Ито, Национальный Тайчжунский театр на Тайване, который находился в стадии строительства, когда он получил Притцкеровскую премию в 2013 году, некоторые уподобляли огромной губке с лабиринтной сетью туннелей, изогнутых стен и пещеристых пространств. Он был завершен в 2016 году.

Другие проекты Ито включали пятнистый бетонный фасад флагманского магазина Mikimoto Ginza 2 (2005 г.), Токио; Библиотека Университета искусств Тама (2007 г.), Токио; Музей архитектуры Тойо Ито (2011 г.), Имабари, Япония; и Museo Internacional del Barroco (2016), Пуэбла, Мексика. Он получил множество наград за свою работу, в том числе «Золотого льва» за жизненные достижения на Венецианской биеннале 2002 года, Королевскую золотую медаль Королевского института британских архитекторов 2006 года, премию Фридриха Кислера в области архитектуры и искусства 2008 года и премию Японской художественной ассоциации. 2010 Императорская премия за архитектуру. На протяжении своей карьеры он также активно участвовал в качестве педагога, преподавал в нескольких университетах в Японии и за рубежом и был наставником многих начинающих архитекторов. В 2010 году двое из его бывших учеников, Казуё Седзима и Рюэ Нисидзава, были названы лауреатами Притцкеровской премии; оба назвали Ито большим влиянием на их работу.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*