Тоео ито: 10 projects by Toyo Ito

Тойо Ито (Toyo Ito): архитектура оптимизма • Интерьер+Дизайн

Архитектор Тойо Ито, лауреат Притцкеровской премии (2013) и всемирнопризнанный мастер, находится в изменчивом авангарде более 40 лет. «Каждый раз, когда проект завершен, я убеждаюсь в собственной несостоятельности. Это ощущение трансформируется в энергию, заставляющую принять амбициозную задачу в следующем проекте». Родился 1 июня 1941 года в Кэйдзё. Закончил Токийский университет. Свою мастерскую с говорящим названием Urban Robot Ито основал в тридцать лет, в 1971 году. С самого начала японец работал, максимально освободившись от условностей традиций и течений. Он экспериментировал с самыми современными материалами, создавая редкие шедевры: то натянутые оболочки, то прозрачные фасады, то крематорий, то медиатеку, предъявляя новые сценарии и форматы. В апреле 2013 года Тойо Ито продемонстрировал феерическую работу для автомобильного бренда Lexus, ставшую украшением Миланской недели дизайна. Шедевром этого года стало здание Международного музея барочного искусства MIB (Museo Internacional Barroco) в Мексике.

  По мнению мастера, сегодня конструктивные материалы больше не являются преградой. Их место заняли социальные ограничения. Именно их предстоит преодолевать новому поколению архитекторов.  

Инсталляция amazing flow для Lexus, Milan Design Week 2013.

TOYO ITO 

Родился в 1941 году в Сеуле. Глава Toyo Ito & Associates. Лауреат «Золотого льва» Венецианской архитектурной биеннале, обладатель золотой медали RIBA и многочисленных национальных премий Японии. Помимо архитектурных достижений бюро успешно занимается промдизайном.

 Архитектура бывает хорошая, плохая и японская. Сегодня Страну восходящего солнца прославляют три грандиозные команды. Это Taдао Андо, SANAA (Кадзуо Сейдзима и Рю Нишизава) и Тойо Ито. Их постройки вы без труда узнаете из множества других, здания получаются изысканные, концептуальные, медитативные, бесцветные (цвет появляется только у Тойо Ито, и это всегда событие).

А вот определить, чья постройка, — занятие для гурманов. Общий признак японской школы — здание вписано не только в реальный ландшафт, неважно, городской или сельский, оно устроено как ловушка для невидимых энергий. Такова местная традиция, и этим навыком обладают даже рядовые японские проектировщики. Дальше различия определяются не на глаз, а по пространственным ощущениям, на ощупь и на слух. Тадао Андо отличают молчаливые бетонные колодцы. SANAA — невесомые проницаемые миражи. А стиль Тойо Ито британский арх. критик Джонатан Глэнси назвал «таинственным браком между непроницаемым и прозрачным, материальным и эфемерным».

Его темами стали бесконечное сомнение в надежности материального мира и образы воды. «Иногда кажется, что мы теряем понимание своего тела. Дети стали гораздо меньше бегать по улицам. Они часами сидят у компьютеров. Когда архитекторы пытаются выработать адекватный язык для нового поколения, то предлагают очень минималистичные пространства. Я же ищу нечто более примитивное, некую абстракцию, которая передает ощущения тела».

Его слава началась с «Башни Ветров» в Йокогаме (1986). Сенсационный проект, оказавший влияние на молодое поколение архитекторов, — медиатека в Сендае (2001). Ее не раз называли памятником электронной эпохи. Многофункциональный комплекс медиатеки, по сути, является целым городом, где помимо читальных залов существуют разные киберпространства, кинозалы, театры и рестораны. Оболочка из двойного остекления украшена цветными пикселями, в сумерках она стано- вится невидимой. Одни этажи освещаются холодным светом, другие — теплым. Оторвать взгляд невозможно. Еще один шедевр — крематорий Meiso No Mori («Лес для медитации», 2006): криволинейная белая крыша, как легкое покрывало, лежит на 12 тонких колоннах, отражаясь в глади воды. Такой тишины и безмятежности в современной архитектуре не достигал никто. Высказывание выверено до запятой, ритмы совершенны.

Вилла White О. Чили, 2009.

Беспрецедентны достижения Toyo Ito & Associates в гринбилдинге. В 2009 году бюро завершило работу над экологически чистым стадионом в Гаосюне (Тайвань). Постройка в форме дракона покрыта гигантской крышей, cоставленной из 8844 солнечных батарей. В дни, когда вырабатываемая ими энергия не идет на освещение стадиона, она поступает в местную сеть, на 80 % покрывая ее потребности. Стадион ежегодно предотвращает попадание в атмосферу 660 т СО2.

Стадион чемпионата мира по футболу, Гаосюн, Тайвань, 2009.

Tod’s Omotesando. Токио. 2004.

Тойо Ито проявляет талант во многих жанрах, включая предметный дизайн и театральные декорации. В 2010-м архитектор стал обладателем японской Praemium Imperiale (Императорская премия, присуждается деятелям искусства «за их достижения, духовное обогащение всего мирового сообщества»). Мастер тишины, Тойо Ито активно строит, в последнее время много работает в Барселоне. В конце 2010 года введен в эксплуатацию комплекс Porta Fira — девять выставочных павильонов и две башни, где размещены офисы и отель. Конечно, башни — «зеленые», энергосберегающие, имеют систему вторичного использования воды и пр. «Архитектура ХХ века была абстрактной, это архитектура зданий, которые могли быть разработаны и построены в любой точке мира. В XXI веке мы должны осмыслить то, как выразить новый образ жизни. В Барселоне, городе Антонио Гауди, вновь увидев его органические формы, по-прежнему столь живые, я использовал этот путь для достижения новой органической архитектуры».  

Музей Тойо Ито. Имабари, Япония. 2011.

Театр Za-Koenji.Токио. 2009.

Porta Fira Towers. Барселона, 2010. Совместно с b720 Arquitectos.

Апарт-отель Suites Avenue. Барселона, 2009.

Ито Тойо: интервью и выдающиеся работы японского архитектора

Архитектура

С японским архитектором, притцкеровским лауреатом, молодым 72-летним Тойо Ито встретился Алексей Тарханов (“Коммерсантъ”).

Тойо Ито родился 1 июня 1941 года в Сеуле (Корея). С 1943 года живет в Японии, в Токио. В 1965 году окончил Токийский университет. С 1971-го глава Toyo Ito & Associates, Architects. В этом году получил Притцкеровскую премию. Среди наград — Императорская премия, золотая медаль RIBA, “Золотые львы” Венецианской биеннале.

Iwan Baan; Edmund Sumner/VIEW/ARTUR IMAGES; José Miguel Hernández/ARTUR IMAGES, Tsuncho Asada; Christian Richters/VIEW/ARTUR IMAGES; Yoshiaki Tsutsui, Архив пресс-службы

Тойо Ито плохо понимает мой вопрос. Над формулировкой мучаются уже два переводчика. Повторяем так и этак, не помогает. А всего-то нужен ответ, почему так влиятельна японская архитектура и что это за тайна такая, которой с детства владеют все японские архитекторы. Всё-таки Ито – шестой японец, получивший главную архитектурную награду мира после Кензо Танге в 1987-м, Фумихико Маки в 1993‑м, Тадао Андо в 1995-м и Кадзуё Сэдзимы с Рюэ Нисидзавой в 2010-м.

Самая крупная и самая необычная работа Тойо Ито — стадион на Тайване (2009). Он не только повторяет изгибы обтекающих остров волн, он еще и несет на себе 8844 солнечные батареи, обеспечивая 80 % потребности соседних районов в электричестве

Iwan Baan; Edmund Sumner/VIEW/ARTUR IMAGES; José Miguel Hernández/ARTUR IMAGES, Tsuncho Asada; Christian Richters/VIEW/ARTUR IMAGES; Yoshiaki Tsutsui, Архив пресс-службы

Наконец-то я понимаю, что вопрос мой ему совершенно ясен, а вот ответ не совсем. Он, похоже, размышляет, не щелкнуть ли меня по лбу карандашом, который вертит в руках. Мой собеседник совершенно не готов признать себя типичным японским архитектором и отвечать за всех своих коллег и компатриотов. Тут я вспоминаю не вошедший в фильм кусочек из сценария “Мимино”, где японские туристы, глядя на Вахтанга Кикабидзе и Фрунзика Мкртчяна, удивляются: “Эти русские все на одно лицо”.

Алюминиевый дом (1971) — первый осуществленный проект Тойо Ито. Двухэтажный частный дом со спальней на втором этаже площадью не превосходит небольшую квартиру (58 м²), но отличается замечательным пространством. Он построен из дерева и обшит алюминиевыми листами. Нечто вроде огромного оригами

Iwan Baan; Edmund Sumner/VIEW/ARTUR IMAGES; José Miguel Hernández/ARTUR IMAGES, Tsuncho Asada; Christian Richters/VIEW/ARTUR IMAGES; Yoshiaki Tsutsui, Архив пресс-службы

– Я не знаю, как у вас, – говорит он мне наконец, – а у нас в Японии бытует мнение, что мы совершенно разные. Мы одинаковые, только если смотреть со стороны.

– Неужели ничего общего?

– Кое-что общее есть. Это свойственная нашей культуре приверженность минимализму. Чистота линий, чистота пространства. Но тут есть и опасность. Можно очистить и сделать всё прозрачным до такой степени, что из этих стен захочется убрать человека. Тогда будет еще чище и прозрачнее.

Алюминиевый дом (1971)

Iwan Baan; Edmund Sumner/VIEW/ARTUR IMAGES; José Miguel Hernández/ARTUR IMAGES, Tsuncho Asada; Christian Richters/VIEW/ARTUR IMAGES; Yoshiaki Tsutsui, Архив пресс-службы

Он вежливо улыбается. Ему семьдесят два года, но на вид примерно сорок. Он не носит, как все знаменитые архитекторы, форменный черный пиджак, а приходит на встречу в забавной рубашечке в черных точках, на носу – очки в белой оправе. Ито не боится моды – всё-таки его дочь издает японский Vogue, а сам он с удовольствием работает с модными марками, выбирая те, что ему ближе. Он построил в токийском Омотэсандо здание магазина для итальянцев из Tod’s, а сейчас завершил новый павильон для Hermès на часовой ярмарке в Базеле.

Сборно-разборный павильон Hermès на Базельской часовой ярмарке, возведенный под крышей выставочного зала Baselworld, был открыт в мае. Многие часовые марки в этом году соревновались, чей павильон окажется красивее, и, по общему мнению, работе Тойо Ито не было равных

Iwan Baan; Edmund Sumner/VIEW/ARTUR IMAGES; José Miguel Hernández/ARTUR IMAGES, Tsuncho Asada; Christian Richters/VIEW/ARTUR IMAGES; Yoshiaki Tsutsui, Архив пресс-службы

Я спрашиваю арт-директора Hermès Пьер-Алексиса Дюма, почему выбор пал именно на Тойо Ито, и он рассказывает мне историю о том, как должно было состояться заседание жюри, на котором Ито председательствовал: “Жюри собиралось 12 марта 2011 года, а 11 марта, накануне, Япония испытала землетрясение и цунами. Я был готов отменить заседание, но он ни себе, ни нам этого не позволил и прибыл вовремя. Мало того что я считаю его гениальным архитектором, он еще и фантастический человек”.

Сборно-разборный павильон Hermès на Базельской часовой ярмарке

Iwan Baan; Edmund Sumner/VIEW/ARTUR IMAGES; José Miguel Hernández/ARTUR IMAGES, Tsuncho Asada; Christian Richters/VIEW/ARTUR IMAGES; Yoshiaki Tsutsui, Архив пресс-службы

Тойо Ито переводит разговор: “Я и не думал, что стану архитектором, я больше увлекался спортом”. Он любил бейсбол, но всё-таки карьера бейсболиста для японца почти невозможна. Здесь не дотянешься до лучших, то ли дело в архитектуре, где они быстро обыграли и европейцев, и американцев.

Музей архитектуры Тойо Ито на острове Омисима — сам себе экспонат. Кроме выставочных залов в комплекс включена “Серебряная хижина”, собственный дом архитектора 1980-х годов, перенесенный из Токио

Iwan Baan; Edmund Sumner/VIEW/ARTUR IMAGES; José Miguel Hernández/ARTUR IMAGES, Tsuncho Asada; Christian Richters/VIEW/ARTUR IMAGES; Yoshiaki Tsutsui, Архив пресс-службы

Ито был рожден в Корее, в городе Сеуле, который с 1910-го по 1945-й находился под управлением Японии. Токио он увидел в два года, в 1943-м, когда семья вернулась в Японию. Архитектурой заинтересовался десять лет спустя, когда приехавший из Штатов ученик Марселя Брёйера, японский архитектор Ёсинобу Асихара, проектировал для его матери семейный дом.

Жемчужиной корпорации Mikimoto стала построенная Ито в Гиндзе 10-этажная башня Mikimoto 2 (2005), в которой размещены магазины, торгующие выращенным жемчугом, выставочные залы и даже свадебный салон

Iwan Baan; Edmund Sumner/VIEW/ARTUR IMAGES; José Miguel Hernández/ARTUR IMAGES, Tsuncho Asada; Christian Richters/VIEW/ARTUR IMAGES; Yoshiaki Tsutsui, Архив пресс-службы

Ито окончил Токийский университет, как и многие его соотечественники и предшественники по Притцкеру. Но на вопрос, посоветовал бы он сейчас молодому человеку туда поступать, отвечает мне: “Нет, конечно. В Японии сейчас сложно с архитектурой. Другие страны Азии давно впереди”. Он сам кого хочешь научит – многие считают его своим учителем. Когда я говорил с Кадзуё Сэдзимой, она в качестве главных своих университетов назвала работу в мастерской у Тойо Ито. Я напоминаю о ней мастеру, и он с удовольствием отдает комплимент: “Сэдзима прямо-таки помешана на простоте, мало я знаю людей, способных так соединить материальное и абстрактное”.

Театр Дза-Коэндзи в Токио (2009) — культурный центр района Сугинами. Он объединяет театральный зал, библиотеку и кафе и напоминает шатер комедиантов — образ, кстати говоря, куда более европейский, чем от Ито можно было бы ожидать

Iwan Baan; Edmund Sumner/VIEW/ARTUR IMAGES; José Miguel Hernández/ARTUR IMAGES, Tsuncho Asada; Christian Richters/VIEW/ARTUR IMAGES; Yoshiaki Tsutsui, Архив пресс-службы

Первыми заказами были дома для знакомых и родственников. Об Ито заговорили после того, как в 1976-м он построил для своей старшей сестры виллу White U – белое одноэтажное здание с двумя спальнями по концам коридора, завернутого вокруг внутреннего дворика. О том, что это памятник архитектуры, он предупредить хозяев забыл, дом снесли через двадцать лет.

Театр Дза-Коэндзи в Токио (2009)

Iwan Baan; Edmund Sumner/VIEW/ARTUR IMAGES; José Miguel Hernández/ARTUR IMAGES, Tsuncho Asada; Christian Richters/VIEW/ARTUR IMAGES; Yoshiaki Tsutsui, Архив пресс-службы

Первая архитектурная мастерская Ито называлась Urban Robot, или Urbot, но вскоре его имя стало отличной вывеской, и название изменилось на Toyo Ito & Associates, Architects. Как бы он ни открещивался от общей биографии, он вместе со всеми испытал влияние самого мощного движения современной национальной архитектуры – японского метаболизма. В годы экономического чуда архитекторы проектировали Японию точно так же, как собственный дом. Метаболисты создавали хребет мегалополисов, как костяк динозавра.

Библиотека Университета искусств Тама в Токио — впечатляющее арочное пространство и замечательная конструкция (толщина бетона всего 20 см), просчитанная постоянным соавтором Ито инженером Мицуро Сасаки

Iwan Baan; Edmund Sumner/VIEW/ARTUR IMAGES; José Miguel Hernández/ARTUR IMAGES, Tsuncho Asada; Christian Richters/VIEW/ARTUR IMAGES; Yoshiaki Tsutsui, Архив пресс-службы

Мне кажется, что до сих пор японские архитекторы не могут излечиться от разочарования, пришедшего, когда динозавр сдох. У Тойо Ито теперь самое пессимистическое мнение о современном городе: “Природа меняется ежечасно, а архитектура стремится застыть на века. Одно и то же решение воспроизводится повсюду. Железо, бетон, прямоугольный каркас сделали все города похожими друг на друга”.

Библиотека Университета искусств Тама в Токио

Iwan Baan; Edmund Sumner/VIEW/ARTUR IMAGES; José Miguel Hernández/ARTUR IMAGES, Tsuncho Asada; Christian Richters/VIEW/ARTUR IMAGES; Yoshiaki Tsutsui, Архив пресс-службы

Землетрясение 2011 года – это месть природы людям, считавшим себя ее хозяевами. Он предлагает воспользоваться этим уроком и снова примирить архитектуру с природой и обществом: “Иначе критерием успеха будет только одно – оригинальность замысла. Никого не интересует, где будет стоять здание и кому оно будет служить”.

Башня Porta Fira в Барселоне (2003–2010) в 2010-м была признана на конкурсе Emporis Skyscraper Award самым красивым небоскребом мира. Отель и офисный корпус высотой всего 113 м обошли конкурента — 828-метрового дубайского монстра “Бурдж-Халифа”

Iwan Baan; Edmund Sumner/VIEW/ARTUR IMAGES; José Miguel Hernández/ARTUR IMAGES, Tsuncho Asada; Christian Richters/VIEW/ARTUR IMAGES; Yoshiaki Tsutsui, Архив пресс-службы

После землетрясения и цунами он отправился в пострадавшие районы, чтобы выстроить там “общие дома”, центры, где жители могли бы проводить время друг с другом. Это его мечта – заставить людей общаться, он смеется над привычкой своих молодых сотрудников переписываться по электронной почте из одного угла комнаты в другой.

Башня Porta Fira в Барселоне (2003–2010)

Iwan Baan; Edmund Sumner/VIEW/ARTUR IMAGES; José Miguel Hernández/ARTUR IMAGES, Tsuncho Asada; Christian Richters/VIEW/ARTUR IMAGES; Yoshiaki Tsutsui, Архив пресс-службы

Любопытно, но этот новый изобретенный им тип здания, премированный “Золотым львом” на Венецианской биеннале, напоминает мне советские сельские клубы. Ито не удивляется моему сравнению, и мы вместе решаем, что, возможно, тайна японской архитектуры как раз и состоит в том, что там, где европеец блеснет решением, японец просто поставит задачу.

Ритуальный зал муниципального кладбища в Гифу (2004–2006) называется “Лес медитации” и похож скорее на храм, чем на крематорий

Iwan Baan; Edmund Sumner/VIEW/ARTUR IMAGES; José Miguel Hernández/ARTUR IMAGES, Tsuncho Asada; Christian Richters/VIEW/ARTUR IMAGES; Yoshiaki Tsutsui, Архив пресс-службы

Фото: Iwan Baan; Edmund Sumner/VIEW/ARTUR IMAGES; José Miguel Hernández/ARTUR IMAGES, Tsuncho Asada; Christian Richters/VIEW/ARTUR IMAGES; Yoshiaki Tsutsui, Архив пресс-службы

ТегиАрхитектураДизайнТойо Ито

Биография: Тойо Ито | Притцкеровская архитектурная премия

Тойо Ито родился 1 июня 1941 года в Кейджо (Сеул), Корея (Япония). Его отец был бизнесменом с особым интересом к ранней керамической посуде династии И в Корее и картинам в японском стиле. Он также был спортивным фанатом бейсбола и гольфа. В 1943 году Ито, его мать и две старшие сестры вернулись в Японию. Два года спустя его отец тоже вернулся в Японию, и все они жили в родном городе его отца Симосува-мати в префектуре Нагано. Его отец умер в 1953 года, когда ему было 12. После этого остальные члены семьи управляли фабрикой по производству мисо (бобовой пасты). В настоящее время все, кроме одной сестры, которая на три года старше Ито, умерли.

В 1971 году Ито основал собственное архитектурное бюро, а в следующем году женился. Его жена умерла в 2010 году. У них была дочь, которой сейчас 40 лет, и она редактирует Vogue Nippon .

В юности Ито признается, что не очень интересовался архитектурой. Однако было несколько ранних влияний. Его дедушка был торговцем лесоматериалами, а отец любил чертить планы домов своих друзей. Когда Ито был первокурсником в средней школе, его мать попросила архитектора раннего модернизма Ёсинобу Ашихара, который только что вернулся в Японию из США, где он работал в офисе Марселя Брейера, спроектировать их дом в Токио.

Он учился в третьем классе средней школы, когда переехал в Токио и поступил в среднюю школу Хибия. В то время он и не мечтал, что станет архитектором — его страстью был бейсбол. Именно во время учебы в Токийском университете архитектура стала его главным интересом. За дизайн своего диплома бакалавра он представил предложение по реконструкции парка Уэно, которое получило главный приз Токийского университета.

Тойо Ито начал работать в фирме Kiyonori Kikutake & Associates после того, как в 19 лет окончил архитектурный факультет Токийского университета.65. К 1971 году он был готов открыть собственную студию в Токио и назвал ее Urban Robot (Урбот). В 1979 году он сменил название на Toyo Ito & Associates, Architects.

Он получил множество международных наград, в том числе в 2010 году 22-й Императорской премии в честь принца Такамацу; в 2006 г. — Королевская золотая медаль Королевского института британских архитекторов; а в 2002 г. — Золотой лев за жизненные достижения на 8-й Международной выставке Венецианской биеннале. Все его награды перечислены в сводке фактов этого комплекта для СМИ. Он был приглашенным профессором в Токийском университете, Колумбийском университете, Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, Киотском университете, Университете искусств Тама, а в весеннем семестре 2012 года он организовал зарубежную студию Гарвардской высшей школы дизайна. первый в Азии.

Его работы были предметом музейных выставок в Англии, Дании, США, Франции, Италии, Чили, Тайване, Бельгии и многих городах Японии. Публикации о нем и о нем появились во всех этих и других странах. Он является почетным членом Американского института архитекторов, Королевского института британских архитекторов, Японского архитектурного института, Токийского общества архитекторов и инженеров-строителей и Американской академии искусств и наук.

Одним из его первых проектов в 1971 году был дом в пригороде Токио. Названный «Алюминиевый дом», конструкция состояла из деревянного каркаса, полностью покрытого алюминием. Большинство его ранних работ были резиденциями. В 1976 году он построил дом для своей сестры, которая недавно потеряла мужа. Дом назывался «Белый U» и вызвал большой интерес к работам Ито. Он был снесен в 1997 году. Что касается большей части его работ 1980-х годов, Ито объясняет, что он стремился стереть общепринятое значение из своих работ с помощью минималистской тактики, развивая легкость в архитектуре, напоминающую воздух и ветер.

Медиатеку Сендай, построенную в 2001 году в городе Сендай, Мияги, Япония, он называет одной из вершин своей карьеры. В книге Phaidon, Toyo Ito , он объясняет: «Медиатека во многом отличается от обычных общественных зданий. В то время как здание в основном функционирует как библиотека и художественная галерея, администрация активно работала над ослаблением разделения между различными программами, устраняя фиксированные барьеры между различными средствами массовой информации, чтобы постепенно вызывать представление о том, какими культурные учреждения должны быть отныне. Эта открытость является прямым результатом его простой конструкции, состоящей из плоских бетонных плит (которые представляют собой сотовые стальные пластины с бетоном), пронизанных 13 трубами. Стены на каждом этаже сведены к абсолютному минимуму, что позволяет свободно распределять различные функции по открытым пространствам между трубами».

Читая лекцию Кеннета Касслера в Принстонском университете в 2009 году, Ито объяснил свои общие мысли об архитектуре:

«Мир природы чрезвычайно сложен и изменчив, а его системы изменчивы — он построен на изменчивом мире. В отличие от этого, архитектура всегда пыталась создать более стабильную систему. Чтобы быть очень упрощенным, можно сказать, что система сетки была создана в двадцатом веке. Эта система стала популярной во всем мире, так как позволяла строить огромное количество архитектур за короткий промежуток времени.

Тойо Ито | Биография, архитектура, здания и факты

Тойо Ито

Смотреть все медиа

Год рождения:
1 июня 1941 г. (81 год) Сеул Южная Корея
Награды и награды:
Императорский премиум (2010) Венецианская биеннале (2002)

Просмотреть весь связанный контент →

Тойо Ито , японец Ито Тойо-о , (родился 1 июня 1941, Сеул, Корея [сейчас в Южной Корее]), японский архитектор, известный своими новаторскими проектами и свежим подходом к каждому из своих проекты. Ито считал, что архитектура должна учитывать чувства, а также физические потребности, и его философия, несомненно, способствовала значительному критическому и популярному отклику на его работы. В 2013 году он был удостоен Притцкеровской архитектурной премии. В своем цитировании жюри Притцкера заявило, что «его архитектура излучает атмосферу оптимизма, легкости и радости и пронизана чувством уникальности и универсальности».

Ито родился в оккупированной Японией Корее в семье японцев. Он уехал в Японию со своей матерью и сестрами в 1943 году, а его отец вернулся туда через несколько лет. Ито изучал архитектуру в Токийском университете. После окончания университета (1965 г.) он учился у Кикутаке Киёнори, одного из лидеров школы метаболистов, японского архитектурного движения 1960-х годов, выступавшего за радикально футуристический подход к дизайну. Когда движение метаболистов пошло на убыль, Ито покинул фирму Кикутаке, а в 19В 71 году он основал собственную практику Urban Robot (URBOT) в Токио, изначально сосредоточившись на жилых и других небольших проектах. Одним из его самых заметных ранних проектов был дом White U (1976) в Токио. Задуманный как место утешения и уединения для недавно овдовевшей сестры Ито, дом, построенный в форме буквы U вокруг центрального двора, не имел окон, выходящих наружу. Несколько небольших отверстий в потолке давали единственные проблески внешнего мира и создавали драматические световые эффекты в чистом белом интерьере дома.

По мере того, как Ито переходил к более крупным работам, его проекты становились все более экспериментальными. В Йокогаме он превратил старую бетонную водонапорную башню в визуально ошеломляющую Башню ветров (1986 г.), покрыв конструкцию перфорированной алюминиевой пластиной и сотнями огней, которые были настроены так, чтобы реагировать на скорость ветра и звуковые волны. Днем пластина отражала небо, а ночью башня «оживала», так как огни постоянно меняли цвета и узоры.

По мнению большинства, шедевром Ито была Медиатека Сендай (Япония) (завершена в 2001 г.), многоцелевой культурный центр, дизайн которого был вдохновлен плавающими водорослями. Снаружи прозрачная структура площадью примерно 22 000 квадратных метров (237 000 квадратных футов) напоминала гигантский аквариум; семь этажей здания поддерживали наклонные колонны, которые выглядели как пряди морских водорослей, качающихся под водой. Стены не разделяли интерьер здания, но пространство было очень универсальным, в нем размещались самые разные коллекции произведений искусства и медиа для общественного пользования.

Медиатека Сендай, как и другие проекты Ито, характерно вызывала образы из мира природы, отражая его веру в то, что «вся архитектура является продолжением природы». Точно так же национальный стадион Гао-сюн (Тайвань) (2009 г.) имел монументальную спиралевидную крышу, напоминающую свернувшуюся змею. Один из самых амбициозных проектов Ито, Национальный Тайчжунский театр на Тайване, который находился в стадии строительства, когда он получил Притцкеровскую премию в 2013 году, некоторые уподобляли огромной губке с лабиринтной сетью туннелей, изогнутых стен и пещеристых пространств. Он был завершен в 2016 году.

Другие проекты Ито включали пятнистый бетонный фасад флагманского магазина Mikimoto Ginza 2 (2005 г.), Токио; Библиотека Университета искусств Тама (2007 г.), Токио; Музей архитектуры Тойо Ито (2011 г.), Имабари, Япония; и Museo Internacional del Barroco (2016), Пуэбла, Мексика. Он получил множество наград за свою работу, в том числе «Золотого льва» за жизненные достижения на Венецианской биеннале 2002 года, Королевскую золотую медаль Королевского института британских архитекторов 2006 года, премию Фридриха Кислера в области архитектуры и искусства 2008 года и премию Японской художественной ассоциации. 2010 Императорская премия за архитектуру. На протяжении своей карьеры он также активно участвовал в качестве педагога, преподавал в нескольких университетах в Японии и за рубежом и был наставником многих начинающих архитекторов. В 2010 году двое из его бывших учеников, Казуё Седзима и Рюэ Нисидзава, были названы лауреатами Притцкеровской премии; оба назвали Ито большим влиянием на их работу.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*