Тео ван дусбург произведения: абстракция в архитектуре • Интерьер+Дизайн
абстракция в архитектуре • Интерьер+Дизайн
Голландский архитектор и художник Тео ван Дусбург (30.08.1883 – 7.03.1931) известен не только специалистам, изучающим историю «неопластицизма» и движения абстрактного искусства De Stijl. Дусбург любим всеми, кто выступает за упрощенную геометрическую эстетику и знает, что дизайн, живопись и архитектура должны быть полностью скоординированы и интегрированы.
По теме: Геррит Ритвельд: изобретатель кресел и домов
Тео ван Дусбург сыграл огромную роль в становлении современного искусства и дизайна. Дусбург считал, что искусство должно быть пространственным, поглощающим и экологичным. Исходя из этих принципов, он стал создавать архитектурные проекты, витражи, внутреннюю отделку, мебель и другие функциональные предметы, прекрасно гармонировавшие между собой. Художник и архитектор был весьма последователен: все работы формировали целостное пространство и подтверждали положения De Stijl.
Тео ван Дусбург. Composition XIII.Тео ван Дусбург родился и рос в Утрехте. Его имя при рождении — Кристиан Эмиль Мари Куппер. Однако в начале своей карьеры он взял имя отчима, так как считал его своим настоящим отцом. Прежде чем заняться рисованием, он усердно учился пению и актерскому мастерству. Посвятить все свое время живописи он решает после первой своей выставки в 1908 году, параллельно работая для профильных журналов.
Тео ван Дусбург. Фрагмент картины Counter-Composition VI, 1925.Его художественный стиль формировался под влиянием Ван Гога и Кандинского. Но сильнее всего его впечатляли расчисленные выверенные произведения Пита Мондриана. Он предложил Мондриану работать вместе над созданием движения De Stijl и публиковать одноименный журнал.
Знаменитый дом-ателье в Мёдон-Валь-Флёри, проект выполнен совместно с ван Эстереном, 1929. Эскиз холла университета в Лисбурге по проекту Тео ван Дусбурга. Движение De Stijl стало голландским вариантом геометрической абстракции, бурно развивавшейся в то время по всей Европе. Для нее характерны строгая геометрия черных квадратов и прямоугольников, заполненных белыми, серыми или основными (красный, желтый, синий) цветами. Нелли и Тео ван Дусбург и танцовщица Камарес на фоне его Counter-Composition XVI, 1925.Именно ван Дусбург внес в De Stijl тот драйв, энергию и разнообразие, за которые мы любим его до сих пор. Мондриан выступал за больший формализм. Ван Дусбург же настаивал на ином композиционном построении, противопоставляя диагональ прямоугольникам Мондриана. Ситуация привела к конфликту между коллегами: Тео для защиты своей художественной позиции изложил свои идеи в изданном им в 1930 году журнале «Арт конкрет», вышедшем всего один раз.
Кафе в ночном клубе Aubette, Страсбург, 1926В 1926–1928 годы ван Дусбург работает совместно с Гансом Арпом и Софией Тобер-Арп над перестройкой и оформлением кафе Aubette в Страсбурге. Историческое кафе середины XVIII века нужно было модернизировать таким образом, чтобы в нем уместился кинотеатр, кабаре, огромный ресторан и танцевальные залы.
Кафе получилось невероятно модным и образцовым: чередование серых и цветных панелей до сих пор выглядит свежо и актуально. Еще одним знаковым архитектурным проектом стал дом-ателье в Мёдон-Валь-Флёри, над которым он работал совместно с ван Эстереном. Этот дом в ряду архитектурных шедевров стоит рядом с домом Константина Мельникова в Москве.
Макет кафе Aubette, Страсбург, 1926 Фрагмент лестницы, Aubette, Страсбург, 1926.Дусбург до последнего дня считал, что уникальной ценностью абстракции является ее способность создавать универсальную гармонию, выраженную в геометрии и контрастных цветах. В его работе Dancers («Танцовщицы») абстрактное видение автора можно почувствовать точнее всего: в ней соединились и сила декора, и сила духа.
Знаковая работа Dancers. Ван Дусбург повторял ее многократно в различных материалах.Во время своих многочисленных путешествий по Европе, где он читал эмоциональные лекции, ван Дусбург познакомился с одним из основателей Баухауса Вальтером Гропиусом. Тот пригласил его в Баухаус читать теорию DeStijl и конструктивизма, но до включения в преподавательский состав Баухауса дело не дошло: руководство считало его идеи слишком догматичными и узконаправленными.
Тео ван Дусбург. Composition VIII.
Тео ван Дусбург. Проект Maison Particuliere, 1923.Дизайн 20-30. часть3.1 De Stijl. Тео ван Дусбург
Художественная группа «Стиль»
общество художников, образованное в Лейдене в 1917 году.
Данное художественное направление также именуется неопластицизмом
Участники:
Художники Тео ван Дусбург, Пит Мондриан, Барт ван дер Лек, архитекторы Якобс Йоханнес Ауд, Ян Вилс иРоберт ван´т Хофф, скульптор Жорж Вантонгерло, поэт Антони Кок, Джино Северини, Жан Арп, Геррит Ритвельд, Эль Лисицкий, Фридрих Фордемберге-Гильдеварт и Константин Бранкузи.
Главная цель — стремление к «универсальной гармонии» (т. е. единству искусства и общества) через простоту, духовность и «чисто пластические произведения искусства».
Эстетика «стилистов» была связана с философией математика М. Г. Шунмакерса. Именно он предложил сузить цветовую палитру до трех базовых цветов и обосновал свою позицию в книге «Новый образ мира». В ней он писал, что желтый, синий и красный — «единственные существующие цвета… Желтый — это движение луча (вертикаль)… Синий — контрастный цвет по отношению к желтому (горизонтальный небесный свод)… Красный — соединение желтого и синего».Концепцию, предложенную Шунмакерсом, подхватил и развил Пит Мондриан.
Программу и основные идеи De Stijl выражались в издаваемом им художественном журнале того же названия. De Stijl — это попытка, объективную гармонию произведения искусства свести во всех формах к определённым геометрическим элементам.
Художественное произведение прежде всего должно иметь рационально-утилитаристский акцент и быть разработано трезво, ясно и энергично, в «инженерной чистоте и конкретности» своего предназначения и хозяйственной функции. При этом догматически провозглашаемыми основными элементами живописи являлись: прямой угол и три цвета,
красный, жёлтый и синий, к которым в качестве дополнительных или фоновых могли быть добавлены чёрный и белый.На Look at me Анна Савина кратко и с множеством примеров рассказала об эпохе De Stijl http://www.lookatme.ru/mag/inspiration/inspiration-research/194465-de-stijl
Кстати, можно купитьИтальянская фирма CASSINA производит мебель по чертежам De Stijl http://www.cassina.com/portal/page/portal/new/webpages/cassina/home?lang=enТео ван Дусбург
Четырехугольник есть знак нового человеческого
сообщества. Квадрат значит для нас то же,
что крест обозначал для первых христиан.
Тео ван Дусбург
Знаменитый голландский художник, архитектор, урбанист и теоретик неопластицизма. Один из основателей и лидер группы «Стиль».
Как поэт выступал под псевдонимом И. К. Бонсет, как философ — под псевдонимом Альдо Камини.
Около 1913 заинтересовался проблемами интеграции чистой живописи и архитектуры. В этой области проводил исследования совместно с Ж.Р. Аудом и Ж. Вильсом. В 1916 создал в Лейдене с Аудом художественную группу «Сфинкс», которая, однако, просуществовала недолго. В 1917 знакомится с П. Мондрианом, с которым основывает группу и журнал «Стиль». Члены группы работали самостоятельно, некоторые из них не были даже знакомы между собой. Всех их объединяло знакомство с Дусбургом и вера в теорию элементаризма.
Танец, 1916
Дерево, 1916
Картежники, 1916-1917
В 1920 предпринял турне-конференцию по Европе (в том числе по Голландии), где близко познакомился как со Школой Баухауз, так и с направлением дадаизма в искусстве. Тогда же им было дано определение будущей архитектуры, которая должна отречься от претензий на концепцию формы, представлять сумму самостоятельных элементов, быть экономной, безордерной, монументальной независимо от места и масштаба и так далее. В 1924 в издательстве Баухауз опубликовал свою первую теоретическую работу под названием «Фундаментальные принципы неопластицизма». Оригинал опубликован в Амстердаме (1919), а затем издан в шести книгах в Мюнхене.
Композиция в сером. 1919.
По профессии ван Дусбург был архитектором, живописи же учился самостоятельно. Прямоугольному построению картин Мондриана ван Дусбург противопоставил диагональное, назвав его «контракомпозицией». Для защиты своей художественной позиции, не совпадающей с манерой Мондриана, художник излагает свои идеи в изданном им в 1930 году журнале «Арт конкрет», вышедшем всего один раз. Во время своего кратковременного увлечения дадаизмом ван Дусбург издаёт в 1922 году дада-журнал «Мекано». В 1926—1928 годы ван Дусбург работает совместно с Гансом Арпом и Софией Тобер-Арп над перестройкой и оформлением ночного ресторана «Обетт» в Страсбурге. Тео ван Дусбург со своим движением «Стиль» оказал значительное влияние на появившееся позже конкретное искусство.
Ресторан «Обетт»
Этот проект стал одной из самых амбициозных программ, реализованных представителями авангарда в 1920-х годах, так что самые восторженные критики даже окрестили здание «Сикстинской капеллой современного искусства». Дизайн авангардистского кафе (ciné-dancing-café), после реставрации.
В оформлении интерьера было использовано три основных цвета: желтый, синий и красный, плюс серый и черный. Созданный художниками ансамбль залов задумывался как универсальное пространство, где можно было бы танцевать, есть, пить, курить, смотреть фильмы — в общем, предаваться всем популярным в 20-х годах увеселениям. Однако вплоть до 70-х годов широкого признания эти авангардистские работы не получили. Собственно, новым оформлением пользовались лишь до середины 30-х годов, в дальнейшем новые владельцы ресторанов и развлекательных заведений предпочли каким-то образом спрятать или переделать необычный дизайн. И только в 80-х некоторые помещения Обетт (танцевальный и кинозал, лестница на первом этаже, фойе-бар и актовый зал) были внесены в число исторических памятников Франции и в последующие два десятилетия отреставрированы. Например, так сегодня выглядит актовый зал, созданный по проекту Тео ван Дусбурга
Зал сегодня
В 1926 его разрыв с П. Мондрианом приобрел публичную огласку, тогда же Ауд отказался от сотрудничества с Дусбургом, обвиняя его в дилетантизме, хотя и гениальном. Архитектор переезжает жить в Париж, где строит собственный дом и студию в Медон — Вал-Флери (1929-30). В этой работе собраны и доведены до кульминации все концепции и принципы «Стиля»
«Арифметическая композиция»
Картина Тео ван Дусбурга «Арифметическая композиция». Ощущение движения и перспективы создается чередой пронзительно черных квадратов на белом фоне. В действительности художник использовал простой математический расчет — стороны каждого квадрата и расстояния между ними равны половине измерений предыдущего квадрата. Художник создал совершенную в своей изысканности метафору пространства. Использование законов, заимствованных из точных наук, отвечало его особенному тяготению к архитектуре
Еще работы
Composition (The Cow)
Study for Composition VIII (The Cow
Влияние
Тео ван Дусбург — история дизайна — LiveJournal
Автопортрет. 1913 г.
30 августа 1883 года родился Тео ван Дусбург, нидерландский художник, архитектор и скульптор, теоретик искусства, один из основателей группы «Стиль» и художественного направления «неопластицизм». Это движение художников, архитекторов и дизайнеров пыталось построить новое общество после Первой мировой войны, пропагандируя международный стиль искусства и дизайна, который базировался на строгой геометрии горизонталей и вертикалей.
Композиция в сером. 1919 г
По профессии ван Дусбург был архитектором, живописи же учился самостоятельно. Около 1913 заинтересовался проблемами интеграции чистой живописи и архитектуры. В этой области проводил исследования совместно с Ж.Р. Удом и Ж. Вильсом. В 1916 создал в Лейдене с Удом художественную группу «Сфинкс», которая, однако, просуществовала недолго. В 1917 знакомится с П. Мондрианом, с которым основывает группу и журнал «Стиль». Члены группы работали самостоятельно, некоторые из них не были даже знакомы между собой. Всех их объединяло знакомство с Дусбургом и вера в теорию неопластицизма и элементаризма.
Группа «Стиль» объединяла художников и архитекторов и пропагандировала «радикальное обновление искусства». Журнал служил трибуной «для создания единого интернационального модуля в Жизни, в Искусстве, в Культуре» посредством «чисто пластического произведения искусства», через создание равновесия между «универсальным и индивидуальным».
Дусбург явился идейным вдохновителем группы «Стиль», разработчиком концепции и пропаганды рационализма, защищал геометрическую и скульптурную архитектуру в противовес картинному ее восприятию. Рациональное направление группы «Стиль» представляло оппозицию картинным эффектам экспрессионизма архитектурной школы Амстердама.
Одной из основных тем Дусбурга были вопросы жилья, в решении которых руководствовался принци-пом главенства организации внутреннего пространства над общей пластикой. По его мнению, каждый отдельный элемент, будучи проекцией чисто пространственной, должен быть открытым со всех точек «как кристалл, растворенный в универсальном пространстве».
Смерть Дусбурга в 1931 г. ознаменовала конец группы «Стиль». Несмотря на кратковременность существования группы и преимущественно теоретическую ее ориентацию, творчество архитектора до сих пор продолжает влиять на мировую архитектуру и занимает в ней значительное место. Концепции пространства, основанные на выходе из двухмерности плоскости картины и добавлении третьего измерения, будучи в органической связи с архитектурой, которые выделил и определил ван Дусбург, остаются живыми, состоятельными и сегодня.
Композиция IX. 1917
Композиция X. 1918
Композиция XI. 1918
Обратная композиция V. 1924
Арифметическая композиция. 1930
по материалам http://artenclave.ru
Тео ван Дусбург — no-regime.
com Тео ван Дусбург, около 1915 г.Ван Дусбург создавал картины с геометрической структурой и был одним из основоположников абстрактной живописи . В 1917 году он был соучредителем ассоциации художников Де Стидж . Позже он на короткое время присоединился к дадаизму .
жизнь и работа
Девушка с лютиком (1914) Дадаматине, Гаага, 1923 год. Ритм русского танца, 1918 г. Contra-Composition XIII, 1925/26 г.Ван Дусбург ввел термин конкретное искусство и основал движение художников Де Стиджа вместе с Питом Мондрианом, Жоржем Вантонгерлоо, Робертом ван ‘т Хоффом, Дж. Дж. П. Удом, Яном Уилсом, Барт ван дер Леком и другими в 1917 году .
Ван Дусбург изначально хотел стать актером, но изучал живопись с 1899 года.
Впервые выставился в 1908 году. Как и Мондриан, он создавал геометрически плоские картины. Он познакомился с Вальтером Гропиусом и Бруно Таутом и с 1921 по 1922 год преподавал частные курсы архитектурного дизайна в Веймарском Баухаусе . Гропиус отказался от постоянной должности мастера, но Дусбург оказал влияние на других учителей Баухауза.В 1922 году он представил дадаизм в Нидерландах и опубликовал под псевдонимом И.К. Бонсет дадаистский журнал Mecano . 10 января 1923 года он инициировал «кампанию дадаизма» в Нидерландах с первого вечера дадаизма в Гааге . Последний вечер Дада состоялся 13 апреля в Драхтене, Фризия . В том же 1923 году действия дадаизма окончательно прекратились.
В 1927/28 он разработал внутреннее убранство для Aubette кафе и танцевальный зал на Kléberplatz в Страсбурге с Софи Той- бер-Арп и ее муж Ханс Арп, как произведение искусства следующего движения De Stijl. Он был разрушен в конце 1930-х годов, потому что не пришелся по вкусу публике, и был восстановлен с 1989 по 1994 год.
В 1931 году он был в Париже вместе с Антуаном Певснером, Наумом Габо, Огюстом Эрбином и Жоржем Вантонгерлоо, одним из основателей ассоциации художников Abstraction-Création в Париже, которую в 1946 году сменил Salon des Réalités Nouvelles . В 1947 ретроспектива его работ состоялась в Пегги Гуггенхайм искусство этого века галерее в Нью — Йорке .
В 1955 году его работы были посмертно представлены на Documenta 1 в Касселе .
Выставки
- 1908 год в Гааге.
- 1923 Выставка архитектурных моделей ван Дусбурга и ван Эстерен в «Galerie de l’Effort», Париж.
- Ретроспектива 1947 года (посмертно), Искусство этого века, Нью-Йорк.
- 1955 (посмертно) Документа 1, Кассель.
- 1968 (посмертно) Тео ван Дусбург 1883–1931, Музей Стеделика ван Аббе.
- 1976 г. (посмертно) Малевич Мондриану и их кругам. Из коллекции взломов Wilhelm Cologne / Ludwigshafen am Rhein. Кельнское художественное объединение.
Работы (подборка)
архитектура
- 1918 с JJP Oud : дом для отпуска «De Vonk», Нордвейкерхаут
- 1923 с Корнелисом ван Эстереном : Huis van Zessen, Alblasserdam
- 1927/28 с Хансом Арпом и Софи Таубер-Арп: «Синебаль» дер Обетт, Страсбург (разрушен, реконструирован)
- 1930 Дом архитектора, Медон-Валь-Флери
картина
- 1914 Девушка с лютиками
- 1918 ритм русского танца
- 1925/26 Contra-Composition XIII
литература
- Джо-Энн Данцкер: Тео ван Дусбург. Художник, архитектор . Prestel Verlag, Мюнхен 2000, ISBN 3-7913-2404-7 .
- Маттиас Ноэлл: В лаборатории современности. Дом-студия Тео ван Дусбурга в Медоне . GTA Verlag Zürich 2010, ISBN 978-3-85676-246-9 .
- Нина Гюлихер, Райнхард Шпилер (ред.): Hackteile # 3. Тео ван Дусбург. Состав . Wienand Verlag, Кельн, 2012. ISBN 978-3-86832-098-5 .
веб ссылки
Индивидуальные доказательства
- ↑ tu-dresden.de: Баухаус
Геометрическая абстракция: картины художников галереи SMART
Глядя на работы Пита Мондриана или Тео ван Дусбурга, вы можете спросить себя, в чем суть? Ведь то, что вы видите, – это три цвета, ровно нанесенные на поверхность холста и четкие геометрические линии. Куратор галереи SMART Мария Горбунова расскажет вам об истоках геометрической абстракции и поделится своей подборкой художников.
Пит Мондриан, «Композиция с красным, синим и желтым»
Абстрактные геометрические картины
В начале 20 века художники П.
Мондриан и Т. Дусбург входили в группу «Стиль». Общая философская идея данного сообщества основывалась на организованной системе и вселенском порядке. Художники стремились к чистой абстракции и отказу от фигуративности. Отметим, что данный прием активно использовался и в архитектуре.Тео ван Дусбург был не только художником и скульптором, но и архитектором. В его работах также прослеживаются характерные приемы для геометрической абстракции: использование ограниченной цветовой палитры, прямые линии (горизонталь-вертикаль), ограничение цветовой палитры (черный, белый, серый). Картины этого художника оказали значительное влияние на современную архитектуру.
Тео ван Дусбург, Composition XIII, 1918
Поиск гармонии в простоте – главная идея голландского художника Пита Мондриана, который является основателем стиля неопластицизм. Мондриан использовал основные цвета (синий, красный и желтый), которые являются базовыми в системе цветового круга.
Итак, теперь мы можем рассмотреть работы современных авторов, которые используют язык геометрии, как основной в своем творчестве.
Геометрический абстракционизм: картины галереи SMART
В нашей галерее также представлены художники, которым близка философия геометрического абстракционизма и минимализма, но важно отметить, что зачастую сам автор работает на стыке различных течений, и в полной мере его отнести к какому-либо стилевому направлению невозможно, да и не нужно.
Картины Алексея Сперанского
Алексей Сперанский, «Утренний магнетизм»
Что говорит сам художник о своем подходе?
«Главное в моих вещах — это поверхность. Я делаю плоские, простые формы, но с разной фактурой, порой сильной, пастозной, и достигаю её различными способами. Практически, она у меня не повторяется. Как бы играю с этими фактурами и поверхностями, и в результате плоские формы становятся объёмными, выпуклыми.
В полном смысле геометрической абстракцией это назвать нельзя, потому что линии у меня не слишком ровные. Тем самым я пытаюсь подчеркнуть жизненность этих линий. Прямая линия совершенна и, тем самым, мертва, как прекрасная и идеальная статуя. А кривая, наоборот, несовершенна, но человечна, жива» (Алексей Сперанский).
Алексей Сперанский, «Феллини»
Картина «Феллини» представляет собой коллаж фактур разных цветов. Вертикальная серая (с красными вкраплениями) полоса, на которой строится композиция, поверх нее – четкий ритм из восьми квадратных модулей. И если серая полоса, возможно, символизирует рутину, то квадраты — маленькие окна в реальность.
Рутина сочетается с воображаемой жизнью, и поначалу мы не понимаем, где начинается и заканчивается вымысел.
Картины Софьи Пятницкой
Пятницкая Софья, «Untitled»
Черно-белые структуры лепят пространство, в котором рождаются сюжеты, пронизанные переживанием действительности. Главное действующее лицо в мире художницы — это человек. В динамичных изображениях считываются знакомые нам слои реальности. В работах художницы есть недосказанность, вызывающая у зрителя смутное ощущение узнавания. Выбор монохромной тональности произведений обуславливается стремлением художницы к лаконизму и ясности:
«Чистый белый для меня — это свет, порядок, ясность, спокойствие, чистота» (Софья Пятницкая).
Картины Дарии Афанасьевой
Дария Афанасьева, «Black Square Abstract»
Необычность этой работы заключается в том, что она имеет два слоя. В поисках идеальной формы и формулы художники могут многократно переписывать слой за слоем. Поиск может идти до тех пор, пока автор не решит, что работа закончена.
Так случилось и с этой картиной. Первый слой не устроил автора (художница хотела полностью записать его и написать «не Малевич»), но тем не менее, этот слой лег в основу второго. В процессе работа достраивалась и ушла в минималистичный геометрический абстракционизм.
Дария Афанасьева, «Pure abstraction №14»
Геометрическая абстракция всегда задает четкость, ритмичность и упорядоченность. Поэтому такие картины откликнутся у тех людей, которые склонны к порядку, планированию и точности.
группа De Stijl — Look At Me
В рубрике «Икона эпохи» мы рассказываем о художниках, режиссёрах, музыкантах и других представителях творческих профессий, которым удалось создать узнаваемый стиль и повлиять на современную культуру. На этой неделе речь пойдёт о голландской авангардной группе De Stijl, в которую входил художник Пит Мондриан, создатель знаменитого «красно-синего стула» Геррит Ритвельд и художник и теоретик искусства Тео ван Дусбург. Look At Me разобрался, что объединяло этих авторов и как их идеи повлияли на архитектуру модернизма, абстрактную живопись, моду и даже музыку.
De Stijl
Стиль
1917, Амстердам
группа художников, архитекторов и дизайнеров
Участники
Тео ван Дусбург, Пит Мондриан, Геррит Ритвельд,
Вилмош Хусар, Якобс Йоханнес Ауд, Барт ван дер Лек,
Роберт ван Хофф и другие
Появление группы
и неопластицизм
Во время Первой мировой войны границы Нидерландов были закрыты, и многие художники, которые собирались переехать в Париж, остались в Амстердаме. Среди них был Пит Мондриан, который вернулся из Парижа в родную страну в 1914 году из-за болезни отца и хотел затем уехать обратно во Францию, где в то время работали Жорж Брак и Пабло Пикассо. Мондриан остался в Амстердаме, где в 1915 году познакомился с художником Тео ван Дусбургом, а также с ещё несколькими художниками, архитекторами и писателями. Все они искали новый язык в живописи и архитектуре и симпатизировали идеям Пикассо и Брака, которые создали новое направление в абстрактной живописи — кубизм.
Тео ван Дусбург Composition I, 1916 г.
Пит Мондриан
Composition with Gray and Light Brown, 1918 г.
В 1917 году ван Дусбург предложил своим товарищам пожертвовать индивидуальными амбициями и создать сообщество художников. Он считал, что всех художников из его окружения объединяет то, что они занимаются «пластическими искусствами». Работая вместе, эти авторы, по задумке ван Дусбурга, должны сформулировать общие принципы, объединяющие все искусства, или, другими словами, универсальный «стиль». Так появилась группа De Stijl, что означает «стиль» в переводе с голландского.
Одновременно с появлением группы начал выпускаться и одноимённый журнал, в котором публиковались теоретические работы участников De Stijl. Название для нового взгляда на искусство, которое пропагандировала группа, придумал Пит Мондриан — он назвал новое направление нефигуративного искусства неопластицизмом. Ван Дусбург и Мондриан призывали к созданию универсального изобразительного языка, «словарь» которого состоял из нескольких элементов: прямоугольников, квадратов и линий. Всем цветам последователи неопластицизма предпочитали основные цвета спектра (красный, синий и желтый), а также чёрный и белый.
Журнал De Stijl, 1917 г.
Дизайн и архитектура
Ван Дусбург хотел преобразовать не только живопись, но и архитектуру, и дизайн. В 1916 году он познакомился с архитектором Якобсом Йоханнесом Аудом и сразу начал сотрудничество: ван Дусбург придумал витраж для дома, который строил Ауд. Несколько лет спустя ван Дусбург создал витражи и для целого роттердамского жилого района, который был построен по проекту Ауда.
«Красно-синий» Геррита Ритвельда, 1917 г.
Хотя формально дизайнер и архитектор Геррит Ритвельд присоединился к группе лишь в 1918 году, за год до этого он создал свой знаменитый «красно-синий стул», соблюдая все принципы De Stijl. Его дизайн-объект состоял из прямоугольных деревянных деталей, покрашенных в «открытые» цвета: красный, синий и жёлтый. Как и на картинах Мондриана, цветные прямоугольники Ритвельд чередовал с чёрными «линиями» — перилами и ножками. Хотя Ритвельд смастерил свой стул самостоятельно, он рассчитывал, что его мебель будет выпускаться на фабриках — ван Дусбург выступал именно за индустриальное производство.
Rietveld Schröderhuis Геррита Ритвельда, 1924 г.
Ауд и ван Дусбург поссорились в 1921 году. Когда последний создал витражи для новой очереди застройки в Роттердаме, Ауд отказался использовать их, сказав, что они противоречат его задумке. Однако Ритвельд продолжал следовать принципам De Stijl: в 1924 году в Утрехте был построен Rietveld Schröderhuis — простой и функциональный дом, который считается образцовым воплощением неопластицизма в архитектуре. Ван Дусбург тоже продолжал заниматься дизайном. В 1926-1928 гг. вместе с художником Хансом Арпом и его женой Софией Тобер он придумал интерьер Café Aubette в Страсбурге. Стены кафе украшали абстрактные работы ван Дусбурга, и в помещение можно было танцевать и смотреть кино — кафе было прототипом современных ночных клубов.
De Stijl и «Баухаус»
В 1921 году ван Дусбург поселился в Веймаре, где за два года до этого открылась экспериментальная школа «Баухаус», в которой преподавал Василий Кандинский и Поль Клее. Ван Дусбург тоже хотел преподавать в прогрессивном учебном заведении, чтобы распространить идеи De Stijl. Он устраивал ужины для преподавателей «Баухаус», но так и не получил желаемой должности. Тогда ван Дусбург организовал независимые курсы для студентов школы. На занятиях он критиковал принципы «Баухауса» и выступал за объективность, использование новых технологий и создание дизайн-объектов для массового производства.
Несмотря на то что курсы ван Дусбурга осуждались преподавателями «Баухауса» и скоро прекратили своё существование, они оказали большое влияние на некоторых студентов веймарской школы. Несколько молодых людей, среди которых был Марсель Брейер, знаменитый изобретатель стула из гнутых трубок, основали группу KURI. Главные принципы группа позаимствовала у De Stijl: они также использовали открытые цвета и ограничили свой «визуальный словарь» прямоугольниками и линиями.
Стул Марселя Бройера, 1927-1928 гг.
В 1923 году ван Дусбург поселился в Париже, где много общался с все-таки покинувшим Нидерланды Мондрианом. Они решили отказаться от неопластицизма и ввели новое понятие «элементаризм», которое тоже было основано на необходимости создания «универсального языка» и являлось лишь развитием неопластицизма. Однако Мондриану и ван Дусбургу было трудно найти общий язык из-за эксцентричности последнего. В Европе набирал популярность сюрреализм, а ван Дусбург создавал всё новые теории, тогда как многие участники группы не хотели ассоциировать своё творчество с этими новыми идеями. После смерти ван Дусбурга в 1931 году группа прекратила своё существование.
Таймлайн: De Stijl
1915
Тео ван Дусбург знакомится с Питом Мондрианом в амстердамском Stedelijk Museum — всего за 6 лет до этого музей начал собирать коллекцию современного искусства, в которую вошли работы Брака, Кандинского и Шагала. Также в это время ван Дусбург знакомится с некоторыми другими художниками.
1917
Тео ван Дусбург, Пит Мондриан, Барт ван дер Лек и другие художники и архитекторы основывают группу De Stijl и начинают издавать одноимённый журнал
1917
Геррит Ритвельд создает красно-синий стул
1917-18
В 12 частях выходит работа Мондриана The New Plastic in Painting
1918
К группе присоединяется молодой архитектор Геррит Ритвельд
1918
Ван дер Лек покидает группу из-за противоречий
1919
Ван Дусбург придумывает гарнитуру Architype Van Doesburg
1920
Выходит книга Пита Мондриана «Le Neo-Plasticism»
1924
Пит Мондриан покидает De Stijl из-за разногласий с Тео ван Дусбургом
1924
В Утрехте заканчивается строительство дома Rietveld Schröderhuis, проект которого соответствует принципам De Stijl.
1925
Тео ван Дусбург разрабатывает теорию элементаризма
1928
Ван Дусбург создаёт проект кафе Café Aubette в Страсбурге, первое многофункциональное кафе — в нём можно было танцевать и смотреть кино.
1931
Умирает Тео ван Дусбург, группа прекращает свое существование
Влияние De Stijl
Мис ван дер Роэ
Работы Тео ван Дусбурга очень повлияли на Миса ван дер Роэ. Например, планы спроектированного им в 1923 году загородного дома напоминают абстрактные картины ван Дусбурга. Ван дер Роэ оставался верен принципам, выдвинутым De Stijl, на протяжении всей своей карьеры: он называл De Stijl и конструктивизм наиболее вдохновляющими для него течениями.
Американский абстракционизм
Мондриан всегда мечтал жить в США. Переехав в Нью-Йорк в 1940 году, он начал общаться с членами объединения American Abstract Artists. Один из основателей AAA, Гарри Хольцман, стал преданным последователем Мондриана. Также Мондриан повлиял на Барнетта Ньюмэна, Марка Ротко и Эда Рейнхардта.
Барнетт Ньюмэн
Мода
Для осенней коллекции 1965 года Ив Сен-Лоран создал несколько мини-платьев из разноцветного шерстяного джерси, рисунок на которых был сделан по мотивам картин Мондриана. Это сделало последнего самым популярным участником De Stijl, несмотря на то, что лидером группы был Тео ван Дусбург. С тех пор Мондриан остаётся одним из самых «цитируемых» модными дизайнерами. Яркая «сетка» с его картин использовалась не только как принт на одежде — в 2008 году компания Nike выпустила кроссовки с красно-жёлто-синим узором и чёрными полосами.
Альбом The White Stripes «De Stijl»
Во время гастролей по Нидерландам солист The White Stripes Джек Уайт посетил Rietveld Schröderhuis. Вдохновившись деятельностью De Stijl и творчеством Ритвельда, Уайт решил посвятить голландским модернистам альбом 2000-го года — De Stijl. На его обложке Джек и Мэг Уайт стоят на фоне композиции из красных и белых прямоугольников и чёрных линий — это напоминает картины Мондриана и мебель Ритвельда.
Что можно найти в продаже
Народ.Ру: Новая страница
Народ.Ру: Новая страницана главную
Антон Успенский
Дом конструктивизма в Цюрихе
(отредактированный вариант статьи опубликован в «ДИ» № 2, 2011)
(фото Антон Успенский)
Дом конструктивизма (Haus Konstruktiv) – швейцарский Фонд конструктивного и конкретного искусства, основанный частными лицами в 1986-ом году. С недавних пор фонд располагается в новом помещении недалеко от центральной улицы Цюриха в реконструированном здании бывшей электростанции. Лаконичный «сухой» фасад лофта, серые бетонные плоскости, динамика сохраненных металлических скрепов в интерьере, лабораторно-яркое освещение – все это не только идеальное пространство для тематической экспозиции, но и архитектурный образ, на равных располагающийся на территории «конкретного искусства».
Фонд, как прописано в его девизе, продвигает «конструктивное, конкретное и концептуальное искусство и дизайн» и в этом году ему отмечают 25 лет, но свою историю швейцарское «конкретно-конструктивное» ведет с 1936 года*. Тогда в Цюрихе состоялась выставка «Актуальные вопросы в швейцарской живописи и пластике» с участием молодых художников Макса Билла (выпускника Баухауза), Рихарда Пауля Лохзе, Камиллы Грезэр, Верены Лёвенсберг, Фрица Гларнера и других (Max Bill, Richard Paul Lohse, Camille Graeser, Verena Loewensberg, Fritz Glarner). Через год появляется «Альянс» – объединение современных швейцарских художников. Специфика политической жизни Швейцарии сказалась в данном случае в том, что ее художественная жизнь практически не изменилась в период Второй мировой войны. В эти годы швейцарцами создавались хрестоматийные живописные произведения геометрической абстракции, а «Альянс» проводил выставки в Цюрихе и Базеле, причем в последнем на выставку «Конкретное искусство» в художественной галерее были также приглашены участвовать неизвестные, но перспективные молодые художники.
В послевоенные годы лидер объединения Макс Билл (1908–1994) развил обширную разностороннюю деятельность: получил первый приз на Бразильском биеналле в Сан-Пауло (1951), стал первым ректором открытого Ульмского университета и в 1960-ом курировал цюрихскую выставку «Конкретное искусство: 50 лет развития». Это было время, когда «конкретное искусство» в Швейцарии оказалось на пике художественной борьбы: авангардной были объявлена «горячая» жестикуляционная абстракция – информель и американский абстрактный экспрессионизм, художественная общественность и местные критики выказывали свое расположение умеренной «парижской школе». Билл сумел проявить себя как искусный стратег, объединив в международную коалицию: цюрихское «конкретное искусство», бразильский конструктивизм, американскую «живопись жестких контуров» (Hard-Edge Painting), минимализм, французскую «Группу исследования визуального искусства» (Groupe de Recherche d`Art Visuel) и показав всех совместно с такими молодыми швейцарцами, как Андреас Кристен, Жан Байер и Карл Герстнер (Andreas Christen, Jean Baier, Karl Gerstner). Именно с 1960-го года «конкретные формы» и «конкретное оформление» обретают программность и вдохновляют эстетику повседневного, появляются понятия «швейцарская графика», «швейцарская типографика» и «швейцарская форма», ставшие для многих тогда каноническими и культовыми.
Основание швейцарского фонда конструктивного и конкретного искусства, по мнению его основателей, означает завершение исторического периода и начало нового этапа возрастания интереса к этому направлению искусства. Инициаторы фонда Готтфрид Хонеггер, Джек Васер, Бригитта Васер-Риффэль (Gottfried Honegger, Jack Waser, Brigitte Waser-Ryffel) основали учреждение, которое: «… имеет целью, согласуясь с общемировой культурной миссией, оказывать общественно-полезное содействие конструктивному, конкретному и концептуальному искусству и дизайну». Фонд прошел свой путь с неизбежными амплитудными колебаниями, от серьезных достижений до нешуточных кризисов, от смены учредителей и конфликта с идеологами до весомых финансовых вливаний, приобретения и реконструкции сегодняшнего здания. Среди значимых моментов в истории Дома конструктивизма были: ретроспективные выставки практически всех упомянутых выше швейцарских художников этого направления; интегрирование нескольких десятков произведений в постоянную экспозицию, в том числе из частных собраний; инсталлирование в постоянную экспозицию знаменитого минималистского интерьера, выполненного в мондриановском ключе – столовой Рокфеллера в его нью-йоркской квартире (Rockefeller Dining Rooms), выполненной в 1963-64 годах Фрицом Гларнером и выкупленной Фондом в 1980-е; открытие в 2010-ом юбилейной выставки к столетию развития конструктивного, конкретного и концептуального искусства и празднование в 2011-ом двадцатипятилетия со дня основания Фонда.
(фото Антон Успенский)
Последний крупный выставочный проект Дома конструктивизма «Всё конкретное» (ganz konkret) проходил здесь с 27 августа 2010 по 30 января 2011 и был, ввиду своей объемности, разбит на две части. История конструктивного, конкретного и концептуального искусства была показана более чем в столетнем своем развитии на двух последовательных выставках, где демонстрировались около 400 произведений. Экспозиция строилась на ясно заявленном образовательном принципе: в хронологической последовательности на стенах были даны этапы ХХ века, с указанием главнейших событий, имен, произведений, где возможно, проиллюстрированные оригиналами работ. Охват имен отличался завидной широтой: Джакометти, Брак, Балла, Кандинский, Делонэ, Дюшамп, Малевич, Тео ван Дусбург, Мондриан, Гроппиус, Вантонгерлоо, Арп, Раушенберг, Клее, Уорхол, Польке, Бойс, Рихтер, Вазарелли… Конечно же, были упомянуты группы и объединения Мост, Де Стайл, Баухауз, Дада, Зеро. Приведенные имена дают представление о том, что доказательная база собиралась и «от противного», отталкиваясь от идейных оппонентов «конкретного» и упоминая важнейшие вехи истории искусств в целом – от пейзажа Сезанна до манифеста Бретона. Как сообщили в сопроводительных материалах устроители, они показывают разносторонние презентации «конкретного искусства», в основе которого заложена ясность и осмысленность. Взгляд на важнейшие этапы приглашает зрителей к путешествию во времени по художественной истории, с начала ХХ века и до сегодняшнего дня, в котором для этого искусства видятся «новые аспекты, новые ракурсы, новые медийные и технические возможности». Из новейших фактов, упомянутых в демократичной музейной книжечке «Учебные материалы для выставки «Всё конкретное» (с подробными текстами и черно-белыми иллюстрациями, выпущенной для раздачи интересантам), приведу один. Организаторы настаивают на актуальности своего направления, сообщая свежие новости: в 2005-ом в городке Вальденбух (Баден-Вюртемберг, Германия) на основе обширного частного собрания появился Музей Риттер (несложно догадаться, о какой всемирно известной марке и ее владельцах идет речь). Тема собрания – квадрат в новейшем и современном искусстве, уже собрано более 700 произведений: живопись, графика, объекты, скульптуры, в чьей художественной концепции квадрат был исходным пунктом или целью. «История пишется далее…» – так выглядит последняя фраза музейного буклета.
(фото Антон Успенский)
Четыре этажа прекрасной, меняющейся экспозиции, под крышей –библиотека профильной литературы и периодики, на первом этаже – киоски книг и сувениров, бесплатные буклеты желающим узнать о Фонде в целом и текущей выставке в частности, – все это вроде бы стало повсеместным и само собой разумеющимся европейским хорошим тоном. Однако понятно, что такие институции не просто фиксируют, систематизируют, углубляют историю искусств и занимаются ее популяризацией, они, не останавливаясь, продолжают работать над летописью своего заявленного направления, не смущаясь насыщать ее именами местных художников, и тем самым резервируя им место во всеобщей истории. Остается только подтвердить особую швейцарскую, какую-то эталонную идентичность формы и содержания – настолько здесь всё конструктивно, конкретно и концептуально.
*Определение «конкретного искусства» дал лидер этого движения немецкий художник и теоретик искусства Тео ван Дусбург в манифесте «Фундамент конкретного искусства», напечатанном в апрельском номере журнала Art Concret за 1930 год: «Мы заявляем: 1. Искусство универсально. 2. Прежде чем возникнуть, произведение искусства должно быть полностью продумано и оформлено в голове. В нем не должно быть ничего кажущегося естественным, чувственным или сентиментальным. Мы хотим совершенно исключить лиризм, драматизм, символизм и тому подобное. 3. Картина должна быть создана исключительно из пластических элементов, а именно – из плоскостей и тонов. У изобразительных элементов, а следовательно, и у картины, нет иного значения, кроме того, чем они являются сами по себе. 4. Построение картины, так же как и ее элементов, должно быть простым и доступным визуальной проверке. 5. Техника должна быть механистичной, то есть точной, антиимпрессионистичной. 6. Требуется абсолютная ясность» – цит. по: Эми Демпси / Стили, школы, направления. Путеводитель по современному искусству // М.: Искусство-XXI век. 2008. С. 159.на главную
Художники по художественному направлению: Concrete Art (Конкретизм)
Художественное движение
Конкретное искусство — это художественное движение с сильным акцентом на абстракцию. Художник Тео ван Дусбург, тесно связанный с художественным движением Де Стиль, ввел термин «конкретное искусство», поскольку в 1930 году он основал группу Art Concret и сформулировал ее особенности в манифесте под названием «Основа конкретного искусства», подписанном четырьмя авторами. другие артисты группы, в том числе Отто Г.Карлсунд, Жан Элион и Леон Тутунджан. В манифесте объяснялось, что результирующее искусство не должно быть референциальным, поскольку его компоненты не должны ссылаться или намекать на сущности, обычно встречающиеся в естественном, видимом мире. Это отличие от абстракции в целом. В более общем смысле «абстрактное искусство» может включать и часто включает «абстракцию форм в природе». Но «конкретное искусство» должно было исходить «непосредственно из ума» и, следовательно, быть более «мозговым», чем абстрактное искусство вообще.Конкретное искусство часто состоит из основных визуальных элементов, таких как плоскости, цвета и формы. «Чувство» обычно отсутствует в конкретном искусстве. «Руку» художника может быть трудно обнаружить в готовых произведениях конкретного искусства; в некоторых случаях может показаться, что конкретное искусство создано машиной. Конкретное искусство часто имеет основную визуальную ссылку на геометрию, тогда как более общее абстрактное искусство может найти свою основу в компонентах мира природы. Формулировка описания конкретного искусства может включать в себя значительную опору на формальные качества произведения искусства.В манифесте Тео Ван Дусбурга говорилось, что искусство «ничего не должно получать ни от формальных свойств природы, ни от чувственности или сентиментальности. Мы хотим исключить лиризм, драматизм, символизм и т. Д.…». В конкретном искусстве отправной точкой может служить математическое уравнение. Конкретное искусство может включать живопись и скульптуру.
Термин был популяризирован художником Йозефом Альберсом, а художник Макс Билл далее продвигал идеи, связанные с конкретным искусством, организовав первую международную выставку в 1944 году. Движение зародилось в Северной Италии и Франции в 1940-х и 1950-х годах благодаря работе групп Movimento d’arte concreta (MAC) и Espace. В 1960 году Макс Билл организовал в Цюрихе большую выставку Concrete Art, иллюстрирующую 50 лет его развития.
Конкретное искусство, оптическое искусство, кинетическое искусство и программное искусство объединяют группы по всему миру, объединенные схожими интересами.
Это часть статьи в Википедии, используемой в рамках Creative Commons Attribution-Sharealike 3.0 Неперенесенная лицензия (CC-BY-SA). Полный текст статьи здесь →
Википедия: https://en.wikipedia.org/wiki/Concrete_artХудожники по направлениям: Абстракционизм
Художественное движение
Абстрактное искусство использует визуальный язык формы, формы, цвета и линии для создания композиции, которая может существовать в определенной степени независимо от визуальных ориентиров в мире. Западное искусство с эпохи Возрождения до середины XIX века опиралось на логику перспективы и попытку воспроизвести иллюзию видимой реальности. Искусство культур, отличных от европейских, стало доступным и показало художнику альтернативные способы описания визуального опыта. К концу 19 века многие художники почувствовали потребность создать новый вид искусства, который бы охватывал фундаментальные изменения, происходящие в технике, науке и философии.Источники, из которых отдельные художники черпали свои теоретические аргументы, были разнообразны и отражали социальные и интеллектуальные интересы во всех областях западной культуры того времени.
Абстрактное искусство, нефигуративное искусство, необъективное искусство и нерепрезентативное искусство — это слабо связанные термины. Они похожи, но, возможно, не идентичны по смыслу.
Абстракция указывает на уход от реальности в изображении образов в искусстве. Это отклонение от точного представления может быть незначительным, частичным или полным. Абстракция существует вдоль континуума. Даже искусство, стремящееся к правдоподобию в высшей степени, можно назвать абстрактным, по крайней мере теоретически, поскольку совершенное изображение, вероятно, будет чрезвычайно трудноуловимым. Произведения искусства, допускающие вольности, изменяющие, например, цвет и форму заметным образом, можно назвать частично абстрактными. Тотальная абстракция не несет в себе никаких следов какой-либо ссылки на что-либо узнаваемое. Например, в геометрической абстракции вряд ли можно найти ссылки на натуралистические объекты.Фигуративное искусство и тотальная абстракция почти исключают друг друга. Но фигуративное и изобразительное (или реалистическое) искусство часто содержит частичную абстракцию.
И геометрическая абстракция, и лирическая абстракция часто совершенно абстрактны. Среди очень многочисленных художественных течений, воплощающих частичную абстракцию, можно назвать, например, фовизм, в котором цвет явно и преднамеренно изменяется по отношению к реальности, и кубизм, вопиющим образом изменяющий формы изображаемых реальных существ.
Большая часть искусства более ранних культур — знаки и знаки на керамике, ткани, надписи и рисунки на скалах — использовали простые геометрические и линейные формы, которые могли иметь символическое или декоративное назначение. Именно на этом уровне визуального значения общается абстрактное искусство. Можно наслаждаться красотой китайской каллиграфии или исламской каллиграфии, не умея ее читать.
В китайской живописи абстракцию можно проследить до художника династии Тан Ван Мо (王墨), который, как считается, изобрел стиль рисования тушью.Хотя ни одна из его картин не сохранилась, этот стиль ясно виден в некоторых картинах династии Сун. Чаньский буддийский художник Лян Кай (梁楷, ок. 1140–1210) применил этот стиль к рисованию фигур в своем «Бессмертном в брызгах чернил», в котором точное изображение приносится в жертву, чтобы усилить спонтанность, связанную с нерациональным умом. просвещенный. Покойный художник Сун по имени Юй Цзянь, адепт буддизма Тяньтай, создал серию пейзажей с брызгами чернил, которые в конечном итоге вдохновили многих японских художников дзен. На его картинах изображены сильно туманные горы, в которых формы объектов едва видны и предельно упрощены. Этот тип живописи продолжил Сэссю Тойо в последние годы своей жизни.
Это часть статьи Википедии, используемой в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-Sharealike 3.0 Unported License (CC-BY-SA). Полный текст статьи здесь →
Википедия: https://en.wikipedia.org/wiki/Abstract_artТео ван Дусбург Живопись, биография, идеи
Резюме Тео ван Дусбург
Тео ван Дусбург был одним из основателей и ведущих теоретиков стиля Де Стейл вместе с Питом Мондрианом, который зародился в Нидерландах и превратился в одну из крупнейших международных -военные движения. Он выступал за упрощенную, геометрическую и редуктивную эстетику в изобразительном искусстве и утверждал, что живопись, дизайн и архитектура должны быть полностью интегрированы.Ван Дусбург создал множество абстрактных картин и спроектировал здания, украшения комнат, витражи, мебель и предметы домашнего обихода, которые олицетворяли эстетические теории Де Стейла и его личные идеи. Он написал множество эссе и трактатов о геометрической абстракции и De Stijl, издавал журналы и организовал множество выставок работ художников De Stijl и связанных с ними движений.
Достижения
- Личная версия Ван Дусбурга Де Стейла называлась Элементаризм, в котором подчеркивались тонкие сдвиги в тонах, наклон квадратов и прямоугольников под углами относительно плоскости изображения, а также разрешалось окрашивать прямые горизонтальные и вертикальные линии различной длины. , и отсоединены друг от друга.
- Ван Дусбург хотел придать Де Стейлу больше разнообразия, движения и энергии, чем в личной версии движения Пита Мондриана, которая называлась неопластицизмом. Это небольшое, но решающее различие в его мышлении привело к расколу Ван Дусбурга и Мондриана в 1924 году.
- Ван Дусбург считал, что искусство должно быть захватывающим, пространственным и экологическим опытом. Это привело его к созданию архитектурных проектов, витражей, предметов интерьера, мебели и других функциональных предметов повседневного обихода, которые были тщательно связаны друг с другом и должны были быть установлены вместе для целостного опыта.Многие из них никогда не были построены или изготовлены.
- Ван Дусбург чувствовал, что уникальной ценностью абстракции является ее способность достигать социального порядка и всеобщей гармонии с ее точной, упорядоченной геометрией и яркими контрастными цветами. Он также чувствовал, что его редуктивный метод возвышает духовно и нравственно. Его серия Dancers демонстрирует как его абстракцию, так и духовное вдохновение, которое он нашел в ней.
Биография Тео ван Дусбург
Тео ван Дусбург родился в Утрехте, Нидерланды, в семье Вильгельма Куппера и Генриетты Катерины Маргадант. Первоначально названный Кристианом Эмилем Мари Куппер, он считал своего отчима, Теодора Дусбурга, своим настоящим отцом, и в конце концов взял имя отчима, когда начал свою карьеру художника. Ван Дусбург служил в голландской армии и во время Первой мировой войны (с 1914 по 1916 год) находился недалеко от Тилбурга. Он был женат четыре раза; первые три брака закончились разводом, а четвертый продлился до его смерти.
Тео ван Дусбург | МоМА
ИдеелАрт | Интернет-галерист
- вход
- Регистрация
£ GBP
см
- Artworks
- артистов
- Magazine контакт
- 2
- Artworks
- артистов
- Magazine
7 контакт
- 0
7 Ваша корзина пуста
£ GBP
см
- Artworks
- артистов
- Magazine
- контакт
- Счет
- пожеланий
- валюта (£ GBP)
- мера (см)
- 2 Back
- вход
- Регистрация
- Назад
- Назад
- см
- дюйма
Переключение навигации
- 0
Доля этой статьи:
Тео ван Дусбург: Забытый художник авангарда | Art
Все знают Пита Мондриана, так почему же почти никто не знает столь же голландца, столь же абстрактного Тео ван Дусбурга, героя предстоящей выставки в Тейт Модерн? Почему Мондриан — знаменитость, а Ван Дусбург — всего лишь примечание к искусству 20-го века, имя, которое постоянно всплывает, но никогда не выходит на первый план? Это не могут быть картины, потому что, если быть честным, вы должны признать, что двое мужчин — почти прямые современники (Ван Дусбург был моложе на восемь лет) и какое-то время близкие друзья — делали практически одно и то же в красках. , хотя я полагаю, что в таких загадочных вопросах важна крошечная деталь: по мнению некоторых комментаторов, смелого введения Ван Дусбургом диагонали в его работу было достаточно, чтобы вызвать раскол между двумя людьми.Мы живем во времена, когда художник должен был разлить свою бабушку по бутылкам с мочой, прежде чем кто-то был бы слегка шокирован, поэтому приятно знать, что в 1920-х годах спора об использовании диагональных линий было достаточно, чтобы разорвать отношения.
Предположительно, еще одной причиной большей известности Мондриана являются маленькие платья, созданные Ивом Сен-Лораном в 60-х годах, которые возвысили голландскую художницу-затворницу до статуса иконы дизайна. Но, возможно, главная причина в том, что Мондриан остался при своем мнении.Оба художника развились из голландской образной традиции в полную абстракцию в одно и то же время, но если Мондриан оставался со своей мрачной геометрической живописью на протяжении всей своей жизни, то у Ван Дусбурга были другие идеи, десятки из них. Ты протягиваешь руку, чтобы схватить Мондриана, и что у тебя есть? Художник-абстракционист, довольно одинокий, довольно строгий. Вы пытаетесь сделать то же самое с Ван Дусбургом, и он скользкий, как угорь. Художник, поэт, искусствовед, дизайнер, типограф, архитектор, перформансист — он был всем этим и даже больше.сам Протей. Лиса для ежа Мондриана.
Так кто же он? Родившийся Кристиан Эмиль Кюппер в 1883 году в семье художников в Утрехте, он стал «Тео Дусбургом» только тогда, когда начал рисовать — его принятое имя было заимствовано у его отчима. «Ван» был добавлен позже, почти так же, как Людвиг Мис добавил «ван дер», когда он объединил девичью фамилию своей матери, Роэ, со своей отцовской фамилией. У двух мужчин обнаруживается похожее чувство социальной незащищенности.
В начале своей карьеры Ван Дусбург был компетентным фигуративным художником, его работы напоминали Ван Гога в ранней манере едока картофеля; но вскоре он соприкоснулся с нефигуративной живописью и в 1916 году встретил Мондриана, только что вернувшегося из Парижа. Преданность обоих мужчин созданию чисто абстрактного искусства привела к созданию группы De Stijl в 1917 году и публикации ее журнала De Stijl, который Ван Дусбург редактировал и издавал с момента основания в том же году до его упадка после его смерти. ранняя смерть в 1931 году.
Жизнь Ван Дусбурга хоть и была короткой, но полной энергии. На протяжении 20-х годов его угрюмые черты лица, часто увенчанные хомбургом и обычно сопровождаемые сигаретой (вспомним Хамфри Богарта), появляются на фотографиях различных творческих коллективов от Парижа до Веймара, от Берлина до Цюриха и Милана.Неопластицизм, конструктивизм, супрематизм, дадаизм, элементаризм — «измы» того времени вызывают недоумение у любого, кроме специалиста, но Ван Дусбург был причастен ко всем из них. Действительно, он изобрел некоторые. Он был одновременно общительным и эклектичным, центростремительным элементом в разнообразном и хаотичном художественном мире. Он читал лекции и публиковался, говорил и теоретизировал, посещал конференции, конгрессы и выставки, многие из которых организовывал сам. Поэтому вполне уместно, что Тейт Модерн в сотрудничестве с Муниципальным музеем Лейдена (где был запущен De Stijl) решила отдать должное этому человеку.Возможно, благодаря этой выставке он начнет занимать достойное место в общественном сознании.
Из всех искусств, к которым прикоснулся Ван Дусбург, пожалуй, наибольшее влияние на него оказали архитектура и дизайн. Вместе с архитекторами Дж. Дж. Оудом и Герритом Ритвельдом именно он взял плоскую геометрическую картину группы Де Стейл и взорвал ее в третьем измерении. Более того, он даже пытался наполнить свою работу четвертым измерением, хотя вопрос о том, насколько это удалось, является предметом споров.Конечно, он был воспламенен захватывающим пространственным воображением. Его аксонометрические проекции идеальных домов, созданные совместно с молодым архитектором Корнелисом ван Эстереном, имеют решающее значение для понимания этой концепции, поэтому жаль, что они не являются частью этой всеобъемлющей выставки. Пластиковая модель одного из предлагаемых зданий («Maison Particulière») дает некоторое представление, но трехмерная модель не так бросается в глаза, как оригинальные чертежи. Модель слишком буквальна. На рисунках перспектива неоднозначна; стены больше не опорные конструкции, а плавающие, пересекающиеся плоскости основного цвета; комнаты — это не статичные коробки, а парящие в воздухе концептуальные пространства.Объемы зданий словно вырываются из внутреннего ядра, как бы прорываются в третье измерение и рвутся в это неуловимое четвертое.
В 1921 году, вооружившись таким архитектурным видением (он говорил о четвертом измерении с 1917 года), Ван Дусбург отправился в Веймар, по-видимому, с намерением штурмовать порталы только что основанного Вальтером Гропиусом Баухауза. Неясно, ожидал ли он, что его возьмут в штат Баухауза; что несомненно, так это то, что его присутствие было дрожжами в ферменте, который крутился вокруг школы дизайна.Некоторых, таких как сам Гропиус, отталкивали догматические и агрессивные взгляды Ван Дусбурга; другие, такие как молодой Мис ван дер Роэ, были вдохновлены. В июне он издавал De Stijl из Веймара, а в следующем году начал свой собственный курс архитектуры De Stijl, переманивая студентов из самого Баухауза. Это был решающий момент в развитии Баухауса, когда он находился в процессе перехода от своих индивидуалистических истоков искусства и ремесел к единообразию и строгости стиля, которому вскоре были даны эпитеты «модернистский» или «интернациональный». ; первый архитектурный стиль за почти тысячу лет, чтобы не подражать чему-то еще.Вклад Ван Дусбурга в этот сдвиг акцентов был решающим. Он проповедовал геометрию, использование основного цвета и погружение личности в коллектив, вещи, которые позже стали неотъемлемой частью философии Баухауза.
Немецкий период длился почти два года — лихорадочное писательство, публикации, чтение лекций и организация — но за всей этой деятельностью стоит история любви: с Ван Дусбургом с самого начала была грозная Нелли ван Мурсель. Нелли была пианисткой, с которой он познакомился на выставке группы художников-абстракционистов «Золотая секция», которую он организовал в Гааге в 1920 году.Он был на 15 лет старше ее и уже был женат, но это не помешало Ван Мурселю: она бросила свою ортодоксальную римско-католическую семью и уехала с ним в Париж. С самого начала она считала себя замужем за ним, хотя на самом деле Ван Дусбург не развелся со своей предыдущей женой до января 1923 года. В конце концов они поженились в 1928 году. Они были неразлучны; всякий раз, когда Ван Дусбург появляется на фотографии — а на выставке их много — рядом с ним появляется Ван Мурсел, часто единственная женщина в группе, и ее озорная ухмылка прекрасно контрастирует с его торжественным взглядом.Почти слышен ее смех.
И было над чем посмеяться: помимо рациональной философии Де Стейла, Ван Дусбург активно участвовал в движении, которое, кажется, воплощает в себе полную противоположность: дадаизм. Чтобы понять Ван Дусбурга, нужно понять эту заметную полярность в его жизни: Де Стиль, с одной стороны, и Дадаизм, с другой. От возвышенного до смешного.
Ничто не было более влиятельным, возмутительным или символичным для своего времени, чем дадаизм. «Дадаизм бесполезен, как и все остальное в жизни», — заявил основатель движения, поэт Тристан Цара. Дада отбросил традиции и все представления о том, что представляет собой искусство. Его влияние ощущается вплоть до сегодняшнего дня. Неубранная постель Трейси Эмин — это Дада. Случайно выбранные представители публики, делающие все, что им заблагорассудится на четвертом постаменте Трафальгарской площади в Лондоне, — это Дада. Единственная разница в том, что кровать Эмина и забота Энтони Гормли о четвертом постаменте были довольно скромными, а Дада поднял ад.
В Веймаре, преследуя свои идеи в Баухаузе, Ван Дусбург организовал Конгресс конструктивистов и дадаистов, в который вошли такие светила, как Ганс Арп, Курт Швиттерс, Цара и Эль Лисицкий, русский конструктивист.В 1923 году, сразу после возвращения в Голландию из Германии, Ван Дусбурги стали партнерами удивительно чокнутых Швиттеров в грандиозном дадаистском туре по Голландии. Они давали этот спектакль в Йене за год до этого; теперь они выступали в 10 разных городах перед последовательно сбитой с толку публикой. Нелли играла на пианино — возможно, «Свадебный завтрак крокодила» Риети или произведение Эрика Сати, которое они рекламировали как «Рэгтайм-дада». На сцене, в монокле и с набеленным лицом, Ван Дусбург декламировал из своей недавней брошюры Wat is Dada??? , а Швиттерс, инкогнито в конце зала, прерывал лекцию собачьим лаем.Позже Швиттерса приглашали на сцену, где он, равнодушный к смеху и оскорблениям, читал одно из своих безумных дадаистских стихотворений. В Утрехте вспыхнула драка после того, как зрители ворвались на сцену и попытались подарить Швиттерсу венок из мертвых цветов и копию Библии. Все согласились, что это был очень удачный вечер.
Хотя мало кто знал об этом в то время, активное участие Ван Дусбурга в Дадаизме предшествовало всему этому. В 1920 году в журнале De Stijl было опубликовано дадаистское стихотворение некоего И. К. Бонсета.В последующих изданиях последовало больше стихов о Бонсете, и тот же поэт также редактировал недолговечный журнал Dada Magazine Mécano (1922–24), а также участвовал в других публикациях Dada. «IK Bonset» на самом деле является Spoonerism (конечно, самая дадаистская фигура речи) для «Я дурак» на голландском ( Ik ben sot ): это псевдоним для Тео ван Дусбург. Для полноты картины есть замечательная фотография Нелли в роли И. К. Бонсета, с накладными усами, в летном шлеме и очках, с трубкой.Все это очень по-дадаистски. Истинная личность поэта не была раскрыта большинству друзей Ван Дусбурга до его смерти.
Вскоре после тура Дада по Голландии, как какой-то маниакальный продукт собственного воображения, Дада самоуничтожился, Дада Вечер в Театре Мишель в Париже, как известно, закончился хаосом с актерами, атакованными на сцене разъяренным к тому времени -бывший дадаист Андре Бретон. Одному актеру он сломал руку тростью, поэт Поль Элюар был сбит с ног рампой, публика взбунтовалась, а зрительный зал был разрушен.Наконец вызвали полицию. Больше «Rock Around the Clock», чем четвертый постамент. Конечно же, среди зрителей были Тео ван Дусбург и Нелли ван Мурсел.
Возможно, конец Дадаизма был сигналом к тому, чтобы успокоиться. Ван Дусбурги снова обосновались в Париже, живя в пригороде Медона. Он снова начал рисовать — в Германии он вообще не рисовал — и ему стали поступать заказы на дизайн: первой стала Цветочная комната в модернистской вилле Ноай на юге Франции. Это была возможность, пусть и небольшая (комната всего 1,2 м на 1,5 м), воплотить свои идеи в жизнь. Вскоре после этого началось сотрудничество с Арпом и его женой Софи Тойбер-Арп по перепроектированию интерьера одного крыла здания Aubette в Страсбурге под развлекательный центр. Эта работа является шедевром интерьерного дизайна Ван Дусбурга. В первый и единственный раз его мощные и динамичные диагональные блоки основного цвета маршируют по стенам и потолкам больших общественных помещений.К сожалению, проекты не получили общественного одобрения и были закрыты в 1938 году. Лишь недавно помещения были отреставрированы и, наконец, полностью открыты для публики в 2009 году. Весь комплекс теперь классифицируется как Исторический памятник .
На деньги, оставленные ей по завещанию отца, Нелли купила участок земли в Медоне. Там, на улице Чарльза Инфруа, 29, пара построила дом-студию по собственному проекту Ван Дусбурга. Строительство шло медленно, отчасти из-за трудностей со строительным материалом, которым был «соломит», изолирующая ткань из прессованной соломы, которую использовал Ле Корбюзье. Возможно, символично, что Ван Дусбург строил дом из соломы: он умер через несколько месяцев после завершения, не в Медоне, а в Давосе, от сердечного приступа после приступа астмы. Ему было всего 47 лет. Художник, поэт, критик, архитектор, из всех измерений его короткой жизни самым важным было столь же неосязаемое, как и четвертое измерение, которое он искал: влияние, которое он имел среди авангарда 1920-х годов. , художественное движение, которое сформировало наш собственный мир. Это влияние нелегко измерить, но вы можете почувствовать его вкус благодаря более чем 400 экспонатам, от картин Мондриана и Арпа до мебели Ритвельда и скульптуры Бранкузи, которые Тейт собрала на этой важной и масштабной выставке.
Нелли ван Дусбург, неутомимая пропагандистка идей своего мужа, жила в доме в Медоне до своей смерти в 1975 году; дом все еще стоит, скромный и пронзительный памятник человеку, который в течение 10 лет был одним из главных катализаторов мира искусства в 20 веке.
Ван Дусбург и международный авангард: создание нового мира находится в Tate Modern, Bankside, London SE1 с 4 февраля по 16 мая 2010 года. Билетная касса: 020 7887 8888. www.tate.org.великобритания/современный
Тео ван Дусбург | Художественный институт Чикаго
Тео ван Дусбург | Художественный институт Чикаго- Также известен как
- Тео ван Дусбург, (Кристиан Эмиль Мари Куппер), Тео ван Дусбург, (Христиан Эмиль Мари Куппер), Кристиан Эмиль Мари Куппер, Тео Ван Дусбург, И. К. Бонсет, К. Э. М. Куппер, Альдо Камини
- Дата рождения
- Дата смерти
Узнать больше
Похожие произведения
- org/CreativeWork»> Оды и сонеты Содержание, 1887 г.
Уилл Хикок Лоу- Мария Лани, 1928 г.
Жорж Руо - Первый шаг, ок.1912
Константин Бранкузи - На Ганге, Бенарес, 1911/12
Морис Стерн org/CreativeWork»> Натюрморт с зеленой вазой, ок. 1902 - Сводки с фронта, 1914 год
Лестер Джордж Хорнби - Натюрморт, ок.1917
Луи Маркуси - Ла Макарона в костюме жокея, 1893 г.
Анри де Тулуз-Лотрек org/CreativeWork»> Младший проблемный студенческий проект, готический камин, предварительное исследование, 19 декабря 1929 г. - Лежащая обнаженная, 1928 год
Джон Брэдли Сторрс - Титул (для Ламии), 1885 г.
Уилл Хикок Лоу - Нимфа, перед которой преклоняли колени все копытные сатиры Головной убор, часть 1, 1885 г.
Паула Модерзон-Беккер
Пол Дурбин Маккарри