Страна родина готики: Франция — родина готической архитектуры
Готика . Франция: родина готики
Готика впервые появилась во Франции в 12 веке, а оттуда перекочевала в другие страны. В этой части поговорим о том, как это происходило.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета
1. Собор Сен-Дени, Франция, 12 век
2. Собор Парижской Богоматери, Франция, 12 век
3. Ланский собор, Франция, 13 век
4. Шартрский собор, Франция, 13 век
5. Реймсский собор, Франция, 13 век
6. Руанский собор, Франция, 15 век
7–8.
Поговорим о родине готики — Франции. Здесь раньше других европейских земель появилось централизованное государство, возник центр науки и искусства, поэтому и новые идеи возникали раньше других.
Начнем с готического собора 👇
🌱 Собор Сен-Дени — колыбель готики. Именно здесь в середине 12 века впервые применили нервюрный свод. Отцом стиля часто называют аббата Сугерия — влиятельного мыслителя и политического деятеля, который руководил перестройкой Сен-Дени. Обновленный собор дал импульс для развития готического стиля по всей Франции.
*Нервюры — выступающие ребра, паутина из которых покрывает свод и передает часть нагрузки с него на опорные точки каркаса.
🔝 Собор Парижской Богоматери — самый большой храм ранней готики: высота центрального нефа 35 метров. От готического стиля здесь нервюрный стрельчатый свод, стрельчатые окна, аркбутаны. А от романского — массивные стены, приземистые столбы центрального нефа, грузные башни, сдержанный скульптурный декор.
🏰 Собор в Лане стоит отдельно, как замок или монастырь. Этим он отличается от большинства французских соборов до и после него, которые обычно возвышались над домами посреди города.
⏳ Шартрский собор — переход к зрелой готике. Западный фасад построен в 12 веке, южная башня — в 13-м, северная — в 14-м. Внешне собор еще не вполне утратил романскую мощь и тектоничность, зато интерьер чисто готический.
📐 Собор в Реймсе — зрелая готика. В отличие от зодчих Шартрского собора, строители Реймсского совершенно не считались с остатками романской постройки. Поэтому новый собор представляет собой целостное, построенное по единому плану здание.
🔥 Собор в Руане — поздняя, «пламенеющая» готика. В 14–15 века готическая архитектура перегружена декором, сложной резьбой, узорными нервюрами.
💡 Почти в каждом соборе прослеживается какая-то главная, сквозная тема. В Парижском — тема Богоматери, в Амьенском — идея мессианства и фигуры пророков на фасаде.
Собор в Лане содержит аллегории наук и свободных искусств, рассказывает о чудесах творения. Шартр энциклопедичен, представляя все направления средневековой мысли и символическую картины мира. Реймсский собор выражает особую роль национальной идеи, в его оформлении использованы портреты французских королей.
🏠 А что с остальной архитектурой? Средневековые феодальные замки были неприступными крепостями — жизнь заставляла. В объединенной Франции такие крепости можно было строить только с разрешения короля, а с 14 века — только для самого короля и его приближенных. Частные дома были деревянными — и у простых, и у богатых горожан, хотя последние могли украшать дома резьбой.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Строение готического собора
1.
Персонажи Ветхого завета, Королевский портал западного фасада, Шартрский собор, Франция, 12 век
2. Симеон, Иоанн Креститель и Святой Петр с ключами, северный фасад, Шартрский собор, Франция, 13 век
3. Апостолы, южный фасад, Шартрский собор, Франция, 13 век
4. Гаргульи, собор Парижской Богоматери, Франция, 12 век
5. Центральный портал западного фасада, Реймсский собор, Франция, 13 век
6. Коронование Девы Марии, вимперг центрального портала западного фасада, Реймсский собор, Франция 13 век
7. Галерея королей, центральный портал западного фасада, Реймсский собор, Франция, 13 век
9–10. Улыбающийся ангел, северный портал западного фасада, Реймсский собор, Франция, 13 век
Теперь обсудим скульптуры. Для средневекового человека покрытые скульптурными изображениями стены были книгой, которую можно понять, не умея читать — разумеется, Библией.
Вот как это работало 👇
📖 Каждая часть собора была конкретной «страницей». В алтарной части изображали сцены из жизни Христа, на южном фасаде трансепта — Новый завет, на северном — Ветхий завет, на западном — Страшный суд и конец света. Постепенно развивается пластика статуй, хотя фигуры еще не свободны от фона стены. Возникает S-образная поза («готическая кривая»).
⛪️ Эволюцию скульптуры в готике хорошо видно в Шартрском соборе. Западный фасад украшают столпообразные, вытянутые по вертикали статичные фигуры, стоящие в строго фронтальных позах. Постепенно скульптура отделяется от стены, приобретает округлый объем. Пластика становится выразительнее, а образы — индивидуальнее.
📚 Городской собор был не только Библией, а библиотекой знаний вообще. Поэтому нравоучительная сцена могла соседствовать с развлекательной, а образы Апокалипсиса — с исторической хроникой или бестиарием (описанием животных).
💦 Соборы часто украшали гаргульи — каменные или металлические статуи жутких существ, из которых по водостоку вытекала вода.
С их появлением связана легенда 7 века о Гаргулье: в окрестностях Руана жил огромный дракон, из пасти которого извергались то огонь, то мощные потоки воды. Он нападал на корабли и терроризировал местных жителей, которые приносили ему жертвы. Чудовище победил Святой Роман, епископ Руана: он усмирил его, и гаргульи стали служить христианству — отводить воду и охранять храм от греха и нечисти.
😇 Высшая точка расцвета готической скульптуры — декор Реймсского собора. На главном фасаде размещено около 2300 фигур. Над центральным порталом высечено коронование Богоматери: Мария восседает на троне, а Иисус возлагает корону на ее голову в окружении шести ангелов. Выше находится Галерея королей, в ней установлено 56 фигур французских монархов, каждая 4,5 метра высотой. Также на западном фасаде изображена сцена встречи Марии и Елизаветы. А на левом, северном портале фасада — знаменитый улыбающийся ангел, один из немногих в средневековом искусстве.
1.
Мастер Псалтирь Людовика Святого. Валаамова ослица, миниатюра. Пергамент, 1258–1270, Лувр, Париж
2. Жан Пюссель. Бельвильский бревиарий. Давид перед Саулом. Миниатюра, 1326, Национальная библиотека, Париж
3. Жан Пюссель. Часослов Жанны д’Эвре. 1325–1328
4. Жан Фуке. Часослов Этьена Шевалье, 1452–1460
5. Жан Фуке. «Иудейские древности» Иосифа Флавия, Царь Давид и амаликитяне, 1470
Завершим эту часть разговором о книжных миниатюрах. Живописи в современном понимании в готическом искусстве не было, но художники эпохи в полной мере проявили себя в создании иллюстраций для рукописных книг религиозного и светского содержания.
Вот почему они интересны 👇
📖 Стиль готической книги отличают беспокойный угловатый ритм, заостренные формы, топкость извилистых линий, филигранность ажурного узора. Миниатюры — искусство интимного, камерного характера, в отличие от готических соборов, которые строили сразу для всех.
🌱 Развитие миниатюр связано с усилением светских тенденций в культуре.
✍️ Ведущее место в развитии французской миниатюры 13–14 веков принадлежало парижской школе. В Псалтыре святого Людовика (1270) многофигурные композиции обрамлены одним мотивом готической архитектуры, что придает стройность повествованию. Фигуры рыцарей и дам исполнены грации — их формы нанесены струящимися линиями, создающими иллюзию движения. Декоративная архитектура рисунка, густота и сочность красок превращают миниатюры в украшение страницы.
⏳ В 14–15 веках иллюстрировали и светские рукописи — научные трактаты, часословы, хроники, сборники любовных песен. В произведениях куртуазной литературы миниатюры воплощали идеал рыцарской любви, воспроизводили сцены окружающей жизни, как в Рукописи Манес (около 1320), становились более повествовательными.
👑 Жан Пюссель. Бельвильский бревиарий. Давид перед Саулом (1326). Кто такой Давид? Юный златокудрый пастушок, которого втайне от неугодного Богу первого израильского царя Саула венчал на царство грозный пророк Самуил. Легендарный герой, который без оружия и доспехов, уповая лишь на помощь свыше, вышел на битву с великаном Голиафом и победил его. Вдохновенный поэт, восхвалявший Господа в своих псалмах.
🗡 Мастер Псалтири Людовика Святого. Валаамова ослица (1258–1270). Царь Моава, соседней к Ханаану страны, просит некоего Валаама напустить на врагов своих проклятия. Прорицатель после долгих уговоров соглашается и отправляется в путь на ослице.
курс Level One
Как получать удовольствие от искусства
Курс лекций о том, как устроены картины. Любое полотно — это выбор холста и типа краски, отчаянный поиск идеального цвета и композиции, работа с символами и архетипическими образами. Научимся наслаждаться картинами от первого эскиза и мазка краски до музейной рамы.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
3900₽
1950₽
подробнее о курсе
Удивительная готическая архитектура Франции в фотографиях
В конце XII столетия на смену романскому архитектурному стилю пришёл более утончённый и изысканный готический стиль, родиной которого по праву считается центральная часть Франции.
Именно архитекторы Франции стали первыми использовать архитектурные элементы, которые впоследствии назовут «готикой». Готический стиль гармонично сменился роскошным ренессансом в самом конце XVI века, но и в современном мире ещё используются элементы роскошного архитектурного стиля. Готическая архитектура Франции стала неотъемлемой частью культовой архитектуры и градостроительства. ТопКафе покажет вам 18 примеров удивительной готической архитектуры Франции.
А рейтинг великих архитекторов Москвы вы можете увидеть также на нашем сайте TopCafe.su
Самые яркие примеры французской готики:
1
Содержание
- Бастилия
- Базилика Сен-Никола-де-Пор
- Храм Святого Петра в Бове
- Церковь Сен-Пьер
- Церковь Сен-Пьер в Кане
- Собор Святого Гатиана Турского
- Ланский храм
- Собор в Бурже
- Собор в Шартре
- Собор в Реймсе
- Сент-Шапель
- Амьенский собор
- Собор Парижской Богоматери
- Замок Кюси
- Комплекс «Чудо» аббатства Мон-Сен-Мишель
- Башня Сен-Жак
- Дворец правосудия в Руане
- Подведём итог
Бастилия
Начнём с памятника, который был разрушен в 1789, и остался только в старых чертежах и изображениях.
Париж строился как готический город, и потому его главная крепость, выстроенная в 1370 году, естественно, была построена в стиле готики.
Название происходит от французского «бастида» — небольшого каменного укрепления, а со временем стал мрачным символом Абсолютизма. Тюрьма, в которой содержали государственных преступников, всегда вызывала страх у французов.
Когда во Франции разгорался пожар революции, первым зданием, которое разрушил народ, стала именно Бастилия. А день разрушения, 14 июля, стал национальным праздником.
2
Базилика Сен-Никола-де-Пор
Церковь в готическом стиле появилась в Сен-Николя-де-Пор благодаря герцогу Лотарингии Рене II. Правитель таким образом, решил ознаменовать свою победу в битве при Нанси в 1477 году над войсками Карла по прозвищу «Смелый».
Начали строительство в 1481 году, а освятили культовое сооружение и алтарь в 1545. В 1860 базилику включили в список архитектурных памятников Франции.
Во время бомбардировок 1940 года храм был сильно разрушен и полное восстановление завершилось только в начале 80-х годов, а деньги на реставрацию оставила американка Камилла Фридман, уроженки городка Сен-Николя-де-Пор.
3
Храм Святого Петра в Бове
Культовое сооружение во французском Бове рекордсмен в нескольких номинациях. Во-первых, это самый высокий готический собор в стране, а, во-вторых, это так и не достроенный долгострой.
Хоры в храме также самые высокие, и их высота составляет 48,5 м. Заложили церковь в 1225 году, а основные архитектурные конструкции были завершены к 1578 г. Однако, храм неоднократно перестраивался, а сейчас ведутся работы, с целью избежать обрушения трансепта.
Французские архитекторы возвели временные крепления, а власти города объявили конкурс на лучший проект восстановления шедевра средневековья.
4
Церковь Сен-Пьер
Святой Пётр, особо почитаемый святой в католической церкви, и потому во Франции множество культовых сооружений, освящённых в честь апостола.
Одна из них была выстроена в городе Авиньоне на месте старой разрушенной церкви в первой половине XIV столетия. Фасад церкви поражает множеством декоративных украшений, характерных для поздней готики.
Специалисты и туристы называют церковь самой красивой из всех сооружений Авиньона, а любимым местом для туристов является смотровая площадка колокольни, с которой открываются живописные виды на французский город.
6
Церковь Сен-Пьер в Кане
Красивейшая церковь Кан возвышается над площадью Вильгельма завоевателя и стоит напротив величественного замка, создавая уникальный архитектурный комплекс.
Туристы, посещающие город, спешат сюда, чтобы ознакомиться с великолепным готическим сооружением XIII века. Особенно впечатляет резной декор фасада, на котором размещены каменные горгульи и скульптуры христианских святых.
Во время революции католическая святыня стала храмом нового культа, а после реставрации монархии церковь вернули верующим. Сегодня площадь, и стоящая на ней святыня одна из самых посещаемых гостями города достопримечательность.
7
Собор Святого Гатиана Турского
Кафедральный собор, выстроенный в готическом стиле, является главной и самой популярной достопримечательностью города Тур.
Заложили собор в честь покровителя городских жителей Гатиана Турского в 1170 году, а вот завершили строительство почти через 400 лет, в 1547 году. С западного фасада к нему примыкают две высокие башни, высотой 69 и 68 метров.
Основной стиль сооружения готический, но готика поглотила некоторые конструкции романского стиля, а во время реконструкций в более поздние периоды, в здание были вплетены элементы Возрождения.
8
Ланский храм
Церковь в городе Лан, выстроенная на месте древнего храма посвятили Христу и Деве Марии. Примечательно, что первый храм на этом месте освятил Карл Великий.
Старый храм уже не мог вмещать всю паству, и епископ Готье де Мортань в 1155 году заложил новый величественный храм, выстроенный уже в традициях готики. Как всегда, первоначально выстроили алтарную часть, над которой возвели хоры.
На строительство шли местные белые камни, а средства на возведение выделила городская община городка Лан. Сейчас церковь одна из главных городских достопримечательностей, в которой сохранились уникальные средневековые витражи.
9
Собор в Бурже
Кафедральный Буржский собор освятили в мае 1324 года в честь святого Стефана, но строительство продолжалось ещё вплоть до середины XVI столетия.
Один удивительный момент из истории Франции заключается в том, что даты начала строительства соборов в Шартре и Бурже практически совпадают, и оба храма стали настоящими шедеврами, посмотреть на которые приезжают десятки тысяч туристов.
В церкви располагается епископат города, а уникальная архитектура, красочные витражи и скульптуры стали обоснованием для включения Собора в список мирового наследия ЮНЕСКО.
10
Собор в Шартре
Каменный красавец в городе Шартре начали возводить в 1194 году на месте старых христианских церквей VI–VII столетий. Одна из главных христианских реликвий, плащаница девы Марии была торжественно внесена в собор во время его освящения в 1260 году. ТопКафе уже писал о нём, как о месте, годе находится одна из самых красивых мозаик в мире.
Во время строительства работу зодчих несколько раз практически полностью разрушали пожары, и потому при строительстве немного изменили первоначальный план.
В архитектуре чётко просматривается трёхнефное здание, в основе которого лежит латинский крест.
Особенно впечатляют королевский портал со статуями монархов, а также витражное окно-роза, расположенное на северном трансепте.
11
Собор в Реймсе
Готическое искусство Франции не может не восхищать, а собор в Реймсе ещё имеет и огромное историческое значение, ведь среди величественных стен собора короновались французские монархи.
Возвели его по средневековым меркам довольно быстро. Строительство начали в 1211 году, а закончили через 100 лет, в 1311. Последний, кто короновался в Реймсе, был Карл Х, а Жанна д’Арк провела в Реймс дофина Карла VII для коронации через всю Францию, оккупированную англичанами.
Собор, посвящённый Деве Марии яркий пример так называемого ланцевидного стиля в готике Франции, а вот западный фасад, возведённый немного позже, стал ярким образцом зрелой готики.
12
Сент-Шапель
Готическая часовня возведена на месте бывшей Королевской резиденции на красивейшем парижском островке Сите в самом сердце французской столицы.
Король Людовик IX Святой повелел построить часовню, строительство которой проходило с 1242 по 1248 год. Монарх возвёл церковь, чтобы хранить в ней реликвии, привезённые крестоносцами из святой земли.
Сейчас это великолепный памятник архитектуры готического стиля небольших размеров с уникальными витражами и роскошными элементами внутреннего убранства.
13
Амьенский собор
Собор Амьенской Богоматери наряду с другими культовыми сооружениями, также известен как яркий образец готической архитектуры, и по праву входит в список, куда входят самые известные готические храмы.
Собор в Амьене самый крупный из всех готических сооружений Франции, а возвели его в XIII столетии. Работами сначала руководил Робер де Люзарш, а затем, после его смерти, приемники Томас де Кормон с сыном Рено.
Главной реликвией храма является лицевая часть головы Иоанна Предтечи, которую крестоносцы привезли в Амьен из разграбленного в 1205 году Константинополя.
На нашем сайте TopCafe.
su есть интересная статья о самых больших католических соборах.
14
Собор Парижской Богоматери
В архитектуре средневековой Франции Нотр-Дам-де-Пари стал ярким примером готического стиля и одним из самых узнаваемых символов французской столицы.
Инициатором возведения роскошного собора выступил епископ Морис де Сюли, а возведение храма, начавшееся в 1163 году, завершилось в 1345. Алтарь освятили в 1182 году, а во время строительства первоначальный план несколько раз меняли.
Собор в Париже стал первым крупным готическим собором шестичастным невюрным сводом, но, что интересно сохранил переходные элементы от романского стиля к классической готике.
Читайте также: Самые большие католические соборы.
15
Замок Кюси
Могущественный замок в северной части страны возвели в середине XIII века, а главная башня крепости имела в основании 35 м, а возвышалась над долиной на высоту в 55 м.
Вокруг гигантской башни было выстроено четыре башни и оборонительные стены, толщиной до 7 м.
Долгое время замок служил важным стратегическим объектом, а в 1862 году власти страны внесли его в список памятников архитектуры.
В 1917 году отступающие немецкие войска взорвали замок, и сегодня его расчищенные руины служат «памятником вандализма». Деньги на расчистку руин французы получили от немцев в качестве репараций.
16
Комплекс «Чудо» аббатства Мон-Сен-Мишель
Небольшой скалистый остров у северо-западного побережья Франции знаменит тем, что в своё время был превращён в город-крепость, а в VII столетии здесь построили первую церковь, которая и положило начала аббатству.
В XIII веке монарх Франции, который стал ещё и сюзереном Нормандии, выделил средства на строительство в северной части острова комплекса зданий в традиционном готическом стиле.
В 1228 году работы были завершены, и миру предстал красивый архитектурный комплекс, названный La Merveille, что переводится с французского языка как чудо. Виктор Мари Гюго, подплывая к острову, назвал это шедевр самой красивой стеной Европы.
17
Башня Сен-Жак
Яркий пример пламенеющей готики возвышается над 4-м округом Парижа, башня Сен-Жак привлекает взоры туристов своей монументальностью и величием.
Её строительство завершилось в 1523 году, а вершину башни венчает статуя Святого Иакова. Окружают статую мифические крылатые фигуры, символизирующие четыре символа и добродетель евангелистов.
В начале 2000-х. муниципалитет Парижа провёл масштабную реконструкцию, и сегодня это важный культурный объект столицы. Из-за узкой лестницы, ведущей к вершине постройки, туристов пускают внутрь небольшими группами, по 17 человек в час.
18
Дворец правосудия в Руане
Завершим знакомство со светской готикой Франции во Дворце правосудия в городе Руане, который по праву считается образцом поздней готической архитектуры европейского государства.
Двор здания был первоначально замкнут, а весь комплекс состоит из трёх последовательно выстроенных частей. Западную часть возводили со стрельчатым сводом, известную как Дом прокурора.
Северные и Западные части завершили комплекс.
Дворец подвергался бомбёжке, и при реставрации повреждённого фасада строители оставили часть повреждений, как напоминание об ужасах войны.
Подведём итог
Вот мы и представили шедевры французской готики, давно вошедшие в сокровищницу мировой архитектуры. Как видим, готический стиль использовался не только при возведении храмов, но и в гражданской архитектуре, а также при декорировании внутреннего убранства церквей. К примеру, готическому стилю посвящена купюра номиналом в 20 евро.
Отметим, что в своём развитии готический стиль прошёл три этапа, и историки архитектуры выделяют раннюю, высокую и позднюю готику. ТопКафе с нетерпением ждёт ваших комментариев по теме статьи. Пишите насколько вам нравится готическая архитектура Франции, а также делитесь своими впечатлениями, если вы бывали в каких-либо отмеченных нами местах.
Примечание редактора: эта статья была обновлена с момента её первоначального опубликования в ноябре 2018 года.
Родина готического стиля: Королевская базилика Сен-Дени
Королевская базилика Сен-Дени является не только первым настоящим образцом готического стиля в архитектуре, но и местом захоронения французских королевских особ. Было бы преуменьшением сказать, что это главная церковь в христианском мире.
Базилика Сен-Дени (французский: La Basilique royale de Saint-Denis , или просто Basilique Saint-Denis ) — большая средневековая церковь аббатства в городе Сен-Дени, ныне северном пригороде. Парижа. Здание имеет исключительное историческое и архитектурное значение, так как его хор, завершенный в 1144 году, демонстрирует первое использование всех элементов готической архитектуры. Посмотрите это короткое видео Академии Хана, чтобы освоить Готику.
Сен-Дени был святым покровителем Франции и стал первым епископом Парижа.
Он был обезглавлен на холме Монмартр в середине третьего века вместе с двумя своими последователями, и, как говорят, впоследствии отнес свою голову на место нынешней церкви, указав, где он хотел быть похоронен. На месте его могилы был воздвигнут мученик , ставший известным местом паломничества в пятом и шестом веках.
Это место возникло как галло-римское кладбище в позднеримские времена. Археологические останки до сих пор лежат под собором; люди, похороненные там, похоже, имели веру, которая представляла собой смесь христианских и дохристианских верований и обычаев.
Около 475 Сент-Женевьев купила землю и построила Сен-Дени-де-ла-Шапель . В 636 году по приказу Дагоберта I мощи святого Дени, покровителя Франции, были перезахоронены в базилике.
Базилика стала местом паломничества и усыпальницей французских королей и королев, где были похоронены почти все короли с 10 по 18 века.
Более того, здесь было много царских гробниц прошлых веков.
Сен-Дени не использовался для коронации королей, эта функция была зарезервирована за Реймским собором; однако там обычно короновались французские королевы. «Сен-Дени» вскоре стал монастырской церковью растущего монастырского комплекса.
Здесь покоятся останки всех монархов Франции с 10 века до 1789 года, кроме трех. Некоторые монархи, такие как Хлодвиг I (465–511), изначально не были похоронены на этом месте. Останки Хлодвига I были эксгумированы из разоренного аббатства Святой Женевьевы, которое он основал.
В 12 веке аббат Сугерий перестроил часть церкви аббатства, используя инновационные структурные и декоративные элементы. Говорят, что при этом он создал первое по-настоящему готическое здание . Неф базилики 13-го века является прототипом стиля Rayonnant Gothic и послужил архитектурной моделью для многих средневековых соборов и аббатств северной Франции, Германии, Англии и многих других стран.
Вверху: готический хор Сен-Дени.
Дагоберт, король франков, правил с 628 по 637 гг.0003 Аббатство Сен-Дени, Бенедиктинский монастырь. Дагоберт заказал новый храм для размещения останков Сен-Дени, который был создан его главным советником Элигиусом, ювелиром по образованию.
King Dagobert’s own tomb in St. Denis below:
2
0002
Above and below: the tomb of King Dagobert
Когда аббат Сугерий модифицировал церковь, фасад также был переработан и включал высокие тонкие статуи ветхозаветных пророков и царей, прикрепленные к порталам (известные как «косяки») по бокам .
Эти статуи на косяках были привлекательным дополнением к готическому фасаду и впоследствии использовались в соборах Парижа и Шартра, построенных несколькими годами позже, и впоследствии стали характерной чертой почти всех готических порталов.
Над дверными проемами в центральном тимпане была вырезана надпись Христос во всем величии, демонстрирующая его раны, в то время как мертвые выходят из своих гробниц внизу. Над южным (правым) порталом были вырезаны сцены мученичества Сен-Дени, а над северным порталом была мозаика (ныне утерянная), хотя это уже было retardataire , или, как выразился Сугерий: «вопреки современному обычаю».
Французская революция, разрушение :
Делакруа Свобода, ведущая народ.
Из-за связей церкви с французской монархией и близости к Парижу аббатство Сен-Дени стало главной целью революционного вандализма. Все средневековые монастырские постройки были снесены в 1792 году, и, к сожалению, фасад церкви сильно изуродован руками революционеров.
Они ошибочно полагали, что статуи на косяках изображали королей Франции. Из-за этой ошибки они испортили готические скульптуры, оставив нетронутой декоративную программу экстерьера.
К счастью, особенно для изучения истории искусства, у нас есть запись о том, как скульптуры косяка появлялись на рисунках Монфокона.
Скульптура барабанной перепонки также была повреждена.
Гробницы и статуи явно подвергались риску в это хаотичное время, и поэтому они были мудро перемещены более спокойными умами, чем умы надоедливых революционеров, в Французский музей памятников Александром Ленуаром в 1798 году.
На относительно короткий период мощи Сен-Дени были перенесены в приходскую церковь города в 1795 году; они были возвращены аббатству в 1819 году.
От первоначальной скульптуры осталось очень мало, большая часть того, что сейчас видно, является результатом довольно неуклюжих реставрационных работ в 1839 году. Некоторые фрагменты оригинальных скульптур сохранились в коллекции Музей Клюни в Париже.
Хотя революционеры оставили церковь стоять, она была деосвящена, ее сокровищница конфискована, а реликварии и литургическая мебель переплавлены из-за их металлической ценности (хотя некоторые предметы, включая чашу и акваманил, подаренные аббатству во времена Сугерия, были успешно спрятаны и сохранились до наших дней), а остальные царские гробницы осквернены.
Церковь была повторно освящена (вновь открыта) Наполеоном в 1806 году, а надгробные скульптуры вернулись в Сен-Дени, когда Французский музей памятников Ленуара был закрыт после восстановления монархии.
Королевские останки, однако, были оставлены в братских могилах, в которые они были помещены в 1798 году. Эдм Голль и Пьер Петито
Под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка, известного своей работой над Собором Парижской Богоматери , церковные памятники, которые были вывезены в Музей французских памятников, были возвращены церкви. Труп короля Людовика VII, который был похоронен в аббатстве Барбо и чью могилу не тронули революционеры, был доставлен в Сен-Дени и похоронен в склепе.
В 2004 году мумифицированное сердце дофина, мальчика, который был бы Людовиком XVII, было замуровано в стену склепа.
В церкви аббатства есть несколько прекрасных образцов могил трупов. Изображения многих королей и королев находятся на их могилах, но их тела были убраны во время Французской революции. Древние монархи были удалены в августе 1793 года, чтобы отпраздновать революционный Фестиваль Воссоединения, затем монархи Бурбонов и Валуа были удалены, чтобы отпраздновать казнь Марии-Антуанетты в октябре 1793 года. Тела были сброшены в три траншеи и покрыты известью, чтобы уничтожить их.
Археолог Александр Ленуар спас многие памятники, объявив их произведениями искусства для своего Музея французских памятников. Тела нескольких монархов Англии Плантагенетов также были вывезены из аббатства Фонтевро во время Французской революции.
Вверху изображения на гробнице Генриха II и Екатерины Медичи, вырезанные Жерменом Пилоном.
Тела обезглавленного короля Людовика XVI, его жены Марии-Антуанетты Австрийской и его сестры мадам Елизаветы изначально были захоронены не в Сен-Дени, а на кладбище Мадлен, где они были покрыты негашеной известью.
Тело дофина, умершего от болезни и небрежности от рук своих революционных похитителей, было погребено в безымянной могиле на парижском кладбище возле Храма.
В 1817 году восстановленные Бурбоны приказали вскрыть братские могилы, но нетронутыми остались только части трех тел. Остальные кости от 158 тел были собраны в склеп в склепе церкви, за мраморными плитами с их именами.
Во время реставрации Бурбоны приказали искать трупы Людовика XVI и Марии-Антуанетты, но были найдены только несколько костей, предположительно принадлежащих королю, и комок сероватого вещества, содержащий дамскую подвязку, найденный 21 января 1815 года. были доставлены в Сен-Дени и похоронены в новом склепе Бурбонов.
Король Людовик XVIII после своей смерти в 1824 году был похоронен в центре склепа, рядом с могилами Людовика XVI и Марии-Антуанетты. В склепы также были помещены гробы членов королевской семьи, умерших между 1815 и 1830 годами.
Церковь, включая архитектурную скульптуру и витражи (от которых сохранилось очень мало средневекового стекла), была тщательно отреставрирована в середине девятнадцатого века Эженом Виолле-ле-Дюком, тем же архитектором, который отвечал за восстановление церкви.
Собор Нотр-Дам. По указанию Виолле-ле-Дюк церковные памятники, вывезенные в Музей французских памятников, были возвращены церкви.
Нынешнее расположение гробниц не соответствует их средневековому расположению.
Труп короля Людовика VII, который был похоронен в аббатстве Барбо и чью могилу не тронули революционеры, был доставлен в Сен-Дени и похоронен в склепе. В 2004 году мумифицированное сердце дофина, мальчика, который был бы Людовиком XVII, было замуровано в стену склепа.
Нравится:
Нравится Загрузка…
|
su есть интересная статья о самых больших католических соборах.
Название «готика» не имеет никакого отношения к готскому народу (германское племя). Впервые он был использован в 16 веке как уничижительный термин для описания того, что мужчины эпохи Возрождения считали чрезмерно сложной и «варварской» архитектурой, в отличие от простоты классического греко-римского стиля.
(разрушен в 1794 г.)
(разрушен в 1568 г.)
Иоанна, Хертогенбос