Средние жанры классицизма: Характеристика классицизма. «Высокие», «средние» и «низкие» жанры — Теория литературы

Содержание

Характеристика классицизма. «Высокие», «средние» и «низкие» жанры — Теория литературы

В XVIII в. в европейском искусстве господствующим направлением становится классицизм. В основе новой художественной системы лежало стремление построить искусство по законам строгой логики. Классицизм не требовал от художника оригинальности. Подобно тому как математическую задачу следует решать, стремясь не к оригинальности, а к правильности, творение искусства ориентируется на вечные и единые для всех законы.

Совершенное воплощение эстетического идеала классицисты видели в античном искусстве, главным образом — Древнего Рима. Отсюда название направления (лат. classicus — образцовый). Настоящий художник должен был следовать таким примерам и стремиться воплотить их в своем творчестве.

Будучи общеевропейским стилем, классицизм наиболее ярко проявил себя во Франции. Расцвет французского классицизма связан с именами Расина, Корнеля, Мольера и Лафонтена. Манифест классицизма — трактат Буало «Поэтическое искусство».

Литература классицизма выполняла дидактическую (то есть воспитательную) задачу. В эпоху Просвещения в системе ценностей первым стояло Отечество (монарх, государство), далее семья и лишь затем — личное счастье.

Одним из основных правил классицистского искусства стала нормативность. Все жанры были распределены на «высокие», «средние» и «низкие». Каждый жанр имел свои строгие границы и четкие признаки. Нормой определялись выбор темы и героя, языковые особенности произведения.

«Высокие» (героическая поэма, эпопея, трагедия, ода, ораторская речь) жанры были посвящены философской проблематике. В них изображались значимые исторические события, действовали героические личности, монархи.

В «средних» (драма, идиллия, элегия) описывалась борьба между общими идеями (долгом) и стремлением к личному счастью (чувством). Конфликт «чувства и долга» неизменно разрешался в пользу последнего. Образно говоря, если бы Ромео и Джульетта жили в эпоху классицизма, то принадлежность к своей семье для них была бы выше любовного чувства.

В «низких» жанрах (комедия, басня, сатира) изображалась повседневная жизнь, открыто высмеивались человеческие недостатки. Литературное произведение должно было пробуждать у читателя и зрителя определенные чувства и эмоции. Для трагедии это сопереживание высоким стремлениям героев, их готовности пожертвовать собою ради родины, семьи, монарха. Благодаря комедии, бичующей пороки и низкие страсти, читатель должен был морально исправиться.

Источник: Русская литература: учеб. пособие для 9 класса / О.И. Царева, В.А. Капцев и др. — Минск: Нац. ин-т образования, 2009

Классицизм в литературе

КЛАССИЦИЗМ — от латинского classicus («образцовый»): в искусстве воссоздаются идеальные, образцовые формы. Ориентация на классику (античность

) как эстетику совершенства форм.

В содержании — дидактизм, изображение не «того, что есть», а «того, что должно быть», в форме — строгий канон, регламентация приемов и средств для каждого жанра, разделение высоких и низких жанров. В философии — картезианство, культ разума, главенство разума над чувством. Потом — эпоха Просвещения и Великая Французская революция. Вольтер и «вольтерьянство». Это подготавливает романтизм. 

Классицизм — литературное направление (течение) XVII — нач. XIX вв. в России и Западной Европе, базировавшееся на подражании античным образцам в строгих стилистических нормативах.

Хронологические рамки классицизма: вторая половина XVII первая треть XVIII вв. (на Западе уже исчерпало себя к середине XVIII в.).

Основной исторической предпосылкой возникновения классицизма был абсолютизм, единоличное правление монарха (король, царь, император) в европейских странах, особенно во Франции, где классицизм зародился и получил своё развитие.

Единовластие требовало от каждого человека абсолютного подчинения монарху, а литература и искусство должны были этому учить. В свою очередь, правитель строго следил (регламентировал) за творчеством художников, не допуская никакого свободомыслия.

Образцом искусства было признано античное искусство, античная эстетика в лице Аристотеля и Горация, в связи с чем классицистами был выдвинут принцип «подражания природе», подразумевающий строгое соблюдение незыблемых правил, примером чему является «Поэтика» Аристотеля, на которую опирался теоретик классицизма Н.Буало в своем «Поэтическом искусстве»

Наивысшего расцвета классицизм достигает в XVII в. во французской литературе; именно тогда Н. Буало-Депрео сформулировал основные её принципы

в дидактической поэме ≪Поэтическое искусство≫ (1674). В основе классицизма картезианская философия, которая выводит материальное существование из идеи (≪Я мыслю, следовательно, я существую≫). Разум интерпретируется как первичная и высшая духовная способность человека. 

Картина мира в классицизме делит реальность на два уровня: эмпирический и идеологический. 

Эмпирический уровень — это хаос разрозненных материальных предметов и явлений, над которым существуют всеобщая идея мироздания и совокупность идеальных образов материальных объектов. Подобная бинарная картина мира обусловливает такие аспекты классицизма, как концепция личности и типология конфликта. 

Концепция личности в классицизме тоже двухуровневая: первый уровень ≪естественный≫ человек, часть материального, эмпирического мира; второй — ≪общественный≫ человек, часть идеального мира, руководствующийся не страстями, а разумом. Так складывается сложная и противоречивая концепция личности, т.к. ≪естественный ≫ и ≪общественный≫ человек — это один и тот же характер, находящийся в ситуации выбора. 

Законы классицизма опирались на идеализацию жизни, то есть при абсолютизме все ограничено правилами, регламентом, тем, что полезно, нужно государству. Главная идея искусства – долг перед государством. Поэтому основной конфликт в произведениях — между долгом и чувством, при этом герой подчиняет личные интересы государственным, а в случае нарушения данного соотношения всегда несет наказание.

Законам разума подчинен и классицизм, называемый иногда рационалистическим; его определяющими категориями являются иерархичность и нормативность.  

Литературным образцом для классицизма стала античная литература, понимаемая как наивысший эталон искусства. Одним из главных достижений античной литературы теоретики классицизма считали подражание природе. Но природа представлена как строго распланированный сад, в котором все подчинено красоте (хорошему вкусу). Классицистов не интересует правда, если она изображает безобразное. Поэтому правде они предпочитают правдоподобие.


Жанры классицизма подразделяются на три категории: 
  • Высокие (ода, трагедия, эпопея).  
  • Средние (идиллия, эклога)
  • Низкие (сатира, комедия, басня). 

Была установлена строгая иерархия жанров. Произведения, в которых воспевалось служение государю, относили к высоким – эпопея, героическая поэма, ода (их сфера – государственная жизнь, исторические события, мифология, их герои – монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники), трагедия (В России авторами трагедий на исторические темы были А. Сумароков («Дмитрий Самозванец») Я.Княжнин («Вадим Новгородский)). Произведения, где описывалась жизнь обыкновенных людей, считались

низкими (комедия, басня, сатира). Блестящим создателем комедий был Д.Фонвизин, автор знаменитых комедий «Недоросль» и «Бригадир»; создателем басни в русской литературе был И.Крылов («Ворона и лисица», «Волк на псарне», «Слон и Моська»).
Между высокими и низкими помещались средние жанры – проза, послание (эпистолы), научная поэзия.

Классицистическая драматургия утвердила принцип «трёх единств»: места, времени, действия, усиливая строгость поэтики. Все события в произведениях должны были проходить в одном месте, за двадцать четыре часа (сутки) и должны быть объединены действием вокруг одной интриги, определяющей события и поступки всех героев. Например, в комедии Фонвизина «Недоросль» все события происходят в доме госпожи Простаковой в течение 24 часов и все главные герои (Митрофанушка, Скотинин, Милон) хотят жениться на Софье.

Образы в классицистических произведениях были лишены индивидуальных черт, так как призваны были запечатлевать устойчивые, неизменяющиеся родовые признаки (тупоумие, скупость, деспотизм и пр.
). Классицистический герой не эволюционирует. Автор в классицистическом произведении предстает как высоконравственная личность, он всегда ставит перед собой дидактические цели.

Жанровые образцы, на которые ориентировались писатели-классицисты это эпопея Гомера и Вергилия, трагедия Эсхила, Софокла и др., ода Пиндара, комедия Аристофана, басня Эзопа, сатира Горация и Ювенала. 

В XIX в. произведения, которые полностью или частично определяются эстетикой классицизма: анакреонтическая поэзия А. С. Пушкина и К. Н. Батюшкова, из программных — басни И. А. Крылова, «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Элементы классицизма можно найти и в более поздних произведениях («Вакхическая песня», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А. С. Пушкина, следы традиционных комедийных характеров и ситуаций в «Грозе», «Лесе» А. Н. Островского). 


Своеобразие классицизма в русской литературе обусловлено целым рядом факторов: 
  • Во-первых, возникает почти на век позже французского, в середине XVIII в. Во французской литературе этой же эпохи классицизм сочетается с идеологией Просвещения. Русский классицизм сразу же ставит перед собой просветительские задачи, и его становление начинается с низкого жанра, социально-критического по своей природе (сатиры А.Д. Кантемира). 
  • Во-вторых, для русского классицизма характерен особый конфликт, принципиально отличный от конфликта западноевропейской классицистической литературы. Для русского менталитета не актуальна трагедия отказа от личного в пользу высшей надличностной силы (общество, государство), так как подобный выбор предрешен. Но ситуация выбора остается. Это актуальный в эпоху дворцовых переворотов выбор между легитимной и нелигитимной властью, а, точнее, поскольку ни один из русских монархов с момента смерти Петра I и до воцарения Павла I, не пришел к власти законным путем, конфликт между представлением о власти как о возможности реализации эгоистических страстей и представлением о власти, осуществляемой во благо подданных. Выбор между разумной и неразумной страстью сохраняется, однако конфликт становится социально-политическим.
    Герой не смиряет индивидуальную эгоистическую страсть ради общего блага, но защищает свой персонализм от тиранических посягательств. Как следствие, русские классицисты (главным образом, драматурги) черпали свои сюжеты не столько из античной мифологии и истории, сколько из русских летописей и отечественной истории (≪Димитрий Самозванец ≫ А.П. Сумарокова). 
  • В-третьих, русский классицизм, в отличие от французского или иных западноевропейских аналогов, не имел опоры на сложившуюся литературную традицию. И литературный язык, и систему стилей и жанров, и систему стихосложения нужно было создать, и, таким образом, литературная теория в русском классицизме опередила практику. 

Основные нормативные акты русского классицизма: ≪Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий≫ В.К. Тредиаковского (1735) и ≪Письмо о правилах российского стихотворства ≫ М.В. Ломоносова (1739), содержащие идеи о реформе стихосложения; ≪Две эпистолы (В первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)≫ А. П.Сумарокова (1748), предлагающие регламентацию жанровой системы, и ≪Предисловие о пользе книг церковных в российском языке≫ М.В.Ломоносова (1758), посвященное реформе русского литературного языка. 

Наиболее репрезентативные жанры русского классицизма:

  • ода (М.В. Ломоносов), 
  • трагедия (А.П. Сумароков), 
  • комедия (Д.И. Фонвизин). 

Все они так или иначе рассматривают проблему власти. Типический лирический сюжет торжественной оды в классицизме (и у Ф. Малерба, и у М. Ломоносова) — прославление монарха. Однако с приходом к власти Екатерины II., легитимность которого была весьма спорной, тональность ломоносовской оды меняется: в ≪Оде торжественной Екатерине Алексеевне на ее восшествие на престол 28 дня 1762 года≫ поэт позволяет себе поучать монархиню. Сходной проблематике посвящена значительная часть трагедий русского классицизма, в том числе и ≪Димитрий Самозванец ≫ (1771) А.П. Сумарокова. Автор подчеркивает, что значение имеет не столько легитимность власти, сколько действия и поступки самого монарха (≪Когда б не царствовал в России ты злонравно, / Димитрий ты иль нет, сие народу равно≫). Проблеме власти (и злоупотребления властью) посвящена и комедия Д.И. Фонвизина ≪Недоросль≫. 

Элементы просветительской идеологии в названных текстах очевидны, и это представляется характерной особенностью русского классицизма, который, при всей его нормативности, открыт для иных стилей и направлений. Впоследствии один из первых русских сентименталистов М.Н. Муравьев обратится именно к оде Ломоносова как к литературному образцу и источнику эмоционально окрашенной лексики.  

На Западе — Выдающимися представителями классицизма были французские драматурги П.Корнель, Ж.Расин, Ж.-Б.Мольер, баснописец Лафонтен.

В России: Главными представителя классицизма были В.Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.Сумароков, а ведущим жанром классицизма была ода, создателем которой считают римского поэта Горация (65-8 до н.э.), написавшего оду «Памятник».

Список литературы: 

  1. Гуковский Г.А. О русском классицизме // Поэтика. 
  2. Курилов A.C. О сущности понятия ≪классицизм≫ и характере литературно-художественного развития в эпоху классицизма // Русский и западноевропейский классицизм. Проза. 
  3. Лебедева О.Б. Русская высокая комедия XVIII века: Генезис и поэтика жанра. 
  4. Пумпянский Л.В. К истории русского классицизма // Контекст 
  5. Серман ИЗ. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира.  
  6. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. 
  7. Лион П. Э., Лохова Н. М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы. 
  8. Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов. Основы теории литературы.
  9. Русакова М.В., Спектор А.Л. Теория литературы: учебное пособие.
  10. О.И. Федотов. Основы теории литературы.

Проверочная работа по литературе на тему «Классицизм и сентиментализм» (9 класс).

Проверочная работа по теме «Классицизм и сентиментализм».

9 класс.

Вариант 1.

1) Для классицизма характерно деление на жанры

А) стихотворные и прозаические;

Б) высокие, средние, низкие;

В) драматургические, эпические и лирические.

2) Автор «теории трёх штилей» —

А) И.И.Дмитриев;

Б) В.К.Тредиаковский;

В) М.В.Ломоносов;

Г) Г.Р.Державин.

3)Басня, согласно теории классицизма, относится

А) к высоким жанрам;

Б) к стихотворным жанрам;

В) к низким жанрам;

Г) к средним жанрам.

4)Правило «трёх единств» включает в себя

А) единство действующих лиц, времени и места;

Б) единство времени, места и действия;

В) единство жанра, места и действия.

5) На какие две группы делились герои произведений классицизма?

А) отрицательных и положительных;

Б) высоких и низких;

В) главных и второстепенных.

6)Исключите лишний для классицизма жанр:

А) ода;

Б) трагедия;

В) загадка;

Г) басня.

7)Укажите правильные ответы.

«Ода на день восшествия…» М.В.Ломоносова

А) передаёт восхищение поэта Россией, её богатствами, простором и красотой;

Б) ограничивается традиционными рамками прославления великих исторических личностей;

В) содержит демократические настроения, надежду на потомков, которые послужат развитию страны;

Г) прославляет науки.

8) Отметьте мысли, соответствующие содержанию стихотворения Г.Р.Державина «Властителям и судьям».

Лирический герой стихотворения

А) возлагает надежды на народ, который восстановит справедливость в государстве и покарает неправедных властителей;

Б) уповает на справедливость Божьего суда, который постигнет неправедных властителей мира сего;

В) надеется силой собственного поэтического слова пробудить совесть влиятельных лиц;

Г) погружается в мир иллюзий и отвлекается от темы народных страданий.

9) Главной мыслью повести А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» является

А) осуждение крепостного права и его пагубного влияния на развитие России;

Б) поддержка произвола чиновников и судей;

В) величие и красота русской земли.

10)Глава «Пешки» иллюстрирует

А) картину уюта и достатка крестьян;

Б) возмутительное зрелище крестьянской нищеты;

В) заботливое отношение хозяев к своим крепостным.

11)«Путешествие из Петербурга в Москву»

А) написано в рамках классицизма;

Б) написано в рамках сентиментализма;
В) соединило в себе черты классицизма и сентиментализма.

12)Жанр «Бедной Лизы» Н.М.Карамзина —

А) очерк;

Б) повесть;

В) рассказ;

Г) роман.

13) Эраст женился на богатой вдове, потому что

А) не мог отказаться от привычного образа жизни, благосостояние для него было важнее любви;

Б) он презирал представителей крестьянства;

В) в армии он проиграл свое имение и остался без средств.

14) Что случилось с Лизой в повести Н.Карамзина «Бедная Лиза»:

А) вышла замуж и жила счастливо;

Б) покончила с собой, утопившись в пруду;

В) умерла от тяжёлой болезни;

Г) уехала подальше от людей.

15) Дайте ответы на вопросы полными предложениями:

А)Какое значение слова «бедная» в заглавии повести «Бедная Лиза» является главным и почему?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б)Какова роль рассказчика в повести «Бедная Лиза»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2.

1) Какая черта не относится к классицизму?

А) культ разума;

Б) художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;

В) пристальное внимание к внутреннему миру человека, психологизм.

2)Комедия, согласно теории классицизма, относится

А) к высоким жанрам;

Б) к стихотворным жанрам;

В) к низким жанрам;

Г) к прозаическим жанрам.

3)Как называют в литературе фамилии героев, намекающие на их характеры?

А) намекающие фамилии;

Б) говорящие фамилии;

В) характерные фамилии.

4) Теория «трёх штилей» основывается на

А) употреблении старославянской лексики ;

Б) использовании историзмов;

В) употреблении простонародных слов и выражений.

5)Художественное своеобразие сентиментализма состоит

А) в изображении внутреннего мира и чувств человека;

Б) в восхвалении гражданской позиции персонажей;

В) в уходе от реального мира.

6)Исключите лишний для сентиментализма жанр:

А) былина;

Б) дневник;
В) повесть;
Г) письмо.

7)Отметьте мысль, соответствующую содержанию стихотворения Г.Р.Державина «Памятник».

Темой стихотворения является

А) мечта о собственной славе;

Б) мысль о бессмертии поэзии, о праве поэта на всенародную любовь;

В) мечта о памятнике – архитектурном сооружении, которое станет местом почитания поэта.

8)Какого писателя имела в виду Екатерина Великая, назвав его «бунтовщиком похуже Пугачёва»?

А) Г.Р.Державина;
Б) А.Н.Радищева;
В) Н.М.Карамзина.

9)А.Н.Радищев назвал главы в книге «Путешествие из Петербурга в Москву»

А) по именам героев;

Б) по названиям почтовых станций;

В) по названиям городов России;

Г) по названиям губерний.

10) Основная мысль главы «Любани» заключается

А) в неприятии автором жестокого отношения помещиков к крепостным крестьянам;

Б) в недовольстве автора условиями крестьянского труда;

В) в том, что крестьянину приходится работать в воскресенье.

11)Эраста, героя повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»,привлекла в Лизе:

А) бедность;

б) естественная красота;

в) чистота и аккуратность;

г) доступность.

12) Фраза из «Бедной Лизы», ставшая крылатой, —

А) «Натура призывает меня в свои объятья»;

Б) «И крестьянки любить умеют»;

В) «Смерть за отечество не страшна…».

13) Какую роль играет повествователь в «Бедной Лизе»?

А) он отстранённо, беспристрастно рассказывает историю Лизы и Эраста;
Б) он даёт оценку событиям и героям и сам эпизодически участвует в истории;

В) он активный участник всех основных событий повести; он влияет на их ход.

14)В какой строке все слова — старославянизмы?

А)отрада, зрак, науки;

Б)изволила, внимает, взирает;

В) град, елень, блато.

15) Дайте ответы на вопросы полными предложениями:

А)Каким человеком вам представляется повествователь в «Путешествии из Петербурга в Москву»?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б)Какую роль играет в «Путешествии из Петербурга в Москву» образ дороги?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

За задания 1-14 даётся по 1 баллу, за задания 15 (А, Б) – по 3 балла.

Максимальное количество баллов – 20.

Отметка «3»ставится за 10 баллов, «4» — за15 баллов, «5» за 19-20 баллов.

это… Идеи и черты классицизма, классицизм в литературе, русский классицизм

Что такое классицизм?

Классицизм — это большой стиль в европейском искусстве XVII-XIX веков, который опирается на принципы древнегреческого и древнеримского искусства. Искусство эпохи классицизма подвержено четким канонам, а иногда и иерархии, оно призвано воспитывать нравы и просвещать общество. Классицизм обращается к вечному, к идеальному, отбрасывая все случайное и временное.

Как любой большой стиль, классицизм затронул все сферы искусства, его можно проследить в архитектуре, литературе, скульптуре, живописи, театре и музыке.

Когда появился классицизм?

Слово «классицизм» происходит от латинского classicus — образцовое. Считается, что стиль появился в Западной Европе XVII века — в первую очередь, во Франции и Италии. Вторая волна — или «неоклассицизм» — приходится на вторую половину XVIII — начало XIX веков. В это же время стиль приходит и в Россию — у нас его называют просто «русский классицизм».

Классицизм в Европе и России

Важно не забыть, что в Европе и России под периодами классицизма и неоклассицизма подразумевается разное время. Русский классицизм совпадает по времени с европейским неоклассицизмом, европейский классицизм был на век раньше, а период неоклассицизма россии — на век позже.


Европа

Россия

Классицизм

XVII век

Конец XVIII — начало XIX века

Неоклассицизм

Конец XVIII — середина XIX века

Конец XIX- начало XX века


Идеи классицизма

Классицизм развивался под сильным влиянием идей эпохи просвещения, и в частности — философии рационализма Декарта. В традиции классицизма во главе угла стоит разум, а не чувства, он же является единственным возможным источником гармонии и красоты. Произведения искусства обязаны быть стройными и ясными, они должны быть подчинены четким законам логики, а их главная цель — «увеселяя научать».

Иерархия жанров классицизма

В эпоху классицизма считалось, что искусство должно нести в себе в первую очередь воспитательную роль. Благодаря этой логике, в живописи и литературе установилась строгая иерархия, где каждый жанр был на своем месте, а смешивать их считалось дурным тоном:

В художественных академиях выше всего ценилась историческая живопись, картины, которые описывали и трактовали события истории и мифологии, основываясь на определенной морали. Низким жанром считались картины на повседневные темы, портреты, пейзажи и натюрморты.

В литературе высокими жанрами считались трагедии, оды, эпопеи, мифологические и религиозные сюжеты и тд, а басни, комедии и сатира считались низким жанром. Тем не менее, и низкие жанры ярко развивались в эпоху классицизма: к этому жанру относятся, например, басни Лафонтена и комедии Мольера.

В русском классицизме иерархию жанров зафиксировал Михаил Ломоносов в теории «трех штилей»: высоким стилем считались оды, героические поэмы и трагедии, средним — элегии, драмы и сатира, а низким — комедии и басни.

Признаки классицизма

Для классицизма характерны в первую очередь подражание и канонизация античности. К темам античности художники стали обращаться почти сразу же после конца средневековья, но в 17 веке благодаря идеологии просвещения, Древний Рим и Греция действительно стали «золотым стандартом». Античные мотивы можно проследить во всех сферах искусства классицизма.

В театре

В театре каноном стало правило единства времени, места и действия, позаимствованное у древних греков. Пьеса должна была рассказывать об одном конфликте, который происходит в течение одних суток в одном месте. В таком формате писали Корнель, Расин и Мольер. Целью творчества становится поучение, а излюбленной темой — конфликт долга и чувств, героя и рока.

В поэзии

В искусстве классицизма разум стоит превыше всего, именно разуму должна подчиняться форма и содержание любого произведения искусства. Поэзию эти идеи тоже не обошли стороной: стихотворения классицизма должны были быть достаточно понятны, легки и строги, и при этом не жертвовать изяществом, не превратиться в пошлость. Самые известные поэты классицизма, Никола Буало во Франции и Михаил Ломоносов в России, писали трактаты о том, как правильно писать стихи, внедряли четкую структуру, высокий слог и патетику. Например, в «Письме о правилах российского стихотворства» Ломоносов представил «силлабо-тоническую реформу» — первую систему «метров» русского стихосложения.

В архитектуре

В архитектуре классицизм пришел на замену стилю барокко. Принципы стиля в архитектуре были сформулированы венецианским мастером Андреа Палладио.

Архитектуру классицизма отличает четкость и логичность форм, строгий, сдержанный декор и античный храмовый ордер, который был перенесен буквально на все, вплоть до частных домов.

Архитектурный классицизм множество раз менялся, принимал разные формы — его частью является как, например, наполеоновский ампир, который черпал вдохновение из имперского Рима, так и весь Санкт-Петербург, который почти целиком можно считать памятником классицизма.

Классицизм и сентиментализм

Сентиментализм возник на рубеже XVIII и XIX веков как антитеза рациональности классицизма. Если классицизм обращается к разуму, ставит долг и героизм превыше всего, то сентиментализм обращается к чувствам и эмоциям, к внутреннему миру. Для сентиментализма характерны отказ от пафоса и прямоты классицизма, и подчеркнутая чувствительность персонажей. Логика и ум больше не являются залогом гармонии, границы жанров стали мягче, а античные элементы используются уже без такой педантичности.

За сентиментализмом пришел романтизм, который по сути был открытым бунтом против идеологии классицизма. Тем не менее, мода на классицизм и его элементы время от времени возвращалась: в России конец XIX века иногда даже называют периодом «неоклассицизма», а архитектура заимствовала элементы классицизма вплоть до середины XX века. Наиболее яркий пример такого заимствования — это «сталинский ампир» в Москве.

Охарактеризуйте классицизм как направление в литературе и искусстве (особенности мировосприятия, художественные открытия и величайшие представители)

Классицизм — художественное направление в западноевропейском искусстве и литературе, который стал доминирующим в XVII ст. , в эпоху становления абсолютистских государств, а в некоторых странах сохранял свои позиции вплоть до начала ХIХ ст. Однако формирование классицизма началось еще в XVI ст. Гуманисты эпохи Возрождения отвергли принципы средневековой драмы и поставили перед собой цель возродить традиции античного искусства. Становлению классицизма как литературного направления оказывало содействие формирование сильных монархических государств. В искусстве многих стран классицизм стал первым направлением, которое официально признала власть. Идея национального единства в политике монархов отвечала задачам, которые ставили перед собой классицисты.

Поэтому цари и короли охотно приближали к себе писателей, а те прославляли их в своих произведениях, провозглашая необходимость общественного служения государственным интересам. Принципы государственности и дисциплины, которые утверждались в эпоху абсолютизма, повлияли и на регламентацию в искусстве. Произведения приобрели большую четкость и уравновешенность, согласно общепризнанным канонам. Кроме того, формирование нации нуждалось и в упорядочении языка, создании общенациональных языков. В некоторых странах существовали большие расхождения между устным и письменным языками. Классицисты решают эту задачу, выдвигая новые языковые нормы, упорядочивая элементы языка согласно иерархии стилей и жанров.

Классицисты провозгласили античную литературу идеальной, классической, достойной наследования. Это художественное направление проявилось сперва как теория и практика наследования античного искусства, но со временем, захваченные примером античных мастеров, классицисты стремились сами устанавливать образцовые каноны искусства.

Философская основа классицизма — рационализм. Согласно представлениям рационалистов, опыт, практика, чувства не имеют ни единого значения, главное — это деятельность ума, который является критерием оценки всего. Рационалисты утверждали веру в ум, приоритет умственной деятельности человека над другими проявлениями его натуры.

Самое последовательное и обоснованное изложение теория классицизма нашла в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674), написанном в то время, когда литературный классицизм во Франции уже сформировался. Буало определил четкие рамки каждого жанра, узаконил жанровую специфику. Он поделил жанры литературы по темам и особенностям стиля. Оде принадлежало быть величавой и воспевать выдающихся лиц. Поэма должна была изображать выдающиеся исторические события и подвиги героев. Трагедия, как правило, была ареной борьбы обязанности и чувств персонажей. Эпиграмма, басня, комедия приближались к будничной жизни людей, используя живые, разговорные элементы. Однако и в них необходимо было сохранять стройную композицию и логику развития характеров. В драматургии Буало выдвинул правило трех единств (места, действия, времени).

С точки зрения теоретика классицизма, ум — это истина и красота, которые представляют высочайший идеал искусства. В понятие «ум» Буало вкладывал абсолютный, универсальный, утонченный художественный вкус, произведенный в эпоху античности и, по его мнению, утраченный в Средневековье. Теперь (т.е. во времена Буало) художественный вкус стал достоянием культурных слоев населения. Отсюда ориентация классицизма на «аристократизм духа», интеллектуализацию искусства. По словам Буало, высший художественный вкус достигается сугубо умозрительными путями. Теоретик классицизма считал, что античные мастера создавали свои шедевры, следуя определенным правилам, итак, нужно воспользоваться этими правилами. Из этого вытекают четкая регламентация классицизма, требование соблюдать в литературном творчестве упроченные каноны.

Какие же характерные особенности произведений классицизма? Классицисты утверждали вечность идеала прекрасного, и это побуждало их подражать традициям художников античности. Они утверждали, что если в одни времена создаются образцы прекрасного, то задача художников более позднего времени — приблизиться к таким образцам. Отсюда — установление общих правил художественного творчества.

В литературе прослеживается четкое распределение на определенные жанры: высокие (ода, эпопея, трагедия, героическая поэма), средние (научные произведения, элегии, сатиры), низкие (комедия, песни, письма в прозе, эпиграммы). Темы для произведений высоких жанров — события общенационального и исторического значения, в которых принимали участие цари, выдающиеся деятели, придворные и др. Писали эти произведения величавым, торжественным языком. Темами для средних и низких жанров были наука, природа, человеческие недостатки, социальные пороки. В произведениях этих жанров действовали представители средних и низших классов, язык приближался к разговорному. Если в высоких жанрах прославлялись идеи монархии и общественного служения, то в средних и низких жанрах утверждались идеи познания мира и человеческой природы, разоблачались недостатки общества и человеческих характеров.

Классицисты считали, что античные мастера создавали по законам ума. Писателям нового времени тоже нужно придерживаться этих законов. Отсюда походит почти математическая точность правил искусства классицизма (иерархия жанров, правило трех единств в драматургии и т.п.). Все это накладывает на произведения классицистов отражение холодного бесстрастия и чрезмерной логичности.

Драматические произведения (трагедия, комедия) подчиняются правилу трех единств — времени, места, действия. Пьеса показывала события, которые происходили на протяжении одного дня и в одном месте.

Для классицизма вообще характерны аристократизм, ориентирование на требования и вкусы высших слоев общества, хотя некоторые представители классицизма (например Мольер) нарушали это правило.

Вывод. Эстетичную ценность для классицистов представляло лишь вечное, неподвластное времени, в частности произведения античности. Наследуя древних авторов, классицисты сами создавали «вечные» образы, которые навсегда вошли в казну мировой литературы (Тартюф, Сид, Гораций, Федра, Андромаха, мещанин-шляхтич, скряга, недоросль и др.). Классицистичные произведения стали торжеством гармонии, ума и порядка над хаосом и разногласиями бытия.

Опорные понятия: эстетичные критерии, правило трех единств, классификация и иерархия жанров.

Классицизм — основные черты, жанры, особенности

ХХVIII век прошел в России под знаком классицизма. В Европе классицизм зародился и развился значительно раньше, в XXVII веке.

Черты, особенности и жанры классицизма

Классицизм – это и литературное течение, и направление в искусстве.

Литераторы и художники стремились построить искусство, признавая первенство Разума над Чувством. А если мы создаем произведение искусства на основах Разума, то мы должны строго следовать логике и правилам, которыми управляется и космос, и миры. Человек же постигает эту логику своим умом. Чувства человека неразумны, идут от стихийной природы, приводят человека к ошибкам, заблуждениям, эгоизму. Божественный разум и животные страсти – вот два начала борьбы в человеке. Накал этой борьбы прекрасно умели изображать французские классицисты (Жан Расин).

Все произведения классицистического направления подчинялись этой логике и строгим правилам. Вся литература делилась на жанры, в каждом из которых были свои правила и нормы. Так, в драматических жанрах требовалось соблюдать единство времени, места и состояния.

Жанры классицизма

В классицизме все жанры делились на:

Высокие (их характерные черты – абстрактность, самые общие идеи, государственные или философские проблемы).

  • Эпопея — героическая поэма об экстраординарном событии в жизни государства,
  • Ода — воодушевленное стихотворение о важном государственном событии или тех или иных философских взглядах автора,
  • Ораторская речь – то же, что ода, только в прозе.

Средние (характерные черты – борьба высоких идей или идеалов с эгоистическим стремлением к личному счастью).

  • Трагедия – борьба между долгом, разумом и чувством, при этом обязательно побеждал долг.
  • В стихах – идиллия, эклога и др.

Низкие (характерные черты – конкретная жизнь и характеры людей, обычно в комическом ключе).

  • Бытовой роман,
  • Басня,
  • Комическая и пародийная поэзия,
  • Комедия.

Классицизм отвергал авторскую оригинальность, требовалось стремиться к идеалу – вечные и единые правила и законы искусства, опора на классические образцы (античная, в основном римская литература и искусство). Впрочем, человеческая натура брала свое, и это направление  дало России оригинальные произведения Ломоносова, Державина, Фонвизина и других

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Русский классицизм как художественная система и литературное направление.

Классицизм — исторически обусловленный способ идейно-эстетического восприятия и моделирования действительности в художественных образах. Особенность – сильное давление теории на творческую практику писателей.

Литературное направление – признание конкретных признаков, приёмов.

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «Трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие, как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.

Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия ( Д. И. Фонвизин), сатира ( А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).

Основа классицизма:

— культ античной литературы (использование жанров, сюжетов, мифологии)

— господство обобщённых и отвлечённых идей и образов

— рационализм. Строгая систематизация идей и образов

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

— подчинение строгим правилам поэтики, нормативность

— внеисторичность и абстрактность худ.образов

— преобладание в характерах типизации в ущерб индивидуализации

— на первом плане – дисциплина. Строгие рамки. Стройность.

— триединство (единство времени, места и действия = один день, одно место, одна сюжетная линия в пьесе без ответвлений).

Черты русского классицизма:

— идейная основа русского классицизма — развитие просвещения и национальной культуры, просветительские задачи

— нет опоры на старые традиции

— отчетливо выражен гражданский пафос — обращение к сюжетам русской истории,

— ярко выраженная сатирико-обличительная тенденция (Кантемир). Сатирическая линия способствует развитию реалистических тенденций (реализм не как мировоззрение, а как отношение к жизни).

— связь русского классицизма с истоками русского народного творчества.

— нет апологии (защиты) абсолютизма

Начинатели классицизма — Кантемир и Тредиаковский. Классицизм способствовал выработке отточенного и ясного языка в русской литературе.

Русский классицизм отличается чертами неповторимого национального своеобразия, среди важнейших причин которого должны быть отмечены следующие: исторический фон, Россия 18 века должна была решать ряд задач общеевропейского масштаба; период наступавшей реакции после смерти Петра, была угроза возвращения к прежним порядкам – литературе классицизма сразу был задан боевой, наступательный дух. В центре внимания могла быть не античность, а российская современность. Обличение (неотъемлемая часть высокого жанра трагедии) социальных пороков, борьба с консерваторами и реакционерами.

Категории добра и зла русскими писателями соотносились с наличием или отсутствием разумного начала в человеке. Добродетельным, истинно благородным человеком мог быть только тот, кто действовал не под влиянием душевных волнений или «страстей», а руководствовался в своем поведении требованиями разума, исходил из того, что принято было считать добром. Для осуществления этой программы ему необходимо было отказаться от стремления к личному благополучию, обуздать свои страсти, подчинить свои чувства общественной «должности».

В понимании поэтического творчества классицисты исходили из признания ведущей роли разума, который, воссоединяясь с дарованием, талантом, являлся основой познания в поэзии. Научный характер познания природы требовал господства интеллекта. Разум – это та сознательная рефлексия, которая ограничивает воображение поэта и направляет его к достижению моралистической цели. Задача поэта – достичь идеального совершенства с помощью разума, который благодаря своему однородному и универсальному характеру является не только наиболее совершенным способом познания правды, но и ее критерием. «Разумный» характер творчества обусловливал то предпочтение, которое в системе классицизма оказывалось знаниям правил и образцов. Этим же объясняется и склонность классицистов изображать в качестве героев людей, способных даже в моменты самых тяжких и бурных переживаний трезво мыслить, рассуждать и подчинять свои поступки велению разума.

Образы, почерпнутые из античной мифологии и литературы, были для классицистов естественной поэтической стихией, а не набором искусственных риторических украшений.

Кроме того, в русском классицизме отчетливо прослеживается утверждение естественного равенства людей, внесословной ценности человека.

Для классицистов характерно стремление к созданию произведений монументальных, с проблематикой большого общественного звучания, к изображению героев действенных, преисполненных жизненной энергии и способных благодаря своей воле и умению беспощадно анализировать кипящие в душе страсти подниматься до разрешения сложных, трагических конфликтов. Отсюда и предпочтение, оказываемое теорией классицизма монументальным жанрам в литературе – эпопее, трагедии.

Эпопея обладает наибольшей ценностью, т.к., обращаясь к далекому прошлому, поэт в этом роде творчества сможет воссоздать наиболее отвлеченные ситуации, что позволит придать вымыслу наиболее правдоподобную форму. В эпической форме по сравнению с трагедией больше возможностей для достижения совершенного идеала – героического характера. Поскольку в основе эпической поэмы лежит, как правило, легендарная истина, обладающая самой высокой степенью поэтической истинности, то для достижения правдоподобия достаточно лишь внутренней непротиворечивости поступков героев и изображаемых событий. Область трагедии – историческая эпоха, обладающая меньшей степенью истинности, т.к. в ней может встретиться непреднамеренное, случайное событие, нарушающее стройность поэтического вымысла и требование правдоподобия. Именно поэтому истинность трагедии оказывается менее основательной, чем в эпической поэме. Комедия оказывается еще ниже эпопеи и трагедии, т.к. в ней еще труднее достичь правдоподобия. Простой опыт публики, хорошее знание современных нравов может раскрыть неосновательность сюжета комедии с позиций правдоподобия.

В зависимость от жанра был поставлен выбор средств эмоционального воздействия на человека. В трагедии – это приятный ужас и живое сострадание, в комедии – смех, в сатире – гнев, в оде – восторг. Каждому чувству был присущ и свой «язык», содержанию и назначению произведения должен отвечать и его стиль.

Определяющее место в литературной системе классицизма заняли «высокие» и «низкие» жанры. В них ставились и решались одни и те же задачи – утверждение идеала человека-гражданина и патриота. Разными были только способы его утверждения: в высоких жанрах – при помощи прямого воспевания идеала, в низких – через осмеяние людей недостойных. «Средние» жанры оказались на периферии литературной системы классицизма. И здесь особо следует сказать о таких жанрах, как элегия, послание, песня. Обращенные к изображению внутреннего мира отдельного человека, всецело взывающие к воображению и индивидуальному опыту, они не заняли в литературе классицизма периода его расцвета ведущего положения. Но в последней трети века в связи с изменением общей ситуации в литературе интерес к этим жанрам растет.

В развитии русской жанровой теории классицизма справедливо усматриваются два периода. Первый период, связанный с именами Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова – это время создания четкой и организованной системы жанров, учитывающей как достижения французской жанровой теории, так и состояние национальной русской литературы. Второй период связан с деятельностью Державина и Хераскова. Он ознаменован началом разрушения строгих жанрово-типологических характеристик, становлением жанров, рождавшихся на стыке традиционных, что создавало предпосылки для выхода в другую литературную эпоху.

Русские писатели оказались верны основному принципу классицизма – изображать события отдаленных эпох, но, в противоположность европейскому, в частности, французскому классицизму, обратились главным образом к отечественной истории. Именно там они находят образы людей, деятельность которых была одушевлена любовью к отечеству, заботой об освобождении его от исконных врагов, об усилении могущества Русского государства: Вадим Новгородский, Рюрик, Святослав, Владимир Мономах, Александр Невский, Димитрий Донской, Петр I и др.

Характер должен  был быть однолинейным и неизменным при любых обстоятельствах. Единство времени, места, действия «вне пространства и времени». Классическая трагедия — не драма действия, а драма разговоров.

Важны:

1)      Реформа стихосложения

2)      Регламентация жанровой системы

3)      Регламентация словоупотребления

+ Нормативный акт классицизма – Сумароков «Наставление хотящим бытии писателями» 1774г.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

образцов литературного классицизма | Образование

Литература часто отражает культурные установки. Литературный классицизм был наиболее популярен и оказал наибольшее влияние с середины 1700-х до примерно 1800-х годов, в первую очередь в Англии. Также называемые неоклассическим стилем или периодом, эти работы отражали стили и идеалы древнегреческой и римской мысли и искусства, уделяя особое внимание логике, симметрии, целостности, закону и верности. Примеры неоклассицизма в литературе встречаются в различных жанрах того периода.

Раннее Просвещение

Литературный классицизм зародился, когда Европа вступила в период Просвещения, время прославления разума и интеллектуализма. Примерно с середины 1600-х до 1700 года такие авторы, как Джон Драйден, Сэмюэл Пепис, Джон Локк, Жан Расин и Мольер, являлись примерами этих концепций. Поэзия Драйдена, особенно «MacFlecknoe» и «Annus Mirabilus», демонстрируют классицизм, следуя форме древнегреческой и римской эпической поэзии. Хотя «MacFlecknoe» — сатира, по своей структуре он следует эпической героической традиции.«Annus Mirabilus» также прославляет концепцию национализма.

Начало 1700-х годов

Примерно с 1700 по 1750 год движение набирало популярность, особенно в Англии. Среди английских писателей были Александр Поуп, Джонатан Свифт и Джозеф Аддисон, а в этот период работал французский писатель Вольтер. Поуп перевел древние произведения Гомера, а затем подражал этому стилю в своей собственной поэзии с точки зрения структуры, рифмы и образного языка. Одна из его самых известных работ — «Похищение замка», имитационная эпопея, похожая на ранние неоклассические работы Драйдена.События в популярном произведении Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера» отражают типы ситуаций в древних эпосах, хотя и с сатирическими нотками.

Золотой век

Середина-конец 1700-х годов были преобладающим периодом неоклассицизма в литературе. Влияние Сэмюэля Джонсона очевидно из термина «Эпоха Джонсона», обычно применяемого к тому периоду. Большая часть сатиры в неоклассический период оплакивала состояние британского правительства в этот период и пыталась продемонстрировать преимущества создания и поддержания строгой структуры и цепочки управления в правительстве, как это было во времена Древней Римской империи.Неоклассическая концепция структуры и разума отражена в его основной работе, «Словаре» предписывающего выбора слов и грамматики.

Американские авторы

Литературный классицизм появился и в американских колониях, хотя и позже, чем в Европе. Обычно это называют колониальным периодом в американской литературе. Среди авторов, писавших в этом стиле в 18 веке, — Бенджамин Франклин, Томас Пейн и Томас Джефферсон. Наиболее очевидной связью с классическими идеалами в колониях является концепция патриотизма, поскольку в это время произошла Американская революция.Акцент таких работ, как брошюры Пейна «Здравый смысл» и Декларация независимости, приписываемая Джефферсону, подчеркивает важность логики и объединения людей страны для борьбы с тиранией.

Ссылки

Биография писателя

Кристи Свит профессионально пишет с 1982 года, в последнее время публиковалась на различных веб-сайтах по таким темам, как здоровье и благополучие, а также образование. Она имеет степень магистра английского языка в Университете Северного Колорадо.

Жанры классической музыки

Самый полный список жанров классической музыки, доступный в Интернете

Сайт «Список музыкальных жанров» охватывает многие из самых популярных стилей классической музыки. Мы надеемся, что это станет исчерпывающим списком жанров классической музыки в Интернете. Отправьте электронное письмо, чтобы добавить @ musicgenreslist dot com, если вы чувствуете, что какие-либо жанры классической музыки отсутствуют и мы добавим, чтобы закончить список музыки.

  • Авангард
  • Барокко
  • Камерная музыка
  • Напев
  • Хоровой
  • Классический кроссовер
  • Ранняя музыка
  • Высокая классика
  • Импрессионист
  • Средневековый
  • Минимализм
  • Современная композиция
  • Opera
  • Оркестровый
  • Ренессанс
  • Романтический
  • Свадебная музыка

Классическая музыка уходит корнями в западную культуру.Он включает в себя как религиозную, так и светскую музыку.

Иногда термин «классическая» используется для обозначения музыки классического периода (1750–1820 гг.). Это чаще всего используется в отношении художественной музыкальной традиции, содержащейся в классическом периоде, и связанных с ней слияний.

Хотя этого термина не было до начала девятнадцатого века, классическая музыка берет свое начало в одиннадцатом веке. Первые формы нотной записи были разработаны в Европе католическими монахами, которые хотели стандартизировать религиозную музыку во всех церквях.

Структура и характеристики классической музыки

Классическая музыка известна своей сложной инструментальной музыкой, такой как концерт, соната, фуга и симфония. Он также может содержать смешанные инструментальные и вокальные стили, такие как кантата, месса и опера.

Трудно точно определить характеристики классической музыки, потому что она представлена ​​в широком диапазоне стилей и эволюционировала. Однако с тринадцатого века классическая музыка имеет стандартизированную систему обозначений, чтобы повысить точность ее исполнения.

Он характеризуется сложностью оркестровки, гармонии, ритма, текстуры, формы, фразировки и развития. В нем представлены как сложные сольные инструментальные партии, так и симфонические ансамбли.

Периоды классической музыки

Классическая музыка состоит из трех различных исторических периодов. Ранний период включает в себя средневековье (550–1400 гг.) И эпоху Возрождения (1400–1600 гг.). Период общей практики включает в себя эпоху барокко (1600-1750), классическую эпоху (1750-1820) и романтическую эпоху (1810-1910).

Текущий классический период включает в себя двадцатый век с 1901 по 2000 год и далее подразделяется на раннюю современную музыкальную эру с 1890-1930, эпоху высокого модерна в середине двадцатого века и современную (или постмодернистскую) эпоху с 1945 по настоящее.

Корни классической музыки лежат в разных местах, но отдельные тона и гаммы не были развиты примерно до 500 г. до н.э., у древнегреческого философа Пифагора. Древние греки также разработали такие инструменты, как авлос и лира, которые были ранними предшественниками нескольких современных инструментов в классическом оркестре.

Эпоха Средневековья и Возрождения

Песнопения преобладали в средневековую эпоху, когда католические монахи начали стандартизировать духовную музыку во всей церкви. Инструменты этого периода включают ранние версии флейты и скрипки.

Инструментарий получил дальнейшее развитие в эпоху Возрождения с появлением первых басовых, медных и ударных инструментов, а также переносных трубных органов.

Формы музыки начали формироваться по мере роста популярности социальных танцев. Стало необходимо, чтобы стандартная форма нотной записи повысила точность публичных выступлений.

Изобретение нотной печати и различных инструментов способствовало быстрому развитию классической музыки, и в период Возрождения появилось несколько выдающихся композиторов.

Эпоха барокко

По мере развития классической музыки в эпоху барокко в большинстве композиций появилась непрерывная басовая линия, что позволило создавать более сложные музыкальные структуры. Соната начала формироваться, появились формальные вариации и темы.

Клавиатура стала популярной, и появились новые инструменты, такие как виолончель, гобой и фагот.Хотя типы инструментов в ансамбле еще не были стандартизированы, спектр используемых музыкальных инструментов значительно расширился.

Классическая эпоха

В классическую эпоху приезжали такие композиторы, как Йозеф Гайдн, Людвиг ван Бетховен и Вольфганг Амадей Моцарт. Стандартизация стиля, представления и композиции прочно утвердилась в эту эпоху.

Фортепиано стало преобладающим клавишным инструментом, и начали формироваться основы, необходимые для построения оркестра.Опера продолжала развиваться и в этот период, а симфония стала самостоятельной музыкальной формой.

Эпоха романтики

Эпоха романтизма стала свидетелем дальнейшего развития мелодической линии, демонстрируя более выразительные эмоции через классическую музыку в соответствии с движением искусства. Произведения произвольной формы вышли из этой эпохи, такие как прелюдии, фантазии и ноктюрны.

Классическая музыка продолжала набирать такую ​​популярность, что музыкальные учреждения теперь можно было отличить от дворянства и стать их собственными независимыми образованиями.Это преобразование стимулировало создание организаций по обучению, сохранению и исполнению музыки.

В эпоху классики также произошла модернизация фортепиано в том виде, в каком мы его знаем сегодня, и спрос на этот инструмент феноменально вырос. За это время было создано большое количество производителей фортепиано.

Эпоха модернизма

Эпоха модернизма ознаменовалась отказом от общепринятых стандартов периода практики, таких как традиционные мелодии, структура, инструменты и тональность. Классический жанр стал больше связан с эстетической и философской позицией в музыке, а также с развитием музыкального языка.

Классическая музыка сегодня

Сегодня классическая музыка включает в себя множество инструментов, некоторые из которых вошли в классическую музыку благодаря своей роли в других популярных формах музыки, включая классическую гитару и банджо.

Преобладает одинаковый темперамент, хотя в музыке более ранних эпох используются разные версии.

Классика — Эпохи и жанры — Откройте для себя музыку

Классический

Классический период относится к эпохе, которая началась примерно в 1750 году и включала таких композиторов, как Гайдн, Моцарт и Бетховен.Также активными в этот период были Россини и Паганини.

Все, что мы играем на Classic FM, — это «классическая музыка», музыка, отличная от поп-музыки, джаза или фолка. Но классическая эпоха в истории музыки конкретно относится к периоду, когда такие композиторы, как Гайдн, Моцарт и Бетховен, были активны, отстаивали симфонию, сочиняли комические оперы и разрабатывали сонату для фортепиано.

Этот новый музыкальный стиль совпал с Эпохой Просвещения, временем радикального изменения социальных ценностей, сосредоточенных на правах человека и свободе религии.Его архитектурный стиль напоминал древний Рим и Грецию — отсюда и термин «классический».

Оркестры претерпели большие изменения: клавесин или орган больше не были их музыкальной основой, а духовые инструменты, такие как валторна, труба, кларнет, флейта и гобой, присоединились к струнам, чтобы создать новое, отличительное звучание.

Оркестровая установка привела к созданию самого важного музыкального стиля той эпохи — симфонии. Он быстро развивался в начале эпохи, переходя от стандартного строгого трехчастного формата с быстрым открытием, медленным средним движением и быстрым завершением, чтобы стать обширным четырехчастным средством оркестрового самовыражения.

Вместе с оркестром появился струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели. Сами произведения называются «струнными квартетами» и следуют стандартному четырехчастному формату, напоминающему симфонию.

В этот период появилось и фортепиано. Самыми важными сольными произведениями классической эпохи были сонаты, написанные для любого сольного инструмента, но особенно для фортепиано.

В эпоху классицизма доминировали два величайших композитора, Гайдн и Моцарт, работавшие в Вене.Гайдн сочинял фантастическую хоровую, оперную, оркестровую и инструментальную музыку, но симфонии были его величайшим достижением.

В последние годы 18 века появился Бетховен, который начал писать музыку в стиле, унаследованном от Моцарта и Гайдна. В конце концов, он перерос это и разделил классический стиль по швам, обозначив начало эпохи романтизма в музыке.

Посмотреть больше

образцов литературного классицизма | Ручка и блокнот

Литературный классицизм — это стиль письма, который сознательно копирует формы и тематику классической античности.Для целей западной литературы это означает греческую и римскую драму, поэтические формы, подобные эпосу, и литературную теорию, изложенную в «Поэтике» Аристотеля. Классицизм развивался в эпоху Возрождения и Просвещения и продолжал формировать литературу в 20 веке.

Истоки и особенности классицизма

Французские писатели семнадцатого века первыми присоединились к классическим стандартам в рамках организованного литературного движения. Признание идеалов античности началось, когда классические переводы впервые стали широко доступны в эпоху Возрождения.Литературный классицизм появился в драматических произведениях, созданных по образцу греческих мастеров, таких как Эсхил и Софокл, и стремился воплотить три единства Аристотеля. Они требовали, чтобы литературные произведения имели единую сюжетную линию, единое место и сжатый временной интервал. Литературный классицизм расширился от драмы до поэзии в эпоху Просвещения, когда он стал известен как неоклассицизм, и прозы в эпоху Августа 18 века английской литературы.

Классицистическая драма

Французские классицисты продемонстрировали свои идеалы почти исключительно в драме.Пьер Корнель, отец французской классической трагедии, адаптировал Еврипида в своей ранней пьесе «Медея». Шедевр Корнеля «Сид» нарушил строгую приверженность Трем Единствам, но развил драматическую форму, чтобы охватить требования как классической трагедии, так и комедии. Среди других французских классицистов — Жан Расин, чья работа «Андромака» расширила Троянскую войну, и Жан Мольер, проявивший свое мастерство в классической комедии в «Тартюфе» и «Мизантропе». В ХХ веке Т.В своих драматических произведениях С. Элиот воспринял литературный классицизм. «Воссоединение семьи» включает структуру и тематику «Ореста» Эсхила, а «Коктейльная вечеринка» — то же самое с «Алкестидой» Еврипида.

Поэзия классицистов

Итальянский поэт Данте — особняк в развитии литературного классицизма, поскольку его эпическая поэма «Божественная комедия» появилась независимо от какого-либо организованного движения. В своем трехчастном произведении Данте сознательно рисовал Вдохновение от классической эпической поэзии, в частности «Энеиды.Английский поэт Александр Поуп перенял классические приемы в эпоху Августа, в период английского искусства, прославившего Древний Рим. «Дунциада» и «Похищение замка» Папы используют формат эпической поэзии, но пародируют тон и известны как ложные. Робинсон Джефферс, американский поэт 20-го века, обновил «Медею» Еврипида и объединил приемы классической трагедии и эпической поэзии в таких произведениях, как «Кавдор».

Литературный классицизм в романе

Прозаическая литература пришла к нам после античности, поэтому в художественной литературе нет явных классицистских традиций, которые соответствовали бы традициям драмы и поэзии.Если оставить в стороне формат, ранние романы появились в эпоху, когда классическая литература была в почете, и романисты сознательно переняли аспекты классической литературы, такие как настойчивость Аристотеля в моральных ценностях, использование греческим драматургом божественного вмешательства и эпическая поэзия, сосредоточенная на пути героя. «Памела» Сэмюэля Ричардсона служит расширенным уроком ценностей морали среднего класса и предполагает участие Бога в личных делах. В таких романах, как «Робинзон Крузо», «Путешествие Гулливера» и «Дон Кихот» рассказывается о путешествии героя по образцу произведений Гомера и Вергилия.

Инструментальная музыка в эпоху классической музыки — видео и стенограмма урока

Жанры классической эпохи

Мы собираемся рассмотреть четыре жанра классической музыки. Классический период длился с середины 18 века до начала 19 века. Это было время, когда композиторы хотели, чтобы музыка звучала естественным, хорошо структурированным и привлекательным для среднего слушателя.

В классическую эпоху был бум новых жанров инструментальная музыка , то есть музыка только для инструментов, без пения.Большинство этих инструментальных жанров было разделено на три или четыре части , то есть отдельные, отдельно стоящие части. Инструментальную пьесу классической эпохи можно представить как ужин из трех или четырех блюд с движениями для курсов. Классические композиторы походили на опытных поваров, которые создавали вкусные блюда, полные баланса и контраста.

Движения симфонии

В 18 веке публичные концерты впервые стали популярными. До классического периода большинство концертов были частными, только по приглашениям, которые устраивали богатые аристократы.Но с ростом рынка среднего класса в 18 веке оркестры начали устраивать доступные концерты, которые финансировались за счет продажи билетов. Симфония — жанр для оркестра, который проявил себя во время публичных концертов классической эпохи.

Классическая симфония состоит из четырех частей. Первая часть обычно быстрая и написана в структуре, называемой соната-аллегро. Форма соната-аллегро построена на взаимодействии двух противоположных мелодий.Это захватывающая форма, которая часто немного бросает вызов мозгу. Вступительная часть — это мясо с картошкой в ​​симфонии.

Вторая часть классической симфонии называется медленной, потому что она (сюрприз!) Медленнее первой. Медленные движения часто кажутся лиричными и песенными, и они обычно вызывают эмоции у публики. Вы можете думать о медленной части как о согревающем супе в симфонии.

Третья часть классической симфонии — среднетемповый менуэт и трио .Это стилизованная версия менуэта, популярного социального танца 17-18 веков. Точно так же, как рок-музыка — это весело, потому что в ней используется танцевальный ритм, зрители наслаждались ритмом менуэта и трио симфонии, даже если они не вставали танцевать на концертах! Менуэт и трио можно представить себе как освежающий салат симфонии.

Последняя часть классической симфонии часто была быстрой. Иногда композиторы хотели закончить треком и писали сумасшедшую заключительную часть.Иногда они хотели закончить на серьезной или драматической ноте и писали грандиозный финал в форме сонаты-аллегро. Будь то пушистый, как мусс, или солидный, как яблочный пирог, четвертая часть завершает симфонию, как десерт.

Концерт Жанр

Зрители классической эпохи любили слушать симфонии на концертах оркестра. Также они любили сольные выступления звезд музыки. Жанр Concerto был идеальным способом совместить оба вида развлечений — это жанр для оркестра с участием солиста.

Классический концерт структурирован как симфония с парочкой важных изменений. В нем три движения, а не четыре; он пропускает менуэт и трио симфонии. Другое отличие состоит в том, что в концерте музыка для солиста переплетается с музыкой оркестра. Сольным инструментом может быть пианино, скрипка или любой другой инструмент по выбору композитора.

Жанры струнного квартета и сонаты

Было бы неплохо, если бы мы могли пойти на живой концерт, когда захотим послушать музыку? К сожалению, я не могу себе этого позволить, и меломан из среднего класса эпохи классической музыки тоже не может.Семьи классической эпохи часто владели своими музыкальными инструментами и играли на них, а домашняя музыка была популярным времяпрепровождением.

Для тех, кто любил драматизм симфонии, струнный квартет был отличным жанром для игры дома с друзьями. Струнный квартет — жанр для двух скрипок, альта и виолончели. Струнный квартет следует четырехчастной структуре симфонии с первой частью сонаты-аллегро, медленной частью, менуэтом и трио, а также быстрой заключительной частью.

Есть еще жанр, который отлично подходит для интровертов или для влюбленных пар: соната.Соната — это жанр для одного или двух инструментов, например, только фортепиано или фортепиано и флейты. В сонате, как и в концерте, три части: открывающая быстрая часть, лирическая медленная часть и энергичный финал.

Краткое содержание урока

В течение классического периода , который длился с середины 18-го до начала 19-го века, было четыре выдающихся жанра из инструментальной музыки . Каждая из них состояла из трех или четырех частей .Симфония была четырехчастным жанром для оркестра, который обычно открывался сонатой-аллегро из части . Он также включал медленную часть, менуэт и трио , а также быстрое закрытие. Концерт представлял собой трехчастный жанр для оркестра и солиста. Отечественные музыкальные жанры включали струнный квартет , , четырехчастный жанр для двух скрипок, альта и виолончели, и сонату , , трехчастный жанр для одного или двух инструментов.

Результат обучения

Посмотрев этот урок, вы должны быть в состоянии описать основные компоненты четырех выдающихся жанров инструментальной музыки, существовавших в эпоху классической музыки.

Музыкальный жанр | Тогда и сейчас: современная классика

У некоторых из нас слова «классическая музыка» вызывают особую чувственную память, своего рода психический портал прямо в самое сердце самых высоких художественных достижений человечества.

Для других это мгновенный сигнал, чтобы быстро переключиться на следующую радиостанцию ​​или рискнуть заснуть за рулем.

Как почти любой музыкальный жанр, классическая музыка может вызывать мощный эмоциональный отклик. Но, возможно, из-за культурных сдвигов, которые привели к взрыву западной молодежной культуры около 60 лет назад, классика имеет определенный особый заряд.

Нельзя сказать, что до середины 20 века классическую музыку любили все. Но после того, как джаз, фолк и рок-н-ролл покорили молодые сердца и умы по всему миру, классика навсегда останется ассоциированной с духотой, старостью и консерватизмом.

У такого отношения масса веских причин, и столько же сомнительных. Давайте погрузимся в небольшой залив безбрежного океана, называемый «классической музыкой», и посмотрим, сможем ли мы распутать некоторые из этих запутанных отношений. Для краткости и актуальности мы сосредоточимся на широком подмножестве классической музыки, которую можно назвать «модерн» или «современность», в зависимости от прихоти слушателя.

Почему? Если «традиционная» классическая музыка, написанная Иоганном Себастьяном Бахом, Вольфгангом Амадеем Моцартом, Людвигом ван Бетховеном и другими композиторами 17-19 веков, к середине 20 века стала «музыкой старых людей», то современная классика — это яркий, растущий и очень живой жанр, доказывающий, что и наше любопытство, и наше творчество действительно не знают границ.

Рождение современности

Конечно, каждая эпоха современна в свое время. В конце концов, в какой-то момент граммофон с ручным заводом был Sonos своего времени. Но хотя классическая музыка стала одной из основных форм искусства западной культуры, по крайней мере, со Средневековья — примерно с 500 по 1400 год нашей эры, — этот жанр действительно совершил скачок в новое на заре 20 века.

Тогда, как и сейчас, многие художники чувствовали, что этот жанр слишком укоренен в стилях прошлого, таких как романтизм, которого придерживались такие композиторы середины 19 века, как Фредерик Шопен, Франц Шуберт и многие другие.Вдохновленные первыми проблесками джаза, традиционного фолка, звуками как природы, так и растущих, шумных и хаотичных мегаполисов, которые тогда поднимались по всему миру, новое поколение композиторов было настроено внести классическую музыку в современную эпоху. .

Двумя наиболее известными композиторами той эпохи были Арнольд Шенберг (1874–1951) и Игорь Стравинский (1882–1971). Шенберг начал свою музыкальную карьеру под крылом таких влиятельных композиторов, как Густав Малер и Рихард Штраус, но его интерес к нарушению существующих норм музыкальной условности вскоре заставил его прокладывать свой собственный путь.Хотя ранняя пьеса Verklärte Nacht («Преображенная ночь») нашла у него страстных поклонников, более поздние работы, такие как «Квартет для духовых инструментов № 26», написанные в революционной 12-тональной системе его собственного дизайна, сделали его, пожалуй, самым влиятельным композитором. своего времени (хотя не тот, который получил всеобщее признание публики).

Стравинский вряд ли писал музыку для масс, но популярность и влияние его работ оказали огромное влияние не только на несколько музыкальных жанров, включая джаз и рок, но даже на такие, казалось бы, не связанные друг с другом дисциплины, как живопись, литература и кино.Если его партитура 1910 года к балету «Жар-птица» привела его к международной известности, возможно, это будет следующая работа, благодаря которой он сейчас запомнился больше всего.

Впервые исполненный в 1913 году, Le sacre du printemps — «Весна священная» был признан настолько спорным, что вызвал «почти бунт». Было ли это действительно взрывоопасным (или последующие пересказы раздули хаос), остается открытым вопросом. Что не вызывает сомнений, так это зловещая магнетическая сила партитуры Стравинского, резкий и тревожный вкус языческой тьмы, которую европейская публика, возможно, тогда не стремилась исследовать.Спустя более столетия после написания он остается таким эпохальным и вызывающе современным, каким могло бы быть любое произведение искусства.

Строительство путем разрушения: современная классика

Период между началом и концом 20 века вряд ли был востребован для классической музыки, большей частью новаторской и жанровой. Бела Барток черпал вдохновение из простых венгерских народных мелодий и писал композиции завораживающей странности и красоты; В оркестровых произведениях Джорджа Гершвина смешались популярные, джазовые и классические жанры; Джон Кейдж физически изменил бы традиционные инструменты, такие как пианино, и в конечном итоге ниспровергнул бы саму идею музыки.

Но в целом место классики как музыки для молодежи уменьшилось, во многом из-за конкуренции со стороны других жанров, о которых мы говорили ранее. По иронии судьбы, отчасти появление таких электронных инструментов, как синтезатор, помогло новому поколению композиторов создать обширный и аморфный жанр, по-разному называемый «современной» или «современной» классической музыкой.

Одним из определяющих качеств классической музыки является то, что она записана или записана.Это то, что делает его воспроизводимым спустя годы (и даже столетия) после того, как он был написан. Конечно, для этого требуется определенная способность: исполнители должны, по крайней мере, уметь читать ноты и часто быть в состоянии продемонстрировать замечательное мастерство игры на данном инструменте.

Это требование не закончилось с появлением синтезаторов. Но то, что предлагали эти инструменты, было полным переопределением того, какой должна быть музыка. Если чистый синтезированный тон Муга не зависел от многих лет упорного изучения и безупречной техники, был ли он по-прежнему столь же качественно «хорош», как у симфонического музыканта первого стула?

Точно так же классический мир получил всплеск энергии не только от новаторских академиков в таких очагах, как Mills College, но и от большого интереса к жанрам, выходящим за рамки западноевропейских традиций.Поток форм искусства, которые когда-то считались «примитивными», начал влиять на творчество этого нового поколения композиторов: индонезийский гамелан, бурундийская игра на барабанах и другие жанры заняли свое место рядом с авангардными экспериментами венгерского композитора Дьёрдя Лигети и ленточной петлей пионер Делия Дербишир.

Нельзя сказать, что классика внезапно вернулась в мейнстрим. По разным причинам многие художники, участвовавшие в классическом ренессансе конца 20-го века, оставались умышленно скрытыми.Но благодаря включению звуковых структур и влияний извне традиционной классики — и по большей части принятию минимального, часто повторяющегося подхода, знакомого любому поклоннику рока или поп-музыки, — жанр нашел новую актуальность и новую аудиторию.

В США Джон Адамс, Стив Райх и Филип Гласс в той или иной степени олицетворяют этот подход «меньше значит больше». Арво Пярт, уроженец Эстонии, — один из самых известных композиторов современности; его преимущественно хоровые произведения, такие как De Profundis, используют псевдосредневековую звуковую палитру, еще раз демонстрируя, что иногда самое дальновидное искусство вместо этого уносит нас в далекое прошлое.

Беспрецедентная диверсификация музыкальной индустрии за последние 20 лет привела к тому, что многие прежде второстепенные жанры стали доступны растущей и глобальной аудитории. Современная классическая музыка может не завоевать эфир таким же образом, как, например, опера была чрезвычайно популярным — и популистским — видом искусства в последний 19-й и в начале 20-го веков. Но, опираясь на многовековую традицию и наполняя ее новыми перспективами, звуковыми оттенками и подходами, современные композиторы-классики продолжают определять сами пределы музыкального выражения.

Убедитесь, что вы получаете все гонорары за механику и исполнение по всему миру, зарегистрируйтесь на Songtrust в качестве администратора публикации сегодня.

Упрямый классизм классической музыки

Писательница и музыкант Линда Кэтрин Каттинг, в ней статья для WBUR Boston указывает на это понимание, но только как мимолетная мысль:

Во всех крупных американских оркестрах только 1,8 процента музыканты — черные, статистика, не затрагивающая области талантов, доступны, так как среди черных классических музыкантов гораздо больше окончила лучшие консерватории.И это те, кто нашел способ попасть туда, несмотря на расовые и экономические препятствия.

Экономические выпуски здесь позиционируются как оригинал и основное препятствие на пути продвижения. Но, тем не менее, они отодвинуты на второй план как простое сноска.

Даже житель Нью-Йорка критик Алекса Росса иначе тонко и заслуживающий внимания вклад не выходит за рамки предсказуемого рецепта. «Более глубокий расчет [с проблема репрезентации жанра], — пишет он, — потребует массовых изменений в том, как оркестры привлекают таланты, консерватории набирают студентов, учебные заведения нанять руководителей, а маркетологи подходят к аудитории.«Существует распространенное мнение что такие вопросы, как распределение богатства, выходят за рамки классических музыка, и действительно, критик классической музыки не в силах изменить мир. Но в то же время, похоже, мало приходится считаться с корни жанра в этой самой системе неравенства — мало признания того, что искусство — служанка системы.

Когда критикам не удается выйти за рамки типичного разнообразия банальности, они заигрывают с абсурдом. Шеф Нью-Йорк Таймс классический Недавняя статья музыкального критика Энтони Томмазини предлагает тому подтверждение.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*