Сравнение барокко и классицизма: Барокко и классицизм сравнение. Роскошь и строгость классицизма

Классицизм, ампир и барокко

 

Здание в стиле классицизм: Национальрат (Nationalrat), Национальный совет — нижняя палата парламента Австрии. Вена. 1874 -1884 гг. Здание построено по проекту архитектора Теофила Хансена. Сооружение должно было напоминать античную Грецию – «колыбель демократии».

Часто принято сравнивать стили в архитектуре, которые тесно переплелись в зодчестве европейских стран: ампир, барокко, рококо, классицизм.

Каждый из этих стилей возникал на гребне той или иной эпохи, их предваряли те или иные события, являющимися ключевыми в развитии цивилизации. Стили разнились своим подходом к оформлению сооружений, основываясь на особых философиях, характерных для определенного исторического периода.

Ампир и барокко

Ампир и барокко кажутся совершенно разными стилями, однако в них есть нечто общее – подчеркнутая театральность, декоративность. Барокко возникло в 16 веке под влиянием реформистского движения, ослаблении влияния католической церкви, укрепления светской власти.

Барокко отражает стремление к богатству и роскоши и их внешнему выражению. Родиной стиля стала Италия, где барокко появилось в результате развития Ренессанса. Из Италии стиль распространился по Европе, где властвовал до 18 века. В некоторых странах барокко в силу разных причин развивалось замедленными темпами: так в Германии и Австрии из-за Тридцатилетней войны крупное строительство практически не велось, и стиль стал проявляться в архитектуре только во второй половине 17 века.

Архитектура в стиле барокко каждой европейской страны имела собственные отличительные черты, основанные на национальных традициях. В Италии и Испании барочная стилистика сохранялась и в фасадах здания, и во внутреннем убранстве помещений. Во Франции было заметно различие между внешним и внутренним декором – здесь барокко больше проявлялось в отделке помещений, чем в наружном оформлении зданий (в отделке фасадов более явно ощущалось присутствии классических форм). Английская архитектура того периода больше напоминала классицизм с элементами барокко.

Церковь святой Сусанны в стиле барокко в Риме. Арх. Карло Мадерна (Maderna; 1556—1629).

Барокко – торжественный и пышный стиль, отразивший прогрессивные настроения общества, философию единства мира, его сложности и многообразия, постоянного развития и движения. Архитектуре барокко свойственна динамичность, контрастность масштабов отдельных частей здания, сочетания света и тени.

Для барокко характерны сложные, переходящие друг в друга формы, криволинейность, связь с окружающим пространством, что позволило составлять городские ансамбли, композиционно соединенные с парками, площадями.

Так же как и барокко, ампир театрален и декоративен, однако этот стиль имеет совсем иную основу.

Стиль, утвердившийся во Франции времен правления Наполеона Бонапарта и просуществовавший до его падения и восстановления власти Бурбонов, за свою недолгую историю сумел снискать себе поклонников в России.

Наполеон приветствовал и даже насаждал ампир как стиль, возвеличивавший его имперские амбиции. Ампир был призван утвердить патриотизм французов и подтвердить правомерность захватнических войн. Ампир основывался на классических формах Древнего Рима и проводил параллели между правлением Наполеона и знаменитых римских императоров. В результате угодничества архитекторов, приближенных к императору, стиль становился демонстративным, нес оттенок театральности, декоративности.

Сооружение в стиле ампир – Триумфальная арка на площади Карузель. (Arc de Triomphe de Carroussel) Арх-ры Ш. Персье и П. Фонтен.

Классицизм и ампир

Нередко классицизм и ампир ставят в один ряд, называя ампир – конечным, завершающим этапом классицизма. Однако, и философия, и пути развития этих стилей отличаются друг от друга.

Классицизм и ампир в архитектуре, действительно, основываются на классике и античных формах, однако, подход к этому заимствованию различен. Классицизм возник во второй половине 18 века на волне развития нового класса – буржуазии.

Новоявленных буржуа раздражала расточительность и легкомысленность дворянства, которое, в свою очередь, презрительно относилось к «выскочкам», не имевшим древних аристократических корней. На базе этого противостояния зародился стиль, основанный на простых, четких формах, строгий и ясный.

Способствовало его развитию и то, что в 18 веке были произведены раскопки античных городов Помпеи и Геркуланума, погребенных под слоем пепла после извержения Везувия. Теперь шедевры прошлого могли воочию увидеть архитекторы и художники. Первой страной, где в моду вошел классицизм, стала Франция, отсюда стиль распространился и на другие страны Европы.

В архитектуре классицизма основой стало греческое искусство, его простые строгие формы, симметрия, ритмичность, четкие пропорции. Популярной стала ордерная система, которая стала украшением многих европейских зданий. В орнаментах классицизма присутствовали античные элементы: меандр, листья аканта, дуба, розетки, медальоны, пальметты.

Сооружение в стиле классицизм. Вилла Ротонда. Арх. А. Палладио. Виченца (Италия). 1580-1591 гг.

В отличие от классицизма ампир заимствовал из античности элементы, присущие в основном Древнему Риму: воинственные символы: стрелы, топоры, военные эмблемы, гербы, лавровые листы и т.д.

Декор памятника Николая Первого в стиле ампир: изображения полкового Георгиевского штандарта образца 1817 года, принадлежавшего конногвардейцам.

Скульптурные композиции составлялись на основе военных сюжетов – сражений, преклонения перед победителями, фигуры воинов, статуй воинственных древнегреческих богов. Идеалы классицизма во французском ампире под давлением наполеоновского двора было пересмотрено, античное наследие стали воспринимать по-новому.

Благодаря такому восприятию появились триумфальные арки, под которыми должны были проходить победившие в завоевательных войнах войска Наполеона. Идеологическое влияние на создание стиля ампир невыгодно отличает его от других стилей. Однако, благодаря ампиру и его влиянию на искусство не только Франции, но и в России, мы можем любоваться величайшими по своему размаху творениями знаменитых зодчих.

В разных исторических стилях – ампире, барокко, классицизме встречаются общие черты, и иногда трудно провести четкую границу между одним стилем и другим. Сравнение стилей может проводиться только на базе историко-региональных особенностей той или иной страны, философской идеи, которую вкладывали архитекторы в свои произведения.

автор: Марина Калабухова

45. Барокко и классицизм – два направления в художественной культуре Европы эпохи Просвещения.

Барокко (итал. Barocco — причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и изобразительном искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 — середины 17 века. Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости; его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма.

Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Всеобъемлющий характер приобрел в эпоху барокко синтез искусств: городские ансамбли, дворцы и церкви благодаря причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и абрисам приобрели живописность и динамичность, как бы вливались в окружающее пространство; интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала эффект разверзшихся сводов. В изобразительном искусстве барокко идеализация образов сочетается с неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность – с фантазией, религиозная аффектация – с подчеркнутой чувственностью. В живописи большое значение приобрели эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, непринужденная свобода мазка, в скульптуре — живописная текучесть формы, ощущение изменчивости образа.

На родине барокко, в Италии, наиболее яркое и законченное воплощение этот стиль нашел в полных религиозной и чувственной аффектации произведениях архитектора и скульптора Лоренцо Бернини, архитектора Франческо Борромини, живописца Пьетро да Кортона; позднее он эволюционировал к фантастичности построек Гварини Гварино, бравурности живописи Сальваторе Роза и Алессандро Маньяско, головокружительной легкости росписей Джованни Батиста Тьеполо.

Во Фландрии в живописи таких художников, как Ян Сиберехтс, Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Давид Тенирс, и в Голландии в полотнах Рембрандта ван Рейна, Герарда Терборха, Яна Вермеера, Геррита ван Хонтхорста, Хендрика Аверкампа, Франса Халса, Якоба Рейсдала, Питера де Хоох эмоциональность и экспрессия барокко слились с мощным жизнеутверждающим началом. В Испании в 17 столетии некоторые черты барокко проступали в аскетичной архитектуре Хуан Баутиста де Эрреры, в живописи Диего Веласкеса, Хусепе де Риберы и Франсиско Сурбарана, скульптуре Хуана Мартинеса Монтаньеса; необычайной сложности и декоративной изощренности они достигли в 18 веке в постройках Хосе Бенито Чурригера.

Своеобразное истолкование барокко получило в Австрии (архитекторы Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах и Иоганн Лукас фон Хильдебрандт, живописец Франц Антон Маульберч) и государствах Германии (архитекторы и скульпторы Бальтазар Нёйман, Андреас Шлютер, Маттеус Даниель Пёппельман, братья Азам, семья архитекторов Динценхоферов, работавших также в Чехии), а также в Польше, Словакии, Венгрии, Литве, России и других странах Европы. В первой половине 18 столетия барокко эволюционирует к грациозной легкости стиля рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х годов повсеместно вытесняется классицизмом.

Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве 17 — начала 19 века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Классицизм, развивавшийся в полемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 века.

Лежащие в основе классицизма принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классического стиля на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни.

Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей — разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма, регламентацию художественных правил; закреплению теоретических доктрин классицизма, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). В архитектуре классицизма, которую отличают логичность планировки и ясность объемной формы, главную роль играет ордер, тонко и сдержанно оттеняющий общую структуру сооружения; со второй половины 17 века, французский классицизм вбирает в себя пространственный размах архитектуры барокко.

В 17 — начале 18 веков классицизм сформировался в архитектуре Голландии, Англии, где он органично сочетался с палладианством Швеции. В живописи классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины; отмеченные возвышенностью философско-этического содержания, общей гармонией произведения Пуссена Никола, основоположника классицизма и крупнейшего мастера классицизма 17-го века; «идеальные пейзажи» (живописец Лоррен Клод).

Классицизм 18 — начала 19 веков

(в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади, поиски новых, безордерных форм архитектуры, стремление к суровой простоте в творчестве Леду Клода Никола предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике, декоративных пейзажах. Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Жака Луи Давида.

В 19 столетии живопись классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров, таких, как Жан Огюст Доминик Энгр, вырождается в официально-апологетическое или претенциозно-эротическое салонное искусство. Интернациональным центром европейского классицизма 18 — начала 19 века стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации (немецкий живописец Антон Рафаэль Менгс, скульпторы: итальянец Канова Антониои датчанин Торвальдсен Бертель). Для архитектуры немецкого классицизма характерна суровая монументальность построек Карла Фридриха Шинкеля, для созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики – портреты Августа и Вильгельма Тишбейнов, скульптура Иоганна Готтфрида Шадова.

В английском классицизме выделяются антикизирующие сооружения Роберта Адама, палладианские по духу парковые усадьбы Уильяма Чеймберса, изысканно-строгие рисунки Дж. Флаксмена и керамика Дж. Уэджвуда. Собственные варианты классицизма развивались в художественной культуре Италии, Испании, Бельгии, скандинавских странах, США; выдающееся место в истории мирового искусства занимает русский классицизм 1760–1840-х годов. К конце первой трети 19 столетия ведущая роль классицизма почти повсеместно сходит на нет, он вытесняется разнообразными формами архитектурного эклектизма. Оживает художественная традиция классицизма в неоклассицизме конца 19 — начала 20 веков.

Разница между классикой и барокко

Классика и барокко
 

Классика и барокко — это два типа музыкальных форм, которые отличаются своими характеристиками и исполнением. По общему мнению, период музыки барокко начался после эпохи Возрождения, примерно в 1600 году. Поскольку барокко является предшественником классической музыки, классическая музыка вступает в игру после музыки барокко примерно в 1750 году. Затем, к началу 19 векаХХ века классическая музыка уступила место эпохе романтизма. Итак, как вы можете видеть, стиль барокко в музыке преобладал раньше по сравнению с классическим типом музыки. Существует твердое мнение, что стиль барокко с течением времени наложился на классический тип. Постепенно классические исполнители доминировали на музыкальной сцене большей части Европы.

Что такое барочная музыка?

В музыке барокко больше внимания уделяется украшению, чем в искусстве и архитектуре эпохи барокко. Фактически, музыканты жанра барокко были первыми, кто использовал несколько инструментов. Они также использовали сложные гармонии в своих композициях. В музыке барокко использовались клавесин и другие струнные инструменты. Стиль рондо музыки барокко был ABACABA. Однако музыканты, принадлежавшие к стилю барокко, сочиняли свою музыку только в одном настроении.

Барочные музыканты имели больше свободы в манере сочинять. Они также сконцентрировались на импровизации. Эта свобода дала музыкантам эпохи барокко возможность ансамблировать сольные выступления. Собственно говоря, исполнители эпохи барокко были первыми, кто утвердил оперную форму музыкального жанра. Исследования показали, что свобода, которой они наслаждались, заставила их исследовать область оперы. Некоторые из известных композиторов эпохи барокко — Вивальди, Бах, Монтеверди, Корелли и Гендель.

Что такое классическая музыка?

Классическая музыка началась с изобретения сонаты. Ранние классические певцы изначально задавали два разных настроения: одно относилось к лирике, а другое к темпу. Тот, который связан с темпом, является быстрым. Классический период использовал фортепиано в качестве основного инструмента для исполнения своих произведений. Музыканты строго следовали определенным правилам и нормам при сочинении музыки. Примером этого является стиль рондо классических музыкантов ABA или ABACA.

В отличие от музыкантов эпохи барокко, классические исполнители не пользовались свободой и, следовательно, не могли сосредоточиться на импровизации. Некоторые из известных классических композиторов Гайдн, Бетхован, Моцарт и Шуберт. Среди этих композиторов Гайдн был одним из первых композиторов, разработавших сонатную форму, а также фортепианные трио.

В чем разница между классикой и барокко?

• Период происхождения:

Музыка в стиле барокко приобрела популярность после Возрождения, примерно в 1600 году. Классическая музыка вступает в игру примерно в 1750 году и к началу 19 векаклассическая музыка ХХ века уступила место эпохе романтизма.

• Состав:

Барочная музыка сменилась украшением. Классическая музыка нашла свое место с изобретением сонаты.

• Настроения:

Первые классические певцы изначально задавали два разных настроения: одно относилось к лиризму, а другое к темпу. Тот, который связан с темпом, является быстрым. Напротив, музыканты, принадлежавшие к стилю барокко, сочиняли свою музыку только в одном настроении.

• Инструменты:

В то время как барочная музыка обожала клавесин и другие струнные инструменты, классическая музыка предпочитала фортепиано.

• Стиль рондо:

Стиль рондо музыки барокко был ABACABA, а стиль рондо классической музыки был ABA или ABACA.

• Структура:

Музыканты классической музыки строго следовали определенным правилам и предписаниям при сочинении музыки. Музыканты эпохи барокко имели больше свободы в манере сочинения. Обладая этой свободой, композиторы эпохи барокко могли больше сосредоточиться на импровизации и ансамблевых сольных выступлениях.

Получив свободу, композиторы эпохи барокко стали первыми, кто создал оперную форму музыкального жанра. Это не относится к классическим исполнителям.

• Известные композиторы:

Некоторые из известных композиторов эпохи барокко: Вивальди, Бах, Монтеверди, Корелли и Гендель. Некоторые из известных классических композиторов Гайдн, Бетхован, Моцарт и Шуберт.

Как видите, разница между барокко и классикой заключается в том, какую музыку они создавали, какие музыкальные инструменты использовали, в какой исторический период они существовали и т. д. Однако в музыкальном мире и те, и другие очень почитаемы. Кроме того, люди до сих пор ценят музыку таких великих композиторов того времени, как Бетхован и Моцарт.

 

Изображения предоставлены:

  1. 1734 клавесин Иеронима Альбрехта Хасса через Wikicommons (Public Domain)
  2. Фортепиано Дэрила Дюрана (CC BY 2.0)

Сравните и сопоставьте: барокко и классическая музыка

Эссе, 2003

8 страниц

Кимберли Уайли (автор)


Выдержка

Сравните и сопоставьте: барокко и классическая музыка

На первый взгляд, периоды музыки барокко и периоды классической музыки кажутся очень похожими. Они действительно имеют много общего, например, «используются одни и те же основные оркестровые и камерные ансамбли» («Из барокко», н.д.) в оба периода. Однако при тщательном анализе каждого периода можно обнаружить отчетливые различия.

Слово «барокко» происходит от итальянского слова barocco, которое буквально переводится как «причудливый», однако некоторые считают, что применительно к искусству «буйный» ближе к цели перевода, а «буйный» — это слово, которое идеально подходит к этому стилю. музыки. Хотя барокко впервые использовалось для описания богато украшенных зданий в Австрии и Германии, оно быстро стало использоваться для описания столь же богато украшенного периода музыки.

Названный крестным отцом музыки барокко, итальянский «Джулио Чезаре Монтеверди ввел термин secunda prattica в предисловии к произведению своего брата Клаудио Scherzi Musicali 1607 года» (Smith, 1996), выпущенному в период барокко. Этот плодотворный период продлится следующие сто пятьдесят лет. secunda prattica, или вторая практика на английском языке, относится к развитию композиционной практики эпохи Возрождения.

В эпоху Возрождения композиторы стремились достичь в произведении баланса между созвучием и диссонансом.

Хотя барокко тоже хотел, чтобы гармоничные и дисгармоничные сочетания были уравновешены, оно не уделяло этому желанию такого же внимания, как предыдущий период Возрождения или грядущий классический период. Барокко продвинуло музыку дальше, в значительной степени полагаясь на фундаментальную басовую партию и глубоко углубляясь в изображение эмоций.

Композиторы той эпохи использовали бассо континуо как основу своего творчества. Смит утверждает, что

партитура непрерывной партии, известной как фигурный бас, состояла из басовой партии, сопровождаемой числами (цифрами), представляющими оставшиеся высоты каждого аккорда. Басовая партия исполнялась на поддерживающем низкочастотном инструменте, как правило, на виолончели или фаготе, а фигуры «реализовывались» на аккордовых инструментах, таких как клавесин, орган или лютня. (1996)

Импровизация и украшение ожидались и поощрялись в каждом произведении. У Иоганна Себастьяна Баха Бранденбургский концерт № 4, бассо континуо великолепно иллюстрируется клавесином, усиливающим басовую партию.

В попытке флорентийской камараты, композиторов и педагогов 16-го века из Флоренции, Италия, «восстановить то, что они считали чистыми отношениями слова к музыке, отстаиваемыми классическими греческими философами, такими как Платон» (Smith, 1996). ) было разработано «Учение о привязанностях». Эта доктрина использовалась в более поздние века как основа веры в то, что композиция — это не просто музыкальное произведение, а реальное осязаемое воплощение эмоций, язык чувств, на котором композиторы могли говорить. В 1996, Смит утверждает: «Считалось, например, что ламенто-бас был ощутимым выражением грусти, а быстро нарастающая последовательность терций была противоположностью — эйфорией». В Бранденбургском концерте № 5 Иоганна Себастьяна Баха можно почувствовать, как используется эта концепция. Слушатель ясно чувствует баховскую передачу эмоций в произведении.

Концерт и соната получили свое развитие в период барокко, что в сочетании с созданием новых инструментов, особенно духовых, сделало этот период очень захватывающим.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*