Советское ар деко: Советское ар-деко, или Что такое постконструктивизм • Arzamas

Советское ар-деко «есть за что полюбить»

Все публикации по теме

Советское ар-деко «есть за что полюбить»
13.04.18
Ар-деко, эклектичный стиль 20-40-х годов, переживает сегодня очередную волну популярности, оставаясь эффективным средством воссоздания элегантности и роскоши. Известно, что ар-деко зародился во Франции, был очень популярен в Америке, и впитал в себя множество более ранних и современных ему направлений. Но нашел ли этот стиль какое-либо отражение в произведениях отечественного дизайна? Об этом издание Designstory побеседовало с исследователем советского мебельного дизайна, автором 3-х книг и одной монографии о дизайне мебели в СССР, Александром Семёновым, который придерживается мнения, что советское ар-деко существовало и обладает рядом особенностей. Подробнее…

Советское ар-деко «есть за что полюбить»


Ар-деко, эклектичный стиль 20-40-х годов, переживает сегодня очередную волну популярности, оставаясь эффективным средством воссоздания элегантности и роскоши. Известно, что ар-деко зародился во Франции, был очень популярен в Америке, и впитал в себя множество более ранних и современных ему направлений. Но нашел ли этот стиль какое-либо отражение в произведениях отечественного дизайна? Об этом издание Designstory побеседовало с исследователем советского мебельного дизайна, автором 3-х книг и одной монографии о дизайне мебели в СССР, Александром Семёновым, который придерживается мнения, что советское ар-деко существовало и обладает рядом особенностей. 

1. Почему в 30е годы на смену демократичным идеям конструктивистов, которые в своих проектах ориентировались на массового потребителя, приходит штучный подход к дизайну мебели?

Это не совсем так. Действительно, в 1920-е годы авангардисты активно разрабатывали проекты многофункциональной, бюджетной, качественной с точки зрения дизайна и лаконичной по конструкции, лишённой нефункционального декора мебели. Но в 30-е эти идеи продолжают жить и трансформироваться.

Слишком поверхностно было бы утверждать, что 20-е – время дизайна для массового потребителя, а 30-е – образцовых и единичных проектов. Мы должны понимать, каким образом формировались и существовали концепции проектирования мебели в разные исторические периоды. Идеи авангардистов являются в определённом смысле слова новаторскими для своего времени, но в количественном плане далеко не основными. В подавляющем большинстве массовой продукции по инерции сохранялись тенденции прошлого времени: от наличия разного количества декора до использования привычных конструкций и технологий. В то время, как экспериментальная мебель конструктивистов существовала в основном только в виде единичных экземпляров. Вот и что в таком случае называть «штучным подходом»? Почему проекты авангардистов в области мебельного дизайна не стали массовыми? Этому можно найти множество причин, но факт остаётся фактом – теоретически конструктивисткая мебель должна была быть массовой, но на практике этого не произошло. А в 30-е, напротив, серийная продукция в стилевом плане гораздо ближе приближается к образцовой мебели и передовым направлениям своего времени: постконструктивизму, ар-деко, неоклассицизму.
Фактически существенные изменения в дизайне массовой мебельной продукции происходят только во второй половине 50-х годов, когда на государственном уровне принимаются законы, ограничивающие проектировщиков массового оборудования по принципу стандартизации, унификации и экономии.

Иными словами, конструктивисты стремились проектировать массовую многофункциональную мебель, а проекты в стиле ар-деко или неоклассицизма совершенно необязательно являлись таковыми. Но концепции первых слабее влияли на стилистику массовой мебели, нежели вторых и третьих. Так что предлагаю в данном случае не обобщать, а попробовать не упустить важные детали.

2. В своей книги Вы говорите, что в «ар-деко претендует на статус состоявшегося направления в проектировании советской мебели». В чем это выражается?

Есть разные мнения на понятие советского ар-деко. Одни полагают, что ар-деко в Советском союзе не было. Более интересной представляется точка зрения, когда постконструктивизм понимается как локальная разновидность ар-деко. Иными словами, во множестве стран существовал данный стиль, а в СССР, как и в других местах, у него были свои специфические черты и название. Такой точки зрения придерживается Александра Селиванова – старший научный сотрудник Музея Москвы, руководитель Центра авангарда (https://arzamas.academy/mag/368-ardeco). Я же сторонник того, что

ар-деко и постконструктивизм в советской мебели – это похожие, но концептуально разные направления. Это выражается в том, что постконструктивизм примиряет авангардные идеи с так называемым «освоением классического наследия». Это логичное продолжение конструктивизма. Он говорит о возможности такого союза. Но это примирение именно локальное. Ар-деко отсылает ко множеству стилей. Это интернациональное направление. В каждой стране оно разное, но везде оно будет называться «ар-деко».

Я полагаю, что собирание проектов под крылья одного стиля (пусть очень широкого с очень эластичными границами) не совсем уместно в контексте советской истории проектирования.

А именно с тем, что в СССР смело и дерзко заявили о себе конструктивисты. Они действительно создавали новаторские проекты и это признавали ведущие мировые архитекторы и дизайнеры того времени. Конструктивизм удивлял в Париже на выставке ар-деко, удивляет многих он и сейчас. Ни о каком примирении ар-деко и конструктивизма в 1925 году и речи идти не может. Это совершенно разные концепции. Постконструктивизм я понимаю, как пост этап конструктивизма (не как неоконструктивизм). Это хорошо видно на примере мебели. Оборудование интерьеров Дома на набережной очень лаконичное по своей стилистике, оно простое по конструкции, серийное, у него ясные и четкие формы. Чем не конструктивизм? Но нет, далеко не он. Борис Иофан уже гораздо меньше заигрывает и экспериментирует с формами (ил. 1-2). Конструкции по сути своей классические. Уже никакого крашения, а только классический древесный рисунок. Это и не ар-деко. Постконструктивизм весьма аскетичен. Мастера этого направления если и использует нефункциональный декор, то весьма сдержанно.
Они не смакуют его, как представители западного ар-деко, но, при этом, подходят весьма внимательно и осторожно к процессу декорирования. В то время, как советские мебельные проекты ар-деко отличаются характерными гнутыми формами, лакированными поверхностями, дорогими материалами и приёмами формообразования, оправданными, по большей части, не функциональными причинами, а визуальными приёмами выразительности (на верхнем фото). В Советском Союзе своё ар-деко и свой постконструктивизм.


1-2. Б. М. Иофан. Кресло и стол для Дома на набережной. Начало 1930-х гг.

3. Почему ар-деко в Советском Союзе не стал таким популярным стилем, как это было, например, в Америке или Франции?

Как это часто случается в России, инициатива, а также последнее слово и в то время исходили от действующей власти. Мастера ведущей мастерской по разработке интерьеров и оборудования, Архитектурной мастерской Моссовета № 12, за небольшой период работы с 1933 по 1935 год создали массу проектов в стиле ар-деко, среди которых: оборудование станции метрополитена «Охотный ряд» (

ил. 5), различные киоски (ил. 6) и многое другое. Это превосходные образцы советского ар-деко, но, по всей видимости, именно за такие работы мастерская была закрыта в 1935 году спустя два года своего существования. По заявлению Моссовета «мастерская не ответила на поставленные ей задачи» (Мастерские: история мастерской №12. [Электронный ресурс] http://www.sovarch.ru/260/ (дата обращения: 29.10.2016).), что едва ли соответствовало действительности. Вероятно, что причина закрытия заключалась в критике, которая говорила о «некоторой связанности» работ мастерской «традиционными модернистскими штампами» (Липецкий И. Интерьеры комбината «Правда» // Архитектура СССР. 1934. № 7. — С. 29.), а также в общей стилистике проектов, отсылающей к популярным мотивам ар-деко капиталистических стран Европы и США. Но так же необходимо понимать, что на западе ар-деко распространяется примерно на пол десятилетия раньше, чем в СССР, в то время, когда в Советском Союзе активно развиваются идеи конструктивистов.


5-6. Архитектурная мастерская Моссовета № 12. Турникеты и киоск ОГИЗ для станции метрополитена «Охотный ряд». Середина 1930-х гг. 

7. Проект кресла для Даниловского универмага. 1933 г.

4. Есть ли какие-то отличия советского ар-деко от европейского или американского вариантов стиля?

На мой взгляд, советское ар-деко в мебели гораздо менее выражено, нежели западное

. В некоторых случаях его тяжело отличить от неоклассицизма или постконструктивизма (ил. 7). Многие исследователи даже утверждают, что его и вовсе не было. Но я усматриваю ряд специфических особенностей, характерных для советского стиля: большая строгость и геометричность форм, меньшее количество мастеров, вовлечённых в конструирование локального художественного направления, гораздо более узкий диапазон разнообразия декоративных и конструктивных приёмов. Это и неудивительно, так как период создания советских проектов, подходящих под определение «ар-деко», гораздо меньше европейского и американского – всего несколько лет. За такой короткий промежуток времени едва ли может появиться множество разнообразных примеров мебели. Но я убеждён, что этого времени было достаточно, чтобы советское ар-деко оформилось в отдельное направление проектирования.

Слева направо: характерный пример постконструктивизма, ар-деко и советского неоклассицизма

8. Б. М. Иофан. Стул для Дома на набережной. Начало 1930-х гг.
9. Архитектурная мастерская Моссовета № 12. Шезлонг для комнаты отдыха бань Моссовета. Середина 1930-х гг.

10. К. С. Алабян. Кресло. 1930-е.


5. Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее о деятельности мастерской №12, отличались их проекты от работ других студий или отдельных мастеров?

Именно в проектах мастерской №12 наиболее чётко вырисовывались черты советского ар-деко. Она была специально организована для качественной проработки интерьеров архитектурных проектов. В её состав входили ведущие проектировщики своего времени: Н. Боров, Г. Замский, И. Янг и многие другие. Это тот самый случай, когда в стенах одной организации создаются не только выдающиеся работы, а целое направление в дизайне. Специалисты мастерской систематично разрабатывали проекты, близкие по стилю к популярному на западе ар-деко, но переосмысляли его через призму собственного опыта. Необходимо помнить, что большинство из них ещё несколько лет назад преимущественно работали в направлении конструктивизма и именно на основе последнего складывались характерные черты постконструктивизма и советского ар-деко.

Наиболее наглядно синтез конструктивизма и ар-деко представлен в проекте интерьера кабинета главного редактора для комбината «Правда» в 1934 году (ил. 11). А. Н. Лаврентьев в книге «История дизайна» называет стиль, в котором выполнена мебель редакционных помещений комбината, «пластическим конструктивизмом» (Лаврентьев Α. Η. История дизайна. Учебное пособие. Москва: Гардарики, 2007, с. 187.). Формы стульев, диванов, столов и книжных полок принимают обтекаемые очертания, контуры предметов закругляются, острые углы смягчаются. Каркас мебели для сиденья выполнен либо из дерева, либо из металлических трубок. На изображении кабинета главного редактора видны два кресла с металлическим каркасом, на котором держатся мягкие элементы спинки и сидения. Визуально опора представляет собой непрерывную гнутую линию, что подчёркивает эффект цельности и логичности конструкции. Подобный каркас позволяет креслам прогибаться под весом человека, подстраиваясь под позу тела.

 
11. Н. Боров, Г. Замский, В. Янг. Проект интерьера кабинета главного редактора для комбината «Правда». 1934 г.
 

При изучении отдельных предметов мебели, например, рабочего стола или книжного шкафа, становится ясно, что авторы в проекте не отталкивались от какого-то отдельного стиля в проектировании, а произвели синтез различных стилевых направлений для создания уникального внутреннего пространства помещений комбината. Тем не менее, можно заметить ряд общих тенденций: увеличение габаритов мебели и визуальное подчёркивание массивности конструкции, переход на натуральные оттенки древесины, выделение естественных текстур, использование тонировки, а так же применение современных технологий и материалов, таких как гнутьё металлической трубы, пластмасс (бакелита, целлулоида, плексигласа), а так же декоративных защитных покрытий металла (хромирование и никелирование).

Интересно, что несмотря на, казалось бы, общую положительную характеристику выполненных работ в прессе, мастерской высказывались замечания по поводу формализма и следования западным образцам. Автор критической статьи, об интерьерах комбината «Правда», говорил следующее: «В общем проект является несомненным достижением уже в силу самой постановки проблемы целостного архитектурно-художественного оформления интерьера громадного комбината. В то же время надо отметить некоторую связанность проекта традиционными модернистскими штампами, досадно тормозящими работу бригады» (Липецкий И. Интерьеры комбината «Правда» // Архитектура СССР. 1934. № 7. — С. 29.). Так действовала антизападная пропаганда, которая в итоге и уничтожила мастерскую, как видимо и ВХУТЕИН за несколько лет до этого. При этом едва ли можно найти более продуктивные организации в СССР, занимающихся проектированием и разработкой теории дизайна.

6. Какие еще имена в связи с советским ар-деко Вы могли бы назвать?

Помимо работ выполненных в мастерской № 12 особенно хочется выделить проекты легендарного дизайнера Иосифа Вакса, который в 30-е годы работал над переоборудованием и созданием интерьеров знаковых объектов, а в послевоенный период стал ведущим человеком, сформировавшим новое лицо ленинградской школы дизайна. Его вклад в развитие советского проектирования сложно переоценить. По степени значения и влияния деятельность Вакса можно сопоставить разве что с работой самого известного советского дизайнера – Юрия Соловьёва.

 7. Сохранилась ли мебель, выполненная в те годы, и можно ли ее где-то увидеть?

Советской мебели в стиле ар-деко сохранилось гораздо меньше, чем неоклассической, но, в то же время, её количественно больше, нежели конструктивистской. К сожалению, предметы, выполненные в Архитектурной мастерской Моссовета № 12 едва ли представится шанс увидеть. Но две реплики (ил. 12-13) на мебель по проектам мастерской можно было увидеть на выставке в Heritage Gallery (https://www.heritage-gallery.ru/novosti): «Постконструктивизм или рождение советского ар-деко: Париж – Нью-Йорк – Москва». Реплики были выполнены специально для выставки специалистами студии STAMESKA. 

  
12-13. Студия STAMESKA (http://stameska.shop/). Реплики на мебель по проектам мастерской № 12.

Некоторые признаки стиля можно заметить и в массовой мебели того времени, которую время от времени можно встретить в некоторых квартирах, особенно в так называемом «старом фонде». Некоторая «агитационная мебель» (ил. 14) также впитала в себя некоторые приёмы ар-деко наряду с неоклассическим декором и еле уловимыми элементами модерна.


14. И. Крестовский. Мебель из гарнитура «Хлеба коммунизма». 1937 г.

8. Чем Вы можете объяснить, что сегодня ар-деко переживает очередную волну популярности?

Ар-деко – это стиль, впитавший в себя множество направлений проектирования как современных ему 20-30-х годов, так и более ранних тенденций. Иногда весьма непросто найти грань, отделяющую ар-деко, например, от постконструктивизма или даже советского неоклассицизма. Взять хотя бы проект переоборудования Аничкова дворца в Дворец пионеров имени Жданова (ил. 15-16), выполненный под руководством Иосифа Вакса. Мастер использует приемы формообразования, балансирующие на грани переосмысленной неоклассики (советского неоклассицизма) и характерных для ар-деко гнутых гладких форм, выразительных дорогих материалов.


15-16. Вакс И. А. Проект переоборудования Аничкова дворца в Дворец пионеров имени Жданова. 1930-е гг.

Ар-деко предпочтут люди, не принимающие строгость классицизма, неудовлетворённые примерами переработки исторических стилей в различных направлениях эклектики, уставшие от модернизма, постмодернизма и текущих архитектурных тенденций. Но есть ещё масса причин любить ар-деко наравне со всем вышеперечисленным. Едва ли кто-то сможет дать точный ответ, почему именно этот стиль набирает поклонников в современное время. Люди замечают то, что им часто показывают, а также качественные и выразительные работы (выразительными могут быть и «безвкусные» вещи). В Европе заинтересовались мебелью советского ар-деко во многом благодаря нескольким выставкам, проведённых Heritage Gallery. Посетителей привлекло многообразие дизайнерских решений, то приближающихся к аскетичности постконструктивизма, то с головой уходящих в символичность «агитационного стиля». Популярность конструируется, а не приходит из ниоткуда. А советское ар-деко ещё и есть за что полюбить.

Галерея

Стильные мира сего: как европейский ар-деко пробрался в советское искусство | Статьи

Весна 1925 года, когда в Париже открылась выставка декора, считается датой рождения стиля ар-деко, во многом определившего эстетику межвоенных лет. Эта новая эстетика была следствием усталости европейцев от тягот и ужасов Первой мировой. Она была отражением духа времени и проникла в самые разные сферы искусства, приобретая довольно причудливые черты. Добралась она и до Советского Союза, хотя не все захотели это признать. Подробности — в материале «Известий».

ар-деко

Главное здание Военной академии имени М. В. Фрунзе в Москве

Фото: РИА Новости/Тихомиров

Соединение несоединимого

Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств (Exposition Internationale des Arts Dеcoratifs et Industriels Modernes) открылась в столице Франции в последних числах апреля 1925 года. Ее роль в рождении нового стиля оказалась столь значительной, что и название он получил по первым буквам краткого названия выставки: Arts Dеcoratifs. Впрочем, осознание стилистического единства пришло не сразу.

В Париже были представлены совершенно разные виды художественного творчества, от архитектуры и дизайна до декоративно-прикладного направления — скульптуры малых форм, мебели, часов, светильников, текстиля, одежды и модных аксессуаров. И уже на выставке довольно неожиданно выяснилось, что в работах самых актуальных современных художников есть много общего — прежде всего в эстетике и мироощущении. Люди вдохновлялись схожими вещами, они стремились к красоте в каждой мелочи, к новым решениям, к ярким цветам и неожиданным материалам, где-то даже к показной роскоши — скорее отражающей безукоризненный вкус и стиль, нежели демонстрирующей богатство владельца.

С конца XIX века Европа искала новые формы. Отражением этого стали вариации в модерне и неоклассике, причудливая эклектика, импрессионизм и символизм, авангардные кубизм и футуризм. Перечесть все стили и течения, существовавшие в начале ХХ столетия, просто невозможно. А потом случилась мировая война. Она как бы подвела черту, на время остановила бесконечную творческую дискуссию. Но едва наступил мир, и художественные искания продолжились, правда, уже в новой реальности. Взгляд художников изменился вместе с окружавшим их миром, они словно вернулись на родину после долгой отлучки и по-новому увидели привычные вещи. Эпоха свободных артистов Монмартра ушла в прошлое, в свои права вступала эра индустриализации.

ар деко

Выставка «Эрте — гений ар-деко: возвращение в Петербург» в Государственном Эрмитаже

Фото: ТАСС/Петр Ковалев

Ар-деко стал своего рода попыткой совместить высокое искусство с вполне прикладными потребностями общества, желание создать эстетический шедевр из утилитарных вещей — светильника, абажура, настенного панно или настольной статуэтки, обычного шкафа или кресла, дверной ручки, вентиляционной решетки, окна, сумочки, бижутерии. .. И, конечно, в рекламе. Во всем, что окружает человека, должны быть стиль, изящество и красота. В своем роде это была попытка «ремесленников», коими тогда считали мебельщиков, декораторов, мастеров художественной ковки, модельеров, стилистов, доказать, что их творения могут быть произведениями искусства даже в условиях промышленного производства.

Источников вдохновения у творцов ар-деко было великое множество. От египетских и критских древностей или неожиданных образцов африканского и доколумбова американского искусства до художников-экспрессионистов или европейского модерна, прежде всего ар-нуво. Стиль ар-деко полифоничен и разнообразен, он чужд четким канонам, в то же время всегда легко узнаваем. В нем больше настроения и духа, чем обязательных атрибутов. Не случайно самыми идейно близкими к ар-деко музыкальными явлениями были джаз и танго, также построенные на эмоциях, импровизации и красоте в каждой ноте или жесте.

Люди нового стиля

Идеологическим центром выставки стал павильон «Отель Коллекционер», построенный архитектором Пьером Пату и оформленный Жаком-Эмилем Рульманном. Внешне здание выглядело образцом эклектики: тут вам и ступенчатый прямоугольный зиккурат, и египетские колонны, и «античный» барельеф на фризе над изящной застекленной ротондой. Гипертрофированные декоративные детали придавали строению особый шик. Внутренним убранством павильона, который полностью отвечал имевшимся в названии словам «отель» и «коллекционер», занимался «последний краснодеревщик» и «первый дизайнер» Франции Рульманн. Изысканная цветовая гамма, тонко подобранная фактура отделочных материалов, свет — всё было идеально. Рульманн стал настоящим гуру стиля ар-деко, впрочем, не он один. Эгоистичные по духу столпы этого направления никогда не объединялись в сообщества или кружки, поэтому можно говорить лишь о стилистической и идеологической принадлежности к этой культуре. Тем не менее были «иконы стиля», влияние которых оказалось особенно заметно.

Если говорить об архитектуре, то, конечно, нельзя обойти работы Робера Малле-Стивенса — наверное, самого авторитетного архитектора 1920-х наряду с Ле Корбюзье. В Париже он даже застроил целую улицу (она названа его именем) в 16-м округе, по сей день остающуюся единственной в своем роде. На выставке 1925 года архитектор представил павильон туризма.

Во всем, что касается работы с металлами и художественной ковки, мировым лидером стал Эдгар Брандт — можно сказать, основатель ар-деко в металле. К 1925 году он уже был признанным мастером и стал одним из кураторов Парижской выставки. Брандт активно использовал новые способы ковки и автогенную сварку, что позволило упростить и разнообразить технологический процесс. Его работы были весьма востребованы, он удачно совмещал индивидуальную ручную работу с массовым производством. Занятно, что писал мастер правой рукой, а с железом работал левой.

Возможно, самый загадочный и яркий персонаж той эпохи — Эрте, он же Роман Петрович Тыртов. Родился в Петербурге в 1892 году в генеральской семье. Брал уроки хореографии у дочери Мориса Петипа и учился живописи у Ильи Репина. На 18-летние Роман Тыртов попросил у родителей единственный подарок — оформить ему загранпаспорт — и с твёрдым намерением стать модельером отправился в Париж. Он знал, что на финансовую поддержку отца (начальника Морского инженерного училища) рассчитывать не приходилось, но упорно шел к своей цели.

ар-деко

Выставка «Эрте — гений ар-деко: возвращение в Петербург» в Государственном Эрмитаже

Фото: ТАСС/Петр Ковалев

И Эртэ своего добился — еще до войны его узнал весь мир парижской моды. Эрте работал для Vogue, Cosmopolitan, Ladie’s Home Journal, The Sketch и других иллюстрированных изданий. Двадцать лет Harper’s Bazaar каждый месяц выходил с графической цветной картинкой художника. Он писал заметки о моде, вел светскую хронику, делал зарисовки костюмов, аксессуаров, шляп, туфель, украшений, интерьерного дизайна. А еще он делал костюмы для «Русских сезонов» Сергея Дягилева, оформил несколько танцевальных номеров для труппы великой балерины Анны Павловой. Он не раз делал сценографию для Лондонского оперного театра и парижской Гранд опера, балетной труппы Монте-Карло и мюзик-холла «Фоли-Берже». Эрте потом переехал в Америку, много работал для Голливуда, до конца своих дней оставаясь непререкаемым авторитетом в вопросах вкуса и стиля. А прожил он, между прочим, почти сто лет!

А еще были гениальный скульптор Деметер Чипарус и его статуэтки из бронзы и слоновой кости, блистательный конкурент Брандта мастер по металлу Поль Кисс, который никогда не подписывал свои творения, считая, что их должны узнавать по руке мастера. Великолепные Жан Денан, Жюль Лелё, Поль Фолло, Жан-Жак Рато, Эйлин Грей — они по-разному видели искусство, но идеологически были близки к ар-деко.

АР-ДЕКО

«Девушки» румынского скульптора Деметера Чипаруса

Фото: TASS/Zuma

Кто-то был более функционален, кто-то более эстетичен и даже гламурен, кто-то делал упор на тонкие линии и совершенство фирмы, другие использовали сложные декоративные материалы и старались подчеркнуть их натуральную красоту. Наверное, в этом разнообразии и есть одна из прелестей ар-деко — стиля многоликого, но очень емкого, эстетского и радостного.

Заокеанский «стримлайн»

Через несколько лет ар-деко пересек океан и покорил Штаты. Здесь стиль приобрел новые черты, ориентированные прежде всего на технологичность и скорость. В Америке стиль стали называть Streamline Moderne — «аэродинамический модерн». На смену угловатым кузовам-коробам автомобилей начала века пришли плавные лини Chrysler Airflow или Lincoln Zephyr, на океанские просторы выходят многопалубные лайнеры с великолепными салонами, самолеты из неуклюжих «этажерок» превращаются в скоростные монопланы. Американцы видят особый шик в энергичности и выверенности линий, в совершенстве каждой детали, в великолепии материала из которого она сделана. От автомобилей мода распространяется на радиоприемники, холодильники, батареи отопления, предметы интерьера… Это тоже ар-деко, хотя и несколько более индустриально ориентированный, чем в Европе.

Особой страницей в развитии ар-деко стали американские небоскребы, своего рода архитектурный маркер стиля. 300-метровая высотка компании «Крайслер», 400-метровый «Эмпайр-стейт-билдинг», построенный всего за год, стали олицетворением совмещения достижений технического прогресса и эстетского изящества. Это был новый этап в развитии культуры потребления, рассчитанной на достаточно широкие слои активного населения, стремящегося жить в окружении доступной роскоши. А рядом прятались шикарные ночные клубы, размножившиеся в годы «сухого закона»: мужчины в смокингах, эмансипированные дамы в экстравагантных нарядах с короткими стрижками и неизменным длинным мундштуком — это тоже дух ар-деко. Если для Европы тяга к роскоши стала естественным ответом на тяготы пережитой войны, то для Америки — способом забыться в период Великой депрессии.

Под маской постконструктивизма

А что же СССР? На выставке 1925 года первое государство рабочих и крестьян было представлено павильоном, сделанным в духе конструктивизма Константином Мельниковым. В то время активно шли поиски нового революционного искусства, и авангардный конструктивизм виделся многим его воплощением. Но к началу 1930-х ситуация в стране изменилась. Подробнее об этом рассказывает историк архитектуры, старший научный сотрудник Музея Москвы Александра Селиванова:

Автор цитаты

«В СССР новый стиль пришел резко и, можно сказать, внезапно. Усталость от бескомпромиссности и жесткости авангарда 1920-х, совпавшего с надрывной индустриализацией, интриги партийных деятелей в области искусства и раскол внутри профессионального сообщества привели к тому, что в начале 1930-х авангард (во всех его видах — формализм, конструктивизм, рационализм) был подвергнут жесткой критике с трибун и передовиц газет. В архитектуре поворотным моментом стал конкурс на главное здание страны — Дворец Советов в Москве на месте храма Христа Спасителя. В резолюции конкурса на здание Дворца в 1932 году как руководство к действию были прописаны черты будущего стиля, который должен был соединять в себе лучшее из наследия и лучшее из современных технологий, а главное, быть монументальным».

Фото: РИА Новости

Павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств. Архитектор Константин Мельников

Автор цитаты

«Всё, что создавалось в СССР в 1933–1936 годах, носит совершенно особые черты и вовсе не вписывается в общепринятые представления о «сталинском ампире» или пришедшем на смену авангарду «соцреализме». Экстравагантные, зачастую странные, сложные формы и образы, наполненные аллюзиями и ассоциациями, проникали в кино («Строгий юноша» Абрама Роома по сценарию Юрия Олеши), театр (постановки, оформленные Акимовым, Дмитриевым, Рындиным), архитектуру, распространяясь по всей стране, от Хабаровска до Минска, в формах сюрреалистических ассирийских, крито-микенских, египетских бань, жилых комбинатов, кинотеатров и школ, полностью подчинив себе проекты первых станций Московского метрополитена (Душкина, Чечулина, Фомина), в дизайн книги. О последнем феномене Владимир Кричевский недавно издал книгу «Типографика в терминах и образах».

реновация1

Четырехэтажный дом, расположенный по адресу: улица Осташковская, дом 9, корп. 1. Изначально он входил в историческую застройку подмосковного города Бабушкин, который в 1960 году присоединился к составу Москвы. Здание относится к «сталинкам» — оно было построено в 1937-м

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

реновация2

Дом 10, расположенный на улице Осташковской, — также входит в историческую «сталинскую» застройку 1937-го и отличается украшенными лепниной фасадами

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

реновацийя2

Варшавское шоссе, дом 10, стр. 2, — бывшие казармы Даниловской мануфактуры, еще дореволюционной постройки. Это здание вместе с соседними входит в ансамбль самой Даниловской мануфактуры

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

реновация4

Дом 107 на Ярославском шоссе оформляет угол прилегающей Федоскинской улицы. Считается, что он был построен в 1948-м, однако здание можно увидеть на картах аэрофотосъемки 1942 года

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

реновация6

Двор дома 107 на Ярославском шоссе

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

реновация8

Красное украшенное лепниной здание по адресу: улица Руставели, дом 3, корп. 2, было возведено в 1947 году пленными немцами. Оно входит в уникальный ансамбль так называемых «немецких» домов Бутырского хутора. Всего таких ансамблей было выстроено в районе три — каждый из них окрашен в свой цвет: красный, желтый и зеленый

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

реновация7

Во дворе «немецкого» дома на улице Руставели

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

реновацийя4

Дом 15, корп. 2 во 2-м Кожуховском проезде был построен в 1950-м и имеет статус ценного градоформирующего объекта. Дом был включен в реестр недвижимого культурного наследия города, которое подлежит сохранению

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

реновацийя1

Жилой дом по адресу: Варшавское шоссе, дом 4, также входит в ансамбль Даниловской мануфактуры — он был построен еще до революции для рабочих предприятия и недавно отремонтирован

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

реновацийя7

Дом 10 на улице Боженко в Кунцево — один из ансамбля домов, построенных по индивидуальным проектам. Возведенные в 1952-м (тогда — в городе Кунцево), дома строили по единому архитектурному плану и располагали замкнутыми кварталами

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

реновацийя6

Во дворе дома 9, стр. 1 на Кунцевской улице — одного из зданий 1950-х годов, попавших в программу реновации

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

реновация9

В середине 1930-х годов, с началом строительства столичного метро, на востоке Москвы начали возводить Метрогородок для строителей. Сначала там в основном располагались деревянные бараки, позднее немецкие военнопленные возвели на их месте капитальные дома с высокими потолками. На фото: дом, входящий в ансамбль Метрогородка, расположенный по адресу: Ярославское шоссе, дом 126, построен в 1938 году

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

реновация3

Здание на Осташковской улице, дом 8, — один из домов исторической «сталинской» застройки, возведен в 1936 году, изначально входил в состав подмосковного города Бабушкин

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

реновацийя3

Дом 2 в 3-м Павелецком проезде был возведен в 1953 году специально под пожарную часть и общежитие для ее сотрудников — пожарная часть располагается в нем и сегодня Редакция благодарит движение «Архнадзор» за предоставленную информацию о зданиях

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Автор цитаты

«Этот стиль, это явление до сих пор как будто ускользает от внимания искусствоведов, лишь иногда проблескивая в виде упоминаний «постконструктивизма», «стиля 1935 года», «стиля второй пятилетки» (1933–1937 годы) и даже — невероятно — «советского ар-деко». Нет никакого сомнения в том, что советские дизайнеры, режиссеры, графики и живописцы, архитекторы были хорошо знакомы с тем, что происходило в США и Европе. В первой половине 1930-х еще очень активны творческие поездки, обмены, выписываются зарубежные журналы и устраиваются выставки. Железный занавес еще не опустился, и, несмотря на всё более активное внедрение власти и лично Сталина в художественные процессы, сквозняк носил одни идеи и приемы. Но за внешней схожей оболочкой прятался разный скелет. Мастера европейского ар-деко выросли из модерна, ар-нуво, сецессиона. Функционализм развивался рядом с ними, иногда подпитывая их идеями, но никогда не становясь идеологией, методом художественной работы. Поэтому западный ар-деко скорее декоративен. В СССР же он стал новой страницей, новым слоем; ар-деко — лишь игра для вчерашних конструктивистов: для Моисея Гинзбурга, Ивана Леонидова, Ильи Голосова, Якова Корнфельда. Вопреки общепринятой точке зрения, я берусь утверждать, что они ни секунды не изменяли себе, прежнему, привычному для них, формальному, аналитическому методу проектирования. Они играли с наследием, они жонглировали арками, кессонами, колоннадами, кронштейнами, превращая эти классические элементы в такие же абстрактные фигуры, как прежние свои цилиндры, призмы и кубы. Графические дизайнеры, конструкторы мебели, художники по текстилю и керамике делали то же самое: в жесткий каркас авангардной композиции (супрематической, конструктивистской) они вводили фигуративные изображения, которые всего лишь усложняли и дополняли первоначальную структуру, но не ломали ее».

ар-деко

Станция московского метрополитена «Маяковская», созданная в эпоху «сталинского ампира», может быть причислена к стилю ар-деко. Открыта 11 сентября 1938 года. Архитектор Алексей Душкин

Фото: РИА Новости/Роман Галкин

Автор цитаты

«Финалом советского ар-деко стали 1936–1937 годы: волна репрессий заставила навсегда замолчать многих авторов, для других же это был момент перелома, от которого они так и не смогли оправиться. Провозглашенный на самом верху метод социалистического реализма не предполагал использования каких-либо инструментов авангарда; новый метод художественного творчества можно определить словом «эклектика». То, что нам осталось — в эскизах театральных постановок, в оформлении станций московского метро, в архитектуре начала 1930-х многих городов, в скульптуре и книгах, — это Атлантида, которую еще предстоит открывать и исследовать, находить связи и параллели с западными явлениями, обнаруживать отличия и любоваться».

Чтобы сегодня погрузиться в мир нашего ар-деко, достаточно спуститься на станцию «Маяковская» столичного метрополитена и внимательно присмотреться к ее оформлению. И сразу будут видны и стремительные стальные линии американского «стримлайна», и вычурная изысканность светильников, окружающих панно художника Александра Дейнеки. Или прекрасные бронзовые статуи и причудливое сочетание разных сортов мрамора в вестибюле станции «Площадь Революции» архитектора Алексея Душкина (он же автор «Маяковской» и «Новослободской»), или великолепные бронзовые светильники и вентиляционные решетки на станции «Белорусская-радиальная».

А еще знаменитый дом Ильи Голосова на Яузском бульваре, здание ВЦСПС архитектора Александра Власова, Даниловский универмаг Георгия Олтаржевского или «Дом специалистов» в Петербурге, построенный Григорием Симоновым и Борисом Рубаненко. Ар-деко, пусть и инкогнито, проник в нашу культуру и стал частью того исторического наследия, которым мы гордимся. Не пора ли вернуть ему настоящее имя?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Russian Art Deco — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность данных пользователей. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Учить больше. )

Советская архитектура HiSoUR История культуры

Советская архитектура охватывает период 1917-1991 гг. За это время в нем нашли отражение ряд мировых архитектурных стилей – конструктивизм, рационализм, ар-деко, смесь ар-деко, ампира и эклектики, сталинская архитектура и брутализм.

Периодизация

Архитектура периода Революции и Гражданской войны
В годы войны большинство архитекторов остались без работы и занимались «бумажной архитектурой». Некоторые сотрудничали со скульпторами, создавая памятники (Л.В. Руднев, памятник «Жертвам репрессий» на Марсовом поле, 1917-1919).

Владимир Татлин создал в 1920 году свою знаменитую башню, ставшую символом нового направления в искусстве, выражением мужества и целеустремленности искателей.

Архитектура 1921-сер. 1930-е
В этот период, по сравнению с предыдущим десятилетием, возникла стабильность, укрепилась экономическая ситуация, а архитектура открыла широкие возможности. Началось масштабное строительство – планировались жилые дома, заводы, фабрики, электростанции, новые города и поселки.

Разработан и распространен стиль советской архитектуры. Этому способствовали разные традиции – одни мастера сохраняли старые традиции, другие занимались новаторством. Представители обеих этих групп могли придерживаться двух основных течений — рационализма и конструктивизма.

Главой рационалистов был Николай Ладовский. Это направление архитектуры сосредоточило внимание на проблеме художественного образа. Поиски основывались на широком использовании новейших строительных материалов и конструкций. Архитекторы этого направления придавали большое значение учету объективных закономерностей композиционного построения архитектурной формы. Они считали, что нельзя забывать об объективных законах формообразования, а также о психофизиологических особенностях человеческого восприятия.

Чуть позже сформировалась школа конструктивизма. Архитекторы-конструктивисты подчеркивали важность учета функционально-конструктивной основы сооружения, кроме того, они боролись с «реставрационными» тенденциями по отношению к старым архитектурным традициям, а также с «левым формализмом», как и поиски часто называли некоторых современников. Конструктивизм как самостоятельное явление впервые проявился в начале 19 в.23 года, когда братья Веснины приступили к проекту Дворца Труда в Москве.

В результате общих устремлений рационалистов и конструктивистов зародилось и получило дальнейшее развитие новое направление советской архитектуры в целом. Работы этого направления — конкурсные работы на проекты здания Московского отделения «Ленинградской правды», АО «Аркос» (архитектор Иван Фомин), советского павильона на Всемирной выставке в Париже (архитектор Константин Мельников), Московский телеграф (архитектор Иван Рерберг) и т. д.

В последующие годы творческие поиски в советской архитектуре определялись «преодолением полемической прямолинейности теоретических положений и практики конструктивистов и рационалистов». Произошел синтез обоих направлений. С его использованием строились жилые комплексы, которые во второй половине двадцатых годов активно развивались. Массовое строительство рабочих жилищ (3-5-этажных секционных домов), а также типовая конструкция жилищ «трудящихся социалистического общества» вызывали различные теоретические споры. Индивидуальный дом с прихожей и русской печью считался адекватным задачам строительства общества, напротив, громадные коммунальные дома. Строится много рабочих и сельских клубов, изб-читален, народных домов. Постепенно появляется новый тип общественного здания. В этом смысле Константин Мельников был важным мастером. По его проекту в Москве было построено пять клубов: имени Русакова, имени Горького, имени Фрунзе, «Каучук» и «Буревестник». Рабочие клубы он рассматривал как тип здания, которое своим появлением должно отражать новые формы жизни и работы, то есть в нем должны сливаться функциональные и пространственные задачи.

Новаторские тенденции в архитектуре 1920-х годов были настолько сильны, что оказали влияние на мастеров, ориентировавшихся на старые традиции. Таков, например, Мавзолей Ленина работы Щусева, хотя Жолтовский остается настойчивым в своих классических исканиях и поиске нового языка.

Важным моментом в развитии творческих поисков стал конкурс на строительство Дворца Советов. Восторжествовала несколько модернизированная идея традиционного памятника – в варианте Иофана со множеством колонн и гигантской статуей.

Архитектура 1930-х годов
В 1930-е годы продолжалось активное строительство городов и поселков, требовалась реконструкция многих старых городов. Новые задачи времени – строительство сельскохозяйственной выставки в Москве с павильонами для каждой союзной республики, канала к ним. Москва, Московский митрополит. Задачи обычного домостроения сочетались с необходимостью возведения крупных архитектурных комплексов выставочного характера или транспортных сооружений, рассчитанных на огромный пассажиропоток.

Стилевые направления располагались между двумя крайними точками – конструктивизмом и традиционализмом. Еще сильно ощущалось влияние конструктивизма, кроме того, было завершено строительство зданий, начатое в этом стиле в 1920-е годы: Государственная библиотека СССР. Ленина (1928-40, архитекторы — Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх), театр в Ростове-на-Дону (1930-35, там же, взорван фашистами, позже перестроен), здание комбината газеты «Правда» ( 1931-1935, Пантелеимона Голосова), ансамбль площади Дзержинского в Харькове со зданием Госпрома (Сергей Серафимов и Самуил Кравец). Эти поиски продолжили некоторые архитекторы 1930-х годов: Аркадий Лангман построил Дом СТО (1933-36, современное здание Государственной Думы в Охотном Ряду). Лев Руднев и Владимир Мунц возвели здание Академии. Фрунзе – строгий по форме, расчлененный и величественный. Очень удачно создан в 1936-38 годах. группа архитекторов Крымский мост.

Жолтовский одновременно возглавляет традиционалистское направление, опираясь на свой дореволюционный опыт архитектора-неоклассика. В 1934 году он строит доходный дом на Моховой улице, применяя к современному зданию и сооружению большой ордер, не имеющий конструктивного значения. Вообще в 1930-е годы колоннада стала излюбленным декоративным приемом, иногда в ущерб внутренней застройке и благоустройству.

Есть ощущение возрождения особенностей старого стиля. Это заметно в национальных школах, в частности – проявилось в строительстве павильонов будущей ВДНХ. Архитекторы пытаются совместить старое и новое. Таково, например, здание правительства Грузинской ССР в Тбилиси (1933-38), архитекторы Илья Лежава и Виктор Кокорин: здесь аркада нижнего этажа, отсылающая к архитектуре старого Тифлиса, связана с простой композицией здания. Александр Таманян создал ансамбль центра Еревана, добавив к традиционным чертам элементы стиля классицизма. Благодаря использованию розового туфа постройки органично вписываются в окружающий ландшафт.

Московское метро тоже создавалось мастерами, испытавшими влияние этих двух разных течений. Иван Фомин проектирует Красные ворота (1935) и Театральный (1938, бывшая площадь Свердлова), ориентирующийся на классику, строгую и четкую. Алексей Душкин создает Кропоткинскую (1935, бывший «Дворец Советов») и Маяковского (1938), стремясь преодолеть материальность, облегчить конструкцию, легкость, рациональность. Для этого он использует современный архитектурный стиль и новые материалы.

Советская архитектура испытала на себе и влияние главного мирового стиля тех лет – ар-деко.

Кремлевская АЗС на Волхонке (1930-х) — единственный реализованный элемент Дворца Советов и одно из последних сохранившихся зданий советского ар-деко.
См. также стиль египтизации # В Советском Союзе.
К концу десятилетия классические тенденции побеждают конструктивные. Архитектура приобретает оттенок величия. Начинается эпоха сталинского ампира. Те же тенденции во многом проявлялись и в других видах искусства, особенно в прикладном и декоративно-прикладном искусстве.

В годы Великой Отечественной войны
В этот период строилось, конечно, мало, но проекты в области жилищного строительства и градостроительства продолжали создаваться. В 19№ 43, для повышения качества архитектуры и строительства при восстановлении разрушенных войной городов и поселков СССР был организован Комитет по делам архитектуры. Перед ним стояла задача восстановить 70 тысяч населенных пунктов, от городов до деревень, разрушенных немцами. В 1943-44 гг. начались работы по реставрации. Основными задачами были сначала Сталинград, Воронеж, Новгород, Киев, Смоленск, Калинин. Началась реставрация Днепровской ГЭС. Создавались генеральные планы городов и республик СССР.

Идет проектирование и изготовление памятников героям и жертвам войны. Весной 1942 года состоялся один из первых конкурсов, затем в 1943 году. В ГТГ проходит выставка архитектурных произведений «Героический фронт и тыл».

Архитектура 1945-1960-х годов
В первый послевоенный период работа архитектора характеризуется особой интенсивностью. Они активно занимались восстановлением разрушенных зданий, параллельно создавая новые. Восстанавливая город, архитекторы пытались исправить старые недостатки. Так был восстановлен Крещатик – центральная улица Киева, полностью разрушенная во время войны. В восстановлении украинской столицы принимали участие не только местные, но и московские и ленинградские архитекторы. В 1949 был предложен проект перестройки Крещатикского шоссе, изменивший его планировку, хотя и отдававший «дань поверхностному декоризму» (А. Власов, А. Добровольский, В. Елизаров, А. Захаров, А. Малиновский, Б. Приймак).

Большое внимание было уделено новому генеральному плану обветшавшего города Сталинграда (Волгограда). Целую архитектурно-эстетическую идею предложили советские архитекторы Алабян и Симбирцев. В план города введен центральный ансамбль – площадь Павших борцов, аллея Героев, пропилеи с гигантской лестницей к Волге. В определенной системе были объединены промышленные районы. «В новых чертах возрожденного города-героя выразился смысл народного подвига».

Город Минск, разрушенный практически полностью, также требовал реконструкции центра города в районе площади Ленина и Ленинского проспекта (современная площадь и проспект Независимости). Главная улица была спланирована по принципу проспекта с равновысокими домами (архитекторы Михаил Парусников, Михаил Барщ, Михаил Осмоловский, Владимир Король, Геннадий Баданов). Старую и новую часть города объединила круглая площадь с обелиском в память о героях Великой Отечественной войны. Новгород восстановил коллектив архитекторов под руководством Щусева. Главной особенностью плана реставрации города является слияние новостройки с древнерусскими шедеврами.

Как писали советские критики 1970-х годов: «в трудном процессе развития архитектуры городское возрождение в целом безусловно положительно, назревая тем не менее опаснее мании грандиозности», перенять «от мании величия черты, свойственные ряду произведений довоенной архитектура. Была развита и склонность к чрезмерному декоративизму, квалифицированному как позднее украшательство». Этими гигантами были московские многоэтажки, наиболее удачным из которых признали здание МГУ (1949 – 1953 гг., архитекторы Борис Иофан (смещен с поста главного архитектора), Лев Руднев, Сергей Чернышев, Павел Абросимов, Александр Хряков, В.Н. Насонов. Скульптурное оформление фасадов – работы мастерской Мухиной).

Одной из главных проблем оставалась проблема обычного жилья, усугубленная войной. В эти годы начинается развертывание массового жилищного строительства. Однако сначала строительство развивается как малоэтажное – из-за отсутствия необходимой производственно-технической базы. Начать экспериментировать с квартальной застройкой Москвы (район Песчаных улиц, архитекторы Зиновий Розенфельд, В. Сергеев). Позже этот опыт был использован в других городах. Многоэтажное строительство началось в Челябинске, Перми, Куйбышеве. Начинают появляться кварталы, застраиваются домами из крупных бетонных блоков, внедряются промышленные способы строительства, которые удешевляются. Однако усилились и негативные тенденции: среди них оформление фасада незавершенностью дворов и внутриквартальных пространств. Последующая эпоха активно осуждала «фасадный» принцип стиля — обильное использование колоннад, лепнины, декоративности. Конец этому роскошному стилю положило постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (4 ноября 19 г.55). На смену сталинскому ампиру после смерти вождя пришла функциональная типичная советская архитектура, которая с некоторыми изменениями просуществовала до конца советского государства.

Архитектура 1960-х и 1980-х годов
В 1955 году было принято постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», положившее конец сталинской империи.

Индустриализация в первую очередь коснулась жилищного строительства: необходимо было решить тип массовой квартиры и многоквартирного дома. Началась застройка участков с большими массивами.

По этому новому принципу Химки – Ховрино (архитектор Каро Алабян) и кварталы юго-запада Москвы (архитектор Яков Белопольский, Евгений Стамо и др. ), район «Дачное» Ленинграда (архитектор Валентин Каменский, Александр Жук, Александр Мачерит, Г.Н. Николаев), микрорайоны и кварталы в Минске, Киеве, Вильнюсе, Владивостоке, Ашхабаде и др.

При типичной промышленной застройке возрастает роль крупных общественных объектов с индивидуальным лицом, что придает регионам индивидуальность. Конкурсы на новый проект Дворца Советов (1958 и 1959) помогли выявить и сформировать принципы советской архитектуры. Хотя проекты не были реализованы, в конкурсе приняли участие ведущие архитекторы.

Затем была построена гостиница «Юность» (Москва, 1961, архитекторы Ю. Арндт, Т. Ф. Баушева, В. К. Буровин, Т. В. Владимирова, инженеры Нина Дыховичная, Б. М. Зархи, И. Ю. Мищенко). Он выполнен из крупных панелей, таких же, как в домостроении. Форма здания проста, формы геометрически четкие. К этому же году относится кинотеатр «Россия» (Пушкин) с его торчащим козырьком. Государственный Кремлевский Дворец (1959-1961) является образцом лучших общественных зданий того времени (архитектор Михаил Посохин). В нем решалась задача сочетания современной постройки с историческими архитектурными ансамблями. Дворец пионеров в Москве (1959-1963) представляет собой комплекс из нескольких зданий разной этажности, объединенных пространственной композицией. Элементы расположены свободно, с разнообразными формами декоративного орнамента.

В 1960-1970-х гг. разработан новый стиль архитектуры — простой, экономичный, основанный на новой отрасли и выражающий возможности современных технологий. Важными объектами этого периода являются проспект Калинина (1964-9, архитектор М. В. Посохин). Он также с А.А. Мндоянцем, В.А. Свирским и инженерами В.И. Кузьминым, Ю.В. Рацкевич, С. Школьников и другие. построил трехгранное здание СЭВ (1963-1970), которое считалось «одним из самых выразительных по архитектуре сооружений последнего времени». Останкинская телебашня (1967 г.) свидетельствует о росте технических возможностей в эту эпоху. По типовым проектам стали строиться станции метро, ​​дифференцированные за счет различных отделочных материалов.

К Олимпиаде-80 в Москве построено большое количество минималистичных зданий, см. Олимпийские сооружения Москвы.

Национальная архитектура союзных республик развивается по тем же принципам, но подчеркивает своеобразие, благодаря интерпретации отдельных архитектурных деталей, декоративных свойств материала и т.д. Дворец искусств в Ташкенте (1965, архитекторы Ю. Халдеев, В. Березин, С. Сутягин, Д. Шуваев) сочетает в себе простоту архитектурных форм и красочную фресковую живопись. Форма здания оригинальна – она напоминает горизонтальную канюлированную колонну. На фасаде Управления Каракумстроя в Ашхабаде (1967), архитектор. А. Ахмедов, Ф. Алиев, скульпторы В. Лемпорт, Н. Силис) соткано из национального орнамента и условных скульптурных образов. Этот синтез включает в себя архитектуру и национальные традиции.

Стиль советской архитектуры этого времени эволюционирует. Он отходит от рационализма, преодолевает присущую раннему этапу сухость, а затем ставит новую проблему — соответствие органическим формам.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*