Советский модернизм в архитектуре: Советский модернизм – кошмар или шедевр?

Советский модернизм – кошмар или шедевр?

СОВЕТСКИЙ МОДЕРНИЗМ — КОШМАР ИЛИ ШЕДЕВР?

СССР оставил после себя три больших архитектурных стиля: конструктивизм, сталинский ампир и советский модернизм, или совмод, к которому сейчас относятся довольно прохладно. Принято считать, что красота советской архитектуры закончилась на сталинских высотках, а с совмодом связано появление угрюмых хрущевок и невыразительных брежневок. Но это не так. Советский модернизм все же породил ряд удивительных зданий, которые точно заслуживают внимания.

Всё началось 7 декабря 1954 года с речи Никиты Хрущёва «О широком внедрении индустриальных методов, улучшении качества и снижении стоимости строительства», в которой он жестко раскритиковал насыщенную декором сталинскую архитектуру. Все постройки последних 20 лет теперь считались преступной растратой средств и неоправданными излишествами. Генсек провозгласил архитектурную перестройку и обозначил две цели: решить жилищный вопрос, предоставив отдельную квартиру каждой семье, и сделать это максимально дешево с помощью типового проектирования и индустриализации производства. А 4 ноября 1955 года вышло постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». От новых зданий ожидали в первую очередь функциональности и практичности. Простота, лаконичность, правильные пропорции, связь формы и назначения здания – вот какая должна была быть архитектура. Декоративные элементы запрещались в любом виде.

ТАК ЧТО ЗА СТИЛЬ-ТО?

Новый курс Хрущёва стал для архитекторов, привыкших творить в сталинском стиле, настоящим ударом. С опытом современной мировой архитектуры они знакомы не были, а потому примером стал Запад. Во времена оттепели стали доступны заграничные архитектурные журналы, организовывались массовые ознакомительные поездки в страны восточного лагеря, дружественные Советскому Союзу.

Так советский модернизм вобрал в себя черты нескольких архитектурных традиций.

Вот лишь несколько зданий, относящихся к той эпохе. С первого взгляда и не скажешь, что это — достопримечательности, образцы стиля, однако каждое из них — уникально.

Чувашский Государственный Театр Оперы и Балета

Несмотря на простоту материалов — в основном в строительстве использовался железобетон, — главной особенностью советского модернизма стало оформление.
Для облицовки архитекторы использовали песчаник, ракушечник и мрамор, иногда настоящий, а иногда искусственный — из соображений экономии. Для ранних построек в этом стиле характерны мозаичные панно. А самое заметное отличие от брутализма — массовое остекление поверхностей.

Кафе «Васара» в Паланге. Архитектор А. Эйгирдас

Клуб космонавтики. Воронеж

Центральный экономико-математический институт РАН
Москва

Архитектура стала полностью подчиняться строительной отрасли, и только особо важные постройки разрешали возводить по индивидуальным проектам, что обусловило главную особенность совмода — к нему относятся одновременно и необычные авторские здания, и сотни безликих микрорайонов по всей стране.

Многие знаковые для России здания построены в стиле советского модернизма: здание Информационного агентства ТАСС, Останкинская телебашня и здание Академии Наук РАН.

Конец 1950-х — начало 1960-х — время покорения космоса, активного развития науки, техники, автомобилизации, поэтому именно такие проекты стали настоящими символами эпохи. У каждого из них есть своя изюминка. Останкинская телебашня выполнена в актуальной в то время теме освоения космоса. В течение 9 лет она сохраняла титул самой высокой в мире при высоте 533 метра.

Самой необычной деталью здания ТАСС стало множество закругленных окон, символизирующих телевизионные экраны, через которые советские люди смотрят на мир. Идея была по-настоящему футуристичной, и даже сейчас, в наш информационный век, здание выглядит актуально.

Созданием дома Академии Наук занимался Мстислав Келдыш, исследователь в области космических полетов и вычислительной техники. Это отразилось на внешнем облике здания. Он создал эскиз верхней конструкции, которая получила название «золотые мозги».

Город Зеленоград стал самым важным архитектурным проектом этой эпохи. По замыслу
И. Покровского, Ф. Новикова и
Г. Саевича (1958–1975 годы) на этом месте должна была быть построена советская Кремниевая Долина.

Не все планы были реализованы, но одним из самых важных для облика города зданий до сих пор является жилой «Дом-флейта» (1969 год). Он играет роль фона для гостиницы, мэрии и ДК, расположенные возле озера. Вместе эти здания формируют красивую и необычную композицию — в традициях Корбюзье, Гинзбурга и Николаева: дом, стоящий на тоненьких столбах, с плоской крышей и длинными лентами-окнами, что придаёт ему лёгкость и воздушность.

Яркий пример авторского проекта в традиции советского модернизма — гостиница «Турист» в Баку, построенной архитекторами В. Шульгиным и Э. Мельхиседековым и конструкторами К. Керимовым и Г. Шамиловым (1974 год).

Это здание даже получило авторитетную архитектурную премию. Фасад с одной стороны был открытым, с другой — выполнен в декоративных теневых решетках. Во дворе размещался фонтан с керамическими кувшинами и мозаикой. Здание стояло на горе в сейсмической зоне, и архитекторы решили подчеркнуть этот излом. Получился очень интересный архитектурный проект, соединяющий как интернациональные, так и национальные черты.

К сожалению, в 2004 году гостиница была закрыта и демонтирована до первого этажа, а потом до конца снесена. Сегодня на горе устроена парковка.

Историко-этнографический музей на горе Сулайман-Тоо в Киргизии, архитектором которого был К. Назаров (1978 год), — ещё один футуристический проект, которым может гордиться советский модернизм.

Это огромная дыра в горе, внутри — зал с вертикальными пилонами.

Изначально комплекс проектировали под ресторан. В пещерах должны были размещаться столики, а через окна открываться потрясающий вид на равнину. Но потом помещение отдали музею.

Архитекторы В. Джорбенадзе и В. Орбеладзе построили совершенно чудесный Дворец торжественных обрядов в Тбилиси (1985 год), сочетающий в себе некоторые традиции стиля Гауди и романтизма.

Он был запланирован как загс, но, когда в Грузии началась революция, здание стало особняком политического деятеля Бадри Патаркацишвили. Здесь же он был похоронен. За здание до сих пор идёт борьба между регулярно появляющимися наследниками Бадри и его семьей

Санаторий «Дружба» в Ялте — шедевр советского модернизма и конструктивной мысли. Это сложная конструкция, от которого невозможно оторвать взгляд. Каждый элемент друг за друга отвечает, друг друга держит, ничего убрать невозможно. Здание выглядит, как единый механизм.

Ещё один шедевр советского модернизма находится в Новгороде. Это академический театр драмы имени Ф.М.Достоевского, построенный архитектором Владимиром Сомовым и проектным институтом «Гипротеатр» (1987 год).

В архитектурный ансамбль входила так называемая «колонна Макаревича»: музыкант закончил МАРХИ и принимал участие в проектировании окон здания. Позднее её демонтировали — так же, как и окружавшие здание плиты с необычными дырами, которые придавали ему ещё большую оригинальность. Новгородцы же до сих пор ведут споры о красоте и привлекательности здания, обзывая его уродом и считая, что такой кошмар не должен был появиться среди замечательных церквей их города.

Бесспорно, советский модернизм не зря сейчас вызывает интерес у архитекторов по всему миру. Достоинства зданий этого стиля открываются, если учитывать контекст времени и творческий путь их создателей — от античного сталинского ампира они пришли к форме чистоты и функциональности. Архитекторы того времени боролись со стереотипами, неповоротливой бюрократической машиной, осознавали свою социальную миссию и политическую позицию, и несмотря ни на что продолжали фантазировать и творить. Свои шедевры они оставили на улицах множества городов России и бывших стран СНГ. Надо только почаще смотреть по сторонам и тогда красота и сложность вложенной в них архитектурной мысли откроются каждому из нас.

Ирина Морозова

Библиотека №91

Советский модернизм в архитектуре Москвы: 5 ярких примеров

Архитектура

Советский модернизм — это не только безликие хрущевки, это еще и тысячи монументальных зданий, раскиданных по территории СССР. Они часто некрасиво стареют, но многих по-прежнему восхищают. Предлагаем убедиться в этом самостоятельно, прогуляться по Москве по пунктам из нашего маршрута и послушать выпуск подкаста “У стен есть уши”.

Советский модернизм ассоциируется с типовыми застройками — мрачными районами, полными абсолютно одинаковых пятиэтажек, которые сейчас по программе реновации массово уничтожают. Отчасти такие параллели верны, ведь эпоха совмода началась, когда ЦК КПСС в 1955 году выпустил постановление “Об устранении излишеств в проектировании и строительстве”. Это означало конец монументального классицизма и переход к экономному, типовому строительству.

Здание ТАСС. Источник: pastvu.com.

В то время у СССР стояла задача обеспечить как можно большее количество людей жильем, на декор и самовыражение времени не было. Но особенно не хватало средств — поэтому курс был взят на экономию и стандартизацию.

Центральный экономико-математический институт РАН. Источник: pastvu.com; архив ЦЭМИ.

Эта типизация почти стерла роль архитекторов — часто в зданиях не чувствовался стиль мастера, а архитектурный язык совмода был сухим и слишком простым. Однако ряд профессионалов все же вписали свои имена в историю советского модернизма и оставили яркий след в городах СССР.

Строительство телевизионной башни в Останкино. Источник: pastvu.com; автор Лев Поликашин.

В честь этих зданий — сложных, противоречивых, но по-своему прекрасных — мы совместно с сотрудниками Музея архитектуры имени Щусева выпустили серию подкаста “У стен есть уши”. Это ваш путеводитель по модернизму — включайте “Яндекс.Музыку” и отправляйтесь исследовать эпоху советского модернизма на живых примерах.

Дворец пионеров

Архитекторы: Виктор Егерев, Владимир Кубасов, Феликс Новиков, Игорь Покровский, Борис Палуй, Михаил Хажакян

Дворец пионеров был построен в 1958–1962 годах, еще до падения железного занавеса. Тем не менее авторы проекта позаимствовали у заграничных коллег многие идеи. Например, принцип компоновки здания был подсмотрен у павильонов Голландии и ФРГ на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе, мощение площади было создано под впечатлением от поездки в Италию, а обшитый деревом волнистый потолок зрительного зала созвучен работам Алвара Аалто.

Дворец пионеров на Ленинских горах. Источник: russiainphoto.ru; МАММ / МДФ; автор Иван Шагин.

Несмотря на тотальную экономию в строительстве, для возведения дворца ЦК ВЛКСМ обеспечил архитекторов всем необходимым: дефицитными строительными и отделочными материалами, квалифицированными специалистами, а также добровольцами. Кроме того, авторам проекта разрешили привлечь к участию художников — они украсили фасады рельефами и панно, символизирующими покорение стихий человеком, а интерьеры — росписью. Здание действительно получилось необычным и современным — оценили его и приглашенные на открытие иностранные архитекторы.

Дворец пионеров на Ленинских горах. Источник: russiainphoto.ru; МАММ / МДФ; автор Алексей Александров.

ЦЭМИ РАН, или “Дом с ухом”

Архитектор: Леонид Павлов

Леонид Павлов был, пожалуй, единственным архитектором, который строил дома не для людей, а для компьютеров. В советское время они были настолько огромными, что для них требовались отдельные сооружения. И ЦЭМИ (Центральный экономико-математический институт) был как раз одним из таких зданий — вычислительным центром. Проект должен был стать символом вступления в эру компьютерных технологий, поэтому перед Павловым стояла важная задача.

По задумке архитектора, конструкция в виде двух смещенных по отношению друг к другу плоских пластин должна была отражать суть математических отношений и взаимосвязей человека и мира. Фасад сооружения Павлов украсил горельефом в виде ленты Мебиуса, который он создал совместно с художниками Жареновой и Васильцовым. Однако людям она напомнила ухо, поэтому здание в народе часто называют “Дом с ухом”.

Центральный экономико-математический институт РАН. Источник: pastvu.com.

Дом атомщиков, или “Дом-корабль” на “Тульской”

Архитекторы: группа архитекторов под руководством Владимира Бабада и Всеволода Воскресенского

Этот огромный дом строился Министерством среднего машиностроения (атомной промышленности) СССР, отсюда и символичное название. Интересно, что главный прораб Бабад раньше проектировал только атомные реакторы, поэтому сделал здание сейсмоустойчивым, однако не слишком удобным для жизни. В проекте было много недочетов: например, в некоторых квартирах были стояки, способные перекрыть воду у соседей; кроме того, в здании появились комнаты-пустоты — с окнами, но без входов и выходов.

Несмотря на недочеты, дом стал ярким примером советского модернизма — масштаб сооружения поражал. Когда в один конец дома вселялись первые жильцы, второй только строился. Его длина — почти полкилометра, поэтому между некоторыми подъездами сделаны высокие пролеты с колоннами, чтобы жителям не приходилось каждый раз обходить 400 м.

Здание ТАСС

Архитектор: Егерев, Шейхет, Абрамова, Сирота

Инженеры: Гурвич, Маневич, Коганов

Известное всем здание в Леонтьевском переулке изначально должно было быть 25-этажным небоскребом, которое венчало бы световое табло с бегущей информационной строкой с буквами полутораметровой высоты. Однако проект не одобрили, и в 1971 году началось строительство 12-этажного здания ТАСС. Однако и таким он не стал — в сооружении лишь девять этажей, причем один из них — технический.

Особенностью архитектуры стали двухэтажные оконные экраны, многим напоминающие телевизоры. Однако, по задумке автора, это была отсылка к “Окнам РОСТА”, серии сатирических витринных плакатов 1920-х годов, созданных в Российском телеграфном агентстве. Подобный прием не просто украсил фасад, а позволил создать иллюзию, что здание четырехэтажное.

Здание ТАСС. Источник: pastvu.com.

Останкинская башня

Архитекторы: Леонид Баталов, Дмитрий Бурдин

Инженеры: Николай Никитин, Борис Злобин, Владимир Травуш, Виктор Ханджи и др.

На момент строительства Останкинская башня была самой высокой в мире и не имела аналогов по техническому решению, поэтому стала ярким символом оттепели и советского модернизма, а также поводом для гордости. Инженерам удалось рассчитать нагрузку, парусность и минимизировать усадку до нескольких сантиметров, а архитекторам — передать в проекте здание стилистику романтичных 60-х, когда все были увлечены покорением космоса.

Источник: pastvu.com.

Палеонтологический музей им. Ю. А. Орлова

Архитекторы: Юрий Платонов, Валентин Коган, Валентина Нагих, Михаил Яковенко

Палеонтологический музей был основан в 1937 году и является одним из крупнейших естественно-исторических музеев мира. Обратите внимание на форму здания, а также на декоративные решетки, на которых можно найти динозавров, птеродактилей и медуз.

Фото: pastvu.com; источник: Музей Москвы; автор: Ю. Я. Кравчук.

Фото: архив пресс-службы

ТегиАрхитектураМодернизмМоскваПодкастыAD Подкасты

Читайте также

Архитектура

Чек-лист: 15 зданий в Москве, которые стоит увидеть любителям модернизма

Чтобы хорошо разбираться в архитектурных направлениях, недостаточно читать о них в книгах и журналах. Важно еще и тренировать насмотренность: вживую видеть детали, композицию, конструкцию. Поэтому мы создали чек-лист с пятнадцатью московскими постройками, которые позволят вам ближе познакомиться с модернизмом.

Архитектура

Маршрут для прогулки по Москве: 5 самых ярких конструктивистских зданий

Эпоха конструктивизма была самой короткой в истории архитектуры СССР, тем не менее оставила очень яркий след. Рассказываем о самых известных зданиях Москвы периода 1920–1930-х годов и предлагаем послушать новый выпуск подкаста “У стен есть уши”, посвященный конструктивизму.

Советская модернистская архитектура | По Латвии

Архитектура Латвии

Советский модернизм (функционализм) — самый унылый стиль латвийской архитектуры, а также один из самых заметных.

Эти здания были построены между 1955 и 1990 годами, когда в Советском Союзе был фактически запрещен любой значительный архитектурный декор для обычных зданий, таких как многоквартирные дома и магазины. Они были построены по одним и тем же конструкциям, бывшим в употреблении, часто из сборных материалов.

Советский жилой дом в Риге. ©Аугустинас Жемайтис.

Целые районы города (называемые «микрорайонами») проектировались одновременно с похожими на вид многоквартирными домами (как правило, 5 или 9 этажей), построенными вокруг похожих на вид магазинов, детских садов и школ. Как правило, в такие районы люди приходили домой только ночевать, работая в центре или (что более вероятно) на советских заводах. Размеры советских квартир были жестко ограничены, возможных вариантов меблировки тоже было немного.

Заброшенный санаторий в Юрмале. ©Аугустинас Жемайтис.

Некоторые советские модернистские многоквартирные дома были построены и в центре города, однако сталинская идея преобразования центра города постепенно отбрасывалась, эффективно спасая центры города от дальнейших массовых сносов.

Советский санаторий Беларусь в Юрмале. Теперь отремонтированный, он по-прежнему сильно диссонирует с окружающим лесным курортом небольших домов. ©Аугустинас Жемайтис.

При этом ключевые общественные здания (например, театры) по-прежнему строились в центре города, поскольку советские микрорайоны были исключительно жилыми. Однако эти здания поздней советской оккупации построены в несколько более интересных архитектурных стилях. Брутализм (с его бетонной массой на открытом воздухе) доминировал в 1970-е вместе с так называемой

региональной архитектурой (которая на самом деле выглядела как унылые функционалистские здания с, казалось бы, произвольными остроконечными крышами или глухими кирпичными стенами неправильной формы). Постмодернизм (включающий в себя более тщательно переосмысленные украшения) стал популярным в 1980-х годах.

Штаб-квартира завода Radiotehnika в Риге с более уникальным стилем, чем простые многоквартирные дома. Снесен в 2010-х годах. ©Аугустинас Жемайтис. Здание позднесоветского модернизма в Риге, одно из самых уникальных (в настоящее время заброшенное). ©Аугустинас Жемайтис.

Для «украшательства» фасадов были построены довольно простые и абстрактные скульптуры, а также достаточно прямые пропагандистские лозунги (последние в основном были сняты в крупных городах). Среди других невзрачных зданий возводились массивные, но простые памятники различным советским концепциям, таким как «освобождение Латвии» (на самом деле, оккупация Латвии). Многие из них были удалены после обретения независимости, но некоторые остались.

Лозунг на стене советского многоквартирного дома гласит (на русском языке) «Слава рабочим!». В то время как лозунги, прямо прославляющие коммунизм или тоталитаризм, были сняты в начале 19В 90-е годы подобные косвенные идеологические лозунги могут сохраняться, особенно за пределами городских даунтаунов. ©Аугустинас Жемайтис.

Поскольку латвийские города были больше до Второй мировой войны, чем города во многих других местах, управляемых Советским Союзом, в эпоху 1955-1990 годов требовалось меньше расширения. Это сделало советский модернизм менее заметным в Латвии, чем где-либо еще в Советском Союзе, хотя достаточно переехать на окраину города, чтобы увидеть целые районы, построенные в соответствии с этим стилем.

Памятник Победы Советского Союза (оккупация Латвии) в Риге, возможно, самый спорный среди тех, что выдержали 19Кампания антипропагандистских скульптур 90-х. Противоречие настигло его в 2022 году, когда вторжение России в Украину активизировало стремление снести советские памятники, что привело к их сносу. Его высота составляла 79 м, но он был очень простым по конструкции. ©Аугустинас Жемайтис.

Сегодня советские модернистские постройки имеют в Латвии очень плохой имидж. Низкое качество строительства, плохая теплоизоляция и другие недостатки означают, что в этих зданиях жить некомфортно. Необходим капитальный ремонт или полная замена. Вскоре после обретения независимости советские модернистские микрорайоны также претерпели тонкие рыночные изменения. Маленькие дворики заполнились машинами (уже не роскошь), а пустующие места между домами застроились магазинами, службами (в СССР их было немного и очень мало) и некоторыми церквями (все такие кварталы изначально были бесцерковными по атеистическим советским политики). Люди также пытались подлатать свои плохие квартиры, например, добавив антенны и превратив балконы в маленькие комнаты, что сделало разрушающийся советский модернизм еще более хаотичным.

Интерьер тюрьмы КГБ в Риге. ©Аугустинас Жемайтис. Социалистическая архитектураСоветский функционализмСоветские модернистские здания

Советский модернизм – параллельная история архитектуры и градостроительства, которая является предметом текущих дискуссий

В последние годы тема советской модернистской архитектуры стала предметом огромного международного интереса в профессиональных кругах и для широкой общественный. Этот растущий интерес обусловлен несколькими факторами: главным из них является глобальное открытие нового, чрезвычайно богатого пласта модернистского архитектурного наследия, которое было оторвано от западного исторического повествования в результате холодной войны. Потеряв большое количество шедевральных зданий советского периода, постсоветские общества начали осознавать не только значение этих зданий как архитектурных и исторических памятников, но и стали признавать эти сооружения важными социокультурными компонентами своей коллективной идентичности. .

Рубен Аревшатян и Георг Шолльхаммер

В последние годы тема советской модернистской архитектуры стала предметом огромного международного интереса в профессиональных кругах и широкой общественности. Этот интерес к модернистской архитектуре после Второй мировой войны в советских республиках был вызван несколькими важными международными исследовательскими проектами и выставками, такими как Local Modernities , продолжающаяся исследовательская инициатива, начатая в 2003 году; Советский модернизм 1955-1991: Неизвестные истории

, выставка 2012 года в Architekturzentrum Wien; и Trespassing Modernities , выставка в SALT, Стамбул, 2013 г. ; а также ряд публикаций.

Этот растущий интерес обусловлен несколькими факторами: главным из них является глобальное открытие нового, чрезвычайно богатого пласта модернистского архитектурного наследия, которое было оторвано от западного исторического повествования в результате холодной войны. Только недавно он стал центром международных исследований, научных и популярных публикаций, а также вопросом защиты местных памятников и наследия. Однако интерес к советскому модернизму исходит не только извне; это в значительной степени определяется внутренними интересами. Потеряв большое количество шедевральных зданий советского периода, постсоветские общества начали осознавать не только значение этих зданий как архитектурных и исторических памятников, но и стали признавать эти сооружения важными социокультурными компонентами своей коллективной идентичности. .

Все это говорит о том, что советский модернизм стал популярным во всем мире. Он привлекает международное внимание, и это пока еще нерешенный вопрос на российских окраинах и в постсоветских республиках. Утрата и кардинальные преобразования городской среды здесь постепенно стали вызывать общественное беспокойство. Все большее число исследовательских проектов, инициированных местными группами, публичных дискуссий на городскую тематику и движений гражданских активистов, сосредоточены на защите памятников модернистской архитектуры. Некоторые из них стали триггерами новых форм общественного сопротивления порочной неонационалистической политике и экономическому господству над социокультурными конструктами сегодняшнего дня.

Это новое прочтение идет параллельно с глобальным интересом к функции архитектурного модернизма в строительстве городских и геополитических периферий, но регионально еще более важно для нового понимания внутренних противоречий советского и современного общества и реалий его имперской структуры, которые были агентами ее коррозии. Через местное прочтение советского города можно в двух словах узнать многое о нынешних, синкретических значениях столиц государств-правопреемников.


История и последовавшие за ней трансформации архитектуры и урбанистической системы городов в постсоветских и постсоциалистических странах раскрывают гораздо более сложные темы для рассмотрения, касающиеся более широких культурных и социально-политических аспектов, противоречий, дилемм и вопросов модернистского видения мира. 20-го века в мировом контексте, которые до сих пор остаются без ответа.

Вскормленные революционными представлениями о социальной утопии, архитектура и урбанизм раннего советского авангарда сыграли важную роль в формировании нового образа жизни для альтернативного общественного строя. Идеологический призыв к модернизации СССР в 1920-е годы привели к появлению новых типологий для городских планов, инфраструктуры, массового жилья, общественных зданий и зданий политического представительства, для работы, праздников и отдыха на радикально новом и современном языке. Разнообразие концептуальных подходов, дискурсов, которые велись между разными архитекторами, архитектурными группами и сообществами, расширялись не только за счет новообразованных советских республик, но и охватывали интенсивный обмен идеями и практиками между европейскими архитекторами и архитектурными школами (такими как БАУХАУС).

и ВХУТЕМАС), также вдохновленных идеями построения нового жизненного порядка. Советская архитектура того времени была неотъемлемой частью мирового модернистского архитектурного дискурса и оказала серьезное влияние на его развитие.

С постепенным смещением парадигмы в Европе и СССР в 1930-х годах к авторитарным консервативным политическим режимам революционные взгляды в искусстве, культурной жизни и архитектурных разработках стали подавляться и подчиняться консервативным идеологиям. Демонизация и осуждение модернистского движения и авангардных экспериментов происходили практически параллельно в Германии и Советском Союзе с ответным обвинением в пагубном влиянии с той или иной стороны. Помимо того, что этот процесс был частью нарастающей поляризации между различными идеологическими и социально-экономическими политическими системами, он также породил культурную и в определенном смысле цивилизационную демаркацию между СССР и западным миром, за которой последовало разделение истории, предложившее специфическое идеологическое отношение к современность как таковая. Такое отношение нашло свое продолжение в эпоху холодной войны в доминантном представлении о геополитическом, историческом, культурном разделении мира по принадлежности к передовым и запоздалым современностям/историям.

Хотя модернистские принципы прерванных дискурсов о новом образе жизни возобновились после 1955 года, когда была отвергнута архитектура сталинского соцреализма, в последние годы существования СССР экономический кризис и истощение материальных ресурсов сказались на архитектурном производстве.

Движущей силой новой урбанизации стала идеология научно-технического прогресса. Он был задуман местными плановыми управлениями в каждой республике и выполнен в соответствии со стандартами строительной отрасли. Архитекторы экспериментировали с концепциями интернациональной архитектуры и заимствовали из подавленного наследия раннего советского модернизма XIX в.20 с. Бурно развивался самобытный советский язык позднего модернизма.

Но к 1960-м возникла критическая реакция против этой политики индустриализации пространства и архитектуры. Архитекторы и местные элиты выражали свою дистанцированность от официального канона советской архитектуры через поиск региональной или национальной идентичности. Таким образом, в республиках смог сформироваться архитектурный авангард, бросивший вызов господствующей гомогенизирующей политике центральной бюрократии. Возникло множество версий модернизма: локальный модерн и советско-гибридный.

1970-е годы принесли еще один парадигмальный сдвиг. При Брежневе советское общество в целом приняло прозападный образ жизни. Это просочилось в повседневную жизнь через упадок коммунитарного этоса советской идеологии, на что архитектура ответила новыми своеобразными типологиями — от пионерлагеря до домов творчества, от цирка до дворца бракосочетаний.

Коллективный проект построения советской современности резко оборвался в начале 1990-х годов с распадом СССР. Большинство утопических проектов этой современности так и остались фрагментами или в конце концов потерпели крах. Многие из реализованных структур, форм и успехов, которые мы связываем с его концепциями, пришли в негодность или были унесены волной негативного общественного мнения в первые годы постсоциалистической рыночной экономики в государствах-преемниках.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*