Советский модернизм: характеристика направления и примеры архитектуры

Содержание

характеристика направления и примеры архитектуры

Советский модернизм — это одно из 3 архитектурных направлений, которые были характерны для построек в СССР, другие 2 — конструктивизм и сталинский классицизм. Здания в стиле архитектурного модернизма строились по всей стране в период с 1955 г. до конца 80-х — начала 90 гг. ХХ в. Этот стиль исследователи выделили в отдельное направление только в начале 2010-х гг., поэтому он мало изучен.

Появление архитектурного модернизма в СССР

Модернизм — это общемировой архитектурный стиль. Он начал развиваться в странах Западной Европы в самом начале XX в. После окончания Второй мировой войны модернизм становится основным архитектурным направлением в мире. Здания, построенные в этом стиле, появляются в США, Германии, Франции, Латинской Америке, Скандинавии.

В СССР в 30-е гг. в архитектуре на смену конструктивизму пришел сталинский классицизм. К 40-м гг. в качестве главенствующего архитектурного стиля утвердился сталинский ампир. После завершения Второй мировой войны ситуация не изменилась — продолжали строиться здания в стиле сталинского классицизма, который теперь стал символом недавней победы. Сталинские постройки в это время появились и в городах Европы — в Варшаве, Восточном Берлине.

Черты модернизма в советской архитектуре начали появляться в середине 50-х гг., после смерти Сталина. Этому способствовало несколько причин: сталинские постройки не подходили для решения жилищного кризиса в СССР (к концу 40-х гг. большинство населения проживало в коммуналках или бараках), а новая власть нуждалась в создании собственного образа в массовом сознании, который отличал бы ее от представителей предыдущей эпохи.

Архитектурный модернизм в СССР пришел с Запада и приобрел здесь советские черты. Во времена правления Никиты Хрущева советские архитекторы получили доступ к специализированным изданиям и стали обмениваться профессиональным опытом с коллегами из других стран.

Советский модернизм становился единственным официальным архитектурным направлением в стране. Постсоветские города имеют преимущественно модернистский облик — большинство построек были возведены в период с 1955 по 1991 г.

Характеристика направления

Особенности архитектурного направления, распространенного в СССР во второй половине ХХ в.:

  • массивные формы и конструкции;
  • большие плоскости, сделанные из одного материала;
  • функциональный подход к организации пространства и выбору внешней формы;
  • светлый цвет фасада и стен;
  • урбанистический внешний вид построек;

Основной строительный материал, из которого построены здания в стиле модернизма — это железобетон. В зданиях, построенных в СССР, часто использовали мрамор, керамику, ракушечник, песчаник в качестве облицовочного материала.

Для этого архитектурного стиля не характерна избыточная декоративность — из украшающих элементов использовались панно из мозаики и остекление фасада, придающее схожесть с конструктивизмом, распространенным в СССР в начале ХХ в.

Среди построек в стиле советского модернизма часто встречаются здания с опорами в виде больших столбов и плоскими крышами. Нередко в дизайне фасадов использовали ленточные окна.

Архитектура СССР во второй половине ХХ в. подчинялась строительной сфере. Чтобы сделать процесс возведения зданий дешевле и быстрее, часто использовались типовые проекты зданий. Индивидуальные — разрабатывались только для особо важных построек. Поэтому примером советского архитектурного модернизма являются и авторские здания в крупных городах, и типовые жилые многоэтажки в спальных районах.

Интересные факты

Архитектура советского модернизма мало изучена, в отдельное направление этот стиль выделили только в начале XXI в. Интерес к советским постройкам послесталинского периода стал появляться в последнем десятилетии. Во многом этому способствовал проект французского фотографа Фредерика Шубена, который, находясь в Грузии с рабочим визитом, заинтересовался архитектурой города. После этого он объездил территорию бывшего Советского Союза и сделал сотни фотографий местных зданий.

Издание фотоальбома Шубена вызвало интерес к советской архитектуре как за рубежом, так и в постсоветских странах. Советскому модернизму стали посвящать статьи в различных по тематике изданиях, выпускать справочники и путеводители по этому стилю. В 2012 г. в Вене прошла выставка Soviet Modernism 1955-1991. Unknown Stories. Советская архитектура появляется в массовой культуре — на ее фоне снимают видеоклипы популярные исполнители.

Архитектурный модернизм в Советском Союзе, как и во всем мире, стал отражением послевоенной тенденции найти новый подход к застройке городов, чтобы обеспечить население доступным жильем и работой.

В результате этого в СССР появились «хрущевки» — малогабаритные типовые квартиры в многоэтажных, чаще 5-этажных домах.

Их разработке предшествовало масштабное исследование по использованию человеком жилого пространства. Ученые анализировали даже такие мелочи: как люди идут на кухню, включают газ, вешают полотенце. В последующих массовых застройках разработки были упрощены. Полнее всего результаты исследований отражены в первых московских хрущевках в Черемушках.

Символом подобных проектов за рубежом стал эксперимент со спальным районом Пруитт-Айгоу в американском г. Сент-Луис. Жилой квартал состоял из 33 типовых 11-этажек. Он был построен в 1954 г. и спустя 10 лет превратился в гетто с повышенным уровнем преступности. В 1972 г. посредством взрыва снесли первые многоэтажки, а через несколько лет зачистили весь район.

Примеры советского модернизма

Примером советского архитектурного модернизма являются такие здания:

  1. Государственный Кремлевский дворец. Был построен в 1961 г. по инициативе Никиты Хрущева. Находится на территории Московского Кремля.
  2. Останкинская телебашня на момент строительства являлась самым высоким сооружением в мире. Ее высота составляет 540 м, строительство было завершено в 1967 г.
  3. Театр драмы имени Ф.М. Достоевского в Великом Новгороде был построен в 1987 г. под руководством архитектора В. Сомова.
  4. Дворец торжественных обрядов в Тбилиси строился с 1980 года по 1985 год. В советское время использовался как загс. Внешний вид дворца часто сравнивают с храмовой архитектурой.
  5. Ресторан «Жемчужина» в г. Баку. Разработка архитекторов В. Шульгина и Р. Шарифова. Здания похожей необычной формы встречаются также в Бишкеке, городах Мексики и Испании.
  6. Здание ТАСС, построенное в 1977 г. в Москве, отличается 2-этажными оконными экранами, из-за чего 9-этажное здание выглядит как 4-этажное и не выбивается из стиля соседних построек.
  7. Здание Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР, сейчас — здание Банка Грузии. Было спроектировано Г. Чахавой и З. Джалагханией в 1975 г. Здание состоит из 5 2-этажных конструкций, которые построены друг на друге и в разных направлениях. Большая часть постройки находится над землей.

Советский модернизм отражен не только в масштабных зданиях и жилых типовых постройках, но и в архитектуре малых форм, таких как транспортные остановки, рынок, кафе, танцплощадки, вертолетная станция.

Брежневский брутализм: 10 домов — от Останкинской телебашни до Театра на Таганке и Пресненских бань

В издательстве музея «Гараж» вышел путеводитель по архитектуре модернизма — самой спорной и недооцененной в московском наследии эпохи. Из сотни зданий, построенных во времена от Хрущева до Горбачева, «Афиша Daily» выбрала 10 любимых.

9-й микрорайон Новых Черемушек

Воплощенная мечта эпохи о жилой среде малого типа с малогабаритной квартирой для каждой семьи

Опытно-показательный 9-й квартал Новых Черемушек — первый советский микрорайон, застроенный домами с малометражными квартирами, рассчитанными на одну семью. Его проектирование в Специальном архитектурно-конструкторском бюро (САКБ) началось еще до принятия в июне 1957 года постановления ЦК КПСС, предписывающего решить жилищную проблему в течение 10–12 лет. На участке меньше 12 гектаров на юго-западе Москвы одновременно испытывались принципы комплектации и планировки микрорайона, его благоустройства и ландшафтного оформления, типы домов, новые конструкции и строительные материалы, планировки квартир, образцы сантехнического оборудования, встроенной мебели.

Микрорайон рассчитан всего на 3030 жителей — совсем мало, если учитывать, что впоследствии минимальная единица городского планирования могла вмещать до 80 тысяч человек. Было построено 13 четырехэтажных домов и 3 восьмиэтажные башни: сооружения большей высоты понадобились для оформления обширной площади (впоследствии названной именем лидера коммунистического Вьетнама Хо Ши Мина), на другой стороне которой уже стояли восьмиэтажные дома. Четырехэтажки же, свободно расставленные вокруг пяти связанных между собой дворов, разорванным пунктиром следуют трассам будущих проспекта 60-летия Октября, улиц Шверника и Гримау, а тогда еще просто проектируемых проездов. При этом жилые дома стоят с отступом 12 метров от красной линии улиц и защищены от шума дорожного движения зелеными насаждениями. На улицы выходят два продовольственных магазина и универмаг с комбинатом бытового обслуживания, столовая с закусочной и кулинарией, кинотеатр, ясли, детский сад и школа, предназначенные также для жителей соседних микрорайонов.

Когда построено 1956–1959 годы

Архитекторы Н.Остерман, Г.Павлов, В.Свирский, С.Лященко и др.

Останкинская телебашня

Такой же символ оттепели, каким должен был стать Дворец Советов для сталинской Москвы

© РИА «Новости»

Дворец Советов отмечал геометрический центр Москвы, телебашню же построили на окраине — в соответствии с политикой децентрализации. В облике дворца суммировались лучшие достижения архитектуры прошлого — телебашня же была бескомпромиссно современной. При этом оба сооружения задумывались как самые высокие в мире: высота Дворца Советов должна была составить 420 метров, на 39 метров больше, чем Эмпайр-Стейт-билдинг, а Останкинская башня при высоте вместе с антенной 533 метра в самом деле держала титул самого высокого сооружения в мире в течение девяти лет, пока ее не обошла торонтская Си-Эн-тауэрБыла самым высоким зданием в мире с 1976 по 2010 год. Вступившая в строй к 50-летию революции и не имеющая аналогов в мире телебашня дала СССР почти такой же повод для гордости, как и достижения в освоении космоса.

Когда построено 1959–1967 годы

Архитекторы и инженеры Л.Баталов, Д.Бурдин, Н.Никитин, Б.Злобин, В.Травуш, В.Ханджи и др.

Аптека

Говорящая архитектура в чистом виде: здание является собственной вывеской. Своего рода поп-арт, вдохновленный Малевичем

Это никак не реклама (абсолютно излишняя в советских реалиях), а кроме того, при всей своей простоте это слишком сильная форма, чтобы оставаться декорацией. Равно как и сама тема врачевания имеет в Советском Союзе слишком сильный подтекст — и это еще один смысловой пласт: гуманизм в отсутствие религии. В том же году, когда появилась первая книга Вентури «Сложности и противоречия в архитектуре»Небольшую книгу называют манифестом постмодернизма в архитектуре, на экраны СССР вышел «Айболит-66» — первый настоящий советский артхаус под маской детской музыкальной комедии. Мера условности в нем зашкаливает (актеры обращаются к зрителям, вешают зонтик на край экрана, домик героя не строят, а рисуют), а добрый доктор Айболит в исполнении Олега Ефремова, несомненно, замещает опустевшее в национальном сознании место Спасителя. Поэтому и крест аптеки не может не вызывать в сознании иной крест, а замещение одного идеала другим — это, конечно, еще и случай русского авангарда.

Источником вдохновения для авторов аптеки служило творчество Казимира Малевича, где «Черный крест» 1915 года естественно трансформировался в архитектоны 20-х годов. И это еще один смысловой пласт, сугубо интеллектуальный, рафинированный, аккуратно спрятанный в пространстве привычной коммуникации: «Наконец нашлась работа и для красного креста! Наконец ушибся кто-то. Санитары, на места!» В новую эпоху гуманистический пафос учреждения заметно померк, как поблек и красный крест в Шипиловском проезде: сначала с него сползла вся краска, а потом аптеку и вовсе переделали в продуктовый магазин.

Когда построено 1973 год

Архитекторы А.Ларин, Е.Асс, Л.Волчек

Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС)

Дом, вдвое урезанный по высоте, остался тем не менее ярчайшим образом советского модернизма

© Юрий Пальмин

В одной из промежуточных версий дом распластывался, перетекая одним этажом на соседнее здание, доходный дом КоробковойДом, примыкающий к зданию ТАСС. Фотография 1992 года, и заимствовал оттуда идею скругленных окон. Учитывая негативное отношение советской власти к стилю модерн, это было вполне революционно — так в новый проект просочились первые ростки средового подхода. Правда, затем эта версия была отметена, но преемственность сохранилась, остроумно трансформировавшись в окна-телевизоры. Образ экрана в тот момент еще вполне современен: телевизор далеко не в каждом доме. Это была понятная метафора (телевизор — главное для советского человека окно в мир), при этом универсальная и в чем-то даже футуристичная: она не только предвещала век информации, но и предрекала превращение жилой ячейки в информационный порт, где главным будет не уют, а пропускная способность коммуникаций. И если в особняках модерна гигантские окна были все же единичны и уникальны (как и вся идеология этого стиля), то здесь большое скругленное окно стало модулем здания. По-модернистски отменяя идею фасадности, оно в то же время сохраняло образ привычной стены городского дома. А скрывающая межэтажные перекрытия накладка кажется деревянной, чем подкрепляет точность образа: для советского человека телевизор был не только техникой, но и мебелью. Точнее, даже более мебелью, учитывая то искажение действительности, которое он создавал.

Окна ТАСС, наследники маяковских «Окон РОСТА», стали идейным смыслом небольшой аванплощади перед зданием. Это был еще один тонкий компромисс старого и нового, из которого, кажется, состоит все здание, включая интерьеры. Его техническая начинка абсолютно современна — причем не только профессиональная (тут первая в Москве пневмопочта), но и бытовая: дом обслуживал единый пылесос, присоединиться к которому можно было через специальную розетку, имевшуюся на каждом этаже. Но при этом — советская скромность интерьеров: деревянная облицовка, низкие потолки, дээспэшная мебель. Аскетизм вроде бы искупали виды через громадные окна, но их при этом приходилось бесконечно заклеивать, чтобы не дуло.

Когда построено 1965–1977 годы

Архитекторы и инженеры В.Егерев, А.Шайхер, З.Абрамова, Г.Сирота, Б.Гурович, Ю.Маневич, А.Коганов

Жилой дом на Беговой

Соединяет черты, заимствованные у «жилой единицы» Ле Корбюзье (дом на ножках) с вынесенными наружу лифтовыми башнями Оскара Нимейера

© Юрий Пальмин

Архитектор Андрей Меерсон явно хотел быть непохожим на своих отечественных коллег и при этом стремился к сходству с зарубежными, уже давно разрабатывавшими именно эстетику тяжести и брутальности материала. Приставные башни он позаимствовал не столько у Корбюзье — хотя выступы лестниц и пандусов сильно украшают здание ЦентросоюзаПостройка Корбюзье, которую фактически строил советский архитектор Николай Колли , в «жилой единице» ничего подобного нет, — сколько у Оскара Нимейера, построившего жилой дом с лифтовой башней для знаменитой выставки «Interbau», прошедшей в Западном Берлине в 1957 году, и Эрнё Голдфингера, в чьем бруталистском жилом комплексе Trellick Tower (1966–1972) в Лондоне лифтово-лестничная башня, соединенная переходами с этажами, — самый запоминающийся элемент.

Однако в рационализации — замены ногами первого этажа (а то и трех, их высота — 12 метров) — Меерсон следовал непосредственно за Ле Корбюзье. Освободить землю под домом в тесно застроенном массиве на Беговой улице — хорошая идея, тем более что жильцы первых этажей страдали бы от шума уличного движения и были бы вынуждены занавешивать свои окна от взглядов прохожих. Дополнительным бонусом служит быстрое рассеивание загазованного воздуха, который в противном случае застаивался бы у стены длинного дома. Еще одного корбюзианского элемента прохожий не видит. Между домом и красной линией Беговой улицы расположен подземный гараж — именно так, вдоль дома и под землей, рекомендовал парковать автомобили Ле Корбюзье. Гараж рассчитан на 55 машин, квартир в доме должно было быть 368 — весьма щедрое соотношение по тем временам, указывающее на высокий уровень благосостояния будущих жильцов. В реальности оно получилось еще лучше, так как квартир в итоге оказалось 299.

Когда построили 1967–1978 годы

Архитекторы и инженеры А.Меерсон, Е.Подольская, М.Мостовой, Г.Клименко, Ю.Дыховичный, Д.Морозов, Б.Ляховский

Пресненские бани

Скупые мужские радости, воспетые фильмом Рязанова и благословленные сибаритом Брежневым, материализовались в здании, намекающем на древность темы

1 января 1976 года оказывается, что «пошел в баню» — это не только ругательство, но и традиция. «Сам процесс мытья, который в бане выглядит как торжественный обряд, в ванной — просто смывание грязи!» — банная субкультура вываливается на телеэкраны страны в виде четырех выпивающих философов, завернутых в простыни, как в тоги. И ровно такое же настроение у новых Пресненских бань — римское. Здесь не смывают грязь, здесь торжественно ступают под арками, чтобы возлечь на полок, затем погрузиться в просторный бассейн, а потом с чашей в руках прошествовать в лоджию… «Не в театре — говорю!» — возмущался в бане герой Зощенко, но здесь именно что театр. И пусть набор радостей поскромнее, чем в термах Каракаллы (кроме бань с бассейном имеются чайный зал, пивной бар, парикмахерская и массажные комнаты), но движение к гармонии духа и тела — то же, что и у авангардиста Никольского. Кстати, из дефицитного красного кирпича в Москве в эти годы строится только одно общественное здание — и это как раз театр, Театр на Таганке.

В банях же кирпич удается пробить под флагом революционного цвета Пресни. Но это все для отвода глаз — вдохновляется Андрей Таранов архитектурой Луиса Кана и особенно его Институтом управления в Ахмедабаде (1963), где такие же большие круглые окна и кирпичные арки. Кладка растет прямо из земли, без цоколя и отмостки, создавая ощущение единства материала — что характерно уже для европейского брутализма. Но авторы возрождают и забытые местные приемы: распушка (изменение профиля стены) и нестандартная тычковая кладка (торцом кирпича наружу) придают фасадам рельефность и глубину. А круг окна опрокидывается на землю кругом того же размера, ограждающим растущий дуб…

Когда построено 1972–1979 годы

Архитекторы и инженеры А.Таранов, Л.Колоскова, В.Гинзбург, Л.Нефедова, С.Симонова

Театр на Таганке

Здание строилось так долго, что к его открытию от легендарной труппы осталось одно назваие

© Александр Поляков/РИА «Новости»

Преисполненные пиетета к Таганке архитекторы проектируют начинку в полном соответствии с ее острохарактерной эстетикой. Знаменитый спектакль «10 дней, которые потрясли мир» начинался на улице, где горланили куплеты Золотухин с Высоцким, а на входе стояли красногвардейцы и насаживали билеты на штыки винтовок. В зрительный зал нового здания солдаты входят прямо с Садового кольца: для этого непосредственно в стене сделано сдвижное окно размером 10×4 м. Когда оно опускается, задником спектакля становится город. Что тоже логично продолжает тему арьерсцены, которая была у старой Таганки важнейшим элементом каждого спектакля и даже, по словам главного художника театра Давида Боровского, «стала нашей «Чайкой». Вся декорация «Гамлета» — грубый вязаный занавес, который ездит по сцене, и в него то кутается Офелия, то прячется принц. Теперь над сценой — мощный кран-балка, который может перемещать любые декорации, и не только по сцене, а по всему залу. Вся сценография «Пугачева» — помост, который ходит вниз-вверх (и цепи, на которых виснет Хлопуша Высоцкого), новая же сцена может подниматься и опускаться, по частям и полностью, раздвигаться вширь и выдвигаться в зал и вообще имеет 7 вариантов трансформации. Все эти новые сценические возможности зодчие сочиняют исходя из той доморощенной машинерии, которой театр обходился свои первые 10 лет. Где светильниками были обычные ведра, роль пропеллера играл вентилятор, а простейшие доски становились то кузовом грузовика, то баней, то лесом (спектакль «А зори здесь тихие»). Но где голь на выдумки хитра, там проседают спецэффекты. Создавать спектакли из ничего в борьбе с цензурой — Любимов научился и сделал это фирменным стилем, но теперь, когда ему преподнесен целый арсенал возможностей, он в растерянности. Он то велит ломать старый зал, превращая его в фойе, то вдруг спохватывается, что вместе с ним исчезнет аура, и требует все вернуть. То командует белить кирпичный задник сцены, то — ради постановки «Бориса Годунова» — его отчищать…

Любимова лодка не разбилась о быт, а медных труб и латунных перил не пережила. Здание строилось слишком долго. Заложенное в декабре 1973 года, оно открылось 22 апреля 1980-го, а через 4 месяца умер Высоцкий, так ни разу в нем и не сыграв. Еще через 3 года выдавили за границу Любимова. Потом труппа съела Анатолия Эфроса, а дождавшись возвращения основателя, отторгла и его, в 1992 году намертво раскололась и обратно так и не возродилась. Прекрасное, оригинальное, комфортное здание стало самым дорогим надгробием в истории русского театра. И трудно не заподозрить, что власть, не зная как убить опасный театр, изыскала сей дьявольски хитроумный план: построить ему новое здание.

Когда построили 1972–1980 годы

Архитекторы и инженеры А.Анисимов, Ю.Гнедовский, Б.Таранцев, В.Белецкий

Жилой дом на 1000 квартир

Величайший пример советского брутализма

© Юрий Пальмин

Архитектура впечатляет почти первобытной экспрессией бетонной массы, которой не вредит грубость стыков. Не предусмотрено баловства в виде сада на крыше, хотя сервисная инфраструктура довольно разнообразна. Архитектор Воскресенский заполняет большую часть промежутков между опорами дома предприятиями обслуживания (почта, сберкасса, прачечная, кафе, кулинария, выставочный зал) и расположенными в два яруса над ними клубными помещениями для жильцов. Гастроном с кафетерием находится в пристройке, а ясли-сад занимают отдельное здание во дворе. В отличие от дома Наркомфина присутствие развитой системы обслуживания не привело к сокращению площади квартир. Все они имеют достаточно просторные по тем временам кухни и ванные, оборудованы встроенными шкафами. При этом квартиры верхних — 12–13-го и 14–15-го — этажей двухъярусные и к тому же с выходом на широкие (1,5 м) балконы, огибающие весь дом и придающие ему сходство с огромным кораблем. На дворе уже не двадцатые годы, и приходящиеся на каждую квартиру отрезки балкона отделены перегородками.

В отличие от дома Гинзбурга, где широкие коридоры со стеклянной стеной должны были служить социальными конденсаторами, местом встреч и общения, главная задача коридора между подъездами — облегчить эвакуацию в случае пожара или иной нештатной ситуации. Повышенная забота о безопасности объясняется спецификой заказчика. Жилой дом принадлежал Министерству среднего машиностроения — под этим эвфемизмом понималась атомная отрасль, включая производство боеголовок. Архитектор, в свою очередь, из первых рук знал о воздействии бомб на здания, получив во время войны специальность пилота и инструктора ВВС. Конструкции дома сделаны особо устойчивыми в расчете как раз на случай боевых действий. Отсутствие правильных прямых углов не позволит зданию сложиться при попадании бомбы; сочетание вертикальных и трапециевидных опор в проемах арок не даст им обрушиться.

Когда построен 1972–1982 годы

Архитекторы В.Воскресенский, В.Бабад, В.Барамидзе, Л.Смирнова

Палеонтологический музей

Музей, принявший вид древней крепости

© Виталий Созинов/Фотохроника ТАСС

Невзирая на то, что здание строилось 20 с лишним лет, оно воплощено почти без отступлений от проекта — разве что отказались от подмосковного белого камня в облицовке. При этом сложно сказать, что оно хранит на себе след какого-либо времени. Оно вне его — пусть и не про вечность, а про вечную мерзлоту. Необходимо было уйти от неизбежной в музее (да еще в таком) монотонности, поэтому контрапунктами сценария должны были стать башни. В одной из них предполагалась диорама о жизни в воде, в другой через прозрачные перегородки можно было бы наблюдать за работой палеонтологов, монтирующих (она так и называлась — монтировочная) животных из фрагментов. Наконец, еще одна башня предполагала неожиданный переход из темного и низкого зала янтарей в пространство высотой 15 метров, откуда на зрителя выходил (ибо действительно ходил на двух ногах) гигантский зауролоф (утконосый ящер).

Увы, башни (кроме одной) так и не зажили этой жизнью, зато художники отнеслись к заказу не как халтурщики-иллюстраторы, а как настоящие творцы. Искусство тут всех сортов: белокаменные рельефы с изящно прочерченными тенями животных, собранные в иконостас виды моллюсков, гжельская керамика со стадами зверей, стилизованная под наскальную живопись палеолитического человека. А еще — 17 портретов великих ученых из кованой меди во вводном зале и скульптуры ископаемых во внутреннем дворике. Здесь, во дворике, оживление достигает максимального градуса: тарбозавр кромсает молодого зауролофа.

Когда построено 1965–1989 годы

Архитекторы, конструкторы, художники Ю.Платонов, Л.Яковенко, В.Коган, В.Нагих, Т.Зевина, Е.Катышев, Ф.Гринев, В.Никитин, А.Белашов, В.Дувидов, М.Митурич-Хлебников, М.Фаворская-Шаховская

Президиум Академии наук

Убежище лучших умов СССР, получившее насмешливое прозвище «Золотые мозги»

© Юрий Пальмин

Ленинские горы рассматривались как место, от которого символически расходится свет знаний, еще раньше. Предшественниками современного здания президиума можно считать и леонидовский проект Института Ленина (1927), и власовский Комвуз (1933–1935). Высотка МГУ перехватила инициативу маяка знаний, но в конце 1960-х и у академии появился шанс заявить о своем присутствии. Выделенный участок был хорош с точки зрения обзора, но очень неудобен — на нестабильном склоне Москвы-реки, без адекватного общественного транспорта и со сложным подъездом для автомобилей. Зато туда было близко добираться самым выдающимся академикам, обитавшим в спрятанных в зелени Ленинских гор виллах. Примечательно, что большинство участников проведенного в 1967 году конкурса не предлагали высотного решения, а те, кто отважился пренебречь коварным грунтом, показали проекты, наиболее близкие авангарду 1920-х.

Конкурсом и зданием живейшим образом интересовался президент АН СССР Мстислав Келдыш. Его исследования в области теории космических полетов и вычислительной техники отразились в образности здания президиума, в особенности в структуре декоративного завершения башни, эскиз которого он лично и набросал. Само это завершение понадобилось, чтобы дать зданию желанный высокий силуэт и при этом не перегрузить грунт. В ажурной скульптуре спрятаны технические системы здания, а золотистый металл выбран ради ассоциации с образом златоглавой Москвы.

Когда построено 1967–1990 годы

Архитекторы и инженеры Ю.Платонов, А.Батырева, С.Захаров, А.Звездин, С.Киселев, А.Левенштейн и др.

© Музей современного искусства «Гараж»

1 из 3

© Музей современного искусства «Гараж»

2 из 3

© Музей современного искусства «Гараж»

3 из 3

«Москва: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель». Авторы — Анна Броновицкая и Николай Малинин, фотографии Юрия Пальмина. Издательство Музея современного искусства «Гараж». Москва, 2016. Книга продается в книжном магазине музея «Гараж».

В публикации «Афиши Daily» тексты из справочника были сокращены и отредактированы.

СОВЕТСКИЙ МОДЕРНИЗМ. ОТКУДА: И КУДА:

«СОВЕТСКИЙ МОДЕРНИЗМ.
ОТКУДА: И КУДА:»

Проект «Советский модернизм. Откуда: и Куда:» – постоянно действующий выставочный, образовательный проект, посвященный отечественной архитектуре 1955–1985 гг.

Проект построен как исследование и серия лекций ведущих специалистов, завершающиеся выставкой. В постоянную экспозицию входят более 200 коллекционных объектов советской графической продукции середины ХХ в., включая редкие экспонаты – оригинальные буклеты Всемирных выставок в Брюсселе (1958) и Монреале (1967). Этот раздел экспозиции раскрывает смысл архитектурных событий ушедшей эпохи. Современная часть выставки является попыткой увидеть рассматриваемый период в отечественной архитектуре глазами нового поколения. Студенты факультета дизайна и архитектуры, изучая и переосмысливая эту архитектурную эпоху, создают марки, авторские издания – зины и плакаты.

Коллекция:

Марки, этикетки, буклеты и значки из коллекции архитекторов Айвара Мухтарова и Анастасии Петровой.

Кураторы:

Анастасия Петрова, архитектор, руководитель Архитектурного бюро «TZAM Architects», декан колледжа архитектуры МКИК.

Елизавета Землянова, художник, декан факультета дизайна ИГУМО, куратор международного фестиваля современного искусства DOCA.

Информационные партнеры:
Журнал «Архитектурный вестник»
Архитектурный портал «Architime.ru»
Интернет-портал «Архитектура России»
АНО «Институт модернизма»
Навигатор для профессионалов «Archinavi»
Афиша событий современного искусства Москвы «ArtTube»
Интернет-портал «Афиша»
Афиша Москвы «Kuda Moscow»
Официальный сайт мэра Москвы

Организаторы:

Архитектурное бюро «TZAM Architects»

Институт гуманитарного образования и информационных технологий (ИГУМО).

Спонсор:

Инвестиционный холдинг «ЦАМ Групп».

    

Лучший советский модернизм - отличные предложения советского модернизма от мировых продавцов советского модернизма

Отличные новости !!! Вы попали в нужное место для советского модернизма. К настоящему времени вы уже знаете, что что бы вы ни искали, вы обязательно найдете это на AliExpress. У нас буквально тысячи отличных продуктов во всех товарных категориях. Ищете ли вы товары высокого класса или дешевые и недорогие оптовые закупки, мы гарантируем, что он есть на AliExpress.

Вы найдете официальные магазины торговых марок наряду с небольшими независимыми продавцами со скидками, каждый из которых предлагает быструю доставку и надежные, а также удобные и безопасные способы оплаты, независимо от того, сколько вы решите потратить.

AliExpress никогда не уступит по выбору, качеству и цене.Каждый день вы будете находить новые онлайн-предложения, скидки в магазинах и возможность сэкономить еще больше, собирая купоны. Но вам, возможно, придется действовать быстро, поскольку этот высший советский модернизм в кратчайшие сроки станет одним из самых востребованных бестселлеров. Подумайте, как вам будут завидовать друзья, когда вы скажете им, что приобрели свой советский модернизм на AliExpress. Благодаря самым низким ценам в Интернете, дешевым тарифам на доставку и возможности получения на месте вы можете еще больше сэкономить.

Если вы все еще не уверены в советском модернизме и думаете о выборе аналогичного товара, AliExpress - отличное место для сравнения цен и продавцов. Мы поможем вам разобраться, стоит ли доплачивать за высококачественную версию или вы получаете столь же выгодную сделку, приобретая более дешевую вещь. И, если вы просто хотите побаловать себя и потратиться на самую дорогую версию, AliExpress всегда позаботится о том, чтобы вы могли получить лучшую цену за свои деньги, даже сообщая вам, когда вам будет лучше дождаться начала рекламной акции. и ожидаемая экономия.AliExpress гордится тем, что у вас всегда есть осознанный выбор при покупке в одном из сотен магазинов и продавцов на нашей платформе.Реальные покупатели оценивают качество обслуживания, цену и качество каждого магазина и продавца. Кроме того, вы можете узнать рейтинги магазина или отдельных продавцов, а также сравнить цены, доставку и скидки на один и тот же продукт, прочитав комментарии и отзывы, оставленные пользователями. Каждая покупка имеет звездный рейтинг, и предыдущие клиенты часто оставляют комментарии, описывающие свой опыт транзакций, поэтому вы можете покупать с уверенностью каждый раз. Короче говоря, вам не нужно верить нам на слово - просто слушайте миллионы наших довольных клиентов.

А если вы новичок на AliExpress, мы откроем вам секрет. Непосредственно перед тем, как вы нажмете «купить сейчас» в процессе транзакции, найдите время, чтобы проверить купоны - и вы сэкономите еще больше. Вы можете найти купоны магазина, купоны AliExpress или собирать купоны каждый день, играя в игры в приложении AliExpress. Вместе с бесплатной доставкой, которую предлагают большинство продавцов на нашем сайте, вы сможете приобрести soviet modernism по самой выгодной цене.

У нас всегда есть новейшие технологии, новейшие тенденции и самые обсуждаемые лейблы. На AliExpress отличное качество, цена и сервис всегда в стандартной комплектации. Начните лучший опыт покупок прямо здесь.

Путеводитель по советскому модернизму в Ереване - Strelka Mag

Архитектор Тигран Арутюнян выбрал 10 самых интересных модернистских зданий в столице Армении.

Модернистская архитектура доминировала в Армении с 1960-х годов. Промышленные города, гигантские жилые массивы, заводы - после распада СССР стране еще не удавалось реализовывать проекты такого масштаба. Так что модернизм в Ереване - это не просто архитектурный период, а важная часть его культурной самобытности.

В последние годы возрос интерес к этому архитектурному наследию. В 2012 году выставка в Вене, посвященная советскому модернизму, была представлена ​​фотографией Дома писателей на озере Севан.В этом году в Ереване прошла недельная конференция по модернизму, а недавно издательство DomPublishers выпустило архитектурный путеводитель по городу, в котором большое внимание было уделено второй половине ХХ века. Стиль стал средством самоидентификации и гордостью армянской архитектуры. Несмотря на этот интерес, модернистское наследие Армении переживает не лучшие времена, многие здания находятся под угрозой разрушения.

Выбранные для этого путеводителя здания не так широко известны, как, скажем, спортивно-концертный комплекс Карена Демирчяна, кинотеатр «Россия» или уже ставшая культовой столовая Дома писателей на озере Севан, но они помогут проиллюстрировать характер Еревана. городское пространство.

АРМЯНСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

Архитектор: Мартин Микаелян

Годы постройки: 1957-62

Адрес: улица Аветиса Агароняна 3

Архитектура научно-исследовательских институтов была первыми образцами применения НИИ. модернизм в его классической форме - сплошные чистые поверхности, сборные панели и новые бетонные стены с ярко выраженной линейной эстетикой.

Одним из первых таких зданий был АрмНИИСА (Армянский научно-исследовательский институт строительства и архитектуры).Комплекс имеет симметричную композицию и состоит из пяти зданий, в главном здании в центре которого находятся центральный вход, актовый зал и административные помещения. В структурах, примыкающих к главному корпусу, располагались лаборатории. Как видно из жилых домов раннего модерна, чистые формы во многом выражаются в кладке стен. При строительстве центрального комплекса одним из первых использовалось каменное панно, покрывающее всю стену характерной декоративной мозаикой, изображающей развитие строительства в Армении (художник А.Хачатрян). В основании объем поддерживают наклонные туфовые пилоны.

С распадом СССР помещения института начали сдавать в аренду под бизнес и офисы. И сегодня комплекс находится в полузаброшенном состоянии.

КАРДИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Архитектор: Джим Торосян

Годы постройки: вторая половина 1960-х

Адрес: улица Паруйра Севака, 5

Джим Торосян, названный Народным архитектором СССР и связанный с развитие национальной армянской архитектурной школы позднего советского периода, еще в ранние годы проявил себя мастером архитектуры модернизма.Это здание - уникальный образец больничной архитектуры того периода, где весь больничный комплекс сосредоточен в одном объеме.

Элегантная прямоугольная пластина в центре подчеркивает чистоту форм. Весь объем подчеркнут однородными вертикальными полосами светлого фельзитового туфа, а наклонные балконы, облицованные темным базальтом, придают фасаду особый эффект. Архитектор также спроектировал территорию перед зданием, хотя дизайн ландшафта почти полностью не сохранился.

ЖИЛОЙ ДОМ НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ПРОСПЕКТА МАШТОЦА И УЛИЦЫ САРЯНА

Архитектор: Армен Зарян

Год постройки: 1964

Адрес: проспект Месропа Маштоца, 7

Многие оригинальные модернистские застройки сконцентрировались вдоль главного проспекта в центре. Ереван, Маштоц (разумеется, носил имя Ленина). В частности, этот жилой дом - единственное здание, спроектированное не выпускником Ереванской архитектурной школы.Армен Зарян, уроженец Стамбула, получил образование в Венеции, Риме и Париже. В 1960-х он вернулся на свою историческую родину с солидной базой знаний и реализовал проекты в Италии и Вене.

Пятиэтажный жилой дом 1964 года постройки - один из первых модернистских жилых домов в Ереване. На первом этаже находится музей современного искусства.

Это новаторское здание создало новую эстетику модернистской архитектуры с использованием традиционного материала - розового туфа.И выступающие балконы, и длинные линейные балконы, а также сдержанные декоративные приемы на плоских поверхностях создают яркий, динамичный образ прямоугольного модернистского здания.

Здание до сих пор не претерпело серьезных изменений. Однако в 2000-х годах на желанном свободном месте перед ним был построен торговый павильон, разрушив тем самым всю картину.

ОРБИТНЫЙ ДОМ

Архитекторы: Л. Балаян, М. Товмасян

Год постройки: 1973

Адрес: ул. Амиряна, 15

На этом же проспекте можно встретить различные модификации типового панельного дома.Одна из них, на пересечении проспекта Маштоца и улицы Амиряна, заслуживает внимания и широко известна среди горожан как «Орбита». Это здание удлиненной формы было спроектировано так, чтобы подчеркнуть взаимосвязь между проспектом и улицей и соединить эти пространства с близлежащей площадью Республики.

Симметричное здание из панелей, облицованных коричневым туфом, подчеркивает белые балконы с четырех сторон здания. Здание было построено на стилобате, углы которого были преобразованы в вогнутые открытые углы, что было популярным в то время методом.

ДОМ НА УЛИЦЕ ИСРАЕЛЯНА

Архитектор: А. Алексанян

Год постройки: 1979

Адрес: ул. Исраеляна, 37, 43

Этот жилой комплекс расположен недалеко от каньона и ведет за собой диалог не только с окружающим городским пространством, но и непосредственно с окружающей средой. Ансамбль состоит из двух отдельных структур, которые расположены довольно близко друг к другу и охватывают три и четыре блока соответственно.

Это интересные фрагментированные прямоугольные объемы с полосатой текстурой оранжевого туфа и яркого фельзита по всему периметру зданий. Этот дизайн резко контрастирует с темно-серым каньоном, одновременно выступая в качестве первых мазков кисти, которые представляют картину города.

МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Архитекторы: Д. Торосян, Г. Арамян

Годы постройки: 1980-е гг.

Адрес: проспект Маштоца, 7

Композиция из пяти цилиндрических форм без окон, разрозненных вдоль улицы Сарьяна, получила прозвище « бочки »местных жителей.На фоне трех многоэтажных жилых башен бочки выделяются своим масштабом, сдержанным стилем и геометрической чистотой, что прослеживается и в материале фасада здания - травертине.

Музей основан известным искусствоведом Генрихом Игитяном и стал первым в СССР учреждением, специализирующимся на современном искусстве. Сегодня в здании находится Культурный центр Ай-Арт и Галерея Эдуарда Исабекяна. С тех пор Музей современного искусства переехал на второй этаж дома архитектора Армена Заряна.

ЛЕТНИЙ ЗАЛ МОСКОВСКОГО КИНО

Архитекторы: С. Кнтехцян, Т. Григорян

Год постройки: 1968

Адрес: ул. Абовяна 18

Это место является одним из самых уникальных образцов современной армянской архитектуры и характерен для новаторского духа 1960-х годов. Здание находится во дворе, сразу за основной частью здания Кинотеатра «Москва». Экран расположен в южном конце двора, а за ним, в сторону улицы Туманяна, под углом проецируется ассиметричный трапециевидный объем в виде чаши, который практически не виден с улицы.Эффект от композиции можно увидеть только с возвышения. Изначально конструкция имела плавучий стилобат, развернутый по улице Туманяна; Однако в советские годы его снесли, посчитав неприемлемым с эстетической точки зрения. Это решение было довольно спорным, так как конструкция со стилобатом казалась лучшим вариантом.

Летний кинотеатр представляет собой наиболее ощутимый успех общества, сохраняющего свое архитектурное наследие.В 2009-2010 годах Армянская Апостольская Церковь намеревалась использовать это место для восстановления церкви, разрушенной в 1931 году возле кинотеатра. До этого, в начале 2000-х годов, территория, прилегающая к зданию кинотеатра, планировалась как многофункциональный бизнес-центр. Этот проект был отклонен властями города. А еще раньше, в начале 90-х, сам архитектор Спартак Кнтехцян разработал проект гостиницы, которая должна была парить над кинотеатром, сохранив уникальное строение в первозданном виде.

Хотя здание находится в полузаброшенном состоянии, оно по-прежнему практически не функционирует, и, как показывает опыт сохранения архитектурного наследия в Ереване, ему все еще нужно будет отстаивать свое право на существование.

ДОМ-МУЗЕЙ ХАЧАТУРА АБОВЯНА

Архитекторы: Л. Садоян

Год постройки: 1978

Адрес: 2-я улица, 4, Канакер

Нынешняя версия этого музея возникла благодаря реконструкции существующего одноэтажное историческое здание, которое было семейным домом великого армянского писателя Хачатура Абовяна, построенное его дедом в XIX веке.В 1938 году здесь открылся дом-музей. Позже было построено новое здание: двухэтажный модернистский монолит, облицованный оранжевым туфом, который нависает над историческим домом, полностью покрывая его.

По своему устройству дом-музей напоминает многие мемориальные постройки в СССР, хотя идеологической составляющей в этом проекте нет.

СТАНЦИЯ МЕТРО МАРШАЛА БАГРАМЯНА

Архитекторы: С. Кнтехцян, А. Зурабян

Год постройки: 1981

Адрес: проспект Баграмяна и Парк влюбленных

Метро Еревана было открыто в 1981 году и имеет только одно линия с десятью станциями.Итак, в отличие от Московского метрополитена, у Еревана есть только один архитектурный стиль - модернизм.

Вестибюль станции Маршал Баграмян полностью сделан из стекла и стали, а его изображение напрямую отсылает к Новой Национальной галерее в Берлине, созданной Мис ван дер Роэ. Он расположен в Парке влюбленных и благодаря своей прозрачности органично вписывается в окружающий ландшафт. С проспекта Баграмяна его видно только потому, что он плывет по массивному склону из составных секций. Объем вестибюля симметрично разделен на две части промежуточным мостом.Он соединяет парк и проспект и расположен прямо по центральной оси президентского дома, создавая контрастный диалог между модернизмом и классицизмом.

ЗДАНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО КАДАСТРА

Архитектор: Армен Агалян

Годы постройки: 1970-е

Адрес: проспект Комитаса, 35/2

Это здание находится на левой стороне проспекта Комитаса и его видно практически с любой точки. Это. Он представляет собой прямоугольный вытянутый объем, поставленный поперек проспекта и, видимо, собранный из ажурных панелей и размещенный на обычном стилобате, где расположен вход.

Серое линейное здание смягчено оранжевыми вставками, которые добавляют яркости его аскетичности. Объем стилобата имеет удлиненную, горизонтальную и прямоугольную форму, которая уже не пересекает проспект, а проходит вдоль него.

советский модернизм, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения советский модернизм

советский модернизм, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения советский модернизм | Depositphotos®Заброшенное здание бювета в Цимлянске, Россия, советский модерн, детали фасада Киевского крематория, Байковое кладбище, детали фасада Киевского крематория, Байковое кладбище, детали фасада Киевского крематория, Байковое кладбище, Народная улица в центре Минска, Беларусь, детали фасада Киевского крематория, детали фасада, Байковое кладбище, детали фасада Киевского крематория, детали фасада, Байковское кладбище, детали фасада Киевского крематория Байковое кладбище Детали фасада Киевского крематория, Байковое кладбище Детали фасада Киевского крематория, Байковое кладбище Детали фасада Киевского крематория, Байковое кладбище Детали фасада Киевского крематория, Байковое кладбище Детали фасада Киевского крематория, Байковое кладбище, Байковое кладбище, детали фасада крематория Байков, Детали фасада крематория Киев, Детали фасада крематория Байков, Детали фасада крематория Байков, детали фасада крематория Детали фасада крематория, Байковое кладбищеЗдание Казанского национального культурного центраКиев Детали фасада крематория, Байковое кладбищеКиев Детали фасада крематория, Байковое кладбищеКиев Крематорий Детали фасада крематория, Байковое кладбище, Байковое кладбище, Байковое кладбище, Киев, Крематорий, Байковое кладбище, Байковое кладбище, Киев, Крематорий, Байковое кладбище, Байковое кладбище, Киев, Крематорий, фасад, Байковое кладбище, Байковское кладбище, фасад крематория, Байковое кладбище, Байковское кладбище, фасад крематория, Байковое кладбище Детали фасада, Байковое кладбищеКиевский крематорий Детали фасада, Байковое кладбищеКиевский крематорий, Байковое кладбищеКиевский крематорий, Байковое кладбищеКиевский крематорий, Байковое кладбищеКиевский крематорий, детали фасада, Байковое кладбищеКиевский крематорий, детали фасада, Байковое кладбищеКиевский крематорий, детали фасадаКиевского крематория, детали фасада, Байковское кладбищеКиевский крематорий, детали фасадаКиевского крематория , Байковое кладбищеКиевские детали фасада крематория, Байковое кладбищеКиев Детали фасада крематория, Байковое кладбищеКиев Детали фасада крематория, Байковое кладбищеКиевский крематорий фасад дет Байковое кладбище, Байковое кладбище, Байковое кладбище, Байковое кладбище, Байковое кладбище, Байковое кладбище, Байковое кладбище, Здание КНЦ КладбищеКиевские детали фасада крематория, Байковое кладбищеКиевские детали фасада крематория, Байковое кладбищеКиевские детали фасада крематория, Байковое кладбище .

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*