Скульптуры барокко: Стиль Барокко в скульптуре | Стиль Барокко

Скульптура барокко в искусстве XVII — первой половины XVIII века

Мы убедились, что живопись 17 в. достигла величайшего подъема, была разнообразна и многопланова. Это трудно сказать о скульптуре. Скульптура этого века чаще всего выполняла дополняющую роль в садово-парковых ансамблях, служила украшением зданий, а также церковных интерьеров.

Италия

Величайшим скульптором барокко был мастер универсального дарования Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680), мы говорили о его архитектурных сооружениях. Для скульптурных работ Бернини были характерны все черты стиля барокко: и реалистичность изображения, и напряженная экспрессия, и декоративное начало, к этому добавлялась великолепная обработка мрамора, бронзы, терракоты.

Так в статуе «Давид» (1623) Бернини доводит экспрессию до предела. Фигура Давида показана в резком, стремительном повороте. Мышцы предельно вздуты, лицо искажено гримасой ярости, что снимает ореол возвышенности и идеальности.

Пластически смело воссоздает движение скульптор в группе «Аполлон и Дафна» (1622-1625) (ил.

19). Фигуры отклонены от вертикальной оси, а постамента касается только правая нога Аполлона, догнавшего нимфу Дафну, которая уже начала превращаться в лавровое дерево.

Скульптура барокко должна потрясать зрителя, поэтому Бернини прибегает к театрализации композиции. Так театральны Правосудие и Милосердие (аллегорические персонажи) в надгробии папы Урбана VIII (1628-1646). Их позы и говорящие жесты рассчитаны на зрителя, они подсказывают зрителю эмоции, которые он должен испытывать у надгробья. Стремясь к большему эффекту воздействия, скульптор использует сочетание различных материалов: бронзу, цветные металлы, позолоченные лучи, стекло и т. п. Скульптура от этого стала живописной, а сам мастер говорил, что он смог «объединить скульптуру с живописью».

Очень знаменита алтарная композиция «Экстаз св. Терезы» (1645-1652) в церкви Санта Мария делла Виттория, она тоже ярко раскрывает характер барочного образа. Полуобморочное состояние Терезы передано с величайшей психологической проникновенностью.

Ангел, как видение, парит на облаке. Беломраморная группа великолепно закомпанована с архитектурой. Она расположена на фоне золотых лучей и окружена колоннами из цветного мрамора. Здесь соединились архитектура, скульптура и живопись в едином художественном целом, что позволяет считать это произведение одним из высших достижений искусства итальянского барокко.

Важную роль сыграл Бернини в создании нового типа скульптурного портрета («Портрет кардинала Шипионе Боргезе», 1632; » Портрет Людовика XIV», 1665). Портрет французского короля он выполнил во время пребывания во Франции по приглашению двора. Бернини воплотил в этом портрете сущность французского абсолютизма, которую сам Людовик XIV выразил словами: » Государство — это я!». Этот портрет можно считать самым ярким образцом парадного барочного портрета в европейской пластике 17 столетия.

Прекрасным примером барочной пластики и связи с архитектурной средой служат фонтаны Бернини в Риме («Фонтан Тритона», 1637; «Фонтан четырех рек», 1648-1655 и др. ).

После возведения «Фонтана четырех рек» на площади Новуа в Риме папа поручил Борромини осмотреть модель фонтана работы Бернини. Заключение Барромини было таким: «Фонтан — бездна красоты, но воды он не даст». Бернини едва не сошел с ума от бешенства и злобы, ведь он вложил всю силу своего гения, чтобы победить соперника Борромини, который недавно великолепно украсил церковь св. Агнессы новым фасадом на той же площади. Он пообещал жене Борромини 5000 скудо, если она откроет ему тайну мужа. За эту сумму он узнал, что в большом камне, из которого должна бить вода не хватает отверстий для притока воздуха. Тайно он велел пробуравить отверстия. 2 августа 1667 г. папа и весь Рим собрались на площади для освящения и открытия фонтана. Фонтан был превосходен. Посредине красовалась огромная скала, на которой поднимался египетский обелиск. У подошвы скалы — величественные статуи Дуная, Нила, Ганга и Рио-де-ла-Платы. Но вода не шла. Борромини торжествовал. Бернини велел открыть отверстия для воздуха, и тот час из огромного камня вырвались 4 струи.

Папа и народ ликовали, а бедный Борромини отправился домой и от отчаяния вонзил себе шпагу в грудь и умер. Бернини получил от папы большую сумму денег. В честь него была выбита медаль.

Оригинальное и совершенное искусство Бернини имело почитателей и подражателей. Печать его гения лежит на всем облике семнадцативекового Рима. Его искусство оказало влияние на всю европейскую скульптуру, но равных ему в 17 в. трудно найти.

Испания

Испанская скульптура имела национальные особенности и глубокую связь со средневековьем. Она, как правило, играла большую роль в пышном убранстве католических храмов. Основным материалом было дерево. Из него резались не только отдельные статуи святых, но и целые алтари, в которых объединялись архитектура, пластика и живопись. Они, как и статуи, ярко раскрашивались красками и позолотой, инкрустировались металлами. В раскраске скульптур часто принимали участие крупные испанские живописцы, например Пачеко, Сурбаран и др.

Фландрия

Барокко было характерно для скульптуры Фландрии. Она чаще всего предназначалась для украшения фасадов и интерьеров, особенно церковных. Алтари, кафедры, надгробия, исповедальни, украшенные статуями и рельефами, резные скамьи для молящихся — это прекрасные образцы скульптуры и народного ремесленного творчества (скульптурный декор исповедален в церкви св. Павла в Антверпене; скульптурный декор кафедры Брюссельского собора Х. Ф. Вербрюггена и др.).

Фламандские скульпторы испытывали сильное влияние итальянской пластики, и прежде всего Бернини. Многие из них бывали в Италии и подолгу работали там. Но в своих работах они опирались и на национальные традиции резьбы по дереву и камню, а также на искусство Рубенса. Это Франсуа Дюкенуа (1594-1643, сотрудничал с Бернини в соборе св. Петра), его ученик Арт Квеллин Старший (1609-1668), создавший украшения для Амстердамской ратуши.

Германия

Под сильным иностранным влиянием находилась и скульптура Германии, лишь немногим талантливым мастерам удавалось избежать участи подражателей. Талантливыми скульпторами были ведущий дрезденский скульптор Себасьян Вальтер (1576-1645; рельеф » Тайная вечеря», Дрезден и др.), Георг Петель (1601/02-1634; «Магдалина у подножия распятия», бронза, 1625-1630, Регенсбург), архитектор Андреас Шлютер (1664-1714) из Саксонии («Маска воина на замковом камне Цейхгауза», 1696, Берлин; ему были подвластны и портрет, и надгробия, и монументальная скульптура и рельефы), австрийские скульпторы И. Б. Фишер фон Эрлах (1656-1723) и М. Раухмиллер (1645-1724), занимавшиеся украшением венских дворцов.

Этот вид искусства в Германии получил дальнейшее развитие в 18 в.

Франция

Если в архитектуре Франции в это время преобладал классицизм, то в скульптуре переплетались барочные пластические принципы и классические постановки фигур, а также активно использовались античные сюжеты. Скульптура была украшением дворцово-парковых ансамблей.

В различных жанрах скульптуры работал Франсуа Жирардон (1628-1715). Великолепный версальский ансамбль украшали его скульптурные композиции («Аполлон и нимфы», 1666; рельеф «Купающиеся нимфы», 1677-1699 и др. ).

Особое место во Французской скульптуре принадлежит Пьеру Пюже (1620-1694). Воспитанный на итальянских оригиналах, он нарушил все каноны парадного стиля 2-й половины 17 в. Самая знаменитая работа Пюже — «Милон Кротонский» (1682) (ил.20). Героизм человека и сила страдания выражены в статуе напряженной динамикой. Но барочная пластика Пюже опирается на классические образы (голова Милона напоминает Лаокоона). Из-за независимости натуры он долго в столице не продержался и поэтому работал в провинции.

Самые известные скульпторы эпохи Барокко | Мастер Творцов

Эпоха барокко возникла на планете Земля в самом начале XVII столетия, когда скульпторы этой поры наотрез отказались от идеалов скульпторов эпохи Возрождения, трудившихся до них. Тем не менее, они были вынуждены пойти по стопам некоторых из величайших творцов в истории человечества. Среди них эрудит эпохи Возрождения по имени Микеланджело (годы жизни 1475-1564) и художник-маньерист по имени Бенвенуто Челлини (годы жизни 1500-1571).

Самые известные скульпторы эпохи Барокко

Их дело не было отнюдь лёгкой задачей, но при этом им удалось переосмыслить скульптуру, добавив в свои работы преувеличенное чувство драмы и движения. Многие из самых известных римских фонтанов, расположенных в итальянской столице, и фонтанов в Версальском дворце, что в пригороде Парижа (столица Франции), были созданы именно в эпоху барокко.

Ещё одним интригующим элементом, который был интегрирован в тот период, длившийся до середины XVIII века, были произведения искусства, имевшие сразу несколько углов обзора. Это позволяло размещать их в самом центре комнаты, дабы получить различную перспективу и посмотреть на творение с разных сторон. Так кто же входит в список самых известных скульпторов эпохи барокко? Немного терпения, скоро вы узнаете их всех!

1 место. Джованни-Лоренцо Бернини

Джованни-Лоренцо Бернини

Джованни-Лоренцо Бернини (годы жизни 1598-1680 [прожил 82 года]) – часто считается отцом-основателем скульптуры эпохи барокко. Этот итальянский мастер-вундеркинд ещё в раннем возрасте переехал из Неаполя в Рим – столицу страны, почти всю свою сознательную карьеру он провёл именно в этом городе.

А это значит, что большинство его удивительных скульптур находится на территории столицы Италии. Он создавал их для нескольких городских церквей, помимо всего прочего также успевая работать и над множеством столичных фонтанов. А ещё он был известным архитектором, который спроектировал площадь Святого Петра в Ватикане – городе-государстве в Риме, и несколько скульптур внутри одноимённой базилики.

2 место. Франсуа Дюкенуа

Франсуа Дюкенуа

Франсуа Дюкенуа (годы жизни 1597-1643 [прожил 46 лет]) – был фламандским художником, который большую часть своей карьеры жил и работал в Риме – столице Италии. В этом городе его прозвали «Фламандцем», своему ремеслу он научился у родного отца, которого звали Жером Дюкенуа-Старший. Именно его папа создал оригинальную статую «Писающего Мальчика» в Брюсселе – столице Бельгии.

Он прибыл в Рим в 1618 году и разработал стиль, который смог идеализировать его предмет. Это резко контрастировало с эмоциональными и драматическими скульптурами предыдущего героя – Джованни-Лоренцо Бернини. Одна из самых известных его работ – это статуя Святого Андрея, ныне расположенная в трансепте (поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной неф под прямым углом) базилики Святого Петра.

3 место. Алессандро Альгарди

Алессандро Альгарди

Алессандро Альгарди (годы жизни 1598-1654 [прожил 56 лет]) – был одним из самых выдающихся скульпторов эпохи барокко. Он родился в том же году, что и Джованни-Лоренцо Бернини, и стал одним из его главных римских оппонентов. Уроженец Болоньи, он обучался в мастерской Агостино Карраччи – родного брата художника эпохи барокко, звали которого Аннибале Карраччи.

Он быстро развил талант к скульптуре, сосредоточение внимания на данном аспекте и позволило ему перебраться в Рим, где проживали самые важные и богатые покровители искусства. Больше всего его прославляют за создание удивительных бюстов важных людей. Он также вырезал гробницу Папы Льва XI – скульптурную группу, взвинтившую его карьеру резко вверх.

4 место. Антуан Куазво

Антуан Куазво

Шарль-Антуан Куазво (годы жизни 1640-1720 [прожил 80 лет]) – был французским художником, который сумел объединить в своих работах как драматический стиль скульптуры барокко, так и классический стиль французского короля Людовика XIV. Первоначально он обучался копированию известных древних скульптур, и это определило технику мастера на протяжении всей его карьеры.

Наиболее известен он созданием большого количества скульптур в стиле барокко, украшающих огромные сады Версальского дворца в пригороде Парижа – столицы Франции. Воплощением его карьеры является огромный лепной медальон короля Людовика XIV, который можно найти в так называемом Салоне Войны – в огромном дворцовом комплексе Версаля.

5 место. Пьер Пюже

Пьер Пюже

Пьер-Поль Пюже (годы жизни 1620-1694 [прожил 74 года]) – был ещё одним французским скульптором в стиле барокко, в котором также таились и другие таланты. Он был известным художником, архитектором и инженером, спроектировавшим великое множество удивительных зданий в своём родном городе Марселе, что на юге Франции.

Он начинал свою карьеру, ассистируя известному итальянскому художнику по имени Пьетро де Кортона. Вместе они проектировали дворец Палаццо-Барберини в Риме и дворец Палаццо-Питти в другом итальянском городе – Флоренции. Постепенно он разработал стиль, соответствующий идеалам драмы и движения барокко, после чего тут же превратился из скромного мастера в знаменитого скульптора эры барокко.

6 место. Франсуа Жирардон

Франсуа Жирардон

Франсуа Жирардон (годы жизни 1628-1715 [прожил 87 лет]) – был французским скульптором, создавшим одни из самых удивительных украшений в садах Версальского дворца. Он заработал много комиссионных, потому как использовал стиль Людовика XIV – самый любимый и наиболее предпочтительный стиль французского короля в то время.

Он сотворил огромную конную статую под названием «Памятник Людовику XIV» – скульптуру, которая когда-то украшала собой Вандомскую площадь в Париже, но во времена Французской революции оказалась разрушена. Также Жирардон создал некоторые из наиболее известных бюстов короля Людовика XIV.

7 место. Андреас Шлютер

Андреас Шлютер

Андреас Шлютер (годы жизни 1659-1714 [прожил 55 лет]) – был немецким художником, который пользовался огромным спросом как скульптор и архитектор. Однажды его наняли на работу члены династии Гогенцоллернов, правившей в то время Священной Римской империей. Также он трудился в Речи Посполитой – федеративном государстве, возникшем в результате объединения Королевства Польского и Великого княжества Литовского, и в Русском Царстве.

Его самые известные сохранившиеся работы можно найти в Берлине (столица Германии), а также на территории Польши и России. В конце XVII столетия он много путешествовал по Италии, где оказался под сильнейшим влиянием итальянских скульпторов в лице Микеланджело и Джованни-Лоренцо Бернини. К его самым известным работам можно отнести «Конную Статую Великого Курфюрста Фридриха Вильгельма I» в Берлине и «Янтарную Комнату» в Екатерининском дворце, что в бывшем Царском Селе, расположенном в 26 километрах к югу от центра Санкт-Петербурга, Россия.

8 место. Гийом Кусту-Старший

Гийом Кусту-Старший

Гийом Кусту-Старший (годы жизни 1677-1746 [прожил 69 лет]) – был одним из ведущих скульпторов эпохи барокко во Франции XVIII века. Он трудился королевским скульптором при дворах таких монархов, как Людовик XIV и Людовик XV, а в 1735 году стал директором престижной Королевской Академии Живописи и Скульптуры в Париже – столице Франции.

Он включал в свои работы стили барокко и короля Людовика XIV, и многие из его скульптур в наше время можно найти в Музее Лувр и многих общественных местах французской столицы. Его самые именитые работы – это лошади, сделанные для замка Марли. Они отмечают переход от стиля барокко к рококо XVIII столетия. Копии этих лошадей сейчас можно найти на площади Согласия в Париже.

Западная скульптура | История, художники и факты

Эдмония Льюис: Агарь

Просмотреть все СМИ

Связанные темы:
Западное искусство

Просмотреть весь связанный контент →

Последние новости

28 марта 2023 г. , 13:37 по восточноевропейскому времени (AP)

Посетители стекаются, чтобы увидеть скульптуру Давида после волнений во Флориде

Посетители стекаются, чтобы увидеть скульптуру Давида Микеланджело во Флоренции после шумиха вокруг шедевра эпохи Возрождения в школе Флориды

Западная скульптура , трехмерные художественные формы, созданные на территории современной Европы, а затем в неевропейских регионах, где преобладала европейская культура (например, в Северной Америке), начиная с эпохи металлов и до наших дней.

Подобно живописи, западная скульптура имеет тенденцию быть гуманистической и натуралистичной, концентрируясь на человеческой фигуре и человеческих действиях, изученных с натуры. В начале истории искусства сложились два основных типа: скульптурный, в котором фигуры изображены кругом, и рельефный, в котором фигуры выступают из земли.

Западная скульптура в античном мире Греции и Рима и от позднего средневековья до конца XIX века дважды подвергалась прогрессивному развитию, от архаической стилизации к реализму; Термин «прогрессивный» здесь означает, что стилистическая последовательность определялась тем, что было ранее известно о изображении человеческой фигуры, причем каждый шаг зависел от предыдущего, а не эстетическим прогрессом или улучшением. Современная критика иногда заявляла, что при переменах многое было потеряно. Во всяком случае, скульпторы Запада внимательно наблюдали за человеческим телом в действии, сначала пытаясь найти его идеальный вид и пропорции, а затем стремясь к драматическим эффектам, героическим и трагическим; еще позже они отдавали предпочтение менее значительным чувствам или, по крайней мере, более знакомым и приземленным предметам.

Доэллинский, раннехристианский, византийский и раннесредневековый периоды противоречили гуманистически-натуралистическим уклонам Греции, Рима и эпохи Возрождения; в 20 веке это противоречие было еще более явным. В 20-м веке произошел переход от гуманистического натурализма к экспериментам с новыми материалами и техниками, а также новыми и сложными образами. С появлением абстрактного искусства понятие фигуры стало охватывать широкий спектр небуквальных представлений; понятие скульптуры было заменено более всеобъемлющей категорией отдельно стоящей скульптуры; и, далее, появились новые виды, в том числе кинетическая скульптура, в которой элементом дизайна считается фактическое движение частей или всей скульптуры, и экологическая скульптура, в которой художник либо изменяет данную среду, как если бы она была своего рода среда или обеспечивает в самой скульптуре среду, в которую может войти зритель.

Европейские культуры металлического века

Эгейское и Восточное Средиземноморье

Эгейская цивилизация — это общий термин для доисторических культур бронзового века в районе Эгейского моря, охватывающий период с ок. 3000 г. до н.э. до ок. 1100 г. до н.э., когда железо стало широко использоваться повсюду. С самых ранних времен эти культуры делятся на три основные группы: (1) минойская культура (в честь легендарного царя Миноса) Крита, (2) кикладская культура Кикладских островов и (3) элладская культура материковой Греции ( Эллада). Для удобства каждая из трех культур разделена на три фазы: раннюю, среднюю и позднюю, в соответствии с фазами бронзового века. Культура Кипра в восточном Средиземноморье, хотя и началась несколько позже, чем культура Эгейского моря, пришла к ним параллельно к среднему бронзовому веку. Фаза позднего бронзового века на материке обычно называется микенской в ​​честь Микен, главного памятника позднего бронзового века на материковой части Греции.

Первым центром сложной цивилизации в районе Эгейского моря, с большими городами и дворцами, утонченным искусством, развитой торговлей, письменностью и использованием камней-печатей, был Крит. Здесь с конца 3-го тысячелетия до н. э. возникла очень своеобразная цивилизация, во многом обязанная более древним цивилизациям Египта и Ближнего Востока, но оригинальная по своему характеру.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться сейчас

Критская (минойская) цивилизация начала распространяться к концу раннего бронзового века через Эгейское море на острова и материковую часть Греции. В эпоху поздней бронзы, начиная с середины XVI века, по всей территории Эгейского моря встречается цивилизация, более или менее однородная внешне, но демонстрирующая местные различия. Со временем люди, несущие эту цивилизацию, распространили колонии на восток до Кипра и других мест на южном и западном побережьях Малой Азии вплоть до Сирии, а также на запад до Тарента на юге Италии и даже, возможно, до Сицилии.

Во второй половине этого периода, примерно после 1400 г. до н. э., центр политической и экономической власти, если не художественных достижений, по-видимому, переместился из Кносса на Крите в Микены на материковой части Греции.

Редакция Британской энциклопедии

Популярные скульптуры в стиле барокко | Знаменитые скульптуры эпохи барокко

  • 1

    13

    ГОЛОСОВ

    Фото

    :

    Лицензия

    Metaweb

    Похищение Прозерпины — большая мраморная скульптурная группа в стиле барокко. итальянского художника Джан Лоренцо Бернини , выполненный между 1621 и 1622 годами. Бернини было всего 23 года, когда он был завершен. На нем изображено Похищение Прозерпины, где Прозерпина схвачена и уведена в подземный мир богом Плутоном.

    • Художник: Джан Лоренцо Бернини
    • Форма искусства: Скульптура
    • Период / Движение: Маньеризм

    0 133 71

  • 2

    11

    ГОЛОСОВ

    Дэвид

    Фото

    :

    Metaweb (FB) /

    Общественное достояние

    Давид — мраморная скульптура в натуральную величину работы Джан Лоренцо Бернини. Скульптура была одним из многих заказов на украшение виллы покровителя Бернини кардинала Шипионе Боргезе, где она до сих пор находится в Галерее Боргезе. Она была завершена в течение семи месяцев с 1623 по 1624 год. Сюжет произведения – библейский Давид, собирающийся бросить камень, который низвергнет Голиафа, что позволит Давиду обезглавить его. По сравнению с более ранними работами на ту же тему, скульптура открыла новые горизонты в подразумеваемом движении и психологической насыщенности.

    • Художник: Джан Лоренцо Бернини
    • Форма искусства: Скульптура

    11

    голосов

  • 6

    8 2 3

    10

    ГОЛОСОВ

    Мученичество святой Цецилии

    Фото

    :

    Wikimedia Commons / CC-BY-SA 2.0

    Мученичество святой Цецилии — барочная скульптура Стефано Мадерно.

    • Художник: Стефано Мадерно
    • Форма искусства: Скульптура
    • Период/Механизм: Барокко

    10

    голосов

    9023

    6

    6

    4

    22

    ГОЛОСОВ

    Фото

    :

    Metaweb (FB) / GNU Free Documentation License

    Аполлон и Дафна — мраморная скульптура в стиле барокко в натуральную величину, созданная итальянским художником Джан Лоренцо Бернини и созданная между 1622 и 1625 годами. Находящаяся в Галерее Боргезе в Риме, эта работа изображает кульминацию история Дафны и Феба в «Метаморфозах» Овидия. 9Артикул: Скульптура 0018 22

    голосов

  • 5

    9

    ГОЛОСОВ

    Святой Андрей

    Фото

    :

    Скульптура Wikimedia Commons у.

    • Художник: François Duquesnoy
    • Жанры (Искусство): Скульптура
    • Форма искусства: Барокко

    18 9

    голосов 0071

  • 6

    26

    ГОЛОСОВ

    Фото

    :

    Metaweb (FB) / CC-BY-SA-2.

  • Добавить комментарий

    *
    *

    Необходимые поля отмечены*