Скульптура романского стиля: Лавка старины » Скульптура — романский стиль

Скульптура романского стиля

   Романика — стиль древний, полный языческих традиций и реплик. Символический язык этого направления в искусстве раннего средневековья, первого стиля родившегося за пределами Греции и Рима, сложен для восприятия. Современному зрителю вполне достаточно внешней замысловатости и яркой выразительности романской скульптуры. А между тем, мастера раннего средневековья считали своим долгом воплотить в камне сложное устройство вселенной, ее божественную суть и непостижимую сложность.

   Расцвет этого стиля в скульптуре пришелся на начало 12 века, а уже век 13 привел за собой новый мощный стиль, затмивший предыдущие. Речь идет о готике, которая появилась, благодаря развитию романского, тяжеловесного и грубого стиля, в недрах которого созревала готическая воздушность и стройность. Таким вот замысловатым образом варварская Европа начинала свой путь, отвергнув античность…

   Скульптурная романика неразрывно связана с архитектурой. Вне храма нет скульптуры — раннее христианство Западной Европы страшилось возвращения идолопоклонничества, поэтому сама храмовая скульптура появляется достаточно поздно.

   Говоря о романской скульптуре, необходимо уточнить, что собственно скульптурой это можно назвать с некоторой натяжкой. Чаще всего имеются ввиду рельефы, украшающие тимпаны (полукруглые пространства сводов над входами), а также капители колонн и декоративные обрамления стен. Круглая скульптура, освобожденная из камня полностью, явление в романике редкое, характерное для самого позднего периода развития стиля.

   Средневековье практически не оставило нам имен художников, скульпторов, архитекторов. Поэтому практически все работы романского стиля анонимны.

   Сюжеты романской скульптуры всегда связаны с библейскими сюжетами. Излюбленная тема — Страшный суд, Конец света, Апокалипсис. Рельефы на эти темы изобилуют страшными монстрами, чудовищами, фантастическими существами. Именно в этих рельефах больше всего заимствований из варварских мифологических представлений о мире людей и мире теней.

   Сюжеты, связанные с торжеством Иисуса Христа полны патетики и пафоса. Сама фигура Христа трактуется как образ Великого судьи, Вседержителя, одно из воплощений Бога-Отца.

   Мастера романики любили сталкивать в своих работах противоположности: ад и рай, Небо и Землю, добро и зло. В этой схватке основополагающих различий скульпторы стремились отобразить сложное устройство вселенной. Отсюда и многофигурность, яркая эмоциональность персонажей, сложные переплетения фигур, напряжение и динамизм композиций.

   Большинство шедевров Романики сохранились во Франции, Германии и Испании. Богаты декором собор в Вормсе, монастырь в Клюни, храм в Пуатье. Так любимы туристами Пизанский собор, церковь в Питерборо, базилика в Сен-Дени.

   Многие крупные храмы Европы были перестроены с приходом моды на готику, множество скульптур пострадали во время Великой французской революции. Однако, оставшиеся шедевры дают полное представление о некогда единственном, тяжеловесном и грубом стиле, украшавшем все храмы Западной Европы.

Романская скульптура: особенности стиля, примеры

Романская скульптура как явление интересует множество искусствоведов по всему миру. И неудивительно: ведь данный вид искусства в эпоху романики переживал словно второе рождение, одновременно символизируя собой настроение целого исторического периода. И в данном случае не только общество повлияло на искусство, но и искусство – на общество.

Романское искусство

Романским искусством называют период европейского искусства с 1000 года до появления готики около 12-го века. Романская архитектура сохранила множество признаков римской архитектурной стилистики: цилиндрические своды, круглоголовые арки, пасиды, декор в виде листьев-аконтов. Романский стиль стал первым в истории направлением искусства, распространившимся по всей Европе. На романское искусство в дальнейшем также немало повлияло византийское искусство: особенно легко это проследить в живописи. Романская скульптура, однако, сохранила свои уникальные черты.

Характерные черты

Романская архитектура характеризовалась весьма энергичным и ярким стилем, причем это сказалось и на скульптуре: к примеру, капитали колонн нередко украшали потрясающие сцены с множеством фигур. В начале романики в Германии также возникли такие нововведения, как большие деревянные кресты, а также статуи Мадонны на троне. Кроме того, скульптурной доминантой того периода стал горельеф, что уже немало характеризует данный стиль.

Цвета как в живописи, так и в архитектуре были не слишком выражены, яркими остались только многоцветные витражи – именно в этот период они использовались наиболее широко, но, увы, почти не сохранились до наших дней. Тимпаны, которые использовались в главных порталах церквей и храмов, заключали в себе сложные композиции, основанные на рисунках великих художников тех времен: чаще всего использовали сюжеты Страшного суда или Спаса в величии, однако их трактовка была более свободной.

Композиции в порталах были неглубокими: в пространство портала нужно было поместить заглавные рисунки, а также капители колонн и церковные тимпаны. Такие жесткие рамки, из которых нередко вываливается композиция, стали характерной чертой романского искусства: фигуры часто менялись в размере в соответствии с их важностью, а пейзажи напоминали скорее абстрактные украшения. Портретов в те времена и вовсе еще не существовало.

Предпосылки

В Европе наблюдался постепенный рост на пути к процветанию, и на искусстве это не могло не отразиться: творчество больше не было так ограничено, как в периоды оттоновского и каролингского возрождений. Религия по-прежнему играла большую роль в становлении искусства, однако теперь рамки стали менее жесткими. Художник становится намного более важной фигурой, как и ювелиры и каменотесы.

Хотя эта эпоха высшей точки развития феодолизма была достаточно смутной и тревожной, в то же время она стала созидательной. Этот период стал временем поиска индивидуального синтеза традиций и заимствований, которые, не сливаясь воедино, тем не менее значительно воздействовали на мировосприятие народа в раннем Средневековье. Синтез отыскал себя в искусстве, выразившись в нем в полной мере.

К началу 11 века стали появляться первые романские постройки. Эти древние памятники архитектуры имели крупную кладку из неотесанных камней. Фасады нередко были декорированы плоскими рельефами и глухими аркадами.

В установлении нового стиля поучаствовали практически все европейские культурные группы. Развитие романского искусства было сложным и необычным и имело множество направлений. Южная и западная части Европы испытывали сильное влияние античной культуры, опередив в этом вопросе области средней Европы. К этой группе относятся Бургундия, Каталония, а также области у руки Луары – именно отсюда берет свое начало новое искусство. Франция становится крупным очагом новой культуры, и именно этот факт сыграл одну из главнейших ролей в истории формирования романского стиля: здесь зарождались свежие идеи, которые могли дать толчок к развитию художественных и технических новшеств.

Идеал красоты, которым вдохновлялись романские творцы, отражал глубокие устремления. Хотя романский стиль нередко называют простонародным или брутальным в сравнении с затейливой арабской архитектурой или изысканным византийским искусством, все же романика имеет свои собственные прелести, несмотря на некоторую упрощенность и лапидарность. Перед лицом Востока и Византии Европа заявляла свою личную самобытность.

Нищета и сложный быт сказались на внешнем облике романского искусства, но не сделали его хуже. Переработав и использовав опыт соседних культур, Европа смогла грамотно отразить в своем творчестве свое собственное уникальное мироощущение.

Источники и стиль

На протяжении 11-12 веков церковь наиболее сильно влияла на жизнь общества. Она стала также главным заказчиком произведений искусства, используя эмоциональное влияние искусства на умы простых людей и тем самым способствуя прогрессу развития романского искусства. Церковь провозглашала идею греховности человеческого мира, который был полон зла и соблазнов, возвышая над ним мир духовный, находящийся под влиянием добрых и светлых сил.

Именно на этой основе в романике возник эстетический и этический идеал, противопоставленный античному искусству. Его главной особенностью было превосходство духовного над телесным. Это проявилось в живописи, романской архитектуре и скульптуре: изображения Страшного суда и Конца света пугали простых людей, заставляя трепетать перед силой Божьей. Несмотря на то что данное направление отрицало все предыдущие достижения в сфере искусства, церковная романская архитектура стояла на основах каролингского периода и развивалось под значительным влиянием местных условий – византийского, арабского или античных искусств.

Скульптура

К началу 12 века широкое распространение получило искусство монументальной скульптуры, в частности, рельефа. За византийскими образами следом пришли религиозные композиции, олицетворяющие сюжеты из евангелия. Скульптура была повсеместно использована в качестве украшений соборов и церквей: рельефы человеческих фигур и монументально-декоративные композиции встречались повсюду.

В основном романская скульптура применялась для воспроизведения целостной картины экстерьера соборов. Местоположение рельефов не имело особого значения: они могли размещаться как на западных фасадах, так и на капителях, архивольтах или близ порталов. Угловые скульптуры были значительно мельче, чем скульптуры в центре тимпана, во фризах они были более приземистыми, а на мощных несущих колонных – более удлиненными.

Романское искусство скульптуры было достаточно самобытным и узконаправленным. Перед ним стояла задача передать единый образ Вселенной и взгляд на нее европейского народа: искусство не стремилось к повести о сюжетах реального мира, скорее стремясь к чему-то более высокому.

Особенности романской скульптуры заключались в следующем:

  • Неотрывная связь с архитектурой: вне храма скульптуры нет.
  • Чаще это не именно скульптура, а рельефы и капители колонн.
  • В основном библейские сюжеты.
  • Столкновение противоположностей: Небо и Земля, Ад и Рай и т. д.
  • Многофигурность, динамика.

Изделия из металла, эмали и слоновой кости

Драгоценности в скульптурных изделиях того периода имели весьма солидный статус: такие предметы искусства ценились даже сильнее, нежели картины. Даже имена ювелиров были более широко известны, нежели имена живописцев или архитекторов. К тому же изделия из металла сохранились намного лучше, нежели другие предметы искусства и быта. Так, до наших времен дошли такие светские детали, как шкатулки, ювелирные украшения и зеркальца. Множество ценнейших реликвий сохранилось с того времени – в основном все они были изготовлены из латуни или бронзы.

Металлические изделия нередко украшались эмалью или элементами из дорогой слоновой кости. Предметы роскоши были искусно созданы мастерами: нередко украшения были детализированы сложной резьбой или сложным способом литья. Рисунки включают в себя большое количество фигур известных пророков и других знатных лиц. Древние мастера отличались особой кропотливостью и изобретательностью.

Скульптура в украшении зданий

После падения Римской империи искусство резьбы по камню и направление бронзовой скульптуры практически изжили себя – по сути, они продолжали существовать лишь в Византии. Однако некоторые сохранившиеся скульптуры в натуральную величину были созданы из гипса или стукко, но, увы, до наших дней дошли лишь редкие экземпляры. Из наиболее известных из сохранившихся примеров скульптурной работы построманской Европы – деревянное распятие. Оно было создано по заказу архиепископа Геро около 960-965 гг. Данный крест стал своеобразным прообразом многих других произведений подобного рода.

Позднее такие скульптурные композиции стали помещаться под аркой алтаря на балках – в Англии их стали называть алтарными распятиями. После 12 века такие кресты стали появляться в компании фигур Иоанна Богослова и Девы Марии.

Романская скульптура и готика

Нередко романику противопоставляют готическому стилю. Романская скульптура обладает более сдержанными признаками, контуры ее плавны и мягки, в отличие от более дерзкой и свободной готической: фигуры с опорой на одну ногу, улыбающиеся лица, ниспадающая одежда. Романская и готическая скульптура резко отличается друг от друга, хотя по своей сути они закономерно исторически дополняют друг друга.

Историки искусства считают, что романика является закономерным продолжением раннехристианской архитектуры, в то время как готика стала пиком общеевропейского средневекового зодчества, которое было основано именно на романских, греческих, византийских, персидских и славянских архитектурных стилях.

Частое сравнение романики и готики указывает на сложную связь этих двух направлений, которая заметна даже при поверхностном изучении стилевых принципов. Это вполне объяснимо, ведь готический стиль стал отталкиваться именно от романского периода, одновременно развивая и отвергая его идеи.

Романская скульптура во Франции

В этой стране в 11 веке впервые проявились признаки возрождения монументальной скульптуры. Хотя техническое оснащение мастеров того времени было небогатым, первые скульптурные изображения стали появляться на притолоках порталов и на капителях колонн уже в начале столетия.

Хотя рельефы того времени были лишены стилистического единства, в каждом из произведений ясно прослеживалось влияние того или иного источника: к примеру, рельефы, декорирующие алтарь, подражали раннехристианскому саркофагу, а изображения апостолов напоминают античную надгробную стелу.

Центром сосредоточия скульптурного декора во Франции стал портал: он был расположен на границе двух миров – мирского и духовного – и должен был связать эти два метафизических пространства. Характерными для украшения подобного рода элементов стали изображения апокалипсических тем – именно Страшный суд восстанавливал единство мира, объединяя прошлое, настоящее и будущее.

Особенности романской скульптуры во Франции стали особенно заметны уже к концу 11 века. Можно было четко проследить влияние архитектурных школ в разных районах страны. К примеру, бургундская школа, которая стала чем-то вроде объединенного центра этого вида искусства – отличалась особой мягкостью черт, изяществом движений, одухотворенностью лиц и плавностью динамики в скульптурах. Скульптура сосредотачивала свое внимание на человеке.

Сюжеты

Романские художники, скульпторы и архитекторы не стремились к отображению реального мира, скорее обращаясь к библейским сюжетам. Основной задачей творцов и мастеров того времени стыло создание символического образа мира во всем его непостижимом величии. Особый акцент был сделан на иерархической системе, которая противопоставляла ад и рай, добро и зло.

Назначением скульптуры стало не только украшение, но и воспитание и просвещение, которое было нацелено на внушение религиозных идей. В центре учения стоял Бог, который в данном случае выступает суровым судьей, который должен вызывать священный трепет в глазах каждого человека. Картины Апокалипсиса и прочие библейские сюжеты также призваны внушать страх и повиновение.

Скульптура передавала торжественное волнение и тяжелые чувства, отрешенность от всего мирского. Дух подавляет телесные желания, находясь в своеобразной борьбе с самим собой.

Примеры

Ярким примером романской скульптуры стал рельеф, изображающий Страшный суд, в соборе Сен-Лазар в Отене. Он был создан в 1130-1140 годах. Рельеф разделен на несколько ярусов, демонстрирующих иерархическую систему: ангелы с добросовестными праведниками наверху (в Раю), черти с грешниками, ожидающими Суда – внизу (в Аду). Также особенно яркой выглядит сцена взвешивания хороших и плохих поступков.

Другой яркой романской скульптурой Средневековья является знаменитая скульптура, изображающая апостола Петра, которая является украшением портала собора Св. Петра в Муассаке. Вытянутая экспрессивная фигура выражает волнение, душевный порыв.

Очередной типичный пример романского стиля – Пятидесятница на тимпане Ла Мадлен в Везле, Франция. Данное произведение наглядно передает евангельское сказание и служит декоративным украшением.

Романская скульптура – ​​искусство и визуальная культура: от предыстории до эпохи Возрождения

Скульптура романского периода была отмечена достижениями в области металлообработки, эмалей, фигуративных фризов и архитектурных сцен.

 

  • Описать форму, содержание и контекст ключевых произведений романской скульптуры
  • Дайте определение критическим терминам, относящимся к романской скульптуре
  • Обсудите значение исторических столиц
  • Объясните связь между архитектурой и скульптурой в романский период
  • Определите и объясните Марию как Престол Мудрости как популярную библейскую тему

Архитектурная скульптура

С падением Римской империи традиция вырезания крупных произведений из камня и лепки фигур из бронзы угасла, как это произошло по религиозным причинам в византийском мире. Некоторые скульптуры в натуральную величину были выполнены из лепнины или гипса, но сохранившиеся образцы редки. Самая известная из сохранившихся скульптур протороманской Европы — деревянное распятие в натуральную величину, заказанное архиепископом Кельнским Геро примерно в 9 в.60–65, по-видимому, прототип популярной формы. Начиная с 12 века, они были установлены на балке под аркой алтаря, известной на английском языке как rood, и окружены фигурами Девы Марии и Иоанна Богослова.

В XI и XII веках фигуративная скульптура возродилась, поскольку архитектурные рельефы стали визитной карточкой позднего романского периода. Фигуративная скульптура была основана в основном на иллюминации рукописей и мелкой скульптуре из слоновой кости и металла. Еще одним вероятным влиянием были обширные скульптуры в армянских и сирийских церквях. Эти источники вместе создали особый стиль, узнаваемый по всей Европе, хотя самые впечатляющие скульптурные проекты сосредоточены в Юго-Западной Франции, Северной Испании и Италии.

Изображения на металлоконструкциях часто чеканились. Полученная поверхность имела две основные плоскости с прорезанными деталями. Эта обработка была адаптирована к резьбе по камню и часто встречается на приведенном выше портале, где образы Христа в Величии с символами четырех евангелистов взяты прямо с позолоченных обложек средневековых евангельских книг. Этот стиль дверного проема встречается во многих местах и ​​продолжается в готический период.

Большинство романских скульптур носит изобразительный и библейский характер. Большое разнообразие тем можно найти на капителях зданий, включая сцены Сотворения и Падения человека, жизни Христа и ветхозаветные изображения Его Смерти и Воскресения, такие как Иона и кит и Даниил в львином рве. Встречается много вертепов, чаще всего «Три короля». Некоторые романские церкви имеют обширную скульптурную схему, которая охватывает пространство вокруг портала, а иногда и большую часть фасада. Скульптурные схемы были разработаны, чтобы передать послание о том, что верующие христиане должны признать проступок, покаяться и получить искупление. Страшный суд напоминает верующему о покаянии, а резное или нарисованное Распятие, выставленное на видном месте в церкви, напоминает грешнику об искуплении.

 

 

Аббатство Везле, Бургундия, Франция:
Тимпан аббатства Везле в Бургундии, построенный в 1130-х годах, имеет множество декоративных спиральных деталей в драпировках.

Majestat Batlló

The Batlló Majesty — один из лучших и хорошо сохранившихся образцов каталонской скульптуры 12 века. Полихромная резьба по дереву сейчас хранится в Национальном музее искусства Каталонии в Барселоне, Каталония. Резные деревянные изображения были основным элементом церквей как объектов поклонения, и одним из самых сложных мотивов был Христос в величии: изображений Христа на кресте, которые символизируют его победу над смертью. Самым выдающимся из них является Majestat Batlló, также один из лучших и лучше всего сохранившихся образцов каталонской скульптуры.

 

 

Majestat Batlló: Majestat Batlló — это деревянное распятие XII века в романском стиле, которое сейчас находится в Национальном художественном музее Каталонии в Барселоне. Это один из самых сложных примеров изображения Христа на кресте в Каталонии, символизирующего его победу над смертью.

Символика и описание

Majestat Batlló представляет собой большое деревянное распятие, изображающее Христа, переносящего свои страдания с благородным стоицизмом и триумфом. На нем колобий или длинная туника без рукавов. Хотя уголки его рта слегка опущены вниз, открытые глаза Христа и не нахмуренный лоб создают впечатление сдержанного бесстрастия. Латинская надпись над его головой гласит: «JHS NAZARENUS REX IUDEORUM» («Иисус из Назарета, Царь Иудейский»), как и в библейских повествованиях (Матфея 27:37, Марка 15:26, Луки 23:38, Иоанна 19).:19).

Одной из поразительных особенностей Величества Бальо по сравнению с каталонской скульптурой является хорошо сохранившаяся полихромия. Колобий Христа , имитирующий богатый восточный шелк, украшен голубыми цветочными узорами, окруженными круглыми красными рамками, украшенными точками и кружками.

Тонкий пояс с замысловатым переплетенным узлом стягивает тунику выше бедер Христа, заставляя ткань над ней слегка вздуваться и изгибая путь ее плоских, широких вертикальных складок. Такие одежды связаны с королевскими и священническими функциями и передают зрителям послание о силе. Их можно рассматривать как визуализацию апокалиптического Христа из Книги Откровения.

Передняя геометрическая композиция туники, украшенная кругами и цветочными мотивами, напоминает изысканные византийские и испано-мавританские ткани, которые в то время пользовались большим почетом на христианском Западе. Отличным ориентиром для этого типа был Вольто Санто в Лукке (Тоскана, Италия), который, как считается, имеет чудесное происхождение и является объектом паломничества и необычайной преданности с конца 11 века. Иконографическая традиция Иисуса в

colobium восходит к 586 году н.э. в рукописи сирийских Евангелий, называемой Евангелиями Раббулы, написанной монахом Раббулой где-то в Месопотамии. Традиция изображать Христа в таком костюме, вероятно, была привезена в Каталонию мастерами из Пизы, прибывшими в 1114 году, чтобы помочь Рамону Беренгеру III, графу Барселонскому, в завоевании Балеарских островов.

Majestat Batlló трудно датировать, но надпись на кресте и картину можно отнести к 11   веку. Однако другие авторы датируют его 12 веком на основании сходства картины с другими из района Риполла, середина 12 века. Туника аналогична исламскому мотиву монастыря аббатства Сен-Пьер де Муассак, что, по-видимому, доказывает распространение этого стиля в романский период.

Романская скульптура: Мария как трон мудрости

Мария как трон мудрости — популярная библейская тема, представленная в романской скульптуре. В римско-католической традиции эпитет «Престол Мудрости» или «Престол Мудрости» является одним из многих религиозных титулов Богородицы. Фраза была придумана в 11 и 12 веках Петром Дамиани и Гвибертом де Ножаном и уподобляет Марию Престолу Соломона, имея в виду ее статус сосуда, несущего Святого Младенца. Поскольку эта фраза связывает Пресвятую Деву со славой и учением, Мадонны в этой традиции особенно популярны в католических образах.

 

 

Мария как Престол Мудрости: Мадонна как Престол Мудрости, 1199 год, вписан пресвитером Мартинусом, из камальдолезского аббатства в Борго-Сан-Сеполькро недалеко от Ареццо, Италия.

История культуры

В христианской иконографии s edes sapientiae

 («Престол Мудрости») является изображением Божией Матери в величии. Когда Богородица изображена на sedes sapientiae  иконах и скульптурных изображениях, она восседает на троне с Младенцем Христом на коленях.

Этот тип изображения Мадонны был вариантом византийского  Одигитрии  типа, в котором Дева Мария изображена с младенцем Иисусом рядом с собой, указывая на него как на источник спасения для человечества. Он появился в широком спектре скульптурных и живописных изображений в Западной Европе, особенно около 1200 г. н.э. В этих изображениях неизменно фигурируют конструктивные элементы трона, пусть даже только поручни и передние ножки. Ноги Богородицы часто покоятся на низком табурете. Более поздние готические скульптуры более явно отождествляются с Престолом Соломона, где «стояли два льва, по одному с каждой стороны. И двенадцать львят стояли на шести ступенях с одной и с другой стороны» (3 Царств 10, 19).-20).

 

 

Ахенский собор, XI век: Донорская доска с перегородчатой ​​эмалью с портретом дарителя и Мадонной на троне на процессионном кресте Матильды Оттонской, начало XI века (Аахенский собор).

Помимо романской скульптуры, икона sedes sapientiae  появлялась в иллюминированных рукописях, фресках, мозаиках и печатях того времени. Икона обладает эмблематическими словесными компонентами: Дева как Престол Премудрости — это троп Дамиани или Гвиберта де Ножана, основанный на типологической интерпретации отрывка из Книг Царств, описывающего престол Соломона (3 Цар. 10: 18–18). 20, повторяется во 2 Паралипоменон 9.: 17–19). Этот мотив часто использовался в ранней нидерландской живописи в таких работах, как «Луккская Мадонна» Яна ван Эйка.

Могила Рудольфа Швабского

Могила Рудольфа Швабского является ярким образцом романской скульптуры. Рудольф Рейнфельденский (1025–1080) был герцогом Швабии (1057–1079) и немецким антикоролем (1077–1080). Он был сыном графа Куно из Рейнфельдена и в конечном итоге стал альтернативным королем или антикоролем для политически ориентированных немецких аристократов, настроенных против Генриха. Это восстание стало известно как Великое саксонское восстание. Он умер в результате боевых ран, когда его фракция встретилась и победила фракцию Генриха в битве при Эльстере.

Могила Рудольфа Райнфельденского

Могила Рудольфа Райнфельденского, расположенная в соборе Мерзебурга, является прекрасным образцом романской скульптуры. Скульптура этой эпохи отмечена любовью к изобретательным поверхностным рисункам и выразительным подходом к человеческому телу, использованием вытянутости, неестественных поз и выразительных жестов для передачи душевного состояния. Могила Рудольфа отражает эти характеристики. Скульптура его тела удлинена и лежит со скипетром в одной руке и державой в другой, что символизирует королевский титул, на который он претендовал, но никогда не имел при жизни. Он изображен в царских одеждах и короне.

Материал, из которого изготовлена ​​гробница, также отражает высокий статус металлических изделий в романской скульптуре. Действительно, предметы из драгоценных металлов, изделия из эмали и слоновая кость в то время имели гораздо большее значение, чем картины. Металлоконструкции и украшения из эмали стали особенно изощренными в 10 и 11 веках. Гробница Рудольфа Рейнфельдена отражает эту эстетику своим бронзовым рельефом тела Рудольфа, заключенным внутри приподнятого края. На границе также выгравирована надпись, демонстрирующая мастерство, связанное со строительством гробницы.

 

 

Могила Рудольфа Швабского: Могила Рудольфа Швабского является образцом романской скульптуры.

Райнер из Юи, купель в церкви Св. Варфоломея

Райнер из Юи был мастером по металлу и скульптором XII века, которому приписывают многие шедевры мосанского искусства, в том числе купель для крещения в церкви Св. Варфоломея в Льеже, Бельгия. Долина реки Маас в современной Бельгии и Франции, примерно включающая в себя Льежскую епархию, была ведущей 12 -й век, центр романской металлообработки, которая в то время все еще была самым престижным художественным средством. О жизни Райнера ничего не известно, кроме упоминания в документе 1125 года как ювелира; однако в хронике XIV века он упоминается как автор купели. Возможно, он умер около 1150 года. Хотя Райнер из Хай традиционно считается создателем шрифта, эта атрибуция и мосанское происхождение шрифта подвергались сомнению.

Купель — крупный шедевр искусства Мосан, отличающийся классицизмом стиля. Бассейн 91 сантиметр (36 дюймов) в поперечнике вверху, слегка сужается к основанию и описывается как латунь или бронза. Он был изготовлен в технике литья по выплавляемым моделям с чашей, отлитой как единое целое. Размер не обязательно был исключительным, поскольку и церковные колокола, и котлы для больших домашних хозяйств, вероятно, были сопоставимых размеров. Некоторые церковные двери, отлитые цельным куском, хоть и плоские, но были гораздо больше.

Купель стояла на 12 быках (двое из которых сейчас отсутствуют), которые выходили из каменного постамента, отсылка к «литому морю… на двенадцати быках», отлитых из бронзы для храма Соломона. Пять показанных сцен, обозначенных латинскими надписями ( tituli ) на ободке вверху и в поле изображения можно прочитать в хронологической последовательности. Они включают две сцены Иоанна Крестителя, Крещения Христа, Святого Петра, крестящего Корнилия Центуриона, и Святого Иоанна Богослова, крестящего философа Кратона.

 

 

Купель для крещения в церкви Св. Варфоломея: Райнер из Юя, мастер по металлу и скульптор XII века, обычно считается создателем купели для крещения в церкви Св. Варфоломея.

Единственная другая работа, которую, по общему признанию, создал тот же мастер, что и купель, — это небольшая бронзовая фигура распятия, которая сейчас находится в музее Шнютгена в Кельне. Еще одно распятие в Брюсселе, вероятно, из той же формы, но с дополнительной чеканкой. Другие в Брюсселе и Дублине, возможно, были произведены в той же мастерской, поскольку во многом похожи на кельнское бронзовое распятие.

Изделия из металла, эмали и слоновой кости

Драгоценные изделия из металла, слоновой кости и эмали пользовались высоким статусом в романский период. Создатели этих объектов более известны, чем современные художники, иллюстраторы и архитекторы-каменщики. Металлоконструкции, в том числе декорирование эмалью, стали очень изощренными. Сохранилось множество впечатляющих святынь, предназначенных для хранения реликвий, наиболее известной из которых является Усыпальница трех королей в Кельнском соборе работы Николая Верденского (около 1180–1225 гг. ). Бронзовый подсвечник Gloucester — превосходный образец металлического литья, обладающий замысловатыми и энергичными качествами, напоминающими рукописную живопись. Триптих Ставло и Реликварий Святого Мавра — другие примеры эмалевой работы Мосана. Большие реликварии и фасады алтарей были построены вокруг деревянного каркаса, а гробы меньшего размера были полностью сделаны из металла и эмали. Несколько светских предметов, таких как футляры для зеркал, украшения и застежки, также сохранились, но они, несомненно, занижают количество прекрасных металлических изделий, принадлежащих знати.

Глостерский подсвечник, начало XII века: Бронзовый Глостерский подсвечник — превосходный образец металлического литья, обладающий замысловатыми и энергичными качествами, напоминающими рукописную живопись.
  • В XI и XII веках фигуративная скульптура возродилась, поскольку архитектурные рельефы стали визитной карточкой позднего романского периода. Фигуративная скульптура была основана в основном на иллюминации рукописей и мелкой скульптуре из слоновой кости и металла.
  • Большинство романских скульптур носит изобразительный и библейский характер. На капителях зданий можно найти самые разные темы, включая сцены Сотворения и Падения человека, жизни Христа и Ветхого Завета.
  • Резные деревянные изображения были основным элементом церквей как объекты поклонения. Одним из самых сложных типов в Каталонии был Христос в величии: изображения Христа на кресте, которые символизируют его победу над смертью.
  • изображений Марии в образе sedes sapientiae ( Престол Мудрости) особенно распространены в римско-католическом искусстве.
  • Рудольф Рейнфельденский был альтернативным королем, или антикоролем, для политически ориентированных антигенриевских немецких аристократов. Он умер во время Великого саксонского восстания в конце 11 века.
  • Райнер из Уи был мастером по металлу и скульптором XII века, который считается создателем знаменитой купели для крещения в церкви Святого Варфоломея.
  • Изысканные драгоценные изделия из металла, слоновой кости и эмали имели высокий статус в романский период.
  • Большие реликварии и фасады алтарей были построены вокруг деревянного каркаса, а меньшие ларцы были сделаны полностью из металла и эмали. Сохранилось также несколько светских предметов, таких как футляры для зеркал, украшения и застежки.

Адаптировано из «Безграничная история искусства» https://courses.lumenlearning.com/boundless-arthistory/chapter/other-romanesque-arts/ Лицензия: CC BY-SA: Attribution-ShareAlike

Романская скульптура

Романская скульптура

Искусство Главная | Курсы АРТ | АРТ 212 заданий | Карты Google Планета Земля

Прибытие Лицом к лицу: романский портал

Джон Х, 9: Я [Христос] есть дверь. Мною, если кто войдет, тот спасется; и он войдет и выйдет, и пажити найдет.

1 Коринфянам, XIII, 12: Теперь мы видим сквозь стекло темным образом; но потом лицом к лицу. Теперь я знаю отчасти; но тогда я познаю, как я познан.

Богоявление: Проявление божественности

Части романского портала

Барабанная полость: поверхность, окруженная аркой и перемычкой арочного дверного проема, часто украшены рельефными скульптурами.
Архивольт : молдинг обрамляющий арку. В романской и готической архитектуре каждый ряд арок, обрамляющих тимпан портала.
Перемычка : горизонтальная балка, перекрывающая проемы, например над окном или дверью, или между два поста.
Трюмо : дверной косяк, поддерживающий перемычку.
Косяк : сторона дверного проема или оконной рамы. Косяки порталов романского стиля а готические церкви часто украшаются фигурной скульптурой.

 

 

Южный портал из церкви Сен-Пьер, Муассак, ок. 1115-30.

Другие сайты: Джеффри Хоу, Цифровой архив архитектуры; Майкл ArtServe Гринхала; Элисон Стоунз, изображений Средневекового искусства и архитектуры: Муассак .

Южное крыльцо портал Муассака: ок. 1125/ ок.1131; прикрепленные столбцы имеют цифры на вверху, вероятно, святой Бенедикт слева и аббат Роже справа.

Майестас Домини: Христос в окружении апокалиптических зверей и 24 старцев

(см. 4-й и 5-я главы Книги Откровения)

 

 

 

 

Сент-Пол из Трюмо Муассака

 

 

Правая стена: Воплощение

Левая стена деталь: Пороки Алчности и Роскоши

Нижний левый: Благовещение; Внизу справа: посещение; Вверху: Поклонение волхвов

Благовещение и Посещение

Деталь левой стены с притчами о богатом юродивом (внизу) (Луки 12:16-34) и Дайва и Лазаря (вверху)

Деталь Воплощения: справа: Представление в храме; на слева: Бегство в Египет.

Деталь левой стены: Див и Лазарь (Луки 16:19-31)

Бегство в Египет

 

Деталь левой стены: Лазарь на лоне Авраама

Деталь воплощения: Падение идолов Египта.

 

Западный портал Святой Лазар в Отене, ок. 1120-35

Другие сайты для Отена: Джеффри Хоу, Цифровой Архив Архитектуры; Ла Собор д’Отен; Элисон Стоунз, изображений Средневекового искусства и архитектуры: Осень .

Страшный суд на тимпане и перемычке. Труды месяцев и символы Зодиак появляется на архивольтах.

Страшный суд

 

 

Западный портал церкви св. Фой в Conques

Элисон Камни, изображений Средневекового искусства и архитектуры: Conques

Другое веб-сайты Conques: L’art Роман;Конкес

Последний Решение

Примечание хиастические противопоставления, установленные между этими образами вечного награда и вечный суд. См. литературный эквивалент в отрывке из Прослогиума Ансельма ниже: Из родной страны в изгнание , из видения Бога в наше настоящее слепота , из радость бессмертия в горечь и ужас смерти .

 

 

Портал Нартекс из церкви св. Madeleine, Vézelay, 1120-32

Другие веб-сайты посвященный Везле: L’art Римский: Везле ; Элисон Стоунз, 9 лет0267 Изображения Средневекового искусства и архитектуры: Везле

Миссия апостолов.

Люди Мира: Пигмеи используют лестницы, чтобы садиться на лошадей.

Люди Мира: Люди с большими ушами.

(Сделайте свой уши низко висят, виляют….)

 

Фигуры косяка показывая св. Петр и Павел.

Символ Зодиака: Рыбы

Труд Месяц: 9 февраля0003

Левый портал: Вознесение с Ужином в Эммаусе внизу.

 

Воплощение Портал с перемычкой, показывающий Благовещение, Посещение и Рождество. с Поклонением волхвов, представленным в Тимпане.

Капитал со стороны нефа: Моисей и золотой теленок

Капитал из нефа: Мистическая мельница

 

 

 

Аноним 12 в. автор: «Бога нельзя увидеть непосредственно. Созерцательная жизнь, которая начинается на земле будет совершенным только тогда, когда Бог будет увиден лицом к лицу. Когда нежное, простое душа была вознесена на спекулятивные высоты, и когда, разорвав узы плоти, оно созерцало то, что лежит на небе, оно не может долго оставаться над себя, ибо тяжесть плоти тянет его обратно на землю. Хотя это пораженный необъятностью света в вышине, он быстро вспоминает о своем собственный характер; но то немногое, что оно смогло вкусить божественной сладости приносит ей величайшую пользу, и вскоре после этого, вдохновленная великой любовью, она спешит возобновить свой восходящий полет».0209

Ансельм Кентерберийский, Посредничество I, «Медитация, вызывающая страх»:
«Бесплодная душа, что ты делаешь? Грешная душа, почему ты лежишь? Приближается судный день, близок великий день Господень, близок и придет скоро, день гнева и день плача, день скорби и тоска, день бедствия и горя, день тьмы и теней, день облаков и водовороты, день труб и шума». О горький голос дня Господня. О человек, тепловатый и достойный извержения, почему ты спишь? Тот, кто делает не вставай и не трепещи перед таким громом, не спит, а мертв».

Ансельм, Прослогиум , Глава 1: Вставай, мелкий человек! беги ненадолго от своих занятий; скрывать сами на время сформируйте свои тревожные мысли. Отбрось теперь свою обременительную заботы и отложи свое утомительное дело. Уступи место на некоторое время, чтобы Бог; и немного отдохни в нем. Войди во внутреннюю комнату твоего разума; закрой все мысли, кроме мысли о Боге, и такие, которые могут помочь тебе в поиске ему; закрой дверь и ищи его. Говори теперь, всем сердцем! поговори теперь с Богом, говоря: ищу лица твоего; лица Твоего, Господи, взыщу (Псалтирь, xxvii.8). И прийти Ты ныне, Господи Боже мой, научи мое сердце, где и как оно может искать Тебя, где и как оно может найти тебя.

Господи, если тебя здесь нет, где мне искать тебя, пока я отсутствую? Но если ты повсюду, почему я не вижу тебя в настоящем? Воистину, ты обитаешь в неприступном свете. Но где есть неприступный свет, или как мне прийти к нему? Или кто приведет меня к тот свет и в него, чтобы я мог видеть тебя в нем? Опять же, по каким отметкам, под в каком образе мне искать тебя? Я никогда не видел Тебя, Господи, Боже мой; я не делаю познай свою форму. Что, о Всевышний Господи, сделает этот человек, изгнанник от Тебя? Что сделает раб твой, озабоченный любовью к тебе и изгнанный из они сталкиваются с? Он задыхается, чтобы увидеть тебя, а твое лицо слишком далеко от него. Он жаждет прийти к тебе, и жилище твое неприступно. Он жаждет найти тебя, и не знает твоего места. Он желает искать тебя и не знает твоего лицо. Господи, ты мой Бог, и ты мой Господь, и я никогда не видел тебя Это ты даровал мне все благословения, которыми я наслаждаюсь; и не но я знаю тебя. Наконец, я был создан, чтобы видеть тебя, и еще не сделал то, для чего я был создан.

О несчастный человек, когда он потерял то, для чего был создан! О тяжелая и страшная судьба! Увы, что он потерял, и что он нашел? Что ушло, а что осталось? Он потерял блаженство, для которого он был создан, и обрел несчастье для чего он не делал. Ушло то, без чего ничто не бывает счастливым, и остается то, что само по себе жалко. Человек когда-то ел хлеб ангелов, которых он жаждет сейчас; теперь он ест хлеб печалей, чего он тогда не знал. Увы! для траура всего человечества, для всеобщего плач сыновей Аида! Он задыхался от сытости, мы вздыхаем от голода. Он изобиловал, мы просим. Он обладал от счастья и с треском отказался от своего владения; мы страдаем от нужды в несчастье и чувствуем себя несчастными долго и, увы! мы по-прежнему пустой.

Почему он не сохранил нас, когда он мог так легко, что чью нехватку мы должны чувствовать так тяжело? Почему Он закрыл нас от света и покрыл нас тьмой? С чем с какой целью он лишил нас жизни и навлек на нас смерть? Негодяи, какие мы есть, откуда мы изгнаны; куда нас везут? Откуда швырнуло? Куда обречены на разорение? Из родной страны в изгнание, от видения Божия в нынешнюю нашу слепоту, из радости бессмертия в горечь и ужас смерти. Жалкий обмен того, как здорово хорошо, как здорово зло! Тяжелая утрата, тяжелая скорбь, тяжела вся наша судьба!

Но увы! несчастный я я, один из сыновей Евы, далекий от Бога! Что я предпринял? Что я выполнил? Куда я стремился? Как далеко я продвинулся? К чему Я стремлюсь? Среди каких мыслей я вздыхаю? Я искал благословения, и вот! путаница. Я стремился к Богу и споткнулся о самого себя. Я искал покоя в уединении, и Я нашел скорбь и печаль в своих сокровенных мыслях. Я хотел улыбаться в радость ума моего, и я вынужден хмуриться от печали сердца моего. радость надеялись, и вот! источник частых взглядов!

И ты, Господи, как длинный? Доколе, Господи, Ты забываешь нас; как долго ты поворачиваешь лицо от нас? Когда ты увидишь нас и услышишь нас? Когда же ты просветишь наши глаза, и показать нам свое лицо? Когда ты вернешься к нам? Смотреть на нас, Господь; услышь нас, просвети нас, откройся нам. Вернись к нам, чтобы хорошо было нам, — самому себе, без которого нам так плохо. Жалость наши труды и стремления к тебе, так как мы ничего не можем сделать без тебя. Ты приглашаешь нас; ты помоги нам. Умоляю Тебя, Господи, чтобы я не теряют надежду во вздохах, но могут снова вдохнуть надежду. Господи, мое сердце сделалось горьким своим запустением; подсласти его, умоляю тебя, своим утешением. Господин, в голоде я стал искать тебя; умоляю тебя, чтобы я не переставал алкать для тебя. В голоде я пришел к тебе; пусть я не останусь голодным. я пришел бедность для Богатого, в нищете для Сострадательного; позволь мне не вернуться пустым и презирал. И если перед едой я вздыхаю, то даруй и после вздохов то, что Я могу есть. Господи, я склонился и могу смотреть только вниз; подними меня на это Я могу смотреть вверх. Беззакония мои превзошли мою голову; они подавляют меня; и, как тяжелый груз, они тянут меня вниз. Освободи меня от них; разгрузи меня, да не закроется надо мною ров беззаконий.

Будь моим, на кого равняться свет твой хоть издалека, хоть из глубины. Научи меня видеть тебя и раскрывать отдайся мне, когда я ищу тебя, ибо я не могу искать тебя, пока ты не научишь меня, и не найду тебя, если не откроешь себя. Дай мне искать тебя в тоске, пусть я тоскую по тебе в поисках; позволь мне найти тебя в любви и любить тебя в поиске. Господи, я признаю и благодарю Тебя за то, что Ты создал меня в этом Твоем образ, чтобы я мог помнить о тебе, мог понять тебя и полюбить ты; но тот образ был настолько поглощен и измучен пороками, и затемнен дымом беззакония, что он не может достичь того, для чего был создан, если ты не обновишь его и не сотворишь его заново.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*