Скульптура готики: Готическая скульптура

Содержание

Готическая скульптура

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Скульптуре принадлежало первое место в изобразительном искусстве этого времени. Она усиливала эмоциональность и зрелищность готической архитектуры, в ней наиболее очевидно проявлялось стремление к чувственно-поэтическому, изобразительному воплощению не только религиозных представлений времени, но и наивно обоготворенной человеком природы и его самого как ее совершенного порождения. Особенно богато украшался готический собор, который Виктор Гюго образно сравнивал с гигантской книгой. Главное место в его внешнем и внутреннем декоративном убранстве принадлежало статуе и рельефу. Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разработанной теологами программе.

Пророк Иеремия

Пророк Даниил

Колодец пророков

Клаус Слютер, Колодец пророков, 1395–1406 годы, монастырь Шанмоль, Дижон, Франция

В храме, олицетворяющем, как и прежде, образ вселенной, теперь наиболее развернуто в зримых чувственных формах представлялась религиозная история человечества с ее возвышенными и низменными сторонами, с ее жизненной многосложностью. Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. Средоточием скульптурных композиций стали порталы, где большие по размеру статуи апостолов, пророков, святых располагались вереницами, как бы встречая посетителей. Тимпаны, арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги украшались горельефами, декоративными рельефами и статуями. Множество мелких фигур и отдельных сцен размещалось в трансептах, на консолях, цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам точно пробегали каменные полураспустившиеся листочки (краббы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Все эти орнаментальные мотивы как бы вдыхали чувство жизни природы в архитектурные формы. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях.

Готическая скульптура – органическая часть архитектуры собора. Она включается в архитектурную конструкцию, входит в состав функциональных элементов постройки. В Реймском соборе она даже определяет его внешний облик. Взаимодействие архитектуры со скульптурой и живописью порождало то неповторимое разнообразие впечатлений, которым готика обогащала современников. Статуи сохраняют теснейшую связь со стеной, с опорой. Фигуры удлиненных пропорций как бы вторят вертикальным членениям архитектуры, подчиняясь динамическому ритму целого, образуя единый архитектурно-скульптурный ансамбль. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами, зависели от установленного религиозными канонами месторасположения. В готической архитектуре увеличилась не только степень подчинения скульптуры архитектуре, но и поднялось самостоятельное значение скульптуры. Готика продолжила начатое романскими ваятелями обособление человеческого образа от общего декоративного убранства.

Стала более свободной трактовка художественной формы, усилилась роль статуарной круглой пластики, ее взаимодействие с окружающей пространственной и световоздушной средой. Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах. Легкие изгибы, повороты торсов и перенесение тяжести тела на одну ногу, характерные живые позы и жесты придают фигурам динамичность, которая несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора.

Санта Репарата
Музей дель Дуомо, Флоренция

Кампанила собора Санта
Мария дель Фьоре, 1337–1343

Надежда, 1330
Баптистерий, Флоренция

Скульптор и архитектор Андреа Пизано, двери флорентийского баптистерия, рельефы и статуи флорентийского собора

Огромную эмоциональную выразительность статуям придавали драпировки одежд, подчеркивающие пластичность и гибкость человеческого тела, его жизнь в пространственной среде. Складки приобрели естественную тяжесть; глубоко западая, они порождали богатую игру света и тени, уподоблялись то каннелюрам колонн, то образовывали напряженные резкие изломы, то струились легкими потоками, то ниспадали бурными свободными каскадами, как бы вторя человеческим переживаниям. Часто сквозь тонкую одежду просвечивало тело, красоту которого начинали признавать и чувствовать и поэты и скульпторы того времени. Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц. В характеристике святых появлялись человечность, мягкость. Их образы становились разнообразными, остроиндивидуальными, конкретными, возвышенное сочеталось в них с повседневным житейским. Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями. Обращенные к окружающим и друг к другу святые, исполненные душевной близости, как бы сердечно беседовали между собой. Готический художник передавал тонкие душевные движения, радость и тревогу, сострадание, гнев, страстную взволнованность, томительное раздумье.

Появляются скульптурные группы, объединенные сюжетом и драматическим действием, разнообразные по композиции. Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер. Стремление усилить чувственную достоверность образа обнаруживало себя в острой наблюдательности и жадном интересе к единичному, частному, индивидуальному, портретному и даже необычному, случайному. Человеческое лицо, как красивое, так и уродливое, для средневекового мастера было отблеском вечной красоты и мудрости мироздания. Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику. Расцвет скульптуры начался на рубеже 12–13 столетий во Франции, когда процесс национального пробуждения был на подъеме.

Простота и изящество четких форм, плавность и чистота контуров, ясность пропорций, сдержанные жесты служили во французской скульптуре выражением нравственной силы, духовного совершенства.

Высшие достижения готической скульптуры связаны со строительством Шартрского, Реймского и Амьенского соборов, насчитывающих до двух тысяч скульптурных произведений, которые отличаются высоким эстетическим пафосом. Здесь вырабатывались классические приемы скульптурного декора и разрабатывался синтез всех искусств под эгидой архитектуры. Шартрские мастера создали ряд превосходных по яркой индивидуальной характерности и одухотворенности образов, например, мудрых ветхозаветных «царей» западного портала – с печатью надменности и замкнутости в лице или в состоянии внутренней напряженности. Зрелым мастерством отличается статуя святого Феодора с южного портала – в нем воплощен идеальный чистый образ христианского рыцаря с доверчивым открытым лицом юноши, сосредоточенного, немного грустного и вместе с тем непоколебимо мужественного.

Меняя точку зрения, зритель обнаруживает различные аспекты характера воина. Исключительна по сложности и многогранности внутреннего мира портретная голова Ренье де Мусона (надгробие аббатства Иософат около Шартра), шартрского епископа с лицом, отмеченным интеллектуальностью, силой мысли, нервным напряжением.

Ханс Мульчер
Святая Троица, 1430,
Собор в Ульме, Германия

Мишель Коломб
Надгробная плита Маргриты де Фой,
1502, собор, Нант, Франция

Мишель Коломб, Святой
Георгий, поражающий дракона,
замок Гайон, Франция

В статуях святых – Мартина, Григория и Иеронима южного портала Шартрского собора сделан решительный шаг в совершенствовании построения человеческой фигуры. Сохраняя необходимое для архитектуры фронтальное положение, мастер оживил фигуры святых едва заметным движением – легким поворотом голов, сдержанным жестом. Каждый образ – определенный характер с соответствующим ему состоянием: Мартин гневен и властен, Георгий сердечен, тихий Иероним вдумчив. Вместе с тем все три фигуры объединены единым ощущением нравственной силы, душевного благородства – люди этой эпохи сообразовывались в своих помыслах и поступках с высоким, но отвлеченным понятием чести, верности, великодушия. В дальнейшем французская скульптура шла по пути все большей свободы в постановке фигур, повороты, жесты, движения становились отчетливыми и разнообразными. Среди реймских статуй особой силой пластического выражения отмечены мощные фигуры двух женщин – Марии и Елизаветы. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение. Вместе с тем они внутренне объединены молчаливым диалогом, переживаниями. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. Ее голова наиболее пластически сложна. Ниспадающее с вьющихся волос покрывало то затеняет, то открывает лицо и позволяет с разных точек зрения уловить тонкие оттенки настроений, проскальзывающих в чертах: то спокойствия, то грусти, то просветленности, которая доминирует в профиле.

Духовное волнение выражено не только в классически прекрасных чертах, но в движении корпуса, в трепетной вибрации драпировок одежд, гибких извилистых линиях контуров. Марии с ее духовным подъемом, с ее величавой грацией противопоставлен образ пожилой, суровой, умудренной, исполненной чувства достоинства и трагического предчувствия Елизаветы. Созданные реймскими мастерами образы привлекают нравственной силой, высотой душевных порывов и в то же время близкой античному идеалу телесной жизненностью, простотой и характерностью, обаянием женской красоты. Задумчива Анна с тонкими чертами лица француженки, темпераментен святой Иосиф (группа «Сретение», 1240-е годы) – элегантный светский человек с искрящимся галльским умом. Выразительны детали: острый, задорный взгляд, франтовато закрученные усы, буйно вьющаяся шевелюра, кудрявая бородка, стремительный поворот головы к собеседнику. Энергичная светотеневая моделировка усиливает живость выражения.

Изменяется трактовка традиционных образов. Изображая сцены из жизни Христа, готический мастер обнаруживает близость его к страдающему человечеству. Таков образ Христа-страннника (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. В Христе благословляющем (Амьенский собор) гармоничные черты отмечены печатью мудрой нравственной красоты и мужественной силы. Повелительный жест руки точно призывает зрителя к достойной чистой жизни. В народной среде был любим образ Мадонны с младенцем па руках, воплощающий девичью чистоту и материнскую нежность. С 13 века ей часто посвящаются порталы. Она изображается с гибким станом, с нежно склоненной к младенцу головой, улыбающейся, с полузакрытыми глазами. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (конец 13 века). Широкие волны линий, идущих от бедра к ступне, уже заметные в реймских статуях, приобретают здесь характер движения, полного благородного ритма. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. В статуях Амьенского собора пропорции правильны, драпировки естественно ложатся по фигуре. Им не свойственна экспрессия произведений шартрских мастеров. Они полнокровны и просты, пластически более совершенны. Реймские мастера порою приближаются к античной классике. Две женские статуи Страсбургского собора (1230-е годы) привлекают духовной чистотой, изяществом стройных пропорций. Одна из них символизирует торжествующую христианскую Церковь, другая – побежденную Синагогу. Образ Церкви, с властным взглядом, с гордой осанкой, оттененной плавным ритмом складок одежд, дан как положительный. Роняющая разорванные скрижали Завета Синагога с завязанными глазами трагична. Она воплощает осужденную католицизмом ложную иудейскую религию. Поникшая голова, сложное спиралевидное движение гибкого тела, неожиданно резкий надлом копья выражают душевное смятение, неустойчивость. Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали. Сквозь повязку на лице Синагоги просвечивают очертания глаз, через тонкую ткань, покрывающую руку Церкви, проступают ее изящные формы.

Скульптура Страсбургского собора соединила черты, свойственные французской и немецкой готике: высокий этический строй французской пластики и экспрессивность немецкой. В мир возвышенных образов готической скульптуры часто включались бытовые мотивы, в которых давала себя знать народная струя искусства: гротескные фигуры монахов, жанровые фигуры мясников, аптекарей, косарей, сборщиков винограда, торговцев. Тонкий юмор царит в сценах «Страшного суда», утративших суровый характер. Среди уродливых грешников часто встречаются короли, монахи и богачи. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. В 1385 году герцог Бургундии Филипп Смелый основал картезианский монастырь Шанмоль в окрестностях Дижона во Франции. С 1390-х годов по заказу герцога лучшие мастера возводили монастырские здания и создавали произволения скульптуры. Одним из них был нидерландский скульптор Клаус Слютер, который исполнил для монастыря шесть каменных статуй пророков в человеческий рост.

В Германии скульптура была менее развита. Более тяжеловесная в своих формах, чем французская, она захватывает силой драматических образов. Тенденция к индивидуализации характера и чувств рождает почти портретность Елизаветы Бамбергского собора (1230–1240), с суровыми чертами волевого лица, с мрачно-взволнованным взором. Резкие угловатые формы, беспокойные ломаные складки одежд усиливают драматизм образа. В Германии рано появляются конные изображения. Бамбергский всадник – воплощение мужества и рыцарской энергии.

Немецкая готика сыграла важную роль в развитии портретной скульптуры. В статуе маркграфа Эккехарда Наумбургского собора (середина 13 века) дан типичный образ властного, грубого рыцаря с чувственным надменным лицом. Хрупкость и лиричность отличают его супругу Уту – меланхоличную, сосредоточенную, с неповторимо индивидуальной выразительностью как бы внезапно запечатленных движений. С 60-х годов 13 века одухотворенность вытеснялась манерностью миловидных образов, особо проявлявшейся в мелкой пластике. В 14 столетии доминировало холодное изящество, натуралистическая приземленность. Искреннее вдохновение зачастую подменялось условной схематизацией.

История зарубежного искусства ►

Готическая скульптура | Artrue

Скульптура в готическом стиле неразрывно связана с архитектурой того периода.

Портал собора Нотр-Дам

Что такое Готическое искусство?

Термин «готика» имеет необычную историю и коннотацию. Современники стиля никогда не использовали этот термин, описывая свои работы. Наверняка, они были бы удивлены, узнав, что в скором времени люди будут описывать монументальные величественные архитектурные сооружения, изобилующие орнаментами и витражами, словом, которое является синонимом к слову «варварский». Изначально термин «готика» был ругательным, так как критики видели неправильным отхождения от классических пропорций и идей. В общем смысле этот термин описывает здания с остроконечными арками, выполненными в вертикальном стиле, в отличие от используемого в предшествующем романском искусстве горизонтального стиля.

Три неразумные девы. Магдебургский собор.

Готическая скульптура

Термин «готика» неразрывно связан со статуей и рельефами, которые, в свою очередь, являются неотъемлемой часть декорации готических зданий. Однако в изоляции от архитектурного контекста произведения достаточно сложно дать определение готической скульптуре, это, скорее, относительное понятие. Можно сказать, что произведения в этом стиле обладают необычными деталями и излишествами. В то время как греческая скульптура развивала идеи простоты и наглядности, готика демонстрирует сложность, гротескность и элегантность. Именно эта сложная смесь идей и элементов дает понять, что перед нами произведение, выполненное в данном стиле.

Скульптуры Реймского собора.

Чтобы оценить всю красоту и внушительность такой скульптуры лучше, конечно, отправиться в соборы того времени, особенно — расположенные в северной Франции, сочетающие в себе острые шпили и башни, затейливую резьбу и текстуру, ребристые своды и парящие колонны.  Сопряженные виды искусства, а именно витражи и скульптуры, естественно сочетаются с архитектурными композициями, удачно дополняя их.

Готическая часовня Сент-Шапель в Париже

Безусловно, в отрыве от изначального места расположения, большинство готических скульптур будут восхищать зрителя изяществом и самодостаточностью. Множество статуй тринадцатого и четырнадцатого веков могут встать в один ряд с ранними произведениями итальянской эпохи Возрождения. Однако, эти скульптуры остаются на своих местах, что связано с безымянностью их авторов.

Собор

В готический период соборы возвышаются над городом, показывая религиозную важность, экономическое и политическое влияние. Скульптура этого периода в первую очередь задумывалась для украшения этих архитектурных памятников, прочно ассоциирующимися у нас с готикой. Можно датировать подъем готического собора периодом с 1175 по 1225 годы. Это время характеризуется также строительством и реконструкцией многих церквей, общественных и гражданских зданий, рынков и т. д. Новые здания отражали промышленные и коммерческие роли городов, и несмотря на огромные ресурсы, которые были необходимы для строительства величественных сооружений, этот процесс предоставлял работу для большого количества людей. Помимо социальной и экономической функций, собор стал центром, в котором разрабатывались основные элементы новой готической архитектуры: заостренные арки, ребристые своды и т.п. Также возникает новая неразрывная связь архитектуры и скульптуры.

Скульптуры Страсбургского собора

Статуи и рельефы

Также как драгоценные камни украшали изделия ювелиров, статуи служили декором для новых сооружений. Скульптуры располагались на фасадах, помогали формировать рисунок и очертания зданий, украшали арки, порталы и контрфорсы. Монументальные скульптурные произведения можно увидеть в фронтонах, галереях, оконных рамах, за пределами здания, а также в интерьере помещения, наряду с фресками и другими произведениями изобразительного искусства. В основе этих композиций преимущественно лежали известные политические сцены и библейские и ветхозаветные сюжеты.

Роза западного фасада. Нотр-Дам.

Готический стиль архитектуры и скульптуры в частности преобладал в Северной Европе до 16-го века, хотя уже в 15-ом веке начал вытесняться композициями мастеров Возрождения. Переросшее в международный готический стиль (1375–1425) в Западной Европе (особенно во Франции и Италии) данное направление уступило место искусству Ренессанса.

Gothic Sculpture — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Учить больше. )

Что такое готическое искусство — история, характеристики и основные художники

Характеристики готического искусства

Объяснение стиля готического искусства

Поскольку готическое искусство в основном относится к периоду времени и месту, вы можете подумать, что его определение как стиля туманно. . Но есть несколько формальных сквозных линий в движении, которые появляются снова и снова.

Итак, что такое готика?

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Что такое готическое искусство?

Готическое искусство — это стиль живописи, архитектуры и скульптуры, который зародился в Париже в середине 12 века и распространился по всей Европе вплоть до 1500-х годов. Отличительной чертой архитектурного стиля является стрельчатая арка, а определяющей чертой готической живописи и скульптуры — натурализм.

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Что такое готическое искусство?

Готика — это стиль живописи, архитектуры и скульптуры, зародившийся в Париже в середине 12 века и распространившийся по всей Европе вплоть до 1500-х годов. Отличительной чертой архитектурного стиля является стрельчатая арка, а определяющей чертой готической живописи и скульптуры — натурализм.

Известные готические художники:

  • Дуччо ди Буонинсенья
  • Конрад Витц
  • Чимабуэ
  • Джотто

Так откуда же взялся готический стиль? И какие условия привели к тому, что готическое искусство распространилось по Европе?

Что такое готическое искусство?

Как появилось готическое искусство

Итак, кто создал готический стиль? Чтобы понять готическую традицию, нужно понять культурную, социально-политическую среду, в которой она возникла. После падения Римской империи многие европейцы бежали из городов, так как они больше не были в безопасности без защиты и стабильности римской инфраструктуры.

Европа вступила в Средневековье, когда рассредоточенность европейского населения привела к слабости государственных структур и отсутствию культурных центров.

Где зародилось готическое искусство?

ЧТО ТАКОЕ ТЕМНЫЕ ВЕКА?

Темные века — это термин, придуманный итальянским ученым Петраркой и относящийся к раннему средневековью в Европе, или примерно с 5-го по 10-й век.

Но в 12 веке французская аристократия начала процветать и набирать силу. И эта зарождающаяся структура власти и экономическая система привели к повторному заселению городов региона. Оживление городов привело к возрождению искусства, поскольку все больше и больше богатых меценатов стремились спонсировать творческие начинания.

В средневековой Европе эти творческие начинания были почти полностью связаны с христианством и церковью. В Париже аббату Сугерию было поручено восстановить церковь аббатства Сен-Дени в 1137 году. Сугерий хотел использовать соотношение и симметрию, чтобы отдать дань уважения Богу.

Он также считал, что естественный свет — это форма присутствия Бога, поэтому он спроектировал массивные арки, которые могли удерживать витражи, что позволяло солнечному свету озарять прихожан.

Церковь аббатства Сен-Дени стоит до сих пор  •  Что такое готика

Так родился новый архитектурный стиль, основанный на романском и византийском стилях прошлого. Со временем готические художники по всей Европе адаптировали идеи Сугерия, создавая соборы, заметно используя эти стрельчатые арки. Другие готические архитектурные приемы, такие как аркбутаны и ребристые своды.

В этом видео представлен подробный подробный анализ готической архитектуры:

Готические статуи  •  Что такое готическое искусство

Готическая архитектура также повлияла на другие стили готического искусства, такие как картины и скульптуры. Натурализм, подчеркнутый в архитектуре, вылился в картины, где Христос был представлен не как божество, а более натуралистично, как человек. Скульптура того времени также благоприятствовала этому естественному реализму.

Что такое готическое искусство?

Культовые образцы готического искусства

Если вы сегодня прогуляетесь по любому европейскому городу, вы обязательно увидите готическую архитектуру или, по крайней мере, архитектуру, вдохновленную движением готических художников. Ниже приведены некоторые из наиболее известных примеров.

Нотр-Дам де Пари (1163)

Собор Парижской Богоматери, возможно, является венцом готической эпохи, потрясающим свидетельством того, на что способен этот стиль. В соборе есть все черты готической архитектуры: стрельчатые арки, ребристые своды, контрфорсы и украшения натуралистических скульптур.

Готический жанр в искусстве и литературе  •  Когда наступает готический период

Здание было завершено в 1345 году и сегодня является самым посещаемым памятником во Франции. Мировой протест в ответ на его сожжение в 2019 году стал свидетельством того, насколько важна эта структура для нас по сей день.

Реймский собор (1211)

Реймский собор — еще одно свидетельство готической архитектуры, но он также позволяет лучше понять эволюцию скульптуры в эпоху готики.

Готический жанр в искусстве и литературе

Статуи, украшающие собор, выглядят гораздо менее неподвижными и более реалистичными, чем их предшественники Темного века. Эти статуи изображают святых в виде людей — большой шаг вперед в скульптуре, произошедший в готическом искусстве.

Très Riches Heures du Duc de Berry (1412)

Très Riches Heures du Duc de Berry (или: Очень богатые часы герцога Берри) — один из самых известных примеров иллюстрирования рукописей. Это была популярная форма искусства в период готики, которая, по сути, относится к рукописи с декоративной иллюстрацией.

Готические рисунки братьев Лимбург.  •  Что такое готическое искусство?

Иллюстрации в Très Riches Heures du Duc de Berry показывают, как готическая живопись приближалась к натурализму. Его персонажи кажутся настоящими людьми, а художники, братья Лимбур, начинают играть с глубиной.

Что такое готическое искусство

Готическое искусство сегодня

Несмотря на то, что готический стиль искусства вымер к 16 веку, его стиль и художественный подход по-прежнему важны сегодня.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*