Сааринен архитектор: 10 знаменитых проектов Ээро Сааринена ко дню его рождения

Финский архитектор Елиел Сааринен и его неофутуристический стиль

Одарённые архитекторы Eliel и Eero Saarinen (Елиел и Эро Сааринен) получили признание и высокую известность благодаря своему значительному вкладу в современное зодчество, градостроительство, образование в сфере дизайна, производство мебели и общественную жизнь.

Они являются родственниками – сыном и отцом, поэтому в процессе своей творческой и профессиональной деятельности они работали вместе. Семейные узы, невероятный талант и мастерство помогло им создать огромное количество великолепных и феноменальных зданий и сооружений, покоряющих сердца многих людей и в современное время.

Специалист Eliel Saarinen родился 20 августа 1873 года в финском городке Рантасалми. Он с ранних лет занимался творчеством и проходил обучение в институте живописи в Хельсингах. В 1922 году он отправился на конкурс в США, который проводился представительством газеты Chicago Tribune Tower, где занял второе место.

Спустя несколько лет он эмигрировал из Финляндии в Соединённые Штаты Америки вместе с женой Loja и тринадцатилетним сыном Eero. Елиел работал в сообществе Cranbrook Educational Community главным архитектором и в 1932 году занял пост президента.

В процессе своего творчества он спроектировал много шикарных домов и строений, привлекающих пристальное внимание и интерес общественности.

Через 10 лет архитектор разработал своё первое здание в международном стиле в городе Колумбусе штата Индиана. Оно и в настоящее время пользуется популярностью у местных жителей и странствующих путешественников.

К тому же мастер разработал и построил первую христианскую церковь в США, известную тогда, как Tabernacle Church of Christ. Он был основоположником стиля модерн в архитектуре.

Простота и линейная композиция в облике церкви ознаменовали начало движения от богато украшенной готики к современному дизайну. В настоящие дни это строение является национальным историческим памятником.

Также специалист выпустил собственную книгу под названием The City, в которой он поделился своими идеями, философией и концептуальным видением городской архитектуры.

Наиболее известной и популярной моделью стильной мебели, разработанной конструктором, являются стулья Tulip. Они обладают грациозным внешним обликом с тонкой ножкой и крепким основанием, а также пластичной и извивающейся спинкой. При этом для обивки сидения используется ткань разной фактуры и расцветки.

Ещё одним шедевром мастера является потрясающий особняк The Miller House, который был завершён в 1953 году уже после смерти автора. Он обладает открытой планировкой, ультрасовременным убранством и замечательным видом на окружающий пейзаж. Дизайн ландшафта сада был разработан одарённым специалистом Dan Kiley(Дэн Кили).

Самым смелым и эксцентричным проектом зодчего стали ворота Gateway Arch в Сент-Луисе.

Сын мастера пошёл по его стопам. Эро Сааринен представляет собой известного и прославленного во всём мире американского дизайнера финского происхождения. Он проходил обучение в Йельском университете, где получил степень бакалавра в области архитектуры и искусства. При этом в своих modern art работах он использовал неожиданные материалы, такие как керамика и алюминий.

Мы представили вашему вниманию двух талантливых художников и творцов Eliel и Eero Saarinen, которые получили международное признание за свой весомый вклад в искусство и зодчество. А вам понравились проекты этих авторов? Какой из них вам больше всего запомнился?

Ээро Сааринен — Архитекторы дизайнеры — Дизайн и архитектура растут здесь

Ээро Сааринен (1910 – 1961) – известный финско-американский архитектор и дизайнер мебели. Архитектурное наследие, оставленное Саариненом, передает настроение головокружительного потенциала и оптимизма послевоенной Америки. Его знаковые проекты, такие как Ворота Запада, в Сент-Луисе, Вашингтонский аэропорт имени Даллеса и Кресжская аудитория Массачусетского технологического института отражают его новаторскую марку модернизма середины XX века.  Впервые Ээро Сааринена обратил внимание на свое творчество оригинальным дизайном, предметов мебели, которые стали очень успешными, и с которых началась карьера Сааринена. 

В 1936 году, Ээро Сааринен стал инструктором по дизайну и партнером в архитекторской фирме отца. Именно с этого периода у Ээро начала появляться репутация архитектора, отказывающегося быть ограниченным предвзятыми идеями. Стиль его работ был схож с отцовским своим индивидуализмом, романтизмом, чистотой линий и символизмом. Однако, в отличие от отца, Ээро Сааринен  находился в поисках нового экспрессионизма, в связи с чем начал использовать нетрадиционные материалы, такие как керамика и алюминий. 

После выполнения ряда проектов со своим отцом, у Ээро Сааринена появилась возможность  выразить собственную философию в архитектуре, в 1947 году он принял участие в архитектурном конкурсе. Его проект Ворота Запада в Сент-Луисе имел грандиозный успех. Высота сооружения, как и ширина его основания, составили 192 метра. Таким образом, Ворота Запада стали самым высоким памятником на территории США. 

На пике своей карьеры Сааринен был подвергнут критике за то, что изменял свои стилевые приемы в зависимости от желаний и потребностей заказчиков. Однако сам архитектор считал своих клиентов как «соавторами» и настойчиво продолжал расширять границы модернизма. В послевоенное время Сааринен считался одной из самых важных и авторитетных фигур американской архитектуры. 

Вторая жизнь для крылатой иконы Ээро Сааринена

Ээро Сааринен спроектировал терминал для авиакомпании Trans World Airways, обыгрывая образ птицы с распростертыми крыльями. Самонесущая бетонная конструкция из тонкого бетона сама по себе является уникальным произведением промышленной инженерии и архитектуры. Сложные футуристические линии внутренних пространств, переходы-трубы между корпусами и утонченный модернистский дизайн интерьеров – так Сааринен представлял аэропорт будущего. Но в 1955 году, когда архитектор начинал работать над проектом, он не подозревал, что совсем скоро авиапутешествия станут общедоступными и пассажиропоток увеличится в десятки раз.

Ээро Сааринен, работающий над моделью TWA Flight Centre. Создание проекта заняло 5 лет. Фото: Balthazar Korab/Library of Congress

Так выглядел TWA Flight Centre в начале 1960-х. Фото: Ezra Stoller

Стойка регистрации в TWA Flight Centre в начале 1960-х. Фото: Ezra Stoller

TWA Flight Centre открылся в 1962 году – Сааринен этого уже не увидел, он умер годом ранее. А буквально еще через пару лет авиакомпании стали переходить на использование вместительных широкофюзеляжных реактивных самолетов и TWA Flight Centre стал слишком тесным.

Выдающийся с эстетической точки зрения дизайн Сааринена оказался негибким – невозможно было модернизировать здание, не нарушив его целостности.

Уже в 1969 году к терминалу пристроили новый зал прилета-вылета. Но к началу XX века и этого оказалось недостаточно. В 2000-х аэропорт JFK в целом подвергся масштабной модернизации, и несколько зданий постройки середины XX века, в том числе терминал National Airlines’s Sundrome спроектированный И.М.Пеем – были снесены. Здание Сааринена, к счастью, уцелело. Его предлагали реконструировать и приспособить под ресторан, музей, конференц-центр.

Рассматривалась идея по сохранению изначальной функции – предполагалось построить новый, более вместительный терминал – оболочку, который поглощал бы структуру Сааринена. Но архитектурная общественность восстала против подобной «мумификации» шедевра, который к тому же имел защитный статус – интерьер и экстерьер TWA Flight Centre официально являются достопримечательностью города Нью-Йорка. К тому же терминал включен в Национальный реестр исторических мест. В 2008 году перед TWA Flight Centre построили новый терминал для авиакомпании JetBlue Airways по проекту архитектурной компании Gensler: новое здание в плане повторяет форму треугольника-птицы, но имеет гораздо большую площадь.

Оригинальный терминал Ээро Сааринена и достроенные корпуса с отельными номерами. Фото: David Mitchell / TWA Hotel

Пространства главного фойе TWA Flight Centre. Фото: David Mitchell / TWA Hotel

И когда насущные вопросы обеспечения полетов были решены, руководство JFK и American Airlines Group (которая является преемницей TWA, после ее банкротства в 2001 году) вновь озаботились судьбой бетонной «Чайки». После длительных обсуждений здание TWA Flight Centre решили перепрофилировать в отель, в котором могут отдыхать между рейсами как пилоты и стюардессы, так и пассажиры – номер можно снять на 4 часа и более.

В оригинальном здании Сааринена находятся общественные, административные пространства – лобби, рестораны, кафе и выставочная галерея, а 512 номеров отеля расположены в двух новых корпусах с фасадами из черного стекла, построенных по проекту бюро Lubrano Ciavarra. В качестве переходов между корпусами использовали трубы с красными коврами, которые ранее вели к посадочным гейтам.

Пространства главного фойе TWA Flight Centre. Фото: David Mitchell / TWA Hotel

Труба-переход из фойе TWA Flight Centre к отельным номерам. Фото: David Mitchell / TWA Hotel

Пространства главного фойе TWA Flight Centre. Фото: David Mitchell / TWA Hotel

Над реставрацией TWA Flight Centre работала команда из нескольких архитектурных и дизайнерских бюро, возглавляемая международной компанией Beyer Blinder Belle Architects & Planner.

Работы начались со стабилизации здания, оснащения его современными системами пожаротушения и видеонаблюдения и замены остекления.

«Одновременно была сформулирована стратегия восстановления и реконструкции, основанная на обширных исследованиях, анализе архивных материалов, интервью с еще живыми членами команды разработчиков», – сообщили в BBB.

Атмосфера авиационного гламура 60-х была воссоздана в мельчайших деталях. Пространства TWA Flight Centre и гостиничных номеров заполнены модернистской мебелью, разработанной Уорреном Платнером, Исамой Ногути, Рэймондом Лоуи и самим Ээро Саариненом. Вся навигация и вывески сделаны штрифтом, созданым Саариненом для терминала. Дизайнеры Stonehill Taylor, использовали для оформления интерьеров древесину лиственных пород и латунные детали. Гости, прогуливаясь по фойе могут рассматривать коллекцию винтажной униформы TWA. Кстати, и персонал отеля носит форму в винтажном стиле. В газетном киоске, рядом со стойкой регистрации, выставлены номера модных журналов и таблоидов середины XX века – Life, Time, Vogue.

Зона Sunken Lounge – в форме сердца с культовым ковром цвета чили. Табличка, вмонтированная в мозаичный пол напоминает посетителям об архитекторе, создавшем TWA Flight Centre. Фото: David Mitchell / TWA Hotel

Коллекция винтажной униформы, которую разрабатывали для экипажей TWA звездные кутюрье – Валентино, Стэн Херман, Ральф Лоурен. Фото: David Mitchell / TWA Hotel

Баассейн-инфинити на крыше TWA Hotel. Фото: David Mitchell / TWA Hotel

Так выглядвит стандартный номер в отеле, стоимостью $249 за ночь. Фото: David Mitchell / TWA Hotelа

Перед зданием установили авиалайнер «Созвездие Локхид» 1958 года, переоборудованный в коктейль-бар. Те, кто увлекается споттингом, могут наблюдать за самолетами, прилетающими в JFK, загорая в шезлонге у бассейна на крыше. Впрочем, наблюдать за самолетами можно прямо из номеров – панорамное остекление выполнено из звукоизолирующего стекла, поэтому гостям совершенно не мешает шум реактивных двигателей.

«Комната Папы» – передвижной стенд, разработанный TWA специально для отдыха Папы Иоанна Павла II, во время его визитов в США. Фото: David Mitchell / TWA Hotel

Восстановленные часы Vulcain в центре фойе TWA Flight Centre. Фото: © Christopher Payne/Esto.

И хотя отзывы первых гостей отеля, торжественно открывшегося в конце мая 2019 года достаточно противоречивы (кому-то не понравилось качество Wi-Fi, а кому-то показалась недостаточно изысканным меню ресторана), большинство рецензий и, в том числе от архитектурных критиков, позитивные.

Фото: David Mitchell / TWA Hotel

Фото: David Mitchell / TWA Hotel

Фото: David Mitchell / TWA Hotel

Превращение культового здания в рай для любителей фото в Инстаграм – совершенно не умаляет его культовости, а сам факт того, что шедевр Сааринена удалось сохранить и сделать открытым для общественности – окрыляет.

Ээро Сааринен (Eero Saarinen)


Знаменитый дизайнер и архитектор середины ХХ столетия Ээро Сааринен предложил миру новую концепцию архитектурно-пластической формы. В творчестве Сааринена модерн граничит с конструктивизмом, символизм с экспрессивностью, рационализм с ярко выраженной индивидуализацией.

Начало творческого пути

Творческая жизнь Сааринена была недолгой, но стремительной. Он родился в 1910 году в Финляндии. Его отец был архитектором, мать – скульптором, потому об искусстве и творчестве он знал не понаслышке. Семья Саариненов переехала в Америку, когда Ээро было 13 лет. Здесь и сформировалось его мировоззрение и произошло профессиональное становление.

Не сразу сумев сделать выбор между скульптурой и архитектурой, Сааринен учился поочередно тому и другому искусству – скульптуре в Париже, архитектуре в Йельском университете в Америке. Прочувствовав работу с пластической формой и обучившись архитектурному проектированию, Сааринен сумел совместить столь разные виды творчества, придавая невероятную скульптурность архитектурной форме.

Долгое время, уже будучи профессиональным архитектором, Ээро Сааринен оставался под влиянием творческого метода отца, Элиела Сааринена, развивавшего традиции финской архитектуры начала ХХ столетия. Коренным образом преобразились работы Ээро после смерти Сааринена-старшего, случившейся в 1950 году. Последнее десятилетие жизни – самый плодотворный период творческой биографии мастера, когда он создал свои главные архитектурные и дизайнерские произведения.

Архитектор Сааринен

Первой известной работой Сааринена-архитектора стал ансамбль, спроектированный для «Дженерал-моторс» (1951-1955), названный критиками «промышленным Версалем». Для Америки этот проект имел огромное значение. На церемонии открытия сооружения выступил президент США Д. Эйзенхауэр. Портрет Сааринена на фоне плана архитектурного ансамбля опубликовал на обложке журнал Time. В 2014 году этот комплекс был включен в список Национальных исторических памятников. Все это подтверждает признание гениального творения архитектора.

Новаторское видение пространства продемонстрировал архитектор при создании часовни Массачусетского технологического института (1955). Круглое в плане здание с глухими стенами особенно примечательно интерьером, где сквозь круглое окно в потолке лучи солнца освещают беломраморный алтарь. Эффект божественного света, словно льющегося с небес, усиливает металлическая гирлянда работы Гарри Бертойя.

Пластичность архитектурной формы и увлеченность принципами «органической архитектуры» демонстрируют здания аэропорта в Нью-Йорке, аэропорта в Вашингтоне, хоккейного стадиона Йельского университета. Имея собственную концепцию, воплощенную в творчестве и сформулированную в статьях и выступлениях, Сааринен огромное значение придавал эмоциональной и психологической функции архитектуры.

В поздний период Сааринен проектирует здание посольства США в Лондоне, здание радиовещательной компании для CBN в Нью-Йорке, в которых он отказался от криволинейных форм в пользу простых геометрических объемов.

Опыт создания монументальных произведений нашел воплощение в грандиозной арке «Ворота Запада» (Сент-Луис, 1965), спроектированной в 1947 г. На высоте 192 метров оборудована смотровая площадка, откуда открывается вид на город и окрестности.

Дизайнер Сааринен

Ээро Сааринен – это целая эпоха в предметном дизайне середины ХХ столетия. Вдохновляясь природными образами, Сааринен создал культовые коллекции мебели. В сотрудничестве с Чарльзом Эймсом, он спроектировал модель Organic и собственноручно выполнил его из гнутой фанеры. Для мебельной компании Knoll разработал ставшее легендарным Grasshopper Chair, в котором задние ножки переходят в подлокотники, напоминая лапки насекомого. По заказу Флоренс Кнолл создал кресло Womb, которое словно обволакивает сидящего, рождая чувство защищенности и безопасности.

Самым известным творением дизайнера стала коллекция «Тюльпан», которую составили стол и крутящиеся кресла на изящной ножке. Eero Saarinen style tulip armchair – эталон тонкого вкуса и вневременного стиля, вдохновленного органическими формами.

Ээро Сааринен – одна из центральных фигур в архитектуре и мебельном дизайне прошлого века. Его творения получили высокие награды, дизайнерские работы заняли почетное место в крупных музеях мира. Созданные им образы вдохновляют современных художников, рождая целое направление органического дизайна XX-XXI столетий. 

Сааринен, Элиэль — это… Что такое Сааринен, Элиэль?

Элиэль Сааринен

Элиэль Сааринен
Основные сведения
Гражданство

Российская империя (Великое Княжество Финляндское), Финляндия, США

Дата рождения

20 августа 1873(1873-08-20)

Место рождения

Рантасалми, Финляндия

Дата смерти

1 июля 1950(1950-07-01) (76 лет)

Место смерти

Блумфилд-Хилс, штат Мичиган, США

Работы и достижения
Работал в городах

Хельсинки, Выборг, Сортавала, Таллин и др.

Архитектурный стиль

модерн, арт-деко, интернациональный стиль

Важнейшие постройки

павильон «Финляндия», виллы Виттреск и Суур-Мерийоки, здание комании Pohjola, железнодорожные вокзалы Хельсинки и Выборга

Элиэль Сааринен на Викискладе

Готтлиб Элиэль Сааринен (фин. Gottlieb Eliel Saarinen) (20 августа 1873, Рантасалми, Финляндия, — 1 июля 1950, Блумфилд-Хилс, штат Мичиган, США) — финский архитектор и дизайнер, основоположник стиля модерн («национальная романтика») в финской архитектуре. Отец Ээро Сааринена.

Жизнь

Часть детства провел в деревне Шпаньково под Гатчиной, Санкт-Петербургская губерния, где настоятелем лютеранского прихода служил его отец, Юха Сааринен. Учился в Гатчинской прогиманзии. В 1893—97 учился в Гельсингфорсе (Хельсинки) в Университете (живописи) и в Политехническом институте (архитектуре). С 1903 по 1923 годы жил на собственной вилле Виттреск (Hvitträsk) под Хельсинки, первоначально вместе со своими компаньонами по архитектурному бюро — Армасом Линдгреном и Германом Гезеллиусом. Дважды был женат, второй раз женился в 1904 году на сестре Гезеллиуса — Лойе. Двое детей от этого брака — дочь Эва-Лиза и сын Ээро, впоследствии выдающийся американский архитектор. В 1923 году эмигрировал с семьей в США. Большую часть времени там прожил на территории возглавляемой им Академии искусств Кранбрук (Cranbrook), Блумфилд-Хиллс (Bloomfield-hills), штат Мичиган.

Творчество

Павильон Финляндии

Во время учебы свел знакомство с Армасом Линдгреном и с Германом Гезеллиусом, с которыми в 1898 году организовал архитектурное бюро Gesellius-Lindgren-Saarinen. Вскоре финское трио приобрело международный успех после демонстрации павильона Финляндии на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Среди прочих построек на выставке, выполненных в эклектичном стиле, произведение финнов оказалось ярким манифестом новой архитектуры. Соединение идей немецкого югендстиля, неороманской архитектуры Генри Ричардсона, приемов народного зодчества и фольклорных мотивов породило новое стилевое направление «национальный романтизм», ставшее на несколько лет магистральным в Финляндии и распространившееся в соседние регионы Российской Империи («национальный романтизм» в Латвии и «северный модерн» в Санкт-Петербурге. На волне успеха зодчие строят ряд многоквартирных домов в финской столице и роскошные виллы под Гельсингфорсом и Выборгом. Соединение архитектуры, скульптурного орнамента и дизайна интерьеров сделало эти постройки комплексными произведениями искусства. В собственной вилле Виттреск (Hvitträsk) компаньоны жили и работали вместе до прекращения сотрудничества в 1905 году, когда из состава бюро вышел Армас Линдгрен.

Следующим этапным произведением Сааринена стало здание вокзала в Гельсингфорсе. Первоначальный конкурсный проект в стиле национального романтизма был переработан к 1910 году в новаторскую композицию, эффектно сочетающую романтическую внушительность и остро-современный облик. Постройка вокзала вызывала мировой интерес и стала программным образцом зарождавшегося стиля арт-деко. Вокзал в Выборге, проекты ратуш для городов Финляндии и церковь св. Павла в Тарту стали продолжением этой линии в творчестве архитектора. До 1907 года Сааринен продолжал сотрудничество с Германом Гезеллиусом, после работал самостоятельно. В этот же период Сааринен пробует себя в области градостроительства, выполняя проекты планировки Будапешта, Канберры, Таллина и районов Хельсинки. Неосуществленные в свое время градостроительные проекты Сааринена (особенно проект «Большой Гельсингфорс», 1915—18, основанный на принципе рассредоточения городской структуры) оказали значительное влияние на теорию и практику градостроительства в Финляндии и скандинавских странах после 2-й мировой войны 1939—45.

В 1922 году Сааринен, наряду с такими известными европейскими архитекторами как Адольф Лоос и Вальтер Гропиус, направил проект в США на конкурс для главного офиса газеты Chicago Tribune в Чикаго. Первую премию получил неоготический небоскреб американца Раймонда Худа, проект Сааринена занял второе место. Однако хвалебная критика, в том числе от Луиса Салливена, привлекла внимание американских архитекторов к этой работе. В итоге облик высотного здания в проекте Сааринена ощутимо повлиял на узнаваемый сегодня вид американских небоскребов 20-х годов в стиле арт-деко. На волне интереса к своей персоне в 1923 году Сааринен с семьей эмигрировал в США, где первоначально занимал должность профессора в Университете штата Мичиган. В 1924 году издатель и филантроп Джоржд Бут (George Booth) пригласил Сааринена основать и возглавить художественную академию Кранбрук (Cranbrook). Последующие годы энергия Сааринена как президента академии и главы архитектурного отделения была направлена на организационную и преподавательскую деятельность, а также строительство на ее территории. В эти годы Сааринен продолжает работать и как дизайнер, создавая интерьеры своих построек, в частности для собственного дома на территории Академии.

В конце 30-х и 40-е годы годы Элиэль Сааринен возвращается к коммерческому конкурсному и практическому проектированию, теперь уже в союзе со своим сыном Ээро и женой Луизой (Лойя) в качестве дизайнера. Они создают ряд общественных зданий в интернациональном стиле в разных городах США. Последней работой, в которой принял участие Элиэль Сааринен стало проектирование масштабного выставочного центра General Motors в Детройте, по сути уже самостоятельного произведения Ээро Сааринена.

Музеями, посвященными Элиэлю Сааринену сегодня являются вилла Виттреск (Hvitträsk) в Кирконумми, Финляндия и собственный дом в Кранбруке (Cranbrook).

Постройки

В составе архитектурного бюро Gesellius-Lindgren-Saarinen:

  • Дом Тальберга, 1897—1898, Хельсинки
  • Усадьба Г. фан Гильзе ван дер Пальса в Палониеми (Paloniemi), 1898. Уничтожена пожаром в 1950 году
  • Павильон Финляндии на Всемирной выставке в Париже, 1898—1900
  • Страховая компания Pohjola, 1899—1901, Хельсинки
  • Дом врачей, 1900—1901, Хельсинки
  • Вилла «Виттреск» (Hvitträsk), 1901—1903, Кирконумми
  • Вилла «Витторп» (Hvittorp), 1902, Кирконумми
  • Дом «Олофсборг» (Olofsborg), 1902—1903, Хельсинки
  • Дом Эол (Eol), 1902—1903, Хельсинки
  • Вилла «Суур-Мериоки» (Suur-Merijoki) под Выборгом, 1902—1904. Разрушена в советское время
  • Народный дом Карла Лютера, 1902—1904, Таллин
  • Национальный музей Финляндии, 1902—1910, Хельсинки
  • Дом Леандера, 1903—1905, Сортавала. Незначительная перестройка в 1935 году по проекту Ларса Сонка

Самостоятельные работы:

  • Концертный зал г. Котка, 1907. Совместно с Г. Гезеллиусом
  • Жилой дом на Fredrikinkatu 18, 1907, Хельсинки. Совместно с Г. Гезеллиусом
  • Центральный вокзал Хельсинки, 1909—1914. Совместно с Г. Гезеллиусом и А. Линдгреном. Скульптор Э. Викстрем.
  • Железнодорожный вокзал г. Выборг, 1910—1913. Совместно с Г. Гезеллиусом. Взорван Красной армией при отступлении в 1941 году. Сохранился багажный корпус и две гранитные скульптуры медведей с фасада здания.
  • Дача Винтера, 1909, Сортавала
  • Городская ратуша в Лахти, 1911
  • Здание Общества взаимного кредита, 1911—1912, Таллин
  • Церковь св. Павла, 1913—1917, Тарту
  • Городская ратуша в Йоэнсуу, 1914
  • «Мраморный дворец», 1918, Хельсинки
  • Пансион в Мункиниеми, 1920, Хельсинки
  • Деловое здание на Keskuskatu 1b, 1920, Хельсинки

Постройки в США:

  • Административное здание, школа для мальчиков, школа для девочек, музей и библиотека, научный институт, собственный дом и другие постройки на территории Академии искусств Кранбрук (Cranbrook), 1925—1945, Блумфилд-Хиллс (Bloomfield-hills), штат Мичиган
  • Концертный зал Клейнханс (Kleinhans Music Hall), 1938—1940, Буффало, штат Нью-Йорк. Совместно с Ээро Саариненом
  • Школа «Кроу-Айленд» (Crow Island), 1938—1940, Виннетка, штат Иллинойс. Совместно с Ээро Саариненом и др.
  • Церковь в Коламбусе, штат Индиана, 1942. Совместно с Ээро Саариненом
  • Лютеранская церковь Христа, Миннеаполис, штат Миннесота, 1949. Совместно с Ээро Саариненом
  • Технический центр General Motors, Детройт, штат Мичиган, 1948—1956. Участие, автор — Ээро Сааринен

Нереализованные проекты:

Ссылки

Ээро Сааринен | Знаменитые, великие, гениальные люди. Самое интересное о них!

Born Died Родители

Father: 

Элиэл Сааринен

Ээро Сааринен – один из крупнейших архитекторов США послевоенного времени – родился 20 августа 1910 года в Киркконумми, в Финляндии. Его отцом был знаменитый финский архитектор Элиэл Сааринен. В 1923 году семья Сааринена переехала в Соединенные Штаты Америки, и фактически формирование творческой индивидуальности Ээро происходило в этой стране.

Уже с юных лет отец привлекал Ээро к проектированию. Его мать была скульптором, и в душе мальчика с детства шла борьба между влечениями к архитектуре и к скульптуре. Он решает стать скульптором и в 1929 году едет учиться в Париж. Через год Ээро меняет решение, возвращается в США и поступает на архитектурный факультет Йельского университета. Однако увлечение скульптурой оказало в дальнейшем значительное влияние на подход Сааринена к вопросам формообразования.

В 1934 году после окончания университета Сааринен на два года уезжает в Европу, где знакомится с новейшими архитектурными направлениями.

Воспитанный на эклектической архитектуре США, на фоне которой творческие принципы его отца казались вершиной новаторства, Сааринен открывает для себя в европейской архитектуре новые пути. В США он возвращается убежденным сторонником функционализма, который во второй половине 1930-х годов начинает постепенно все больше влиять на американскую архитектуру.

Однако, работая в мастерской отца, Ээро был вынужден учитывать общую творческую направленность выходящих из мастерской проектов. Все созданные им совместно с отцом произведения несут на себе отпечаток творческого кредо Сааринена-старшего. Очевидно, молодой архитектор сознательно подавлял свои симпатии к новейшей архитектуре, что было вызвано большим уважением к творческой последовательности Элиела Сааринена, который до последних лет своей жизни оставался верен традициям финской архитектуры начала XX века.

Работая в мастерской отца, Ээро успешно участвует в национальных и международных конкурсах. Его проект памятника Джефферсону в Сент-Луисе удостоился первой премии на конкурсе 1949 года. Монумент, осуществленный по этому проекту лишь в середине шестидесятых годов, представляет собой высокую параболическую арку из нержавеющей стали, стоящую среди зелени парка на берегу реки.

После смерти отца в 1950 году Сааринен резко меняет направленность работы архитектурной мастерской, не останавливаясь перед коренным изменением уже находившихся в стадии завершения проектов.

Первой крупной работой, принесшей Сааринену широкую известность, был ансамбль зданий технического центра фирмы «Дженерал моторс» в Уоррене, штат Мичиган (1951—1955). Этот комплекс был назван в архитектурной печати «промышленным Версалем».

Разработка проекта одного из технических центров крупнейшей монополистической компании «Дженерал моторс» была начата еще при жизни Сааринена-старшего. Ээро создает совершенно новый вариант проекта, разработка и осуществление которого заняли по времени почти половину его самостоятельной творческой деятельности.

Некоторые критики увидели в нем блестящее подражание Мису ван дер Роэ, другие находили значительно большее разнообразие композиционных приемов, в которых проявилась индивидуальность автора. И лишь немногие осознали значение новых идей, заложенных в архитектуре этого ансамбля. Хотя все здания центра прекрасно отвечают своему назначению, их архитектуру уже нельзя считать традиционно-функционалистической. Уже здесь для Сааринена выявление функции перестало быть конечной целью произведения архитектуры.

Затем Сааринен строит аудиторию Массачусетсского технологического института (1955), где оболочка в форме одной восьмой шара, опирающаяся на три точки, применена явно в формальных целях, так как внутри это сооружение не представляет собой единого пространства (как это можно предположить по его внешнему облику), а разделено на два этажа с несколькими помещениями.

Несмотря на признание его ранних работ, Ээро Сааринен во второй половине 1950-х годов резко изменяет направление своего творчества, стремясь к усилению пластической выразительности форм и утверждению собственно эстетических ценностей архитектуры.

В начале своей деятельности Сааринен находился под влиянием Миса ван дер Роэ. В его ранних работах можно увидеть оригинальное воплощение идей универсального пространства, призывов к анонимной архитектуре. Однако наиболее существенный вклад Сааринена в теорию архитектуры был связан с дальнейшей разработкой принципов «органичной архитектуры», последним крупным представителем которой был Ф.Л. Райт.

Сааринен исходил из идеи, что развитие архитектурной композиции можно уподобить развитию биологического организма на основе заложенного в нем генетического кода. Следуя этому принципу, Сааринен создает здания аэровокзала им. Дж. Кеннеди в Нью-Йорке (1956—1962), аэропорта им. Даллеса в Вашингтоне (1958—1962) и крытого хоккейного стадиона Йельского университета (1958). Своим пренебрежением к последовательности утверждения в каждой новой постройке собственной манеры Сааринен как бы демонстрирует широту стилистического диапазона сформулированного им принципа формообразования.

Ярко эти тенденции проявились в его проекте аэровокзала в Нью-Йорке, построенного уже после смерти автора. Здесь сложное сочетание сводов и пластические формы криволинейных железобетонных опор использованы для придания облику здания экспрессионистической выразительности, для создания образа «взлетающей птицы».

Во второй половине 1950-х годов Сааринен становится лидером нового направления американской архитектуры. Излагая свои теоретические позиции в многочисленных статьях и выступлениях, Сааринен привлекает широкий круг архитектурных проблем. Особое значение он придает эмоциональной и психологической функции архитектуры, а также возможностям использования традиционных форм – проблемам, недальновидно отвергнутым сторонниками ортодоксального функционализма.

Он отдал дань своеобразному «неоакадемизму» в зданиях американских посольств в Лондоне и Осло. Жилой комплекс Йельского университета (1962) – пример оригинального творческого прочтения готики.

В одном из своих последних проектов, также осуществленном уже после его смерти (1963), – аэровокзале в Вашингтоне – Сааринен более органично и оправданно применяет криволинейное покрытие. Основное прямоугольное в плане помещение аэропорта перекрыто здесь висячей конструкцией, концы тросов которой заделаны в две продольные балки, опирающиеся с каждой стороны на шестнадцать наклоненных в наружную сторону железобетонных пилонов. Получилась удивительно простая и выразительная композиция, зрительная легкость которой хорошо подчеркивается громоздкими формами наблюдательной вышки, композиции и силуэту которой намеренно придана приземистость и тяжеловесность, «ультрасовременность».

В 1960-е годы в архитектуре все более заметной становится тенденция при строительстве деловых зданий отказаться от легких стеклянных призм в духе «школы Миса» и перейти к более устойчивым по отношению к колебаниям моды формам. Сказывается здесь и стремление придать этим сооружениям более солидный облик, используя для этого испытанные вечные материалы.

Такие отдельные, еще только намечавшиеся на рубеже 1950-х и 1960-х годов новые черты архитектуры делового здания были в концентрированном виде и с большим художественным мастерством воплощены Саариненом в последнем проекте для компании «Колумбия бродкастинг» в Нью-Йорке. В поисках облика высотного делового здания это произведение Сааринена имеет, пожалуй, не меньшее значение, чем имел в свое время проект здания «Чикаго Трибюн» Гропиуса.

Административное здание радиотелевизионной компании «Колумбия бродкастинг», построенное в 1965 году, представляет собой почти квадратную в плане монументальную 38-этажную башню. Здесь Сааринен, по его словам, искал «форму, которая выражает творческий и динамический дух электронных средств связи». Он не ставит здание на открытые опоры и никак не подчеркивает цоколь, а, наоборот, заглубляет окружающую эспланаду: башня как бы вырастает из земли подобно монолитному кристаллу. Несущие железобетонные конструкции не только выявлены на фасадах, но их роль во внешнем облике сооружения нарочито акцентирована за счет увеличения размеров выходящих на фасад пятидесяти треугольных пилонов, в которых оставлены пустоты для размещения вертикальных технических коммуникаций. Наружные грани треугольных столбов облицованы черным полированным канадским гранитом, обработанным специальным лаком для придания ему блеска.

«С самого начала, – писал об этом сооружении Сааринен, – я представлял себе здание «темным», потому что оно казалось более спокойным, более преисполненным достоинства, более подходящим к окружению и «вне времени». Я его видел массивным из бетона, облицованного гранитом, я его хотел создать вросшим в землю и вертикальным».

С этим произведением Сааринена повторилась история, характерная и для многих других его работ. Проект был весьма прохладно встречен критикой, а Сибил Моголь-Надь считала даже, что никакие достоинства проекта «не помешают зданию остаться не чем иным, как дымовой трубой, вырисовывающейся на фоне задымленного неба самого большого города Америки». Однако после завершения строительства этот гранитный исполин получил большой приз Американского архитектурного института в 1966 году, как «здание, отличающееся чистотой форм, простотой и строгостью», в облике которого «сочетается сила с элегантностью».

Простота внешней формы этого произведения свидетельствует о разнообразии творческих поисков Сааринена. И все же, оценивая его последние работы, необходимо выделить стремление архитектора не к геометрической простоте формы, а к ее пластичности, скульптурности. Сааринен как бы лепит форму, создавая сложные объемы и пространства. Это были осознанные поиски новых путей развития архитектуры.

Мишель Рагон в статье «Куда идет американская архитектура» так оценивал эти поиски: «Пуризм Миса ван дер Роэ, функционализм Гропиуса вызвали реакцию, это особенно ярко проявилось у Сааринена, который перерезал пуповину, соединяющую его с Мисом ван дер Роэ, и создал удивительнейшие архитектурные скульптуры, такие как стадион для хоккея в Йельском университете или здание аэровокзала в Нью-Йорке». И далее, назвав Сааринена «последним Великим» американской архитектуры, Рагон уточняет, что, по его мнению, Сааринен «следующая величина после Гропиуса и Миса ван дер Роэ».

Сааринен умер 1 июля 1961 года в расцвете творческих сил. Большинство созданных им в последнее десятилетие произведений обошло мировую печать и получило признание архитектурной общественности. Подводя итоги столетнего развития архитектуры, французский журнал так определил место Сааринена в мировой и американской архитектуре: «Современная архитектура потеряла в нем не только выдающегося мастера, но и человека, влияние и притягательная сила которого способны были привлечь к нему большую группу молодых американских архитекторов, стоящих сейчас на распутье перед выбором творческого направления».

Элиэль Готтлиб Сааринен — Paulus

Элиэль Готтлиб Сааринен

Проект церкви Святого Павла создал финско-американский архитектор Элиэль Сааринен. Он является одним из самых значительных архитекторов Финляндии и самых признанных зодчих начала ХХ столетия, он автор проектов важных национальных строений – таких, как Национальный музей Финляндии в Хельсинки и железнодорожный вокзал в Хельсинки. Усадьба-ателье Сааринена в 1902 году находилось в местечке Виттреск (община Киркконумми), сейчас это одно из самых посещаемых туристами мест в Финляндии. В Эстонии, кроме тартуской церкви Святого Павла, Сааринен создал проект народного дома – столовой для рабочих фабрики Лютера (Luther) в Таллинне на улице Вана-Лыуна (в 1905 г.) и главного здания Кредитного банка в Таллинне на Пярну мнт. 10 (в 1912 г.), сейчас там находится Министерство культуры.      

Тартуская церковь Святого Павла – единственная церковь Элиэля Сааринена, относящаяся к его финскому периоду, до эмиграции в Америку. И хотя проектов он создал много, но построена была лишь церковь Святого Павла.  

Тартуская церковь Святого Павла – весьма необычное произведение в творчестве Элиэля Сааринена, так как в ней редким и самобытным образом переплелись черты, широко представленные в творчестве архитектора. В архитектуре тартуской церкви Святого Павла отражается отказ от историцизма и следования исторической традиции сакральной архитектуры. Элиэлю Сааринену удалось синтезировать в этом здании национально-романтический интерьер, склоняющийся к более геометрическому оформлению, и классицистический экстерьер, уже начинающий приобретать монументальные объёмы. Тартуская церковь Святого Павла в стиле югенд – первая церковь в Эстонии, созданная в новом стиле. Поэтому данная церковь является уникальным памятником архитектуры в Балтийском регионе. Церковь Святого Павла, вследствие своего югенд (ар-нуво) стиля, уникальна в Эстонии, и поэтому это здание представляет большой интерес для туристов. Элиэль Сааринен и сам считал церковь Святого Павла важной работой, так как фотография церкви Святого Павла выставлена в музее-ателье Сааринена в числе его важнейших работ.  

Элиэль Сааринен создал много проектов церквей, из них построены следующие:

  • Тартуская церковь Святого Павла – проект создан в 1913 г., построена в 1917, 1919 гг.

  • Церковь Христа, Коламбус, Индиана, 1939–1942

  • Церковь Христа, Цинциннати, Огайо, 1948

  • Лютеранская церковь Христа, Миннеаполис, Миссури, 1948–1949

  • Часовня колледжа Святого Стефана, Колумбия, Миссури, 1949–1950

  • Нереализованными остались проекты:

  • Церковь прихода шведсктх методистов в Хельсинки,

  • Крематорий, Хельсинки, 1910, 1915 (два разных проекта)

  • Церковь прихода Хуопалахти, Хельсинкская волость, 1918

  • Церковь христиан-сайентистов, Миннеаполис, Миннесота, 1925–1926

Ээро Сааринен | Биография, архитектура и факты

Life

Ээро был сыном известного архитектора Элиэля Сааринена и дизайнера и скульптора Лохи Гезеллиуса. Семья Сааринен из четырех человек, включая сестру Еву-Лизу, переехала в Соединенные Штаты в 1923 году, где они поселились сначала в Эванстоне, штат Иллинойс, а затем в Анн-Арборе, штат Мичиган. В 1929 году Ээро изучал скульптуру в Академии Гранд Шомьер в Париже, но, как он рассказывал много лет спустя, «мне никогда не приходило в голову делать что-либо, кроме как идти по стопам отца.С 1931 по 1934 год он изучал архитектуру в Йельском университете, учебная программа которого не была затронута современными теориями. Архитектура его отца в Финляндии была сосредоточена на свободной адаптации средневековых скандинавских форм, а в Соединенных Штатах он проектировал различные здания частных школ с 1925 по 1941 год, в том числе Академию искусств Крэнбрук в Блумфилд-Хиллз, штат Мичиган, следуя этому свободному романтическому стилю. В Йельском университете молодой Сааринен выиграл стажировку, которая сделала возможным неторопливое путешествие по Европе в 1934–1935 годах.Он остался еще на год в Хельсинки, работая с архитектором Ярлом Эклундом.

Профессиональная деятельность Ээро Сааринена в Соединенных Штатах началась в 1936 году с исследований в области жилищного строительства и городского планирования в Институте исследований и планирования Флинта во Флинте, штат Мичиган. Он присоединился к практике своего отца в Блумфилд-Хиллз в 1938 году, а год спустя их совместный проект — спокойный, но монументальный — для торгового центра в Вашингтоне, округ Колумбия, получил первый приз в конкурсе Галереи искусств Смитсоновского института.К сожалению, проект так и не был выполнен.

Сааринен женился на скульпторе Лилиан Суонн в 1939 году, и у них было двое детей, Эрик и Сьюзен. Этот брак закончился разводом в 1953 году, и в следующем году Сааринен снова женился на Алин Бернштейн Лоухайм, искусствоведе. Позже в том же году родился сын Имс.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В 1940 году Ээро и его отец спроектировали школу Crow Island School в Виннетке, штат Иллинойс, которая повлияла на дизайн послевоенной школы, представляя собой одноэтажное здание, щедро расширенное в плане и подходящее для детей младших классов.В том же 1940 году он стал натурализованным гражданином США. В 1945 году Ээро присоединился к партнерству с Элиэлем Саариненом и Дж. Робертом Ф. Суонсоном, которое было организовано в 1939 году. Это партнерство было распущено в 1947 году, и затем было сформировано новое партнерство Сааринен, Сааринен и партнеры, которое длилось до смерти Сааринена-старшего. .

За 11 лет, пока он пережил своего отца, собственные работы Сааринена включали в себя серию совершенно разных дизайнов, которые отображали более богатый и разнообразный словарный запас.Ставя под сомнение предпосылки ранней современной архитектуры, он представил скульптурные формы, которые были богаты архитектурным характером и визуальной драматичностью, неизвестной в предыдущие годы. Захватывающие результаты приветствовали многие, кому надоело единообразие и строгость международного стиля современной архитектуры.

Первой независимой работой Сааринена, сразу получившей известность, стал обширный технический центр General Motors в Уоррене, штат Мичиган. Здесь Сааринен расположил пять крупных строительных комплексов, каждый для отдельного исследования, вокруг отражающего бассейна площадью 22 акра (9 гектаров).Полосы посаженного леса обрамляли участок площадью 320 акров (130 га). Точность и модульный ритм низких зданий напоминают проекты американского архитектора немецкого происхождения Людвига Мис ван дер Роэ, а также первые автомобильные заводы американского архитектора Альберта Кана. Широко копировали техническое решение навесной стены Сааринена (металлические панели и стеклопакеты в алюминиевых рамах). Масштаб и визуальное великолепие центра напоминают Версаль 20 века.

В 1953 году Сааринен начал проектировать Kresge Auditorium и часовню Массачусетского технологического института, выбрав основные формы восьмой части сферы для аудитории и цилиндра для часовни.Неполная сфера представляет собой «платковый» купол, опирающийся на три точки. Зрительный зал полностью оформлен в этой драматически простой форме. Маленькая часовня представляет собой массивный цилиндр из красного кирпича, освещенный только сверху. Оба здания были завершены в 1955 году. Хотя некоторые критики считали эти решения вынужденными и произвольными, эти здания указали на то, что Сааринен начал поиск значительного и узнаваемого характера в общественных зданиях.

Хотя Сааринен продолжал время от времени использовать прямолинейные формы, например, в Посольстве США в Лондоне (1955–60) и на Юридической школе Чикагского университета (1956–60), большее внимание привлекли его свободные скульптурные конструкции. .В 1956 году были начаты две такие работы, которые можно считать показательными: хоккейный каток Ingalls в Йельском университете в Нью-Хейвене, Коннектикут (1958) и терминал Trans World Airlines (TWA) в международном аэропорту Джона Ф. Кеннеди, Нью-Йорк (1956). –62). Для йельского хоккейного катка Сааринен, избегая типичного полевого дома, построил уникальное и симпатичное спортивное здание. Он подвешивал кабели к анкерам на периферии овала по изогнутому по длине стержню из железобетона. Эта похожая на шатер форма напоминает покатые крыши синтоистских святилищ ( jinja ), предлагая почти религиозное пространство для игры в хоккей.Хоккейная площадка, сочетающая структурную, эмоциональную и эстетическую составляющие, была проектом, которым гордился сам Сааринен. При проектировании терминала TWA Сааринен продолжил исследование внутренних и внешних скульптурных эффектов. Основанные на симметричном плане, две основные консольные бетонные оболочки резко выходят наружу, предлагая крылья, а внутри скульптурные опоры и изогнутые лестницы вызывают ощущение движения. В этом уникальном и запоминающемся здании Сааринен стал символом полета.В то время как для некоторых он провозглашал виртуозность выше логики, Сааринен считал, что «у нас должна быть эмоциональная причина, а также логический конец для всего, что мы делаем». Позже Сааринен спроектировал международный аэропорт Даллеса (1958–62) за пределами Вашингтона, округ Колумбия, с подвесной крышей, подвешенной на диагональных опорах.

Усилия Сааринена были в первую очередь связаны с институциональными зданиями для образования и промышленности. Он построил только один небоскреб, штаб-квартиру CBS в Нью-Йорке (1960–64) и несколько домов: один для своей овдовевшей матери (1950) в Блумфилд-Хиллз и Миллер-хаус в Колумбусе, штат Индиана, с его незабываемыми затонувшими жилыми домами. комната (беседка).Его отмеченный наградой проект 1948 года для Национального мемориала расширения Джефферсона (позже Национальный парк Арки Ворот) в Сент-Луисе, штат Миссури, был завершен в 1965 году. Арка Ворота — изящная и впечатляющая арка из нержавеющей стали с пролетом и высотой 630 футов ( 190 метров). Он передает ощущение церемонии и особого места, но в то же время вызывает восхищение и легкость — качества, которые присутствуют во всех работах Сааринена, независимо от их назначения.

Элиэль Сааринен | Биография, архитектура и факты

Элиэль Сааринен , полностью Элиэль Готтлиб Сааринен , (родился 20 августа 1873 года, Рантасалми, Финляндия — умер 1 июля 1950 года, Блумфилд-Хиллз, Мичиган, U.С.), один из ведущих архитекторов и градостроителей своего поколения в Финляндии до переезда в Соединенные Штаты, где он оказал влияние на современную архитектуру, особенно на дизайн небоскребов и церквей. Он часто сотрудничал со своим сыном Ээро Саариненом, который также был выдающимся американским архитектором.

Сааринен изучал архитектуру и живопись в Политехническом институте и университете Хельсинки. Перед выпуском в 1897 году он наладил партнерские отношения с двумя одноклассниками, и их совместные проекты показали интерес к скандинавскому народному строительству.К 1914 году Сааринен был широко известен в Европе своей железнодорожной станцией в Хельсинки (1904–14) и проектами городского планирования Ревеля (ныне Таллинн), Эстония, и Канберры, Австралия. В 1922 году он выиграл второй приз в конкурсе на строительство офисной башни для штаб-квартиры Chicago Tribune . Его план башни Tribune со ступенчатым фасадом был смелым подходом к массированию и оказал глубокое влияние на дизайн небоскребов в США.

В 1923 году Сааринен и его семья, в которую также входили его вторая жена, Лоха, дизайнер тканей и скульптор; и дочь Ева-Лиза переехали в Соединенные Штаты, где в конце концов поселились в Мичигане.Он преподавал в Мичиганском университете и в Академии искусств Крэнбрук в Блумфилд-Хиллз, недалеко от Детройта. С 1932 по 1948 год Сааринен был президентом Художественной академии Крэнбрука, а с тех пор, вплоть до своей смерти, руководил выпускным отделом архитектуры и городского планирования. Он спроектировал группу зданий в Блумфилд-Хиллз, в том числе школу Крэнбрук для мальчиков (1925–30), школу Кингсвуд для девочек (1929–30), Институт науки (1931–33) и Академию художеств (1926–41). ).

Во время пребывания в должности президента Крэнбрукской академии искусств Сааринен руководил преподавательским составом, в который входили его сын Ээро; Карл Миллес; Чарльз Имс; и Гарри Бертоя.Ээро присоединился к практике своего отца в 1938 году, и они сотрудничали в таких проектах, как Школа Кроу-Айленд (1940) в Виннетке, штат Иллинойс, которая повлияла на дизайн послевоенных школ, и Первая христианская церковь (1942) в Колумбусе, штат Индиана. Другая церковь, лютеранская, в Миннеаполисе, штат Миннесота (1949–1950 гг.), Была последним завершенным зданием Сааринена-старшего и некоторыми считается его лучшим. Его проекты для технического центра General Motors в Уоррене, штат Мичиган, были отретушированы Ээро, и здание было завершено в 1956 году.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Элиэль Сааринен был награжден золотой медалью Американского института архитекторов (AIA) в 1947 году. Его работы включали Город, его рост, его распад, его будущее (1943) и Поиск формы (1948).

Элиэль Сааринен | Биография, архитектура и факты

Элиэль Сааринен , полностью Элиэль Готтлиб Сааринен , (родился 20 августа 1873 года, Рантасалми, Финляндия — умер 1 июля 1950 года, Блумфилд-Хиллз, Мичиган, U.С.), один из ведущих архитекторов и градостроителей своего поколения в Финляндии до переезда в Соединенные Штаты, где он оказал влияние на современную архитектуру, особенно на дизайн небоскребов и церквей. Он часто сотрудничал со своим сыном Ээро Саариненом, который также был выдающимся американским архитектором.

Сааринен изучал архитектуру и живопись в Политехническом институте и университете Хельсинки. Перед выпуском в 1897 году он наладил партнерские отношения с двумя одноклассниками, и их совместные проекты показали интерес к скандинавскому народному строительству.К 1914 году Сааринен был широко известен в Европе своей железнодорожной станцией в Хельсинки (1904–14) и проектами городского планирования Ревеля (ныне Таллинн), Эстония, и Канберры, Австралия. В 1922 году он выиграл второй приз в конкурсе на строительство офисной башни для штаб-квартиры Chicago Tribune . Его план башни Tribune со ступенчатым фасадом был смелым подходом к массированию и оказал глубокое влияние на дизайн небоскребов в США.

В 1923 году Сааринен и его семья, в которую также входили его вторая жена, Лоха, дизайнер тканей и скульптор; и дочь Ева-Лиза переехали в Соединенные Штаты, где в конце концов поселились в Мичигане.Он преподавал в Мичиганском университете и в Академии искусств Крэнбрук в Блумфилд-Хиллз, недалеко от Детройта. С 1932 по 1948 год Сааринен был президентом Художественной академии Крэнбрука, а с тех пор, вплоть до своей смерти, руководил выпускным отделом архитектуры и городского планирования. Он спроектировал группу зданий в Блумфилд-Хиллз, в том числе школу Крэнбрук для мальчиков (1925–30), школу Кингсвуд для девочек (1929–30), Институт науки (1931–33) и Академию художеств (1926–41). ).

Во время пребывания в должности президента Крэнбрукской академии искусств Сааринен руководил преподавательским составом, в который входили его сын Ээро; Карл Миллес; Чарльз Имс; и Гарри Бертоя.Ээро присоединился к практике своего отца в 1938 году, и они сотрудничали в таких проектах, как Школа Кроу-Айленд (1940) в Виннетке, штат Иллинойс, которая повлияла на дизайн послевоенных школ, и Первая христианская церковь (1942) в Колумбусе, штат Индиана. Другая церковь, лютеранская, в Миннеаполисе, штат Миннесота (1949–1950 гг.), Была последним завершенным зданием Сааринена-старшего и некоторыми считается его лучшим. Его проекты для технического центра General Motors в Уоррене, штат Мичиган, были отретушированы Ээро, и здание было завершено в 1956 году.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Элиэль Сааринен был награжден золотой медалью Американского института архитекторов (AIA) в 1947 году. Его работы включали Город, его рост, его распад, его будущее (1943) и Поиск формы (1948).

Американский архитектор и дизайнер современного искусства

Возможно, вы знаете его по дизайну мебели, но Ээро Сааринен был архитектором-модернистом, ответственным за арку ворот Сент-Луиса.Любезно предоставлено Knoll.

Финский архитектор Ээро Сааринен наиболее известен своим культовым неофутуристическим стилем. Родившийся в 1910 году в семье архитектора у отца и художника по текстилю у матери, неудивительно, что Сааринен в конечном итоге тоже начал работать в мире дизайна!

Сааринен и Чарльз Имс вместе в конце 30-х годов. Любезно предоставлено Knoll.

Он начал с проектирования мебели в 1940-х и 50-х годах (часто вместе со своим отцом) и сотрудничал с такими великими архитекторами, как Флоренс Нолл, Рэй и Чарльз Имс.Он оставался друзьями со многими из них до своей смерти в 1961 году.

Две из его самых знаменитых работ — это кресло Womb, которое выглядит как круглый стул, свободно отформованный в форму кресла, и стул Tulip, сделанный из стекловолокна и алюминия и существующий как один из первых кресел на одной ножке.

Шикарный модный стиль Ээро Сааринена проявляется в винтажной рекламе его кресла Tulip Arm Chair (слева) и Womb Chair. Предоставлено Phaidon.

Его новаторское использование стекловолокна для кресла-тюльпана и одноногий дизайн вдохновили других архитекторов последовать его примеру и создать мебель с аналогичными характеристиками.Яркие теплые цвета, которые он использовал для своей мебели — красный, белый, желтый и оранжевый — могли украсить любую комнату.

Полетный центр TWA Сааринена в JFK, спроектированный в 1962 году. Это пространство было закрыто в 2001 году, но недавно вновь открылось как отель! Любезно предоставлено.

Но работа Сааринена не ограничилась мебелью — он создал свою собственную архитектурную фирму (Eero Saarinen and Associates) и спроектировал и построил множество примечательных зданий, которые вы, наверное, сами видели! Это были здания и памятники, такие как Центр полетов TWA в аэропорту имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке и Национальный мемориал расширения Джефферсона (арка Ворот) в Сент-Луисе.Луи, штат Миссури.

В большей части архитектуры Сааринена используются цепные изгибы, изгибы, возникающие из-за того, что кабель поддерживается на обоих концах, подобно тому, как телефонные провода свешиваются по кривой. С этими драматическими изгибами его здания, кажется, бросают вызов законам физики.

Часовня Массачусетского технологического института в Массачусетском технологическом институте, спроектированная в 1955 году. Сааринен создал замкнутое пространство, полагая, что оно «подразумевает замкнутое внутреннее чувство, которое было желательно» для места поклонения. Предоставлено MIT.

Сааринен также спроектировал множество структур для университетских городков по всей стране, например, общежития в Пенсильванском университете или часовню MIT в MIT.

За свою жизнь Сааринен получил множество престижных наград от таких организаций, как MoMA, Бостонский фестиваль искусств и даже от посольства США в Лондоне! В 1952 году Сааринен был избран членом Американского института архитекторов и посмертно награжден золотой медалью.

Знаменитая коллекция пьедесталов Сааринена, созданная в 1958 году. Предоставлено Knoll.

Влияние Сааринена на протяжении многих лет росло благодаря его ярким и современным дизайнам. Сегодня Сааринен считается одним из мастеров американской архитектуры 20 века.Его смелая и изобретательная работа по-прежнему привлекает людей своим ярким модернистским стилем.

Вы все еще можете приобрести многие из его новаторских разработок на Knoll.com! И узнайте больше об одном из близких друзей Сааринена, Флоренс Нолл, здесь, и, конечно же, не забудьте подписаться на нас в Instagram, Facebook и Pinterest, чтобы получать больше статей и идей по Atomic Ranch!

a2 современный | Ээро Сааринен

Эрл В. Мур Строительство, архитектура, проектирование и строительство, © Риджентс Мичиганского университета

Финский архитектор и дизайнер Ээро Сааринен, сын архитектора Элиэля Сааринена, родился в 1910 году.В 1923 году семья эмигрировала в США. В 1929-1930 годах Ээро Сааринен изучал скульптуру в Академии Гранд Шомьер, а затем изучал архитектуру в Йельском университете в Нью-Хейвене до 1934 года. Стипендия Йельского университета позволила Ээро Сааринену снова поехать в Европу, но он вернулся в США в 1936 году, чтобы работать в школе своего отца. архитектурная практика. Ээро Сааринен также работал преподавателем в Академии Крэнбрук в Блумфилд-Хиллз, штат Мичиган, которую Элиэль Сааринен возглавлял с момента основания Академии в 1932 году.
Когда его отец умер в 1950 году, Ээро Сааринен возглавил его практику, руководив ею как Saarinen & Associates в Бирмингеме до 196. В Cranbrook Academy Ээро Сааринен познакомился с Чарльзом Имсом в конце 1930-х. Экспериментируя с Чарльзом Имсом, Ээро Сааринен стал соавтором новых форм мебели и первых дизайнов мебели из клееной древесины. В 1940 году Сааринен и Имс приняли участие в конкурсе «Органический дизайн в предметах интерьера», организованном Музеем современного искусства в Нью-Йорке.

В то время как Чарльз Имс продолжал работать над формованной мебелью из фанеры, Ээро Сааринен позже выбрал другие материалы.Для Knoll International Ээро Сааринен разработал множество предметов мебели, в том числе кресло Grasshopper 1946-47 годов с изогнутыми подлокотниками из клееного дерева. В 1947-48 годах Ээро Сааринен разработал коллекцию «Womb», которая, как следует из названия, должна была заставить сидящих на ней чувствовать себя так же безопасно и уютно, как зародыш в утробе матери. «Pedestal Group», датируемая 1955-56 гг., Представляет собой коллекцию стульев и столов Ээро Сааринена, сделанных из пластика и имеющих только одну центральную ножку, которая органично заканчивается круглым диском на полу.К этой группе принадлежал и «стул-тюльпан», с помощью которого Ээро Сааринен хотел уничтожить «жалкий лабиринт ног».

В 1951 году он разработал для Knoll «Saarinen Collection», состоящую из нескольких офисных стульев, одну из первых линий дизайнерской офисной мебели.

Архитектурный шедевр Ээро Сааринена — это фирменный терминал TWA в аэропорту Дж. Ф. Кеннеди в Нью-Йорке (1956-52). Между 1958 и 1963 годами международный аэропорт Даллеса в Вашингтоне, округ Колумбия, спроектированный Ээро Саариненом перед его смертью в 1961 году, находился в стадии строительства.

[с http://www.eero-saarinen-architect.com/, 18 апреля 2011 г.]

Художественный музей Милуоки | инфо

Модернистский архитектор и дизайнер Ээро Сааринен (1910–1961) родился в Финляндии и эмигрировал в США со своей семьей в возрасте 13 лет. Его отец, Элиэль Сааринен, был архитектором, его мать, Луиза Гезеллиус, скульптором. Он учился в Художественной академии Крэнбрука, недалеко от Детройта; его отец, который спроектировал кампус и был директором, убедил Ээро, что архитектура должна включать в себя «общую среду» — пейзажи, здания, мебель и декор.Начиная с 1936 года Сааринен работал со своим отцом в его архитектурной фирме и инструктором в Крэнбруке. Сааринен начал свой бизнес после смерти отца в 1950 году.

В качестве дизайнера Сааринен разработал несколько новых форм мебели, в том числе первые образцы мебели, отлитой из клееной древесины, работая с коллегой Крэнбрука и Чарльзом Имсом. В 1948 году Сааринен разработал коллекцию кресел Womb, призванную заставить пользователей чувствовать себя в безопасности и уютно, как зародыш. Его группа пьедесталов 1956 года, включая популярное кресло-тюльпан, устранила «трущобы ног» в домах; все столы и стулья в коллекции покоятся на центральной опоре, уравновешенной круглым диском на полу.

Как архитектор Сааринен стал лидером второго поколения модернистов. Он опирался на работы своих предшественников, используя новые строительные технологии для создания современных архитектурных форм, но принижал «жалкую азбуку», простые абстрактные композиции раннего модернизма. Он отказался от разработки уникального стиля, предпочитая гибкие конструкции в соответствии с потребностями клиентов, переключаясь между гладкой машинной эстетикой Международного стиля и геометрическими бетонными структурами произвольной формы, впервые разработанными Ле Корбюзье.

На новаторский дизайн Сааринена для Мемориального центра войны в Милуоки, который он разработал после смерти уполномоченного архитектора, его отца Элиэля Сааринена, напрямую повлияла абстрактная геометрия Ле Корбюзье. Позднее журнал Time назвал дизайн здания «одним из лучших образцов современной архитектуры страны, использованных в гражданских целях».

Сегодня смелые дизайны Сааринена остаются символическим выражением послевоенной американской идентичности. Его самые известные работы, такие как «Св.Louis Gateway Arch и терминал TWA в аэропорту JFK в Нью-Йорке включают в себя новые динамические формы и структурные инновации. Яркие визуальные эффекты Сааринена в архитектуре и дизайне отражают оптимизм эпохи и национальный идеал безграничных возможностей.

Сааринен, Ээро | Историческое общество Детройта

Архитектор и промышленный дизайнер Ээро Сааринен родился в Финляндии 20 августа 1910 года. Сааринен, сын знаменитого архитектора Элиэля Сааринена, переехал в Америку со своей семьей в 1923 году.Он вырос в Блумфилд-Хиллз, штат Мичиган, где его отец стал соучредителем и преподавал в Академии искусств Крэнбрука.

С сентября 1929 года Ээро изучал скульптуру в Академии Гранд Шомьер в Париже, Франция. Затем он посетил Йельскую школу архитектуры, которую окончил в 1934 году. После ее окончания Сааринен в течение года гастролировал по Европе и Северной Африке и провел год в Финляндии, после чего вернулся в Крэнбрук, чтобы работать на своего отца и преподавать в Крэнбрукской академии.

Сааринен впервые получил признание критиков в 1940 году за стул, который он разработал вместе с близким другом и соавтором Чарльзом Имсом, за который они получили первый приз на конкурсе Музея современного искусства «Органический дизайн в предметах интерьера».«Кресло-тюльпан», как его стали называть, было основой сидений, использовавшихся в оригинальном телесериале «Звездный путь». Сааринен также занял первое место в конкурсе 1948 года на проект Национального мемориала расширения Джефферсона (арка ворот) в Сент-Луисе, который был завершен в 1965 году. Первой крупной работой Сааринена в сотрудничестве со своим отцом стала компания General Motors. Технический центр в Уоррене, штат Мичиган, построен в 1956 году.

Во время Второй мировой войны Сааринен был принят на работу в Управление стратегических служб, где он проектировал модели нового оборудования и оружия и, что наиболее важно, первую ситуационную комнату для Белого дома.

Сааринен открыл собственное архитектурное бюро Eero Saarinen and Associates в Блумфилд-Хиллз, где он был основным партнером с 1950 года до своей смерти в 1961 году, когда фирма переехала в Хамден, штат Коннектикут. Под руководством Сааринена фирма выполнила многие из своих самых важных работ, включая арку ворот в Сент-Луисе, штат Миссури, полетный центр TWA в международном аэропорту Джона Ф. Кеннеди в Нью-Йорке и главный терминал международного аэропорта Даллеса недалеко от Вашингтона, DC

Сааринен умер 1 сентября 1961 года во время операции по поводу опухоли головного мозга.У него было двое детей от первого брака, Эрик и Сьюзен.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*