Русское барокко: Русское барокко: что это?

Русское барокко • Architectural Idea

Русское барокко

Окончательное формирование стиля русского барокко приходится на середину 18 века. Наиболее полно он проявился в больших парадных дворцовых комплексах.
Если первая половина 18 века характеризуется большими градостроительными работами, рождением большого количества новых типов зданий, то для второй половины 18 века больше характерны пышные дворцовые ансамбли, городские и загородные, большие церковные ансамбли.

Основные композиционные приемы стиля барокко: симметричность композиции, крупный масштаб объемов и пространств, пластичность объемов и деталей (большое количество лепнины и декора), органичное сочетание архитектурных объемов и ландшафтных архитектурных пространств. Синтез архитектуры, скульптуры, живописное использование ордера, как декоративного элемента.

Стиль барокко проявил себя во всех видах искусств: в литературе, театре, костюме, изобразительных искусствах и т. д.

Задача создания представительной архитектуры дворцов обусловила декоративность и эмоциональную напыщенность объемов – главным образом, дворцов знати и царских дворцов, призванных утверждать исключительность дворянства как господствующего класса.

Первым, кто воспользовался праздничной бытовой стороной реформ Петра I, была его дочь Елизавета. Петровским ассамблеям на смену пришли роскошные балы и бурные маскарады. Примеру двора вынуждены были следовать и знатные вельможи. Маскарады, балы, пиршества требовали и соответствующих апартаментов. Нужны были новые дворцы — величественные и пышно украшенные. Русские вельможи этого времени поспешили получить от жизни максимум радостей и удовольствий. Знати, за которой тянулось теперь все дворянство, не хотелось теперь жить в «образцовых» домах. На смену строгой, деловитой и суровой архитектуре первой четверти XVIII в. пришло пышное барокко.

Семена барокко расцвели пышным цветом во время правления Елизаветы Петровны. В 40—50-х годах наступает время елизаветинского барокко. На оформление пышных церемониалов и праздников тратили не только огромные средства, но и массу энергии.

В это время произошло разделение утилитарно-конструктивной и образнохудожественной задач архитектуры. Красоту ценили тогда больше, чем пользу здания.

Русское барокко — очень мирское, жизнерадостное, лишенное религиозного мистицизма. Оно отличалось также подчеркнутой масштабностью и монументальностью, праздничной раскраской, основанной на контрасте. Фасады зданий были по скульптурному объемны. Их разрывали пучки колонн, украшенных лепными рельефами. Характерные приемы барокко — многочисленные выступы и раскреповки стен, декоративно трактованные ордера с раскрепованными антаблементами и по разному сгруппированными пилястрами и колоннами, разорванные фронтоны, пышные наличники окон, вазы, скульптуры и пышные декоративные украшения. Основной элемент членения здания — раскрепованный «ордерный устой», включающий в себя парные или одинарные колонны в один или два яруса.

На фасадах обрамляли окна, двери и ниши. В декоре использовали маскароны, прихотливые завитки орнамента, раковины из гипса, дерева и металла. В архитектуре елизаветинского барокко фронтон украшали сверху статуями. Внутренняя поверхность фронтона заполнялась горельефом, выступающим над плоскостью более чем на половину своего объема. Обычно это был картуш — щит с гербом или вензелем владельца дворца.

Отдельно стоящие колонны и сильно крепованные антаблементы давали глубокие тени на фасадах. Расстановка колонн по фасаду и боковым углам, чередование одиночных или сдвоенных пилястр и колонн, портиков, «пучков колонн» стало своеобразным инструментом барокко. Форма оконных проемов была разнообразна: прямоугольная арочная с лучковыми перемычками овальная и круглая. Наличники — предмет изощренного изобретательства, часто встречалось удвоение наличника, когда оба были объединены лепным декором, образующим на поверхности стены нарядное пятно. Иногда в одно целое объединяли три расположенные друг над другом окна — получалось пятно, скрывающее междуэтажные деления. Дымовые трубы были выполнены в виде фигурных ваз. Высокие с переломами или упругими очертаниями кровли дополняли объем здания.

Для строительства использовались луковичные купола, купола с резко выявленным силуэтом — с сильной кривизной очертаний, двойные и тройные купола. Бирюзовые, охристо-красные, желтые или небесно-голубые оранжевые, зеленые насыщенные цвета построек служили хорошим фоном для белых ордерных деталей и придавали городу праздничный облик. Эту гамму дополнял и обогащал блеск золота капителей и скульптур.

Городского особняка по сравнению с петровским временем не претерпел изменений: это были прямоугольные в плане П-образные и Н-образные симметричные относительно поперечной оси здания с вестибюлем и главным залом в центре. Развитие особняка зависело от включения его в «сплошной» фасад улицы. Так, по понятиям того времени, был необходим парадный двор в центре участка, а по периметру двора располагались здания.

Строгановский дворец был построен в 1754 г. архитектором Ф. Б. Растрелли на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Первый этаж дворца Строганова с горизонтальной рустовкой был трактован как цокольный и нес колонны, капители которых были украшены гирляндами цветов и листьями аканта. На главном фасаде — портик, фиксирующий главную часть фасада. На крыше — дымовые трубы в виде ваз. Дом выглядел как трехэтажный дворец, причем его фасад на Мойку увеличился с 7 до 17 осей. Жилые корпуса ограничивали внутренний прямоугольный двор, две стороны замыкали флигеля. Выходящий на улицу фасад не имел парадного подъезда. Подъезд располагался внутри сада-двора.

Строгановский дворец

Средний был выше всего остального здания на этаж, в нем окна были выше и наличники наряднее. Внутренняя отделка большого дома не уступала царским дворцам. Вестибюль с мощными сводами и парными колоннами соединял парадный двор с садом. Первый и второй этажи дворца Воронцова были украшены сдвоенными пристенными колоннами. Окна имели фигурные обрамления. Центр выделялся на фоне спокойно решенных крыльев с ризалитами.

«Певец русского барокко» построил ряд особняков и в Москве. Дом Апраксиных у Покровских ворот — типичный памятник барокко — был построен в бо-х годах XVIII в. Изящные колонны, наличники окон и скульптурные детали причудливых очертаний выделялись на фоне стен голубого цвета. В центре находился полукруглый ризалит с большими круглыми окнами третьего этажа. Яркая окраска была характерна для русской архитектуры того периода. Цвет усиливал впечатление роскоши. С обеих сторон дом имел крылья, справа — еще и служебные строения. Дом Апраксиных — единственный сохранившийся пример жилого дома в стиле барокко в Москве.

Дом Апраксиных у Покровских ворот

В середине XVIII в. в Москве распространилась застройка типовых домов по красной линии улицы. Даже в самых маленьких домах было несколько комнат. К сеням пристраивали помещения для кухонь и служб. В домах было два входа — парадный и черный. Стены членились лопатками и пилястрами. Жилая застройка Москвы отличалась от Петербурга большей свободой и разнообразием композиционных приемов.

За два десятилетия были созданы многочисленные архитектурные ансамбли и отдельные сооружения, свидетельствующие о мощном расцвете русской архитектуры. Этот важный этап в развитии отечественного зодчества характеризуется деятельностью замечательных русских зодчих — В.

В. Растрелли, Д. В. Ухтомского, С. И. Чевакинского и др.

В архитектуре середины столетия ярко отразились классовые интересы абсолютизма и придворной знати. Дворцы императоров и высшего дворянства отличались великолепием, свидетельствовали о величии и могуществе России, которая стала мировой державой в результате петровских преобразований.

Дворцы петровского времени ни по своим размерам, ни по характеру архитектуры не удовлетворяли требования и вкусы елизаветинского двора.

В основе композиции дворцово-парковых ансамблей середины XVIII в. лежала утвердившаяся в петровское время регулярная система генерального плана, но простота архитектуры сменилась пышными декоративными формами. Здание дворца, расчлененное выступами — ризалитами, состояло из цокольного — служебного и верхних — парадного и жилого этажей. Верхние этажи объединялись большим ордером. Фасады богато украшались лепкой, декоративной скульптурой. Сочетание резьбы, лепки, позолоты и декоративной росписи, а также окраска здания в яркие цвета придавали нарядность архитектуре этого времени.

Сады и парки составляли неотъемлемую часть дворцовых ансамблей. Плоскостная трактовка наружного объема уступила место пластическому богатству и декоративной насыщенности фасадов. В силу этого архитектуру середины XVIII в. обычно именуют русским барокко.

В формировании этот стиля ведущую роль сыграл, безусловно, архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. В 15 лет он приехал с отцом — скульптором Карло Растрелли в Россию. Получил первый заказ Петра I — загородный дворец в Стрельне; во время коронации Анны Иоанновны в 1730 г. — заказ на дворец в Московском Кремле; в 1735 г. — заказы от Бирона на его дворцы в Курляндии. После прихода к власти императрицы Елизаветы он получил от нее заказы на строительство нескольких дворцов: в Перове, в Киеве, Петергофе.

Бартоломео в России называли Варфоломеем Варфоломеевичем. Он прожил 71 год, из них 48 лет — в России. За эти годы выполнил около 80 работ. Сооруженные им дворцы и храмы — часть полученной нами в наследие духовной и художественной культуры. Высокое, настоящее искусство. С ним мы можем познакомиться на примерах его самых значительных работ.

С 1747 г. Б. Растрелли перестраивал Петергофский дворец и создал заново почти всю внутреннюю отделку. Новый трехэтажный дворец, в состав которого вошли строения петровского времени, сложился из среднего корпуса и боковых флигелей. Средний корпус, расчлененный центральными и боковыми ризалитами, соединялся с флигелями одноэтажными галереями, которые образовывали на втором этаже открытые террасы. Сравнительно сдержанная, плоскостная обработка фасадов нового Петергофского дворца сохраняла отпечаток архитектуры петровского времени.

В Петербурге в 1749-1757 гг. Б. Растрелли построил дворец для графа Воронцова. Главный корпус находился в глубине двора, по сторонам которого расположены флигели, торцами выходящие на улицу Садовую, которая тогда была окраиной Петербурга. Парадный двор отделен от улицы чугунной решеткой с воротами по главной оси ансамбля. Фасад расчленен тремя ризалитами со сдвоенными колоннами и пилястрами, несущими антаблемент. Богатая пластика ризалитов противопоставлена плоскостным западающим частям фасада. По композиции это дворец усадебного типа.

Наиболее ярким архитектором эпохи русского барокко является Бартоломео Растрелли, итальянец по происхождению, образование получил во Франции, стал истинно русским архитектором, построив множество выдающихся сооружений:

  • перестройка Большого дворца в Петергофе (1752-1757 гг.).
  • перестройка Царскосельского Екатерининского дворца (1752 – 1757 гг.)

Оба дворца являются архитектурными доминантами больших градостроительных ансамблей, включающих большие парки, водоемы, каскады фонтанов, множество павильонов и т. д.
Основу внутренней планировки дворцов составляет регулярная, симметрично-осевая композиция, анфилады парадных помещений. Пластическое богатство декоративной отделки залов достигается с помощью деревянной золоченной резьбы в лучших древнерусских традициях.

Протяженные фасады дворцов ритмично членятся ордерными элементами:

  • летний дворец Елизаветы на Фонтанке с включением летнего сада;
  • дворец Воронцова на Фонтанке (1749-1757 гг. )
  • дворец Строганова на Невском проспекте (1752-1754 гг.)
  • Зимний дворец (1754-1764 гг.)

Зимний дворец был уже четвертый зимний царский дворец и окончательный. Сложной была увязка дворца с градостроительной основой центра Санкт-Петербурга, так как основное трехлучие главных улиц ориентировано на адмиралтейство, а Зимний дворец оставался в стороне.

Растрелли решает задачу созданием парадных фасадов с четырех сторон замкнутого объема, с большим дворцом внутри. Таким образом со стороны р. Невы, с дворцовой площади, со стороны Адмиралтейства, везде замыкают композицию пышные, нарядные фасады Зимнего дворца.

Зимний дворец полон благородной и величавой торжественности, ни один западно-европейский дворец того времени не мог сравниться с ним по грандиозности и пышности.
Растрелли, кроме больших дворцовых комплексов, является автором многочисленных парковых павильонов, гротов, беседок, увеселительных и охотьничьих домиков.

Не менее значительны церковные постройки Растрелли.

Андреевский собор в Киеве (1747 – 1762 гг.)

Великолепно расположеннный на склоне холма, имеет 5 глав с сильным контрастом основного купола и боковыми тонкими башнеобразными куполами. В очертаниях объемов Андреевского собора прослеживаются традиции русского зодчества 17 в.

Смольный монастырь в Петербурге (1748-1757 гг.) является одним из самых грандиозных замыслов Растрелли. Однако огромный градостроительный ансамбль монастыря не был полностью построен, отсутствует огромная колокольня, главная доминанта ансамбля.

Собор Смольного монастыря – шедевр мировой архитектуры эпохи барокко. Он стоит в центре квадратного двора ограниченного протяженными корпусами келий, углы которого акцентированы четырмя одинаковыми малыми купольными храмами. Очертания двора повторяет ограда, в составе которой должна была возвышаться колокольня. Наростание объемов к центру создает очень сложный силуэт панорамы монастыря – своеобразную музыку барокко.

Творчество Растрелли отражает эстетические идеалы того времени, а праздничная и торжественная архитектура его сооружений характеризует этап барокко в русской архитектуре.

Очень известным мастером этого времени являлся архитектор Чевакинский, часто работавший вместе с Растрелли. Чевакинский вел работы по строительсту в Царском Селе, он являлся автором павильона Эрмитаж в Царском Селе.

Чевакинский — автор таких произведений как:

  • Морской Никольский собор в Петербурге (1753-1762 гг.)
  • проект Морского госпиталя в Кронштате (1763 г.)
  • дворец Шувалова в Петербурге (1770-е годы)
  • Фонтаннный дом Шереметьевых в Петербурге (1750-1755 гг.).

Известна роль Чевакинского в создании и работе Академии наук.

Современниками Растрелли и Чевакинского были Ухтомский, Квасов, много строивший на Украине, Васильев, Дмитриев, Башмаков, Аргунов.

Ухтомский построил такие сооружения как:

  • колокольня Троице-Сергиевой лавры (1770г.)
  • Красные ворота в Москве (1753-1757 гг.)
  • Госпитальный и дом в Москве (1759 г.)

Квасов полстроил собор в Козельце (1752-1763 гг.), Аргунов – усадьбу Шереметьевых в Кускове.

колокольня Троице-Сергиевой лаврыМорской Никольский собор в ПетербургеФонтаннный дом Шереметьевых в Петербурге

Русское барокко в архитектуре

УДК 72

Торопова Анастасия Игоревна1, Домнина Анна Ивановна1, Мочалова Анастасия Сергеевна1, Шамина Екатерина Максимовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Аннотация
В статье описаны основные черты русского барокко. Представлена сравнительная характеристика петровского и елизаветинского барокко. Указаны основные построения в стиле барокко в России.

Ключевые слова: Барокко в России, Елизаветинское барокко, Петровское барокко, Петропавловский собор


Рубрика: 18.00.00 АРХИТЕКТУРА

Библиографическая ссылка на статью:
Торопова А.И., Домнина А.И., Мочалова А.С., Шамина Е. М. Русское барокко в архитектуре // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/04/89245 (дата обращения: 31.03.2023).

Появление барокко в архитектуре России приходится на первую половину XVIII века, отразив укрепление монархии в стране. Основание Санкт-Петербурга в 1703 году послужило  мощным толчком к развитию архитектуры России. Здесь начинается новый этап в развитии русского барокко. Возникает такое течение, как петровское барокко. Этот архитектурный стиль ориентировался на западные образцы. Одним из самых ярких сооружений в стиле петровского барокко является Петропавловский собор. Большую часть архитектурных приемов Россия берет с запада, но, не смотря на это, в стране начинает формироваться собственная архитектурная школа. Основными чертами пертровского стиля являются: простота построений, объемность, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов [2].

Рисунок 1 – Петропавловский собор в стиле петровского барокко

В течении XVIII века барокко развивалось и совершенствовалось. Так, в России возникло новое направление – елизаветинское барокко. Его развитие чаще всего связывают с именем выдающегося архитектора того времени  Растрелли. Елизветинское барокко отличается от петровского наличием традиций московского барокко. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях – Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Стилю свойственны величественные масштабы построек, пышность декоративного убранства, золотая отделка фасадов. Д.В.Ухтомский и И.Ф.Мичурин – выдающиеся московские архитекторы, которые возводили здания в стиле елизаветинского барокко. Основная идея барокко – красота, торжественность, высокопарность, преувеличенный пафос и театральность [3].

Рисунок 2 – Зимний дворец в стиле елизаветинского барокко

Само по себе барокко характерны пышность, динамичность, монументальность, криволинейность планов. В основе барочных планов лежали сложные геометрические фигуры. Это привело к вытеснению из стиля прямых и гладких линей изогнутыми и волнистыми. В барокко используются традиционные ордерные формы. Однако к уже существующим был добавлен «волнистый» ордер.

Библиографический список

  1. Курило, Л.В. История архитектурных стилей : учебник / Л.В. Курило, Е.В. Смирнова ; Российская международная академия туризма. – 3-е изд. – Москва : Советский спорт, 2012. – 216 с.
  2. Тихомиров, С.А. История мировой культуры : учебное пособие / С.А. Тихомиров ; науч. ред. Л.М. Ванюшкина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Высшая школа народных искусств (институт). – Санкт-Петербург : Высшая школа народных искусств, 2017. – Ч. 2. – 112 с.
  3. Культурология : учебное пособие / А.Н. Маркова, Л.А. Никитич, Н.С. Кривцова и др. ; ред. А.Н. Маркова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юнити-Дана, 2015. – 401 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Торопова Анастасия Игоревна»

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:

  • Регистрация
  • Русское барокко | архитектура | Британника

    В Петербурге: восхождение к великолепию

    Стасов, работавший в стиле русского барокко, сочетавшего четкие, даже строгие линии с богатством декора и колорита. К этому периоду относятся, в частности, Зимний дворец, Смольный монастырь, Воронцовский и Строгановский дворцы; за городом были построены летние дворцы Петергофа…

    Подробнее

    «,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»sequence»:1},»imarsData»:{«HAS_REVERTED_TIMELINE»:» false»,»INFINITE_SCROLL»:»»},»npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«имя»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,» totalPages»:1},»uaTemplate»:»INDEX»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:513728}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:513728, «title»:»Русское барокко»,»url»:»https://www. britannica.com/topic/Russian-Baroque»,»description»:»Св. Петербург: восхождение к великолепию: Стасов, работающий в стиле русского барокко, сочетавшего четкие, даже строгие линии с богатством декора и колорита. К этому периоду относятся, в частности, Зимний дворец, Смольный монастырь, Воронцовский и Строгановский дворцы; за городом строились летние дворцы Петергофа…»,»type»:»ТЕМА»,»titleText»:»Русское барокко»,»metaDescription»:»Другие статьи, где обсуждается русское барокко: Санкт-Петербург: Подъем к великолепие: Стасов, работавший в стиле русского барокко, в котором четкие, даже строгие линии сочетались с богатством декора и колорита. К этому периоду относятся, в частности, Зимний дворец, Смольный монастырь, Воронцовский и Строгановский дворцы; за городом строились летние дворцы Петергофа…»,»identifierHtml»:»архитектура»,»identifierText»:»архитектура»,»topicClass»:»topic»,»topicKey»:»Русское барокко»,»articleContentType» :»INDEX»,»ppTecType»:»CONCEPT»,»gaTemplate»:»INDEX»,»topicType»:»INDEX»,»relativeUrl»:»/topic/Русско-Барокко»,»assemblyLinkPrefix»:»/media/ 1/513728/»},»topicLink»:{«title»:»Русское барокко»,»url»:»https://www. britannica.com/topic/Russian-Baroque»},»tocPanel»:{» title»:»Directory»,»itemTitle»:»Ссылки»,»toc»:null},»groups»:[]},»byline»:null,»citationInfo»:null,»веб-сайты»:null,»freeTopicReason «:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks»:[],»articleSchemaMarkup»:{«browserTitle»:null,»imageUrl»:null,»authors»:null,»keywords»:»Русское барокко»,»wordcount»:0 ,»url»:»https://www.britannica.com/topic/Русское-Барокко»,»creationDate»:null,»modificationDate»:null,»description»:»Другие статьи, где обсуждается русское барокко: Св. Петербург: восхождение к великолепию: Стасов, работающий в стиле русского барокко, сочетавшего четкие, даже строгие линии с богатством декора и колорита. К этому периоду относятся, в частности, Зимний дворец, Смольный монастырь, Воронцовский и Строгановский дворцы; за городом были построены летние дворцы Петергофа…»},»initialLoad»:true}

    Санкт-Петербург

    • В Петербурге: Восхождение к великолепию

      Стасов, работающий в стиле русского барокко, в котором четкие, даже строгие линии сочетались с богатством декора и использованием цвета. К этому периоду относятся, в частности, Зимний дворец, Смольный монастырь, Воронцовский и Строгановский дворцы; за городом строились летние дворцы Петергофа…

      Подробнее

    Архитектурные жемчужины Петербурга: барокко

    Северная Венеция, город белых ночей, колыбель трех революций, Петроград, Ленинград и культурная столица, Санкт-Петербург имеет множество имен и известен во всем мире как один из красивейших городов Европы, прежде всего, благодаря своему невероятная история и величественная архитектура. Неважно, как долго ты живешь в Санкт-Петербурге, приятно иметь свои архитектурные стили, не так ли? Итак, в этой серии статей вы узнаете все об архитектурных жемчужинах Петербурга и их создателях, от барокко до современности.

    Основатель Санкт-Петербурга царь Петр Великий с самого начала хотел, чтобы его город не был похож ни на какой другой в России, поэтому для его строительства и развития он пригласил лучших европейских архитекторов. Среди самых известных архитекторов, сформировавших город, был швейцарско-итальянский архитектор Доменико Трезини , приехавший в Санкт-Петербург в момент его основания в 1703 году. Именно он спроектировал первую и старейшую достопримечательность города — Петропавловский собор . с игольчатым золотым шпилем и ангелом, держащим на вершине крест, — один из важнейших символов Санкт-Петербурга и яркий образец петровского барокко в русской архитектуре.

    Стиль барокко возник в Западной Европе в 16 веке как выражение богатства и могущества католической церкви. Наиболее общие черты стиля включали гигантизм пропорций, театральные интерьерные эффекты, созданные с помощью бронзы и позолоты, группы скульптурных ангелов и других фигур, а также широкое использование trompe -l’ oeil , когда стены, потолки, а другие поверхности были окрашены узорами, которые «обманывают» наблюдателя, заставляя его видеть другие элементы, такие как окна, колонны, орнаменты и т. Д., Чтобы усилить драматический эффект.

    Однако в Петербурге этот стиль трансформировался в нечто совершенно новое. В 1700-1721 годах Россия вела войну против Шведской империи, и все силы были брошены на содержание армии и строительство флота. Свое дело сделала и личность Петра Великого: царь был известен своей любовью к простоте жизни; он даже работал корабельным плотником во время своего инкогнито путешествия по Европе! Поэтому неудивительно, что он предпочитал скромную голландскую архитектуру яркой французской и итальянской.

    Для петровского барокко характерны простые формы, умеренное убранство, плоскостные двухцветные фасады. За исключением Летнего дворца Петра Великого , который его окружение считало слишком маленьким и скромным для монарха, и некоторых других зданий и церквей, большинство зданий петровского барокко расположено на Васильевском острове, который первоначально был планируется как сердце города. Среди самых ярких образцов этого стиля — «Двенадцать коллегий» Трезини 9. Здание № 0024 с конфетным фасадом из двенадцати одинаковых трехэтажных секций, которое сейчас принадлежит Санкт-Петербургскому государственному университету.

    Это бело-красное здание длиной в улицу настолько изящно и впечатляюще, что единственный вопрос, который возникает у вас, когда вы любуетесь его сдержанной красотой, — почему оно не расположено на Университетской набережной с видом на Большую Неву? Существует легенда о том, что Петр I доверил строительство Двенадцати коллегий своему другу генерал-губернатору Санкт-Петербургу Александру Меншикову, который решил, что в этом 400-метровом бегемоте не останется места для его собственного великолепного дворца, и приказал построить его. вместо этого перпендикулярно реке. Согласно легенде, именно так роскошная охра  Меншиковский дворец , фактически первое каменное здание в городе, стал вместе с Кунсткамерой композиционным центром Набережной.

    Все эти постройки, однако, хотя и барочные по духу, были по существу правильными и скромными. Именно с восшествием Елизаветы Петровны на российский престол в 1741 году расцвел петербургский барокко. В отличие от своего отца, новая императрица любила все величественное и славное, как и ее окружение. Это был период расцвета Российской империи, и все виды искусства, в том числе и архитектура, были призваны воспевать ее славу. Это была эпоха елизаветинского барокко, для которой характерны гигантские размеры, пышность золотых украшений, густая орнаментация. Среди самых известных деятелей этого периода был итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли .

    Если вы повернетесь спиной к Кунсткамере , то увидите главный шедевр Растрелли, роскошный мятно-зелено-белый Зимний дворец . Этот элегантный, монументальный дворец, который когда-то служил официальной резиденцией российских монархов, а сейчас в нем находится Эрмитаж, является прекрасным образцом стиля елизаветинского барокко, а также синтеза архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Даже если вы не поклонник барочных тортообразных фасадов, все равно невозможно не впечатлиться обильным убранством этого дворца со всеми этими колоннами, статуями, маскаронами, картушами и рокайлями! Не говоря уже о его поистине грандиозных интерьерах!

    Растрелли также создал одно из самых ярких слияний традиционной русской архитектуры и барочного дизайна: сине-бело-золотой собор Смольного монастыря . Я до сих пор помню то зимнее утро, когда я впервые увидела этот собор много лет назад, будучи маленькой девочкой, и была поражена его размерами, величием и тем, как он сиял в тусклом свете рассвета. Интересно, что она должна была быть еще выше: проектируемая колокольня должна была стать самым высоким зданием в Петербурге, но смерть Елизаветы помешала Растрелли завершить этот грандиозный замысел.

    Однако самые драматичные произведения Растрелли находятся не в центре города, а на окраинах, в городе Царское Село (Пушкин) и Петергофе. Екатерининский дворец с его роскошными интерьерами и завораживающим бирюзовым фасадом, подчеркнутым ярким луковичным куполом с золотыми листьями, и богато украшенный Петергофский дворец , который иногда называют «русским Версалем» благодаря его буйным фонтанам, оба узнаваемы. как объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО и являются одними из лучших туристических направлений в городе.

    К концу 18 века драматическое великолепие стиля барокко уступило место строгому, рациональному классицизму, о котором мы расскажем в нашей следующей статье.

    Вернуться к началу

    Теги

    • Основные
    • Опыт СПб
    • Архитектура
    • барокко
    • Петергофский дворец
    • Екатерининский дворец
    • Растрелли
    • Архитектурные жемчужины
    • Архитектурные жемчужины Санкт-Петербурга
    • Архитектурные жемчужины Петербурга: модерн

    Добавить комментарий

    *
    *

    Необходимые поля отмечены*