Русский романтизм в архитектуре: Архитектура романтизма • Архитектура — идеи и история

Архитектура романтизма • Архитектура — идеи и история

Архитектура романтизма

Архитектура классицизма вновь возвращается к постулатам Ренессанса, но это уже во многом школа сухого академизма, а не взлет духа титанов великого времени. Мастера архитектуры классицизма досконально знали теорию архитектурных ордеров. Одни из них считали, вслед за Виньолой, ордер универсальным и незыблемым рецептом красоты. Представители другой школы, следуя заветам Палладио, не считали ордер застывшей догмой. Они ставили ордера в основу поисков гармонии, что предполагало более творческое обращение с ордерными системами.

В том и другом случае чертеж при проектировании остается важнее, чем рисунок, поскольку выразительность сооружения искали в пропорционировании, с циркулем в руках. Впрочем, нельзя сказать, что барочные мастера не чертили, или классицисты не рисовали. Речь, скорее, о доминанте творческого процесса, т. е. о нюансах метода создания архитектурного проекта.

Неожиданный подъем значения рисунка в профессии архитектора связан с приходом идей и образов романтизма. Романтизм по времени совпадает с классицизмом, особенно в России, где многие мастера, такие как В. И. Баженов и М. Ф. Казаков, работавшие в строгих формах классицизма, оставили многочисленные шедевры романтической архитектуры. романтизма. Романтизм по времени совпадает с классицизмом, особенно в России, где многие мастера, такие как В. И. Баженов и М. Ф. Казаков, работавшие в строгих формах классицизма, оставили многочисленные шедевры романтической архитектуры. России, где многие мастера, такие как В. И. Баженов и М. Ф. Казаков, работавшие в строгих формах классицизма, оставили многочисленные шедевры романтической архитектуры. России, где многие мастера, такие как В. И. Баженов и М. Ф. Казаков, работавшие в строгих формах классицизма, оставили многочисленные шедевры романтической архитектуры.

Архитектура романтизма

Архитектура романтизма значительно отличалась от всего, что было до нее. Ни жизнелюбия Ренессанса, ни смеси пышности и религиозности, присущей барокко, здесь не было и в помине. Романтизм идеализирует трагическое начало в искусстве и в жизни, он весь пронизан трагизмом. Возвышенные страдания прекрасного героя составляют основной предмет интереса и автора, и зрителя во всех жанрах романтического искусства — начиная с литературы, разумеется, и особенно с литературы немецкой. Так оказалось, что древние руины служат лучшим фоном для романтического действа в живописи, театре — даже в большей степени, чем в литературе.

Архитектура романтизма

Архитектура, поскольку и она является искусством, также стремилась стать этим романтическим фоном. Но поскольку фоном архитектуре быть невозможно, она, хотя бы отчасти, становится средой для развертывания романтического действа. Конечно, это была своего рода игра — в серьезном, культурологическом смысле этого понятия. Но эта игра имела несколько вполне реальных последствий. Например, стоящая перед мастерами задача потребовала более точного знания античных руин, поэтому выпускники Академий — художники и архитекторы — по окончании курса стали направляться в Италию, дабы ознакомиться с предметом близко и полно. Появляется огромное количество этюдов, зарисовок, больших полотен, где одним из главных действующих «персонажей» становится архитектурное наследие древности.

Архитектура романтизма

Параллельно с этим постепенно возрастал и уровень графической подготовки художников и архитекторов, и их профессиональный кругозор. Спустя некоторое время в загородных ансамблях начинает возводиться множество романтических сооружений (в большей степени это касается России рубежа XVIII-XIX вв.). В разных местах страны начинают строиться руины, гроты и тому подобные «строения». Это все вещи живописные, фантазийные, их трудно чертить, но они легко рисуются. Однако живая натура, даже и романтическая, слишком груба, жизненна, витальная. Истинные шедевры романтической архитектуры рождаются не в камне, а в утонченной графике таких мастеров как Пиранези, а затем Гонзаго. Одна из любимых тем в их творчестве — замки, темницы.

Казалось бы, что тут может быть интересного для художника? Ведь в настоящей тюрьме нет ничего привлекательного, ничего возвышенного. Но художники не изображали реальные места заключения — это были тюрьмы романтические, воображаемые, т. е. идеальное место тоски и страданий вымышленного героя. Эти графические работы в чем-то очень близки архитектурному проекту, поскольку переносят на бумагу выдуманное автором пространство согласно всем правилам построения перспективного изображения. Так рисунок вновь на время отвоевывает свои позиции у сухого чертежа. Кстати сказать, Гонзаго делал прекрасные интерьеры, а кроме того, остался в истории как создатель безупречно выстроенных парковых ансамблей.

Архитектура Романтизма в России | Art24

Русская архитектура в основных чертах повторила путь западноевропейской. С 1830-х гг. классицизм начинает вытесняться ретроспективными подражаниями. В отличие от западной архитектуры в России не создавались крупные сооружения с применением новых металлических конструкций, а если применялись, то тщательно маскировались архитектурно-декоративным убранством. Каноны классицизма вытеснялись эклектикой.

Черты ренессанса и барокко заметны в последнем сооружении классицизма в Исаакиевском соборе в Петербурге архитектора О. Монферрана. В этом величавом здании широко использованы средства изобразительного искусства — скульптура и живопись выдающихся мастеров — ваятелей И. Витали, Н. Пименова, П. Клодта, живописцев К. Брюллова, Ф. Бруни, П. Басина и других.

Ретроспективные настроения есть и у А. Брюллова в Лютеранской церкви Петра на Невском проспекте, во внутренних отделках Зимнего дворца после пожара 1837 г.

Ренессанс, барокко и рококо встречаются в зданиях и их убранстве построенных А. Штакеншнейдером (Новониколаевский дворец и др).

В 1830-х гг. архитектура обращается и к мотивам древнерусского зодчества (К. Тон, Большой Кремлевский дворец, 1838-1849) .

Для этого переходного времени характерно творчество архитекторов А. Кавоса (Мариинский и Михайловский театры в Петербурге, оформление большого театра в Москве после пожара) и Н. Бенуа (в Петергофе: железнодорожный вокзал и Придворные конюшни — в готическом стиле и фрейлинские корпуса около Большого дворца — в формах барокко). Несмотря на ретроспективный характер архитектуры, профессиональная убедительность очень высока.

С середины века в архитектуре растут эклектические начала. Псевдостили господствуют в убранстве фасадов и оформлении интерьеров.

В это время много строится фабрик, заводов, железных дорог, портов, в городах доходных домов, банков, кредиторных и акционерных обществ, специальных учебных заведений, торговых пассажей, универсальных магазинов, вокзалов. Количество сооружений резко возрастает, но качество их архитектурных решений резко снижается. Наблюдается хаотичность городской застройки и крайняя запущенность рабочих окраин.

Ансамблевые принципы застройки утрачиваются, архитекторы не имели возможности в полной мере раскрыть свои дарования. Они выполняют лишь отдельные заказы частных лиц, промышленных и коммерческих организаций, не заинтересованных в решении архитектурного единства улиц и площадей. В большинстве случаев облик фасадов зданий и внутренней отделки определялся вкусом заказчиков и их материальными возможностями.

Наиболее значительными архитекторами середины и 2-й половины 19 в. являются Г. Боссе, А. Резанов, А. Кракау, М. Месмахер, В.Шретер.

Интерьер и предметы внутреннего убранства.

Особым распространением в 1830-1840-е гг. пользовался псевдоготический стиль. Увлечение средневековьем отразилось на мебели, посуде, художественном стекле, бронзе.

В это же время распространен стиль неогрек, это было одно из последних обращений к античности, своеобразный «пересмотр» классицизма. Он использовался главным образом в отделках дворцов и особняков. Использовался также мавританский стиль.

С 1840-х гг. получил большое распространение стиль Возрождения. В этом стиле оформлялись стены и потолки. Мебель и декоративно-прикладное убранство мало изменилось.

Мощную конкуренцию Ренессансу составила барочно-рокайльная архитектура. Псевдорококо держалось до 1870-х годов. Стиль рококо повлиял и на мебель и ее обивку, и на фарфор, и на бронзу. Такую мебель выпускали петербургские мастерские братьев Гамбс и А.

Тура или ее привозили из-за границы. Особое пристрастие буржуазные потребители испытывали к » ореховому рококо».

В середине 19 в. в убранстве интерьеров были очень популярны антаблесеманы, гарнитурные комплекты предметов — диванов, кресел, стульев, объединяемых центрально поставленным столом. Модными были ширмы, трельяжи и зелень.

Интерьеры 1870-1880-х гг. дают уже в вещах полное смешение разных стилей. Интерьеры насыщают и перегружают самыми различными предметами: диванами, софами, оттоманками; тяжелыми портьерами над дверьми и окнами; скатертями и коврами. Мебель многообразна, встречаются и массивные и мелкие изделия (этажерки, полочки, столики). Модной была мебель из ореха и дуба.

Русско-византийский стиль — HiSoUR История культуры традиции древнерусского зодчества и народного творчества, а также связанные с ними элементы византийского зодчества. Разновидность «национального романтизма».

Псевдорусский стиль возник в рамках общеевропейского интереса к национальной архитектуре и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Стиль последовательно сочетался с другими направлениями – от архитектурного романтизма первой половины XIX века до модерна.

Терминология
Термины, обозначающие направление в русской архитектуре второй половины ХIХ — начала ХХ веков, связанное с поисками самобытного национального стиля, до сих пор являются неточными, а отдельные явления, существовавшие в рамках этого направления не дифференцируются.

Появившееся в начале XIX века название «русско-византийский стиль», часто сокращавшееся современниками до «византийского стиля», обозначало такие разные образцы национально ориентированной архитектуры, как «тоновая архитектура» (по К.А. ), не имеющего ничего общего с византийскими прототипами, и, например, постройки, имитирующие образцы кавказского и балканского зодчества. Термин «русский стиль», появившийся во второй половине XIX в.века объединил еще более разнородные явления – от небольших придворных дачных построек 1830-х гг. в «пейзанском стиле», идеализировавшем быт крестьянства, до массивных деревянных парковых построек и выставочных павильонов 1870-х гг. , а также крупных общественных зданий 1870-х гг. 1880-е годы.

В начале ХХ века вся совокупность явлений в архитектуре XIX века, связанных с поисками русского национального самосознания, получила название «псевдорусский стиль» (термин В. Я. Курбатова) – в отличие от «неорусского стиля». Наряду с определением «псевдорусский», уже носившим оценочный характер, для обозначения тех же явлений стало употребляться название с еще более негативным оттенком — «лжерусский стиль».

Вопрос о генезисе «неорусского стиля» (другое название – новорусский) является дискуссионным. Е. И. Кириченко, А. В. Иконников и ряд других авторов рассматривают неорусский стиль как «направление», «вариант» или «национально-романтическое ответвление» модерна. По мнению Д. В. Сарабьянова, неорусский стиль существовал как вариант в рамках модерна, хотя и делал попытки обрести самостоятельность. М. В. Нащокина и Е. А. Борисова считают, что неорусский стиль и модерн нельзя отождествлять. Е. И. Кириченко дифференцирует неорусский стиль, как направление модерна, и русский стиль, как одно из архитектурных направлений эклектики, на уровне различий между интерпретацией зодчими образцов отечественного зодчества и приемами используемые ими формообразователи:

Стилизация характерна для модерна в отличие от эклектики, для которой характерна стилизация. Стилистика основана на визуально достоверном (реалистичном) воссоздании наследия прошлого. … обеспечивает возможность использования любых форм архитектуры прошлого в любых сочетаниях. В стилизации отношение к образцу иное. Художников интересует общее, характер взаимосвязи элементов и форм, целое, а не деталь, частность. Общие черты и узнаваемость образца сохранены. Однако сами образцы при воссоздании трансформируются в соответствии с новыми вкусами. Это сделано без всякого стремления к исторической достоверности и точности воспроизведения источников.

Д.В. Сарабьянов считает, что исследователи архитектуры справедливо разделяют русский и неорусский стили: «Действительно, граница между ними есть линия, разделяющая эклектику и модерн».

Особенности стиля
Русско-византийский стиль
Одним из первых направлений, возникших в рамках псевдорусского стиля, был «русско-византийский стиль», зародившийся в 1830-х годах в архитектуре храмов. Первым образцом построек в этом стиле является православная церковь Александра Невского в Потсдаме, спроектированная Василием Стасовым. Освящение храма произошло в сентябре 1829 г..

Развитию этого направления способствовала очень широкая государственная поддержка, поскольку русско-византийский стиль воплощал в себе представление официального православия о преемственности между Византией и Русью. Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных приемов и мотивов византийского зодчества, наиболее ярко воплотившихся в «образцовых проектах» храмов Константина Тона 1840-х гг. В Москве были возведены Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата, а также соборы в Свеаборге, Ельце (Вознесенский собор), Томске, Ростове-на-Дону и Красноярске.

Подражание древнерусскому зодчеству
Для другого направления псевдорусского стиля, возникшего под влиянием романтизма и славянофильства, характерны постройки с произвольной трактовкой мотивов древнерусского зодчества. Один из первых русских зодчих, обратившихся к историческим слоям, Михаил Дормидонтович Быковский сказал:

«Мы должны подражать не формам древних, а их примеру: иметь свою архитектуру, национальную архитектуру».

В рамках этого направления было построено много зданий Алексеем Горностаевым и Николаем Никитиным (деревянная «Погодинская изба» на Девичьем поле в Москве).

Развитие

Годы 1825-1850
Первый существующий пример византийского возрождения в русской архитектуре и первый когда-либо построенный пример, находится в Потсдаме, Германия, мемориальная церковь Александра Невского, церковь с пятью куполами, спроектированная неоклассиком Василием Стасов (строитель неоклассического собора Святой Троицы в Санкт-Петербурге, отец критика Владимира Стасова). В следующем, 1827 году, Стасов достроил новую церковь с пятью куполами, большую, в Киеве, Десятинную церковь.

Одним из первых течений, развившихся в псевдорусском стиле, является то, что возникло в 1830-х годах под названием «русско-византийского стиля». Русско-византийская идея была выдвинута Константином Тоном при решительном одобрении царя Николая I. Стиль Тона воплощал идею преемственности между Византией и Россией, которая идеально соответствовала идеологии Николая I: Православие, Самодержавие и Народность. Для русско-византийского зодчества характерно смешение композиционных приемов и сводчатых арок византийского зодчества с древнерусским орнаментом наружности, ярко реализованное в «образцовых проектах» Тона. В 1838 г. Николай I указал на книгу типовых проектов в качестве примера для всех архитекторов, продолжавших применяться в период с 1841 по 1844 г. 18

Тон возвел Большой Кремлевский дворец (1838-1850), Храм Христа Спасителя в Москве (1839-1883) и Оружейную палату Московского Кремля (1844-1851), а также церковь Суоменлинны и соборы Свеаборга, Елецкого Вознесения (1845-1889), Томского Троицкого (1845-1900), Красноярского Рождества (1845-1861), Ростовского-на-Дону Рождества Пресвятой Богородицы (1854). -1860).

Официальное применение византийской архитектуры было, по сути, очень ограниченным: оно относилось только к строительству новых церквей и, в меньшей степени, к царским дворцам. Частное и общественное строительство шло независимо друг от друга. Тонкие общественные здания, такие как псевдоренессансный Николаевский вокзал в Санкт-Петербурге, лишены византийских черт. При ближайшем рассмотрении церквей, построенных в николаевское царствование, обнаруживается создание многих неоклассических построек первого порядка, таких как Елоховский собор в Москве (1837-1845) работы Евграфа Тюрина. 19Византийское искусство вообще не было официальным в царствование Николая; сегодня его мало, поскольку византийские храмы, объявленные большевиками «никчемными», были снесены первыми в советское время.

Что касается «псевдорусского стиля», то он сложился под влиянием романтизма и славянофилии и характерен для построек, использовавших интерпретации мотивов античной архитектуры. Примеров много среди конструкций Алексея Горностаева. Другим примером этого направления является «Изба Погодинская» архитектора Николая Никитина (1828 г.).

1850-е
Еще одно направление неорусского стиля было реакцией на официальное искусство Тона под влиянием романтизма, славянофилов и подробных исследований народной архитектуры. Предшественником этого направления в оформлении церкви был Алексей Горностаев (в последние годы своей жизни, 1848-1862), известный тем, что заново изобрел шатровую крышу северной России, усиленную романско-ренессансной сводчатой ​​конструкцией. Ранним образцом гражданской архитектуры является деревянная изба Погодинского на Девичьем поле в Москве работы Николая Никитина (1856 г.). 20

После 1861 г.
Освободительная реформа 1861 г. и последующие реформы Александра II подтолкнули либеральную элиту к изучению истоков национальной культуры. В начале 1870-х годов русские народнические идеи народников вызвали растущий интерес в художественных кругах к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русскому зодчеству XVI-XVII веков. Первым результатом этих занятий в архитектуре стало рождение «народного» или псевдорусского стиля, примером которого являются работы Ивана Ропета 1870-х годов («Терем» в Абрамцево, под Москвой, 1873) и Виктора Гартмана (печатный станок). . Мамонтовина Москва, 1872). Эти художники идеализировали крестьянскую жизнь и создали собственное видение народной архитектуры. Другим фактором стало неприятие господствовавшей в гражданском строительстве 1850-1860-х годов западной эклектики, реакция против «декадентского Запада», пропагандируемая влиятельным искусствоведом Владимиром Стасовым и распространившаяся в деревянном зодчестве павильонов и деревенских дома, а затем к монументальным зданиям из камня.

Иван Забелин, теоретик движения, констатировал, что «Русские Хоромы, развившиеся естественным образом из крестьянских изб, сохраняют дух прекрасного беспорядка… красота здания не в его пропорциях, а, наоборот, в различии и самостоятельность его частей». 21 В результате ропетовщина, как враги Ропета, обозначила его стиль, сконцентрировавшись на ярком, но не связанном между собой элементах народной архитектуры, особенно высоких потолках, бочкообразных потолках и деревянных узорах. Предпочтительным материалом было дерево, поскольку многие фантазии невозможно было физически воплотить в каменной кладке. Это было и хорошо, и плохо для роптовщины: плохо, потому что деревянные постройки, особенно нетрадиционной формы, были неразборными, жили очень недолго и до наших дней сохранилось очень мало; и хорошо, потому что скорость строительства и нестандартный внешний вид были идеальной комбинацией для возведения выставочных павильонов, трибун для коронации и подобных недолговечных проектов. Тенденция продолжилась в ХХ веке (Федор Шехтель) 22 и 1920 (Илья Голосов). 23

В начале 1880-х годов стиль Ивана Ропета заменил официальный псевдорусский стиль, почти буквально компилируя мотивы русской архитектуры XVII века. И за короткий период ему почти удалось стать новым официальным искусством. Эти здания, возводившиеся, как правило, из кирпича или белого камня, с применением современных строительных технологий, стали обильно украшаться в традициях русского народного зодчества. Колонны этой архитектуры выпуклые или пузатые, низкие потолки перекрыты арочными сводами, проемы окон узкие, потолки карпадос, фрески украшают стены растительным орнаментом, керамические изразцы и массивная кузница обильно используется как в экстерьере, так и во внутреннем убранстве. Именно в таком жанре они и построены: этажи торговых галерей нынешнего здания ГУМа (1890-1893) архитектора Александра Померанцева; здание Государственного Исторического музея (1875-1881 гг., архитектор Владимир Шервуд), завершавшее всю Красную площадь в Москве; Саввинское подворье, общежитие архитектора И. Кузнецова (1907).

В начале 20 века
В начале 20 века сложился «неорусский стиль». Архитекторы искали вдохновения в простоте старинных памятников, как в Новгороде, так и в Пскове и других регионах севера России. Последующие достижения иногда также были стилизованы в духе национального романтического стиля скандинавских стран.

На рубеже веков в Русской православной церкви наметилась новая тенденция – строительство необычайно больших соборов в пригородах рабочего класса больших городов. Некоторые из них, такие как Вознесенский собор в Дорогомилове (1898-1910) на окраине Москвы, способный вместить 10 000 верующих, были воздвигнуты в тихой сельской местности, население которой к моменту завершения увеличилось. (Собор был снесен советскими властями в 1938). Христианские теоретики объясняли выбор этих удаленных мест желанием распространить влияние Церкви на рабочий класс, и только на рабочий класс, в то время, когда более богатые классы удалялись от него. 24Византийская архитектура была естественным выбором для этих проектов. Это было четкое заявление о национальных корнях против современных европейских ересей. Кроме того, он был намного дешевле, чем великие неоклассические соборы, как по первоначальным затратам, так и по последующему обслуживанию. Крупнейшие образцы этого типа были построены после русской революции 19 г.05.

В Санкт-Петербурге этот неорусский стиль находит применение в культовых сооружениях архитекторов Владимира Покровского, Степана Кричинского, Андре Аплаксина и Германа Гримма. Но они также строили в этом стиле жилые дома или сдаваемые в аренду дома, такие как дом Купермане архитектора Александра Лихневского на улице Плуталова.

Интересным образцом неорусского стиля (но с некоторыми чертами модерна) является церковь Нерукотворного образа в Клязьме, построенная в честь 300-летия царствования дома Романовых архитектором Василием Мотылевым по чертежам Сергей Вашков (1879 г.- 1914), ученик Виктора Васнецова в 1913-1916 гг.

Достижения главных архитекторов

Виктор Васнецов
Именно Виктору Васнецову (1848-1926) принадлежат первые архитектурные эксперименты, основанные на эмоциональной интерпретации фольклора и русских сказок, которые являются своеобразием неорусского стиля. Во владениях Саввы Мамонтова в Абрамцеве он построил каменную церковь. Но вместо того, чтобы копировать архитектурные детали псковских и новгородских церквей XIV века, он пытался передать дух, атмосферу тех культовых сооружений. Он также привнес в архитектуру некоторые из своих эпических приемов исторической живописи, близких к ар-нуво. В Москве построен в 19Дом 27 по улице, которая теперь носит его имя (Васнецов переулок), сказочный дом из черненых бревен на обитых белилами стенах.

Самым известным архитектурным достижением Васнецова является Третьяковская галерея (1900-1905). Символический фасад венчает высеченный из белого камня герб города Москвы. Васнецов создал живописную метафору русской старины без конкретики своих заимствований. Возвращаясь к словам одного из современников, он напоминает выдающийся заголовок средневековой рукописи.

Сергей Малютин
Сергей Малютин, сказочник и живописец, был также автором фантастических работ в неорусском стиле. По его чертежам построен малый Терем-де-Талачнико в имении великой княгини Марии Теничевой. Тот же стиль встречается в доме Перцова в Москве (1905-1907).

Франц Шехтель
Важнейшее здание Франца Шехтеля (1859-1926), Ярославский вокзал в Москве (1902-1904), было возведено, когда неорусский стиль еще не освободился от модерна. Идея архитектора заключалась в том, чтобы создать синтетический образ пристроек севера России, так как путешественники увидят их при отправлении с этой станции. Источником вдохновения была архитектура древней Руси, но Шехтель не ограничился ее воспроизведением. Массивный портал впереди, кажется, приглашает в путешествие. Под карнизами расположены богато раскрашенные майолики. Архитектор создает вариацию модерна, опираясь не на историю, а на русские легенды и предания. В сочетании с архитектурной концепцией модерна неорусский стиль досконально изучает архитектуру Древней Руси с целью выявления основных принципов и приводит к чисто художественно-эмоциональному восприятию.

Алексей Щусев
В отличие от своих предшественников, которые были художниками и скорее дилетантами в области архитектуры, Алексей Щусев был археологом и реставратором зданий, совмещая его с архитектурой как профессионалом. Между 1904 и 1911 годами реставрировал собор Василия Блаженного Овручского (12 век) в Украине. Церковь Куликово, близ Тулы (на месте битвы 1380 года, положившей начало освобождению русских от татаро-монгольского ига) — одно из самых заметных его произведений неорус. Симметрия нарушается из-за неровностей, таких как башни разной формы по бокам портала. Распределение окон кажется случайным. Церковь извлекает из своих неточностей и неровностей живой, несовершенный и вылепленный образ.

Казанский вокзал в Москве, начатый в 1913 году, был завершен при советской власти в 1926 году. Для разных частей вокзала использовались прототипы разных эпох, которые имитировали группу зданий архитектуры Древней Руси. Главная башня воспроизводит ступенчатую башню Казанского кремля. Щушев предложил снабдить интерьер здания картинами художников того времени, которых увлекал модерн. Это желание не возникло, и только Эжен Лансере позднее расписал крышу ресторана.

Марфо-Мариинская обитель была построена в 1908-1912 годах. Щушев интерпретировал живописную архитектуру Пскова и Новгорода. Но если общий силуэт традиционен, то он выражает, однако, искреннее волнение, несмотря на некоторые преувеличения, обусловленные его асимметрией и живописностью форм.

Владимир Покровский
Владимир Покровский был архитектором Федоровских казарм, построенных в Пушкине близ Царского Села. Казармы, которые должны были служить гвардейцам последнего императора, были задуманы как сцена в неорусском стиле. Его общим моедло было средневековое русское зодчество. Комплекс представлял собой, по сути, масштабную репродукцию Ростовского кремля. Его здания соединены стенами с башнями. В 1911, строительство собора велось на основе планов Покровского. Его формы прочны, а его пирамидальная форма увенчана огромной луковицей. Эти постройки накануне Октябрьской революции не были до конца достроены в свое время и остались частично незавершенными.

Штаб-квартира отделения Государственного банка Нижнего Новгорода (бывший город Горький) также принадлежит архитектору Покровскому. Он был построен между 1910 и 1913 годами. Ступени окружены двумя круглыми башнями. Отверстия не соответствуют декору, который должен вызывать ассоциации с русской архитектурой XVII века. Внутренние настенные росписи выполнены из картона Иваном Билибиным.

Источник из Википедии

На роковом повороте — Русские архитекторы и революция 1917 года

Серия: Успехи социальных, педагогических и гуманитарных исследований

Авторы

Печенкин Илья, Старостенко Юлия

Переписка

Доступен в Интернете с декабря 2018 г.

DOI
10.2991/icassee-18.2018.78Как использовать DOI?
Ключевые слова
архитектура; архитектурная пресса; 1917; русская революция; Первая мировая война; профессиональные сообщества; Всероссийский союз архитекторов
Реферат

В статье рассматривается малоизученный период истории русской архитектуры накануне и в годы революции. Вообще архитекторов в Российской империи не интересовали ни социальные катаклизмы, ни падение монархии. Однако и эта инертная профессиональная группа сыграла свою роль в тех судьбоносных событиях. Со снижением объемов гражданского строительства и патриотической пропаганды произошла политизация архитектурного дискурса. Стилистические споры получили новое значение, но еще большее значение приобрели планы рационального восстановления разрушенных войной городов и даже столиц, которые пришлось оккупировать (например, Константинополя). В марте 1917 это стремление переустроить мир легко трансформировалось в планы новой демократической организации архитектурного сообщества всей страны — Всероссийского Союза Архитекторов. Это объединение, вдохновленное революционным романтизмом, было отменено в 1918 году, когда началась большевистская эпоха.

Copyright
© 2018, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Скачать статью (PDF)

Название тома
Труды 2-й Международной конференции по искусствоведению: наука, опыт, образование (ICASSEE 2018)
Серия
Достижения в социальных науках, образовании и10
Дата публикации
декабрь 2018 г.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*