Русский классицизм: Рокотова, Лосенко, Бруни, Брюллова, Бронникова, Кипренского, Боровиковского и других

Содержание

Классицизм в России

Предпосылки появления классицизма в России

Новое обращение к классицизму было связано с влиянием идей Просвещения. Достойный пример воплощения многих своих идеалов в жизнь его представители видели в культуре античности. Среди таких идеалов – простота и естественность, строгий вкус, умеренность. По мнению многих деятелей той поры, подобное искусство хорошо соответствовало идеалам гражданских добродетелей. Другим значимым фактором стало желание отдохнуть от пышности рококо и кардинально сменить стиль. В силу большей своей простоты и рациональности, под влиянием идей Просвещения классицизм нашел применение в гораздо более широкой сфере, чем рококо.

Замечание 1

Помимо храмов и дворцов в этом стиле строится много жилых домов и общественных сооружений.

Классицизм XVIII в. имеет ряд важных отличий от классицизма XVII в. Постройки отличает большая камерность, в них нет той пафосности, которая сквозила во многих французских английских строениях, но нет и излишней суховатости голландских построек.

В классицизме XVII в. было велико влияние барокко. Наконец, и это очень важно, классицизм XVIII в. начинает обращаться к античности напрямую, а не сквозь призму ренессансного наследия. Этому способствовали археологические раскопки Помпей и других античных центров, а также труды немецкого ученого И.И. Винкельмана.

В рамках классицизма выделяют несколько периодов:

  • Ранний классицизм занимает 1760-1770-е годы. В это время он еще взаимодействует со стилем рококо. Формы изящны и легки, декор достаточно богат, он сохраняет отдельные элементы рокайльных мотивов, но убранство фасадов и интерьеров становится строже; все большую роль играют ордерные детали, приоритет начинают отдавать ясным линиям, прямым или плавно скругленным. Во Франции этот этап получил название «стиль Людовика XVI». В этот период целый ряд архитекторов продолжал подражать творчеству А. Палладио и других ренессансных мастеров.
  • Зрелый период приходится на 1780–1790-е гг. Поздний классицизм нередко рассматривают как самостоятельное явление и именуют стилем ампир.
  • Период позднего классицизма выходит за рамки XVIII столетия, это 1800–1830-е гг.

Замечание 2

В России появление классицизма связано с именем Екатерины II, с ее приходом к власти.

Российский классицизм определяется личностью императора, правящего в тот или иной временной промежуток развития страны. В связи с этим российский классицизм принято разделять на:

  • ранний (екатерининский) классицизм;
  • строгий (екатерининский) классицизм;
  • александровский классицизм.

Усадебные дома в стиле классицизма обычно просты и непритязательны. Их почти непременным украшением служит портик с фронтоном. Здание часто представляет простой призматический блок. Но известны и более сложные объемно пространственные решения (главный дом усадьбы Люблино в Москве). Такую любовь к конструктивной ясности и простоте объясняет философия Просвещения, принципы которой лежат в основе классицизма XVIII столетия. Для нее характерны культ разума и вместе с тем стремление к естественности.

Последнее выражается и в том, что красота здания заключается в красоте основных его архитектурных составляющих, не приукрашенных декором (как это было в античности), и главное, в том, как оно согласуется с пейзажным окружением.

Замечание 3

С приходом неоклассицизма в моду повсеместно входят пейзажные парки. Их планировка тщательно продумывается архитекторами, но с таким учетом, чтобы она создавала впечатление полной естественности.

Под влиянием эстетики сентиментализма и идей Просвещения в пейзажных парках классицизма начинают появляться павильоны с трогательными и красноречивыми названиями – Храм дружбы, Храм любви и т.п. Парковые постройки с такими названиями можно было встретить в парках разных стран.

В России ранний этап классицизма представлен творчеством двух блистательных мастеров – В. Баженова и М. Казакова, И. Старова. Многие русские архитекторы поначалу нередко обращались к творчеству А. Палладио. В интерьерах храмов, дворцов и усадебных домов эпохи классицизма находили применение античные орнаменты и ордерная система; предпочтение отдавалась гладким, спокойным плоскостям стен. В моде был как натуральный, так и искусственный мрамор. Блистательный образец парадного интерьера эпохи классицизма – Колонный зал бывшего Дворянского (Благородного) собрания в Москве (впоследствии Дома союзов) архитектора М. Казакова.

Основные архитектурные постройки эпохи классицизма в России

Академия художеств в Петербурге. Относится к шедеврам раннего классицизма (Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов) (1764 – 1788). Архитектура еще содержит элементы барокко, однако фасад здания содержит колонны, пилястры.

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге (1768-1785), архитектор Антонио Ринальди.

Дом Пашкова, Москва (1784-1786, архитектор — В.И. Баженов). К раннему этапу классицизма, еще не свободного от влияния барокко, и увлечению палладианством относится знаменитый дом Пашкова – жемчужина русской архитектуры XVIII в.

Рисунок 1. Дом Пашкова в Москве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Здание Сената в Кремле (1776-1787, архитектор М. Ф. Казаков) Сооружение в виде треугольника, который искусно вписывается в уже существующие здания Кремля. Завершает треугольник — круглый зал с большим куполом. Портик, фронтон и круглый купол в сочетании становятся традиционными для русского классицизма.

Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге (1783 – 1789). Форма постройки, состоящей из главного корпуса и боковых флигелей станет основой для строительства учебных заведений и царских дворцов времен классицизма.

Голицынская больница на Калужской улице в Москве (1796 – 1801), архитектор М.Ф. Казаков).

Рисунок 2. Голицынская больница в Москве. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Пейзажный тип парка. Огромный вклад в популяризацию и развитие пейзажного парка в Европе внесли англичане. В России к шедеврам подобного рода относятся парки Гатчины, Павловска, пейзажный парк Царского Села под Петербургом, парк усадьбы Царицыно в Москве.

Камеронова галерея, Санкт-Петербург. Талант шотландского архитектора Чарльза Камерона, одного из самых тонких мастеров классицизма, нашел себе достойное применение именно в России. Галерею, построенную им возле Екатерининского дворца в Царскосельском парке, стали именовать Камероновой (1783 – 1786).

Большой каприз в Царском Cеле. В оформлении пейзажных парков все чаще стали использоваться живописные мотивы руин. Они превосходно вписывались в пейзаж и создавали зачастую впечатление не специально сделанных павильонов, мостов, гротов, а старинных построек, разрушившихся от времени.

Оперный дом в Царицыно. Наряду с классицизмом в архитектуре Европы во второй половине XVIII в. Появляются и другие направления. Среди них – псевдоготический и мавритано-готический стили, одно из явлений предромантизма. К таким стилям относятся основные постройки усадьбы Царицыно в Москве (тогда в Подмосковье). Строительство велось В. Баженовым, а затем и М. Казаковым по указу Екатерины II.

Казанский собор в Петербурге. Казанский собор явился не только одним из лучших примеров стиля «классицизм», но и стал еще одним важным проектом в области петербургского градостроительства. Автор собора – один из самых замечательных русских зодчих той поры А.Н. Воронихин. Казанский собор (посвященный Казанской иконе Божьей Матери) решен как базилика.

Ограда Летнего сада. Летний сад был создан еще в петровское время. Ограда в новом, классическом вкусе, была построена в 1773–1777 гг. по проекту Ю. Фельтена и стала одним из шедевров в этой области архитектуры.

Представители классицизма в русской литературе

Классицизм в русской литературе

Что такое классицизм и какого его место в русской литературе? Кто являлся представителем классицизма в России? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Определение 1

Классицизм — это направление в русской литературе и искусстве. Для классицизма характерно строгое соблюдение языковых норм и правил, невозможность от их отступления.

Классицисты ориентировались на образцы древнегреческой или античной литературы. Как явление классицизм появился в Италии в начале семнадцатого века. Затем, данное направление прочно обосновалось во Франции, а после и в остальных странах.

В России классицизм зародился в первой половине восемнадцатого века, а своё должное развитие получил во второй половине восемнадцатого века. Как явление, классицизм в русской литературе прекращает своё существование в первой половине девятнадцатого века. Основоположником классицизма в русской литературе можно считать В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова. В направлении классицизма писали: Державин, Ломоносов, Радищев, Тредиаковский и многие другие писатели восемнадцатого века.

Художественные принципы классицизма

Классицизм как явление имеет свои принципы, на которых базируются его основные идеи. К таковым можно отнести:

  1. Писатель (художник) должен изображать реальность в идеализированных оттенках, неважно какая она: хорошая или плохая.
    Это одно из главных правил классицизма: изображение действительности чересчур идеальной и правильной, не имеющей изъянов. Из этого следует четкое разделение добра и зла в классицистических произведениях.
  2. В произведениях классицизма строго разделяются доброе и злое, высокое и низкое, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое. Это можно считать следствием из предыдущего пункта — разделение на белое и чёрное есть основная черта классицизма.
  3. Герои классицизма — идеализированные личности, обладающие либо абсолютно положительными, либо абсолютно отрицательными качествами, т.е. являются либо «злыми», либо «добрыми».
  4. Жанры в классицизме делятся на низкие и высокие. В этом случае, к высоким жанрам можно отнести оду, драму, поэму. К низким, в свою очередь, относятся: трагедия, комедия, сатира, шарж.

Помимо разделения жанров на высокие и низкие, классицизм включал в себя несколько подразделений и направлений: от сатиры до строгого образца того, как писать правильно.

В высоких жанрах преимущественно работал М. В. Ломоносов. Такие произведения чаще всего восхваляли государство, имели сильно выраженный патриотизм. Однако, они были пропитаны любовью к родине, восхищением перед ней, что не могло не оставить свой след в русской литературе. Работа же в низких жанрах была скорее направлена на высмеивание и обличение пороков человека: глупости, жадности, злобы и зависти.

Так, классицизм имел очень большое значение для русской литературы. Именно благодаря ему, русская литература начала формироваться как явление, приобретать свои уникальные и неповторимые черты.

Представители классицизма и их вклад в литературу

Безусловно, авторы-классицисты считаются основоположниками русской литературы, ведь именно в то время начинается ее формирование и преобразование.

К представителям классицизма можно отнести:

  • М.В. Ломоносова — создателя такого жанра, как ода. Именно его произведения стали культовыми в этом жанре, среди прочих заслуг этого выдающегося человека.
  • А.П. Сумароков — создатель русской трагедии. Его пьессы были полны патриотизма и посвящены событиям русской истории. Его переемником в данном жанре стал не менее известный писатель-драматург: Яков Борисович Княжнин.
  • А.Д. Кантемир — создатель русской сатиры, а точнее такого жанра как сатирическое стихотворение.
  • Д.И. Фонвизин — создатель множества пьес и великий драматург, творивший а направлении классицизма. Его произведения до сих пор актуальны среди людей всех возрастов, потому что именно в них поднимаются весомые и важные темы.

В русской литературе наиболее известными авторами-классицистами являлись: В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков и многие другие.

А. Д. Кантемир является основоположником русского классицизма. Он был приверженцем сатирического направления в нем, т.е. работал в низких жанрах.

Тредиаковский помогал развивать и формировать русский классицизм, чем способствовал формированию русской литературы в целом.

М. В. Ломоносов по праву считается мастером оды.

Ломоносов писал в высоких жанрах классицизма, в его сочинениях имеет место быть панегирическая литература. Большую роль в его произведениях играло государство.

Русский классицизм зародился в середине восемнадцатого века. В трудах Сумарокова классицизм был иным, чем у Ломоносова. Следовательно, появляются различные школы классицизма, находящиеся под основным направлением. Однако, всех их определяло одно — классицизм определялся строгими языковыми нормами и правилами, в нем резко разграничивалось добро и зло, большую роль играло государство.

Также изменилось стихосложение. М. В. Ломоносов способствовал разработке новых правил стихосложения. Благодаря этому преобразования коснулись всей русской литературы. Можно смело утверждать, что творчество писателей-классицистов оставило след во всей русской литературе, сделало ее самобытной и неповторимой. Русская литература во времена классицизма получила своеобразный «толчок», что способствовало ее улучшению и развитию.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что вклад в русскую литературу писателей-классицистов просто неоценим. Именно представители классицизма заложили «фундамент» русской литературы, определили ее характер и направление дальнейшего развития. Русская литература перестала «отставать» от западноевропейской, она приобрела свою неповторимость. Таким образом, можно сделать вывод, что писатели-классицисты — это основоположники современной русской литературы.

Шедевры классицизма в архитектуре России.

Шедевры классицизма в архитектуре России

Русский классицизм — одна из самых ярких страниц в исто­рии мирового зодчества. Он прошёл несколько этапов в своём развитии и достиг небывалого расцвета в период правления Екатерины II (1762—1796). Россия, ещё совсем недавно воспри­нявшая европейский художественный язык, оказалась страной, особенно богатой на талантливых архитекторов. Совместную творческую деятельность русских и иностранных мастеров от­личали высокий профессионализм и следование принципам классицизма, дававшее им богатые возможности для воплоще­ния новых общественных и художественных идеалов.

Русская архитектура классицизма включала об­щественные здания, дворцы, городские и загород­ные усадьбы, жилые дома. Основными художественными цент­рами по-прежнему были Петербург и Москва. В каждом из этих городов развивалась своя архитектурная концепция, предопре­делённая особенностью планировки и творческой манерой от­дельных мастеров.

«Строгий, стройный вид» Петербурга

Крупнейшим центром классицистической архитектуры стал Петербург — новая столица Российского государства.

Весь город в плавных разворотах,

И лишь подчёркивает даль

В проспектах, арках и воротах

Классическая вертикаль.

И все дворцы, ограды, зданья,

И эти львы, и этот конь

Видны, как бы для любованья

Поставленные на ладонь…

      Д. Самойлов. «Над Невой»

Архитектурный облик Петербурга, отличающийся офици­альностью, торжественностью и близостью к западноевропей­ской школе, складывался благодаря творениям замечательных мастеров: Ж. Б. Леблона (1679—1719; застройка Васильевского острова), Д. Трезини (1670—1734; ансамбль Петропавловской крепости и здание Двенадцати коллегий), А. Ринальди (1710— 1794; Мраморный дворец), И. Е. Старова (1745—1808; Тавриче­ский дворец), Д. Кваренги (1744—1817; Эрмитажный театр, зда­ние Академии наук, Смольный институт благородных девиц).

Одним из наиболее известных произведений эпохи зрелого, или строгого, классицизма является Таврический дворец, со­зданныйИваном Егоровичем Старовым. Большая городская усадьба Г. А. Потёмкина, построенная в честь победы в русско- турецкой войне, предназначалась для торжественных празднич­ных приёмов. Своим каре парадного двора она была раскрыта к Неве, по другую сторону дворца находился парк. Ансамбль дворца состоит из главного, увенчанного куполом двухэтажного здания и двух выступающих боковых флигелей с внутренними двориками. Центральная часть подчёркнуто строгого фасада дворца выделена глубоким портиком с высоким фронтоном. Гладкие стены, почти полностью лишённые украшений, расчле­нены прямоугольными окнами без наличников. Несмотря на ла­конизм и простоту ордерной композиции, здание выглядит на­рядно и торжественно, о чём писал поэт Г. Р. Державин:

«Пространное и великолепное здание не из числа обыкновен­ных… Наружность его не блистает ни резьбою, ни позоло­тою, ни другими какими пышными украшениями: древний изящный вкус — его достоинство; оно просто, но величест­венно».

Планировка дворца отличалась достаточной сложностью. Центральная часть, павильоны, жилые и хозяйственные корпу­са были соединены многочисленными переходами; в боковых объёмах также располагались гостиные, танцзалы, концертный зал. По сравнению со сдержанными фасадами интерьеры дворца были необычайно богаты и парадны. Главное украшение дворца — огромный зал с белыми колоннами, способный вместить пять тысяч человек, предназначался для торжественных празднеств. О его красоте восторженно писал Г. Р. Державин:

Великолепные чертоги

На столько расстоят локтях,

Что глас трубы в ловецки роги

Едва в их слышится концах.

Над возвышенными стенами,

Как небо, наклонился свод;

Между огромными столпами

Отворен в них к утехам вход.

Композицию центральных залов завершал великолепный зимний сад с ротондой. Следуя за обширной галереей, торжест­венно украшенной по периметру колоннадой, он являл собой подлинное произведение искусства. «С первого взгляда усом­нишься и помыслишь, что сиё есть действие очарования… там цветы пестреют, здесь излучистые песчаные дороги пролегают, возвышаются холмы, ниспускаются долины, протягиваются просеки, блистают стеклянные водоёмы. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы. Плавает дух в удо­вольствии» (Г. Р. Державин).

Прекрасным дополнением архитектурного облика столицы служили ансамбли классицизма в пригородах Петербурга: Александровский дворец в Царском Селе Д. Кваренги, Камеро­нова галерея в Царском Селе и дворец в Павловске Ч. Камерона (40-е гг. XVIII в. — 1812 г.).

К выдающимся творениям классицизма относятся сооруже­ния начала XIX в. : здания Адмиралтейства А. Д. Захарова (1761— 1811), российской биржи Тома де Томона (1760—1813), Ка­занский собор и здание Горного института А. Н. Воронихина (1759—1814), Михайловский дворец, Александринский театр, здания министерств и арки Главного штаба на Дворцовой пло­щади К. И. Росси (1775—1849), Исаакиевский собор О. Монферрана (1786—1858). Невозможно рассказать о каждом из этих гениальных творений, а поэтому обратимся лишь к некоторым из них.

В Петербурге начала XIX в. на первое место выдвигаются градостроительные задачи — создание архитектурных ансамб­лей и площадей. Большая протяжённость фасадов зданий, укра­шенных скульптурными композициями, простота ордерных форм существенно изменили облик города. Официальным цент­ром Петербурга становится Дворцовая площадь, образованная зданиями Зимнего дворца, Главного штаба с триумфальной ар­кой (К. Росси) и Адмиралтейства (А. Д. Захаров). Торговый центр города перемещается на Стрелку Васильевского острова (Тома де Томон). Мемориальным центром становится ансамбль площади Казанского собора (А. Н. Воронихин), выходящий на Невский проспект — главную магистраль города.

Одной из главных достопримечательностей, визитной карточкой Петербурга стало здание Адмиралтейства, к которому вели три главные магистрали города. Мечта Петра I о том, что «все флаги в гости будут к нам», вскоре стала реально­стью: корабли «…со всех концов земли к богатым пристаням» стремились.

К началу XIX в. здание Адмиралтейства об­ветшало, требовалась его капитальная реконст­рукция. В 1805 г. Андреян Дмитриевич Захаров был назначен главным архитектором Адмирал­тейства. Свои задачи он видел в бережном сохра­нении первоначальной структуры здания, в раз­работке и уточнении плана архитектурного комп­лекса, приведении его в стройную систему, в едином внешнем оформлении. Захаров сохранил два П-образных корпуса, между которыми неког­да проходил канал от Невы.

Главный фасад протяжённостью в 406 м (!) имел небольшую высоту — 16 м. Чтобы избежать монотонности и однообразия, Захаров разбивает фасад на пять частей. Его центром остаётся башня с золочёным шпилем «адмиралтейской иглы», вознёсшейся на высоту 72 м. Кораблик, венчающий шпиль, стал своеобразным символом горо­да — столицы морской державы. Первый ярус башни представляет собой монолитный куб, слу­жащий основанием для лёгкой и изящной колон­нады. Главный въезд осуществлялся через цент­ральную башню, он был оформлен в виде триум­фальной арки в честь русского флота.

По обе стороны от центральной башни распо­ложены два двенадцатиколонных портика, вы­держанных в спокойном дорическом стиле. Им вторят дополнительные выступы — ризалиты, украшенные шестью колоннами. Таким образом, строгая гладь стен, сочетающаяся с колоннадами, образует единый ритм фасада. Часть здания, вы­ходящую к Неве, Захаров украшает двумя па­вильонами. Перед одним из них дремлют львы — олицетворение силы и власти, перед другим лежат античные амфоры — символ вечной красоты и гар­монии.

А. Д. Захаров тщательно продумал скульптур­ные украшения архитектурного комплекса. Они также были призваны оживить общий вид мону­ментального здания. Для этих целей были привле­чены лучшие скульпторы того времени. Феодосий Фёдорович Щедрин(1751 —1825) изваял две груп­пы морских нимф, поддерживающих небесную сферу, — символ русского мореплавания, охватившего все оке­аны Земли. Им же были созданы 450 аллегорических масок над окнами. Иван Иванович Теребенев (1780—1815) украсил зда­ние двумя летящими фигурами Славы со окрещёнными знамё­нами, осеняющими корабли русского флота. Ему принадлежит аллегорическое панно с изображением Нептуна, передающего Петру I трезубец — символ владычества над морями. В целом все скульптурные украшения были призваны прославлять мор­скую державу России.

Казанский собор — одно из самых грандиозных по замыс­лу и великолепных по исполнению сооружений Андрея Ни­кифоровича Воронихина. Это замечательное здание, ставшее делом всей жизни архитектора, до сих пор является украше­нием Петербурга. А. Н. Воронихину было сорок лет, когда Па­вел I принял решение выстроить собор в честь прославленной иконы Казанской Богоматери. Император пожелал, чтобы но­вый храм как можно больше походил на собор Святого Петра в Риме. Обязательным условием было возведение колоннады перед фасадом здания. Став победителем в конкурсе проектов, Воронихин не собирался механически переносить итальян­ское творение на невские берега. Его оригинальный замысел от­личался смелостью решения и выверенностью научных расчё­тов.

Гармоничны и легки пропорции центрального портика глав­ного здания, украшенного шестью коринфскими колоннами и огромным треугольным фронтоном. Высокий купол (диаметр — 17 м) идеально соизмерен с размерами и пропорциями всего зда­ния. Он не подавляет, а торжественно венчает барабан, проре­занный удлинёнными и узкими окнами. При сооружении купо­ла были впервые в строительстве применены металлические конструкции из железа и чугуна.

Главным украшением собора является колоннада из 144 ко­лонн, расположенных в четыре ряда. Она естественно перехо­дит в широкую площадь, сливающуюся с главной магист­ралью Санкт-Петербурга — Невским проспектом. Мерный и сдержанный ритм колоннады с обеих сторон завершается ши­рокими проездами (около 7 м), напоминающими античные триумфальные арки. Современники сомневались, смогут ли ко­лонны выдержать тяжесть массивного свода, но их опасения оказались напрасными. Блестящий проект Воронихина был без­упречен не только с художественной, но и с технической точки зрения.

Ощущение торжественности и гармонии не только сохраня­ется, но и усиливается внутри здания. Стройные ряды парных колонн, высеченных из монолитных блоков розового гранита, разделяют пространства трёх нефов. Несмотря на скупость деко­ративного внутреннего убранства, стены, колонны и высокие своды собора блещут и переливаются полированным гранитом, мрамором и золочёной бронзой. К сожалению, А. Н. Воронихи­ну не удалось завершить строительство собора, но и то, что он ус­пел сделать, свидетельствует о выдающихся способностях мас­тера.

Желание царя Александра I (1777—1825) превратить Петер­бург в величественный имперский город, «мировую столицу», прославляющую русского императора, было осуществлено заме­чательным зодчим Карлом Ивановичем Росси (1775—1849), со­здавшим ряд монументальных творений в стиле ампир. Среди них — дворцово-парковый комплекс на Елагином острове (1818—1822), ансамбль площади со зданием Михайловского дворца (ныне Русский музей, 1819—1825), ансамбль Дворцовой площади со знаменитой аркой Главного штаба (1819—1822), ан­самбль Театральной площади с Александринским театром (1828—1839), здания Сената и Синода (1829—1834), определив­шие ансамбль Сенатской площади. Основной идеей архитектора стало прославление величия России, отражение её побед в Оте­чественной войне 1812 г. Планируя отдельное сооружение, Рос­си оформляет не только площадь перед ним, но и близлежащие строения в единый комплекс, который включает в цепь ансамб­лей города. Творения К. И. Росси по праву считаются вершиной русского градостроительства XIX в.

«Архитектурный театр» Москвы. В. И. Баженов и М. Ф. Казаков

Хотя «пред новою столицей померкла старая Москва» (А. С. Пушкин), именно здесь было создано немало архитектур­ных шедевров мирового значения. Главный из них — Пашков дом — принадлежит великому русскому зодчему Василию Ива­новичу Баженову(1737/38—1799). Этот дивный белый дворец, возвышающийся на холме, как на пьедестале, и сегодня являет­ся подлинным украшением Москвы. В общей композиции ан­самбля легко угадывается рука большого мастера, наделённого прекрасным знанием самых высоких достижений западноевро­пейской архитектуры, безошибочным чувством пропорций, ювелирной тонкостью отделки деталей, умением органично свя­зывать здание с окружающей природой.

Вход во внутренний двор усадьбы вёл через арку парадных въездных ворот, где был разбит пейзажный парк, ограждённый изящной кованой оградой с фонарями на столбах (в настоя­щее время сохранилась лишь часть решётки). В саду, укра­шенном беседками, фонтанами и скульптурой, гуляли редкие птицы. В прудах плавали экзотические рыбы и белоснежные ле­беди.

Великолепен главный дом с двумя низкими флигелями, под­чёркивающими протяжённость ансамбля и его раскрытость на­встречу Кремлю. Нижняя часть здания отделана рустом. Она выступает вперед и служит опорой для колонн портика и двух статуй, расположенных по его краям на уровне окон второго эта­жа. На фоне рустованной стены размещены арки оконных проё­мов, украшенные лепными гирляндами и масками львов. Они образуют своеобразную арочную галерею и подчёркивают общий ритм здания. Пилястры, охватывающие два главных этажа, придают стенам устремлённость вверх.

Зрительный эффект рассчитан таким образом, что взгляд не­пременно скользит вверх, к бельведеру (итал. belvedere — прекрасный вид) — круглой надстройке в виде павильона или бе­седки. До пожара в 1812 г. его венчала статуя богини Минервы. Лёгкость и изящество зданию придают античные вазы на балю­страде. Праздничная торжественность и нарядность здания до­стигнуты не обилием украшений, а соразмерностью частей, строгостью пропорций.

Всю жизнь В. И. Баженов мечтал возводить сооружения «к славе великой империи, к чести своего века, к беспримерной памяти будущих времён, к украшению столичного града, к уте­хе и удовольствию своего народа». Но, к сожалению, многим его замыслам не суждено было осуществиться. Фантастический план перестройки Кремля остался лишь в чертежах на бумаге и в деревянной модели. Екатерине II не понравились постройки дворцового ансамбля в Царицыно, на которые было потрачено целых 10 лет! По её приказанию строительство было запрещено: часть возведённых зданий следовало немедленно снести. Попав в опалу, Баженов покинул Москву и поселился в Петербурге. Павел I, давний поклонник и покровитель архитектора, вступив на престол, дал Баженову высокий чин действительного стат­ского советника, а через месяц подарил тысячу душ крестьян. Но царская милость пришла слишком поздно…

Новая московская архитектура конца XVIII — начала XIX в. обязана своими лучшими образцами творчеству Матвея Фёдоро­вича Казакова (1738—1812). За 50 лет своей деятельности он значительно изменил облик древней столицы, создав здесь нечто большее, чем десятки дворцов, общественных зданий, храмов и домов… Ему удалось не только не нарушить «естество» города, но и вступить в блистательный диалог с архитектурными соору­жениями старой Москвы.

Его имя не сразу засверкало на архитектурном Олимпе. В от­личие от В. И. Баженова, обучавшегося в Италии и во Франции, Казаков получил образование в России. Он был учеником из­вестного московского архитектора Д. В. Ухтомского (1719— 1774) и всегда ориентировался на русские архитектурные тради­ции. Диапазон его творчества был достаточно широк и включал общественные сооружения, храмы, усадебные и городские дома.

В 1768 г. судьба свела двух замечательных архитекторов вместе. Им было поручено создать «наиславнейшее в свете зда­ние» Большого Кремлёвского дворца. Несмотря на незавершён­ность работы, Казаков — первый помощник Баженова — про­шёл прекрасную школу архитектурного творчества. Сохранив­шиеся рисунки и чертежи для возведения увеселительных строений на Ходынском поле (1775), выполненные Казаковым с исключительным мастерством, ещё раз подчеркнули его архи­тектурное дарование. Императрица Екатерина II была вполне довольна и даровала ему чин архитектора. С той поры на него буквально хлынул поток заказов в Москве.

Петровский дворец — одно из самых значительных творе­ний М. Ф. Казакова. Ансамбль дворца представляет собой па­радный двор, замкнутый одноэтажными служебными корпуса­ми, прерывающимися восемью башнями (по четыре с каждой стороны). Классические мотивы сочетаются здесь с традицион­ными древнерусскими (бочкообразные столбы, стрельчатые ар­ки и окна, висячие гирьки, затейливые наличники). Красные кирпичные стены покрыты прихотливой вязью белокаменного декора. В архитектурном облике дворца также присутствуют го­тика и нарышкинское барокко.

Через год М. Ф. Казаков уже обду­мывал проект здания Сената в Кремле. Поразительное чувство меры и масшта­ба присущи треугольному в плане зда­нию (такую форму имел участок под строительство) с огромной купольной ротондой. Кажется, в нём ожили дух Античности и классические «законы чистого разума». В «безмолвную грома­ду камней холодных» Казаков сумел вдохнуть жизнь. Центры фасадов были искусно украшены дорическими колон­нами и пилястрами. Строгость и просто­та внешнего облика Сената контрастиро­вали с пышным интерьером Круглого за­ла, который современники справедливо называли «русским Пантеоном». Вдоль его стен идёт торжественный ряд коринфских колонн, в про­стенках между колоннами помещены рельефные панно. Высо­кий купол (диаметр 24,7 м) богато украшен кессонами. Екатери­на II, вступившая под его величественные своды, не смогла сдер­жать своего восторга.

К величайшим творениям М. Ф. Казакова принадлежат и здание «жилища наук» — Московского университета (1786— 1793), здание Благородного собрания (1784—1790-е), Голицын- ская больница (1796—1801, ныне Первая градская больница) и другие сооружения. Кроме того, он оставил нам свои бесценные альбомы чертежей всех главных московских построек. Рассмат­ривая их сегодня, мы как будто совершаем путешествие по ста­рым улицам Москвы, любуясь его гениальными творениями. И становятся понятными чувства, переполнившие душу худож­ника, когда он получил известие о пожаре в Москве в 1812 г. Он был воспринят М. Ф. Казаковым как великая национальная тра­гедия, принёсшая крушение всех его планов и замыслов.

Московский классицизм

Московский классицизм – одно из региональных направлений русского классицизма в архитектуре второй половины 18 – начала 19 века.

Дом Пашкова.

Распространение этот стиль получил после указа Петра III «О вольности дворянства» в 1761г. В Петербурге городские постройки были строго регламентированы, а в Москве сохранялся привычный патриархальный уклад. Старая Москва была ограничена в пространстве, дома стояли довольно тесно. Строили в то время в разных стилях, не выдерживая общую концепцию, как в Петербурге, однако, всегда, по свидетельству историков, присутствовал специфический местный акцент, который давал возможность характеризовать постройки как типично московские.

Многие специалисты определяли московский акцент как сумбурность, нелогичность и аляповатость строений. Нередко даже в документах не указывали имя зодчего, в то время как в Петербурге по характеру фасада здания можно было определить имя архитектора.

Традиционный вид постройки в Москве того времени – городская усадьба. Существовало две разновидности усадьбы: когда дома выходил фасадом на улицу, а все постройки и сад находились за ним, или когда дом располагался в глубине двора, усадьба была ограждена решеткой с воротами.

В отличие от петербургского классицизма, классицизм в Москве больше связан с традициями древнерусского зодчества.

С 1762 г. главным архитектором Москвы был К. Бланк (1728-1793), в 1787 г. его сменил И. Еготов. Основоположником московской архитектурной школы считается князь Д. Ухтомский (1719-1774). В 1749 г. он основал Архитектурную школу, из которой впоследствии вышли выдающиеся зодчие М. Казаков (1738-1812) и А. Кокоринов (1726-1772).

Питомцев школы не посылали за границу, а обучали по образцам, например, по гравюрам Ж. Ф. Блонделя Старшего. Лучшие постройки московского классицизма связаны с именем М. Казакова. Для его работ характерны центрические композиции в виде ротонды с куполом. Например, здание Сената в Кремле (1776-1788), здание Московского университета (1786-1793).

Здание Сената в Кремле (1776-1788гг.) арх. М. Казаков.

Храмы М. Казаков возводил в виде ротонд с колокольнями. Многие современники обращали внимание на эклектичность его композиций. При этом никто не умолял его умения создавать гармоничные композиции.

Храм на Никитской. Церковь Вознесения (Большого) у Никитских ворот в Москве. 1798-1812, 1827-1848. Архитекторы: Казаков М.Ф., Шестаков Ф.М., Бове О.И. Заказчик: князь Г.А.Потемкин.

Примером классицизма в архитектуре Москвы является дом И. Юшкова (Мясницкая улица. 1780-е гг.) авторство этого строения приписывают зодчему В. Баженову, дом П. Пашкова (1784-1786гг), также созданного Баженовым.

Дом Юшкова. (Мясницкая улица. 1780-е гг.). авторство этого строения приписывают зодчему В. Баженову.

В стиле московский классицизм построены и многие загородные усадьбы: Юсуповых (Архангельское), Шереметьевы (Останкино, Кусково), Демидовых (Петровское-Алабино). Фото: Загородная усадьба Юсуповых в Архангельском.

В 1784 году по приказу Николай Алексеевич Голицына – предыдущего владельца усадьбы — началось строительство Большого дворца по проекту французского архитектора Ж. Гюрне (Jacob Guerne), а в 1790-х годах итальянский ландшафтный архитектор Д. Тромбаро(Giacomo Trombaro) устроил перед дворцом великолепный террасный парк из двух частей с мраморными балюстрадами.

Загородная усадьба Юсуповых в Архангельском.

Загородные усадьбы, по свидетельству историков, нередко выглядели эклектично: например, деревянный сруб соединяли с колоннами из бревна, обшитого фанерой и холстом и покрытого слоем штукатурки.. В результате московский классицизм так слился с российской природой, что стал неотъемлемой ее частью.

Пример отреставрированной загородной усадьбы в стиле московский классицизм.

Такая композиция могла быть дополнена мезонином, фронтоном и даже гипсовыми львами у центрального входа. Подобные сочетания не казались обывателю дурным тоном, напротив, все считали подражание классике хорошим вкусом. О домах в этом стиле неоднократно упоминали в своих произведениях великие российские писатели.

Классицизм в Москве историки признавали менее строгим и рациональным, чем в Петербурге, зато в нем просматривались национальные черты, большая терпимость к дополнениям. Вот как описывает московскую городскую усадьбу М. Загоскин: «Деревянный дом… построен на двенадцати саженях, с большим мезонином, на фронтоне которого … вытиснутый на латуни герб… Весь дом окрашен в бледно-палевый цвет, исключая … орнаменты, которые покрыты белою краской. Перед домом обширный двор с двумя воротами, из которых одни всегда заперты; на воротах неизбежные алебастровые львы. Позади дома сад на трех десятинах, с порядочным прудом и красивой беседкой».

Дом с мезонином стал считаться непременным атрибутом любого москвича среднего сословия. Была регламентирована окраска: светло-серый, охра, палевые тона, каменные дома предлагалось белить. В темные тона красить запрещалось.

После пожара в Москве 2-6 сентября 1812 г. выгорело две трети города. В 1813 г. была организована Комиссия для строения города Москвы, в которую вошли архитекторы О. Бове, В. Стасов, Д. Жилярди, В. Гесте, А. Григорьев. Комиссию возглавил О. Бове (1784-1834гг.). Он разработал планировку центральных площадей Москвы. Архитектор О. Бове является автором проекта здания Большого театра (1821-1824гг.), Александровского сада у стен Кремля и триумфальной арки у Тверской заставы (1826-1834гг.).

Здание Большого театра. Арх. О. Бове. 1821-1824 гг.

Д. Жилярди (1785-1845гг.) — автор строений в Кузьминках под Москвой. Прославились своими работами братья Григорьевы (А.Григорьев (1782-1868гг.) и Д. Григорьев (1789-1856гг.)), Е. Тюрин (1792-1870гг.).

Несмотря на то, что после победы над Наполеоном, в оформлении московских домов появились элементы ампира: венки, факелы, грифоны, стрелы и т.д., пропорции зданий, характер построения усадьбы в стиле московский классицизм оставался прежним еще многие годы.

автор: Марина Калабухова

это… Идеи и черты классицизма, классицизм в литературе, русский классицизм

Что такое классицизм?

Классицизм — это большой стиль в европейском искусстве XVII-XIX веков, который опирается на принципы древнегреческого и древнеримского искусства. Искусство эпохи классицизма подвержено четким канонам, а иногда и иерархии, оно призвано воспитывать нравы и просвещать общество. Классицизм обращается к вечному, к идеальному, отбрасывая все случайное и временное.

Как любой большой стиль, классицизм затронул все сферы искусства, его можно проследить в архитектуре, литературе, скульптуре, живописи, театре и музыке.

Когда появился классицизм?

Слово «классицизм» происходит от латинского classicus — образцовое. Считается, что стиль появился в Западной Европе XVII века — в первую очередь, во Франции и Италии. Вторая волна — или «неоклассицизм» — приходится на вторую половину XVIII — начало XIX веков. В это же время стиль приходит и в Россию — у нас его называют просто «русский классицизм».

Классицизм в Европе и России

Важно не забыть, что в Европе и России под периодами классицизма и неоклассицизма подразумевается разное время. Русский классицизм совпадает по времени с европейским неоклассицизмом, европейский классицизм был на век раньше, а период неоклассицизма россии — на век позже.


Европа

Россия

Классицизм

XVII век

Конец XVIII — начало XIX века

Неоклассицизм

Конец XVIII — середина XIX века

Конец XIX- начало XX века


Идеи классицизма

Рене Декарт Источник: Wikimedia

Классицизм развивался под сильным влиянием идей эпохи просвещения, и в частности — философии рационализма Декарта. В традиции классицизма во главе угла стоит разум, а не чувства, он же является единственным возможным источником гармонии и красоты. Произведения искусства обязаны быть стройными и ясными, они должны быть подчинены четким законам логики, а их главная цель — «увеселяя научать».

Иерархия жанров классицизма

В эпоху классицизма считалось, что искусство должно нести в себе в первую очередь воспитательную роль. Благодаря этой логике, в живописи и литературе установилась строгая иерархия, где каждый жанр был на своем месте, а смешивать их считалось дурным тоном:

В художественных академиях выше всего ценилась историческая живопись, картины, которые описывали и трактовали события истории и мифологии, основываясь на определенной морали. Низким жанром считались картины на повседневные темы, портреты, пейзажи и натюрморты.

В литературе высокими жанрами считались трагедии, оды, эпопеи, мифологические и религиозные сюжеты и тд, а басни, комедии и сатира считались низким жанром. Тем не менее, и низкие жанры ярко развивались в эпоху классицизма: к этому жанру относятся, например, басни Лафонтена и комедии Мольера.

В русском классицизме иерархию жанров зафиксировал Михаил Ломоносов в теории «трех штилей»: высоким стилем считались оды, героические поэмы и трагедии, средним — элегии, драмы и сатира, а низким — комедии и басни.

Признаки классицизма

Для классицизма характерны в первую очередь подражание и канонизация античности. К темам античности художники стали обращаться почти сразу же после конца средневековья, но в 17 веке благодаря идеологии просвещения, Древний Рим и Греция действительно стали «золотым стандартом». Античные мотивы можно проследить во всех сферах искусства классицизма.

Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» (1784) Источник: Wikimedia

В театре

В театре каноном стало правило единства времени, места и действия, позаимствованное у древних греков. Пьеса должна была рассказывать об одном конфликте, который происходит в течение одних суток в одном месте. В таком формате писали Корнель, Расин и Мольер. Целью творчества становится поучение, а излюбленной темой — конфликт долга и чувств, героя и рока.

В поэзии

Михаил Ломоносов Источник: Wikimedia

В искусстве классицизма разум стоит превыше всего, именно разуму должна подчиняться форма и содержание любого произведения искусства. Поэзию эти идеи тоже не обошли стороной: стихотворения классицизма должны были быть достаточно понятны, легки и строги, и при этом не жертвовать изяществом, не превратиться в пошлость. Самые известные поэты классицизма, Никола Буало во Франции и Михаил Ломоносов в России, писали трактаты о том, как правильно писать стихи, внедряли четкую структуру, высокий слог и патетику. Например, в «Письме о правилах российского стихотворства» Ломоносов представил «силлабо-тоническую реформу» — первую систему «метров» русского стихосложения.

В архитектуре

Андреа Палладио. Вилла Ротонда близ Виченцы. Источник: Wikimedia

В архитектуре классицизм пришел на замену стилю барокко. Принципы стиля в архитектуре были сформулированы венецианским мастером Андреа Палладио.

Архитектуру классицизма отличает четкость и логичность форм, строгий, сдержанный декор и античный храмовый ордер, который был перенесен буквально на все, вплоть до частных домов.

Архитектурный классицизм множество раз менялся, принимал разные формы — его частью является как, например, наполеоновский ампир, который черпал вдохновение из имперского Рима, так и весь Санкт-Петербург, который почти целиком можно считать памятником классицизма.

Классицизм и сентиментализм

Сентиментализм возник на рубеже XVIII и XIX веков как антитеза рациональности классицизма. Если классицизм обращается к разуму, ставит долг и героизм превыше всего, то сентиментализм обращается к чувствам и эмоциям, к внутреннему миру. Для сентиментализма характерны отказ от пафоса и прямоты классицизма, и подчеркнутая чувствительность персонажей. Логика и ум больше не являются залогом гармонии, границы жанров стали мягче, а античные элементы используются уже без такой педантичности.

За сентиментализмом пришел романтизм, который по сути был открытым бунтом против идеологии классицизма. Тем не менее, мода на классицизм и его элементы время от времени возвращалась: в России конец XIX века иногда даже называют периодом «неоклассицизма», а архитектура заимствовала элементы классицизма вплоть до середины XX века. Наиболее яркий пример такого заимствования — это «сталинский ампир» в Москве.

Классицизм в архитектуре России (фото)

Классицизм в архитектуре России появился в конце XVIII и активно развивался до начала XIX века. Расцветала новая эпоха русского зодчества. Произошли ярчайшие изменения в архитектурном облике столиц, а также некоторых других городов. Далее рассмотрим, что собой представляет классицизм в архитектуре. Доклад по этой теме будет составить достаточно просто, используя материалы статьи.

Общие сведения

Классицизм является европейским культурно-эстетическим течением. Оно ориентировалось на античное искусство, в частности древнеримское и греческое. Также на развитие направления большое влияние оказала и мифология тех периодов. Что касается русской литературы, то в ней век классицизма был относительно неярок и короток. То же самое можно сказать и о музыке. Однако многочисленные шедевры классицизма в архитектуре России все же были оставлены потомкам.

Характер направления: описание

Классицизм в архитектуре (фото представлены ниже) отличается спокойным и четким ритмом, уравновешенностью и ясностью. Речь идет о выверенности пропорций. Симметрия представляла собой главный закон композиции. Особенности классицизма в архитектуре заключались в общей гармонии частей и целого. Что касается парадного входа в здание, то он должен был располагаться в центре и иметь вид портика. Подразумевается выступающая вперед часть сооружения с фронтоном и колоннами. При этом последние должны были отличаться от стен по цвету. Как правило, колонны имели белый оттенок. Стены были желтыми. Таковы основные черты классицизма в архитектуре.

Строительный процесс: упорядочение центра города

Классицизм в архитектуре России начал проявляться очень плавно. Упорядочение центра культурной столицы ознаменовалось возведением здания Адмиралтейства. Этот проект была разработан Андреяном Дмитриевичем Захаровым. В огромном здании архитектор решил выделить центральную башню. Массивное кубическое основание послужило толчком для создания динамичного вертикального ее продолжения. Все это сооружение переходит в меньшую конструкцию, имеющую легкую колоннаду. Далее происходит стремительный взлет золоченой иглы с корабликом. Тон всей архитектуре города на Неве был задан торжественно-мажорным ритмом Адмиралтейства. Кораблик превратился в его символ.

Классицизм в архитектуре Петербурга

В середине XVIII столетия этот столичный город отличали одиночные ансамбли. Он был очень схож со старой Москвой и утопал в зелени многочисленных усадеб. Позднее началась регулярная застройка его проспектов, которые, подобно лучам, расходились от Адмиралтейства. Чем примечателен классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга? Это, прежде всего, не отдельные здания, а целые ансамбли и проспекты. Классицизм в архитектуре Петербурга поражает своей гармоничностью, единством и уравновешенностью.

Возведение Биржи

В начале XIX века классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга начинал приобретать все большее значение. Бирже на стрелке Васильевского острова предстояло играть ключевую роль. Она должна была объединить ансамбли, которые сложились вокруг широчайшего участка русла реки. Тома де Томон, являвшийся французским архитектором, занимался проектированием Биржи и оформлением стрелки. А. Д. Захаров принимал участие в доработке проекта. Все задачи были решены блестяще благодаря творческому содружеству архитекторов. Система объединилась зеркалом Невы. Что касается объема здания самой Биржи, то он сравнительно невелик. Однако она уверенно противопоставлялась обширной водной глади. Во многом это достигалось благодаря ростральным колоннам и особенностям форм сооружения. Была прекрасно развита тема господства над могучей стихией. В частности, это относится к монументальному произведению, которое дополнило ансамбль.

Классицизм в русской архитектуре, скульптуре продолжал укрепляться. Подтверждение последнему кроется в могучих фигурах, которые украшали набережные главных рек страны. Над их созданием трудились многие мастера: В. И. Демут-Малиноский, И. И. Теребенев и С. С. Пименов. Эти и многие другие шедевры классицизма в архитектуре России по праву имеют мировое значение.

Работа над Невским проспектом

Речь пойдет о главной магистрали культурной столицы. С возведением Казанского собора проспект стал выглядеть как цельный архитектурный ансамбль. Проект был разработан Андреем Никифоровичем Воронихиным. К слову, его отец был крепостным крестьянином. За образец было взято творение Микеланджело. Речь идет о соборе св. Петра (в Риме). Воронихин использовал его мотивы. Таким образом было создано уникальное архитектурное произведение. Площадь, расположенная перед Казанским собором, с обеих сторон охвачена его колоннадой. Она стала сосредоточием общественной городской жизни. Позже здесь проводились демонстрации и митинги. В собор был перенесен прах М. И. Кутузова.

Исаакиевский собор

Он возводился в течение сорока лет. Речь идет о самом большом здании, которое было построено в первой половине XIX столетия в России. Внутри него единовременно могут присутствовать 13 тысяч посетителей. Проект разрабатывал Огюст Монферран. Что касается оформления внутреннего убранства и внешнего вида, то в нем принимали участие К. П. Брюллов и П. К. Клодт – художник и скульптор, соответственно. Задумывалось так, что собор будет олицетворять незыблемость и мощь самодержавия. Также это относится к тесному союзу с православной церковью. Здание собора поистине величественно. Оно производит неизгладимое впечатление. Тем не менее нельзя не упрекнуть заказчиков и авторов проекта в определенной гигантомании. Это свидетельствовало о том, что классицизм в архитектуре России начал переживать кризисный период.

Московская застройка

Ее, прежде всего, характеризовали не ансамбли, а отдельные здания. Что касается создания первых, то было весьма трудно воспроизвести их на изогнутых улицах, которые были буквально напичканы застройками разных эпох. Пожар, произошедший в 1812 году, не смог переломить их традиционного разностилья. Однако классицизм в архитектуре России даже сюда смог привнести яркие краски. После того как в Москве случился пожар, было возведено множество красивых зданий. Речь идет об Опекунском совете на Солянке, Манеже, Большом театре и так далее. Памятник Минину и Пожарскому воздвигли на Красной площади. Автором этого произведения является Иван Петрович Марсов. Скульптор соблюдал традиции классицизма. По этой причине герои облачены в античные одежды. Московский классицизм не мог похвастаться такой же величественной монументальностью, как петербургский. Ему были присущи маленькие особняки усадебного типа. Можно сказать, что московский классицизм больше приближен к человеку, очень наивен и свободен. Дом Лопухиных – лучший московский особняк, выполненный в этом стиле. Данный проект разрабатывался архитектором А. Г. Григорьевым. Он является выходцем из крепостных крестьян.

Застройка провинциальных городов

Она осуществлялась аналогично московской. Провинция могла похвастаться рядом крупных мастеров. Барокко и классицизм в архитектуре зданий Сибири прослеживались уже с начала XIX века. Эти черты находили отражение повсеместно. К примеру, в Воскресенском соборе Томска или Московских воротах Иркутска. Позже классицизм окончательно укрепился в Сибири. «Белый дом» — одно из лучших первых творений, которое было выполнено в этом стиле. Его построили купцы Сибиряковы. Позднее он превратился в генерал-губернаторскую резиденцию. Никольский казачий собор был возведен в Омске в соответствии с проектом известного архитектора. Речь идет о Василии Петровиче Стасове. Знамя Ермака хранилось именно в этом соборе.

Кризисный период

Он начался в 30-е годы XIX столетия. Современники перестали восхищаться угнетающим однообразием зданий с колоннами. Об этом также упоминал Н. В. Гоголь. В тот период Петербург был охвачен строительством доходных домов. Для них требовалось наличие нескольких подъездов. Однако, согласно канонам классицизма, можно было сделать лишь один главный ход, который должен был располагаться в центре сооружения. Нижние этажи доходных домов также претерпевали изменения. В них начали размещать магазины. Даже здесь нормы классицизма никак не могли быть соблюдены. Это было обусловлено наличием широких витрин. Таким образом, под натиском реалий современности классицизм вынужден был уйти.

Новые направления

Творческие мысли архитекторов начали основываться на принципах «умного выбора». Они считали, что сооружение должно быть исполнено в таком стиле, который наиболее соответствует его назначению. И все же конечный результат зависел от вкуса архитектора и пожеланий заказчика. Усадьбы помещиков начали строиться в стиле средневековой готики. При этом в городах возникали аристократические особняки, соответствующие всем канонам нового барокко. Иногда заказчики осыпали архитекторов нестандартными требованиями. Таким образом, у доходного дома могли появиться венецианские окна. Начался период смешения стилей.

Поздние знаменитые постройки

Новый Эрмитаж был построен в Петербурге по проекту, разработанному немецким архитектором Лео Кленце. Мощные гранитные атланты, охраняющие вход, декоративное оформление (новогреческий стиль) и равновесие частей – благодаря всему этому создан впечатляющий образ музея. Позднее был возведен Николаевский дворец. В нем явственно прослеживаются мотивы итальянского Ренессанса. Разработка этого проекта принадлежит архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру. Внутренние виды дворца производят особо сильное впечатление. Темная решетка перил подчеркивает разбег маршей парадной лестницы. Колонны отличаются особым изяществом. Кажется, что своды очень легко опираются на них. Создается впечатление, что архитектура наполнена внутренним движением. Что касается пространства лестницы, то оно раздвигается вверх и в глубину.

Вклад Константина Андреевича Тона

Его творческой целью было возрождение традиций древнерусской архитектуры. По проектам Тона были построены пятиглавые церкви, имеющие узкие арочные окна. Он использовал византийский и русский декор. Все эти элементы сочетались с симметрией и строгими пропорциями классицизма. С ним у Тона никак не получалось расстаться. Многим этот комбинированный стиль казался весьма искусственным. Однако в действительности дело было в другом. Главная причина – недостаточно глубокое освоение древнерусского архитектурного наследия. Николай I по достоинству оценил работы Тона. Архитектору предоставили несколько крупных заказов для Москвы. Большой Кремлевский дворец был построен именно под его руководством. Позднее состоялась закладка храма Христа Спасителя. Его возведение растянулось очень надолго. Стоит отметить, что сам храм задумывался как память об избавлении страны от наполеоновского нашествия. В 1883 году его торжественно освятили. В строительстве принимали участие многие талантливые русские мастера, среди них:

  1. Каменотесы.
  2. Литейщики.
  3. Инженеры.
  4. Художники.
  5. Скульпторы.

Также в храме установили мраморные доски, на которых были увековечены имена раненых и убитых офицеров. Там содержится информация о том, сколько солдат погибло в конкретном сражении. На этих мраморных досках увековечены и имена людей, которые пожертвовали свои сбережения для достижения победы. Что касается силуэта Москвы, то стометровая громада храма отлично вписалась в него.

ДОЛЖЕН ПРОЧИТАТЬ РУССКАЯ КЛАССИКА (108 книг)

1 Преступление и наказание
— пользователем

4,22 средняя оценка — 635,684 оценок

  • Хочу почитать
  • В настоящее время читаю
  • Читать

Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

2 Анна Каренина
— пользователем

4,06 средняя оценка — 673219 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

3 Братья Карамазовы
— пользователем

4.32 средняя оценка — 246 400 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

4 Война и мир
— пользователем

4,12 средняя оценка — 267706 оценок

Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

5 Мастер и Маргарита
— пользователем

4,29 средняя оценка — 246 936 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

6 Герой нашего времени
— пользователем

4.11 средняя оценка — 48 054 оценки

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

7 Евгений Онегин
— пользователем

4,10 средняя оценка — 52081 оценка

Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

8 Отцы и дети
— пользователем

3,95 средняя оценка — 70,756 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

9 Доктор Живаго
— пользователем

4.01 средняя оценка — 83879 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

10 Идиот
— пользователем

4,18 средняя оценка — 134 785 оценок

Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

11 Смерть Ивана Ильича
— пользователем

4,08 средняя оценка — 95 926 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

12 Один день из жизни Ивана Денисовича
— пользователем

3.96 средняя оценка — 93422 оценки

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

13 Заметки из подполья, Белые ночи, Сон смешного человека и Избранные из Дома мертвых
— пользователем

4.18 средний рейтинг — 73924 оценки

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

14 Мертвые души
— пользователем

3,97 средняя оценка — 67 239 оценок

Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

15 Обломов
— пользователем

4,08 средняя оценка — 29 837 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

16 Чайка
— пользователем

3.93 средний рейтинг — 24092 оценки

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

17 Первая любовь
— пользователем

3,79 средняя оценка — 10,126 оценок

Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

18 Вишневый сад
— пользователем

3,68 средний рейтинг — 29743 оценки

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

19 Капитанская дочь
— пользователем

3.84 средняя оценка — 15 548 оценок

Книга оценок ошибок. Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

20 Мастер и человек
— пользователем

3,97 средняя оценка — 4078 оценок

Книга оценок ошибок.Обновите и попробуйте еще раз.

Оценить книгу

Очистить рейтинг

21 Сказка о царе Салтане
— пользователем

4,23 средняя оценка — 7 575 оценок

Русская классика в киноформате

Мир видел свою долю великих писателей.Некоторые из них оказались русскими. Если вы уже сейчас можете читать великие литературные произведения на русском языке, похлопайте себя по плечу — вы прошли долгий путь! Однако, если вы еще не достигли этого момента, чтение переведенной версии или просмотр фильма на основе книг, которые мы обсудим в этом посте, может быть отличным началом. Вероятно, вы слышали названия некоторых из этих книг, не подозревая, что они созданы русскими авторами. Хотя есть много книг на выбор, я включу те, которые я действительно прочитал: «Война и мир», «Анна Каренина», «Лолита» и «Преступление и наказание.«Моя цель — не дать вам подробный обзор книги, а просто познакомить вас с некоторыми из классических произведений, созданных в умах некоторых из самых талантливых писателей России.

«Война и мир» Льва Толстого написан в 1860-х годах с большим вниманием к деталям. Имейте в виду, Толстой пошел на многое, чтобы точно описать историю, происходившую во время вторжения Наполеона в Россию в 1812 году. Если вы когда-либо читали ее, вы поймете, сколько деталей включено, учитывая период времени, в который она была написано, вы можете получить представление о том, сколько усилий было затрачено на его написание.Толстой также написал «Анну Каренину» через несколько лет после «Войны и мира». Человеческие качества, такие как любовь, ревность, горечь, мораль и тому подобное, безудержно пронизывают его произведения. Некоторые писатели, в том числе Набоков, Достоевский и Уильям Фолкнер, оценили «Анну Каренину» как лучшее художественное произведение, когда-либо опубликованное на бумаге. Персонажи не просто одномерны, события описываются с предельным вниманием к деталям, давая читателю ощущение присутствия. На мой взгляд, обе эти книги дадут вам представление о том, какой была жизнь в те периоды времени, о которых писал Толстой.Было предпринято несколько попыток вывести эти работы на экран, одни были успешнее других. Мой личный фаворит — это четырехсерийный сериал, получивший «Оскар».

http://www.youtube.com/watch?v=W4EcRSoOG_w&list=PL52974DA4C8ACB299&index=1

Новый взгляд на Анну Каренину довольно уникален, возможно, слишком «уникален» для обычного человека.

Владимир Набоков подарил нам «Лолиту» в середине 1950-х годов. История, казавшаяся запутанной и причудливой в 1950-е годы, сегодня кажется более подходящей.Мужчины среднего возраста, жаждущие девочек до подросткового возраста, тогда были более табуированы, хотя сейчас это не говорит о том, что это нормально. Достаточно включить новости сейчас, чтобы увидеть истории об учителях и учениках, вступающих в аморальные отношения. Инциденты, подобные Вуди Аллену, сейчас столь же обычны, как и слышать, как политик путает реальность и истину. Смелая история в сочетании с несколько юмористической манерой Набокова использовать язык делают чтение интересным. Я должен признать, что мне понравился этот фильм 1997 года почти так же, как и сама книга.Мне посчастливилось найти полный фильм на YouTube, попробуйте, если вы его еще не видели 🙂.

Моральный кодекс и «психологические шахматные матчи» выходят из-под контроля в классике Федора Достоевского «Преступление и наказание». Написанная в 1860-х годах, эта книга содержит убийство, философию, драму в высшей степени, судьбу и все, что вы ожидаете от современной тайны убийства — за исключением того факта, что мы все время знаем личность убийцы. Драма, которая разворачивается на этих страницах, делает эту книгу такой, которую вы бы предпочли закончить, прежде чем отложить ее — по крайней мере, для меня.Что касается киноверсии этого романа, то вот пара ссылок, одна на русском, другая на английском.

http://www.youtube.com/watch?v=0L84hEtvKdw

Снова и снова, когда я размышляю о том, что потребовалось этим литературным гениям для создания этих произведений искусства, мне напоминают о моих собственных ограничениях как писателя. Эти великие авторы пришли из совершенно другого периода времени, у них было меньше преимуществ, чем у меня, но их работы выдержали и будут продолжать выдерживать испытание временем. Поскольку эти шедевры были написаны за много десятилетий до эпохи Интернета, это делает их работы еще более впечатляющими.В настоящее время у нас есть возможность с помощью Интернета и различных инструментов для письма легко писать и исследовать, наслаждаясь домашним комфортом — нам не нужно ходить в различные библиотеки, искать экспертов или делать что-то большее, чем пользоваться кончиками пальцев. Это не значит, что хорошо писать легко, но исследования и написание стали проще; не говоря уже о том, что мы можем легко получить в свои руки копии стольких миллионов наименований, которые было нелегко получить в былые дни.

15 лучших произведений русской классической музыки

26 сентября 2014, 14:34 | Обновлено: 5 апреля 2017, 17:41

От национализма «Могучей кучки» до революционного Устава Стравинского и великолепных фортепианных концертов Шостаковича — это лучшие классические произведения, которые русские композиторы подарили миру.

Симфоническая, камерная, инструментальная, хоровая — Лучшая русская музыка. Вот много всего, что нужно для начала!

Михаил Глинка: Руслан и Людмила , Увертюра (1842)

Отец русской музыки, Глинка повлиял на своих соотечественников, чтобы они создали свой собственный национальный стиль. Опера « Руслан и Людмила » — это народная сказка со всем необходимым — прекрасная принцесса, доблестный жених, злой волшебник, похищение, битвы и спасение.Чайковский называл Руслана, «царем опер». Захватывающая увертюра сама по себе является фаворитом и исполняется больше, чем опера.

Милий Балакирев: Исламей (1869)

Националистическая музыка Балакирева была полна аутентичных русских ноток. Ислама написал после поездки на Кавказ, оставившей глубокое впечатление. Произведение оказало большое влияние на других композиторов, включая других участников группы, известной как The Mighty Handful или The Five. Бородин процитировал Ислама в князя Игоря , как и Римский-Корсаков в Шахерезада . Это чрезвычайно сложно; Скрябин серьезно повредил правую руку, фанатично занимаясь этим.

Мусоргский изначально написал свой набор живописных пьес для фортепиано в честь своего покойного друга, художника Владимира Гартмана. Сегодня картин с выставки чаще всего звучит в оркестрованной форме, обычно это красочная версия Равеля 1922 года.

Петр Ильич Чайковский: 1812 Увертюра (1880)

От вступительного русского гимна до пафосной артиллерийской стрельбы, завершающей эту откровенно националистическую пьесу, это один из величайших примеров того, как Чайковский был мастером оркестровки.

Когда в 1880 году царь Александр II отмечал свой Серебряный юбилей, он поручил Бородину — другому из «Могучая кучка » — написать симфоническую поэму.Он должен был быть саундтреком к картине vivant — с актерами в позе на съемочной площадке, освещенными, чтобы напоминать картину. «Производство» было прекращено после покушения. Римский-Корсаков спас пьесу для своего сезона 1880 года с оркестром Русской оперы.

Николай Римский-Корсаков: Шахерезада (1888)

Римский-Корсаков, также участник The Five , произвольно основал свою симфоническую сюиту на рассказах из Arabian Nights .Несмотря на то, что в оригинальной коллекции 1001 ночь, в его версии всего четыре механизма. Римский-Корсаков остановился на названии произведения, потому что он считал, что оно «знакомит всех со сказочными чудесами арабских ночей и Востока в целом».

César Cui: Orientale (1894)

Сезар Куй, наименее известный член The Five , был профессиональным военным инженером, специализирующимся на фортификации.Музыка Цуй в значительной степени забыта, за исключением Orientale , девятой пьесы в его коллекции скрипок и фортепиано Kaleidoscope . Его часто переделывают для виолончели и фортепиано.

Александр Глазунов: Времена года (1899)

Плодовитый Глазунов исполнил восемь симфоний, сочинил камерную и хоровую музыку, скрипичный и два фортепианных концерта. Еще он написал три балета. Последний, The Seasons , премьера состоялась в Санкт-Петербурге.Санкт-Петербург в 1900 году. Нетрадиционно, но балет не имеет сюжета, а вместо этого создает четыре картины на основе смены времен года.

После провальной премьеры Симфонии №1 Рахманинов впал в глубокую депрессию и пережил тяжелый писательский блок. К счастью, сочинение его фортепианного концерта № 2 ознаменовало его полное выздоровление. Славная мелодия за славной мелодией льется из клавиатуры. Если, слушая вторую часть, вы думаете, что, возможно, слышали мелодию где-то еще раньше, послушайте мощную балладу, All By Myself .

Скрябин: Поэма экстаза (1905-1908)

Скрябин описал музыку как наиболее развитое из всех человеческих искусств, а экстаз — как наиболее развитую из всех человеческих эмоций. Программа Скрябина делит произведение на три части: его душа в оргии любви; реализация фантастической мечты; и слава его собственного искусства.

Парижская премьера балета Стравинского вызвала самый известный бунт в истории музыки.Грустная, жестокая партитура была скандальной из-за пренебрежения к принятому балету и кажущегося отказа придерживаться каких-либо традиций. К моменту окончания первой части балета уже прибыла полиция, которая пыталась успокоить возмущенную публику. Он по-прежнему впечатляет.

Первая большая идея Прокофьева для «Ромео и Джульетта» , вероятно, была немного за гранью черты: он собирался изменить ее, чтобы иметь счастливый конец. Но так далеко он не зашел.Центральным элементом произведения должны быть «Монтекки и Капулетти», иногда известные как «Танец рыцарей». Это музыка, которая, возможно, не была похожа на настоящую драму с момента ее написания.

Рейнхольд Глиер: Концерт для арфы (1938)

Для написания этого произведения Глиер посоветовался с арфисткой Ксенией Эрдели. Она сделала так много предложений, что он предложил отметить ее как соавтора, но она отказалась. Доступные и романтичные, есть моменты, которые напоминают венский классический стиль и русский романтический национализм.

Чтобы подготовиться к этому произведению, композитор совершил поездку по Италии, посетив места, находящиеся в центре знаменитой истории о восстании рабов. Безусловно, самый захватывающий момент наступает во втором акте, когда Спартаку удается освободить свою жену Фригию, и влюбленные празднуют. Эта тема стала еще более популярной благодаря ее использованию в телевизионной драме The Onedin Line .

Через четыре года после смерти Сталина Шостакович написал это великолепное произведение в качестве подарка на день рождения своего сына Максима — опытного пианиста.По обе стороны задушевного Анданте — два жизнерадостных движения, наполненных непреодолимым чувством веселья. Шостакович, видимо, скрыл в музыке всевозможные семейные отсылки — шутки, которые по-настоящему понимали только он и Максим.

.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*