Рокайль в архитектуре: Зарождение рокайля. Арабески / Архитектура барокко / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

Зарождение рокайля. Арабески / Архитектура барокко / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

«Рокайль» (rocaille), в западной архитектуре и декоративном искусстве — стиль XVIII века, характерной особенностью которого являются тщательно разработанные орнаментальные мотивы в виде стилизованных ракушек, камней и спиралей. Термин «рокайль» ведет свое происхождение от словаря садоводов. Поскольку он связан с украшениями фонтанов и гротами из ракушек, его близость к водной стихии очевидна. Рокайль представляет собой одно из наиболее выдающихся проявлений стиля рококо в архитектуре и интерьере, разработанного во Франции в период правления короля Людовика XV (1715-1774 гг.). Стиль рокайль определялся как реакция как на классическую строгость уже исчерпавшего себя стиля барокко, так и на возродившийся интерес к природе и естественным наукам. Во Франции слово «рокайль» означает «булыжник» или «галька». Рокайль чаще всего проявляется на небольших фрагментах мебели в бытовых предметах, особенно в таких личных вещах, как табакерки и ручные зеркала. В отделке стен деревом или штукатуркой рокайль проявляется в использовании узоров в виде раковин, гальки и цветов, папоротников и коралловых форм, выделенных асимметричными простыми или двойными кривыми. Первоначально этот термин применялся для обозначения причудливых и искусственных гротов, сооружавшихся в парках в период позднего Возрождения.

Рокайль в зародыше встречается и в гротеске, который со временем получил другое наименование — арабески. Здесь также присутствует постоянная игра с устойчивым и неустойчивым, вкус к причудливому и странному. Однако в самом начале XVIII в. во Франции появляются радикальные новшества: слияние с другими типами украшений, прежде всего с трофеем и картушем, стремление выйти за строго очерченные рамки и обретение пластичности.

Первым признаком зарождающегося стиля можно считать новое орнаментальное решение рамки. Украшения, прежде живописные и ограниченные пределами панно, становятся лепными и захватывают саму рамку, контуры которой теряют устойчивость. Этим изначальным расползанием объясняется всегда присущая рокайлю любовь, к пустым поверхностям. В отличие от гротеска, пышные орнаменты никогда — даже в самых дерзких композициях — не покрывают стену сплошным узором. С другой стороны, мотивы рокайля тяготеют к натурализму, хотя довольно быстро происходит слияние ракушек с картушами, вязи с листвой, трофеи с камешками, и подобная стилизация часто не позволяет определить, к какому миру — минеральному, растительному или животному — относятся эти формы.

Первый импульс был дан Пьером Ле Потром в правление Людовика XIV — в частности, в Марли. Опнор, работавший для регента (Пале-Рояль) и Вассе, более связанный с прежним двором (интерьеры отеля Тулуз), принадлежат к числу самых выдающихся творцов эпохи Регентства. В 1730-е г, торжествует «живописный стиль» — кульминация рокайля во Франции. Наиболее известными его представителями были Мейсоннье, создавший рисунки для баронессы Безенваль, маршала Биленского и княгини Чарторыжской, и особенно Пино, который работал в отелях Руйе, Виллар, Роклор и Мазарини.

Арабески на потолке, расписанном 1697 году Рене Шово для Стокгольмского дворца Тессин, близки к стелю Жана Берена, главного французского декоратора конца XVII в. Завитки и орнаментальные полоски, которые восходят к вышивкам и мавританским узорам, сочетаются с традиционными для гротеска балдахинами, фигурками и драпировками. Достигнутый живописными средствами эффект композиции в рамке сходен с тем впечатлением, котоого будут добиваться несколько лет спустя создатели рельефных украшений настенных панелях.

Арабески Клода Одрана, более легкие, чем арабески Жана Берена, стилистически скорее напоминают традиционный гротеск. Здесь представлены изящно позирующие женщины, разнообразные чудовища и тонкий растительный орнамент. Клод Одран, который на короткое время привлек к работе Ватто, был самым знаменитым создателем арабесок в начале XVIII в.

Читайте также:

  • Архитектура барокко
  • Основные признаки барокко
  • От рокайля к рококо
  • Интерьер в стиле рококо
  • Многообразие стилей
Источники



Архитектура для художников. Рококо, модерн, ар-деко — Gamedev на DTF

Продолжаем базовый разбор архитектурных стилей для художников.

5930 просмотров

Художники обращаются к архитектуре, когда им нужно нарисовать локацию в историческом сеттинге — или создать новый стиль на базе уже существующего. В этой серии мы рассказываем, какие есть архитектурные стили и на что стоит обратить внимание. Рекомендуем начинать знакомство с темой с первой статьи.

Рококо и барокко

В прошлый раз мы остановились на барокко — значимом архитектурном стиле, появившемся в конце XVII века. Бок о бок с ним идет рококо — стилистическое явление, сформировавшееся в середине XVIII века. На первый взгляд эти стили довольно похожи, их часто путают, но на самом деле они идейно отличаются, и разбирать их лучше в сравнении. Барокко зародился в Италии, рококо — позже во Франции, и географические, культурные и временные различия нашли отражение в деталях обоих стилей.

После смерти Луи XIV Версаль перестал быть средоточием французского двора. Знать вернулась в свои имения и приступила к обновлению жилищ. Произошел отказ от насыщенных цветов и дорогих металлов, столь любимых в барокко, в пользу асимметрии, причудливых орнаментов и пастельных тонов. Интерьеры стали более камерными, а картины на стенах — игривыми. Пришла эпоха рококо.

Типичный сюжет для живописи эпохи рококо.   «Качели» Жана Фрагонара

Напомним: барокко — драматичный, роскошный стиль, вызывающий сильные эмоции. Рококо же более игривый и легкий, он призван развлекать зрителя. В живописи несколько проще отследить отличия между обоими стилями, чем в архитектуре, поэтому упомянем здесь ее тоже. Картины рококо изображают сцены любви, природу, любовные приключения и воспевают молодость. Для барокко эти темы слишком фривольны.

Палитра тоже отличается. В барокко предпочитали глубокие, контрастные цвета. Для рококо же характерна легкая, светлая цветовая гамма из розовых, желтых и голубых оттенков.

В архитектуре рококо присутствует в меньшей степени, чем в живописи, в основном в интерьерах и декоре, но тема любовных ухаживаний и соответствующей обстановки в них легко прослеживается.

Сравним интерьеры рококо и барокко.

Интерьер в стиле рококо ─ уютный, светлый. Здесь проводили время с друзьями за играми и флиртом.

А вот интерьер в стиле барокко.

Интерьер в стиле барокко ─ торжественный и помпезный. Не очень располагает к игривым настроениям.

От барокко рококо унаследовал обилие света в интерьерах. Количество освещенной площади увеличилось за счет использования высоких французских окон, множества зеркал, канделябров и подсвечников.

Декор рококо включал обилие цветов, завитков, S-образных изгибов, гирлянд и раковин. Также прослеживаются японские мотивы. В основе декора лежат орнаменты рокайль и картуш. Рокайль — это лепнина в виде стилизованных раковин, камешков и гребней, а картуш — лепное украшение в виде щита или свитка с завитками.

Орнамент в стиле рококо мог выглядеть так.

Иллюстрации из альбома Роберта Коха

А это то, как применялся рокайль.

Рокайль в декоре рококо. На всякий случай еще раз, рокайль — это лепнина в виде стилизованных раковин, камешков и гребней. 

А это картуш.

Картуш в лепнине на потолке. Напомним, картуш — лепное украшение в виде щита или свитка с завитками.

По сравнению с барокко, стиль рококо более изящный, женственный и тонкий. Роскошный и помпезный барокко больше характерен для дворцов, а рококо применялся для оформления личных пространств и создания уютной и комфортной атмосферы.

Сюжет настольной игры Rococo: Deluxe Edition развивается в интерьерах рококо

Если вам интересно ощутить атмосферу этого стиля, советуем обратить внимание на «Марию Антуанетту» Софии Копполы. Подробнее тут.

Модерн

Модерн (не путать с архитектурным модернизмом) пришел в архитектуру в в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Этот стиль соответствовал запросам нового индустриального общества: множество вокзалов, больниц, промышленных павильонов и других общественных зданий построены с применением принципов этого направления.

В строительстве начали применяться новые материалы и конструкции, такие как бетон, стекло, металлические каркасы. Стало возможным возводить большие здания с множеством протяженных пролетов, и все это нашло отражение в зданиях эпохи модерн. Этажность зданий также увеличилась.

Здание компании “Зингер” в Санкт-Петербурге — типичный представитель архитектуры модерна

Конструктивные особенности теперь позволяли увеличить в постройке площадь остекления. Помимо функциональной стороны в модерне важна и декоративная составляющая: тут вы найдете плавные линии на фасадах, плиточную облицовку, применение растительного орнамента в оформлении.

В модерн фасады превращаются в живые организмы с растительными орнаментами, фантастическими животными или рельефами в форме женских головок.

А это маскарон (декоративный рельеф) в виде головы девушки.

Как видите, модерн сохранил большой интерес к декору. Рельеф 1902 года

Модерн уникален тем, что он распространился на все сферы искусства, от живописи и декора до архитектуры. Во многом его можно было назвать «сконстурированным» направлением. Одной из его задач было показать, что в искусстве жить красивее и интереснее, чем в реальности.

Любопытный факт: поскольку отправной точкой архитектуры модерна считается Эйфелева башня, то за этим стилем закрепился французский синоним «ар нуво». Иллюстрацию взяли из игры The Saboteur.

Чикагская школа

Модернизм (его часто путают с модерном из-за схожего звучания) случился в двадцатом веке. Его отдельным воплощением являлась Чикагская школа — начальный этап формирования новой американской архитектуры XX века, когда появились первые небоскребы, ассоциирующиеся у нас с современным американским городским пейзажем.

Школа обязана своим появлением страшному пожару, случившемуся в Чикаго в конце XIX века.

Литография Currier & Ives, показывающая пожар в Чикаго на мосту Randolph Street.  

Тогда была уничтожена значительная часть старого деревянного города. При восстановлении построек стали прибегать к металлическим конструкциям и элементам. Этажность зданий увеличивалась, стало возможным использовать обширное остекление.

Чикаго-билдинг ─ пример здания Чикагской школы

Отличительной чертой направления являются “чикагские окна” — прямоугольные окна, жестко закрепленные по центру с распахивающимися створками по бокам.

Чикагские окна.

Чикагская школа как явление просуществовала недолго, но заложила основы формирования современной американской городской застройки.

Действие Watch Dogs происходит в Чикаго, и архитектура чикагской школы естественным образом нашла отражение в локациях игры.

Ар-деко

Стилистическое направление ар-деко сформировалось в середине 1920-х годов после Международной выставки декоративного искусства и промышленности, прошедшей в Париже. Этот стиль был реакцией на прошедшую Первую мировую войну и революцию в России. Это эклектичное, броское, запоминающееся направление в архитектуре, живописи и моде, просуществовавшее до 40-х годов прошлого века.

Небоскреб Крайслер-билдинг в Нью-Йорке ─ символ ар-деко

Иногда даже специалистам сложно определить, где заканчивается модерн и начинается ар-деко, все таки тут элементы модерна и неоклассицизма невероятным образом сочетаются друг с другом и с африканскими, египетскими и восточными мотивами.

В архитектуре и дизайне ар-деко преобладают геометрические фигуры, четкие линии и углы, ступенчатые формы. Большую популярность приобрел декор в виде симметричных изгибающихся линий и зигзагов, ромбов, кругов, квадратов.

Люстры и светящиеся колонны для парохода «Нормандия».  Рене Лалик

Цветовые решения были построены на принципах контраста. Часто можно было встретить переплетение мягких и пастельных цветов с кричащими и сочными.

Женщина с мандолиной Тамара Лемпицка

Для стиля характерно использование дорогих материалов — блестящих латуни и стали, дерева с инкрустацией, серебра. Также в интерьерах можно встретить слоновую кость, крокодиловую кожу, различные анималистические орнаменты.

Интерьер в стиле ар-деко, конец 1920-х годов

Ар-деко воспевал роскошь и изобилие, которые мог позволить себе средний класс в перерыве между двумя мировыми войнами. Он просуществовал недолго, но оставил яркий след в истории искусства, до сих пор вдохновляющий художников и творцов.

Действие игры BioShock происходит в подводном городе, наполненном зданиями в стиле ар-деко

Сеттинг игры Transistor вдохновлен стилем ар-деко. Подробнее о том, как создавался визуальный ряд игры, читайте тут. 

Стефания Косюг, автор в Smirnov School. Мы — онлайн-школа, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.

Рокайль | Описание, история и факты

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Факты и сопутствующий контент

Рококо

 

Часто путают или используют эквивалентно, стиль рококо , стиль Людовика XV и орнаменты рокайль на самом деле могут обозначать одни и те же предметы. Однако стиль рококо развивался по всей Европе, а стиль Людовика XV и орнаменты рокайля касаются только Франции.

Во Франции мы говорим об орнаментах Rocaille, чтобы описать изогнутые украшения, украшенные ракушками и овощами . Именно в 19 веке был изобретен термин «Рококо» , сокращение Rocaille и итальянского Baroco для иронического описания конца стиля барокко.

Действительно, стиль «рококо» — это название, данное последней эволюции стиля барокко между 1730 и 1758 годами. Барокко до крайности, буйное рококо относится, в частности, к архитектуре Италии и Пруссия o f Фридрих II , где говорится о Фредерик Рококо . Сан-Суси Дворец в Потсдаме — красноречивый тому пример. Франция также знает некоторые архитектурные достижения, такие как Place de Nancy , где можно полюбоваться металлургическим заводом Жана Ламура , но в меньшей степени.

Эта последняя эволюция барокко совпадает во Франции с концом Людовика XIV».0142 правление и Регентство . Так, стиль Регент и особенно стиль Людовика XV смягчают линии, используют изгибы и встречные изгибы , а также орнамент «рокайль». Короче говоря, орнамент Рокайля является частью словаря стиля Людовика XV и стиля Регентства и особенно касается декоративно-прикладного искусства.

Орнеманисты Жиль-Мари Оппенор , Жюст-Орель Мейсонье , Николя Пино используют мотивы рокайля в своих украшениях, отдавая предпочтение асимметрии и фантазии. Эти мотивы вторгаются в декор таких предметов, как вазы, утюги, фарфоровые сервизы, а также в декор филенчатой ​​комнаты, надкаминной и камины .

Около 1760 года «рококо» окончательно надоедает публике, и мы видим возникновение неоклассического стиля, возвращение к упорядоченным формам, вдохновленным античностью . Легкость и очарование, которые характеризовали Регентство и правление Людовика XV, до сих пор делают мечту 19-го века, так что все это время продолжают производить предметы в стиле рококо или стиля неорококо .

 

Георг Венцеслав фон Кнобельсдорф, Музыкальная комната во дворце Сан-Суси, около 1745 г., Потсдам, Германия.

Жан Ламур, Ворота площади Станислас, 1755 г., Нанси.

Ваза с оправой из позолоченной бронзы, 1743 год, Версальский дворец.

Франсуа-Ксавье Хаберманн, Проект камина и каминной доски, Лувр, Париж.

Жак Кафьери, Андирон «Курица», около 1735 г., Музей декоративного искусства, Париж.

Николя Пино, проекты каминов, 1-я половина 18 века, Музей декоративного искусства, Париж.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*