Рокайль в архитектуре: Зарождение рокайля. Арабески / Архитектура барокко / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

Содержание

Зарождение рокайля. Арабески / Архитектура барокко / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

Архитектура барокко / Рококо

«Рокайль» (rocaille), в западной архитектуре и декоративном искусстве — стиль XVIII века, характерной особенностью которого являются тщательно разработанные орнаментальные мотивы в виде стилизованных ракушек, камней и спиралей. Термин «рокайль» ведет свое происхождение от словаря садоводов. Поскольку он связан с украшениями фонтанов и гротами из ракушек, его близость к водной стихии очевидна. Рокайль представляет собой одно из наиболее выдающихся проявлений стиля рококо в архитектуре и интерьере, разработанного во Франции в период правления короля Людовика XV (1715-1774 гг.). Стиль рокайль определялся как реакция как на классическую строгость уже исчерпавшего себя стиля барокко, так и на возродившийся интерес к природе и естественным наукам.

Во Франции слово «рокайль» означает «булыжник» или «галька». Рокайль чаще всего проявляется на небольших фрагментах мебели в бытовых предметах, особенно в таких личных вещах, как табакерки и ручные зеркала. В отделке стен деревом или штукатуркой рокайль проявляется в использовании узоров в виде раковин, гальки и цветов, папоротников и коралловых форм, выделенных асимметричными простыми или двойными кривыми. Первоначально этот термин применялся для обозначения причудливых и искусственных гротов, сооружавшихся в парках в период позднего Возрождения.

Рокайль в зародыше встречается и в гротеске, который со временем получил другое наименование — арабески. Здесь также присутствует постоянная игра с устойчивым и неустойчивым, вкус к причудливому и странному. Однако в самом начале XVIII в. во Франции появляются радикальные новшества: слияние с другими типами украшений, прежде всего с трофеем и картушем, стремление выйти за строго очерченные рамки и обретение пластичности.

Первым признаком зарождающегося стиля можно считать новое орнаментальное решение рамки. Украшения, прежде живописные и ограниченные пределами панно, становятся лепными и захватывают саму рамку, контуры которой теряют устойчивость. Этим изначальным расползанием объясняется всегда присущая рокайлю любовь, к пустым поверхностям. В отличие от гротеска, пышные орнаменты никогда — даже в самых дерзких композициях — не покрывают стену сплошным узором. С другой стороны, мотивы рокайля тяготеют к натурализму, хотя довольно быстро происходит слияние ракушек с картушами, вязи с листвой, трофеи с камешками, и подобная стилизация часто не позволяет определить, к какому миру — минеральному, растительному или животному — относятся эти формы.

Первый импульс был дан Пьером Ле Потром в правление Людовика XIV — в частности, в Марли. Опнор, работавший для регента (Пале-Рояль) и Вассе, более связанный с прежним двором (интерьеры отеля Тулуз), принадлежат к числу самых выдающихся творцов эпохи Регентства. В 1730-е г, торжествует «живописный стиль» — кульминация рокайля во Франции. Наиболее известными его представителями были Мейсоннье, создавший рисунки для баронессы Безенваль, маршала Биленского и княгини Чарторыжской, и особенно Пино, который работал в отелях Руйе, Виллар, Роклор и Мазарини.

Арабески на потолке, расписанном 1697 году Рене Шово для Стокгольмского дворца Тессин, близки к стелю Жана Берена, главного французского декоратора конца XVII в. Завитки и орнаментальные полоски, которые восходят к вышивкам и мавританским узорам, сочетаются с традиционными для гротеска балдахинами, фигурками и драпировками. Достигнутый живописными средствами эффект композиции в рамке сходен с тем впечатлением, котоого будут добиваться несколько лет спустя создатели рельефных украшений настенных панелях.

Арабески Клода Одрана, более легкие, чем арабески Жана Берена, стилистически скорее напоминают традиционный гротеск. Здесь представлены изящно позирующие женщины, разнообразные чудовища и тонкий растительный орнамент. Клод Одран, который на короткое время привлек к работе Ватто, был самым знаменитым создателем арабесок в начале XVIII в.

Читайте также:

Источники

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ИСТОРИИ: nikonova_alina — LiveJournal

ФРАНЦУЗСКИЙ ОТЕЛЬ ЭПОХИ РОКОКО

          Период рококо во Франции включает в себя всего несколько десятилетий (1700-е – 1750-е гг.), но за это время проходит весь путь развития, успевает оформиться и закрепиться в архитектуре.
         Франция в эту эпоху занимает особое положение среди остальных европейских стран. Можно сказать, что своими архитектурными памятниками, созданными в предшествующий период, она доказала свое право не только на архитектурную самобытность, но и на то, чтобы формировать архитектурные вкусы других стран.
         Для Франции в XVII веке еще характерна ориентация на Италию, как на ведущую художественную державу, но к началу XVIII французское искусство постепенно уже приобретает значение образца, на который начинают ориентироваться страны Центральной и Северной Европы.
        Многие французские архитекторы, работавшие в конце XVII – начале XVIII века, получили образование в Риме, где существовал филиал Французской Академии. В то же время, в XVIII веке они много работают и в других странах, подчас создавая именно там свои основные произведения. Например, Франсуа Кювилье с 1725 года стал первым архитектором курфюрста Баварии, а Робер де Котт работал в Бонне, Савойе, Баварии.
        Своеобразие французского рококо основывается на своеобразии культурной жизни страны. Салонная культура переросла в определенный стиль жизни и, соответственно, отразилась и на искусстве. Германские государства активно подражают Франции, и даже итальянские салоны становятся отражением французских.
         Во французской архитектуре этого периода доминируют светские сооружения, главное внимание уделяется строительству дворцов и частных отелей. Церковных и монастырских построек в эту эпоху создается немного, чаще всего старые сооружения достраиваются (как Сен-Сюльпис) или переделываются в соответствии с новыми вкусами (архиепископский дворец в Бордо).
        Своеобразие французского рококо проявляется также и в создании новой системы декоративного оформления архитектурных сооружений. Этот рокайльный декор перенимают архитекторы других стран, создавая, таким образом, некую единую систему стиля.
        Наиболее ярко все особенности стиля рококо в архитектуре Франции проявились в формах и декоративном оформлении отелей (частных особняков) и павильонов.
         До сих пор в искусствоведческой литературе идет дискуссия о том, где раньше проявились черты стиля рокайль: в частных отелях или в доходных домах буржуазии. Однако об этом нельзя судить определенно. Скорее всего, новый стиль появляется одновременно в обоих типах сооружений. Первые дома буржуазии с чертами рококо относятся к 1713-15 гг. (например, дом в Париже на ул.Тевено, арх.Ж.-Б.Марто), но отели с подобными элементами появляются в то же время (отель Клермон-Тоннер, арх.К.-Н.Ле Па де Бюиссон, 1713-15).
        Чертами, характеризующими стиль рококо в архитектуре, прежде всего, являются общие декоративные элементы, отличающиеся особым изяществом и изысканностью. В их основе лежит асимметричная форма раковины — рокайль Архитектурные памятники первой половины XVIII века характеризуются большей (по сравнению с предыдущей эпохой) легкостью пропорций и ордерных форм. Планы зданий зачастую строятся на использовании необычных форм – овала, восьмиугольника, прямоугольника со скругленными углами, и отличаются симметрией и упорядоченностью. В целом, архитектуру первой половины XVIII века характеризует повышенная декоративность.
        В эту эпоху ведущей темой среди заказов архитекторов становится частный отель. Это — «преобладающий тип здания — … небольшой особняк, рассчитанный на одну семью. Главная задача архитектора обеспечить этой семье все мыслимые удобства и уют».
        Строя отель, его заказчик не преследует прагматических целей, он готов вкладывать любые суммы, чтобы получить дом, выполненный полностью в его вкусе, и окружить себя лишь тем, что приятно и удобно.
         Название «отель» по отношению к жилищам знатипоявляется впервые во второй половине XVII века. Согласно мемуарам Сен-Симона, мадам де Немон, родившаяся в 1645 году (дочь мадам де Мирамьон), «была первой женщиной своего круга, которая велела написать на своей двери «Отель Немон». Над ней смеялись, возмущались, но надпись осталась, явившись примером и прародительницей тех, что во всех видах мало-помалу наводнили Париж».
         Первые отели как новый тип жилого здания появляются в середине XVI века: Карнавале, арх.Пьер Леско, начат в 1548; Ангулем, арх.Жан-Батист Андруэ Дю Серсо, 1584-89. Уже в то время формируются основные принципы планировки: главный корпус, фланкируемый двумя боковыми крыльями, находится между курдонером и садом. Такая система создает ощущение замкнутости, защищенности маленького мирка, никак не связанного с тем, что происходит вне его, за воротами.
         Эта планировка окончательно закрепляется в отелях XVII века и сохраняется вплоть до конца XVIII века. Изменяются лишь принципы размещения комнат различного назначения, а также расположение и количество хозяйственных построек (конюшни, дворы для хозяйственных нужд, кухни, флигели для прислуги и т. п.).
В XVIII веке появляется тип отеля, выходящего фасадом на улицу, но он не получил широкого распространения (отель на ул.Шерш-Миди, 21).
        С 1700 по 1750-е в архитектуре отелей происходит становление и развитие стиля рокайль. Сохранившийся достаточно обширный материал (сами сооружения, планы, описания, зарисовки и т.п.) позволяет проследить развитие стиля по стадиям.
Кроме того, архитектурные формы и декор отелей влияет в это время на иные типы светских построек: замки, доходные дома, павильоны, общественные здания и т.д., а также на градостроительные принципы.
        Самыми яркими примерами такого влияния можно считать конюшню в Шантийи, ратушу в Ренне, комплекс площадей в Нанси.
        Период наиболее активного строительства отелей приходится на 1700-1740-е годы, и за это время система их планировки и декоративного оформления проходит определенную эволюцию.
        В декоре интерьеров более ранних отелей используется большое количество позолоченных деталей, а также грандиозные живописные панно на героико-мифологические сюжеты. В членении стен подчеркиваются как вертикали, так и диагонали, в отличие от рококо, где подчеркивается только вертикаль.
        Одним из примеров ранних отелей является отель Лебрен (арх.Ж.Боффран, 1700-1704), построенный племянником знаменитого художника Шарля Лебрена и названный так в его честь. Отель имеет традиционную форму плана: с центральным корпусом, фланкируемым боковыми ризалитами. Центральная часть также выделена небольшим ризалит с маскароном, изображающим вакха, над входом, а также балконом на дорических консолях.
        Для фасада отеля характерен довольно скромный декор, но в нем присутствуют ордерные элементы. На фронтоне — скульптурная группа Фламона и надпись по-латыни “Карло ЛеБрен первый художник короля год от Рождества Христова MVIIC”.
Таким образом, в начале XVIII века была окончательно сформировалась и  была закреплена в многочисленных постройках классическая форма отеля. С этого времени начинается массовое строительство отелей в Париже, связанное с перемещением центра культурной и политической жизни из Версаля в столицу. В это время строятся отели Кроза (арх.П.Бюлле, дек.Ж.Брис, 1700-1702), Ротелен (Шароле) (арх.Лассюранс, ок.1700-1704), Демар (арх.Лассюранс, 1704). Несмотря на то, что эти отели следуют традициям предшествующей эпохи, сохраняя в оформлении фасадов и интерьеров черты «барочного классицизма», в них появляются и элементы нового стиля, которые впоследствии получат дальнейшее развитие в более поздних постройках и будут широко использоваться в рокайльной архитектуре.

 

Рокайльный орнамент в отделке интерьеров дворцов. Национальный характер рокайльного орнамента.Симметрия в российских дворцах., Дизайн интерьера дома и квартиры

Мы продолжаем разговор об интерьерах Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме.  

   В конце прошлой беседы мы стали говорить о «новейшем французском вкусе» (по словам первого историка русского искусства Я. Штелина). В сегодняшнем разговоре мы снова будем использовать цитаты из научной работы М. В. Павловой  «Интерьеры большого Ораниенбаумского дворца XVIII — середины XIX века. История создания и опыт теоретической реконструкции». 

Итак, «отталкиваясь» от слов Я. Штелина, М. А. Павлова, используя выдержки из работ историков архитектуры, говорит о том, что «…увлечение декором французского рокайля, появившегося в 1720-е годы… стало модой для многих европейских стран». О том, что такое «рокайль», мы уже говорили. Для тех, кто не участвовал в этих беседах, скажем, что, согласно Энциклопедии «Викизнание», «рокайль в архитектуре и орнаментистике — убранство тех или других частей сооружения, тех или других предметов утвари, как бы безыскусственным соединением обломков скал и необработанных камней с раковинами и дикими растениями, а также лепным подражанием такому соединению».

«В 1720-е — 1750-е гг., — продолжает автор научной работы, — вся Европа, по образному выражению А. Л. Раковой, покрылась «изогнутыми асимметричными побегами, как причудливыми растениями». «Орнамент, — как утверждает Т. М. Соколова, — своеобразный почерк эпохи. В нем ярко выражаются особенности определенного стиля». Однако было бы ошибкой видеть в орнаменте единственный или определяющий признак стиля.  Формы рокайльного орнамента (как и любого другого) не выражают всей сущности стиля, тем более, что при совпадении отдельных элементов орнамент в различных странах приобретает свой «выраженный национальный характер».

Мы не станем цитировать источник в той его части, где сказано о «национальном характере» европейских стран. Что же касается России, то здесь мы позволим себе вновь обраться к труду М. Павловой. В частности, автор говорит, что «русскому искусству середины XVIII века присущ собственный характер взаимоотношения барокко и рококо. Здесь, как считает Д. В. Сарабьянов, «эти понятия (т. е. барокко и рококо — М. П.) почти сливаются в результате тех временных смещений, которые характеризуют весь XVIII век.В данном случае, трудно сделать выбор между двумя наименованиями стиля — особенно в архитектуре». Русское искусство елизаветинской поры с его пышностью, пафосом, монументальным размахом — барочное, в своей содержательной основе, — буквально пронизано рокайльным орнаментом. Рокайльный орнамент доминирует в отделке дворцовых интерьеров Петербурга, Царского Села, Петергофа, созданных по проектам Ф. Растрелли. Но, как отмечает Б. Р. Виппер, «интерьеры Растрелли лишены того беспечного произвола и асимметрии, которые свойственны интерьерам французского рокайля».  

 Здесь мы видим особенность интерьера российских дворцов, в которых не нашлось места «беспечному произволу и асимметрии». Те, кто участвовал в наших беседах, посвященных дворцовому стилю, наверняка помнят разговор о соблюдении симметрии в российских резиденциях императоров. Любовь к симметрии сохранялась в нашей стране долгие годы, но однажды (и об этом периоде мы обязательно будем говорить) эта любовь стала «угасать». Что касается той эпохи, о которой идет речь, то в эти годы симметрия была «на высоте». Надо отдать должное Ф. Растрелли и другим зодчим европейской архитектурной школы, которые не навязывали России всё то, что было характерно для европейских стран. Архитекторы понимали, что наша страна отличается от других и в вопросах религии, и в мощи русской армии, и в самом способе мышления.

Следовательно, нужно было искать что-то новое, и это новое непременно должно было «прижиться» на русской земле. Дворцовый стиль, который в России обрел свои собственные черты, продолжал совершенствоваться. И чем быстрее он развивался, тем больше рождал споров о «принадлежности» барокко или рококо к архитектуре и убранству дворцов.  До сих пор некоторые ученые, не приемлющие понятие «дворцовый стиль» как некое сочетание разных стилей, пытаются дать точный ответ на вопрос «в каком стиле (ренессанс, барокко, рококо или др.) выполнен дворец и его убранство?»

Автор научной работы, к которой мы постоянно обращаемся, знакомясь с интерьерами Большого Ораниенбаумского дворца, говорит, что «к середине XVIII века под определяющим воздействием зрелого европейского барокко в сочетании с рококо, при сохранении рациональной основы петровского строительства возникла архитектура, где… сильная пластика сочеталась с виртуозно легким декором, иллюзорно деконструктивная композиция, рассчитанная на эффект слияния форм, сохраняла четкое построение плоскости.

Это искусство торжествующего великолепия, утверждающее радость бытия, радость чувственного, полнокровного ощущения жизни, ярко воплотившее эстетический идеал Елизаветинской эпохи, достигло своего наивысшего расцвета в 1750-е годы».  

Кстати, вот еще одна причина, по которой в наши дни домовладельцы стремятся видеть в своем жилище дворцовый стиль со всеми присущими ему «деталями» (мифологическими чертами, картинными галереями, мебелью из натурального дерева и проч.). Но если в Елизаветинскую эпоху «радость бытия» в интерьере была следствием истинной радости бытия, то сегодня обладатели индивидуальных домов стремятся придать убранству характер такой радости, далеко не всегда испытывая ее в повседневной жизни. Но мы не станем затрагивать проблемы, которые в наши дни окружают и людей с достатком (мы уже говорили, что жизнь олигархов не такая уж безоблачная, как может показаться на первый взгляд), и жителей России, не имеющих крупных вкладов в банках. Поэтому «искусство торжествующего великолепия» помогает нашим соотечественникам на время забыть о негативе, присутствующем в жизни, и почувствовать себя императорами… в отдельно взятом доме.

 

Разговор об интерьерах Большого Меншиковского дворца мы продолжим в следующий раз.

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: enhver, ornament-history, arch-ds-creative.narod, virtualeuropa.narod, serzh.nichost

Художественные стили: Роккоко

Стиль(франц. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), получивший развитие в европейских пластических искусствах 1-й пол. 18 в.

Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. В архитектуре повлиял главным образом на характер декора, приобретшего манерно-утончённый, подчёркнуто изящный и усложнённый вид.

В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). Развитое рококо (примерно 1725—50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д.; в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюде-порты и др.), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV).

Орнамент, направленность стиля рококо ограничила его влияние на тектонику и наружный облик сооружений. В архитектуре французских отелей (арх. Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др.) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относительной, строгостью внешнего облика.

Распространяясь в зодчестве стран Европы (Германии (Г. В. Кнобельсдорф, И. Б. Нёиман, отчасти М. Д. Пёппельман), Австрии, Польши, Чехословакии), стиль рококо часто являлся своеобразным местным вариантом позднего барокко.

Для живописи, скульптуры и графики рококо характерны камерные по духу галантные сцены, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, асимметричные композиции. В скульптуре рококо преобладали рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, небольшие статуэтки, группы, бюсты, в т. ч. из терракоты, расписного или неглазурованного фарфора (Ж. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность проиэведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар). Прихотливое изящество отделки, нередко сочетающееся с заимствованием экзотических мотивов китайского искусства, свойственно произведениям декоративно-прикладного искусства рококо, мастера которого умели тонко выявить выразительные возможности материала.

С 1760-х гг. стиль рококо повсеместно вытесняется классицизмом. В России веяния рококо, особенно сильные в середине 18 в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров (в том числе созданных В. В. Растрелли), лепном декоре зданий, в ряде отраслей декоративно-прикладного искусстаа (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство).

Рекомендуем прочитать:

Конспект по культурологии

Архитектура для художников. Рококо, модерн, ар-деко


Художники обращаются к архитектуре, когда им нужно нарисовать локацию в историческом сеттинге — или создать новый стиль на базе уже существующего. В этой серии мы рассказываем, какие есть архитектурные стили и на что стоит обратить внимание. Рекомендуем начинать знакомство с темой с первой статьи.

Рококо и барокко

В прошлой статье мы остановились на барокко — значимом архитектурном стиле, появившемся в конце XVII века. Бок о бок с ним идет рококо — стилистическое явление, сформировавшееся в середине XVIII века. На первый взгляд эти стили довольно похожи, их часто путают, но на самом деле они идейно отличаются. Разбирать их лучше в сравнении — так понятнее. Барокко зародился в Италии, рококо — позже во Франции, и географические, культурные и временные различия нашли отражение в деталях обоих стилей.

После смерти Луи XIV Версаль перестал быть средоточием французского двора. Знать вернулась в свои имения и приступила к обновлению жилищ. Произошел отказ от насыщенных цветов и дорогих металлов, столь любимых в барокко, ради асимметрии, причудливых орнаментов и пастельных тонов. Интерьеры стали более камерными, а картины на стенах — игривыми. Пришла эпоха рококо.


Типичный сюжет для живописи эпохи рококо. «Качели» Жана Фрагонара

Напомним: барокко — драматичный, роскошный стиль, вызывающий сильные эмоции. Рококо же более игривый и легкий, он призван развлекать зрителя. В живописи немного проще отследить отличия между обоими стилями, чем в архитектуре. Картины рококо изображают сцены любви, природу, любовные приключения и воспевают молодость. Для барокко эти темы слишком фривольны. В отличие от барокко, которое отличается использованием глубоких, контрастных цветов, для рококо характерна легкая, светлая цветовая гамма из розовых, желтых и голубых оттенков.

В архитектуре рококо присутствует в меньшей степени, чем в живописи, в основном в интерьерах и декоре, но тема любовных ухаживаний и соответствующей этому настроению обстановки в нем легко прослеживается.

Сравним интерьеры рококо и барокко.


Интерьер в стиле рококо ─ уютный, светлый. Здесь проводили время с друзьями за играми и флиртом.

А вот интерьер в стиле барокко.


Интерьер в стиле барокко ─ торжественный и помпезный. Не очень располагает к игривым настроениям.

От барокко рококо унаследовал обилие света в интерьерах. Количество освещенной площади увеличилось за счет использования высоких французских окон, множества зеркал, канделябров и подсвечников.

Декор рококо включал в себя обилие цветов, завитков, S-образных изгибов, гирлянд, раковин. Также прослеживаются японские мотивы. В основе декора лежат орнаменты рокайль и картуш. Рокайль — это лепнина в виде стилизованных раковин, камешков и гребней, а картуш — лепное украшение в виде щита или свитка с завитками.

Орнамент в стиле рококо мог выглядеть так.


Иллюстрации из альбома Роберта Коха

А это то, как применялся рокайль.

А это картуш.


Картуш в лепнине на потолке.

По сравнению с барокко, стиль рококо более изящный, женственный и тонкий. Роскошный и помпезный барокко больше характерен для дворцов, а рококо применялся для оформления личных пространств и создания уютной и комфортной атмосферы.


Сюжет настольной игры Rococo: Deluxe Edition развивается в интерьерах рококо

Если вам интересно ощутить атмосферу этого стиля, советуем обратить внимание на «Марию Антуанетту» Софии Копполы. Подробнее тут.

Модерн

Модерн (не путать с архитектурным модернизмом) пришел в архитектуру в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Этот стиль соответствовал запросам нового индустриального общества: множество вокзалов, больниц, промышленных павильонов и других общественных зданий построены с применением принципов этого направления.

В строительстве начали применяться новые материалы и конструкции, такие как бетон, стекло, металлические каркасы. Стало возможным возводить большие здания с множеством протяженных пролетов, и все это нашло отражение в зданиях эпохи модерн. Этажность зданий также увеличилась.


Здание компании “Зингер” в Санкт-Петербурге — типичный представитель архитектуры модерна

Конструктивные особенности теперь позволяли увеличить в постройке площадь остекления. Помимо функциональной стороны в модерне важна и декоративная составляющая: тут вы найдете плавные линии на фасадах, плиточную облицовку, применение растительного орнамента в оформлении.


В модерн фасады превращаются в живые организмы с растительными орнаментами, фантастическими животными или рельефами в форме женских головок.

А это маскарон (декоративный рельеф) в виде головы девушки.


Как видите, модерн сохранил большой интерес к декору. Рельеф 1902 года

Модерн уникален тем, что он распространился на все сферы искусства, от живописи и декора до архитектуры. Во многом его можно было назвать «сконстурированным» направлением. Его задачей было показать, что в искусстве жить красивее и интереснее, чем в реальности.


Любопытный факт: поскольку отправной точкой архитектуры модерна считается Эйфелева башня, то за этим стилем закрепился французский синоним «ар нуво». Иллюстрацию взяли из игры The Saboteur.

Чикагская школа

Модернизм (его часто путают с модерном из-за схожего звучания) случился в двадцатом веке. Его отдельным воплощением являлась Чикагская школа — начальный этап формирования новой американской архитектуры XX века, когда появились первые небоскребы, ассоциирующиеся у нас с современным американским городским пейзажем.

Школа обязана своим появлением страшному пожару, случившемуся в Чикаго в конце XIX века.


Литография Currier & Ives, показывающая пожар в Чикаго на мосту Randolph Street.

Тогда была уничтожена значительная часть старого деревянного города. При восстановлении построек стали прибегать к металлическим конструкциям и элементам. Этажность зданий увеличивалась, стало возможным использовать обширное остекление.


Чикаго-билдинг ─ пример здания Чикагской школы

Отличительной чертой направления являются “чикагские окна” — прямоугольные окна, жестко закрепленные по центру с распахивающимися створками по бокам.


Чикагские окна.

Чикагская школа как явление просуществовала недолго, но заложила основы формирования современной американской городской застройки.


Действие Watch Dogs происходит в Чикаго, и архитектура чикагской школы естественным образом нашла отражение в локациях игры.

Ар-деко

Стилистическое направление ар-деко сформировалось в середине 1920-х годов после Международной выставки декоративного искусства и промышленности, прошедшей в Париже. Этот стиль был реакцией на прошедшую Первую мировую войну и революцию в России. Это эклектичное, броское, запоминающееся направление в архитектуре, живописи и моде, просуществовавшее до 40-х годов прошлого века.


Небоскреб Крайслер-билдинг в Нью-Йорке ─ символ ар-деко

Иногда даже специалистам сложно определить, где заканчивается модерн и начинается ар-деко, все таки в нем элементы модерна и неоклассицизма невероятным образом сочетаются друг с другом и с африканскими, египетскими и восточными мотивами.

В архитектуре и дизайне ар-деко преобладают геометрические фигуры, четкие линии и углы, ступенчатые формы. Большую популярность приобрел декор в виде симметричных изгибающихся линий и зигзагов, ромбов, кругов, квадратов.


Люстры и светящиеся колонны для парохода «Нормандия». Рене Лалик

Цветовые решения были построены на принципах контраста. Часто можно было встретить переплетение мягких и пастельных цветов с кричащими и сочными.


Женщина с мандолиной. Автор Тамара Лемпицка

Для стиля характерно использование дорогих материалов — блестящих латуни и стали, дерева с инкрустацией, серебра. Также в интерьерах можно встретить слоновую кость, крокодиловую кожу, различные анималистические орнаменты.


Интерьер в стиле ар-деко, конец 1920-х годов

Ар-деко воспевал роскошь и изобилие, которые мог позволить себе средний класс на в перерыве между двумя мировыми войнами. Он просуществовал недолго, но оставил яркий след в истории искусства, до сих пор вдохновляющий художников и творцов.

Не обошли своим вниманием стиль ар-деко и игры.


Действие игры BioShock происходит в подводном городе, наполненном зданиями в стиле ар-деко


Сеттинг игры Transistor вдохновлен стилем ар-деко. Подробнее о том, как создавался визуальный ряд игры, читайте тут.

Что такое рококо? | Журнал «Лучик»

Продолжаем разговор о классическом искусстве. Великий философ Гегель говорил, что исторические события случаются дважды: первый раз как трагедия, а второй – как фарс.

Фарс – это легкомысленная комедия. Гегель имел в виду, что великое повторить невозможно. Можно создать что-то другое великое – но если попытаешься повторить то, что уже было, получится пародия…

Это статья из детского познавательного журнала «Лучик». Мы не стремимся дать исчерпывающее представление о явлении, наша цель – познакомить ребят 7–12 лет с основными понятиями истории изобразительного искусства

Это статья из детского познавательного журнала «Лучик». Мы не стремимся дать исчерпывающее представление о явлении, наша цель – познакомить ребят 7–12 лет с основными понятиями истории изобразительного искусства

Камешки и ракушки

Слово «рококо» произошло от французского слова «рокайль», что значит «каменный», «скальный» (одно из значений – «дроблёный камень», другое – «морская раковина»). «Рококо» – слово выдуманное и шуточное, с пренебрежительным оттенком, ну, примерно как «ка-ме-мешки». Или, точнее, «ка-ми-ми-шки», а почему «ми-ми», вы скоро поймёте.

Почему именно камень лёг в основу названия этого стиля, появившегося в начале XVIII века, сейчас уже трудно сказать. История эта очень запутанная. Может быть, потому что в этом стиле оформляли искусственные гроты в парках?

Грот Аполлона. Версаль (Франция). Начало XVIII века

Грот Аполлона. Версаль (Франция). Начало XVIII века

Но вообще, в латинском языке было слово–«аркео» – «запираю». От него произошло слово «арка», значение которого в латинском языке – «ящик, склеп». (А в русском языке есть слово «рака»  – так в православных храмах называется ящик с мощами святого).

А теперь смотрите: что делает морская раковина – ракушка? Именно «запирает» моллюска!

Может быть, поэтому, когда возникла мода на архитектурные украшения в виде морских раковин, этот стиль стали называть рококо…

Кстати, если помните, словом «барокко» сначала называли жемчужины неправильной формы! А жемчужины ведь добывают откуда? Тоже из раковин!

Как знать, вдруг это размышление поможет потом всю эту запутанную историю распутать…

В декоративном убранстве гротов в стиле рококо часто использовались настоящие раковины моллюсков. ..

В декоративном убранстве гротов в стиле рококо часто использовались настоящие раковины моллюсков…

Рокайль и картуш

Украшение в виде морской раковины – «рокáйль» – стало одним из отличительных признаков нового стиля. А второй признак – это «карту́ш», причудливая лепная рама, внутри которой можно что-то нарисовать, или разместить герб владельца дома, или оставить пустой – всё равно красиво.

Рокайль (слева) и картуш (справа) в стиле рококо

Рокайль (слева) и картуш (справа) в стиле рококо

Картуш и рокайль использовались и в архитектуре барокко, но там выглядели по-другому: не так причудливо, «потяжелее» и посолиднее:

Рокайль и картуш в стиле барокко

Рокайль и картуш в стиле барокко

Вообще, стиль рококо по сравнению со стилем барокко более лёгкий, тонкий, ажурный. Для архитектуры и интерьеров это неплохо. А вот для живописи… С живописью всё по-другому!

Стиль барокко подарил мировому искусству многих гениев живописи, мы говорили об этом в прошлый раз. А вот о «гениях рококо» говорить не приходится. Их просто нет! Есть «мастера рококо» – художники замечательные, яркие, запоминающиеся… но не гении.

Почему?

Гении и не гении

Всё очень просто: художников рококо подвело время.

В истории бывают эпохи бурные, героические, когда происходит развитие человеческой цивилизации, изменение общественного сознания, накопление новых знаний и опыта. Такие эпохи требуют от людей напряжения всех сил и нередко сопровождаются революциями и войнами. Именно таким временем была эпоха барокко – конец XVI века и XVII век. Помните: революционные научные открытия, великие географические открытия, религиозные войны…

Жан-Оноре Фрагонар (1732–1806), «Притворство»

Жан-Оноре Фрагонар (1732–1806), «Притворство»

А бывают эпохи «мирные» – когда человечество «отдыхает», не накапливает новый опыт и знания, а «проедает» старые. (А если и воюют – то не за убеждения, а за «кусок пожирнее». ) Таким был для Франции, где возник и развился стиль рококо, XVIII век. (Ну, правда не весь: в 1789 году грянула Великая Французская революция – «мирное время» закончилось.)

Жан-Марк Натье (1685–1766), «Портрет мадам Руайе»

Жан-Марк Натье (1685–1766), «Портрет мадам Руайе»

В это время людям не хотелось совершать открытий и стремиться в будущее, ведь для этого нужно чем-то жертвовать – комфортом, например. Им хотелось строить красивые дома, украшать их затейливой мебелью и вешать на стены картины. Тоже красивые. Картины для украшения – а не для того, чтобы о чём-то задуматься или испытать сильные, глубокие чувства…

Понимаете теперь, почему гениев из прекрасных художников эпохи рококо не получилось? Не было «общественного запроса» на гениев!

Франсуа Буше (1703–1770), «Любовное письмо»

Франсуа Буше (1703–1770), «Любовное письмо»

В самом деле: не будешь же украшать спальню или столовую серьёзной картиной с религиозным или батальным (от «баталия» – битва) сюжетом: аппетит испортится, мысли ненужные в голову полезут! Вот и писали художники любовные сценки, цветочки, детишек да милых зверушек. То что мы сегодня называем словечком «ми-ми-ми».

Тем не менее, и такое «лёгкое» искусство пережило своё время и стало классикой. Ведь любителей «ми-ми-ми» в каждую эпоху достаточно. Да и отдыхать от великих мыслей и великих поступков людям надо периодически. Главное, чтобы этот отдых чересчур не затягивался…

Элизабет Виже-Лебрен (1755–1842), «Портрет девочки»

Элизабет Виже-Лебрен (1755–1842), «Портрет девочки»

Эпоха рококо была недолгой – меньше столетия. Великая Французская революция и последовавшие за ней наполеоновские войны смели сытую и спокойную жизнь французской знати, а заодно и искусство, предназначенное для украшения этой жизни. На смену стилю рококо в архитектуре и дизайне пришёл «имперский» стиль ампир, а в «серьёзном, большом» искусстве – классицизм, о котором мы расскажем в следующем номере.

Никола Ланкре (1690–1743), «Музыка в парке»

Никола Ланкре (1690–1743), «Музыка в парке»

Разгадка раковины

А теперь вспомним, что слово «барокко» произошло от португальского и итальянского названия редкой жемчужины неправильной формы, а слово «рококо» – от французского названия пустой морской раковины, «скорлупы» использовавшейся для украшения парковых гротов.

Жемчужины созревают в раковинах, но какова цена пустой раковины Можно сказать: «Это ерунда, мусор». А можно вспомнить, с каким удовольствием дети (да и взрослые тоже) собирают эти самые раковины на морском берегу, как радуются…

Значит, всё-таки не мусор? Как думаете?

Предыдущие выпуски:

«Что такое классическое искусство?»

«Что такое Эпоха Возрождения»?

«Про голландцев больших и малых»

«Что такое барокко»?

Архитектура в стиле рококо

Архитектура в стиле рококо

Реферат на тему:

Архитектура в стиле рококо

Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, черепашка, рокайль) — стиль в искусстве, который возник во Франции в первой половине XVIII столетия во время правления Регента Филиппа Орлеанского, дяди Людовика XV. Эта стилевая система отчасти продолжает черты, унаследованные от барокко, но сильно их видоизменяет. Стиль Рококо возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отбив свойственной аристократии гедонистические настроения, притяжение к побегу от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. Рококо — порождение исключительно светской культуры, двора, французской аристократии. Однако оно сумело не только оставить выплыв в искусстве, но и повлиять на последующее ее развитие.

Мир миниатюрных форм нашло свое главное выражение в прикладном искусстве — в мебели, посуде, бронзе, фарфоре, а в архитектуре преимущественно на характер декора, который приобрел манерно утонченный, подчеркнуто утонченный и усложнен вид. В интерьере важным теперь было не пышное и величественное, а приятное и удобное. Дома, которые сооружаются в этот период, как правило, строго классические по экстерьеру. Внутри стены разбитые филенками, нишами, густо украшенные живописью, лепниной, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфором, зеркалами.

Философию стиля Рококо определяли женщины — фаворитки короля: маркиза де Помпадур, мадам Дюбари, Мария Лещинская. Рококо считает главным в жизни праздником, утонченное наслаждение и любовь. Спрятаны павильоны, китайские домики, уютные гроты. Камерность и уютность помещений рококо создавалась за счет намного меньших размеров и особенного декорирования. Характерными чертами рококо является изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротичным ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Впоследствии стиль рококо переменился неоклассицизмом.

Центром формирования новой культуры XVIII столетия стал не дворцовый парадный интерьер, а салон. Вместо огромных парадных залов барокко появляются небольшие нарядные салоны рококо. Стиль рококо не внес в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старым, не сжимая себя при их употреблении никакими традициями и имея в виде, главным образом, достижение декоративной эффектности. Архитектура рококо стремится быть легкой, приветливой, игривой будь-що-будь; она не заботится о целесообразности форм частей сооружения, а распоряжается ими как угодно, по велению каприза, избегает строгой симметричности.

Для рококо типичные небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной обработкой. Стены членятся тонкими тягами на отдельные панно, расположенные в два ряды. Нижний ряд играл роль панели. Колонны то продлеваются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно, их капители искажаются кокетливыми изменениями и увеличениями. Вместо колонн, капителей появляются тонкие рельефные обрамления — филенки, ленточные переплетения, орнаментальные украшения, гротески. Высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают незначительные выступления с сильно выдающимся вперед карнизом. Крыши оперізуються по края балюстрадами из флаконовидними балясинами и с помещенными на некотором расстоянии одна от другой постаментами с вазами или статуями.

Архитекторы рококо пытались сгладить угол между стеной и потолком с помощью падуги — плавного полукруглого перехода, который декорировался тонким орнаментальным рельефом. Равно как и во времена барокко, большое внимание уделялось потолочным плафонам, однако в этот период потолка опять стали плоскими. Отличительная черта рококо — мелкий стилизованный тонкий рельефный орнамент в виде переплетений, гротесков, завитков, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, и рокайля — орнаменту в виде черепашек. Рокайль становится основным мотивом декора. Орнаментирование используется повсеместно — в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри дома, в плафонах.

Стиль рококо стремился зрительно разрушить конструкцию дома. Для этих целей использовались масштабные росписи и огромные зеркала. Чтобы визуально расширить пространство небольших комнат, зеркальные поверхности располагались одна напротив другой, а для увеличения количества дневного света — напротив окна. Чтобы снять ощущение массивности стен и перекрытий и прибавить легкость и легкость интерьерам, окна располагались почти в одной плоскости со стеной.

Невзирая на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами и на капризность, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне привлекают своей оригинальностью, роскошью и веселой красотой. Это Версальский дворец во Франции, Дрезденський Цвингер в Германии, Зимний дворец и другие дома Растрелли в России. Рококо переносит нас в эпоху румяный, белил, мушек и пудреных париков, не даром же у немцев этот стиль назывался Zopfstil.

На то время Париж был уже перенаселен и очень плотно застроен, потому архитекторам были даны не слишком много возможностей для создания архитектурно строительных шедевров. Главным беспокойством и вниманием был окружен интерьер помещений, а так же предметы интерьєра и аксессуары. Именно в эпоху рококо в первый раз возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевому единству дома, декора стен, потолков, мебели.

В силу некоторых исторических особенностей и мировоззрения того времени, стиль рококо оставил самый заметный след не в больших монументальных формах, а в предметах интерьера и аксессуарах. Рококо — стиль, основанный на детали. Модным словом становится bagatelle (фр. мелочь, безделушка). Именно в эпоху рококо в первый раз возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевому единству дома, декора стен, потолков, мебели. Соединение ажурных форм, сложного орнамента и прозрачных, светлых красок порождало праздничное, действительно фееричное зрелище. Все искусство рококо построено на асимметрии, которая создает ощущение обеспокоенности, — игривое насмешливое, изобретательное.

Потолок, пол и стены

В начале XVIII столетия барочные мотивы переменились стилем регентства — в обработке помещений появился дробный орнамент и сложные выгнутые формы. Ближе к середине столетия регентство вступило свои позиции собственное рококо во всей его изысканной пышности.

В архитектуре интерьера появляются тонкие рельефные резные и лепные обрамления, переплетения, узоры, завитки, разорванные картуши, маски-головки амурів и гротески в соединении из рокайлем. Рокайль — морская раковина — это основной мотив, собственно, что дал название стилю, она используется буквально всюду: полки, стены, мебель, мелкие аксессуары.

Вся архитектура и декорирование рококо направлена на сокрытие конструкционных особенностей и разрушение плоскостей. Например, плоскость стены от потолка в рококо отделяет падуга — плавный, полукруглый переход, который пластично связывает то и другое. Этот незаметный переход декорируется тонким орнаментальным рельефом. В современных условиях это очень легко реализовать с помощью гипсокартону, что легко сгибается в любом направлении. Часть стены, которая осталась, маскировали картинами, которые разрушают плоскость, и зеркалами, целиком ее уничтожали. Причем зеркала нужно располагать так, что бы одно отбивало в другом.

В оригинале стены обтаскивались шелковыми тканями в соединении из занавесами на окнах и портьерами на дверях. Потом пришла очередь хлопковых тканей и бумажной шпалеры. Шпалеры исконно привозились китайские или индийские, но впоследствии заменились на английских и французских, правда, с сохранением восточного колорита. Ну, с бумажной шпалерой трудностей не намечается, с восточными или растительными мотивами тоже, а шелковые ткани для обивки легко можно имитировать велюровой шпалерой. Стены можно разделить по высоте на две части. Такое деление можно сделать филенками в виде «зеркал», или цветом. Например, верх однотонен (нежно голубой, сиреневый, розовый, серый с позолотой и серебром), а низ оклеить шпалерой с орнаментом.

Сами помещения в плане преимущественно овальной или круглой формы, которая также реализуется с помощью панелей из гипсокартону и пенополиуретановою обработкой. Большинство оконных и дверных прорезов, зеркала и декоративные панно над дверями также имели круглую или овальную форму. Для дополнительного декорирования стен, дверных и оконных прорезов можно использовать овальные медальоны с гирляндами и бантами, орнаменты из гирлянд, писем, плодов, волют и свитков, виньеток и так далее, покрытые позолотой или окрашенные в белый цвет.

Потолок лучше, конечно, однотонной, но с обязательным орнаментальным декором: гипсовая ліпнина, декоративные элементы из пенопласта, пинополиуретану. Декоративные элементы окрашиваются в белый цвет или покрываются позолотой. Декорировать можно карнизы, бордюры, уголки, плафоны. В центре потолка можно вмонтировать купол, оформив его декоративными карнизами или покрасив в голубой цвет. Подсветка точечными светильниками создаст дополнительную иллюзию открытого пространства. Потолочный декор в прихожих, гостиных и столовых должен быть густым и сложным, а в спальнях и детских комнатах напротив скромным. Люстры поместить в центр плафона или купола, хорошо, если они будут бронзовыми, с хрустальными подвесками или лампочками в виде свеч. Для создания нереальной и романтичной атмосферы не лишний будет спрятан подсветка по периметру помещения. Как подсветку можно применить аргоновые светильники, закрепленные на специальной проведенной ленте-руководстве и спрятанные в широкие потолочные карнизы.

Пол в помещениях может быть покрыт плиткой или паркетом. Плинтуса прямыми или выгнутые по профилю. Высота плинтусов произвольна.

Стиль рококо, в отличие от многих других исторических стилей, целиком подходит почти для всех помещений. Естественно, более органически он впишется в гостиную, спальню, ванную комнату. Что из них вы превратите в будуар — решать вам. Но рококо впишется и в рабочий кабинет, и в библиотеку, и даже кухню. Это живописный, романтичный и уютный стиль, а что помещение откажется от таких эпитетов.

Комнаты должны быть строго симметричными по плану. Это наследство классических стилей стоит учитывать и в размещении мебели. Центр интерьера — невысокий камин, покрытый плитой из белого и цветного мрамора, украшенного роскошными бронзовыми накладками. Над камином обязательно повесьте большое зеркало в золоченной раме, а на коминковій полке расставьте предметы роскоши: часы из золоченной бронзы, канделябры, фарфоровые вазы и другое. В рококо мебель для сидения подразделялась на «обстановочную», что расставлялась вдоль стен, и «подвижную», что располагается там, где обычно собиралось общество.

Гарнитур необходимых для обстановки предметов в основном составлял набор из мягкой мебели: стульев, кресел, диванов канапе, екрана для камина и ширмы. Из мебели для сохранения больше всего подойдет лаковый комод с волновым фасадом. Обычные прямоугольные шкафы, а тем более лари в интерьере в стиле рококо неуместны. Для будуара нужен кокетливый туалетный столик. Для спальни — романтичная кровать, лучше с балдахином.

Большое внимание стоит уделить освещению. Именно им так удобно создавать интимную, романтичную или уютную атмосферу. Основные типы светильников — люстры, торшеры и бра. Хорошо, если настенные бра будут в виде гипсовых раковин, цветов и чаш.

Немного о цвете. Если барочные интерьеры прославлялись разнообразностью яркой цветовой гами, то во время рококо приоритетными становятся приглушенные, пастельные цвета: перловый, сріблистий, бледно охристый, перламутровый, блакитнуватий и потому подобные. В моде были соединения белого и голубого, белого и светло-зеленого или розового цветов. Работая с позолотой необходимо не забывать о чувстве меры, а еще лучше отдать преимущество матовому золоту и серебру.

Аксессуары

Комната в стиле Рококо должна напоминать шкатулку с ценностями. Потому игнорировать аксессуары и пытаться стилизовать интерьер под рококо — вещи взаимоисключающие друг друга. Фарфоровые статуэтки, шкатулки, вазы можно расставлять буквально везде: на коминкових полках, столиках, специальных снабжениях-консолях, в шкафах-горах. Посуда надлежащая быть легким и утонченным. Материалы — стекло, фарфор, майолика, обработка — золото, серебро, лак, роспись. Не отказывайтесь от изделий из золоченной бронзы: канделябры, бра, люстры, настенные и настольные часы. Позолоченная бронза так же использовалась в виде накладок для мебели, изделий из фарфора, фаянсу, камню и кости.

Внутреннее обрамление интерьеров рококо дополнялось шпалерой, тканями, вышивками. В гобеленах модными стали узорные ткани, бархат, кружево, ткани с уплетанием серебряных и золотых нитей. Очень немаловажная деталь в интерьере — шторы. Это должно быть сами мудрые дво — или трехслойные штор. Как материалы можно использовать холстины из жакардових, парчовых или шелковых тканей. Для легких «французских» штор лучший белый цвет, ткань — тонкий шелк. Широко используйте ламбрекены и подхваты, что по стилю должны соединиться с основными видами штор.

Появление в Европе китайских предметов было вызвано увлечением восточным искусством. Иногда целые интерьеры оформлялись в китайском стиле. Китайское искусство стало предметом страстного коллекционирования. Рядом с китайским фарфором, становятся популярными лаковые панно, что украшают стены или талантливо вмонтированные в европейскую мебель, картины, шелковые ткани с изображением сцен из китайской жизни, пагодами, пальмами, зонтиками, попугаями. Такое псевдокитайское искусство получило название «шинуазри» (фр. — chinoiserie — китайщина).

При описании Рококо нельзя оставить без внимания майсенский фарфор. Заслуга открытия твердого фарфора в Европе принадлежит Иоганну Фридриху Бетгеру. За его приказом в Майсенской прочности была запущена первая европейская мануфактура, которая принесла Саксонии невиданную мировую славу. Немцы даже изобрели специальную мебель — шкаф-витрину для сохранения и выставки посуды. Кроме прекрасных по форме ваз и сосудов, визитной карточкой майсенського фарфора становится мелкая пластика — утончены статуэтки, которые изображают галантные сценки. Тонко и виртуозно моделируемая, полная динамика и в тоже время чрезвычайно пластичные, они точно дают представление об эпохе, их что породила, шарм грациозного и фривольного стиля рококо.

Мебель

Постепенно пышная и помпезная барочная мебель вступает местом более изобретательной и утонченной. Классические орнаментальные мотивы замещаются легкими растительными арабесками. Композиция декора симметрична и строится на более свободном решении прямых и выгнутых линий. Главным становится стремление растворить детали в общем объеме предметов. В это время выпускаются альбомы гравюр с образцами мебели нового стиля, авторами которой является Жуль Оппенор, Клод Жилло и Жюст Аврелий Мейсонье. Однако больше всего четко стиль регентства проявился в работах Шарля Крессана. Его мебель изыскана и утончена. Крессан доводит до совершенства технику инкрустации — маркетри, а так же искусство чеканки бронзы. Материалом для мебели служило дерево местных пород, например, орех, липа — те материалы, которые легко поддаются резьбе. Иногда употреблялись и дорогие сорта привезенного дерева: амарант, палисандр, розовое и черное дерево.

Мебель этого времени в основном небольшая по размерам и исключительно удобная. Для сидения служат очень уютные стулья, кресла, диваны, шезлонги и т.п.. Появляются так называемые бержери — двойные диваны. Большое распространение получили диванчики, канапе, кушетки, а также хрупкие на вид, но очень удобные крамнички. До сидений, спинкам и подлокотникам прикрепляют подушки, обтащенные шелком, сотканным пасторальными сценами, орнаментом и цветочными мотивами.

Широко используются комоды, покрытые китайским лаком и росписью — стилизованными «китайскими» пейзажами. Для мебели этого времени характерное окрашивание деревянных частей предметов в свете тона, золоченные и большое количество бронзовых деталей.

Формы столиков определялись их функциональным многообразием: письменные, кофейные, туалетные, для рукоделия и так далее.

Кровати чаще имели одну спинку; балдахин крепилось к потолку. Кровати в спальнях в стиле рококо имеют собственные имена. В зависимости от вида балдахина они могут быть а la chinoise, а la francaise, а l’аnglаіsе или а l’іtаlіеnnе.

Мебель в стиле галантного столетия в моде и в настоящий момент. Многие производители мебели буквально копируют произведения древних мастеров. Целые серии гостиных, столовых и спальных гарнитуров так и идут в продажу под именем Людовика XV. То есть, если вы хотите воспроизвести у себя интерьер рококо, у вас будут на порядок меньше проблем, чем с другими историческими стилями. Попробуйте найти в свободной продаже готическую мебель.

Литература

Французские лирики XVIII в., сборник переводов, под ред. В. Брюсова — Г., 1914

Ermainger E., Barock und Rokoko in der deutschen Dichtung — Lpz, 1928

http://www.ua-dproekt.com.ua/articles/styles/text/5/


Рокайль в баварской архитектуре восемнадцатого века | Журнал эстетики и искусствоведения

Получить помощь с доступом

Институциональный доступ

Доступ к контенту с ограниченным доступом в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту следующими способами:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов.Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с проверкой подлинности IP.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения.

Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Многие общества предлагают своим членам доступ к своим журналам с помощью единого входа между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Из журнала Oxford Academic:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для своих членов.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Институциональная администрация

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Вы можете одновременно войти в свою личную учетную запись и учетную запись своего учреждения. Щелкните значок учетной записи в левом верхнем углу, чтобы просмотреть учетные записи, в которые вы вошли, и получить доступ к функциям управления учетной записью.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции.Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Английский Архитектура рококо | Study.com

Рокайль Дизайн

Замок Паудерхэм

Парадная лестница в Замок Паудерхэм является образцом лепнины в стиле рококо. Он содержит украшения, такие как свитки S и C, птицы, животные, цветы, фрукты и листья. Орнамент был белым на сине-зеленом фоне. Построенный примерно в 1755 году, он был частью реконструкции Большого зала.

Музыкальная комната Норфолк Хаус

Музыкальная комната была одной из комнат для развлечений в Норфолк Хаус . Построенный в 1756 году, он украшен трофеями на потолке, листьями Аканта вдоль верхней части стены и панелями с завитками S и C, а также природными украшениями.

Музыкальная комната Норфолк Хаус

Великая церковь Уитли

Одним из самых известных образцов рококо в Англии является Великая церковь Уитли . Простой кирпичный фасад церкви совсем не готовит к тому, чтобы увидеть ее великолепное внутреннее убранство. Его интерьер украшен позолоченным орнаментом и множеством картин Антонио Беллуччи. Десять окон, расписанных Джошуа Прайсом, изображают сцены из Нового Завета. Декоративная резьба и памятник Томасу Фоули были созданы Рисбрэком.

Грейт-Уитли-Черч

Однако интерьер церкви начинался не так. На момент завершения строительства церкви примерно в 1735 году интерьер был довольно простым, включая плоский потолок, простые стены и окна из прозрачного стекла. В 1747 году святилище было полностью перестроено. Был установлен новый изогнутый потолок с картиной вознесения на холсте маслом.Десять окрашенных окон заменили прозрачные. Формы для отделки потолка и стен были изготовлены из папье-маше, имитируя оригинальные проекты Canon.

Св. Иоанна Богослова

Еще одним образцом рококо является Церковь Св. Иоанна Богослова . Построенный между 1755 и 1758 годами, каменный фасад непритязателен. Именно интерьер имеет наибольшее значение. Мебель была разработана специально для здания и включает в себя скамьи, богато украшенную кафедру и стол священника. Его цвета — синий Веджвуд и белый, и из-за этого некоторые называют церковь Церковью Веджвуда. Его стиль также считается готикой Strawberry Hill, имея в виду виллу одного из членов комитета.

Ротонда в Ranelagh Gardens

Ротонда в Ranelagh Gardens является еще одним проявлением английского рококо. Открытый в 1742 году, этот общественный увеселительный сад привлекал в основном состоятельных посетителей. Его центральной достопримечательностью была огромная ротонда с частными столовыми, огромным центральным камином и общественными галереями.

Ротонда в Ranelagh Gardens

Краткое содержание урока

Родом из Франции, стиль рококо в Англии не был так широко распространен, но оказал влияние на дизайн нескольких известных зданий. Парадная лестница в замке Паудерхэм украшена лепниной в стиле рококо. Музыкальная комната Norfolk House также была оформлена в том же стиле. Две церкви, Great Witley Church и St.Евангелист Иоанн демонстрирует потрясающие интерьеры в стиле рококо, хотя их внешний вид довольно скромный. Кроме того, Ротонда по адресу Ranelagh Gardens является примером этого стиля.

Историческое происхождение английских слов и выражений — LiveJournal

рококо [май. 5-е число 2008 г. | 23:15 ]

Историческое происхождение английских слов и фраз

[ Теги | рококо ]
[ Текущее настроение | занят ]

рококо, сущ.[ruh- koh -koh, rə- -kō]
Рококо — это название как стиля музыки, так и стиля архитектуры и дизайна. Этот архитектурный стиль зародился во Франции в начале 1700-х годов и известен использованием обильных орнаментов, ракушечных изгибов и созданием комнат, которые сами по себе были целыми произведениями искусства. Термин рококо не использовался для описания этого архитектурного стиля до тех пор, пока более века спустя, в середине 1800-х годов, он не стал считаться старомодным.Существуют две теории его этимологии. Один говорит, что rococo был комбинацией французского rocaille «оболочка» и юмористической идиомы кокос «заглянуть». Rocaille происходит от среднефранцузского roche «камень» от вульгарного латинского rocca «камень, скала». Другая теория утверждает, что рококо представляет собой комбинацию рокайль и итальянского барокко «барокко», поскольку этот стиль архитектуры и дизайна пришелся на конец периода барокко.Теперь вернемся к другому Rococo . С точки зрения музыки, Рококо зародился в середине 18 века как гомофонный стиль, характеризующийся «сложным орнаментом и стереотипными приемами». Они создавали поверхностное ощущение элегантности и очарования, но не придавали изделиям особой оригинальности. Кажется, что название рококо было дано этому стилю в насмешливой отсылке к одноименному архитектурному движению из-за их аналогичного обилия декоративных украшений, физических или слуховых.


Бальный зал в стиле рококо в Екатерининском дворце в России

Примечание:
Я просто хотел уточнить, что у меня нет абсолютно никакого опыта или знаний в области музыки на каком-либо уровне, кроме пения под радио в моей машине. Мое описание этого стиля музыки было взято из двух источников, но я не уверен, насколько единодушно это мнение о музыке рококо.

Топ 8 знаменитых зданий в стиле рококо

Когда формальный и хорошо организованный стиль Людовика XIV начал терять популярность в начале 18 века, во Франции возникло художественное движение, которое первоначально называлось «рокайль».”

Этот стиль впоследствии был назван рококо и определяется сочетанием асимметричных форм с пышными и чрезвычайно театральными декорациями, включая так называемые фрески trompe-l’œil, которые создают оптическую иллюзию. Рококо возникло как форма дизайна, живописи и архитектуры, и его часто называют поздним барокко.

Здания в стиле барокко 17-го века уже были очень декоративными по сравнению с зданиями эпохи Возрождения 15-го и 16-го веков, а архитектурный стиль рококо пошел еще дальше.

Хотя стиль появился во Франции, со временем он распространился по всей Европе. В этой статье мы более подробно рассмотрим некоторые из самых известных когда-либо построенных зданий в стиле рококо.

1. Дворец Сан-Суси

Дворец Сан-Суси был летней резиденцией короля Пруссии Фридриха Великого. Он был построен между 1745 и 1747 годами и является одним из ярких примеров здания в стиле рококо в Германии. Это означает «Без забот», и для создания такой атмосферы был использован театральный дизайн в стиле рококо.

Это далеко не самый большой дворец в Европе, так как он считается не чем иным, как большой одноэтажной виллой, но изогнутый дизайн стиля отражает это замечательное строение. Он также имеет огромный сад, полный безумств и храмов. Центральная часть Сан-Суси / Сьюз / Wiki Commons

2. Амалиенбург

Амалиенбург — это простой охотничий домик, который был спроектирован как чудесное здание в стиле рококо. Он был заказан курфюрстом Карлом Альбрехтом, человеком, который стал императором Священной Римской империи Карлом VII, для своей жены Марии Амалии Австрийской, отсюда и название здания.

Здание было построено между 1734 и 1739 годами по проекту известного архитектора бельгийского происхождения Франсуа де Кувильеса (1695-1768), человека, который единолично представил архитектурный стиль рококо Центральной Европе. Зеркальный зал внутри здания считается воплощением архитектуры рококо. Зеркальный зал в Амалиенбурге / Стив Юрветсон / Wiki Commons

Субиз на месте бывшего укрепленного особняка XIV века в 3-м округе Парижа.Хотя экстерьер выполнен в архитектурном стиле барокко, в интерьере есть пышные комнаты в стиле рококо.

Особенно «Салон Принцессы» является ярким примером чрезвычайно театрального стиля, который определяет рококо. Хотя когда-то оно служило частным особняком, здание имеет совершенно другое назначение, так как в нем находится Музей национального архива и некоторые из французских национальных архивов. Salon de Princesse / NonOmnisMoriar / Wiki Commons

Дворец Браницких — роскошный особняк в Варшаве, столице Польши.Он был построен по заказу польского магната Стефана Миколая Браницкого и является одним из трех одноименных дворцов в городе. Этот находится на улице Медовой в Старом городе.

Это знаменитое здание в стиле рококо было вдохновлено французскими дворцами и имеет форму подковы, изогнутый дизайн, характерный для стиля. Дворец был расширен в начале 19 века и, хотя сильно пострадал во время Второй мировой войны, к 1967 году был полностью восстановлен.Linderhof Palace

Linderhof Palace — замок на юго-западе Баварии, земли на юго-востоке Германии. Он был заказан королем Баварии Людвигом II, человеком, который также заказал строительство всемирно известного замка Нойшванштайн .

Что примечательно в этом здании, так это то, что оно было построено между 1863 и 1886 годами, временем в истории, которое называют «периодом второго рококо». Считается, что Людвиг был вдохновлен Версальским дворцом , хотя это здание в стиле рококо намного меньше, чем его роскошный французский аналог.Дворец Линдерхоф / Родриго Рамос Мартинелли / Wiki Commons

6. Театр Кувилье

Театр Кувилье — театральное здание так называемой «Резиденции» в Мюнхене, бывшего королевского дворца монархов Баварии Виттельсбахов. Он был назван в честь архитектора рококо, который его спроектировал, и был построен между 1751 и 1753 годами, в разгар эпохи рококо.

Интерьер подковообразного здания состоит из 4-х этажей с коробками, которые удивительно украшены красным и золотым.Справедливо заключить, что этот знаменитый оперный театр воплощает в себе архитектурный стиль периода рококо. Интерьер театра Кювилье / Марк Пегрум / Wiki Commons

7. Дворец с медной крышей

Дворец с медной крышей — дворец в Варшаве, Польша, который получил свое название от уникальной особенности здания, построенного в первой половине 18 века. Первоначальный дворец был построен между 1651 и 1656 годами и был полностью перестроен в течение нескольких этапов в стиле рококо. Внутри здание также было украшено картинами в стиле рококо.

Он является частью большого варшавского Королевского замка и расположен в Старом городе. Сегодня он является частью Королевского замка-музея и часто представляет выставки, связанные с историей Польского королевства. Хотя здание было полностью сожжено во время Второй мировой войны, вскоре после этого оно было полностью перестроено в соответствии с его первоначальным проектом. км к югу от Санкт-Петербурга, Россия.Он был назван в честь Екатерины I, жены Петра Великого, основавшей здесь свою столицу в начале 18 века. Его жена в 1723 году полностью перестроила на этом месте старую ферму.

Первоначальный особняк по заказу Екатерины I был расширен в архитектурном стиле рококо в 1750-х годах. Она наняла известного архитектора рококо Бартоломео Растрелли, и он превратил этот 16-комнатный особняк в пышный дворец длиной 300 метров. И внешний вид, и интерьер являются яркими примерами зданий, построенных в эпоху рококо.Екатерининский дворец под Санкт-Петербургом / Ad Meskens / Wiki Commons

Рококо – iDesignWiki

Стиль рококо зародился во Франции и был принят в Европе в 18 веке. Он получил свое название от французского rocaille, каменных мотивов, которые часто были частью дизайна.

Шкаф в стиле рококо, переделанный в винный шкаф на 44 бутылки — антиквариат c 1880 года

Архитектура

Архитектура рококо была более легкой, но и более сложной версией своего предшественника в стиле барокко.Он обычно подчеркивал асимметрию форм и был более светским , в нем не было религиозных отсылок. Архитектура в стиле рококо внесла важные изменения в построение всех построек, подчеркнув конфиденциальность .


Стиль рококо, деталь- ПРЕВОСХОДНЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ СТАРИННЫЙ РОКОКО В СТИЛЕ РОЗОВЫХ ОКРАШЕННЫХ ШКАФОВ

Дворец Браницких

Источник изображения: https://search.creativecommons.org/photos/08df1335-91b8-4104-83ea-35a684a5c490, автор: archer10 (Деннис)

Дворец Браницких — имение магнатов XVIII века в Варшаве. Он расположен на пересечении улиц Podwale и Miodowa . Этот дворец в стиле рококо был вдохновлен французскими особняками . Проект был выполнен в виде подковы, с центральной частью и двумя боковыми крыльями. Здание отделяло от улицы асимметричный внутренний двор, предназначенный для посетителей.На фасадах был найден баланс между замечательными чертами рококо и окнами на крыше. Главный вход украшал портик из четырех колонн со статуями наверху.

Рококо Основные характеристики

Природные мотивы характерны для британского и французского рококо. Однако в британском рококо способ представления природных мотивов обычно был более реалистичным в деталях, чем во французских произведениях рококо. Искусно вырезанные формы использовались дизайнерами, а не архитекторами.Это важно для объяснения украшений ручной работы в стиле рококо.   Дизайн Рококо асимметричен большую часть времени. Изогнутые формы распространены в рококо. Они часто вспоминают буквы S и C.

Дизайн интерьера в стиле рококо / готики — Владимирский дворец, Санкт-Петербург — группа архитекторов для сына Александра II, великого князя Владимира Александровича. Строительные работы продолжались с 1867 по 1872 год. В нем около 360 комнат.

  Источник изображения: https://search.creativecommons.org/photos/a776fc19-72ae-4ef6-8ecb-05f8826bab95 Нинара


Источник информации:

https://www.boundless.com/art-history/rococo-architecture

https://en. wikipedia.org/wiki/Branicki_Palace,_Warsaw

http://www.vam.ac.uk/content/articles/s/style-guide-rococo/

Пресс-кит — Коллеж Нотр-Дам — Taktik Design

Монреаль, Канада, 28 сентября 2021 г. —

Коллеж Нотр-Дам использовал опыт Taktik Design для реконструкции пространства, наполненного вызовами, учитывая его нетрадиционную форму.Подобно огромному коридору, это яркое пространство использовалось недостаточно. Лишенные делений, помещения окаймлены окнами, выходящими в великолепный сад. Поэтому было естественно воссоздать дух сада в помещении, превратив его в место созерцания, встреч и групповой работы.

 

Раньше проходной коридор, La Rocaille теперь новое дружелюбное и гостеприимное третье место, любимое студентами. Поощряя общение, обмен и сотрудничество, макет предлагает различные адаптивные зоны.Кабины в конструкции из тополя, высокие столы и столы-конторки облегчают работу в индивидуальном или небольшом коллективе.

 

Секция со сценой служит местом для собраний или гибким классом для больших групп. Специальные встречи могут проходить в конференц-зале, а лаунж-зона и деревянная терраса идеально подходят для трапезы или просто для отдыха и обсуждения.

 

La Rocaille демонстрирует богатство растительности своего пристроенного сада наличием многочисленных растений и интеграцией фонарных столбов, напоминающих те, что находятся снаружи.Имея богатую историю, несколько архивных фотографий колледжа были включены в макет, чтобы увековечить следы прошлого.

Технический лист

Расположение: Montréal

Дата окончания проекта: сентябрь 2020

Область: 2730 SQ.FT

Клиент: Collège Notre-Dame

Дизайнер / менеджер проекта

Cynthia Papineau

Collaborators

Nicola Tardif-Bourdages & Quentin Veron

François LeaNDre & Isabelle Boucher

О Taktik Design
Taktik Design — это компания, близкая к людям и внимательным для своих клиентов и их потребности. Понимание мест и их функций лежит в основе их подхода и концепций. Taktik design, состоящий из творческой и увлеченной команды, постоянно внедряет инновации, чтобы улучшить использование пространств и создать уникальные миры.
 
«Для нас успешное пространство определяется не только его эстетикой, но и его способностью создавать связь между пользователями и созданной средой.»

рококо, рокайль, столб, позднее барокко, арт-дирекшен, европейский, пастельные тона, желтый

рококо, рокайль, столб, позднее барокко, арт-директор, европейский, пастельные тона, желтый | Пиксели рококо, рокайль, столб, позднее барокко, художественное направление, Европейский, Пастельные тона, Рыжих, бирюзовый, архитектура, искусство и ремесло, нет людей, креативность, Построенная структура, представление, Ремесло, Скульптура, белый цвет, день, Резьба — ремесленный продукт , крупный план, в помещении, здание, человеческое представление, прошлое, архитектурная колонна, история, витиеватый, 4KPublic Domain

Фото ключевые слова

Измените размер и загрузите это фото

ПК и ноутбук (720P, 1080P, 2K, 4K):

iMac:

iMac 21.
5 дюймов со светодиодной подсветкой: 1920×1080
iMac 21,5 дюйма Retina 4K:
4096×2304
iMac 27 дюймов Retina 5K:
5120×2880

Макбук:

Макбук Эйр 11,6″:
1366×768
MacBook Air 13 дюймов, MacBook Pro 15,4 дюйма
1440×900
Макбук Про 13.3″:
1280×800
MacBook Pro 15,4 дюйма Retina:
2880×1800
Макбук Про 17″:
1920×1200
MacBook Pro 13,3 дюйма Retina, MacBook Air 13 дюймов Retina:
2560×1600

iPhone:

iPhone 2G, iPhone 3G, iPhone 3GS:
320×480
iPhone 4, iPhone 4s:
640×960
iPhone 5, iPhone 5s, iPhone 5c, iPhone SE:
640×1136
iPhone 6, iPhone 6s, iPhone 7, iPhone 8:
750×1334
iPhone 6 plus, iPhone 6s plus, iPhone 7 plus, iPhone 8 plus:
1242×2208
iPhone X, iPhone Xs:
1125×2436
iPhone XS Max:
1242×2688
iPhone Xr:
828×1792

Телефон Android:

iPad:

iPad, iPad 2, iPad Mini:
768×1024
iPad 3, iPad 4, iPad Air, iPad Air 2, iPad 2017, iPad Mini 2, iPad Mini 3, iPad Mini 4, 9.
7-дюймовый iPad Pro: 2048×1536
iPad Pro 10,5 дюйма:
2224×1668
11-дюймовый iPad Pro:
2388×1668
iPad Pro 12,9 дюйма:
2732×2048

Планшеты Surface и Android:

Похожие фотографии

  • 3062x4593px магия, первый, польский, столица, Краков, город, город, Польша Public Domain
  • 5175x3450px магия, первый, польский, столица, Краков, город, город, Польша Public Domain
  • 3000x2002px древний, арки, архитектура, Изобразительное искусство, строительство, собор, церковь, столбцы Public Domain
  • 3264x4896px древний, архитектура, искусство, пятно, крупный план, культура, украшение, лицо Public Domain
  • 5423x3615px магия, первый, польский, столица, Краков, город, город, Польша Public Domain
  • 3000x2002px бронзовые фигуры, фонтан Нептуна, библиотека, конгресс, вашингтон, округ Колумбия., бронза, фонтан Public Domain
  • 4740x2666px настенное искусство, тайский храм, Изобразительное искусство, стена, дизайн, белый, комната, современный Public Domain
  • 4810x3186px стена храма, Таиланд, стена, текстура, бетон, шаблон, старый, фон Public Domain
  • 2563x3844px Усама бен, ладен, граффити, Усама бен Ладен, фреска, уличное искусство, бен Ладен, терроризм Public Domain
  • 1920x1337px иероглифы, иероглифический шрифт, Египет, иероглиф, символ, персонаж, письмо, каменная кладка Public Domain
  • 3487x5230px магия, первый, польский, столица, Краков, город, город, Польша Public Domain
  • 4608x3456px Изобразительное искусство, творческий, Эйфелева башня, ориентир, архитектура, художественный, произведение искусства, Здания Public Domain
  • 2019x3048px статуя Будды, рушащийся, руины, буддизм, Будда, статуя, религия, Азия Public Domain
  • 4928x3264px настенное искусство, тайский храм, Изобразительное искусство, стена, дизайн, белый, комната, современный Public Domain
  • 3000x2002px Линкольн, видел, сторона, сидящий, Мемориал Линкольна, национальный, торговый центр, Вашингтон Public Domain
  • 4000x2667px рано, вечерний снимок, архитектурный, подробности, всемирно известный, статуя фонтана Треви, Рим, Италия Public Domain
  • 2035x3035px Триумфальная арка, Триумфальная арка, памятник, Триумфальная арка, архитектура, известное место, Европа, построенная структура Public Domain
  • 2400x1800px древний, индуистская резьба, 700 лет, старый, руины храма, посвященный, Бог Шива, расположен Public Domain
  • 5184x3456px Аннотация, черный, покрасить, дым, Изобразительное искусство, нет людей, природа, движение Public Domain
  • 3200x2134px Королева Анна, фронт, Святой Павел, Великобритания, Архитектура, Искусство, Британский, Собор Public Domain
  • 4200x2800px детали, мечеть шейха Зайда, Абу-Даби, (оаэ), низкий угол обзора, архитектура, в помещении, построенная структура Public Domain
  • 3648x5472px -, собор, разработан, Барселона, Испания, религия, архитектура, город Public Domain
  • 4928x3264px серебряный храм, Чианг, Май, Таиланд, -, подробный вид, храм, религия Public Domain
  • 2698x4047px пластиковые руки, резинки, художественная инсталляция, пластик, руки, желтый, искусство, выставка Public Domain
  • 3000x2002px смонтированный, фигура, меч, -, бронза, вход, Сакре-Кер, Париж Public Domain
  • 5296x3531px граффити, улицы города, городской, Изобразительное искусство, улица, картина, уличное искусство, хип-хоп Public Domain
  • 3283x4924px хипстерские кафе, дизайн-студии, магазины, lx factory, творческий, квартал, Лиссабон, Португалия Public Domain
  • 3000x2002px богато украшенный, угловой, потолочный, библиотека, конгресс., архитектурный, архитектура, красивый Public Domain
  • 3000x2002px Подробно, красивая, библиотека, здание конгресса, главный, читальный зал, Америка, архитектурный Public Domain
  • 4608x3456px красный, Изобразительное искусство, желтый, картина, художественный, птицы, красочный, цвета Public Domain
  • 4000x2667px изображающий, городские здания, уличное искусство, город, здания, городской, граффити, узор Public Domain
  • 4813x3188px статуя Будды, каменный храм, буддизм, Будда, статуя, религия, Азия, AsianPublic Domain
  • 5472x3648px Лиссабонское уличное искусство, Португалия, Изобразительное искусство, уличное искусство, Европа, Лиссабон, Лиссабон, творчество Public Domain
  • 2816x2112px архитектура, столбцы, площадь Святого Петра, скульптуры, статуи, состав, Ватикан, построенная структура Public Domain
  • 3597x5396px -, собор, разработан, Барселона, Испания, религия, архитектура, город Public Domain
  • 5197x3465px граффити, улицы города, городской, Изобразительное искусство, улица, картина, уличное искусство, хип-хоп Public Domain
  • 2000x1333px арки, архитектура, Изобразительное искусство, строительство, собор, потолок, купол, скульптуры Public Domain
  • 5470x3647px различный, игрушки, предметы, полки, стена, полка, разное, фигура Public Domain
Загрузить больше фотографий .

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*