Ренессанс живопись характерные черты: Маньеризм — стиль в искусстве XVI

Содержание

Живопись эпохи Ренессанса

Современную живопись невозможно представить без влияния на неё творчества величайших художников эпохи Ренессанса. Творчество это – признанная классика, и она всегда будет существовать в подсознании живописцев наших дней. Именно в период Возрождения появилось большинство уникальнейших произведений искусства, частью которого является живопись, а особенно живопись мастеров итальянской школы.


Рафаэль - Святая Екатерина Александрийская, 1507

Ренессансом называют период с конца тринадцатого до конца шестнадцатого веков, а главной фигурой, центром внимания художников, становится человек. Развиваются основы воздушной и линейной перспективы, композиции, подробно изучается строение человеческого тела, появляется портрет. Художники совершенствуют технику живописи, стараясь добиться максимальной реалистичности картины, подобно фотографии, детально описывающей сюжет: http://photo-day.ru/.

Начало эпохи Ренессанса связано с такими именами как Мартини, Джотто, Боттичелли. Развивалось искусство живописи Возрождения настоящими титанами, великими и непревзойдёнными мастерами: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль, Микеланджело Меризи де Караваджо. Именно благодаря этим художникам появляется идеальный стиль, исполненный возвышенной величавостью и предельной ясностью. Античная или религиозная тематика картин трактуется как современный, светский сюжет, а их персонажи поэтичны и изящны.

Отдавая дань мастерству многих живописцев итальянского Возрождения, нужно отдельно упомянуть великого Леонардо. Вклад этого человека в развитие классической живописи огромен. Ведь, именно он разработал и начал применять для написания своих полотен особый приём, «сфумато», с помощью которого картина смотрелась, будто сквозь лёгкую дымку. Это придавало произведениям Да Винчи ту самую знаменитую таинственность, загадочность, а самая известная картина мастера – «Джоконда» - до сих пор является предметом научных споров, диссертаций и невероятного количества книг.



]]> ]]>

Венецианское Возрождение

Венецианское Возрождение представляет собой обособленную своеобразную часть общеитальянского Возрождения. Оно здесь началось позже, но продлилось гораздо дольше. Роль античных традиций в Венеции была наименьшей, а связь с последующим развитием европейской живописи — наиболее прямой. В Венеции господствовала живопись, которая характеризовалась яркими, насыщенными и радостными цветами.

Эпоха Высокого Возрождения ( на итальянском языке звучит как » Чинквеченто») в Венеции заняла почти весь XVI век. Многие выдающиеся художники писали в свободной и жизнерадостной манере Венецианского Возрождения.

Художник Джованни Беллини стал представителем переходного периода от Раннего Возрождения к Высокому. Его перу принадлежит известная картина » Озерная Мадонна» — прекрасное живописное произведение, воплощающее грезы о золотом веке или земном рае.

Ученик Джованни Беллини, художник Джорджоне считается первым мастером Высокого Возрождения в Венеции. Его полотно » Спящая Венера» — одно из самых поэтичных изображений обнаженного тела в мировом искусстве. Это произведение является еще одним воплощением мечты о простодушных, счастливых и невинных людях, которые живут в полной гармонии с природой.

В Государственном Музее Эрмитаже находится картина » Юдифь», которая тоже принадлежит кисти Джорджоне. Это произведение стало ярким примером достижения объемного изображения не только с помощью светотени, но и использованием приема градации света.

 

Джорджоне » Юдифь»

 

Самым типичным художником Венеции можно считать Паоло Веронезе. Его масштабные, многофигурные композиции  посвящены изображению пышных обедов в венецианских палаццо с музыкантами, шутами и собаками. В них нет ничего религиозного. » Тайная вечеря» — это изображение красоты мира в бесхитростных земных проявлениях и восхищение совершенством прекрасной плоти.

 

Паоло Веронезе » Тайная вечеря»

 

Творчество Тициана

Эволюция венецианской живописи Чинквеченто отразилась в творчество Тициана, который сначала работал совместно с Джорджоне и был близок ему. Это отразилось в творческой манере живописца в произведениях » Любовь небесная и  Любовь земная», » Флора». Женские образы Тициана — это сама природа, сияющая вечной красотой.

Тициан Вечеллио — король живописцев. Ему принадлежат многочисленные открытия в области живописи, среди которых можно назвать богатство колорита, цветную лепку, оригинальные формы и использование нюансов красок. Вклад Тициана в искусство Венецианского Возрождения огромен, он оказал большое влияние на мастерство живописцев последующего периода.

Поздний Тициан уже близок к художественному языку Веласкеса и Рембранта : соотношения тонов, пятна, динамичность мазка, фактура красочной поверхности. Венецианцы и Тициан заменили господство линии преимуществами цветового массива.

 

Тициан Вечеллио » Автопортрет» ( около 1567 года)

 

Живописная техника Тицина поражает и в наши дни, потому что представляет собой месиво из красок. В руках художника краски были своего рода глиной, из которой живописец лепил свои произведения. Известно, что к концу жизни Тициан писал свои полотна с помощью пальцев. так что данное сравнение является более чем уместным.

 

Тициан » Динарий кесаря» ( около 1516 года)

 

Картины Тициана Вечеллио

Среди живописных произведений Тициана можно назвать следующие:

 

 

  • » Вакх и Ариадна»
  • » Венера Урбинская»
  • » Портрет папы Павла III»

 

 

  • » Портрет Лавинии»
  • » Венера перед зеркалом»
  • » Кающаяся Магдалина»
  • » Святой Себастьян»

Живописность и чувство объемной формы у Тициана находятся в полном равновесии. Его фигуры полны ощущения жизни и движения. Новизна композиционного приема, необычный колорит, свободные мазки являются отличительной особенностью живописи Тициана. В его творчестве воплотились лучшие черты Венецианской школы эпохи Возрождения.

Характерные черты живописи Венецианского Возрождения

Последний корифей венецианского Чинквеченто — это художник Тинторетто. Известны его картины » Битва архангела Михаила с сатаной» и » Тайная вечеря». Изобразительное искусство воплотило Ренессансное представление об идеале, веру в могущество разума, мечту о прекрасном, сильном человеке, гармонично развитой личности.

 

Якопо Тинторетто » Битва архангела Михаила с сатаной» ( 1590 год)

 

Якопо Тинторетто » Распятие»

 

Художественные произведения создавались на традиционные религиозно — мифологические сюжеты. Благодаря этому современность возводилась в ранг вечности, таким образом утверждая богоподобность реального человека. Основными принципами изображения в этот период стали подражание природе и реальность персонажей. Картина  — это своего рода окно в мир, потому что художник изображает на ней то, что видел в реальности.

 

Якопо Тинторетто » Тайная вечеря»

 

Искусство живописи опиралось на достижения различных наук. Живописцы успешно осваивали перспективное изображение. В этот период творчество стало персональным. Все большее развитие получают произведения станкового искусства.

 

Якопо Тинторетто » Рай»

 

В живописи складывается жанровая система, которая включает в себя следующие жанры:

  • религиозно — мифологический;
  • исторический;
  • бытовой пейзаж;
  • портрет.

В этот период также появляется гравюра, и важную роль играет рисунок. Произведения искусства ценятся сами по себе, как художественное явление. Одним из самых главных ощущений при их восприятии становится наслаждение. Качественные репродукции картин эпохи Венецианского Возрождения станут прекрасным дополнением интерьера в стиле барокко.

Живопись Возрождения: история и лучшие шедевры

Play.one начинает цикл статей о вехах развития мировой живописи. Сегодняшний ликбез посвящен эпохе Возрождения. Микиланджело, Рафаэль, Да-Винчи, – откройте для себя смысл посланий легендарных авторов.

Возрождение: гуманизм, героизм и ослабление церкви

Эпоха Возрождения по праву считается одной из самых значимых в истории мировой живописи. Именно Возрождение подарило миру шедевры Мазаччо и Тициана, Микиланджело и Рафаэля, Да-Винчи и Тинторетто. В период с 13 по 16 века мастерство художников поднялось до новых высот и приобрело новый смысл, новую философию.

Человек как венец природы. Новая философия

Ренессанс зародился в Италии под влиянием ослабления феодализма и усиления отдельных городов. Церковь, все еще очень сильная, тем не менее теряет монополию на изучение внутреннего мира человека и мира, его окружающего. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Люди стали свободнее с точки зрения социальной и с точки зрения духовной. Потому мыслители Средневековья стали искать новые векторы нравственного развития, открывать для себя новую философию. В центре внимания литераторов, ученых и художников оказывается человек – венец Божьего творения, который может превзойти природу. Под воздействием философии гуманизма прорастают первые цветы Ренессанса.

Всю эпоху Возрождения принято делить на несколько периодов:

Проторенессанс

Раннее Возрождение

Высокое Возрождение

Позднее Возрождение

Проторенессанс явился лишь предтечей Возрождения. Но уже на этом этапе картины приобретают материальность, весомость фигур, предметы получают объем, и, наконец, сюжеты перестают быть абсолютно церковными, в них появляются светские мотивы. В этот период творят Джотто и Пьетро Каваллини, Пьетро Лоренцетти и Амброджо Лоренцетти.

Раннее Возрождение начинается в первых десятилетиях 15 века и ознаменовывается творчеством Донателло, Мазаччо и Перуджино. Их творения возвышают человека, героизируют его. Меняется и техника написания картин, она становится более реалистичной, уходит все дальше от готической плоскости и минимализма.

Кульминация эпохи Возрождения случилась в конце 15 века – начале 16. Тициан, Рафаэль, Джорджоне и Леонардо да Винчи своими полотнами устанавливают новые стандарты мировой живописи. Появляются новые способы передачи пространства, мир на картинах становится большим и объемным, композиции становятся более завершенными. Человек, изображаемый гениями тех времен, гармоничен – он прекрасен и телом, и душой.

Позднее Возрождение – эпоха достаточно сложная. Ощущается конфликт времени, столкновение философии и художественного видения, которые доживают свое, и мироощущения, которое должно прийти им на смену. Отголоски гуманизма все еще присутствуют в полотнах тех времен, но человек больше не героизируется, а его судьба не изображается столь безоблачной. Братья Караччи и Караваджо – наиболее известные авторы периода позднего Возрождения.

Великие творцы эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения оставила, пожалуй, самое значимое культурное наследие за все время развития живописи. Картины, написанные в средневековой Италии, по сей день считаются образцами мастерской работы живописцев, на которые равняются и авторы 21 века. Взглянем на полотна наиболее известных и самых значимых художников Ренессанса.

Леонардо да Винчи

Художник, ученый, изобретатель, писатель и музыкант, Леонардо остается культовой фигурой и в наши дни. Живопись не была для него основным занятием, но в своих работах он использовал научные знания. Это да Винчи впервые стал использовать вместо четких линий размытые, руководствуясь тем, как воспринимает мир человеческий глаз. Это Леонардо впервые смог объяснить, почему небо синее, и именно на его картинах небеса приобретают глубину и определенный объем. Перу да Винчи принадлежат картины, в которых впервые появляется полноценная перспектива, мир становится трехмерным, а не плоским. И, в конце концов, это именно флорентийский мыслитель написал “Джоконду”, и “Даму с горностаем”.

en.wikipedia.orgwww.leonardodavinci.net

Джоконда, кстати, – картина совершенно особенная. Тайну ее улыбки и загадочный шифр, скрытый под слоями краски, десятилетиями пытаются разгадать как ученые, так и поклонники художественного искусства. Подробнее об этом вы также можете прочитать в нашей статье.

Боттичелли

Годами Сандро Боттичелли, сын простого кожевника, вырабатывал свой собственный уникальный стиль. Его картины решены в плоской, двухмерной манере, фигуры подчеркнуто утонченны, что присуще готиче­скому искусству. Каждое его полотно – это невероятным ансамбль ярких красок, насыщенный баланс света и тени. Шедевры Боттичелли, в основном посвященные религиозной либо мифологической тематике, известны на весь мир. Это «Весна», «Паллада и Кентавр», «Рождение Венеры». Кстати, его же руке принадлежит роспись знаменитой Сикстинской капеллы.

theromanguy.commentalfloss.com

Тициан

Тициан – самый яркий представитель знаменитой венецианской школы эпохи Возрождения. Он прославился как автор портретов, картин на религиозную и мифологическую темы. Его мастерство было признано при жизни – короли и герцоги, римские папы и князья, кардиналы и богатейшие люди Средневековья заказывали у него полотна. В без малого 30 лет он признан лучшим художником Венеции. Его полотна эпичны, контрастны, поражают уникальной игрой синего и красного цветов, Диагональная композиция оживляет его произведения, делая их динамичными. Самые знаменитые картины Тициана – «Вознесение Марии», «Даная», «Любовь земная и Любовь небесная».

bestveniceguides.itfineartamerica.com

Микиланджело

Микиланджело Буонаротти известен прежде всего как скульптор и архитектор (это он изваял “Давида”, занимающего почетное место в Лувре). Но хоть сам он отзывался о своих художественных работах критично, его картины являются бесценной жемчужиной к коллекции живописи Ренессанса. Микеланджело расписал свод Сикстинской капеллы в Ватикане, создав фрески “Страшный суд” и “Сотворение Адама”, завершив труд Боттичелли. Это Микиланджело написал “Мучения святого Антония” и “Мадонну Дони”.

painting-planet.comeportfolios.macaulay.cuny.edu

Рафаэль

Творчество Рафаэля Санти формировалось на основах, заложенных Леонардо да Винчи и Микиланджело. В его полотнах воплощены свет и возвышенность гуманизма, нежный лиризм и романтическая одухотворенность. Именно рукам Рфаэля принадлежат знаменитые фрески в Ватикане, он является автором полотен «Сикстинская Мадонна», «Три Грации», «Святой Михаил и дьявол».

www.italian-renaissance-art.comwww.artelista.com

Картины художников Возрождения бесценны. Они являются главными экспонатами Лувра и Эрмитажа, и сотни тысяч туристов ежегодно съезжаются в ведущие галереи, чтобы посмотреть на шедевры творцов Ренессанса. Многие художественные критики считают, что до сегодняшнего дня мало кому удалось “переплюнуть” Микиланджело и Рафаэля в мастерстве. Впрочем, нельзя сказать, что современное искусство недостойно внимания. Авторы 21 века тоже создают творения, которые, вполне возможно, останутся в памяти человеческой на века. Так, например, трогают до глубины души современные скульптуры, о которых написан наш материал. Очень рекомендуем прочесть поклонникам искусства!

Эпоха Возрождения (кратко). Краткая характеристика эпохи Возрождения

История эпохи Возрождения начинается в XIV веке. Еще этот период называют Ренессансом. Возрождение сменило в Европе Средневековую культуру и стало предшественником культуры Нового времени. А закончился Ренессанс в XVI–XVII столетиях, так как в каждом государстве он имеет свою дату начала и финала.

Немного общих сведений

Отличительные черты эпохи Возрождения – это антропоцентризм, то есть необычайный интерес к человеку как индивидууму и его деятельности. Также сюда относится светский характер культуры. В обществе появляется заинтересованность культурой античности, происходит что-то вроде ее «возрождения». Отсюда, собственно, и появилось название столь важного периода времени. Выдающимися деятелями Ренессанса можно назвать бессмертного Микеланджело, Никколо Макиавелли и всегда живого Леонардо да Винчи.

Эпоха Возрождения (кратко основные черты описаны в нашей статье) оставила свой идейный и культурный отпечаток на всех государствах Европы. Но для каждой отдельной страны существуют индивидуальные исторические границы эпохи. А все - из-за неодинакового экономическо-социального развития.

Возникло Возрождение в Италии. Здесь его первые симптомы были заметны в XIII–XIV столетиях. Но твердо эпоха укоренилась только в 20-х годах XV века. В Германии, Франции и других державах Ренессанс возник намного позже. На окончание XV столетия выпадает наивысший расцвет Возрождения. А уже в следующем веке отмечается кризис идей этой эпохи. В результате случившегося инцидента возникает барокко и маньеризм.

Что собой представляла данная эпоха

Время эпохи Возрождения – это период, когда начинается переход от средневекового феодального общества к буржуазному. Это именно тот этап истории, когда буржуазно-капиталистические отношения еще не сформировались, а общественно-феодальные устои уже были расшатаны.

В эпоху Ренессанса начинает формироваться нация. В это время власти королей при поддержке обычных горожан удалось побороть мощь феодальных дворян. До этого времени были так называемые объединения, которые назывались государствами исключительно из географических соображений. Теперь же зарождаются крупные монархии, основами которых становятся национальности и исторические судьбы.

Для Возрождения характерно неимоверное развитие торговых отношений между разными странами. В этот период совершаются грандиозные географические открытия. Ренессанс стал тем периодом, когда были заложены азы современных научных теорий. Так, появилось естествознание со своими изобретениями и открытиями. Переломным этапом для описанного процесса является открытие книгопечатания. И именно оно увековечило Возрождение как эпоху.

Другие достижения Ренессанса

Эпоха Возрождения кратко характеризуется высокими достижениями в области литературы. Благодаря появлению книгопечатания она приобретает те возможности распространения, которых не могла позволить себе раньше. Античные рукописи, которые восстали, словно феникс из пепла, начинают переводиться на разные языки и переиздаваться. Они путешествуют по миру так быстро, как никогда. Процесс обучения стал намного проще благодаря возможности размножать на бумажных носителях самые разнообразные научные достижения и знания.

Возрожденный интерес к античности и изучение этого периода отобразились на религиозных нравах и взглядах. Из уст Колюччо Салютати, канцлера Флорентийской республики, прозвучало заявление о том, что Священное Писание является ни чем иным как поэзией. В эпоху Возрождения Святая инквизиция достигает пика своей деятельности. Связано это было с тем, что столь глубокое изучение античных работ могло подорвать веру в Иисуса Христа.

Раннее и Высокое Возрождение

Особенности эпохи Возрождения обозначаются двумя периодами существования Ренессанса. Так, всю эпоху ученые делят на Раннее Возрождение и Высокое Возрождение. Первый период длился 80 лет - с 1420 по 1500 год. На протяжении этого времени искусство еще не совсем избавилось от пережитков прошлого, но уже пыталось совмещать их с элементами, одолженными из классической древности. Только намного позже и очень медленно художники, благодаря влиянию кардинально изменяющихся условий культуры и жизни, отказываются от основ Средневековья и без зазрения совести начинают использовать античное искусство.

Но все это происходило в Италии. В других государствах искусство еще долго было подчиненно готике. Лишь в конце XV века Возрождение наступает в Испании и в государствах, расположенных к северу от Альп. Здесь ранний этап эпохи продолжается вплоть до середины XVI столетия. Но ничего стоящего внимания за этот период произведено не было.

Высокий Ренессанс

Вторая эра Возрождения считается самым грандиозным временем его существования. Высокое Возрождение также продолжалось 80 лет (1500-1580). В этот период столицей искусства становится Рим, а не Флоренция. Все это стало возможным из-за восхождения на престол папы Юлия II. Это был честолюбивый человек. Также он славился своей честностью и предприимчивостью. Именно он привлек к своему двору наилучших итальянских артистов. При Юлии II и его преемниках сооружается огромное количество монументальных ваяний, лепятся непревзойденные скульптуры, пишутся фрески и картины, которые и сегодня считаются шедеврами мировой культуры.

Периоды искусства Возрождения

Идеи эпохи Возрождения были воплощены в искусстве того периода. Но прежде чем говорить о самом искусстве, хотелось бы выделить его главные этапы. Так, отмечают Проторенессанс или вводный период (приблизительно 1260-1320 годы), Дученто (XIII ст.), Треченто (XIV ст.), а также Кватроченто (XV ст.) и Чинквеченто (XVI ст.).

Естественно, последовательность границ столетий не совсем совпадают с конкретными этапами культурного развития. Проторенессанс отмечается окончанием XIII столетия, Ранний Ренессанс заканчивается в 1490 годах, а Высокое Возрождение иссякает еще до начала 1530 годов. Только в Венеции он продолжает свое существование еще до конца XVI столетия.

Литература Ренессанса

Литература эпохи Возрождения – это такие бессмертные имена, как Шекспир, Ронсар, Лоренцо Вала, Петрарка, Дю Белле и другие. Именно в период Ренессанса поэты продемонстрировали победу человечества над собственными недостатками и ошибками прошлого. Самой развитой была литература Германии, Франции, Англии, Испании и Италии.

На английскую литературу большое влияние оказала поэзия Италии и классические произведения. Томас Уэйатт вводит форму сонета, которая довольно быстро набирает популярность. Также внимания удостаивается и сонет, созданный графом Сурреем. История литературы Англии много в чем схожа с литературой Франции, хотя их внешнее сходство минимально.

Немецкая литература эпохи Возрождения известна тем, что в этот период появились шванки. Это интересные и веселые рассказы, которые сначала создавались в форме стихов, а позже – в прозе. В них шла речь о быте, о буднях обычных людей. Все это подавалось в легком, шутливом и непринужденном стиле.

Литература Франции, Испании и Италии

Французская литература Ренессанса отмечается новыми веяниями. Маргарита Наваррская стала покровительницей идей реформации и гуманизма. Во Франции на первый план начало выходить народное и городское творчество.

Эпоха Возрождения (кратко с ней можно ознакомиться в нашей статье) в Испании делится на несколько периодов: раннее Возрождение, высокий Ренессанс и барокко. На протяжении всей эпохи в стране отмечается повышенное внимание к культуре и науке. В Испании развивается публицистика, появляется книгопечатание. У некоторых писателей переплетаются религиозные мотивы и светские идеи гуманизма.

Представителями итальянской литературы эпохи Ренессанса являются Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они стали первыми поэтами, которые возвышенные образы и мысли начали излагать откровенным простонародным языком. Это новаторство было воспринято на ура и имело распространение в других странах.

Ренессанс и искусство

Особенности эпохи Возрождения – это то, что тело человека стало основным началом воодушевления и предметом исследования для художников этого времени. Так, делался акцент на похожести скульптуры и живописи с действительностью. К основным чертам искусства периода Возрождения относится сияние, утонченное владение кистью, игра тени и света, тщательность в процессе работы и непростые композиции. Для художников Ренессанса главными являлись образы из Библии и мифов.

В живописи эпохи Возрождения сходство реального человека с его изображением на том или ином полотне было настолько близко, что вымышленный персонаж казался живым. Об искусстве ХХ столетия этого сказать никак нельзя.

Эпоха Возрождения (кратко основные тенденции ее изложены выше) воспринимала тело человека как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшали свои умения и знания, изучая тела индивидуумов. Тогда преобладало мнение, что человек сотворен по подобию и образу Бога. Это утверждение отображало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства Ренессанса были боги.

Природа и красота человеческого тела

Искусство эпохи Возрождения большое внимание уделяло природе. Характерным элементом пейзажей была разнообразная и пышная растительность. Небеса сине-голубого оттенка, которые пронизывали солнечные лучи, что проникали сквозь облака белого цвета, являлись великолепным фоном для парящих существ. Искусство эпохи Возрождения преклонялось перед красотой человеческого тела. Эта особенность проявлялась в утонченных элементах мускулов и тела. Непростые позы, мимика и жесты, слаженная и четкая цветовая палитра свойственны творчеству скульпторов и ваятелей периода Ренессанса. К таковым относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.

Эпоха Ренессанса - выдающиеся деятели и характерные черты эпохи

Предпосылки и зарождение

Многие историки утверждают, что идеи, характеризующие эту эпоху, возникли в конце XIII века во Флоренции, в частности, в трудах Данте Алигьери и Петрарки, а также в картинах Джотто ди Бондоне. Некоторые авторы датируют Ренессанс довольно точно, одна из предложенных отправных дат — 1401 год, когда Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески соревновались за контракт на строительство бронзовых дверей для Баптистерия во Флорентийском соборе.

Другие видят общую конкуренцию между художниками и полиматами (определение для выдающегося человека эпохи Возрождения, который в нынешнем понимании являлся эрудитом), такими как Брунеллески, Гиберти, Донателло и Мазаччо, за художественные заказы, катализатором творчества, характерного для этого периода.

Во времена Ренессанса деньги и искусство шли рука об руку. Художники полностью зависели от меценатов, в то время как последние нуждались в деньгах для развития художественного таланта. Италия обогатилась в XIV, XV и XVI веках за счёт расширения торговли в Азии и Европе. Добыча серебра в Тироле увеличила поток денег, а роскошь из восточного мира, привезённая домой во время Крестовых походов, повысила благосостояние Генуи и Венеции.

Хронологическая периодизация эпохи выглядит следующим образом:

  1. Проторенессанс и Треченто (Раннее Возрождение) — с XIII до XIV века.
  2. Кватроченто (Высокое Возрождение) — до XV века.
  3. Чинквеченто (Поздний этап) — XVI век.

Жюль Мишле охарактеризовал Ренессанс XVI века во Франции как период европейской культурной истории, который представлял собой разрыв со средневековьем, создавая современное понимание человечества и его места в мире.

Социально-политическая ситуация в Италии

Уникальные политические структуры позднего Средневековья Италии привели некоторых учёных к предположению, что её необычный социальный климат поспособствовал появлению культурного расцвета. Италия как политическое образование не существовала в раннем современном периоде. Вместо этого она была разделена на более мелкие территории:

  1. Королевство Неаполь контролировало юг.
  2. Республика Флоренция и Папские государства — в центре.
  3. Миланцы и генуэзцы — на севере и западе.
  4. Венецианцы на востоке.

Указывается, что Отто Фрайзинг, немецкий епископ, посетивший Северную Италию в XII веке, заметил широко распространённую новую форму политической и социальной организации, отметив выход Италии из феодализма таким образом, что её общество основывалось на купцах и коммерции. С этим было связано антимонархическое мышление, представленное в раннем ренессансном цикле фресок «Аллегория добра и зла» Лоренцетти Амброджо, где он заложил послание о достоинствах справедливости и республиканизма.

Города и государства за пределами центральной Италии, такие как Флоренция, также были известны своими торговыми республиками, особенно Венецианской. Хотя на практике они были олигархическими и мало походили на современную демократию, они всё же имели её черты. Относительная политическая свобода, которую они предоставляли, способствовала академическому и художественному прогрессу.

Местоположение некоторых итальянских городов, таких как Венеция, составило им хорошую службу. Торговцы привозили с собой идеи из дальних уголков земного шара, особенно из Леванта. Венеция была кратким путём Европы для торговли с Востоком и производителями тонкого стекла, а Флоренция являлась столицей текстильной промышленности. В результате финансовое состояние страны дало возможность появлению крупных государственных и частных художественных проектов.

Культурные условия во Флоренции

Историки отмечают несколько особенностей, уникальных для флорентийской культурной жизни, которые, возможно, послужили зарождению Ренессанса именно во Флоренции. Особо подчёркивается роль, которую Медичи, олигархическое семейство, сыграли в покровительстве и стимулировании искусства. Лоренцо Медичи был катализатором огромного количества меценатства, побуждая своих сограждан заказывать работы у лучших художников Флоренции, в том числе у Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли и Микеланджело Буонарроти.

Возрождение, безусловно, развивалось и до прихода к власти Лоренцо Медичи.

Некоторые учёные утверждают, что Флоренция стала центром Ренессанса случайно, только потому, что выдающиеся деятели эпохи родились именно там. Тем не менее многие историки не согласны с этой теорией, утверждая, что эти люди смогли достичь своего положения из-за преобладающих в то время культурных условий.

Общие особенности

Возрождение значимости человека в эпоху Ренессанса заключалось в отвергнутых идеалах средневекового аскетизма. Отрицая схоластику и иерархию «Тёмных веков», новая эра подчеркнула необычайное достоинство человека и ценность его земной жизни. Любопытство и желание познать мир вылились в великие географические и научные открытия.

Ренессанс также являлся периодом процветания искусства. Средневековье не окружало античные памятники особым почтением, а древняя мысль была всего лишь набором мудрых фраз. Антиквариату было дано новое значение. Он стал критерием оценки эпохи Возрождения, каноном красоты в искусстве и философии. Появилась печать, которая революционизировала весь мир. Книги, которые до сих пор были почти недоступны и недостижимы для большинства людей, стали общим благом, повлияв на скорость передачи идей и мыслей.

Ренессанс оставался эпохой, в которой латынь всё ещё доминировала. Это был универсальный язык, используемый образованной Европой. Ренессансная латынь, однако, была более прозрачной, чем средневековая, обретая древнее великолепие и красоту. Таким образом развивались литература и национальные языки.

Характеристика Ренессанса была сформирована важными событиями в Европе:

  1. Стремление к национальному объединению.
  2. Растущее значение городов.
  3. Развитие национальных языков.
  4. Изобретение печати.
  5. Распространение меценатства.
  6. Отход от универсализма Европы.
  7. Распад единой феодальной структуры.
  8. Появление Реформации и гуманизма.

Реформация и гуманизм считаются двумя наиболее важными течениями эпохи Возрождения. Например, первое сыграло большую роль в Германии и Англии, а гуманизм — в Италии и Испании.

Философские течения

Гуманизм — это философское и культурно-нравственное движение, созданное в XV веке в Италии, которое было очерчено уже в XIV веке многими аспектами средневековой культуры, направленными на возрождение знания литературы и классических языков. Он был главным интеллектуальным течением Ренессанса. Хотя многие современные мировоззренческие установки основаны на гуманизме эпохи Возрождения, его не следует отождествлять с современными формами, которые присутствуют в экзистенциализме и персонализме.

Эта тенденция имела две характерные черты: увлечение культурой Древней Греции и Рима, а также антропоцентризм. Сильная привязанность к древней культуре, в свою очередь, отличает ренессансную форму гуманизма от других тенденций. Гуманизм возродил исследования классической латыни и греческого языка, что привело к обновлению древней науки и философии, а также классической поэзии и искусства.

Поставив человека в центр интересов, гуманизм заложил основы для современного индивидуализма. Он сосредоточился на человеческих вопросах, достоинстве и свободе. Направление способствовало физическому, умственному и интеллектуальному развитию, а также гармоничному сосуществованию в обществе, подчёркивая возможности человеческого разума и ценность знаний о мире.

В список известных представителей ренессансного гуманизма входят, среди прочих, голландский богослов Эразм Роттердамский, английский писатель (и святой католической церкви) Томас Мор, французский писатель Франсуа Рабле, итальянский поэт Петрарка, философ Джованни Пико делла Мирандола и Леонардо да Винчи.

Реформация — религиозное движение, появившееся в Европе XVI века, в котором иерархия церкви и обычаи духовенства были подвергнуты критике. Это было второе основное течение Ренессанса, направленное на обновление духовенства, реформирование доктрин и практик римско-католической церкви в условиях кризиса.

Мартин Лютер в «Тезисах об индульгенциях» требовал перевода Библии на национальные языки. Реформационные движения способствовали религиозным войнам и расколам между людьми, в результате чего власть Ватикана была ослаблена. Национальные церкви были созданы в разных странах и стремились стать независимыми от папства.

Ещё одним следствием Реформации стало активное развитие литературы, особенно на национальных языках. Протестанты всё больше и больше привязывались к знанию Священного Писания, чему способствовали многочисленные переводы, особенно на национальные языки.

Кратко можно выделить следующие отличительные тенденции эпохи:

  1. Гуманистический взгляд на природу человека.
  2. Антропоцентризм.
  3. Познание мира.
  4. Уважение к плодам человеческого труда.
  5. Возрождение светских идеалов жизни.
  6. Образ Бога как Творца, который позволяет человеку наслаждаться чарами природы.
  7. Борьба за развитие литературы на национальном языке.
  8. Возвращение к древности, возрождение античной философии, изучение великих произведений древней литературы.
  9. Создание чувства патриотизма и национальной гордости.
  10. Формирование нового идеала человека, всесторонне образованного, свободного от суеверий и авторитетов.

Это время также характеризуется уникальным и органичным слиянием различных сфер деятельности человека. Искусство, архитектура и наука были тесно связаны в период Возрождения.

Искусство и наука

Такие художники, как да Винчи, включили в свои работы научные принципы, например, анатомию, для воссоздания человеческого тела с необычайной аккуратностью. Архитекторы изучали математику, чтобы точно спроектировать и создать огромные здания с обширными куполами.

Научные открытия привели к серьёзным изменениям в мышлении: Галилей и Декарт представили новый взгляд на астрологию и математику, в то время как Коперник предположил, что Солнце, а не Земля, является центром Солнечной системы.

Открытие в 1492 году Нового Света Христофором Колумбом подтолкнуло людей к новому умонастроению, заставив задуматься о величине окружающего мира. По мере столкновения протестантской Реформации и Контрреформации Северный Ренессанс продемонстрировал решительный сдвиг в акценте с аристотелевской натурфилософии на химию и биологические науки (ботаника, анатомия и медицина). Готовность подвергать сомнению ранее утверждённые истины и искать новые ответы привела к периоду значительных научных достижений.

Во Флоренции, Риме, Венеции и других итальянских городах художники обратились к античности. Они снова начали изображать людей и даже библейских персонажей. Мифологические темы также стали очень популярными. На родине Ренессанса была создана портретная живопись, а прототип ландшафтного барокко был популярен в позднем искусстве Нидерландов. Важной новинкой стало изобретение сходящейся геометрической, линейной и воздушной перспективы.

Художники эпохи Возрождения основывались на трёх важных принципах:

  1. Возобновившийся интерес к систематическим исследованиям древнего искусства.
  2. Изучение человека (в рамках гуманизма).
  3. Открытие и овладение принципами линейной перспективы.

Благодаря им произошла настоящая революция в искусстве Запада.

Как отмечают специалисты, переход от скульптуры, типичной для средневековья, к скульптуре эпохи Возрождения был довольно плавным. Самым важным правилом скульптуры Ренессанса было стремление к реализму, согласно которому люди хотели как можно точнее подражать природе, человеку и его телу и выразительнее демонстрировать свои чувства. Именно поэтому скульпторы постоянно совершенствовали свою технику и мастерство. Они были склонны к монументализму и композиционным паттернам, основанным на простых геометрических формах.

Театр начинает приобретать большое значение в общественной жизни. Выступать на публике теперь могут как и профессиональные труппы, так и бродячие актёры — частые литературные персонажи того времени.

В XV веке музыка уже считалась искусством — результатом знаний, умений и таланта. Внимание было уделено ценности музыки и её влиянию на людей. Возник общий, объединяющий музыкальный язык, в частности, полифонический стиль франко-фламандской школы. С появлением и ростом буржуа возрастал и спрос на музыку.

Хотя вокальная музыка ещё была популярна в какой-то мере, инструменты начали играть всё более важную роль. Особенно популярным в качестве сопутствующего и сольного инструмента была лютня. Растёт число мастерских по изготовлению инструментов, где создаются целые «семьи», соответствующие хоровой аранжировке, например, альт, тенор и бас-флейты. Эталоном считался эвфонический звук, подчёркивающий согласованность голосов.

Мода Западной Европы в период 1500—1550 годов характеризуется объёмной одеждой и изобилием слоёв (что являлось одной из реакций на малый ледниковый период, особенно в Северной Европе и на Британских островах). Контрастные ткани, скошенные черты, обилие вышивки, накладные планки и другие формы поверхностного орнамента стали править балом. Высокие узкие линии костюмов позднесредневекового периода сменились широким силуэтом, коническим для женщин и квадратным для мужчин. Рукава платьев были надуты, разрезаны и повёрнуты назад, чтобы показать контрастные накладки.

XIV век также ознаменовался восстановлением интереса людей (а особенно — вельмож) к уходу за собой.

Ренессанс в России

Тенденции Возрождения из Италии и Центральной Европы в некоторых отношениях повлияли и на Россию. Царь Иван III представил архитектуру этой эпохи на Руси, пригласив нескольких итальянских инженеров, которые принесли с собой новые строительные технологии и элементы стиля эпохи Возрождения, в целом следуя традиционным устоям русского зодчества.

На Руси сложилась своеобразная традиция каменной шатровой архитектуры в середине XVI века. Этот стиль являлся совершенно уникальным и не был похож на современную архитектуру Возрождения в других странах Европы, хотя некоторые исследователи называют его «русской готикой» и сравнивают с европейской готической архитектурой раннего периода.

К XVII веку влияние европейской живописи привело к тому, что русские иконы приобрели черты реализма, но в то же время следовали большинству старых канонов иконописи. Постепенно появился новый тип светской портретной живописи под названием «парсуна», являющийся переходным стилем между абстрактной иконографией и реальными картинами.

В целом страна получила некоторые архитектурные и технологические идеи европейского Возрождения, но в основном не была с ним связана из-за большого расстояния между Россией и сердцем ренессансного движения, а также сильной приверженности русских к своему византийскому наследию.

Закат эпохи

Учёные считают, что упадок Ренессанса был результатом влияния нескольких факторов. К концу XV века многочисленные войны охватили итальянский полуостров. Испанские, французские и немецкие захватчики, сражавшиеся за итальянские территории, вызвали разрушения и нестабильность в регионе.

Кроме того, изменение торговых маршрутов привело к периоду экономического спада и ограничило количество денег, которые богатые меценаты могли вложить в искусство.

Позже в движении, известном как Контрреформация, католическая церковь подвергла цензуре художников и писателей в ответ на протестантскую Реформацию. Многие мыслители того времени боялись быть слишком смелыми, что подавляло творчество. К тому же в 1545 году Совет Трента учредил римскую инквизицию, которая сделала гуманизм и любые взгляды, бросившие вызов католической церкви, актом ереси, караемой смертью.

К началу XVII века исторический период Ренессанса угас, уступив место эпохе Просвещения.


Изобразительное искусство Эпохи Возрождения — Юнциклопедия

Подборка загадок на логику от Марины

Эпоха Возрождения — одна из самых ярких в истории мирового искусства. Она охватывает XIV—XVI вв. в Италии, XV—XVI вв. в странах, расположенных к северу от Альп. Свое название — Возрождение (или Ренессанс) — этот период в развитии культуры получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, обращением к нему как к прекрасному идеалу, образцу. Но, конечно, новое искусство выходит далеко за рамки подражания прошлому.

  • Донателло. Давид. 1430-е годы. Бронза. Национальный музей. Флоренция.

  • Джотто. Оплакивание Христа. Ок. 1305 г. Фреска капеллы дель Арена. Падуя.

  • С. Ботичелли. Весна. Ок. 1477—1478 гг. Холст, масло. Галерея Уффици. Флоренция.

  • А. Мантенья. Встреча Людовико и Франческо Гонзага. Между 1471—1474 гг. Фреска западной стены Камеры дельи Спози (фрагмент). Мантуя.

  • Леонардо да Винчи. Портрет Моны Лизы (так называемая «Джоконда»). Ок. 1503 г. Дерево, масло. Лувр. Париж.

  • Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495—1497 гг. Роспись маслом и темперой на стене трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие (фрагмент). Милан.

  • Рафаэль. Афинская школа. 1509—1511 гг. Фреска в Станца делла Сеньятура. Ватикан.

  • Микеланджело. Дельфийская сивилла. 1508—1512 гг. Фреска плафона Сикстинской капеллы (фрагмент). Ватикан.

  • Микеланджело (автор проекта). Площадь Капитолия в Риме. Вид на палаццо Сенаторов.

  • Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434 г. Дерево, масло. Национальная галерея. Лондон.

  • Хуго ван дер Гус. Поклонение пастухов. 1474—1475 гг. Дерево, масло. Галерея Уффици. Флоренция.

  • А. Дюрер. Поклонение волхвов. 1504 г. Холст, масло. Галерея Уффици. Флоренция.

  • Л. Кранах Старший. Мадонна под яблоней. После 1525 г. Холст, масло. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

  • А. Дюрер. Четыре всадника. 1498 г. Гравюра на дереве. Из цикла «Апокалипсис».

Художественная культура Возрождения складывалась в период подъема культуры, бурного роста экономики, возникновения нового общественного строя — разложения старого, средневекового уклада жизни и зарождения капиталистических отношений. Ф. Энгельс писал об эпохе Возрождения: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености».

Коренные экономические и социальные изменения привели к возникновению нового прогрессивного мировоззрения — гуманизма (от латинского слова humanus — «человечный»). Всех гуманистов воодушевляла вера в творческие силы человека, беспредельную мощь человеческого разума.

В это время складывается и многообразно проявляется идеал человека деятельного, волевого. Он любознателен, исполнен стремления к неизведанному, в нем развито чувство красоты.

Возрождение высоко подняло представление о человеческом разуме, его способности познавать мир. Бурное развитие науки — характерная черта этого периода. Особое внимание в поисках идеала гуманисты обращали на историю человечества. Античная культура оказалась наиболее близкой их устремлениям.

Многие из образованных людей той поры обнаруживали равнодушие к религии. И хотя художники писали картины главным образом на религиозные темы, они видели в религиозных образах поэтическое выражение накопленного веками жизненного опыта людей. Старые христианские мифы они наполняли новым жизненным содержанием.

Из всех областей культуры искусство занимало в Италии первое место. Оно было естественным творческим выражением людей того времени.

Искусство Возрождения, как и предшествующих эпох, ставило своей целью дать представление об устройстве мира, земного и небесного. Новым было то, что представления о божестве и небесных силах уже не трактуются как непостижимая пугающая тайна и, главное, это искусство проникнуто верой в человека, в силу его разума, творческих возможностей.

Жизнь эпохи Возрождения была тесно связана с искусством. Оно составляло ее неотделимую часть не только как предмет созерцания, но как труд и творчество. Искусство как бы стремилось не только наполнить церкви и дворцы, но и найти себе место на городских площадях, перекрестках улиц, на фасадах домов и в их интерьерах. Трудно было найти человека, равнодушного к искусству. Князья, купцы, ремесленники, духовенство, монахи были нередко людьми, сведущими в искусстве, заказчиками и покровителями художников. Щедрость меценатов подогревалась жаждой самовозвеличения.

Развитию искусства немало способствовало то, что в больших городах скопились быстро нажитые богатства. Но легкий успех не портил даже самых падких до славы и наживы художников, так как строгие основы цеховой организации художественного труда были еще сильны. Молодежь проходила обучение, работая в качестве подручного у зрелого мастера. Многие художники поэтому так хорошо знали ремесло искусства. Произведения искусства XV в. выполнялись бережно и любовно. Даже в тех случаях, когда на них не лежит отпечаток таланта или гения, нас неизменно восхищает добротное мастерство.

Из всех видов искусства первое место принадлежало изобразительным искусствам и архитектуре. Недаром имена великих живописцев XV в. известны любому образованному человеку.

Эпоха Возрождения охватывает несколько столетий. Ее ранний этап в Италии относится к первой половине XV в., но он подготавливался всем ходом развития искусства второй половины XIII—XIV вв.

Родиной Возрождения стала Флоренция. «Отцами» Возрождения называют живописца Мазаччо, скульптора Донателло, архитектора Ф. Брунеллески. Каждый по-своему, но все вместе они закладывают основы нового искусства. Мазаччо в возрасте около 25 лет приступил к росписи капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции. Созданные им образы исполнены человеческого достоинства, наделены физической силой, красотой. Главное художественное средство Мазаччо — могучая светотень, развитое понимание объема. Художник умер, не достигнув 30 лет, но его ученики и последователи продолжили искания нового в области монументальной живописи, перспективы, колорита.

В итальянском искусстве XV в. вырабатывается своеобразное понимание художественной правды. Живописцы продолжают черпать свои сюжеты из церковных легенд, стены церквей украшаются исключительно библейскими сценами, но эти сцены переносятся на площади и улицы итальянских городов, происходят как бы на глазах у современников, и благодаря этому сама каждодневность приобретает возвышенно-исторический характер. Художники включают в легендарные сцены портреты заказчиков и даже автопортреты. Порой в живописную композицию попадают улицы со случайными прохожими, площади с шумной толпой, люди в современных костюмах рядом со священными особами.

Главной отличительной чертой живописи стала научно обоснованная перспектива. Художники гордились ею как открытием и презрительно относились к своим предшественникам, которые ее не знали. Они могли с математической точностью строить в трехмерном пространстве сложные, многофигурные композиции. Правда, флорентийские живописцы ограничивались линейной перспективой и почти не замечали роли воздушной среды. Однако историческое значение открытия перспективы было огромно. В руках великих живописцев она стала Могучим художественным средством, помогла расширить круг явлений, подлежащих художественному воплощению, включить в живопись пространство, пейзаж, архитектуру.

Итальянская живопись XV в. — преимущественно монументальная. Она выполнялась на стенах техникой фрески и по своему характеру была рассчитана на восприятие издали. Итальянские мастера умели придать своим образам общезначимый характер. Они отбрасывали мелочи и подробности и смотрели на мир глазами людей, умеющих видеть сущность человека в его жесте, телодвижении, осанке.

Основоположником скульптуры Возрождения был Донателло. Одна из главных его заслуг — возрождение так называемой круглой статуи, что заложило основы развития скульптуры последующего времени. Наиболее зрелое произведение Донателло — статуя Давида (Флоренция).

Решающую роль в развитии архитектуры Ренессанса сыграл Брунеллески. Он возрождает античное понимание архитектуры, не отказываясь в то же время от средневекового наследия.

Брунеллески возродил ордер, поднял значение пропорций и сделал их основой новой архитектуры. Совершить все это ему помогло изучение римских развалин, которые он тщательно измерял и любовно срисовывал. Но это не было слепым подражанием античности. В зданиях, построенных Брунеллески (Воспитательный дом, капелла Пацци во Флоренции и др.) архитектура наполняется той одухотворенностью, которая была неведома древним.

Итальянцы питали большой интерес к пропорциям в искусстве, в первую очередь в архитектуре. Их создания радуют зрителя соразмерностью форм. Готический собор уже в силу своих гигантских размеров трудно обозрим; здания эпохи Возрождения как бы охватываются единым взглядом, что позволяет оценить удивительную пропорциональность их частей.

Мазаччо, Донателло, Брунеллески были далеко не одиноки в своих исканиях. Одновременно с ними работало много превосходных художников. Следующее поколение художников Возрождения во второй половине XV в. обогащает новое искусство и содействует его повсеместному распространению. Кроме Флоренции, где самым крупным мастером этого времени был С. Боттичелли, возникают новые художественные центры и местные школы Умбрии, Северной Италии, Венеции. Здесь работали такие великие мастера, как Антонелло да Мессина, А. Мантенья, Джованни Беллини и многие другие.

Памятники, созданные в Италии на рубеже XV—XVI вв., отличаются совершенством и зрелостью. Этот период наивысшего расцвета итальянского искусства принято называть Высоким Возрождением. Среди многочисленной армии даровитых мастеров в это время работают такие, которые с полным правом называются гениями. Это Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Д. Браманте, Микеланджело Буонарроти, несколько позже выступают Джорджоне, Тициан, А. Палладио. История этого периода в значительной степени история творчества этих мастеров.

Последние две трети XVI в. называют Поздним Возрождением. Это период усиления феодальной реакции. Католическая церковь объявляет поход против гуманизма во всех его проявлениях. Кризис охватил и искусство. Художники, как правило, ограничиваются заимствованиями мотивов и приемов великих мастеров. В их работах много утонченности, остроты, изящества, но порой сквозит горечь, равнодушие, им не хватает теплоты и естественности. В конце XVI в. кризис усиливается. Искусство становится более регламентированным, придворным. И в это время творили великие художники — Тициан, Тинторетто, но это были лишь великие одиночки.

Кризис ренессансной культуры, конечно, не означал, что наследие Возрождения было утрачено; оно продолжало служить примером и мерой оценки культуры. Влияние искусства итальянского Возрождения огромно. Оно находит отклик во Франции, Испании, Германии, Англии, России.

В Нидерландах, Франции и Германии XV—XVI века также отмечены подъемом искусства, особенно живописи. Это период так называемого Северного Возрождения.

Уже в XIII—XIV вв. здесь сложились вольные торгово-ремесленные города, развивается торговля. В конце XV в. культурные центры Севера укрепляют свои связи с Италией. Художники находили здесь образцы для подражания. Но и в самой Италии работали и высоко ценились нидерландские мастера. Особенно привлекала итальянцев новая масляная живопись и гравюра на дереве.

Обоюдное влияние не исключает того своеобразия, которое отличает искусство Северного Возрождения. Здесь прочнее сохранились старые традиции готического искусства. Борьба за гуманистические идеалы носила в этих странах более острый характер. Крестьянская война в Германии начала XVI в., всколыхнувшая всю Западную Европу, способствовала тому, что искусство на Севере приобрело более заметный отпечаток народности. Итальянское и Северное Возрождение при всех своих различиях составляют как бы два русла одного и того же потока.

Самый крупный нидерландский живописец XV в. — Ян ван Эйк. Подлинно талантливыми мастерами были Рогир ван дер Вейден, Хуго ван дер Гус, Мемлинг, Лука Лейденский. Творчество Питера Брейгеля Старшего — это вершина искусства Северного Возрождения середины XVI в.

В Германии величайшим представителем немецкого Возрождения был Альбрехт Дюрер. Но не единственным. Здесь творили такие за мечательные художники, как Матис Нитхардт, Лукас Кранах Старший, Ханс Хольбейн Младший и другие.

Переворот, произведенный в эпоху Возрождения в области духовной культуры и искусства, имел огромное историческое значение. Никогда еще в Западной Европе искусство не занимало такого выдающегося места в обществе. На протяжении последующих трех веков европейское искусство развивается на основе усвоенных и узаконенных художниками Возрождения принципов. Искусство Возрождения сохраняет притягательную силу и в наши дни.

См. также

Искусство эпохи Возрождения - термины Карточки

Срок
Определение
Культурное возрождение, Вазари считал, что возрождение первоначально произошло в Италии, возрождение классической древности. Впервые использован и определен французским историком Жюлем Мишле в его работе 1855 года, Histoire de France
Срок
Возрождение античности
Определение
Возвращение к древнеримским темам и стилям в живописи, скульптуре и архитектуре.Повышенное внимание к природе, эмоциям и созданию повествований (Humanism & Naturalism)
Срок
Определение
Изображение реалистичных объектов в естественной среде
Срок
Определение
Гуманизм был отходом от религиозного взгляда на мир, где Бог и Церковь были центром социального и культурного внимания, к тому, которое рассматривало людей как агентов своей собственной судьбы и, следовательно, фокус общества и культуры.

Культурное и интеллектуальное движение эпохи Возрождения, которое подчеркивало светские проблемы в результате повторного открытия и изучения литературы, искусства и цивилизации Древней Греции и Рима.

Срок
Определение
Культурные и художественные события Италии 15-го века собирательно именуются Quattrocento, что в переводе с итальянского означает число 400.Кватроченто охватывает художественные стили позднего средневековья (в первую очередь интернациональную готику) и раннего Возрождения.
Срок
Определение
Итальянские города-государства были политическим феноменом небольших независимых государств в основном в центральной и северной части итальянского полуострова между 10 и 15 веками.

Венеция, Милан, Флоренция, Генуя, Пиза, Сиена, Лукка, Кремона и многие другие стали крупными торговыми мегаполисами, способными завоевать независимость от своих официальных правителей.

Срок
Различные художественные школы
Определение
Школы Сиены и Флоренции были очень важны для эпохи прото-ренессанса
Срок
Определение
Maniera greca, характеризующаяся строгой формальностью, линейной плоскостью, мелким пространством и акцентом на духовное.

Bonaventura Berlinghieri and Cimabue

Срок
Определение
Широко используется в произведениях итало-византийского стиля, чтобы показать богатство.
Срок
Определение
Перманентная, быстросохнущая красящая среда, состоящая из цветного пигмента, смешанного с водорастворимой связующей средой, или яичных белков
Срок
Определение
Возрождение обетов бедности в монастыре
Срок
Определение
Орден нищенствующих, созданный Святым Франциском Ассизским
Срок
Определение
Главный алтарь в церкви, поднятый на возвышении в святилище, где его могут видеть одновременно все верующие в теле церкви.
Срок
Определение
Техника росписи стен на свежеуложенной известковой штукатурке. Вода используется в качестве носителя для пигмента, и после закрепления штукатурки картина становится неотъемлемой частью стены
Срок
Определение
При взгляде под углом.Аспект перспективы.

Размер объекта по линии прямой видимости относительно меньше размеров по линии прямой видимости

Срок
Определение
Контраст между светлым и темным
Срок

Линейная перспектива Ренессанс Живопись

ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА


Линейная перспектива была изобретена в эпоху Возрождения.В Возрождение было важнейшей эпохой в истории западного Изобразительное искусство. Леон Баттиста Альберти опубликовал линейную перспективу математическая формула в своей книге Della Pittura. Линейный перспектива - это идея о том, что сходящиеся линии встретятся в исчезающем точка в картине. Эта формула помогла создать иллюзию трехмерное пространство в двухмерном формате. Художники начали создание произведений искусства с реалистичной глубиной и отступлением элементы. Линейная перспектива была одним из самых важных нововведения в истории искусства.Альберти утверждал, что " Искусство познается разумом и методом; они осваиваются практикой ».


Благовещение ок. 1485 г. Боттичелли

Один из величайших художников всех времен



Шарль Бодлер заявил: «Все видимая вселенная - всего лишь кладезь образов и знаков, к которым воображение придаст относительное место и ценность; это своего рода пастбище, которое воображение должно переварить и преобразовать."Византийский, Готика и ренессанс Искусство богато философскими и Христианская символика. Повествовательные картины с их слоями легко понимаемых символическое значение, предоставленное необразованным простолюдинов, жаждавших библейских понимание. Картины использовались как путеводители, помогавшие осветить божественный тайны церковного учения.

Значение сакральных символов в картинах. Наиболее заметно избранные символы и их значение:

Змей

Хорошо Пастух

Лодки

Адам и Ева

Ключ

Пшеница



Оружие

Девственница Мэри

Христос

Якорь

В Апостолы

Сатана

Чаша

Крест

Архитектурный Элементы

Фрукты

Цветы

Святые

Цвета

Книга

Птицы

Ангелы

Насекомые

Рыба

Паук

Животные

Хозяйственный объект

Одежда и аксессуары

☼☼☼☼☼

Важно Слова, люди, фразы, характеристики, относящиеся к итальянскому языку Движение искусства эпохи Возрождения - возрождение, новое открытие классики мир, город-государство, гуманизм Гуманист, Франческо Петрарка, Реформа, Князь, Теократия, Инквизиция, Человек Рассуждение, Медичи Академия, издание Делла Питтура, книга о законах математической перспективы для художников, сфумато, светотени, линейности перспектива, гелиоцентрическая теория Петрарка, Бальдассар Кастильоне, Книга придворных, либерал искусство, гражданский гуманизм, Верроккьо, секуляризм, Леонардо Бруни, Лоренцо Валла, неоплатонизм, номинализм, Джотто, Мазаччо, Боттичелли, Quattrocento, исчезающий точка, Савонарола олигархия, духовно значительный, освещенный рукопись, идеализированная библейские темы, скрипторий, эмоция, просветитель, иконоборчество, Микеланджело и Леонардо Да Винчи, эпоха открытий, аксонометрия Рисование, любопытство к миру природы, мифологии, реалистичный использование цвета и света, Костер тщеславия, старый Истории завета, эфирные и туманные фоны, Евангелие притчи, Blackdeath, романтизированный пейзажи, христианские символизм.Рай

Поиск художников по Century
Важные художники, родившиеся в 13 веке
Важный Художники XIV века
Важный Художники XV века
Важный Художники XVI века
Важный Художники XVII века
Важный Художники XVIII века
Важный Художники XIX века

☼☼☼☼☼

Если вы чувствуете, что располагаете полезной информацией, которой хотели бы поделиться Мы были бы рады получить известия от вас.Собираем необходимые биографические информация и цитаты артистов от людей со всего мира и ценю ваше участие. При подаче, пожалуйста, по возможности, сайт источник и предоставить английский перевод. Электронная почта на [email protected]

HistoryofPainters.com 2017

Если вам нравится эта страница и вы хотите ею поделиться, вы добро пожаловать на ссылку с нашей благодарностью.

Искусство эпохи Возрождения началось во Флоренции и процветало в Европе 1400-1600

Искусство Возрождения было «деятельностью, духом или временем великого возрождения искусства, литературы и образования в Европе, начиная с 14 века и простираясь до 17 века, отмечая переход от средневековья к современному миру» ( Словарь )

Это был период европейской цивилизации сразу после Средневековья.Этот период был отмечен всплеском интереса к классическим ценностям Древней Греции и Рима и возрождением классической учености и мудрости после длительного периода культурного упадка и застоя. Ренессанс был культурным и научным движением, которое подчеркивало повторное открытие и применение текстов и мысли классической античности.

В этот период общество стало свидетелем роста изощренности, характеризовавшегося политической стабильностью, экономическим ростом и расцветом космополитизма и образования.

Художественный стиль, отождествляемый с периодом Возрождения, зародился в Италии в конце 14 века и достиг своего апогея в конце 15 - начале 16 веков. Самыми выдающимися художниками этого периода были: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Боттичелли.

Рождение

Искусство эпохи Возрождения зародилось и процветало во Флоренции, Италия. Одной из исторических причин этого факта было учреждение банка Медичи и последующая торговля, которую он породил, что принесло беспрецедентное богатство городу Флоренции.Во-вторых, Козимо Медичи установил новый стандарт покровительства искусствам, не связанным с церковью или монархией. Гуманистическая философия означала, что отношения человека с человечеством, вселенной и с Богом больше не были исключительной прерогативой Церкви.

Распространение

Из Италии ренессанс распространился по Европе, создав более мелкие географические группы, такие как английский ренессанс и северное ренессанс. Основными факторами, способствовавшими этому расширению, были рост городов, расширение торговли и растущий класс богатых торговцев, стремящихся поддержать художников.Многие правители считали художественные достижения источником национальной гордости. В конце 1400-х годов художники бежали из Италии в северную Европу, и происходило взаимодействие с местными художниками с общими идеями. Также способствовало развитие науки и техники, в частности, изобретение печатного станка.

Эпоха Возрождения

Ученые указывают, что эпоха Возрождения произошла между 1400-1600 годами. Некоторые утверждают, что это длилось дольше, а другие считают, что на самом деле это так и не закончилось и продолжается до сих пор.Однако большинство согласны с тем, что это началось в Италии около 1350 года, а в остальной Европе - около 1450 года.
Искусство раннего Возрождения 1400-1490 гг. Крупные художники: Лоренцо Гиберти, Филиппо Брунеллески, Донателло, Массасио.
Искусство высокого Возрождения 1490-1527 гг. Крупнейшими художниками того периода были Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль.

Снижение

г. За Ренессансом последовал период искусства, известный как маньеризм. К концу 1500-х годов стиль маньеризма, подчеркивавший искусственность, развился в противовес идеализированному натурализму искусства Высокого Возрождения.Маньеризм распространился из Флоренции и Рима и стал доминирующим стилем в Европе.

Характеристики картин эпохи Возрождения

Стиль живописи эпохи Возрождения можно узнать по следующим наиболее важным характеристикам, которые отличают их от предыдущих периодов:

Первый - это широкое использование «Линейной перспективы» при построении сцен для их картин. Художники того периода, которые широко использовали перспективу, смогли добиться трехмерной глубины и пространства в своих картинах.

Вторая характеристика - это большое количество реализма и натурализма, которые можно увидеть в картинах эпохи Возрождения - художники создавали работы, в которых были ясно видны реализм и натурализм, что указывает на то большое значение, которое художники придают достижению реалистичности и естественности изображения. Это были, пожалуй, самые важные критерии.

Предлагаемое чтение

Рекомендуемая литература в блоге artgreeT, сообщения о стилях искусства: Художественный символизм Символы в искусстве эпохи Возрождения Художественные стили Художники эпохи Возрождения Флоренции Золотое сечение

Искусство эпохи Возрождения | Что есть, характеристика, история, живопись, скульптура, архитектура

Изобразительное искусство

Искусство эпохи Возрождения включает в себя живопись, скульптуру, архитектуру, музыку и литературу, которые возникли в течение 14, 15 и 16 веков в Европе под объединенным влиянием природы , возрождения классического обучения и индивидуалистического взгляда мужчина.Это был период, когда появлялись выдающиеся художники и гении, работавшие индивидуально. Важные семьи Италии предложили им бесчисленное количество пособий и защиты . Искусство эпохи Возрождения порвало со всеми старыми традициями, чтобы навязать новую, основанную на человеческом теле и на различных вещах, окружающих природу.

Что такое искусство эпохи Возрождения?

Искусство эпохи Возрождения существовало в Европе в четырнадцатом, пятнадцатом и шестнадцатом веках, и это искусство, которое занимает совесть человека , всегда уважающего классические модели и фокусирующегося на человеке и его действиях .

Характеристики искусства эпохи Возрождения

Его характеристики основаны на эпохе, некоторые из них следующие:

  • Классическая живопись снова восстановлена.
  • Важное значение уделялось римскому и греческому
  • Есть лучшее представление и понимание людей, аспект, более известный как антропоцентризм .
  • Поиск по симметрии , красота и перспектива были поставлены на первое место.
  • Они придавали значение человеческим пропорциям тела , и это было столпом структур.
  • Он искал баланс между различными формами.

Зарождение искусства Возрождения

Истоки искусства эпохи Возрождения восходят к городу Флоренция . Он возник в результате постепенного открытия городов того времени по направлению к торговле . С этим открытием возник ряд социальных групп, известных как буржуазия , которые вложили большую часть своих денег в сравнение различных произведений искусства.По этой причине художники того времени отказались от исключительного служения Богу, чтобы позволить наблюдение за природой и человеком. По этой причине говорят, что Renaissance сломал все художественные традиции , существовавшие в средние века.

История

Исторические источники сообщают нам, что интерес к природе, гуманистическое обучение и индивидуализм присутствовали в период позднего средневековья и стали доминирующими в Италии в течение пятнадцатого и шестнадцатого веков, и что в то же время произошла серия социальных, и экономических изменений. , такие как секуляризация повседневной жизни, появление рациональной экономики денежного кредита и большая социальная мобильность стимулировали этот тип искусства.

Искусство эпохи Возрождения история основана на гуманизме , движении, организованном художниками и интеллектуалами того времени. Различные влияния достижений в области науки , достижений в области медицины и исследований работ различных философов древности развили особый способ видеть красоту. Первыми городами, которые использовали искусство эпохи Возрождения , были Флоренция , Венеция и Милан , и они усовершенствовали формы.

Важность искусства эпохи Возрождения

Искусство эпохи Возрождения важно, потому что оно знаменует собой шаг в истории человечества , с него начинается современная эра . Ценность придается индивидуальности , личным достижениям через знания и возникает новый культ славы , момент, когда скульптуры и картины ищут способ улучшить важные фигуры. Человеку также придается значение, которое он заслуживает в отношении своих творений, и принес в общество великие концепции знания и личного успеха.

Архитектура

В области архитектуры начали разрабатываться римские и греческие скульптуры, всегда заботясь о совершенстве и правильном балансе . Использованы колонны и пилястры , а также полукруглые арки . Греческий фронтон снова приобрел значение, как и купола.

Скульптура

Они придавали особое значение правильным пропорциям и искали новое видение, основанное на красоте обнаженных тел , чтобы представить различные скрытые страсти .Человеческое тело имело очень важное значение, и конная скульптура также стала более важной. мифологические и профанные темы прошлого снова стали важными в искусстве в период Возрождения.

Живопись

Картина

эпохи Возрождения была очень похожа на картину Римлянам . Создано трехмерных работ, включающих объем , цветной и светлый . Основное видение живописи эпохи Возрождения было линейным и воздушным, а техника, которую они использовали, была в основном масляной живописью . Религиозные и мифологические темы были представлены через него, а архитектурные фонды были включены в их работы.

Представители искусства Возрождения

В живописи эпохи Возрождения мы можем упомянуть таких авторов, как Фра Анджелико, Боттичелли , Рафаэль, Альберто Дуреро и Доменико Теотокопул, которого также знали как Греко .

В скульптуре, Гиберти , Микеланджело и Донателло были главными экспонентами и были известны во всем мире.

Автор Габриэла Брисеньо В.

Урок живописи Северного Возрождения шестнадцатого века

Транскрипция видео

Скачать PDF

Здравствуйте. Я хотел бы поприветствовать вас в этом выпуске «Изучение истории искусств с Яном». Меня зовут Ян МакКоннелл. А сегодняшний урок - о живописи Северного Возрождения XVI века. Во время просмотра видео можно делать паузу, двигаться вперед или назад так часто, как вы считаете это необходимым. И как только вы будете готовы, мы можем начинать.

Сегодняшние цели или то, чему вы собираетесь сегодня научиться, перечислены ниже. К концу сегодняшнего урока вы сможете определить и определить ключевые термины сегодняшнего дня, описать стилистические характеристики картин Северного Возрождения этого периода времени и выявить примеры картин Северного Возрождения 16-го века.

Ключевые термины, как всегда, на протяжении всего урока выделяются желтым цветом. Первый ключевой термин - Священная Римская империя, территория правления в средневековье и раннее Новое время, состоящая в основном из Германии и части Италии с 962 по 1806 год, которая показала упадок папы и власти императора.Анаморфное изображение - это изображение, которое кажется искаженным, если на него не смотреть под определенным углом или с помощью какого-либо устройства, например зеркала. Пейзажная живопись, произведение искусства, в котором используются сцены природы, такие как горы, деревья, озера и реки. И Северное Возрождение, эпоха художественных и культурных открытий и христианского гуманизма, произошедшая в Германии, Нидерландах и Франции.

Большая идея на сегодняшний день состоит в том, что картины Северного Возрождения 16-го века представляли собой смесь символизма северного стиля, деталей и текстурных интересов с влиянием элементов итальянского Возрождения точной перспективы и логических композиций.Мы будем смотреть на годы с 1514 по 1565 год.

На этот раз мы будем говорить о художниках Северной Европы, происходящих из таких мест, как Бри и Антверпен в современной Бельгии, прямо здесь, и Аугсбург в современной Германии. Пурпурным цветом изображена Священная Римская империя. Теперь важно помнить, что искусство часто отражает или находится под влиянием политического климата того времени, а также реального климата времени, а также социальной траектории.

Сейчас 16 век был временем для Северной Европы.Протестантская Реформация началась благодаря мятежному монаху по имени Мартин Лютер. А художественный и социально-политический климат Северной Европы находился под влиянием ряда крупных событий, таких как, например, более холодный климат, как я уже упоминал ранее, меньше фресковой живописи. Так что есть еще панно. Нет классических примеров для вдохновения. А еще есть акцент на витражи и миниатюры. Сейчас, с точки зрения социально-политических событий, происходит экспансия Франции, Германии и Испании, а также распад Бургундских Нидерландов.

Считается, что художник, Квентин Массис, начал свою карьеру кузнецом в своем родном городе, прежде чем заняться живописью и переехать в Антверпен, где он оставался до конца своей жизни. Его картина «Менял и его жена» почти наверняка была вдохновлена ​​более ранней работой фламандского художника Петруса Кристуса, изображавшего ювелира в его мастерской, а также растущим процветанием, которое наблюдалось в Нидерландах и Фландрии во время в этот раз.

Теперь в типичной моде Северного Возрождения, это форма жанровой живописи, где сюжетом является нечто из повседневной жизни.Мужчина внимательно считает и взвешивает монеты, в то время как его жена фактически пролистывает книгу часов или иллюминированную рукопись. Какова цель картины? Что ж, картина наполнена деталями, которые не сразу бросаются в глаза, например, пара разговаривает через левое плечо женщины или жена, которую вы видите здесь, и мужчина в красном тюрбане, читающий книгу впереди. окна, через которое мы видим церковный шпиль, все это отражается в выпуклом зеркале на столе.

Именно здесь мы можем найти самый важный ключ к разгадке значения картины. Как и на картине ван Эйка свадебного портрета Арнольфини, выпуклое зеркало может быть символом всевидящего ока Бога. Церковный шпиль на заднем плане может указывать на содержание книги, которую так внимательно читает человек в тюрбане. И общая тема, вероятно, предполагает ежедневную борьбу за сохранение благочестия в светском мире.

Ганс Гольбейн Младший, чтобы отличать его от, как вы уже догадались, Ганса Гольбейна Старшего, родом из города Аугсбург в Священной Римской империи на территории современной Германии.Теперь он очень опытный художник, служивший семье Анны Болейн и придворным художником мужа Анны Болейн, Генриха VIII. Работая в Англии, Гольбейн создал одну из самых известных своих картин «Французские послы».

И снова картина, выполненная в типичном стиле Северного Возрождения, полна символизма. Однако влияние итальянского Возрождения также проявляется в тщательном применении перспективы и логическом порядке композиции. Теперь человек слева - Жан де Динтевиль, посол Франции в Англии.Мужчина справа - его друг, Жорж де Сельв, епископ и посол католического святого престола. Теперь этим двум мужчинам 28 и 24 года соответственно, о чем свидетельствует чеканка на кинжале в правой руке Динтевилля, а также надпись на Библии под правой рукой де Селва.

Сейчас ткани имеют богатую фактуру и реалистичность, что является отличительной чертой северного стиля живописи. Предметы на картине либо гуманистические, либо религиозные по своей символике. И самый выдающийся объект - необычно расположенный и искаженный череп.Теперь, используя процесс, называемый анаморфозом, изображение растягивается таким образом, что для правильного просмотра наблюдатель должен стоять в стороне. Это интересное дополнение и, вероятно, напоминание о человеческой смертности, на случай, если вы забыли.

В настоящее время одним из самых известных художников или жанристов в Северной Европе является художник Питер Брейгель Старший. Родом из Бри в современной Бельгии, он начал свою карьеру с подражания стилю и тематике одного из самых влиятельных на него художников - художника Иеронима Босха.Он путешествовал по Италии, при жизни на него особенно повлиял пейзаж итальянской сельской местности. И он включил часть итальянской географии в свои пейзажи Фландрии, как видно на этой картине под названием «Охотники в снегу».

Сейчас, хотя во Фландрии есть холмы, гор нет. Это изображение довольно спокойной сцены - возвращения охотников. Однако Брейгель вызывает интерес к сцене тем, как он размещает свои фигуры. Пейзаж состоит только из переднего и заднего планов.Нет золотой середины, которая создает ощущение немедленной экспансии в окружающий ландшафт. Это уникальное место для наблюдателя и увлекательное сочетание повседневной рутины на фоне обширного, прекрасно детализированного фламандского пейзажа.

Итак, мы подошли к концу этого урока. Давайте посмотрим на наши цели, чтобы увидеть, как мы это сделали. Теперь, когда вы ознакомились с уроком, можете ли вы определить и определить сегодняшние ключевые термины, описать стилистические характеристики картин Северного Возрождения этого периода времени и идентифицировать примеры картин Северного Возрождения 16-го века? И еще раз, большая идея на сегодняшний день заключается в том, что картины Северного Возрождения 16-го века представляли собой смесь символизма, деталей и текстурных интересов в северном стиле с влиянием элементов итальянского Возрождения точной перспективы и логических композиций.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*