Плитка гауди в барселоне: Плитка Барселоны: пешком по искусству

Содержание

Плитка Барселоны: пешком по искусству

Барселона наполнена множеством таинственного и занимательного. Порой довольно только как следует посмотреть под ноги, чтоб узреть… искусство! А конкретно – легендарная плитка Барселоны, «el panot».

История: «город грязи Барселона»

Чтоб осознать всю важность плитки для столицы Каталонии, давайте переместимся в Барселону конца 19 — начала 20 столетия. Именно тогда знаменитый каталонский инженер Ильдефонс Серда принялся за расширение Барселоны за границами снесенных городских стен, в его планах еще было мощение новых улиц. Но вначале процесс покрытия дорог в Эшампле — так сказать «новой Барселоне» — двигался уж крайне неровно: каждый резидент укладывал перед своим домом 2,5 м покрытия, разрешенного городскими властями — асфальтом, натуральным камнем либо цементом. Так как покрытие осуществлялось не одномоментно, то значительные куски улиц надолго оставались непокрытыми. И из-за этого лишь только стоило начаться сильному ливню, новый район Эшампле попросту увязал в грязи.

Чтоб не выпачкаться, прохожие вынуждены были заворачивать штанины и перепрыгивать через громадные грязевые лужи.

В 1903 году в Барселоне имели место проливные дожди, и знаменитый каталонский еженедельный сатирический журнал «L’Esquella de la Torratxa» (1872 — 1939) опубликовал карикатуры с заголовком «Город грязи», изобразив увязнувшие в грязи ботинки, штанины и юбки барселонских буржуа. За Барселоной сразу же прикрепилось неофициальное прозвище «Can Fanga» — «Дом Грязи», а за барселонцами — «fanguers» или «de Can Fanga».

Окончательно избавить каталонскую столицу от грязи помогла как раз новая плитка Барселоны, по-каталонски – «el panot», за повсеместную укладку которой в конце концов взялся Городской совет. Судя по всему, проливные дожди переполнили его чашу терпения и уже через 3-и года после «грязевого потопа» — в 1906 году — Департамент общественных работ предоставил общественности восемнадцать дизайнов плитки Барселоны.

«El panot»

Плитка Барселоны: «el panot»

Плитка Барселоны «el panot» являла собой кусок гидравлического цемента (портландцемент, песок, вода), весила она 1,5 килограмма. Столь универсальное покрытие бюджетно по себестоимости, хорошо смотрится, легко отмывается, имеет устойчивую поверхность и не скользит и во влажном состоянии. То есть, это было реальное спасение для барселонцев, их штанин, юбок, ботинок, домашних животных на прогулке и прочего.

Немногим позднее, в 1907 году, Городской совет Барселоны задекларировал обязательный размер «el panot» – плитка Барселоны – в 20 см х 20 см и ее толщину в 4 см.

Еще Городской совет сократил число дизайнов плитки Барселоны до 5-и (пусть и ряд из вышеуказанных восемнадцати уже начали укладывать в Эшампле), череп, концентрические круги, четыре плитки с четырьмя кругами и, в конце концов, попросту – 4-е плитки.

В тендере принимали участие 8-ь производителей плитки Барселоны. И пусть изначально, в 1907 году, тендер был выигран компанией Ramona Escobara, в результате проект был перепоручен знаменитой компании Escofet, до этого специализировавшейся лишь на интерьерной плитке. Однако, компания была на самом деле наилучшей. В 1888 году за свои дизайны интерьерной плитки (Барселоны) Escafot была награждена золотой медалью на всемирной выставке Universal Exhibition. В 1913 году Escofet первый раз представила уличную плитку Барселоны и начала ее выкладку на улицах каталонской столицы в 1916 году. Компания жива и в наши дни — F. Escofet i Cia, но не занимается более выкладкой непосредственно данной плитки.

В настоящее время из тех самых исторических дизайнов «el panot» – плитки Барселоны – выпускают лишь 2-а вида: цветок Барселоны и четыре плитки. Став урбанистическими символами Барселоны, они признаны не только наиболее ценными с исторической позиции, но и наиболее функциональными.

Цветок Барселоны: La Flor de Barcelona

Как раз «цветку Барселоны» надлежало превратиться в один из основных урбанистических символов Барселоны. Как раз данным узором, окрашенным в алый цвет, обозначается легендарный туристический маршрут в Барселоне, посвященный модерну — «la Ruta del Modernismo».

«Цветок Барселоны» наиболее часто задействуют при создании барселонских сувениров, драгоценностей, аксессуаров и одежды, дизайнерских предметов декора. В Готическом квартале Барселоны даже имеется магазин сумок из кожи и аксессуаров «CALPA» на улице Ферран, в котором можно приобрести сумки с «цветком Барселоны».

Считается, что автором плитки (Барселоны) – «цветка Барселоны» – был именитый каталонский архитектор Пуиг-и-Кадафалк. В 1900 году он создал дизайн внутреннего дворика для повозок в Каса Аматье. Но это был более элементарный узор из 4-х кругов, которые лишь были похожи на цветок. По прохождению определенного количества времени узор стал практически неузнаваемым, однако, в настоящее время ведется реставрация.

Интересный факт: когда Олимпийский музей в Лозанне (Швейцария) попросил Городской совет Барселоны отправить им какой-нибудь важный символ города, швейцарцам прислали почтовым отправлением квадратный метр тротуара Олимпийской деревни с плиткой (Барселоны) «цветок Барселоны».

Четыре плитки: Quatre pastilles

Второй по историко-культурной важности и наиболее распространенный вид исторической плитки Барселоны — так сказать «четыре плитки» либо попросту «плитка». Так как в каталонском языке, как и в русском, «плитка» бывает и для пола, и из шоколада, то из-за этой игры слов в 90-х в Барселоне был создан подобный сладкий сувенир знаменитого барселонского шоколадного мастера Энрика Ровиры. Он производит шоколадные конфеты с дизайнами легендарной плитки Барселоны, в том числе и «цветок Барселоны». Изделия мастера можно увидеть и в его онлайн-магазине (еще и на английском).

В настоящее время плиткой Барселоны «el panot» покрыто больше 5 миллионов м² и встречается она вот в таких исторических дизайнах. При том последний, четыре плитки, — наиболее распространенный вид плитки Барселоны.

Бесконечная мозаика Гауди

Гуляя по именитой Пассеж-де-Грасиа, пешеходы могут засматриваться на находящееся под их ногами подлинное искусство от Антонио Гауди. Плитка появилась в Барселоне в 1997 году в честь гениального каталонского архитектора по решению Городского совета каталонской столицы. Если приглядеться повнимательней, то станет ясно, в чем тут обозначился гений Гауди: покрытие из его шестиугольной плитки с природными морскими мотивами нескончаемое! Всеми своими углами любая плитка образует общий узор с соседними подобными плитками — потому одна плавно перетекает в другую и так бесконечно — пока не завершится дорога…

Этот дизайн Гауди создал в 1904 году для интерьерной плитки (Барселоны) компании Escofet. Компания до наших дней сохранила металлическую пресс-форму оригинального дизайна. Изначально планировали выкладывать эту плитку Барселоны в Каса Батльо, однако, в результате ею был выложены полы в служебных помещениях в Педрере. Оригинал плитки гораздо больше, потому гравировку первоначально было проще разглядеть, чем сегодня на Пассеж-де-Грасиа. Вероятно, уменьшить изначальный дизайн понадобилось потому, что на улице чересчур крупная плитка Барселоны скорее бы поломалась. Как раз за эту плитку компания Casa Escafot была награждена золотой премией Дельта за лучший дизайн продукта в 1965 году.

«Вибрирующая» плитка: «El Vibrazo»

В 1950 году casa Escofet презентовала еще один вид плитки Барселоны — «el vibrazo» — архитектора Адольфа Флоренсы. С 1968 года центральный отрезок Рамблы начали выкладывать данной плиткой. В 1992 году одним из видов данной плитки — el vibrazoli — выложили площадь в Олимпийском парке Барселоны на холме Монжуик.

Увы, по улицам Барселоны время от времени ступают ноги и тех, кто выколупывает себе кусочек плитки. Возможно, этим людям мало плиток шоколадных, возможно, им так дорога Барселона, что они стараются увезти ее кусочек домой. Однако, подобными действиями эти люди расхищают историю у самой Барселоны, а заодно с тем и денежные средства честных каталонских налогоплательщиков. Поскольку городу нужно каждый год вкладывать новые средства в новое покрытие. Подобные издержки случаются у туристического города с историей…

Антонио Гауди: архитектурные шедевры в россыпи керамических и стеклянных осколков

В эпоху модерна на улицах в разных уголках мира по фасадам зданий разрастались декоративные элементы отделки из натуральных материалов. Архитекторы и ремесленники стремились воплотить в жизнь идею слияния искусства с природой. Поглотившее всех течение в неумелых руках порождало чрезмерность и нелепость, но работы великих гениев обретали пластичность линий на века и становились объектом подражания для последователей.

Фасадный керамический декор украшает множество зданий  выдающегося испанского (каталонского) архитектора Антонио Гауди. Период его творческой деятельности пришёлся на конец XIX-начало XX века. Работы Гауди характеризуются свойственными испанскому модернизму яркостью и необычностью. Мастер увлекался цветной керамикой, используя её по возможности во всех деталях своих произведений.

В большей степени на Гауди повлияло течение модерна, стимулируя экспериментировать с использованием новых форм и материалов, позволяя отойти от исторических канонов в поисках собственного пути. Но это направление составило лишь основу для архитектора в создании своего неповторимого стиля. В произведениях мастера можно увидеть плавность природных линий в совокупности с особыми чертами каталонской архитектуры (мавританского, восточного и готического стилей). Специфическую манеру Антонио Гауди отнести однозначно к определённому течению абсолютно невозможно, скорее это своеобразное своеволие в духе эклектики, выполненное в рамках тончайшего вкуса автора.

Широчайшим полем для творческой деятельности Антонио Гауди стала Барселона, где архитектор провёл большую часть своей жизни. Среди его работ можно выделить дом Бальо, парк и дворец Гуэля, школу Терезианок, дом Мила, дом Висенса, а также величайшее произведение его жизни – Искупительный собор Святого Семейства. Фасадные мозаичные панно этих и других шедевров Гауди составлены из керамической плитки, битой посуды, бутылочного стекла и камня, иногда – изразцов, например, дом Эль Каприччо. Его творчество стало воплощением искусства не только в отдельных произведениях, но и создало лицо целого города – Барселоны.

Изразцовая облицовка фасада дома Эль Каприччо, 1883-1885 гг.

Одна из первых работ Гауди – дом Висенса, построенный по заказу производителя керамической плитки Мануэля Висенса. Сегодня это чарующее здание в традициях восточной культуры – украшение Барселоны и излюбленное место туристов. Изюминка отделки фасада здания – рельефный узор керамической плитки ручной работы. Растительная роспись выполнена в виде солнечных жёлтых цветков бархатцев, повсеместно украшающих сады Барселоны. Сочетание пёстрой изразцовой облицовки с обилием массивных кованых элементов придаёт зданию колорит восточных сказок.

Фрагмент отделки изразцами фасада дома Висенса, 1877 г.

Под наибольшим влиянием течения модерна создана отделка элегантного и в то же время неординарного фасада дома Бальо, выполненного в технике тренкадис («ломаной» мозаики). Оформление здания принадлежит помощнику архитектора художнику-керамисту Жузепе Жужолю. Керамическая облицовка фасада здания словно тянется к небу россыпью разноцветных осколков и кругов. Венчает здание крыша, покрытая керамической черепицей в виде чешуйчатой кожи мифического дракона.

Керамический декор фасада и крыши дома Бальо, 1877 г.

Антонио Гауди стал известен и подарил миру свои произведения в некоторой степени благодаря поддержке каталонского промышленника графа Эусеби Гуэля. По его протекции архитектор получил несколько заказов, а после выполнил несколько работ при его финансовой поддержке. В 1884 году в историческом центре Барселоны развернулось строительство дворца Гуэля на средства промышленника. Фасад здания удивительно строг своими геометрическими формами, абсолютно не свойственными творениям мастера, коваными декоративными элементами и решётками. Но стоит поднять голову вверх и всё становится на свои места: именно на крыше здания, казалось бы непригодном для искусства месте, фантазия Антонио Гауди выливается всеми красками. Здесь расположились непохожие один на другой шпили и дымоходы, для облицовки которых мастер использовал свою любимую технику «битой» мозаики, в которой объединил разноцветные кусочки керамических плиток и стекла.

Мозаичный декор на крыше дворца Гуэля, 1884-1888 гг.

Своеобразным городом-садом раскинулся не менее известный проект Гауди – парк Гуэля. Вот поистине простор для безграничной фантазии мастера. Здесь каждая деталь послужила полотном для выплеска неуёмного воображения Гауди. Фонтанчики, скамейки, лестницы, ограды и домики искрятся осколками керамики и стекла в узорах причудливой мозаики. При этом каждый элемент декора уникален и неповторим. Парк Гуэля – сплетение рукотворных произведений с ансамблем живой природы. Парк создавался на протяжении 14 лет, вместил на своей территории десятки шедевров архитектуры, монументального и прикладного искусства и стал опередившим время произведением абстракционизма и сюрреализма. В одном из зданий парка сегодня расположился дом-музей Антонио Гауди. Особенно манит туристов верхняя терраса парка. Но внимание привлекает не только открывающийся вид, а и творение Антонио Гауди и его бессменного помощника Жузепе Жужоля – скамейка-парапет, украшенная знаменитыми коллажами из битого стекла и осколков керамических изразцов.

Скамейка-парапет в парке Гуэля, 1909 г.

Антонио Гауди и его работы порицались большинством его современников. Непризнанность и отрицание подстерегали большинство художников и мастеров эпохи модерна. Сегодня также находятся как поклонники таланта архитектора, туристы, следующие в Барселону, чтобы увидеть лишь фасадную мозаичную россыпь полную разнообразия, красок и символизма, так и люди совершенно не признающие его, считающие непонятным, а порой и вовсе бессмысленным. Одно лишь является неизменным на протяжении жизни его произведений – нет людей равнодушных к его работам. Такое внимание свидетельствует о неумирающем гении великого архитектора.  Его фасадная керамика многогранна, гармонична, несмотря на эклектичность, и органична улицам романтической Барселоны. Что касается форм, цветовых и стилистических сочетаний, то Антонио Гауди, бесспорно, являлся великим экспериментатором. Основной секрет успеха архитектуры мастера в пластичности и перетекании линий, свойственных живой природе.

El panot: история барселонской тротуарной плитки. Испания по-русски

Наверняка каждый, кто хотя бы раз побывал в столице Каталонии, обратил внимание на узор в виде стилизованного цветка с четырьмя лепестками, украшающий тротуары большинства улиц города. Этот орнамент, или panot на каталанском, известный также как барселонская роза, уже стал визитной карточкой города и широко используется в самой разнообразной сувенирной атрибутике, а история его существования насчитывает более ста лет.

Появлением узора Барселона обязана одному из самых известных архитекторов – автору многих знаменитых зданий, таких как Дом Амалье, Дом с шипами, Дом Марти, каталонскому мастеру Жозепу Пуч-и-Кадафалку, который впервые использовал это изображение в оформлении зоны въезда для экипажей Дома Амалье. Существует версия, что источником вдохновения для архитектора послужил цветок миндального дерева, на который отдаленно похож рисунок.

Позднее, в 1916 году, властями города был объявлен конкурс на лучший дизайн плитки для тротуаров, в котором лидировали пять рисунков: четыре круга, плитка шоколада, ромб с четырьмя кругами, концентрические круги и знаменитый ныне цветок. Победу с дизайном последнего одержала компания Escofet, с конца XX века применяющая технику изготовления плитки из цемента, песка и воды с помощью гидравлического пресса. Такая техника обеспечивала серийное производство плитки, пришедшее на смену экономически невыгодному ручному изготовлению, и позволяла замостить весь город, что ранее являлось невыполнимой задачей.

Удобный формат новой плитки быстро сделал ее популярной: прочная, недорогая в производстве, небольшого размера (площадью 20 на 20 см и толщиной 4 см), нескользящая и при необходимости легкозаменяемая, она явилась идеальным решением для оформления городских тротуаров.

Кроме того, простой и запоминающийся дизайн быстро стал одним из символов города и в настоящее время активно эксплуатируется множеством компаний, занимающихся изготовлением сувенирной продукции, аксессуаров и ювелирных изделий. Практически любой туристический магазин переполнен футболками, сумками, кружками, брелоками, украшениями с этим узором, а некоторые фирмы выпускают целые коллекции продуктов, основанные на нем: например, популярная дизайнерская марка Barcelovni, кондитерская Enric Rovira, делающая шоколад в форме барселонской розы или компания-производитель сумок Calpa, вовсе взявшая знаменитый рисунок за основу своего логотипа. Многие компании используют барселонскую розу в оформлении пола в своих офисах, подтверждая тем самым неослабевающую популярность узора.

Барселонская роза приобрела настолько высокую значимость в культурной жизни города, что когда Олимпийский музей в Лозанне (Швейцария) запросил у каталонских властей какой-либо идентификационный символ города, в качестве его был выслан квадратный метр плитки из барселонского района Vila Olímpica.

Еще одним неоспоримым доказательством большого значения барселонской розы является ее использование как ориентира на так называемом «маршруте модернизма» (La Ruta del Modernismo), включающем в себя 120 творений знаменитых архитекторов, сделавших город мировой столицей модернизма. Чтобы начать путешествие по этому маршруту, требуется обзавестись специальным путеводителем, который можно найти в крупных книжных магазинах Барселоны или специальных Центрах модернизма, однако сориентироваться помогут и плитки с изображением барселонской розы, окрашенные в красный цвет и расположенные около каждого из объектов маршрута.

Без сомнения, барселонская роза является главным узором улиц, однако на территории города есть и другие достойные внимания орнаменты. Например, в честь легендарного каталонского мастера Антонио Гауди в 1997 году бульвар Passeig de Gracia был вымощен плиткой замысловатого узора, получившего его имя.

А в 2008 году была выпущена плитка с рисунком в виде повернутых под разными углами латинских букв “В”, который был призван стать дизайном барселонских тротуаров нового тысячелетия, однако на практике рисунок не оправдал возложенных на него ожиданий и даже стал поводом для шуток.

Гуляя по городу и забираясь в его самые укромные уголки, вы наверняка найдете еще немало любопытных образцов, украшающих тротуары, но самым популярным все-таки остается барселонская роза – орнамент с более чем столетней историей, который остается актуальным и сегодня.

Если вы желаете поближе познакомиться с Барселоной, лучше узнать ее историю и культуру, центр услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски» готов предложить вам составление индивидуального тура, в ходе которого вы сможете открыть для себя город с самых разных сторон. Наши специалисты учтут все ваши пожелания и организуют увлекательное путешествие с профессиональными гидами.

 

Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.

+7 495 236 98 99 или +34 93 272 64 90, [email protected]

Статья оказалась полезной?