Особенности романского стиля в архитектуре: Романский стиль. Особенности, черты, примеры романского стиля в архитектуре, искусстве, интерьере

«В чем особенности романского стиля архитектуры? Как его можно можно описать? » — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

АрхитектураХрамы

Анонимный вопрос

  ·

19,9 K

ОтветитьУточнить

АРХликбез

68

Автор книги «Забытые храмы Свердловской области». Руководитель проекта АРХликбез  · 8 февр 2019  ·

archlikbez

чудесный вопрос 🙂

К романике принято относить постройки с характерными особенностями, распространенные в Европе в XI – XIII веках. О них я напишу чуть ниже, а сейчас самый изюм!

Именно романский стиль (а его название обозначает – «римский») – наследник архитектуры Рима. И младший брат византийской архитектуры

, вспоминаем историю!

Именно поэтому так часто возникает вопрос, а чем же византийский стиль отличается от романского. Многим, но структурно это развитие одной строительной логики.

Если готика принципиально изменила конструкцию здания, то романика (и Византия) развивают типы сооружений, сложившиеся ко времени распада Римской Империи.

Да, Ренессанс попытался «забыть» романский стиль и перепрыгнуть назад, к античности. Но внимательный взгляд не пропустит взаимосвязи между архитектурой Рима, Византии, романским стилем и архитектурой Возрождения…

Самый яркий пример в нашем случае – это храмы. Именно римская базилика стала основой христианских храмов Европы

Итак, как при первом взгляде отличить романский стиль от готики?

  1. Романика – сурова и приземленна, готика – устремлена вверх! Что вполне понятно, так как основной тип романских построек – храмы-крепости, замки-крепости, монастыри.

    Почитайте Умберто Эко, превосходную книгу «Имя Розы» — художественным языком храмина-библиотека-цитадель описана так, что перед глазами видишь ее облик. Фильм с Шоном Коннери вполне отражает эту атмосферу.

  2. Крепостной характер отразился на внешнем виде: стены всегда массивны, здания очень основательны. Окна узкие — не забываем про оборонную функцию!

  3. Романика любит полуциркульные арки и своды. В готике, напомню, арки стрельчатые.

  4. Если в римской архитектуре потолки базилики часто состояли из кессон (кассет), и были плоскими, то в романской мы видим уже своды, не закрытые перекрытиями.

  5. Такие своды – очень тяжелые, и для их поддержки нужны мощные стены и колонны. Так форма следует за функцией, или функция за формой: своды требуют мощных стен, а мощные стены нужны для большей защиты.

  6. Основные формы зданий очень просты: куб, цилиндр, призма.

  7. При лаконичности плана и структуры именно романская скульптура стала прообразом готической. Но о скульптуре вам расскажут другие источники 🙂

14,3 K

Татьяна Борисова

7 апреля 2020

Спасибо огромное. Информация очень пригодилась для урока ИЗО.

Комментировать ответ…Комментировать…

Ирина Козлова

2,5 K

Библиотекарь, дачник, кошатник  · 8 февр 2019

Если коротко, то словом «большой». Появились огромные каменные здания. Увеличение размеров привело к созданию новых конструкций сводов и опор. Характерными чертами религиозных сооружений стали цилиндрические и крестовые своды, крупные опоры, толстые стены, скульптурный орнамент. Изменения претерпела в сторону гигантизма и светская архитектура. Замки не только стали… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Поляков Андрей

183

ООО «ПСБ Перспектива», Инженер-проектировщик  · 23 апр 2019

К концу 1-го тысечелетия роль церкви в Европе была чрезвычайно велика. Поэтому романская архитектура является по преимуществу церковной. Светская арх-ра романского периода стоит на более низком уровне. К этому времени сложился тип жилища феодала-замок. Строительные формы просты. Храмы же ром-кой ар-ры с необычной четкостью выражают особенности его плана и членения… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

Особенности формирования романского искусства

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Термин «романский стиль» применяется к искусству 11 –12 веков. Он условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. Романский период считается временем возникновения общеевропейского монументального стиля средневековой архитектуры, скульптуры и живописи в эпоху наивысшего развития феодализма, когда власть светских и духовных феодалов достигла наибольшей силы. В отличие от средневековой Византии, где искусство регламентировалось столичной школой, единство романского искусства не исключало разнообразия и обилия местных школ, что свидетельствовало о возможности различных исканий в пределах одного стиля.

Замок Фалез, с начала XII века
Нормандия, Франция

Замок Дромолэнд, с начала XIII столетия
Графство Клэр, Ирландия

Романское искусство Западной Европы было преимущественно религиозным, так же как и мировоззрение феодального общества. Католическая церковь обладала исключительным идеологическим и экономическим могуществом. В условиях феодальной раздробленности Европы она была единственной силой, объединяющей народы. Монастыри представляли собой крупные хозяйственные единицы, являлись средоточием умственной жизни и центрами церковного образования и художественного творчества. Однако церковь была здесь теснее, чем в Византии, связана с политической борьбой, с повседневной жизнью.

Вопросы нравственного поведения человека, его мирской деятельности решались церковью. Для западной церкви характерны попытки примирения религиозного и рационального объяснения мира, что также отличало ее от восточной и открывало возможность более свободного толкования догматов, познания реального мира. Так, Иоанн Скот Эриугена проповедовал мысль о свободе воли, о превосходстве разума над авторитетом церкви.

Стремление к повышенной одухотворенности отличает образы романского искусства (см. Архитектура романского стиля) так же, как и византийского, но их содержание и форма выражения различны. В западноевропейском искусстве с религиозностью совмещалось непосредственное деятельное отношение к жизни. Образ духовно совершенного, отрешенного от реального мира человека не получил здесь развития в такой мере, как в Византии.

Средневековый человек в Западной Европе чувствовал в себе переизбыток сил, жил во взаимоотношениях с себе подобными, в непрерывном действии. Романская архитектура поражает мощью, скульптура – мятущимся духом. В повышенной экспрессии чувств ощущаются традиции варварского искусства, бурный и грозный характер эпохи.

Рождение новой цивилизации, длительный процесс становления феодализма в Западной Европе, сопровождавшиеся разрушением родовых отношений, войнами и крестовыми походами, порождали чувство дисгармоничности жизни, несовместимости красоты и действительности. И в проповедях церкви и в сознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных таинственных сил. На этой основе в романском искусстве Западной Европы возник этический и эстетический идеал, противоположный античному искусству. Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспрессии и внешнего уродства облика, как бы воплощающего косную материю. В библейских и евангельских сказаниях мастера романского искусства сосредоточивали внимание на выражении сильных страстей, особенно на теме страдания и неизбежной трагической гибели человечества или торжества христианства над темными силами мироздания; создавая картины народных бедствий, они иносказательно отражали характерные стороны современной им жизни.

В формировании средневековой художественной культуры огромное значение имело народное творчество. Влияние его сказывалось в монументальных формах архитектуры, в интерпретации библейских и евангельских сюжетов, во влечении к фантастике. Создавалось романское искусство в основном в монастырях. Однако традиция народного творчества проникала и в церковное искусство. Светская культура в романскую эпоху не исчезла. Героический эпос («Песнь о Роланде», около 1100 года; «Песнь о Нибелунгах»), поэзия трубадуров, рыцарский роман, бытовой жанр, фаблио, фарсы, полные насмешливости поговорки, басни достигли в то время расцвета.

История зарубежного искусства ►

Архитектура романского возрождения: характеристики дизайна

Рэйчел Браун | Опубликовано

Купить сейчас

Стиль романского возрождения прославляет архитектурные решения, которые были популярны в позднем средневековье. Стиль возрождения стал популярным в Англии в начале 19 века и пришел в Соединенные Штаты к 1840-м годам.

Здания в стиле романского возрождения большие и внушительные. Материалы, используемые для их изготовления, дорогие. Этот стиль наиболее заметен на крупных исторических сооружениях, таких как церкви, муниципальные здания и академические центры.

Корни архитектуры романского возрождения

Стиль романского возрождения представляет собой переосмысление романской архитектуры, популярной в 11-м и 12-м веках. В стиле представлены декоративные элементы, такие как арки, прочные колонны, бочкообразные своды и аркады для внутренних и внешних дорожек и украшения стен.

Археологи и историки 19-го века применяли термин «романский» к архитектурному стилю, который развивался между 5-м и 13-м веками из-за интенсивного использования римских архитектурных устройств, таких как арка. Большинство современных историков используют термин «романский» для обозначения архитектуры, построенной в более поздний период с 10 по 12 века.

Многие здания были спроектированы и построены в романском стиле, но большинство из них было разрушено или изменено, чтобы отразить новые стили в конце 12-го века.

Архитектурной формой, затмившей романский стиль, стал готический стиль. Ранние архитекторы адаптировали самые важные романские соборы в Европе, чтобы отразить готические черты. Есть несколько оставшихся, но разрозненных примеров романской архитектуры.

Ранние годы архитектуры романского возрождения

Стиль романского возрождения зародился в Англии и развивался на протяжении почти двух столетий. Историки задокументировали первое использование архитектуры романского возрождения, также известного как нормандское возрождение, в Великобритании в 1637 году. Это была реставрация Лондонского Тауэра архитектором Иниго Джонсом.

К началу 1800-х годов архитекторы и дизайнеры признали особый архитектурный стиль нормандского возрождения, наиболее популярный для церквей. Неоготическая архитектура была типична для церквей с англо-католическими наклонностями, но стили романского возрождения были популярны для нонконформистов или инакомыслящих.

Архитектура романского возрождения в Соединенных Штатах

Стиль романского возрождения проник в Соединенные Штаты к середине 1840-х годов. Его популярность возросла в 1880-х годах и просуществовала до конца 19-го века и даже позже в некоторых частях США. Среди этих иммигрантов были немецкие архитекторы под влиянием стиля Rundbogenstil. Рундбогенстиль сочетает в себе византийские, романские и ренессансные мотивы, которые были популярны среди немецкой диаспоры. Он отражал конструктивные особенности романского возрождения.

Еще одной причиной, по которой архитектура романского возрождения завоевала популярность, стала публикация статей с подробным описанием этого стиля. Роберт Дейл Оуэн похвалил романский стиль в одной важной статье, подготовленной для Строительного комитета Смитсоновского института. Он предположил, что эти конструкции были более гибкими и экономичными для зданий, чем преобладающий стиль греческого возрождения, используемый в Соединенных Штатах.

Первым заметным примером архитектуры романского возрождения в Соединенных Штатах является Маронитский собор Ливанской Богоматери в Бруклине, Нью-Йорк. Ричард Апджон спроектировал и построил этот собор в 1844-1846 годах.

Еще одним ранним известным примером архитектуры романского возрождения является здание Смитсоновского института, построенное в 1847–1851 годах по проекту Джеймса Ренвика-младшего. Его проекты 1870-х и 1880-х годов были настолько популярны, что их копировали по всей территории Соединенных Штатов и они стали известны как романский стиль Ричардсона.

Конструктивные особенности архитектуры романского возрождения

Особенности дизайна в стиле романского возрождения создают вид, похожий на средневековый замок или церковь.

  • Фасады из камня и кирпича
  • Широкие закругленные арки как доминанта дизайна
  • Короткие и толстые колонны
  • Планы этажей соборов в форме креста
  • Тяжелый и массивный внешний вид, напоминающий замок или крепость
  • Асимметричные фасады
  • Округлые или квадратные башни с остроконечной крышей
  • Полихроматическая каменная или кирпичная кладка
  • Полукруглые цилиндрические своды

Известные здания в стиле романского возрождения в Соединенных Штатах

Материалы, используемые для зданий в стиле романского возрождения, представляют собой огромное количество камня и кирпича. Поскольку этот материал был дороже дерева, большинство людей не могли позволить себе построить отдельный дом в стиле романского возрождения.

Сегодня большинство зданий этого стиля представляют собой церкви, здания университетов и муниципальные сооружения, такие как вокзалы, офисные здания и здания суда.


Дом Александра Брауна

Дом Александра Брауна является образцом романского стиля Ричардсона. Изобретатель и предприниматель Александр Браун построил дом в 1895 году.

Облицовка из красной кладки представляет собой сочетание песчаника и испанской плитки. Округлые арки, массивное присутствие и асимметричный фасад — все это отличительные черты архитектуры римского возрождения. Дом Александра Брауна внесен в Национальный реестр исторических мест с 19 года.88.


Музей ранних ремесел

Чарльз Бригам и Уиллард П. Адден завершили строительство здания, в котором находится Музей ранних ремесел, в 1900 году. Он имеет каменную кладку, башню и арочные проемы для дверные проемы и окна, придающие ему безошибочный романский вид.


Дом Сэмюэля Капплса

Томас Б. Аннан спроектировал Дом Сэмюэля Капплса в период расцвета романской архитектуры Возрождения в Соединенных Штатах. Он завершил строительство этого дома в 189 г.0 для богатого предпринимателя Сэмюэля Каплза.

Дом имеет короткие колонны, которые поддерживают арки у входа с круглыми выступами башни, напоминающими выступы замка.


Смитсоновский замок

Дизайн Смитсоновского замка представляет собой не чистый стиль, а сочетание архитектуры готического и романского возрождения. Джеймс Ренвик-младший разработал планы Смитсоновского замка и представил их на общенациональном конкурсе. Его планы получили единогласное голосование.

Архитекторы сначала спроектировали фасад здания с использованием мрамора, но высокая стоимость заставила дизайнеров искать альтернативы. Они остановились на красном песчанике Сенека, потому что он был дешевле и все же имел характерный вид.


Ройс-холл

Ройс-холл — поздний пример архитектуры романского возрождения. Он украшает кампус Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и определяет внешний вид этого университета. Лос-анджелесская архитектурная фирма Alison & Alison спроектировала это здание и завершила его в 1919 году.29.

Многоцветный фасад, многоуровневые арки и квадратные башни воплощают романский стиль.

10 вещей, которые вам нужно знать

 

Примерно с 1000 по 1200 год нашей эры романский стиль был архитектурным стилем, наиболее тесно связанным со строительством церквей по всей Западной Европе. Опираясь на классические римские прецеденты, включая округлую арку и каменный свод, романский стиль был предшественником более известного готического стиля. Он сопровождал период роста церковного строительства, религиозного рвения, процветания и роста населения на рубеже первого тысячелетия.

 

1. Романское начало из-за страха перед Апокалипсисом
Портал Страшного суда Сен-Лазар, Отен, Франция, фото Allie_Caulfield, 12 век, через Flickr

 

По мере приближения календаря к 1000 году средневековые христиане верили, что приближается конец света. Согласно христианскому учению, апокалипсису будет сопутствовать Страшный суд, а поскольку плохая оценка означает вечность в аду, ранние христиане серьезно относились к подготовке. Соответственно, в годы, предшествовавшие этой важной вехе, наблюдался всплеск религиозного рвения, который вызвал сопоставимый рост церковного строительства по всей Европе. Когда тысячелетие миновало без происшествий, страхи переместились на 1033 год, тысячную годовщину смерти Иисуса. Он тоже прошел без апокалипсиса, но христианская активность не уменьшилась. Церкви продолжали возникать по всему христианскому миру, чтобы приспособиться к увеличению населения, вызванному относительной стабильностью и процветанием. В Западной Европе эти церкви, как правило, были романскими.

 

2. Он был основан на классических моделях, но не полностью
Резные капители в Сен-Сернен в Тулузе, Франция, фото Фредерика Нейпона, 11 век, через Flickr

 

Романская архитектура получила свое название от использования классических римских структурных компонентов, в частности, каменного бочкообразного свода и закругленной арки (термин романский не существовал в средние века). Более ранние средневековые здания также использовали некоторые римские черты, но не так сплоченно и не в таком масштабе.

 

Ученые считают, что романская архитектура ближе к римской архитектуре, чем ее средневековые предшественники. Однако романский стиль также имел несколько других влияний, включая раннехристианское, каролингское, оттоновское, византийское, исламское и островное (имеется в виду Британские острова) искусство и архитектуру. Например, геометрические декоративные мотивы в английских романских церквях могут относиться к островным художественным традициям, в то время как использование взаимосвязанных глухих арок в качестве украшения кажется заимствованным из исламской архитектуры.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Византийское влияние, особенно мозаика с золотым покрытием, обычно проявлялось в итальянских романских церквях. Мало кто спутает большинство романских зданий с классическими римскими, несмотря на их общие архитектурные формы.

 

3. Это был первый интернациональный стиль средневековья
Внешний вид Пизанского собора в Италии, фото Рэя в Маниле, 11 век, через Flickr

 

В течение сотен лет после падения Рима средневековый художественный и архитектурный стиль был преимущественно местным делом. Однако романский язык получил международное распространение. Примеры появляются во Франции, Англии, Италии, Испании, Германии, Скандинавии и государствах крестоносцев (районы Святой Земли, контролируемые латинскими христианами), естественно, с некоторыми региональными вариациями.

 

Как романский стиль распространился до сих пор? Проще говоря, к этому периоду западный мир стал более интернациональным, поскольку относительный мир и процветание облегчили путешествия и торговлю. Люди и товары перемещались по суше и по морю, неся с собой такие идеи, как романский стиль. Норманнские завоевания, самое известное из которых произошло в Англии в 1066 году, но также включало Сицилию и южную Италию, часто приписывают привнесение романского стиля в эти области. По этой причине романские церкви в Англии иногда называют нормандскими романскими или англо-нормандскими. В других местах романский стиль распространился на части Испании, которые недавно присоединились к христианству после столетий исламского правления. Наконец, паломничество, крестовые походы и монашество помогли распространить романский стиль по Европе.

 

4. Тесно связано с религиозным паломничеством
Косяки статуй апостолов с Портала Славы собора Сантьяго-да-Компостела, Испания, фото pedronchi, 11-13 вв., через Flickr

 

Паломничество — это практика путешествий к священным местам. Для христиан Иерусалим был конечным местом паломничества, но Ближний Восток, управляемый исламом, был недоступен для них на протяжении большей части Средневековья. Вместо этого они нашли смысл в пунктах назначения ближе к дому. Храм Святого Иакова Старшего в Сантьяго-да-Компостела на севере Испании был, безусловно, самым популярным вариантом, хотя и не единственным. Общим для всех мест паломничества было наличие реликвии — мощей святого или чего-то другого, имеющего святое значение, — вещей, которые, как верили христиане, способны творить чудеса. Средневековый христианин мог отправиться в паломничество в поисках чуда, искупления греха или укрепления своей веры, а также просто ради возможности путешествовать.

 

Паломничество было средневековым эквивалентом туризма. Маршруты паломничества развивались вдоль основных дорог, ведущих в Сантьяго, и эти маршруты включали в себя многочисленные церкви с реликвиями, которые можно было посетить по пути. Реликвии приносили пожертвования, поэтому они были крупным бизнесом для соборов и монастырей, которым они принадлежали. Поэтому эти храмы должны были быть достаточно большими, чтобы вместить паствы верующих и обеспечить им доступ к мощам, не нарушая церковных служб. Поскольку популярность паломничества возросла примерно в 1000 году, многие паломнические церкви были построены или расширены в романском стиле. Они, как правило, размещали реликвии в нескольких часовнях за апсидой, с проходами и проходом, называемым амбулаторным, обеспечивающим доступ.

 

5. Он вернул тяжелое каменное хранилище
Неф Марии Мадлен в Везле, Франция, фото Navin75, 12 век, через Flickr

 

Что действительно отличает романский стиль от его непосредственных предшественников, так это каменные своды. В то время как базилики раннехристианского, каролингского и оттоновского периодов в основном имели деревянные крыши, романские церкви часто имеют своды из каменных бочек. Хотя каменные своды имеют то преимущество, что они огнестойкие, они очень тяжелые и их сложно построить. Чтобы поддерживать их, в романских церквях есть массивные опоры или колонны и толстые стены, которые могут быть прерваны только маленькими окнами. Добавление широких галерей (например, балконов) над крышами проходов служило как для поддержки сводов, так и для предоставления дополнительного места для посетителей. Внешние контрфорсы также помогли, хотя сложные аркбутаны не использовались до готического периода. Поперечные арки, часто выполненные в контрастных цветах кладки, укрепляли своды, как обручи на бочке, но при этом еще больше утяжеляли конструкцию.

 

Романские постройки производят впечатление своей монументальностью и простым, ориентированным по горизонтали расположением архитектурных форм, а не детализацией или сложностью. В результате получились прочные церковные здания, похожие на замки, с довольно темными интерьерами и внушительными внешними фасадами, окруженными башнями.

 

6. Романские двери украшены яркими изображениями
Портал Страшного суда в Мари-Мадлен в Везле, Франция, фото PMRMaeyaert, 12 век, через Wikimedia Commons

 

В

романских церквях была установлена ​​первая в Европе крупномасштабная архитектурная рельефная скульптура со времен классического мира. Наиболее значительные фигуративные изваяния встречаются на порталах — входных дверях и их арочном обрамлении. Большинство романских церквей имеют как минимум пять порталов, в том числе три на западном фасаде и по одному на каждом конце трансепта. На портале достаточно места для скульптуры, особенно в большой арочной области над дверью, называемой барабанной перепонкой.

 

Романские порталы представляют собой смесь изображений, но главный входной портал обычно показывает Страшный суд, событие, которое христиане ожидали в 1000 году. Романская скульптура смелая, статическая и не особенно натуралистичная, но она, безусловно, производит впечатление. Христос как Судья появляется в центре барабанной перепонки в ореоле всего тела, называемом мандорла. Вокруг него мертвые души поднимаются из могил, взвешиваются и отправляются в рай или в ад. Неудивительно, что на стороне ада все становится наглядным: демоны уносят проклятых, адские пасти пожирают людей, гротескные звери мучают грешников и многое другое. Подобные образы появляются в иллюминированных рукописях того же периода. Очевидно, что Судный день не был для этих людей шуткой. На самом деле, ученые считают, что эти образы были настолько наглядными и расположены так на видном месте, потому что они должны были напугать зрителей, чтобы они стали лучшими христианами.

 

Не вся романская портальная скульптура такая кошмарная. Другие изображения включают жизни Христа и Девы Марии, истории святых, ветхозаветных персонажей, ангелов и многое другое. Косяки и трюмо (колонны рядом с дверями и между ними) обычно содержат статуи святых, пророков и апостолов в полный рост, а архивольты (сегменты арки над тимпаном) часто включают символические или даже светские предметы, такие как знаки зодиака.

 

7. Его заглавные буквы не всегда вежливы и набожны
Столица Сен-Лазар, Отен, Франция, фото Allie_Caulfield, 12 век, через Flickr

 

После порталов капители являются следующими наиболее частыми местами романской скульптуры. Капители — это декоративные навершия колонн или опор. В классическом мире они должны были содержать свитки или величественные листья аканта. В романском мире столицы стали местами для сложных скульптур, часто изображающих людей и животных.

 

Исторические заглавные буквы — с повествовательными образами — обычно рассказывают библейские истории, такие как Благовещение или Даниил во рву со львом. Обитаемые столицы, содержащие фигуры без повествования, также могут быть библейскими, но они часто изображают множество странных, причудливых или удивительно богохульных образов. Возможности включают гротескных монстров, людей и животных, ведущих себя плохо, и даже некоторые сексуальные темы. Опять же, средневековые иллюминированные рукописи имеют похожие изображения на полях. Эти мотивы сегодня кажутся наивными или юмористическими, но трудно понять, почему они появляются в религиозных книгах или структурах. Все, что мы знаем наверняка, это то, что они всегда вызывали споры. Некоторые средневековые священнослужители утверждали, что они помогают неграмотным прихожанам понять религиозные концепции, в то время как другие считали их неподобающим отвлечением для благочестивых монахов.

 

8. Этот стиль широко использовался для монастырей
Романские монастыри в монастыре Сант-Кугат, в Барселоне, Испания, через Сант-Кугат

 

Монастыри — это общины монахов или монахинь, посвятивших свою жизнь Христу. Они живут отдельно от мира в аббатствах или монастырях — студенческих городках, включающих церковь, общежития, столовую, возможно, библиотеку и другие здания, необходимые для совместной жизни. Присоединение к монашескому ордену, такому как бенедиктинцы или цистерцианцы, было популярным жизненным выбором в средние века. Технически отдельные монахи и монахини должны были отказаться от всего мирского имущества, но монастыри могли стать феноменально богатыми и могущественными. Многие владели реликвиями, которые сделали их ключевыми остановками на пути паломничества. Соответственно, монастыри были большими покровителями романской архитектуры.

 

Характерной чертой монастыря была клуатр, открытый двор, окруженный со всех сторон крытыми коридорами. Соединявшие церковь и другие ключевые постройки, монашеские клуатры были местами для тихих занятий и созерцания. Ряды арок соединяют внутренний двор монастыря с его проходами, сливаясь внутри и снаружи. С таким количеством колонн, необходимых для поддержки всех этих арок, монастыри изобиловали причудливыми романскими капителями.

 

Романский стиль был предпочтительным архитектурным стилем для величайших монастырей той эпохи, таких как могущественное бенедиктинское аббатство Клюни во Франции, а также для строгих орденов, таких как цистерцианцы, которые разработали элегантный минималистский подход к романскому стилю. С ростом известности монастырские фонды основали зависимые «дочерние дома» по всей Европе, распространяя свой предпочтительный романский архитектурный стиль по мере продвижения.

 

9. Романский стиль медленно перерос в готический
Даремский собор, романский неф, через Академию Хана

 

Вводные тексты по истории искусства заставят вас поверить, что романский стиль полностью отделен от более известного готического стиля, который развился из него. Хотя это правда, что здания высокой готики, такие как Шартрский собор, сильно отличаются от большинства романских построек, переход не обязательно был четким. Две наиболее характерные черты готики — стрельчатые арки и ребристые своды — впервые появились в нескольких романских церквях. Например, в Даремском соборе XI века есть и то, и другое.

 

Что отличает Дарем от ранних готических зданий, таких как Сен-Дени, так это не используемые структурные элементы, а то, как они использовались вместе для создания определенных эффектов. Готические строители воспользовались большей прочностью, обеспечиваемой остроконечными арками, ребристыми сводами и контрфорсами, чтобы построить более высокие своды на более тонких опорах и вставить между ними большие окна. Получившиеся в результате высокие, наполненные светом, изящные готические церкви резко контрастируют с внушительной романской монументальностью. Романские каменщики проводили самые ранние эксперименты с ключевыми формами готики, но они еще не реализовали весь их потенциал.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*