Особенности неоклассицизма: Неоклассицизм в дизайне интерьера и архитектуре. Натуральный камень и неоклассицизм
Неоклассицизм в Архитектуре Фасада Дома • 333+ Фото • [АртФасад]
от Art Facade
Неоклассицизм — термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX века, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке — также и эпохи барокко). В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом называют классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XVIII — первой трети XIX веков, в отличие от классицизма более раннего периода.
Неоклассицизм в архитектуре: особенности на фото примерах
Путаница возникла из-за того, что во Франции классицизмом называют стиль XVII века, стиль Людовика XIV (Louis XIV). Под неоклассицизмом же понимают стиль второй половины XVIII века, стиль Людовика XVI (Louis XVI) — то, что в России (как и в Германии) традиционно называют классицизмом (период 1762—1840). Неоклассицизмом же в России и Германии называют ретроспективный стиль начала XX века, «отличавшийся от „старого доброго“ русского классицизма и материалами (не белые оштукатуренные колонны, а естественный камень), и подчёркнуто выразительной прорисовкой классических форм и деталей, а иногда сокращением деталей и смешением классических и ренессансных мотивов»
Аналоги неоклассицизма в зарубежной практике — американский ренессанс и колониальное возрождение в США (1876—1914).
Неоклассицизм в архитектуре России
В конце XIX века сформировался новый архитектурный стиль, в России называемый «модерн». Но он не смог утолить назревшую потребность в большом монументальном стиле. Неоклассицизм появился в начале века как антитеза декоративной избыточности модерна. Опора на классику, ордерную систему, соблюдение классических пропорций. Стремление к уюту, гармонии. Характерные украшения: листья, раковины, архитектурные фронтоны, античные фигуры. Мебель лёгкая, изящная, прямые линии.
Параллельно с новаторскими тенденциями в архитектуре начала ХХ в. набирали силу ретроспективные течения. Жажда новизны быстро сменилась грезами о прошлом. «Открытие» заново ценностей классицистического зодчества ускорило разочарование в архитектурных новациях и закат «мимолетного» стиля. Неоклассицизм и «неорусский стиль» сначала повлияли на лексикон модерна, а после 1910 г. оттеснили его на дальний план.
Неоклассика ставила широкомасштабную задачу: возродить и утвердить ансамблевую и стилевую целостность столицы, продолжить её развитие на уровне новейших достижений, но согласно заветам старины. Это содействовало подъёму градостроительных идей, носивших преимущественно историческую окраску.
В таком характере выдержаны грандиозный план жилого района «Новый Петербург» на острове Голодай (И. А. Фомин, Ф. И. Лидваль) и конкурсные проекты монументального ансамбля общественных зданий на Тучковом буяне (И. А. Фомин, О. Р. Мунц, М. Х. Дубинский, С. С. Серафимов). «Проект преобразования С. -Петербурга» Ф. Е. Енакиева и Л. Н. Бенуа, сравнимый с генеральным планом, предусматривал всестороннюю реконструкцию города и его инфраструктуры с прокладкой новых улиц и транспортных артерий. Осуществлению этих предложений помешала Первая мировая война.
В начале XX века почти полностью заново застроены вся Петроградская сторона, многие кварталы на Васильевском острове и в левобережных районах. Образцовой улицей этого времени стал Каменноостровский проспект — «экспозиция» лучших произведений модерна и неоклассицизма. На Невском проспекте и в прилегающих кварталах окончательно сформировался район «Петербургского сити». Город обретал новые черты столичной импозантности и европейского лоска. Но революционные потрясения трагически разломили его судьбу.
Неоклассицизм — по сути дела, первое в истории Петербургской архитектуры крупное стилевое направление, основное на собственном наследии — перешагнул через рубеж 1917 года и продолжал развиваться в совершенно иных условиях вплоть до середины 1920-х годов, когда ненадолго уступил место конструктивизму. Уроки неоклассики начала столетия оказались чрезвычайно плодотворными и перспективными не только для советской традиционалистской архитектуры 1930—1950-х годов; они вновь обрели актуальность в настоящее время.
© 2023 [АртФасад] • Создано с помощью GeneratePress
Неоклассицизм в живописи: художники представители
Навигация: Главная / Уроки живописи / Основные стили в живописи / Неоклассицизм как стиль в живописи
Неоклассицизм в России используется для обозначения течений в искусстве конца 19 – начала 20 веков. Европейская неоклассика сформировалась во второй половине 19 века во Франции, Англии, Италии. Термин применяют также для определения классического искусства 18 – 19 веков в Европе, при этом, классицизмом принято называть искусство 17 – 18 века.
Творцы в стиле неоклассицизм считают, что существуют устойчивые ценности и постулаты эстетики, на которые должно опираться искусство. Живописцы стремятся противопоставить догматы «вечного» искусства реальности, которая не выделяется такой эстетикой.
Оглавление
История
Основа для формирования неоклассики:
- Культура античности.
- Стандарты Возрождения.
- Наследие художников-классиков.
- Формирование неоклассики частично происходило под влиянием рококо и барокко – художники почерпнули манеру передачи объектов. Влияние барокко отслеживание в манере передачи цветов, динамичности изображений, драматичности передачи сюжета.
Поскольку именно классика стала основой для формирования стиля, рассмотрим ее эволюцию и особенности:
Поп-арт как стиль в живописи
Ранний период (1750 – 1780)
Стимулом для развития стиля стали научные исследования памятников древности в 18 веке. Серия знаменательных археологических открытий — раскопки погребенных римских городов Геркуланум и Помпеи – вызвали всплеск интереса к римскому искусству. Неоклассическая живопись основана на античных идеалах красоты и искусства, стандартах, основанных художниками-классиками 18 века. Поскольку во время исследования Помпей и Геракуланума найти картины, репрезентативные для эпохи античности, не удалось, живопись в неоклассическом стиле основана на архитектурных и скульптурных образцах. Картины Николо Пуссена стали примером для представителей классической живописи. Основные темы работ художников-классиков – библейские и мифологические сюжеты.
Поздний период (конец 18 – начало 19 века)
Строгая школа неоклассической живописи сформировалась во Франции в 1780-е годы под руководством Жака-Луи Давида. В связи с началом Французской революции – Жак-Луи Давид и другие художники стали заимствовать сюжеты из римской республиканской истории и искусства. Наибольшими ценностями были простота, строгость, стоицизм, проставление личности героя. Эти темы были центральными в условиях французской борьбы за свободу.
Абстракционизм как стиль в живописи
Картины классического образца – основа для развития неоклассики. Античность периода архаики стала одним из основных направлений интереса художников-неоклассиков.
Зарождение неоклассицизма ощущается в творчестве прерафаэлитов (середина 19 века). Если рассматривать в качестве образцов этого стиля картины конца 19 – начала 20 века, то течение прерафаэлитов можно считать источником развития. Появлению неоклассики конца 19 века способствовали немецкие неоидеалисты – течение появилось в 1870-х годах и на передний план ставило четкость построения композиции, идейность, монументальность произведений живописи.
Неоклассицизм распространил влияние на импрессионизм, поскольку эти направления искусства в качестве эстетического идеала рассматривали культуру античности и Ренессанса.
Ключевые идеи
- Неоклассическая школа живописи придает большое значение исторической точности костюмов, сюжета. В передаче изображения костюма художники ориентировались на стандарты древнего Рима и Греции.
- Неоклассицизм базируется на строгой линейной конструкции в изображении персонажей или объектов.
- Основные темы сюжетов – античность, мифы, подвиги героев древней Греции и Рима.
- Картины характеризуются использованим натуральных цветов и оттенков.
- Динамические сюжеты, наполненные драматизмом.
- Неоклассика стала способом популяризации эпоса страны, из которой родом художник.
- Идеальность образов: люди и предметы, изображенные на полотне, не имеют изъянов или недостатков.
- Идейность неоклассики, как направления в искусстве.
- Формализации живописи.
- Живописцы стремились очистить образы на картине от исторического содержания – образы существуют в изоляции от реалий времени.
Маньеризм как стиль в живописи
В 1904 году неоклассики создали Новое общество художников, в которое входили Д.Кардовский, В.Щуко, К.Богаевский, А.Гауш, Б.Кустодиев, И.Фомин. Картины художников характеризуются строгой пластичностью, каноничностью, реалистичностью образов.
Представители направления также: З.Серебрякова, А.Яковлев в России, М.Дени, П.Пюви де Шаванн во Франции, Ф.Ходлер в Швейцарии.
Появление неоклассики вызвало волну реакции со стороны мастеров футуризма, кубизма и других направлений искусства авангарда начала 20 века. Многие связывали этот стиль с фашистским режимом: арсенал живописных средств стиля был призван возвышать образ идеального человека, что вписывалось в доктрину фашизма.
Развитие в России
Отличительная особенностью развития стиля в России было отсутствие конкретных теоретиков, основателей направления. Не было также объединений и сообществ, которые совместно развивали и популяризировали стиль. Не смотря на отсутствие перечисленного выше, неоклассика стала ярким явлением в изобразительном искусстве.
Цели русской неоклассики:
- Возродить забытые идеалы красоты и совершенства в живописи.
- Противостояние хаосу, который в искусство принесли авангардисты.
- Возрождение канонических представлений о построении композиции картины.
- Реалистическая передача образов.
Художники России, как и их единомышленники в Европе, ориентировались на образцы античного искусства. Неоклассика в начале 20 века не было распространенным стилем – это связано с историческими событиями в стране. Политическое и культурное развитие способствовали появлению тяготения к индивидуализму, поэтому многие художники работали в авангардных стилях живописи. На античность и Возрождение обратили внимание не многие. В своей работе русские неоклассики частично ориентировались на реализм, существовавший в России в форме искусства передвижников. Наиболее яркие картины: «Полк на позициях» (не завершена), «Портрет жены» В.Шухаева, «Скрипач» А.Яковлева.
Стиль живописи арт-деко
Значение
Неоклассицизм в изобразительном искусстве стала попыткой упорядочить живопись, в которой усиливал влияние авангард. Возращение к истокам – античной культуре, эпохе Возрождения, классике – стало новым шагом в развитии живописи конца 19 – начала 20 веков. Формирование неоклассицизма стиля стало толчком для усиления оппозиции в виде футуризма, кубизма, экспрессионизма. С появлением неоклассики живописцы разделились на две категории: стремящиеся к индивидуализму и поклонники классической, идеализированной красоты.
Reader Interactions
Период неоклассического искусства. Краткое описание и характеристика
Период неоклассического искусства достиг своего пика в конце 18-го и начале 19-го века. Зародившись в Риме, движение распространилось по Европе и Соединенным Штатам. Это было возвращением к древнегреческим и римским художественным характеристикам и идеалам. Поэтому неоклассическое искусство изображало идеи простоты, разума, порядка, добродетели и цивилизованного общества.
В этой статье рассматриваются четыре важные вещи, которые привели к периоду неоклассического искусства. А кроме того, основные характеристики искусства того времени.
Как начался период неоклассического искусства?Есть четыре основных события, которые привели к неоклассическому движению в искусстве:
- Отпор художественным течениям барокко и рококо 16
- Эпоха 18 века эпохи Просвещения
1.
![](/800/600/https/shareslide.ru/img/thumbs/5a98a269e3eadf28ec0595d9456b673c-800x.jpg)
Два предшествующих неоклассицизму течения в искусстве – это барокко и рококо. Движение в искусстве барокко длилось примерно 150 лет с 1600 по 1750 год. Оно было полно драматизма, эмоций и напряжения.
Затем в начале 1700-х годов началось движение рококо или позднего барокко, которое продолжалось до середины-конца 1700-х годов. Построение в стиле рококо было похоже на барокко, но было более веселым и легкомысленным. Поэтому неудивительно, что рококо отвлекло свое внимание от церковной и христианской тематики. В каком-то смысле искусство стало более гедонистическим.
Неоклассическое направление в искусстве следует за барокко и рококо в конце 1700-х годов. Во многих отношениях это был откат к безвкусному, легкомысленному и чрезмерному характеру этих предыдущих движений. В самом деле, некоторые корифеи неоклассицизма боролись против лидеров рококо и французской аристократии. Итак, искусство неоклассицизма резко контрастирует с предшествующим искусством. Он был полон простоты, разума и возврата к порядку и добродетели.
2.
Сочинения Иоганна Иоахима ВинкельманаНельзя говорить о неоклассическом художественном движении, не упомянув сочинения Иоганна Иоахима Винкельмана. Он был немецким историком искусства и археологом. Фактически, многие люди считают, что он был отцом истории искусства. Как историк искусства, спасибо Винклеманну за то, что он дал нам начало!
Его произведения середины 1700-х годов были глубоким погружением в идеалы римского и греческого искусства. Винкельман считал, что искусство должно стремиться к «благородной простоте и спокойному величию». И что единственный способ стать великими для нас — это подражать древним. Эти сочинения оказали огромное влияние на наше возвращение к греческим и римским идеалам, особенно в искусстве.
3.
Раскопки Помпеи и Геркуланума В середине 1730-40-х годов начались настоящие раскопки древних городов Помпеи и Геркуланума. Эти раскопки включали открытие римского искусства и архитектуры, что возродило изучение греческого и римского искусства. На самом деле, Рим был главной остановкой Гранд-тура — традиционного путешествия, которое совершают европейские мужчины из высших слоев общества, когда им исполняется 21 год. Эта остановка в Гранд-туре помогла распространить неоклассицизм из Рима в другие части Европы 9.0003
4.
Эпоха Просвещения 18 векаНаконец, период неоклассического искусства совпал с эпохой Просвещения 18 века. Это философское движение ценило науку и разум. Это был главный двигатель промышленной революции. Идеалы личной свободы, религиозной терпимости и конституционного правительства были протолкнуты. Поэтому художники-неоклассики вдохновлялись этими идеями. Они изображали искусство, которое было цивилизованным, разумным и способствовало более упорядоченному обществу.
Характеристики периода неоклассического искусства На фоне этих четырех вещей, которые привели к неоклассическому движению, немного легче понять стили искусства и архитектуры этого периода. Как и все уже упомянутое, характеристики искусства того времени были серьезными, симметричными, упорядоченными, добродетельными и героическими. Искусство часто изображало черты классической истории, а также политических, философских и религиозных лидеров, которые были важны для того времени. Архитектура стала более простой и менее богатой, чем архитектура барокко и рококо.
Хотя некоторым неоклассическое искусство может показаться скучным, я думаю, что вы можете найти много красоты в классическом характере римского и греческого искусства. Несмотря на то, что в целом драмы и эмоций меньше, некоторые художники-неоклассики смогли привнести в свои картины интенсивность и драматизм. Хотя это было в более простой форме. Я люблю картины Жака Луи Давида на вершине неоклассицизма. (Погрузитесь в Клятва Горация со мной, и увидишь!) . Давид считался лидером движения во Франции. Его искусство было простым, но драматичным и захватывающим. Большая часть его работ в конечном итоге превратилась в пропаганду, но его мастерство было невероятным и повлияло на многих студентов, которые впоследствии стали создавать великие произведения искусства.
Если вы хотите увидеть, как неоклассицизм вписывается в более широкую хронологию истории искусства, обязательно посмотрите мое видео «Хронология истории западного искусства». Вы также можете скачать мою краткую хронологию истории западного искусства.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Что такое неоклассицизм? Узнайте об этом художественном движении 18-го века
На протяжении всей истории художественные направления создавались в ответ на их предшественников. Так, в 18 веке, пока в Европе еще процветала экстравагантность искусства рококо и барокко, родился другой стиль с совсем другими ценностями. Основанное в середине 1700-х годов неоклассическое движение
Неоклассический стиль оказал большое влияние на живопись, скульптуру, архитектуру и дизайн интерьеров. Это возродило интерес к симметрии и простоте, которые применялись в изобразительном искусстве. Двумя самыми известными художниками, воплотившими идеалы этого стиля, были французский живописец Жак-Луи Давид и итальянский скульптор Антонио Канова.
Прокрутите вниз, чтобы узнать больше о неоклассическом искусстве и его особенностях.
Что такое неоклассическое искусство?
Жак-Луи Давид, «Вмешательство сабинянок», 1799 (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)
Неоклассицизм — художественное течение 18 века, основанное на идеалах искусства Рима и Древней Греции. Его интерес к простоте и гармонии был отчасти вызван негативной реакцией на чрезмерно легкомысленную эстетику декоративного стиля рококо. Открытие римских археологических городов Помпеи и Геркуланума (в 1738 и 1748 годах соответственно) помогло активизировать дух этого движения.
Характеристики неоклассического искусства
Анжелика Кауфманн, «Ариадна, брошенная Тесеем», 1774 г. (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)
Неоклассическое искусство имело несколько общих черт, каждая из которых основана на взглядах римлян и греков на науку, математику, философию и искусство. Эти характеристики являются минимальным использованием цвета ; акцент на симметрии ,
Окраска
Жак-Луи Давид, «Клятва Горациев», 1784–1785 гг. (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)
Искусство французского художника Жака Луи Давида — лидера неоклассического стиля — представляет собой характеристики неоклассической живописи. Его работа Клятва Горациев воплощает в себе эти черты.
Например, в нем представлены классические сюжеты , основанные на римской легенде о трех братьях Горациев. Дэвид также использует ограниченный, и даже строгая цветовая палитра, для передачи повествования, преобладают яркие красные и немного синего. Кроме того, он создан с помощью гармоничной композиции , которая напоминает баланс и четкость сцены на сцене.
Скульптура
Антонио Канова, «Психика, возрожденная поцелуем Купидона», 1887 г. (Фото: Кимберли Вардеман, Wikimedia Commons, CC BY-SA 2.0)
Неоклассическая скульптура имеет много общего с живописью. Художники этого стиля создавали скульптуры, вдохновленные классическими и мифологическими сюжетами. Они изготовили идеализированных фигур с плавными контурами , напоминающими статуи из Афин и Рима, часто в масштабе в натуральную величину .
Архитектура
Пантеон в Париже, Франция (Фото: mix7777/DepositPhotos)
Неоклассическая архитектура хотела создать впечатляющее, масштабных зданий без витиеватых элементов стиля рококо и барокко. В нем использовались древнегреческие и римские детали, впечатляющие Пантеон в Париже, построенный между 1758 и 1790 годами, является визитной карточкой неоклассической архитектуры и воплощает в себе все эти характеристики.
Известные художники-неоклассики
Жак-Луи Давид
Жак-Луи Давид, «Смерть Марата», 1793 г. (Фото: Wikimedia Commons, общественное достояние)
Большинство считает Жака-Луи Давида (1748–1825) ведущим неоклассическим художником той эпохи. Родом из Парижа, он получил серьезное и всестороннее образование в области изобразительного искусства, которое отточило его таланты и помогло ему стать сенсацией в Салоне. Он создавал искусство, не похожее на статус-кво рококо, с небольшим количеством цветов, минималистскими, но сбалансированными композициями и изображениями классических предметов. Во время Французской революции он присоединился к Максимилиану Робеспьеру и создал искусство, которое поддерживало его сторону. Позже, когда к власти пришел Наполеон, Давид снова перестроился и стал заниматься искусством в поддержку нового режима.
Значимые произведения: Клятва Горация (1784–1785), Смерть Сократа (1787), Смерть Марата (1793), Переход Наполеона через Альпы (180 1–1805)
Жан-Огюст-Доминик Энгр
Жан Огюст Доминик Энгр, «Купальщица из Вальпинсона», 1808 г. (Фото: Wikimedia Commons, CC BY-SA 3.0)
Родившийся через пару десятилетий после Давида, французский художник Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780–1867) унаследовал неоклассическую традицию и создал искусство, в основном академическое по стилю. Его навыки одного из лучших рисовальщиков помогли ему создать убедительные портреты, большинство из которых являются его самыми известными работами. Позже, когда романтизм возник как еще одно ведущее направление в искусстве, Энгр и Эжен Делакруа противопоставлялись друг другу как символы старого и нового стилей.