Особенности классицизма в архитектуре кратко: Классицизм — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь

Классицизм — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь

Классицизм — это художественный и  архитектурный стиль, господствовавший в Европе в XVII—XIX вв. Этот же термин служил названием для эстетического направления. Созданные в этот период объекты были призваны служить образцом идеального, «правильного» стиля.

Классицизм опирается на идеи рационализма и придерживается определённых канонов, потому практически всем реализованным в эпоху классицизма проектам присущи стройность и логичность.

 

Классицизм в архитектуре

Классицизм пришел на смену рококо, который подвергался общественной критике за чрезмерную усложненность, напыщенность, манерность, избыток декоративных элементов. Одновременно с этим европейское общество все чаще стало обращаться к идеям просвещения, что выразилось во всех аспектах деятельности, в том числе в архитектуре. Внимание архитекторов привлекли простота, лаконичность, четкость, спокойствие и строгость, характерные для античной архитектуры, прежде всего греческой. Фактически классицизм стал закономерным результатом развития архитектуры Возрождения и ее трансформации.

Задача всех объектов, создаваемых в стиле классицизм – стремление к простоте, строгости, и в то же время к гармонии и совершенству – именно поэтому средневековые мастера часто обращались к монументальным античным архитектурным формам. Для классической архитектуры характерны регулярность планировки и четкость форм. Основой данного стиля стал ордер античных времён, в частности пространственные композиции, сдержанность декора, система планировки, согласно которой здания были расположены на широких прямых улицах, соблюдались пропорции и строгие геометрические формы. 

Эстетика классицизма была благоприятна для создания масштабных проектов в рамках целых городов. В России многие города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. 

Тектоника стен и сводов по-прежнему оказывали влияние на характер архитектуры. В период классицизма своды стали более плоскими, появился портик. Что касается стен, то они стали  разделяться карнизами и пилястрами. В классицистической композиции, вслед за композицией античности, преобладает симметрия. Цветовую гамму составляют преимущественно светлые пастельные тона, которые служат для того, чтобы подчеркнуть архитектурные элементы.

С классицизмом связаны наиболее масштабные проекты конца XVIII и первой половины XIX в.: появляются новые города, парки, курорты.

В 20-е годы XIX века наравне с классицизмом был популярен стиль эклектика, который в тот период имел романтический окрас. Кроме того, классицизм разбавлялся элементами ренессанса и барокко (боз-ар).

 

Развитие классицизма в мире

Классицизм возник и развивался под воздействием просветительских прогрессивных тенденций общественной мысли. Ключевыми идеями стали идеи патриотизма и гражданственности, а также идея ценности человеческой личности. В античности сторонники классицизма нашли пример идеального государственного устройства и гармоничных отношений человека с природой. Античность воспринимается как свободная эпоха, когда личность развивалась духовно и физически. С точки зрения деятелей классицизма, это была идеальная пора истории без общественных противоречий и социальных конфликтов. Культурные памятники также стали образцом для подражания.

Можно выделить три этапа развития классицизма в мире:

  • Ранний классицизм (1760-е — начало 1780-х).
  • Строгий классицизм (середина 1780-х — 1790-е).
  • Ампир.

Эти периоды действительны как для Европы, так и для России, однако русский классицизм можно считать отдельным архитектурным течением. Фактически он, как и европейский классицизм, стал противоположностью барокко и быстро вытеснил его. Параллельно с классицизмом существовали и другие архитектурные (и культурные) течения: рококо, псевдоготика, сентиментализм.

Началось всё с воцарения Екатерины Великой. Классицизм гармонично вписывался в рамки укрепления культа государственности, когда провозглашался приоритет общественного долга над личным чувством. Чуть позже в теории классицизма нашли отражение идеи Просвещения, так что «сословный классицизм» XVII века трансформировался в «просветительский классицизм». В результате появились архитектурные ансамбли в центрах городов России, в частности Санкт-Петербурга, Твери, Костромы, Ярославля.

 

Особенности классицизма

Классицизм характеризуется стремлением к ясности, определенности, однозначности, логической выверенности. Преобладают монументальные конструкции прямоугольных форм.  

Другой особенностью и основополагающей задачей было подражание природе, гармоничной и в то же время современной. Красота понималась как нечто, рождённое природой и в то же время превосходящее её. Она должна изображать истину и добродетель, заниматься нравственным воспитанием.

Архитектура и искусство призваны способствовать развитию личности, чтобы человек стал просвещенным и цивилизованным. Чем сильней связь между различными видами искусств, тем эффективней их действие и тем проще достичь этой цели.

Преобладающие цвета: белый, голубой, а также насыщенные оттенки зеленого, розового, пурпурного.

Вслед за античной архитектурой классицизм использует строгие линии, плавный рисунок; элементы повторяющиеся и гармоничные, а формы четкие и геометричные. Основные украшения – барельефы в медальонах, статуи на крышах, ротонды. Нередко в экстерьере присутствовали античные орнаменты. В целом декор сдержанный, без излишеств.

 

Представители классицизма

Классицизм стал одним из наиболее распространённых во всём мире стилей. На протяжении всего периода его существования появилось множество талантливых мастеров, и было создано большое количество проектов.

Основные черты архитектурного классицизма в Европе были сформированы благодаря работам венецианского мастера Палладио и его последователя Скамоцци. 

В Париже одним из наиболее влиятельных архитекторов периода классицизма Жак-Жермен Суффло – он искал оптимальные решения для организации пространства. Клод-Никола Леду предвосхитил многие принципы модернизма.

В целом же основные черты классицизма во Франции проявились в таком стиле как ампир – «имперском стиле». Это стиль позднего  классицизма в архитектуре и искусстве, который также называют высоким. Он возник во Франции в период правления Наполеона I и развивался вплоть до 30-х годов XIX века. после чего сменился эклектическими течениями.

В Британии эквивалентом ампира стал «регентский стиль» (в частности, крупный вклад внёс Джон Нэш). Одним из основоположников британской архитектурной традиции считается Иниго Джонс – архитектор, дизайнер и художник.

Наиболее характерные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом. Он старался отказаться от деталей, не выполняющих конструктивную функцию. 

В Германии благодаря Лео фон Кленце и Карлу Фридриху Шинкелю появились общественные здания в духе Парфенона.

В России особое мастерство проявили Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров.

 

Классицизм в интерьере

Требования к интерьеру в стиле классицизм были фактически теми же, что и к архитектурным объектам: монолитность конструкций, выверенность линий, лаконичность и в то же время изящество. Интерьер становится более светлым и сдержанным, а мебель – простой и легкой. Часто используются египетские, греческие или римские мотивы.

Мебель эпохи классицизма изготавливалась из ценных пород дерева, большое значение приобрела фактура, которая стала выполнять декоративную функцию. В качестве отделки часто использовались деревянные резные вставки. В целом декор стал более сдержанным, но более качественным и дорогостоящим.

Формы предметов упрощаются, линии становятся прямыми. В частности, происходит выпрямление ножек, поверхности становятся проще. Популярная расцветка: красное дерево плюс легкая бронзовая отделка. Стулья и кресла обиваются тканями с цветочным орнаментом.

Люстры и светильники снабжаются хрустальными подвесками и достаточно массивны в исполнении.

В интерьере присутствует также фарфор, зеркала в дорогих рамах, книги, картины.

Цвета этого стиля зачастую имеют четкие, почти первичные желтые, синие, а также лиловые и зеленые тона, причем последние используются с черным и серым цветами, а также с бронзовыми и серебряными украшениями. Популярен белый цвет. Нередко употребляются цветные лаки (белый, зеленый) в сочетании с легкой позолотой отдельных деталей.

В настоящее время стиль классицизм может быть с успехом использован как в просторных залах, так и в небольших комнатах, но при этом желательно, чтобы в них были высокие потолки — тогда этот способ декорирования произведет больший эффект.

Для подобного интерьера могут также подойти ткани – как правило, это яркие, богатые сорта текстиля, в том числе гобелены, тафта и бархат.

 

Примеры архитектуры

Рассмотрим наиболее значимые работы архитекторов XVIII века – на этот период приходится пик расцвета классицизма как архитектурного течения.

Во Франции эпохи Классицизма строились различные общественные заведения, среди которых были деловые постройки, театры, торговые здания. Крупнейшее строение тех времён — Пантеон в Париже, созданный Жаком-Жерменом Суфло.  Изначально проект был задуман как церковь св. Женевьевы, покровительницы Парижа, однако в 1791 г. она была превращена в Пантеон — место погребения  великих людей Франции. Он стал примером архитектуры в духе классицизма. Пантеон представляет собой крестообразное здание с грандиозным куполом и барабаном, окруженным колоннами. Главный фасад украшен портиком с фронтоном. Части здания чётко разграничены, можно заметить переход от более тяжёлых форм к более лёгким. В интерьере преобладают четкие горизонтальные и вертикальные линии; колонны поддерживают систему арок и сводов и в то же время создают перспективу интерьера. 

Пантеон стал памятником просвещению, разуму и гражданственности. Таким образом, Пантеон стал не только архитектурным, но и идейным воплощением эпохи классицизма. 

 

18 век стал периодом расцвета архитектуры Англии. Одним из наиболее влиятельных английских архитекторов того времени был Кристофер Рен. В его работах сочетались функциональность и эстетика. Он предложил собственный план перестройки деловой части Лондона, когда случился пожар 1666 года; собор Святого Павла также стал одним из наиболее грандиозных его проектов, работа над которым продолжалась около 50 лет. 

Собор св.Павла расположен в Сити – деловой части Лондона – в одном из самых старых районов, и представляет собой крупнейший протестантский храм. Он имеет удлиненную форму, как у латинского креста, однако главная ось расположена аналогично осям в православных храмах. Английское духовенство настояло на том, чтобы в основе здания лежала конструкция, типичная для средневековых церквей Англии. Сам Рен хотел создать строение, более близкое к формам итальянского Возрождения. 

Главная достопримечательность собора – это деревянный купол, покрытый свинцом. Нижняя его часть окружена 32 коринфскими колоннами (высота – 6 метров). Наверху купола располагается фонарь, увенчанный шаром и крестом.

Портик, расположенный на западном фасаде, имеет высоту 30 метров и делится на два яруса с колоннами: шесть пар колонн в нижнем и четыре пары – в верхнем. На барельефе можно видеть статуи апостолов Петра, Павла, Иакова и четырех евангелистов. По бокам портика расположены две башни-колокольни: в левой башне – 12, а в правой находится «Большой Пол» — главный колокол Англии (его вес составляет 16 тонн) и часы (диаметр циферблата — 15 метров). У главного входа в собор стоит памятник Анне, английской королеве предыдущей эпохи. У её ног можно видеть аллегорические фигуры Англии, Ирландии, Франции и Америки. Боковые двери находятся в окружении пяти колонн (которые изначально не являлись частью плана архитектора). 

Масштабность собора является ещё одной отличительной чертой: его длина — почти 180 метров, высота от пола до купола внутри здания — 68 метров, а высота собора с крестом — 120 метров.

До сих пор сохранились ажурные решетки работы Жана Тижу, выполненные из кованого железа (конец XVII века) и резные деревянные скамьи в хоре, которые считаются самым ценным украшением собора. 

 

Что касается мастеров Италии, то одним из них стал скульптор Антонио Канова. Свои первые работы он выполнял в стиле рококо. Затем он стал изучать античное творчество и постепенно стал сторонником классицизма. Дебютная работа получила название Тезей и Минотавр. Следующей работой стало надгробие папы Климента XIV, которое принесло автору известность и способствовало утверждению стиля классицизм в скульптуре. В более поздних работах мастера можно наблюдать не только ориентацию на античность, но и поиск красоты и гармонии с природой, идеальных форм. Канова активно заимствовал мифологические сюжеты, создавая портреты и надгробия. В числе наиболее известных его произведений можно отметить статую Персей, несколько портретов Наполеона, портрет Джорджа Вашингтона, надгробия пап Климента XIII и Климента XIV. Заказчиками Кановы были папы, короли и богатые коллекционеры. С 1810 он занимал пост директора Академии святого Луки в Риме. В последние годы жизни мастер построил собственный музей в Поссаньо. 

 

В России эпохи классицизма творили многие талантливые архитекторы – как русские, так и приезжавшие из-за рубежа. Многие иностранные архитекторы, работавшие в России, только здесь смогли наиболее полно проявить свой талант. Среди них итальянцы Джакомо Кваренги и Антонио Ринальди, француз Валлен-Деламот и шотландец Чарльз Камерон. Все они в основном работали при дворе в Петербурге и его окрестностях. По проектам Чарльза Камерона были построены «Агатовые комнаты», «Холодные бани» и «Камеронова галерея» в Царском селе. Он предложил ряд решений интерьеров, в которых использовал искусственный мрамор, стекло с фольгой, фаянс, подудрагоценные камни. Одна из наиболее знаменитых его работ – дворец и парк в Павловске – стал попыткой соединения гармонии природы с гармонией творчества. Главный фасад дворца украшен галереями, колоннами, лоджией и куполом в центре. При этом английский парк начинается с организованной придворцовой части с аллеями, дорожками и скульптурами и постепенно переходит в лес.

 

Если в начале нового архитектурного периода пока ещё не знакомый стиль представляли преимущественно иностранные мастера, то уже к середине века появились самобытные русские архитекторы, такие как Баженов, Казаков, Старов и другие. В работах прослеживается баланс классических западных форм и слияния с природой. В России классицизм прошел несколько этапов развития; его расцвет пришёлся на период правления Екатерины II, которая поддерживала идеи французского Просвещения. 

Академия художеств возрождает традицию обучения своих лучших учеников за границей. Благодаря этому появилась возможность не только освоить традиции архитектурной классики, но и представить русских архитекторов зарубежным коллегам как равных партнеров. 

Это стало большим шагом вперед в области организации систематического архитектурного образования. Баженов получил возможность создать сооружения Царицына, а также Пашков дом, который до сих пор считается одним из красивейших зданий Москвы. Рациональное композиционное решение сочетается с изысканными деталями. Здание стоит на вершине холма, его фасад обращён к Кремлю и набережной.

Санкт-Петербург являлся более благодатной почвой для зарождения новых архитектурных идей, задач и принципов. В начале 19 века Захаров, Воронихин и Тома де Томон воплотили в жизнь ряд значимых проектов. Самой знаменитой постройкой Андрея Воронихина является Казанский собор, который некоторые называют копией собора Святого Петра в Риме, однако по своему плану и композиции он является оригинальным произведением. 

Другим организующим центром Петербурга стало Адмиралтейство архитектора Адриана Захарова. К нему стремятся главные проспекты города, а шпиль становится одним из важнейших вертикальных ориентиров. Несмотря на колоссальную длину фасада Адмиралтейства, Захаров блестяще справился с задачей его ритмической организации, избежав монотонности и повторов. Здание Биржи, которое Тома де Томон построил на стрелке Васильевского острова, может считаться решением сложной задачи – сохранения оформления стрелки Васильевского острова, и при этом сочетается с ансамблями предшествующих эпох. 

 

Русский классицизм в архитектуре. — Студопедия.Нет

Во второй половине XVIII века были заложены основы русской скульптуры (в петровские времена она носила в основном прикладной характер). В скульптуре этого времени, как и в других видах искусства, господствовал классицизм, который на русской почве дал прекрасные образцы, отмеченные величественностью, лаконичностью и поэтической выразительностью («Медный всадник» работы Э. М. Фальконе), человечностью и теплотой (надгробие Н. М. Голицыной в Донском монастыре работы Ф. Г. Гордеева).

Среди выдающихся отечественных скульпторов можно выделить Ф.И. Шубина и М.И. Козловского. Основоположником русской портретной скульптуры был Федот Иванович Шубин (1740 – 1805), земляк Ломоносова. Ему не было равных в виртуозном проникновении во внутренний мир своих персонажей и умении создавать из мрачного мрамора тончайшие черты их образов. Наиболее удачными работами были бюст А.М. Голицына (первое произведение скульптора), статуя «Екатерина-законодательница», бюсты М.В. Ломоносова, Павла I, П.А. Румянцева-Задунайского, А.А. Безбородко и др. 

Михаил Иванович Козловский (1753 – 1802) работал в области декоративной скульптуры. Если портреты Шубина обнаруживают сходство с моделью, то Козловский не стремился достичь такого сходства, главную свою задачу он видел в раскрытие образа средствами, которыми пользовались ваятели Древнего Рима. (История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов./Под ред. Н.И.Павленко. – 3-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2004. с. 377). Наиболее известными работами были монумент полководцу Александру Суворову на Суворовской площади в Санкт-Петербурге и статуя «Самсон, раздирающий пасть льву», украшающая главный Петергофский фонтан (была похищена в года Великой Отечественной войны, воссоздана в 1947 году скульптором В. Л. Симоновым).

Из иностранных скульпторов крупнейшим был француз Этьен Фальконе (1716 – 1791), в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма XVIII века. По рекомендации Вольтера и Дидро Екатерина II пригласила его в Россию (1766 г.) для сооружения памятника Петру Великому («Медный всадник»), который стал одним из шедевров мировой скульптуры.

Русская живопись второй половины XVIII века вышла на новый этап своего развития – преобладание реалистичного направления. В это время стали формироваться новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой.

Наиболее известной фигурой в области исторической живописи был Антон Павлович Лосенко (1737-1773). Он написал всего несколько картин, среди которых «Владимир перед Рогнедой» на сюжет русской истории и «Прощание Гектора с Андромахой» на тему «Илиады» Гомера. Эти картины в свое время пользовались большой известностью и стали первыми тематическими композициями в русском искусстве.

Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством портрета. В развитии портретной живописи появились две особенности: углубление реализма (повышенное внимание к повседневному быту людей) и повышение художественного мастерства.

Среди портретистов выделяются три великих мастера: Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский. Картины, написанные Федором Степановичем Рокотовым (1735-1808) отличаются особой душевной тонкостью и многогранностью. Главное для него было показать внутренние переживания человека, его духовную исключительность. Написанные им портреты Екатерины II, ее сына Павла, графа Г.Г. Орлова отличаются высоким мастерством. В 1765 г. он становится академиком и уезжает в Москву, где создает небольшие интимные портреты. В них с наибольшей полнотой проявляется своеобразный талант живописца.

На портретную живопись XVIII века значительное влияние оказал современник Ф.С. Рокотова Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Его отличает умение передавать внешнее сходство модели в сочетании с её психологическим образом. Свою известность он приобрел в 60-е гг., стал академиком, преподавал в Академии художеств. Работам Д.Г. Левицкого присуща яркая индивидуальность образов. Он создал глубокие по содержанию портреты деятелей эпохи Просвещения Д. Дидро и Н.И. Новикова, галерею портретов воспитанниц Смольного института, Екатерины II и т.п.

Новые четы в живописном искусстве проявились в творчестве Владимира Лукича Боровиковского (1757 – 1825), который впервые дает на камерных портретах, кроме изображенного образа, также пейзажный фон. Его полотна выделяются подчеркнутой лиричностью, созерцательностью, вниманием к миру личных переживаний человека. Он написал портреты Екатерины II, М.И. Лопухиной, Е.А. Нарышкиной, Е.Г. Темкиной и др. Большое внимание художник уделял малоформатным и миниатюрным портретам.

Во второй половине восемнадцатого века художники начинают уделять большее внимание изображению жизни и быта крестьян. Крестьянской теме посвятил свои работы крепостной художник графа Потемкина Михаил Шибанов. Его кисти принадлежат такие работы, как «Крестьянский обед», «Свадебный сговор» и др. Данные картины отражали идеи модного тогда сентиментализма, проявлявшегося здесь в идеализации крестьянского быта.

Во второй половине XVIII века произошла смена архитектурно-художественного стиля. Декоративное барокко, достигшее своей вершины в творчестве великого представителя этого направления Ф.Б. Растрелли, уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Москве и Петербурге, а затем и по всей стране.

Для классицизма характерны ясность форм, простота и в то же время монументальность, утверждавшие мощь и силу государства, ценность человеческой личности. В его основе лежит обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки, выделение главных частей здания, четкость горизонтальных и вертикальных линий. (Орлов А.С. и др. История России. Учебник.— М.:«ПРОСПЕКТ», 1997. с.200).

Архитектуру России второй половины восемнадцатого века прославили выдающиеся мастера В.И. Баженов, М.Ф. Казаков и И.Е. Старов. Основоположником русского классицизма был Василий Иванович Баженов (1738 – 1799). Характерной особенностью его творчества было то, что он первый предложил органично вписывать архитектурные сооружения в пейзаж или городскую среду. Но, несмотря на всю гениальность архитектора, учесть его была печальна. Ученик Академии художеств, командированный Академией за границу, с триумфом избранный в члены трех академий Европы, Баженов почти ничего после себя не оставил. По его проектам были построены Дом Пашкова в Москве, Царицынский дворцовый ансамбль под Москвой (был разрушен по приказу Екатерины II), Михайловский замок в Петербурге.

Творений Матвея Федоровича Казакова (1738 – 1812), ученика Баженова, сохранилось значительно больше. С 1770-х годов творения Казакова во многом определяли характер новой московской архитектуры. Он создавал сооружения самого разнообразного назначения. Это здания Сената в Московском Кремле, Московского университета, Голицынской и Павловской больниц, дом-усадьба Демидовых, Петровский дворец. Он создал одно из красивейших зданий Москвы – дом князей Долгоруких, переданный затем Дворянскому собранию (Дом Союзов).  

Самым крупным и известным творением Ивана Егоровича Старова (1745 – 1808) стал Таврический дворец в Петербурге с множеством богато убранных помещений и зимним садом. Он был построен по заказу Екатерины II и подарен Потемкину Г.А. за героические победы в русско-турецкой войне. Также им построен Троицкий собор Александро-Невской лавры и ряд усадеб под Петербургом.

Франческо Бартоломео Растрелли (русифицированное имя и отчество Варфоломей Варфоломеевич) был самой крупной фигурой в архитектуре XVIII века. Растрелли родился в 1700 года. В 1716 году он, в качестве ученика и помощника, приехал со своим отцом Б.К. Растрелли в Санкт-Петербург, куда его отец был приглашен Петром I на работу по строительству императорского дворца.

Франческо Бартоломео оказавшись в пору своей юности на огромной стройке новой русской столицы, масштабнее которой в ту пору не было нигде в мире, был очарован. И уже тогда Растрелли полюбил Петербург всей душой, и жизнь его была посвящена ему.

Первой самостоятельной работой молодого зодчего в Петербурге было строительство с 1721 по 1727 год дворца на Миллионной улице для молдавского господаря Антиоха Кантемира, который положительно отзывался о таланте Растрелли. Как отмечают исследователи творчества Франческо, это была еще ученическая работа. Тем не менее, в компоновке объемов уже чувствовался его талант. Между 1727 и 1730 годами Растрелли создает проект каменного дворца с садом для князя Ивана Долгорукого и проект нового здания Арсенала в Москве. В 1730 году Растрелли приступил к сооружению в Московском Кремле деревянного дворца, несколько позже перенесенного в новую царскую резиденцию на берегу Яузы.

По-настоящему талант Растрелли как искусного архитектора раскрылся в царствование Анны Иоанновны. В 1732 году Ф.Б. Растрелли получает заказ от всесильного фаворита императрицы Бирона на строительство манежа на пустыре между Невским проспектом и Большой Морской улицей. А затем в 1734 году он же поручает ему возвести замок в Курляндии в Руентале. За эту работу Растрелли в 1738 году было пожаловано звание обер-архитектора.

В зрелый период (1740-1750-е гг.) традиции архитектуры европейского барокко были переосмыслены Растрелли под влиянием русской национальной художественной культуры, что сказалось уже в первых крупных постройках 40-х гг. – деревянном Летнем дворце в Петербурге.

Однако, подлинный расцвет творчества Ф. Растрелли, утверждение его, как автора нового стиля, «елизаветинского» или «русского» барокко – приходится на период царствования Елизаветы (1741 — 1761). Тогда он выполняет огромный объем работ.

В 1747-52 гг. Растрелли работал над постройкой Большого дворца в Петергофе. В 1748 году он начинает строительство Большого (Екатерининского) дворца в Царском Селе. В 1749 году императрица Елизавета поручает Растрелли строительство Смольного монастыря. В 1749–1757 годах Франческо Растрелли возводит дворец для канцлера М.И. Воронцова. А с 1752 по 1754 года по его проекту строится дворец Строгановых. В 1754 году начинается строительство нового Зимнего дворца, а в 1758 – Гостиного двора.

При Екатерине II итальянцу перестали давать важные заказы. Его стиль барокко стал считаться немодным и 23 октября 1763 года императрица подписывает указ об отставке обер-архитектора Франческо Бартоломео Растрелли.

В1771 году Ф.Б. Растрелли приняли в члены Императорской Академии художеств, вскоре после этого он умер. В последние годы жизни Растрелли часто повторял: «Архитектора здесь ценят только тогда, когда в нём нуждаются». Но, несмотря на то, что в конце жизни Франческо Бартоломео Растрелли был всеми забыт, вечные памятники его таланту напоминают нам и по сей день, о великом архитекторе.

3. Н.И. Новиков и А.Н. Радищев, Г.Р. Державин и Д.И. Фонвизин

Литература второй половины XVIII века оставалась по преимуществу дворянской. Среди низов городского населения и в крестьянской среде были распространены устные сочинения народной поэзии, а также разнообразные повести, входившие в состав рукописных книг. (История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов./Под ред. Н.И.Павленко. – 3-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2004. с. 373). Несмотря на это интерес к литературе становился массовым. В этот же период начинает свое бурное развитие и журналистика.

Новиков Николай Иванович (1744 – 1818) – русский писатель, журналист, издатель и общественный деятель. Родился в дворянской семье. С 1755 по 1760 гг. учился в Московской дворянской гимназии при только, что основанном Московском университете, откуда был исключен «за леность и нехождение в классы». С 1762 года нес солдатскую службу в Измайловском полку, во время которой обнаружил «вкус к словесным наукам» и склонность к книжному делу (издал две французские повести и сонет). В 1767 году работал в Комиссии по составлению проекта «Нового Уложения» в качестве секретаря. Участие в работах Комиссии стало важным этапом в формировании его просветительских взглядов, так как ознакомило Новикова со многими важными вопросами, выдвинутыми русской жизнью, и с условиями русской действительности.

В 1769 году, выйдя в отставку, Н.И. Новиков стал издавать сатирические журналы, осуждая пороки современного ему общества и выступая против крепостнических порядков. Издавая в 1769 – 1773 гг. сатирические журналы «Трутень» и «Живописец», Новиков смело вступил в полемику с Екатериной II, редактировавшей «Всякую всячину». Журнал Екатерины хотя и назывался сатирическим, но ограничивал свою задачу критикой человеческих слабостей. (История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов./Под ред. Н.И.Павленко. – 3-е изд., перераб. – М.: Высш. шк., 2004. с. 364). Борьба, однако, была неравная и в итоге привела к закрытию обоих журналов, издаваемых Новиковым.

Новиков был против преклонения дворянства перед «иностранщиной», поэтому главной своей задачей считал борьбу за национальные основы русской культуры. Он выступил как писатель, автор исторических трудов: «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772), «Древняя Российская Идрография» (1773), «Древняя Российская Вивлиофика…» (1773 – 1775) и др.

В 1775 году, привлеченный широкой религиозно-идеологической программой, развивавшей христианское учение о братстве и любви и направленной к нравственному усовершенствованию, Новиков стал масоном. В 1779 году, взяв в аренду типографию Московского университета, он начинает выпуск книг и периодических изданий (газет, журналов, среди которых был первый в России журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума»). Новиков издал свыше 940 книг по разным отраслям знаний. 

В 90-х годах восемнадцатого столетия размах общественной деятельности Новикова, продолжавшего «разливать свет образования в своем отечестве» (В.Г. Белинский) и сумевшего собрать вокруг себя единомышленников, вызвал настороженное внимание Екатерины II, считавшей его «умным и опасным человеком». В результате чего в 1792 году Н.И. Новиков был арестован и без суда, по повелению императрицы, приговорен к 15 годам заключения в Шлиссельбургской крепости. Через четыре года был освобожден Павлом I, но вышел из крепости больным и разоренным. Его общественно-просветительская работа была прервана навсегда.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) первым из русских писателей в художественной форме осветил проблему необходимости ликвидации самодержавия и крепостничества. Он родился в Москве в богатой помещичьей семье. В 1764 году Радищев был послан на учебу в Германию, в Лейпцигский университет для обучения праву. Вернувшись после учебы в Россию, Радищеву приходится брать уроки русского языка, что приводит его к собственным литературным опытам. Вскоре он публикует философскую статью «Слово о Ломоносове» (1780), работает над одой «Вольность». Но бесспорно, литературная деятельность Радищева началась лишь в 1789 году, когда он создал повесть «Житие Федора Васильевича Ушакова», которую посвятил своему умершему университетскому другу.

Воспользовавшись указом Екатерины II «О вольном книгопечатание», Радищев завёл типографию у себя на дому и в 1790 году анонимно напечатал в ней свое «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске. По долгу звания своего» посвященное оценки деятельности «великого мужа» Петра I. По своему жанру это журналистская работа, но мысли автора настолько смелы и антимонархичны, что нельзя было и думать напечатать письмо в подцензурной прессе.

Вслед за этим произведением Александр Радищев анонимно издал главное свое творение – книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой резко критиковал крепостное право и всю социально-политическую систему России. В книге автор дал такие яркие картины произвола и беззакония, творившихся в стране, что Екатерина II назвала Радищева «бунтовщиком, похуже Пугачева». Радищев был арестован, Сенат приговорил его к смертной казни, однако затем смертный приговор был заменен десятилетней ссылкой в Сибирь. Замена смертной казни произошла только лишь из-за опасения Екатерины потерять в Европе образ «просвещенной» императрицы.

Находясь в Илимском остроге, Радищев написал много заметок, стихотворений, завершил работу над одой «Вольность». Император Павел I вскоре после своей коронации (1796) амнистировал Радищева.

Арест и заключение Н.И. Новикова и А.Н. Радищева – первые в истории России аресты за неугодную правительству книгу.

Влияние Крестьянской войны, а затем и Французской революции привело к тому, что писатели последней трети восемнадцатого века посвящали свои произведения острым социальным и политическим проблемам. 

Заметное место в литературе конца XVIII века занимает Гаврила Романович Державин (1743 – 1816), представитель русского классицизма, значительно преобразивший его. Он родился в Казани, там же провел свое детство. С 1762 года служил в Санкт-Петербурге в Преображенском полку, сначала солдатом, а с 1772 года в офицерской должности. Державин участвовал в подавлении восстания Пугачева.

После крестьянской войны Державин становится сторонником идеи просвещенного самодержавия. Он считает, что народ враждебен дворянству. И, несмотря на то, что народ угнетен, освободить его нельзя, так как тогда неизбежна гибель дворянского сословия. Поэтому только государь с помощью просвещения и праведного исполнения законов сможет оградить дворян от народного восстания. Идеями просвещенного абсолютизма была, прежде всего, отмечена ода «Фелица» после написания, которой к Державину приходит литературная и общественная известность. В Екатерине II он видит просвещенного монарха — «Фелицу». Екатерина оценила это и с этого момента началась головокружительная карьера Державина – его назначают губернатором Олонецкой губернии, а с 1785 года – Тамбовской. Но огромная административная деятельность не принесла удовлетворения: трудно было что-либо изменить в деспотически управляемой России.

За время своей творческой деятельности Державин написал множество разнообразных стихотворений. Это и высокая ода о военных подвигах полководцев и солдат. Это и своеобразные элегии, и сатирические произведения. (История России XVIII – XIX веков / Л.В. Милов, Н.И. Цимбаев; под ред. Л.В. Милова. – М.: Эскимо, 2006. с. 365-366).

 Денис Иванович Фонвизин (1744 – 1792) русский литератор, создатель русской бытовой комедии. Родился в богатой дворянской семье. С 1755 года он учился в гимназии при Московском университете, в которой учился и его ровесник Н.И. Новиков, а затем – на философском факультете университета. На литературном поприще дебютировал как переводчик: перевел с немецкого сборник популярного в Европе датского писателя Людвига Гольберга. В 1762 году Фонвизин ушел из университета и поступил переводчиком в Коллегию иностранных дел и печатал в журналах свои литературные переводы. Одновременно с переводами стали появляться и своеобразные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона.

Классицизм | Homy

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII — XIX вв., обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.

Общая характеристика стиля Классицизм

Классицизм – это дворцовый стиль, созданный специально для оформления дворцовых помещений и покоев знатных людей.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Классицизму свойственны ясные геометрические формы, сдержанный декор и дорогие, качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются украшения скульптурами и лепниной.

Монументальная утонченность, величественность, солидность, отделка в благородных тонах – вот признаки, по которым узнается классический стиль интерьера.

Отличается логичностью и уравновешенностью композиции, строгой гармонией пропорций, геометрической правильностью и симметрией объемно-планировочных решений. Пространственные решения лаконичны, ориентированы на преобладание в планах прямолинейных и четких очертаний с доминированием симметрично-осевых планировочных систем. Отсюда и ясная перспектива, и взаимосвязанность пространств, и четкое зонирование помещений, и функциональность пространств. Стремление формы вверх, обилие воздуха над головой неизменно рождают чувство свободы, простора.

Стиль Классицизм в интерьере, фото

Основные элементы стиля Классицизм:

  • стена – гладкая поверхность, ограниченные четкие объемы, не скрывает структуры, мягкость цветов. Лепнина сдержанных форм, натуральный камень, дерево, шёлк;
  • геометризм, подчеркнутая статичность форм и логичность планировки, статуи, обращение к ордеру;
  • колонны, большие плоскости, элементы античности;
  • отделка «под золото»;
  • цветовая гамма может варьироваться от белого с голубым до розового с золотом, от цвета молодой листвы до цвета нежной ванили;
  • паркет из дорогих сортов дерева;
  • зачастую – обтянутые тканями стены;
  • аксессуары – фарфор, картины, зеркала, книги;
  • мебель из благородных пород дерева, изящная, но не вычурная.

История стиля Классицизм

Изначально необходимо сделать уточнение относительно истории термина «классицизм». Правомерность термина “классицизм” принято объяснять тем, что европейская архитектура второй половины XVIII в. целиком ориентировалась на наследие античности, которое в те времена считалась классическим образцом. Однако о преклонении перед формами античности декларировали и представители других стилей, например, итальянского ренессанса. Кстати, возможно, поэтому автор 3-томного словаря “Стили в искусстве” и 8-томного “Большого энциклопедического словаря изобразительного искусства” В. Власов определяет искусство Италии XV в. – начала XVI вв. как классицизм, в то время как термины “возрождение” или “ренессанс” употребляет для иных стилевых эпох и направлений.

Возникает закономерный вопрос, что считать классикой. Ответить на него невозможно. Ибо каждый стиль зарождается, развивается, достигает расцвета, затем увядает, уступая место другому. Фазу расцвета нередко называют классическим периодом. Примеры: культура майя первой половины III в. – первой половины IX вв., время первых императоров Древнего Рима (т. н. августовский классицизм). Время Перикла в Древней Греции, когда в основном создан был Афинский Акрополь, называют периодом высокой классики (в отличие от ранней и поздней). Впрочем, европейская архитектура, как известно, ориентировались на культуру Древнего Рима, а не Древней Греции. Последняя в XVII-XVIII вв. была еще малоизвестной. Следовательно, терминологическое определение стиля “классицизм” условно, но общеупотребительно, и нет надобности его менять, придумывая новый термин. Совершенно другой вопрос – одновременное сосуществование классицизма и барокко. Их противопоставление есть глубокое заблуждение. В действительности они братья, которые родились почти одновременно еще на закате высокого итальянского ренессанса. Отцом барокко, как известно, был Микеланджело, отцом классицизма – Палладио. А в некоторых странах (Франции, Англии, Испании) со сменой короля на престоле превалировали то барочные принципы, то классицистические. Поэтому названия стилевых направлений и течений именами правителей, к примеру, стиль Людовика XVI во Франции, Георга III в Англии или екатерининский классицизм в России, представляются оправданными.

Обычно различают классицизм XVII в. и XVIII – нач. XIX вв. (последний часто именуется неоклассицизмом). Эти два термина очень часто путают. Путаница возникла из-за того, что во Франции классицизмом называют стиль XVII века, стиль Людовика XIV (Louis XIV). Под неоклассицизмом же понимают стиль второй половины XVIII века, стиль Людовика XVI (Louis XVI), то что в России (как и в Германии) традиционно называют классицизмом, период (1762—1840). Неоклассицизмом же в России и Германии называют ретроспективный стиль начала XX века.  Аналоги неоклассицизма в зарубежной практике — американский ренессанс и колониальное возрождение в США (1876—1914).

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранзи. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции. Его стиль помещений складывается из ряда элементов, в числе которых — античный орнамент, помпейская декоративная живопись, современный им французский классицизм.

В разных странах этот стиль получил свое развитие: во Франции – это роскошные интерьеры Версальского дворца, который считается образцом французского классицизма; в чопорной Англии классический английский стиль был намного более сдержан. На западе (в частности, в Северной Америке) классицизм предпочитают называть «традиционным стилем» – traditional style.

Особенности стиля Классицизм

В интерьерах классицизма предшествующие стили барокко и рококо приобрели величественную красоту и монументальность. Если до этого королевский стиль отличался легкомысленностью и в какой-то степени романтичностью, то с появлением классицизма он приобрел торжественность, утонченность, роскошь, спокойствие, которые были заимствованы у памятников Эллады.

Стиль Классицизм в интерьере, фото

Классицизму свойственны четкие геометрические формы, строгие декорации, но при этом в интерьере должны использоваться дорогие и качественные материалы.

Помещение, выполненное в стиле Классицизма, – это помещение, имеющее правильную форму, наполненное атмосферой тепла, уюта и благородной роскоши, не перегруженное деталями и наполненное сдержанным достоинством, непревзойденным вкусом и респектабельностью.

Обратите внимание на высоту потолков – классика нуждается в пространстве, предпочтительней, если высота перекрытий будет превышать 3 м.

Стиль Классицизм в интерьере, фото

Отличительной чертой классического стиля интерьера является внедрение обычных высококачественных материалов – натурального дерева, камня, шелка и др. Эти материалы, напоминая о нескончаемых ценностях, умиротворяют. Каждый элемент в таком жилье кажется в особенности весомым, все его место воспринимается как единое целое и делает чувство покоя.

Классицизм в интерьере не чрезмерен, не перегружен деталями, не «бьет в глаза», исполнен сдержанного достоинства, вкуса и респектабельности. В классическом интерьере обычно много зеркал, расширяющих помещение и придающих ему блеск. Колонны с бронзовыми капителями очень органично дополняют классический интерьер, камины отделаны мрамором.

Стиль Классицизм в интерьере, фото

Колонны, полуколонны, фризы и фронтоны очень характерны для классического стиля интерьера – это одни из важных его составляющих. Их используют в оформлении перегородок, в мебельных конструкциях, везде, где это способно выделить классицизм стиля. Колонны изготавливают из легких материалов отделки, так как они не являются несущими.

Стиль Классицизм в интерьере, фото

Общая цветовая гамма классицизма в интерьере — белая мебель в сочетании с позолотой и пастельными тонами обивки и стен или — тоже очень распространенный вариант — мебель цвета натуральной благо-родной древесины с бронзовой отделкой и сине-зелеными или розовыми оттенками текстиля в обивке, шторах. В цветовой палитре при оформлении интерьера в классическом стиле следует избегать очень смелых тонов и кричащих контрастов.

Стиль Классицизм в интерьере, фото

Мебель для классического стиля интерьера выполнятся только из натуральных материалов: натуральная древесина (орех, вишня, карельская береза), камень, металл, шелк и многое другое. Применяется ручная работа, резьба по дереву, позолота, инкрустация ценными породами деревьев, драгоценными металлами и камнями. Столы и стулья в столовой с резными изящными ножками и фарфоровой посудой, тонкой, почти прозрачной, с неброским рисунком и позолотой. Одним из важнейших предметов обстановки был секретер с приподнятым на высокие ножки кубическим корпусом.

Стиль Классицизм в интерьере, фото

Для освещения чаще всего используются люстры из хрусталя, натурального прозрачного камня или дорогого стекла. Хорошо смотрятся в интерьере оформленные в классическом стиле бронзовые или позолоченные люстры с плафонами, имитирующими свечи. Современное точечное освещение не вступают в противоречие с классическим стилем, а, скорее, органично вписывается в интерьер.

В качестве полового покрытия используется паркет из ценных пород дерева, таких как мербау, яра, камши, тик, ятоба. Также роскошно будет выглядеть напольное покрытие, выполненное из мрамора.

Стиль Классицизм в интерьере, фото

Для стенных поверхностей, как правило, используются элитные виниловые обои или декоративная штукатурка. Тростниковые обои, изготовленные из тонких натуральных волокон, придадут классическому интерьеру утонченность, а оформление стен текстилем – оригинальность и шик. Кроме того, можно использовать стенные росписи.

Оконные рамы и двери, произведенные из цельного массива, считаются оптимальным вариантом: выглядят престижно и идеально соответствуют стилю. В случае если вы предпочитаете более экономичную пластиковую версию, выбирайте материалы, оформленные «под дерево».

Стиль Классицизм в интерьере, фото

Шторы в интерьере классицизма отличают мягкие линии, плавные перекиды, а также классические ламбрекены и сваги. Они придают интерьеру дома с одной стороны строгость и монументальность, а с другой стороны торжественность и теплоту. Поэтому и при пошиве штор в классическом стиле должны использоваться такие материалы как парча, гобеленовые ткани, тяжелый шелк, жаккард, тафта. Эти виды тканей используются преимущественно для тяжелых портьер. Для гардин берут в большинстве случаев легкие ткани, такие как тюль, шелк, органза, кристаллон, вуаль.

Соответствующие черты классического стиля интерьера – точность и симметричность. Эти свойства могут быть достигнуты при помощи картин либо гравюр схожего размера, размещенных на стенках симметрично.

Стиль Классицизм в интерьере, фото

Обязательные атрибуты классического интерьера — камины, уютные невысокие кресла, низкие чайные и кофейные столики, обилие света, мягкие светлые ковры ручной работы, паркет из ценных пород дерева и светильники, похожие на ювелирные украшения, лепнина в античном стиле, орнамент на потолке, картины с классическими античными сюжетами, подставка для цветов в форме литой треноги либо стилизованная под античность массивная напольная ваза. В декоре преобладают античные мотивы: меандры, нити жемчужин, цветочные или лавровые гирлянды, розетки, фестоны. Нередко употребляются цветные лаки (белый, зелёный) в сочетании с лёгкой позолотой отдельных деталей.

Заключение

Классицизм в интерьере – это подражание античному наследию. Лёгкость, воздушность, блеск, округлая мебель, обшитая тиснёной тканью и кожей, гобелены и настенная роспись, удивительной красоты художественный паркет, сложные портьеры и драпировки на окнах, богатые люстры. Стены комнат – бело-золотые, с позолоченными светильниками и лепниной; прекрасные арки с колоннами и золотые рамки зеркал и картин. Классический стиль отлично подходит тем, кто хочет жить по-царски.

При всем их разнообразии изящные и несколько парадные интерьеры в классическом стиле не выглядят, как музейные экспонаты, ведь в них сохраняются главные черты стиля: благородство и сдержанность, гармоничность и хороший вкус, а владелец дома в классическом стиле подтверждает свой высокий социальный статус и респектабельность.

По уверениям психологов, классический интерьер более удобен для людей деловых, уравновешенных и сдержанных, высоко ценящих порядок и точность во всем.

Похожие материалы:

Классическая архитектура | Britannica

Классическая архитектура , архитектура Древней Греции и Рима, особенно с V века до нашей эры в Греции до III века нашей эры в Риме, подчеркивающая колонну и фронтон. Греческая архитектура была основана в основном на системе столбов и балок с колоннами, несущими нагрузку. Деревянное строительство уступило место строительству из мрамора и камня. Колонна размером с человеческий организм использовалась в качестве модуля для всех пропорций храма.Дорический орден, вероятно, самый ранний, оставался фаворитом материковой Греции и западных колоний. Ионический орден развился в восточной Греции; на материке он использовался в основном для небольших храмов и интерьеров. И дорический, и ионический ордены присутствуют в Афинском Акрополе, величайшем греческом архитектурном достижении. К концу V века до н.э. заказы были применены к таким строениям, как стоас и театры. Эллинистическая эпоха породила более сложную и богато украшенную архитектуру, часто с колоссальными зданиями.Многие из великих зданий были скорее светскими, чем религиозными, и широко использовались ионические и особенно новые коринфские ордена. Римляне использовали греческие ордена и добавили два новых, тосканский и композитный, но коринфский был безусловно самым популярным. Римские архитекторы использовали колонны не только как функциональные несущие элементы, но и как прикладное украшение. Строго придерживаясь симметрии, римляне использовали самые разные пространственные формы. В то время как греческие храмы были изолированы и почти всегда были обращены с востока на запад, римские храмы были ориентированы относительно других построек.Римские колонны имели арки и антаблементы, что давало большую пространственную свободу. Открытие бетона значительно облегчило строительство с использованием арки, свода и купола, как в Пантеоне. Другие общественные здания включали базилики, бани ( см. термов), амфитеатры и триумфальные арки. Классическая архитектура может также относиться к архитектуре более поздних периодов, в которой используются греческие или римские формы. См. Также Западная архитектура: Классический период.

Храм Аполлона, Коринф, Греция

Руины храма Аполлона в Коринфе, Греция.

мм

Подробнее по этой теме

Западная архитектура: римская и раннехристианская

Рим до прихода этрусков представлял собой небольшое скопление деревень. Именно при новых мастерах, по традиции, первые …

Классицизм в архитектуре

Классицизм в архитектуре Западной Европы начал формироваться в 17 веке под непосредственным влиянием развития монархического режима в этих государствах.Этот стиль основан на идеалах классической классики. Классицизм имеет основу в виде определенного философского направления. В частности, это Рене Декарт и его идеи о математическом построении всего мира.

Классицизм в архитектуре — это рациональное восприятие всего живого, предельная ясность и ясность линий, логика и строгая иерархия. Другими словами, этот стиль празднует торжество ума. Как именно происходит развитие классицизма и становление монархического режима? По приказу государственных деятелей архитектура того времени должна была воспевать величие страны.С этим как нельзя лучше справилось такое направление, как классицизм.

Какие основные характеристики этого стиля? Выделить? Классицизм — это величественная простота, отсутствие лишних деталей, строгость, лаконичность, которая проявляется во всем, как во внешнем, так и во внутреннем убранстве здания. Архитектурный стиль также отличается естественностью и мягкостью цветов, которые не бросаются в глаза. Здание, оформленное в соответствии с направлением классицизма, обычно выполнено в кремовых, бежевых, молочных и бледно-желтых тонах.

Также этому стилю присущи первозданность: надежность, гармония, стабильность и комфорт. Классицизм в архитектуре имеет свои ключевые особенности. Это высокие потолки, расписанные замысловатыми узорами и украшенные лепниной. Это королевские колонны и арки, изысканные витражи, ажурные перила. В зданиях, оформленных в этом стиле, обычно используются светильники, которые размещают на лестницах, в полу и нишах в стене. Для классицизма характерны каминные решетки, легчайшие шторы простого кроя, на которых нет лишних декоративных деталей в виде кистей, сложных драпировок и бахромы.Мебель, соответствующая этому стилю, также выполняется по принципу разумной простоты. То есть это простые геометрические формы, функциональность. В декоре мебели используются только стеклянные элементы, рисунок из дерева, необычная структура камня.

Классицизм в архитектуре — это изысканная и ненавязчивая роскошь. Здесь все играет важную роль, особенно аксессуары. Великолепную атмосферу создают мраморные скульптуры, зеркала в золотых рамах, фарфор, классические картины, гобелены, необычные композиции из цветов, подушки.Однако деталей не должно быть слишком много, ведь классицизм — это, прежде всего, отсутствие вычурности. Каждый элемент декора должен гармонично вписываться в общую картину. Различные детали дополняют и взаимодействуют друг с другом.

Классицизм в архитектуре сложно представить без живописного английского парка, который может быть как регулярным, так и ландшафтным. Ключевым элементом стиля является ордер. Почему? Для классицизма в основном характерно подражание старинным образцам, отсюда и такие детали.

Давайте подробнее рассмотрим особенности этого стиля в нашей стране. Русский классицизм в архитектуре появился примерно в начале 18 века. Его развитие неразрывно связано со многими реформами в политической, культурной и экономической сферах, которые начал проводить Петр I, а затем его дело продолжила Екатерина II. Русский классицизм отличался большим пространственным обоснованием, множеством городских комплексов. Это перекликалось с древней культурой нашей страны. Кроме того, классицизм перекликается с барокко, и это неудивительно, ведь оба архитектурных стиля были первым шагом в непосредственном взаимодействии русской идентичности с ведущими европейскими течениями.

Глядя на здания: классическая архитектура

Классическая

Термин, использовавшийся для архитектуры Древней Греции и Рима, возрожденный в эпоху Возрождения и впоследствии имитируемый во всем западном мире. Он использует ряд обычных форм, корнями которых являются порядка , или типы колонн, каждый со своими фиксированными пропорциями и орнаментом (особенно дорический , ионный и коринфский ). Классические постройки также имеют тенденцию быть симметричными как внешне, так и в плане.Классическая архитектура в Англии началась ок. 1530 г. с прикладными орнаментальными мотивами, а через несколько десятилетий — полноценные новые постройки.

Антаблемент

В классической архитектуре — собирательное название трех горизонтальных элементов ( архитрав , фриз и карниз ), закрепленных на стене.

Готика

Стиль средневековья с конца 12 века до эпохи Возрождения, с которым он в определенных формах сосуществовал до 17 века.Характеризуется в полной мере заостренной аркой, ребристым сводом и часто скелетной кладкой церквей в сочетании с большими застекленными окнами. Этот термин изначально ассоциировался с концепцией варварских готов как противников классической цивилизации.

Заказы

Различные формализованные версии базовой системы стоек и перемычек (колонна и антаблемент) в классической архитектуре. Основными орденами являются Doric , Ionic и Corinthian .Они греческого происхождения, но встречаются в римских версиях. Тосканский — простой вариант римского дорического. Капитель Composite сочетает ионные волюты с коринфской листвой. Хотя каждый заказ имеет свои собственные правила оформления и пропорции, существует множество незначительных вариаций. Наложенные приказы : приказы на последовательных уровнях, обычно в восходящей последовательности: тосканский, дорический, ионический, коринфский, композитный.

Римская

Архитектура Римской империи, которой принадлежала большая часть Британии с 43 до н.410 год нашей эры.Наши знания о романо-британской архитектуре в основном зависят от археологических реконструкций по фундаментам и фрагментам, хотя некоторые известные укрепления и другие военные сооружения сохранились над землей в узнаваемой форме.

PPT — КЛАССИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА Неделя 15 Презентация PowerPoint, бесплатная загрузка

  • КЛАССИЦИЗМ АРХИТЕКТУРА 15-я неделя

  • Классицизм в архитектуре, разработанный во время итальянского Ренессанса, особенно в писательском стиле и дизайне Альберта Альберта Леонардо. работа Филиппо Брунеллески.Он делает упор на симметрию пропорций, геометрии и регулярности частей, как они демонстрируются в архитектуре классической античности и, в частности, в архитектуре древнего Рима, от которой сохранилось много примеров. СОБОР СВЯТОГО ПАВЛА Сэр Кристофер Рен

  • Упорядоченное расположение колонн, пилястр и перемычек, как , а также использование полукруглых арок, полусферических куполов, ниш и заменило более сложные пропорциональные системы и неправильные профили средневековых зданий.Этот стиль быстро распространился в других городах Италии, а затем во Франции, Германии, Англии, России и других странах.

  • СОБОР СВЯТОГО ПАВЛА • две башни, верхний и нижний портик спереди, треугольный фронтон, фасад — два яруса • парные коринфские колонны • симметричная форма • огромный купол, два этажа

  • Это здание был построен в архитектурном стиле классицизма на Ладгейт-Хилл, самой высокой точке Лондона, и является резиденцией епископа Лондона.Нынешнее здание датируется 17 веком и было спроектировано сэром Кристофером Реном. Это здание относится к: Собор Святого Павла

  • Здание на рисунке ниже было построено в эпоху классицизма года. Обсудите ЧЕТЫРЕ (4) характеристики здания. я. Симметричная форма ii. Он имеет два этажа с двумя башнями наверху и огромным куполом iii. Он имеет верхний и нижний портик спереди iv. Треугольный фронтон — поверх портика. Фасад — два яруса парных коринфских колонн. Система строительства: каменная кладка, кирпич, брус, тесанный камень

  • В чем особенности архитектуры классицизма а.Симметрия, пропорции, геометрия b. Архитектура классической античности c. Древний Рим

  • PPT — Пути в историю архитектуры — Темы и изображения из Департамента непрерывного образования Презентация в PowerPoint

  • Пути в историю архитектуры — Темы и изображения От Департамента непрерывного образования

  • Пути в архитектуру История: варианты классицизма Все изображения, которые следуют далее, так или иначе связаны с темой классицизма в архитектуре.Термин классицизм используется для обозначения того, что конкретный образец архитектуры черпает свои существенные структурные и декоративные формы из примеров, завещанных древнегреческой или римской архитектурой…

  • Пути в историю архитектуры: варианты классицизма Когда мы обычно думаем о наследие древнегреческой или римской архитектуры, мы склонны воображать массивные рифленые каменные колонны, увенчанные сложными горизонтальными антаблементами, с преобладающим видом безмерного величия и пышности… Что же тогда мы должны делать с нашим первым примером архитектуры классицизма…?

  • Иниго Джонс: Королевский дом, Гринвич, Лондон (ок.1614-35)

  • Эта особенность — ионная «лоджия» — была одной из первых подобных лоджий, построенных в Англии…

  • Пути в историю архитектуры: варианты классицизма В случае Дома королевы Иниго Джонса мы, кажется, видим противоположность тщательно продуманного орнаментального величия, которое мы обычно ожидаем найти в архитектуре классицизма. Ясно, что архитектурный классицизм — это многогранный стиль, способный к строгой и сдержанной элегантности, а также к пышному орнаменту…

  • Иниго Джонс: фасад Банкетного дома, Уайтхолл, Лондон (ок.1619-22)

  • Балюстрада Декоративные «лабиринты» (обратите внимание на новаторские неоклассические элементы, включенные в дизайн Джонса…) Композитные пилястры

  • Пути в историю архитектуры: варианты классицизма Следующая последовательность слайды прямо противоречат сдержанности Джонса. Все последующие здания являются примерами самой роскошной и яркой интерпретации классической эстетики: барокко.Здесь мы действительно встречаем полный выразительный орнаментальный расцвет классицизма в его наиболее эмоциональной и динамичной форме…

  • Сэр Джон Ванбру (с Николасом Хоксмуром: Замок Ховард, Северный Йоркшир (ок. 1699 — 1712)

  • «Фонтан Атлас»

  • (Южный фронт)

  • Обратите внимание, насколько щедро и пышнее орнамент здесь… Хотя основным архитектурным «языком» по-прежнему остается греко-римский неоклассицизм — как и более ранние работы Иниго Джонса

  • Северный фронт

  • Каков общий эстетический эффект этой комбинации архитектуры и скульптуры? Какой вариант неоклассицизма вы предпочитаете: Джонса или Ванбру и Хоксмура?

  • Пути в историю архитектуры: варианты классицизма Другой Типичный пример стиля английского барокко находится в центральном Оксфорде: камера Рэдклиффа Джеймса Гиббса — хотя, как и в случае с замком Ховард, также с участием Николаса Хоксмура, — воплощает большую часть эстетической драмы и выразительности стиля барокко …

  • Radcliffe Camera, Oxford (1737 — 49)

  • Еще раз обратите внимание на богатое сочетание декоративных элементов и строгой неоклассической логики…

  • Пути к истории классической архитектуры: варианты Пожалуй, величайшее проявление эпохи английского барокко находится в Лондоне.Собор Святого Павла был спроектирован сэром Кристофером Реном (при поддержке, опять же, Хоксмура), чтобы заменить массивный готический собор, который был разрушен во время Великого пожара 1666 года…

  • Пути в историю архитектуры: варианты классицизма Рен изначально планировалось построить базилику в итальянском стиле в центре города, очень похожую на базилику Святого Петра в Риме — однако глубоко консервативное англиканское духовенство того времени на каждом этапе боролось против его планов … Результатом этой затяжной эстетической борьбы является изысканный пример модулированного высокого барокко, который мы видим сегодня…

  • Сэр Кристофер Рен: Св.

  • Добавить комментарий

    *
    *

    Необходимые поля отмечены*