Основные художественные направления классицизм барокко романтизм реализм: 17-19 . (, , , , ). —

Содержание

Барокко, классицизм, романтизм (Литературные теории Италии XVII – XIX веков)

В настоящее время у нас наблюдается повышенный интерес к проблемам барокко и классицизма. В журнале «Русская литература» скрестили копья сторонники «реального существования» барокко в отечественной литературе XVII – XVIII веков с теми, кто с не меньшим упорством отрицает даже малейшее проявление пагубного влияния этого направления1. Заметим, что вопрос барокко все более и более волнует наших исследователей, приступивших к «Истории всемирной литературы». Становится ясным, что для анализа творчества Сервантеса, Шекспира, Мильтона, а также Корнеля, Расина и Мольера уже недостаточно старых терминов и что следует обратиться для обновления наших знаний к литературным теориям и взглядам XVII, а также XVIII веков.

Недавно М. Гуковский заметил не без горечи: «Приходится только удивляться тому, что так мало до настоящего времени в нашей стране думали и писали о существе таких понятий, как «Возрождение», «маньеризм» и «барокко», и о применимости этих понятий к различным сторонам русской культуры».

Он справедливо указал на то, что такое пренебрежение придает русской культуре XVII – XVIII веков провинциальный характер – -как будто Россия не участвовала в XVII – XVIII веках в общем развитии Европы2.

Известно, что составители наших учебников за редким исключением опасливо избегают определения «барокко». В общераспространенных справочниках и словарях термин «барокко» также не в чести. Любознательный читатель в первом томе «Краткой литературной энциклопедии» (М. 1962) может лишь осведомиться о том, что термин «барокко» в литературоведении действительно существует и что он является предметом споров. Заметим также, что библиография вопроса в статье КЛЭ кончается на исследованиях 1930 года и что славянские литературы обойдены молчанием.

Необходимо напомнить, что на IV Международном съезде славистов в Москве (1958) рассматривалась также проблема барокко в славянских странах. На эту тему высказали свои суждения П. Берков, автор этой статьи, И. Еремин, А. Морозов (СССР), Й.

Грабак, Я. Мишианик (Чехословакия) и др. 3. Обсуждение это было широко отмечено в славистических журналах Европы и Америки. В 1961 году о славянском барокко вышла интересная монография венгерского литературоведа и искусствоведа Андреаса Андьяла4. Особенно ценна пятая глава его книги об эпическом и народном барокко в славянских странах. Работа Андьяла побудила ленинградских литературоведов к упомянутым полемическим выступлениям, важным для развития нашей литературоведческой мысли.

Отметим также, что в недавно вышедшем первом томе «Истории немецкой литературы» ИМЛИ (М. 1962) весьма подробно рассматриваются проблемы барокко в Германии в главах, написанных Л. Пумпянским и А. Морозовым. Все же на страницах введения к разделу «Литература XVII века» Шекспир, Сервантес и Лопе де Вега ограждены от всего, что напоминает барокко или маньеризм.

В этой статье мы прежде всего обращаемся к теории барокко в Италии, откуда в течение многих веков культурное влияние распространялось на всю Европу. Мы рассматриваем литературные теории, возникшие в Италии XVII – XIX веков, настаивая на непрерывной связи разных, часто противоречивых течений эстетической мысли новейшего времени. Особую важность мы придаем теоретическим высказываниям Эмилио Тезауро, которого читали в России XVIII века, но затем забыли. Тезауро был предан забвению и в самой Италии; повышенный интерес к его произведениям обнаруживается у него на родине лишь в последнее десятилетие. Вряд ли приходится настаивать на том, что для ознакомления с эстетикой новейшего времени необходимо тщательным образом изучить философскую систему Вико, оказавшего на европейскую мысль от времен романтики до наших дней значительное влияние.

Теоретические воззрения XVIII века не являются единой системой, и, только не боясь упростительства, можно говорить о всепоглощающем «классицизме» века Просвещения. В действительности мы наблюдаем, как появляются, сосуществуют, сменяются различнейшие философские и эстетические системы. В самом «классицизме» (который в чистом виде существует только в поэтике Буало и в некоторых наших учебниках) боролось несколько эстетических направлений, разрушая его как единую систему. Мы полагаем, что историкам литературы весьма полезно обратиться не только к французским и немецким поэтикам классицизма, но также к воззрениям итальянской Аркадии. В теоретических построениях итальянских классицистов рецепты степенного Буало уживались с барочными вкусами, не до конца преодоленными. «Пастухи» Аркадии не отказались ни от Кьябреро, ни от Тассо, развенчанных французами. Быть может, тогда в несколько ином свете предстанет нам и русский «классицизм» XVIII века, зачинателями которого были Кантемир, увлекавшийся театром итальянского барокко, и Тредиаковский, который адаптировал прециозную «Езду на остров Любви» Поля Тальмана. Мы утверждаем также, что одический жанр распространился в Европе не только из Франции, но также из Италии, где не отзвучали в XVIII веке пиитические восторги барочного Кьябреро.

Не следует также забывать, что в России на рубеже XVIII и XIX веков писатели обратились к поэтам и мыслителям Сеиченто, особенно к полузабытому Кавалеру Марино. До сих пор не исследованным остается влияние на литературу этого периода не только великого итальянского мыслителя Вико, но также Тезауро, Бартоли и Перегрини. Подчеркнем, что становление романтизма, как в Западной Европе, так и в России, нельзя понять, игнорируя теоретические взгляды на литературу предшествовавших столетий. Эстетика романтизма возникла не только из отрицания классических канонов – она многим обязана возврату к идеям XVII века.

  1. БАРОККО

В конце XVI и в первой половине XVII века в литературе, музыке, живописи, скульптуре и архитектуре Италии преобладало направление, которое его сторонники называли «новым искусством», а его художественные приемы – «современным стилем» (arte nuova, stile moderno). В XVIII веке противники Сеиченто – неоклассики – стали презрительно называть «барокко» причудливую игру образов в искусстве и литературе своих предшественников. Франческо Милиция не отделял литературу Сеиченто от искусства; он писал: «Борромини в архитектуре, Бернини в скульптуре, Пьетро де Кортона в живописи, Кавалер Марино в поэзии – чума для хорошего вкуса».

Представители «эпохи барокко» утверждали также «новый стиль» во всех видах искусства и во всех жанрах литературы. Так, Кавалер Марино говорил о неразрывной связи музыки, слова и живописи, а Эмилио Тезауро распространял свою теорию метафоры на все проявления художественного творчества. Историки культуры XIX века сузили понятие «барокко», ограничив его изобразительными искусствами; в XX веке этот термин стал применяться и к литературе. Следует заметить, что он охватывает и связывает различные родственные течения Сеиченто: гонгоризм и культеранизм в Испании, маринизм в Италии, метафизическую поэзию в Англии и прециозную литературу во Франции. Поэтика этих направлений основана на сходных принципах, которые легче определить, чем, например, принципы романтизма.

Во второй половине XVI века произошли значительнейшие перемены в культуре Возрождения. (Эти сдвиги не следует приписывать всецело влиянию контрреформации хотя бы потому, что сходные явления можно наблюдать и в протестантских странах, прежде всего в Англии.) В XVI веке Ренессанс перестал быть только итальянским, он стал общеевропейским. Нельзя не заметить, что после Микеланджело изменился и потемнел фон, на котором появляются фигуры позднего Возрождения.

Однако следует говорить не об «упадке Ренессанса», а лишь о новой его фазе. В это время нарушена была гармония разума и затуманена радость чувств, поколебалась стройность форм, «порвалась связь времен» и на поверхности проступили шекспировские пузыри земли, из которых возникли странные видения. В манерном языке, на котором нередко выражаются герои драм и романов второй половины XVI века, обнаруживаются стилистические особенности поздней римской риторики. Анализ вскрывает у поэтов XV и XVI веков тропы и фигуры, излюбленные Авзонием, Клавдианом, Пруденцием, Драконцием, встречающиеся порой у Марциала и Апулея. В настоящее время ясно, что поэтика позднего Возрождения, особенно в Англии и Испании, связана также с риторикой XII века. Известно, что латинские поэты позднего средневековья изучали не только Овидия и Вергилия, но и авторов времен упадка Римской империи.

Религиозные войны, иноземные вторжения, обострившиеся социальные противоречия, суровость поборников контрреформации и нетерпимость протестантов всех толков способствовали появлению людей, сочетавших в себе ироническое и трагическое начало, усомнившихся во всех истинах. Прочность и незыблемость мира была нарушена в эту эпоху. Земля поколебалась под ногами человека нового времени. Представим себе гуманиста Кватроченто посреди ренессансной площади. Перед ним – прямые гармонические линии зданий; их контуры четко отделяют созданное руками человека от хаотических форм Природы. Земля – еще центр Вселенной. Солнце и созвездия вращаются вокруг человека и творений его рук. Коперник, Бруно, затем Галилей расшатали стройную и обманчивую систему мироздания. Земля «пришла в движение», и движение это нарушило прямолинейность и законченность классических форм. Даже те писатели барокко, которые покорно следовали учению церкви, чувствовали, что произошло что-то неладное с привычным геоцентрическим миром. Сама идея бренности Вселенной, иллюзорности земной жизни, вытащенная из средневековых фолиантов, странно сочеталась с наукой нового времени.

Испанский философ и критик Эухенио д’Орсо пришел к несколько поспешным, исторически не обоснованным заключениям, что барокко – вневременное явление, вечный антитезис классицизму. Свобода творчества, таким образом, противопоставляется правилам, фантазия – реализму, ощущение безмерности и незаконченности всего сущего – строго ограниченным формам. Эти идеи в течение последнего времени довольно красноречиво развивали Лучиано Анчески в Италии и Рене Хокке в Западной Германии. Мы считаем, что ни одно литературное явление не повторяется в веках, хотя на расстоянии нескольких столетий можно обнаружить общие элементы стиля и родственные идеи. Всякий «возврат» – всегда подготовка для создания нового; это новое должно соответствовать изменившимся социальным и общественным условиям. Бесспорно, в латинской поэзии IV – VI веков н. е., в патристике, у Марциала, в древнегреческой антологии авторы барокко находили родственные черты, заимствовали известные стилистические приемы, и все же они утверждали «новое искусство», основанное на «новом стиле». Это искусство, этот стиль, ограниченные эпохой, неотделимы от конца XVI и почти всего XVII века.

Писатели и теоретики барокко не отрекались от гуманистов, ощущали связь с XVI веком и в то же время повторяли, что несут иное восприятие мира, отличное и от ренессансного и от античного.

Эмилио Тезауро в предисловии к своему трактату об Остроумии возводит свои идеи к Аристотелю, но поэтика Стагирита для него лишь отправной пункт. Тезауро полагает, что даже наиболее искусные риторы древности не постигли сущности Остроумия, хотя и владели в совершенстве мастерством речи. Он уподобляет Остроумие Нилу, берега которого известны, а истоки скрыты. Для итальянца Тезауро, высказавшего свои основные мысли еще в 30-х годах XVII века, и для испанца Грасиана, опубликовавшего трактат об Остроумии в 1642 году, античная риторика не была достаточно совершенной. Они стремились заменить ее новой, не догматизируя, а основываясь на богатом опыте уже существовавшей литературы5.

Основа поэзии и всех искусств для теоретиков барокко – метафора. Риторика превращается под их пером в философию и граничит с теорией познания (вернее, с интуицией). Орудуя метафорами, гений стремился охватить в одно мгновение, вспыхнув подобно молнии, пределы от Востока до Запада (писал Даниеле Бартоли). Весь мир казался поэту или художнику эпохи барокко узором сложных сравнений и сопоставлений, клубком неразгаданных связей. Украшения становились иероглифами, знаками; эмблемы постепенно переходили в аллегории, аллегории возвышались наконец до «Символической Метафоры». Мир и был в их представлении метафорой, непрестанно открывавшей новое своим адептам; но остроумные замыслы архитекторов превосходили природу и заставляли ее «завидовать человеку», утверждал Тезауро. Произведения искусства заслуживают, по его мнению, титула гениальности, лишь поскольку в них проявляется острота разума, сочетающая нежданное и необычайное. Недаром Кавалер Марино сказал, что поэт, неспособный удивить, должен взять скребницу и отправиться на конюшню.

Вельфлин в конце прошлого века предложил несколько основных принципов для понимания искусства барокко. У художников и скульпторов он видел переход от «линейного» изображения к живописному. В их произведениях контуры сливаются с окружающим. Само ощущение форм переходит с поверхности предметов в глубину, сливаясь с бесконечностью. В классическом Ренессансе части не были связаны одна с другой, XVII век противополагает этой автономии связанность всех деталей, хотя исходит из нескольких центров. К этому следует добавить, что в художестве барокко нарушается прямая линия, восприятие плоскости исчезает, изогнутая линия стремится к бесконечности. Это мир не Птолемея, а Бруно. Искусства XVII века как бы приводят «мрамор в движение». Действительно, скульптура барокко отличается от застывших в сиянии вечной красоты слепков Древней Греции, которые были образцами для художников Возрождения. Считается, что новую манеру в скульптуре ввел Микеланджело; это нарушение классических норм было резко осуждено теоретиками XVIII века. Однако не Микеланджело был предтечей скульптуры барокко, и на него нельзя взвалить всю ответственность за пляски и жестикуляции барочных святых. Наряду с ренессансным искусством в XV веке процветала полународная скульптурa, восходящая к поздней готике. Ей свойственна была патетичность и мимика. Представителем этого направления был в Италии Николо из Бари. Что же касается пляшущих ангелов и святых, их можно наблюдать в Пармском соборе на знаменитых фресках Корреджо.

Осложненность барокко, его многотемность и многозначность нашли свое выражение и в музыке. Композитор Сеиченто вызывал изумление и восторг, удаляясь от простоты. Среди многих искусных музыкантов этого периода Орацио Беневоли (1605 – -1672), чья деятельность протекала главным образом в Риме, отличался сложнейшим контрапунктом. В некоторых его мессах участвует до сорока восьми голосов. Беневоли стремился к величественному и грандиозному, к «музыкальным метафорам», которые соединяют несоединимые противоположности.

Главные положения поэтики барокко, несомненно повлиявшие и на изобразительные искусства, сводятся в основном к следующему. Метафора способствует познанию всех явлений мира. Утверждено постепенное восхождение от орнаментов и деталей к эмблемам, от эмблем к аллегориям, от аллегорий к символу. Этот процесс сочетается с ви´дением мира как метаморфозы; поэт должен проникнуть в тайны непрестанных изменений, понять многоликость Протея.

Остроумие (acutezza) понимается не только как острословие, породившее весьма развитой жанр эпиграммы, но прежде всего как свободная игра образами и мыслями самого различного содержания – от гротескных до трагических. Чередование забавного и услаждающего с важным и возвышенным также является одним из основных качеств барокко – так в некоторых стихах Марино поэтика барокко узаконила смешение радости и страдания, комического и трагического, свойственного Шекспиру и драматургам Испании. Тезауро писал: «Как может быть острословие серьезным и серьезность насмешливой? Как может быть веселость грустной и грусть веселой? На это я отвечу, что не существует явления ни столь серьезного, ни столь печального, ни столь возвышенного, чтоб оно не могло превратиться в шутку». Эти мысли подхватят из старых трактатов романтики вместе с теорией о творческом гении, который освещает в одно мгновение разнообразнейшие события. Сведе´ние противоположностей, как известно, было осуждено французским классицизмом. Буало строго и педантично разграничил жанры в своем «Поэтическом искусстве» и запретил комическим персонажам появляться на торжественной сцене Трагедии.

Само понятие conceptus (замысел), откуда происходит итальянское concetto, понималось в XVII веке как связь между двумя, часто весьма удаленными, предметами. Противник эвфуизма доктор Джонсон указывал на «discordia concors» у поэтов XVI и XVII веков, то есть на соединение неожиданного, непредвиденного по некоей связи, созвучности и схожести.

Теоретики барокко прекрасно понимали, что игра образами, которую Тезауро уподоблял искусству фокусника, может легко превратиться в абстракцию, в острословие блистательное, но не имеющее реального содержания. Поэтому из недр Риторики они извлекли Суждение и Проницательность, которые должны были направлять полеты фантазии, ибо невоздержанное проявление Остроумия может довести до безумия. Быстрый разум, ничем не ограниченный, строит несуществующие миры и, подобно Дон Кихоту (это сравнение находим у Тезауро), принимает мельницы за великанов. Поэтому осторожный Бартоли, представитель «умеренного барокко» конца XVII века, писал, что слишком утонченные сравнения поэтов его времени напоминают сновидения больных. Хуан де Вальдес уже в XVI веке утверждал, что суждение должно выбирать лучшее среди находок острого разума (ingenio) и определять им соответствующее место. Вальдес восходит к Цицерону и Квинтилиану. Эта мысль известна была и Данте («О народном красноречии»).

Стиль барокко процветал первоначально в замках фрондирующих рыцарей, в среде провинциальных кавалеров, состоявших при маленьких европейских дворах, в имениях «сарматских панов» в Польше, относившихся враждебно к абсолютной монархии. Постепенно он проник в столицы больших государств и стал общеевропейским явлением. Барокко продолжало влиять и в XVIII веке, когда «быстрый разум» вышел из моды и был проклят ригористическими последователями буржуазного Буало и не менее буржуазного Гравины. Мы утверждаем, что эстетические теории барокко и классицизма равным образом ведут свое происхождение от идей Ренессанса. Верно также, что оба направления были бы невозможны, если бы не произошла интеллектуальная революция XVII века – от Бэкона и Галилея до Декарта, Спинозы и Лейбница.

  1. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ВИКО

Между барокко и неоклассицизмом, вернее, одновременно с этими течениями (одно еще не умерло, другое нарождалось) появился в Неаполе гениальный мыслитель, которого итальянцы почитают отцом новейшей эстетики (мнение это разделял и Гёте). Не понятый своим временем, Джамбаттисто Вико (1668 – 1744) с начала XIX века до наших дней оказал сильное влияние на европейскую философскую мысль. Те, кто ищет в его архаически построенном сочинении «Основание новой науки» элементы поэтики барокко, несомненно, их найдут, но вскоре убедятся в том, что эстетические идеи XVII века у Вико переосмыслены и что им придано более глубокое значение. В добавлениях к разделу «Поэтическая логика» Вико пишет о том, что метафора – самый блестящий и в то же время самый необходимый троп.

  1. А. Морозов, Проблема барокко в русской литературе XVII – начала XVIII века (Состояние вопроса и задачи изучения), «Русская литература», 1962, N 3, стр. 3 – 38.[↩]
  2. М. Гуковский, Еще к вопросу о русском барокко, «Русская литература», 1963, N 2, стр. 108.[↩]
  3. См. в кн.: «Сборник ответов на вопросы по литературоведению», Изд. АН СССР, М. 1958, стр. 75 – 92. См. также «Материалы к IV Международному съезду славистов», «Известия АН СССР. Отд. литературы и языка», М. 1958, т. XVII, вып. 2, стр. 186 – 204.[↩]
  4. A. Angyal, Die slawische Barockwelf, Leipzig, 1961.[↩]
  5. Следует также упомянуть Маттео Перегрини, который в 1639 году издал в Генуе трактат на ту же тему.[↩]

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Уже подписаны? Авторизуйтесь для доступа к полному тексту.

общая характеристика стилей / Реферат

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Барокко – основные стилевые особенности
Глава 2. Эпоха классицизма. Его черты и особенности
Глава 3. Романтический стиль в искусстве
Глава 4. Основные черты реализма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Отсюда отталкивающий натурализм или уникальное сочетание чувственности и классичности с идеализмом и мистикой, с потрясающей силой проявившееся, к примеру, в творчестве великих живописцев П. Рубенса и Рембрандта5.
Барочное ощущение жизни и телесного начала в человеке на первый взгляд захватывает своей непосредственностью. Это особенно заметно при сравнении с классическим образом облагороженной природы и классицистической «страстью», гораздо более цивилизованной и духовной, воплощающей естественное, но пребывающее в социальном человеке, опосредованное и отфильтрованное интеллектуальной работой. Стихия природы и жизни предстает неуправляемой, чуждой всяких законов и логики, и перед лицом этой стихии человек барокко проникается сознанием своего одиночества, затерянности в мировом просторе икатастрофичности собственного существования
Жизнь перестает быть ареной захватывающих приключений, возбуждающих вкус к борьбе противоречивых страстей, к демонстрации хитроумия, ловкости, смелости, и превращается в пучину моря житейского, качающего из стороны в сторону утлый челн каждого отдельного существования; игра случая оборачивается произволом слепой случайности, нагромождением ужасных нелепостей, проявлением неотвратимости жестокого рока. Отсутствие устойчивости и прочности основ бытия рождает мысль о тщете всего земного, последнее утрачивает значение реальности, становится иллюзией, сном.
В XVI веке — начале XVIII века в Великобритании господствовали ренессанс и барокко, их элементы зачастую смешивались в одном и том же здании. Важнейшим памятником стиля, называемого «английское барокко», является кафедральный собор Св. Павла в Лондоне, построенный в последней трети XVII века по проекту сэра Кристофера Рена (Christopher Wren) — одного из крупнейших английских архитекторов. Во внешнем облике этого здания присутствуют пространственный размах, слитность, текучесть сложных криволинейных форм.
Расцвет английского барокко совпадает с правлением королевы Анны (1702—1714), и поэтому его часто называют «стиль королевы Анны». Мебель этого периода отличается простотой, мягкостью линий, чистотой форм и ясностью построения. Широко применяют черную и красную лаковую технику в китайском характере, орнаментальную инкрустацию, изогнутую ножку-кабриоль. Характерные типы мебели—кабинет с нижней частью, решенной в виде стола; туалетный стол со стоящим на нем зеркалом.
В начале XVIII в. в Англии рождается культовый роман. Роман Л.Стерна «Сентиментальное путешествие» становится определенным символом этой эпохи, которым зачитывается молодая аристократия, который волнует умы и души многих людей XVIII века6. Естественно, что все эти идеи не могли не отразиться в искусстве.
Тема гармонии «естественного человека» и «естественной» окружающей природы, индивидуализация образа, человека как неотъемлемой части идеального мира охватила все сферы искусства.
Устоявшиеся каноны барокко пошатнулись, а «возвращение к природе», к простоте крепнет все более и более. Неизбежным становится отказ от искусственности, пышности, сложности, парадности и линейности, господствовавших в стилях XVII- первой половины XVIII века.
Глава 2. Эпоха классицизма. Его черты и особенности
Классицизм — стиль и направление в искусстве XVII–начала XIX века, обратившееся к античному наследию в качестве идеального образца.
Накануне суровых и грозных событий революции и во время самой революции искусство Франции оказалось захвачено новой волной классицизма. Передовой мыслящей части Франции было вполне ясно в эти годы, что монархия Бурбонов окончательно разваливается. Новые требования жизни вызвали потребности и в новом искусстве, новом языке, в новых выразительных средствах. Увлечение античной культурой совпало с самыми насущными требованиями искусства героического, высокогражданственного, создающего образы, достойные подражания.
Расцвет классицизма был обусловлен утверждением абсолютной власти во Франции7
Возникнув в XVII веке во Франции, классицизм обрел свои наиболее характерные черты в XVIII веке, с распространением идей Просвещения. Французские энциклопедисты (Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер и др.) призывали общество к простой и естественной жизни, что и повлияло на особенности стиля, господствовавшего в архитектуре, театре, живописи и литературе. Классицизм во многом основывался на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, стремился к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Огромное влияние на классицизм XVIII века оказало бурное развитие археологических знаний о греческой и римской древности (раскопки Геркуланума, Помпеи).
Классицизм отразил гармонию искусства античных Греции и Рима, воспринятых через призму XVIII века. Своеобразным «девизом» этого стиля можно назвать высказывание немецкого историка И. Винкельмана: «Единственный для нас способ быть великими, если возможно, неподражаемыми, — это подражание древним»8.
В чем состоят отличительные черты этого направления? Прежде всего, это следование строгим правилам и канонам. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности.
Классицизм проявил себя, прежде всего, в архитектуре, где художники-архитекторы, воплощая мечту о гармоничном мире, пытались решить грандиозные задачи идеального города, что уже видно в градостроительных проектах Клода Никола Леду. Замыслы Леду были утопичными (проект ансамбля города Шо, 1771-1773). Но более рационально мыслящий Жак Анж Габриэль с его оформлением площади Людовика XV (площади Согласия), открытой к парку Тюильри и на Сену и связанной с широкими зелеными массивами Елисейских полей, с его решением Малого Трианона, поражающего точностью расчета, конструктивной ясностью и логичностью, в законченных, зримых архитектурных образах воплотил эстетику искусства неоклассицизма9.

Архитектуре этого стиля присущи логичность планировки и геометризм форм, подчеркнутая симметрия зданий.
Расцвет первого периода классицизма относится ко второй половине XVII века. Наиболее известные памятники этого периода — восточный фасад Лувра и садово-парковый ансамбль в Версале. В ландшафтной архитектуре классицизм этого периода использовал заимствованные у барокко большие, подчеркнуто симметричные композиции, известные и по сей день как регулярные, или французские, парки.
Со второй половины XVIII века начался следующий этап развития классицизма, для которого характерны простота и ясность. В качестве примера можно привести дворец Малый Трианон в Версале, в архитектуре которого прослеживается симметрия постройки и почти полное отсутствие внешнего декора. Меняется взаимоотношение архитектуры с природой. Симметрия и ось, остающиеся главными принципами композиции, уже не имеют прежнего значения в организации природного ландшафта. Все чаще французский регулярный парк уступает место так называемому английскому парку с живописной, подражающей естественному пейзажу ландшафтной композицией10.
Завершающим этапом классицизма — в начале XIX века — стал ампир (франц. empire — империя), связанный с именем Наполеона Бонапарта. Первый император Франции нуждался в наглядных иллюстрациях своей мощи и потому стремился к блеску и пышности, которые некогда окружали римских императоров. Стиль ампир отличается монументальностью и контрастными рельефными деталями, активным использованием элементов древнеегипетской и позднеантичной архитектуры (особенно военной эмблематики).
Что касается интерьеров в стиле классицизма, то и в этой области все диктовалось модой на античность. В обстановке классического дома царили покой, упорядоченность и симметрия. Декор, использующий элементы античных орнаментов, заключали в прямоугольные рамки. В оформлении стен использовались панно, сюжеты для которых заимствовались из росписей Помпеи и Геркуланума. Мебель также стилизовали под античные образцы. Предпочтения отдавались прямоугольным очертаниям. Были популярны настольные зеркала на двух стойках в виде колонн, ширмы, обтянутые ярким атласом с «китайскими» мотивами.
В живописи классицистические тенденции проявляются наиболее ярко. Вновь в искусстве выдвигается роль разума как главного критерия в познании прекрасного, вновь искусство призывается прежде всего воспитывать в человеке чувство долга, гражданственности, служить идеям государственности, а не быть забавой и наслаждением. Только теперь, в канун революции, это требование приобретает более конкретный, целенаправленный, тенденциозный характер.
В преддверии Великой французской буржуазной революции в живописи Франции появляется Жак Луи Давид (1748-1825). В его творчестве античные традиции, эстетика классицизма слились с политической борьбой, органически сплелись с политикой революции, это и дало новую фазу классицизма во французской культуре – «революционный классицизм»11.
И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства. В трагедии театр учил зрителя стойкости в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного поведения. Герой, как правило, царь или мифологический персонаж являлся главным действующим лицом. Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе.
Классицизм как литературное направление возник в странах Западной Европы и соотнесен с процессом создания единых национальных государств. Идея гражданского служения становится всеобъемлющей. Необходимость упорядочения жизни в таком государстве приводит к нормированности и в искусстве, следованию определенным правилам и подражанию признанным (в основном античным) образцам. Искусство сознательно поставило задачу социального и нравственного воспитания сограждан.
Глава 3. Романтический стиль в искусстве
Поражение Наполеона у Ватерлоо и последовавшая за этим реставрация Бурбонов принесли передовой интеллигенции Франции разочарования в возможном переустройстве общества, о котором еще так страстно мечтали просветители XVIII столетия. С крушением общественных идеалов разрушились и основы классицистического искусства.
Время появления романтизма как идейно-художественного направления и искусстве – середина XIX века.
Романтизм, как художественное направление, возникает в начале XIX в Европе и продолжается до 40-х годов XIX века. Романтизм находит свое отражение в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, поведении, одежде, психологии людей. Непосредственной причиной, вызвавшей появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция. Как это стало возможно? До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества.
В эту эпоху возникают и приобретают огромную популярность азартные игры, в всем мире и в частности в России возникают игорные дома, публикуются руководства по игре в карты12.
Романтизм захватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, философию, эстетику, филологию и другие гуманитарные науки, пластические искусства. Но вместе с тем он не был уже тем универсальным стилем, каким был классицизм. В отличие от последнего романтизм почти не имел государственных форм своего выражения (поэтому он не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковую архитектуру, на зодчество малых форм и на направление так называемой псевдоготики). Будучи не столько стилем, сколько общественным художественным движением, романтизм открывал дорогу дальнейшему развитию искусства в ХIХ в., проходившему не в форме всеобъемлющих стилей, а в виде отдельных течений и направлений.
Образцом для подражания становится теперь не Рим, который был идеалом для художников Ренессанса и классицистов XVП в., а Эллада, ибо в греческом искусстве больше тепла, задушевности, поэтичности. Стилизация греческого искусства окрашена романтическим чувством. В моду входит английский ландшафтный парк, с виду не тронутый рукой человека, полная противоположность французскому регулярному. Красота образа складывалась из простоты и ясности пропорциональных членений и форм. Изящество рококо соединено в нем с ясностью рождающегося неоклассицизма. Просветительские идеи не только влияли в целом на развитие искусства, просветители активно вмешивались в его ход. «Салоны» Дидро были первой формой критической литературы по искусству. Утверждение просветительских идей шло от имени третьего сословия, вышедшего на арену истории и заявившего о себе и в искусстве. Романтики нередко идеализировали патриархальное общество, в котором видели царство добра, искренности, порядочности. Поэтизируя прошлое, они уходили в старинные легенды, народные сказки. Романтизм получил в каждой культуре свое собственное лицо: у немцев — в мистике; у англичан — в личности, которая будет противопоставлять себя разумному поведению; у французов — в необычных историях. Что объединило все это в одно течение — романтизм?
Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.
Впервые в романтизме не был полностью переосмыслен язык художественных форм: в известной мере сохранились стилевые основы классицизма, существенно видоизменённые и переосмысленные в отдельных странах (например, во Франции). При этом в рамках единого стилевого направления получила большую свободу развития индивидуальная манера художника.
Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленное собственными историческими условиями и национальными традициями. Первые признаки романтизма появились почти одновременно в разных странах.
Романтизм в искусстве и литературе имеет общие свойственные черты: неприятие современной им буржуазной, мещанской действительности, противопоставление прозе существующего мира мир идеального. Это противопоставление осуществлялось присущими разным видам искусства собственными способами выразительности. Например, противопоставление дня, наполненного суетой, привело поэтов, музыкантов и живописцев к поэтизации ночи, этого странного, порой ирреального мира, живущего по своим законам. Ночной жанр становится любимым в творчестве художников-романтиков. Иногда лирика ночи отступает перед ужасом мрака Неприятие жизни и действительности рождает мотив ухода, бегства от жизни, которое выражается в разных формах, в том числе в жанре путешествия, скитания, чаще всего на Восток. Тема смерти приобретает особый смысл. Излюбленная тема романтиков — герой-бунтарь, трагическая борьба, смятение бурных чувств.
Таким образом, романтизм в широком смысле слова – художественный метод, в котором доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к изображаемым явлениям жизни, тяготение не столько к воспроизведению, сколько к пересозданию действительности, что ведет к развитию в особенности условных форм творчества (фантастика, гротеск, символичность и т. д.), к выдвижению на первый план исключительных характеров и сюжетов, к усилению субъективно-оценочных элементов в речи и к произвольности композиционных связей. Это проистекает из стремления писателя-романтика уйти от не удовлетворяющей его действительности, ускорить ее развитие, или, наоборот, вернуть к прошлому, приблизить в образах желаемое или отбросить неприемлемое. Вполне понятно, что в зависимости от конкретных исторических, экономических, географических и прочих условий характер романтизма менялся, возникали различные его виды. Романтика как основное понятие романтизма есть неотъемлемая часть действительности. Суть ее – мечта, то есть духовное представление о действительности, становящееся на место действительности.
Проявления романтизма настолько разнообразны, что невозможно дать ему единого определения. Романтики подвергли сомнению ценность точных наук и раскрыли роль личности и индивидуального воображения. Их произведения часто передают возвышенные чувства, такие как ужас, отчаяние, торжество и истинную любовь. Движение романтизма прекратило свое существование к середине XIX века, но романтическая тенденция сохранилась и дожила до XX столетия, проявившись в экспрессионизме и неоэкспрессионизме. см. Бирштадт, Уильям Блейк, Гойя, Жерико, Казенс, Констебль, Коул, Мартин, Олстон, Тёрнер, Фридрих, Чёрч, Этти
Глава 4. Основные черты реализма.
К 30-м годам XIX века буржуазия окончательно укрепляет свое господство во Франции и Англии. Развиваются и крепнут буржуазные отношения и в других странах Европы.
Все ярче и отчетливее вырисовывались характерные черты нового общественного порядка. Начиналось господство того бессердечного чистогана, о котором писали К.Маркс и Ф.Энгельс, в «Манифесте Коммунистической партии». Буржуазия утверждала новые правовые нормы и новую правовую мораль.
«В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли»13
На этой почве новым этапом в художественном развитии человечества, в развитии литературы стал критический реализм, основными чертами которого, в определении Ф. Энгельса, являются верность деталей и верность передачи типических характеров в типических обстоятельствах.
Наиболее яркие представители этого направления: Пьер Жан Беранже (1780—1857 гг.), Фредерик Стендаль (Анри-Мари Бейль) (1783—1842 гг.), Оноре де Бальзак (1799—1850 гг.), Чарльз Диккенс (1812—1870 гг.), Генрих Гейне (1797—1856 гг.), Шандор Петефи (1823—1849 гг.) Шарль де Костер (1827—1879 гг.)
В узком смысле слова понятие “реализм” означает конкретно-историческое направление в искусстве XIX века, провозгласившее основой своей творческой программы соответствие правде жизни. Термин был впервые выдвинут французским литературным критиком Шанфлери в 50-х годах XIX века. Этот термин вошел в лексикон людей разных стран применительно к различным искусствам. Если в широком смысле реализм – общая черта в творчестве художников, принадлежащих к разным художественным течениям и направлениям, то в узком смысле реализм является отдельным направлением, отличным от других. Так, реализм противостоит предшествующему романтизму, в преодолении которого он, собственно, и развился. Основой реализма XIX века было резко критическое отношение к действительности, отчего он получил название критического реализма. Особенность этого направления – постановка и отражение в художественном творчестве острых социальных проблем, сознательное стремление вынести приговор негативным явлениям общественной жизни. Критический реализм был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества. Творчество художников этого направления подобно исследованию общественных противоречий. Наиболее ярко идеи критического реализма воплотились в искусстве Франции первой половины XIX века, в творчестве Г.Курбе и Ж.Ф.Милле.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общей закономерностью мирового развития XVII-XIX столетий стало тесное переплетение характерных черт «старого» и «нового» мира, средневековья и последствий английской революции XVII в., показавшей другим странам путь к обновлению.
В недрах «старого порядка» активно зарождаются и идут процессы, свидетельствовавшие о переменах и настоятельно требовавшие их. 14.
Основные политические и социально-экономические процессы, происходившие в мире в XVII-XIX столетиях, не могли не сказаться на состоянии общественных умов, на развитие науки и культуры.

Периоды и движения в искусстве — ранчо Ridge Light Ranch

«Что такое период искусства и движение в искусстве?» Каковы основные периоды и движения в искусстве? Как я могу распознать произведения искусства в каждом из них? Кто известные художники каждого периода и направления?»

Я так рада, что вы спросили! Я отвечаю на все эти вопросы для вас здесь!


Здесь вы можете найти список моих планов уроков рисования, исторически отсортированных по художественным периодам или направлениям.

Если вы преподаете искусство, вас также может заинтересовать моя книга, Любой может научить Ar t, который поможет вам разложить все, что вы хотите знать и рассказать о мире искусства!


Период искусства : более длительный период времени, охватывающий множество различных художников и их произведения изобразительного искусства, музыки, театра и литературы. Период искусства обычно включает в себя несколько художественных движений с общей направленностью или целью. Художники и их произведения искусства обычно группируются историками искусства в период искусства после того, как период пришел и ушел.

Художественное движение: собрание художников и их произведений искусства с общей философией или целью, техникой, стилем или периодом времени. Многие движения сформировали клуб с манифестом, представителем и эксклюзивным арт-шоу.


Древнее искусство, как правило, классифицируется по географическому признаку, поскольку различные культуры оставались относительно изолированными, в результате чего искусство каждой культуры обычно имело особый вид и цель. Этот период обычно включает в себя все, что предшествовало подъему Греции около 800 г. до н.э. Однако в некоторых более уединенных регионах оно включает и более позднее искусство. Месопотамское, кельтское, египетское, африканское, азиатское и доколумбовое (из Америки) искусство включены в этот период искусства.


Классическое искусство греческой и римской империй было сосредоточено на красоте, добродетели и гармонии. Большая часть искусства была сосредоточена вокруг религиозных тем или человеческих форм и включала идеальные пропорции золотого сечения. Греческое и римское искусство включает в себя картины, мозаики, вазы, скульптуры и архитектуру.


Средневековое искусство включает картины, мозаики, архитектуру, гобелены и иллюминированные рукописи. Религиозное и мифологическое искусство создавалось в основном для церквей, поскольку католическая церковь была центром большей части власти и финансирования. Средневековое искусство обычно разбивается на несколько этапов:

Ранние христиане (100-500)

Художники использовали римские средства и стиль, придавая новое христианское значение языческим символам.

Миграция (300-900)

Германские племена оседают в рухнувшей Римской империи и приносят свой стиль декоративного оружия, инструментов и украшений

Византия (313-1453)

видно в их искусстве.

Insular (600-900)

Кельтское средневековое искусство с Британских островов называется Insular Art и известно своими стилизованными фигурами и абстрактными геометрическими узорами.

Романский (963-1120)

Благополучное время привело к появлению оптимистичного, стилизованного, религиозного искусства, рассказывающего людям библейские истории.

Готика (1120-1400)

Византийские, романские и исламские корни привели к сложному искусству с более прямыми линиями, но естественными, классическими пропорциями, пытаясь перенести небо на землю.


Художники эпохи Возрождения использовали реалистичную линейную перспективу и классические идеалы для реалистичного изображения природы и красоты. Эпоха Возрождения разбита на несколько движений:

Раннее Возрождение (1401-1490)

В отличие от Средневековья, Искусство Раннего Возрождения было гораздо более реалистичным и более индивидуалистичным. Художники знали широкий круг предметов и рисовали самые разные предметы, а не только религиозные сцены с недавно объясненной линейной перспективой.

  • Известные художники: Джотто, Мазаччо, Донателло, Фра Анджелико, Боттичелли

Высокое Возрождение (1490–1527)

Постоянное знание самых разных предметов, включая науку, помогло художникам изображать людей в точном ракурсе с эмоциями и выражением. Художники, ориентированные на идеалы красоты и достижение идеальной композиции

  • Известные художники: Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэль

Северное Возрождение (1430-1580)

Это искусство, испытавшее влияние протестантских идей, было более скромным, чем другое искусство Возрождения, но все же очень реалистичным. Популярными стали жанровые картины, изображающие быт, гравюры.

  • Известные художники: Ян ван Эйк, Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель Старший

Венецианская школа (1470-1580)

Это искусство было похоже на искусство Высокого Возрождения, но более красочное и радостное.

  • Известные художники: Тициан

Маньеризм / Поздний Ренессанс: (1530-е – начало 1600-х)

Это было направление конца эпохи Возрождения, когда художники представляли свои эмоции и воображение с помощью визуального диссонанса и нестабильности. Это искусство обычно включало искаженные и скрученные фигуры, а также использовались неестественные цвета и источники света.

  • Известные художники: Эль Греко, Понтромо, Россо

Период искусства с богато украшенными изображениями важных событий, включая королевские или религиозные истории. Художники сосредоточились на использовании глубоких цветов, большого количества деталей, асимметрии, движения, драматизма, символов и высокой контрастности света и тьмы. Этот период часто ассоциируется с католической Контрреформацией, поскольку она противостояла простоте протестантского искусства.

  • Известные художники: Караваджо, Бернини, Ван Дейк, Рембрандт, Вермеер, Гейнсборо, Веласкес

Рококо/позднее барокко (1702-1780)

Это направление в искусстве периода барокко было еще более экстравагантным, чем обычное барокко. Художники использовали театральный уровень драматизма с проработанными деталями и сосредоточились на образе жизни аристократов.

  • Известные художники: Ватто, Буше, Фрагонар

Возврат к греческим и римским идеям логики и разума

  • Известные художники: Дэвид, Энгр, Копли, Стурат

Романтизм: период искусства, когда художники чтили природу, индивидуализм, интуицию и эмоции. Это движение было идиллической и драматической реакцией на неприязнь художников к неоклассическому движению, промышленной революции и эпохе Просвещения.

  • Известные художники: Черч, Коул

Реализм: период искусства, когда художники старались правдиво и точно изображать свои предметы. Движение было реакцией на романтизм и промышленную революцию и сосредоточилось на повседневной жизни, даже на неприятных сторонах жизни.

Движение искусств и ремесел (1860-1920)

Это антииндустриальное движение, заимствовавшее элементы средневекового и романтического периодов, выступало за социальные реформы, полагая, что искусство может влиять на общество. Он был сосредоточен на полезности и качестве дизайна и в основном использовался в мебели и архитектуре.

  • Известные художники:

Народное искусство (без конкретных дат)

Стиль искусства, относящийся к культуре, утилитарный (что означает, что помимо красоты он имеет и полезное значение), обычно создаваемый художником без формального художественного образования. Народное искусство не связано с движениями изобразительного искусства.

  • Известные художники: Бабушка Мозес

Американский регионализм (1930–1940-е годы)

Художественное движение в рамках реалистического периода (или его продолжения), когда художники изображали сельский Средний Запад и Глубокий Юг Америки с консервативными, скромными, знакомыми (и несколько идиллическими) сценами из жизни. Созданный во время Великой депрессии, он изображал большие городские районы как источник проблем Америки эпохи депрессии. Это также было реакцией на нынешний подъем современного искусства и понравилось большинству американцев, которые ничего не понимали в современном искусстве 9. 0005

  • Известные художники: Грант Вуд, Томас Харт Бентон, Норман Роквелл

Модернизм – период искусства, основанный на вере в прогресс и идеализме. Он предполагал, что принципы могут быть использованы для объяснения реальности. Художники-модернисты сосредотачиваются на методах и процессах, а не на ограниченной группе предметов. В отличие от предыдущих периодов искусства, которые имели в основном объединяющие характеристики, этот период искусства включает в себя множество различных художественных направлений.

Импрессионизм: (1872-1892)

Импрессионизм — направление в искусстве и стиль живописи, направленный на запечатление чувств или переживаний обычного предмета на месте (не позже в художественной студии). Искусство включало смелые цвета, чтобы изобразить легкие, видимые мазки кисти и, если смотреть вблизи, внешний вид не в фокусе.

  • Известные художники: Клод Моне, Пьер-Огюст Ренуар, Берта Моризо, Эдгар Дега, Мэри Кассат, Джон Сингер Сарджент

Постимпрессионизм (1886-1905)

Постимпрессионизм — это художественное движение, противодействующее импрессионизму и стремлению импрессионистов изображать свет и цвет естественно. Художники-постимпрессионисты исследовали абстракционизм и сосредоточились на создании искусства, которое было окном в разум и душу художника (где традиционно искусство было окном в мир). Они использовали множество узоров и делали акцент на символизме. В рамках постимпрессионизма было большое разнообразие искусства. Геометрический конец спектра привел к кубизму, а экспрессивный конец привел к абстрактному экспрессионизму.

  • Известные художники: Поль Сезанн, Жорж Сера, Винсент Ван Гог, Анри Руссо

Символизм (1886-1910)

Символизм был художественным движением, в котором художники сосредоточились на субъективном и индивидуалистическом представлении идей и эмоций (а не мира природы) в своем искусстве. Произведения искусства сильно различались по тому, как они выглядели, но содержание, как правило, было мистическим, страстным, эротическим, основанным на страхе или болезненным.

  • Известные художники: Эдвард Мунк, Поль Гоген

Стиль модерн (1890-1910)

Стиль модерн был направлением в искусстве, на которое оказали влияние японское искусство и декоративно-прикладное искусство. Он был очень богато украшен и часто украшен экзотическими растениями. В США это называлось стилем Тиффани.

  • Известные художники: Густав Климт ( Поцелуй ), Tiffany Studios (лампы)

Экспрессионизм: (1905-1933)

Экспрессионизм был художественным движением с центром в Германии, где художник искажает реальность, чтобы выразить эмоции. Они были вдохновлены постимпрессионистами и художниками-символистами.

  • Известные художники: Василий Кандинский

Фовизм (1904-1910)

Фовизм был художественным направлением под названием Les Fauves, что в переводе с французского означает «дикие звери» из-за их чрезвычайно искаженных фигур и неестественно ярких цветов. Фовисты очень интересовались научной теорией цвета и контекстом цвета. Их искусство иногда было абстрактным

  • Известные художники: Анри Матисс, Андре Дерен

Кубизм: (1907-1922)

Кубизм был художественным движением, которое рассматривало предмет с разных точек зрения и изображало его с помощью геометрических фигур, что привело к абстрактному искусству.

  • Известные художники: Пальбо Пикассо ( Авиньонские девицы )

Дадаизм (1916-1924)

Дадаизм был художественным движением, в котором художники сосредоточились на создании сатирических или неприятных произведений искусства, чтобы шокировать самодовольный средний класс и заставить его задавать себе трудные вопросы о материализме, войне и обществе. Во многом это было реакцией на ужасы Первой мировой войны и ассоциировалось с антикапитализмом и крайне левыми.

  • Известные художники: Рауль Хаусманн ( Искусствовед ) Марсель Дюшан ( LHOOQ )

Сюрреализм (1924-1966)

Сюрреализм был художественным движением, выросшим из движения Дада, когда художники под влиянием Зигмунда Фрейда и Карла Маркса стремились направить свое бессознательное на раскрытие чистого воображения без ограничений разума, морали , или эстетика. Искусство этого движения часто бывает странным и нелогичным, но включает в себя точно нарисованные предметы быта.

  • Известные художники: Сальвадор Дали

Абстрактный экспрессионизм (1943-1965)

Абстрактный экспрессионизм — это направление в искусстве, в котором художники восприняли сюрреалистическую идею о том, что искусство должно исходить из бессознательного. Начиная с Нью-Йорка, на него повлияла левая политика, и он соответствовал американскому настроению тревоги и бедствия.

Искусство и художники этого движения делятся на две категории. Художники действия использовали большие жесты для спонтанного создания очень больших абстрактных картин. Группа Color Field Painting использовала жирные области одного цвета для исследования религии и мифов.

С появлением абстрактного экспрессионизма Нью-Йорк стал мировым центром искусства, где раньше был Париж во Франции.

  • Известные художники: Джексон Поллок, Моррис Луис

Современный период все еще раскрывает себя. Пока у нас не будет перспективы истории, мы не сможем полностью узнать, какие атрибуты и идеалы лучше всего характеризуют искусство нашего времени. Кроме того, историки искусства продолжают определять такие термины, как «современный» и «постмодернистский», в мире искусства существуют некоторые разногласия по поводу того, что именно входит в каждый из них. Искусство и художники этих периодов времени также продолжают классифицироваться. Несмотря на все это, есть еще несколько названий художественных направлений, которые попадают в эти временные рамки, которые мы можем изучить.

Постмодернизм (1960-е – настоящее время)

Постмодернизм – это художественный период или движение, являющееся реакцией на утопические идеалы прогресса, ясности и простоты Нового времени. Ему свойственны цинизм и неприятие идеи всеобщей истины и объективной реальности. Охватывая противоречивые смысловые слои, художники верят, что индивидуальный опыт более верен, чем абстрактная идея. Искусство того периода обычно имеет антиавторитарные, мятежные темы и полно иронии, поскольку оно направлено на то, чтобы сломать классы или подорвать подлинность. Это движение включает в себя несколько других направлений, включая поп-арт и концептуальное искусство.

Поп-арт: (1955–1979)

Поп-арт — это направление в искусстве, в котором знаковые или повседневные предметы прославлялись, делая их центром внимания.

  • Известные художники: Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн

Оп-арт (1960-е)

Оп-арт был движением, в котором использовались линии, пространство, повторение, а иногда и цвет для создания иллюзии глубины и движения.

  • Известные художники: Виктор Вазарели, Бриджит Райли

Концептуальное искусство (1960-е)

Концептуальное искусство — это направление в искусстве, которое считает, что идея произведения искусства важнее, чем создание произведения искусства, поэтому искусство не обязательно должно быть физически создано, чтобы быть ценным. Теория также утверждает, что эстетика, выразительность, мастерство и товарность произведения искусства не имеют значения.

  • Известные художники: Марсель Дюшан

Минимализм


  • Tate. org
  • Wikipedia.org
  • Arthistory.net
  • Art.com/artwiki
  • TheArtStory.org

Здесь вы можете найти список моих планов уроков рисования, исторически отсортированных по художественным периодам или направлениям.

Если вы преподаете искусство, вас также может заинтересовать моя книга Любой может научить Ar t, которая поможет вам разложить все, что вы захотите узнать и рассказать о мире искусства!

ИСКУССТВО ИСТОРИЯ СТИЛЯ ПЕРИОДА

ИСКУССТВО ИСТОРИЯ СТИЛЬ ПЕРИОДЫ

Период стиля Описание

Досторический (15000 г. до н.э.) Пещера картины с изображением животных, выполненные свободно, с большой жизненной силой и движением. Небольшая портативная скульптура.

 

Древний Ближний Восток ((от 3500 до 500 до н.э.) Маленькие статуи, Зиккураты, резные рельефы. Какой-то жестокий, какой-то спокойный и скромный. Повествование.

 

Египет (3500–500 гг. до н. э.) Великие памятники (пирамиды гробницы) расписные гробницы, огромные статуи и мелкие изящные работы. Жесткие условности тела (скрученный торс). Очень упорядоченно и строго, много символизма.

 

Греческий (5 век до н.э.) Красота, Гармония, порядок. Идеализированный взгляд на человека. Храмы богов, города, театры и т. д. Настоящая начало «западной культуры». Искусство ради искусства.

 

Римляне (2 век до н.э. – 4 век до н.э.) век нашей эры) Похож на греческий но более реалистично, показывает людей такими, какие они есть на самом деле. Очень повествовательно. Новаторы в архитектуре.

 

Христианский (Запад) (Начало: 3 век н.э.) Темы из Библии. Немного обнаженки. Обучение искусству. Отойдите от реализма к символической форме.

 

Византийский (Восток) (с 6-го по 15-й век) Сохраняет Греческая гармония. Темы из Библии. Мозаики. Не очень реалистично.

 

Исламское (Начало: 7 век) Декоративное искусство, во многом основанное на каллиграфия, слово Божие. Немного цифр. Сказочная архитектура.

 

Средневековый (романский) (12-й век) Ранний Средневековье — тяжелая архитектура, застывшие и часто скрюченные фигуры, нервные, взволнованные стиль.

 

Средневековье (готика) (13-14 вв.) великие соборы (Нотр-Дам) во французском стиле, который распространился по всей Европе. Двигайтесь к реализму как в фигурах, так и в украшение.

 

Итальянское Возрождение (14-16 вв.) Возвращение к идеалам Греческий и римский период. (Возрождение греко-римский стиль). Человек как дворянин, совершенное существо в сочетании с библейскими сюжетами. Преимущественно религиозное искусство.

 

Северное Возрождение (14-16 века) Голландский, фламандский и немецкий Ренессанс. Двигаться к большему реалистичность и больше эмоций.

 

Барокко (XVII век) Берет реализм эпохи Возрождения и добавляет больше движения, драматизма, энергии, света, страсти.

 

Рококо (18 век) Очень декоративный, занятой, беззаботный, богатый.

 

Романтизм (19 век) Высоко эмоциональные, иногда ужасающие или возвышенные образы. Образы из разума или психики — часто литературные связь.

 

Неоклассицизм (19 век) Строго линейный стиль — четкая линия. Прохладный, спокойный, классический.

 

Реализм (19век) Новая тематика: текущие события и современный мир. Пейзажи, натюрморты, жанровые сцены.

 

Импрессионизм (19 век) Съемка эффектов света на поверхностях, особенно в пейзажных мотивах. Кисть более рыхлая, живописные эффекты создание ощущения или «впечатления» от изображения.

 

Постимпрессионизм (19 век) Иногда называют неоимпрессионизмом. Два крыла: одно больше интересовало форма и структура, другое больше интересовало в эмоциях и символизме. 1. Сезанн, Сера. 2. Гоген, Ван Гог.

 

Модерн (19 век) Декоративный, цветочные, нежные узоры — чувственные ритмы и линии арабески.

 

Экспрессионизм (1905)

Фовизм Французский форма экспрессионизма, интенсивный цвет. Плоское пространство, мало или совсем нет линейной перспективы. Лидер: Матисс.

 

Немецкий экспрессионизм — цвет фови, более едкий по настроению, наполненный тоской эмоции. Умереть Брюк и Дер Группа «Блау Райтер». Кирхнер, Нольде, Кандинский, Марк, Бекманн, Кольвиц

 

Кубизм (1907) Граненый, ломаные формы, показывающие сразу много сторон. Некоторые африканские и океанические влияния. Лидер: Пикассо.

 

Международный архитектурный Стиль (1920-е 1970-е) Чистый, гладкая архитектура без украшений.

 

Дада (1916) Антиискусство, антирационализм. Искусство, сосредоточенное на идеях и утверждениях. Лидеры: Тристан Цара и Марсель Дюшан.

 

Сюрреализм (1924) Фокус на подсознание и мир снов и видений. Используется элементы случайности и случайности. Под влиянием современной психологии: Фрейд и Юнг. Руководители: Андре Бретон, Дали, Миро.

 

Абстрактный экспрессионизм (1940–50-е гг.)

Живопись действия Очень личные, выразительные образы и манера письма. Обычно полностью абстрактный (без узнаваемых форм). Очень процессно-ориентированное искусство. Также под влиянием современной психологии — больше Юнга, чем Фрейда.

Горького, де Кунинг, Поллок.

 

Цветовое поле Живопись насыщенная цвет наносится либо плоско, либо с использованием техники окрашивания. Ротко, Франкенталер.

 

Поп-арт (1960-е) Использование элементов коммерческого искусства в качестве изобразительного искусство. Уорхол, Джонс, Ольденбург.

 

Оп-арт (1960-е) Абстрактное искусство, основанное на оптических эффектах.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*