Определение модернизм: Модернизм | это… Что такое Модернизм?

Модернизм | Понятия и категории

МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne – новейший, современный) – общее наименование в первую очередь художественных течений и практик, формировавшихся с конца 19 века; порвав с принципом гуманистически окрашенного реализма, они тем самым бросили вызов преобладавшим эстетическим нормам эпохи, равно как и самой ее морали. Возникающий в это время новый реализм (Э. МанеШ. Бодлер, Э. Золя и др.) даже при известной преемственности формы наполнен необычным содержанием, эпатировавшим общественный вкус: предметом изображения – как живописного, так и литературно-поэтического – становится «низкое», то, что прежней эстетикой относилось скорее к сфере безобразного (знаменитая «Олимпия» Мане, изображавшая публичную женщину, или стихотворение Бодлера «Падаль»)…

Tags: 

Искусство

МОДЕРНИЗМ (франц. modernisme) в религии — течение, сторонники которого считают необходимым приспособление религиозного вероучения к уровню современной науки и к новым явлениям в общественной жизни как важнейшее условие укрепления позиций религии.

Католический модернизм возник в конце 19 — начале 20 веков, виднейшими его представителями были во Франции — А. Луази, Л. Дюшен, М. Блондель, в Германии — Г. Шелль, в Англии — Дж. Тиррелл, в Италии — Р. Мурри, А. Фогаццаро и др.

Tags: 

Религия

МОДЕРНИЗМ — в литературе это термин, означающий одно из художественных направлений XX века, связанное с отходом от каких-либо существующих ранее принципов и предполагающее свободу, а также стремление к постижению нового. Также понятие модернизм часто употребляется для обозначения целой группы стилистических современных течений (например, символизм, экспрессионизм, футуризм и т.д.).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 177.

Tags: 

Литература

МОДЕРНИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ (от франц. moderne — современный) — противоположное традиционализму идейно-теоретическое течение в рамках той или иной религии, отражающее необходимость ее изменения и развития, один из видов приспособления религии и церкви к новым общественно-историческим условиям, изменившимся духовным потребностям людей, включая и религ. сознание верующих. Модернизм религиозный выражает тенденцию к освобождению той или иной разновидности религиозной идеологии от строго фиксированной авторитарно-догматизированной формы и придания ей характера достаточно гибкой, открытой, развивающейся системы, способной быстро реагировать на развитие социальной практики, науки и культуры…

Tags: 

Религия

МОДЕРНИЗМ — неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и — соответственно — идеей онтологического плюрализма. Таким образом, проблема природы «вещи-в-себе» выступает в М. псевдопроблемой, что задает в культуре западного образца вектор последовательного отказа от презумпций метафизики (см. Метафизика, Постметафизическое мышление). К предпосылкам формирования идей М. может быть отнесено:

Tags: 

Искусство

МОДЕРНИЗМ — общее наименование художественно-эстетической системы и направлений в литературе и искусстве, сложившихся в начале XX в. в Европе и России, порвавших с классическими традициями и начавших поиск новых форм и способов художественного осмысления усложняющегося бытия. Для модернистских течений (авангардизм, сюрреализм, фу-туризм, экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, абстракционизм, поп-арт и др.) характерно пере-осмысление места и роли человека в новом индустриальном мире, художественный вызов консервативно-нормативным академическим ценностям.

Tags: 

Искусство

МОДЕРНИЗМ (франц. modernisme — обновление) — общее наименование направлений в литературе, культуре, искусстве, для которых характерны отрицание классических, традиционных форм, разрыв с реализмом, поиск новых эстетических подходов (абстракционизм, кубизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, авангардизм).

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 285.

Tags: 

Искусство

МОДЕРНИЗМ, -а, м. (кон. XIX — нач. XX вв.). Общее название разных направлений в литературе и искусстве конца XIX — начала XX вв., провозгласившее разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов. Классический модернизм. Образец модернизма. Модернизм — ведущее направление в архитектуре XX в., возникшее на основе технических достижений XIX в. течения модернизма.

Tags: 

Искусство

МОДЕРНИЗМ — широкое общекультурное явление, согласно которому наука, мораль и искусство представляют собой самостоятельные сферы культуры и каждое из них должно развиваться в соответствии со своей спецификой и логикой собственного развития. Термин «М.» возникает в раннем средневековье. Модернистами называли христиан, не согласных с каноническим текстом Священного Писания и предлагавших новые, отличные от утвержденной церковью его версии. Чаще всего, однако, под М. имеют в виду искусство конца XIX — первой половины XX в. Принято считать, что М.

Tags: 

Культура

Искусство

Этика

Эстетика

Модернизм в литературе.

Что такое модернизм

Попробуем дать определение модернизму в литературе и описать его значение.

✍️ Модернизм — это Франц Кафка и Джеймс Джойс, Вирджиния Вулф и Марсель Пруст, Михаил Булгаков и Даниил Хармс. Это «Вишневый сад» Чехова и «Лолита» Набокова.

📆 Модернизм приходит на смену реализму. В эпоху реализма все объяснялось социальными вопросами: «Это не я такой, это жизнь такая». Это жизнь заставляет героев принимать сложные решения, порой даже идти на преступление. Неслучайно у Достоевского так подробно описывается город в «Преступлении и наказании». Все, что случилось после разрушения веры в то, что социальные условия полностью определяют жизнь героев, можно называть модернизмом.

🔎 На модернизм повлияли философские течения, научные открытия и открытие психоанализа в 1890-е годы. Благодаря им в литературе становится все меньше запретных тем и ограничений. Модернизм дал писателям ощущение свободы, отсюда его усложненность и бесконечность поиска: ограничений нет, можно все.

⚖️ Чтобы прочувствовать разницу между старой и новой литературой, сравним их.

➡️ Реализм: для писателя важно типическое в героях: каждый герой — продукт времени и среды (Базаров, Раскольников, Болконский, Левин). Задача писателя состояла в том, чтобы увязать типическое с индивидуальным.

Модернизм — эпоха нового отношения к человеку. В литературе категория характера разрушается. Может ли человек описать себя или свой характер несколькими эпитетами, как раньше? Нет. В модернизме персонаж — это всегда либо больше, чем характер, либо меньше, чем характер. Либо это поток и вселенная, либо это гротескные угловатые фигуры, то есть упрощение относительно реалистического характера.

➡️ Реализм: литература пытается отразить объективную реальную жизнь. Это невозможно — и подтверждение этому то, что миры писателей-реалистов непохожи друг на друга. Толстой — это Толстой, Тургенев — это Тургенев.

Модернизм: произведение не пытается отобразить реальную жизнь; она всегда богаче любого «объективного» отражения. Отсюда создается впечатление, что человек в модернистской литературе неоднозначен; он как поток или как река. Человек — это вселенная, он сложен, на него невозможно навесить какие-то эпитеты.

🖋 В модернизме нет единой основы. Весь мир зыбучий. Подобное встречалось в литературе барокко, где все колеблется, нет жесткой платформы, на которой выстраивается литературное «здание». Отсюда создается ощущение неустойчивости, противоречивости, хаотичности.

❓ По каким еще чертам можно узнать модернистский текст?

👉 Мифологемы и архетипы. То есть мифологические образы из античной культуры, христианской культуры. Например, Джойс в «Улиссе» опирается на миф об Одиссее. Мифов в литературе модернизма очень много. Так реализуется потребность что-то забрать из предшествующей культуры и вписывать это в новую конструкцию.

📝 Внимание к аллюзиям и намекам. Манера делать культурные отсылки, то есть включать в свое произведение намеки на другие произведения, тем самым развивая интертекстуальность — черта модернизма. Набоков, Бродский, Элиот постоянно связывают тексты между собой. Такое чувство, что каждый текст — это надстройка над уже существующими в культуре вещами.

⚡️ Почему литературу модернизма важно читать и понимать? Модернизм открыл много нового: он расширил рамки привычного литературного повествования, герои стали мыслить не только в настоящем времени и начали выходить за пределы хронотопа. Появились техники внутреннего монолога и потока сознания, а многие темы, которые раньше были в литературе под запретом, вышли на поверхность. Обо всех открытиях модернистов мы будем подробнее говорить в этой теме.

Модернизм | Определение, характеристики, история, искусство, литература, период времени, постмодернизм и примеры

Джакомо Балла: динамика собаки на поводке

Смотреть все медиа

Дата:
в. 1890 — г. 1950
Значительные работы:
Пустошь Поминки по Финнегану Четыре квартета Авессалом, Авессалом! Песня о любви Дж. Альфреда Пруфрока
Похожие исполнители:
Вирджиния Вульф Т.С. Элиот Уильям Фолкнер Джозеф Конрад Джеймс Джойс

Просмотреть весь соответствующий контент →

Популярные вопросы

Что такое модернизм?

В литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, танце и музыке модернизм был разрывом с прошлым и одновременным поиском новых форм выражения. Модернизм способствовал периоду экспериментов в искусстве с конца 19 века.до середины 20-го века, особенно в годы после Первой мировой войны.

Что сделал модернизм?

Все виды искусства искали аутентичный ответ индустриализации и урбанизации конца 19 века. В литературе модернистские писатели, такие как Генри Джеймс и Вирджиния Вульф, отказались от традиционной преемственности, вместо этого используя повествование в виде потока сознания. Такие художники, как Эдуард Мане, отказались от унаследованных представлений о перспективе и моделировании. Архитекторы искали уникальные формы для новых технологий. Хореографы восстали как против балетных, так и против интерпретационных традиций, а композиторы использовали непроверенные подходы к тональности.

Где сегодня модернизм?

Ученые предполагают, что модернизм закончился где-то после Второй мировой войны, между 1950-ми и 1960-ми годами. Во всех искусствах произошли заметные сдвиги: писатели обратились к иронии и самосознанию; визуальные художники сосредоточились на процессе, а не на готовом продукте; постмодернистские архитекторы использовали украшение ради украшения; хореографы заменили обычные танцевальные шаги простыми движениями, включая перекатывание, ходьбу и прыжки; а композиторы отказались от таких традиционных формальных качеств, как гармония, темп и мелодия.

Модернизм , в изобразительном искусстве разрыв с прошлым и одновременный поиск новых форм выражения. Модернизм способствовал периоду экспериментов в искусстве с конца 19-го до середины 20-го века, особенно в годы после Первой мировой войны. достижения в науке и социальных науках (например, теория Фрейда), модернисты чувствовали растущее отчуждение, несовместимое с викторианской моралью, оптимизмом и условностями. Новые идеи в психологии, философии и политической теории вызвали поиск новых способов выражения.

Модернистский импульс подпитывается в различных литературах индустриализацией и урбанизацией, а также поиском подлинного ответа на сильно изменившийся мир. Хотя довоенные произведения Генри Джеймса, Джозефа Конрада и других писателей считаются модернистскими, модернизм как литературное движение обычно ассоциируется с периодом после Первой мировой войны. Чудовищность войны подорвала веру человечества в основы западного общества и культуры. , а послевоенная модернистская литература отражала чувство разочарования и фрагментации. Основная тема Т.С. Длинное стихотворение Элиота «Бесплодная земля » (1922 г.), оригинальное модернистское произведение, представляет собой поиск искупления и обновления в стерильном и духовно пустом ландшафте. Поэма с фрагментарными образами и неясными аллюзиями типична для модернизма тем, что требует от читателя активной роли в интерпретации текста.

Элиот не был доминирующим голосом среди модернистских поэтов. В Соединенных Штатах Роберт Фрост и Карл Сэндберг выразительно описали регионы — Новую Англию и Средний Запад соответственно, — в которых они жили. Гарлемский ренессанс породил богатый кружок поэтов, среди которых были Каунти Каллен, Лэнгстон Хьюз, Клод Маккей и Элис Данбар Нельсон. Гарриет Монро основала Poetry в Чикаго в 1912 году и сделал его самым важным органом поэзии не только в Соединенных Штатах, но и во всем англоязычном мире. В 1920-е годы Эдна Сент-Винсент Миллей, Марианна Мур и Э. Э. Каммингс выразили в своей поэзии дух революции и экспериментирования.

Викторина «Британника»

Современное искусство: кто его создал?

Если вы хотите улучшить свою игру в области современного искусства, эта викторина для вас.

Чувство разочарования и утраты пронизывает большую часть американской модернистской литературы. Это чувство может быть сосредоточено на конкретных людях, а может быть направлено на американское общество или на цивилизацию в целом. Оно может порождать нигилистический, деструктивный импульс или выражать надежду на перспективу перемен. Ф. Скотт Фицджеральд разрушил американскую мечту в Великий Гэтсби (1925), Ричард Райт разоблачил и атаковал американский расизм в Родной сын (1940), Зора Нил Херстон рассказала историю трех браков чернокожей женщины в Их глаза смотрели на Бога (1937), а ранние романы Эрнеста Хемингуэя « И восходит солнце» (1926) и Прощай, оружие (1929) сформулировали разочарование потерянного поколения. Тем временем Уилла Катер рассказывала обнадеживающие истории об американской границе, расположенной в основном на Великих равнинах, в О пионеры! (1913) и Моя Антония (1918), Джон Стейнбек изобразил трудную жизнь рабочих-мигрантов в О мышах и людях (1937) и Гроздья гнева (1939), а Уильям Фолкнер использовал поток монологи сознания и другие формальные приемы, позволяющие порвать с прошлой литературной практикой в ​​ «Шум и ярость » (1929).

По ту сторону Атлантики издание романа Улисса ирландского писателя Джеймса Джойса в 1922 года стало знаковым событием в развитии модернистской литературы. Плотный, длинный и противоречивый роман подробно описывает события одного дня из жизни трех дублинцев с помощью техники, известной как поток сознания, которая обычно игнорирует упорядоченную структуру предложений и включает фрагменты мыслей в попытке уловить поток персонажей. ‘ мыслительный процесс. Некоторые части книги считались непристойными, и Улисс был запрещен в течение многих лет в англоязычных странах. Другие европейские модернистские авторы, чьи работы отвергли хронологическую и повествовательную преемственность, включали Вирджинию Вульф, Марселя Пруста и американскую эмигрантку Гертруду Стайн.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Термин «модернизм» также используется для обозначения литературных движений, отличных от европейских и американских движений начала и середины 20-го века. В латиноамериканской литературе Модернизм возник в конце 19 века в произведениях Мануэля Гутьерреса Нахеры и Хосе Марти. Движение, продолжавшееся до начала 20 века, достигло своего пика в поэзии Рубена Дарио. ( См. также американская литература; Латиноамериканская литература.)

Модернизм | Определение, характеристики, история, искусство, литература, период времени, постмодернизм и примеры

Джакомо Балла: динамика собаки на поводке

Смотреть все медиа

Дата:
в. 1890 — г. 1950
Значительные работы:
Пустошь Поминки по Финнегану Четыре квартета Авессалом, Авессалом! Песня о любви Дж. Альфреда Пруфрока
Похожие исполнители:
Вирджиния Вульф Т.С. Элиот Уильям Фолкнер Джозеф Конрад Джеймс Джойс

Просмотреть весь соответствующий контент →

Популярные вопросы

Что такое модернизм?

В литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, танце и музыке модернизм был разрывом с прошлым и одновременным поиском новых форм выражения. Модернизм способствовал периоду экспериментов в искусстве с конца 19 века.до середины 20-го века, особенно в годы после Первой мировой войны.

Что сделал модернизм?

Все виды искусства искали аутентичный ответ индустриализации и урбанизации конца 19 века. В литературе модернистские писатели, такие как Генри Джеймс и Вирджиния Вульф, отказались от традиционной преемственности, вместо этого используя повествование в виде потока сознания. Такие художники, как Эдуард Мане, отказались от унаследованных представлений о перспективе и моделировании. Архитекторы искали уникальные формы для новых технологий. Хореографы восстали как против балетных, так и против интерпретационных традиций, а композиторы использовали непроверенные подходы к тональности.

Где сегодня модернизм?

Ученые предполагают, что модернизм закончился где-то после Второй мировой войны, между 1950-ми и 1960-ми годами. Во всех искусствах произошли заметные сдвиги: писатели обратились к иронии и самосознанию; визуальные художники сосредоточились на процессе, а не на готовом продукте; постмодернистские архитекторы использовали украшение ради украшения; хореографы заменили обычные танцевальные шаги простыми движениями, включая перекатывание, ходьбу и прыжки; а композиторы отказались от таких традиционных формальных качеств, как гармония, темп и мелодия.

Модернизм , в изобразительном искусстве разрыв с прошлым и одновременный поиск новых форм выражения. Модернизм способствовал периоду экспериментов в искусстве с конца 19-го до середины 20-го века, особенно в годы после Первой мировой войны. достижения в науке и социальных науках (например, теория Фрейда), модернисты чувствовали растущее отчуждение, несовместимое с викторианской моралью, оптимизмом и условностями. Новые идеи в психологии, философии и политической теории вызвали поиск новых способов выражения.

Модернистский импульс подпитывается в различных литературах индустриализацией и урбанизацией, а также поиском подлинного ответа на сильно изменившийся мир. Хотя довоенные произведения Генри Джеймса, Джозефа Конрада и других писателей считаются модернистскими, модернизм как литературное движение обычно ассоциируется с периодом после Первой мировой войны. Чудовищность войны подорвала веру человечества в основы западного общества и культуры. , а послевоенная модернистская литература отражала чувство разочарования и фрагментации. Основная тема Т.С. Длинное стихотворение Элиота «Бесплодная земля » (1922 г.), оригинальное модернистское произведение, представляет собой поиск искупления и обновления в стерильном и духовно пустом ландшафте. Поэма с фрагментарными образами и неясными аллюзиями типична для модернизма тем, что требует от читателя активной роли в интерпретации текста.

Элиот не был доминирующим голосом среди модернистских поэтов. В Соединенных Штатах Роберт Фрост и Карл Сэндберг выразительно описали регионы — Новую Англию и Средний Запад соответственно, — в которых они жили. Гарлемский ренессанс породил богатый кружок поэтов, среди которых были Каунти Каллен, Лэнгстон Хьюз, Клод Маккей и Элис Данбар Нельсон. Гарриет Монро основала Poetry в Чикаго в 1912 году и сделал его самым важным органом поэзии не только в Соединенных Штатах, но и во всем англоязычном мире. В 1920-е годы Эдна Сент-Винсент Миллей, Марианна Мур и Э. Э. Каммингс выразили в своей поэзии дух революции и экспериментирования.

Викторина «Британника»

Современное искусство: кто его создал?

Если вы хотите улучшить свою игру в области современного искусства, эта викторина для вас.

Чувство разочарования и утраты пронизывает большую часть американской модернистской литературы. Это чувство может быть сосредоточено на конкретных людях, а может быть направлено на американское общество или на цивилизацию в целом. Оно может порождать нигилистический, деструктивный импульс или выражать надежду на перспективу перемен. Ф. Скотт Фицджеральд разрушил американскую мечту в Великий Гэтсби (1925), Ричард Райт разоблачил и атаковал американский расизм в Родной сын (1940), Зора Нил Херстон рассказала историю трех браков чернокожей женщины в Их глаза смотрели на Бога (1937), а ранние романы Эрнеста Хемингуэя « И восходит солнце» (1926) и Прощай, оружие (1929) сформулировали разочарование потерянного поколения. Тем временем Уилла Катер рассказывала обнадеживающие истории об американской границе, расположенной в основном на Великих равнинах, в О пионеры! (1913) и Моя Антония (1918), Джон Стейнбек изобразил трудную жизнь рабочих-мигрантов в О мышах и людях (1937) и Гроздья гнева (1939), а Уильям Фолкнер использовал поток монологи сознания и другие формальные приемы, позволяющие порвать с прошлой литературной практикой в ​​ «Шум и ярость » (1929).

По ту сторону Атлантики издание романа Улисса ирландского писателя Джеймса Джойса в 1922 года стало знаковым событием в развитии модернистской литературы. Плотный, длинный и противоречивый роман подробно описывает события одного дня из жизни трех дублинцев с помощью техники, известной как поток сознания, которая обычно игнорирует упорядоченную структуру предложений и включает фрагменты мыслей в попытке уловить поток персонажей. ‘ мыслительный процесс. Некоторые части книги считались непристойными, и Улисс был запрещен в течение многих лет в англоязычных странах. Другие европейские модернистские авторы, чьи работы отвергли хронологическую и повествовательную преемственность, включали Вирджинию Вульф, Марселя Пруста и американскую эмигрантку Гертруду Стайн.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Термин «модернизм» также используется для обозначения литературных движений, отличных от европейских и американских движений начала и середины 20-го века.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*