Определение классицизма: Классицизм это

Содержание

Классицизм — Большая советская энциклопедия

Классици́зм

(от лат. classicus — образцовый)

художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 — начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.

К. формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения (См. Возрождение) и противоборствует активно сосуществующему с ним искусству Барокко, проникнутому сознанием всеобщего разлада, порожденного кризисом идеалов минувшей эпохи. Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), К. являлся своеобразной антитезой ему; за внешней гармонией в К. скрывается внутренняя антиномичность мироощущения, роднившая его с барокко (при всем их глубоком различии). Родовое и индивидуальное, общественное и личное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие (в тенденции) в искусстве Ренессанса как единое гармоничное целое, в К. поляризуются, становятся взаимоисключающими понятиями. В этом отразилось новое историческое состояние, когда политическая и частная сферы начали распадаться, а общественные отношения превращаться в обособленную и абстрактную для человека силу. Идея разума в 17 в. неотделима от идеи абсолютистского (см. Абсолютизм) государства, которое в то время, по словам К. Маркса, выступило «… как всеобщий разум…» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 254), «… как цивилизующий центр, как объединяющее начало общества» (там же, т. 10, с. 431), как сила, способная обуздать феодальную анархию и установить в стране спокойствие и порядок.

Принципы рационализма, соответствующие философским идеям Р. Декарта и картезианства (См. Картезианство), лежат в основе и эстетики К. Они определяют взгляд на художественное произведение как на создание искусственное — сознательно сотворённое, разумно организованное, логически построенное. Выдвинув принцип «подражание природе», классицисты считают непременным условием его строгое соблюдение незыблемых правил, почерпнутых из античной поэтики (Аристотеля, Горация) и искусства, определяющих законы художественной формы, в которой и проявляется разумная творческая воля писателя, превращающая жизненный материал в прекрасное, логически стройное и ясное произведение искусства. Художественное преображение натуры, превращение природы в прекрасную и облагороженную есть одновременно и акт её высшего познания — искусство призвано явить идеальную закономерность мироздания, часто скрытую за внешним хаосом и беспорядком действительности. Поэтому разум, постигающий идеальную закономерность, выступает как начало «высокомерное» по отношению к индивидуальным особенностям и живому разнообразию жизни. Эстетической ценностью для К. обладает лишь родовое, непреходящее, неподвластное времени. В каждом явлении К. стремится найти и запечатлеть его существенные, устойчивые черты (с этим связано обращение к античности как абсолютной надысторической эстетической норме, а также принципы типизации характеров, которые выступают как воплощение каких-либо социальных или духовных сил). Классицистический образ тяготеет к образцу, в котором жизнь остановлена в своём идеально вечном облике, он — особое зеркало, где индивидуальное превращается в родовое, вре

Классицизм — Словарь по культурологии

(лат. classicus – первоклассный, образцовый)

художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII- начала XIX в., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому образцу. Достиг наивысшего расцвета во Франции и других европейских странах в период абсолютизма, а затем в эпоху Просвещения. Архитектуре классицизма присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки и сдержанный декор. Изобразительное искусство отличается логическим развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции, ведущей ролью главного обобщенного рисунка. К середине ХIХ в. классицизм переродился в безжизненный академизм.

Источник: Словарь по культурологии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. классицизм — [аси], классицизма, мн. нет, м. [нем. Klassizismus] (книжн.). 1. Система образования на основе изучения классических древних языков (греческого и латинского). В 70-х и 80-х годах 19 в. в русской школе царил классицизм. Большой словарь иностранных слов
  2. классицизм — КЛАССИЦ’ИЗМ [аси], классицизма, мн. нет, ·муж. (·нем. Klassizismus) (·книж. ). 1. Система образования на основе изучения классических древних языков (греческого и латинского). В 70-х и 80-х годах 19 ·в. в русской школе царил классицизм. Толковый словарь Ушакова
  3. классицизм — Стиль в архитектуре XVIII — первой половине XIX вв., одной из важнейших черт которого явилось обращение к образам и формам античного зодчества (ордерная система с колоннами) как идеальному эстетическому эталону. Москва. Энциклопедический справочник
  4. классицизм — КЛАССИЦИЗМ а, м. classicisme m., > нем. Klassizismus. 1. Направление в литературе и искусстве 17- нач. 19 вв., основанное на подражании античным образцам и связанное с системой строгих правил в воспроизведении действительности.

Классицизм ⚠️ в литературе: определение, признаки и особенности

Понятие классицизма

Классицизм — художественный стиль в европейской культуре периода XVII-XIX веков.

Появление классицизма как направления в искусстве относят к XVII веку. Он сформировался во Франции на волне возрастания критики абсолютизма под влиянием идей Просвещения и философии рационализма Рене Декарта, который возводил человеческую личность в статус высшей ценности бытия.

Основным конфликтом в рамках классицизма стал конфликт страсти и разума, где именно разум всегда должен выходить победителем. Образы лишены индивидуальных черт, они отражают устойчивые социальные и духовные характеристики, не являющиеся уникальными для какого-либо конкретного времени. Целью классицизма является построение лучшего общества.

Что касается пионеров классицизма в рамках различных литературных направлений, то традиционно выделяют следующих представителей:

  • Франсуа Малерб, поэзия. Будучи одним из ключевых лиц французской поэзии того времени, Малерб не стал основателем поэтической школы. Однако его вклад в развитие французского языка и поэзии велик: он провел реформу языка и стиха. Первая подразумевала очищение французского языка от греческих и латинских заимствований, архаизмов, провинциализмов и ориентацию на речь широких слоев населения Парижа, то есть отказ и от региональных диалектов. Для поэтического языка он выдвинул три требования: чистота (отказ от внедрения всех подряд слов), ясность (у каждого слова должно быть строгое значение) и точность (нужно писать так, чтобы язык нельзя было не понять).
  • Пьер Корнель, Жан-Батист Расин, драматургия. Стали основателями французской национальной трагедии как литературного жанра, строили свои произведения на основе конфликта между общественным долгом и личными страстями.
  • Жан де Лафонтент, басня.
  • Никола Буало-Депрео, сатира.
  • Жан Батист Мольер (Поклен), комедия.

В России классицизм начал развиваться после реформ Петра I. М.В. Ломоносов адаптировал правила французской поэтики к русскому языку и выдвинул теорию «трех штилей», различающую высокий, средний и низкий стили в литературе. Особенностью русского классицизма является большая распространенность жанров, требующих от автора оценки действительности: комедия, сатира, басня, ода.

Основные черты

Одним из основных принципов классицизма является обращение к античному искусству как источнику вдохновения. Античная философия и поэзия провозглашались идеалом эстетики, а Аристотель и Гораций стали основными ориентирами. Кроме того, на основе античной драматургии было разработано правило

триединства (Аристотелевы единства) — жесткие ограничения, отклонения от которых не допускалось в классицизме. Этими единствами являются:

  • Единство действия — должен быть один четко выделенный главный сюжет, в то время как второстепенные сводятся к минимуму.
  • Единство места — на протяжении всего произведения действия должны происходить в одном месте.
  • Единство времени — события произведения должны произойти за одни сутки.

При этом стоит отметить, что сам Аристотель в трактате «Поэтика» обязательным считал только единство действия; единство времени было просто распространено в драматургии той эпохи, а про единство места речи вообще не идет.

В классицизме также сложилась строгая иерархия жанров и образов. Жанры подразделяются на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). У каждого из жанров есть свои характерные особенности, смешение которых не допускается каноном. Что касается образов, то в классицистических произведениях всегда есть

строго положительный и строго отрицательный персонаж, они олицетворяют, соответственно, один порок и одну добродетель и являются носителями одного человеческого качества. При этом действия положительных персонажей всегда подчинены разуму, в то время как отрицательных — страстям и эмоциям.

Несмотря на использование классицизмом античности как эталона, целью его было воспитание в людях положительных качеств, прежде всего, чувства долга. В этой связи классицисты обнажали пороки общества через образы, близкие широким массам, передавали с их помощью переживания и страсти обычных людей. Таким образом авторы добивались более глубокого восприятия их произведений и действительно могли рассчитывать на изменения в порочной природе человека.  

Особенности

Сатира

Одной из особенностей классицизма (особенно характерной для России) является развитие сатирического направления.

Сатира — форма обличительной поэзии, где целью критики была не человеческая личность, а ее пороки.

В этой связи образы не обладали индивидуальностью, а представляли собой некие архетипы, наиболее характерные для целевой аудитории. Кроме того, сатирики считали своей задачей просвещение и нравоучение, поэтому, чтобы добиться большего эффекта, изобличали пороки, используя приемы сарказма и иронии.

Национальные образы

Несмотря на ориентацию на античное искусство, классицистические авторы использовали национальные образы. Это связано с тем, что произведения должны быть близки широким массам, отражать местный колорит, а в героях люди должны узнавать себя и своих соседей. Именно так авторы достигали своих целей: указывая на недостатки одних, они подталкивали остальных не повторять ошибок, а следовать чувству долга и голосу разума.

Патриотический пафос

Идеал писателей-классицистов — гражда­нин и патриот, стремящийся трудиться на благо Отечества. Он должен стать активной творче­ской личностью, бороться с общественными по­роками, со всеми проявлениями злонравия и тирании. Такому человеку необходимо отка­заться от стремления к личному счастью, подчи­нить свои чувства долгу. Стремительное развитие идея патриотизма получила в русском классицизме после Отечественной войны 1812 года.

Ода

В рамках классицизма ода как жанр высокой торжественной поэзии получила особое развитие, так как в то время в искусстве было провозглашено торжество общих интересов над личными. Поэтому ода отвечала задачам эпохи лучше, чем любой другой жанр. Массовый интерес могли вызвать лишь те переживания автора, в которых отражались события глобального масштаба.

Ода является жанром строгой формы и строится из трех частей: «приступа» (представления темы), рассуждения (развитие темы с помощью образов) и краткого, но эмоционально сильного заключения.

Жанры в классицизме

Жанры в классицизме делятся на высокие и низкие.

К высоким жанрам относятся:

  • трагедия;
  • ода;
  • дифирамб;
  • героическая поэма.

К низким жанрам относятся:

  • комедия;
  • сатира;
  • эпиграмма;
  • авантюрный роман;
  • бурлескная пародийная поэма;
  • басня.

Примеры произведений

Примеры известных писателей классицизма и их произведения:

  • Пьер Корнель. Трагедии «Сид», «Гораций», «Полиевкт».
  • Вольтер. Трагедии «Эдип», «Брут», «Заира», «Цезарь» и другие, эпопея «Генриада».
  • М.В. Ломоносов. Оды «На взятие Хатина», «На день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны».

Представители ⚠️ классицизма в русской литературе 18-19 века

Классицизм в русской литературе

Определение

Классицизмом (от латинского слова classicus, в переводе образцовый) называют литературное направление, в основе которого лежат идеи рационализма.

Начало классицизм берет во Франции. Направление было сформировано в 18 веке, распространилось по Европе, а затем и в России. Согласно французскому классицизму, личность человека является высшей ценностью.

Более ранняя теологическая картина мира была построена на понимании бога, как центра вселенной. Развитие науки и общественной мысли позволило перевести акцент с бога на человека.

Причиной распространения классицизма в русской литературе стала европеизация культуры. Данный процесс приходится на период со второй половины 18 века по первую половину 19 века. Направление предшествовало другим литературным течениям, которые, так или иначе, содержали в основе идеи классицизма, отрицая их в своих убеждениях.

Особенности классицизма:

  • понятие разума ставится превыше всего;
  • окружающий мир познается умом;
  • актуальность вопросов противостояния разума и чувств, долга и страсти;
  • деление героев произведений на плохих и хороших, при этом положительные персонажи обязательно выглядели презентабельно;
  • соблюдение правила трех единств, включая время, место и действие;
  • интерес к вечным темам, существенным чертам явлений и предметов.

Классицизм активно развивался не только в литературе, но и в других направлениях искусства. На развитие данного течения в России значительное влияние оказали реформы Петра Великого. Расцвет классицизма наблюдался во времена правления Екатерины. В этот период отмечено творчество таких великих писателей, как Михайло Васильевич Ломоносов, Василий Кириллович Тредиаковский, Гавриил Романович Державин, Денис Иванович Фонвизин.

Краткая характеристика направления

Произведения классицизма обладают схожими чертами. Основными характеристиками направления являются:

  1. Иерархия жанров. Из множества можно выделить две основные категории. К «высоким» жанрам относились эпос, трагедия, ода, к «низким» — басня, комедия, сатира. Любое произведение должно было отвечать общепринятым требованиям, не допускалось смешение стилей.
  2. С законом «трех единств» связано время, место и действие. Единство времени предусматривает описание событий, которые не разрываются временем. Действия, как правило, происходили за сутки. К примеру, использование формулы «спустя год» было недопустимо. События обычно развивались на ограниченной территории, что соответствовало требованию единства места. В рамках единства действия допускалось развитие лишь одной сюжетной линии. Повествование должно было быть логичным, четким, стройным и исключать какие-либо ответвления.
  3. Персонажи в произведениях строго разграничивались. Действующие лица могли быть либо положительными, либо отрицательными героями. Такие понятия, как глубокий психологизм или персонажи с противоречивыми чертами характера, отсутствовали.
  4. Герои в литературе обладали конкретной, ярко выраженной особенностью характера. Популярностью пользовался специальный прием, когда персонажи обладали говорящими именами и фамилиями. Действующее лицо могло использоваться в качестве воплощения определенного общественного строя или целой эпохи.
  5. Произведения носили общественно-воспитательную функцию. Классицистическая литература заключалась в каком-либо нравственном уроке. Как правило, в таких повествованиях добро одерживало победу над злом. Отрицательные персонажи терпели поражение и не могли рассчитывать на нравственное перерождение.

Русская литература в направлении классицизма развивалась, исходя из общепринятых тенденций. Однако самобытные черты несколько отличали произведения отечественных авторов от европейских писателей. Особенности произведений:

  1. Государство, а не человек, являлось высшей ценностью. Данное утверждение совмещалось с теорией просвещенного абсолютизма. Согласно таким понятиям роль управления государством должна отводиться мудрому, просвещенному монарху, который требует от подданных служения на благо общества.
  2. Русский классицизм отражался в общем патриотическом пафосе. Писатели проявляли патриотизм и интересовались историческим наследием своей родины. Авторы произведений были хорошо знакомы с историей Российского государства, поэтому нередко поднимали темы национального и исторического характера.
  3. Идеи Просветительства формировали направления гуманности.
  4. Эгоистичность человеческой природы проявлялась в подверженности героев произведений страстям и чувствам, противоречащим разуму. При этом персонажи поддавались воспитанию.
  5. Естественное равенство людей.
  6. Основное противостояние между представителями аристократии и буржуазии.
  7. Центральное место в произведениях отводилось личным переживаниям героев, а также общественным проблемам.
  8. Преобладание сатирической направленности. Популярностью пользовались такие жанры, как сатира, басня, комедия, в которых раскрывались конкретные явления русской жизни.
  9. Национально-историческая тематика преобладала над античной. В роли античности выступала отечественная история.
  10. Жанр оды достигал высокого уровня развития, что наглядно демонстрируется в произведениях М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.
  11. В центре сюжета литературного произведения обычно находился любовный треугольник. Как правило, он состоял из героини, героя-любовника и второго любовника.
  12. Классические комедии заканчивались одинаково. В итоге порок был наказан, а добро торжествовало над злом.

Ориентация авторов на античные образцы

Классицизм более известен, как стиль в искусстве, в основе которого находится подражание античным эталонам. Направление является отражением стремления автора к простоте, целостности и логичности.

Классицизм по своей сути выражается в попытке возрождения старых добрых античных традиций, которые проверены на протяжении столетий. Античные произведения служили для писателей эталонами. Первым русским писателем, который являлся последователем направления классицизма, был Антиох Кантемир.

Представители классицизма

Основоположниками русской литературы считают авторов-классицистов. В эпоху развития данного направления формируется и подвергается преобразованию литературное искусство. Известными писателями классицизма являются В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков и многие другие.

Ломоносов

Великий русский писатель является создателем жанра оды. Произведения М.В. Ломоносова считаются культовыми среди прочих достижений этого выдающегося человека.

Автор редко высмеивал врагов просвещения в отличие от многих других представителей классицизма. Торжественные оды в основе содержали «утверждающее» начало. Поэт нередко отмечал успехи России на полях сражений, достижения торговли мирного времени, науки и искусства.

Ломоносов практически полностью модифицировал грамматику, основываясь на французских канонах, и переработал принципы стихосложения. Писатель стал первым, кто дополнил русскую литературу каноническими принципами классицизма. Определенный стиль создавался, исходя из количественного смешения слов трех родов. Таким образом, зародились «три штиля» русской поэзии. К «высоким» относились церковнославянские слова и русские. Ломоносов придерживался преимущественно «высокого» жанра.

Сумароков

Автор считается создателем русской трагедии. Пьесы А.П. Сумарокова характеризовались идеями патриотизма и описывали события из истории России.

В сочинениях писателя классицизм приобретал иные черты и развивался в дальнейшем его последователями М.М. Херасковым, В.И. Майковым, Я.Б. Княжниным и другими. В жанре отстаивалась позиция неразрывности интересов дворянства и монархии.

Сумароков стал основоположником драматургической системы классицизма. В трагических произведениях часто поднимался вопрос восстания против царского режима управления государством. На такие идеи писателя вдохновляла действительность России тех времен. Ярким примером является политическая трагедия «Дмитрий Самозванец». Автор акцентировал внимание на общественно-воспитательных вопросах, проповедовал высокие гражданские чувства и благородные поступки.

Кантемир

Писатель считается создателем русской сатиры. А.Д. Кантемир – первый из отечественных авторов классицизма, обращался к жанру сатирического стихотворения.

Просветительская деятельность Кантемира была направлена на приобщение русской науки к открытиям европейского научного сообщества того столетия. Читатели в XVIII веке могли ознакомиться не со всеми произведениями великого писателя. Большинство из произведений поступили на публикацию лишь спустя столетие.

Популярные сатиры автора, которые обладают огромным значением для развития русской литературы, распространялись от первого издания в 1762 году с помощью многочисленных рукописных списков. Антиоха Кантемира считают основоположником прочной традиции, которую продолжили в XVIII веке Сумароков, Державин, Радищев, Крылов.

Фонвизин

Писатель поднимал особенно важные и весомые темы, которые актуальны в современном мире и интересны читателям всех возрастных категорий. Д.И. Фонвизин является создателем множества пьес и произведений в жанре драматургии. Творчество автора основано на принципах классицизма. Наиболее популярными творениями Фонвизина являются «Бригадир» и «Недоросль». Произведения представляют собой подлинно самобытную национальную комедию, в основе которой лежат принципы критического реализма.

Вклад писателей, представителей классицизма, в русскую литературу

Зарождение русского классицизма приходится на середину XVIII столетия. Следует отметить, что произведения разных авторов отличались. К примеру, в творчестве Сумарокова можно найти массу отличий от классицизма Ломоносова.

Таким образом, на основе неодинаковых взглядов в литературном направлении формируются отдельные школы. Основная идея произведений сохраняется неизменной. В творчестве авторов-классицистов наблюдаются строгие языковые нормы и правила, четкие границы между добром и злом, преобладающее значение государства.

Вклад писателей-представителей классицизма в русскую литературу заключался в следующем:

  1. Изменение стихосложения, благодаря произведениям М.В. Ломоносова, который способствовал формированию новых правил, что повлияло на дальнейшее развитие русской литературы.
  2. Русская литература приобрела самобытный и неповторимый характер.
  3. Стремительное развитие и повышение качества литературного искусства в России.

Писатели-классицисты преобразили русскую литературу. Благодаря произведениям того времени, был заложен фундамент литературного искусства, определен его характер и вектор для дальнейшего развития. Произведения сравнялись по уровню с западноевропейскими аналогами творчества. В то же время творчество русских писателей отличалось неповторимым характером.

Примеры произведений

Сравнить русский и европейский классицизм представляется возможным с помощью произведений великих писателей данного литературного направления. Яркими примерами творчества отечественных авторов-классицистов являются:

  • Прокопович Феофан – «Риторика», «Поэтика», «Слово похвальное о флоте российском»;
  • Кантемир Антиох Дмитриевич – «К уму своему»;
  • Тредиаковский Василий Кириллович – «Тилемахида», «Новый краткий способ к сложению российских стихов»;
  • Ломоносов Михаил Васильевич – «Ода на взятие Хотина», «Ода на день восшествия…», «Письмо о пользе стекла», «Письмо о пользе книг церковных», «Российская грамматика», «Риторика»;
  • Сумароков Александр Петрович – «Дмитрий Самозванец», «Мстислав», «Семира»;
  • Княжнин Яков Борисович – «Вадим Новгородский», «Владимир и Ярополк»;
  • Фонвизин Денис Иванович – «Бригадир», «Недоросль», «Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим»;
  • Державин Гаврила Романович – «Властителям и судиям», «Памятник», «Фелица», «Бог», «Водопад»;
  • Радищев Александр Николаевич – «Путешествие из Петербурга в Москву», «Вольность».

Значение слова «классицизм» в 10 словарях

(от лат. classicus — образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 — нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров — «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). В литературе (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма «Поэтическое искусство» и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество веймарского периода И. В. Гете и Ф. Шиллера в Германии, оды М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина, трагедии А. П. Сумарокова и Я. Б. Княжнина в России) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для театрального искусства (Мондори, Дюпарк, М. Шанмеле, А. Л. Лекен, Ф. Ж. Тальма, Рашель во Франции, Ф. К. Нейбер в Германии, Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский в России) характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. В музыкальном театре утвердились героика, нормативность и приподнятость стиля, логичная ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы Ж. Б. Люлли во Франции) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа), благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы К. В. Глюка в Австрии). Архитектуре классицизма (Ж. Ардуэн-Мансар, Ж. А. Габриель, К. Н. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси в России) присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором. Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр, скульпторы Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе во Франции, скульпторы Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, живописцы А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, скульпторы М. И. Козловский, И. П. Мартос в России) отличается логичным развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции.

КЛАССИЦИЗМ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи

КЛАССИЦИЗМ, одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. В театральном искусстве это направление утвердило себя в творчестве, прежде всего, французских авторов: Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера. Классицизм оказал большое влияние на русский национальный театр (А.П.Сумароков, В.А.Озеров, Д.И.Фонвизин и др.).

Исторические корни классицизма.

История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране. Классицизм продолжает плодотворно существовать и в 18 – начале 19 вв., пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Как художественная система классицизм окончательно сложился в 17 в., хотя само понятие классицизм родилось позже, в 19 в., когда ему объявили непримиримую войну романтики.

«Классицизм» (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность.

Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления 17 в. Прежде всего, это строгое соблюдение законов жанра, разделение на высшие жанры – оду, трагедию, эпос и низшие – комедию, сатиру.

Законы классицизма характернее всего выразились в правилах построения трагедии. От автора пьесы прежде всего требовалось, чтобы сюжет трагедии, а также страсти героев были правдоподобными. Но понимание правдоподобия у классицистов свое: не просто сходство изображаемого на сцене с действительностью, а согласованность происходящего с требованиями разума, с определенной морально-этической нормой.

Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями – основа эстетики классицизма, которая существенно отличается от концепции героя, принятой в эпоху Возрождения, когда провозглашалась полная свобода личности, а человек объявлялся «венцом Вселенной». Однако ход исторических событий опровергал эти представления. Обуреваемый страстями, человек не мог определиться, найти опору. И только в служении обществу, единому государству, монарху, воплощавшему силу и единство своего государства, личность могла самовыразиться, утвердиться, пусть ценой отказа от собственных чувств. Трагическая коллизия рождалась на волне колоссального напряжения: горячая страсть сталкивалась с неумолимым долгом (в отличие от греческой трагедии роковой предопределенности, когда воля человека оказывалась бессильной). В трагедиях классицизма разум, воля были решающими и подавляли стихийные, плохо управляемые чувства.

Герой в трагедиях классицизма.

Правдивость характеров героев классицисты видели в строгой подчиненности внутренней логике. Единство характера героя – важнейшее условие эстетики классицизма. Обобщивший законы этого направления, французский автор Н.Буало-Депрео в своем стихотворном трактате Поэтическое искусство, утверждает:

Пусть будет тщательно продуман ваш герой,

Пусть остается он всегда собой.

Односторонность, внутренняя статичность героя не исключает, однако, проявления с его стороны живых человеческих чувств. Но в разных жанрах эти чувства проявляются по-разному, строго согласно выбранному масштабу – трагическому или комическому. О трагическом герое у Н.Буало сказано:

Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен,

У вас пусть будет он отважен, благороден,

Но все ж без слабостей он никому не мил…

Он плачет от обид – нелишняя подробность,

Чтоб мы поверили в его правдоподобность…

Чтоб вас венчали мы восторженной хвалой,

Нас должен волновать и трогать ваш герой.

От недостойных чувств пусть будет он свободен

И даже в слабостях могуч и благороден.

Раскрыть человеческий характер в понимании классицистов означает показать природу действия вечных, неизменных в своей сущности страстей, их влияние на судьбы людей.

Основные правила классицизма.

И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства. В трагедии театр учил зрителя стойкости в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного поведения. Герой, как правило, царь или мифологический персонаж являлся главным действующим лицом. Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе.

В 17 в. господствующей стала идея, что только в служении государству личность обретает возможность самоутверждения. Расцвет классицизма был обусловлен утверждением абсолютной власти во Франции, а позже и в России.

Важнейшие нормативы классицизма – единство действия, места и времени – вытекают из тех содержательных предпосылок, о которых шла речь выше. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину цельности. Требование единства времени было тесно связано с единством действия, и в трагедии не происходило много разнообразных событий. Единство места также толковали по разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов. Особо смелые реформаторы решались растянуть действие на тридцать часов. Трагедия должна иметь пять актов и быть написана александрийским стихом (шестистопным ямбом).

Волнует зримое сильнее, чем рассказ,

Но то, что стерпит слух, порой не стерпит глаз.

(Н.Буало)

Авторы.

Вершиной классицизма в трагедии стали произведения французских поэтов П.Корнеля (Сид, Гораций, Никомед), которого называли отцом французской классической трагедии и Ж.Расина (Андромаха, Ифигения, Федра, Гофолия). Своим творчеством эти авторы при жизни вызвали горячие споры по поводу неполного соблюдения регламентированных классицизмом правил, но возможно, именно отступления сделали произведения Корнеля и Расина бессмертными. О французском классицизме в его лучших образцах А.И.Герцен писал: «…мир, имеющий свои пределы, свою ограниченность, но и имеющий свою силу, свою энергию и высокое изящество…».

Трагедия, как демонстрация нормы нравственной борьбы человека в процессе самоутверждения личности, и комедия, как изображение отступления от нормы, показ нелепых и потому смешных сторон жизни, – вот два полюса художественного осмысления мира в театре классицизма.

О другом полюсе классицизма, комедии, Н.Буало писал:

Коль вы прославиться в комедии хотите,

Себе в наставницы природу изберите…

Узнайте горожан, придворных изучите;

Меж них сознательно характеры ищите.

В комедиях требовалось соблюдение тех же канонов. В иерархически упорядоченной системе драматических жанров классицизма комедия занимала место низкого жанра, являясь антиподом трагедии. Она была обращена к той сфере человеческих проявлений, где действовали сниженные ситуации, царил мир быта, своекорыстия, человеческих и общественных пороков. Комедии Ж-Б.Мольера являются вершиной комедий классицизма.

Если домольеровская комедия стремилась главным образом забавлять зрителя, приобщая его к изящному салонному стилю, то мольеровская комедия, вбирая в себя карнавальное и смеховое начало, в то же самое время содержала жизненную правду и типическую достоверность действующих лиц. Однако теоретик классицизма Н.Буало, воздавая должное великому французскому комедиографу как создателю «высокой комедии», одновременно порицал его за обращение к фарсово-карнавальным традициям. Практика бессмертных классицистов вновь оказалась шире и богаче теории. В остальном Мольер верен законам классицизма – характер героя, как правило, заострен на одной страсти. Энциклопедист Дени Дидро ставил в заслугу Мольеру то, что в Скупом и Тартюфе драматург «воссоздал всех скупых и тартюфов мира. Тут выражены наиболее общие, наиболее характерные черты, но это не портрет кого-нибудь из них, поэтому никто из них не узнает себя». С точки зрения же реалистов такой характер является односторонним, лишенным объема. Сравнивая произведения Мольера и Шекспира А.С.Пушкин писал: «У Мольера скупой скуп и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен».

Для Мольера сущность комедии заключалась по преимуществу в критике общественно вредных пороков и в отимистической вере в торжество человеческого разума (Тартюф, Скупой, Мизантроп, Жорж Данден).

Классицизм в России.

За время своего существования классицизм проходит эволюцию от придворно-аристократического этапа, представленного творчеством Корнеля и Расина, до просветительского периода, уже обогащенного практикой сентиментализма (Вольтер). Новый взлет классицизма, революционный классицизм, произошел в период Французской революции. Ярче всего выразилось это направление в творчестве Ф.М.Тальма, а также великой французской актрисы Э.Рашели.

Создателем канона русской классической трагедии и комедии по праву считается А.П.Сумароков. Частое посещение спектаклей европейских трупп, гастролировавших в столице в 1730-е, способствовало формированию эстетического вкуса Сумарокова, его интереса к театру. Драматургический опыт Сумарокова не являлся прямым подражанием французским образцам. Восприятие Сумароковым опыта европейской драматургии произошло в тот момент, когда во Франции классицизм вступил в последний, просветительский этап своего развития. Сумароков следовал, в основном, Вольтеру. Бесконечно преданный театру, Сумароков заложил основы репертуара русской сцены 18 в., создав первые образцы ведущих жанров драматургии русского классицизма. Его перу принадлежит девять трагедий и двенадцать комедий. Законы классицизма соблюдает и сумароковская комедия. «Смешить без разума – дар подлой души», – говорил Сумароков. Он стал основоположником социальной комедии нравов со свойственным ей морализирующим дидактизмом.

Вершиной русского классицизма является творчество Д.И.Фонвизина (Бригадир, Недоросль), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма.

Театральная школа классицизма.

Одной из причин популярности жанра комедии является более тесная, чем в трагедии связь с жизнью. «Себе в наставницы природу изберите», – наставляет Н.Буало автора комедии. Поэтому канон сценического воплощения трагедии и комедии в рамках художественной системы классицизма столь же различен, как сами эти жанры

В трагедии, изображавшей возвышенные чувства и страсти и утверждающей идеального героя, предполагались соответствующие выразительные средства. Это красивая торжественная поза, как на картине или в скульптуре; укрупненные, идеально законченные жесты, изображающие обобщенно-высокие чувства: любовную Страсть, Ненависть, Страдание, Торжество и т.д. Возвышенной пластике соответствовала напевная декламация, ударные акценты. Но внешние стороны не должны были заслонять, по убеждению теоретиков и практиков классицизма, содержательную сторону, показывающую столкновение мысли и страсти героев трагедии. В период расцвета классицизма на сцене происходило совпадение внешней формы и содержания. Когда же наступил кризис этой системы, то оказалось, что в рамках классицизма невозможно показать жизнь человека во всей её сложности. И на сцене утвердился некий штамп, побуждающий актера к застывшим жестам, позам, холодной декламации.

В России, где классицизм появился значительно позже, чем в Европе, намного быстрее изживались внешне-формальные штампы. Наряду с процветанием театра «жестов», декламации и «пения», активно заявляет о себе направление, призывающее словами актера-реалиста Щепкина – «брать образцы из жизни».

Последний всплеск интереса к трагедии классицизма на русской сцене произошел в период Отечественной войны 1812. Драматург В.Озеров создал ряд трагедий на эту тему, использовав мифологические сюжеты. Они имели успех благодаря своему созвучию современности, отразив колоссальный патриотический подъем общества, а также благодаря блестящей игре трагических актеров Петербурга Е.А.Семеновой и А.С.Яковлева.

В дальнейшем русский театр ориентировался, в основном, на комедию, обогащая ее элементами реализма, углубляя характеры, расширяя рамки нормативной эстетики классицизма. Из недр классицизма родилась великая реалистическая комедия А.С.Грибоедова Горе от ума (1824).

Екатерина Юдина

определение классицизма по The Free Dictionary

«Джереми Корбин должен решить, станет ли он лидером, который восстанавливает и укрепляет, или он войдет в историю как лидер лейбористов, сломивший лейбористскую партию», депутат от лейбористской партии Уэс Стритинг о скандале с антисемитизмом «Кто-то однажды сказал, что политики похожи на подгузники — их нужно часто менять — и по той же причине «Комик Барри Крайер» Мы никогда не избегали определенного мужского культурного стремления к женскому молчанию «Классицистка Мэри Берд» Я подумала, «в каком возрасте мы голая больше не красива? Есть ли у нас срок годности? » 53-летняя модель Синди Кроуфорд, которая появляется обнаженной в новой книге. Нам нужна масштабная полицейская операция по случайным остановкам и обыскам, а также дополнительные места содержания под стражей для тех, кого поймали с ножами. Энн Виддекомб назвала лояльной оппозицией Так называемая лояльная оппозиция короны полностью трансформируется по мере ее появления. отклоняется так далеко в сторону антибританских жестких левых, что становится неотличимым от британской коммунистической партии Писатель Фредерик Форсайт Если вы не слишком стойкие в моем отношении, то сдавайтесь, дорогая классицистка Мэри Берд О, не верьте всей этой чуши Принца Уэльского, когда его спросили по радио, занимал ли он собственное место в унитазе с ним во время заграничных поездок: «Хотя мы думаем о Древней Греции как о чудесном демократическом месте, у нее было жесткое мнение об исключении тех людей, чьи формы тела не подходили. — горе пожилым, толстой или дряблой «классицистке Мэри Берд».Написанный в честь выхода на пенсию классика Джорджии Ксантакис-Караманос из пользовательского интерфейса, я был поражен этим отрывком из последней книги канадского поэта, классика и переводчика: «Ева изменяет историю человечества, оставляя свободную отметку на Адамовом яблоке. : НОВЫЕ СЕКРЕТЫ С МЭРИ БЕАРД BBC1, 21:00 Известный классик и телеисторик исследует, какой была жизнь 2000 лет назад в Помпеях. Во время лекции известный британский классик, философ и этик профессор доктор Джон Эдмунд Хейр сказал, что каждый человек следует относиться одинаково.Как классик ее вдохновляла нарратология; и теперь она хочет ответить взаимностью, предложить что-то взамен нарратологам, а именно показать информацию, насколько нарратология актуальна уже для изучения классических текстов. «Они заставляют меня чувствовать себя так близко к прекрасному, насколько я когда-либо получу» — Классик Мэри Берд о своей любви к гламурной обуви. Ну да, но этого было бы недостаточно, чтобы заполнить двухсерийный документальный фильм, поэтому классик доктор Майкл Скотт собирается копнуть немного глубже Бернард Нокс воевал во Второй мировой войне. , а Миллер рассказывает историю будущего классика о том, как он нашел «Энеиду» среди руин итальянской деревни, открыл ее и прочитал: «Мир в руинах…. Это также должно прояснить его превращение из вдохновенного графического классика в национального художника (теперь, когда он снова стал домом в Англии), сохраняя солидарность с грозной английской пейзажной традицией, которая простирается, скажем, от сельской местности Джона Констебля до тревог. наполненный мир, направленный Полом Нэшем.

Классицизм и неоклассицизм — определение классицизма и неоклассицизма по The Free Dictionary

класс · си · цизм

(клас’ĭ-сĭз alsoм) также клас-си-изм (-кə-лĭзьм) п.

1. Эстетические установки и принципы, проявленные в искусстве, архитектуре и литературе Древней Греции и Рима и характеризующиеся акцентом на форме, простоте, пропорциях и сдержанности.

2. Приверженность эстетическим ценностям, воплощенным в древнегреческом и римском искусстве, архитектуре и литературе.

3. Классическая стипендия.

4. Греческое или латинское выражение или идиома.

Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание.Авторские права © 2016 Издательская компания Houghton Mifflin Harcourt. Опубликовано Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.

классицизм

(ˈklæsɪˌsɪzəm) или

классицизм

n 1. (Art. век в Европе; антитеза романтизму. Сравните неоклассицизм

2. знание или изучение культуры Древней Греции и Рима

3.

a. греческая или латинская форма или выражение

б. выражение на современном языке, таком как английский, созданное по образцу греческой или латинской формы

Словарь английского языка Коллинза — полное и несокращенное, 12-е издание, 2014 г. © HarperCollins Publishers 1991, 1994, 1998, 2000, 2003, 2006, 2007 , 2009, 2011, 2014

класс • си • цизм

(ˈklæs əˌsɪz əm)

также класс • си • кал • изм

(-ɪ kəˌlɪz əm)

n.

1. принципы или стили, характерные для литературы и искусства Древней Греции и Рима.

2. соблюдение таких принципов.

3. классический стиль в литературе и искусстве или приверженность его принципам.

4. греческая или латинская идиома или форма, особенно один используется на каком-то другом языке.

5. классическая стипендия или обучение.

[1820–30]

класси • цистик, прил.

Random House Словарь колледжа Кернермана Вебстера © 2010 K Dictionaries Ltd. Авторские права 2005, 1997, 1991, Random House, Inc. Все права защищены.

классицизм

1. ранее — имитация греческого и римского искусства.
2. в настоящее время, приверженность принципам этого искусства: ясность исполнения, баланс, соблюдение признанных стандартов формы и сознательное мастерство. — классицист, н. классицизм, прил.

См. Также: Искусство

1. использование композиционных формул и декоративных приемов, основанных на архитектуре Древней Греции или Рима, но часто включающих новые идеи.
2. использование формул и декоративных техник с упором на подчинение утилитарности, чтобы подчеркнуть совершенство формы.

См. Также: Архитектура

литературный стиль, характеризующийся формальным соблюдением традиций структуры, содержания и жанра.- классицизм , n . — classicize , v .

См. Также: Литературный стиль

принципы или стиль классического искусства или литературы. — классицист, н.

См. Также: Antiquity

-Ologies & -Isms. Copyright 2008 The Gale Group, Inc. Все права защищены.

Определение для изучающих английский язык из Словаря учащихся Merriam-Webster

классицизм / ˈKlæsəˌsɪzəm / существительное

/ ˈKlæsəˌsɪzəm /

существительное

Определение классицизма учеником

[noncount] формальный

1 : идеи и стили, распространенные в литературе, искусстве и архитектуре Древней Греции и Рима 2 : традиционный стиль искусства, литературы, музыки, архитектуры и т. д., который обычно изящен и прост с частями, которые удобно организованы

классицизма — WordReference.com Словарь английского языка


WordReference Random House Словарь американского английского языка © 2021
clas • si • cism / ˈklæsəˌsɪzəm / США произношение также clas • si • cal • ism / ˈklæsɪkəˌlɪzəm / USA произношение п. [бесчисленное множество]
  1. Литература, изобразительное искусство принципы или стили, характерные для литературы и искусства Древней Греции и Рима.
  2. Литература: классический стиль в литературе и искусстве. Классицизм удерживал много эмоций от своего искусства и музыки.

Полный словарь американского английского WordReference Random House © 2021
clas • si • cism (класс размер), США произношение n.
  1. принципы или стили, характерные для литературы и искусства Древней Греции и Рима.
  2. соблюдение таких принципов.
  3. классический стиль в литературе и искусстве или приверженность его принципам (в отличие от романтизма ). Ср. классическая (деф.7).
  4. греческая или латинская идиома или форма, особенно один используется на каком-то другом языке.
  5. классическая стипендия или обучение.
Также класс • си • кал • изм (клас ə размер), США произношение класс • си • цис • тик (класс ə размер), США произношение прил.
  • 1820–30; классический + -изм

Краткий английский словарь Коллинза © HarperCollins Publishers ::

классицизм / ˈklæsɪˌsɪzəm /, классицизм / ˈklæsɪkəˌlɪzəm / n
  1. стиль, основанный на изучении греческих и римских образцов, характеризующийся эмоциональной сдержанностью и регулярностью форм, особенно ассоциирующийся с XVIII веком в Европе; противоположность романтизму
    Сравните неоклассицизм
  2. знание или изучение культуры Древней Греции и Рима
  3. греческая или латинская форма или выражение
  4. выражение на современном языке, таком как английский, по образцу греческого или латинского форма

classicism ‘ также встречается в этих записях (примечание: многие из них не являются синонимами или переводами):

классицизм — определение и значение

  • Многие другие современники, часто находившиеся в резком несогласии с Моррасом и его группой, также принимали то, что они называли классицизмом. : Жюльен Бенда, яростный антиромантический полемист, весьма рационалистический по мировоззрению, рекомендовал классицизм.

    КЛАССИЦИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ

  • Будет интересно посмотреть, как выглядит местная форма балета классицизм .

    Ballet в Лондоне: кастинг City Ballet — Блог ArtsBeat — NYTimes.com

  • Будет интересно посмотреть, как выглядит местная форма балета классицизм .

    Ballet в Лондоне: кастинг City Ballet — Блог ArtsBeat — NYTimes.com

  • На противоположном конце шкалы кинематографического классицизма находится необычный «Симбиопсихотаксиплазма: Take One», мета-фильм Уильяма Гривза 1968 года, который теперь выпущен на DVD компанией Criterion вместе с его современным компаньоном, Symbiopsychotaxiplasm: Take 2½.

    GreenCine Daily: DVD, 17 декабря.

  • Его стиль описывается как классицизм с молодой современной интерпретацией.

    Остин Харрельсон

  • Эти две критические и литературные силы привели к господству так называемого классицизма во Франции.

    Классический курс французского на английском

  • Либералы, с другой стороны, не отвергая классицизма , который является своего рода приемным братом либерализма, поскольку оба ведут свое происхождение от эпохи Возрождения, по-прежнему предпочитали ОДЕССУ: МОЯ СЕМЬЯ И МОЯ ШКОЛА в качестве реального училища.

    Моя жизнь

  • Поэтому просто для удобства мы изучаем произведения восемнадцатого века по трем основным направлениям: период правления так называемого классицизма , возрождение романтической поэзии и начало современного романа.

    Очерки английской и американской литературы: знакомство с главными писателями Англии и Америки, с книгами, которые они написали, и со временами, в которых они жили

  • Сочинения века здесь разделены на три основных подразделения: период правления формализма (ошибочно называемый классицизмом ), возрождение романтической поэзии и развитие современного романа.

    Очерки английской и американской литературы: знакомство с главными писателями Англии и Америки, с книгами, которые они написали, и со временами, в которых они жили

  • Движения, представленные философией Локка, рационализирующей школой теологии и так называемым классицизмом Папы и его последователей, представляют собой разные фазы одного и того же импульса.

    Сэмюэл Джонсон

  • определение french_classicism и синонимы french_classicism (английский)

    Из Википедии, бесплатная энциклопедия

    (перенаправлено с французского классицизма)

    Эта статья, часть серии французской истории искусства, охватывает историю визуального и пластического искусства во Франции 17 века.

    Искусство и архитектура Франции в начале 17 века принято называть барокко. С середины до конца 17-го века французское искусство чаще называют термином Классицизм , который подразумевает соблюдение определенных правил пропорции и умеренности, нехарактерных для барокко, как это практиковалось в Южной и Восточной Европе в тот же период.

    Стиль Людовика XIII

    Основная статья: Стиль Людовика XIII

    В начале 17 века тенденции позднего маньеризма и раннего барокко продолжали процветать при дворе Марии Медичи и Людовика XIII.Искусство этого периода демонстрирует влияние как севера Европы (голландская и фламандская школы), так и римских художников контрреформации. Художники во Франции часто обсуждали достоинства Питера Пауля Рубенса (фламандское барокко, чувственные линии и цвета) и Николя Пуссена (рациональный контроль, пропорции, римский классицизм).

    Была также сильная школа Караваджо, представленная в то время удивительными картинами Жоржа де Ла Тура при свечах. Бедные и бедные изображены на картинах трех братьев Ленен почти по-голландски.На картинах Филиппа де Шампеня присутствуют как пропагандистские портреты министра Людовика XIII кардинала Ришелье, так и другие, более созерцательные портреты людей из секты католических янсенистов.

    Жилая архитектура

    Основная статья: французская архитектура барокко

    Однако при Людовике XIV барокко в том виде, в каком оно практиковалось в Италии, не было во французском вкусе (знаменитое предложение Бернини о перепланировке Лувра было отклонено Людовиком XIV). Через пропаганду, войны и великие архитектурные произведения, Людовик XIV запустил обширную программу, направленную на прославление Франции и его имени.Версальский дворец, первоначально представлявший собой крошечный охотничий домик, построенный его отцом, был преобразован Людовиком XIV в чудесный дворец для праздников и вечеринок. Архитектор Луи Ле Вау, художник и дизайнер Шарль Лебрен и ландшафтный архитектор Андре Ленотр творили чудеса: танцевали фонтаны; странствующие гуляки обнаружили в садах скрытые гроты.

    Первоначальный толчок к преобразованию Версаля обычно связан с частным замком Во-ле-Виконт, построенным для министра финансов Людовика XIV Николя Фуке.Предложив королю пышный праздник в недавно построенной резиденции в 1661 году (Ле Брен, Ле Вау, Ленотр, поэт Лафонтен, драматург Мольер находились под покровительством Фуке), министр был обвинен в растрате средств и был признан виновным. приговорен к пожизненному заключению. Все архитекторы и художники под его покровительством работали над Версалем.

    Двор Людовика XIV

    В этот период министр Людовика Жан-Батист Кольбер установил королевский контроль над кустарным производством во Франции; отныне Франция больше не будет покупать предметы роскоши из-за границы, но сама установит стандарты качества.Этот контроль был также замечен в создании академии живописи и скульптуры, которая поддерживала иерархию жанров живописи («самый благородный», согласно Андре Фелибьену в 1667 году, была исторической живописью), сильное использование живописной риторики, и строгое чувство приличия в предмете. [ необходима ссылка ]

    Мебель и интерьер этого периода упоминаются как в стиле Людовика XIV ; Стиль характеризуется массивной парчой красного и золотого цветов, густой позолоченной лепниной, большими скульптурными сервантами и тяжелой мраморностью. [ необходима ссылка ]

    В 1682 году Версаль был преобразован в официальную резиденцию короля; со временем был построен Зеркальный Зал; другие более мелкие замки , такие как Большой Трианон, были построены на этой территории, и был проложен огромный канал с гондолами и гондольерами из Венеции.

    В юности Людовик XIV пострадал во время гражданского и парламентского восстания, известного как Fronde . Переехав в Версаль, он мог избежать опасностей столицы; он также мог пристально следить за делами знати и мог натравливать их друг на друга и против нового « noblesse de robe ».Версаль превратился в позолоченную клетку: оставить для знатного человека катастрофу, поскольку все официальные обвинения и встречи были сделаны там. Был введен строгий этикет. Слово или взгляд короля могли сделать карьеру или разрушить ее. Сам король следовал строгой ежедневной программе, и уединения было мало. [ необходима ссылка ]

    Благодаря своим войнам и славе Версаля Людовик стал до определенной степени арбитром вкуса и власти в Европе, и его château и этикет в Версале были скопированы другие европейские суды.Однако тяжелые войны в конце его долгого правления и религиозные проблемы, возникшие в результате отмены Нантского эдикта, сделали его последние годы мрачными.

    Добавить комментарий

    *
    *

    Необходимые поля отмечены*