Неоклассицизм это в искусстве: «Неокла́ссика» — происхождение и значение слова
Неоклассицизм в живописи
2/5 — (2 голоса)
Термин «неоклассика» принят в современном искусствознании для определения различных по идеологическому содержанию и социальной направленности художественных явлений XIX-XX веков, присущим обращение к обычаям античного искусства, творчества эпохи Возрождения или классицизма. Сам термин «неоклассицизм» используется также для определения классицизма в искусстве XVIII — XIX веков, в отличие от обозначения классицизма XVII — XVIII веков. Происхождения неоклассицизма обусловлено тяготением противопоставить некие «вечные» ценности эстетики противоречивой и тревожной реальности. Идейный и формальный строй течения, основанного на поиске непосредственного сходства художественных произведений реальности, в неоклассицизме противостоят величавость и идеальность форм и образов, которые «очищенны» от конкретно-исторического содержания.
Неоклассицизм — течение в архитектуре и изобразительном искусстве конца ХІХ – начала ХХ веков, которое возродило интерес ясной пластической форме, к достоянию античности и Ренессанса.
В живописи термин «неоклассицизм» содержит более широкий круг различных художественных направлений. Отдельные, предвосхищающие неоклассицизм, моменты ощущаются уже в искусстве прерафаэлитов (с середины XIX века), однако, впервые как целостное явление он выявился в теоретических пониманиях и практике представителейнеоидеализма Германии (с 1870 годов.), которые усмотрели в пластической чёткости и монументальности классического творчества способ для преодоления «хаоса» реальности.
Для неоклассицизма к. XIX – н. XX вв., который распространился в характере одного из вариантов воздействия на импрессионизм, характерно соединение определенных позднеакадемических течений с программным следованием принципу античного творчества (обычно, периода архаики), иногда — искусства эпохи классицизма и Раннего Возрождения; примечательно для этого времени также плотное соприкосновение неоклассицизма и стилистики «модерна».
Неоклассицизм в различной степени относится к искусству таких мастеров к. XIX – пер. пол. XX веков, как: скульпторы Э. А. Бурдель и А. Майоль во Франции, К. Миллес в Швеции, А. Г. Вигеланн в Норвегии, А. Т. Матвеев, Конёнков С. Т., С. Д. Меркуров в России, И. Мештрович в Югославии, живописцы Ф. Ходлер в Швейцарии, З. Е. Серебрякова, А. Е. Яковлев в России, П. Пюви де Шаванн и М. Дени во Франции.
Отношение к неоклассицизму раскрывают и некоторые направления в живописи 20-30 годов, которые возникли как реакция на футуризм, экспрессионизм и кубизм: регионализм в США, метафизическая живопись в Италии, «неоэнгризм» П. Пикассо во Франции, которая отличалась от перечисленных направлений своей гуманистически-идиллической тональностью. Арсенал художественных средств неоклассицизма использовали официальным творчеством фашистского режима для создания ложномонументального напыщенно- патетического образа, который воплотил культ силы и «сверхчеловека».
Ангелика Кауфман, Бенджамин Уэст, Вильям Адольф Бугро, Владимир Боровиковский,Джованни Баттиста Пиранези, Джозеф Райт, Джон Синглтон Копли, Жак Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр, Карл Брюллов, Михаил Шибанов, Пьер Поль Прюдон , Пьер-Нарцисс Герен, Фёдор Алексеев, Франц Ксавер Винтерхальтер.
Мастера неоклассицизма России осмысливали себя стражами традиций русской культуры, утверждали свои правила в полемике с авангардистами (публикации журнала «Аполлон»).
В изобразительном искусстве неоклассицизм показался в искусстве мастеров, которые объединили в 1904 году в группу Новое общество художников (А. Ф. Гауш, Б. М. Кустодиев, И. А. Фомин, К. Ф. Богаевский, В. А. Щуко, П. И. Нерадовский, Д. Н. Кардовский). В направлении неоклассицизма создавали свои творения Б. Д. Григорьев, В. И. Шухаев и А. Е. Яковлев, к этому стилю близки скульптурные композиции А. Т. Матвеева и С. Т. Конёнкова, картины К. С. Петрова-Водкина и их строгая пластика.
Направления и стили в искусстве — Неоклассицизм
- Просмотров: 33466
Рейтинг: 5 / 5
Пожалуйста, оцените Оценка 1Оценка 2Оценка 3Оценка 4Оценка 5Неоклассицизм, термин применяемый в российском искусствознании
Неоклассицизм, неоклассика, термин, принятый в современном искусствознании для обозначения различных по социальной направленности и идеологическому содержанию художественных явлений последней трети XIX-XX вв.
В архитектуре выделяются 3 периода наиболее широкого распространения неоклассических течений, связанных большей частью с традициями классицизма: первый, начавшийся около 1910 и в ряде стран продолжавшийся до середины 20-х гг. ; второй, захвативший в основном 30-е гг.; третий, начавшийся в конце 50-х гг. В первый период логика организации классической формы и её лаконизм были выдвинуты как антитеза стилистическому произволу и избыточной декоративности архитектуры эклектизма и стиля «модерн». В ряде стран неоклассицизм этого периода использовал новые конструктивные приёмы, выработанные «модерном», и содержал в себе определенные рационалистические тенденции (творчество О. Перре и Т. Гарнье во Франции, П. Беренса в Германии, А. Лоза и О. Вагнера в Австрии, Г. Асплунда в Швеции и др.). В русской архитектуре 1910-х гг. преобладающим было стремление утвердить основные принципы архитектурной классики (И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, В. А. Щуко и др.), хотя в те же годы к стилизации классических мотивов обратились и представители русского «модерна» (Ф. О. Шехтель, Ф. И. Лидваль, С. У. Соловьёв и др.). В США, Франции и Великобритании неоклассицизм 1910-30-х гг., развивался преимущественно в официальной архитектуре и отличался парадной представительностью и подчёркнутой монументальностью.
В 1930-е гг. средства неоклассицизма, в их гипертрофированно монументальных, подчёркнуто огрублённых формах, широко использовались в архитектуре Италии (М. Пьячентини и др.) и Германии (П. Л. Трост и ряд других) для создания сооружений, служивших целям пропаганды фашистской идеологии. С конца 50-х гг. неоклассицизм развивался преимущественно в архитектуре США; среди наиболее значительных сооружений этого направления в официальном и коммерческом строительстве — Линкольн-сентер в Нью-Йорке (1960-е гг., архитекторы Ф. Джонсон, У. Харрисон, М. Абрамовиц, Э. Сааринен), здания которого образуют строгое и симметричное обрамление прямоугольной площади.
В изобразительном искусстве термин «неоклассицизм» охватывает более широкий круг разнообразных художественных течений. Некоторые предвосхищающие неоклассицизм моменты ощутимы уже в творчестве прерафаэлитов (с середины XIX в.), но впервые как относительно целостное явление он проявился в теоретических суждениях и практике представителей немецкого неоидеализма (с 1870-х гг.), усмотревших в монументальности и пластической чёткости классического искусства средство для преодоления «хаоса» действительности. Для неоклассицизма конца XIX — начала XX вв., распространившегося в качестве одного из вариантов реакции на импрессионизм, характерно сочетание определенных позднеакадемических тенденций с программным следованием принципам античного искусства (как правило, периода архаики), реже — искусства эпохи Раннего Возрождения и классицизма; примечательно для этого периода также тесное соприкосновение неоклассицизма со стилистикой «модерна». Термин «неоклассицизм» в различной степени приложим к творчеству (или отдельным его сторонам) таких мастеров конца XIX — первой половины XX вв., как скульпторы А. Майоль и Э. А.
Лит.: ВИА, т. 11, М., 1973; А. Н. Бенуа, Русский неоклассицизм. Возрождение классики, в кн.: А. Бенуа размышляет…, М., [1968]; Е. А. Борисова, Неоклассицизм, в кн.: Е. А. Борисова, Т. П. Каждан, Русская архитектура конца XIX — начала XX в., М., 1971; Л. Рейнгардт, «Новая вещественность» и риджионализм, в сб.: Модернизм, 3 изд., М., 1980.
- Неоимпрессионизм
- Неореализм
Неоклассицизм | Тейт
Художественный термин
Неоклассицизм был особенно чистой формой классицизма, возникшей примерно в 1750 году
После открытия римских руин Помпеи, а также публикации в 1764 году очень влиятельной истории древнего искусства немецкого ученого Винкельмана, в восемнадцатом веке произошел бурный расцвет классицизма в искусстве, архитектуре и дизайне.
В Великобритании его можно увидеть в картинах сэра Джошуа Рейнольдса, Бенджамина Уэста и Джеймса Бэрри, а также в скульптуре Джона Флаксмана, чьи иллюстрации к « Одиссее » Гомера особенно отражают этот интерес. Неоклассицизм также оказал важное влияние на архитектуру, особенно в Шотландии (Александр «Греческий» Томсон), но также, например, в Зале Святого Георгия в Ливерпуле; Арка Юстон (снесена) и Британский музей в Лондоне.
Содержит ли этот текст неточную информацию или язык, который, по вашему мнению, нам следует улучшить или изменить? Мы бы хотели получить от Вас отзывы.
Левый Верно
Термин «классицизм» используется для описания искусства, отсылающего к древнегреческому или римскому стилю
Основанные в эпоху Возрождения и получившие широкое распространение к XVII веку, академии представляли собой управляемые художниками организации, целью которых было повышение профессионального статуса художников, а также обеспечение обучения
Термин «историческая живопись» был введен в семнадцатом веке для описания картин, сюжеты которых взяты из классической истории и мифологии, а также из Библии — в восемнадцатом веке он также использовался для обозначения более поздних исторических сюжетов
Нарративное искусство — это искусство, рассказывающее историю
избранных художников в коллекции
Левый Верно
1723–1792
1738–1820
1741–1806
1741–1807
1755–1826
избранных работ в коллекции
Левый Верно
Неоклассицизм | Национальные галереи Шотландии
Европейский стиль искусства и архитектуры, основанный на древнегреческих и римских образцах, с особым вниманием к простоте и дисциплине. Впервые он появился в 1750-х годах после открытия древних археологических раскопок в Греции и Риме. С тех пор такие идеалы возрождались в разные моменты истории и контрастировали с более декадентскими и динамичными стилями, такими как барокко.
Истоки стиля: возрождение классики
В конце восемнадцатого века возник всплеск интереса к древней классической древности, который длился почти столетие. Распространяясь на все аспекты культуры, включая литературу, живопись, скульптуру, архитектуру и городское планирование, стиль стал известен как неоклассицизм. Этому обновлению древнего искусства способствовало открытие захороненных римских городов в Геркулануме и Помпеях, впервые раскопанных примерно в 1738 году. Редкие находки из этих мест были проиллюстрированы в виде гравюр в различных отчетах и подробно описаны чрезвычайно влиятельным немецким историком Иоганном Иоахимом Винкельманом. . В его Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре (1750 г. ) он призвал современных художников подражать точности старого порядка, написав: «Единственный способ для нас стать великими, возможно, неподражаемыми, — это подражать древним. .’ Его сочинения сыграли ключевую роль в развитии неоклассического стиля, наряду с другими известными публикациями, в том числе «Письмо об открытиях в Геркулануме» (1762 г.) и «История древнего искусства» (1764 г.).
Неоклассический стиль, который постепенно возник по всей Европе, сосредоточился на четких линиях, чистоте и точности, что резко контрастировало с легкомыслием и чрезмерной декоративностью предшествующих стилей барокко и рококо. Еще одно ключевое влияние на неоклассический стиль оказало Просвещение, или «Эпоха разума», с его акцентом на научный прогресс и открытия, вызвавшие более широкий общественный интерес к рационализму, логике и разуму. Художники-неоклассики увидели в древнем искусстве потенциал цивилизовать, реформировать и преобразовать общество, уже перестроенное в результате промышленной революции.
Неоклассическая живопись
Стили живописи, которые стали определяющими для эпохи неоклассицизма, разделяли склонность к строгим линиям, упрощенным телам, уплощенному живописному пространству и минимальным настройкам. Цвета, как правило, были приглушенными и интроспективными, в то время как контур и линейный дизайн преобладали над атмосферой и световыми эффектами. Были популярны мифологические сюжеты, взятые из античной и средневековой литературы, такие как поэзия Оссиана, творчество Данте и случаи из реальной истории. Библейские и исторические сцены все чаще изображались со всей серьезностью классической трагедии, часто выбранной для передачи нравоучительного послания. Художники взяли позы и расположение фигур с гравюр древних скульптур и ваз, задрапированных теми же длинными линейными узорами ткани.
Одним из первых художников, исследовавших неоклассический стиль через живопись, был итальянский художник Антон Рафаэль Менгс, чьи масштабные фрески с упорядоченными композициями и мягкой драпировкой сделали Рим первым центром нового стиля. Когда французский художник Жак-Луи Давид получил почетную Римскую премию в 1774 году, он соприкоснулся с картинами Менгса, привнеся те же идеи в свои собственные работы. Во Франции Давид приехал, чтобы определить пик неоклассического стиля, рисуя четкие линии, строгие декорации и искусственное освещение, выделяя его как лидера движения. Размышляя о новом, неоклассическом порядке, он писал: «Художник должен быть философом и не иметь другого проводника, кроме факела разума». Подданные Давида часто проводили сравнения между римскими временами и современной борьбой за свободу во Франции, подчеркивая его собственное участие во Французской революции.
Подобные идеи также начали появляться в Соединенном Королевстве благодаря картинам Бенджамина Уэста, Анжелики Кауфман, Джона Флаксмана и Гэвина Гамильтона. Уэст подчеркивал моральную добродетель и храбрость посредством изображения исторических сцен, таких как огромная картина Александр III из Шотландии, спасенный от ярости оленя благодаря отваге Колина Фицджеральда , 1786 г. , где написано: «Та же истина, что направляет перо историк должен управлять карандашом художника».
Скульптура и архитектура
Неоклассическая скульптура возникла в Европе наряду с живописью, ее основными сторонниками были Жан-Батист Пигаль и его ученик Жан-Антуан Гудон, а также Антонио Канова и Джон Флаксман; Работа Кановы «Три грации » (1815-1817) остается одной из самых знаменитых скульптур своего времени, с длинными жилистыми лоскутами ткани и элегантными изящными фигурами. На многие архитектурные формы повлияли проекты Андреа Палладио с упором на простоту, геометрическую структуру и использование дорических колонн, стиль, который распространился по всей Европе с середины 1700-х годов, замеченный в общественных зданиях, жилых домах и аспектах городского планирования как система сетки, взятая из классических римских примеров. Уильям Генри Плейфер был ведущим шотландским архитектором того времени, спроектировав здания Эдинбургской Королевской шотландской академии и Национальной галереи Шотландии в типичном неоклассическом стиле.