Неоклассицизм это в искусстве: «Неокла́ссика» — происхождение и значение слова

Неоклассицизм в живописи

2/5 — (2 голоса)

Термин «неоклассика» принят в современном искусствознании для определения различных по идеологическому содержанию и социальной направленности художественных явлений XIX-XX веков, присущим обращение к обычаям античного искусства, творчества эпохи Возрождения или классицизма. Сам термин «неоклассицизм» используется также для определения классицизма в искусстве XVIII — XIX веков, в отличие от обозначения классицизма XVII — XVIII веков. Происхождения неоклассицизма обусловлено тяготением противопоставить некие «вечные» ценности эстетики противоречивой и тревожной реальности. Идейный и формальный строй течения, основанного на поиске непосредственного сходства художественных произведений реальности, в неоклассицизме противостоят величавость и идеальность форм и образов, которые «очищенны» от конкретно-исторического содержания.

Неоклассицизм — течение в архитектуре и изобразительном искусстве конца ХІХ – начала ХХ веков, которое возродило интерес ясной пластической форме, к достоянию античности и Ренессанса.

В живописи термин «неоклассицизм» содержит более широкий круг различных художественных направлений. Отдельные, предвосхищающие неоклассицизм, моменты ощущаются уже в искусстве прерафаэлитов (с середины XIX века), однако, впервые как целостное явление он выявился в теоретических пониманиях и практике представителейнеоидеализма Германии (с 1870 годов.), которые усмотрели в пластической чёткости и монументальности классического творчества способ для преодоления «хаоса» реальности.

Для неоклассицизма к. XIX – н. XX вв., который распространился в характере одного из вариантов воздействия на импрессионизм, характерно соединение определенных позднеакадемических течений с программным следованием принципу античного творчества (обычно, периода архаики), иногда — искусства эпохи классицизма и Раннего Возрождения; примечательно для этого времени также плотное соприкосновение неоклассицизма и стилистики «модерна».

Неоклассицизм в различной степени относится к искусству таких мастеров к. XIX – пер. пол. XX веков, как: скульпторы Э. А. Бурдель и А. Майоль во Франции, К. Миллес в Швеции, А. Г. Вигеланн в Норвегии, А. Т. Матвеев, Конёнков С. Т., С. Д. Меркуров в России, И. Мештрович в Югославии, живописцы Ф. Ходлер в Швейцарии, З. Е. Серебрякова, А. Е. Яковлев в России, П. Пюви де Шаванн и М. Дени во Франции.

 Отношение к неоклассицизму раскрывают и некоторые направления в живописи 20-30 годов, которые возникли как реакция на футуризм, экспрессионизм и кубизм: регионализм в США, метафизическая живопись в Италии, «неоэнгризм» П. Пикассо во Франции, которая отличалась от перечисленных направлений своей гуманистически-идиллической тональностью. Арсенал художественных средств неоклассицизма использовали официальным творчеством фашистского режима для создания ложномонументального напыщенно- патетического образа, который воплотил культ силы и «сверхчеловека».

Ангелика Кауфман, Бенджамин Уэст, Вильям Адольф Бугро, Владимир Боровиковский,Джованни Баттиста Пиранези, Джозеф Райт, Джон Синглтон Копли, Жак Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр, Карл Брюллов, Михаил Шибанов, Пьер Поль Прюдон , Пьер-Нарцисс Герен, Фёдор Алексеев, Франц Ксавер Винтерхальтер.

Мастера неоклассицизма России осмысливали себя стражами традиций русской культуры, утверждали свои правила в полемике с авангардистами (публикации журнала «Аполлон»).

В изобразительном искусстве неоклассицизм показался в искусстве мастеров, которые объединили в 1904 году в группу Новое общество художников (А. Ф. Гауш, Б. М. Кустодиев, И. А. Фомин, К. Ф. Богаевский, В. А. Щуко, П. И. Нерадовский, Д. Н. Кардовский). В направлении неоклассицизма создавали свои творения Б. Д. Григорьев, В. И. Шухаев и А. Е. Яковлев, к этому стилю близки скульптурные композиции А. Т. Матвеева и С. Т. Конёнкова, картины К. С. Петрова-Водкина и их строгая пластика.

Направления и стили в искусстве — Неоклассицизм

Просмотров: 33466

Рейтинг: 5 / 5

Пожалуйста, оцените Оценка 1Оценка 2Оценка 3Оценка 4Оценка 5  

Неоклассицизм, термин применяемый в российском искусствознании

Неоклассицизм, неоклассика, термин, принятый в современном искусствознании для обозначения различных по социальной направленности и идеологическому содержанию художественных явлений последней трети XIX-XX вв.

, которым присуще обращение к традициям античного искусства, искусства эпохи Возрождения или классицизма. Термин «неоклассицизм» употребляется также (как правило, в зарубежном искусствознании) для обозначения классицизма в искусстве второй половины XVIII — первой трети XIX вв., в отличие от классицизма XVII — первой половины XVIII вв. Возникновение неоклассицизма (как программного обращения к искусству прошлого) обусловлено стремлением противопоставить некие «вечные» эстетические ценности тревожной и противоречивой реальности. Идейному и формальному строю течений, основанных на поисках непосредственного соответствия художественных произведений действительности, в неоклассицизме противостоят идеальность и величавость форм и образов, «очищенных» от конкретно-исторического содержания.
В архитектуре выделяются 3 периода наиболее широкого распространения неоклассических течений, связанных большей частью с традициями классицизма: первый, начавшийся около 1910 и в ряде стран продолжавшийся до середины 20-х гг.
; второй, захвативший в основном 30-е гг.; третий, начавшийся в конце 50-х гг. В первый период логика организации классической формы и её лаконизм были выдвинуты как антитеза стилистическому произволу и избыточной декоративности архитектуры эклектизма и стиля «модерн». В ряде стран неоклассицизм этого периода использовал новые конструктивные приёмы, выработанные «модерном», и содержал в себе определенные рационалистические тенденции (творчество О. Перре и Т. Гарнье во Франции, П. Беренса в Германии, А. Лоза и О. Вагнера в Австрии, Г. Асплунда в Швеции и др.). В русской архитектуре 1910-х гг. преобладающим было стремление утвердить основные принципы архитектурной классики (И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, В. А. Щуко и др.), хотя в те же годы к стилизации классических мотивов обратились и представители русского «модерна» (Ф. О. Шехтель, Ф. И. Лидваль, С. У. Соловьёв и др.). В США, Франции и Великобритании неоклассицизм 1910-30-х гг., развивался преимущественно в официальной архитектуре и отличался парадной представительностью и подчёркнутой монументальностью.
Принципы неоклассицизма оказали также известное влияние на развитие советской архитектуры второй половины 30-х — начала 50-х гг., а также архитектуры стран Скандинавии, Польши, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, где они нередко сочетались с обращением к мотивам национального зодчества.
В 1930-е гг. средства неоклассицизма, в их гипертрофированно монументальных, подчёркнуто огрублённых формах, широко использовались в архитектуре Италии (М. Пьячентини и др.) и Германии (П. Л. Трост и ряд других) для создания сооружений, служивших целям пропаганды фашистской идеологии. С конца 50-х гг. неоклассицизм развивался преимущественно в архитектуре США; среди наиболее значительных сооружений этого направления в официальном и коммерческом строительстве — Линкольн-сентер в Нью-Йорке (1960-е гг., архитекторы Ф. Джонсон, У. Харрисон, М. Абрамовиц, Э. Сааринен), здания которого образуют строгое и симметричное обрамление прямоугольной площади.
В изобразительном искусстве термин «неоклассицизм» охватывает более широкий круг разнообразных художественных течений. Некоторые предвосхищающие неоклассицизм моменты ощутимы уже в творчестве прерафаэлитов (с середины XIX в.), но впервые как относительно целостное явление он проявился в теоретических суждениях и практике представителей немецкого неоидеализма (с 1870-х гг.), усмотревших в монументальности и пластической чёткости классического искусства средство для преодоления «хаоса» действительности. Для неоклассицизма конца XIX — начала XX вв., распространившегося в качестве одного из вариантов реакции на импрессионизм, характерно сочетание определенных позднеакадемических тенденций с программным следованием принципам античного искусства (как правило, периода архаики), реже — искусства эпохи Раннего Возрождения и классицизма; примечательно для этого периода также тесное соприкосновение неоклассицизма со стилистикой «модерна». Термин «неоклассицизм» в различной степени приложим к творчеству (или отдельным его сторонам) таких мастеров конца XIX — первой половины XX вв., как скульпторы А. Майоль и Э. А.
Бурдель во Франции, А. Г. Вигеланн в Норвегии, К. Миллес в Швеции, И. Мештрович в Югославии, Конёнков С. Т., А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров в России, живописцы Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Пюви де Шаванн и М. Дени во Франции, Л. С. Бакст, З. Е. Серебрякова, А. Е. Яковлев в России. Причастность к неоклассицизму обнаруживают и некоторые течения в изобразительном искусстве 20-30-х гг., возникшие как реакция на экспрессионизм, футуризм, кубизм: «новая вещественность» в Германии и регионализм в США, метафизическая живопись в Италии, «неоэнгризм» П. Пикассо во Франции, отличавшийся от перечисленных течений своей гуманистически-идиллической тональностью. Так же, как и в архитектуре, арсенал художественных средств неоклассицизма использовался официальным искусством фашистских режимов для создания ложномонументальных напыщенно- патетических образов, воплощавших культ силы и «сверхчеловека» (живописцы А. Фуни, М. Сирони и др. в Италии, скульптор А. Брекер и др. в Германии).

Лит.: ВИА, т. 11, М., 1973; А. Н. Бенуа, Русский неоклассицизм. Возрождение классики, в кн.: А. Бенуа размышляет…, М., [1968]; Е. А. Борисова, Неоклассицизм, в кн.: Е. А. Борисова, Т. П. Каждан, Русская архитектура конца XIX — начала XX в., М., 1971; Л. Рейнгардт, «Новая вещественность» и риджионализм, в сб.: Модернизм, 3 изд., М., 1980.

  • Неоимпрессионизм
  • Неореализм
Родительская категория: История | Культура
Категория: Направления | Стили

Неоклассицизм | Тейт

Художественный термин

Неоклассицизм был особенно чистой формой классицизма, возникшей примерно в 1750 году

После открытия римских руин Помпеи, а также публикации в 1764 году очень влиятельной истории древнего искусства немецкого ученого Винкельмана, в восемнадцатом веке произошел бурный расцвет классицизма в искусстве, архитектуре и дизайне.

В Великобритании его можно увидеть в картинах сэра Джошуа Рейнольдса, Бенджамина Уэста и Джеймса Бэрри, а также в скульптуре Джона Флаксмана, чьи иллюстрации к « Одиссее » Гомера особенно отражают этот интерес. Неоклассицизм также оказал важное влияние на архитектуру, особенно в Шотландии (Александр «Греческий» Томсон), но также, например, в Зале Святого Георгия в Ливерпуле; Арка Юстон (снесена) и Британский музей в Лондоне.

Содержит ли этот текст неточную информацию или язык, который, по вашему мнению, нам следует улучшить или изменить? Мы бы хотели получить от Вас отзывы.

Левый Верно

  • Термин «классицизм» используется для описания искусства, отсылающего к древнегреческому или римскому стилю

  • Основанные в эпоху Возрождения и получившие широкое распространение к XVII веку, академии представляли собой управляемые художниками организации, целью которых было повышение профессионального статуса художников, а также обеспечение обучения

  • Термин «историческая живопись» был введен в семнадцатом веке для описания картин, сюжеты которых взяты из классической истории и мифологии, а также из Библии — в восемнадцатом веке он также использовался для обозначения более поздних исторических сюжетов

  • Нарративное искусство — это искусство, рассказывающее историю

избранных художников в коллекции

Левый Верно

  • 1723–1792

  • 1738–1820

  • 1741–1806

  • 1741–1807

  • 1755–1826

избранных работ в коллекции

Левый Верно

Неоклассицизм | Национальные галереи Шотландии

Европейский стиль искусства и архитектуры, основанный на древнегреческих и римских образцах, с особым вниманием к простоте и дисциплине. Впервые он появился в 1750-х годах после открытия древних археологических раскопок в Греции и Риме. С тех пор такие идеалы возрождались в разные моменты истории и контрастировали с более декадентскими и динамичными стилями, такими как барокко.

Истоки стиля: возрождение классики

В конце восемнадцатого века возник всплеск интереса к древней классической древности, который длился почти столетие. Распространяясь на все аспекты культуры, включая литературу, живопись, скульптуру, архитектуру и городское планирование, стиль стал известен как неоклассицизм. Этому обновлению древнего искусства способствовало открытие захороненных римских городов в Геркулануме и Помпеях, впервые раскопанных примерно в 1738 году. Редкие находки из этих мест были проиллюстрированы в виде гравюр в различных отчетах и ​​подробно описаны чрезвычайно влиятельным немецким историком Иоганном Иоахимом Винкельманом. . В его Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре  (1750 г. ) он призвал современных художников подражать точности старого порядка, написав: «Единственный способ для нас стать великими, возможно, неподражаемыми, — это подражать древним. .’ Его сочинения сыграли ключевую роль в развитии неоклассического стиля, наряду с другими известными публикациями, в том числе «Письмо об открытиях в Геркулануме» (1762 г.) и «История древнего искусства»  (1764 г.).

Неоклассический стиль, который постепенно возник по всей Европе, сосредоточился на четких линиях, чистоте и точности, что резко контрастировало с легкомыслием и чрезмерной декоративностью предшествующих стилей барокко и рококо. Еще одно ключевое влияние на неоклассический стиль оказало Просвещение, или «Эпоха разума», с его акцентом на научный прогресс и открытия, вызвавшие более широкий общественный интерес к рационализму, логике и разуму. Художники-неоклассики увидели в древнем искусстве потенциал цивилизовать, реформировать и преобразовать общество, уже перестроенное в результате промышленной революции.

Неоклассическая живопись

Стили живописи, которые стали определяющими для эпохи неоклассицизма, разделяли склонность к строгим линиям, упрощенным телам, уплощенному живописному пространству и минимальным настройкам. Цвета, как правило, были приглушенными и интроспективными, в то время как контур и линейный дизайн преобладали над атмосферой и световыми эффектами. Были популярны мифологические сюжеты, взятые из античной и средневековой литературы, такие как поэзия Оссиана, творчество Данте и случаи из реальной истории. Библейские и исторические сцены все чаще изображались со всей серьезностью классической трагедии, часто выбранной для передачи нравоучительного послания. Художники взяли позы и расположение фигур с гравюр древних скульптур и ваз, задрапированных теми же длинными линейными узорами ткани.

Одним из первых художников, исследовавших неоклассический стиль через живопись, был итальянский художник Антон Рафаэль Менгс, чьи масштабные фрески с упорядоченными композициями и мягкой драпировкой сделали Рим первым центром нового стиля. Когда французский художник Жак-Луи Давид получил почетную Римскую премию в 1774 году, он соприкоснулся с картинами Менгса, привнеся те же идеи в свои собственные работы. Во Франции Давид приехал, чтобы определить пик неоклассического стиля, рисуя четкие линии, строгие декорации и искусственное освещение, выделяя его как лидера движения. Размышляя о новом, неоклассическом порядке, он писал: «Художник должен быть философом и не иметь другого проводника, кроме факела разума». Подданные Давида часто проводили сравнения между римскими временами и современной борьбой за свободу во Франции, подчеркивая его собственное участие во Французской революции.

Подобные идеи также начали появляться в Соединенном Королевстве благодаря картинам Бенджамина Уэста, Анжелики Кауфман, Джона Флаксмана и Гэвина Гамильтона. Уэст подчеркивал моральную добродетель и храбрость посредством изображения исторических сцен, таких как огромная картина Александр III из Шотландии, спасенный от ярости оленя благодаря отваге Колина Фицджеральда , 1786 г. , где написано: «Та же истина, что направляет перо историк должен управлять карандашом художника».

Скульптура и архитектура

Неоклассическая скульптура возникла в Европе наряду с живописью, ее основными сторонниками были Жан-Батист Пигаль и его ученик Жан-Антуан Гудон, а также Антонио Канова и Джон Флаксман; Работа Кановы «Три грации » (1815-1817) остается одной из самых знаменитых скульптур своего времени, с длинными жилистыми лоскутами ткани и элегантными изящными фигурами. На многие архитектурные формы повлияли проекты Андреа Палладио с упором на простоту, геометрическую структуру и использование дорических колонн, стиль, который распространился по всей Европе с середины 1700-х годов, замеченный в общественных зданиях, жилых домах и аспектах городского планирования как система сетки, взятая из классических римских примеров. Уильям Генри Плейфер был ведущим шотландским архитектором того времени, спроектировав здания Эдинбургской Королевской шотландской академии и Национальной галереи Шотландии в типичном неоклассическом стиле.

Добавить комментарий

*
*

Необходимые поля отмечены*