Нарышкинское барокко особенности: архитектура, похожая на праздничный торт » Вcероссийский отраслевой интернет-журнал «Строительство.RU»
история развития, особенности стиля, признаки, отличительные черты, примеры, оформление интерьера
Нарышкинское барокко – аналог европейского стиля. В широком смысле слова это художественное направление. С итальянского переводится – «вычурность, причудливость». Направлению свойственны контрастность, динамичность образов, пышность, царский размах.
…
Оглавление:
- История развития
- Архитектура городов
- Особенности стиля
- Оформление интерьера
- Известные зодчие
История развития
В России первые признаки Нарышкинского барокко как стиля архитектуры появились в конце 17 – начале 18 веков. В те времена происходили перемены, менялся подход к строительству, постепенно отходили от простоты, строгости к более нарядным, экстравагантным формам.
Названием это направление обязано боярскому роду Нарышкиных. В их имениях впервые были построены церкви, сооружения с характерными для него элементами. Новая тенденция стала переходным моментом между старой Москвой и новыми веяниями в Санкт-Петербурге.
В Нарышкинском барокко присутствуют признаки как классики, так и ренессанса, маньеризма.
Архитектура городов
Великолепие Московского барокко можно прекрасно наблюдать в Петергофе, Санкт-Петербурге. Дворцово-парковый ансамбль – сердце всей архитектуры.
Большой Петергофский дворец – центральное здание ансамбля, сооружен в 1714-1725 гг., это памятник архитектуры в стиле нарышкинского барокко.
Лучшими постройками стали:
- Церковь Бориса и Глеба.
- Успенская церковь на Покровке.
- Церковь Святой троицы.
- Храм покрова, многие другие памятники архитектуры.
Шедевральной можно смело назвать Церковь Пресвятой Богородицы в усадьбе Нарышкиных.
Золоченые детали, контраст, яркость, богатство – основные отличительные черты Нарышкинского направления. Во многих строениях видны манерность, театральность:
- необычные колонны, которые возведены для красоты, не несут никакой пользы зданию;
- непонятные фронтоны, пилястры;
- карнизы, кронштейны, многие другие детали декора.
Особенности стиля
Нарышкинское барокко интересно, разнообразно. Включает в себя смешение разных направлений, образов.
Российские архитектурные шедевры, выполненные в стиле барокко, можно разбить на такие подвиды:
- Петровские. Образец – Летний дворец Петра Первого, Меншиковский дворец, Петропавловская крепость.
- Голицына. Отличаются пластичностью, сложностью, многообразием скульптур, орнаментов (Никольская церковь в селе Полтево).
- Нарышкинские.
- Елизаветы. Характеризуются размахом, роскошью. Яркие представители – Зимний дворец, Екатерининский дворец, Большой дворец в Петергофе.
Архитектура выглядит богато. Основные черты стиля – позолота, лепнина, вычурность. Нарышкинское направление связано с узорами, декоративными мотивами, ордерами. Ему присущи:
- Сложные контрастные сочетания больших и маленьких форм.
- Отделка из красного, белого кирпича, позолота, рельефные детали, многообразие сочетаний фантазийных и реалистичных предметов.
- Многоярусность, симметрия деталей.
Русское барокко можно разделить на три основных вида.
Вид | Описание |
Церковное | Гладкие линии, яркие реалистичные орнаменты на стенах. Храмы выглядели нарядно, их можно рассматривать часами, вглядываясь в каждую маленькую деталь |
Дворцовое | Это отдельное искусство. Грациозное, по-царски роскошное. Много золота, декора, пышные формы фасадов, колонны, статуи, разнообразные арки, лестницы |
Крестьянское | Русская душа всегда широка, праздник, веселье для русского человека всегда важны. Крестьяне украшали свои избы, ставни окон красочными росписями, русскими орнаментами, делали резные элементы из дерева |
Оформление интерьера
Внутри здания имеют необычные овальные формы с нечеткими границами. Здесь царит обилие света, зеркальных поверхностей. Много дверных, арочных проемов, присутствуют живописные элементы, интересные решения освещения, лепнина, золочение.
Основные традиции нарышкинского барокко в интерьере:
- Белые стены без нанесения живописных элементов.
- Высота, сложность конфигураций, что создает эффект многослойности здания.
- Использование для украшения интерьера резьбы из дерева. Это объемные скульптуры, элементы мебели.
- Отведение особого места иконостасу. Много золота, ступенчатые формы, каждая икона облачена в шикарную раму с необычной резьбой.
- Дубовые полы из натурального дерева.
- Много света, причудливые царские арки необычных форм, размеров.
Известные зодчие
Самые известные представители стиля:
- Дмитрий Васильевич Ухтомский – великий зодчий того времени. Архитектура Петергофа связана с именем этого известного человека. В его работах можно проследить простоту, структуру сооружений, прямую связь между фасадами здания, декорациями.
- Яков Бухвостов.
Считался основателем Нарышкинского барокко.
- Петр Потапов – зодчий из крепостных. Успенская церковь – одна из его выдающихся работ.
Зодчие использовали орнаментную лепнину с некоторыми элементами русских традиций.
Нарышкинский или Московский стиль позаимствовал свои корни у европейского. Это один из необычных, роскошных видов искусства того времени. Точные границы этого направления определить невозможно. Поэтому некоторые здания часто относят сразу к нескольким стилям архитектуры.
А вам нравятся здания в стиле Нарышкинского барокко? Сохраняйте статью и делитесь ей в социальных сетях.
Подборка видео закрепит знания по теме статьи.
Церковь Покрова в Филях — нарышкинское барокко.
Развитие барокко в России.
Источники:
- https://rcmm.
ru/arhitektura-i-proektirovanie/46853-naryshkinskoe-barokko-arhitektura-pohozhaja-na-prazdnichnyj-tort.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Нарышкинский_стиль
- http://www.regent-decor.ru/lib/articles/architecture/naryshkin-barokko.html
- https://bigenc.ru/fine_art/text/2250345
Нарышкинское барокко | это… Что такое Нарышкинское барокко?
Русское барокко |
---|
Голицынское барокко |
Нарышкинский стиль |
Петровское барокко |
Аннинское барокко |
Елизаветинское барокко |
Екатерининское барокко |
Сибирское барокко |
см. также: |
Украинское барокко |
Нарышкинский стиль (также Нарышкинское или Московское барокко) является условным названием специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв. , начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, прозападноориентированному боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.
Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко), возводимого в европейском духе Санкт-Петербурга[1]. Существовавший одновременно с нарышкинским, более близкий к западноевропейскому барокко голицынский стиль (здания, возведённые в нём иногда причисляют к нарышкинскому стилю либо используют для них обобщённое понятие «московское барокко») оказался лишь эпизодом в истории русского барокко и не смог сыграть подобной важной роли в истории русского зодчества.
Содержание
|
Название
Успенский собор на Покровке, в Москве
Название «нарышскинский» закрепилось за стилем после пристального изучения в 1920-е гг. Церкви Покрова, построенной в принадлежащих в конце XVII в. Нарышкиным Филях[2]. С тех пор нарышкинскую архитектуру иногда называют «нарышкинским», а также, учитывая основной район распространения этого явления, «московским барокко». Однако возникает определённая сложность при сопоставлении этого архитектурного направления с западноевропейскими стилями, и связана она с тем, что стадиально соответствуя раннему возрождению, нарышкинский стиль со стороны формы не поддаётся определению в категориях, сложившихся на западноевропейском материале, в нём присутствуют черты как барокко, так и ренессанса и маньеризма. В связи с этим предпочтительнее использовать имеющий длительную традицию употребления в научной литературе термин «нарышкинский стиль»
Предпосылки к возникновению
В XVII в. в русском искусстве и культуре появилось новое явление — их обмирщение, выражавшееся в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов, в частности, в зодчестве. Примерно со второй трети XVII в. начинается формирование и развитие новой, светской культуры.
В архитектуре обмирщение выражалось прежде всего в постепенном отходе от средневековых простоты и строгости, в стремлении к внешней живописности и нарядности. Все чаще заказчиками строительства церквей становились купцы и посадские общины, что играло важную роль в характере возводимых построек. Был возведён ряд светски нарядных церквей, что однако не находило поддержки в кругах церковных иерархов, которые сопротивлялись обмирщению церковного зодчества и проникновению в него светского начала. Патриарх Никон в 1650-е годы запретил строительство шатровых храмов, выдвинув взамен традиционное пятиглавие, что способствовало появлению ярусных храмов.
Однако влияние светской культуры на русское зодчество продолжало усиливаться, в него также фрагментарно проникали некоторые западноевропейские элементы. Однако после заключения Россией Вечного мира с Речью Посполитой в 1686 г. это явление приобрело больший размах: установившиеся контакты способствовали масштабному проникновению польской культуры в страну. Это явление не было однородным, поскольку тогда восточную окраину Речи Посполитой населяли близкие по культуре, православные украинский и белорусский народы, и часть культуры, в том числе и сугубо национальных элементов, заимствовалась от них[4]. Соединение особенностей различных стилей и культур, а также определённое «переосмысление» их русскими мастерами и определило специфичный характер нового возникнувшего архитектурного направления —
Особенности
Церковь Покрова в Филях
Церковь Бориса и Глеба в Зюзине, Москва
Нарышкинскоий стиль сочетает в себе черты русской архитектуры с элементами центральноевропейского, прежде всего, украинского барокко, элементами «больших» европейских стилей, таких как ренессанс и маньеризм, чертами белорусских ремесленных промыслов, прежде всего, израцового дела. Основным источником заимствований служила расположенная за западными рубежами России Речь Посполитая[5]. Таким образом, на российской почве возник достаточно самобытный стиль, который, будучи основанным в значительной степени на национальных традициях зодчества, органично вписывался в местную архитектуру того времени, привнеся в то же время в строительное искусство России новые черты. Стиль стал весьма произвольной адаптацией барокко для России, в отличие от построек петровского барокко.
Лучшими образцами нарышкинского стиля считаются появившиеся центрические ярусные храмы, хотя параллельно с этой новаторской линией возводилось множество традиционных, бесстолпных, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных пятью главами церквей, обогащённых новыми архитектурными и декоративными формами[6] — прежде всего, заимствованными из западноевропейской архитектуры элементами ордера, обозначившими тенденцию перехода от средневековой безордерной к последовательно ордерной архитектуре[7]. Для нарышкинского стиля также характерна двуцветность сочетания красного кирпича и белого камня, использование полихромных изразцов, позолоченной деревянной резьбы в интерьерах, следующих традициям «русского узорочья» и «травяного орнамента». Сочетание красных кирпичных стен, отделанных белым камнем или гипсом было характерно для зданий Нидерландов, Англии и Северной Германии.
Построенные в нарышкинском стиле здания нельзя назвать подлинно барочными в западноевропейском понимании[8]. Нарышкинский стиль в своей основе — архитектурной композиции — оставался русским, и только отдельные, зачастую едва уловимые элементы декора заимствовались из западноевропейского искусства. Так, композиция ряда возведённых церквей противоположна барочной — отдельные объёмы не сливаются в единое целое, пластично переходя друг в друга, а поставлены один на другой и жёстко разграничены, что соответствует принципу формосложения, типичному для древнерусского зодчества. Иностранцами, равно как и многими россиянами, знакомыми с западноевропейскими образцами барокко, нарышкинский стиль воспринимался как исконно русское архитектурное явление.
Постройки
Одни из первых построек в новом стиле появились в московских и подмосковных имениях боярской семьи Нарышкиных (из рода, которых происходила мать Петра I, Наталья Нарышкина), в которых были возведены светски-нарядные многоярусные церкви из красного кирпича с некоторыми белокаменными декоративными элементами (яркие примеры: Церковь Покрова в Филях, 1690—93 гг., церковь Троицы в Троице-Лыкове, 1698—1704 гг.), которым свойственны симметричность композиции, логичность соотношений масс и размещения пышного белокаменного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры, служит средством зрительно связать многосоставный объём постройки.
«Церковь Покрова в Филях… — лёгкая кружевная сказка… чисто московская, а не европейская красота… Оттого-то стиль московского барокко имеет так мало общего с барокко западноевропейским, оттого он так неразрывно спаян со всем искусством, непосредственно ему на Москве предшествовавшим, и оттого для каждого иностранца так неуловимы барочные черты.
Игорь Грабарь, русский искусствовед
Церковь Покрова в Филях построена по принципам формосложения, типичным для русской архитектура XVII в., представляя собой ярусный пятиглавый храм, в котором жёстко разграниченный объёмы колокольни и церкви расположены на одной вертикальной оси, так называемый восьмерик на четверике. Четверик, окружённый полукружиями апсид — собственно сама церковь Покрова, а расположенный выше, на следующем ярусе, восьмерик — церковь во имя Спаса Нерукотворного, перекрытая восьмилотковым сводом[9]. На нём возвышается ярус звона, выполненный в форме восьмигранного барабана и увенчанный ажурной позолоченной гранёной главой-луковкой, в то время как оставшиеся четыре главы завершают апсиды церкви. У основания церкви расположены гульбища, окружающие церковь просторные открытые галереи. В настоящее время стены храма выкрашены в розовый цвет, подчёркивающий белоснежные декоративные элементы постройки.
Аналогичные черты имеет полностью белоснежная церковь Троицы, расположенная в другой усадьбе Нарышкиных, Троице-Лыково, и возведенная Яковом Бухвостовым. С именем это крепостного по происхождению зодчего связаны и многие другие постройки в нарышкинском стиле[10]. Показательно, что в постройках Бухвостова присутствуют элементы намеренно введённого западноевропейского ордера (соответствующая терминология используется и в подрядной документации), однако применение им ордерных элементов отличается от принятого в европейской традиции: главным несущим элементом, как и в древнерусской архитектурной традиции, остаются стены, почти исчезнувшие из виду среди многочисленных элементов декора.
Ещё одним выдающимся строением в нарышкинском стиле являлась построенная крепостным зодчим Петром Потаповым для купца Ивана Матвеевича Сверчкова тринадцатиглавая Успенская церковь на Покровке (1696—99 гг.)[11], которой восхищался Бартоломео Расстрелли-мл., а Василий Баженов ставил её в один ряд с храмом Василия Блаженного. Церковь была настолько живописна, что даже Наполеон, распорядившийся взорвать Кремль, выставил возле неё специальную охрану, дабы она не была поражена начавшимся в Москве пожаром[12]. До настоящего времени церковь не дошла, поскольку была разобрана в 1935—36 гг. под предлогом расширения тротуара.
Меншикова башня возле Чистых прудов
В традициях нарышкинского стиля были перестроены многие церкви и монастыри, что отразилось, в частности, на ансамблях Новодевичего[13] и Донского монастырей, Крутицкого подворья в Москве. В 2004 г. комплекс Новодевичего монастыря был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе, в качестве «выдающегося образца так называемого „московского барокко“» (критерий I), а также как «выдающийся пример исключительно хорошо сохранившегося монастырского комплекса, детально отображающий „московское барокко“, архитектурный стиль конца XVII в.» (критерий IV)[14]. В монастыре сохранены стены и ряд церквей, построенных либо перестроенных в нарышкинском стиле.
В архитектуре Петербурга начала XVIII в. нарышкинский стиль не получил дальнейшего развития. Однако между нарышкинской архитектурой и петровским барокко Петербурга первой четверти XVIII в. существует определенная преемственность, характерными примерами которой являются здания служившей для светских нужд Сухаревской башни (1692—1701 гг.) и церкви Архангела Гавриила или Меншиковой башни (1701—07 гг.) в Москве[15]. В основу композиции Меншиковой башни, построенной зодчим Иваном Зарудным на Чистых прудах в Москве для ближайшего сподвижника Петра I, князя Александра Меншикова, положена традиционная схема, заимствованная из украинской деревянной архитектуры — несколько уменьшающихся кверху поставленных друг на друга ярусных восьмигранников.
Нельзя не отметить, что создании архитектуры нарышкинского барокко, в отличие от петровского, отметились в основном русские мастера, что, безусловно, и определило специфичный характер построенных зданий — они представляли собой в большой степени древнерусские по характеру конструкции здания с заимствованными из западноевропейского зодчества деталями, как правило, носившими лишь декоративный характер.
Значение для русской архитектуры
Нарышкинский стиль наиболее сильно сказался на облике Москвы, но он также оказал большое влияние на развитие всей архитектуры России в XVIII в., будучи связующим элементом между архитектурой Москвы и строящегося Санкт-Петербурга. Во многом именно благодаря нарышкинскому стилю был сформирован самобытный образ русского барокко, что особенно отчётливо проявилось в его позднем, елизаветинском периоде: в шедеврах Бартоломео Растрелли-мл. черты московского барокко соединяются с элементами итальянской архитектурной моды того времени, во внешнем убранстве таких московских барочных зданий, как храм Святого Климента (1762—69 гг., арх. Пьетро Антони Трезини либо Алексей Евлашев), Красные ворота (1742 г., арх. Дмитрий Ухтомский) также видны черты нарышкинской архитектуры, прежде всего, характерное для неё сочетание красного и белого цветов в отделке стен.
Позднее, уже в конце XIX в. нарышкинская архитектура, многими воспринимая к тому времени, как типично русское явление, оказала определённое влияние на формирование так называемого псевдорусского стиля.
Список построек
В данном списке в хронологическом порядке перечислены наиболее известные постройки, созданные в нарышкинском стиле.
1686 | Борисоглебский собор | предположительно Яков Бухвостов | Рязанская область, г. Рязань, Трубежная ул., 9 |
ок. 1688 | Церковь Бориса и Глеба в Зюзине | — | Москва, Перекопская ул., 7 |
1685—87 | Церковь Успения Богородицы в Новодевичьем монастыре | — | Москва, Новодевичий пр., 1С1 |
1683—88 | Покрова Пресвятой Богородицы в Новодевичьем монастыре | — | Москва, Новодевичий пр.![]() |
1688—89 | Церковь Святого Духа в Солотчинском монастыре | предположительно Яков Бухвостов | Рязанская обл., Рязанский район, пос. Солотча |
1691 | Церковь Знамения на Шереметьевом дворе | — | Москва, Романов пер., 2 (во дворе) |
1691 | Церковь Смоленской иконы Богоматери в Софрине | — | Московская область, Пушкинский район, село Софрино. |
1693 | Церковь Св. Сергия в Могутове | — | Московская область, Наро-Фоминский район, село Могутово. |
1692—95, разр. в 1934 | Сухаревская башня | Михаил Чоглоков | Москва, в районе перекрестка Сухаревской пл. и проспекта Мира |
1690—96 | Покровская надвратная церковь в Высоко-Петровском монастыре | — | Москва, ул.![]() |
1693—96 | Церковь Покрова в Филях | — | Москва, Новозаводская ул., 6 |
1696 | Церковь Живоначальной Троицы в Хохлах | — | Москва, Хохловский пер., 12 |
1696 | Церковь Михаила Архангела в Станиславле | — | Московская область, Ленинский район, село Станиславль. |
1690—97, разр. в 1941 | Надвратный храм Новоиерусалимского монастыря | Яков Бухвостов | Московская область, Истринский район, г. Истра, на территории сегодняшнего «Историко-архитектурного и художественного музея „Новый Иерусалим“» |
1694—97 | Спасская церковь в Уборах | Пётр Шереметев, Кузьма Бакров, Яков Бухвостов[16] | Московская область, Одинцовский район |
1684-98 | Большой собор Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре | — | Москва, Донская пл.![]() |
1698 | Надвратная церковь Иоанна Предтечи в Солотчинском монастыре | — | Рязанская обл., Рязанский район, пос. Солотча |
1693—99 | Успенский собор Рязанского кремля | Яков Бухвостов | Рязанская область, г. Рязань, Кремль, «Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник» |
1696—99, разр. в 1935—36 | Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке | Пётр Потапов | Москва, ул. Покровка, рядом с д. 5 (бывший дом причта церкви) |
1702 | Церковь Троицы в Конобееве | — | Московская область, Воскресенский район, село Конобеево. |
1693—1703 | Церковь Архангела Михаила в Тропарёве | — | Москва, просп. Вернадского, 90 |
1698—1704 | Церковь Троицы в Троице-Лыковом | Яков Бухвостов | Москва, Одинцовская ул.![]() |
1705 | Троицкая церковь Ново-Голутвина монастыря | — | Коломна, Ул. Лазарева, 9-11 |
1705—07 | Церковь Архангела Гавриила или Меньшикова башня | Иван Зарудный | Москва, Архангельский пер., 15 |
1703—1708 | Церковь Св. Николая в Озерецком | — | Московская область, Дмитровский район, село Озерецкое. |
1708 | Церковь Смоленской иконы Богоматери в Кривцах | — | Московская область, Раменский район, село Кривцы. |
1703—1710 | Церковь Знамения в Холмах | — | Московская область, Истринский район, село Холмы. |
1713 | Церковь Покрова в Тропарёве | — | Московская область, Можайский район, село Тропарёво. |
Примечания:
- Следует иметь в виду, что в силу невозможности точного определения стилистических границ нарышкинского стиля, отдельные здания из приведённого списка могут рассматриваться некоторыми исследователями как относящиеся к иным стилям русской архитектуры
- Тёмным отмечены здания, являющиеся памятниками истории и культуры федерального значения
- Розовым цветом отмечены здания, внесённые в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
- Серым цветом отмечены утраченные здания
Значительные архитекторы
- Яков Бухвостов
- Иван Зарудный
- Пётр Потапов
- Осип Старцев
- Михаил Чоглоков
Интересные факты
- «Стиль московского (нарышкинского) барокко в храмовом зодчестве» согласно примерному содержанию образования по предмету «Православная культура» преподаётся при изучении художественной культуры православия[17].
Примечания
- ↑ Власов В.Г., «Нарышкинский стиль»//«Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства» в 8т., Т.1., СПб., «ЛИТА», 2000
- ↑ Наталья Мерзлютина «Надвратный храм Преображения Новодевичьего монастыря» XIV-MMV — 31.08.2005
- ↑ И.Л. Бусева-Давыдова «О концепциях стиля русского искусства XVII века в отечественном искусствознании»
- ↑ Владимир Седов «Стиль Вечного мира, или Польский ренессанс в Москве» XII-MMIV — 14.11.2004
- ↑ Владимир Седов «Стиль Вечного мира, или Польский ренессанс в Москве» XII-MMIV — 14.11.2004
- ↑ Наталья Мерзлютина «Надвратный храм Преображения Новодевичьего монастыря» XIV-MMV — 31.08.2005
- ↑ «Нарышкинский стиль»//Большая советская энциклопедия, 3-е изд.
- ↑ Кириллов В. В. «На переломе от Средневековья к Новому времени (русская модель европеизации архитектуры)»
- ↑ Бусева-Давыдова И.
Л. «Эволюция внутреннего пространства храмов XVII в. (на примере церквей Троицы в Никитниках и Покрова в Филях)» // Архитектурное наследство. Вып. 38. Проблемы стиля и метода в русской архитектуре / Российская Академия архитектуры и строительных наук. НИИ теории архитектуры и градостроительства; Под ред. Н.Ф.Гуляницкогою- М.: Стройиздат, 1995.- 400 с.: ил.
- ↑ «Яков Григорьевич Бухвостов (вторая половина XVII — начало XVIII вв.)» Люди русской науки: Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники/Под ред. С.И. Вавилова — М., Л.:Гос. изд-во техн.-теоретической лит-ры. — 1948
- ↑ Александр Можаев, «Покровка, 5. Дом причта церкви Успения на Покровке» // Москва, которой больше нет
- ↑ Кондратьев И.К., «Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель достопамятностей» — М. Воениздат, 1996
- ↑ «Ensemble of the Novodevichy Convent» (Advisory Body Evaluation) в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
- ↑ Ансамбль Новодевичего монастыря, объект № 1097 в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
- ↑ Власов В.
Г., «Нарышкинский стиль»//«Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства» в 8т., Т.1., СПб., «ЛИТА», 2000
- ↑ И. Л. Бусева-Давыдова «О роли заказчика в организации строительного процесса на Руси в XVII веке» // Архитектурное наследство. 1988. Сб. 36. Русская архитектура / ВНИИ теории архитектуры и градостроительства; Под ред. Н.Ф. Гуляницкого.- М.: Стройиздат, 1988.- 255 с.: ил.- C. 43-53
- ↑ Письмо Министерства образования РФ от 22 октября 2002 г. N 14-52-876ин/16
См. также
- Голицынское барокко
- Строгановский стиль
Ссылки
- Архитектура православного храма
- Московское барокко
- Московское зодчество — Московское барокко
- Искусство Москвы XVII века
- Нарышкинский стиль — явление в истории русской архитектуры
Литература
- «Барокко в России» (Сборник статей), М., 1926
- «Ежегодник Института истории искусств АН СССР», М.
, 1956
- Власов В. Г., «Нарышкинский стиль»// «Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства» в 8т., Т.1., СПб., «ЛИТА», 2000
- И. Давыдова. «Проблема „нарышкинского стиля“ в русском искусстве второй половины XVII века». Автореферат канд. дисс. М-1978.
Нарышкинское барокко — HiSoUR История культуры — Hi So You Are
Нарышкинское барокко, также называемое московским барокко, или московским барокко, — это название особого стиля барокко в архитектуре и декоре, который был в моде в Москве на рубеже 17-17 вв. начало 18 века.
Нарышкинское или московское барокко — условное название особого стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., начального этапа развития архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное направление обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и московских усадьбах строились храмы с элементами нового для России того времени стиля барокко.
Главное значение нарышкинского стиля в том, что он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровское барокко), построенным в западноевропейском духе Петербурга. Близкий к западноевропейскому барокко голицынский стиль строился одновременно с нарышкинским (возводимые в нем здания иногда относят к нарышкинскому стилю или используют обобщенное понятие «московское барокко»), только эпизод в истории русского барокко и не мог сыграть столь важную роль в истории русской архитектуры.
Наименование
Название «Нарышкинский» закрепилось за стилем после тщательного изучения в 1920-х годах. Покровская церковь, построенная в конце XVII века. Нарышкин Фили. С тех пор нарышкинскую архитектуру иногда называют «нарышкинской», а, учитывая основной ареал распространения этого явления, «московским барокко». Однако есть определенная трудность в сопоставлении этого архитектурного направления с западноевропейскими стилями, и связана она с тем, что, стадиально соответствующий раннему Возрождению, нарышкинский стиль по части формы не поддается определению в категории, сформированные на западноевропейском материале, в нем присутствуют черты как барокко, так и ренессанса и маньеризма. В связи с этим предпочтительнее использовать термин «нарышкинский стиль», имеющий давнюю традицию употребления в научной литературе.
Предпосылки возникновения
В XVII в. в русском искусстве и культуре появилось новое явление – их секуляризация, выразившаяся в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов, в частности, в архитектуре. Примерно со второй трети XVII в. начинается формирование и развитие новой, светской культуры.
В архитектуре светскость выражалась прежде всего в постепенном отходе от средневековой простоты и строгости, в стремлении к внешней живописности и изяществу. Все чаще заказчиками церковного строительства становились купцы и горожане. Это сыграло важную роль в характере возводимых зданий. Был построен ряд новых нарядных церквей, которые, однако, не нашли поддержки в кругах церковных иерархов, сопротивлявшихся секуляризации церковного зодчества и проникновению в него светскости. Патриарх Никон в 1650-х годах запретил строительство шатровых церквей, выдвинув традиционную пятиглавую церковь, что способствовало возникновению ярусных церквей.
Однако влияние светской культуры на русскую архитектуру продолжало возрастать, а также фрагментарно проникали в нее некоторые западноевропейские элементы. После заключения Россией Вечного мира с Речи Посполитой в 1686 году это явление приняло более масштабный характер: установившиеся контакты способствовали масштабному проникновению польской культуры в страну. Это явление не было однородным, так как тогда восточные окраины Речи Посполитой были заселены близкими по культуре православными культурами, и часть культуры, в том числе и чисто национальные элементы, была заимствована у них. Сочетание черт разных стилей и культур, а также определенное «переосмысление» их русскими мастерами и определили специфику нового зарождающегося архитектурного направления – нарышкинского стиля.
Стиль
Нарышкинское барокко представляет собой сплав традиционной русской архитектуры с элементами барокко, привезенными из Центральной Европы. Это контрастирует с более радикальным подходом петровского барокко, примером которого является собор св. Петра и Павла в Санкт-Петербурге и Меншикова башня в Москве.
Особенности
«Нарышкин стиль» тесно связан с узором, но это в какой-то мере дальнейший его этап, в котором проступают трансформированные формы западноевропейского зодчества – ордера и их элементы, декоративные мотивы, несомненно барочного происхождения .
Из архитектуры XVI века. его отличает пронзительная вертикальная энергия, скользящая по бокам стен, и выбрасывающая пышные волны узоров.
Для зданий «нарышкинского стиля» характерно смешение противоречивых направлений и течений, внутренняя напряженность, неоднородность структуры и декоративной отделки. В них присутствуют черты европейского барокко и маньеризма, отголоски готики, ренессанса, романтизма, слитые с традициями русского деревянного зодчества и древнерусского каменного зодчества. Характерен двойной масштаб – один гигантский, вертикально устремленный, а другой – миниатюрно-детальный. Эта черта нашла воплощение во многих архитектурных проектах Москвы на протяжении всей первой половины XVIII века. Многие традиции нарышкинского стиля можно найти в проектах И. П. Зарудного (Меньшиковская башня), Баженова и Казакова.
Элементы наружной отделки типичного маньеристического стиля используются не для расчленения и украшения стен, а для обрамления пролетов и украшения нервюр, как это было принято в традиционном русском деревянном зодчестве. Противоположный эффект производят элементы внутренней отделки. Традиционный русский цветочный узор приобретает барочное великолепие.
Характерная для европейского барокко непрерывное движение, динамика перехода лестниц из внешнего пространства во внутреннее, в нарышкинском стиле не получила столь явного воплощения. Лестницы скорее нисходящие, чем восходящие, изолирующие внутреннее пространство зданий от внешней среды. В них видны черты традиционного народного деревянного зодчества.
Лучшими образцами нарышкинского стиля являются появившиеся центрические ярусные храмы, хотя параллельно этой новаторской линии множество традиционных, бесстолпных, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных пятью главами церквей, обогатившихся новыми архитектурно-декоративными формами – прежде всего заимствованные из западноевропейской архитектуры элементы ордера, обозначающие тенденцию перехода от средневековой безордерной к последовательно ордерной архитектуре. Для стиля Нарышкина также характерно двухцветное сочетание красного кирпича и белого камня, использование в интерьерах полихромных изразцов, золоченой резьбы по дереву в традициях «русского узорочья» и «травяного орнамента». Сочетание стен из красного кирпича, отделанных белым камнем или гипсом, было характерно для построек Нидерландов, Англии и Северной Германии.
Здания, построенные в нарышкинском стиле, нельзя назвать истинно барокко в западноевропейском понимании. Нарышкин стиль в своей основе – архитектурной композиции – оставался русским, и лишь отдельные, зачастую едва уловимые элементы декора были заимствованы из западноевропейского искусства. Таким образом, композиция ряда возводимых церквей противоположна барочной – отдельные объемы не сливаются в одно целое, пластически переходят друг в друга, а располагаются один над другим и строго разграничены, что соответствует принципу формации, характерной для древнерусского зодчества. Иностранцами, как и многими россиянами, знакомыми с образцами западноевропейского барокко, стиль Нарышкина воспринимался как истинно русское архитектурное явление.
Здания
Одни из первых построек в новом стиле появились в Московской и Московской усадьбе боярского рода Нарышкиных (из рода матери Петра I Натальи Нарышкиной), в которых изящные многоярусные церкви из красного кирпича с резными белокаменными орнаментальными элементами (яркие примеры: церковь Покрова в Филях (1690-1693), Троицкая церковь в Троице-Лыкове (1698-1704), которым свойственна симметрия композиции, выдержанность масс и расположение пышного белокаменного декора, в котором вольно интерпретированный ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры, служит средством визуальной связи многогранного объема строительства.0003
Церковь Покрова в Филях построена по принципам формообразования, характерным для русского зодчества XVII века, представляя собой пятиглавый ярусный храм, в котором резко разграниченные объемы колокольни и церкви расположены на та же вертикальная ось, так называемый восьмиугольник на четырехугольнике. Четверик, окруженный полукружиями апсид, это собственно и есть сама Покровская церковь, а выше, на следующем ярусе, восьмигранник — церковь во имя Спаса Нерукотворного, перекрытая восьмеркой -тонированная арка. На нем возвышается звенящий ярус, выполненный в виде восьмигранного барабана и увенчанный изящной позолоченной граненой луковицей, а остальные четыре главы завершают апсиды церкви. В основании церкви есть гульбищи, вокруг церкви просторные открытые галереи. В настоящее время стены храма окрашены в розовый цвет, подчеркивающий белоснежные декоративные элементы здания.
Подобные черты имеет совершенно белоснежная церковь Троицы, расположенная в другой усадьбе Нарышкиных, Троице-Лыково, и построенная Яковом Бухвостовым. С именем этого крепостного по происхождению зодчего связаны и многие другие постройки в нарышкинском стиле. Показательно, что в бухвостовских постройках присутствуют элементы преднамеренно введенного западноевропейского ордера (соответствующая терминология используется в договорной документации), однако использование ордерных элементов отличается от принятого в европейской традиции: основной несущий элемент, как и в древнерусской архитектурной традиции, остаются стены, почти исчезнувшие среди множества элементов декора.
Другим выдающимся сооружением в нарышкинском стиле была построенная архитектором крепости Петром Потаповым для купца Ивана Матвеевича Сверчкова тринадцатиглавая Успенская церковь на Покровке (1696-1699), которой восхищался Бартоломео Растрелли, а Василий Баженов ставил в один ряд с ней. с собором Василия Блаженного. Церковь была настолько живописна, что даже Наполеон, приказавший взорвать Кремль, поставил возле нее специальную стражу, чтобы ее не поразил начавшийся в Москве пожар. До настоящего времени церковь не дошла, так как была разобрана в 1935-1936 гг под предлогом расширения тротуара.
В традициях нарышкинского стиля были перестроены многие храмы и монастыри, что отразилось, в частности, в ансамблях Новодевичьего и Донского монастырей, Крутицкой подворья в Москве. В 2004 году комплекс Новодевичьего монастыря был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе как «выдающийся образец так называемого «московского барокко» (критерий I), и как «выдающийся образец исключительно хорошо сохранившегося монастырского комплекса». , детально отражающий «московское барокко», архитектурный стиль конца XVII века. «(Критерий IV) . В монастыре сохранились стены и ряд церквей, построенных или перестроенных в нарышкинском стиле.
В архитектуре Петербурга начала XVIII в. Нарышкин стиль не получил дальнейшего развития. Однако между нарышкинской архитектурой и петровским барокко Петербурга первой четверти XVIII в. наблюдается определенная преемственность, типичными примерами которой являются здания, обслуживающие светские нужды, Сухарева башня (1692-1701) и церковь Архангела Гавриила или Меншикова башня (1701-1707) в Москве. В основу композиции Меншиковской башни, построенной архитектором Иваном Зарудным на Чистых прудах в Москве для ближайшего сподвижника Петра Великого князя Александра Меншикова, положена традиционная схема, заимствованная из украинского деревянного зодчества – несколько уменьшающаяся кверху
Значение для русской архитектуры
Нарышкин стиль наиболее сильно повлиял на облик Москвы, но он же оказал большое влияние и на развитие всей архитектуры России XVIII века, являясь связующим элементом между архитектурой Москвы и Санкт-Петербурга. Строящийся Петербург. Во многом именно благодаря нарышкинскому стилю сформировался самобытный образ русского барокко, особенно ярко проявившийся в его позднем елизаветинском периоде: в шедеврах Бартоломео Растрелли-младшего. Черты московского барокко сочетаются с элементами итальянской архитектурной моды того времени, во внешнем убранстве таких московских барочных зданий, как церковь Св. Климента (1762-69, архитектор Пьетро Антони Трезини или Алексей Евлашев), Красные ворота (1742, арх. Дмитрий Ухтомский) также отличает нарышкинская архитектура, особенно характерное для нее сочетание красного и белого цветов в отделке стен.
Позднее, в конце XIX в. Нарышкин зодчество, широко воспринимавшееся к тому времени как типично русское явление, оказало определенное влияние на формирование так называемого псевдорусского стиля.
Источник из Википедии
Нарышкин барокко | Русское зодчество
В западной архитектуре: Россия
…которое стало известно как нарышкинское барокко, восхитительным образцом которого является церковь Покрова Богородицы в Филях (1693 г. ) в имении боярина Нарышкина, чье имя стало отождествляется с этой фазой русского барокко.
Подробнее
«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»последовательность»:1},»imarsData»:{«INFINITE_SCROLL»:»»,»HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»}, «npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:» INDEX»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:403748}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:403748,»title»:»Нарышкин барокко»,»url «:»https://www.britannica.com/topic/Нарышкинское-Барокко»,»description»:»Западная архитектура: Россия: …которая стала известна как Нарышкинское барокко, восхитительным образцом которого является церковь Покрова Богородицы в Филях (169 г.3) в имении боярина Нарышкина, имя которого стало отождествляться с этой фазой русского барокко.»,»type»:»ТЕМА»,»titleText»:»Нарышкинское барокко»,»metaDescription»:»Другие статьи, где Нарышкин Барокко обсуждается: Западная архитектура: Россия: …которое стало известно как нарышкинское барокко, восхитительным образцом которого является церковь Покрова Богородицы в Филях (1693 г. ) в имении боярина Нарышкина, чье имя стало отождествляться с эта фаза русского барокко.»,»identifierHtml»:»Русская архитектура»,»identifierText»:»Русская архитектура»,»topicClass»:»topic»,»topicKey»:»Нарышкин-Барокко»,»articleContentType»:» ИНДЕКС»,»ppTecType»:»ВЕЩЬ»,»gaTemplate»:»ИНДЕКС»,»topicType»:»ИНДЕКС»,»relativeUrl»:»/topic/Нарышкин-Барокко»,»assemblyLinkPrefix»:»/media/1/ 403748/»},»topicLink»:{«title»:»Нарышкин барокко»,»url»:»https://www.britannica.com/topic/Нарышкин-Барокко»},»tocPanel»:{«title» :»Directory»,»itemTitle»:»Ссылки»,»toc»:null},»groups»:[]},»by line»:null,»citationInfo»:null,»websites»:null,»freeTopicReason»:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks»:[],»articleSchemaMarkup»:{«browserTitle»:null,»imageUrl»:null,» авторы»:null,»keywords»:»Нарышкин барокко»,»wordcount»:0,»url»:»https://www.britannica.com/topic/Naryshkin-Baroque»,»creationDate»:null,»modificationDate «:null,»description»:»Другие статьи, где обсуждается нарышкинское барокко: Западная архитектура: Россия: …которая стала известна как нарышкинское барокко, восхитительным образцом которого является церковь Покрова Богородицы в Филях (169 г.